Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «Согласный звук. Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе

В приложенном файле представлен конспект занятия в подготовительной логопедической группе. В конспекте прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия. Занятие проходило в увлекательной динамичной форме в виде "путешествия" в весенний сад, так как оно проводилось в апреле. На материале лексической темы "Весенние цветы" решались различные образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели занятия.

Коррекционно - образовательные:

Активизировать и уточнять словарный запас по лексической теме;

Упражнять в подборе родственных слов;

Закреплять умение правильного согласования прилагательного c cуществительным в косвенных падежах;

Развивать навык звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов;

Совершенствовать умение составлять предложения по схемам с предлогами пространственного значения «из - за», «из - под»; Коррекционно - развивающие:

Развивать мышление, память, тактильные ощущения, общеречевые навыки.

Коррекционно - воспитательные:

Воспитывать активность и самостоятельность, бережное отношение к природе.

Оборудование: игрушка «цыпленок», коврограф с предметными картинками, демонстрационная графическая схема предложения, схемы пространственных предлогов «из - за», «из - под», демонстрационная касса букв, звуковые линейки, мешочек с буквами, совок, ребус «нарцисс», план схема для составления рассказов - описаний цветов, индивидуальные карточки с изографами, тетради, синие и красные карандаши.

Ход занятия.

1 .Организационный момент.

Дети входят в группу.

Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними:

Мы рады, рады, рады вам,

Мы очень рады всем гостям.

А теперь повернитесь ко мне:

Мы будем разговаривать,

Мы будем проговаривать

Все правильно, все внятно,

Чтоб было всем понятно.

Теперь пройдите к своим столам и сядьте на стулья.

2. Объявление темы занятия.

а) Раздается стук.

Кто-то к нам пришел в гости. Отгадайте:

Был белый дом, чудесный дом,

И что - то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо (цыпленок).

Из - за стола логопед достает игрушечного цыпленка.

Правильно, к нам в гости пришел цыпленок. Ребята, на улице стоит прекрасная погода, и цыпленок приглашает нас прогуляться в весенний сад.

3. Беседа о цветах.

Выставляемся коврограф с предметными картинками.

Вот мы и в саду. Посмотрите, что это? (клумба с цветами). Ребята, цыпленок еще совсем маленький, и он не знает названий цветов. Давайте их назовем (тюльпан, нарцисс, гиацинт, ландыш, подснежник). Ребята, а все ли эти цветы - садовые? (нет, подснежник и ландыш - лесные цветы). Расскажите, что вы знаете о подснежнике и ландыше? (их нельзя срывать, потому что это редкие цветы и они занесены в Красную книгу). Поэтому мы с вами возьмем совочек, аккуратно их выкопаем и пересадим в лес.

4. Выделение звука «Ц» и его характеристика.

Посмотрите, среди цветов появились первые насекомые. Чтобы их не испугать, давайте попросим друг друга вести себя потише (ц - ц - ц). Какой звук мы сейчас произнесли? (Ц)

Что вы знаете о звуке «Ц»? Какой он? (звук «Ц» - coгласный глухой всегда твердый).

Мы сегодня будем говорить о звуке и букве Ц и о весенних цветах.

5. Закрепление тактильного образа буквы «Ц».

Что это за мешочек лежит среди стеблей? (логопед показывает детям «Волшебный мешочек», заглядывает в него). В нем лежат разные буквы. Давайте найдем и покажем цыпленку букву «Ц»(проходит по рядам, дети на ощупь отыскивают в мешочке букву «Ц»).

6. Выделение слов со звуком «Ц» и определение его места в слове.

Я предлагаю показать цыпленку, как мы работаем со звуковыми линейками. Подвиньте их к себе. Найдите в весеннем саду предметы со звуком «Ц» и определите его место в этих словах.

Дети называют слова «цепь», «гусеница», «огурец» и другие; работают с линейками.

7. Работа со словом «цветочки».

А) Игра «Найди слова в слове».

Логопед открывает демонстрационную кассу букв, на которой выложено слово «ЦВЕТОЧКИ».

