Гелий Коржев. Художник русской беды и его уникальный свободный реализм с приставкой «СОЦ. Гелий коржев: имею право Гелий Коржев. Жизнь глазами соцреалиста

Так называется центральная картина в триптихе «Коммунисты» выдающегося русского, советского художника Гелия Михайловича Коржева, который скончался на 88-м году жизни 27 августа в Москве. Это событие вновь привлекло внимание общественности к удивительному мастеру, создавшему в свое время вместе с единомышленниками в рамках социалистического реализма школу «сурового стиля». Никакой лакировки, закрытых глаз на несоответствие слова делу. Только честность, только искренность, правда и еще раз правда. Социальная заостренность взгляда на историю и на окружающий мир была принципиальной позицией Коржева. И исходит она, скорее всего, из шекспировской мысли Гамлета «Из жалости я должен быть суровым».

Картины Гелия Михайловича, широко представленные по случаю его кончины на нескольких российских и иностранных сайтах, меня потрясли. Не то чтобы я никогда раньше не была знакома с его творчеством. Но «хрестоматийные» работы Коржева - «Проводы», «Дон Кихот и Санчо», «Старые раны», «Тревожность» и другие, - ошпарив еще в юности своей непривычной, пугающе обнаженной правдивостью, с годами забылись, а в более поздние времена толстые журналы, которые так любили провинциалы (и я в том числе), практически не помещали на своих страницах репродукции его последующих картин.

А написал он огромное множество полотен, и вопреки шаблонному утверждению, что все они принадлежат социалистическому реализму как ведущему направлению советского изобразительного искусства, мне представляется: Гелий Михайлович попробовал себя и в других жанрах - аллегорическом, модернистском, библейско-нравственном. Главное, что объединяет его творчество на всех этапах жизни - это верность однажды выбранному стилю: подчеркнутой, кричащей правдивости.

Гелий Коржев и после смерти, по-видимому, неудобен для некоторых либеральных изданий, придерживающихся заданного буржуазными властями формата. Как же! До конца своих дней он оставался коммунистом, хотя с возрастом его мировоззрение, по естественным причинам, претерпевало корректировки. Однако он не отрекся ни от одной из своих сугубо «коммунистических» картин, написанных в молодые годы. Как и другие, каждая из них наполнена его душой и кровью, его глубокой мыслью. И может быть, не смотря на «утопическую», как сейчас сказали бы, тематику, его полотна остаются по-прежнему «конкурентноспособными», то есть востребованными.

Да, имя его невозможно замалчивать, настолько грандиозно это напряженное, насквозь сотканное из страстей творчество, не оставляющее ни одного зрителя равнодушным. Даже компьютерные «бандерлоги», шарящие по сайтам в поисках потехи, случайно напоровшись на выставку его картин, получили, судя по их отзывам, апоплексию от увиденного.

Собраниями картин Гелия Коржева по праву гордятся лучшие картинные галереи мира, в числе которых Третьяковка, Русский музей, Музей русского искусства в США. Его творчество, можно без преувеличения сказать, заслужило планетарное признание. Но случилось это уже на седьмом десятке лет Мастера. Долгое время, по одному ему известным причинам, Гелий Михайлович соблюдал обет непубличности. Неизменно отклонялись многократные предложения музейных работников из разных стран организовать демонстрацию его полотнищ. С пустыми руками уезжали от него после многочасовой учтивой беседы раздосадованные именитые коллекционеры: художник не расставался со своими детищами. И лишь ощущение приближающегося конца побудило Коржева подумать о передаче своего наследия в добрые руки. С грандиозным успехом прошли его выставки «Москва - Берлин» и «Москва - Варшава». А в 2007 году в Соединенных Штатах Америки в Музее Русского искусства состоялся превосходно оформленный ретроспективный показ его творчества.

Ему были чужды такие действия, как популяризация или афиширование. Коржев никому не навязывал своей жизненной позиции, очень четкой и определенной, хотя мог бы - с учетом тех ведущих постов, которые он занимал в художественной иерархии. В частности, с 1968 по 1975 год он был председателем правления Союза художников РСФСР. Даже на тех картинах, где он изображает себя, он словно говорит: «Не я здесь главный. Смотрите шире, проникайте глубже в суть вещей. Я лишь проводник ваш». Говорит опосредованно, создаваемыми художественными образами.

Гелий Коржев уверенно владел той самой «тяжелой артиллерией» сурового стиля, которая била без боязни и по ключевым целям. Посмотрите его поздние работы - «Триумфаторы», «Дон Кихот и мельница», «Лишенные рая», «Адам Алексеевич и Ева Петровна», «Свалка», «Встань, Иван!». Так много они говорят о нас самих, об обществе, в котором живем, об абсурдности того, что сталось с потомками Поднимающего знамя, о тотальном обнищании духа. Эти картины - развернутая в сюжетах метафора народной беды... Как хватило у художника сил уже на склоне дней своих писать такую беспросветность? И как же надо было страдать за Русь, за судьбы всех, кого она взяла под свое крыло, чтобы в отчаянных мазках кисти выплескивать на холсты эти страдания!

Скромный интеллигент, он не был эдаким былинным богатырем, стоявшим на страже рубежей человечества. Вернее всего, он ощущал себя тем Садовником, которого так ожидали люди во времена застоя и перестройки. Помните? Вот придет садовник и твердой рукой обрежет ненужное, подлечит сломанное, расчистит засоренное... Таков его старый солдат с картины «Тревожность». Положив руку на плечо юной девушки, олицетворяющей весну и расцвет новой жизни, он чутко бережет ее покой, окидывая настороженным взглядом округу.

Над любой из его картин можно долго задерживаться, размышляя. Поэтому нет смысла пересказывать то, что понравилось или вызвало бурю эмоций. Хочу остановиться лишь на нескольких, наиболее ярко отражающих генеральную линию, прочерченную Гелием Коржевым через все творчество. А значит, и через всю его личную жизнь, потому что он не раз повторял, что «пишет так, как хочет, и так, как живет».

Написанная в конце 50-х годов минувшего века картина «Поднимающий знамя» занимает не только центральное место в триптихе «Коммунисты», но и во всем его творчестве, став своеобразной визитной карточкой живописца. Минимум атрибутики: булыжная мостовая, пересечение трамвайных рельсов. Место разогнанной демонстрации. Тела погибших рабочих и единственный уцелевший их товарищ, которому бежать бы, спрятаться, спасая собственную жизнь, ведь уже ясно - схватка проиграна. Но нет! Слишком много ненависти накопилось к угнетателям, неимоверно велико желание покончить с несправедливостью! Он не дрогнет - и сильные руки подхватывают оброненное знамя борьбы, противостояние продолжается. И такую энергетику излучает картина Гелия Михайловича, что безоговорочно веришь: подобных борцов не сломить, не истребить.

