Как фотографировать диких птиц. Опыт фотографов-профессионалов. Фотографируем птиц правильно и красиво

Вы любите птиц? Замечательно! Вы хотите сфотографировать птиц, которые каждый день прилетают в ваш сад, и за которыми вы наблюдаете из окошка, неторопливо попивая чай? Хорошая идея! Но не думайте, что фотографирование птиц в их естественной среде обитания - это так просто!

Сегодня мы решили дать вам несколько советов о том, как фотографировать птиц.

Для того, чтобы фотографировать диких птиц, вам обязательно потребуется длиннофокусный объектив. Лучше всего, если это будет объектив с фокусным расстоянием 300-400 миллиметров. Это нужно для того, чтобы снимать птицу, что называется, в полный кадр. То есть так, чтобы птица занимала бы бОльшую часть площади кадра, а не только несколько ее процентов. Ведь вам наверняка известно, что чем больше вы будете обрезать снимок при кадрировании, тем хуже будет его качество. Вот и снимайте так, чтобы не обрезать ничего лишнего! И еще заметим одну деталь. Длиннофокусным объективом лучше всего снимать со штатива. Это поможет вам избежать нежелательной вибрации фотокамеры.

Прежде чем отправиться на фотоохоту на птиц вам нужно тщательнейшим образом изучить все свое оборудование. Вы должны четко знать назначение каждой кнопки, каждого рычага управления на вашей фотокамере. Дело в том, что при такой работе, как фотографирование птиц, важна каждая секунда! Стоит вам хотя бы чуть-чуть замешкаться - и объект вашей съемки уже улетел. Так что научитесь реагировать молниеносно, и так же молниеносно настраивать всю свою аппаратуру.

Во время фотографирования птиц постарайтесь расположиться как можно ближе к объекту съемки. Даже если объектив у вас длиннофокусный. Все равно, чем ближе от птицы вы будете находиться, тем лучше будет ваш кадр. Ведь птицы, которых мы фотографируем, достаточно малы. Это не индюки и не страусы. И, к тому же, часто не очень заметны на фоне деревьев. Вот поэтому такие маленькие и незаметные объекты при съемке издалека могут легко слиться с фоном и стать совершенно незаметными.

Птицы - существа очень чуткие, зачастую они мгновенно реагируют на появление человека и улетают. Вот поэтому фотографу нужно стараться оставаться незамеченным ими. Именно по этой причине рекомендуем вам фотографировать птиц из какого-нибудь укрытия. Если вы находитесь в собственном саду - то из сарая, например, или из какого-либо другого строения. Удобно это делать и из окна дома (окошко, естественно, нужно открыть). Если вы пошли на фотоохоту в лес - то легко можете укрыться за кустами, за толстым деревом… Опытные фотоохотники даже строят специальные шалаши.

Если вы фотографируете птиц в собственном саду, хорошо будет, если вы их будете подкармливать. Развесьте вокруг своего дома кормушки! Особенно это актуально зимой, когда птицам не хватает пищи. Кормушка с вкусной едой - прекрасный стимул птицам для посещения вашего сада!

Расположение кормушек в саду - тоже довольно важное дело. Ведь ваша задача не только подкормить птиц в голодное для них время, но и создать хороший фон для съемки этих непоседливых миниатюрных фотомоделей! Если кормушка, допустим, будет висеть на фоне дерева - то, как мы уже говорили сегодня, птица просто сольется с листвой и вам трудно будет отделить ее от фона. Вот поэтому вешайте кормушки так, чтобы позади них был удобный для вас фон, на котором птицы будут хорошо выглядеть, и их будет прекрасно видно. Таким фоном, например, может быть забор, стена дома или какая-либо другая интересная, красивая и фактурная поверхность.

Подумайте о том, куда птицы будут присаживаться для того, чтобы позировать вам. Для этих целей можно развесить по саду всевозможные реечки и палочки, расставить интересные предметы и как-то приманить к ним птиц. Замечательные снимки могут у вас получиться, если вам удастся «уговорить» птичек присесть именно там, где вам нужно!

Организуйте вашу «фотостудию» для работы с птицами так, чтобы различные предметы не заслоняли от вас объект съемки. А так же замаскируйте ненужные предметы на фоне. Это можно легко сделать при помощи различных щитов, листов фанеры или другого подручного материала, который нетрудно найти в саду любого хозяина.

Особое внимание обращайте на фокусирование. Нерезкие снимки птиц смотрятся очень плохо. Старайтесь снимать птиц так, чтобы на фотографии отчетливо читалось каждое перышко.

Хоть мы и говорили сегодня о том, что при съемке птиц фотограф должен иметь быструю реакцию, тем не менее, торопиться в этом деле не нужно. Не будьте слишком нетерпеливыми! Не торопитесь сразу нажимать на спусковую кнопку, как только вы увидели птицу! Хорошенько подумайте, прежде чем сделать снимок. Если птица не видит вас - у вас есть достаточное количество времени для того, чтобы подумать и о композиции кадра, и об экспозиции, и о многом другом. Преждевременный щелчок затвора вашей фотокамеры может спугнуть птицу, и она улетит. И все ваши старания, в этом случае, окажутся напрасными.

Фотосъемка птиц - это очень тяжелое занятие, которое может привести к разочарованию, если не вооружиться терпением и не попробовать на практике некоторые рекомендации.

У меня были ситуации, когда я буквально сходил с ума, пытаясь сфотографировать птиц и не получал при этом какого-либо видимого результата. Поэтому я решил дать некоторые советы, чтобы помочь вам в фотографии пернатых.

