Доказать что лужин двойник раскольникова. Двойники Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". "Злодеяние" Сони Мармеладовой

Двойники Раскольникова в романе 8220 Преступление и наказание 8221

Кульминацией романа «Преступление и наказание», мыслью, которая вызывает в читателе больше всего размышлений, является теория Раскольникова о вседозволенности, теория деления людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Суть этой теории, в двух словах, можно выразить так: цель оправдывает средства. То есть, чем большую ценность представляет собой идея, тем меньше должны волновать способы ее достижения.

Казалось бы, Раскольников в романе единственный, выдвигающий эту идею и пытающийся ей следовать. Однако это не правда. То, что автор использовал прием антитезы, не является ни для кого секретом; но между Раскольниковым и другими персонажами проводятся также и параллели, создающие своеобразную систему двойников. Это те, кто в той или иной мере разделяют мысль о вседозволенности, о возможности позволить своей совести обойти христианские заповеди «не убий», «не укради» и т.д.

Лужин и Свидригайлов – а это именно они являются двойниками героя – отличаются от него даже по происхождению, но, тем не менее, присутствует удивительное сходство их мировоззрений.

Свидригайлов родом из дворян, служил в кавалерии и сейчас ему около пятидесяти лет. Это, собственно, все, что мы знаем о его, так сказать, биографических данных. Свидригайлов – очень загадочный персонаж, и делать о нем выводы приходится только по впечатлению, которое он производит на других героев романа. Его взгляд «как-то слишком тяжел и неподвижен», его действия нестандартны и непредсказуемы, автор специально не приводит в романе его мыслей дословно, подчеркивая, что было бы неправильно видеть в нем типичного подлеца.

На примере Свидригайлова, думается, Раскольников увидел самого себя в одном из вариантов дальнейшего развития и прогрессирования своей теории. Свидригайлов – нравственный циник, для него не существуют понятия морали, он не терзается муками совести (заметим, что у Раскольникова они присутствуют). Он также считает, что для достижения своей цели можно использовать любые способы. Вот только цели его «помельче» в общежизненном понимании, нежели цели Раскольникова. Свидригайлов живет, чтобы получать удовольствие – как уже говорилось, любой ценой. Интересно отметить, что все слухи о нем, которые встречаются на страницах романа, фактически не подтверждены, они так и остаются на уровне слухов. Так, например, говорили о причастности Свидригайлова к ряду преступлений: покончила с собой «жестоко оскорбленная» им глухонемая девочка, удавился лакей Филипп. Потому-то Раскольников столь яростно отрицает схожесть их натур, на которую тот указывает. А ведь она действительно есть, они «одного поля ягоды». Только Раскольников циничен в идеологическом плане, практическое же осуществление его теории, как известно, провалилось. В какой-то степени, его можно назвать мечтателем. Для Свидригайлова же цинизм – это стиль жизни, он заменяет ему нравственность.

Достоевский очень тонко разрешает обе ситуации, развенчивая теории обоих. Раскольников к концу романа раскаивается и отказывается от подобного мировоззрения. Сразу было заметно, что Свидригайлов ему крайне неприятен и даже страшен. И, очевидно, позже он все же понял то сходство между ними, он как бы увидел себя со стороны. Сам же Аркадий Аркадьевич лишает себя жизни. Четкого объяснения этого в романе нет, нам остается лишь догадываться, что он, скорее всего, также ужаснулся себе и посчитал ненужным и невозможным дальнейшее существование.

Другая сторона Раскольникова в увеличенном виде показана на образе Петра Петровича Лужина. Этот персонаж обладает таким же тщеславием, болезненной гордостью и самовлюбленностью, как и Раскольников. Его теория «целого кафтана» весьма заметно перекликается с некоторыми высказываниями и размышлениями Родиона Романовича. Например, когда тот уговаривал блюстителя порядка проводить до дома пьяную девушку, на которую покушался «жирный франт»; был момент, когда, задумавшись, он пытался крикнуть: «А зачем вам это все надо?!». То есть его теория предполагала равнодушие к окружающим.

А что же такое – теория «целого кафтана»? Она сводится к следующему: христианская мораль предполагает выполнение заповеди любви к ближнему, то есть нужно порвать свой кафтан, отдать половину ближнему, и в результате оба окажутся «наполовину голы». По мнению же Лужина, возлюбить нужно прежде всего себя, «ибо все на свете на лично м интересе основано» (так говорил он сам). Раскольников, поняв стиль мышления Петра Петровича, решает, что по лужинской теории и «людей можно резать» ради личной выгоды – интересно то, что данный факт самого Раскольникова возмущает. Напрашивается вопрос: а что же сам Раскольников? Разве он не мыслит так же? Нет, разница все же существует. Он видел в практическом осуществлении своей теории помощь всему человечеству, своего рода гуманизм, хотя и очень странный. Он хотел таким образом дать свободу действий для гениев, которой так им не хватает для того, чтобы творить, раскрывать свои потенциалы. Действия же Лужина основаны исключительно на личной выгоде и расчете.

Опять же, Петр Петрович Лужин – наглядный пример вероятного будущего для Раскольникова, если бы его теория получила дальнейшее развитие.

Естественно, наличие этих героев обусловлено тем, что на схожести их мировоззрений глубже раскрывается личность Раскольникова, более понятными становятся причины краха его теории для него самого (видно, что она еще не настолько прочно засела в его душе, не так бесповоротно извратила его сознание, как у Свидригайлова и Лужина). Думается, что в этом сопоставлении присутствует и еще одна цель – Достоевский хотел в какой-то степени оправдать действия Раскольникова, показать, что на самом-то деле, если бы не обстоятельства, до практики его теория скорее всего не дошла.

Система двойников в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (на примере Раскольникова, Свидригайлова, Лужина)

Герои-двойники - своеобразный авторский прием, суть которого заключается в том, что автор предлагает читателю способ понимания главного героя через других действующих лиц, которые имеют с ним сходство. Это прием направлен на то, чтобы позволить читателю получить более полную психологическую характеристику героя, а также всесторонне узнать характер главного действующего лица произведения.

Достоевского в этом случае можно назвать продолжателем лермонтовских традиций: именно М. Ю. Лермонтов первый в своем романе «Герой нашего времени» (1840) прибегнул к такому авторскому приему, как использование героев-двойников, чтобы раскрыть образ главного героя - Печорина - максимально полно и всесторонне.

