Царская невеста большой театр продолжительность. Старые штампы новой постановки. «Царская невеста» в Большом театре

Действие I

Горница в доме опричника Григория Грязного. Григорий в раздумье: горячо полюбил он Марфу, дочь купца Собакина, но она просватана за молодого боярина Ивана Лыкова. Чтобы забыться, Грязной решил устроить пирушку, куда пригласил царского лекаря Бомелия; к нему у Грязного есть важное дело. Приходят гости: опричники во главе с Малютой Скуратовым — другом Грязного, Иван Лыков и долгожданный Елисей Бомелий. Лыков рассказывает о чужих краях, откуда он недавно вернулся. Все славят государя Ивана Грозного, пируют и веселятся. Малюта вспоминает о Любаше. «Кто это... Любаша?» — спрашивает Бомелий. «Любовница Грязного, чудо-девка!» — отвечает Малюта. Грязной зовет Любашу, та по просьбе Малюты поет песню о горькой доле девушки, вынужденной идти замуж за нелюбимого. Гости расходятся, Григорий задерживает Бомелия. Любаша, почуяв недоброе, подслушивает их разговор. Грязной просит у Бомелия приворотного зелья — «чтоб девушку к себе приворожить». Лекарь обещает помочь.

После ухода Бомелия Любаша горько упрекает Григория в том, что он разлюбил ее. Но Грязной не слушает девушку. Звонят к заутрене. Григорий уходит. Любаша клянется отыскать разлучницу и отворожить ее от Грязного.

Действие II

Приворотное зелье

Улица в Александровской слободе. Из монастыря после вечерни выходят прихожане. Марфа рассказывает подружке о женихе Иване Лыкове. Вдруг из ворот монастыря появляется отряд опричников. Она не узнает во главе отряда царя Ивана Грозного, но его пристальный взгляд пугает Марфу. Лишь увидев отца и жениха Марфа успокаивается. Собакин приглашает Лыкова в дом, девушки идут вслед за ними. У дома Собакиных появляется Любаша. Она хочет видеть свою соперницу и заглядывает в освещенное окно. Любаша поражена красотой Марфы. В отчаянной решимости она бросается к Бомелию и просит его продать зелье, которое могло бы извести человеческую красоту. Бомелий соглашается в обмен на ее любовь. Возмущенная Любаша хочет уйти, но лекарь грозит рассказать о ее просьбе Грязному. Доносящийся из дома Собакиных смех Марфы заставляет Любашу согласиться на условие Бомелия.

Действие III

Горница в доме купца Собакина. Хозяин рассказывает Лыкову и Грязному о том, что Марфа вместе с Дуняшей и другими боярскими дочерьми вызвана во дворец к царю на смотрины.

Встревожен Лыков, встревожен и Грязной. Собакин пытается успокоить жениха. Грязной вызывается быть дружкой на свадьбе у Лыкова.

Входит Домна Сабурова — мать Дуняши — и рассказывает о смотринах невест у царя. Царь едва взглянул на Марфу, но зато был очень ласков с Дуняшей. Лыков облегченно вздыхает. Григорий наливает две чарки — поздравить жениха и невесту, в чарку Марфы он подсыпает приворотное зелье. Как только Марфа входит в горницу, Григорий поздравляет нареченных, подносит им чарки. Марфа по старинному обычаю выпивает свою чарку до дна. Сабурова запевает величальную песню, которую подхватывают подружки невесты.

Торжественно появляется Малюта с боярами и объявляет волю Грозного — Марфа выбрана сочетаться браком с государем и стать царицей.