Вы уже запланировали на будущее фото-выезд, чтобы сфотографировать птиц? Вы хотите быть готовыми использовать вашу камеру на все сто, когда на пути окажется «дичь»? Тогда читайте внимательно эти советы.

1. Фотографируйте с ярким и естественным светом

Птицы - это животные, которые находятся в постоянном движении и требуют от вас быстроты реакции, а от вашей фототехники - высокую скорость фокусировки на коротких выдержках.

Так как время экспозиции очень ограниченно, чтобы избежать смазанного изображения, очень важно наличие достаточного количества света. Это позволит правильно проэкспонировать фотографию.

Когда вы используете телеобъектив, чтобы сфотографировать птицу на достаточно большом расстоянии, вы не можете себе позволить слишком широко открыть диафрагму. Это часто невозможно из-за технических возможностей объектива, а так же из-за ГРИП. Таким образом, чтобы гарантировать необходимую глубину резкости вы должны использовать относительно закрытую диафрагму.

Естественно, что при этом мы не собираемся увеличивать слишком сильно уровень светочувствительности ISO, следовательно, необходимо достаточное освещение сцены, чтобы была правильная экспозиция. Ведь так?

2. Изучай движение птиц

Довольно сложно в фотографии птиц «прийти, увидеть и победить». Чтобы получилась хорошая фотография, придется остановиться, не делая при этом излишнего шума и резких движений. Нужно быть очень внимательным по отношению к движениям птиц, которых вы собираетесь сфотографировать.

Самое главное не шевелиться, чтобы они не испугались и не улетели. Даже если у вашего объектива большое фокусное расстояние, этого может оказаться недостаточно, чтобы сфотографировать птицу, которая находится очень далеко от вас.

Чтобы не испугать птиц, можно использовать камуфляж или одежду невзрачных цветов, спрятаться в доме, машине, за деревом и т.д. Все это необходимо чтобы дать возможность животному вести себя естественно, чтобы они не боялись подойти к вам ближе.

Начать фотографировать можно только тогда, к огда вы уже достаточно долго понаблюдали за птицей и можете предугадать, когда она остановится или полетит и куда.

Это не легкая работа, поэтому вооружитесь терпением и выдержкой, у вас получится!

3. Привлеки внимание

В предыдущем совете я предлагал вам быть пассивным наблюдателем. В данном случае, я рекомендую быть более активным: «атакуйте»! Почему бы не поставить какой-нибудь элемент, который привлечет внимание птиц? Разве вы не так поступаете в парке, когда хотите привлечь к себе уток, голубей и т.д.?

Если у вас есть время и возможность это сделать, приготовьте место, где вы хотите сделать фотографию. Поставь чучело или корм, что бы привлечь внимание птиц. Таким образом, фотография будет под большим контролем.

Вам кажется это смешным? Попробуйте, это работает!

4. Используйте телеобъектив

Если речь идет не о крупной птице (орел, беркут и тому подобное), которая находится достаточно близко, чтобы добиться хороших результатов, нужно использовать телеобъектив.

Наиболее длиннофокусные объективы имеют переключатель ограничителя фокусного расстояния, который позволяет ограничить минимальное фокусное расстояние объектива и определить, хотим мы навести фокус на предмет, который находится близко или отдален. В этом случае, излишне говорить, что мы должны поставить автоматический фокус на дальнем расстоянии, чтобы получить нужный нам результат.

5. Активируйте серийную съемку

Даже со сложенными крыльями, птицы подвижные создания, они не замирают ни на секунду и эта гиперактивность увеличивается, когда они находятся в полете.

Поэтому, если в вашем фотоаппарате есть опция серийной съемки, рекомендуется ее активировать. Когда вы делаете портрет животного в какой-то конкретной позиции, сделайте более одной фотографии, чтобы гарантировать что как минимум одна из них выйдет хорошо. Но проверьте, чтобы карты памяти имели достаточную емкость, так как количество фотографий начнет резко увеличиваться.

6. Фокус на глаза

Точно так же как и при фотографировании портретов людей, домашних животных или других живых существ, золотое правило - фокусировка на глазах, в данном случае, птичьих.

Почему? Потому что люди ищут резкость именно в этой части и если ее нет, то снимок вызывает разочарование.

Если птица маленькая, и часть, которую она заполняет в видоискателе вашего фотоаппарата, небольшая, рекомендуется использовать непрерывную фокусировку (автофокус servo), чтобы гарантировать правильный фокус, несмотря на небольшое движение фотографа или птицы.

Если непрерывная фокусировка для вас сложна, используйте одиночный автофокус, но с небольшим количеством точек. Только так можно навести фокус именно на глаза, а не на клюв или другую анатомическую часть птицы.

7. Будь готов!

Фотография птиц мне напоминает рыбалку или охоту. И неспроста, так как мы хотим «поймать» птицу на нашем снимке.

Это значит, что наша удочка или ружье всегда должны быть готовы, в данном случае мы говорим о фотоаппарате. В самый неожиданный момент может появиться наша «дичь» и очень важно не упустить момент, другого шанса может не быть.

Так что имейте в виду, вы всегда должны быть готовы!

Теперь ваша очередь

Я уже дал свои советы, теперь ваша очередь подумать и добавить свою песчинку и написать восьмой, девятый, десятый совет…

Помогите мне увеличить список, чтобы в следующий раз, когда мы сделаем вылазку для фотоохоты на птиц, всем было легче!

18088 Совершенствуем знания 0

Съемка животных и птиц – отдельный и очень специфический жанр. Он не похож ни на один другой, так как правила и принципы тут крайне своеобразны. Девиз фотографа, снимающего «дичь» - «Лови момент!». Девиз того, кто снимает домашних питомцев – «Знай правила!».

