Григорий мелехов один из главных героев. Григорий Мелехов в романе "Тихий Дон": характеристика. Трагическая судьба и духовные искания Григория Мелехова. Тихий Дон в судьбе писателя

Вромане «Тихий Дон» М. А. Шолохов поэтизирует народную жизнь, дает глубокий анализ ее уклада, ис-токов ее кризиса, во многом сказавшегося на судьбах героев романа. Автор подчеркивает определяющую роль народа в истории. По Шолохову, именно народ — движущая сила истории. Одним из его представите-лей в романе является Григорий Мелехов. Бесспорно, он главный герой романа.

Григорий — простой и малограмотный казак, но характер его сложен и многогранен. Автор наделяет его лучшими чертами, присущими народу.

В самом начале романа Шолохов описывает исто-рию семьи Мелеховых. Возвращается с турецкой кам-пании казак Прокофий Мелехов, привозит с собой жену, турчанку. С этого начинается «новая» история мелеховского рода. Уже в ней закладывается харак-тер Григория. Григорий не случайно внешне схож с мужчинами своего рода: «... в отца попер: на полголо-вы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати вислый коршунячий нос, в чуть косых про-резях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей ко-жей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое». Именно он, а не старший брат Петр является продолжателем рода Мелеховых.

С первых же страниц Григорий изображается в по-вседневной крестьянской жизни. Он, как и все на ху-торе, занимается рыбалкой, водит коней на водопой, влюбляется, ходит на игрища, участвует в сценах кре-стьянского труда. Ярко раскрывается характер героя в эпизоде лугового покоса. Григорий обнаруживает любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию. Ему до боли жаль нечаянно порезанного косой утенка, он смотрит на него «с внезапным чувством острой жалости».

Григорий прекрасно чувствует природу, он кровно связан с ней. «Хорошо, ах, хорошо-то!..» — думает он, ловко управляясь с косой.

Григорий — человек сильных страстей, решитель-ных поступков и действий. Красноречиво говорят об этом многочисленные сцены с Аксиньей. Несмотря на отцовские наветы, во время сенокоса, в полночь он все же идет в ту сторону, где находится Аксинья. Жесто-ко наказанный Пантелеем Прокофьевичем и не побо-явшись его угроз, он все равно уходит к Аксинье с ночи и возвращается только с зарей. В Григории уже здесь проявляется желание во всем дойти до конца, не останавливаться на половине пути. Женитьба на не-любимой женщине не смогла его заставить отказаться от самого себя, от естественного, искреннего чувства. Он лишь немного успокоил отца, сурово возвещавше-го ему: «Не пакости соседу! Не страми отца! Не таскайся, кобелина!», но не более того. Григорий любит страстно и не терпит насмешки над собой. Даже Петру не прощает он шутки над своим чувством и хватается за вилы. «Дурак ты! Черт бешеный! Вот в батину поро-ду выродился, истованный черкесюка!» — восклица-ет до смерти перепуганный Петр.

Григорий всегда честен и искренен. «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся»,— откровенно гово-рит он жене.

Поначалу Григорий протестует против бегства с Аксиньей с хутора, но врожденное упрямство и невоз-можность подчинения все же заставили его бросить хозяйство, уйти с любимой в имение к Листницким. Григорий нанимается конюхом. Но такая жизнь в от-рыве от родного гнезда не по нему. «Легкая сытая жизнь его портила. Он обленился, растолстел, выгля-дел старше своих лет»,— говорит автор.

В Григории заключена огромная внутренняя сила. Ярким свидетельством этого является эпизод избие-ния им Листницкого младшего. Невзирая на положе-ние Листницкого, Григорий не намерен прощать ему обиды: «Перехватив кнут, он бил кнутовищем по лицу, по рукам, не давая сотнику опомниться». Меле-хов не боится наказания за свой поступок. Он сурово обходится и с Аксиньей: уходя, не оглянулся ни разу. Григорию свойственно глубокое чувство собствен-ного достоинства. В нем его сила, и она способна ока-зать влияние на других людей, независимо от их чина и положения. В поединке с вахмистром на водопое, несомненно, побеждает Григорий, не позволивший старшему по чину ударить себя.

Герой готов вступиться не только за свое, но и за чу-жое достоинство. Он оказался единственным из всех, кто заступился за Франю, над которой надругались казаки. Оказавшись бессильным против зла, он «в первый раз за длинный отрезок времени чуть-чуть не заплакал».

Первая мировая война подхватила судьбу Григо-рия и закрутила ее в вихре бурных исторических со-бытий. Григорий, как истинный казак, весь отдается бою. Он решителен и смел. Легко берет в плен трех немцев, ловко отбивает у врага батарею, спасает офи-цера. Свидетельства его мужества — Георгиевские кресты и медали, офицерское звание.

Мелехов великодушен. В бою он протягивает руку помощи и своему сопернику Степану Астахову, кото-рый мечтает его убить. Григорий показан мужест-венным, умелым воином. Но все же убийство челове-ка глубоко противоречит его гуманной природе, его жизненным ценностям: «Вот и ну, срубил зря чело-века и хвораю через него, гада, душой,— говорит он брату Петру, -... уморился душой... Будто под мель-ничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули».

Григорий довольно быстро начинает испытывать неимоверную усталость и разочарование. Поначалу он сражается бесстрашно и не задумываясь, что про-ливает свою и чужую кровь. Но война и жизнь сталки-вают Мелехова со многими людьми, имеющими прин-ципиально разные взгляды на мир, на происходящее в нем. Общение с ними заставляет героя задуматься и о войне, и о той жизни, которой он живет.

Чубатый несет истину «Человека руби смело». Он легко говорит о человеческой смерти, о возможности и праве лишать человека жизни. Григорий внима-тельно его слушает и понимает: такая бесчеловечная позиция для него неприемлема, чужда.