Действие IV
Невеста

Царский терем. Собакин опечален болезнью дочери: тяжелый неведомый недуг томит ее. Грязной приходит с царским словом и докладывает Марфе, что Лыков якобы покаялся в своем намерении извести Марфу зельем и царь приказал казнить его, что и выполнил он, Грязной, собственноручно. Марфа в беспамятстве падает на пол. Очнувшись, она никого не узнает: принимает Грязного за Лыкова, ласково заговаривает с ним, вспоминая проведенные с женихом счастливые дни. Потрясенный Грязной сознается, что оклеветал Лыкова и сам погубил Марфу, поднеся ей приворотное зелье. Грязной в отчаянии готов принять «грозный суд», но перед этим он хочет «разведаться» с обманувшим его Бомелием. «Разведайся со мною», — говорит ему появившаяся Любаша. Она рассказывает, что подменила отравой приворотное зелье, которое дали Марфе. Григорий убивает ее ударом ножа.

Но Марфа ничего не замечает. Все ее мысли в прошлом, с Лыковым.

22 октября (3 ноября по новому стилю) 1916 года в частной опере Саввы Морозова была представлена одна из величайших русских опер – «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова под одноименной драме Льва Мея, повествующая о судьбе Марфы Собакиной, третьей супруги Ивана Грозного, внезапно скончавшейся вскоре после свадьбы.

За 118 лет, прошедших со дня премьеры, опера претерпела множество различных постановок. Только на сцене Большого театра опера ставилась 7 раз за столетие с 1916 по настоящее время.

Премьера: опера для дивы

В первой постановке «Царской невесты», которая состоялась через год после окончания работы над сочинением, блистательно выступила сопрано Надежда Забела-Врубель, супруга и вдохновительница русского художника Михаила Врубеля. Именно она запечатлена художником на его знаменитом полотне «Царевна-лебедь».

Сам Врубель также участвовал в постановке «Царской невесты» – он выступил в роли художника по декорациям и костюмам. Спектакль прошел с оглушительным успехом, став подлинным триумфом композитора.

Надежду Забелу-Врубель и Николая Римского-Корсакова связывали крепкие творческие связи.

Певица была главной исполнительницей ведущих женских партий в операх композитора, начиная с первой оперы композитора «Псковитянка» и вплоть до начала ХХ века, когда в 1902 году выступила в партии Царевны-Лебеди в «Сказке о царе Салтане».

«Царская невеста» в Большом театре

Большой театр впервые взялся за постановку шедевра Римского-Корсакова только в 1916 году. «Царская невеста» была поставлена в декорациях и костюмах Константина Коровина, а в главной партии зажглась звезда великой Антонины Неждановой.

Успех постановки был поддержан мастерством русского баритона Леонида Савранского, которого критики признали одним из лучших исполнителей партии Грязного.

Первая советская постановка оперы в 1931 году ознаменовалась включением в тандем Нежданова – Савранский начинающей солистки театра Надежды Обуховой, в репертуаре которой партия Любаши была одной из наиболее ярких и запоминающихся.

Возобновление спектакля с новым артистическим составом произошло уже в 1937 году. Декорации и костюмы к опере создавались по эскизам Бориса Кустодиева.

К 100-летию со дня рождения композитора в 1944 году «Царскую невесту» в Большом театре поставил Борис Покровский. Это была первая самостоятельная работа великого режиссера. Творческий путь еще одного великого мэтра отечественной культуры – Евгения Светланова – также был начат с шедевра Римского-Корсакова (постановка 1955 года).

В 1966 году «Царская невеста» прошла в Большом театре с впечатляющими декорациями и костюмами Федора Федоровского, подчеркивающими великолепие ушедшего времени.

Возобновление «Царской невесты» в 2014 году режиссером Юлией Певзнер и дирижером-постановщиком Геннадием Рождественским опиралось на находки сценографии Федоровского и в целом было направлено на воссоздание на исторической сцене Большого театра атмосферы большой русской оперы с прекрасными голосами, богатством костюмов и декораций, традиционными сценографическими решениями.

