Анализ рассказа ю яковлева сердце матери. Юрий Яковлев «Сердце земли». Отрывок из повести читает Александра Белова

Одно из требований ФГОС – “формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении” .

“Необходимы изменения в содержании обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Современный педагог должен стать создателем новых заданий, педагогических ситуаций, направленных на использование обобщенных способов деятельности, создание учащимися собственных продуктов в освоении знания” на основе базовых понятий. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиться оптимального результата .

В процессе работы с художественными текстами были выявлены методические приемы работы с произведениями малой прозы, собран банк таких текстов для учащихся 5-11 классов.

Новизна представляемого материала заключается в том, что художественные тексты, используемые на уроках внеклассного чтения, - это тексты произведений, которые не имеют методического сопровождения.

Актуальность определяется тем, что предложенные тексты способствуют духовно-нравственному воспитанию младших подростков и старшеклассников, решают задачу социальной адаптации учащихся, стимулируют интерес к изучению классической, краеведческой литературы через современную проблематику, поиск ответов на личностно-значимые для учащихся вопросы-проблемы. Актуальность опыта обуславливается и тем, что с каждым годом увеличивается количество детей, выбирающих экзамен по литературе в 9 и 11 классах; умения анализировать художественный текстдает широкие возможности для подготовки учащихся к экзаменам, олимпиадам, творческим литературным конкурсам. Задания в формате ОГЭ и ЕГЭ по литературе связанные с анализом литературного произведения для многих учащихся оказывается самым сложным, потому что требует суждений самого ученика, основанных на умении анализировать художественный текст.

Решить эти задачи помогают уроки обучения анализу эпического произведения. Для таких уроков собраны произведения, интерпретация которых может быть проведена на одном уроке литературы или уроке внеклассного чтения.

Разработана модель урока литературы в 10 классе по теме: “Обучение анализу эпического произведения. На примере рассказа Юрия Яковлева “Сердце земли”. (Приложение 1 “Модель урока литературы”)

Собран банк малой прозы (список произведений малой прозы, рекомендуемый учащимся), тексты используются учителем на уроках, учитывая возраст учащихся, степень сформированности литературоведческих компетенций, некоторые из произведений были даны для целостного анализа художественного прозаического текста на муниципальном этапе олимпиада по литературе в 2011-2016 г. (Приложение 2 “Список произведений малой прозы, рекомендуемый учащимся”).

Литература

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М. : Просвещение, 2011. - 342 с. - (Стандарты второго поколения).
  2. Практики гуманитарного образования: проектирование – событийность – текст. Москва – Киров, 2016.-199с.
  3. Дрозд Б.Д. Уроки анализа литературного произведения. - Ростов н/ Д: Феникс, 2008.- 248с.
  4. Развитие научно-методического ресурса школы по осуществлению комплексного подхода к оценке достижения планируемых результатов ФГОС”: / авт.-сост. Г.Н. Карсакова.– Киров.–2014 -207с

Модель урока литературы

Дидактическая цель: способствовать развитию комплекса умений для подготовки учащихся к ЕГЭ средствами средствами технологии проблемного обучения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений

Познавательные:

  • уметь анализировать художественное произведение, особенности композиции, образной системы, мотивов и проблематики
  • уметь давать прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию
  • уметь подтверждать свои мысли текстом.

Развивающие:

  • развитие образного, логического, критического мышления
  • развитие речи учащихся
  • развитие творческих и аналитических способностей учащихся
  • развитие навыков работы с текстом с целью поиска необходимой информации

Воспитательные:

  • формировать гражданскую позицию на основе принятия традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических ценностей
  • формировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
  • формировать художественный вкус, умение ориентироваться в мире литературы.
  • помочь осознать свои сильные и менее сильные стороны в анализе эпического произведения (как важной части подготовки к ЕГЭ)

Методы: проблемного обучения.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • групповая,
  • фронтальная.

Средства обучения:

Рассказ Ю.Яковлева “Сердце земли”

  1. Словарь литератураведческих терминов. Автор -составитель С.П. Белокурова (М.: Просвещение, 1989).
  2. Тетрадь ученика по литературе.
  3. Мультимедийное сопровождение урока.

Ход урока

Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Оргмомент Приветствует учащихся.

Создаёт позитивный настрой.

Предлагает проверить готовность рабочих мест.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность рабочего места

2. Целеполагание и мотивация Сообщает учащимся, что цель урока - учиться писать “Рассуждение на заданную тему” (задание в формате ЕГЭ) на материале рассказа Ю.Яковлева “Сердце земли”.

