Академический рисунок гипсовой головы обрубовка. Обрубовка, как основа для понимания сложных объемных форм. Обрубовка. Начинаем с простых форм


Месяц назад я набрала небольшую группу учеников, которым доверила сложное, но благодарное дело - подготовку к портрету.
Как вам известно, мы придерживаемся классической школы рисования, поэтому первой серьезной работой стал у нас рисунок обрубовки. Обрубовка- это гипсовая голова, как бы "вырубленная", то есть не слепленная в полном соответствии с анатомией человека, а сделанная из плоскостей, что добавляет ей определенную сложность, но в то же время, как говорится? "Тяжело в учении, легко в бою!"
Задач, которые решает качественный рисунок этого учебного пособия много, а главное, решать их нужно со всей серьезностью, тут вранье на уровне "я так вижу" совершенно не пройдет, потому как любой зритель заметит любую из ошибок, от портретного НЕсходства, что называется у художников "не попал в характер", до нарушений перспективы.
Я специально зашла сейчас в поисковик, чтобы найти примеры рисунков разных людей. Посмотрите сами: на них изображены совершенно разные люди! Причина проста. Ученики считаются физически готовыми к рисованию человека, если они прошли последовательно курс академического рисунка, начиная с простых натюрмортов и постановок геометрических тел, до гипсовых розеток и капители. Все это было и у нас.

И все-таки мы тоже, несмотря даже на многолетнюю подготовку некоторых учащихся, столкнулись с той же проблемой. Чутье мне подсказывало - еще до задания по компоновке головы в листе, предложить нарисовать эскиз. Иными словами, впервые познакомиться и "пощупать" карандашом. Результат меня огорчил: никто не "нашел" характер обрубовки. Это значило, что можно дать им закомпоновать, и они справятся, они грамотные, дать им знания пропорций по античному канону, и они также положат их на лист, можно рассказать о формообразующих плоскостях, и они, да, они способны выстроить, этому есть подтверждение - рисунки Художки. Но самое главное, что необходимо в портрете, характер, останется "за кадром". А это было бы непозволительным пробелом в учебной программе, поэтому мы договорились еще одно занятие посвятить "прощупыванию", и результаты меня удовлетворили в бОльшей степени, хотя и не вполне. Голова узнавалась, но была у всех разной. Способ изучения мы выбрали стандартный для нашей школы - короткие наброски по моему методу.
Тут я отвлекусь и сделаю небольшое отступление от темы, потому что этот вопрос мне задают, этим интересуются, и отвечать когда-то и где-то нужно. Итак, какую цель ставить перед собой, рисуя наброски. Я, Ольга Рубцова, отвечу, не задумываясь: важнее всего схватить характер. Тут важна ловкость рук, необходимая художнику. Потом анатомия, потом грамотность, и даже конструкция потом, если вы хотите стать художником... Не архитектором, не дизайнером, а рисовальщиком, воплотителем образа, мысли, фантазии... Вам необходимо научиться извлекать из собственного внутреннего мира то самое главное, что вас тревожит, чем хочется делиться. И вот для этого нужны художники. Правда, Мой муж, преподаватель скетчинга, считает иначе. Он ведет наброски с упором на динамику, учит распознавать потоки, пятна, одним словом, работа эта более интеллектуальная, нежели предлагаю я, и она направлена скорее на развитие логики и пропорционального глазомера. Конечно, можно сочетать два вида набросков, и даже можно найти для себя собственные задачи и делать наброски по-своему, для своей цели, но важно одно - количество переходит в качество, иначе мы рисуем уже не набросок. Тут пахнет уже зарисовкой, эскизом, чем угодно, но не мимолетно схваченным дуновением ветерка...
Итак, мы начали работу с головой именно с набросков. Для нашей Художки это были средние по количеству минут наброски, по 5 минут. Четыре года назад мы начали сокращать время и результат не заставил себя ждать: от одной до трех минут выходят такие вот картинки .
И вот, вчера был третий день с обрубовкой. Я попросила принести натянутые планшеты и была морально готова еще раз подробно рассказать о канонах построения, об особенностях модели, об опорных точках и... отпустить в плаванье... Но ребята мои попросили дать им еще один день на изучение головы.
Знаете, за что я люблю взрослого ученика? За то, что он умеет быть ответственным. Не нужна палка, не нужно уговаривать и искать подход. Строгость также необходима, но она уходит в критику и в желание не отойти от принципа. А принцип у меня один- пусть учеников будет мало, потому что я много требую, потому что сложно, но они будут иметь максимальный шанс на успех, иными словами - они смогут научиться самостоятельно рисовать...
А вот вам картинки с места событий.