Приглашенный дирижер Большого театра Дмитрий Крюков, задействованный в исполнении оперы, поделился своими впечатлениями от последней постановки Царской невесты в Большом театре:

«В наш век, когда классические произведения повсеместно выворачивают наизнанку, когда приходя в театр, слушая в музыке запечатленные в звуках высочайшее благородство русского дворянина или пробуждение величавой русской природы, на сцене зрители видят спортклуб, кабинет или заправку, «Царская Невеста» в Большом – настоящая находка для зрителей!

Монументальные декорации великого художника Федоровского, оригинально пошитые русские национальные костюмы и, главное, герои, которые не веселятся на вечеринке, а, в точном соответствии с великой музыкой, раскрывают характеры, чувства, обряды и традиции Руси – все это ждет тех, кому посчастливиться посетить эту гениальную постановку.

Великое искусство – оно как природа, бессмертно, его не нужно переделывать, в нем каждый человек найдет для себя и простоту, искренность и философские размышления, и ответы на волнующие всех нас вопросы».

Представления оперы «Царская невеста» в Большом театре состоятся 21, 22 и 23 ноября 2017 года.

Продолжительность - 03:30, спектакль идет с двумя антрактами

Купить билеты на оперу Царская Невеста

Опера Н.А. Римского-Корсакова Царская невеста - произведение масштабное, в нем воплотились традиции русской классической музыки, режиссуры, сценографии. Видя на афише имена знаменитых дирижеров и певцов, зритель понимает - впереди яркий спектакль. Его премьера состоялась в 2014-м году, режиссер Юлия Певзнер, музыкальный руководитель и дирижер Геннадий Рождественский, сценограф Альона Пикалова поставили его по мотивам сценографии Федора Федоровского. В заглавных партиях зрители увидят знаменитого баса Владимира Маторина, Кристину Мхитарян, Ксению Дудникову. Опера Царская невеста в Большом театре - заметное событие столичной музыкальной афиши.

Купить билеты на Царскую Невесту

Красавица Марфа Собакина просватана за Ивана Лыкова, молодые люди влюблены и счастливы. Однако,

Образ девушки не дает покоя Григорию Грязному, в попытке завоевать ее сердце, он обращается к лекарю Бомелию за приворотным зельем. Этот разговор слышит Любаша, любовница Грязного, и задумывает извести соперницу. В это время по округе разносится весть о том, что царь Иван Грозный устраивает смотрины невест, Марфу с другими девушками приглашают во дворец. Но кажется, все обходится, но во время поздравления молодых Марфа принимает из рук Грязного чарку, где вместо зелья подсыпан Любашей яд. Лыкова обвиняют в ее отравлении и казнят, а его красавица-невеста погибает.

Побывать на красивом спектакле может каждый, поторопитесь заказать билеты на оперу Царская невеста .

Цена:
от 3000 до 20.000 руб.

Опера "Царская Невеста."

Исполняется с двумя антрактами.
Продолжительность — 3 часа 30 минут.

Стоимость билетов:

билкон 2000-10.000 руб.
Бельэтаж 2500-14000 руб.
Амфитеатр 10000-14000 руб.
Партер 12000-18000 руб.

Внимание композитора Николая Римского-Корсакова драма «Царская невеста», принадлежавшая перу драматурга, поэта и переводчика Л.Мея, привлекла в 1868 году. Правда, создавать оперу на этот сюжет Римский-Корсаков начал только тринадцать лет спустя, зимой 1898 года. Спустя 10 месяцев опера была готова. Осенью 1899 года на сцене московского театра частной оперы С.И.Мамонтова состоялась премьера.