Говоря о системе героев-двойников в романе Достоевского «Преступление и наказание», имеет смысл в первую очередь иметь в виду цепочку Раскольников - Свидригайлов - Лужин. Каждый из них - отдельная сторона теории Раскольникова, но они оба безумно противны герою. Лужин отвергает христианскую мораль, считает, что прогресс и религия совершенно не могут сосуществовать вместе. Он считает, что эгоистичная польза на руку общественному благу. Об этом свидетельствует его «теория кафтана». Рассуждая о том, что значит «возлюби» с точки зрения религии, он говорит: «я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: «Пойдешь за несколькими зайцами разом и ни одного не достигнешь»». Рассуждая же о «возлюби» с точки зрения науки, он подчеркивает: «Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело». Раскольников абсолютно не согласен с теорией Лужина. Он считает, что если ее развить, то «выйдет, что людей можно резать». С Лужиным полемизирует также и автор: он противопоставляет теории жизнь не по науке, а по душе. В конце романа, когда автор описывает состояние героя после объявления приговора, он отмечает, что «вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое».

Таким образом, Достоевский на страницах своего романа полемизировал с теорией «разумного эгоизма» Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, которая сформировалась во многом под влиянием учений Д. Милля и Г. Спенсера. Достоевский считал, что эта теория «в силу своего рационалистического характера «отрицает роль непосредственного нравственного побуждения» (литературовед Г. М. Фридлендер).

Свидригайлов становится для Раскольникова настоящим олицетворением человеческой мерзости, но одновременно с этим Раскольников ощущает непонятную близость со Свидригайловым. Сам о себе Свидригайлов говорит, что он «человек развратный и праздный», а свою биографию кратко описывает так: «дворянин, служил два года в кавалерии, потом так здесь в Петербурге шлялся, потом женился.». Вся жизнь его бесцельна, она сводится лишь к поиску наслаждений, а главной его теорией является теория вседозволенности. Но когда в жизни Свидригайлова появляется сестра Раскольникова Дуня, читатель видит трансформацию героя, борьбу противоположных начал. Особенно ясно это проявляется в сцене из пятой главы шестой части: Свидригайлов приглашает Дуню в гости, а потом пытается силой добиться ее любви. Но видя, что Дуня его не любит, и понимая, что не полюбит никогда, он, пережив «мгновение ужасной, немой борьбы в душе», отпускает ее. Таким образом Достоевский показывает читателям, как рушится теория вседозволенности Свидригайлова.

В романе Достоевский спорит с теорией Раскольникова с помощью героев-двойников, показывает несостоятельность системы взглядов героя на фоне теорий его двойников. Автор не решается сказать свое последнее авторское слово, он до самого конца не обнаруживает своего знания, дает возможность каждому идеологу довести идею до конца, но ясно, что несогласие Достоевского с теорией Раскольникова и полемика с ней проходит через весь роман.

Здесь искали:

  • тема двойничества в романе преступление и наказание
  • тема двойничества в романе преступление и наказание сочинение
  • система двойников в романе преступление и наказание

Среди «двойников» Раскольникова можно выделить «светлых» и «темных», по-разному оттеняющих характер и мировоззрение главного героя.

Аркадий Иванович Свидригайлов барин , помещик , олицетворяющий собой нравственную деградацию дворянского сословия .

Свидригайлов воплощает собой идею вседозволенности . С точки зрения писателя, принятие этой идеи означает забвение Бога, попрание Его заповедей и каких-либо моральных законов. Вседозволенность лишает человека свободы воли, отдает его во власть дьявола и в конечном счете приводит к гибели. Свидригайлов преступает все нравственные преграды. Он не гнушается совращением молоденьких девочек, губит жену, шантажирует Дуню, пытаясь добиться ее благосклонности. В прошлом героя – темная история с самоубийством дворового человека Филиппа, доведенного до этого страшного шага Свидригайловым, другие тёмные истории.

Свидригайлов, при всей омерзительности его нравственного облика, неоднозначен. Он способен и на добрые дела. Об этом свидетельствует, например, помощь с его стороны сиротам Мармеладовым. И всё же добрые дела уже не могут его спасти. Закономерно самоубийство Свидригайлова – страшное преступление героя против собственной души.

Свидригайлов – . При всей противоположности натур двух персонажей (например, Раскольников необыкновенно целомудренный человек), между ними «есть какая-то точка общая», они «одного поля ягоды», как замечает сам Свидригайлов. Эта «общая точка» – вседозволенность.

Портретная характеристика героя, особенно «холодно-пристальный» его взгляд, акцентирует такие черты Свидригайлова, как душевная холодность, цинизм, равнодушие к человеческим страданиям .



Одно из ярких средств раскрытия образа Свидригайлова – описание его кошмаров , особенно тех, которые он переживает непосредственно перед самоубийством.

Петр Петрович Лужин преуспевающий чиновник (надворный советник), служащий в двух местах и одновременно занимающийся адвокатской практикой : он собирается открыть в Петербурге собственную публичную контору.

По словам Пульхерии Александровны, это «человек благонадежный и обеспеченный», при этом он «во многом разделяет убеждения новейших поколений наших» и, как замечает Дуня, «кажется, добрый».

Лужин – новый тип русской жизни , тип приобретателя, дельца , который не останавливается ни перед какими моральными препятствиями для достижения собственной цели.

Как и Раскольников, Лужин разработал свою «теорию» и действует в соответствии с ней. Это теория «целого кафтана» . Главная идея в этой теории заключается в сентенции, прямо противоположной по смыслу евангельской заповеди о самоотверженной любви к ближнему: «Возлюби прежде всех одного себя , ибо все на свете на личном интересе основано». Если «возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел...»

В душе Лужина совершенно атрофирована способность сердечно любить ближнего, её заменяет рациональный подход к человеку, расчет .

С иронией описывает автор внешность уже немолодого Лужина, выступающего в роли жениха : «В одежде...Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные ». Запоминается и такая портретная деталь, как бакенбарды «в виде двух котлет» , которые «приятно осеняли» героя «с обеих сторон».

Наиболее ярко низость натуры Лужина раскрывается через его подлые поступки в отношении Раскольникова, Дуни и Сони.

Лужин, как и Свидригайлов, «тёмный двойник» Раскольникова . Его теория удивительным образом напоминает «моральную арифметику» , разработанную главным героем романа. Вводя в роман образ Лужина, Достоевский заявляет о своем неприятии рационализма . Это, по мысли писателя, склад ума, свойственный человеку Запада и чуждый русскому народу.

