Грамматическое значение слова. Грамматическое значение слова и способы его образования

Слова выступают в роли строительного материала для языка. Для передачи мысли мы используем предложения, которые состоят из сочетаний слов. Для того, чтобы связываться в сочетания и предложения, многие слова меняют свою форму.

Раздел языкознания, который изучает формы слов, типы словосочетаний и предложений, называется грамматикой.

Грамматика состоит из двух частей : морфологии и синтаксиса.

Морфология – раздел грамматики, изучающий слово и его изменение.

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий сочетания слов и предложения.

Таким образом, слово является объектом изучения в лексикологии и в грамматике. Лексикологию в большей степени интересует лексическое значение слова – его соотнесённость с определёнными явлениями действительности, то есть, при определении какого-либо понятия мы стараемся найти его отличительную особенность.

Грамматика же изучает слово с точки зрения обобщения его признаков и свойств. Если для лексики важно различие слов дом и дым , стол и стул , то для грамматики все эти четыре слова абсолютно одинаковы: они образуют одинаковые формы падежей и числа, имеют одинаковые грамматические значения.

Грамматическое значени е – это характеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой части речи, наиболее общее значение, присущее ряду слов, не зависящее от их реально-вещественного содержания.

Например, слова дым и дом имеют различные лексические значения: дом – это жилое здание, а также (собир.) люди, живущие в нём; дым – аэрозоль, образуемый продуктами неполного сгорания веществ (материалов). А грамматические значения у этих слов одинаковые: имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, II склонения, каждое из этих слов способно определяться прилагательным, изменяться по падежам и числам, выступать в роли члена предложения.

Грамматические значения свойственны не только словам, но и более крупным грамматическим единицам: словосочетаниям, составным частям сложного предложения.

Материальным выражением грамматического значения является грамматическое средство. Чаще всего грамматическое значение выражается в аффиксах. Может быть выражено с помощью служебных слов, чередования звуков, изменения места ударения и порядка слов, интонации.

Каждое грамматическое значение находит своё выражение в соответствующей грамматической форме.

Грамматические формы слова могут быть простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими).

Простая (синтетическая) грамматическая форма предполагает выражение лексического и грамматического значения в одном и том же слове, внутри слова (состоит из одного слова): читал – глагол форме прошедшего времени.

Когда грамматическое значение выражается вне лексемы образуется сложная (аналитическая) форма (сочетание знаменательного слова со служебным): буду читать , давайте почитаем ! В русском языке к числу аналитических форм относится форма будущего времени от глаголов несовершенного вида: буду писать .

Отдельные грамматические значения объединяются в системы. Например, значения единственного и множественного числа объединяются в систему значений числа. В таких случаях мы говорим о грамматической категории числа. Таким образом, можно говорить о грамматической категории времени, грамматической категории рода, грамматической категории наклонения, грамматической категории вида и т.д.

Каждая грамматическая категория обладает рядом грамматических форм. Совокупность всех возможных форм данного слова называетсяпарадигмой слова. Например, парадигма существительных обычно состоит из 12 форм, у прилагательных – из 24.

Парадигма бывает:

универсальная – все формы (полная);

неполная – отсутствуют какие-либо формы;

частная по определённой грамматической категории: парадигма склонения, парадигма наклонения.

Лексическое и грамматическое значения находятся во взаимодействии: изменение лексического значения слова ведёт к изменению и его грамматического значения и формы. Например, прилагательное звонкий в словосочетании звонкий голос является качественным (имеет формы степеней сравнения: звонкий, звонче, самый звонкий). Это же прилагательное в словосочетании звонкий согласный является относительным прилагательным (звонкий, т.е. образованный с участием голоса). В этом случае данное прилагательное не имеет степеней сравнения.

И наоборот грамматическое значение некоторых слов могут прямо зависеть от их лексического значения. Например, глагол бежать в значении «быстро передвигаться» употребляется только как глагол несовершенного вида: Он бежал довольно долго, до тех пор, пока не упал в полном изнеможении. Лексическое значение («совершать побег») обусловливает и другое грамматическое значение – значение совершенного вида: Заключённый бежал из тюрьмы.

Остались вопросы? Хотите знать больше о грамматическом значении слова?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Слова - это строительное сырье для любого языка. Из них строятся предложения и словосочетания, с их помощью мы передаем мысли, общаемся. Умение этой единицы называть или обозначать предметы, действия и т.п. называется функцией. Пригодность слова для общения, передачи мыслей именуется его

Таким образом, слово - это основная, главная структурная единица языка.

