Клод дебюсси произведения. Клод Дебюсси: краткая биография композитора, история жизни, творчество и лучшие произведения. Наброски, утерянные работы, замыслы

Клод Дебюсси

Французский композитор, пианист, дирижер и музыкальный критик Клод Дебюсси родился в 1862 году в пригороде Парижа. Его музыкальное дарование проявилось очень рано, и уже в одиннадцатилетнем возрасте он стал студентом Парижской консерватории, где обучался в классе фортепиано у А. Мармонтеля и композиции – у Э. Гиро. В 1881 году Дебюсси побывал в России в качестве пианиста в семье Н. Ф. фон Мекк. Здесь он познакомился с неизвестной для него ранее музыкой русских композиторов.

В 1884 году Дебюсси, выпускник консерватории, получил Римскую премию за кантату «Блудный сын», благодаря чему смог продолжить обучение в Италии. В Риме композитор, увлеченный новыми веяниями, создавал произведения, вызывавшие негативную реакцию у академических профессоров на родине, куда Дебюсси посылал свои работы в качестве отчетов.

Холодная встреча, уготованная музыканту по возвращении в Париж, заставила его порвать с официальными кругами музыкального искусства Франции.

Яркое дарование композитора, его неповторимый стиль проявились уже в ранних вокальных произведениях. Одно из первых – романс «Мандолина» (ок. 1880), написанный на стихотворение французского поэта-символиста П. Верлена. Хотя мелодический рисунок романса лаконичен и прост, каждый его звук необыкновенно выразителен.

К началу 1890-х годов Дебюсси уже был автором таких прекрасных произведений, как «Забытые песенки» на стихи П. Верлена, «Пять поэм» на слова Ш. Бодлера, «Бергамасская сюита» для фортепиано, и целого ряда других сочинений. В этот период произошло сближение композитора с поэтом-символистом С. Малларме и его окружением. Стихотворение Малларме «Послеполуденный отдых фавна» вдохновило композитора на создание в 1894 году балета с тем же названием. Поставленный в Париже, он принес Дебюсси крупный успех.

Лучшие произведения музыканта были написаны в период с 1892 по 1902 год. В их числе – опера «Пеллеас и Мелизанда», «Ноктюрн» для оркестра, пьесы для фортепиано. Эти работы стали примером для подражания молодых французских композиторов. Слава Дебюсси вышла за пределы его родины. С большим восторгом его встретила публика в Петербурге и в Москве, куда он приезжал с концертами в 1913 году.

Л. Бакст. Фавн. Эскиз костюма к балету К. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна»

Как и искусству Рамо и Куперена, которых Дебюсси высоко ценил, его творчеству присущи такие качества, как жанровая живописность, выразительность звучания, классическая ясность форм. Все это есть даже в тех его произведениях, которые написаны в духе импрессионизма с его стремлением передать кратковременные, изменчивые впечатления. Дебюсси, обладавший сильно развитым музыкальным чутьем и тонким художественным вкусом, несмотря на свои творческие искания, безжалостно отсекал все лишнее, что мешало созданию по-настоящему яркой и выразительной музыки. Его работы восхищают своей цельностью, завершенностью, тщательно проработанными деталями. Композитор умело применяет не только импрессионистические средства, но жанровые элементы, а также интонации и ритмы старинных народных плясок.

Большое влияние на Дебюсси оказали великие русские композиторы Римский-Корсаков, Балакирев, Мусоргский. Их творчество стало для него примером новаторского использования национальных музыкальных традиций.

Искусство Дебюсси необыкновенно многогранно. Он создавал поэтичные и яркие пейзажные зарисовки (пьесы «Ветер на равнине», «Сады под дождем» и др.), жанровые композиции (оркестровая сюита «Иберия»), лирические миниатюры (песни, романсы), дифирамбические поэмы («Остров радости»), символические драмы («Пеллеас и Мелизанда»).

В числе лучших произведений Дебюсси – «Послеполуденный отдых фавна», в котором в полную силу проявилось колористическое мастерство автора. Произведение изобилует необыкновенно тонкими тембровыми оттенками, в создании которых большое участие принимают деревянные духовые инструменты. Слушатель словно погружается в пронизанную жаркими солнечными лучами атмосферу чудесного летнего дня. «Послеполуденный отдых фавна» показывает вариант симфонизма, характерный для большинства произведений Дебюсси. Музыке композитора свойственны колористическое изящество, тончайшая звукопись жанровых сцен и изображений природы.

Большой интерес представляют также «Ноктюрны» (1897 – 1899), состоящие из трех частей («Облака», «Празднества», «Сирены»). В импрессионистических «Облаках» отразилось представление музыканта о небе, покрытом грозовыми облаками над Сеной, а «Празднества» навеяны воспоминаниями о народных гуляньях в Булонском лесу. Партитура первой части «Ноктюрнов» изобилует колористическими сопоставлениями, создающими впечатление мерцающих световых бликов, пробивающих себе дорогу сквозь тучи. В отличие от этой проникнутой созерцательностью картины «Празднества» рисуют слушателю веселую сцену, наполненную мелодиями звучащих вдали песен и танцев, завершающуюся звуками приближающегося праздничного шествия.

Но наиболее полно импрессионистические принципы выразились в третьем ноктюрне – «Сиренах». Картина представляет море в серебристом лунном свете, нежные голоса сирен, раздающиеся откуда-то издалека. Партитура этого произведения более колоритна, чем две предыдущие, но она и самая статичная из них.

В 1902 году Дебюсси завершил работу над оперой «Пеллеас и Мелизанда», в основу которой была положена пьеса бельгийского драматурга и поэта-символиста М. Метерлинка. Чтобы передать тончайшие оттенки человеческих переживаний, композитор построил произведения на едва уловимых нюансах и необыкновенно легких акцентах. Он воспользовался ариозно-речитативной мелодией, лишенной контрастов, даже в самые драматические моменты не выходящей за рамки спокойной повествовательности. Музыке свойственны ровные ритмы, плавные движения мелодии, что придает вокальной партии оттенок камерности.