Прошло полвека, герои картин художника заметно изменились. Все меньше восхищения, все больше горечи они вызывают. Все яростнее становится язык его красок.

Вот одна из последних работ - картина «Триумфаторы», смысл которой, возможно, не сразу раскрывается современному зрителю. Она не только подчеркнуто аллегорична, но и выдвигает на первый план фантастическую фигуру - то ли не первой свежести птицу с недоразвитым торсом человека, то ли вырождающегося гомо сапиенса с головой стервятника и жирной гузкой индюка. Тем же, кто знаком с циклом работ Гелия Михайловича «Мутанты» и кто следит за новейшей историей, содержание полотна понятно. Особенно, если обратить внимание на год начала работы над картиной - 1993-й, присно памятный расстрелом защитников Дома Советов Российской Федерации, последнего оплота народной демократии. Напившаяся их крови тварь попирает Красное знамя и победоносно водружает свой черный флаг. За ее плечами «помощники»: по правую руку - военная сила в образе вояки в униформе с невыразительным лицом, который теперь тоже с готовностью сжимает черный стяг, по левую - идеологическая подстилка, или, если выражаться официальным языком, служба. Кстати, не верьте, что средства массовой информации не преследуют сейчас идеологических целей. Под видом свободы слова они развращают, оболванивают и усмиряют те самые «народные массы», которые привыкли не размышляя заглатывать «хавку», а тем, кто еще способен к отпору, умело расшатывают психическое здоровье. Не случайно художник изобразил верного приспешника стервятника тоже с птичьей головой. Только куриные мозги могут так беззастенчиво продаваться за дурно пахнущее «бабло» и при этом делать вид, что не замечают своего окровавленного клюва.

Ну а что же общество? С одной стороны это две скорчившиеся в предсмертном страхе фигурки современных «мыслителей» и «поводырей» с хилыми мускулами и раскормленными брюхами. С другой - бездумная, «пофигистски» настроенная молодежь, по внешнему виду далеко не «золотая», но еще и не рабочая. Живя на все еще не проеденные социальные блага, созданные руками прародителей, она пока не ощущает всей убогости своего существования, а потому равнодушно шагает прочь от места казни.

Обделил художник лицом и побежденного. По трогательным, чистеньким кедам на ногах поверженного, едва различимого на заднем плане, мы понимаем, кто противостоял этим триумфаторам: то ли не оперившийся еще мальчишка-мечтатель с более ранней картины Гелия Михайловича "Егорка-летун", то ли тот молодой парень, что лежит под крутым колесом - с картины «Наезд». Оглушенные лицемерием и ложью, сбитые с толку навязанным им несправедливым порядком вещей маленькие новые дон-кихоты...

Гелий Михайлович неустанно поднимает тему памяти, тему преемственности поколений, ответственности ныне живущих перед прародителями. На протяжении всего своего продолжительного и плодотворного творчества он постоянно обращается к периоду войны, когда с предельным обострением обнажаются главные качества человека, поставленного перед страшным выбором: остаться на передовой и погибнуть или смалодушничать, убежать и жить потом с клеймом Иуды.

На заре третьего тысячелетия, когда по всей планете на разные голоса трещали о каком-то «миллениуме», якобы предвещающем новую эру измученному проблемами человечеству, Гелий Коржев пишет картину-реквием «Живой заслон». Сюжет, как всегда, лаконичен: оккупанты выставили перед наступающими войсками заслон из оставшихся еще в живых жителей деревни -- дети да старики, бабы с младенцами на руках да их покалеченные войной мужья. Обреченные, они стоят между двух огней и уже как бы с небес глядят в глаза всем, кто пришел посмотреть на картину. Никто не бьется в истерике, с достоинством принимая выпавшую им долю - стать заслоном родной земле. Они молчат, но на иконописных их лицах застыл вопрос: как живете на окропленной нашей кровью земле вы, проросшие сквозь наш прах? Неужели напрасны были все жертвы?

В этой картине, пожалуй, наиболее ярко проявилась характерная особенность живописи Коржева, избранного им однажды и навсегда «сурового стиля». Его не привлекают сиюминутные радости и печали, симпатичные мордашки и слащавые пейзажи. Его герои - натруженные, исстрадавшиеся люди. Он исследует глубинные составляющие жизни, ее вековечные истины. Все проходит - молодость, красота, любовь, карьера... все так быстротечно! Почему же всю свою короткую жизнь мы вынуждены страдать от злобы и коварства, от подлости и жестокости, от тупости и непосильной работы? Почему мы терпим это, люди?

Мне кажется, что свое духовное завещание художник вложил в написанную с беспощадной реальностью картину "Встань, Иван!". Не случайно Гелий Михайлович неоднократно возвращался к ней, переделывал, усиливая сюжетную экспрессию от гражданского возмущения до социального гнева и трагизма. Изображенный первоначально выпивоха, не дошедший после работы до дому и символизирующий заблудший в период политического вранья рабочий класс, в окончательном варианте превращается в изношенного и выброшенного за ненадобностью общественного "винтика"... Задворки, ржавая бочка, минимум закуски, максимум выпивки. Фигура лежащего на снегу жилистого работяги, опрокинутого навзничь «оковитой». Раскинутые в стороны руки все еще сильны и, мнится, совсем недавно сжимали кайло или древко… Как же постарались задурить тебе голову, выключить из движущих сил истории те, кто боится твоих пальцев-клещей, твоих бескомпромиссно сжатых губ.

Встань, Иван! - призывает Художник. - Смахни опутавшую тебя паутину, выйди на утерянную дорогу. Дорогу разума, добра и справедливости!

Наиболее полное собрание картин можно посмотреть здесь:

Коржев Гелий Михайлович (Род. в 1925 г.)

Коммунисты. Триптих. 1960

В 1960 году на республиканской художественной выставке "Советская Россия" московский живописец Гелий Коржев впервые показал свою новую работу - триптих "Коммунисты".

Появление триптиха оказалось одним из самых значительных событий выставки. Художник, сравнительно недавно начавший самостоятельную жизнь в искусстве, создал произведение, которое заставило говорить о нем как об одном из крупнейших мастеров советского изобразительного искусства.

Чем же примечательна эта работа?

Триптих "Коммунисты" состоит из трех картин, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Будучи объединены одной общей темой, замыслом автора и определенными художественными средствами, все три картины представляют собой единое, неразрывное целое.