Каждое слово в русском языке имеет лексическое и грамматическое значение.

Лексическим называют соотношение звукового (фонетического) оформления слова, его звучания с явлениями действительности, образами, предметами, действиями и т.п. можно сказать проще: это смысл. С лексической точки зрения слова "бочка", "кочка", "точка" - разные единицы, потому что они обозначают разные предметы.

Грамматическое значение слова - это значение его форм: рода или числа, падежа или спряжения. Если слова "бочка", "точка" рассматривать грамматически, то они будут абсолютно одинаковы: существ. женского рода, стоящие в именительном падеже и единств. числе.

Если сравнивать лексическое и грамматическое значение слова, можно увидеть, что они не одинаковы, но взаимосвязаны. Лексическое значение каждого из них универсально, основное же закреплено в корне. (Например: "сын", "сынок", "сынуля", "сыночек").

Грамматическое значение слова передается при помощи словообразующих морфем: окончаний и формообразующих суффиксов. Так, "лес", "лесник", "лесничий" будет довольно близким: их смысл определяется корнем "лес". С грамматической точки зрения они абсолютно разные: два существительных и прилагательное.

Напротив, слова "пришел", "приехала", "прибежали", "набежало", "отлетела", "сбили" будут похожими в грамматической направленности. Это глаголы, стоящие в форме прошедшего времени, которые образованы при помощи суффикса "л".

Из примеров следует вывод: грамматическое значение слова - это его принадлежность к части речи, общее значение целого ряда похожих единиц, не привязанное к их конкретному вещевому (смысловому) содержанию. "Мама", "папа", "Родина" - существ. 1 склонения, стоящие в форме И.п., единств. числа. "Сова", "мыши", "молодежи" - существительные женск. рода, 3 склонения, стоящие в Р.п. Грамматическое значение слов "красненький", "огромный", "деревянный" указывает на то, что это прилагательные, стоящие в форме муж. рода, единствен. числа, И.п. Понятно, что лексическое значение этих слов различно.

Грамматическое значение слова выражается в определенной форме, соответствующей позиции слов в предложении (или словосочетании), выражается с помощью Чаще всего таковыми являются аффиксы, однако нередко грамматическая форма образуется при помощи служебных слов, ударения, порядка слов или интонации.

От того, каким образом образована форма, непосредственно зависит ее вид (название).

Простые (их еще называют синтетическими) грамматические формы образуются внутри единицы (с помощью окончаний или формообразующих суффиксов). Падежные формы (нет) мамы, дочки, сына, Родины образованы при помощи окончаний. глаголов "написал", "спрыгнул" - при помощи суффикса и а глагола "спрыгнула" - при помощи суффикса "л" и окончания "а".

Некоторые формы образуются вне лексемы, а не внутри нее. В этом случае возникает нужда в служебных словах. Например, глаголы "буду петь" и "давайте петь" образованы при помощи служебных слов (глаголов). Слова "буду" и "давайте" в данном случае не имеют лексического значения. Они нужны для создания В первом случае - будущего времени, а во втором - побудительного наклонения. Такие формы называются сложными или аналитическими.

Грамматические значения определяются в системы или кластеры рода, числа, и т.п.

Четырнадцатое марта
Классная работа
Глагол
как часть речи

І. Понятие о глаголе

Глагол - самостоятельная часть речи, которая
обозначает действие и отвечает на вопросы
что делать? что сделать? (что сделал? что
делал? что сделает? что делает? ит.д.)
Начальная форма глагола – инфинитив
(неопределенная форма глагола)
Глагол, как и другие части речи характеризуется
следующими признаками:
1. общим грамматическим значением;
2. морфологическими признаками;
3. синтаксическими признаками.

Общее грамматическое значение

1.
2.
3.
4.
5.
Глаголы называют различные действия:
действия, связанные с трудовой деятельностью:
рубить, копать, вязать, шить и др.;
действия, связанные с умственной и речевой
деятельностью: думать, наблюдать, воображать,
говорить, решать и др.;
действия, называющие перемещение и положения в
пространстве: идти, лежать, лететь, сидеть, стоять и
др.;
действия, называющие различные состояния: грустить,
любить, ненавидеть, болеть, спать и др.;
действия, называющие то, что происходит в природе:
подморозило, светает, смеркается и др.