Гаранжа посеял в душу Мелехова семена сомне-ния. Он вдруг усомнился в незыблемых прежде цен-ностях, таких, как царь и казачий воинский долг. «Царь — пьянюга, царица — курва, панским грошам от войны прибавка, а нам на шею..» — цинично заяв-ляет Гаранжа. О многом заставляет он задуматься Григория. Эти сомнения положили начало трагиче-скому пути Григория к истине. Герой предпринимает отчаянные попытки найти правду и смысл жизни.

Характер Григория Мелехова — характер поисти-не удивительный, поистине народный.

Цитатная характеристика Григория Мелехова из романа «Тихий Дон»

В начале романа «Тихий Дон» Григорий - веселый, бойкий, озорной парень:

«Юношески круглая и тонкая шея, беспечный склад постоянно улыбающихся губ»

В жилах Григория течет кровь бабки-турчанки, на которой дед женился вопреки мнению всех хуторных. Он унаследовал также крутой нрав своих деда и отца:

«Григорий шел, придерживаясь за переднее стульце, на котором сидел брат; хмурился. От нижней челюсти, наискось к скулам, дрожа, перекатывались желваки. Петро знал: это верный признак того, что Григорий кипит и готов на любой безрассудный поступок.

Человеческие чувства не подчиняются общественным правилам. Оглушительная страсть к замужней соседке Аксинье накрывает парня с головой:

Так необычайна и явна была сумасшедшая их связь, так исступленно горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей, что теперь на них при встречах почему-то стыдились люди смотреть»

Товарищи Григория, раньше трунившие над ним по поводу связи с Аксиньей, теперь молчали, сойдясь, и чувствовали себя в обществе Григория неловко, связанно. Бабы, в душе завидуя, судили Аксинью, злорадствовали в ожидании прихода Степана, изнывали, снедаемые любопытством. На развязке плелись их предположения.

«Если б Григорий ходил к жалмерке Аксинье, делая вид, что скрывается от людей, если б жалмерка Аксинья жила с Григорием, блюдя это в относительной тайне, и в то же время не чуралась бы других, то в этом не было бы ничего необычного, хлещущего по глазам»

В какой-то момент Григорий прекращает связь, выполняет волю отца и женится на юной девушке Наталье. Однако женитьба не оказывается счастливой, сын обвиняет в этом отца и вновь показывает свой непокорный характер, забирает Аксинью и уходит с отчего хутора:

«Григорий тянул за рукав брошенный на кровати полушубок, раздувая ноздри, дрожа в такой же кипящей злобе, как и отец. Одна, сдобренная турецкой примесью, текла в них кровь, и до чудного были они схожи в этот момент».

Ловкий и храбрый, прирожденный воин, Григорий попадает на фронта Первой мировой, где ему удается отличиться и показать свою молодую удаль. Еще бы, ведь казаков воспитывали настоящими бойцами, в духе служения царю. Однако вскорости становится ясно, что война, убийства меняют человека, и не в лучшую сторону:

«Крепко берег Григорий казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью; оттого прослыл храбрым - четыре Георгиевских креста и четыре медали выслужил. На редких парадах стоял у полкового знамени, овеянного пороховым дымом многих войн; но знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства».

Отношения с Аксиньей портятся:

«Холодком тянуло в письмах…» Вернувшись домой, где во время его отсутствия умерла маленькая дочь, Григорий узнает, что Аксинья- любовница панского сына. Ударив ее кнутом в гневе, он возвращается к жене, но долгие годы вспоминает утраченную любимую:

«Лежа здесь, на холме, он почему-то вспомнил ту ночь, когда с хутора Нижне-Яблоновского шел в Ягодное к Аксинье; с режущей болью вспомнил и ее. Память вылепила неясные, стертые временем бесконечно дорогие и чуждые линии лица. С внезапно забившимся сердцем он попытался восстановить его таким, каким видел в последний раз, искаженным от боли, с багровым следом кнута на щеке, но память упорно подсовывала другое лицо, чуть склоненное набок, победно улыбающееся. Вот она поворачивает голову, озорно и любовно, из-под низу разит взглядом огнисто-черных глаз, что-то несказанно-ласковое, горячее шепчут порочно-жадные красные губы, и медленно отводит взгляд, отворачивается, на смуглой шее два крупных пушистых завитка... их так любил целовать он когда-то...»

Начинается гражданская война, Григорий принимает сторону красных, но после зверского бессмысленного расстрела пленных переходит на сторону белых казаков, отличается и там:

«Стало казаться, что уже и правды не свете не существует и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди…. Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее, надо биться крепко, не качаясь - как в стенке, - а накал ненависти, твердость даст борьба…»

Григорий, не покидая жены, сходится и с Аксиньей тоже:

«Любушка! Незабудняя!»

Со временем Григорий Мелехов становится озлобленным, жестоким. Отец сердится на него:

«Герой, белый офицер, истый орел, командир дивизии, заслуженный, весь на кочках, и ни одну нельзя тронуть».

Григорий сам понимает это и говорит жене:

«Ха! Совесть! Я об ней и думать позабыл! Какая уж там совесть, когда вся жизня похитнулась! Людей убиваешь… Неизвестно для чего всю эту кашу… Я так об чужую кровь измазался, что у меня уже и жали ни к кому не осталось. Детву - и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война из меня все вычерпала. Я сам по себе страшный стал. В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…»

Вскорости, видя смерть друзей и близких, Григорий начинает терять интерес к войне. Он, как и другие офицеры, пьет, видя глупость и бессмысленность убийств. Его тянет к мирному труду:

«когда представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля, - выедет в степь: держась наскучавшимися по работе руками за чапиги; пойдет за плугом, ощущая его живое биение и толчки; представляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости, - теплело на душе. Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза. Мира и тишины хотелось, - поэтому-то застенчивую радость и берег в суровых глазах Григорий, глядя вокруг: на лошадей, на крутую, обтянутую тулупом спину отца. Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, забилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности - по той ли, по которой надо, идет…»

В финале романа из близких людей у Григория остаются только сестра и сын. Из офицеров он попадает во врагов, гонимых новой властью, Но он все еще держится в этом мире:

