Конспект занятия по чтению сказки «Лисичка-сестричка и волк. Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк Этапы урока, время
Марина Никишова
Конспект занятия по чтению сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе
По теме : «Чтение русской народной сказки «Лисичка сестричка и волк »
Интеграция образовательных областей : «Социально коммуникативное, «Познавательное» , «Речевое» , «Физическое» .
Задачи приоритетной образовательной области : Познакомить с русской народной сказкой «» ., помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения, учить строить развёрнутые высказывания . Продолжить формировать умение отвечать на вопросы по тексту полными предложениями. Воспитывать моральные качества : уважение, доброту, честность к другим людям.
Задачи образовательной области в интеграции : Учить различать плохие поступки, коварные советы, понимать, что красивая, привлекательная внешность не всегда соответствует хорошим внутренним качествам, сопереживать героям сказки ; вызывать желание помочь им; развивать мышление, сообразительность, фантазию; учить сочинять сказки и новые концовки к известным сказкам .
Предпосылки учебной деятельности : Учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки , замечать образные слова и выражения в тексте. Развивать творческое воображение, слуховое внимание. Воспитывать эмоциональное восприятие сказки .
Оборудование для педагога : ноутбук, проектор, иллюстрации к сказки (лиса украла рыбу, волк ловит рыбу . Волка бьют жители деревни , волк везёт лису
Оборудование для детей : Маски волка и лисы .
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательная область (вид деятельности) (характеристики)
Восприятие,
Социально коммуникативное,
Речевое. Сюрпризный момент,
Чтение стихотворения
Загадка Вызвать интерес к чтению сказки . Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;. Привлечь детей к активной работе во время занятия .
Дети понимают, чем они занимаются по развитиюречи. Дети активны в работе во время занятия .
Организационный момент.
Воспитатель : Ребята, сейчас я вам прочитаю отрывки из произведений, а вы мне определите по первым словам, что это сказка , стихотворение или рассказ .
Жили- были дед и баба, И была у них курочка Ряба. (Сказка )
Наша Таня громко плачет. Уронила в речку мячик. (Стихотворение)
Наступила зима. Выпал первый снег. (Рассказ )
Сегодня мы поговорим о сказках . Ребята, а вы любите сказки ? Какие сказки вы знаете ? Сейчас я проверю, сможете ли вы угадать сказку по картинке и назвать её героев. (показ картинок)
Ребята, какие вы молодцы! Конечно есть много сказок о людях , о волшебстве, о животных. Сегодня мы прочитаем сказку , а о ком она вы узнаете отгадав загадки.
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса, а зовут её. (лиса)
Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный. (волк )
Кто же герои сказки ? (Лиса и волк ) .
Итак, сказка , которую я сейчас вам прочитаю называется «Лисичка- сестричка и серый волк . (чтение сказки ) .
ИГРА «НА ЧТО ПОХОЖЕ»
Кто – ни будь из детей выходит из комнаты, пока остальные договариваются, о ком будут отгадывать загадку. Потом они говорят, на что похож тот, о ком они загадали. А вышедший ребёнок должен отгадать загадку. Игра проводиться 3-4 раза
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Образовательные задачи Целевые ориентиры (характеристики)
Восприятие
Социально коммуникативное,
Познавательное.
Музыкально – художественное
Чтение сказки
Сценическое упражнение «Мимика»
Театрализованная игра Учить детей играть роли персонажей художественных произведений. Обогащать словарный запас детей, закреплять и уточнять значения слов; Развивать у детей умение выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, сердитость, удивление, восхищение, жалобность) ; Вызывать интерес у детей к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников; Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, чувство уважения друг к другу. Дети умеют играть роли персонажей, у детей обогащен словарный запас, дети выражают разнообразные эмоции (грусть, радость, сердитость, удивление, восхищение, жалость, дети участвуют в театрализованной деятельности, доброжелательно относятся друг другу.
Воспитатель читает русскую народную сказку «Лисичка – сестричка и волк » .
Вопросы по сказке :.
Понравилась ли вам сказка ?
Кто запомнил, как она называется?
Какая по характеру лиса? (хитрая, плутовка, обманщица)
Какой в сказке волк ? (голодный, добрый, доверчивый)
Расскажите, как лиса посоветовала ловить рыбу?
Почему лиса обманула волка ?
Правильно ли поступила лиса? (Нет, нужно уважать других людей и относиться к ним по -доброму., тем более лиса и волк были приятелями .
А в какое время года происходит действие сказки ? Как вы это поняли? По каким словам? (Холодно и морозно) .
А вы боитесь морозов?
Тогда давайте с вами поиграем.
Физкультминутка. «Я мороза не боюсь»
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко не мороз
Тронет щёки, тронет нос
Значит надо не зевать
Много прыгать и скакать.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Образовательные задачи Целевые ориентиры (характеристики)
Восприятие
Музыкально – художественная.
Чтение
Театрализованное представление.
Рефлексия
Пополнение словарного запаса; развивать диалогическую речь, Дети пополнили словарный запас, развили диалоговую речь. Дети получили позитивные эмоции от занятия .
Воспитатель : Ребята, вы помните хорошо сказку ? Давайте вспомним, чем она закончилась? Я вам сейчас напомню. Чтение сказки .
Что сказала лиса ? Что ей волк ответил ? Давайте сейчас разыграем этот отрывок. Вот наши участники.
Воспитатель : Едет лиса на волке . (один за другого держится) и приговаривает.
Лиса : Битый небитого везёт.
Волк : Что ты мне лисонька говоришь?
Лиса : Битый- битого везёт!
Волк : Да правильно.
Воспитатель : Довёз волк лису до норы , соскочила она, спряталась, а сама над волком …Что ?