Центральная часть триптиха - "Поднимающий знамя".

Городская булыжная мостовая, трамвайные рельсы, водосточный люк... Здесь убили рабочего-знаменосца. Его товарищ, опустившись на одно колено, поднимает знамя, выпавшее из рук убитого. Лицо рабочего, поднимающего знамя, побледнело от гнева. Его глаза сурово и ненавидяще смотрят на убийц - их нет в картине, но мы чувствуем, что они перед ним где-то совсем рядом. Мускулы его больших и тяжелых рабочих рук напряжены, и вся его фигура, словно приготовившись к прыжку, выражает страстную и решительную энергию. Пролетарий-революционер, он полон решимости победить или умереть, но не отдать знамени врагу. О борьбе первых революционеров с самодержавием, о верности партийному долгу рассказывает это произведение.

"Интернационал" - так называется вторая картина.

Гражданская война. Залитое солнцем поле боя. Уже убиты почти все бойцы, и только двое красноармейцев остались живы. У них кончились все патроны, но они не сдаются. И точно так же, как воевали, они встали рядом, спиной к спине, чтобы встретить смерть. Кругом убитые товарищи, наступающие белогвардейцы - хотя они не показаны художником, но это явственно чувствуется, - а красноармейцы стоят. И там, где они стоят, - на этом клочке земли - еще Советская власть, которую они будут защищать до последней капли крови, потому что идет "последний решительный бой". Над ними реет красное знамя, и звуки "Интернационала" торжествующе оглашают поле брани. Во всем этом столько прекрасного презрения к смерти, столько мужества и уверенности в своей правоте, что, глядя на красноармейцев, мы понимаем: они умрут непобежденными.

"Ранее весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним блага... культуры, а других лишить самого необходимого - просвещения и развития. Теперь же... все завоевания культуры станут общенародным достоянием". Эти слова Ленина, произнесенные им в январе 1918 года на III Всероссийском съезде Советов, помогают нам понять смысл содержания последней картины триптиха "Гомер (Рабочая студия)".

За скульптурным станком стоит красноармеец и лепит голову Гомера. Гражданская война, очевидно, только окончилась, и поэтому бывший боец еще одет в кожаную тужурку, гимнастерку, галифе и ботинки с обмотками.

Человек этот уже немолод, черты лица его грубые и некрасивые, но как много в этом рабочем и бойце внутренней силы и духовной красоты! Постижение тайн не ведомого ранее искусства ему дается явно с трудом. И в том, как он неумело придерживает одной рукой глиняную голову, а другой, собранной в горсть, пытается лепить, и в том, каков результат его усилий, - во всем этом мы чувствуем неумение любителя, его самые первые шаги в скульптуре. Однако обратите внимание, как крепко расставлены его ноги, как упрямо сжат рот, как внимательно и напряженно боец смотрит на Гомера, и вы почувствуете уверенность: этот красноармеец, отстоявший молодую Республику Советов, сумеет овладеть и мастерством художника.

Рядовой солдат революции, он осуществляет задачу, выдвинутую Лениным: учиться, овладевать наследием мировой культуры. О том особенно выразительно говорит такая, казалось бы незначительная, деталь, как тоненькие ученические тетрадки, лежащие под буденовкой на столе.

Таким образом, мы видим, что, несмотря на различные сюжеты, все три картины объединены одной общей темой - темой борьбы рабочего класса за Советскую власть.

И хотя во всех картинах изображены различные люди - герой триптиха один. Все три части произведения создают как бы общий собирательный образ рабочего-коммуниста. Этот образ воскрешает перед нами бессмертные дни героического прошлого нашей Родины.

Произведение Коржева рассказывает о мужестве и стойкости, проявленных коммунистами в дни подготовки революции, гражданской войны и послевоенного строительства. Эти люди, посвятившие свою жизнь служению партии, шли, не задумываясь, на смерть, вдохновляемые идеями великого вождя первого социалистического государства в мире. Именно о них, о коммунистах, изображенных художником Коржевым, хочется сказать словами поэта Николая Тихонова:

Гвозди бы делать из этих людей, Не было б в мире крепче гвоздей.

Триптих "Коммунисты" явился большим достижением художника, потому что он сумел идею, лежащую в основе произведения, - идею верности рабочего класса партии - раскрыть в образах глубоких и волнующих. И в том заключается секрет эмоционального воздействия триптиха.

Каждый персонаж картин Коржева - не некий отвлеченный положительный герой, еще так часто встречающийся в наших картинах, а конкретный, с определенным характером человек, в котором угадывается сложная, трудно прожитая биография.

Изображая этих людей в момент свершения ими подвига (потому что даже для красноармейца, занимающегося лепкой, его работа - подвиг), Коржев не идеализирует их, не приукрашает события, в которых они участвуют. И люди, и время предстают перед нами во всей суровой и жестокой жизненной правде.

Герои Коржева - обыкновенные, внешне не слишком привлекательные люди. Лица их обветрены, небриты, руки огрубели от тяжелого физического труда. Одеты они не в отутюженные костюмы, а в старые, поношенные одежды: выцветшие гимнастерки, вытершиеся тужурки, рваные ботинки.

Такая характеристика внешнего облика персонажей триптиха сразу же заставляет зрителя поверить в историческую верность изображенных событий.

Силой своего таланта художник Коржев, никогда не видевший ни революции, ни гражданской войны потому, что он родился много лет спустя после этих событий, сумел воссоздать образы рабочих-пролетариев, представителей той многомиллионной армии "голодных и рабов", которые вышли на смертный бой, чтобы "свергнуть гнет рукой умелой, отвоевать свое добро".

А так как своих героев Коржев наделяет прямым и непреклонным характером, мужеством, отвагой и волей, у зрителя не остается сомнения в их победе. И потому, несмотря на драматический характер событий, изображенных в триптихе, все произведение полно жизнеутверждающего оптимизма.

Художественный язык произведений Коржева отличается большой простотой, лаконичностью. Коржев буквально изгоняет из картин все лишнее, что могло бы отвлечь зрителя от главного - правильного прочтения человеческих характеров. Для этого он кадрирует композицию таким образом, чтобы в поле зрения зрителя был только изображенный герой. Для того же он оставляет в картине только те немногие детали, которые могут углубить, уточнить замысел изображаемой сцены. В триптихе нет ничего случайного, что не работало бы на раскрытие содержания как всего произведения в целом, так и каждой картины в отдельности.

Продумывается все до мелочей, начиная с построения (смыслового, композиционного и живописного) всего триптиха и кончая обращением художника с деталями.