«Большой, мужественный, поживший и много испытавший казачина с усталым прищуром глаз, с порыжелыми кончиками черных усов, с преждевременной сединой на висках и жесткими морщинами на лбу - неистребимыми следами пережитых за годы войны лишений»

Описание внешности Григория Мелехова: "...горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы..." "...собой с лица красивенький…" "...к черному ласковому парню..." "...младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое..." "...Что за черт, не особенно высокий… — замурлыкал седой доктор..." "...коричневая кожа скуластого его лица..." "...только и доброго, что черный, как цыган..." "...Григорий ослепил ее белизною своих волчьих зубов..." "...на лбу его черной спутанной челкой прыгали волосы..." "...на запрокинутой голове Григория жесткие, как конский волос, завитки..." "...неподатливые, черствые на ласку Гришкины руки..." "...глядит на его красивый хрящеватый нос..." "...целует лицо его, шею, руки, жесткую курчавую черную поросль на груди..." "...его сильные ноги, уверенно попиравшие землю..." "...Его смуглое тело отливало цветом томленого дуба. Он конфузился, глядя на свои ноги, густо поросшие черным волосом..." "...Рожа бандитская… Очень дик..." "...Переродок! С Востока, наверное..." Глаза Григория: "...в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз..." "...черные Гришкины глаза..." "...открывает горячие свои, нерусские глаза..." "...Вообразите, увидит государь такую рожу, что тогда? У него одни глаза..."

Внешность Григория на службе у пана перед войной 1914 года: "...Легкая, сытая жизнь его портила. Он обленился, растолстел, выглядел старше своих лет..."

Внешность Григория на войне в 1914 году : "...Он заметно исхудал, сдал в весе..." "...борозда <...> темнела, стекая наискось через лоб, незнакомая..." (у Григория на лице появляется морщина от душевных страданий) "...Григорий, торопясь, снял шаровары, отошел на гребень плотины, коричневый, сутуло-стройный, на взгляд Петра постаревший за время разлуки..."

Одежда Григория Мелехова (традиционная казачья одежда): "...стянул с подвески будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик, выправляя подвернувшийся задник..." (чирики - туфли) "...след, оставленный остроносым Гришкиным чириком...""...в мускулистую прижженную солнцегревом шею..." "...Широкие Гришкины шаровары, заправленные в белые шерстяные чулки, алели лампасами. На спине его, возле лопатки, трепыхался клочок свежепорванной грязной рубахи, желтел смуглый треугольник оголенного тела..." "...Григорий в накинутом на плечи зипуне вылез из темноты, подошел к огню..." (зипун - кафтан) "...бережно повесил праздничные, с лампасами, шаровары..." "...на спине Григория трепещет, надуваясь от ветра горбом, сатиновая синяя рубаха..." (нарядная одежда Григория, когда он едет свататься к Наталье) "...дергал его за полу сюртука..." (Григорий надевает сюртук на свадьбу с Натальей) "...Григорий, надевая полушубок, слышал..." (зимняя одежда) "...подхватил упавшую с кровати папаху..."

Вес Григория - около 84,5 кг: "...Пять пудов, шесть с половиной фунтов, — не опуская вздернутых бровей, ответил седой доктор..."

Личность и характер Григория Мелехова

Григорий Мелехов - своенравный и простой парень: "...похожий на прежнего норовистого и простого парня..."

Григорий Мелехов - упрямый человек . Он не всегда слушается отца: "..«Выкуси, батя, хоть стреноженный, уйду ноне на игрище», — думал, злобно обгрызая глазами крутой отцовский затылок..." (стреноженный - то есть со связанными ногами)

Григорий Мелехов - удалой казак : "...Мирону Григорьевичу в душе Гришка нравился за казацкую удаль..."

Григорий Мелехов - хозяйственный и работящий мужчина : "...Гришка нравился <...> за любовь к хозяйству и работе..." "...Работящий паренек..." Григорий Мелехов - совестливый человек: "..«Лежачего вдарил…» — Григорий побагровел. "...Ксюша… сбрехнул словцо, ну, не обижайся..."

Григорий Мелехов - горячий челове к. Он способен на безрассудные, "бешеные" поступки: "...Дурак ты! Черт бешеный! Вот в батину породу выродился, истованный черкесюка!.." "...От нижней челюсти, наискось к скулам, дрожа, перекатывались желваки. Петро знал: это верный признак того, что Григорий кипит и готов на любой безрассудный поступок..."

Григорий Мелехов - упорный и настойчивый человек : "...Он упорно преследовал ее своей настойчивой и ждущей любовью. И это-то упорство и было страшно Аксинье. Она видела, что он не боится Степана, нутром чуяла, что так он от нее не отступится..."

Григорий - нетрусливый человек : "...Она видела, что он не боится Степана, нутром чуяла, что так он от нее не отступится..."

Григорий - гордый человек. Он не позволяет отцу бить себя и не просит помощи у отца, когда есть нужда: "...Драться не дам! — глухо сапнул Григорий и, стиснув челюсти, рванул костыль..." "...надеялся на сколоченные деньги, не кланяясь отцу, купить коня..."

Григорий - ловкий казак. Он отлично выполняет джигитовку на лошади: "...на скачках Гришка за джигитовку снял первый приз..." (джигитовка - это разнообразные сложные упражнения на скачущей лошади) Григорий - грамотный казак . Он умеет писать: "...Григорий писал домой изредка..." Григорий любит тихую деревенскую жизнь на хуторе: "...От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?.."

Григорий Мелехов любит родные места и реку Дон : "...Скучаю по хутору, Петро. По Дону соскучился, тут воды текучей не увидишь. Тошное место!.."