Начало. Психологическая подготовка уже в заточке карандаша. Он должен быть острым, послушным, гибким:). Узнаете ящичек в кадре?:)) Там уже половина наполнена стружкой! Это хороший показатель, это же индикатор труда !

Голова ждет. Как и любую натуру, с которой вам предстоит работать, ее надо внимательно продумать, промыслить, прощупать, про... Про нее вам предстоит догадываться:), ведь всем известно, что мы можем видеть только одну сторону луны, а значит, если натура не ребенок, не животное, не вольная птица - пользуйтесь, рисуйте, рисуйте мысленно и по-настоящему, много-много!

В этот раз Саша сел, было рядом с дверью, но скоро перешел на любимое свое место- рядом с учебным шкафом)). Видите, как любопытны акварельные баночки, и наверняка образцы рисунков из книг хотят выпрыгнуть и поглядеть поближе на Сашино творчество... Саша, покажешь?

Не правда ли, уже похож?! Через неделю начнем построение на большом листе. Главная цель достгнута- с головой мы познакомились, хотя, конечно, на "ты" переходить пока рано:)). Учебная обстановка... Все серьезны... На первом рисунке, слева- Елена Николаевна. Она новичок и пока рисует цилиндр. В наших группах возможно решать разные задачи на одном и том же уроке, поскольку подход индивидуальный. Это значит, что мы ждем учеников любого уровня, и они смогут работать на своей стадии обучения рабом с теми, кто немного впереди, в этом я вижу даже како-то стимул расти, развиваться, догонять...

Кстати, сзади учениц два шкафа, наполненные реквизитом:). О! Это особая моя гордость! Наверное, надо как-нибудь написать историю о том, как я его собирала, как он интересен по тематикам... А вообще, вот на сайте три фотографии с маааленькой частицей нашей коллекции кувшинов и старинной кухонной утвари:).

Так... Ага, Саша снова перешел к двери и сел рядом с Алсу. Это правильно. Нужно посмотреть с разных сторон на натуру, нужно ее зарисовать по-разному, возможно, так и выйдет сродниться...

И вот что у нас вышло к концу занятия:


По-моему, уже вполне узнаваемый товарищ!

Репортаж с места событий будет продолжен со следующей стадией рисования и со следующими успехами, будьте на связи, пишите, приходите знакомиться и учиться:). И, кстати, присоединиться к группе рисующих голову тоже пока еще не поздно!

P.S. Приношу извинения тем, кто не попал в кадр. Впрочем, вы и не рвались особенно:))

Тема: Построение гипсовой головы Обрубовки по Гудону.

Цель: Овладеть методом анализа и выражения большой формы при построении головы Обрубовки.

Задачи:

Развить образное и техническое мышление, пространственное видение.

Логически осмысливать и ясно представлять образ данной пластической головы.

Создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач.

Увидеть пропорции, конструкции и объем постановки.

Использовать приемы выразительности для выявления света и глубины пространства.

6. Передавать объём с помощью светотени. Работа рассчитана на 6 академических часов. Материал: карандаш, ½ ватмана. (допускается формат А3)

Обрубовка - гипсовая голова обобщенных плоскостей, изготовленная на основе экорше Гудона, французского скульптора, выдающегося мастера психологического портрета. Это учебное пособие дает представления о построении объемно-пространственной конструкции головы, закономерностях светотени, перспективных сокращений.

Обрубовка полезна на первых порах обучения, когда демонстрация основных законов формообразования и перспективы помогает в построении объема, выявлении формы.

Если ученик не будет осмысливать и представлять особенности формы головы, а будет ограничиваться только своими ощущениями и восприятиями, то он вынужден будет пойти по пути пассивного копирования натуры, срисовывания внешнего вида.

