Английская портретная миниатюра эпохи Елизаветы I Тюдор. Английская портретная миниатюра эпохи Елизаветы I Тюдор Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Оливер (Oliver) Исаак (до 1568 - 1617). Английский миниатюрист французкого происхождения, сын эмигранта-гугенота, золотых дел мастер, обосновавшегося в Англии в 1568 г. Обучался у Хиллиарда (самый известный из английских миниатюристов), чьим конкурентом позже стал. К 1590 году начал работать самостоятельно. В 1604 году стал лимнером (в средние века так называли иллюстраторов рукописей, а с XIV в. - живописцев, авторов миниатюрный портретов) датской королевы Анны и получил покровительство Генри, принца Уэльского , и его круга. Для моделировки объема он использовал светотень, обходился без эмблематических украшений, так любимых елизаветинской эпохой. В 1596 г. он посетил Венецию. Современные источники отмечают, что, возможно, он создавал крупноразмерные портреты и некоторые работы, приписываемые Уильяму Ларкину (ум.1619), могут принадлежать кисти Оливера. Его сын, Питер (1594-1647), продолжал в своем творчестве стиль отца, но специализировался на миниатюрных копиях старых мастеров.

Еще в собрание гравюр Хендрика Хондиуса попал один англичанин, с биографией которого повезло побольше. Правда, возникает вопрос - почему у голландского гравера помещен именно он, а не более известный его учитель - английский художник, ювелир и иллюстратор манускриптов, прославившийся своими портретными миниатюрами Николас Хиллиард (Nicholas Hilliard, 1547-1619). О Хиллиарде поговорим как-нибудь в другой раз, а сегодня представлю его ученика.

Исаак (Айзек) Оливер
Isaac Oliver

Robert de Baudous Isaac Oliver the Englishman.

Английский художник-миниатюрист и рисовальщик французского происхождения.
Впрочем, о годе рождения историки ведут споры, называя даты между 1556 и 1568 годами. Родители Оливера – французские гугеноты Петер и Епифания Оливер (Peter and Epiphany Oliver), бежали из Франции в Англию от преследований из-за начавшихся религиозных войн приблизительно в 1568 году. В 1571 году они получили в Лондоне право на жительство, а поскольку семья приехала в Англию приблизительно тремя годами ранее уже с сыном, то Исаак, должно быть, родился в Руане в 1568 году или ранее. Гипотеза о том, что будущий художник родился в 1565 году, является общепринятой.

Есть сведения, что отец Оливера в 1557 году проживал в Женеве, когда там же жил молодой живописец Николас Хиллиард, и, возможно, они были знакомы. Отсюда можно сделать вывод, почему Оливер спустя 20 лет стал учеником именно Хиллиарда (1547-1619), который считается основателем английской школы портретной живописи. Отмечу, что Николас был сыном ювелира, сам учился ювелирному искусству, а примерно в 1570 году стал придворным миниатюристом королевы Елизаветы.
Оливер начал обучение в Лондоне в возрасте пятнадцати лет и был учеником уже знаменитого миниатюриста в течение семи лет. В письме 1598 года Ричард Хэйдок именует Оливера, как «хорошо получающего прибыль» ученика Хиллиарда. Самая ранняя датированная миниатюра Оливера – «Портрет двадцатилетней женщины» (1587). Высокий профессионализм уже первых миниатюр, а также рисунки 1590-х годов на библейские темы, свидетельствуют о знакомстве Исаака с творчеством художников школы Фонтенбло и фламандских маньеристов, в частности Флориса.
Общепринято, что самое значительное достижение елизаветинской живописи - миниатюры. В ней новые влияния реалистического искусства сочетаются с тонкостью выполнения, выразительным силуэтом, изысканными красками, унаследованными от традиций средневековой книжной миниатюры. Портреты-миниатюры были очень распространены в повседневной жизни. Художники писали портреты невест для королей, портретами обменивались влюбленные, портрет королевы в ювелирной оправе мог быть наградой. Часто их носили в качестве украшений. Миниатюры включали сложную систему символов и аллегорий - определенных аксессуаров, цветов и т.п. При этом за этими деталями не терялось внимание к личности изображаемого человека.
Примерно в 1595 году у монополиста на изображения королевы и других личностей высшей английской знати Хиллиарда появился конкурент в лице его ученика Исаака Оливера. Хотя стиль Оливера несколько отличается от стиля учителя, он более реалистичен - художник использовал игру света и тени, а линиям в его работах отведена второстепенная роль.