Григорий не переносит женских сле з: "...Григорий не переносил слез. Он беспокойно заерзал по земле, ожесточенно стряхнул со штанины коричневого муравья и снова коротко взглянул на Аксинью..." Григорий Мелехов не позволяет к себе плохое обращение в арми и (когда другие терпят): "...вахмистр налетел на него коршуном, занес руку. — Не трожь!.. — глухо кинул Григорий, глядя в рябившую под срубом воду...." "...Вот что, — Григорий оторвал от сруба голову, — ежели когда ты вдаришь меня — все одно убью! Понял?.."

Григория мучает совесть на войне за то, что он убивает людей в бою : "...Я, Петро, уморился душой. Я зараз будто недобитый какой… Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули..." "...Меня совесть убивает. Я под Лешнювом заколол одного пикой. Сгоряча… Иначе нельзя было… А зачем я энтого срубил?.." "...Вот и ну, срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой. По ночам снится, сволочь. Аль я виноват?.."

Образ Мелехова в кинематографе

Пер-вым ис-пол-ни-те-лем роли Гри-го-рия Ме-ле-хо-ва стал Ан-дрей Аб-ри-ко-сов , ко-то-рый снял-ся в кар-тине , по-став-лен-ной по двум пер-вым кни-гам ро-ма-на. Как вспо-ми-нал впо-след-ствии актёр, в мо-мент ки-но-проб он ещё не про-чи-тал шо-ло-хов-ско-го про-из-ве-де-ния и при-шёл на пло-щад-ку непод-го-тов-лен-ным; пред-став-ле-ние об об-ра-зе пер-со-на-жа сло-жи-лось позже. По сло-вам ак-три-сы Эммы Це-сар-ской , сыг-рав-шей Ак-си-нью, Шо-ло-хов после вы-хо-да филь-ма писал про-дол-же-ние «Ти-хо-го Дона» с огляд-кой на ге-ро-ев, во-пло-щён-ных в ленте.

Григорий Мелехов – центральный персонаж романа «Тихий Дон», безуспешно ищущий свое место в изменяющемся мире. В разрезе исторических событий показал нелегкую судьбу донского казака, умеющего страстно любить и самоотверженно воевать.

История создания

Задумывая новый роман, Михаил Шолохов не предполагал, что работа в итоге выльется в эпопею. Начиналось все невинно. В средине осени 1925 года писатель приступил к первым главам «Донщины» – так изначально называлось произведение, в котором автор хотел показать жизнь донского казачества в годы революции. С того и начал – казаки пошли в составе армии на Петроград. Вдруг автора остановила мысль, что читатели вряд ли поймут мотивы казаков в подавлении революции без предыстории, и он отложил рукопись в дальний угол.

Только спустя год замысел полностью созрел: в романе Михаил Александрович хотел отразить жизнь отдельных людей через призму исторических событий, случившихся в период с 1914 по 1921 годы. Трагические судьбы главных героев, в том числе Григория Мелехова, предстояло вписать в эпическую тематику, а для этого стоило ближе познакомиться с обычаями и характерами жителей казачьего хутора. Автор «Тихого Дона» переехал на свою родину, в станицу Вишневскую, где с головой погрузился в жизнь «донщины».

В поиске ярких характеров и особой атмосферы, которая поселилась на страницах произведения, писатель исколесил окрестности, встретился со свидетелями Первой мировой войны и революционных событий, собрал мозаику из баек, верований и элементов фольклора местных жителей, а также штурмовал московские и ростовские архивы в поисках правды о жизни тех лихих лет.


Наконец, первый том «Тихого Дона» увидел свет. В нем предстали русские войска на фронтах войны. Во второй книге добавились февральский переворот и Октябрьская революция, отголоски которых донеслись до Дона. Только в первые две части романа Шолохов поместил около сотни героев, в дальнейшем к ним присоединились еще 70 персонажей. В общей сложности эпопея растянулась на четыре тома, последний был завершен в 1940 году.

Произведение публиковалось в изданиях «Октябрь», «Роман-газета», «Новый мир» и «Известия», стремительно завоевывая признание у читателей. Они скупали журналы, заваливали редакции отзывами, а автора – письмами. Трагедии героев советские книгочеи воспринимали как личные потрясения. Среди любимцев, конечно же, выступал Григорий Мелехов.


Интересно, что в первых черновиках Григорий отсутствовал, зато персонаж с таким именем встречался в ранних рассказах писателя – там герой уже наделен некоторыми чертами будущего «жителя» «Тихого Дона». Прототипом Мелехова исследователи творчества Шолохова считают казака Харлампия Ермакова, приговоренного в конце 20-ых годов к расстрелу. Сам автор не признавался в том, что именно этот человек стал прообразом книжного казака. Между тем Михаил Александрович во время сбора исторической основы романа познакомился с Ермаковым и даже вел с ним переписку.

Биография

В романе изложена вся хронология жизни Григория Мелехова до войны и после. Донской казак родился в 1892 году на хуторе Татарском (станица Вешенская), при этом точную дату рождения писатель не указывает. Его отец Пантелей Мелехов когда-то служил урядником в Атаманском лейб-гвардии полке, но по старости лет отправлен на пенсию. Жизнь молодого парня до поры до времени проходит в безмятежности, в обычных крестьянских делах: покосы, рыбалка, уход за хозяйством. По ночам – пылкие встречи с красавицей Аксиньей Астаховой, дамой замужней, но страстно влюбленной в юношу.


Его отец недоволен этой сердечной привязанностью и спешно женит сына на нелюбимой девушке – кроткой Наталье Коршуновой. Однако свадьба не решает проблемы. Григорий понимает, что забыть Аксинью не в силах, поэтому бросает законную супругу и селится с любовницей в поместье местного пана. Летним днем 1913 года Мелехов становится отцом – на свет появилась его первая дочь. Счастье пары оказалось недолгим: жизнь разрушила начавшаяся Первая мировая война, позвавшая Григория отдать долг Родине.

Мелехов сражался на войне самозабвенно и отчаянно, в одном из боев получил ранение в глаз. За храбрость воина отметили Георгиевским крестом и повышением в звании, а в будущем к наградам мужчины прибавятся еще три креста и четыре медали. Перевернуло политические взгляды героя знакомство в госпитале с большевиком Гаранжой, который убеждает его в несправедливости царского правления.


