Фрида кало. Мексиканская художница Фрида Кало: биография, личная жизнь, творчество

Яркая мексиканская художница Фрида Кало более всего известна публике символическими автопортретами и изображениями мексиканской и америндской культур. Известная своим сильным и волевым характером, а также коммунистическими настроениями, Кало оставила неизгладимый след не только в мексиканской, но и мировой живописи.

Художнице выпала нелёгкая судьба: практически всю жизнь её преследовали многочисленные заболевания, операции и неудачное лечение. Так, в шестилетнем возрасте Фриду приковал к постели полиомиелит, в результате которого её правая нога стала тоньше левой и девочка осталась хромой на всю жизнь. Отец всячески подбадривал дочь, вовлекая её в мужские на тот момент виды спорта – плавание, футбол и даже борьбу. Во многом это помогло Фриде сформировать стойкий, мужественный характер.

Событие 1925 года стало поворотным в карьере Фриды как художницы. 17 сентября она попала в аварию вместе со своим сокурсником и возлюбленным Алехандро Гомесом Ариас. В результате столкновения Фрида попала в больницу Красного креста с многочисленными переломами таза и хребта. Серьёзнейшие травмы привели к трудному и болезненному восстановлению. Именно в это время она просит дать ей краски и кисть: подвешенное под балдахином кровати зеркало позволяло художнице видеть себя и она начала свой творческий путь с автопортретов.

Фрида Кало и Диего Ривера

Будучи одной из немногих девушек-учениц Национальной подготовительной школы, Фрида уже во время учёбы увлекается политическим дискурсом. В более зрелом возрасте она даже становится членом Мексиканской коммунистической партии и Молодой коммунистической лиги.

Именно в период своего обучения Фрида впервые встречается с известным на то время мастером настенной живописи Диего Ривера. Кало часто наблюдала за Риверой, пока он работал над фреской «Сотворение мира» в актовом зале школы. Некоторые источники утверждают, что Фрида уже тогда говорила о своём желании родить от муралиста ребёнка.

Ривера поощрял творческую работу Фриды, но союз двух ярких личностей был очень нестабильным. Большую часть времени Диего и Фрида жили порознь, поселяясь в дома или квартиры по соседству. Фриду огорчали многочисленные измены мужа, в особенности её ранила связь Диего с её младшей сестрой Кристиной. В ответ на семейное предательство Кало обрезала свои знаменитые чёрные локоны и запечатлела перенесённую обиду и боль в картине «Память (Сердце)».

Тем не менее чувственная и пылкая художница тоже заводила романы на стороне. Среди её любовников числятся и известный американский скульптор-авангардист японского происхождения Исаму Ногучи, и коммунист-беженец Лев Троцкий, нашедший убежище в Голубом доме (Casa Azul) Фриды в 1937 году. Кало была бисексуальной, поэтому известны и её романтические связи с женщинами, к примеру – с американской эстрадной артисткой Жозефиной Бейкер.

Несмотря на измены и романы с обеих сторон, Фрида и Диего, даже расставшись в 1939 году, вновь воссоединились и оставались супругами до самой смерти художницы.

Неверность мужа и неспособность родить ребёнка ярко прорисовываются на полотнах Кало. Зародыши, фрукты и цветы, изображённые на многих картинах Фриды, символизируют именно её неспособность к деторождению, что было причиной её крайне депрессивных состояний. Так, на картине «Госпиталь Генри Форда» изображена обнажённая художница и символы её бесплодия – зародыш, цветок, повреждённые тазобедренные суставы, соединённые с нею кровавыми веноподобными нитями. На нью-йоркской выставке 1938 года эту картину представили под названием «Потерянное желание».

Особенности творчества

Уникальность картин Фриды состоит в том, что все её автопортреты не сводятся к изображению исключительно внешности. Каждое полотно богато деталями из жизни художницы: каждый изображённый предмет символичен. Показательно и то, как именно Фрида изображала связи между объектами: в большинстве своём связи – это кровеносные сосуды, питающие сердце.

В каждом автопортрете находятся ключи к разгадке смысла изображённого: сама художница всегда представляла себя серьёзной, без тени улыбки на лице, но её чувства выражены через призму восприятия фона, цветовой палитры, окружающих Фриду предметов.

Уже в 1932 году в творчестве Кало просматривается больше графических и сюрреалистических элементов. Самой Фриде сюрреализм был чужд надуманными и фантастическими сюжетами: художница выражала на полотнах реальные страдания. Связь с этим течением была скорее символична, так как на картинах Фриды можно обнаружить влияние доколумбийской цивилизации, национальных мексиканских мотивов и символов, а также темы смерти. В 1938 году судьба столкнула её с основоположником сюрреализма Андре Бретоном, о встрече с которым сама Фрида отзывалась следующим образом: «Я никогда не думала, что я – сюрреалистка, пока Андре Бретон не приехал в Мексику и не сказал мне об этом». До знакомства с Бретоном автопортреты Фриды редко воспринимались как что-то особенное, но французский поэт увидел на полотнах сюрреалистические мотивы, позволявшие изобразить эмоции художницы и её невысказанную боль. Благодаря этой встрече состоялась успешная выставка полотен Кало в Нью-Йорке.

В 1939 после развода с Диего Риверой Фрида пишет одно из самых говорящих полотен – «Две Фриды». На картине изображены две природы одного человека. Одна Фрида одета в белое платье, на котором заметны капли крови, стекающие с её раненого сердца; платье второй Фриды отличается более яркой расцветкой, а сердце невредимо. Обе Фриды соединены кровеносными сосудами, питающими оба напоказ выставленных сердца – приём, часто используемый художницей для передачи душевной боли. Фрида в яркой национальной одежде – это именно та «мексиканская Фрида», которую любил Диего, а образ художницы в викторианском свадебном платье – европеизированная версия женщины, которую Диего бросил. Фрида держит себя за руку, подчёркивая своё одиночество.