Давайте разберемся - проще или сложнее снимать домашних питомцев, чем диких животных? И какие при этом есть особеннности?

Сначала поговорим о братьях наших меньших, живущих в дикой природе. Ведь наиболее интересны фотографии в естественной среде обитания, где животные и птицы смотрятся естественно и гармонично с окружающим миром, который служит прекрасным фоном.

Оборудование. Кажется, что достаточно потратить 1-2 тысячи долларов на оборудование и через годик можно будет устраивать персональную выставку. Увы, это далеко не так. А уж в фотоанималистике и подавно. Во-первых, такой маленькой суммой обойтись не удастся, а во-вторых, фотосъемка животных требует не столько наличия профессиональной съемочной аппаратуры и навыков ее эксплуатации, сколько глубокого знания объектов съемки. Но, несмотря на очевидные сложности этого направления, фотоанималистика неуклонно совершенствуется.

Итак, Вам понадобится:

Оптика . Одна из отличительных черт съемки животных заключается в сильном влиянии, которое оказывает объект на работу фотографа. Выбор методики почти полностью зависит от поведения животного и особенностей местности. Многие существа весьма осторожны и не подпускают к себе человека на близкое расстояние, и тогда фотограф вынужден пользоваться телеобъективом. Некоторых животных можно сфотографировать только из укрытия, поэтому возникает необходимость устраивать засады, а порой пользоваться и дистанционным управлением. Хорошим вариантом могут стать телеобъективы с фокусными расстояниями 70-200 и даже 400 миллиметров. Для достижения ещё большей «дальнобойности» можно использовать телеконвертер с коэффициентом увеличения 1.4, 1.7 или 2, но поскольку его использование приводит к снижению светосилы оптической системы, телеконвертер лучше применять в комбинации со светосильной оптикой. Животных практически не снимают на открытой диафрагме, но фотографу-анималисту часто приходится работать в сумерках и под пологом леса, а поскольку яркость "картинки" в видоискателе камеры и точность фокусировки напрямую зависит от светосилы используемого объектива становится очевидной важность этой характеристики.

Выбор объектива часто зависит от особенностей поведения животного, которого вы собираетесь снимать. Большинство млекопитающих и птиц редко подпускают к себе человека на близкое расстояние, и тут полезен длиннофокусный объектив, увеличивающий изображение, а общие планы и местообитания животных удобнее всего снимать широкоугольными объективами. Мелких зверей в природе все же больше, чем крупных, поэтому фотографы часто прибегают к крупноплановым съемкам специальным макрообъективом. Эти три объектива - длиннофокусный, широкоугольный и макрообъектив - должны составлять основу снаряжения фотографа-анималиста. Стоимость такой аппаратуры значительна.

Камера . Для фотоохоты подойдет практически любая цифровая фотокамера со сменной оптикой и крупным сенсором (APS-C формата или FF)или же суперзум, но за качественный конечный результат последнего нельзя ручаться на сто процентов.

Штатив или монопод . При съемке длиннофокусными объективами велика вероятность смазывания изображения при съемке с рук. Чтобы избежать этого неприятного эффекта имеет смысл воспользоваться штативом или моноподом.

Теперь о приспособлениях : всего, что может пригодиться, с собой не возьмешь, поэтому, собираясь на съемку, берите без колебаний только то, что пригодится наверняка. Особенно важно быть налегке при съемке "с подхода", иначе вас ждет неудача. От большого количества приспособлений мало проку, если оно мешает двигаться быстро или бесшумно.

Теперь непосредственно разберемся с особенносями самой фотосъемки . Здесь необходимо помнить несколько простых правил. При этом речь не пойдет о съемке львов или медведей в саванне или таежных лесах - это удел опытнейших и профессиональных фотографов.

Есть два основных способа съемки диких животных , если не считать самых мелких существ, - с подхода и из укрытии. При съемке с подхода многое зависит от случая, здесь нужны опыт и терпение, зато требуется меньше аппаратуры и затрачивается меньше сил на приготовления, чем во время съемки из укрытий. Результаты съемке с подхода сложно предсказать, и они чаще оканчиваются неудачей, но для большинства новичков именно этот способ представляется не таким страшным делом по сравнению с тяготами переноски, строительством и ожиданием в укрытии.

Приемы съемке с подхода фотографа очень похожи на охотничьи, где многое заимствуется у самих животных. Надо учитывать трудности, возникающие подчас именно в тот момент, когда, казалось бы, все готово и можно приступить к съемке: внезапное ухудшение освещения, неудачное направление солнечных лучей, наличие препятствий между объективом и предметом съемки и т. п.

Для успешной фотосъемки вы должны знать образ жизни животных, которых собираетесь фотографировать, привычки, знать, когда они размножаются, чем питаются, в какой период к ним легче приблизиться, - словом, общую схему их поведения в течение года и в течение дня. Если все это вам неизвестно, придется заполнять пробел. Работая в официальном, хорошо организованном заповеднике, можно найти на месте специальную литературу, здесь вам помогут егерь, лесник или профессиональные гиды. Сказанное выше относится и к любым другим видам съемки животных, но при съемке с подхода - это единственный способ найти объект.

Некоторые животные проявляют особую активность ночью, на рассвете и на закате. От этого зависит выбор не только времени суток, но также аппаратуры. Если ваш объект живет в стаде или стае, вам вряд ли удастся выследить его, просто прогуливаясь по территории, где он обитает. И это лишь частица тех сведений, которые отделяют неудачу от удачи. Роль счастливого случая велика во всех видах фотоохоты, но знание повадок животных во многом повышает вероятность успеха, особенно при съемке с подхода.