Среди персонажей, оттеняющих теорию Раскольникова, назовем студента , разговаривавшего в трактире с офицером о той же старухе-процентщице, о которой думал в тот момент Раскольников. «Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! » – рассуждает студент, излагая по существу ту же идею, что вынашивал в своем уме Раскольников.

Андрей Семенович Лебезятников – мелкий чиновник, «один из самых передовых молодых прогрессистов », напоминающий Ситникова из романа Тургенева «Отцы и дети».

Лебезятников увлекается идеями Фурье и Дарвина , более всего – идеей женской эмансипации . Ужасающее положение Сони он рассматривает как нормальный статус женщины в обществе (хотя именно Лебезятников был категорически против того, чтобы Соня продолжала жить в одной с ним квартире).

Рассказывая о взглядах Лебезятникова, Достоевский пародирует вульгарные воззрения социалистов на человеческую природу . Как известно, многие социалисты считали, что характер человека целиком зависит от общества. «Всё от среды, а сам человек есть ничто », – заявляет Лебезятников.

При всей приверженности модным теориям Лебезятников сохранил в своей душе некоторые представления о чести и справедливости. Он с негодованием обличает Лужина, стремящегося оклеветать Соню.

Модные нигилистические идеи Лебезятникова, направленные на разрушение традиционных нравственных норм, можно истолковать как своего рода пародию на теорию Раскольникова – в её «сниженном» варианте. В этом смысле Лебезятникова также можно рассматривать в качестве своеобразного «двойника» главного героя в некоем шутовском обличии.

Некоторые персонажи оттеняют светлые стороны личности Рас­кольникова.

Соня Мармеладова главная героиня романа . Это дочь бедного чиновника , из-за невыносимо тяжелого положения семьи вынужденная стать публичной женщиной.

Соня, как и Раскольников, «преступила» , виновна перед Богом в смертном грехе. Недаром Достоевский называет своих героев «убийцей и блудницей».

Однако Соня, в отличие от Раскольникова, не поражена такой страстью, как гордость. Она живёт в глубочайшем смирении , понимая всю греховность своих занятий. Глубокая вера в Бога, сознание собственного недостоинства исамоотверженная любовь к ближнему помогают Соне понять Раскольникова и принять искреннее участие в его судьбе. В свою очередь, сердечная расположенность Раскольникова к Соне, его надежда на ее помощь, чувство нежности и благодарности, которое испытывает к ней герой, помогают самой Соне вырваться из страшного мира греха и начать новую жизнь.

Встречи Раскольникова с Соней (чтение евангельского текста о воскрешении Лазаря, молчаливое признание героя в убийстве, наконец, искренний призыв, с которым Соня обращается к Раскольникову, принять страдания и таким образом искупить собственную вину перед Богом и перед людьми) становятся важнейшими вехами духовного пробуждения главного героя романа.

Рисуя психологический портрет Сони, Достоевский подчеркивает детское простодушие и доброту героини. «Голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней... Несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком», – пишет Достоевский.

Соню можно назвать «светлым двойником» главного героя . Её сострадательная и самоотверженная любовь к Раскольникову возжигает угасший было свет в душе героя, пробуждает в нём совесть и помогает ему встать на путь покаяния. Поэтому мы можем говорить, что с образом Сони связана идея духовного возрождения Раскольникова.

Авдотья Романовна Раскольникова – сестра главного героя. Образ Дуни также оттеняет прежде всего светлые стороны души Родиона. По словам Пульхерии Александровны, Дуня – «девушка твёрдая, благоразумная, терпеливая и великодушная». Героиню отличают такие качества, как жертвенная любовь к ближнему, душевная чистота, целомудрие, искренняя вера в Бога, стойкость в испытаниях.

В то же время в характере Дуни, как и в характере Родиона, иногда проявляются самоуверенность и даже гордость . Об этих чертах, в частности, свидетельствует и портретная характеристика героини. Вот как Достоевский рисует её облик: «Авдотья Романовна была замечательно хороша собой – высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности».

Дуня выступает в романе и как представитель мира «униженных и оскорбленных» , и как «новый человек» : вместе с Разумихиным она готова ехать в Сибирь, трудиться, жить высокими целями.

Пульхерия Александровна , мать Родиона, предстает перед нами как женщина глубоко верующая и самоотверженно любящая сына . Пульхерия Александровна оттеняет в главном герое такие качества, как доброта и любовь к ближнему .

Образы матери и сестры Раскольникова проясняют те светлые черты личности главного героя , которые в итоге взяли верх над его гибельными заблуждениями.

Дмитрий Прокофьевич Разумихин (настоящая фамилия – Вразумихин) – ещё один «светлый двойник» главного героя. Как замечает сам персонаж, его настоящая фамилия – Вразумихин , но многие зовут его Разумихиным.

Разумихин, по его собственному замечанию, «дворянский сын» . Несмотря на свое благородное происхождение, он чрезвычайно беден . Разумихин содержал себя сам, «добывая кой-какими работами деньги». Как и Раскольников, по причинам материального характера он вынужден на время оставить свои занятия в университете.

Автор описывает героя с нескрываемой симпатией: «Это был необыкновенно веселый и сообщительный парень, добрый до простоты . Впрочем, под этою простотой таилась и глубина , и достоинство ... Был он очень неглуп , хотя и действительно иногда простоват... Иногда он буянил и слыл за силача».

Достоевский акцентирует внимание читателя и на портретной характеристике героя: «Наружность его была выразительная – высокий, худой, всегда худо выбрит, черноволосый».

В отличие от меланхолика Раскольникова, Разумихин – оптимист . Достоевский замечает, что «никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его».

Разумихин – лицо, близкое автору в идеологическом споре с Раскольниковым (третья часть, пятая глава, разговор Порфирия Петровича с Раскольниковым и Разумихиным). Будучи представителем молодого поколения и участником «общего дела» (под «общим делом» автор, вероятно, подразумевает не революционную борьбу, а участие молодежи в созидательной деятельности на пользу России), Разумихин резко критикует теорию Раскольникова , особенно «разрешение крови по совести» . Создавая образ Разумихина, Достоевский стремился показать, что далеко не вся прогрессивно мыслящая молодежь одобряет революционные действия , насилие как способ борьбы с социальным злом; писатель обнаруживает в молодежной среде не только нигилизм, но и созидательные устремления . Разумихин – «новый человек» в понимании Достоевского.

Характер Разумихина наиболее полно раскрывается в действенной помощи этого герояРаскольникову, его матери и сестре . Искренняя любовь Разумихина к Дуне выявляет лучшие душевые качества персо­нажа.