Чтобы в том убедиться, достаточно проследить, например, как Коржев скомпоновал триптих. Работая над его созданием, художник был далеко не безразличен к тому, в какой последовательности зритель будет рассматривать каждую часть триптиха. Определенными художественными средствами он заставляет зрителя смотреть так, как это задумано, как это необходимо для наилучшего восприятия содержания всего триптиха.

Подойдя к "Коммунистам", мы прежде всего обращаем внимание на картину "Поднимающий знамя". И не только потому, что она является центральной частью триптиха, но и потому, что из трех картин она наиболее эмоциональна. Образ рабочего необычайно выразителен, композиция экспрессивна, а цвет - цвет красного полыхающего знамени - не может не заставить человека остановиться.

Рассмотрев картину, мы непременно затем взглядываем туда, где расположен "Интернационал". И это тоже не случайно. Движение фигуры рабочего в центральной части триптиха и наклон древка знамени направлены вправо. Следуя за ними взглядом, мы непроизвольно смотрим на правую часть триптиха. И только после этого глядим на левую часть, куда, собственно, и обращены фигуры "Интернационала".

Так, от картины к картине ведет художник зрителя, направляя его и помогая ему постичь содержание в определенной последовательности.

Как и во всяком произведении, в котором композиция найдена и решена, в триптихе нельзя убрать ни одну из его частей, чтобы не пострадало целое. Его завершенность достигается и цветом (красный флаг у рабочего, красное знамя у бойцов Красной Армии, красная звезда на буденовке студийца) и композиционным приемом: фигуры в крайних картинах повернуты лицом к центральной, и их позы почти зеркально повторяют друг друга. Поэтому, несмотря на некоторую фрагментарность отдельных картин, собранные все вместе, они составляют единый художественный организм.

Такой же продуманностью, сознательным отношением художника к средствам выражения отмечена каждая картина триптиха. В них нет ничего случайного, что не было бы органически связано с идеей произведения.

Каждая деталь является существенной, необходимой, помогая автору полнее раскрыть его замысел. Рука знаменосца в картине "Интернационал", сжатая в кулак и опущенная вдоль тела, казалось бы, не имеет большого значения, а между тем как много она говорит нам и о характере этого человека, и о его мужестве, и о решимости красноармейца бороться до конца.

И разве не является важнейшим звеном в характеристике трубача то, как он уверенно и твердо стоит на земле?

Гильзы расстрелянных патронов, приклад винтовки, брошенной на землю, ноги убитого солдата и перевязанная рука трубача - эти детали с необычайной силой воссоздают перед нами картину боя.

То же самое можно было бы проследить и в других картинах: конкретная, лаконичная деталь, неотъемлемая от замысла, логически оправданная, - вот что наблюдаем мы в триптихе "Коммунисты".

Такое умелое владение художественными средствами выдает в Коржеве большого, настоящего мастера. И, как у каждого подлинного художника, это мастерство явилось результатом долгих поисков решения (десятки эскизов предваряли работу на холсте), неоднократных переделок картин (достаточно указать, что "Гомер" является четвертым вариантом, выполненным при решении левой части триптиха).

Работа над триптихом длилась четыре года.

Путь, который был пройден художником от первых эскизов к окончательному решению каждой картины, - это путь неустанных исканий наиболее острой человеческой характеристики, предельно выразительных деталей и динамичного композиционного решения.

Так, например, первоначально "Интернационал" представлял собой многофигурную, довольно невыразительную композицию. Однако раз от раза Коржев уменьшал в эскизе количество людей, отбрасывал ненужные детали и в конце концов остановился на решении, где осталось только двое красноармейцев - трубач и знаменосец.

Нечто аналогичное происходило и при работе над картиной "Поднимающий знамя". Ранний эскиз представлял собой группу демонстрантов, впереди которых стоял во весь рост рабочий, державший древко упавшего знамени. Постепенно меняя композицию, Коржев сокращал число демонстрантов и оставил в окончательном варианте только одного рабочего, вставшего на колено около убитого товарища.

Та же работа была проделана художником и при создании картины "Гомер".

В процессе работы художник стремился преодолеть многословность, неясность ранних композиционных решений, тщательно отбирая для картины только самое необходимое, самое значительное - все то, что может наиболее ясно и точно выразить его идею.

Успех триптиха "Коммунисты" закономерен. Он явился результатом серьезного критического отношения художника к своему творчеству, необычайного трудолюбия мастера и его таланта.

Все это помогло Гелию Коржеву создать произведение большого общественного и художественного значения, произведение, которое заставляет людей переживать, волноваться и вспоминать те далекие годы, когда в тяжелой героической борьбе рождалась первая в мире Советская власть.

Г.М. Коржев. Художник. 1961. Холст, масло. 160 × 195. Третьяковская галерея

Завтра в Третьяковской галерее на Крымском валу открывается «Гелий», первая персональная выставка, посвященная одному из крупнейших художников советской эпохи, Гелию Коржеву (1925-2012). Выставка вызвала полемику еще на этапе ее подготовки. Кураторы выставки, Наталия Александрова и Фаина Балаховская, рассказали TANR о своем видении творчества живописца.

Наталия Александрова
Заведующая отделом искусства ХХ века Государственной Третьяковской галереи, сокуратор выставки

Идея делать большую монографическую выставку возникла еще десять лет назад. Но теперь конкретно меня, если можно так выразиться, запустила выставка Виктора Попкова , которую мы делали совместно с РОСИЗО. Подготовка к ней взрыла в моем сознании какую-то целину. Стало понятно, что для Коржева нужна именно Третьяковская галерея и сделать это надо как можно масштабнее. Мы положили много сил, чтобы максимально расширить представление о художнике. Экспозиция и каталог начинаются с 1942 года, а заканчиваются периодом незадолго до ухода художника из жизни в 2011-м. Это позволило задуматься о предоттепельном периоде, времени, когда начинались все шестидесятники. У Коржева этот период выглядит парадоксально: вначале он интенсивно двигался в рамках школы Сергея Герасимова , в русле импрессионистической, жанровой живописи 1950-х годов — и потом его Влюбленные 1959 года выскакивают как бы совершенно неожиданно.

Парадокс заключается в том, что самые знаменитые его картины — триптих Коммунисты, или Старые раны , или Влюбленные — в последние десятилетия почти никто не видел «живьем». Я увидела эти вещи на выставке в Миннеаполисе, которую делал коллекционер Рей Джонсон . Эти произведения будут в нашей экспозиции, и к ним добавлен большой блок постсоветских работ 1990-х — именно они, пожалуй, будут главным из открытий. Цикл Дон-Кихот , библейский цикл, цикл Тюрлики — все они также из США, из собрания Джонсона.