Картины Кало врезаются в память не только образами, но и яркой, энергичной палитрой. В своём дневнике Фрида и сама пыталась дать объяснение цветам, использованным в создании своих картин. Так, зелёный ассоциировался с добрым, тёплым светом, пурпурный цвет маджента был связан с ацтекским прошлым, жёлтый символизировал помешательство, страх и болезнь, а синий – чистоту любви и энергию.

Наследие Фриды

В 1951 после более 30 операций психически и физически сломленной художнице удавалось терпеть боль только благодаря болеутоляющим. Уже в то время ей было сложно рисовать как раньше, а лекарства Фрида применяла наравне со спиртным. Ранее детализированные изображения стали более расплывчатыми, нарисованными спешно и невнимательно. В результате злоупотребления алкоголем и частых психологических срывов смерть художницы в 1954 году породила множество слухов о самоубийстве.

Но со смертью слава Фриды только возросла, а её любимый Голубой дом стал музеем-галереей картин мексиканских художников. Феминистическое движение 1970-х также возродило интерес к личности художницы, так как многие рассматривали Фриду в качестве знаковой фигуры феминизма. «Биография Фриды Кало», написанная Хайден Херрерой, и фильм «Фрида», снятый в 2002 году, не дают этому интересу угаснуть.

Автопортреты Фриды Кало

Более половины работ Фриды – автопортреты. Рисовать она начала в 18 лет, после того как попала в жуткую аварию. Ее тело было сильно разбито: поврежден позвоночник, сломаны тазовые кости, ключица, ребра, только на одной ноге было одиннадцать переломов. Жизнь Фриды весела на волоске, но юная девушка смогла победить, и в этом, как ни странно, ей помогло рисование. Ещё в больничной палате перед ней ставили большое зеркало и Фрида рисовала себя.

Практически на всех автопортретах Фрида Кало изображала себя серьёзной, мрачной, словно застывшей и холодной с суровым непроницаемым лицом, однако все эмоции и душевные переживания художницы можно почувствовать в окружающих её деталях и фигурах. Каждая из картин хранит в себе те чувства, которые переживала Фрида в определенный момент времени. С помощью автопортрета она словно пыталась разобраться в себе, раскрыть свой внутренний мир, освободиться от бушевавших внутри неё страстей.

Художница была удивительным человеком с огромной силой воли, который любит жизнь, умеет радоваться и безгранично любить. Позитивное отношение к окружающему миру и удивительно тонкое чувство юмора привлекали к ней самых разных людей. Многие стремились попасть в её «Синий дом» со стенами цвета индиго, зарядиться тем оптимизмом, которым в полной мере обладала девушка.

Фрида Кало в каждый написанный автопортрет вложила силу своего характера, все пережитые душевные муки, боль утраты и неподдельную силу воли, ни на одном из них она не улыбается. Художница всегда изображает себя строгой и серьёзной. Измену любимого мужа Диего Риверы, Фрида перенесла очень тяжело и мучительно. Написанные в тот период времени автопортреты буквально пронизаны страданиями и болью. Однако, несмотря на все испытания судьбы, художница смогла оставить после себя более двухсот картин, каждая из которых уникальна.

Фри́да Ка́ло де Риве́ра (исп. Frida Kahlo de Rivera), или Магдале́на Ка́рмен Фри́да Ка́ло Кальдеро́н (исп. Magdalena Carmen Frieda Kahlo Calderón; Койоакан, Мехико, 6 июля 1907 - 13 июля 1954), - мексиканская художница, наиболее известная автопортретами.

Мексиканская культура и искусство народов доколумбовой Америки оказали заметное влияние на её творчество. Художественный стиль Фриды Кало иногда характеризуют как наивное искусство или фолк-арт. Основоположник сюрреализма Андре Бретон причислял её к сюрреалистам.

Всю жизнь у неё было слабое здоровье - она страдала полиомиелитом с возраста шести лет, а также перенесла серьёзную автомобильную аварию в подростковом возрасте, после которой ей пришлось пройти многочисленные операции, повлиявшие на всю её жизнь. В 1929 году она вышла замуж за художника Диего Риверу , и, подобно ему, поддерживала коммунистическую партию.

Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, пригороде Мехико (позднее она поменяла год рождения на 1910 - год Мексиканской революции). Её отцом был фотограф Гильермо Кало, родом из Германии. По широко распространённой версии, основанной на утверждениях Фриды, он был еврейского происхождения, однако, согласно позднейшему исследованию, он происходил из немецкой лютеранской семьи, корни которой отслеживаются до XVI века. Мать Фриды, Матильда Кальдерон, была мексиканкой с индейскими корнями. Фрида Кало была третьим ребёнком в семье. В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала под длинными юбками). Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды.

Фрида занималась боксом и другими видами спорта. В 15 лет она поступила в «Препараторию» (Национальную подготовительную школу), одну из лучших школ Мексики, с целью изучать медицину. Из 2000 учащихся в этой школе было всего 35 женщин. Фрида сразу же заработала авторитет, создав с восемью другими учащимися закрытую группу «Качучас». Её поведение часто называли эпатажным.

В Препаратории произошла её первая встреча с будущим мужем, известным мексиканским художником Диего Риверой , с 1921 по 1923 работавшим в Подготовительной школе над росписью «Созидание».