Isaac Oliver Self-Portrait. 1590 г.
Isaac Oliver Self-Portrait.

Примерно в 1596 году Оливер совершил путешествие в Италию, впечатления от этой поездки дали новые импульсы творчеству художника. Он пытался в своих работах соединять традиции средневековых миниатюр с их изысканной декоративностью и творчество Леонардо да Винчи с их интеллектуальной одухотворенностью.
Уже к началу семнадцатого века Оливер приобрел в Англии славу портретиста и королевское покровительство. После смерти королевы Елизаветы I, Исаак стал придворным художником Джеймса I. Отмечу, что у художника круг его заказчиков был гораздо шире, чем у Хиллиарда. Наряду с аристократами из окружения королевы Анны Датской и принца Уэльского Генри Фредерика он писал зажиточных горожан и их жен, был автором прелестных детских портретов.
Историки считают, что кабинетные миниатюры художника по композиции и укрупненности форм ближе к станковой живописи. Среди известных портретов называют «Портрет Ричарда Саквилла, графа Дорсета» (1616), «Портрет Генри Фредерика, принца Уэльского» (ок. 1616), «Портрет девочки с гвоздикой» (1590), «Портрет девочки с яблоком» (1590), «Портрет неизвестной в маскарадном костюме» (1609), «Портрет неизвестной» (1596-1600). Кроме портретов, Исаак писал и религиозные сцены.
Художник был дважды женат. Его первая жена, Элизабет, умерла в 1599 году, родив художнику сына Питера(1589-1647), который стал также знаменитым портретистом. Питер был учеником отца и продолжил его более поздний стиль.

Peter Oliver Self portrait.

В 1602 году Исаак женился на Саре, дочери известного художника-портретиста Маркуса Герартса Старшего (Marcus Gheeraerts the Elder, ок. 1520 – ок. 1590). По одной из версий, до учебы у Хиллиарда Оливер был учеником Герартса. Мать Сары – Сюзанна де Критс была дочерью ювелира из Антверпена Троил де Критса и близкой родственницей придворного художника Джона де Критса (John de Critz, 1551-52, Антверпен – похоронен 14 марта 1642, Лондон), которого называют «художником №1» среди голландских живописцев, активно работавших в Англии. Видимо, благодаря новой женитьбе у Оливера появились прочные связи с Голландией и новые знакомства при дворе Елизаветы I.

Johann Sebastian Müller, after Isaac Oliver Portrait of Isaac Oliver. 1762 г.

Искусство Исаака Оливера завершает период расцвета ренессансного миниатюрного портрета в Англии. Его работы находятся в Королевском собрании в Виндзорском замке, Музее Виктории и Альберта, Национальной портретной галереи, Британском музее и галереи Тейт в Лондоне. Кроме того, работами художника гордятся музей Метрополитен в Нью-Йорке, музей университета в Кембридже, Рейксмузеум в Амстердаме, картинная галерея Южной Австралии в Аделаиде, музеи искусств Кливленда и Цинциннати в Огайо, музей искусств Филадельфии, государственный музей Дании в Копенгагене и др.

С XV века огромную роль в английском искусстве начинает играть миниатюрный портрет. История его появления связана с периодом правления Генриха XVIII. Его жена, Екатерина Арагонская, впервые заказала несколько работ во Франции. Вскоре Англия стала домом для многих миниатюристов, приехавших из Европы. Популярность этого вида искусства стала причиной развития местных мастерских, в которых трудились уже английские мастера. Особый интерес представляют как техника написания миниатюрного портрета, так и его развитие в контексте европейского искусства. Миниатюра очень многое унаследовала от книжной традиции, при этом воплотив ее основы в другой форме и став ступенью, связавшей книжную иллюстрацию со станковым портретом.