Пока мы с вами играли, цыпленок выложил на доске слово. Давайте его прочитаем. Какие слова спрятались в этом слове? (веточки, точки, очки, цветок, цветки, кит, кот.....)

Б) Подбор родственных слов.

Посчитайте, сколько в нем слогов (3). Назовите 1слог, 2 слог, 3 слог. Измените это слово так, чтобы в нем стало два слога (цветок, цветик, цветы.....)

В) Звуковой анализ слова.

Назовите в этом слове только гласные (Е, О, И). Назовите в этом слове только согласный глухой всегда твердый (Ц). Назовите в этом слове только согласный глухой всегда мягкий (Ч). Назовите в этом слове только согласный глухой твердый, который может в другом слове быть мягким (Т). Назовите в этом слове только согласные мягкие, которые могут в другом слове быть твердыми (ВЬ, КЬ).

Г) Практическое усвоение согласования прилагательного с существительным в косвенных падежах.

Сейчас я буду начинать предложения, а вы будете оканчивать их словами «красивые цветы».

На клумбе выросли (что?).....красивые цветы.

Скоро будет еще больше (чего?).....красивых цветов.

Мы очень рады (чему?).....красивым цветам.

Везде мы видим (что?).... красивые цветы.

Мы любуемся (чем?).....красивыми цветами.

Мы будем рассказывать друзьям (о чем?).....о красивых цветах.

Ну, а теперь давайте отдохнем.

Физкультминутка.

На лужайке поутру (Дети встают в тесный круг,

Мы затеяли игру. ходьба на месте,

Я - подснежник, ты - вьюнок. показывают друг на друга,

Становитесь в наш венок. берутся за руки)

Раз, два, три, четыре, (Делают четыре шага назад,

Раздвигайте круг пошире. расширяют круг)

А теперь мы ручейки, (Бегут по кругу)

Побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим, (Дети встают в тесный круг, за руки,

Станет озеро большим. раздвигают круг)

Стали в пары мы опять, (Становятся попарно.

Будем в солнышко играть. описывают руками круг)

Мы - веселые лучи, (Тянутся на носочках, руки вверх.

Мы - резвы и горячи. Прыгают на носочках, руки на поясе)

8. Составление описательного рассказа нарцисса.

Логопед показывает ребус «нарцисс».

Цыпленок хочет загадать вам загадку. На этой картинке зашифровано название его самого любимого садового цветка (нарцисс). А теперь составим о нем рассказ по этому плану (логопед вывешивает план – схему и один из детей рассказывает о нарциссе, затем другой повторяет).

9. Составление предложений с предлогами «из - за», «из - под» (с помощью схем предлогов).

На наборном полотне графическая схема предложения (три домика и схема предлога «из - за»).

Покажем цыпленку, как мы умеем составлять предложения. Давайте придумаем предложения про весенний сад. Сколько слов должно быть в вашем предложении? (четыре). Назовите «маленькое» слово (из - за). Какое оно по счету? (третье).

Дети придумывают предложения типа «Бабочка вылетает из - зa цветка». Затем логопед изменяет схему, меняя домики местами, добавляя их и вместо схемы «из - за» вставляя схему предлога «из - под». Дети придумывают предложения типа «Из - под листка вылезает большая гусеница» и др.

10. Работа в тетрадях.

Цыпленку так понравились ваши предложения, что он тоже придумал предложение и записал его на доске. Давайте его прочитаем.

На доске из букв демонстрационной кассы выложено предложение:

весноймного цветов

Ай – ай, сколько ошибок ты наделал! Но ничего, наши ребята мигом помогут их исправить. Какие ошибки вы здесь видите?

Дети выходят по очереди к доске, называют и исправляют ошибки.

Сейчас вы напечатаете это предложение в тетрадях, а перед этим разомнем пальчики.

Пальчиковое упражнение.

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Затем дети работают в тетрадях; закончившим раньше других логопед предлагает индивидуальные карточки с изографом «курица» (узнать, для кого цыпленок нарвет большой букет нарциссов).

11. Итог занятия.

Вот и закончилась наша прогулка к весенней клумбе. Вам понравилось путешествие с цыпленком? Что вам понравилось? (ответы детей)

А сейчас цыпленок с вами попрощается на ваших ладошках и если кто - то ему понравился, то он споет песенку (логопед сажает цыпленка к каждому из детей на ладонь и тот пищит ).