Изучение метода анализа и выражения в рисунке «большой формы» для учащихся часто сопровождается трудностями. Начиная изображать общую форму головы, учащиеся, как правило, ограничиваются линейным абрисом головы и сразу же переходят к деталям, не уточнив ни характера формы головы, ни ее объема. Отсюда и детали они начинают рисовать не с выявления основы формы, а со срисовывания конфигурации формы носа, глаз, губ.


Необходимо построение головы начинать с более обобщенных форм, такой метод построения называется ОБРУБОВОЧНЫЙ и в этом нам поможет голова Обрубовки.

Многие известные мастера начинали свои шедевры именно с этого метода построения. Обрубовочный метод был разработан еще в эпоху Возрождения Альбрехтом Дюрером. Вслед за А. Дюрером художники-педагоги для обучения рисунку головы стали разрабатывать свои схемы выражения конструктивной основы формы головы, с помощью которых помогали ученикам быстрее и лучше усваивать учебный материал. В дальнейшем, разрабатывая методику рисования головы человека, каждый автор пособия старается по-своему трактовать метод использования конструктивной схемы. Одни брали за основу схему А. Дюрера и предлагали сразу намечать все конструктивные линии. Другие отдавали предпочтение схеме Г. Гольбейна, которая ограничивалась «крестовиной» - линией разреза глаз и профильной, третьи старались совместить и то, и другое.
Конструктивный рисунок обрубовочной головы дает возможность обобщать и упрощать формы для лучшего понимания и анализа - начальной стадии построения изображения.



Обрубовочная голова представляет собой схему главного строения головы.
Обрубовка делит голову на множество планов и плоскостей, которые можно условно объединить в шесть больших планов: передний, задний, два боковых, верхний и нижний.

Только изучив расположение планов на обрубовочной голове, можно затем видеть эти планы и на гипсовой голове и на живой.
Чтобы научиться видеть цельно, надо знать, из каких элементов это целое состоит, как эти детали и части соподчиняются между собой. Овладение методом анализа и выражения большой формы дает ученику опыт зрительно предугадывать результат построения изображения, то есть заранее представлять, как будет выглядеть его рисунок в конечном виде.
В основу данного задания положен аналитический метод. Изображая обобщенную форму обрубовочной головы, ученик должен научиться видеть, как слагается из отдельных плоскостей объем, как организуется конструктивная основа формы, должен как бы осязать форму зрительно, а движения руки с карандашом подчинять пластическому выражению этой формы, причем обобщенно, без мелочей.

ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Конструктивное построение

Необходимо определить, где будет находиться голова в листе ватмана формата А2. Для этого наметим габаритные размеры, найдя соотношения ширины и высоты изображаемого объекта. Необходимо оставить больше места со стороны лицевой части.



Определим ракурс головы.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Взаимодействие и сотрудничество, являются специфическими средствами решения продуктивных задач и условием овладения учащимися познавательной деятельности. Учащийся, наблюдающий натуру, для того, чтобы голова не получилась кривой, чтобы не было грубого нарушения пропорций, должен использовать пути, облегчающие работу - он должен знать нормы, правила и законы, которыми пользовались художники до него и которые помогали им в их работе.

Аксенов К. Рисунок. В помощь начинающему художнику- оформителю. М.,1987.

Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.,1957.

3. Ли Н. основы учебного академического рисунка. М.,2003.

4. Ли Н. Голова человека. Основы учебного академического рисунка. М.,2009.

5. Радлов Н. Рисование с натуры. 3-е издание. Л., 1978.

6. Ростовцев Н. Академический рисунок. 3-е издание, дополненное и переработанное. М.,1995.

Построение гипсовой головы Обрубовки по Гудону

Как правило построение головы начинается с более обобщенных форм, такой метод построения называется ОБРУБОВОЧНЫЙ. Многие известные мастера начинали свои шедевры именно с этого метода построения. Думаю вам будет интересно знать как это делается. Итак приступим.
Изображаемая голова » обрубовка».

1) Сперва нам нужно определить, где будет находиться наша голова в листе бумаги (формат А3 или А2) . Для этого наметим габаритные размеры, вымеряв соотношения ширины и высоты изображаемого объекта. Лучше всего оставить больше места со стороны лицевой части.