Образ Разумихина, человека доброго, сильного и благородного, помогает увидеть светлое начало и в душе его друга – Раскольникова.

Порфирий Петрович , по фамилии в романе не назван, – правовед , пристав следственных дел , то есть следователь. Именно Порфирию было поручено вести следствие по делу об убийстве старухи-процентщицы.

В системе двойников Раскольникова Порфирий Петрович занимает особое место. Это, можно сказать, двойник-аналитик . Обладая незаурядным умом, Порфирий исследует поведение убийцы с психологической стороны. Он первый догадывается о том, кто совершил преступление. Мало того. Сочувствуя Раскольникову, понимая его душевные терзания, Порфирий стремится помочь главному герою разобраться в себе, осознать ложность разработанной им теории, принести покаяние и принять страдания – единственное средство искупить собственную вину и вернуться к жизни.

Порфирий, кроме того, обладает насмешливым нравом и ярко выраженным чувством юмора , что, несомненно, помогает ему в общении с преступником.

Знаменательны три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем.

Во время первой встречи , на которой, кроме Порфирия и Раскольникова, присутствуют также Разумихин и Заметов, обсуждается статья Раскольникова «О преступлении», опубликованная в «Периодической речи» и содержащая изложение теории главного героя. В беседе с Раскольниковым Порфирий стремится осмыслить психологические мотивы преступления, совершенного «по теории», разобраться в самой теории . Уже во время первой встречи с Раскольниковым Порфирию становится ясно, что убийца – это он.

Вторая встреча происходит в отделении пристава следственных дел, куда Раскольников принес заявление о часах, заложенных у процентщицы. Порфирий, тщательно анализируя мотивы преступления и психологию преступника, прилагает все усилия к тому, чтобы разоблачить Раскольникова, однако неожиданный поступок маляра Миколки, решившего взять вину на себя, на время расстраивает планы следователя.

Наконец, третья встреча героев происходит на квартире Раскольникова. Порфирий уже не скрывает своей убежденности в том, что преступление совершил Раскольников, и советует ему учинить явку с повинной.

Порфирий дает наиболее четкую и выразительную характеристику дела Раскольникова : «Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени случай-с , когда помутилось сердце человеческое... Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце...»

Встречи Порфирия с Раскольниковым помогают главному герою осознать собственное преступление и в дальнейшем найти путь к преодолению пагубной теории. В образе Порфирия Петровича воплотились представления автора о справедливом правосудии .

Кроме собственно «двойников» главного героя, в романе много других персонажей, позволяющих автору нарисовать широкую картину эпохи, создать яркие психологические типы.

Старуха-процентщица Алёна Ивановна – фигура символическая . Она олицетворяет собой то зло, которое царит в мире и против которого направил свой бунт Раскольников.

На вид Алёна Ивановна – «ничтожная, злая, больная старушонка», по выражению студента, беседовавшего с офицером в трактире. Об этом свидетельствует описание её внешности : «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая». Интерьер квартиры старухи также оставляет впечатление заурядности: «Небольшая комната... с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах... Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, – вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто...»

Раскольников был убеждён, что, убивая ничтожную старушонку, он вроде бы и не совершает преступление – как будто убивает вошь. Между тем писатель стремится подчеркнуть, что старуха, несмотря на всё её ничтожество, всё-таки человек, а не «вошь», как выразился о ней Раскольников, вызвав возмущение Сони.

Лизавета , сводная сестра старухи-процентщицы, – полная противоположность Алёне Ивановне. Это человек необычайно кроткий , смиренный, чрезвычайно набожный, хотя и не без греха . Кроткая Лизавета – двойник Сони Мармеладовой . Став безвинной жертвой Раскольникова, она становится немым укором герою с его бесчеловечной теорией.

Прасковья Павловна Зарницына , квартирная хозяйка Раскольникова, олицетворяет собой добродушие и душевную теплоту .

Наталья , покойная невеста Раскольникова, дочь его квартирной хозяйки вдовы Зарницыной, как и Соня, олицетворяет собой смирение , кротость, душевную теплоту , выявляя светлые стороны личности главного героя.

Настасья – служанка и кухарка квартирной хозяйки Раскольникова вдовы Зарницыной – простая русская женщина, с сочувствием относящаяся к герою.

Марфа Петровна – жена Свидригайлова и, по-видимому, его жертва – соединяет в себе такие черты, как искренняя набожность , великодушие , сочувствие страждущим и одновременно взбалмошность , раздражительность , деспотичность . Все эти черты проявляются в ее отношении к Дуне.

Амалия Федоровна Липпевехзель – квартирная хозяйка Мармеладовых, Дарья Францевна – содержательница притона, Гертруда Карловна Ресслих – ростовщица, знакомая Свидригайлова, – все эти персонажи дополняют картину зла , царящего в мире.

Рассмотрим далее образы представителей семьи Мармеладовых . Эта семья олицетворяет в романе мир «униженных и оскорбленных». История этой семьи составляет трагическую сюжетную линию в произведении Достоевского.

Семён Захарович Мармеладов мелкий чиновник, титулярный советник. Это «маленький человек» , опустившийся на самое дно жизни. Страсть к пьянству лишила его места на службе, привела к тому, что он совершенно опустился, начал терять человеческий облик. Между тем Мармеладова отличают глубокое смирение , сознание собственной греховности и искренняя надежда на милосердие Бога .

Важная деталь состоит в том, что перед смертью герой испрашивает прощения у дочери Сони и сподобляется исповеди и причащения .

Катерина Ивановна , жена Мармеладова во втором браке, являет собой характер, противоположный Мармеладову . Это, по его выражению, дама «горячая, гордая и непреклонная» .

Катерина Ивановна очень больна, это проявляется в ее внешности и поведении. Вот как Достоевский рисует её портрет : «Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и...с раскрасневшимися до пятен щеками».

Самоотверженное служение детям сочетается в Катерине Ивановне с такими страстями, как непомерная гордость и болезненное тщеславие . Героиня кичится своим благородным происхождением, постоянно обличает мужа, в постоянном раздражении общается с детьми. Именно Катерина Ивановна толкает падчерицу Соню на страшный поступок, принесший девушке столько горя и страданий.

В конце произведения героиня сходит с ума. В отличие от мужа, даже перед смертью она проявляет несмирение и отказывается от исповеди и причастия : «На мне нет грехов!.. Бог и без того должен простить... Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!..»