Обращает внимание учащихся на “Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом”.

Называет тему урока “Анализ эпического произведения”, предлагает учащимся вспомнить содержание прочитанного дома рассказа “Сердце земли” и ответить на вопрос:

“Какова тема произведения?”

С какими произведениями на эту тему вы знакомы?

Подводит учащихся к формулировке проблемного вопроса урока

“Почему рассказ Юрия Яковлева “реквием” по погибшим в Великой Отечественной войне”?

Слушают учителя, осмысливают цель, тему урока.

Вспоминают

“Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом”

Вспоминают содержание рассказа, отвечают на вопрос.

Формулируют проблему урока с помощью учителя.

3. Актуализация знаний Предлагает найти в словаре определение понятия “реквием”

Предлагает учащимся ответить на вопросы:

Определите, как связано название с темой, образами в рассказе.

Каким образом соотносятся заглавие и содержание текста?

Какое изобразительно- выразительное средство лежит в основе названия рассказа?

Определите, как “развертывается” заглавие в тексте, какие художественные образы произведения связаны с ним.

Кому посвящен рассказ?

Находят определения в словаре, выбирают правильный вариант.

Отвечают на вопросы учителя, используя содержание рассказа.

4. Систематизация и обобщение Организует работу учащихся в группах.

Предлагает ответить на проблемные вопросы, используя текст, материалы записей в тетрадях:

1 группа “Какова роль пейзажа как элемента композиции в раскрытии идеи произведения?”

2 группа “Какова роль образа дома в раскрытии идеи произведения?”

3 группа “Какова роль образа времени в данном тексте?” “Почему пространственный образ имеет и временное значение?”

4 группа “Как образ рассказчика помогает понять авторский замысел”

5 группа “Как раскрывается в тексте мотив памяти (эмоциональной, обонятельной, зрительной осязательной, слуховой)” (Приложение 1 )

Предлагает представителям групп выступить с сообщениями, а остальным учащимся по ходу выступлений продолжить краткие записи в тетрадях.

Работают в группах, выполняют задания.

Слушают сообщения.

Делают краткие записи в рабочих тетрадях по ходу выступлений представителей групп

5. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации Предлагает, используя текст, материалы выступлений, записи в тетради, продумать вывод-сообщение по проблеме урока “Почему рассказ Юрия Яковлева “реквием” по погибшим в Великой Отечественной войне?”

Обращает внимание учащихся на “Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом”

Предлагает одному ученику выступить с сообщением по проблеме урока, остальным, при необходимости дополнить ответ.

Каждый ученик готовит вывод-сообщение по проблеме урока с учетом требований к

развернутому ответу.

Делают вывод-сообщение по проблеме урока, ориентируясь на

“Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом”.

6. Проверка уровня обученности Предлагает учащимся оценить сообщение ученика по проблеме урока в соответствии с “Критериями проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом” Оценивают сообщение в соответствии с “Критериями оценки “Заданий с развернутым ответом”.
7. Информация о домашнем задании Предлагает учащимся домашнее задание:

Дайте связный ответ на вопросы в объеме 5-10 предложений:

2. Какие художественные средства показывают трагедию войны?

Осмысливают задание, записывают задание в дневник.
8.Рефлексия. Подводит итог урока, анализирует ответы учащихся.

Предлагает продолжить предложение:

В моей памяти война живет в образах…

Вместе с учителем подводят итог урока.

Приложение 1 (задания группам)

1 группа.

Задание. Какова роль пейзажа как элемента композиции в раскрытии идеи произведения?

1.Ответьте на вопросы

1) Какие слова одной лексико-семантической группы повторяются при описании весеннего пейзажа?

2) Какие образы доминируют в начале и в финале рассказа?

3) Какой из них является сквозным? Почему?

4)Какие функции выполняют эти образы в тексте?

2.Прочитайте отрывок из рассказа, который наиболее ярко иллюстрирует состояние героя в финале рассказа.

2 группа.

Задание. “Какова роль образа дома в раскрытии идеи произведения?”

Многозначность образа дома в рассказе.

1.Ответьте на вопросы

  1. Как вписан в смысл названия и композицию рассказа образ дома?
  2. Как через рассказ о нём раскрывается духовный мир ребёнка?
  3. Как отразились в образе дома человеческие, семейные отношения?
  4. Что свойственно всем обитателям дома?
  5. Каково отношение автора к ним и как оно выражается?
  6. Какова роль образа дома в раскрытии идеи произведения?
  7. Как происходит расширение границ пространства дома?