Оркестровые эпизоды в опере невелики, но тем не менее играют значительную роль в ходе действия, как бы досказывая содержание предыдущей картины и подготавливая слушателя к следующей. Оркестровка поражает богатством красочных переливов, она помогает создать нужное настроение, передать самые трудноуловимые движения чувств.

Символистской драме Метерлинка присуще ощущение пессимизма и обреченности. Пьеса, так же как и опера Дебюсси, передает умонастроения некоторой части современников композитора и поэта. Это явление охарактеризовал в 1907 году Р. Роллан: «Атмосфера, в которой развивается драма Метерлинка, – это усталая покорность, отдающая волю к жизни во власть рока. Ничто не может ничего изменить в порядке событий. Наперекор иллюзиям человеческой гордыни, мнящей себя господином, неведомые и непреодолимые силы определяют от начала до конца трагическую комедию жизни. Никто не ответствен за то, чего хочет, за то, что любит… Живут и умирают, не зная зачем. Фатализм этот, отражающий усталость духовной аристократии Европы, был чудесно передан музыкой Дебюсси, которая прибавила к нему свою собственную поэзию и чувственное очарование, сделавшие его еще более заразительным и непреодолимым».

Лучшая оркестровая работа Дебюсси – «Море», написанная в 1903 – 1905 годах у моря, где композитор пребывал в летние месяцы. Произведение состоит из трех симфонических эскизов. Отказавшись от эмоциональных романтических зарисовок, Дебюсси создал настоящую «натурную» картину, основанную на звукозаписи стихии моря. «Море» восхищает слушателя своим красочным богатством и выразительностью. Здесь композитор вновь обратился к импрессионистическим приемам передачи непосредственных впечатлений, и ему удалось показать изменчивость морской стихии, спокойной и тихой или разгневанной и бурной.

В 1908 году Дебюсси написал партитуру «Иберии», вошедшую в трехчастный симфонический цикл «Образы» (1906 – 1912). Две другие его части носят названия «Печальные жиги» и «Весенние хороводы». В «Иберии» отразился интерес музыканта к испанской теме, волновавшей воображение и других французских композиторов.

Партитура произведения состоит из трех частей – «На улицах и дорогах», «Ароматы ночи», «Утро праздничного дня». Создавая их, Дебюсси использовал ритмы и интонации народного музыкального искусства. «Иберия» – одно из самых радостных и жизнеутверждающих произведений французского музыканта.

В этот период композитор написал и целый ряд замечательных вокальных работ, в том числе «Три баллады Франсуа Вийона» (1910), мистерию «Мученичество святого Себастьяна» (1911).

Значительное место в творчестве Дебюсси отведено музыке для фортепиано. В основном это небольшие пьесы, отличающиеся жанровостью, картинностью, а иногда – программностью. Уже в раннем фортепианном произведении музыканта, «Бергамасской сюите» (1890), где еще чувствуется связь с академическими традициями, ощущается необыкновенная красочность – качество, выделяющее Дебюсси из числа других композиторов.

Особенно хорош «Остров радости» (1904) – самая крупная фортепианная работа Дебюсси. Ее живая, энергичная музыка заставляет слушателя почувствовать брызги морской волны, увидеть веселые танцы и праздничные шествия.

В 1908 году композитор написал альбом «Детский уголок», включающий ряд нетрудных пьес, интересных не только для детей, но и для взрослых.

Но настоящим шедевром фортепианного творчества музыканта стали двадцать четыре прелюдии (первая тетрадь появилась в 1910, вторая – в 1913 году). Автор объединил в них пейзажи, картины-настроения, жанровые сцены. О содержании прелюдий говорят уже их названия: «Ветер на равнине», «Холмы Анакапри», «Ароматы и звуки реют в вечернем воздухе», «Прерванная серенада», «Фейерверк», «Девушка с волосами цвета льна». Дебюсси виртуозно передает не только картины природы или конкретные сцены, например фейерверк, но и рисует верные психологические портреты. Прелюдии, быстро вошедшие в репертуар самых известных пейзажистов, интересны еще и тем, что содержат сюжеты и фрагменты из других произведений композитора.

В 1915 году появились «Двенадцать этюдов для фортепиано» Дебюсси, в которых автор ставит перед исполнителями новые задачи. Каждый отдельный этюд раскрывает конкретную техническую проблему.

В творческом наследии композитора есть и несколько произведений для камерного ансамбля.

До последних дней жизни Дебюсси не покидала слава. Музыкант, которого современники считали самым значительным композитором Франции, умер в Париже в 1918 году.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Клод Альбер Клод (Claude) Альбер (р. 23.8.1899, Лонглье), бельгийский биолог, цитолог. Окончил Льежский университет. Работал в Рокфеллеровском институте медицинских исследований (с 1929). В 1949-71 директор института Ж. Борде в Брюсселе, с 1970 заведующий лабораторией биологии клетки и

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ША) автора БСЭ

Из книги 100 великих композиторов автора Самин Дмитрий

Из книги Режиссерская энциклопедия. Кино Европы автора Дорошевич Александр Николаевич

Шапп Клод Шапп (Chappe) Клод (25.12.1763, Брюлон, департамент Сарта, - 23.1.1805, Париж), французский механик, изобретатель оптического телеграфа. В 1793 получил звание телеграфного инженера. В 1794 совместно со своими братьями построил первую линию оптического телеграфа между Парижем и

Вагнер и Дебюсси Вот почему с таким сильным воодушевлением приветствовали символисты «божественного Рихарда Вагнера в ореоле вершителя таинства». Властное и безраздельное его господство питало ревнивые мечты мастеров словесного и пластического искусства.