С образами детей Катерины Ивановны – Поленьки , Лиды (она же Леня ) и Коли – связан мотив поруганного, оскорбленного детства. Страдания детей, по убеждению писателя, – самое яркое проявление жестокости впадшего в грех мира.

Искренняя и бескорыстная помощь Раскольникова семье Мармеладовых оказывается мощным толчком к душевному воскрешению героя. Детская молитва о «рабе Родионе», наряду с молитвами матери и сестры героя, становится решающей силой, спасающей его душу: она предотвращает самоубийство Раскольникова и ведет его к духовному возрождению.

Образ пьяной девочки на бульваре дополняет картину «униженных и оскорбленных», развивает тему поруганного детства.

Рассказ писателя о детских страданиях включает в себя и упоминание семи больных детей портного Капернаумова , у которого снимала комнату Соня.

Среди детских образов в романе следует отметить также образы детей – жертв Свидригайлова . Это несчастная глухонемая племянница госпожи Ресслих , которую Свидригайлов своими надругательствами довел до самоубийства, это его юная «невеста» , которую родители готовы выдать замуж ради денег, и другие его жертвы, упоминаемые в романе. Особенно ярко образы детей – жертв Свидригайлова – предстают в кошмарах, которые видятся ему перед самоубийством.

Картину человеческих страданий дополняет также Афросиньюшка – пьяная женщина, пытающаяся покончить с собой, бросившись в канал.

Доктор Зосимов , лечащий Раскольникова, соединяет в себе профессиональную честность, добросовестность, готовность прийти на помощь с некоторым высокомерием и тщеславием , а также склонностью к распутству. По мысли Разумихина, через несколько лет Зосимов может утратить свое благородство и стать рабом материального благополучия. Этот персонаж отчасти напоминает нам чеховского Ионыча в первоначальный период его врачебной практики.

Достоевский рисует нам и мир полиции . Это вспыльчивый и одновременно необычайно добрый поручик Илья Петрович по прозвищу Порох , квартальный надзиратель Никодим Фомич , письмоводитель Замётов . Все эти персонажи дополняют широкую картину петербургской жизни, нарисованную Достоевским в романе «Преступление и наказание».

Достоевский в своем произведении затронул и тему простого народа

Два Миколки (мужик, убивающий лошадку в первом сне Раскольникова, и маляр , ошибочно арестованный по подозрению в убийстве старухи и готовый невинно пострадать) олицетворяют, по убеждению Достоевского, два полюса в характере русского народа – его способность совершить непомерную жестокость и одновременно готовность к самоотверженному поступку, готовность принять страдания .

Символичен образ мещанина – человека, откровенно сказавшего Раскольникову о том, что тот убийца («убивец»). Этот персонаж олицетворяет собой просыпающуюся совесть героя .

Художественное своеобразие «Преступления и наказания»



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Используемый УМК: Программа общеобразовательных учреждений. Литература 5-11классы под редакцией В.Я.Коровиной Москва, “Просвещение” , 2005.

Учебник “Русская литература XIX века” (Москва “Просвещение”)

Оборудование: компьютер, экран, проектор, компьютерная презентация, графические изображения, раздаточный материл, опорные конспекты.

Цели: закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения;

  • выяснить, кто такие “двойники” и “антиподы” Родиона Раскольникова и как они помогают раскрыть характер главного героя;
  • подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;
  • расширить представление учащихся о героях романа;
  • добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского,– мир “погибших и погибающих”;
  • воспитать такие духовно-нравственные качества, как чувство сострадания к “униженным и оскорбленным”, милосердие;
  • развить критическое мышление учащихся, интереса к исследовательской работе.

Задачи:

  1. Проанализировать теории, представленные в романе.
  2. Сформировать на литературном материале философское значение теории сверхчеловека, сильной личности.
  3. Развивать способность учащихся к понятийному логическому мышлению, развитие таких качеств мышление как доказательность рассуждений.

В чем я виноват перед ними?..
Они сами миллионами людей изводят,
да еще за добродетель почитают.
Родион Раскольников.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя (Слайды 1–4):

– Итак, мы хорошо знаем главного героя, знаем те морально философские принципы, на которые опирался Раскольников, создавая свою теорию. Многие исследователи, в частности М. Бахтин, отмечали, что в центре любого из романов Достоевского, составляя его композиционную основу, находится жизнь идеи и персонаж – носитель этой идеи. Так, в центре романа “Преступление и наказание” – Раскольников и его “наполеоновская” теория о делении людей на два разряда и о праве сильной личности на пренебрежение законами, юридическими и этическими, для достижения своей цели. Писатель показывает нам зарождение этой идеи в сознании персонажа, ее осуществление, постепенное изживание и окончательное крушение. Поэтому вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне обрисовать раскольниковскую мысль, показать ее не только в отвлеченном виде, но и, так сказать, в практическом преломлении и в то же время убедить читателя в ее несостоятельности. Вследствие этого центральные персонажи романа интересны нам не только сами по себе, но и в их безусловной соотнесенности с Раскольниковым – именно как с воплощенным существованием идеи. Раскольников является в этом смысле как бы общим знаменателем для всех персонажей. Естественный композиционный прием при таком замысле – создание духовных двойников и антиподов главного героя, призванных показать гибельность теории – показать как читателю, так и самому герою. Своеобразие построения художественного образа у Достоевского, согласно тезису М. М. Бахтина, заключается в том, что герой – не объект авторского сознания, а субъект с независимым кругозором, и, следовательно, система персонажей есть система раскрывающихся в контакте сознаний.

Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элементы его “теории” отражают так называемые “двойники”, а положительные – антиподы.

– Кого же можно отнести к первой группе?
– Духовными двойниками Раскольникова являются Лужин, Лебезятников, Свидригайлов.
– Докажите это.

2. Исследование “двойников”:

– Кто такой Лужин? Что мы знаем о нем? (Слайд 5)
– Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории (“а доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать... ,”. Согласны ли вы с ним? (1. 2, гл. 5)
– Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова? Какие мысли и чувства они рождают у Раскольникова, почему?
– Какое впечатление складывается у вас о Лужине после чтения письма матери?

(“Умный и, кажется, добрый”, “положил взять девушку честную, но без приданого и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение”, и “муж ничем не должен быть обязан своей жене, и гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля”.

Рассуждения Раскольникова о “доброте” Лужина, допускающей что “невеста и мать мужичка подряжают, в телеге, рогожей крытой! Ничего! Только ведь девяносто верст... ”, усиливают складывающееся о Лужине впечатление, как о человеке черством, сухом, равнодушном, расчетливом, пробуждают чувство неприязни к этому герою.)