Г.М. Коржев. Облака 1945 года. 1980-1985. Холст, масло. 200 × 190. Третьяковская галерея

Специфика американского собрания Реймонда Джонсона и российского — Алексея Ананьева состоит в том, что их формировал сам Коржев. В 1990-е годы Гелий Михайлович, очевидно безо всякой надежды на какую-то реализацию работ, начал очень тщательно подбирать Джонсону картины для приобретения. Потом такая же история получилась с Алексеем Николаевичем — я вижу руку самого Коржева, который составляет для коллекции Ананьева социальный цикл. Туда входят натюрморты, парафраз библейского Блудного сына , а также знаменитая Встань, Иван! .

В Третьяковской галерее есть небольшое собрание картин Коржева, среди которых три его известных хита: Художник 1961 года, с рисующим мелками на асфальте безработным художником, Егорка-летун — разбившийся мальчик, и картина Облака 1945-го , где безногий инвалид и пожилая женщина ждут чего-то, глядя на облака. Ну и целый цикл натюрмортов, которые мы получили в подарок от Союза художников России.

Гелий Коржев никогда не брал официальных заказов. По договорам, которые он заключал с Союзом художников, он писал картины на свои темы. Это очень редкая для союзовских времен ситуация. Коржев не писал вождей. У него есть картина Беседа , где изображен Ленин рядом со слепым народным сказителем, — это что угодно, но не лениниана. Гелий Михайлович про этот дуэт сказал: это про то, «как власть говорит с народом». Вот сейчас готовы ли мы на этот вопрос полностью ответить? Мы знаем, как происходит этот диалог в России?

Актуальность Коржева выходит за пределы его картин. Так получается с каждой из его работ, даже с самыми известными. Например, про картину Влюбленные , которую многие знают с детства, есть свидетельство Оскара Рабина . «Я был просто потрясен, и мой экзистенциализм начался с Влюбленных Коржева. Уставшие пожилые лица, натруженные руки и никаких сияющих высот коммунизма», — написал он в своей книге. Для него как для нонконформиста это было открытием.

Интенсивное включение Коржева в европейскую традицию 1960-х годов сейчас поражает воображение очень многих. Во всяком случае об этом статья Александра Боровского , открывающая издание к нашей выставке, он увидел в Коржеве европейца, связанного с традицией самого высокого модернизма, и именно он в своей статье поставил его в ряд с такими художниками, как Люсьен Фрейд , и плеядой до сих пор для нас малоизвестных художников.

Я на всю жизнь запомнила лекцию Мюды Яблонской , которая читала нам Введение в советское искусство на первом курсе исторического факультета МГУ. Она сказала: «Я скажу вам два страшных слова, вы их услышьте и забудьте, потому что произнесение их будет связано для вас с большими неприятностями». Я испугалась, как Людоедка Эллочка , не будет ли это слово «гомосексуализм». «Запомните слово „модернизм“ и слово „экзистенциализм“. И то и другое было в советском искусстве, но постарайтесь не употреблять этих слов всуе, это грозит вам большими неприятностями». Для меня это приоткрыло завесу над тем, к чему многие мои коллеги до сих пор с трудом подходят.

Г.М. Коржев. Мать. 1964-1967. Холст, масло. 200 × 223. Третьяковская галерея

Живопись Коржева очень сложная. Он использует многослойную технику, лессировки (мои коллеги теперь дразнят меня этим словом). У нас в каталоге есть фотография Коржева, когда он делает Одноглазого солдата : в руке у него кисточка с тремя волосками, и на палитре три краски. Другое дело, что где-то он идет такой кисточкой, а где-то счищает мастихином, многократно накладывая слои краски. Например, рука на картине Мать: если посмотреть пристально — то там целая плоть наращена, внутри которой идут не только химические, но и «физические» процессы. Это другая ткань, но она так же наполнена неостановимыми процессами, как живая плоть. И в этом смысле он классический художник.

Главная мысль Коржева — проживание жизни. Это экзистенциальный ход — пройти через все, в утратах увидеть способность жизни идти дальше. В этом для него богатство жизни и ее смысл, невзирая на ее конечность и человеческое одиночество. Это ход большого мужества и большой смелости. Может быть, в этом мужестве, способности глядеть на это открыто и есть главный посыл обращения Коржева к современному зрителю. За единственным вычетом: он все-таки обращается к некой общности людей, среди которых надеется найти близких по взглядам. Когда мы делали выставку, я столкнулась с острой индивидуальной реакцией людей на творчество Коржева, даже среди нас, профессионалов, кураторов. И в этом смысле главная интрига выставки — воспримут ли зрители работы Коржева как обращение к народу или откликнутся сугубо индивидуальным восприятием, в том числе резким отторжением? Гелий Михайлович парадоксально, с одной стороны, будоражит интерес, с другой — очень сильно раздражает. Но однозначно: столкнувшись с его полотнами, их забыть невозможно. Невозможно отрицать их присутствие.

Фаина Балаховская
Cокуратор выставки

Г.М. Коржев. Натюрморт с топором и коловоротом. 1979. Холст, масло. 100 × 80. Третьяковская галерея

Гелий Коржев в определенном смысле легенда. Все о нем что-то слышали, многие что-то видели, чаще всего самые знаменитые работы из цикла Опаленные огнем войны и триптих Коммунисты . Но тех, кто представляет себе, что делал художник на протяжении всей своей долгой жизни, совсем немного. Хотя никаких запретных плодов нет и не было: Коржев показывал все свои главные произведения последовательно на больших выставках в советское время, позже два из трех его масштабных циклов были представлены публике: Тюрлики — в галерее «Риджина», библейский цикл — в Институте русского реалистического искусства. Этого было, очевидно, недостаточно, и всегда хотелось увидеть больше его вызывающих такую сильную реакцию работ. Третьяковская галерея предпринимала попытки еще при жизни художника сделать его ретроспективу, но он отказался, и довольно категорично. Можно только строить догадки почему.

Над выставкой мы работали около двух лет, было принципиально важно получить картины из Америки, из коллекции Рея Джонсона . Активно участвовала семья Коржева — дочери и внук: и произведениями, и текстами для каталога, и информацией, которую собирает созданный наследниками фонд художника. Очень помог ИРРИ: работами и опытом общения с художником (они делали его последнюю выставку). Увы, но в наших государственных музеях — и столичных, и провинциальных — Коржева мало, что тоже феноменально для художника такого масштаба, официально признанного, отмеченного всеми возможными наградами.