2) Дальше наметим общий объём головы, определим ракурс, нахождение лицевой части в вашем ракурсе.
3) поделим лицо на пропорциональные части лица (в данном ракурсе средняя линия глаз расположена по середине) наметим кончик носа, переносицу, надбровные дуги, среднюю линию рта, подбородок.

4) Найдём наклон самой головы, и линии лицевых частей в перспективе (происходит сокращение)
Что ближе к нам, кажется больше, что дальше — меньше, то есть сокращается.

5)Найдём под каким углом нос, построем осевую для лицевой части. Начинаем с построения носа.

Всё зависит от нашего ракурса, если мы находимся ниже изображаемого обьекта, мы видим нижнюю грань носа, если справа от объекта — правую грань носа, и фронтальную, в перспективе.(как в нашем случаи. Вот примеры построения носа обрубовкой.

6) таким же образом построим и другие части лица:
Глаза

Губы и подбородок

Следует строить по граням всё лицо и голову. И в результате мы получим это:

РАБОТА НАД ШТРИХОВКОЙ
1) Определим с какой стороны падает свет.

В нашем случае Сверху справа.
В таком случае грани на которые попадает прямой свет самые светлые, на которые скользящий свет — чуть темнее, самые тёмные грани отвёрнуты от света. следует не забывать о рефлексах, но они не светлее чем свет. Если вы рисуете гибсовую голову (как в моём случае) не забывайте об материальности гибса. Следует усилить пограничные контрасты, и сделать ярче рефлексы и свет.
В итоге вот что получится:

P.S. Спасибо всем кому понравился мой урок, я старалась. Буду рада видеть ваши роботы. И удачи вам в ваших начинаниях и талантах. Если есть вопросы по уроку. выслушаю, и чем смогу помогу. Извените за качество изображений (сделано на мобильный телефон). Автор первой обрубовки я Art_Yana. Источник

Методика представлена на Всемирный конкурс рисунков и методик ART LESSON

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Художник-педагог должен не только сам владеть достаточно высоким уровнем уме­ний, навыков реалистического рисования, живописи, композиции, глубоко понимать сущ­ность творчества, ясно представлять процесс формирования художественного образа, но и уметь донести до учеников свое видение, понимание, передать навыки.
Я, Андриянова Елена Николаевна, являюсь преподавателем рисунка, живописи, композиции, изомодели в МБОУ ДОД «Детская художественная школа» г. Димитровграда, образование — Самарский государственный университет по специальности Изобразительное искусство и черчение, по специализации Мировая художественная культура, общий педагогический стаж — 20 лет.
Прочитав положение о Международном открытом конкурсе рисунков и методик ART LESSON, поняла, что мы с Гиматдиновой Ренатой, моей ученицей, должны поучаствовать и справиться с поставленной задачей конкурса.
В действительности каждый учитель мечтает об идеальном ученике. Данный конкурс предоставил мне возможность продемонстрировать творческий потенциал, мой, как педагога, и моей ученицы.