Морфологические признаки
глагола:
вид,
наклонение,
время,
число,
лицо,
род,
спряжение.

Синтаксические признаки глагола:
в предложении глагол обычно является
сказуемым и образует вместе с
подлежащим грамматическую основу
предложения. Например, в предложении
Ветер по морю гуляет и кораблик
подгоняет (А. С. Пушкин) глаголы
гуляет, подгоняет являются сказуемыми
и согласуются с подлежащим ветер в ед.ч.

Инфинитив

Глагол в форме инфинитива отвечает на вопрос что делать?
или что сделать?
Инфинитив – неизменяемая форма глагола: он не
указывает ни на время, ни на число, ни на лицо; только называет
действие.
Инфинитив имеет суффиксы –ть, -ти (играть, везти).
Ещё в инфинитиве выделяются суффиксы глагола –а-,-и-, -е-, ова-,-ну- и др.: летать, пилить, видеть, нарисовать, прыгнуть
и др.
В предложении инфинитив может быть любым членом
предложения, но чаще он бывает подлежащим или сказуемым.
Инфинитив имеет следующие морфологические признаки:
возвратность – невозвратность(умыть – умыться), вид(
делать – сделать).

Возвратные глаголы

1.
2.
3.
4.
Глаголы, имеющие суффиксы –ся(-сь) называются
возвратными: одеваться-одеваюсь, одеваешься, одевается и
т.д. Этот суффикс отличается от других суффиксов тем, что он
стоит после всех морфем, в том числе и после окончаний.
В инфинитиве пишется –ться, а в 3-м лице глагола –тся.
Разграничивать эти формы нужно по вопросам: инфинитив что делать? что сделать?; глагол 3-его л. – что делает? что
сделает? и т.д.
Возвратные глаголы имеют различные добавочные
значения, которые не имеют невозвратные глаголы:
возвратное значение: мальчик одевается, причёсывается, т.е.
одевает себя, причёсывает себя;
взаимное значение: друзья обнимаются, целуются;
значение постоянного свойства: крапива жжётся, собака
кусается;
страдательное значение: дом строится каменщиками
(подлежащие обозначает предмет, подвергающийся действию
со стороны другого предмета).

Виды глагола

Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида.
Вид определяется по вопросам.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что
сделать? (что сделал? что сделает?): сказать, сказал,
скажет.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что
делать?(что делает? что делал? что будет
делать?): говорить, говорит, говорил, будет говорить.
Глаголы
несовершенного
вида
указывают
на
продолжительность и повторяемость действия: прыгать –
прыгал (долго и много раз).
Глаголы совершенного вида указывают на результат
действия: выучить, ответить, выяснить.
Глаголы совершенного вида также могут обозначать
однократные действия: прыгнуть – прыгнул (совершается
один раз) и начало или окончание действия: запеть, спеть.
Глаголы несовершенного и совершенного вида могут
различаться оттенками значений. Так глаголы делать –
сделать, разрушать – разрушить, подписывать – подписать
различаются только видом. А глаголы писать – переписать,
ехать – приехать различаются не только видом, но и
лексическим значением.

1.
2.
3.
4.
Глаголы совершенного вида образуются от глаголов
несовершенного различными способами:
присоединением приставки: писать – написать, ехать
– уехать;
заменой суффиксов: решать – решить, прыгать –
прыгнуть;
изменением ударения: разрезать – разрезать,
насыпать – насыпать;
заменой одного слова другим: брать – взять, говорить
– сказать.
При образовании видов возможно чередование звуков
в корне:
чередование гласных: запирать – запереть;
чередование гласных с нулём звука: собирать – собрать;
чередование согласных: освещать – осветить.

10. Наклонение глагола

Глагол имеет три наклонения:
изъявительное (Ученики решили эту задачу);
условное (С помощью учителя ученики решили бы эту задачу.);
повелительное (Ребята, решите эту задачу!).
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия,
которые происходили, происходят или будут происходить. Глаголы
в этом наклонении изменяются по временам, лицам, числам и
родам.
Глагол в форме условного наклонения обозначает действие,
которое может произойти только при определённых условиях.
Условное наклонение может выражать пожелание, чтобы действие
совершилось (Решили бы вы сами эту задачу.). Чтобы образовать
форму условного наклонения, нужно к глаголу в форме прошедшего
времени прибавить частицу бы: пришёл бы, пришла бы, пришло бы,
пришли бы. Частица бы может стоять в любом месте простого
предложения и с глаголами пишется раздельно. Глаголы в условном
наклонении изменяются по родам и по числам, не имеет времени и
поэтому не изменяется по временам.