Масштаб Коржева стал ясен, как только первые его работы появились на выставках, и репутация выдающегося, выпадающего из любого мыслимого ряда художника только упрочилась с годами. Но это не было таким единодушным, единогласным успехом, и даже наоборот — часто оторопь. Чаще всего примерно понимаешь, чего ждать от художника, особенно если видел уже много его работ, но Коржев каждый раз поворачивал в совершенно неожиданном направлении. Например, в 1990-е все, кто знал его по Поднимающему знамя , были потрясены Тюрликами . Поэтому от выставки такого художника естественно ждать сюрпризов и чего-то невероятного.

Но самым невероятным оказалось то, насколько мало менялся Коржев, как последовательно, десятилетиями разрабатывал одни и те же темы, как тщательно формулировал свои высказывания, всегда принципиально важные, и, кажется, не считал нужным делиться другими, менее продуманными и не столь выношенными, мыслями. Мне кажется — вне зависимости от отношения к художнику, — было важно собрать его работы, представить их вместе, попробовать понять и открыть путь для изучения — более сложного, глубокого осмысления не только художника, а такого выдающегося явления в нашей художественной жизни и уже не нашей, а недавнего прошлого, которое сейчас переживается столь болезненно.

В первую очередь это касается социалистического реализма — как инструмента воздействия на художников и публику. Наверное, можно говорить о социалистическом реализме и применительно к Коржеву. Или наоборот, рассуждать о Коржеве как о соцреалисте. Хотя это непросто: и сама доктрина менялась неоднократно, хамелеоном приноравливаясь к времени и пейзажу, и Коржев возник на сломе эпох, в момент очередной смены окраски. Сам он предлагал термин «социальный реализм» и действительно был озабочен скорее социальными, чем политическими проблемами.

Но, несомненно, Коржев был советским художником. Художником своей страны, своего народа, своего времени. Когда идешь по выставке, то видишь эти связи — с литературой, с кинематографом, с идеями, волновавшими общество. Советский период сложен для осмысления. С одной стороны, он слишком близок, а с другой — люди слишком быстро забывают совсем недавние реалии (на открытии молодые люди, не узнавая, удивлялись, спрашивали, что это такое, глядя на вполне обычный самодельный протез). И тут оказывается, что художник — важный свидетель времени, его странностей и постоянного стремления выйти из себя, из бедного быта — к высоким идеалам, к подлинному служению.

На мой взгляд, Коржев — продолжатель классической традиции, которая в ХХ веке выглядит немного тяжеловесной; в ней всегда поэт больше чем поэт, он должен пробуждать добрые чувства, говорить правду и даже изрекать истины — за весь безгласный народ.

Коржев хорошо знал историю искусства, это видно и по его текстам, которые мы публикуем в каталоге. Очевидное влияние оказали на него итальянские неореалисты, и кино даже больше, чем изобразительное искусство. Он рано начал выезжать за границу, много видел. В том же каталоге мы публикуем воспоминания Олега Кулика , который был куратором выставки Коржева в галерее «Риджина». Кулик очень забавно сформулировал, что Коржев рассуждал, как мог бы рассуждать, например, Дмитрий Пригов . Говорили они и о российских современниках, и о западных, и, похоже, сам Кулик был удивлен широтой его взглядов в те годы, когда полемика между официальным и неофициальным искусством нередко переходила на личный, жесткий уровень.

Г.М. Коржев. Егорка-летун. 1976-1980. Холст, масло. 200 × 225. Третьяковская галерея

Живопись у него не хороша и не плохая. Она такая, какая необходима была для выражения замысла, — убедительная. Сравнивая зрелые работы с совсем ранними опытами, видишь, как Коржев сознательно отказывается от красивой, манкой манеры в пользу того, что считал правдой. Для него важно было найти композиционные схемы, и он их использует повторно, преобразует, наполняет другим содержанием. Сейчас это сложно уже оценить, но Коржев довольно дерзко нарушал и разрушал каноны советского искусства, очень узко понимающего реализм. Но и картина, и фигуративный язык его вполне устраивали, и выйти за эти пределы он не стремился, даже в виде экспериментов. Хотя однажды начал писать картину, которую собирался показывать на потолке, к одному из произведений прикрепил табличку с рукописным текстом, в другое вклеил газету натуральную. Но это было не про преодоление преград, а так, по мере необходимости.

Часто говорят, что Коржев — трудный, тяжелый, страшный художник. Последнее, скорее, о силе воздействия. А в остальном, мне кажется, он стремился быть ясным и понятным. И всегда видел свет в конце туннеля. И важны ему были не трудности и преграды, а личность, преодолевающий все человек. Коржев верил в себя и в стойкость и силу человеческой личности. И сам был сильным человеком. Для него была важна гуманистическая традиция, и деятельность свою он понимал как миссию, важность которой не зависит от успеха. Всем известный Поднимающий знамя — это ведь не про историю и вообще не про советское (не только про советское). Это про преодоление земного, про поступок, а «знамя может быть любого цвета», говорил художник. Это про преодоление земного. Так же, как Егорка с его падением (Егорка-летун ). И библейский цикл, cкорее, про ответственность не перед высшими силами, Богом, а перед самим собой.

Дизайнеры Евгений и Кирилл Асс , Надежда Корбут (фактически они стали соавторами выставки) помогли уйти от штампов в восприятии художника. Его масштабные работы принято выставлять в большом пространстве, на открытых стендах — они сделали лабиринт, который ведет от одной истории к другой, прорезали окна, через которые можно видеть совсем другие работы, так что возникает перекличка созданных в разное время произведения — своеобразный сквозной ход. Зрители и картины вступают в довольно тесный контакт, примерно такой, как был бы в небольшой совсем мастерской художника, где невозможно было отойти от работ на приличное расстояние, и это видно на видео, которое тоже включено в экспозицию.


В здании ГТГ на Крымском валу проходит большая выставка Гелия Коржева.
Гелий Михайлович Коржев родился 7 июля 1925 года в Москве. Учился в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1944-1950). Преподавал в МВХПУ имени С. Г. Строганова. Профессор (1966). Председатель правления СХ РСФСР(1968-1975).Скончался в 2012 году.

Все, что я о нем помнила до выставки – это две картины из старой ГТГ.