Тема: «Поездка в Простоквашино» (звуки Р и РЬ, буква Р)

Цель: закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Р и РЬ; закрепить образ буквы Р.

Задачи: I учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции; закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Р и РЬ в словах и предложениях; развивать фонематические восприятие; совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления детей; закрепить графическое изображение буквы Р, осуществляя профилактику дисграфии; совершенствовать практическое употребление существительных в косвенных падежах; II развивать слуховое внимание, слуховую и зрительную память;III воспитывать навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными предложения, контролировать поставленные звуки)

Материал: телефон, символы звуков Р и РЬ, фланелеграф, фигурки, картинки: поезд, деревня, ручка, картинки по темам со звуками Р и РЬ и без звуков, игрушка Звукоедик - злой и добрый, жетоны, мяч, буква Р, буквы разрезной азбуки, счетные палочки.

Ход занятия:

I Оргмомент. Сядет тот, кто ответит, правильно ли я сказала предложения:

  1. Телега везет лошадь. (Нет, а как правильно?); 2. Кошка поймала мышку; 3. Лошадь везет телегу; 4. Мышка поймала кошку; 5. Фонарь освещается улицей; 6. Улица освещается фонарем.

II (Звонит телефон) «Алло! Здравствуй, Матроскин! Привет, Шарик! Вы приглашаете нас в гости? Спасибо за приглашение. До свидания!» Ребята, кот Матроскин и пес Шарик приглашают нас в гости в деревню Простоквашино. Вы хотите поехать в Простоквашино? У Матроскина и Шарика есть любимые звуки. Отгадайте, какие это звуки, я их выделю голосом: Матррроскин, Шарррик. (Р и РЬ).

Сегодня по приглашению кота Матроскина и пса Шарика мы поедем в Простоквашино и вспомним звуки Р и РЬ.

III (Показ символов звуков) Собака грозно рычит: рррр. Маленький щенок рычит: рьрьрь. Что делает наш язык, когда мы произносим эти звуки? Рот закрыт или приоткрыт? Что делают губы? Дайте характеристику звукам Р и РЬ.

IV Игра «Поймай звук». Ловим ладошками звуки Р и РЬ. Закройте глаза: р, б, мь, рь, ра, жа, ря, бю, ам, ру; рак, кошка, рыба, домик, букварь, ёжик, чемодан, топор,…

  1. Раз мы собираемся в гости, нам надо купить подарки жителям деревни Простоквашино. Отправляемся по магазинам. В магазине поселился злой Звукоедик. Звукоедик съедает в словах звуки Р и РЬ. Передаем Звукоедика, исправляем слова: …епка, …ыба, б…юкки, г…уша, топо…, снеги… Молодцы, исправили все слова правильно, и злой Звукоедик превратился в доброго Звуковичка. И мы пойдем за покупками в магазин, покупать подарки нужно только со звуком Р или РЬ. Алёша, пойдет в мебельный магазин; Ксюша — в продуктовый, Гриша — в магазин посуды; Никита — в магазин «Товары для дачи»; Влад — в магазин посуды. Что купили? Какой звук в твоем слове, где он находится?

VI Подарки приготовили, садимся в поезд, поехали. (Показ картины) А вот и деревня Простоквашино. (Показ фигурок на фланелеграфе) Кто нас ждет встречает? (дядя Фёдор, корова Мурка, пес Шарик, кот Матроскин, теленок Гаврюша, почтальон Печкин). В каких именах слышится звук Р (Федор, Матроскин, Мурка), а в каких звук РЬ (Гаврюша, Шарик)? С кем мы поздороваемся? (С дядей Федором, псом Шариком, котом Матроскиным, коровой Муркой, теленком Гаврюшей, почтальоном Печкиным.) Кому и что мы привезли в подарок? Ксюша, кому и что ты подаришь?

VII Матроскин хочет поиграть с вами в игру «Чего ни стало». Посмотрите на картинки, запомните их, закройте глаза, сейчас Матроскин, какую-то картинку уберет.Чего ни стало?