2.Прочитайте отрывок из письма, который наиболее ярко описывает тоску по дому.

3 группа.

Задание. “Какова роль образа времени в данном тексте?” “Почему пространственный образ имеет и временное значение?”

1.Ответьте на вопросы:

  1. Какие важные для автора события или ситуации выделены в повествовании?
  2. Почему некоторые события (какие именно) имеют значение многократности действия?
  3. Какие языковые средства выражения пространственных отношений в рассказе выполняют эмоционально-экспрессивную функцию?

2.Прочитайте отрывок из рассказа, который наиболее ярко описывает состояние героя в военное время.

4 группа

Задание. “Как образ рассказчика помогает понять авторский замысел”

Ответьте на вопросы:

  1. Каким вы видите рассказчика в начале рассказа?
  2. Как характеризует рассказчика его поведение на войне, каким вы видите его в эпизоде ранения?
  3. Как в финале рассказа показано взросление рассказчика, какой философский смысл имеет финал рассказа?

5 группа

Задание . “Как раскрывается в тексте мотив памяти (эмоциональной, обонятельной, зрительной осязательной, слуховой)”

Ответьте на вопросы:

  1. Как создаются зрительные образы, отражающие мотив памяти. Какие тропы использованы автором?
  2. Какими лексическими средствами передает автор зрительные впечатления героя, раскрывает взаимосвязь картины природы и эмоционального состояния героя?
  3. Приведите примеры употребляемых в рассказе выразительных средств, раскрывающих мотив памяти.

Приложение 2

(к модели урока)

Какие художественные средства показывают трагедию войны?(ответ на вопрос ученицы 10 Б класса Кудрявцевой Марии”)

Рассказ Юрия Яковлева “Сердце земли” - это настоящий реквием по погибшим в Великую Отечественную войну, по разрушенным семьям и сломанным судьбам миллионов людей. Все произведение пронизано воспоминаниями, горькими и тяжелыми. Этот рассказ напоминает нам об ужасной трагедии, которая обрушилась на нашу Родину. И чтобы погрузить читателя в атмосферу военного времени, автор использует множество художественных приемов.

Воспоминания главного героя о матери и о родном доме переплетаются с детальным описанием, природы, автор рисует перед нами весенний пейзаж, используя для этого сравнения и эпитеты: “На белом снегу красный гибкий прутик вербы возникает жилкой, в которой бьется кровь. Рядом с красной жилкой - голубая. Это весеннее солнце растопило снег и вызвало к жизни родничок талой воды. Красная артерия и синяя весна”, “ верхняя розоватая шкурка бересты лопнула и трепещет на ветру, как папиросная бумага”. Кроме того, Яковлев показывает нам холодную и мрачную картину блокадного города, для этого он использует различные метафоры: “в ледяном городе, где печи мертвы”, “в нее стреляли голодом”, также писатель употребляет приложения: “Голод - обстрел, голод - бомбежка, голод - пожар”.

Таким образом, применение различных тропов показывает нам трагедию войны.

Так как рассказ “Сердце земли” является автобиографическим, то во многих эпизодах мы можем проследить авторскую позицию, но финальная сцена является ключевой. Здесь Яковлев приводит нас к выводу о том, что сердце матери никогда не угаснет и не истлеет, оно будет вечно любить свое дитя, хранить и оберегать. Сердце матери станет сердцем земли.

5-6 класс

  1. А.И.Куприн “Чудесный доктор”
  2. М.Е.Салтыков – Щедрин “Пропала совесть”
  3. И.С. Тургенев “Воробей”
  4. К.Паустовский “Заячьи лапы”
  5. М.Пришвин “Паутинка”
  6. В.Крупин “Сбрось мешок”

7-8 класс

  1. И.А.Бунин “Лапти”
  2. А.Грин “Дикая мельница”
  3. М.Шукшин “Микроскоп”
  4. Ю.Яковлев “Забор с голубым глазом”
  5. Л.Улицкая “Бумажная победа”
  6. Т.Крюкова “Творец”
  7. В.А.Солоухин “Мститель”
  8. Е.Габова “Не пускайте рыжую на озеро”