В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжёлую аварию. Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическими перилами. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Впоследствии Фриде пришлось перенести несколько десятков операций, месяцами не выходя из больниц.

Именно после трагедии она впервые попросила у отца кисти и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лёжа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла видеть себя. Первой картиной был автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».

В 1928 году вступила в Мексиканскую коммунистическую партию. В 1929 году Диего Ривера женился на Фриде. Ей было 22, ему - 43. Сближало супругов не только искусство, но и общие политические убеждения - коммунистические. Их бурная совместная жизнь стала легендой. Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна - когда автобус врезался в трамвай, другая - это Диего». В 1930-х годах Фрида какое-то время жила в США, где работал муж. Это вынужденное долгое пребывание за границей, в развитой индустриальной стране, заставило её острее чувствовать национальные различия.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

(исп. Frida Kahlo de Rivera, 6 июля 1907, Койоакан, Мексика — 13 июля 1954, Койоакан, Мексика ) — мексиканская художница, прославившаяся благодаря своим сюрреалистическим картинам. В юности Фрида попала в автокатастрофу, которая наложила отпечаток на всю ее жизнь и сказалась на творчестве. Писать Кало начала, будучи прикованной к постели. Художница прославилась в Европе(в частности, благодаря своему мужу Диего Ривере), но всегда мечтала о признании на родине. Первая персональная выставка Фриды в Мексике состоялась в 1953 году, незадолго до ее смерти.

Особенности творчества художницы Фриды Кало: по большей части в своих символических работах Фрида рассказывает о себе — своих переживаниях, физической и душевной боли. Внушительную часть ее картин составляют автопортреты, на которых ее обычно окружают растения и животные. Кроме того, Фрида часто обращается к теме болезни и смерти.

Известные картины Фриды Кало: «Сломанная колонна », «Две Фриды », «Всего-то несколько царапин! », «Сон(Кровать) », «Фрида и Диего Ривера », «Госпиталь Генри Форда », «Раненый олень ».

Мексиканцы — странный народ, уж очень необычный. Они раскрашивают свою одежду, свои дома и всю свою жизнь в небесные и солнечные цвета, разговаривают на каком-то собственном, особенно певучем испанском, а песнями и вовсе вынимают душу. Они поклоняются Санта Муэрте(«Святой Смерти»), а главный национальный праздник — День мертвых — превращают в настоящее торжество жизни. Где же еще, если не здесь, могла родиться такая личность, как Фрида Кало?

Фрида — один из тех редких случаев в мире искусства, когда популярность художника обусловлена по большей части его трагической личной историей, оттесняющей на второй план талантливые работы. Всю жизнь она будто бы бежала наперегонки со смертью, то отставая, то выбиваясь вперед, то отчаянно цепляясь за жизнь, то мечтая« уйти и никогда не возвращаться». Как бы парадоксально это ни звучало, смерть оказалась самой верной спутницей Кало на всем ее жизненном пути.

Переломный момент

Начать историю Фриды Кало стоит с ее родителей. Ведь именно они, задолго до ее рождения, начали этот танец со смертью — каждый под собственную музыку.

Вильгельм Кало, приехав в Мексику из Германии, сменил имя на испанское Гильермо и отказался от иудаизма. Первая жена родила ему трех девочек, но средняя дочь умерла вскоре после появления на свет, а сама женщина не пережила третьих родов. Гильермо остался один с двумя детьми и очень быстро женился снова — на Матильде Кальдерон-и-Гонсалес. Девушка на тот момент тоже успела пережить личную трагедию: жених Матильды покончил с собой на ее глазах. Позже Фрида писала в своем дневнике, что мать так и не смогла полностью оправиться от этой страшной потери и полюбить мужа.

Матильда родила Гильермо четырех девочек(Матильду, Адриану, Фриду и Кристину), а их единственный сын умер от пневмонии через несколько дней после рождения. Магдалена Кармен Фрида Кальдерон появилась на свет 6 июля 1907 года. Спустя много лет эта дата покажется Фриде недостаточно значительной, и она« подгонит» день своего рождения под начало Мексиканской Революции — 7 июля 1910 года.

Когда девочке было шесть лет, у нее начали болеть мышцы правой ноги. Несмотря на старания врачей и Гильермо Кало, серьезно занявшегося физическим развитием дочери, полиомиелит иссушил ногу девочки, на всю жизнь обеспечив ее хромотой. Но настоящая трагедия была впереди. Девочка еще успеет вырасти, поступить в престижную немецкую школу, обзавестись« бандой» верных друзей, впервые влюбиться и начать строить планы о медицинской карьере.

Все рухнуло 17 сентября 1925 года, когда трамвай врезался в автобус, в котором Фрида ехала из школы. Врачи сомневались в том, что девушка выживет, не говоря уже о том, чтобы снова начать ходить: раздробленные тазовые кости, сломанный позвоночник и множество других повреждений на долгие месяцы приковали Фриду к постели и всю жизнь напоминали о себе постоянной болью. В этот момент смерть впервые обратила на нее внимание, подошла поближе, чтобы присмотреться, и все время держалась поблизости. В этот момент жизнь Фриды закончилась. И началась совсем другая.