VIII Дядя Федор предлагает поиграть в игру « Придумай слово по первому слогу»: Ра-ра-ра, начинается игра, я прошу со слога Ра мне сейчас назвать слова (ракета, ракетки, рана, радуга, работа, радио, раковина, раки,…) (Даю жетоны)

Физминутка . У дяди Федора большой огород, поможем ему вскопать грядки.

Мы лопатки взяли,

Грядки раскопали.

Грабли в руки взяли,

Грядки разровныли.

Семена рядами

Дружно мы сажали,

А потом водою

Теплой поливали.

IX Игра с мячом «Найди место звуку». Вставьте в слово, в которое я назову звук Р или РЬ. Он должен быть вторым: пуд — пруд, кот-…, битва -…, тюк -…, тяпка -…, пятки -…, кошка -…

X Печкин любит сочинять стихотворения, послушайте, какое стихотворение придумал Печкин про дядю Федора, в нем много слов со звуками Р и РЬ:

Есть у Федора огород

В нем морковка растет

И горох , и помидоры

Рядом огород Федоры

В основном там помидоры .

Читаю еще раз, на каждое слово со звуками Р и РЬ, вы берете счетную палочку.

Сосчитайте, сколько у вас палочек, сколько слов со звуками Р и РЬ было в стихотворении?

XI Вместе с жителями Простоквашино мы вспомнили звуки Р и РЬ. Какой буквой обозначаются эти звуки? (Показ буквы Р)

Букву Р писать не сложно

Справа к палке осторожно

Подрисуем мы флажок.

И получится флажок.

Из каких элементов пишется буква Р? Какие это элементы? Теленок Гаврюша написал на доске буквы. Все ли буквы написаны правильно? Зачеркнем неправильные буквы.

XII Дядя Федор скоро, как и вы, пойдет в первый класс. Отгадайте, что понадобится для письма в школе Дяде Федору. Я разбросаю это слово на звуки, а вы приготовьте ладоши, «соберите» звуки в целое слово

Звуко-слоговой анализ слова РУЧКА, выложите из букв это слово.

Итог занятия. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. У кого в гостях мы побывали? Какие звуки повторяли? Сели в поезд.

Цель: Учить дифференцировать звуки Л, Л′ в словах.

  1. Развивать навыки звукобуквенного анализа.
  2. Развивать фонематический слух, активизировать подбор слов со звуками Л, Л′.
  3. Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.
  4. Развивать зрительное внимание, умение ориентироваться на листе бумаги.
  5. Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
  6. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Словарь: слова со звуками Л, Л′.

Оборудование: таблица с картинками в названии которых звуки Л, Л′, фишки, картинки: пальто, платье, колготки, платок, шаль, блузка, шаль, жилет, плавки, купальник; картинка Инопланетянин.

Ход занятия.

I. Организационный момент

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг.

Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. Выдохните через рот все обиды и огорчения.

На таблицу посмотрите.

Что попрошу, то назовите.

Лук Лейка Луна
Лист Лодка Лиса

Кто изображен в правой верхней клетке;

В левой нижней клетке;

В верхнем ряду посередине;

В левой верхней клетке;

В правой нижней клетке;

В нижнем ряду посередине?

Выделите первые звуки в словах. (Л, Л′).

Сегодня у нас приземлилась космическая тарелка, вот посмотрите. Кто это на ней прилетел? (Инопланетянин. ) Почему его так называют? (Он прилетел к нам с другой планеты. )

Гость обращается к детям на своем языке, дети повторяют:

ЛА-ЛЯ-ЛЯ (как бы здороваются);

ЛУ-ЛЮ-ЛУ (с радостью);

ЛЫ-ЛИ-ЛИ (с огорчением).

Как тебя зовут? (Лолик.)

Лолик прилетел к нам на землю, чтобы побольше узнать о нашей планете и о предметах. Давайте расскажем ему. Возьмите карточку со своим именем и садитесь за столы.

II Основная часть.

1. Расскажите на чем вы сидите? (на стуле ). Где лежат карточки? (на столе ). Слова стул, стол похожи? Чем? (анализ слов у доски и за столами цветными фишками, а за тем выкладываем буквами ).