Ее особенности связаны с определением политического развития страны. После разрыва с Римом, главой Цервки в Англии становится король. Это событие повлекло за собой множество изменений в различных сферах. Искусство перешло на светский путь развития.

С воцарением Елизаветы I настал период расцвета английского двора. В среде куртуазного поклонения королеве уверенно набирает свою популярность миниатюрный портрет. Зачастую он использовался не как сокровенный подарок, а как средство политической пропаганды. Своим значением миниатюрный портрет во многом обязан основоположникам этого вида искусства. Николас Хиллиард - мастер, работавший при дворе Елизаветы I и Исаак Оливер, унаследовавший его традицию, создали неповторимый образ портретов при дворе Якова I. особый интерес представляют различия между произведениями двух мастеров. Хиллиард начинает выполнять заказы королевы с 1572 года. Среди его работ есть портреты разных форм, что указывает на развитое искусство миниатюрного портрета. Но предпочтение все-таки отдавалось овальной форме, которая придавала динамики образу. Внимание мастера, безусловно, приковано к лицу – зеркалу души, которое является главным, но не единственным повествовательным объектом: также существовали надписи, символические украшения, изображения цветов, конечно, не в таком количестве, как можно видеть на больших парадных портретах, но все же они присутствуют. Миниатюра, в отличие от парадного портрета, преследует другие цели - она предназначена исключительно одному человеку, поэтому художнику было важно понять эмоции и донести их до получателя в одном взгляде. В качестве примера можно привести работу Хиллиарда -портрет «Молодого человека на фоне пламени» 1600 года и изображение «Молодого человека среди роз», образец явного подражания средневековым изображениям рыцарей. Конечно же, шедеврами творчества Николаса Хиллиарда были портреты Елизаветы I Тюдор.

«Молодой человек на фоне пламени», 1600

С восшествием на престол Якова, место главного мастера миниатюриста занимает Исаак Оливер. Его произведения имеют более насыщенный колорит, контрастное внимание ко всем особенностям человеческого лица, использование светотени. Появляются работы с черными и бежевыми фонами, что придало им эффект объема. Постепенно в привычный круг портретов входят миниатюрные многофигурные композиции – «Праздник на открытом воздухе» 1590-1595 годов прекрасный тому пример.

За несколько лет миниатюрный портрет стал главным жанром декоративно-прикладного искусства в Англии. Некоторое время назад, будучи совсем неопределенным, он сумел достичь небывалых высот и признания как у художников, так и у заказчиков. Его четкое соответствие требованиям времени определили его дальнейший путь, превратив миниатюру не только в атрибут куртуазного духа королевского двора, но и в главный вспомогательный рычаг пропаганды власти монарха. От частного заказа мастера перешли к массовому производству. Почти каждый желающий мог позволить себе приобрести портрет с изображением Ее Величества. Во многом, именно благодаря этому, Елизавете удавалось быть близкой к народу, ее знали во всех уголках страны. Более состоятельные горожане могли заказать собственный портрет, либо портрет кого-то из близких им людей, украсив его оправой из дорогих камней. Применение его было достаточно широким. Немаловажным фактом является то, что миниатюра получает огромное распространение именно в эпоху Возрождения, в Англии же это Золотой век.