Гиматдинова Рената является золотой медалисткой 4-ого регионального этапа дельфийских игр в 2013 году, проходившего в городе Ульяновске, вошла в состав делегации Ульяновской области для участия XIII Молодежных Дельфийских игр России и I Открытых европейских Дельфийских игр, в 2015 году получила премию от губернатора за высокие достижения в учёбе. Она лауреат и победитель конкурсов межрегионального и всероссийского уровня, в её портфолио немало и гран-при по изобразительному искусству. Рената всегда правильно распределяет свою работу во времени, постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры, иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях и делится своим опытом. Рената всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не пасует перед трудностями.
Важным моментом в нашем общении является то, что процесс обучения – это движение «навстречу». Обучение по рисунку ведётся на основе фундаментальных академических принципов и разработок. Они есть в учебниках. Особых открытий нет, учу по наработанным методикам, опираясь на многолетний стаж. Открытия происходят в процессе общения. Я, как преподаватель стараюсь открывать различные грани дарований в моей ученице, а она в свою очередь помогает мне «оттачивать» мастерство педагога. На мой взгляд это и есть взаимное сотрудничество, когда ученик и учитель «движутся» на встречу друг к другу.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Тема: Построение гипсовой головы Обрубовки по Гудону.
Цель: Овладеть методом анализа и выражения большой формы при построении головы Обрубовки.
Задачи:
1. Развить образное и техническое мышление, пространственное видение.
2. Логически осмысливать и ясно представлять образ данной пластической головы.
3. Создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач.
4. Увидеть пропорции, конструкции и объем постановки.
5. Использовать приемы выразительности для выявления света и глубины пространства.
6. Передавать объём с помощью светотени.
Работа рассчитана на 6 академических часов.
Материал: карандаш, ½ ватмана.
Обрубовка - гипсовая голова обобщенных плоскостей, изготовленная на основе экорше Гудона, французского скульптора, выдающегося мастера психологического портрета. Это учебное пособие дает представления о построении объемно-пространственной конструкции головы, закономерностях светотени, перспективных сокращений.
Обрубовка полезна на первых порах обучения, когда демонстрация основных законов формообразования и перспективы помогает в построении объема, выявлении формы.
Если ученик не будет осмысливать и представлять особенности формы головы, а будет ограничиваться только своими ощущениями и восприятиями, то он вынужден будет пойти по пути пассивного копирования натуры, срисовывания внешнего вида.
Изучение метода анализа и выражения в рисунке «большой формы» для учащихся часто сопровождается трудностями. Начиная изображать общую форму головы, учащиеся, как правило, ограничиваются линейным абрисом головы и сразу же переходят к деталям, не уточнив ни характера формы головы, ни ее объема. Отсюда и детали они начинают рисовать не с выявления основы формы, а со срисовывания конфигурации формы носа, глаз, губ.


Необходимо построение головы начинать с более обобщенных форм, такой метод построения называется ОБРУБОВОЧНЫЙ и в этом нам поможет голова Обрубовки.
Многие известные мастера начинали свои шедевры именно с этого метода построения. Обрубовочный метод был разработан еще в эпоху Возрождения Альбрехтом Дюрером. Вслед за А. Дюрером художники-педагоги для обучения рисунку головы стали разрабатывать свои схемы выражения конструктивной основы формы головы, с помощью которых помогали ученикам быстрее и лучше усваивать учебный материал. В дальнейшем, разрабатывая методику рисования головы человека, каждый автор пособия старается по-своему трактовать метод использования конструктивной схемы. Одни брали за основу схему А. Дюрера и предлагали сразу намечать все конструктивные линии. Другие отдавали предпочтение схеме Г. Гольбейна, которая ограничивалась «крестовиной» - линией разреза глаз и профильной, третьи старались совместить и то, и другое.
Конструктивный рисунок обрубовочной головы дает возможность обобщать и упрощать формы для лучшего понимания и анализа - начальной стадии построения изображения.
Обрубовочная голова представляет собой схему главного строения головы.
Обрубовка делит голову на множество планов и плоскостей, которые можно условно объединить в шесть больших планов: передний, задний, два боковых, верхний и нижний.
Только изучив расположение планов на обрубовочной голове, можно затем видеть эти планы и на гипсовой голове и на живой.
Чтобы научиться видеть цельно, надо знать, из каких элементов это целое состоит, как эти детали и части соподчиняются между собой. Овладение методом анализа и выражения большой формы дает ученику опыт зрительно предугадывать результат построения изображения, то есть заранее представлять, как будет выглядеть его рисунок в конечном виде.
В основу данного задания положен аналитический метод. Изображая обобщенную форму обрубовочной головы, ученик должен научиться видеть, как слагается из отдельных плоскостей объем, как организуется конструктивная основа формы, должен как бы осязать форму зрительно, а движения руки с карандашом подчинять пластическому выражению этой формы, причем обобщенно, без мелочей.

ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Конструктивное построение
1) Необходимо определить, где будет находиться голова в листе ватмана формата А2. Для этого наметим габаритные размеры, найдя соотношения ширины и высоты изображаемого объекта. Необходимо оставить больше места со стороны лицевой части.
2) Наметим общий объём обрубовочной головы.
3) Определим ракурс головы.
4) Найдём лицевые части в нашем ракурсе.
3) Поделим лицо на пропорциональные части лица. Наметим профильную линию.