Из книги автора

Жан-Клод Килли (Родился в 1943 г.)Французский горнолыжник. Чемпион Xзимних Олимпийских игр в Гренобле (Франция), 1968 годКогда Жана-Клода Килли спрашивали, как стать великим горнолыжником, он отвечал: «Первым приходи на гору и последним уходи с нее - вот единственный способ

Из книги автора

Клод Дебюсси (Debussy, Claude) Однажды преподаватель консерватории спросил юного Дебюсси: «Что же вы, юноша, такое сочинили? Это же против всех правил». Дебюсси не моргнув глазом ответил: «Для меня, как для композитора, нет никаких правил; что я хочу, то и правило».А спустя

совершенствования своего мастерства, изучал творчество современных ему музыкантов- новаторов: Листа, Грига, композиторов русской школы:Бородина, Мусоргского, Римского -Корсакова. В стремлении к обновлению французской музыки Дебюсси опирался и на опыт её классиков, а именно на творчество Рамо и Куперена. Композитор сожалел, что отечественная музыка долго шла путями, удалявшими её от ясности выражения, точности, собранности формы, которые, по его мнению, и являются характерными качествами французской музыкальной культуры. Дебюсси необычайно любил природу. Для него она была своеобразной музыкой. «Мы не слушаем вокруг себя тысячи шумов природы, не постигаем достаточно этой музыки, такой разнооразной которая раскрывается нам с таким изобилием», - говорил композитор (3, стр 227). Стремление к поискам нового в искусстве привлекло Дебюсси в кружок поэта Маллармэ, где группировались представители импрессионизма и символизма. Дебюсси вошёл в историю художественной культуры как крупнейший представитель музыкального импрессионизма. Нередко творчество Дебюсси отождествляется с искусством живописцев-импрессионистов, их эстетические принципы распространились на творчество композитора. С раннего детства Дебюсси находился в мире фортепианной музыки. К поступлению в консерваторию его подготовила Мантэ де Флервиль, ученица Шопена. Большое значение, несомненно, имели указания и советы, которые она получила от Шопена и затем сообщила своему ученику. В консерватории Дебюсси учился фортепьянной игре у профессора Мармонтеля - это был известный французский пианист-педагог. Помимо Дебюсси у него учились Бизе, Гиро, д"Энди и другие. Уже в те годы молодой Дебюсси обращал на себя внимание тонкой выразительностью своего исполнения и прекрасным качеством звука. В ранний период творчества рядом с вокальными и симфоническими произведениями Дебюсси появляются сочинения для фортепиано. С наибольшей отчетливостью самобытные черты индивидуальности композитора проявились в двух «Арабесках» - E-dur и G-dur(1888г.). В них характерен уже художественный образ, который предполагает изящество и «воздушность» композиции. Типичны для последующего стиля Дебюсси прозрачные краски, красота и пластика мелодических линий. В 1890г. Дебюсси создает свой первый фортепьянный цикл «Бергамскую сюиту», состоящий из четырех частей: Прелюдия, Менуэт, «Лунный свет» и Пасспье. Здесь уже отчетливо видны две тенденции, которые станут типичными для последующих циклов композитора: опора на жанровые традиции клавесинистов и тяготение к пейзажным зарисовкам. Используя жанры старинной музыки, Дебюсси трактует их свободно. Он смело применяет гармонический язык и фактуру нового времени. С 1901г. сочинения для фортепиано следуют одно за другим без перерыва. Дебюсси отдает им лучшие минуты вдохновения. Сюита «Для фортепиано» - это уже вполне зрелый цикл Дебюсси. Он состоит из трех пьес - Прелюдии, Сарабанды и Токкаты. В этом цикле у Дебюсси больше, чем где-либо в его фортепианной музыке, проявились черты классицизма. Они сказываются не только в выборе жанров, но и в строгости музыки, ясности формы каждой пьесы и гармоничной симметрии всего цикла. Первая пьеса - характерное для него сочинение типа токкаты. Выдержанное в непрерывном движении в едином темпе, оно сочетает прозрачность и изящество виртуозных пьес клавесинистов с приемами письма 19 столетия. Национальная характерность Прелюдии подчеркивается главной темой, основанной на французской народной песенке «Мы не пойдем больше в лес». Во второй пьесе воплощены черты старинной сарабанды -серьезность, благородство характера, медленный темп, трехдольный размер, аккордовая фактура. Но гармонический язык пьесы современный. Заключающую цикл Токкату можно отнести к тому же типу пьес, что и Прелюдия, но в ней более последовательно выражен принцип непрерывного движения, поэтому её характер более однородный. Прелюдия, Сарабанда, Токката открывают собой ряд фортепьянных сборников, написанных Дебюсси в зрелый период творчества. В 1903г. возникают «Эстампы»: «Пагоды», «Вечер в Гренаде», «Сады под дождем». В 1905г. создается первая серия «Образов»:«Отражения в воде», «Посвящение Рамо», «Движение», через два года - вторая серия: «Колокольный звон сквозь листву», «И луна спускается на место, где некогда был храм», «Золотые рыбки». Все эти произведения содержат по три пьесы. Эта тенденция впервые выявилась в романсах и симфонической музыке Дебюсси. В сериях пьес, написанных вслед за Прелюдией, Сарабандой и Токкатой, усиливаются программно-изобразительные и импрессионистские тенденции. 1903 год ознаменован появлением «Эстампов». Любопытно само заглавие «Эстампы». В «Ноктюрнах» для оркестра название музыкальной пьесы трактовалось в живописном аспекте. Теперь пьесы получают название из терминологии живописи и графики. В своих произведениях Дебюсси воплощает эмоцию-настроение в слиянии с живописными впечатлениями, стремится названием дать толчок восприятию слушателя, направить его воображение. Отсюда и тяготение к живописным заглавиям. И впоследствии композитор пользуется такими названиями как «Эскизы», «Картины». Одна из самых интересных пьес в «Эстампах» - это «Сады под дождем». Подобно Прелюдии и Токкате из предшествующей фортепьянной серии, эта пьеса отличается быстрым непрерывным движением и четкой ритмической упругостью. В интонационном отношении наблюдается связь с Прелюдией, так как основой главной темы служит одна и та же французская песня. В «Садах под дождем» на первый план выходят характерные черты образа, связанные с программным замыслом. Однородное ритмическое движение шестнадцатых и возникающее на его фоне «капельки» мелодических звуков staccato имитируют «музыку» летнего дождика. Чтобы передать красочные эффекты меняющегося солнечного освещения, композитор очень тонко, постепенно приводит к замене минора мажором. В конце пьесы звучит светлая, ликующая музыка словно гимн расцветающей природы. Другая замечательная пьеса «Эстампов» - «Вечер в Гренаде». Здесь Дебюсси с исключительным мастерством рисует живописную картинку испанского народа. Эта пьеса написана в манере, отчасти напоминающей письмо «Бульвара Капуцинок» Клода Моне. В обоих произведениях авторы стремятся передать общее впечатление от большого пространства уличного движения, пёстрой красочной толпы. Их интересует преимущественно целое, а не детальное рассмотрение отдельных явлений. Этот принцип определяет характерное строение «Вечера в Гренаде»: небольшие разнообразные построения, отсутствие длительного развития тем. Написанная свободно по форме пьеса, производящая впечатление непринужденно сменяющих друг друга картинок жизни испанского народа, пьеса композиционно стройна и завершена. Единству целого способствует жанровая основа: пьеса пронизана метроритмом хабанеры. В характере этого танца написаны важнейшие темы произведения. Организующую роль играет и рондообразный принцип чередования тем и обрамление пьесы материалом вступления. В этом произведении Дебюсси создает впечатление пространственной перспективы и это впечатление длится на протяжении всей пьесы. В первых же тактах последовательно восходящие октавныс ходы раскрывают все большее пространство и создают широкую перспективу, а в дальнейшем в эту «звуковую раму» «вписывает» образы своей музыкальной картины. К лучшим образам природы, когда-либо созданным Дебюсси, относится пьеса «Отражения в воде». Это не только живописная картинка, но и проникновенное «вслушивание» в мир «водяного царства». В начале возникает образ спокойной водной глади, но вот спокойствие нарушается еле уловимым движением, всплеском. После мига безмолвия - новый трепет водяной поверхности... В течении трех лет (1910-1913) исполняются и опубликовываются два тома «Прелюдий» - в каждом по 12 пьес. В прелюдиях Дебюсси предстают: пейзажи, портреты, легенды, произведения искусства, сцены. Пейзажи представлены такими прелюдиями как «Паруса», «Что видел западный ветер», «Ветер на равнине», «Вереск», «Шаги на снегу», «Холмы Анаканрии». В них Дебюсси воплощает свои впечатления от природы. В портретах: лирическом «Девушка с волосами цвета льна» и юмористическом «В знак уважения С.Пичвику эск. П.Ч.П.К.» мы можем видеть и светлый обаятельный образ, который достигается Дебюсси певучестью и широтой мелодии, а также образ совершенно соответствующий герою Диккенса, ироничному и добродушному одновременно. Комизм этой пьесы в неожиданных контрастах от серьезного тона к шутливо-игривому. В легендах: «Ундина», «Танец Пёка», «Феи, прелестные танцовщицы», «Затонувший собор» Дебюсси обращается к миру народной фантастики. В этих пьесах сказалось исключительное мастерство композ