Танец со смертью

Одна из особенностей картин Кало заключается в том, что все они написаны крошечными мазками. Это серьезная нагрузка на руки и позвоночник, поэтому можно только догадываться, как тяжело приходилось Фриде, когда она только начала рисовать. До аварии единственным ее опытом в этой области были несколько уроков, взятых у гравера Фернандо Фернандеса. Первые кисти и краски купил девушке отец, зарабатывавший на жизнь фотографией. А мать заказала подрамник, при помощи которого Фрида могла рисовать лежа. В это время ее работы — это по большей части натюрморты и автопортреты. Спустя годы Кало скажет, что пишет так много автопортретов, потому что собственное лицо — это то, что она знает лучше всего. Но в те месяцы, когда Фрида восстанавливалась после аварии, она боялась, что умрет, и память о ней быстро исчезнет, поэтому старалась оставить как можно больше напоминаний о себе. Первой такой работой стал« Автопортрет в бархатном платье »(1926).

Еще одна вещь, отличающая картины Фриды, — их глубокая эмоциональность. Все, что она не может выразить словами, все, о чем вынуждена молчать, Кало переносит на холст. Она показывает зрителю кровь, боль, человеческие внутренности, неприглядную правду жизни. Фрида делится переживаниями из-за постоянных измен мужа — знаменитого художника Диего Риверы («Всего-то несколько царапин!», 1935), страданиями из-за очередной потери ребенка(«Госпиталь Генри Форда», 1932) и непрекращающейся болью после травм, болезней и бесчисленных операций(«Сломанная колонна», 1944, «Без надежды », 1945, «Раненый олень», 1946). И всю жизнь Кало безжалостно вскрывает свою душу, как доктора снова и снова вскрывали ее измученное тело, и демонстрирует зрителю собственное открытое сердце, чувствительное и беззащитное(«Две Фриды», 1939).

И, наконец, Фрида не была бы Фридой, если бы не унаследовала мексиканское отношение к смерти — безусловно, с уважением, но при этом и с изрядной долей юмора. Неотъемлемой частью мексиканской культуры являются так называемые« ретабло», примитивные картинки на маленьких металлических пластинах, которые рисовались в благодарность святым(Диего и Фрида собрали огромную коллекцию таких изображений). В частности, именно с ретабло смерть в разных ипостасях и обличиях перекочевала на картины Кало. Она стоит, выпрямившись в полный рост на площади в Койоакане неподалеку от дома Фриды(«Жители Мехико », 1938), таращится пустыми глазницами маски, венчающей тело маленькой девочки в розовом платье(«Девочка с маской Смерти », 1938) и с улыбкой ждет своего часа над постелью спящей Фриды(«Сон(Кровать)», 1940). Только так художница спасается от страха, который внушает ей это постоянное незримое присутствие.

Viva la vida!

Фриде пришлось долго добиваться популярности в родной Мексике, несмотря на то, что еще в 1938 году она наделала много шума в Нью-Йорке, где проходила ее первая персональная выставка в галерее Джулиана Леви. Критики, поначалу отнесшиеся к «миссис Ривере» скептически, были очарованы ею и самобытностью ее картин.
Вскоре после этого Кало отправляется в Париж по приглашению Андре Бретона, пообещавшего художнице устроить ее персональную выставку. Они познакомились во время визита Бретона и его супруги Жаклин Ламба в Мексику. Поэт и художник был поражен работами Фриды, в частности, незавершенной на тот момент картиной« Что мне дала вода »(1938), и сообщил художнице, что она пишет в стиле сюрреализма, чем немало ее удивил. Однако, несмотря на обещания, организацией выставки Бретон так и не занялся. Фрида узнала об этом только после приезда в Париж, очень разозлилась на Бретона и стала называть парижских сюрреалистов« чокнутыми сукиными детьми».

Фрида очень неуютно чувствовала себя вдалеке от родной Мексики. Ни Нью-Йорк, ни Париж ее не впечатлили, она рвалась назад, в свой Голубой дом, где она родилась и прожила почти всю жизнь, к своему Диего. Они уезжали и возвращались, ссорились и мирились, разводились и женились вновь, жили в разных домах, соединенных тонким мостиком. А тем временем рассыпающееся на части тело Фриды пытались собрать воедино при помощи металлических корсетов, многочисленных операций и лекарств.

Первая персональная выставка Фриды Кало в Мексике состоялась только в 1953 году. К тому моменту художница уже была прикована к постели и постоянно находилась под действием сильных болеутоляющих и алкоголя. Но такое важное событие в своей жизни она пропустить никак не могла. Во время открытия выставки Фриду внесли в Галерею современного искусства на носилках и уложили на кровать в центре зала.

В последние годы Кало становилось все тяжелее рисовать. Она вернулась к тому, с чего начинала — писала натюрморты, лежа в постели. Последней работой Фриды считается картина« Viva la vida! Арбузы »(1954), однако, судя по четким линиям и уверенным мазкам, она была написана задолго до этого. Финальным штрихом стала лишь надпись кроваво-красной краской, словно вырезанная на спелой мякоти арбуза. «Viva la vida!» — «Да здравствует жизнь!» Что же еще, как не этот дерзкий вызов, могла написать Фрида Кало, уже заглядывая в глаза смерти?

– одна из наиболее известных художниц Мексики. Судьбу этой талантливой и красивой женщины нельзя назвать простой, но она смогла выдержать все свалившиеся на нее удары и навеки вошла в историю мирового искусства как самобытный художник. Вы можете найти музеи и памятные места в разных регионах страны. Обязательно найдите время во время отдыха в Мексике и познакомьтесь с биографией и картинами этого удивительного гения.

Колоритная Мексика славится как своей историей, природой, легендами и достопримечательностями, так и великими знаменитыми людьми, талант которых проходит через века.