– Впечатление о Лужине усугубляются при анализе сцены. “объяснения” между ним и Дуней. Сопоставьте поведение Лужина и Дуни в сцене их объяснения. Какие мысли рождает в вас это сопоставление?

(Поведение Лужина в этой сцене раскрывает его мелкую, себялюбивую, низкую душу, отсутствие искренности, истинной любви u уважения к своей невесте, готовность оскорбить и унизить Дуню. Докажите текстом. В поведении Дуни – искренность, большое чувстве такта, благородство, "желание рассудить беспристрастно: “ ... если брат виноват, то он должен и будет просить у вас прощения”, уважение к человеку, которому дано “великое обещание”, гордость и чувство собственного достоинства).

– Что превыше всего ценил Лужин в жизни?И почему его раздражал разрыв с Дуней?

(“Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его. Лужина раздражал разрыв с Дуней потому, что это разрушало его мечту о существе, которое “будет рабски благодарно ему всю жизнь... а он-то будет безгранично... владычествовать”....)

– Лужин не может смириться с этим и принимает решение, которое могло бы, по его мнению, вернуть Дуню. Как осуществил Лужин свое решение? (Сцена с Соней на поминках у Мармеладовых.)

(Лужин для достижения своей эгоистической цели, “для себя одного”, готов “преступить все препятствия”, живет по принципу “все позволено”. В этом его теория близка с теорией Раскольникова. Единственный бог для Лужина – деньги.

Угрызения совести и сострадание незнакомы ему. Видим в нем отсутствие глубоких человеческих чувств, тщеславие, бездушие, граничащее с подлостью. И мы слышим мысль Достоевского о бесчеловечности эгоистического самоутверждения за счет других.)

– В чем схожи и различны Раскольников и Лужин?

– Лужин впитывает в себя теорию “разумного эгоизма”, которая лежит в основе “арифметических” построений Раскольникова. Будучи приверженцем “экономической правды”, этот буржуазный дeлeц весьма рационально отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает бесполезность “единичных щедрот” и считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота и о “всеобщем преуспеянии”. В расчетах Лужина вполне уловимы интонации гoлoca Раскольникова, который как и его двойник, не удовлетворяется “единичной” и ничего не решающей в цeлом помощью (в данном случае – своей семье). Оба они “разумно” находят жертву для достижения своих целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор: никчемная старуха. Как полагает Раскольников, все равно умрет, а падшая Соня, по мнению Лужина, все равно – рано или поздно украдет. Правда, идея Лужина замораживается на точке рассуждений и не приводит его к топору, Раскольников же, прошедший такой путь в реальности, легко достраивает здание к фундаменту концепции своего двойника: “А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать”.

Позаимствовав рационалистические основы теории Раскольникова, Лужин превращает их в идейное оправдание своих хищнических устремлений. Так же, как и главный герой романа, он оставляет за собой право решать участь другой личности, например, Сони, но очищает “арифметику” Раскольникова от деятельного сострадания и альтруистической, в конечном счете, направленности.

– В чем совпадают Раскольников и Лужин?
– Лужин – предприниматель средней руки, это разбогатевший “маленький человек”, которому очень хочется стать человеком “большим”, превратиться из раба в хозяина жизни. В этом корни его “наполеонизма”, но как они похожи на социальные корни раскольниковской идеи, ее пафос социального протеста угнетенной личности в мире униженных и оскорбленных! Ведь Раскольников – нищий студент, которому тоже хочется подняться над своим социальным состоянием. Но гораздо важнее для него видеть себя человеком, превосходящим общество в нравственно-интеллектуальном отношении, несмотря на свое социальное положение. Так появляется теория о двух разрядах; и тому и другому остается лишь проверить свою принадлежность к высшей категории. Таким образом, Раскольников и Лужин совпадают именно в стремлении стать выше того положения, которое отведено им законами социальной жизни, и тем самым возвыситься над людьми. Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин – погубить Соню, поскольку они оба исходят из неверной посылки, что они лучше других людей, в частности тех, которые становятся их жертвами. Только понимание самой проблемы и методы Лужина гораздо пошлее, чем у Раскольникова. Но это единственная разница между ними. Лужин опошляет, а тем самым и дискредитирует теорию “разумного эгоизма”. По его мнению, лучше желать блага себе, чем другим, надо стремиться к этому благу любыми средствами, и каждый должен делать то же – тогда, достигнув каждый своего блага, люди и образуют счастливое общество. И получается, что Дунечке Лужин “помогает” из лучших побуждений, считая свое поведение безукоризненным. Но поведение Лужина да и вся его фигура столь пошлы, что он становится не только двойником, но и антиподом Раскольникова.
– Лебезятников…..Что о нем можете сказать? (Слайд 6)

Следующий двойник, “прогрессист” Лебезятников, в своей жизненной установке варьирует нигилистическое отношение Раскольникова к существующему миропорядку, моральным и социальным устоям. С энтузиазмом выступая против таких “предрассудков”, как “целомудрие и женская стыдливость”, взывая к созданию коммун, ратуя за уничтожение брачных уз, Лебезятников выхолащивает и обезображивает идеи революционно-демократического движения, смысл которого он низводит к тому, чтобы “огреть протестом” русскую жизнь: “Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем!” Восстающая против несправедливого устройства мира, бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в жиденький поток бессмысленных и пошлых отрицаний. Карикатурной тенью этот двойник пристраивается к главному герою, желающему “взять просто-запросто все за хвост и стряхнуть к черту”. Культ протеста, принимающий у Лебезятникова форму воинствующей глупости, компрометирует избранный Раскольниковым бунтарский путь переустройства мира, в котором он видит и возможность самоутверждения.

Самовозвеличивание и потребность в проверке себя убийством – эти тайные устремления личности главного героя развенчиваются в соприкосновении извне с жизненными установками жалких “наследников” его мысли и в его мучительной констатации. собственной несостоятельности (“вошь”, “тварь дрожащая”).

– Результаты проведенного над собой эксперимента, разрушившего иллюзии Раскольникова в отношении самого себя как человека “необыкновенного”, не расшатали тем не менее мощные стены теории, толкнувшей его на преступление. Разочаровавшись в себе, он не отрекается от нее. Но в сознании читателя прочно выстроенные Раскольниковым башни идеи превращаются в руины, благодаря мрачной тени третьего двойника.