Клод Дебюсси (фр. Achille-Claude Debussy, 1862-1918) - известный французский композитор, один из ярчайших представителей импрессионизма. Его произведения отличаются необыкновенным музыкальным изяществом, поэтичностью, изысканностью музыкальных образов.

Дебюсси нередко называют отцом музыки XX века за способность по-новому передавать звучание каждого аккорда и тональности. Музыкальный талант Дебюсси был настолько широк, что позволял проявить себя в качестве прекрасного исполнителя, дирижера и музыкального критика.

Ранняя биография

Клод Дебюсси родился 22 августа 1862 года в небольшом городе Сен-Жермен-ан-Ле в небогатой буржуазной семье. Его отец в молодости был военным и служил в морской пехоте, а впоследствии стал заниматься фаянсовым бизнесом. Но, испытав неудачу на этом поприще, он продал свой магазин и перевез родственников в Париж. В семье не было потомственных музыкальных традиций, тем не менее Клод с детства стал демонстрировать большие музыкальные способности. Его первым педагогом стала теща известнейшего поэта П. Верлена Антуанетта-Флора Моте, которая называла себя ученицей Шопена.

Под ее руководством мальчик проявлял невероятные успехи и в 11-летнем возрасте был зачислен в Парижскую консерваторию. Здесь юное дарование проходило обучение у светил французской музыкальной сцены А. Ф. Мармонтеля, А. Лавиньяка и Э. Гиро. Клод учился очень прилежно и старательно, но особенно ничем не выделялся. Будучи студентом, Дебюсси в течение нескольких лет подрабатывал в летний сезон у пианистки Н. Фон Мекк, а также обучал музыке ее детей. Благодаря этому он побывал в России и даже проникся расположением к сочинениям композиторов «Могучей кучки».

Первый взлет

К завершению долгого 11-летнего обучения Клод представил свою дипломную работу - кантату «Блудный сын», написанную на библейский сюжет. Позднее он был награжден за нее Большой Римской премией. Ее создание было навеяно личным обращением автора к Богу. После исполнения произведения в стенах консерватории Ш. Гено назвал 22-летнего Клода гением. Последующие несколько лет Дебюсси как лауреат премии провел в Италии на вилле Медичи. По условиям контракта он должен был заниматься музыкальным творчеством, но композитора постоянно мучили глубокие внутренние противоречия. Находясь под колпаком академических традиций, Клод стремился найти свой музыкальный язык и стиль. Это вызывало многочисленные конфликты и даже споры с преподавателями.

В результате итальянский период не стал самым запоминающимся в творчестве Дебюсси, хотя именно здесь он начал работать над поэмой для голоса с оркестром «Дева-избранница». В этом произведении проявились первые черты собственного музыкального стиля композитора. В дальнейшем на творческое становление Дебюсси оказали большое влияние посещенные им вагнеровские торжества и Парижская всемирная выставка, где он познакомился со звуком яванского гамелана и попал под сильное впечатление от сочинений М. Мусоргского. Кроме того, Клод увлекся творчеством французского поэта-символиста С. Маларме и нередко посещал его кружки. Находясь в этой среде и общаясь со многими поэтами, Дебюсси взял их стихи за основу ряда своих произведений - «Бельгийские пейзажи», «Лунный свет», Мандолина», «Пять поэм» и других.