Одной из наиболее известных художниц Мексики, творчество которой будоражит умы всех, кто созерцает ее картины, является Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон. Эта таинственная и талантливая женщина родилась 6 июля 1907 года в пригороде столице Койоакан. История художницы полна боли, печали, глубокого разочарования и пышных веселых масок, за которыми всю жизнь она таила утраты, измены и предательства.

Все что переживала Фрида полностью было перенесено ею на полотна, в которых она выразила весь свой внутренний мир и переживания. Эксперты изучающие картины Кало проводят множество параллелей между ее творчеством и работами Сальвадора Дали, называя ее альтер-эгом, великого мастера. Сама Фрида никогда не говорила о том, что ее картины это эфемерные иллюзии, или нереалистичное восприятие окружающего мира. Свои работы она характеризовала как вполне реальное восприятие всего что происходило в ее жизни. Жуткие сюжеты картин – это не продукт воспаленной фантазии художницы, это способ передать всю боль, горечь и глубину утрат, которые прошли через тонкую и ранимую душу хрупкой девушки. Все ее картины по ее личным высказываниям выражают суть вещей таким образом, каковым их преподносит жизнь – открытыми и без прикрас.

Трагедия в жизни великой художницы

Маленькая мексиканская девочка из пригорода росла в семье фотографа и строй фанатичной матери, ярой сторонницы католицизма. В 6 лет девочка заболела полиомиелитом. Болезнь имела серьезные последствия, в результате чего у Фриды одна нога стала тоньше другой на несколько сантиметров. Девушка терпела множество издевательств со стороны сверстников, однако Кало мастерски маскировала свои недостатки и была всегда весьма привлекательной молодой девушкой, имеющей горячий и пылкий нрав. Девушка стала приверженкой коммунистических взглядов и мечтала освоить профессию врача. Ее мечта исполнилась и она смогла закончить медицинский университет и выйти одной из тридцати пяти девушек медицинских специалистов.

Однако, в 1925 году с Фридой Кало произошло ужасающее событие, навсегда перевернувшее ее жизнь. Поездка на автобусе 17 девушки обернулась ужасной аварией при столкновении с трамваем.

Оторвавшийся поручень пробил живот девушки пройдя через паховую область, переломав позвоночник в трех местах, а увечную ногу в одиннадцати местах.

Несчастная Фрида пролежала три недели без сознания. Ее отец просидел у ее кровати до того самого дня как его дочь не пришла в сознание, чего не сказать о матери, ни разу не посетившей бедняжку в госпитале.

К удивлению врачей, прогнозировавших неминуемую смерть, Фрида пришла в сознание. Все ее тело было загипсовано, однако в нем теплилось дыхание жизни. После столь ужасной катастрофы Фрида Кало почувствовала тягу к написанию картин. Отец Фриды соорудил для дочери подходящий мольберт, а также разместил под ламбрекенами кровати большое зеркало, в отражении которого Фрида видела себя и окружающее ее пространство. По всей видимости именно этот фактор сыграл важную роль в написании ею автопортретов.

Жизнь и творчество после аварии


Уже 1929 году, спустя четыре года, молодая Фрида, полная внутренней силы и мощной энергетики, твердо стала на ноги.

Кало поступила в Национальный Университет Мексики и вступила в ряды компартии. В эти годы творчество художницы достигло своего пика. Дни на пролет она проводила в художественной студии, а по вечерам облачалась в пышные роскошные наряды и проводила время на вечеринках и светских раутах.

В годы обучения Фрида познакомилась с известным мексиканским художником Диего Риверой, работы которого украшают стены оперного театра в Мехико. Обаяние и мастерство мастера не могло оставить равнодушным пылкое сердце мексиканской девушки. Всего через год, в 1930 году Фрида стала законной супругой Риверы. Разница в возрасте между ними составляла 20 лет и многие в шутки называли их пару союзом между нежной голубкой и слоном. Несмотря на возраст и грузность, Диего пользовался вниманием молодых натурщиц. Не имея высоких нравственных норм, Ривера не сдерживал своих желаний и постоянно изменял своей жене. Фрида также была “водима” своими ветреными и импульсивными эмоциями. Ее подозревали в многочисленных романах, в том числе и с женщинами.В 1937 году новый роман Фриды вызвал громкий скандал. В этом году семья Кало и Риверы, имеющая коммунистические взгляды, оказала гостеприимный прием советскому революционеру Льву Троцкому и его жене Наталье Седовой. Вскоре постоянное общение, сходство в интересах, мировоззрении и пылкий нрав обоих, поспособствовали началу яркого, но мимолетного романа.


Фрида Кало прожила до конца дней со своим законным супругам и ей конечно же хотелось испытать радости материнства. Однако произошедшая авария, нанесшая непоправимый вред ее здоровью, не позволила ей иметь детей. У Фриды во время аварии произошел разрыв матки, нанесенные травмы привели к тому, что все три беременности закончились выкидышами. Такие трагедии так же оказали значительное влияние на творчество и картины художницы. Некоторые ее работы отражали пережитую горечь утраты своих не рожденных детей, поэтому картины изображают мертвых младенцев. Сама Фрида дополняла свои картины комментариями о том, что такое выражение внутренних переживаний позволяло ей легче переносить боль утраты и разочарований.

Смерть Фриды Кало

Фрида умерла в 1954 году в возрасте 47 лет. Тело художницы было кремировано, а ее прах покоится в урне в “Лазурном доме”. Дом Фриды, ее фотографии, работы и экспозиции в художественных галереях являются лучшей возможностью прикоснуться к тонкой и израненной душе сильной и талантливой женщины.