– Свидригайлов не случайно появляется на apeне великого взаимопроникновения миров после двух своих предшественников, которые, растащив отдельные части самодовлеющей идеи смогли, в силу своей ничтожности, расщепить ее ядро. Для этого нужна была незаурядная личность, “выламывающаяся” из ряда людей “обыкновенных”, устанавливающая за собой право вседозволенности (“Свидригайлов – загадка”,– думает о нем Раскольников).

– Кто такой Свидригайлов? Как характеризуют его первые сведения в романе? (Слайды 7, 8)

(Первые сведения в романе о Свидригайлове характеризуют его.. как злодея, развратника. Говорят, что причастен к делу “душегубства”, повинен в самоубийстве крепостного лакея Филиппа, что он жестоко оскорбил девочку, отравил жену Марфу Петровну, што он шулер, что нет такого порока, который бы не гнездился в его душе. Вместе с тем на протяжении всего романа он совершает ряд добрых дел: избавил Дуню от позора, восстановил ее доброе имя, хочет помочь Дуне избавиться от Лужина, взял на себя устройство судьбы осиротевшей семьи Мармеладовых.)

– От природы имеет совесть, но добро и зло совершает от скуки. Это человек без убеждений и без деятельности. Настоящий же человек без убеждений и без деятельности жить не может. Свидригайлов понял это и казнил себя, потеряв свою" последнюю цель – добиться расположения Дуни). Этот герой идет дальше всех: переступая через чужие жизни, он переступает и через собственную совесть, т. е. полностью соответствует представлению Раскольникова о сильных личностях. Но вместо ожидаемого, с его точки зрения, торжества идеи в вывихнутом мире Свидригайлова она терпит полное крушение. “Арифметика”, согласно которой можно убить одну “вредную” старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается “опытами” Свидригайлова: на его счету добрых поступков больше, чем у всех других героев романа, но, во-первых, добро, совершенное им, никоим образом не может оправдать преступления минувшего, а, во-вторых, оно не способно возродить его больную душу. Загнанная в подсознание совесть в конце концов высвобождается и врывается в сферу сознательного, порождая удушливые кошмары, в которых реальность и ирреальность фантастически продолжаются друг в друге и сращиваются в единую непрерывную галлюцинацию. Свидригайлов – это тот избранный, который “переступил”, и “переступил” не единожды, и без нравственных мучений (вот он, идеал Раскольникова!), но при этом Наполеоном не стал. Жизненный итог Свидригайлова – это не только его самоубийство, но и гибель идеи Раскольникова, раскрывающая чудовищный самообман главного героя.

– Прав ли Свидригайлов, угверждая, что они с Раскольниковым “одного поля ягоды”, что между ними есть “точка общая”?

(Мы видим Свидригайлова как человека, лишенного всяческих нравственных устоев, не признающего никаких нравственных запретов; живет по принципу “все позволено”. Раскольников, разрешая себе “кровь по совести” тоже отрицает нравственную ответственность сильного человека за свои поступки; моральные нормы, по его мнению,. существуют только для низшей категории людей – “тварей дрожащих”. Истину, к которой Раскольников пришел в результате долгих размышлений, Лужин и Свидригайлов используют как руководство к действию.)

– В чем заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Ваши версии.

– Когда сопоставляешь эти образы, становится ясно, что Лужин и Свидригайлов живуг, в общем-то, по теории Раскольникова. Он же, общаясь с “сильными мира сего”, не может принять их жизнь, хотя и старается причислить себя к “сильным мира сего”; ему неприятны люди, живущие по его “теории”. Этим сопоставлением ниспровергается в герое теоретика и возвышает в нем человека.

– У всех – у Раскольникова, Лужина, Свидригайлова – бесчеловечность индивидуализма, эгоистическое самоугверждение за счет других. Сталкивая этих героев, автор опровергает теорию Раскольникова, вскрывает ее антигуманную, бесчеловечную суть. В то же время отношение Раскольникова к Лужину и Свидригайлову убеждает, что он испытывает отвращение к “сильным мира сего, не может принять мир людей, которые не живуг по его теории. В этом сила Раскольникова и то, что возвышает его над “сильными мира сего”.

– Кто является антиподом Раскольникова? (Слайд 10)

– Антиподом и в какой-то мере двойником Раскольникова становится и его сестра. Она не считает себя существом – более высокого ранга, чем брат, а Раскольников, идя на жертву, именно в этом ощущает свое превосходство над теми, ради кого он жертвует собой. Дунечка же, напротив, не только не считает себя выше своего брата – признает его существом более высокого рода. Раскольников хорошо это понимает, потому-то так решительно и отвергает он жертву сестры. В своем отношении к людям Дуня и ее брат – антиподы. Даже Свидригайлова Дуня не считает ниже себя; она преодолевает это искушение, будучи не в силах стрелять в человека, ибо в Свидригайлове она видит личность. Раскольников же готов видеть человека только в себе.

– Так в космосе романа возникают спутники Раскольникова: вращаясь вокруг него, они отражают и преломляют в себе катаклизмы его мира, их взаимодействие создает вокруг центрального героя отрицательную атмосферу. Однако феномен личности Раскольникова много избыточней системы его двойников и отнюдь не исчерпывается только ею. Голос Раскольникова резонирует в пространстве, заполненном не только сознаниями двойников, но и сознаниями их идеологических антагонистов, в роли которых выступают Разумихин, Порфирий Петрович и Соня Мармеладова. (Слайд 11–16)

Этих героев принято называть антиподами Раскольникова, однако такоe определение требует уточнения. Они не только отрицают своеволие и индивидуализм, ведущие Раскольникова к преступлению, но и продолжают в себе “мессианские” начала его идеи. Следовательно, эти персонажи противопоставляются не столько Раскольникову, с которым имеют точки соприкосновения, сколько его двойникам. Приведу несколько доказательств.

Раскольников, рискуя своей жизнью, спасает из огня детей; будучи бедствующим студентом, содержит больного отца умершего друга; дважды оставляет последние деньги Мармеладовым. Разве все эти поступки не стоят в одном ряду с действиями альтруиста Разумихина?… “Наполеонам” Раскольников отказывает в праве роптать против существующего мироустройства – против бунта выступает и Порфирий Петрович. Совершив преступление, герой не может перешагнуть через совесть, и в этом он сближается с Соней, вынужденно торгующей своим телом, но не душой. И если Свидригайлов претендует на “родство” С Раскольниковым (“Мы одного поля ягоды”), то с Соней Раскольников собирается идти “по одной дороге” (“Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”). Так выстраивается галерея осветленных отражений главного героя. Интересно, что количество двойников и их “перевертышей” (антиподов) совпадает. Это наталкивает на мысль о существовании связей между ними.