9-11 класс

  1. Д.С.Лихачев “Пушкин”
  2. В.Ф.Одоевский “ Индийская сказка о четырех глухих”
  3. А.П.Чехов “На святках”
  4. Ю.Яковлев “Сердце земли”
  5. К.Симонов “Свеча”
  6. Ю.Буйда “Все больше ангелов”
  7. Л.Улицкая “Народ избранный”
  8. З. Прилепин “Белый квадрат”
  9. В.Набоков “Красавица”

Гимном материнской любви является текст Ю.Яковлева, в котором говорится о том, что главный герой, получив на войне ранение, испытывая боль и жажду, зовёт на помощь мать…И вдруг чувствует «знакомое прикосновение руки», слышит «родной голос», и сразу смолкает « грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник». Мать поддерживала его « голову осторожно, боясь причинить боль». Она поила сына из холодного ковшика, отводила от него смерть. Потом уже солдат поймет, что в незнакомом селе, у колодца, он принял чужую мать за свою, потому что «у всех матерей есть великое сходство»: исцеляющее чувство любви.

У поэта Н.Некрасова есть замечательные строки:

Мы слышим, как дети зовут матерей,

Далеких, но рвущихся к детям.

Великое чувство! Его до конца

Мы живо в душе сохраняем,-

Мы любим сестру, и жену, и отца,

Но в муках мы мать вспоминаем!

Таким образом, материнскую любовь нельзя ничем и никем заменить. Считаю, что это огромная сила, на которой держится мир. Материнская любовь – это огромное чувство каждой матери к своему ребенку, это поддержка и забота его в трудную минуту.

Вика

Текст 8.6 (из рассказа Ю. Я. Яковлева «Сердце земли»)

(1)Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.

(2)Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу. (3)Но по-настоящему земля открылась мне на войне. (4)Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (5)Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.

(6)Один, только один раз земля не уберегла меня...

(7)Я очнулся в телеге, на сене. (8)Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. (9)Пить хотели губы, голова, грудь. (10)Всё, что было во мне живого, хотело пить. (11)Это была жажда горящего дома. (12)Я сгорал от жажды.

(13)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. (14)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (15)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16)И я стал звать её.

(17)Телега грохотала, заглушая мой голос. (18)Жажда запечатала губы. (19)А я из последних сил шептал незабываемое слово «мамочка». (20)Я звал её. (21)Я знал, что она откликнется и придёт. (22)И она появилась. (23)И сразу смолк грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (24)Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. (25)Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть.

(26)Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:

– (27)Сынок, сынок, родненький…

(28)Я не мог даже приоткрыть глаза. (29)Но я видел мать. (30)Я узнавал её руку, её голос. (31)Я ожил от её милосердия. (32)Губы разжались, и я прошептал:

– (33)Мама, мамочка…

(34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.

(37)Мама. (38)Мамочка.

Дети никогда не запоминают мать молодой, красивой, потому что понимание красоты приходит позже, когда материнская красота успевает увянуть. Я запомнил свою мать седой и усталой, а говорят, она была красива. Большие задумчивые глаза, в которых проступал свет сердца. Ровные тёмные брови, длинные ресницы. На высокий лоб спадали дымчатые волосы. До сих пор слышу её негромкий голос, неторопливые шаги, ощущаю бережное прикосновение рук, шершавое тепло платья на её плече. Это не имеет отношения к возрасту, это вечно. Дети никогда не говорят матери о своей любви к ней. Они даже не знают, как называется чувство, которое всё сильнее привязывает их к матери. В их понимании это вообще не чувство, а что-то естественное и обязательное, как дыхание, утоление жажды. Но в любви ребёнка к матери есть свои золотые дни. Я пережил их в раннем возрасте, когда впервые осознал, что самый необходимый человек на свете – мама. Память не сохранила почти никаких подробностей тех далёких дней, но я знаю об этом своём чувстве, потому что оно до сих пор теплится во мне, не развеялось по свету. И я берегу его, потому что без любви к матери в сердце – холодная пустота. Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. У меня для неё было другое слово – мамочка. Даже став большим, я не мог изменить этому слову. У меня отросли усы, появился бас. Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно. Последний раз я произнёс его на мокрой от дождя платформе, у красной солдатской теплушки, в давке, под звуки тревожных гудков паровоза, под громкую команду «по вагонам!». Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. Я шептал «мамочка» ей на ухо и, чтобы никто не видел моих мужских слёз, вытирал их о её волосы… Но когда теплушка тронулась, не выдержал, забыл, что я мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, и сквозь грохот колёс, сквозь бьющий в глаза ветер закричал: – Мамочка! А потом были письма. И было у писем из дома одно необычайное свойство, которое каждый открывал для себя и никому не признавался в своём открытии. В самые трудные минуты, когда казалось, что всё кончено или кончится в следующее мгновение и нет уже ни одной зацепки за жизнь, мы находили в письмах из дома неприкосновенный запас жизни. Когда от мамы приходило письмо, не было ни бумаги, ни конверта с номером полевой почты, ни строчек. Был только мамин голос, который я слышал даже в грохоте орудий, и дым землянки касался щеки, как дым родного дома. Под Новый год мама подробно рассказывала в письме о ёлке. Оказывается, в шкафу случайно нашлись ёлочные свечи, короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. Их зажгли, и с еловых веток по комнате разлился ни с чем не сравнимый аромат стеарина и хвои. В комнате было темно, и только весёлые блуждающие огоньки замирали и разгорались, и тускло мерцали золочёные грецкие орехи. Потом оказалось, что всё это было легендой, которую умирающая мама сочинила для меня в ледяном доме, где все стёкла были выбиты взрывной волной, а печки были мертвы и люди умирали от голода, холода и осколков. И она писала, из ледяного блокадного города посылая мне последние капли своего тепла, последние кровинки. А я поверил легенде. Держался за неё – за свой неприкосновенный запас, за свою резервную жизнь. Был слишком молод, чтобы читать между строк. Я читал сами строки, не замечая, что буквы кривые, потому что их выводила рука, лишённая сил, для которой перо было тяжёлым, как топор. Мать писала эти письма, пока билось сердце…