Время музыкальных экспериментов

В 1890 году композитор взялся за написание оперы «Родриг и Химена», однако завершить ее так и не смог. Главная причина - у него нередко заканчивалось вдохновение, и найти в себе силы вернуться к начатому он так и не смог. В 1894 году Клод пишет наиболее известное свое произведение - «Послеполуденный отдых фавна». Эта прелюдия для большого оркестра создана на основе поэмы С. Маларме, написанной по мотивам мифологического сюжета. Через некоторое время эта музыка вдохновила С. Дягилева поставить балет, хореографией которого занимался сам В. Нежинский. Еще не завершив предыдущее произведение, Дебюсси принялся за написание трех «Ноктюрнов» для симфонического оркестра. Впервые они были исполнены в декабре 1900 года в Париже. Правда, тогда прозвучали только две части «Облака» и «Празднества», а третий «Ноктюрн» под названием «Сирены» был представлен только через год.

Сам автор пояснял, что «Облака» олицетворяли образ неподвижного неба с медленно плывущими облаками. «Празднества» демонстрировали танцующий ритм атмосферы, сопровождающийся вспышками яркого света, а в «Сиренах» представлен образ моря, где посреди освещенных луною волн заливается смехом и исчезает загадочное пение сирен. В этом произведении отчетливо проявилось стремление автора воплотить в музыке жизненно-реальные образы. «Музыка - как раз то искусство, которое ближе всего к природе», - утверждал Дебюсси.

В 90-е годы XIX века композитор создает единственную завершенную до конца оперу «Пеллас и Мелизанда». Она была показана в Париже в 1902 году и имела неплохой успех у публики, хотя критики выражали довольно негативные оценки. Автору удалось добиться удачного сочетания психологической утонченности музыки с вдохновленной поэзией, что позволило задать новое настроение музыкального выражения. В 1903 году появляется музыкальный цикл «Эстампы», в которых автор попытался синтезировать музыкальные стили различных культур мира.

Период высшего творческого подъема

Начало XX века стало самым плодотворным временем в творчестве Дебюсси. Он постепенно покидает плен символизма и уходит в жанр бытовых сцен и музыкальных портретов. В 1903-1905 годах Клод пишет крупнейшее из своих симфонических сочинений - «Море». Он задумал написать это произведение по мотивам глубоких личных впечатлений, полученных от наблюдения за огромной водной стихией. Кроме того, на него вновь оказали влияние художники-импрессионисты и японский мастер ксилографических пейзажей Хокусаи. «Море относилось ко мне хорошо», - однажды произнес Дебюсси.

Масштабное сочинение состоит из трех частей. Первая «От зари до полудня на море» начинается неторопливо, но затем начинают перекликаться деревянные инструменты, и появляется движение морских волн. Далее в «Игре волн» сохраняется радужное настроение, подчеркнутое оркестровыми эффектами и звонкими колокольчиками. В третьей части «Диалог ветра и моря» море показано совсем иным - бурным и грозным, его облик дополняют драматические образы, обозначающие мрачное и тревожное настроение.

Имя Дебюсси неразделимо с фортепианной музыкой. Он не только прекрасно сочинял, но и был блестящим пианистом и даже выступал в роли дирижера. Известная пианистка М. Лонг сравнивала игру Клода с манерой Ф. Шопена, в которой угадывалась плавность исполнения, а также полнота и густота звука. Нередко именно в этой воздушности он и искал вдохновение, находясь в долгих колористических поисках.

Также композитор пытался нащупать прочную связь с национальными музыкальными истоками. Подтверждением этому стала серия фортепианных произведений «Сады под дождем», «Вечер в Гранаде», «Остров радости».

Начало прошлого века было ознаменовано поиском новых нетрадиционных средств музыкальной выразительности. Многие авторы были убеждены, что классические и романтические формы бесперспективны исчерпали себя. Пытаясь обнаружить новые средства, композиторы стали все чаще обращаться к истокам неевропейской музыки. Среди жанров, привлекших пристальное внимание Дебюсси, оказался джаз. Именно с его подачи это музыкальное направление стало очень популярно в Старом свете.

Поздний творческий период

Несмотря на начавшуюся тяжелую болезнь, это время запомнилось активнейшей композиторской и исполнительской деятельностью Дебюсси. Он участвует в концертных поездках по Европе и России, где был принят с большими почестями и размахом. Клод лично встречался с рядом российских музыкантов, отчего стал испытывать еще больший пиетет к русской музыке.

Автор вновь обращается к фортепианному творчеству. В 1908 году он закончил сюиту «Детский уголок», которую посвятил собственной дочери. В этом произведении Клод попытался представить с помощью музыки мир глазами ребенка, используя узнаваемые образы - игрушечного слона, куклы, маленького пастуха. В 1910 и 1913 годах были созданы тетради прелюдий, где слушателю полностью открывается образный мир Дебюсси. В «Дельфийских танцовщицах» Клод сумел найти уникальное сочетание строгости античного храма и обрядовой языческой чувственности, а в «Затонувшем соборе» отчетливо перекликаются мотивы старинной легенды.

В 1913 году Дебюсси удалось выразить свою любовь к балетному искусству. Он написал музыку к балету «Игры», который труппа С. Дягилева представила в Лондоне и Париже. В годы Первой мировой творческая активность автора пошла на спад, его охватывают глубокие патриотические чувства. Он поставил перед собой задачу воспеть красоту в пику масштабным разрушениям войны. Эта тема прослеживается в ряде произведений - «Ода Франции», «Героическая колыбельная», «Рождество детей, лишенных крова». В 1915 году он решил создать Двенадцать этюдов в память о Ф. Шопене, но закончить их до конца не сумел.

Клод был чрезвычайно подавлен всем происходящим в стране. Ужас войны, кровь и разрушения вызывали глубокую душевную тревогу. Усиливала тяжкое восприятие действительности тяжелая болезнь, поразившая композитора в 1915 году. Однако до своих последних дней Дебюсси был верен музыке и не прекращал творческих исканий. Композитор скончался в Париже 26 марта 1918 года во время бомбардировки города немецкими войсками.