Произведение Л.Мея, которое было положено в основу оперы, создавалось по мотивам исторического эпизода третьей женитьбы Царя Ивана Грозного. Согласно малоизвестным историческим данным, третью жену царь начал себе подыскивать, изрядно соскучившись во вдовстве. Претенденток везли со всех концов земли русской, в результате Грозный выбрал красавицу Марфу Собакину, дочь новгородского купца. Одновременно царь выбрал невесту и для своего сына. Отцы девушек получили боярский сан, имения и богатства. Но царская невеста вдруг начала болеть - она худела и «сохла» с каждым днем. Поговаривали, что всему виной злые языки, ненавистники Ивана Грозного. Подозрение пало на ближних родственников умерших цариц…Были убиты многие люди. Несмотря на болезнь Марфы, царь женился на ней, надеясь, по его словам, спасти девушку, доверившись Божьей милости…Но спустя несколько дней после свадебного пира несчастная Марфа скончалась, и никто так и не узнал, действительно ли она была жертвой злобы человеческой или стала невольной виновницей многочисленных казней и расправ…

Исторический сюжет был переосмыслен в соответствии с художественным замыслом. Опера Римского-Корсакова «Царская невеста», которую сегодня вы можете посетить в Большом театре, переносит зрителей в эпоху царствования Ивана Грозного, в тот период, когда шла кровавая борьба опричников с боярами. Деспотизм и произвол проявлялись повсеместно, и в пьесе Мея наглядно обрисованы и драматические ситуации, и повседневная жизнь Московской Руси той эпохи, представлены характеры персонажей из различных социальных слоев. Либретто оперы «Царская невеста» практически полностью повторяет текст пьесы Мея и не привносит существенных изменений. В опере происходит противопоставление двух характеров - чистой, светлой, обаятельной Марфы и властного, коварного, горячего Грязного. Помимо этих центральных фигур, присутствуют и другие не менее значительные персонажи - Любаша, покинутая любовница Грязного; жестокий и расчетливый Елисей Бомелий; доверчивый и наивный Лыков. Присутствие царя Ивана Грозного ощущается незримо на протяжении всей оперы, хотя сам Иоанн Васильевич появляется на сцене единожды и не произносит ни слова…

Либретто Николая Римского-Корсакова и Ильи Тюменева по одноименной драме Льва Мея

Музыкальный руководитель и дирижер —
Геннадий Рождественский
Режиссер-постановщик — Юлия Певзнер
Сценограф — Альона Пикалова
по мотивам сценографии Федора Федоровского (1955 г.)
Художник по костюмам — Елена Зайцева
Главный хормейстер — Валерий Борисов
Художник по свету — Дамир Исмагилов
Хореограф — Екатерина Миронова

Наша компания предлагает приобрести билеты на лучшие московские мероприятия. Вы можете воспользоваться нашим сервисом, чтобы купить билеты на Царскую невесту и другие театральные постановки, идущие на сцене Большого театра. Мы можем предложить нашим клиентам удобный сервис и ряд несомненных преимуществ:

  • Гарантия подлинности билетов, подтвержденная штрих-кодом и защитными голограммами.
  • Бесплатная доставка в пределах МКАДа.
  • Любые виды оплаты.
  • Дисконтная карта каждому клиенту уже после первого заказа.
  • Персональный менеджер, который отслеживает выполнение вашего заказа.

Воспользовавшись услугами нашего сайта, вы имеете возможность выбрать лучшие места и, не выходя из дома, приобрести билеты на оперу Царская невеста.

Опера Царская Невеста в Большом театре

Оперу Царская невеста Николай Римский-Корсаков написал в 1898 году, либретто было создано самим композитором на основании одноименной драмы Льва Мея в обработке Ильи Тюменева. Премьера оперы состоялась в октябре 1899 года в частной опере Саввы Мамонтова. Спектакль прошел с большим успехом, и через два года состоялась громкая премьера на сцене Мариинского театра в Петербурге.

Первая постановка Царской невесты в Большом театре состоялась в 1916 году. Декорации к спектаклю выполнил Константин Коровин, а главные партии исполнили Антонина Нежданова и Надежда Обухова. В дальнейшем Большой театр еще четыре раза включал оперу в свой репертуар, и всегда Царская невеста пользовалась у публики огромным успехом. Современная постановка осуществлена режиссером Юлией Певзнер в сотрудничестве с дирижером и музыкальным руководителем Геннадием Рождественским и сценографом Альоной Пикаловой.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...