Железников «Собаки не ошибаются» (рассказ)

У Юры Хлопотова была самая большая и интересная коллекция марок в классе. Из-за этой коллекции и отправился Валерка Снегирёв к своему однокласснику в гости. Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой... – Не обращай внимания! – махнул рукой Юрка, сосредоточенно ворочая альбомы. – Собака у соседа! – Почему же она воет? – Откуда я знаю. Она каждый день воет. До пяти часов.
В пять перестаёт. Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак... Взглянув на часы и махнув рукой Юре, Валерка в прихожей торопливо намотал шарф, надел пальто. Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна. Три окна на девятом этаже над квартирой Хлопотовых были неуютно темны. Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать, сколько понадобится. И вот крайнее из окон тускло засветилось: включили свет, видимо, в прихожей… Дверь открылась сразу, но Валерка даже не успел увидеть, кто стоял на пороге, потому что откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги. Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша. – Чудеса! – раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. Голос принадлежал щуплому невысокому человеку. – Ты ко мне? Странное, понимаешь, дело... Янка с чужими... не особенно любезна. А к тебе – вон как! Заходи. – Я на минутку, по делу. Человек сразу стал серьёзным. – По делу? Слушаю. – Собака ваша... Яна... Воет целыми днями. Человек погрустнел. – Так... Мешает, значит. Тебя родители прислали? – Я просто хотел узнать, почему она воет. Ей плохо, да? – Ты прав, ей плохо. Янка привыкла днём гулять, а я на работе. Вот приедет моя жена, и всё будет в порядке. Но собаке ведь не объяснишь! – Я прихожу из школы в два часа... Я бы мог гулять с ней после школы! Хозяин квартиры странно посмотрел на непрошеного гостя, затем вдруг подошёл к пыльной полке, протянул руку и достал ключ. – Держи. Пришло время удивляться Валерке. – Вы что же, любому незнакомому человеку ключ от квартиры доверяете? – Ох, извини, пожалуйста, – мужчина протянул руку. – Давай знакомиться! Молчанов Валерий Алексеевич, инженер. – Снегирёв Валерий, ученик 6-го «Б», – с достоинством ответил мальчишка. – Очень приятно! Теперь порядок? Собаке Яне не хотелось спускаться на пол, а потом она бежала за Валеркой до самой двери. – Собаки не ошибаются, не ошибаются... – бурчал себе под нос инженер Молчанов.

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л. В. Щербы: «Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. В. Щербы.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, - мама. Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Го­род­ской че­ло­век не ве­да­ет, чем пах­нет земля, как она дышит, как стра­да­ет от жажды, - земля скры­та от его глаз за­стыв­шей лавой ас­фаль­та.