Личная жизнь

Знаменитый французский музыкант вел активную личную жизнь, но женат был лишь дважды. Первой его супругой стала Лили Тескье, брак с которой был заключен в 1899 году. Их союз продлился всего пять лет. Новой пассией Дебюсси станет обольстительная мадам Бардак, с сыном которой Клод занимался композицией. Спустя некоторое время у пары родилась дочь Эмме.

Дебюсси нередко называют отцом музыки XX века за способность по-новому передавать звучание каждого аккорда и тональности. Музыкальный талант Дебюсси был настолько широк, что позволял проявить себя в качестве прекрасного исполнителя, дирижера и музыкального критика.

Клод Дебюсси родился в небольшом городе Сен-Жермен-ан-Ле. Клод с детства стал демонстрировать большие музыкальные способности. Его первым педагогом стала теща известнейшего поэта П. Верлена Антуанетта-Флора Моте, которая называла себя ученицей Шопена. Под ее руководством мальчик проявлял невероятные успехи и в 11-летнем возрасте был зачислен в Парижскую консерваторию. Студент Дебюсси в течение нескольких лет подрабатывал в летний сезон у пианистки Н. Фон Мекк, а также обучал музыке ее детей. Благодаря этому он побывал в России и проникся расположением к сочинениям композиторов «Могучей кучки».



К завершению 11-летнего обучения Клод представил свою дипломную работу — кантату «Блудный сын», написанную на библейский сюжет. Позднее он был награжден за нее Большой Римской премией. Последующие несколько лет Дебюсси как лауреат премии провел в Италии на вилле Медичи. По условиям контракта он должен был заниматься музыкальным творчеством, но композитора постоянно мучили глубокие внутренние противоречия. Находясь под колпаком академических традиций, Клод стремился найти свой музыкальный язык и стиль. Это вызывало многочисленные конфликты и даже споры с преподавателями.

В 1894 Клод пишет «Послеполуденный отдых фавна». Эта прелюдия для большого оркестра создана на основе поэмы С. Маларме, написанной по мотивам мифологического сюжета. Эта музыка вдохновила С. Дягилева поставить балет, хореографией которого занимался Нежинский. Не завершив предыдущее произведение, Дебюсси принялся за написание трех «Ноктюрнов» для симфонического оркестра. Впервые они были исполнены в декабре 1900 года в Париже, прозвучали две части «Облака» и «Празднества», а третий «Ноктюрн» под названием «Сирены» был представлен через год.



Дебюсси пояснял, что «Облака» олицетворяли образ неподвижного неба с медленно плывущими облаками. «Празднества» демонстрировали танцующий ритм атмосферы, сопровождающийся вспышками яркого света, а в «Сиренах» представлен образ моря, где посреди освещенных луною волн заливается смехом и исчезает загадочное пение сирен. В этом произведении отчетливо проявилось стремление автора воплотить в музыке жизненно-реальные образы. «Музыка — как раз то искусство, которое ближе всего к природе» , — утверждал Дебюсси.

В 90-е годы XIX века композитор создает единственную завершенную до конца оперу «Пеллас и Мелизанда». Она была показана в Париже в 1902 и имела неплохой успех у публики, хотя критики выражали довольно негативные оценки. Автору удалось добиться удачного сочетания психологической утонченности музыки с вдохновленной поэзией, что позволило задать новое настроение музыкального выражения. В 1903 появляется музыкальный цикл «Эстампы», в которых автор попытался синтезировать музыкальные стили различных культур мира.



Начало XX века стало самым плодотворным временем в творчестве Дебюсси. Он постепенно покидает плен символизма и уходит в жанр бытовых сцен и музыкальных портретов. В 1903-1905 Клод пишет крупнейшее из своих симфонических сочинений — «Море». Он задумал написать это произведение по мотивам глубоких личных впечатлений, полученных от наблюдения за огромной водной стихией. Кроме того, на него вновь оказали влияние художники-импрессионисты и японский мастер ксилографических пейзажей Хокусаи. «Море относилось ко мне хорошо ».

Масштабное сочинение состоит из трех частей. Первая «От зари до полудня на море» начинается неторопливо, затем начинают перекликаться деревянные инструменты, и появляется движение морских волн. Далее в «Игре волн» сохраняется радужное настроение, подчеркнутое оркестровыми эффектами и звонкими колокольчиками. В третьей части «Диалог ветра и моря» море показано совсем иным — бурным и грозным, его облик дополняют драматические образы, обозначающие мрачное и тревожное настроение.

Имя Дебюсси неразделимо с фортепианной музыкой. Он не только прекрасно сочинял, но и был блестящим пианистом и даже выступал в роли дирижера. Пианистка М. Лонг сравнивала игру Дебюсси с манерой Шопена, в которой угадывалась плавность исполнения, а также полнота и густота звука.

пытался нащупать прочную связь с национальными музыкальными истоками. Подтверждением этому стала серия фортепианных произведений «Сады под дождем», «Вечер в Гранаде», «Остров радости».

Начало 20 века было ознаменовано поиском новых нетрадиционных средств музыкальной выразительности. Многие авторы были убеждены, что классические и романтические формы исчерпали себя. Пытаясь обнаружить новые средства, композиторы стали все чаще обращаться к истокам неевропейской музыки. Среди жанров, привлекших пристальное внимание Дебюсси, оказался джаз. Именно с его подачи это музыкальное направление стало очень популярно в Старом свете.

Несмотря на начавшуюся тяжелую болезнь, это время запомнилось активнейшей композиторской и исполнительской деятельностью Дебюсси. Он участвовал в концертных поездках по Европе, России.

В 1908 Клод Дебюссиг сюиту посвятил дочери «Детский уголок» . В этом произведении он попытался представить с помощью музыки мир глазами ребенка, используя узнаваемые образы — игрушечного слона, куклы, маленького пастуха. В 1910 и 1913 были созданы тетради прелюдий, где слушателю полностью открывается образный мир Дебюсси. В «Дельфийских танцовщицах» он сумел найти уникальное сочетание строгости античного храма и обрядовой языческой чувственности, а в «Затонувшем соборе» отчетливо перекликаются мотивы старинной легенды.