Одна из главных забот фотоохотника - остаться незамеченным. В зависимости от того, какое животное вы пытаетесь сфотографировать, обратите особое внимание на шумы, движения или запахи. Как правило, обострение определенного органа чувств у животного или птицы обусловлено его образом жизни. Знание привычек и повадок животного подскажет, что для него главное: слух, зрение или чутье. Хищникам, например, необходимо хорошее зрение, чтобы выследить свою добычу. Животные, обитающие в местах, где видимость ограничена, скажем, в густом лесу, больше полагаются не на зрение, а на слух и обоняние.

Зрение почти у всех птиц очень острое. А главное, у них большая разрешающая способность в отношении деталей; у обычного ястреба плотность клеток сетчатки в восемь раз выше, чем у человека. Большинство птиц различают цвета, правда, ночные птицы (совы) почти лишены этого качества, зато они хорошо видят в сумерки. Кроме того, у большинства птиц глаза расположены по обеим сторонам головы, что обеспечивает широкий угол зрения. Утки, например, имеют угол зрения 360°. Многие птицы почти не обращают внимания на неподвижные предметы. Основным элементом в способе их восприятия является движение, поэтому во время скрадывания очень важно научиться "замирать". Слух у большинства птиц тоньше человеческого, а в жизни ночных птиц он имеет очень большое значение. Но в полете воздушный поток и шум крыльев, вероятно, снижают чувствительность органов слуха. Есть предположения, что птицы воспринимают звук очень низкой частоты, который распространяется на значительные расстояния. Обоняние, как правило, не играет у птиц заметной роли, возможно, потому, что в полете на любой высоте слабые запахи нельзя уловить.

Зрение у большинства животных, ведущих хотя бы отчасти ночной образ жизни, не играет важной роли, они склонны полагаться на другие органы чувств. К тому же у них нет цветового зрения, если не считать высших приматов и некоторых грызунов. Есть, правда, исключения, особенно среди кошачьих, которые настигают добычу за счет быстрого бега. Встречаются они и среди оленей, которые спасаются, благодаря той же скорости. Слух почти всегда развит хорошо, а животные с большими и подвижными ушами (копытные, зайцеобразные) обладают высокой направленной чувствительностью. Обоняние все млекопитающие имеют настолько тонкое, что человек не идет с ними ни в какое сравнение. Как правило, млекопитающие пользуются чутьем чаще, чем слухом или зрением.

Из вышесказанного возникает вопрос об экипировке .

Для начала оденьтесь так, чтобы не бросаться в глаза. Если вы по-настоящему увлеченный человек, можно с помощью маскировки постараться подойти к объекту съемки так, чтобы находиться совсем рядом с ним. Это возможно при условии точных знаний о поведении и повадках данного животного. В большинстве случаев вы вряд ли захотите или сможете готовиться чересчур основательно. Тем не менее, избегайте в своей экипировке всего яркого и броского. Одежда должна быть невзрачной, при передвижении через кустарник она не должна шуршать и цепляться за ветви. Скройте металлические части очков. При светлой коже лицо будет очень заметно даже на большом расстоянии. В холодную погоду его можно закрыть шерстяным шлемом, в иных случаях рекомендуется нанести несколько мазков темного грима или грязи (вспоминает кадры из боевиков!).

Запах, редко мешающий при съемке птиц, может вызвать трудности, когда имеешь дело с млекопитающими. Одной из основных составляющих человеческого запаха является масляная кислота, и собаки, например, почти в миллион раз чувствительней к ней, чем люди. Одежда немного ослабляет запах, однако очень важно делать как можно меньше движений и находиться против ветра по отношению к животным, которых выслеживаешь. Не пользуйтесь сильно пахнущими веществами: дезодорантами, лосьонами, репеллентами.

Одно из основных условий фотоохоты - плавная, бесшумная походка .

Обычно при ходьбе делают много резких, ненужных движений: идут вразвалку, покачиваясь из стороны в сторону, размахивают руками, шаркают ногами. При съемке с подхода всего этого следует избегать и двигаться более сдержанно, как бы скользить. Понаблюдайте, как домашняя кошка подбирается к птице, - она плавно крадется, а голова и туловище неподвижны. Она словно скользит вперед, и если не следить за ней нарочно, то ее движений можно вообще не заметить. Учитесь правильному шагу - ставьте пятку на землю, а затем как бы перекатывайте остальную часть стопы, опираясь на ее внешнюю сторону. Такой шаг может показаться неудобным, зато он плавный и бесшумный. Внимательно следите за тем, куда ставите ногу, не наступайте на сухие листья и ветки. Не беда, если на первых порах вам придется часто смотреть под ноги и упускать хорошие возможности для съемки, - со временем вы научитесь пользоваться периферийным зрением. Если уж вы наступили на сухую ветку - замрите. Этот звук насторожит всех животных, оказавшихся поблизости, правда, большинство из них обычно не срываются с места сразу, а стоят неподвижно, настороже, в ожидании других признаков опасности. На всякий случай подождите несколько минут. За это время животные убедятся, что тревога была ложной, и успокоятся.

Дополнительные трудности во время скрадывания создает фотоаппарат: он вызывает шум, необычно выглядит и имеет блестящие, отражающие солнечный свет части. С шумом бороться почти невозможно. "Мягкий" бокс, или звуконепроницаемый контейнер затрудняет пользование аппаратом, а при скрадывании снимать нужно быстро. А вот скрыть черной изолентой хромированные части, несомненно, стоит. Вдвойне важно находиться в тени, чтобы солнечные лучи не попали на поверхность объектива или другие части фотоаппарата.