11.

Глагол в форме повелительного наклонения обозначает
действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника.
Побуждение может быть в форме приказа, пожелания, просьбы,
совета: Достаньте тетради! Напишите рассказ. Нарисуй
картинку!
Для выражения просьбы часто употребляются вводное слово
пожалуйста, выражения: будьте добры, будьте любезны,
выделяемые запятыми.
Для выражения вежливой просьбы при обращении к одному
человеку употребляется глагол в форме множественного числа
повелительного наклонения: Милый Александр Леонидович!
Пишите хоть изредка, сообщайте новости. (А.Чехов.)
Чтобы образовать форму повелительного наклонения ед.ч., нужно
к основе настоящего(будущего) времени прибавить суффикс –и:
положат – положи, кладут – клади.
Некоторые глаголы образуют форму повелительного наклонения
без суффикса –и: встанут – встань, поют – пой.
Глаголы в повелительном наклонении изменяются по числам.
Формы повелительного наклонения множественного числа
образуются путём прибавления окончания –те к форме
повелительного наклонения ед.ч.: положите, кладите, встаньте,
пойте.

12.

В повелительном наклонении на конце глаголов после согласных
пишется ь, который сохраняется перед –ся и -те: жарь, жарьте,
жарься; спрячь, спрячьте, спрячься.
Надо говорить: положи, а не «положь», «ложи»; клади, а не
«поклади»; поезжай, а не «езжай», «ехай»; беги, а не «бежи». Во
мн.ч.: положите, поезжайте, бегите.
Глаголы в форме повелительного наклонения имеют значения 2-го
лица: встань(ты), встаньте(вы). Если приказ, просьба, пожелание
направлены к 3-му лицу, то повелительное наклонение образуется с
помощью частиц пускай, пусть, да, которые прибавляются к глаголу в
форме изъявительного наклонения настоящего или будущего
времени: Пускай в полях пшеница густо колосится!(С.Маршак.) Да
здравствуют музы!(А.Пушкин.)
В значении повелительного наклонения для выражения резкого
приказания используется инфинитив: Встать! Включить свет!
В предложении глагол в повелительном наклонении является
сказуемым. В таких предложениях обычно нет подлежащего, а
существительное в им.п. является обращением.
!
Если повелительное наклонение глагола образуется с помощью частиц
пусть, пускай, да, то в предложении обычно есть подлежащее.

13. Времена глагола

Глагол имеет три формы времени, которые
показывают, когда происходит действие: в прошлом,
настоящем, будущем (решали, решают, будут решать).
Глаголы в форме прошедшего времени обозначают
действие, которое происходило до того, как о нём стали
говорить: Мальчик съел свою конфету.
Глаголы в форме настоящего времени обозначают
действие, которое происходит сейчас, в момент речи:
Мальчик ест свою конфету. В форме настоящего времени
глаголы могут также обозначать действия постоянные или
длительные: Земля вращается вокруг Солнца. Мой брат
учится в средней школе.
Глаголы в форме будущего времени обозначают
действие, которое произойдёт после того, как о нём скажут:
Мальчик съест свою конфету после обеда.
Время и вид глагола тесно связаны друг с другом.
Глаголы несовершенного вида имеют все три формы
времени: решал – решает – будет решать. Глаголы же
совершенного вида имеют только две формы времени прошедшее и будущее: решил – решит.

14. Прошедшее время

!
Прошедшее время глагола образуется от основы
инфинитива обычно с помощью суффикса –л-: петь – пел,
работать – работал.
Иногда форма м.р. прошедшего времени образуется без
суффикса –л-(нести – нёс, везти – вёз), но в форме ж. и с.р. и в
форме мн.ч. -л- появляется (несла, несло, несли).
У глаголов на –чь при образовании формы прошедшего
времени происходит чередование ч с г или ч с к: стеречь –
стерёг, печь – пёк.
Перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что перед -ть в
инфинитиве: видеть - видел, клеить - клеил.
Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по
числам: читал - читали, писал - писали.
Глаголы в форме ед.ч. прошедшего времени изменяются
по родам. Род глагола передаётся с помощью окончания: м.р.
имеет нулевое окончание, ж.р. - -а, с.р. - -о: котёнок прибежал кошка прибежала - животное прибежало. Глаголы в форме
прошедшего времени по лицам не изменяются.