В прелюдиях Дебюсси представляет весь свой музыкальный мир в лаконичном, сконцентрированном виде, обобщает его и во многом прощается с ним — со своей прежней системой зрительно-музыкальных соответствий. А затем, в последние 5 лет жизни, его музыка, усложняясь еще больше, расширяет жанровые горизонты, в ней начинает чувствоваться какая-то нервная, капризная ироничность. Усиливается интерес к сценическим жанрам. Это балеты («Камма», «Игры», поставленные В. Нижинским и труппой С. Дягилева в 1912, и кукольный балет для детей «Ящик с игрушками», 1913), музыка к мистерии итальянского футуриста Г.д’Аннунцио «Мученичества святого Себастьяна» (1911). В постановке мистерии участвовали балерина Ида Рубинштейн, хореограф М. Фокин, художник Л. Бакст.

В годы Первой мировой творческая активность автора пошла на спад, его охватывают глубокие патриотические чувства. Он поставил перед собой задачу воспеть красоту в пику масштабным разрушениям войны. Эта тема прослеживается в ряде произведений — «Ода Франции», «Героическая колыбельная», «Рождество детей, лишенных крова».



Клод был чрезвычайно подавлен всем происходящим в стране. Ужас войны, кровь и разрушения вызывали глубокую душевную тревогу. Усиливала тяжкое восприятие действительности тяжелая болезнь, поразившая композитора в 1915. До своих последних дней Дебюсси был верен музыке и не прекращал творческих исканий. Композитор скончался в Париже 26 марта 1918 года во время бомбардировки города немецкими войсками.

По силе таланта и значению в истории музыкального искусства немногие французские композиторы могут сравниться с Клодом Дебюсси (1862-1918). Современная музыка обязана ему многими своими открытиями, особенно в сфере гармонии и оркестровки. Период, когда композитор работал наиболее интенсивно, принимая непосредственное участие в идейно-художественном движении своего времени, - последнее 15-летие XIX-первые годы ХХ века. Это время имело переломное значение для судеб европейской культуры и искусства. Именно тогда на художественную арену все более уверенно приходят новейшие творческие течения. Как художник необычайно чуткий и восприимчивый, Дебюсси жадно впитывал все новое, что рождалось в современном ему искусстве. Творчество его многолико. С одной стороны, в нем ощутима прочная опора на национальные традиции французского искусства, с другой - сильнейшее увлечение культурой Испании и творческими открытиями «Могучей кучки», в особенности Мусоргского, у которого Дебюсси ценил великолепную декламацию. Его интересы достигали дальних стран, охватывая музыку Явы и Дальнего Востока.

В жизненном и творческом пути композитора четко выделяются 3 основных периода. Поворотными вехами являются 1892 год - год создания «Послеполудня фавна» и знакомства с драмой Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда», и 1903 год - год постановки «Пеллеаса».

1 период

В I период Дебюсси, испытав множество различных влияний - от Гуно и Массне до Вагнера, Листа и Мусоргского, погружен в поиски собственной манеры выражения. Отличительной чертой его исканий является широкий диапазон жанров. Композитор пробует свои силы и в романсовой лирике («Забытые ариетты» по Верлену, «Пять стихотворений Бодлера»), и в вокально-симфонической области (кантаты «Блудный сын», «Весна», «Дева-избранница»), и в фортепианной сфере («Маленькая сюита», «Бергамасская сюита»).

К началу 90-х годов все яснее вырисовывается собственная концепция Дебюсси-композитора, во многом близкая эстетике французских символистов. Он мечтает о создании оперы нового типа, в которой было бы много недосказанности, таинственности, «подтекста». Все это композитор нашел у Мориса Метерлинка.

2 период

Десятилетие 1892-1902 годов - 2 период творчества - ознаменовано, в первую очередь, работой над оперой «Пеллеас и Мелизанда». Именно в это время Дебюсси достигает полного расцвета творческих сил. Были созданы такие его шедевры, как «Послеполудень фавна» (оцененный современниками, как манифест музыкального импрессионизма), «Ноктюрны», три «Песни Билитис» на стихи Луиса.

3 период

3 период, открывшийся симфоническими эскизами «Море», характеризуется некоторыми отклонениями от избранного ранее пути в сторону неоклассических исканий. Большая часть сочинений, созданных после «Пеллеаса», обнаруживает стремление уйти от чрезмерной утонченности к искусству более сильному и мужественному, к большей материальности, ритмической четкости. Это оркестровая трилогия «Образы», фортепианный цикл «Детский уголок» и две тетради прелюдий, балеты «Игры», «Кама» и «Ящик с игрушками».

Итог творческой деятельности Дебюсси в количественном отношении сравнительно невелик: одна опера, три одноактных балета, ряд симфонических партитур, несколько произведений для сольных инструментов с оркестром, 4 камерных произведения (струнный квартет и три сонаты), музыка к мистерии. Наибольшее место занимают фортепианные и вокальные миниатюры (более 80 пьес для рояля и примерно столько же песен и романсов). Но при относительно скромном количественном итоге, творчество Дебюсси поражает обилием новаторских открытий в самых разных областях - гармонии и оркестровке, оперной драматургии, в трактовке фортепиано, в использовании вокально-речевых средств.

Импрессионизм

Имя Дебюсси прочно закрепилось в истории искусства как имя основоположника музыкального импрессионизма. Действительно, в его творчестве музыкальный импрессионизм нашел свое классическое выражение. Дебюсси тяготел к поэтически одухотворенному пейзажу, к передаче тонких ощущений, которые возникают при любовании красотой неба, леса, моря (особенно любимого им).

Музыкальные аналогии импрессионистической живописи можно найти и в области выразительных средств Дебюсси, прежде всего в гармонии и оркестровке . Это - общепризнанная сфера новаторства композитора. На первом плане здесь волшебная красочность и изысканность. Дебюсси был прирожденным колористом. Пожалуй, это первый композитор, для которого звуковой облик произведения был предметом особой заботы. Колористична его гармония, которая привлекает самим звучанием - сонорностью. Функциональные связи ослаблены, тяготения тонов и вводнотоновость не имеют существенного значения. Отдельные созвучия приобретают некоторую автономность и воспринимаются как красочные «пятна». Часто используются стоячие, как бы застывшие гармонии, аккордовые параллелизмы, чередование неразрешающихся диссонансов, модальные лады, целотоновость, битональные наложенения.