Чтобы сделать хороший кадр стоит некоторое время понаблюдать за объектом съёмки . Изучив повадки птицы или животного, которых вы хотите сфотографировать, вам будет легче прогнозировать его перемещение и поведение.

Например, белочки имеют обыкновение время от времени привставать на задних лапках, чтобы прислушаться и осмотреться вокруг, довольно забавно складывая передние лапки на груди - это прекрасный момент для съёмки. Можно сфотографировать как белка, разгрызая орешек, обеими лапками подносит его ко рту, как карабкается по стволу дерева или выглядывает из-за него. В некоторых парках белки настолько привыкли к постоянному общению с людьми, что совершенно их не боятся, и можно попробовать снять их не только в режиме репортажа, но и постановочно, попросив ассистировать в этом мероприятии кого-нибудь из родственников или знакомых.

У синиц и многих других птичек есть привычка прилетать к кормушке с одного и того же места. Например, выбрав какую-то удобно расположенную ветку, они садятся сначала на неё, выжидают удобного момента, чтобы подлететь к кормушке, хватают еду и улетают, затем снова и снова повторяют свой маршрут. Таким образом, закрепив камеру на штативе и наведя резкость на эту самою ветку, вам останется лишь вовремя нажимать на кнопку спуска, подлавливая самые удачные моменты и ракурсы. Можно использовать при этом пульт дистанционного управления фотокамерой.

Оказавшись в парке и внимательно наблюдая за происходящим, вы можете заметить множество других интересных сюжетов для съемки. Ими могут стать играющие друг с другом собаки, красивый иней на деревьях, прогуливающиеся со своими домашними любимцами прохожие. Главное - будьте всегда начеку, чтобы, заметив интересный сюжет или ситуацию, успеть на неё отреагировать и сделать кадр, не упустив кульминационный момент.

Избегайте дрожания камеры.
Не забывайте про то, что при съёмке с рук длиннофокусной оптикой для получения резких кадров выдержка должна быть не длиннее, чем дробь «1/фокусное расстояние», выраженная в секундах, а на "кропнутых" камерах - в разы короче, пропорциональные кроп-фактору вашей фотокамеры.

Конечно, оптический стабилизатор изображения даёт возможность поставить на несколько ступеней более длинную выдержку. Но слишком длинные выдержки всё равно нежелательно использовать, поскольку фотография может получиться нерезкой не из-за дрожания рук фотографа, а из-за движения самого объекта съёмки. И против этого вида нерезкости даже самый совершенный оптический стабилизатор бессилен.

Сделать камеру более стабильной в момент съёмки можно и другими способами: например, прислонившись к дереву, забору или другой прочной и неподвижной опоре, например, оперевшись об колено. Можно залечь с камерой, подложив под объектив кофр.

Возьмите под контроль параметры съёмки .
Наводка на резкость по ближайшему объекту, а именно этот метод используется большинством камер в «зелёном» полностью автоматическом режиме, - далеко не самый лучший вариант для съемки птиц и животных. При использовании длиннофокусной оптики особенно при открытой диафрагме ГРИП очень невелика. Поэтому, чтобы резкой оказалась именно пернатая пташка, а не ветки перед ней, именно мордочка белки, а не только её нос, фокусироваться на них нужно исключительно точно - по центральной точке. Совместите в кадре сюжетно важную деталь (обычно, это глаз), на которую нужно навести резкость, с точкой фокусировки, наполовину нажмите спусковую кнопку и, услышав подтверждающий успешность фокусировки звуковой сигнал, сформируйте кадр и плавным нажатием кнопки спустите затвор.

Приступая к съёмке, настройте свою камеру таким образом, чтобы она записывала снимки в максимально возможном разрешении и максимально возможном качестве, но лучше в «сыром» формате RAW. Выставьте соответствующую условиям освещения светочувствительность ISO, настройку баланса белого (при съемке в RAW эта настройка не имеет смысла и выставляется в авто) и метод определения экспозиции.

Снимайте в ручном режиме экспонирования (M) или в режиме приоритета диафрагмы (А), чтобы осмысленно управлять значениями выдержки и диафрагмы, добиваясь нужной резкости и глубины резкости.

Старайтесь не использовать высокие значения ISO, чтобы избежать появления на фотографии шумов. Но и не забывайте о возможности повысить ISO, если при максимально открытой диафрагме выдержка оказывается недостаточно короткой для получения резкого снимка.

И помните, что часто у вас всего один шанс сделать снимок. Услышав звук камеры при спуске затвора - дикие животные и птицы вряд ли вам предоставят возможность более тщательно подготовится и сделать дубль.

Съемка домашних животных – это обособленный жанр. Он не похож на съемку дикой природы. С одной стороны, конечно, снимать домашних питомцев проще. И по лесам их искать не надо, и около решетки зоопарка сидеть не приходится, и даже можно с «моделью» договориться, дав пару-тройку команд или кусочек лакомства. С другой стороны, не всякая модель идет на контакт.

Съемку домашних любимцев можно разделить на три основных типа:

В завершении, в качестве напутствия, хочется сказать: хотите делать удачные снимки животных и птиц - совершенствуйте и технику съемки, и вашу фототехнику.

Надеюсь, материалы данного урока были интересны и будут вам полезны. Всего Вам фотографического!

В статье использованы материалы книг "Фотографирование диких животных и природы", Майкл Фримен; Canon Lens Work II и "Птицы перед микрофоном и фотоаппаратом", А.С. Мальчевский, Э.Н. Голованова, Ю.Б. Пукинский.