Тем временем дома Григория Мелехова ждет удар – Аксинья, убитая горем (смертью маленькой дочери), поддается чарам сына хозяина поместья Листницкого. Прибывший на побывку гражданский муж не простил предательства и вернулся к законной супруге, которая позднее родила ему двоих детей.

В разгоревшейся Гражданской войне Григорий встает на сторону «красных». Но к 1918 году разочаровывается в большевиках и вступает в ряды тех, кто учинил на Дону восстание против Красной Армии, становится командиром дивизии. Еще большую злость к большевикам в душе героя пробуждает смерть старшего брата Петро от рук односельчанина, ярого сторонника советской власти Мишки Кошевого.


На любовном фронте тоже кипят страсти – Григорий не может найти покоя и буквально разрывается между своими женщинами. Из-за еще живых чувств к Аксинье Мелехову не удается спокойно жить в семье. Постоянные измены мужа толкают Наталью на аборт, который ее и губит. Преждевременную кончину женщины мужчина переносит с трудом, ведь к супруге тоже питал пусть своеобразные, но нежные чувства.

Наступление Красной Армии на казаков вынуждает Григория Мелехова податься в бега в Новороссийск. Там загнанный в тупик герой присоединяется к большевикам. 1920 год ознаменовался возвращением Григория на родину, где он селится вместе с детьми у Аксиньи. Новая власть начала гонения на бывших «белых», и во время побега на Кубань за «спокойной жизнью» Аксинью смертельно ранили. Поскитавшись еще немного по свету, Григорий вернулся в родную станицу, ведь новые власти обещали амнистию казакам-повстанцам.


Михаил Шолохов поставил точку в повествовании на самом интересном месте, так и не поведав читателям о дальнейшей судьбе Мелехова. Впрочем, нетрудно предположить, что с ним случилось. Историки призывают любопытных любителей творчества писателя считать датой смерти полюбившегося персонажа год расстрела его прототипа - 1927.

Образ

Нелегкую судьбу и внутренние изменения Григория Мелехова автор передал через описание его внешности. Влюбленный в жизнь беззаботный статный юноша к концу романа превращается в сурового воина с сединой и заледеневшим сердцем:

«…знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы, а во взгляде его все чаще стал просвечивать огонек бессмысленной жестокости».

Григорий – типичный холерик: темпераментный, вспыльчивый и неуравновешенный, что проявляется как в любовных делах, так и в отношениях с окружением в целом. Характер главного героя «Тихого Дона» представляет собой сплав из храбрости, героизма и даже безрассудства, в нем соединились страсть и покорность, мягкость и жестокость, ненависть и бесконечная доброта.


Григорий – типичный холерик

Шолохов создал героя с открытой душой, способного на сострадание, прощение и человечность: Григорий мучается от случайно убитого на покосе гусенка, защищает Франю, не побоявшись целого взвода казаков, спасает на войне Степана Астахова, своего заклятого врага, мужа Аксиньи

В поисках правды Мелехов мечется от красных к белым, в итоге становится отщепенцем, которого не принимает ни одна сторона. Мужчина предстает настоящим героем своего времени. Его трагедия кроется в самой истории, когда спокойную жизнь нарушили потрясения, превратив мирных тружеников в несчастных людей. Духовные искания персонажа точно передала фраза романа:

«Стоял он на грани в борьбе двух начал, отрицая оба их».

Все иллюзии развеялись в сражениях гражданской войны: злоба к большевикам и разочарование в «белых» заставляет героя искать третий путь в революции, но он понимает, что в «середке нельзя – задавят». Когда-то страстно любивший жизнь, Григорий Мелехов так и не находит веры в себя, оставаясь одновременно народным персонажем и лишним человеком в сложившейся судьбе страны.

Экранизации романа «Тихий Дон»

Эпопея Михаила Шолохова четыре раза появилась на киноэкранах. По первым двум книгам в 1931 году сняли немой фильм, где главные роли исполнили Андрей Абрикосов (Григорий Мелехов) и Эмма Цесарская (Аксинья). Ходят слухи, что с оглядкой на характеры героев этой постановки писатель создавал продолжение «Тихого Дона».


Пронзительную картину по мотивам произведения подарил советскому зрителю в 1958 году режиссер . Прекрасная половина страны влюбилась в героя в исполнении . Усатый красавец-казак крутил любовь с , которая убедительно предстала в роли страстной Аксиньи. Жену Мелехова Наталью сыграла . Копилка наград фильма состоит из семи премий, включая диплом Гильдии режиссеров США.

Еще одна многосерийная экранизация романа принадлежит . Над фильмом «Тихий Дон» 2006 года выпуска трудились Россия, Великобритания и Италия. На главную роль утвердили и .

За «Тихий Дон» Михаила Шолохова обвиняли в плагиате. «Величайшую эпопею» исследователи считали украденной у белого офицера, погибшего на Гражданской войне. Автору даже пришлось на время отложить работу по написанию продолжения романа, пока специальная комиссия расследовала поступившую информацию. Впрочем, проблема авторства до сих пор не решена.


Начинающий актер Малого театра Андрей Абрикосов после премьеры «Тихого Дона» проснулся знаменитым. Примечательно, что до этого в храме Мельпомены он ни разу не выходил на сцену – просто не давали роли. С произведением мужчина тоже не удосужился познакомиться, читал роман, когда уже вовсю шли съемки.

Цитаты

«Умная у тебя голова, да дураку досталась».
«Слепой сказал: «Посмотрим».
«Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу. Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети. Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других».
«Иной раз, вспоминаючи всю свою жизнь, глянешь, - а она как порожний карман, вывернутый наизнанку».
«Жизнь оказалась усмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда».
«Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет… А я дурную правду искал».