15. Настоящее и будущее время

Формы настоящего времени образуются с помощью личных
окончаний: везу, везёшь, везёт, везём, везёте, везут.
Формы будущего времени могут быть простыми и сложными.
Формы будущего простого имеют глаголы совершенного
вида. Эти формы образуются с помощью личных окончаний:
прочитаю, прочитаешь, прочитаем, прочитает, прочитаем,
прочитаете, прочитают.
Формы будущего сложного имеют глаголы несовершенного
вида. Они состоят из двух слов: из форм будущего простого от
глагола быть и инфинитива глагола несовершенного вида: буду
читать, будешь читать, будет читать, будем читать, будете читать,
будут читать.
В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и
числам.

16. Лицо и число глагола

Глаголы изменяются по числам и лицам
Лицо
Ед.ч.
1
-у(-ю)
2
-ешь,
3
-ет, -ит
-ишь
Мн.ч.
-ем, -им
-ете,
-ут(-ют),
-ите
-ат(-ят)

17. Спряжение глаголов

Изменение глаголов по лицам и числам называется
спряжением.
Спрягаются
глаголы
только
в
изъявительном наклонении в настоящем и будущем
времени.
В русском языке два спряжения – первое и второе.
Глаголы, которые имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, ут, -ют, относятся к 1 спряжению.
Глаголы, которые имеют окончания -ишь, -ит, -им, -ите, ат, -ят, относятся к 2 спряжению.
Спряжение можно определить по ударению. Если ударение
падает на окончание глагола, то спряжение определяется на слух по
окончанию(1спр. - -е-(-ё-),2 спр. - -и-).
Если ударение падает на основу, то спряжение определяется по
инфинитиву.

18.

Ко 2 спряжению с безударными
личными окончаниями относятся:
все глаголы на –ить: пилить, молотить и др. (кроме брить,
стелить и образованных от них);
семь глаголов на –еть: смотреть, видеть, зависеть,
ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть (и
образованные от них);
четыре глагола на –ать: слышать, дышать, держать,
гнать (и образованные от них).
Остальные глаголы относятся к 1 спряжению.

19. Разноспрягаемые глаголы

Глаголы хотеть и бежать и образованные от них называются
разноспрягаемыми. Эти глаголы спрягаются частично по 1 и
частично по 2 спряжению.
Ед.ч.
Мн.ч.
Ед.ч.
Мн.ч.
Я хочу
Мы хотим
Я бегу
Мы бежим
Ты хочешь
Вы хотите
Ты бежишь
Вы бежите
Он хочет
Они хотят
Он бежит
Они бегут

20. Безличные глаголы

Безличные глаголы обозначают действие, которое
совершается без действующего лица. Безличные
глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при
них нет подлежащего: Смеркалось. Вечереет.
Безличные глаголы не изменяются по лицам и
числам. В настоящем и будущем времени они
употребляются только в форме з-го лица ед.ч.: Светало.
Ночью подморозит землю. А в прошедшем времени –
только в форме ср.р. ед. ч.: Светало. Ночью
подморозило Землю.
Часто безличные глаголы образуются от личных с
помощью суффикса –ся: Ребёнок не спит. – Ребёнку не
спится.

Общее грамматическое значение. Глаголы называют различные действия: действия, связанные с трудовой деятельностью: рубить, копать, вязать, шить и др.; действия, связанные с умственной и речевой деятельностью: думать, наблюдать, воображать, говорить, решать и др.; действия, называющие перемещение и положения в пространстве: идти, лежать, лететь, сидеть, стоять и др.; действия, называющие различные состояния: грустить, любить, ненавидеть, болеть, спать и др.; действия, называющие то, что происходит в природе: подморозило, светает, смеркается и др.

Слайд 3 из презентации «Признаки глагола» . Размер архива с презентацией 340 КБ.

Русский язык 11 класс

краткое содержание других презентаций

«Проблемы экологии русского языка» - Этикет речевого общения. Общение и речевой этикет. Глубокое знание родного языка. Экология языка. Причины кризисного состояния языка. Хорошая речь должна быть правильной. Коммуникативная функция. Аккумулятивная функция языка. Номинативная функция языка. Культурные условия. Необходимость экологии русского языка. Сознание человека. Функции языка. Культура общения в современном мире. Осознание причин кризисного состояния языка.