(2)Меня мать при­уча­ла к земле, как птица при­уча­ет сво­е­го птен­ца к небу. (3)Но по-на­сто­я­ще­му земля от­кры­лась мне на войне. (4)Я узнал спа­си­тель­ное свой­ство земли: под силь­ным огнём при­жи­мал­ся к ней в на­деж­де, что смерть ми­ну­ет меня. (5)Это была земля моей ма­те­ри, род­ная земля, и она хра­ни­ла меня с ма­те­рин­ской вер­но­стью.

(6)Один, толь­ко один раз земля не убе­рег­ла меня...

(7)Я оч­нул­ся в те­ле­ге, на сене. (8)Я не по­чув­ство­вал боли, меня му­чи­ла не­че­ло­ве­че­ская жажда. (9)Пить хо­те­ли губы, го­ло­ва, грудь. (10)Всё, что было во мне жи­во­го, хо­те­ло пить. (11)Это была жажда го­ря­ще­го дома. (12)Я сго­рал от жажды.

(13)И вдруг я по­ду­мал, что един­ствен­ный че­ло­век, ко­то­рый может меня спа­сти, - мама. (14)Во мне про­бу­ди­лось за­бы­тое дет­ское чув­ство: когда плохо, рядом долж­на быть мама. (15)Она уто­лит жажду, отведёт боль, успо­ко­ит, спасёт. (16)И я стал звать её.

(17)Те­ле­га гро­хо­та­ла, за­глу­шая мой голос. (18)Жажда за­пе­ча­та­ла губы. (19)А я из по­след­них сил шеп­тал не­за­бы­ва­е­мое слово «ма­моч­ка». (20)Я звал её. (21)Я знал, что она от­клик­нет­ся и придёт. (22)И она по­яви­лась. (23)И сразу смолк гро­хот, и хо­лод­ная жи­во­твор­ная влага хлы­ну­ла га­сить пожар: текла по губам, по под­бо­род­ку, за во­рот­ник. (24)Мама под­дер­жи­ва­ла мою го­ло­ву осто­рож­но, боясь при­чи­нить боль. (25)Она поила меня из хо­лод­но­го ков­ши­ка, от­во­ди­ла от меня смерть.

(26)Я по­чув­ство­вал зна­ко­мое при­кос­но­ве­ние руки, услы­шал род­ной голос:

– (27)Сынок, сынок, род­нень­кий…

(28)Я не мог даже при­от­крыть глаза. (29)Но я видел мать. (30)Я узна­вал её руку, её голос. (31)Я ожил от её ми­ло­сер­дия. (32)Губы раз­жа­лись, и я про­шеп­тал:

– (33)Мама, ма­моч­ка…

(34)Моя мать по­гиб­ла в осаждённом Ле­нин­гра­де. (35)В не­зна­ко­мом селе у ко­лод­ца я при­нял чужую мать за свою. (36)Ви­ди­мо, у всех ма­те­рей есть ве­ли­кое сход­ство, и если одна мать не может прий­ти к ра­не­но­му сыну, то у его из­го­ло­вья ста­но­вит­ся дру­гая.

(37)Мама. (38)Ма­моч­ка.

(39)Я много знаю о по­дви­гах жен­щин, вы­но­сив­ших с поля боя ра­не­ных бой­цов, ра­бо­тав­ших за муж­чин, от­да­вав­ших свою кровь детям, иду­щих по си­бир­ским трак­там за сво­и­ми му­жья­ми. (40)Я ни­ко­гда не думал, что всё это, не­со­мнен­но, имеет от­но­ше­ние к моей ма­те­ри. (41)Те­перь я огля­ды­ва­юсь на её жизнь и вижу: она про­шла через всё это. (42)Я вижу это с опоз­да­ни­ем. (43)Но я вижу.

(44)На Пис­карёвском клад­би­ще, за­пол­нен­ном на­род­ным горем, зе­ле­не­ет трава. (45)Здесь по­хо­ро­не­на моя мать, как и мно­гие дру­гие жерт­вы бло­ка­ды. (46)До­ку­мен­тов нет. (47)Оче­вид­цев нет. (48)Ни­че­го нет. (49)Но есть веч­ная сы­но­вья лю­бовь. (50)И я знаю, что серд­це моей ма­те­ри стало серд­цем земли.

(По Ю. Я. Яко­вле­ву)*

* Яко­влев Юрий Яко­вле­вич (1923-1996) - пи­са­тель и сце­на­рист, автор книг для детей и юно­ше­ства.