«Праздник на открытом воздухе», 1590-1595

Но что ренессанс для Англии? В этой стране, долгое время считавшейся медвежьим углом, история искусства выстраивалась несколько по иной линии, нежели в Европе. При этом существовали очевидные контакты с материком, – как идеологические, дипломатические, так и культурные; приглашались мастера, заказывались предметы искусства. Общественные деятели находили себе сторонников в лице граждан других государств. Но даже при таких контактах прослеживаются некая обособленность и самостоятельные поиски в искусстве. Само Возрождение на островах проходило несколько иным путем: оно началось с расторжения контактов с Римской Католической церковью при Генрихе VIII. Это и определило дальнейший путь развития государства. Англия обращается в сторону Северной Европы, которая и становится как источником реформации и гуманистической мысли, так и поставщиком многих художественных идей. Во время борьбы старой и новой аристократии складывается новое понимание не только искусства, но и человека. Певзнер пишет о том, что в Великобритании очень сильно влияние консерватизма. Это, например, прослеживается во многих постройках. Вестминстерское аббатство строилось с 1245 по 1745 годы, что составляет пять веков, не меняло своего готического облика. Готика в Англии появляется в конце XII века и преобладает до XVI века, а Возрождение в Европе охватывает временные рамки с начала XIV и до конца XVI века, в то время как в Англии оно длится до XVII века. Интересен тот факт, что черты Ренессанса проникают в Англию через декоративно-прикладное искусство, живопись, костюм; архитектура же верна традициям готики. В то время как в архитектуре европейских стран начинают преобладать барочные черты, Иниго Джонс начитает строительство первых ренессансных зданий. В этом парадоксе и заключается вся индивидуальность английского искусства, которое, смотря вперед, все равно оглядывается назад. Типично английскими чертами английского искусства объясняется и обилие акварельных пейзажей, равного которому нет ни в одной другой стране. Англичане предпочитают малые формы большим: розетки на крышах и капители церквей – статуям на фасадах и тщательно выписанные на пергаменте и на картоне миниатюры. Английские портретисты елизаветинской эпохи были почти без исключения иностранцами вроде Эворта и отца и сына Герартсов; английским художникам осталась лишь миниатюра, но миниатюрные портреты, особенно Николаса Хиллиарда и Исаака Оливера, по качеству значительно превосходили работы нидерландских художников, выполненные маслом.

Исаак Оливер

Английская портретная миниатюра является синтезом различных течений, результатом взаимодействия разных стран и культур. сыграв огромную роль в политический делах, она не утратила своего очарования, оставшись до конца предметом очень личным, нежели публичным. С уходом Николаса Хиллиарда и Исаака Оливера была потеряна те неповторимая линия миниатюрных портретов. Но именно она сформировала основные черты английской школы портрета, которые прослеживаются во многих произведениях последующих эпох.

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Оливер, Исаак (Айзек)

1555/1556, Руан (?) - 1617, Лондон.

Английский художник-миниатюрист и рисовальщик, француз по происхождению. Приехал в Англию в 1568 вместе с родителями-гугенотами, бежавшими от преследований. Учился миниатюре у Хиллиарда, но, вероятно, получил определенное художественное образование, будучи еще на континенте. Об этом говорит высокий профессионализм уже первых миниатюр, а также рисунки 1590-х на библейские темы, свидетельствующие о знакомстве мастера с художниками школы Фонтенбло и фламандскими маньеристами, в частности с Флорисом. На стиль художника оказали также влияние гравированные портреты Х. Голциуса. В отличие от Хиллиарда, Оливер применял светотеневую моделировку пластической формы, опираясь на опыт европейского станкового портрета, использовал более плотную, кроющую акварель, иногда делал подготовительный рисунок. Гораздо шире был и круг его заказчиков. Наряду с аристократами из окружения королевы Анны Датской и принца Уэльского он писал зажиточных горожан и их жен, был автором прелестных детских портретов. Впечатления от путешествия в Италию в 1596 дали сильные импульсы его творчеству, вершиной которого стал Портрет неизвестной (1596-1600, Лондон, Музей Виктории и Альберта). В этом словно сотканном из лунного света произведении встретились две традиции: средневековой миниатюры с ее линеарностью и изысканной декоративностью, с одной стороны, и леонардовского портрета с его интеллектуальной одухотворенностью, знаменитой полуулыбкой и сфумато - с другой. Кабинетные миниатюры Оливера по композиции, укрупненности форм ближе к станковой живописи. Его искусство завершает период расцвета ренессансного миниатюрного портрета в Англии. Основные произведения: Портрет девочки с гвоздикой (1590), Портрет девочки с яблоком (1590), Портрет неизвестной в маскарадном костюме (1609), Портрет Ричарда Саквилла, графа Дорсета (1616, все - Лондон, Музей Виктории и Альберта), Портрет Генри Фредерика, принца Уэльского (ок. 1616, Виндзор, Королевское собрание).

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...