Роман Шолохова «Тихий Дон» – эпопея русской жизни отдельных людей, казачества, всей России. Произведение охватывает трудный для страны временной отрезок с мая 1912 года по март 1922 год: падение монархии, временное правительство, приход к власти большевиков. Эти события становятся ключевыми в жизни людей. Главным героем романа является Григорий Мелехов, донской казак, через жизнь которого красной нитью проходят описываемые в книге события. Так какова характеристика Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»?

Внешность Григория Мелехова

Григорий Мелехов в начале романа молодой красивый парень. Он полон сил, весел, любит работать и помогать своей семье. Его бабушка была пленной турчанкой, и многое во внешности (особенно смуглую кожу) главный герой унаследовал от нее. Григорий высокий, смуглый юноша с карими глазами. У Григория есть старший брат Петр, который похож на мать, сам же он больше походит на отца: «…младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое…».

Белые зубы, черные волосы, скуластое лицо делали его очень симпатичным. Перед ним не смогла устоять Аксинья, хотя и была замужем. Также в него беспамятства влюбляется Наталья Коршунова – молодая девица, которая влюбляется в него, и на которой в результате давления родителей Григорию приходится жениться.

Характер Григория Мелехова

В начале романа Григорий Мелехов – пылкий молодой казак, способный на безрассудные поступки. Он способен любить сильно и беззаветно. Григорий любит свою семью, помогает отцу с хозяйством. Сильное чувство накрыло юношу, когда он познакомился с Аксиньей – женой соседа Степана Астахова. Ее положение замужней женщины не останавливает влюбленных, и они, не стесняясь никого, начинают встречаться.

Однако несмотря на свою пылкость и способность на безумные поступки, Григорий Мелехов не смеет противоречить отцу и покорно женится на молодой, влюбленной в него Наталье Коршуновой.

Противоречивый характер и двойственность натуры свойственны главному герою и в военной жизни. В о время Первой мировой войны он ведет себя смело и отважно, доказательством его смелости служат многочисленные награды и Георгиевские кресты. В условиях войны раскрывается вся человечность и великодушие образа Мелехова. Он спасает своего кровного врага, пытается защитить девушку, которую насилуют его товарищи.

Но война быстро надоедает Григорию. Он не может найти себя, и в итоге он разочаровывается и в царе, и в белых офицерах и в большевиках. Единственное, о чем он мечтает, быть поближе к своим детям.

Судьба Григория Мелехова

Для Григория Мелехова судьба уготовила множество трагических событий. Молодой юноша, являясь внуком турчанки, перенял от нее смуглую внешность и прямолинейный характер. Влюбившись в замужнюю Аксинью, он не думает о своей репутации и погружается в отношения словно в омут. Ни слухи, ни сплетни не смущают юношу. Однако в чертах характера Григория Мелехова присутствуют мягкость и покорность воле отца, которому Аксинья не нравилась. Он сватает сыну Наталью Коршунову, и Григорий не в силах перечить отцу женится на ней.

На войне Григорий показывает себя настоящим патриотом и получает множество наград. Однако убийство другого человека противоречит его натуре. Григорий еще долго вспоминает австрийца, которого ему пришлось убить. Оказавшись в условиях гражданской войны, главный герой не понимает и не принимает полностью сторону какой-то одной стороны. Он не может определиться, кто в этой войне прав, а кто виноват. Наблюдая за убийствами, жестоким обращением с людьми, мародерством, его душа черствеет, он становится на какое-то время таким же жестоким воином.

Произведение:

Тихий Дон

Григорий Мелехов – донской казак, житель станицы Татарская.

В начале романа Г. показан в мирной крестьянской жизни: «Ноги его уверенно топтали землю».

Молодой Г. полон силы и жажды жизни. Он заводит роман с замужней Аксиньей, но родители женят его на нелюбимой Наталье Коршуновой. Вскоре Г. бросает жену и уходит с Аксиньей работать в имение генерала Листницкого. В 1913 году героя призывают в армию, а в 1914 начинается первая мировая война. Г. проходит ее до конца с перерывом на ранение.

Война и армия сталкивают героя со смертью, грязью человеческой жизни. В госпитале Г. встречается с большевиком Гаранжой, который усиливает его разочарование в войне. Но в 1917 году Г. попадает под влияние сотника Изварина, борющегося за независимое казачество. Герой находится в сильной растерянности: он не знает, на чью сторону ему перейти. Решающей становится встреча с «красным» казаком Подтелковым. Г. начинает воевать против белых. В бою под станицей Глубокой Подтелков, обещавший пленным жизнь, жестоко расправляется с ними. Г. потрясен: это не вписывается в его представления о справедливости и военной чести. Он уходит из отряда, решая больше не воевать. Но в 1918 году героя мобилизуют в белую армию. Он становится свидетелем расправы над безоружным Подтелковым и его людьми. Это психически надломило Г. – он дезертирует из армии и возвращается домой. Там, в январе 1919, его чуть не убивают красные. Г. бежит и принимает участие в казачьем восстании против советской власти в качестве командира. Вскоре казаки присоединяются к белым и воюют против революционеров. Г. чувствует себя участником братоубийственной войны. Белые войска разбивают. Г., не захотев эмигрировать, в 1920 году переходит на сторону красных. После окончания войны его хотят арестовать как бывшего «белого». Герой бежит в банду Фомина, но не может быть бандитом. Тогда он некоторое время живет в лесу дезертиром, но не выдерживает и в финале романа возвращается домой, к маленькому сыну и родной земле.

Образ Григория Мелехова - центральный в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон». О нем сразу невозможно сказать, положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего пути. Григорий Мелехов предстает в романе прежде всего как правдоискатель.

В начале романа Григорий Мелехов - обыкновенный хуторской парень с привычным кругом хозяйственных забот, занятий, развлечений. Он живет бездумно, как трава в степи, следуя традиционным устоям. Даже любовь к Аксинье, захватившая его страстную натуру, ничего не может изменить. Он позволяет отцу женить себя, как заведено, готовится к военной службе. Все в его жизни происходит невольно, будто бы без его участия, как невольно рассекает он во время косьбы крошечного беззащитного утенка - и содрогнулся от содеянного.