Картины и автопортреты Фриды Кало

Фрида Кало “Что мне дала вода”

Фрида написала около 70 автопортретов. Первая ее работа «Авария” была написана всего через год после катастрофы. Трагические события жизни художницы окрашивали ее картины во все более мрачные тона. Чем хуже было ее внутреннее и физическое состояние, тем ужасающе выглядели ее работы. Фрида не боялась открыто выражать чувства, что было сразу видно по ее откровенным произведениям. Анатомия человеческого тела, уродства и патологии – все это помогало открыто выражать чувства художницы. Наиболее известными работами Фриды стали следующие картины:

  • «Маска смерти»;
  • «Фрукты земли»;
  • «Что мне дала вода»;
  • «Сон»;
  • «Автопортрет» («Диего в мыслях»);
  • «Моисей» («Ядро Создания»);
  • «Маленькая лань»;
  • «Объятия вселенской любви, Земля, я, Диего и Коатль»;
  • «Автопортрет со Сталиным»;
  • «Без надежды»;
  • «Сиделка и я»;
  • «Память»;
  • «Госпиталь Генри Форда»;
  • «Двойной портрет».

Фрида Кало “Сон” Фрида Кало “Автопортрет “(Диего в мыслях)

Работы написанные в после операционный период, имеют особый смысл. Сразу становиться очевидным, насколько значимый и непоправимый вред испытывала на себе Фрида, во время подобных вмешательств в своем теле.

Памятные места и музеи в Мексике


“Лазурный дом” Фриды Кало, в котором она родилась и принимала семью Троцкого, в настоящее время превращен в дом-музей. Именно с этим местом Фрида имела самые тесные отношения и испытывала к нему особенные чувства. Дом-музей полон ее работ, туристы, ценители искусства и все кто желает прикоснуться к личности гения, обязательно в момент посещения этого дома ощущают на себе ту необычайную атмосферу, пропитанную неистовыми эмоциями яркой и бунтарской мексиканской натуры.

Мексика это страна контрастов, ее жители как тогда, так и сейчас имеют особый темперамент и мировоззрение. Отношение к жизни и смерти здесь, может вызывать много вопросов и непонимания, однако жизнь Фриды и ее прекрасно сохранившийся дом с высоким голубым каменным забором, позволяют ощутить атмосферу настоящей Мексики.

Сегодня, исследуя и рассматривая картины Кало, невозможно не обратиться для начала к биографии и истории жизни Фриды. Ее боль, утраты, семейные отношения, разрыв брачных уз, восприятие мира, переживание за бедных, нищих и брошенных позволяют лучше понять, какие чувства она как автор пыталась передать и что с подвигло ее на выражение эмоций подобным образом.

Мексика и весь мир хорошо знакомы с личностью этого талантливого мастера и весьма яркой и притягательной женщины. Широкую огласку Фрида Кало до сих пор имеет благодаря ряду нескольких значимых факторов:

  • в 2002 году в свет вышел художественный фильм-биография посвященный Фриде Кало, который максимально приближенно освятил подробности ее жизни;
  • в 2005 году, в Лондоне в художественной галерее Tate прошла выставка работ Кало;
  • в 2010 году правительство Мексики символично увековечило супружескую пару Кало и Риверы, поместив их портреты по разным сторонам 500 купюры песо.
В 2005 году сняли фильм “Фрида”, посвященный Фриде Кало

Сегодня Фрида Кало–герой национального значения в Мексике и важная фигура культуры этой уникальной страны. Именно поэтому, посещение Лазурного дома-музея является неотъемлемой программой туристических маршрутов и важным объектом культурного просвещения в области художественного искусства.

Заключение

Многочисленные истории жизни талантливых художников Мексики на века увековечены на стенах театров, в галереях и в художественных музеях. Сегодня туристы со всех уголков мира, могут наслаждаться богатым наследием этой уникальной страны. Дома-музеи великих талантов сегодня доступны для широких кругов посетителей готовых прикоснуться к самым сокровенным мыслям и жизненному укладу художников, скульпторов, политических деятелей и других гениев искусства. Музеи Фриды Кало – одно из таких мест, которые невозможно пропустить во время визита в Мексику.

Мексиканская художница Фрида Кало… Как много шума в последнее время вокруг ее имени в мире искусства! Но одновременно с этим как мало мы знаем о биографии Фриды Кало, этой самобытной, уникальной художницы. Какой образ возникает в сознании, когда мы слышим ее имя? Многие, вероятно, представляют женщину с густыми черными бровями, сросшимися на переносице, проникновенным взглядом, аккуратно убранными волосами. Женщина эта непременно одета в яркий этнический костюм. Прибавьте сюда сложную драматичную судьбу и огромное количество автопортретов, которые она оставила после себя.

Так чем объяснить внезапный интерес к творчеству этой мексиканской художницы? Как удалось ей, женщине с удивительно трагичной судьбой, покорить и заставить трепетать мир искусства? Предлагаем вам совершить небольшое путешествие по страницам жизни Фриды Кало, узнать чуть больше об ее необыкновенном творчестве и найти для себя ответы на эти и многие другие вопросы.

Тайна необычного имени

Биография Фриды Кало завораживает с самых первых дней ее непростой жизни.

6 июля 1907 года в семье простого мексиканского фотографа Гильермо Кало произошло знаменательное событие. На свет появилась будущая талантливая художница Фрида Кало, показавшая всему миру оригинальность мексиканской культуры.