«Новый учебник русского языка» - Русский язык. От практики – к теории. Условия для успешной подготовки к экзамену. Учебники для 10, 11 классов. Создание развивающей среды. Ключевые положения. Кандидат педагогических наук. Работа с поэтическими текстами. Культуроведческий подход. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков. Памятки. Организация учебного материала. О музыке Шостаковича. Формирование способности к самооценке.

«Сочинение части С в ЕГЭ» - Основные проблемы. Пишем вступление. На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. Требования к части С. Формулируем вывод. На что способно настоящее искусство. Формулируем позицию автора. Сформулировать – значит растолковать. Позиция автора. Учимся писать сочинение-миниатюру. Пишем основную часть. Совет. Что у нас получилось.

«Грамматические нормы» - Выберите правильную форму слова. Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных. Предлог должен быть употреблен с существительным. Два студента. Морфологические нормы – это правильное образование грамматических форм. Ошибки в форме слова. Культура речи – это раздел языкознания, посвященный нормам. Существительные мужского и среднего рода. Отметьте примеры с ошибкой в форме слова. Числительное ОБА имеет две формы рода.

«Часть С в ЕГЭ по русскому языку» - Соблюдение фактологической точности. Число допустимых ошибок четырёх видов. Часть С: критерии оценивания сочинения. Блок «Человек и язык/речь». Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Соблюдение пунктуационных норм. Требования к содержанию части С. Позиция автора по прокомментированной проблеме. Часть С: проблема прочитанного текста. Структурные компоненты задания. Часть С: аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.

«Способы связи слов в словосочетании» - Задание В3. Виды связи в словосочетаниях. По своему значению все словосочетания отнесены к одной из групп. В каком ряду нет ошибок в построении словосочетаний. Как определить словосочетание. Отточенная художественно. Мой мозг. Записать предложения, выписать из них словосочетания. Тесты. Грамматическая основа. Согласование. Сколько простых словосочетаний со связью управление. В каком примере неверно указан вопрос к зависимому слову от глагола.

Глагол - это часть речи, обозначающая действие или состояние предмета как процесс.

Предметные характеристики выражаются в нескольких планах: а) статических признаков или принадлежности, обозначаемых прилагательными и местоимениями; б) количественных и порядковых определений, обозначаемых числительными; в) динамических признаков, обозначаемых глаголами.

По своему значению глагола противопоставляются прежде всего прилагательным, а также другим именным частям речи, как слова, выражающие признак в процессе ее становления, продолжения или развертывания. Сравните, например: белый снег и белеет снег, письменный стол и писал за столом; два глаза и двоится в глазах; свое мнение и усвоить мысль. В названных парах слов общего корня одни обозначают стали признаки предмета или количество их, а другие выражают динамические признаки, связанные с деятельностью человека или с активностью предмета.

По грамматическим признакам глагола также отличаются от других частей речи. Так, прилагательные, связываясь с существительными, выражающими значение признака в грамматических категориях рода, числа и падежа, зависимых от существительных. Глагол также может иметь категории рода (по связям с местоимением) и числа, зависящие от существительного, но оно должно еще присущие только ему категории вида, переходности / непереходности, состояния способа и времени, характеризующих признак предмета в процессуальном выражении.

Процессуальность, или динамизм, - это становление или развертывания признаки во временной перспективе. Различные модальные, видовые оттенки, указание на активного или пассивного деятеля и другие дополнительные характеристики своеобразно проявляются в глаголе, тесно связываясь с его семантикой.

Особенностью глагола также сочетание в его парадигме различных грамматических форм: диевидминювани личных (пишу, писать, пиши и др.) И родовых (писал, писал, писал бы и др.); падежных (пишущий, написанный) и неизменяемых - деепричастных (писал, написав) и инфинитивной, или неопределенной, форм (писать, написать).

Диевидминювани формы действительного, условного и повелительного способов (личные и родовые) выполняют в предложении предикативную функцию, выступая в роли сказуемого: Поезд тронулся; Скоро липа зацветет; Пусть будет мир. Отдельные глагольные формы выполняют атрибутивную функцию (прочитанная книга, закрытое окно) и функции обстоятельств (Отдохнув, приступил к работе). Неопределенная форма глагола (инфинитив) входит в систему его парадигмы как начальная форма, в которой сказывается действие (динамическая признак) безотносительно к деятелю или предмета. Грамматические значения наклонения, времени, лица (рода) и числа выражаются диевидминювани формами глагола; в инфинитиве выражаются только значение вида, переходности / непереходности, состояния. Именно этими значениями отличается глагольная форма инфинитив от существительных с обобщенным значением действия. Сравните, например привыкать-привычка, послать - послание, думать - думает, соревноваться -змагання. В синтаксическом употреблении заметно больше общего с существительным: инфинитив может быть подлежащим (Жить - значит работать), приложением (Приказано отозвать), несогласованным определением (умений есть желание работать), обстоятельством (Сын уехал учиться).