Проводы (1967)

Поднимающий знамя


Уже в этих картинах виден весь художник, особенности его стиля и мышления. Сюжет, событие дается крупным куском, крупным кадром. Минимум посторонних деталей. При этом заметен мрачный настрой художника.
Вот картина с солдатом и женщиной: почему это «Проводы», а не «Встреча»? Или мужчина, поднимающий знамя из рук упавшего товарища – ясно же, что и его вот-вот убьют.
Гелия Коржева любят называть соцреалистом. Мне всегда трудно было понять, что этим хотят сказать, но раньше быть представителем социалистического реализма было обязательно, а теперь считается позорным.
Реализм в художественном искусстве я бы определила от противного: это не абстракционизм, не кубизм, не сюрреализм и пр. Более того, это картина или скульптура, а не, например, инсталляция из мусора, которая теперь есть в каждом большом музее мира, и в ГТГ есть, на первом этаже здания на Крымском Валу в отделе новых поступлений. Впрочем, и это уже старье. Да и кусать людей за ноги тоже старье. Даже не знаю, какое теперь самое новое течение в художественном искусстве.
Таким образом, все, что писали до 20 века – это реализм. Конечно, можно сказать, что реалист должен отражать исключительно окружающую действительность, т.е. выбирать бытовые сюжеты. Но ведь художник или реалист, или нет. А если он сегодня написал портрет соседа, завтра – натюрморт из продуктов, а послезавтра картину на библейский сюжет, то он что же: здесь реалист, а там уже нет? Ерунда какая-то получается. Да и разве, например, импрессионисты не писали бытовых сцен, обычных предметов, пейзажей? Да только этим и занимались. Вопрос в том, как они это делали.
Ну, а социалистический реализм, как нас учили в школе, это реализм, обращенный в будущее. Для коммунистической доктрины будущее это было непременно светлым, коммунистическим. Вот с этим, по-моему, у Коржева были проблемы: светлого будущего у него не просматривается.
Если висевшие в постоянной экспозиции Третьяковки картины Коржева написаны на героическую тему: один идет на фронт, другой сражается на баррикадах, то на выставке можно увидеть картины с совершенно другим настроем.
Вот картина про Победу. Да, победили, но слишком дорогой ценой.

Облака. 1945 (1985 год)

Даже картина про любовь выглядит грустной.

"Влюбленные".


Для художника естественно писать красивое: влюбленные должны быть молодыми, страстными, а здесь двое немолодых людей уехали подальше от людских глаз: наверное, им негде встречаться, кроме как на природе. Может, у них семьи? Или стесняются детей?

"Старые раны".
Кстати, вам не кажется, что это те же герои, что и во "Влюбленных"?

И обратите внимание, никакой лакировки действительности, в чем часто упрекали социалистический реализм. Мы видим бедных, усталых людей, которым живется трудно.

Вот эта картина выглядит повеселее. Но я не нашла, что это такое. Остается поверить блогеру, который ее выложил как картину Коржева.

Но картины с реалистическими сюжетами занимают не главное место на выставке. Вот характерная картина

Егорка-летун (1976 год)

Говорят, что такой случай произошел в действительности. «В 1695 году, апреля 30 дня, закричал на Ивановской площади мужик караул и сказал за собою государево слово, и приведён в Стрелецкий приказ и распрашиван, а в распросе сказал, что он, сделав крылья, станет летать как журавль. По царскому указу предложение было принято.
Сделал себе крылья из слюды, истратив на это 18 рублей. Начальник Стрелецкого приказа боярин Троекуров с товарищами и с другими любопытными лицами вышел из приказа и стал смотреть, как полетит мужик. Устроив крылья, мужик по обычаю перекрестился и стал мехи надувать, хотел лететь, да не поднялся, сказал, что крылья сделал тяжелы. Боярин на него раскручинился. Мужик бил челом, чтоб ему сделать крылья иршеные (род замши), на которые издержано ещё 5 рублей. И на тех не полетел. За то ему было наказанье - бить батогами, снем рубашку, а деньги на нём доправить, продав все его имущество» (И.Е.Забелин. История Москвы)
Но то был взрослый мужик, а здесь – подросток, и тот не полетел, а этот погиб. И ведь картина эта не просто парафраз истории «Икара» - это о нас, о советских людях, которые летели к коммунизму, да разбились.

Большое впечатление производит серия «Дон Кихот». Эти картины похожи на книжные иллюстрации. Здесь опять сплошные крупные кадры.
Увы, Дон Кихот абсолютно безумен и очень стар. Борьба со злом обречена.

Коржев писал картины и на библейские темы. Почему-то это особенно напрягает критиков: соцреалист рисует Христа! А что, соцреалист – не человек, и не может высказаться на вечную тему?
Коржев видит библейские истории, как произошедшие в действительности.
Адам и Ева у него – супружеская пара, у которой никого нет, кроме друг друга, и которым больше не на кого надеяться, кроме как, друг на друга.

Изгнанные из рая (Адам и Ева)

Осень прародителей (Адам и Ева)

«Благовещение».
Мария испугалась ангела и своей судьбы. Впрочем, Коржев был не первым, кто так изобразил это событие.

«Изыди, сатана».
А от сатаны попали в кадр только нога и рукав.

Несение креста

Распятие


Снятие с креста

Оплакивание Христа

«Отец и сын».
Как понимать эту картину? Кто отец Христа? Бог Саваоф или св.Иосиф – муж девы Марии? Кто на картине?

«Иуда».
Как видите, Коржев стремится отразить самое главное. Чтобы изобразить повешенного, достаточно показать ноги, не дотягивающиеся до земли. Голова – это уже лишнее.

Как мы видим, Коржев очень подробно описал Новый Завет. Но у него нет Воскрешения – главного в христианстве.

Несмотря на любовь к библейской, литературной тематике, Коржев пишет и остро социальные картины.

Позиция его понятна.
Коммунизм мертв

Рядом со скелетом сам художник.

Заложники (Живой заслон)(2001-2004)
Картину почему-то трактуют, как картину о прошлом. А мне кажется, что она была написана про сегодняшний день. Да, там враги в фашистской форме, но ведь фашизм никуда не делся.

«Встань, Иван»
А защитник русского народа беспросветно пьян.

И уже не понимает, что его собутыльники мертвы

Как видим, тут и обобщение, и карикатура. А вот совершенно реалистичное изображение пьянства и деградации.

Что же будет дальше? А дальше люди мутируют и превратятся в тюрликов.
Тюрлики отвратительны, страшны и смешны одновременно. С одной стороны, у них все, как у людей: мужчины пьют горькую, женщины кокетничают. Есть даже свои философы. Но все это – карикатура на нормальных людей.

"Триумфатор"

"Пир".
Кого едят тюрлики? Впрочем, и мы ведь един коровьих и овечьих младенцев.


"Философы"


"Борьба"

«Череп предка»
Видите? Тюрлики произошли от людей.