При рождении девочка получила имя Магдалена. Полный испанский вариант звучит следующим образом: Magdalena Carmen Frieda Kahlo Calderon. Имя Фрида, под которым она стала известна всему миру, будущая художница начала использовать для того, чтобы подчеркнуть немецкое происхождение своей семьи (как известно, ее отец был родом из Германии). Стоит отметь также, что Frieda созвучно немецкому слову Frieden, которое означает спокойствие, мир, покой.

Становление характера

Фрида выросла в женском окружении. Она была третьей из четырех дочерей в семье и, кроме того, имела двух старших сестер от первого брака отца. Помимо этого обстоятельства, на становление ее характера немалое воздействие оказала Мексиканская революция 1910-1917 годов. Серьезный экономический кризис, гражданская война, постоянные насилие и стрельба вокруг закалили Фриду, воспитав в ней стойкость духа и желание бороться за счастливую жизнь.

Однако история Фриды Кало не была бы столь трагичной и уникальной, если бы на этом ее злоключения заканчивались. Будучи еще ребенком, в возрасте 6 лет, Фрида заболела полиомиелитом. В результате этого страшного заболевания ее правая нога сделалась тоньше левой, а сама Фрида осталась хромой.

Первое вдохновение

Спустя 12 лет, 17 сентября 1925 года, Фриду вновь постигла беда. Юная девушка попала в автокатастрофу. Автобус, в котором она ехала, столкнулся с трамваем. Для многих пассажиров авария стала фатальной. Что случилось с Фридой?

Девушка сидела недалеко от поручня, который во время удара оторвался, пронзив ее насквозь и повредив живот и матку. Также она получила тяжелые травмы, коснувшиеся почти всех частей ее тела: позвоночника, ребер, таза, ног и плеч. От многих проблем со здоровьем, вызванных аварией, Фриде так и не удалось избавиться. К счастью, она выжила, но больше никогда не могла иметь детей. Известно о трех попытках ее выносить ребенка, каждая из которых окончилась выкидышем.

Молодая, полная жизненных сил, открытая миру и несущая в него свет и радость, Фрида, еще вчера бегавшая на занятия и мечтающая о том, чтобы стать доктором, теперь прикована к больничной койке. Ей пришлось перенести десятки операций, провести сотни часов в больницах, чтобы сохранить жизнь. Теперь она не может без отвращения взглянуть на белые халаты - настолько она устала от больниц. Но, как бы печально все это ни казалось, этот период стал началом ее новой жизни.

Прикованная к кровати, не имея возможности ни ходить, ни самостоятельно ухаживать за собой, Фрида Кало открыла в себе талант. Чтобы не сойти с ума от скуки, Фрида разрисовала свой бинтовый корсет. Занятие понравилось девушке, и она начала рисовать.

Первые картины Фриды Кало появились именно в больничной палате. Родители заказали ей специальный подрамник, чтобы Фрида могла писать картины лежа. Под потолком установили зеркало. Отец принес ей свои масляные краски. И Фрида начала творить. Первые автопортреты Фриды Кало начали постепенно появляться на свет. Ниже один из них - «Автопортрет в бархатном платье».

В больнице Фрида осознала, что даже если словами она не может рассказать людям всю свою боль, она легко может сделать это посредством красок и холста. Так «родилась» новая мексиканская художница Фрида Кало.

Личная жизнь

Говоря о биографии Фриды Кало, совершенно невозможно обойти стороной человека, сыгравшего ключевую роль в ее жизни. Имя этого человека Диего Ривера.

«В моей жизни было две аварии. Первая - трамвай, вторая - Диего Ривера. Вторая страшнее».

Эта знаменитая цитата Фриды Кало очень точно отражает непростой характер ее мужа и в целом взаимоотношения мексиканской пары. Если первая трагедия, изувечив тело Фриды, подтолкнула ее к творчеству, то вторая оставила неизгладимые рубцы на ее душе, развив и боль, и талант.

Диего Ривера был успешным мексиканским художником-муралистом. Не только художественный талант, но также политические убеждения - он был сторонником коммунистических идей - и бесчисленные любовные приключения прославили его имя. Будущий муж Фриды Кало не отличался особой красотой, он был довольно тучным, в какой-то степени неуклюжим мужчиной, кроме того, их разделяла огромная разница в возрасте - 21 год. Но, несмотря на это, он сумел завоевать сердце молодой художницы.

Муж Фриды Кало стал для нее фактически центром мироздания. Она неистово писала его портреты, прощала бесконечные измены и готова была забыть предательства.

Любовь или предательство?

В романе Фриды и Диего было все: безудержная страсть, необыкновенная преданность, великая любовь в неразрывной связи с предательством, ревностью и болью.

Посмотрите на картину ниже. Это «Сломанная колонна», которую Фрида написала в 1944 году, отразив в ней свои горести.

Внутри тела, некогда полного жизни и энергии, виднеется рушащийся столб. Опора этого тела - позвоночник. Но есть и гвозди. Множество гвоздей, которые олицетворяют боль, принесенную Диего Ривера. Как уже было сказано выше, он не стыдился изменять Фриде. Очередной его любовницей стала сестра Фриды, что оказалось для нее ударом. Диего же на это отвечал так: «Это лишь физическое влечение. Говоришь, тебе больно? Но нет, это просто пара царапин».

Очень скоро одна из картин Фриды Кало получит название, в основе которого - эти слова: «Всего-то несколько царапин!»

Диего Ривера действительно был человеком с очень сложным характером. Однако это то, что вдохновляло художницу Фриду Кало. Вдохновляло через боль, все крепче связывая две сильные личности. Он изматывал ее, но одновременно с этим безмерно любил и уважал.