Не для кровопролития пришел Григорий Мелехов в этот мир. Но суровая жизнь вложила в его трудолюбивые руки саблю. Как трагедия пережита Григорием первая пролитая человеческая кровь. Облик убитого им австрийца является потом ему во сне, вызывая душевную боль. Опыт войны вообще переворачивает его жизнь, заставляет задуматься, заглянуть в себя, прислушаться, присмотреться к людям. Начинается сознательная жизнь.

Большевик Гаранжа, встретившийся Григорию в госпитале, будто открывает ему правду и перспективу перемен к лучшему-«Автономист» Ефим Изварин, большевик Федор Подтелков сыграли заметную роль в формировании убеждений Григория Мелехова. Трагически погибший Федор Подтелков оттолкнул Мелехова, пролив кровь безоружных пленных, поверивших обещаниям захватившего их в плен большевика. Бессмысленность этого убийства и бездушия «диктатора» ошеломили героя. Он тоже войн, много убивал, однако здесь нарушены не только законы человечности, но и законы войны.

«Честный до донышка», Григорий Мелехов не может не видеть обмана. Большевики обещали, что не будет бедных и богатых. Однако уже год прошел, как у власти «красные», а обещанного равенства нет как нет: «взводный в хромовых сапогах, а «Ванек» в обмотках». Григорий очень наблюдателен, ему свойственно обдумывать свои наблюдения, и выводы из его раздумий неутешительны: «Уж ежели пан плох, то из хама пан во сто раз хуже».

Гражданская война бросает Григория то в буденновский отряд, то в белые соединения, но это уже не бездумное подчинение укладу или стечению обстоятельств, а сознательный поиск правды, пути. Родной дом и мирный труд видятся ему главными ценностями жизни. На войне, проливая кровь, он мечтает о том, как будет готовиться к севу, и от этих мыслей у него теплеет на душе.

Бывшему сотенному атаману советская власть не позволяет жить мирно, грозит тюрьмой или расстрелом. Продразверстка поселяет в умах многих казаков желание «перевоевать», вместо рабочей власти поставить свою, казачью. На Дону образуются банды. В одну из них, банду Фомина, и попадает Григорий Мелехов, скрывающийся от преследований советской власти. Но у бандитов нет будущего. Для большинства казаков ясно: сеять надо, а не воевать.

К мирному труду тянется и главный герой романа. Последним испытанием, последней трагической потерей становится для него гибель любимой женщины - Аксиньи, получившей пулю по дороге, как им кажется, к свободной и счастливой жизни. Все погибло. Душа Григория выжжена. Остается лишь последняя, но очень важная ниточка, связывающая героя с жизнью, - это родной дом. Дом, земля, ждущая хозяина, и маленький сын - его будущее, его след на земле.

С удивительной психологической достоверностью и исторической обоснованностью раскрыта глубина противоречий, через которые прошел герой. Многогранность и сложность внутреннего мира человека - всегда в центре внимания М. Шолохова. Индивидуальные судьбы и широкое обобщение путей и перепутий донского казачества позволяют увидеть, как сложна и противоречива Жизнь, как труден выбор истинного пути.

Среди героев «Тихого Дона» именно на долю Григория Мелехова выпадает быть нравственным стержнем произведения, воплотившего в себя основные черты мощного народного духа. Григорий – молодой казак, удалец, человек с большей буквы, но в то же время он человек не без слабостей, тому в подтверждение его безрассудная страсть к замужней женщине – Аксинье, которую он не в силах побороть.

Судьба Григория стала символом трагических судеб русского казачества. И потому, проследив весь жизненный путь Григория Мелехова, начиная с истории рода Мелеховых, можно не только раскрыть причины его бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической эпохи, чей глубокий и верный облик мы находим на страницах «Тихого Дона», можно многое осознать в трагической судьбе казачеств и русского народа в целом.

Григорий немало унаследовал от своего деда Прокофия: вспыльчивый, независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви. Кровь бабки «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, но и в его жилах, и на полях боёв, и в строю. Воспитанный в лучших традициях русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Основное его отличие, от простых казаков, заключалось в том, что его нравственное чувство не позволяло ему ни делить свою любовь между женой и Аксиньей, ни участвовать в казачьих грабежах и расправах. Создаётся такое впечатление, что эта эпоха, посылающая Мелехову испытания, старается уничтожить, либо сломить непокорного, гордого казака.

Первым таким испытанием становится для Григория его страсть к Аксинье: он не скрывал свои чувства, готов был ответить за свой проступок в казачьей среде. На мой взгляд, было бы намного хуже, если бы он, юный казак, тайком наведывался к Аксинье. Когда же он понял, что не в состоянии порвать окончательно с прежней любовницей, оставляет хутор и уходит с Аксиньей в Ягодное, пусть не соответствуя расхожему образу казака, но всё-таки прислушавшись к своему нравственному чувству и не отказавшись от самого себя.

На войне, честно выполняя свой казачий долг, Григорий не прятался за спинами товарищей, но и не кичился безрассудной храбростью. Четыре Георгиевских креста и четыре медали – вот ценное свидетельство того, как держал себя Мелехов на войне.

Григорий Мелехов выделялся в среде прочих казаков, хотя и лишён «сверхчеловеческого» налёта, которым авторы обычно наделяют своих главных героев. Неизбежные убийства, которые Григорий совершает в бою, совершаются им холодным оружием, что значит – в равном бою. Он ещё долго себя упрекал и не мог себе простить убийство безоружного австрийца. Ему противно насилие и тем более убийство, по тому что сущность характера Григория – любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли. Всё, о чём он мечтает – вернутся в родной курень, заняться любимым хозяйством. Но он казак, удостоившийся за свою доблесть офицерского звания, который с молоком матери впитал неписанные казачьи представления о чести и долге. Это и предопределило трагическую судьбу Мелехова. Он вынужден разрываться между тягой к родной земле и долгом воина, между семьёй и Аксиньей, между белыми и красными

Разговор с Мишкой Кошевым как нельзя лучше показал трагическую безысходность того рокового круга, в который попал Мелехов вопреки своей воле:

«– Ежели б тогда на гулянке меня не собирались убить красноармейцы, я бы, может, и не участвовал бы в восстании.