Вычленив компоненты идеи Раскольникова, отражаемые в сознаниях двойников и антиподов, можно представить систему образов героев в виде трех пар. Причем в каждой из них центральное место будет занимать та часть идеи Раскольникова, которая сочетает в себе определенные противоположные начала. (Слайд 11)

– Какое значение имеет система образов? (Слайд 17–19)

– В результате система образов разбивается на три ряда с отрицательной (Лужин, Лебезятников, Свидригайлов) и положительной (Разумихин, Порфирий Петрович, Соня) подсистемами. Герои-антагонисты вступают в диалог посредством сознания Раскольникова, при "том он может выходить и за рамки мира главного героя, реализовываться в непосредственном контакте двойника и антипода. Например, идеи о “проценте”, якобы неизбежных для общества жертв (лужинское начало) борются в Раскольникове со стремлением остановить падение только что обманутой девушки, сделать конкретное, пусть “единичное”, а не “всечеловеческое”, благодеяние (разумихинское начало). В то же время противоборство “разумного эгоизма” с “единичным добром”, происходящее в душе центрального героя, Достоевский проецирует и вовне – на систему образов, сталкивая в непосредственном общении носителей этих начал: лужинским выкладкам о “целых кафтанах” эмоционально (в споре) и практически (в жизни) противостоит Разумихин.

Через сознание Раскольникова, как сквозь прозрачную дверь, герои могут смотреть друг в друга.

Вывод:

– Раскольников, человек совестливый и благородный, не может вызывать у читателя одну лишь неприязнь, отношение к нему сложное (у Достоевского редко встретишь однозначную оценку), но приговор писателя беспощаден: права на преступление не имеет никто! Долго и тяжело идет к этому выводу Родион Раскольников, и ведет его Достоевский, сталкивая с различными людьми и идеями. Вся стройная и логическая система образов в романе подчинена именно этой цели. Показывая бесчеловечность буржуазного общества, его устройства, Достоевский все же не в нем видел причины “распада связи времен”. Ответы на “проклятые” вопросы писатель ищет не вокруг человека, а внутри него. И в этом отличительная черта Достоевского-психолога.

Домашнее задание.

1. Пересказ: ч. 3, гл.5 (первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем),
ч. 4, гл. 5 (вторая встреча со следователем),
ч. 3, гл. 6 (размышления после встречи с мещанином),
ч. 4, гл. 7 (разговор с Дуней о преступлении), эпилог.

3. Ответить на вопросы:
– Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении? В чем он себя упрекает?
– Почему Порфирий Петрович уверен, что Раскольников сделает “явку с повинной”?

4. Краткий пересказ эпизодов: первый день Раскольникова после убийства.

(ч.2, гл.I-2);
блуждание по Петербургу в первый день после болезни (ч.2, гл. 6);
разговор с матерью и Дуней (ч.3, гл.3).

5. Ответить на вопрос: почему герой сделал “явку с повинной”?

Презентация.

Приложение 2. Карточки для самостоятельной работы.

В своём знаменитом романе «Преступление и наказание» легендарный русский писатель Ф.М. Достоевский рассказал об обычном студенте Родионе Раскольникове, разработавшем теорию, по которой люди делятся на «тварей дрожащих» — бесправную серую массу — и «право имеющих» — ярких индивидов, для которых нет законов ни людских, ни божьих. Следуя своей мысли, герой убивает двух женщин и забирает их деньги и драгоценности, чтобы в будущем использовать их на благо. Однако автор на протяжении всего романа развенчивает его заблуждения и показывает, что Родион — всего лишь запутавшийся юноша, совершивший тяжкий грех из-за чувства ложного превосходства. Так, Достоевский вводит в роман двойников главного героя, которые на себе демонстрируют, во что может превратиться человек, пройдя по пути Раскольникова.

Первый двойник — Пётр Лужин. На первый взгляд, он кажется достойным человеком: уважаемый член общества и богатый предприниматель, который согласен взять замуж сестру Раскольникова и вытащить их семью из нищеты. Однако за внешним благородством прячется эгоцентричный и подлый человек. Беря в жёны находящуюся в безвыходном положении Дуню он, в первую очередь, хочет потешить своё эго, сделать из девушки верную рабыню, которая будет боятся и боготворить его. Будучи обиженным на Родиона и желая уколоть его, он выставил несчастную Соню Мармеладову воровкой, чуть не разрушив её жизнь. Наиболее полно философия этого человека раскрывается в его «теории о целом кафтане». По его мнению, ради достижения своих интересов можно пойти на что угодно, а окружающие люди — либо инструменты, которыми можно воспользоваться, либо мусор, путающийся под ногами. В пошлом и мелочном взгляде Лужина на мир мы без труда видим более приземлённые очертания теории Раскольникова. В итоге герой дважды за роман был публично разоблачён и осуждён.

Ещё один двойник, чья судьба тесно переплетена с судьбой Раскольникова, — богатей Аркадий Иванович Свидригайлов. Он упоминается задолго до своего первого появления в письме матери Родиона сыну. Тщеславный эгоист, который домогался Дуни, лишив её тем самым работы и погубив её репутацию в обществе. Всем известен, как самодур и развратник. Это описание не далеко от действительности, да и сам Свидригайлов не считает нужным обеляться и оправдываться. Как и Лужин, Аркадий Иванович считает, что жизнь создана лишь для него, а другие люди нужны лишь для его развлечения. Для совершившего множество преступлений Свидригайлова нет ни добра, ни зла. Практически сразу он видит в Раскольникове, который сам вступает на путь эгоцентризма и саморазрушения, родственную душу. В очередной раз мы видим, как возвышенная теория главного героя о малом зле ради большого добра раскрывает своё истинное лицо, показывая, до чего может дойти человек, движимый идеей собственного превосходства. Что интересно, понимает это и сам Свидригайлов, а потому раскрывает Софье Мармеладовой тайну Раскольникова и просит её быть с ним, видимо, надеясь, что его ещё можно спасти. Судьба его комична и трагична одновременно: никогда никого не любивший он искренне влюбляется в Дуню Раскольникову, впервые в жизни обретая ясную цель и шанс на исправление, но, когда девушка отвергает его, демонстрируя своё отвращение и ненависть, Аркадий Иванович, осознав бессмысленность своего существования, кончает жизнь самоубийством.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...