В фактуре Дебюсси большое значение имеет движение параллельными комплексами (интервалами, трезвучиями, септаккордами). В своем движении такие пласты образуют с другими элементами фактуры сложные полифонические сочетания. Возникает единая гармония, единая вертикаль.

Не менее своеобразны мелодика и ритмика Дебюсси. В его произведениях редко встречаются развернутые, замкнутые мелодические построения - господствуют краткие темы-импульсы, сжатые фразы-формулы. Мелодическая линия экономна, сдержанна и текуча. Лишенная широких скачков, резких «выкриков», она опирается на исконные традиции французской поэтической декламации. Соответствующие общему стилю качества обрел и ритм - с постоянным нарушением метрических устоев, избеганием четких акцентов, темповой свободой.Ритмика Дебюсси отличается капризной зыбкостью, стремлением к преодолению власти тактовой черты, подчеркнутой квадратности (хотя обращаясь к народно-жанровому тематизму композитор охотно применял характерные ритмы тарантеллы, хабанеры, кек-уока, марша-шествия).

Чарующая прелесть, волшебство колорита характерны и для оркестрового письма Дебюсси. В этом убеждает уже самое первое симфоническое сочинение композитора - «Послеполуденный отдых фавна» , созданное в 1892-94 годах. Поводом для его написания послужило стихотворение Стефана Малларме, повествующее о любовных переживаниях древнегреческого лесного бога фавна на фоне знойного, упоительного летнего дня.

Исторически эта прелюдия связана с традициями симфонических поэм Листа. Однако признаки классического симфонизма почти исчезли: отсутствует динамика образных сопоставлений, конфликтность развития, тематическая разработка. Вместо них - тонкая игра гармонических и оркестровых красок, мягких и чистых. Это прозрачное звучание флейты, затем гобоя, английского рожка, валторн. Атмосферу любовного томления, пленительной неги подчеркивает волшебный тембр арфы и «античных» тарелочек. Общая композиция сочинения выстраивается как серия тембровых вариаций на первоначальную флейтовую тему (свирельный наигрыш грезящего фавна).

Утонченные, «деликатные», акварельные тона господствуют и в других оркестровых произведениях Дебюсси. В них редко встречаются массивные звучания, сверхмощные оркестровые составы (в этом партитуры Дебюсси резко отличаются от вагнеровских). Композитор охотно применяет инструментальные soli («чистые краски»), особенно деревянных духовых инструментов, любит арфу, которая хорошо сочетается с духовыми, челесту, pizzicato струнных, по мере надобности трактует как своеобразные инструменты человеческие голоса (например, в «Сиренах»).

Сопоставление «чистых» (не смешанных) тембров в оркестре Дебюсси прямо перекликается с живописной техникой художников-импрессионистов.

Влияние эстетики импрессионизма обнаруживается у Дебюсси и в выборе жанров и форм. Для фиксации мимолетных впечатлений масштабные сонатные формы ему были не нужны. В симфонических жанрах он тяготел к сюите: таковы «Ноктюрны» (симфонический триптих из трех оркестровых пьес), «Море» (программная композиция из трех оркестровых «эскизов»), состоящая из трех пьес оркестровая сюита «Образы». В фортепианной музыке интерес Дебюсси обращен к циклу миниатюр, подобных своеобразным движущимся пейзажам. Формы в музыке Дебюсси трудно свести к классическим композиционным схемам, настолько они своеобразны. Однако в своих сочинениях композитор вовсе не отказывается от основополагающих формообразующих идей. Его инструментальные сочинения часто соприкасаются с трехчастностью и с вариационностью.

Вместе с тем, искусство Дебюсси нельзя рассматривать только как музыкальную аналогию импрессионистической живописи. Сам он возражал против зачисления его в импрессионисты и никогда не соглашался с этим термином в отношении своей музыки. Он не был поклонником этого течения в живописи. Пейзажи Клода Моне представлялись ему «слишком назойливыми», «недостаточно таинственными». Среду, в которой формировалась личность Дебюсси, составляли преимущественно поэты-символисты, посещавшие знаменитые «вторники» Стефана Малларме. Это Поль Верлен (на тексты которого Дебюсси написал многочисленные романсы, среди них - юношеская «Мандолина», два цикла «Галантных празднеств», цикл «Забытые ариетты»), Шарль Бодлер (романсы, вокальные поэмы), Пьер Луис («Песни Билитис»).

Дебюсси высоко ценил поэзию символистов. Его вдохновляла присущая ей внутренняя музыкальность, психологический подтекст, а главное - интерес к миру утонченных вымыслов («непознаваемое», «невыразимое», «неуловимое»). Под покровом яркой живописности многих сочинений композитора нельзя не заметить символических обобщений. Его звуковые пейзажи всегда проникнуты психологическим подтекстом. Например, в «Море» при всей его картинной изобразительности напрашивается аналогия с тремя этапами человеческой жизни, начиная с «зари» и заканчивая «закатом». Много подобных примеров в цикле «24 прелюдии для фортепиано».

Опера «Пеллеас и Мелизанда»

(Pelléas et Mélisande)

Без внутренней близости Дебюсси с художественной традицией символизма вряд ли возник бы его оперный шедевр - «Пеллеас и Мелизанда», единственный до конца осуществленный оперный замысел.

С драмой бельгийского драматурга-символиста Мориса Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда» композитор познакомился в 1892 году. Пьеса привела его в восхищение. Она точно отвечала тому идеалу драмы, о котором Дебюсси мечтал, казалась специально, «на заказ» созданной для него. Известно, что идеальным либреттистом композитор считал такого, «который, не договаривая половины, … создаст персонажей, живущих и действующих вне какого-либо определенного места и пространства». Все персонажи пьесы Метерлинка не имеют сколько-нибудь реальной «биографии». Подчеркнуто условно и место действия - мрачный королевский замок и его окрестности в неведомой стране. Это типично символистская драма, сотканная из почти неуловимых штрихов и намеков, чуждающаяся всего ясного, до конца высказанного, и отличающаяся исключительной тонкостью передачи настроений.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...