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ПО­ЯВИ­ЛАСЬ ко­ли­че­ство зву­ков и букв сов­па­да­ет.
2) В слове МОЖЕТ все со­глас­ные звуки твёрдые.
3) В слове КО­ЛОД­ЦА все со­глас­ные звуки имеют пару по глу­хо­сти - звон­ко­сти.
4) В слове БОЯ два слога.

Пояснение.

В слове КОЛОДЦА согласный Ц всегда глухой, не имеет пары по звонкости.

Правильный ответ под номером 3.

Ответ: 3

Замените книжное слово «ведает» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Пояснение.

Слово «ведает» можно заменить стилистически нейтральным синонимом «знает» или «понимает».

Ответ: знает или понимает.

Ответ: знает|понимает

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 4B6680

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л.В. Щербы: «Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение.

Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле.

Абзацное членение текста - это одно из важных условий его оформления. Абзац позволяет правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел. Чтобы доказать это, обратимся к тексту Юрия Яковлева.

Вводная часть в тексте представлена предложениями № 1−5, причем первый абзац состоит из одного предложения, а 2−5 предложения объединены в отдельный абзац. В этих предложениях обрисовывается основ-ная проблема, поднимаемая рассказчиком: родная земля – символ Родины, за нее можно жизнь отдать, но она же и лечит, и спасает. Благодаря первым абзацам мы имеем возможность познакомиться с действующим лицом произведения и определить тему текста уже с самого начала повествования.

Таким образом, прав современный российский лингвист Л.В. Щерба, который утверждал: «Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей».

Дублирует № 6668.

Пояснение.

15.1 Абзацное членение текста - это одно из важных условий его оформления. Абзац позволяет правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел. Чтобы доказать это, обратимся к тексту Юрия Яковлева.

Вводная часть в тексте представлена предложениями № 1-5, причем первый абзац состоит из одного предложения, а 2 - 5 предложения объединены в отдельный абзац. В этих предложениях обрисовывается основ-ная проблема, поднимаемая рассказчиком: родная земля - символ Родины, за нее можно жизнь отдать, но она же и лечит, и спасает. Благодаря первым абзацам мы имеем возможность познакомиться с действующим лицом произведения и определить тему текста уже с самого начала повествования.

Таким образом, прав современный российский лингвист Л. В. Щер-ба, который утверждал: «Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей».

15.2 Связь человека с мамой проходит крепкой, невидимой нитью через всю жизнь. Начиная от тихой песни у колыбели, мама становится самым преданным другом и мудрым наставником. Тяжело раненого бойца возвращает к жизни далёкое воспоминание о маме, он чувствует её прикосновение, и боль притупляется, жажда отступает, ведь он почти явно ощущает, что мама рядом и в трудную минуту пришла ему на помощь. Об этом приведённые строки текста Юрия Яковлева.

Значение слово «мама» многолико. В образе матери предстаёт для героя родная земля: она также оберегает, согревает, страдает (предложения под номерами 4 и 5). У родной земли ищет спасения наш герой в суровом бою, прося защиты. С ней он чувствует себя защищённым.

Посторонняя женщина, встретившаяся раненому рассказчику, напоила водой, как сделала бы это его родная мать. Быть матерью - это великое предназначение женщины: помогать, заботиться, оберегать. Небывалой силой наполнены строки: «Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая».

Материнская любовь - это огромная сила, созидающая, творящая, вдохновляющая. Она способна творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Пример из текста Ю. Яковлева - тому подтверждение.

15.3 Материнская любовь - это самая сильная, постоянная и бескорыстная любовь на земле. Она всепрощающа, не ждёт благодарности и ничего не требует взамен.

Юрий Яковлев рассказывает, как тяжело раненого бойца возвращает к жизни далёкое воспоминание о маме. Он чувствует её прикосновение, и боль притупляется, жажда отступает, ведь он почти явно ощущает, что мама рядом и в трудную минуту пришла на помощь. Посторонняя женщина, встретившаяся раненому рассказчику, напоила водой, как сделала бы это его родная мать. Быть матерью - это великое предназначение женщины: помогать, заботиться, оберегать. Небывалой силой наполнены строки: «Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая».


...Женщина, которая слышит первый вздох своего ребенка, и женщина, которая слышит его последний вздох, - два разных человека. Разных - как счастье и горе, добро и зло, жизнь и смерть. Но эти два человека слились в одном великом существе, имя которому - мать.

Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. У меня для нее было другое слово - мамочка. Даже став большим, я не мог изменить этому слову. Я пытался называть ее "мама", но с губ помимо моей воли слетало все то же ласковое, детское - "мамочка". У меня отросли усы, появился бас. Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно.