Все глагольные формы объединяются в одну стройную систему на основе общего лексического значения процессуальной и загальнодиесливних категорий вида, переходности / непереходности и состояния, а также способностью их управлять именных формой косвенного падежа и сочетаться с обставиннимы словами, например: ехал к отцу, пойду к школы, прочитала бы вечером, выполненный давно, сказав умышленно, обежать вокруг.

часть речи

глагол

выражающий

Действие или состояние предмета

морфологические признаки

Диевидминювани слова. Начальная форма: неопределенная форма. Имеют вид, переходность или непереходность, способ, время. Диевидминюються за лицами и числами (настоящее, будущее время действительного образа и повелительное наклонение).

Глагол образует также формы причастия и деепричастия. Причастие изменяется по родам, падежам и числам. Имеет состояние, вид и время. Деепричастие - неизменяемой форма. Имеет вид и время

синтаксическая роль

Основная: сказуемое (личные формы всех трех способов). Неосновная: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство - для неопределенной формы; определение и именная часть составного сказуемого - для причастия; обстоятельство - для деепричастия

Глагол может означать:

а) реальную физическую действие лица: идти, писать, рисовать;

б) состояние, в котором находится предмет: лежать, спать, стоять;

в) становление предмета: гнить, расцветать, стареть;

г) отношение лица к кому-либо, чего-либо: любить, уважать, почитать;

г) желание: хотеть, желать, хотеть;

д) речи: говорить, рассказывать;

е) мышления: думать, мечтать; т.

Формы глагола:

а) неопределенная форма;

б) личные (неинфинитивни) формы;

в) причастие;

г) деепричастие;

г) безличные формы на -но, -то.

Неизменяемой глагольная форма, называет действие, но не называет ни времени, ни лица, ни числа, ни рода, называется неопределенной форме (инфинитиве).

Форма инфинитива отвечает на вопрос что делать? .что Делать?

Например: Можно выбрать друга и по духу брата, Но нельзя родную мать выбирать (В. Симоненко).

Неопределенная форма глагола употребляется тогда, когда нужно назвать действие вообще, безотносительно к тому, кто ее выполняет и когда: пока не вспотеть, до тех пор уметь (Нар. Творчество). Инфинитив является начальной формой глагола.

Инфинитива свойственны такие грамматические признаки, как переходность (строить) и непереходность (идти), вид (совершенный или несовершенный: белить - побелить, стучать -стукнуты).

Инфинитив имеет суффикс ти (ть). Суффикс ть чаще употребляется в устной речи, художественной литературе. К примеру:

Ой вишенка, Черешенька, Почему обильно нерождающая? Молодая дивчинонько Почему гулять не ходишь?

(Род. Творчество)

Глаголы неопределенной формы по значению близки к существительных и в предложении могут замещаться ними.

Например: писать грамотно - грамотное письмо: курить вредно - курение вредно.

Слова покушать, питонькы, баиньки (а также исткы, источкы; пытка, питочкы; в постель, спаточкы, спатунечкы) представляют собой глаголы, эмоционально окрашенные с помощью грамматических средств. Поскольку эти слова называют действие (покушать, питонькы) или состояние (баиньки), но не указывают на время, лицо и число, отвечают на вопросы что делать?, то их надо считать неопределенную форму глагола. Есть основания рассматривать эти слова как таковые, в которых суффикс ти расторгнут вкраплением ласкательных суффиксов -к-, -оньк-, -очк- и под.: ис-т (очк-) и, пи-т (-оньк-) и.

Итак, покушать, питонькы, баиньки - глаголы в неопределенной форме.

Инфинитив может выступать в функции любого члена предложения, однако чаще всего выступает в роли главного члена в безличном предложении: Или разумное говорить, или совсем молчать (Нар. Творчество). Кроме того, инфинитив может означать уверенность, решительность, приказ и тому подобное.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...