Вот другой вариант этой картины


У Коржева некоторые картины написаны в нескольких вариантах, и трудно сказать, какой лучше.

"Мутанты"


"Раздумье"


"Русский мужик спорит с нелюдью"


«Голубой огонек» (1976)
Вам не кажется, что это – Пугачева? Он знал!


"Старая кокетка"

"Тюрлик за деревом". Почему-то этого мне жалко: он такой одинокий.

Наконец, натюрморты

Но даже в натюрморте художник может отобразить свою гражданскую позицию.
"Свалка"

Коммунизм выбросили на свалку, а взамен предлагают архаику: двуглавого орла да лапти.

В целом я довольна, что интерес к советским художникам возрождается. Одно время их списали на свалку, а от советского периода оставили Дейнеку, да Кабакова с Брускиным. Были еще выставки Тышлера и Штернберга, но они, все же, стоят на рубеже эпох.

А сейчас одна за одной пошли выставки. Был Эрик Булатов, Салахов, Пивоваров, теперь вот Коржев. Да, и Герасимов в Историческом музее выставлен. Процесс пошел.


Гелий - в переводе бог солнца. Мать рассказывала ему, что его хотели назвать Трактор, но было лето и жара, поэтому - Гелиос. Гелий Коржев был награждён орденом Ленина, но никогда не состоял в партии. Возглавлял Союз художников, а от зарплаты отказался. Служебной машиной не пользовался и выставок себе не устраивал. Так и прожил Коржев длинную жизнь без персональной выставки на Родине. Его занимала лишь работа, материал, он никогда не гнался за известностью. Коржев закрылся от окружающего мира и писал до последнего в своей мастерской. Гелий Коржев умел мастерски передать в одном жесте, в выражении лица то, о чём думало целое поколение.

Ленин и слепец

Гелий Коржев регулярно присутствовал на заседаниях президиума ЦК партии, но сумел остаться независимым художником и никогда не писал по партийному заказу. Просто не был на это способен. Лишь однажды взялся. Долго и мучительно разрабатывал образ вождя пролетариата и седовласого слепца. Менял композицию, сомневался, не мог найти художественное решение. Чиновники, увидев его эскизы, заказ передали другому художнику. А картина «Беседа» свет всё же увидела. Спустя 10 лет. За неё то он и получил государственную премию СССР. Удивительно, ведь образ Ленина на ней совсем нетипичный, да и мысль художника довольна уклончива.


"Беседа"1985–1990гг. Государственный Русский музей

"Художник может служить:
1 материальным благам,
2 самому себе,
3 власть имущим,
4 искусству,
5 народу (последнее - самое трудное дело)",

- так начинаются «размышления» Коржева о роли художника. Он выбрал самый сложный путь.


"В дороге"1962г. Самарский областной художественный музей

Свой стиль реализма с приставкой «соц» Коржев позиционировал не как социалистический, а как социальный. Многих современников сильно раздражала его самобытность. Художника можно описать как метущуюся и несгибаемую натуру. Он не оглядывался на других. Больше всего дорожил внутренней свободой. На картинах нет сцен баталий. Его герои - люди способные совершить поступок, люди неординарные. Человек крупным планом. Часто изображение не вмещается в холст в полный рост. Обыденность, мелочность - отсутствуют.

«Нет, лирика мне не свойственна. Я не хочу писать несчастных, вызывающих жалость, людей. Мне интересны те люди, которые сопротивляются. Личности, которых следует уважать за их осанку, их необыкновенную стойкость», - позиция Гелия Коржева.


"Следы войны"1963–1964гг. Государственный Русский музей

Своей задачей как творца видел необходимую борьбу с бездумностью. Он отказывается от красоты в привычном понимании и пишет интеллектуальные работы. Коржев скорее выражает свои философские воззрения. Живопись становится инструментом достижения цели, а цель - обращение к человечеству, предостережение.


"Художник"1961г. Государственная Третьяковская галерея

Коржев выявлял идеалы и недостатки своего времени. Пика творческого мастерства художник достиг в 60-е годы. «Влюблённые», триптих «Коммунисты», цикл работ «Опаленные огнём войны». Он не приукрашивает жизнь, а ведь именно лакировкой действительности занимались все художники соц. реализма. А у Коржева - бедные, голодные, страдающие и уставшие от тяжёлого труда люди.

Суровый стиль


"Влюбленные"1959г. Государственный Русский музей

Взгляните, сюжеты социальные, а не социалистические. «Влюблённые» - не молодая уставшая пара. Они уехали подальше от глаз посторонних. Возможно, им негде встречаться, а может они вместе работают в поле. Эти влюблённые нетипичны, зато их чувство глубокое, как краски на холсте.

Изувеченные, но сильные. Свободный дух и «суровый стиль» - вот что отличает этого советского художника. В Великую Отечественную Войну рвался на фронт, но его не взяли. К работе своей Коржев относился крайне серьёзно. Дело тут не в удовлетворении творческой гордыни. Жизнь его была подчинена строгому расписанию. Подъём в 8 утра. Весь день в мастерской и лишь один перерыв на обед. Домашние знали, не стоит отвлекать художника. Деньги для Коржева не имели большого значения. Многие рассказывали, как он неохотно продавал картины. Долго приглядывался к покупателю, и часто отказывался от сделки по необъяснимым причинам.


"Маруся"1989г. Музей русского искусства в Миннеаполисе

«Суть метода реализма - непрерывная борьба художника с ложью» , - его основной постулат. И с ложью Гелий Коржев боролся вокруг себя и внутри себя. На холст попадала только правда, конечно, как он её видел.


"Старая кокетка"1985г. Частное собрание, США

В 90-х годах на полотнах Коржева оживают мифические существа - тюрлики. Уродливые персонажи беснуются в картинных рамках. Неожиданная серия работ как диагноз действительности. Время на изломе и его вряд ли можно излечить. В 2001 первом он дал интервью, в котором объяснил, почему быстро бросил изображать тюрликов: картины начали воспринимать как памфлеты. Слишком просто. И Коржева это не устроило.

Первая персональная выставка Гелия Коржева в России состоялась в Третьяковской галерее в 2017 году. Развеяны все сомнения о значимости его творчества. Но, к сожалению, самое крупное собрание работ находится в Америке. В коллекции Реймонда Джонсона в Миннеаполисе в Музее русского искусства.


"Мать"1964–1967гг. Государственная Третьяковская галерея

«По моему мнению, самые великие художники, которые творили в ХХ веке, - русские. И, конечно, что касается второй половины XX века, Гелий Коржев, возможно, - самый значительный»,

- сказал Реймонд Джонсон.
 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...