Зная месторасположение профильной линии, Рената легко определила и положение головы в пространстве. Для этого надо мысленно соединить прямой линией точку соприкосновения профильной линии с линией надбровных дуг (переносицу) и точку соприкосновения профильной линии с линией основания подбородка и определить, какой угол образуется между этой линией и вертикалью, в таком же наклоне будет и вся голова.
Поскольку профильная линия делит голову на две симметричные части, то Ренате легко следит за расположением парных форм (выступы скуловых костей, глазничные впадины, уголки гy6, крылья носа), которые в рисунке намечаются одновременно. Она наметила кончик носа, переносицу, надбровные дуги, среднюю линию рта, подбородок.
Горизонтальные конструктивные линии между собой параллельны и членят голову на пропорциональные части. Линии надбровных дуг, основания носа и подбородка делят голову на три равные части. Эту закономерность пропорционального членения головы установили еще художники древности. Трехчастное деление формы головы мы находим и в каноне пропорций Древнего Египта, и у художников Древней Греции и Рима. Художники эпохи Возрождения на основе математического измерения также приходили к выводу, что лицевая часть головы делится на три равные части.
Необходимо помнить, что то, что ближе к нам, кажется больше, что дальше - меньше, то есть сокращается.



Тональная работа (минимальна).
1) Определим с какой стороны падает свет.
Грани на которые попадает прямой свет самые светлые, на которые скользящий свет - чуть темнее, самые тёмные грани отвёрнуты от света.
Следует не забывать о рефлексах.
2) Необходимо добиться цельности изображения.


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
Дюреровская схема строения формы человеческой головы не есть абсолютная истина, но она, безусловно, правильно раскрывает конструктивную основу формы. Канон древних о членении головы на три равные части не есть абсолютная пропорция для каждого человека, но как общая закономерность пропорционального членения - она верна.
Построение обрубовочной головы помогает не только изучить методическую последовательность построения изображения, но и овладеть языком реалистического искусства. Когда учащийся определяет направление плоскостей в пространстве и старается их правильно передать в рисунке, он учится по средствам графики передавать образ объекта, следовательно, овладевает и языком рисунка.
Рената с данным заданием справилась легко.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Взаимодействие и сотрудничество, являются специфическими средствами решения продуктивных задач и условием овладения учащимися познавательной деятельности. Учащийся, наблюдающий натуру, для того, чтобы голова не получилась кривой, чтобы не было грубого нарушения пропорций, должен использовать пути, облегчающие работу - он должен знать нормы, правила и законы, которыми пользовались художники до него и которые помогали им в их работе.
Зная всё это, Рената не должна была постоянно проверять пропорциональные отношения в рисунке с помощью линейки и циркуля, что делают иногда учащиеся.


Повторяя слова великих художников эпохи Возрождения, хочется сказать, что линейка и циркуль должны быть в глазах художника, а не в руках: рука наносит изображение на бумагу, а глаз художника проверяет ее действия.
Преподавателям рисунка следует помнить, что специальные задания на линейно-конструктивное построение изображения формы головы помогают учащемуся лучше усваивать учебный материал, приучают его во время рисования постоянно мыслить и рассуждать, отучают от пассивного копирования светотеневых эффектов, так как с помощью этих заданий рисовальщик начинает понимать, что структура формы всегда остается постоянной.
СПИСОК ЦИТИРУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аксенов К. Рисунок. В помощь начинающему художнику- оформителю. М.,1987.
Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.,1957.
Ли Н. основы учебного академического рисунка. М.,2003.
Ли Н. Голова человека. Основы учебного академического рисунка. М.,2009.
Радлов Н. Рисование с натуры. 3-е издание. Л., 1978.
Ростовцев Н. Академический рисунок. 3-е издание, дополненное и переработанное. М.,1995.
Ростовцев Н. Рисование с натуры. Л., 1962.
Ростовцев Н. Учебный рисунок. М., 1976.
Ростовцев Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе М., 1983.
Хогарт Б. Рисуем голову человека Мн.. ООО «Потурри», 2002.
Хогарт Б. Динамическая анатомия для художника М., 2004.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме