Исследовательская работа «Проблемы молодежи в современной русской литературе» (на материале произведения Т. Михеевой «Не предавай меня»). Современная литература о молодежи и для молодежи Влияние на молодежь современной литературы

Фамилия, имя, отчество (полностью) Смирнова Ирина Юрьевна

Название места работы/учёбы МБОУ «Новопортовская школа-интернат имени Л.В.Лапцуя»

Наименование муниципального образования Наименование населённого пункта село Новый Порт

Сегодня, в век компьютеров, суперумных гаджетов, роботов, нано- технологий одной из главных проблем является проблема духовно-нравственного, эстетического и патриотического воспитания молодёжи.

Наше общество нацеливает молодёжь на успешность, самодостаточность, умение заработать деньги. Таковы требования рыночной экономики. Средства массовой информации пропагандируют нормы современной жизни внушая молодежи, что такие пороки как гордость, гнев, чревоугодие, зависть, уныние, сребролюбие, блуд вовсе и не грехи. В результате в процессе становления личности мы получаем человека-потребителя, абсолютно равнодушного к чужой боли, чужим проблемам, человека, вдруг забывшего, что никакое богатство не сможет заменить честность, доброту, порядочность. Современный молодой человек, развитый в умственном плане, владеющий определёнными научными знаниями, в духовном и эмоциональном плане оказывается на самом низком уровне.

Основной целью школьной библиотеки является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творчеству в любой сфере жизни. Нравственное воспитание подрастающего поколения - первостепенная задача общества, так как нравственность - наивысшая мера человечности. Школа и библиотека должны объединить усилия в формировании нравственных ценностей.

Меня, как библиотекаря интересует, насколько эмоционально юные читатели воспринимают художественный текст, как глубоко его понимают, сопереживают ли литературным героям. Способность читателя, а тем более юного читателя к переживанию радости, гнева, печали является важным в духовной жизни человека. Эмоциональное воображение дает возможность читателю понять мир чувств литературных героев, прожить с ними их жизнь, представить себя любым персонажем из книги, оторваться от реальности и пережить невероятные приключения. Отсюда вывод - чтение развивает воображение. «Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет. Человек, который никогда не читает, переживает только одну» (Д. Мартин).

В нашей библиотеке часто проходят громкие чтения с остановками для ответов на возникшие по ходу чтения художественного произведения, вопросы, для обсуждениия поступков литературных героев. И даже те ребята, кто не любит читать, проникаются интересом к участи героев книги, жаждой узнать, что будет потом, как закончится сюжет.

Особый интерес вызывают книги, в которых рассказывается о судьбах таких же подростков, как и наши дорогие читатели (Железняков В.К. «Чучело», Каверин В. «Два капитана»), книги о Великой Отечественной войне (Кузнецов А. «Бабий яр», Кассиль Л. «Улица младшего сына», Бакланов Г. «Навеки девятнадцатилетние», Черкашин Г. «Кукла» и др.) о дружбе и любви (Щербакова Г. «Вам и не снилось», Гроссман Д. «С кем бы побегать», Сабитова Дина «Три твоих имени», Шерон Дрейпер «Привет, давай поговорим»), исторические сюжеты.

Для привлечения учащихся к чтению духовно-нравственной литературы проводятся книжно-иллюстративные выставки, посвященные жизни Сергия Радонежского, Александра Невского, великим просветителям Кириллу и Мефодию. В дни православной книги в библиотеке проходят обзорные беседы, круглые столы, громкие чтения евангелистской тематики русских писателей И. С. Шмелёва («Лето Господне», «Богомолье»), Л. Андреева («Гостинец»), А. П. Чехова («На Страстной»), Н. С. Лескова («Фигура»), Л. Н. Толстого(«Свечка»), Ф. М. Достоевский («Мальчик у Христа на ёлке»),

В нашей библиотеке, так же, как и в любой другой, имеется фонд православной литературы, который используется в выставочной работе, когда речь идет об этнокультурных традициях русского народа. А, как известно, культура русского народа неразрывно связана с православием. Всем хорошо известные и отмечаемые православные праздники: День Наума Грамотника 14 декабря, 25 января - День святой Татьяны, отмечаемый как День студентов, 24 мая - День памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, он же День славянской письменности и культуры. Всегда к этим праздникам проводится целый ряд мероприятий в школе. Это выставки художественной и православной литературы, обзорные беседы, громкие чтения, викторины, флэш-мобы, и др.


Подростковый период, по мнению многих педагогов и родителей, является трудным, критическим. Помочь подростку разобраться в системе нравственных ценностей и идеалов, организовать свое поведение и деятельность, научить самоконтролю и ответственности за результаты своих поступков может помочь хорошая книга. Есть много современных авторов, как российских, так и зарубежных пишущих для подростков.

Вот некоторые из них: Эдуард Веркин «Облачный полк»; Ольга Громова «Сахарный ребенок»; Владислав Крапивин «В ночь большого прилива»; Тамара Крюкова «Ведьма»; Марк Леви «Похититель теней»; Борис Алмазов «Посмотрите - я расту»; Николай и Светлана Пономаревы «Боишься ли ты темноты?» и «Фото на развалинах»; Михаил Самарский «Радуга для друга», Евгений Ельчин «Сталинский нос»; повесть Бориса Балтера «До свидания, мальчики!». Это книги современных авторов о человеколюбии, нравственных проблемах, о понимании смысла жизни, о переживаниях героев, их борьбе за справедливость и честность, их благородстве, готовности прийти на помощь своим друзьям и их самоотверженности.

Детская книга должна давать детям надежду, что все может быть хорошо, что есть хороший выбор. Книга помогает разобраться, где есть добро, милосердие, сострадание, что такое покаяние и что такое самолюбие, праздность, гнев, зависть, гордость. Найти и порекомендовать хорошую книгу подростку задача библиотекаря и учителя литературы. Руководителями чтения подростка могут стать и читающие родители, ведь приобщить к чтению они могут личным примером.

За последние два-три года наблюдается повышенный спрос на классическую литературу, не входящую в школьную программу. Это Достоевский Ф.М. «Братья Карамазовы»; Толстой Л.Н, «Анна Каренина», «Воскресение»; Фадеев «Молодая гвардия», Шмелев «Лето Господне».

И, конечно же, произведения Пушкина А. С., Лермонтова М. Ю., Гоголя Н. В., Толстого Л. Н., Достоевского Ф. М., Чехова А. П., Шолохова М. — позволяют юному читателю не только узнавать прошлое, но и переживать вместе с героями их книг, формировать взгляды, чувства, характер, пробуждают любовь к прекрасному, воспитывают готовность к борьбе за торжество добра и правды.

Современные подростки предпочитают посмотреть фильм, снятый по мотивам литературных произведений, а не прочитать само произведение так как на чтение тратится много времени. Но тот, кто прочитал книгу не пожалел о потраченном времени. Вот что говорят ребята прочитавшие книги о войне:

«Любая книга о войне учит нас ценить жизнь, защищать самое дорогое, верить, надеяться. Мы узнаем о таких качествах, как доброта, самопожертвование, умение дружить. Каждый уважающий себя человек обязан прочитать хотя бы одну книгу о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.!»

Ребята считают, что чтение книг о войне необходимо каждому человеку для того чтобы знать историю своей страны, знать, какой ценой был оплачен мир, в котором мы все живем, чтобы помнить о героях войны, об их подвигах.

Чтение книг о войне учит быть человечным даже в самых трудных и страшных ситуациях, учит придерживаться своих принципов до конца, учит любить, верить, надеяться, учит людей объединяться ради одной великой цели -Победы.

В наши дни необходимо читать книги о войне, особенно о Великой Отечественной чтобы воспитывать дух патриотизма, гордость за свою страну, а главное, чтобы нынешнее поколение не забывало, благодаря кому оно живет на этой земле под мирным небом. Это необязательно художественная литература, но и документальная, чтение которой позволяет выработать свою точку зрения на происходящие события.

Молодежь читающая, знающая традиции, историю и культуру своей страны - высокий потенциал для будущего России.

Помни, юный гражданин,

Книга - роста витамин!

Великий русский писатель А. М. Горький писал: «Всему хорошему в жизни я обязан книгам».

Сегодня, как никогда, важно приобщение детей и подростков к миру духовных ценностей истории и культуры. Русская классическая литература, устремленная к гармонии и поискам смысла жизни, к разрешению вечных вопросов, даёт возможность использовать богатейший материал для формирования культуры личности. Например, по-новому осмыслить сущность человеческих отношений и поступков помогают книги «Живой» Б. Можаева, «Привычное дело» В. Белова, «Прощание с Матерой» В. Распутина. Они утверждают идеалы разума, красоты, гармонии, говорят об ответственности человека за каждый свой шаг на земле.

Современной молодежи необходимо читать причем читать лучшее из классики, для того, чтобы понимать самих себя, кем ты являешься, чего хочешь добиться. Нравственные проблемы личности прослеживаются в произведениях таких писателей, как Чингиз Айтматов, Б. Васильев, В. Астафьев, В. Распутин, Ю. Бондарев и многих других.

Но самое главное, что даёт книга, - мудрые советы.

Подросток, наблюдая за мыслями, чувствами, переживаниями и поступками литературных персонажей, учится не совершать их ошибок в своей жизни, старается брать пример только с положительных героев.

Книги учат молодое поколение размышлять, воображать, переживать и сочувствовать. Иногда они просто помогают им приятно провести время, а иногда становятся незаменимыми друзьями и советчиками. Книги учат правильно поступать в той или иной ситуации, они как будто просят своих читателей быть лучше, помогают ориентироваться в жизни.

Важную роль в становлении личности подростка играют книги о выдающихся людях как нашей страны, так и других стран мира. История человечества за тысячелетия своего существования накопила много жизненного опыта, и этот опыт неплохо было бы изучить нашим детям. Серия книг «Жизнь замечательных людей» откроет подробности биографий выдающихся личностей.

Чтение книг о выдающихся людях помогает читателям достойно идти жизненными дорогами, формировать свой характер, достигать своей цели. Эти книги становятся отличным мотиватором для тех, кто встретился с преградами на пути к мечте. Книги воспитывают нравственные качества человека, учат мыслить и рассуждать, помогают развивать внутренний мир.

  • Книга учит мыслить.
  • Книга учит говорить.
  • Книга учит понимать людей.

Лучшими стихами, посвященными детскому и подростковому чтению я считаю стихи Владимира Высоцкого «Баллада о борьбе». Краткое изложение баллады в стихотворении В. В. Радина:

Книги учат детей

Всем премудростям жизни -

Как быть Человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать.

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.

Закончить свои размышления хочу словами А. М. Горького: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий. Она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку».

Литература:

  1. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде/авт. сост. Е. М. Зуева. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. - 336 с.
  2. Каган М. С. Философская теория ценности. - СПб., 1997.
  3. Коменский Я. А. Об искусном пользовании книгами - первейшим инструментом развития природных дарований/Школьная библиотека - 2000. - № 5 - с.58-62

Проблема молодежи в современной литературе

Яд блатного мира невероятно страшен. Отравленность этим ядом - растление всего человеческого в человеке. Этим зловонным дыханием дышат все, кто соприкасается с этим миром.

Варлам Шаламов.

Знаем, что такое в армии быть порядочным. Многие ребята после службы морально сломались, особенно интеллигентные.

Из письма в газету.

"Мне шестнадцать, я мир обнимаю любя..." - написал юный волгоградский поэт, трагически погибший в 18 лет. Мне тоже скоро будет 18. Порой чувствую необъятность жизненных сил, беспричинную веселость и любовь ко всему свету. Чего, кажется, тревожиться, когда в жизни все складывается хорошо? Почему же иной раз жестокая тоска охватывает меня, ничто не радует, жизнь представляется бессмысленной? Я заметил, что чаще всего это бывает, когда в действительности или в искусстве сталкиваюсь с новыми для меня явлениями несправедливости, жестокости, бесчеловечности.

Как проводят время чуть не большинство моих ровесников? Гоняют до одури на мотоциклах, мешая отдыхать жителям, слоняются по улицам, ищут, где выпить, или развлекаются драками и безобразиями на дискотеках. Интересно, что у многих моих товарищей даже мысли не возникает помочь своим родителям. Мне не о чем порой даже поговорить с теми, с кем принадлежим к одному поколению. Но больше всего меня поражает жестокость парней и девчат. Ко всем: К родителям, которых совсем не жалеют; к учителям, которых доводят до болезни; к слабым, над которыми могут издеваться бесконечно; к животным.

Я много размышлял о том, откуда идет жестокость и почему она так часто торжествует. Конечно, здесь много причин: войны и революция этого века, сталинские лагеря, через которые прошло чуть не полстраны, повальное пьянство и безотцовщина, даже то, что школа ставит ни за что тройки, позволяя бездельничать. А в последние годы, когда выяснились факты злоупотребления властей, многие из нас совсем изверились.

Но в этом сочинении мне хотелось бы сказать о двух явлениях и временах нашего общества, которые рождают жестокость. Очень многие проходят через колонию, и почти все - через армию. О зоне и об армии два произведения современной литературы.

Роман Леонида Габышева "Одлян, или Воздух свободы" - повествование о подростке, позже юноше, Коле, по кличке сначала Камбала, потом Глаз, позднее Хитрый Глаз. Если кратко, это рассказ о мире, где господствует сплошное унижение и насилие. "Глазу становилось невмоготу. Тиски так сдавили кисть, что она перегнулась пополам: мизинец касался указательного пальца. Казалось, рука переломится, но гибкие косточки выдерживали.

Глаз, а ну улыбайся. И знай: медленно буду сжимать, пока кости не хрустнут или пока не сознаешься.

Ладно, Глаз, пока хватит. Вечером пойдем с тобой в кочегарку. Суну твою руку, правую руку, в топку и подождем, пока не сознаешься".

Страшнее всего, что по требованию заправил зоны (в данном случае Камани) Коля сам сует руку в тиски или подставляет голову под удар. Иначе будет еще хуже. Читаешь роман и понимаешь: человек попадает в колонию, и общество перестает его защищать. Лагерное начальство делает вид, что ничего не замечает. Нет, хуже, сознательно использует часть заключенных (так называемых рогов и воров), которым предоставляются льготы и послабления, чтобы те держали всех остальных в порядке". А уж порядок зеки-заправилы наводить умеют... Сцен, подтверждающих сказанное, в романе много. Вот одна. Коля первые дни в зоне. Майор, по прозвищу Рябчик, проверяет его дежурство. Он спрашивает парня:

Прописку сделали?

Коля молчал. Ребята заулыбались.

Сделали, товарищ майор,- отвечал цыган.

Кырочки получил?

Получил,- теперь ответил Коля.

Какую кличку дали?

Камбала,- ответил Миша.

То, чему улыбнулся майор с зеками, прописка и кырочки, заключались в жестоком избиении и унижении, но к этому люди, поставленные следить за исправлением заключенных, относятся как к должному.

Значительная часть романа состоит из подобных эпизодов. Что же, может быть, благодаря писателю, не только Хитрый Глаз, но и читатель постигает, что такое свобода.

В повести Сергея Каледина "Стройбат" показаны несколько дней из жизни военных строителей, которые выполняют "почетную обязанность советских граждан". Это сборная часть, своего рода свалка, куда собрали "скверну" из многих стройбатов. Поэтому нравы здесь не так уж отличаются от зоны, да и интересы те же. "Короче, ехали в ад, а попали в рай. Вот ворота, а справа, метров двести,- магазин. А в магазине - рассыпуха молдавская, семнадцать градусов, два двадцать литр. С десяти утра. Малинник!"

Закон здесь: у сильного всегда бессильный виноват! Сильные- это деды, слабые- салабоны. Казалось бы, разница небольшая: на год раньше пришел на службу. Но она как цвет кожи или язык. Деды могут не работать, пьянствовать, издеваться над первогодками. Те должны все терпеть. Мало того, будучи отделенными начальниками, деды распоряжаются, как рабовладельцы. "Сперва Женька решил Егорку с Максимкой Косте подарить, да потом одумался- всего-то пахарей у него- эти двое. Егорка, кроме основной работы, Женьку с Мишей Поповым обслуживает: койку заправить, пайку принести из столовой, постирать по мелочи, а Максимка- Колю, Эдика и Старого". Порядок здесь старшие тоже наводят быстро: "Егорку Женька обработал сразу, тот почти не рыпался. Пару раз ему кровь пустил слегка, а чучмеки почему-то крови своей боятся. А... с Максимкой повозился подольше...".

В повести не раз описывается, как солдаты пьют или колются. Центральная сцена- грандиозная драка между ротами. После всего жутким издевательствам воспринимается характеристика на Костю Карамычева. Последние восемь месяцев он работал грузчиком на хлебокомбинате и крал, что только мог. От пьянства "не просыхал". Когда же, "вконец оборзев", попался, командир роты Дощинин "предложил Косте на выбор: или он дело заводит, или Костя срочно чистит... все четыре отрядных сортира". Тот выбрал последнее, взяв, разумеется, помощников из молодых. При "дембеле" же этот командир дал Косте следующую характеристику: "За время службы... рядовой Карамычев К.М. проявил себя как инициативный, выполняющий все уставные требования воин... морально устойчив... Характеристика дана для предъявления в Московский университет". Что ж, готов интеллигент. Беспредел, как говорят зеки. Сейчас готовят военную реформу. Боюсь, однако, мои ровесники ею не успеют воспользоваться. Возможно, скоро и мне предстоит идти служить. Неужели придется два года жить с парнями, в которых отсутствуют человеческие чувства? Нет, физических лишений я не боюсь. Как говорится: "Служить бы рад, прислуживаться тошно".

Прочитаны оба произведения. Они не слишком художественны, есть погрешности против стиля и законов литературы. В них нет зато погрешностей против правды. Писателям веришь. И веришь еще в то, что если мы очень захотим, то жестокости станет меньше.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Молодежь в мире литературы:

историческая ретроспектива

Вл. А. Луков

Проблема чтения. Современные исследования подчеркивают, что внимание к книге в молодежной среде заметно упало . При этом утрачивается интерес к классической литературе, все большее место занимает массовая беллетристика . Но как интерпретировать этот факт? Как нечто трагическое или вполне допустимое применительно к процессам, происходящим в культуре? Прежде всего, необходимо установить, имеет ли сам этот факт место. На фоне недавнего советского периода это представляется несомненным. Однако если расширить рамки сравнения, то картина меняется. 6000 лет назад, когда литература только возникла (а это, очевидно, самый молодой из традиционных видов искусства, если не включать в этот ряд виды, связанные с развитием техники, например, кино), чтение было доступно единицам. И даже спустя тысячелетия круг читателей был крайне немногочисленным. Так, в дореволюционной России лишь узкий слой общества был грамотным. Но и в развитой Англии закон о всеобщем начальном образовании появился лишь в 1870 г., т. е. лишь в конце XIX века художественная литература становится более или менее доступной массам. Это ведут к целому ряду социальных и культурных последствий. Из них обратим внимание на то, что, став доступной для разных слове общества, литература и сама изменила свой характер, на первый план вышла массовая беллетристика (сейчас самый издаваемый автор в мире вовсе не Лев Толстой, а Агата Кристи).

В древности, например, в Египте, читали и писали жрецы и для жрецов, а народ жил фольклором. Массовая беллетристика — это и есть современный аналог фольклора. В литературе и в фольклоре действуют разные художественные законы, и поэтому нельзя современные детективы или любовные романы оценивать мерками классической литературы. То же относится и к современной читающей молодежи: сам факт чтения должен подвергаться разносторонней интерпретации, а круг чтения характеризоваться не эстетической значимостью, а еще и функциональностью читаемого. Если молодому человеку надо убить время в дороге, в очереди и т. д., то вряд ли для этого подойдет «Божественная комедия» Данте.

Молодой герой в литературе. Но есть и вторая сторона в проблеме «Молодежь и книга»: не только молодежь читает (или не читает) книгу, но и сама книга уже много столетий «читает» молодежь. Молодой герой — один из ключевых типов персонажей в системе художественных образов мировой литературы, перспективный объект социологического исследования. Он встречается еще в мифологии и фольклоре — протолитературной (долитературной) и паралитературной (развивавшейся параллельно с литературой) сферах художественной деятельности, но, как правило, содержит информацию не о реальном положении молодого человека в обществе, а о прошедших эпохах. В отнесении героев к молодому поколению отражалась информация о более исторически близкой эпохе: младший (третий) сын в сказках разных народов, в том числе русского; рождение детей, смертельная опасность, которой они подвергаются, и их чудесное спасение как отражение обряда инициации (например, судьба Эдипа в греческом мифе, Кухулина в Уладском цикле ирландского эпоса) и т. д. В памятниках древней литературы сохраняется мифологическая установка: молодой человек в раннем возрасте проходит через препятствия, соответствующие инициации, что дает ему право на функциональную роль героя (например, Геракл в произведениях Гомера, Стесихора, Пиндара, Еврипида, Аполлодора, Диодора Сициллийского); выступает как соперник отца (мотив поединка отца и сына, не узнавших друг друга); представители молодого поколения ведут борьбу за власть и признание (Пандавы и Кауравы в «Махабхарате»; герои — внесценические персонажи трагедий «Семеро против Фив» Эсхила, «Антигона» Софокла, истории Каина и Авеля в Ветхом Завете); оказываются в отношениях любви-ненависти с близкими родственниками («Царь Эдип» Софокла и др.).

Очень редко повествуется о первой любви («Дафнис и Хлоя» Лонга). Иногда возникает тема обучения и воспитания («Облака» Аристофана), но, как правило, молодые герои в этом случае выполняют подсобную функцию, основное внимание уделяется раскрытию философских проблем (как в диалогах Платона), мудрости, содержащейся в поучениях (номинальное присутствие адресата в древнеегипетских «Поучениях Птахотепа», учеников в «Луньюе» Конфуция). Редкостью можно считать аллегорию софиста Продика (V в. до н. э.) «Геракл на распутье», который изобразил Геракла юношей, сознательно отвергшим путь наслаждений во имя подвигов, или роман Апулея (II в.) «Метаморфозы», где молодой грек Луций, от имени которого ведется повествование, в фантасмагорическом облике осла проходит путь постижения истины и понимания жизни. В этих произведениях можно видеть первые попытки описания процесса социализации, древними авторами почти не затронутого. В евангелиях Нового Завета биография Иисуса Христа содержит огромные пропуски от бегства в Египет семьи с младенцем Иисусом до его крещения и от крещения до 33-летнего возраста, т. е. до финала жизненного пути, распятия и воскресения. По этой модели в средние века писались произведения агиографического жанра — жития святых. Процесс становления личности в этом случае не существен, изменения трактуются как результат божественного откровения, чуда.

На рубеже античности и средневековья появляется «Исповедь» Августина Блаженного, где автобиографический материал может трактоваться как один из первых примеров отображения в литературе процесса социализации молодого человека. Однако ни в средние века, ни в эпохи Предвозрождения и Возрождения молодой человек как тип персонажа особой значимости еще не выступал. Ценится не молодость, а мудрая старость. Данте в «Новой жизни» (1292-93) не различает свою любовь к Беатриче в 9-летнем, 18-летнем и 27 летнем возрасте, в «Божественной комедии» (1307-21) свое движение от заблуждений к освобождению от них относит к «середине жизни», т. е. к 35-летнему возрасту. Боккаччо в «Декамероне» (1348-53), отдавая повествование рассказчикам — молодым людям (7 девушкам и 3 юношам), скорее воплощает в них и молодых героях новелл молодость наступающей эпохи, чем ставит задачей анализ проблем молодого поколения. Эти проблемы применительно к формированию гармонически развитой личности одним из первых детально рассматривает Ф. Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль». Социализация Гаргантюа охарактеризована в сочетании сатирико-юмористического гротеска и гуманистической утопии, в традициях народной смеховой культуры и ренессансного идеала.

Завершение прежнего этапа и начало нового этапа в осмыслении молодости как объекта осмысления следует связывать с творчеством У. Шекспира. Прорыв в этом отношении происходит в трагедии «Ромео и Джульетта» . Традиционно считается, что гибель юных героев определена враждой семейств Монтекки и Капулетти или противостоянием молодого поколения старшему. В таком случае Шекспир не сказал бы ничего нового: описание конфликта поколений отцов и детей восходит к мифам (например, Зевс против Урана). Но следует учесть, что героев шекспировской трагедии, при всех драматических перипетиях их судьбы, от счастья отделяло лишь несколько секунд: когда Ромео отравился, Джульетта уже просыпалась от сна, имитировавшего смерть. Следовательно, трагедия заключалась в молодости героев, их специфической юношеской реакции на события, горячности, неумении и неспособности поступать рассудительно, по-взрослому. Шекспир с изумительной глубиной раскрывает психологию юности, импульсивность решений, категоричность взглядов. Он показывает, что молодые люди в своем поведении, образе мыслей и жизни принципиально отличаются от людей старшего поколения. Затронут вопрос о молодежных группах, конфликтах между ними. Финал трагедии — примирение родителей над телами детей — подчеркивает, что юные могут быть мудрее стариков и что молодое поколение может оказывать реальное влияние на ход истории.

В просветительском романе XVIII века на первый план выходит проблема выживания («Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Путешествия Гулливера» Д. Свифта, романы Г. Филдинга, С. Ричардсона, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, философские повести Вольтера), которую в первую очередь должны решить молодой человек, девушка. Именно в ходе ее разрешения они взрослеют, постигают законы разумного мироустройства, приспосабливаются к жизни и приспосабливают жизнь к своему представлению о Разуме и просвещенном Разумом Чувстве. Вершиной этой линии литературы стала «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо (1765-1770), где автобиография философа превращается в обобщенную историю молодого простолюдина, наделенного выдающимися талантами и пытающегося найти им применение в обществе . Процесс социализации юного гения описан Руссо с невиданной глубиной.

Другой вершиной — противоположного рода — стал роман И. В. Гте «Страдания юного Вертера» (1774), описывающего путь молодого человека, с неразделенной любовью и непризнанными талантами, к самоубийству . Гете делает в романе важное открытие, имевшее существенные последствия для дальнейшего развития литературы, прежде всего для романтизма и реализма. Его герой Вертер предстает одновременно и как определенный социотип (юноша, который из-за низкого происхождения не может занять место, достойное его талантов), и как психотип (человек с маниакально-депрессивными расстройствами, свойственными и самому Гете, поэтому необычайно точно воспроизведенными). Второе оказывается важнее первого, поэтому реакция Вертера на внешние события неадекватна, неприятности превращаются в его сознании в катастрофы. Герой не может адаптироваться в своей жизненной среде, становится несносным. Если безумие шекспировских героев носит временный характер и порождено открытием ими истинного лица мира, безумие Дон Кихота — скорее литературный прием, то болезнь Вертера — нечто совершенно иное: литературе стал интересен больной герой, неврастеник, психопат, параноик. Не случайно после публикации романа по Европе прокатилась волна самоубийств, которая унесла не меньше жизней, чем настоящая война. «Болезнь ума» стала модной, ей отдали дань романтики. Реалисты обратились к исследованию не только социотипов, но и психотипов. Болезненность психики героев стала, по существу, обязательной в литературе декаданса. Больной герой и больной писатель характерны и для ХХ века вплоть до наших дней. Очевидно, это одно из следствий отхода от эстетики нормативности, в этом сказывается развитие принципов самовыражения и психологизма, разработка рецептивной эстетики, ориентирующейся на читательское восприятие: ведь социотипы устаревают, когда меняется историческая эпоха, в то время как психотипы интересны читателям всегда.

В XIX веке образ молодого человека впервые стал центральным в западной и русской литературе. Романтики создают целую галерею молодых романтически настроенных персонажей, открывающих для себя мир или оказывающихся с этим миром в конфликте. Характерно решаются вопросы созданию образа молодого человека в романтическом типе «байронического героя».

Романтики окружают своих молодых героев флером загадочности. Реалисты сбросили этот флер, раскрыли социальную природу формирования типических черт характера молодого человека. На смену романтической фрагментарной композиции, выделявшей в судьбе молодого человека только вершинные события, приходит выстроенная по причинно-следственным зависимостям история молодого человека в контексте его социальных связей («Евгений Онегин» А. С. Пушкина, социально-психологическое описание судьбы Жюльена Сореля в «Красном и черном» Стендаля, истории Растиньяка, Люсьена де Рюбампре, Рафаэля де Валантена, Евгении Гранде в «Человеческой комедии» О. Бальзака и т. д.). Эта линия продолжена писателями рубежа XIX-ХХ веков и последующего времени вплоть до наших дней.

Проблема поколения в литературе. Новое явление в литературе ХХ века — социально-психологическое описание целого поколения. Таковыми предстали «потерянное поколение» молодых людей, прошедших через огонь первой мировой войны и не нашедшее себе места в мирной жизни (герои Э. Хемингуэя, Э. М. Ремарка, Р. Олдингтона), «поколение джаза» у Ф. С. Фицждеральда, битники и хиппи у Д. Керуака (симптомы встречаются раньше, в «Над пропастью во ржи» Д. Сэлинджера).

Появилось представление о «культовых» писателях , их книгах и героях, как бы предписывающих молодым читателям образ жизни, стиль поведения (герои романов Ф. Саган, Б. Виана, А. Берджесса, Джеймс Бонд из романов Я. Флеминга).

К важнейшим достижениям ХХ века следует отнести раскрытие путей формирования молодежного коллектива в «Педагогической поэме» и «Флагах на башнях» А. С. Макаренко и опасностей самопроизвольно формирующегося детского сообщества в романе-антиутопии У. Голдинга «Повелитель мух». Стереотипы представлений о молодом поколении широко представлены в получившей широчайшее развитие в ХХ веке массовой беллетристике. В ряде случаев можно говорить и о необычных социальных эффектах чтения массовой литературы, например, об «эффекте Гарри Поттера» (юного героя романов Джоан Роулинг, с 1997 г. захватившего воображение сотен миллионов детей всего мира).

Тема молодежи и социология литературы. В настоящее время литературоведами собран огромный материал и проведено систематическое описание мирового литературного фонда, однако использование его в социологии (в частности, социологии молодежи) только начинается.

Первое направление — рассмотрение литературных текстов как проведенного художественными средствами социологического исследования. Здесь нужно учесть, что литература имеет иные цели, чем социология, и ее материалы социологического плана на разных этапах развития литературного процесса представлены в разной степени полноты и обстоятельности. До XIX века, когда возникла социология как научная дисциплина, они имели неосознанный и фрагментарный характер. В период формирования социологического мышления ряд художников слова (Бальзак, Стендаль, Пушкин, Диккенс) опережал первых социологов и широтой, и глубиной исследования социальных процессов, литература способствовала становлению новой науки. На современном этапе социология нередко дает писателям модели для художественного творчества, обе сферы взаимно обогащаются.

Второе направление — изучение литературных текстов как объект изучения социологии. Если учесть, что под объектом социологического исследования понимается носитель той или иной социальной проблемы, т. е. человек, общность людей, общество в целом, то тексты, персонажи становятся особым, виртуальным объектом исследования, и эта проблема требует специальной научной разработки. Однако она необходима и актуальна, так как литературные тексты — одна из немногих и наиболее информативная сохранившаяся часть несохранившегося объекта — людей прошлых поколений. Ключевую роль в создании новой методологии и методики социологического изучения литературы как виртуального объекта должен сыграть интенсивно развивающийся тезаурусный подход.

Третье направление — социологическое изучение читательской аудитории, в котором тоже актуально применение тезаурусного подхода.

В совокупности три названных направления сливаются в социологию литературы (как раздел социологии культуры), которая призвана обогатить и социологию молодежи.


Анализ массовой беллетристики как части массовой культуры представлен в работах: Кузнецова Т. Ф. Формирование массовой литературы и ее социокультурная специфика // Массовая культура / К. З. Акопян, А. В. Захаров, С. Я. Кагарлицкая и др. М. : Альфа-М; ИНФРА-М, 2004; Жаринов Е. В. Историко-литературные корни массовой беллетристики: Монография. М. : ГИТР, 2004; Кузнецова Т. Ф., Луков Вл. А., Луков М. В. Массовая культура и массовая беллетристика в свете тезаурусного подхода // Тезаурусный анализ мировой культуры: Сб. науч. трудов. Вып. 5 / под общ. ред. Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. С. 38-62; Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2008; и др.

Луков Владимир Андреевич

«Проблемы молодежи в современной русской литературе» (на материале произведения Т.В. Михеевой «Не предавай меня!»)

    Введение

Во взрослом мире принято считать, что детство должно быть счастливым. Однако в жизни приходится наблюдать эпизоды, которые очень далеки от благополучия и счастья. Всерьёз я задумалась над проблемой моих сверстников, когда прочитала молодежную повесть Т. Михеевой «Не предавай меня!». Конечно, в современном обществе эта тема, касающаяся проблем подростков, не новая. Сейчас она представляется мне особенно актуальной. Её поднимают в телепередачах, на радио, в газетных публикациях. Интерес писателей к "подростковой" теме обусловлен, прежде всего, открывающейся возможностью исследовать начальный, сложный и драматический процесс формирования человека, его мировоззрения, этических основ личности. Образ подростка в литературе показан в динамике: изменяется морально-этическое содержание, способ характеристики героя.

Объект – молодежная повесть Т. Михеевой «Не предавай меня!».

Предмет – проблемы героев произведения Т. Михеевой «Не предавай меня!» и подростков нашей группы.

Актуальность данной работы заключается в значимости подростковых проблем. Молодые люди зачастую склонны к неадекватной самооценке: к завышению её или занижению. И то и другое мешает нормальному формированию личности, развитию правильных жизненных представлений. Литература, правдиво изображающая жизнь юных со всеми сложностями, отвечает потребности подростков прочитать «про себя», взглянуть на себя со стороны.

Цель данной работы : выявить круг проблем подростков, отраженных в современной литературе (на примере произведения Т. Михеевой «Не предавай меня!») и в жизни.

Достижение указанной цели предполагает решение ряда конкретных задач: Задачи:

    изучить характеры героев повести, мотивы их поступков;

    выявить сложные ситуации в мире персонажей повести и причины их возникновения;

    провести анкетирование в группе 5ПНГ52 на выявление круга проблем подростков;

    проанализировать анкеты студентов группы;

    обобщить проблемы в жизни подростков и сделать выводы.

Гипотеза исследования : я предполагаю, что внешние и внутренние проблемы современных подростков, освещённые в произведении писательницы Т.В. Михеевой, правдиво отражают переживания взрослеющих детей, чем объясняется популярность повести «Не предавай меня!» среди читателей. Научная новизна работы обусловлена тем, что исследуемое явление ранее не было предметом специального изучения литературоведов, так как творчество Тамары Михеевой, современной писательницы, мало изучено, в критической литературе рассматривается обзорно. Практическая значимость работы определяется возможностью использования её результатов в изучении современной русской литературы. Материалы исследования могут иметь практическую ценность в преподавании литературы и применяться в качестве дидактического материала на уроках и внеклассных мероприятиях.

Методы исследования : анализ специальной литературы по теме работы, описательный метод, метод сравнения и сопоставления, анкетирование.

    Обзор проблем современных подростков с точки зрения психологии

Начнём обзор проблем современных подростков с точки зрения психологии с характеристики переходного возраста в целом. Данный период сложен и противоречив. Трудности и вопросы возникают и у взрослых, и у самих подростков. Легче было бы пережить это время, если бы родители вспомнили себя в этом возрасте, а также проблемы, которые им приходилось решать. «Важнейшей функцией родителей в подростковом возрасте является помощь ребёнку в решении сложных жизненных проблем, информирование, объяснение, содействие в формировании оценки самых разных сторон жизни».

Вполне очевидно, что теплые, доверительные отношения в семье - гарантия нормальной жизни, здоровой с психологической точки зрения. Разрыв между стремлениями подростка, выражающийся в осознании своих возможностей, и положением ребёнка-школьника, зависимого от воли взрослых, вызывает желание вырваться в самостоятельную жизнь, что находит, в частности, отражение в планах на будущее. В мечтах современных подростков по сравнению с мечтами молодых людей 50-60-ых годов 20 века «значительно уменьшилась доля романтики и увеличился прагматический аспект»(4,с.114). В последнее время учёных-психологов тревожит «существенное углубление кризиса самооценки детей подросткового возраста. Даже по сравнению с 70-ми годами 20 века появилось на 25-27% больше подростков, у которых превалирует негативная самооценка». У современных подростков чётко выражена «потребность в дружбе с человеком противоположного пола, выражающая, в сущности, потребность в любви. Соотношение дружбы и любви представляет для молодых людей проблему»(4,с.272). Тамара Михеева подтверждает данные тезисы: «В момент взросления дети часто испытывают боязнь одиночества. От мамы уже отошли, с друзьями боятся быть непонятыми, поэтому стараются быть как все, влиться в «табун». А личность внутри требует выхода. Отсюда конфликты. На людях подросток изо всех сил старается выглядеть «крутым» и «успешным». А наедине с собой осознаёт, что он вовсе не так «крут». Молодому человеку бывает и страшно, и одиноко, но кажется, что такие проблемы присущи только ему. В этот момент нужен человек, способный выслушать и понять. Мои герои – живые люди, с их страхами, проблемами и конфликтами. В них подростки видят себя. Кроме того, я помогаю читателям заглянуть в чужую душу. Поверить в то, что каждый из них личность – вот, пожалуй, то главное, что нужно современным подросткам».

    Анализ произведения Т. Михеевой «Не предавай меня!»

Повесть Тамары Михеевой «Не предавай меня!» только своим названием притягивает. А первая глава уже не оставляет никаких шансов бросить чтение. С первых строк автор заставляет открыть двери в мир истинных воспоминаний. Подростковый мир жесток, и к жестокости этого мира всегда добавляется несколько слов, жестов, взглядов взрослых. Порой небрежно брошенные, они существенно влияют на течение или даже исход целой интриги. А интриг в подростковом мире предостаточно! Школа – это чаще не «обитель знаний». Скорее, поле брани, поле битв, где всегда есть победители и проигравшие, сильные и слабые, везунчики и неудачники, «звезды» и «аутсайдеры». Математические задачи на этом поле решаются как бы «между прочим», во время небольших перерывов в ожесточенных боях за признание, а порой даже и за существование. Здесь «А»-шки против «Б»-эшек, класс на класс. А в классе, кроме лидеров и их подчиненных, всегда есть изгои. Никто не сможет объяснить, почему все происходит именно так. Так просто происходит. Потому что это – школа… Юлька Озаренок, ученица 8 «Б», по результатам теста оказывается в числе «аутсайдеров» класса. Больно осознавать, что ты аутсайдер – человек, которого не ценят, не уважают, который не нужен… Совершенно случайно восьмиклассница Юля услышала разговор классного руководителя и психолога: по результатам тестов Юля являлась аутсайдером в своём классе.

На поле битвы всегда есть место для ножа, направленного в спину. Так Юльку предает лучшая подруга Анюта, - имя кого-то другого, а не Юльки, она пишет в тесте. Это предательство? Анюта, не похожая ни на кого, умная, открытая, честная. Только она знала Юлину тайну. Однако, будучи натурой незаурядной и смелой, Юля не встает на путь конформизма со сверстниками, а продолжает отстаивать свою индивидуальность, пусть даже в неравной борьбе…

Предает ее и родной отец, у которого своя семья и двое детей. Предает ее и любимый, который позволяет одноклассникам издеваться над ней. Но чем вызваны эти предательства? Ошибкой? Правилами жизни? Страхом? Можно ли залечить раны и простить? Тамара Михеева описывает школу именно такой, какая она есть, без прикрас и заблуждений. Со всеми проблемами, которыми окружен подросток во время учебы. С теми проблемами, которые нам, взрослым, кажутся «незначительными»… Голая правда. Правда изнутри. Здесь и несовершенство психологических тестов, по результатам которых «просто, но эффективно» строится работа классного руководителя. Здесь и извечная метаморфоза – когда преподаватель из личности превращается в простую «корочку», не только по прозвищу, но и по своим поступкам. Когда ты красишь волосы и ярко одеваешься, будь ты хоть трижды хорошим человеком, нелюбовь большинства преподавателей тебе обеспечена. И в повести «Не предавай меня» так точно описано, чем чреват ярлык «не как все». Можно ли не попасть под влияние и не стать орудием чьих-либо интриг? Как научиться понимать тех, кто признан всеми «изгоем» за плохую успеваемость? И о какой успеваемости, в самом деле, может идти речь, когда умер отец, и ты вынужден подрабатывать после школы?! Как быть, когда самое сокровенное, самое личное – твой дневник, - читает весь класс? К счастью, на поле брани никто не отменял любовь. Это чувство, скорее всего, и оставляет о школе только хорошие воспоминания. А когда это чувство взаимно… Любовь в повести Тамары Михеевой раскрыта со всех сторон. Если одноклассник постоянно издевается и дразнится, то он просто пытается выразить свою симпатию. Если девочка старается как можно реже с тобой говорить, значит, она тайно влюблена. И чаще всего эту «тайну» знают все, кроме самого «объекта» любви. А как много тайн, своих и доверенных взрослыми, способно скрыть сердце подростка? И чем грозит ему такое «таинство»? Тамара Михеева не стремиться поучать. И этим повесть подкупает особенно. Для кого-то из героев любовь является трофеем, еще одной «галочкой» в списке побед. Но выиграет этот трофей тот, кто сделает его реальностью своего существования. Ведь любовь не терпит лжи и лицемерия. В любви важно, минуя все козни и преграды, верить, доверять и прощать…

Герои-подростки находятся на распутье: с одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой стороны – они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти.

Таким образом, в литературе XXI века проблема нравственного становления личности имеет несколько аспектов. Важнейший из них - обретение подростком самостоятельности, своего места в жизни. Подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления.

Проанализировав художественное произведение Т.Михеевой, соотнеся его с психолого-педагогической литературой по подростковому возрасту, можно сделать следующие выводы:

    Идея победы добра над злом – главная идея произведений современной прозы о подростках, эта мысль утверждается через изображение противоречий, конфликтов, которые ранят людей, особенно юных.

    В основе сюжетов произведений современной прозы о подростках заложен психолого-педагогический подтекст.

    Произведение охватывают не только проблемы нравственного взросления, но и социальные проблемы современного общества.

    Жанровое своеобразие небогато, это: повесть, в которой четко очерчены композиционные части.

    Произведение несет в себе не только духовную функцию, но и служат практическим материалом для воспитания подростков.

    Герои – подростки живут реальной жизнью, их характеры соответствуют современному психолого-педагогическому понятию «подросток».

Обработка анкет, размышления над ними – это как будто вторая часть повести «Не предавай меня!». Герои книжные, мои друзья в жизни – они так похожи, и так похожи их проблемы. О них я не думала всерьёз, пока не прочитал книгу Михеевой. Она заставляет размышлять о себе и о жизни всех людей.

6. Список литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: уч. пособие – 2-е издание, перераб. –Спб: изд-во Михайлова в.А., 1998. – 379с.

2. «Литературная газета» №37 от 17-23 сентября 2008 года.

3. Михеева Т. «Не предавай меня!» (романтическая повесть). – М., 2012. – 192 с.

4. Психология подростка. Полное руководство. Под ред. А.А.Реана – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 432 с.

5. Фельдштейн Д. И. «Психологические аспекты изучения современного подростка». Вопросы психологии, 1985, № 1. – с. 34-43

Проблема молодежи в современной литературе

Яд блатного мира невероятно страшен. Отравленность этим ядом - растление всего человеческого в человеке. Этим зловонным дыханием дышат все, кто соприкасается с этим миром.

Варлам Шаламов.

Знаем, что такое в армии быть порядочным. Многие ребята после службы морально сломались, особенно интеллигентные.

Из письма в газету.

"Мне шестнадцать, я мир обнимаю любя..." - написал юный волгоградский поэт, трагически погибший в 18 лет. Мне тоже скоро будет 18. Порой чувствую необъятность жизненных сил, беспричинную веселость и любовь ко всему свету. Чего, кажется, тревожиться, когда в жизни все складывается хорошо? Почему же иной раз жестокая тоска охватывает меня, ничто не радует, жизнь представляется бессмысленной? Я заметил, что чаще всего это бывает, когда в действительности или в искусстве сталкиваюсь с новыми для меня явлениями несправедливости, жестокости, бесчеловечности.

Как проводят время чуть не большинство моих ровесников? Гоняют до одури на мотоциклах, мешая отдыхать жителям, слоняются по улицам, ищут, где выпить, или развлекаются драками и безобразиями на дискотеках. Интересно, что у многих моих товарищей даже мысли не возникает помочь своим родителям. Мне не о чем порой даже поговорить с теми, с кем принадлежим к одному поколению. Но больше всего меня поражает жестокость парней и девчат. Ко всем: К родителям, которых совсем не жалеют; к учителям, которых доводят до болезни; к слабым, над которыми могут издеваться бесконечно; к животным.

Я много размышлял о том, откуда идет жестокость и почему она так часто торжествует. Конечно, здесь много причин: войны и революция этого века, сталинские лагеря, через которые прошло чуть не полстраны, повальное пьянство и безотцовщина, даже то, что школа ставит ни за что тройки, позволяя бездельничать. А в последние годы, когда выяснились факты злоупотребления властей, многие из нас совсем изверились.

Но в этом сочинении мне хотелось бы сказать о двух явлениях и временах нашего общества, которые рождают жестокость. Очень многие проходят через колонию, и почти все - через армию. О зоне и об армии два произведения современной литературы.

Роман Леонида Габышева "Одлян, или Воздух свободы" - повествование о подростке, позже юноше, Коле, по кличке сначала Камбала, потом Глаз, позднее Хитрый Глаз. Если кратко, это рассказ о мире, где господствует сплошное унижение и насилие. "Глазу становилось невмоготу. Тиски так сдавили кисть, что она перегнулась пополам: мизинец касался указательного пальца. Казалось, рука переломится, но гибкие косточки выдерживали.

Глаз, а ну улыбайся. И знай: медленно буду сжимать, пока кости не хрустнут или пока не сознаешься.

Ладно, Глаз, пока хватит. Вечером пойдем с тобой в кочегарку. Суну твою руку, правую руку, в топку и подождем, пока не сознаешься".

Страшнее всего, что по требованию заправил зоны (в данном случае Камани) Коля сам сует руку в тиски или подставляет голову под удар. Иначе будет еще хуже. Читаешь роман и понимаешь: человек попадает в колонию, и общество перестает его защищать. Лагерное начальство делает вид, что ничего не замечает. Нет, хуже, сознательно использует часть заключенных (так называемых рогов и воров), которым предоставляются льготы и послабления, чтобы те держали всех остальных в порядке". А уж порядок зеки-заправилы наводить умеют... Сцен, подтверждающих сказанное, в романе много. Вот одна. Коля первые дни в зоне. Майор, по прозвищу Рябчик, проверяет его дежурство. Он спрашивает парня:

Прописку сделали?

Коля молчал. Ребята заулыбались.

Сделали, товарищ майор,- отвечал цыган.

Кырочки получил?

Получил,- теперь ответил Коля.

Какую кличку дали?

Камбала,- ответил Миша.

То, чему улыбнулся майор с зеками, прописка и кырочки, заключались в жестоком избиении и унижении, но к этому люди, поставленные следить за исправлением заключенных, относятся как к должному.

Значительная часть романа состоит из подобных эпизодов. Что же, может быть, благодаря писателю, не только Хитрый Глаз, но и читатель постигает, что такое свобода.

В повести Сергея Каледина "Стройбат" показаны несколько дней из жизни военных строителей, которые выполняют "почетную обязанность советских граждан". Это сборная часть, своего рода свалка, куда собрали "скверну" из многих стройбатов. Поэтому нравы здесь не так уж отличаются от зоны, да и интересы те же. "Короче, ехали в ад, а попали в рай. Вот ворота, а справа, метров двести,- магазин. А в магазине - рассыпуха молдавская, семнадцать градусов, два двадцать литр. С десяти утра. Малинник!"

Закон здесь: у сильного всегда бессильный виноват! Сильные- это деды, слабые- салабоны. Казалось бы, разница небольшая: на год раньше пришел на службу. Но она как цвет кожи или язык. Деды могут не работать, пьянствовать, издеваться над первогодками. Те должны все терпеть. Мало того, будучи отделенными начальниками, деды распоряжаются, как рабовладельцы. "Сперва Женька решил Егорку с Максимкой Косте подарить, да потом одумался- всего-то пахарей у него- эти двое. Егорка, кроме основной работы, Женьку с Мишей Поповым обслуживает: койку заправить, пайку принести из столовой, постирать по мелочи, а Максимка- Колю, Эдика и Старого". Порядок здесь старшие тоже наводят быстро: "Егорку Женька обработал сразу, тот почти не рыпался. Пару раз ему кровь пустил слегка, а чучмеки почему-то крови своей боятся. А... с Максимкой повозился подольше...".

В повести не раз описывается, как солдаты пьют или колются. Центральная сцена- грандиозная драка между ротами. После всего жутким издевательствам воспринимается характеристика на Костю Карамычева. Последние восемь месяцев он работал грузчиком на хлебокомбинате и крал, что только мог. От пьянства "не просыхал". Когда же, "вконец оборзев", попался, командир роты Дощинин "предложил Косте на выбор: или он дело заводит, или Костя срочно чистит... все четыре отрядных сортира". Тот выбрал последнее, взяв, разумеется, помощников из молодых. При "дембеле" же этот командир дал Косте следующую характеристику: "За время службы... рядовой Карамычев К.М. проявил себя как инициативный, выполняющий все уставные требования воин... морально устойчив... Характеристика дана для предъявления в Московский университет". Что ж, готов интеллигент. Беспредел, как говорят зеки. Сейчас готовят военную реформу. Боюсь, однако, мои ровесники ею не успеют воспользоваться. Возможно, скоро и мне предстоит идти служить. Неужели придется два года жить с парнями, в которых отсутствуют человеческие чувства? Нет, физических лишений я не боюсь. Как говорится: "Служить бы рад, прислуживаться тошно".

Прочитаны оба произведения. Они не слишком художественны, есть погрешности против стиля и законов литературы. В них нет зато погрешностей против правды. Писателям веришь. И веришь еще в то, что если мы очень захотим, то жестокости станет меньше.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...