Каким словом можно назвать эти предметы? (Мебель. ) Какой последний звук в этом слове? (Ль - согласный, мягкий).

2. А сейчас расскажем Лолику какую одежду мы носим (картинки: пальто, платье, колготки, платок, шаль, блузка, шаль, жилет, плавки, купальник). Разложите картинки к синей и зеленой фишке (звуки Л – Ль).

3. Давайте расскажем Лолику, что мы едим. Вспомните блюда в названии которых есть звуки Л, Ль (салат, гуляш, беляши, котлеты, кисель); отгадайте ягоды и фрукты: первый звук Я, последний О (яблоко); последний слог ЖАН (баклажан); первый слог МА, последний НА (малина); первый звук С, последний А (слива); последний слог МОН (лимон).

4. Послушайте какие фрукты и ягоды выбрал Лолик: (произносим с неправильным ударением, дети исправляют) малину, лимон, сливу .

Физкультминутка «Лягушонок»

Упражнение активизирует центральную нервную систему, улучшает настроение.

И.П. – стоя, ноги вместе.

Представим, что мы превратились в лягушонка.

Сгибаем «лапки», прижимаем их к груди. Находясь в таком положении, слегка приседаем и делаем вдох. На выдохе произнося «ква-а-а», неожиданно делаем резкий прыжок вперед, раскидывая в прыжке руки и ноги.

Теплый дождик капает,

Выросла трава.

Лягушонок квакает:

«Ква-ква-ква-ква-ква!»

Надоела мошкара –

Проглотить ее пора!»

Ощущения. Понравились ли тебе лягушачьи прыжки? Почему? Каким стало настроение?

5. Какие еще животные в названии которых есть звук Л живут на нашей планете? (волк, белка, лось), а назовите животных со звуком Ль (лиса, олень).

6. Давайте поиграем в игру «Чьи, чья, чей?» (с мячом).

Лапы у волка (волчьи);

Морда у лисы (лисья) и т.д.

7. Составьте предложения со словами: лось, олень, белка, волк (дети составляют предложения, выкладывают схемы, определяют сколько слов в предложении).

8. Нашему гостю понравилось у нас, он узнал много интересного. Лолик хочет задать вам вопросы, попробуйте на них ответить.

Что было бы, если бы вдруг на земле исчезли все звери и птицы?

Что вы будете делать, если увидите в лесу непогашенный костер?

Что можно сделать для нашей планеты для ее процветания? (рассуждения детей).

Ребята, а что значит быть любознательным? Задайте свои вопросы о Земле, о космосе.

III. Итог занятия

Наш гость прощается с нами, он оставляет вам энциклопедию в которой вы найдете ответы на свои вопросы.

Чем мы сегодня занимались? Что было интересным, какое задание показалось сложным? Д/з, выполнить задания на листах «Звуки Л, Л′».

Тема: «Поездка в Простоквашино» (звуки Р и РЬ, буква Р)

Попова Наталья Васильевна

учитель-логопед

МДОУ №185 «Росинка» г. Архангельск

Цель: закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Р и РЬ; закрепить образ буквы Р.

Задачи: I учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции; закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Р и РЬ в словах и предложениях; развивать фонематические восприятие; совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления детей; закрепить графическое изображение буквы Р, осуществляя профилактику дисграфии; совершенствовать практическое употребление существительных в косвенных падежах; II развивать слуховое внимание, слуховую и зрительную память;III воспитывать навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными предложения, контролировать поставленные звуки)

Материал: телефон, символы звуков Р и РЬ, фланелеграф, фигурки, картинки: поезд, деревня, ручка, картинки по темам со звуками Р и РЬ и без звуков, игрушка Звукоедик – злой и добрый, жетоны, мяч, буква Р, буквы разрезной азбуки, счетные палочки.

Ход занятия:

I Оргмомент. Сядет тот, кто ответит, правильно ли я сказала предложения:

1. Телега везет лошадь. (Нет, а как правильно?); 2. Кошка поймала мышку; 3. Лошадь везет телегу; 4. Мышка поймала кошку; 5. Фонарь освещается улицей; 6. Улица освещается фонарем.