Фотографировать птиц – занятие весьма интересное и увлекательное, но довольно-таки сложное. При фотосъемке птиц необходимо всегда помнить, что птицы являются очень пугливыми существами. Готовясь к такой съемке, запасайтесь терпением, а также возьмите с собой дополнительную карту памяти. Ведь Вам предстоит сделать большое количество фотографий, а затем из большинства выбрать несколько наиболее удачных.

Выбор фотокамеры

Если у Вас имеется зеркальная фотокамера, то с собой следует взять длиннофокусный объектив, имеющий фокусное расстояние не менее 350 мм. В том случае, если у Вас нет длиннофокусного фотообъектива, сделайте кадрирование после фотосъемки в , обрезав при этом ненужные элементы.

Для фотографирования птиц можно воспользоваться также и простой «мыльницей», имеющую большую кратность зума. Однако с помощью такой фотокамеры можно сделать довольно неплохие фотографии лишь в городском парке или зоопарке. Если проводить съемку где-то на природе, то этот фотоаппарат Вам не подойдет.

Настройка фотоаппарата для съемки птиц

Маленьких и подвижных птиц (например, трясогузки, воробьи) необходимо фотографировать, применяя при этом . Она должна быть не длиннее 1/800 с. Крупные птицы, как правило, менее подвижны. В связи с этим Вы можете их достаточно спокойно фотографировать, применяя при этом более длинную выдержку (к примеру, 1/125 с.). Запомните, что диафрагма при этом способна уменьшать глубину резкости. Не следует также забывать о том, что фотосъемка на длинной выдержке почти всегда может приводить к определенному смазыванию изображения. Чтобы этого не случилось, используйте штатив или же включите стабилизатор.

Фотографирование птиц в полете

Если Вам надо сфотографировать птиц в полете, то обязательно поэкспериментируйте с выдержкой. Используя короткую выдержку, силуэты птиц будут не смазанными, а четкими, чего нельзя сказать о заднем фоне.
Процесс фотографирования птиц в их природной среде потребует от Вас определенного творческого подхода и незаурядного терпения. Перед началом фотосъемки следует понаблюдать за выбранным объектом, внимательно изучить особенности его поведения. Обязательно дождитесь, когда птица начнет немножко привыкать к Вам, будет вести себя более спокойно. Затем Вы должны выбрать наиболее подходящую , приготовить Ваш фотоаппарат и начать фотографировать.

Если Вам предстоит фотографировать птиц в неволе (например, в зоопарке), то старайтесь устанавливать Вашу камеру таким образом, чтобы в кадр не могли войти железные решетки клеток, иначе они могут испортить все фотоснимки. Поэтому допустима будет их минимальная видимость. Те фрагменты решеток, которые остались в кадре, Вы сможете удачно заретушировать либо обрезать, используя Photoshop.

Если у Вас нет зеркальной фотокамеры, а есть лишь простая «мыльница», то Вам следует установить режим «Спорт». При этом фотоаппарат в автоматическом режиме сможет подобрать приоритеты выдержки.

В период фотографирования птиц Вы не будете испытывать дискомфорт, если в Вашем распоряжении имеется цифровой фотоаппарат с . Особенно хорошо, если камера имеет следящий фокус, который сможет позволить в автоматическом режиме настроить фокусировку при резком изменении расстояния между птицей и самой фотокамерой. Если же такой функции нет, то Вам необходимо воспользоваться одной маленькой хитростью, а именно: установите фокус на заданное расстояние и подождите, когда же птица окажется точно в кадре. В этом случае Вам необходимо проявить огромное терпение, но отличный результат подобной съемки стоит того.

Это не обычный фотоурок, он, скорее, похож на зарисовку "из жизни" фотографа, и в некоторой мере - на мастер-класс, проведенный на свежем воздухе! Однако, от этого урок не становится менее полезным!

Возможно, самое трудное при фотографировании пернатых в естественной обстановке - это найти объект съемки. Если, конечно, Вы не решили фотографировать воробьёв или голубей (хотя и об этом мы также расскажем). Знание повадок и особенностей той птицы, которую собираешься снимать, во многом облегчает задачу.

Рассказывает П. Носов:

Как я фотографировал птенцов

Однажды в лесу мое внимание привлекла птица, сидевшая на самой верхушке ели. Она устроилась там как на сторожевой вышке и стрекотала, подергивая длинным хвостом. При моем приближении птица перелетела на соседнее дерево, продолжая громко кричать. Вероятно, она предупреждала кого-то об опасности. Мне захотелось узнать, почему она так волнуется. Я присел на пенек среди невысокого кустарника. Через некоторое время птица успокоилась, затем слетела вниз, в густые заросли молодых елочек. Оттуда сразу послышался писк. Вот, оказывается, почему волновалась птица. Она беспокоилась за свое потомство. Я рассмотрел ее поближе - это оказался сорокопут-жулан. Когда он улетел, должно быть, за кормом для своих прожорливых птенцов, я вышел из засады и отыскал гнездо. Оно было устроено на самых нижних ветках невысокой елки, и его очень удобно было фотографировать.

Как сфотографировать птенцов? Вот так!
Не оперившиеся птенцы сорокопута. Lanius collurio from Gilles San Martin ©
Exposure 0.017 sec (10/603)
Aperture f/9.9

Каждый любитель птиц знает, что стоит только слегка дотронуться до ветки, на которой находится гнездо с птенцами, как они словно по команде поднимут головы с широко раскрытыми клювами. Колыхание ветки является для них сигналом того, что прилетела мать и принесла еду. Этот условный пищевой рефлекс проявляется у всех птенцов. Зная это, я легко сфотографировал всех птенцов сорокопута с открытыми клювами. Вообще, вопрос о том, как фотографировать птенцов, тесно связан с вопросом о том, как фотографировать птиц . Далее я поделюсь еще несколькими наблюдениями на эту тему.