Значимые картины Фриды Кало

Глядя на немалое количество автопортретов, которые оставила после себя мексиканская художница, можно не сомневаться в том, что для нее они были не просто способом выразить свои творческие порывы, но прежде всего возможностью поведать миру историю своей жизни - жизни сложной и драматичной. Стоит обратить внимание на сами названия картин: «Сломанная колонна», «Всего-то несколько царапин!», «Автопортрет в терновом ожерелье», «Две Фриды», «Автопортрет на границе между Мексикой и Соединенными Штатами», «Раненый олень» и другие. Названия очень специфичные и показательные. Всего существует 55 автопортретов Фриды Кало, и по этому показателю она является настоящим рекордсменом среди художников! Для сравнения, гениальный импрессионист Винсент ван Гог писал себя всего около 20 раз.

Где теперь хранится достояние Фриды Кало?

Сегодня, помимо официального англоязычного сайта, многие сохранившиеся автопортреты Фриды можно увидеть в Музее Фриды Кало в Койоакане (Мексика). Там же есть возможность ознакомиться с жизнью и углубиться в творчество самобытной художницы, поскольку именно в этом доме она провела большую часть своей жизни. Сотрудники музея всеми силами стремятся не нарушить ту экстравагантную обстановку, которая была создана этой необыкновенной женщиной.

Посмотрим внимательнее на некоторые автопортреты.

В начале 1930-х годов вместе со своим мужем Фрида Кало отправилась в Америку. Художница не любила эту страну и была убеждена, что живут там исключительно ради денег.

Посмотрите на картину. На стороне Америки - трубы, заводы, техника. Все окутано клубами дыма. Со стороны Мексики, наоборот, видны цветы, светила и древние идолы. Так художница показывает, насколько дороги ей традиции и связь с природой и древностью, которых не найти в Америке. Для того чтобы выделяться на фоне модных американок, Фрида не переставала носить национальную одежду и сохраняла в себе черты, присущие мексиканкам.

В 1939 году Фрида пишет один из знаковых своих автопортретов - «Две Фриды», в котором обнажает терзающие ее душу раны. Именно здесь проявляется совершенно особенный, неповторимый стиль Фриды Кало. Для многих эта работа является излишне откровенной и личной, но, возможно, в этом заключается истинная сила человеческой личности - в том, чтобы не бояться признавать и показывать свои слабости?

Полиомиелит, насмешки со стороны сверстников, тяжелая авария, которая разделила жизнь на «до» и «после», непростая история любви… Вместе с автопортретом появилась еще одна известная цитата Фриды Кало: «Я и есть моя вторая половинка, и любимому мучителю Диего Ривера не удастся меня сломить».

Как и большинство мексиканцев, для Фриды особое значение имели символы и знаки. Как и ее муж, Фрида Кало была коммунисткой и не верила в Бога, но вследствие того, что ее мать была католичкой, хорошо разбиралась в христианской символике.

Так и в этом автопортрете, изображение тернового венца служит параллелью с терновым венцом Иисуса. Над головой Фриды порхают бабочки - известный символ воскрешения.

Фрида пишет портрет в 1940 году после развода с Диего Ривера, а потому обезьянку можно воспринимать как недвусмысленный намек на поведение бывшего мужа. На шее Фриды - колибри - символ удачи. Возможно, так художница выражает надежду на скорое избавление от мучений?

Тематика этой работы близка к уже рассмотренной нами «Сломанной колонне». Здесь Фрида вновь обнажает зрителю свою душу, рефлексируя о переживаемой ей эмоциональной и физической боли.

Художница изображает себя в виде грациозного оленя, тело которого пронзают стрелы. Почему выбор пал именно на это животное? Есть предположения, что художница ассоциировала с ним страдания и смерть.

В период, когда создается автопортрет, здоровье Фриды начало стремительно ухудшаться. У нее началась гангрена, которая требовала скорейшей ампутации. Каждая секунда жизни Фриды приносила ей мучительную боль. Отсюда столь трагичные и пугающие своей обреченностью мотивы ее последних автопортретов.

Предсмертная насмешка

Фрида Кало ушла из жизни 13 июля 1954 года. Современники не раз высказывались о ней как об интересной женщине и удивительном человеке. Даже краткое знакомство с биографией Фриды Кало не оставляет сомнений в том, что судьба уготовила ей поистине тяжелую жизнь, полную страданий и боли. Несмотря на это, Фрида до последних дней любила жизнь и, словно магнит, притягивала к себе людей.

Последняя ее картина Viva la Vida. Sandias также выражает вызов смерти и готовность сохранять стойкость духа до конца, о чем явственно говорят выведенные красной краской слова: «Да здравствует жизнь!».

Вопрос к искусствоведам

Многие убеждены в том, что Фрида Кало - художница-сюрреалист. В действительности сама она достаточно прохладно относилась к этому званию. Творчество Фриды, отличающееся самобытностью, каждый истолковывает по-разному. Одни полагают, что это наивное искусство, другие называют фолк-артом. И все-таки чаша весов склоняется в сторону сюрреализма. Почему? В заключение приведем два аргумента. Согласны ли вы с ними?

  • Картины Фриды Кало нереальны и являются плодом воображения. Воспроизвести их в земном измерении невозможно.
  • Ее автопортреты прочно связаны с подсознанием. Если сравнивать с признанным гением сюрреализма Сальвадором Дали, то можно провести такую аналогию. В своих работах он играл с подсознанием, словно разгуливая по стране снов и эпатируя публику. Фрида, напротив, обнажала на холсте душу, тем самым притягивая к себе зрителя и покоряя мир искусства.
 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...