Последний раз я произнес его на мокрой от дождя платформе, у красной солдатской теплушки, в давке, под звуки тревожных гудков паровоза, под крик команды "по вагонам!". Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. Не знал, что с матерью вообще можно проститься навсегда. Я шептал "мамочка" ей на ухо и, чтобы никто не видел моих мужских слез, вытирал их о ее волосы... Но когда теплушка тронулась - не выдержал. Забыл, что я мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, и сквозь грохот колес, сквозь бьющий в глаза ветер закричал:

- Мамочка! Мамочка...

Но она уже не слышала.

На белом снегу красный гибкий прутик вербы возникает жилкой, в которой бьется кровь. Рядом с красной жилкой - голубая. Это весеннее солнце растопило снег и вызвало к жизни родничок талой воды. Красная артерия и синяя весна. Равновесие жизни.

Струя талой воды исчезает под настом и снова выходит на поверхность, издавая веселый булькающий звук. Хорошо наклониться к мартовскому роднику и сделать глоток. Говорят, кто пьет талую воду, становится сильней и долговечней.

Никто, как мать, не умеет так глубоко скрывать свои страдания и муки. И никто, как дети, не умеет так хладнокровно не замечать того, что происходит с матерью. Она не жалуется, - значит, ей хорошо. Я никогда не видел слез своей матери. Ни разу в моем присутствии ее глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль. Я не знал, что это было милосердием, которое она оказывала мне.

Я очнулся в телеге, на сене. Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. Пить хотели губы, голова, грудь. Все, что было во мне живого, хотело пить. Это была жажда горящего дома. Я сгорал от жажды.

И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня снасти, - мама. Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. Она утолит жажду, отведет боль, успокоит, спасет. И я стал ее звать.

Я знал, что она откликнется и придет. И она появилась. И сразу смолк грохот, и холодная животворная вода хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. Мама поддерживала мою голову, осторожно, боясь причинить боль. Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть.

Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:

Сынок! Сынок, родненький...

Я не мог открыть глаза. Но я видел мать. Я узнавал ее руку, ее голос. Я ожил от ее милосердия. Губы разжались, и я прошептал:

Мама, мамочка...

Во мне накопилось много слов. Они распирают мне грудь, стучат в висок. Они рвутся наружу, на свет, на бумагу. Но они зеленые. Их рано срывать с ветки. Я мучаюсь и жду, когда они созреют.

В детстве рвут зеленые яблоки, потому что не хватает терпения дождаться, пока они созреют. Рвут, и едят, и получают острое удовольствие. Теперь зеленые яблоки сводят рот.

Но нельзя выдерживать слова до приторности. Иногда надо находить озорную радость в зеленых яблоках и в зеленых словах.

Моя мать лежала в братской могиле в осажденном Ленинграде. В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. Видимо, у всех матерей есть великое сходство. И если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.


Мама. Мамочка...

В детстве мы легко принимаем от матери жертвы. Все время требуем жертв. А то, что это жестоко, узнаем позже - от своих детей.

"Золотые дни" не вечны. На смену им приходят "суровые дни", когда мы начинаем чувствовать себя самостоятельными и постепенно удаляемся от мамы. И вот уже нет прекрасной дамы и маленького рыцаря, а если он и есть, то у него другая прекрасная дама - с косичками, с капризно надутыми губами, с кляксой на платье...

В один из "суровых дней" я пришел из школы голодный и усталый. Бросил портфель. Разделся. И сразу за стол. На тарелке лежал розовый кружок колбасы. Я съел его мгновенно. Он растаял во рту. Его как бы и не было. Я сказал:

Мало. Хочу еще.

Мама промолчала. Я повторил свою просьбу. Она подошла к окну и, не оглядываясь, тихо сказала:

Больше нет... колбасы.

Я встал из-за стола, не сказав спасибо. Мало! Я шумно ходил по комнате, грохотал стульями, а мама все стояла у окна. Я подумал, что она разглядывает что-то, и тоже подошел к окну. Но ничего не увидел.

Я хлопнул дверью - мало! - и ушел.

Нет ничего более жестокого, чем просить у матери хлеба, когда его у нее нет. И негде взять. И она уже отдала тебе свой кусок... Тогда можно рассердиться и хлопнуть дверью. Но пройдут годы, и стыд настигнет тебя. И тебе станет мучительно больно от своей жестокой несправедливости.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...