Фотографирование птиц в дикой природе

Часто птицы своим поведением выдают местонахождение гнезд. Как-то я бродил у небольшого болотца. Над моей головой с беспокойными криками летали две птицы, вероятно, самец и самка. Это были чибисы. Я решил, что где-то здесь, у болотца, есть гнездо с птенцами. Начал искать. Каждый раз, когда я подходил к тому месту, где росла высокая осока, чибисы волновались особенно сильно и налетали на меня с резкими криками. Именно где-то здесь и должно быть гнездо. Я обшарил все вокруг, но ничего не нашел и уже собрался уходить, как вдруг у самой воды в небольшой ямке увидел двух пестрых птенчиков. Они сидели неподвижно, тесно прижавшись друг к другу. Покровительственная окраска их оперения была так похожа на серо-зеленый цвет травы, что я чуть не наступил на них. Чибисята не собирались убегать, как будто были уверены в том, что я их не замечу.


Чибис и его маскировочная окраска. Lapwing, Salthouse©

В другой раз прямо из-под моих ног вылетела небольшая серая птичка. Я внимательно осмотрел густую траву и нашел на земле гнездо пеночки . Сверху оно было прикрыто «крышей» из сухой травы и мха. Попадала в него птица сбоку. Находясь в гнезде, она видела только то, что происходило со стороны входа. Сфотографировать пеночку, сидящую на яйцах в таком гнезде, очень трудно.

В то время у меня еще не было телеобъектива, и я вынужден был снимать птицу объективом с фокусным расстоянием 50 мм. А для этого надо было подобраться к гнезду вплотную и приучить птицу к своему присутствию. Начался интересный поединок между мной и этой маленькой осторожной пичужкой. Несколько дней подряд я приходил в лес к гнезду и прятался где-нибудь сбоку за кустом или стволом ближайшей сосны. При моем появлении пеночка каждый раз улетала. Но через некоторое время, убедившись, что ей не угрожает опасность, снова возвращалась в гнездо и продолжала насиживать яйца. Инстинкт насиживания брал у нее верх над страхом перёд человеком. После того как птица влетала в гнездо, я осторожно на корточках передвигался чуть ближе. Через несколько дней я уже смог расположиться метрах в трех от гнезда. Но вот беда - впереди ни кустика, ни ствола, за которыми можно было бы спрятаться. Как быть? Пришлось замаскироваться зелеными ветками. Теперь, приходя к гнезду, я засовывал ветки себе за пояс, в сапоги и под кепку и садился почти у самого гнезда сбоку. Если бы меня в это время кто-нибудь увидел, то, наверное, принял за дикаря, сидящего в засаде. Для птицы же я был просто кустом. В своем уборе я мог сидеть возле самого гнезда на совершенно открытом месте. Мне был виден высовывающийся по временам из гнезда тоненький клюв пеночки. Она то и дело проверяла, нет ли поблизости опасности. От меня до птицы было рукой подать, и я мог сфотографировать торчавший из гнезда клюв. Но как сфотографировать саму пеночку? Для этого нужно было оказаться с нею «лицом к лицу», но подойти ближе мне не удавалось. Как только пеночка замечала меня, тотчас же улетала и подолгу не возвращалась.

Я ужо готов был отказаться от своей затеи, но случай помог мне перехитрить эту осторожную птицу. Был солнечный день. По небу плыли небольшие белые облака. Я обратил внимание на то, что гнездо то ярко освещалось солнечными лучами, то набегающее облако накладывало на него тень. Птица не обращала никакого внимания на это чередование света и тени. И тут я подумал: а что если я появлюсь перед входом в гнездо в тот момент, когда туча закроет солнце? Может быть, птица примет меня за тень?

Как только облако закрыло солнце, я быстро встал напротив входа в гнездо, навел на резкость и спустил затвор. Птица, испугавшись щелчка, улетела. Но снимок был сделан. Я снова уселся на прежнее место. Пеночка долго не возвращалась, но вот она опять в гнездо, и я вновь одновременно с тенью от облака появлюсь перед ее глазами. Снова щелчок затвора, и снова птица вылетает из гнезда. Так повторялось несколько раз. И вот десять долгожданных кадров - в моем аппарате! Стало темнеть, когда я, весь искусанный комарами, но довольный результатами своей работы, возвращался домой.


Пеночка кормит птенцов. Chiffchaff, Phylloscopus collybita ©

Вот еще один эпизод.

Был теплый летний день. Я долго бродил с фотоаппаратом по лесу, прежде чем мне удалось отыскать птенца сорокопута. Нашел и его по писку, которым он напоминал родителям, что проголодался и хочет есть (а может быть "сфотографируй меря"?"). Но всякий раз, когда я наводил на него телеобъектив, и хотел уже было сфотографировать, птенец перелетал на другую ветку. Тогда я решил преследовать его до тех пор, пока он не устанет, и не начинать фотографировать до этого момента. Действительно, уставший птенец стал вести себя спокойнее, и мне удалось наконец удачно его сфотографировать.