II (Звонит телефон) «Алло! Здравствуй, Матроскин! Привет, Шарик! Вы приглашаете нас в гости? Спасибо за приглашение. До свидания!» Ребята, кот Матроскин и пес Шарик приглашают нас в гости в деревню Простоквашино. Вы хотите поехать в Простоквашино? У Матроскина и Шарика есть любимые звуки. Отгадайте, какие это звуки, я их выделю голосом: Матррроскин, Шарррик. (Р и РЬ).

Сегодня по приглашению кота Матроскина и пса Шарика мы поедем в Простоквашино и вспомним звуки Р и РЬ.

III (Показ символов звуков) Собака грозно рычит: рррр. Маленький щенок рычит: рьрьрь. Что делает наш язык, когда мы произносим эти звуки? Рот закрыт или приоткрыт? Что делают губы? Дайте характеристику звукам Р и РЬ.

IV Игра «Поймай звук». Ловим ладошками звуки Р и РЬ. Закройте глаза: р, б, мь, рь, ра, жа, ря, бю, ам, ру; рак, кошка, рыба, домик, букварь, ёжик, чемодан, топор,…

V. Раз мы собираемся в гости, нам надо купить подарки жителям деревни Простоквашино. Отправляемся по магазинам. В магазине поселился злой Звукоедик. Звукоедик съедает в словах звуки Р и РЬ. Передаем Звукоедика, исправляем слова: …епка, …ыба, б…юкки, г…уша, топо…, снеги… Молодцы, исправили все слова правильно, и злой Звукоедик превратился в доброго Звуковичка. И мы пойдем за покупками в магазин, покупать подарки нужно только со звуком Р или РЬ. Алёша, пойдет в мебельный магазин; Ксюша – в продуктовый, Гриша – в магазин посуды; Никита – в магазин «Товары для дачи»; Влад – в магазин посуды. Что купили? Какой звук в твоем слове, где он находится?

VI Подарки приготовили, садимся в поезд, поехали. (Показ картины) А вот и деревня Простоквашино. (Показ фигурок на фланелеграфе) Кто нас ждет встречает? (дядя Фёдор, корова Мурка, пес Шарик, кот Матроскин, теленок Гаврюша, почтальон Печкин). В каких именах слышится звук Р (Федор, Матроскин, Мурка), а в каких звук РЬ (Гаврюша, Шарик)? С кем мы поздороваемся? (С дядей Федором, псом Шариком, котом Матроскиным, коровой Муркой, теленком Гаврюшей, почтальоном Печкиным.) Кому и что мы привезли в подарок? Ксюша, кому и что ты подаришь?

VII Матроскин хочет поиграть с вами в игру «Чего ни стало». Посмотрите на картинки, запомните их, закройте глаза, сейчас Матроскин, какую-то картинку уберет.Чего ни стало?

VIII Дядя Федор предлагает поиграть в игру « Придумай слово по первому слогу»: Ра-ра-ра, начинается игра, я прошу со слога Ра мне сейчас назвать слова (ракета, ракетки, рана, радуга, работа, радио, раковина, раки,…) (Даю жетоны)

У дяди Федора большой огород, поможем ему вскопать грядки.

Мы лопатки взяли,

Грядки раскопали.

Грабли в руки взяли,

Грядки разровныли.

Семена рядами

Дружно мы сажали,

А потом водою

Теплой поливали.

IX Игра с мячом «Найди место звуку». Вставьте в слово, в которое я назову звук Р или РЬ. Он должен быть вторым: пуд – пруд, кот-…, битва -…, тюк -…, тяпка -…, пятки -…, кошка -…

X Печкин любит сочинять стихотворения, послушайте, какое стихотворение придумал Печкин про дядю Федора, в нем много слов со звуками Р и РЬ:

Есть у Федора огород

В нем морковка растет

И горох , и помидоры

Рядом огород Федоры

В основном там помидоры .

Читаю еще раз, на каждое слово со звуками Р и РЬ, вы берете счетную палочку.

Сосчитайте, сколько у вас палочек, сколько слов со звуками Р и РЬ было в стихотворении?