– Не был бы ты офицером, никто б тебя не трогал.

– Ежели б меня не брали на службу, не был бы я офицером… Ну, это длинная песня!»

Трагедия Григория Мелехова – это трагедия русского казачества в целом. На чьей бы стороне казаки ни воевали, им хочется одного: вернуться в родной хутор, к жене и детям, пахать землю, вести своё хозяйство. Но вихрь истории ворвался к ним в курени, сорвав казаков с родных мест и бросив их в самое пекло братоубийственной войны, войны во имя идеалов, малопонятных, а то и чуждых большинству простых казаков. Однако как бы ни мотала казака война, если не омертвела его душа, то жива в ней тоска по земле, по родному хутору.

С черной выжженной пожарами степью сравнивает Шолохов жизнь Григория в конце его пути. Сильный, смелый человек стал легкой щепкой в бурном океане исторических перемен. Вот она - толстовская ничтожность личности в истории. Но как бы не был велик трагизм происходящего, надежду вселяет последняя символическая картина – отец и сын, а кругом «весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовой зелёнке пролетные гуси, и вьют гнёзда, осевшие на лето стрепета».

ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ - герой романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» (1928-1940). Отдельные литературоведы придерживаются мнения, что истинным автором «Тихого Дона» является донской писатель Федор Дмитриевич Крюков (1870-1920), рукопись которого была подвергнута некоторой переработке. Сомнения по поводу авторства высказывались со времени появления романа в печати. В 1974 г. в Париже была издана с предисловием А.Солженицына книга анонимного автора (псевдоним - D*) «Стремя «Тихого Дона»». В ней автор пытается текстологически обосновать эту точку зрения. В 1978 г. на Международном конгрессе славистов в Загребе были доложены результаты исследовательской работы группы скандинавских славистов во главе с профессором Г.Хотео: проведенные ими текстологические анализы подтвердили авторство М.А.Шолохова (материалы опубликованы в сборнике ««Тихий Дон», уроки романа», 1979).

Прототип Г.М., по словам Шолохова, «горбоносый», как и Г.М., казак с хутора Базки (станица Вешенская) Харлампий Васильевич Ермаков, судьба которого во многом сходна с судьбой Г.М. Исследователи, отмечая, что «образ Г.М. настолько типичен, что в каждом донском казаке мы можем найти что-то от него», полагают прототипом Г.М. одного из братьев Дроздовых - Алексея, жителя хутора Плеша-ков. В ранних произведениях Шолохова встречается имя Григорий - «Пастух» (1925), «Коловерть» (1925), «Путь-дороженька» (1925). Эти тезки Г.М. являются носителями идеологии «новой жизни» и гибнут от руки ее врагов.

Г.М. - образ типичнейшего представителя социального слоя донских казаков-крестьян начала XX века. Главное в нем - глубокая привязанность к дому и земледельческому труду. Это сочетается с понятием воинской чести: Г.М. - отважный и умелый воин, заслуживший во время первой мировой войны чин офицера. Он вобрал в себя лучшие черты русского национального характера: открытость, прямодушие, глубокую внутреннюю нравственность, отсутствие сословной спеси и холодного расчета. Это импульсивная, благородная натура с обостренным чувством чести.

После выхода романа одни критики снисходительно причисляли создателя образа Г.М. к бытописателям «узкой казачьей темы», другие требовали от Г.М. «пролетарского сознания», третьи обвиняли автора в защите «кулацкого быта». В.Гоффеншерер в 1939 г. первый высказал мнение, что Г.М. - герой ни положительный, ни отрицательный, что в его образе сконцентрировалась крестьянская проблема с характерными для ее носителя противоречиями между чертами хозяина и человека труда.

Г.М. - центральный герой исторического романа-эпопеи, в котором на максимально приближенной к документальности основе описываются события, захватившие Российскую империю в начале XX»Шв., - первая мировая война, события 1917г., гражданская война и победа советской власти. Поведение Г.М., захваченного потоком этих событий, диктует социально-психологический облик той среды, представителем которой он является. Г.М., коренной донской казак, хлебороб, горячий патриот края, лишенный стремления завоевывать и властвовать, по понятиям времени появления романа в печати является «крестьянином-середняком». Как профессиональный воин он представляет из себя интерес для враждующих сил, но преследует только свои крестьянские сословные цели. Ему чужды понятия любой дисциплины, кроме той, которая существует в его казацком воинском подразделении. Полный Георгиевский кавалер в первую мировую войну, во время гражданской войны он мечется от одной сражающейся стороны к другой, в конце концов приходя к выводу, что «ученые люди» «спутали» трудовой народ. Потеряв все, он не может оставить родную землю и приходит к единственно дорогому для него - отчему дому, обретая надежду на продолжение жизни в сыне.

Г.М. олицетворяет тип благородного героя, сочетающего воинскую доблесть с душевной тонкостью и способностью глубоко чувствовать. Трагизм отношений с любимой женщиной Аксиньей заключается для него в невозможности привести их союз в согласие с принятыми в его среде морально-нравственными установками, что делает его изгоем и отрывает от единственно приемлемого для него образа жизни. Трагизм его любви усугубляется низким социальным положением и происходящими социально-политическими потрясениями. Г.М. - главный герой великого литературного произведения о судьбе земледельца, его жизни, борьбе, психологии. Образ Г.М., «мужика-хлебороба в мундире» (по выражению А.Серафимовича), образ огромной обобщающей силы при ярко выраженной цельной, глубоко положительной индивидуальности героя, встал в ряд значительнейших в мировой литературе, таких, как, например, Андрей Болконский.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...