Как-то я нашел в дупле старой осины гнездо мухоловки-пеструшки . Гнездо находилось невысоко от земли, и, поднявшись на цыпочки, в него можно было заглянуть. Там было очень томно, и рассмотреть, что происходило внутри, не было никакой возможности. Но многоголосый писк, раздававшийся из дупла, когда в него залетала птица, говорил о том, что внутри были птенцы. Достать рукой птенца, чтобы сфотографировать его, мне не удалось, так как отверстие дупла было очень мало. Тогда я стал наведываться к гнезду ежедневно - в надежде сфотографировать птенцов в тот момент, когда они сами вылетят из дупла. Спустя несколько дней, подойдя к этому месту, я увидел на ветке орешника, который рос возле старой осины, целую стайку птенцов мухоловки. Они сидели дружной семейкой и громко пищали. Не сходя с моста, чтобы не спугнуть стайку, я сделал телеобъективом несколько снимков. Когда же я решил изменить точку съемки и немножко отошел в сторону, птенцы меня заметили и разлетелись. Больше мне не пришлось увидеть эту дружную семейку.

Фотография мухоловки-пеструшки. Pied Flycatcher (female) ©

Был и такой случай. Мне посчастливилось набрести на выводок рябчика - очень осторожной лесной птицы. При моем приближении самка отлетела недалеко в сторону, притворяясь раненой, чтобы отвлечь мое внимание от выводка (обычная птичья хитрость), а птенцы тем временем разбежались в разные стороны, прячась в траве. Я не обратил внимания на мать, а стал преследовать одного из маленьких хитрецов, которого и сфотографировал в тот момент, когда он запутался в густой траве.

На лесной полянке я часто по утрам видел молодую сороку, которая, сидя на пеньке и под утренними лучами солнца, «наводила туалет». Заметив меня, она всегда улетала в чащу, наполняя лес криком. Как ни старался я осторожно подойти к поляне и сфотографировать сороку, мне это не удавалось. Тогда я решил прийти к поляне пораньше утром, еще до того как прилетит сорока, и спрятаться где-нибудь поблизости. Так я и поступил. Ждать мне пришлось недолго. Как только лучи солнца осветили пенек, прилетела сорока и принялась расправлять перышки.

В частности - сороку. Magpie ©

Удалось мне сфотографировать и птенца сойки - этой крикливой, но красивой птицы. Она, подобно сороке, как только заметит опасность, начинает неистово стрекотать, наполняя лес тревожным шумом. Если вас заметит сорока или сойка, вам нечего делать в лесу ни с ружьем, ни с фотоаппаратом. Все обитатели леса очень хорошо знают, что крик этих птиц является сигналом тревоги. Не будь у меня с собой телеобъектива, я бы не смог сделать фотографию осторожной птицы.

В лесу или в поле всегда можно найти интересный живой объект для съемки. Для этого требуется лишь немного наблюдательности, находчивости и изобретательности. Что касается осторожности и терпения, то эти качества не вредно иметь в большом избытке.

Живой объект трудно поймать на фотографический прицел, но когда это сделано, нужно действовать по-снайперски, так, чтобы животное или птица не успела ускользнуть из поля зрения фотоаппарата, не оставив своего изображения на фотопленке.

Рассказывает А. Карпин:

Как фотографировать птиц в городе

Однажды я гулял по летнему Петербургу и фотографировал все, что приглянется... а под конец прогулки - зашел в парк. В парке было полно народу, и голубей. Я уже подумывал о том, чтобы сделать "голубиную" фотосессию, и немного подготовился - взял с собой немного булки. Хлебные крошки - оказались замечательной приманкой для пернатых обитателей парка: голубей и воробьев. Голуби начали даже садиться на меня! Фотоаппарат был готов, и я решил подманить любопытных и голодных птиц - поближе к объективу. Получилось не сразу, я неоднократно щедро сыпал крошки - под самый объектив, но голуби очень боялись "стеклянного глаза". Однако терпение и все новые и новые порции приманки - помогли осуществить задуманное. Вот какой забавный кадр получился:


«голубчики... » О том, как фотографировать голубей:)

Сделать какой кадр - как видите - совсем не сложно, и хотя подобные кадру - трудно назвать оригинальными - они всегда вызывают улыбки зрителей и не поддельный интерес! В следующий раз - надо будет снять подобный кадр на более широкоугольный объектив, должно получиться еще забавнее!

В том же парке - были и озера, в которых плавали - утки. И не только наши серенькие, всем, наверное, хорошо знакомые кряквы, но и лысухи - забавные птички с кожистым наростом на голове. Эти два вида птиц - часто встречаются в одном и том же пруду, но живут совсем не дружно, а часто гоняют друг друга - то защищая свои неведомые птичьи интересы, то устраивая сражения - за корм, который бросают им с берега - посетители парка. Я долго наблюдал за их поведением - не фотографируя, и заметил, что и ведут себя эти птицы - по разному. Например - я заметил, что кряквы всех возрастов - воюют за кусочек хлеба - одинаково ожесточенно - "каждый сам за себя", а лысухи часто кормят своих птенцов "из клюва в клюв". И благодаря наличию 300 мм. объектива - не с первого раза - однако я сделал весьма интересный кадр такого кормления молодняка.


Кормление птенца лысухи. Фотографировать этих птиц было очень интересно!
Карпин Антон ©

Или вот еще кадр, который получился у меня практически случайно. Стояла ранняя весна, деревья еще не покрылись листьями, и почти весь день я гулял с фотоаппаратом - не сделав ни единого кадра, однако фотоаппарат был готов, а поскольку близился вечер - я включил вспышку. И тут я увидел на редкость симпатичного воробья, сидящего в очень удобной для съемки - позе! Щелк - сфотографировал! И результат Вы можете видеть ниже.


Птиц можно фотографировать и со вспышкой.
Обыкновенный воробей. Фотография сделана со вспышкой. © Карпин Антон

Как видите, внимательно наблюдая за птицами, Вы сможете найти любопытный сюжет не только в лесу, но и в большом городе! И вопрос о том, как фотографировать птиц - решиться сам собой!

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...