XI Вместе с жителями Простоквашино мы вспомнили звуки Р и РЬ. Какой буквой обозначаются эти звуки? (Показ буквы Р)

Букву Р писать не сложно

Справа к палке осторожно

Подрисуем мы флажок.

И получится флажок.

Из каких элементов пишется буква Р? Какие это элементы? Теленок Гаврюша написал на доске буквы. Все ли буквы написаны правильно? Зачеркнем неправильные буквы.

XII Дядя Федор скоро, как и вы, пойдет в первый класс. Отгадайте, что понадобится для письма в школе Дяде Федору. Я разбросаю это слово на звуки, а вы приготовьте ладоши, «соберите» звуки в целое слово

Звуко-слоговой анализ слова РУЧКА, выложите из букв это слово.

Цель:

  • уточнить и расширить знания детей по теме «Весна» ; расширить и активизировать словарь детей по данной теме;

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.
  • развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

Коррекционно-развиваюцие задачи:

совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление; Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оздоровительные задачи:

Развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джоко терапия.

Оборудование: игрушка-солнышко, картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, картинки к игре "Что перепутал художник?", мячи су-джок, рисунки цветов для раскрашивания, карандаши.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивание упражнения «Клен» .

Ход занятия.

I. Организационный момент: (на столе лежит игрушка «солнце» )

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед: давайте поприветствуем солнышко и друг друга. А вот о чём мы будем говорить на занятии вы узнаете из стихотворения, которое я прочту.

(Логопед читает загадку)

Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?

(Весна) .

(дети договаривают хором: весна) .

Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети: о весне

Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова... Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой... Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.

{Логопед передаёт игрушку-солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д. Садятся на стульчики).

II. Основная часть.

Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 3 картинки времён года: весна, осень, зима) . Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег,... с крыш капают сосульки,... прилетели птицы,... дети надели весеннюю одежду и т.д.) .

Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова.

Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

1. (Проводится массаж лица) .

Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. - пощипывание
А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание

2. Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую) . От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком) . Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку» , - куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание) . «Д-д-д» , - стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание) . Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка) . Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики) . На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз) . Язычок поспешил домой к маме.

3. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»

Логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Логопед просит объяснить слова: проталины, капель, ледоход)

Логопед: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери, проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.

(логопед обращает внимание детей на су-джок)

4. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения шариком по ладони - сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик - сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый - и перебрался на другой берег!

А там поляна - большая, круглая, красивая!

Круговые движения шариком по ладони.

На поляне видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать-и- мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик - один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж - сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

Катать шарик по ладони вперед- назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.

5. Упражнение "Раздели слово на слоги"

Логопед. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Раздели слово на слоги» . Разделим на слоги приметы весны, которые изображены на картинках прикрепленных к магнитной доске (туча, подснежник, трава, солнце, ручей, облако, дерево, скворечник, почка, проталина.)

6. Упражнение "Что перепутал художник?"

Логопед. Ребята посмотрите, какую картину нарисовал рассеянный художник? На ней изображена весна. Только всё ли правильно изобразил художник?

7. Упражнение «Клен» (координация речи с движением)

За окном сосулька тает, (Дети стоят повернувшись лицо в круг. Выполняют 4 прыжка, держа руки на поясе)

Ветер тучи рвет в клочки. (Руки вверх. Наклоны туловища вправо- влево)

Разжимает, разжимает (Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно

Клен тугие кулачки. разжимают кулачки)

Прислонился он к окошку. (4 прыжка)

А, едва растает снег, (Наклоны)

Мне зеленую ладошку (Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают

Клен протянет раньше всех. друг другу правые ручки -рукопожатие)

Логопед: А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку. (Логопед раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, ландыши, нарциссы, мимозы, одуванчики, тюльпаны. Дети их раскрашивают) .

Логопед: Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово!

III. Итог занятия

Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? Посмотрите, а солнышко то непростое, тут есть кармашек. (Логопед достает из игрушки сладкие призы)

БУ ХМАО Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Добрый волшебник»

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему «Весна»

Выполнила логопед Давлетова Г.Р.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...