Зрители : Смеётся- посмеивается.
Понравилось вам представление? Давайте похлопаем нашим артистам.
Рефлексия :
Что мы сегодня делали? Что понравилось?. На примере сказки мы убедились , что нельзя обижать друзей. Вот поэтому мы и читаем сказки , чтобы лучше узнать какие поступки хорошие, а какие плохие. Вы молодцы!
Разделы: Начальная школа
Цель: формирование основы читательской самостоятельности.
Задачи урока:
Образовательные :
- обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках;
- познакомить с русской народной сказкой “Лисичка – сестричка и Волк”, её содержанием;
- расширить представление о сказках о животных;
- учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи;
- продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью.
Развивающие :
- развивать: устную речь учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат;
- умение анализировать и обобщать;
- интерес к чтению, любознательность.
Воспитательные :
- воспитывать уважение к истокам культуры своего народа;
- воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения.
Оборудование: Учебник “Литература для первоклассника” хрестоматия. 1-й класс, выставка книг, “Теремок”, проектор, компьютер.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (физминутка).
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо
Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнем урок друзья.
– Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.
II. Мотивация.
Дети сегодня мы отправимся в путешествие по удивительной стране, которой нет ни на одной карте мира. Мы отправимся в Страну сказок. (Слайд 1. Презентация - находится у автора)
В путешествие пойдем,
В страну сказок попадём,
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
В сказку эту попадёте.
На, ковре, на самолёте.
Глазки дружно закрывайте,
Сказку в душу пропускайте
И пока не скажу,
Не открывайте.
Считаю до 5, дети открывают глаза.
Выходят ведущий, мышка, лягушка.
В чистом поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок.
Как по полю-полю мышка бежит,
У дверей остановилась и стучит:
Мышка:
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Никто мышке не ответил.
Вошла она в теремок и стала в нем жить.
Как по полю-полю лягушка скачет,
Увидала теремок и стучит:
Лягушка:
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Мышка: Пи-пи-пи, я – мышка-норушка. А ты кто?
Лягушка:
Ква-ква, я – лягушка-квакушка!
Пусти меня жить!
Мышка: Так и быть, пожалуй в дом, веселее жить вдвоем!
Учитель: Герои какой сказки встретили нас в сказочной стране?
Дети: Это герои русской народной сказки “Теремок ”.
Учитель: Почему эту сказку называют народной?
Дети: Сочинил народ.
Учитель: А ещё какие бывают сказки?
III. Работа с выставкой книг.
Учитель: На какие группы вы разделили бы все сказки, которые видите на выставке?
Учитель: Какие сказки появились раньше?
Дети: Раньше появились сказки народные.
Учитель: Как дошли до наших дней народные сказки?
Дети: Их рассказывали взрослые детям.
Учитель: А чем отличаются сказки от других литературных произведений - рассказов, повестей и т.д.?
Дети: Сказки начинаются с зачинов: “жили-были”, “в некотором царстве”... В сказках есть поговорки и пословицы: “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”. В сказках разговаривают звери, растения, предметы. Почти во всех сказках побеждает добро. В сказках может быть волшебство.
IV. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Кто является героями РНС “Теремок”? Отгадайте о каких народных сказках пойдет речь на нашем уроке?
В этих сказках нет волшебных превращений, но они очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой. Отрывок такого вида сказки мы с вами сегодня посмотрели.
Дети: Это сказки о животных.
Сегодня в Сказочной стране нас встречает русская народная сказка “Лисичка-сестричка и Волк”. (Слайд 3)
Учитель: Сейчас вы внимательно послушайте сказку и докажите действительно ли это сказка о животных?
V. Рассказывание учителем русской народной сказки близко к тексту. (Слайд 4, 5, 6, 7, 8, 9)
VI. Проверка первичного восприятия.
Вы согласны, что сказка “Лисичка-сестричка и Волк” это сказка о животных?
Докажите!
Волк и Лиса – это главные герои сказки или второстепенные? А о людях что вы скажете?
Кого в сказке можно назвать сообразительным?
Какова же лиса? Как об этом сказано в сказке?
Кого она перехитрила?
Докажите, что она умная, предприимчивая, хитрая, насмешливая.
А каков же Волк? (Глупый, доверчивый, простофиля)
Как об этом сказано в сказке.
Учитель: Понравилась ли вам сказка? Чем?
Учитель: Какая это сказка – веселая или грустная?
Учитель: Какую поговорку из сказки запомнили?
Дети: Битый небитого везет.
VII. Физкультминутка.
Только в сказку мы вошли
Появились комары.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса,
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим.
Волк вот рыщет быстро в поле,
Очень грозен он на воле.
Подражаем мы волчишке
Непоседы-ребятишки
Но закончилась игра
И учиться нам пора.
Учитель. Прямо встали. Тихо сели и работать захотели.
VIII. Работа по тетради.
Я знаю, вы любите игры, песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее нашей сказки.
Учитель: Откройте тетради по закладке.
Учитель: рассмотрите рисунок 1 задания. Расскажите отрывок из сказки к этому рисунку. (Прослушивание рассказов детей)
Учитель: Прочтите 2 задание.
Прочтите самостоятельно отрывок и определите где слова волка, а где лисы.
Найдите и прочитайте слова волка.
Найдите и прочитайте слова лисы.
Прочитаем отрывок по ролям.
IX. Закрепление изученного материала.
Моделирование учащимися обложки.
Учитель: Что мы с вами сегодня слушали на уроке?
Дети: Сказку.
Учитель: Правильно. А какой заместитель существует для сказки?
Дети: Кружок.
Учитель: О ком говорится в этой сказке?
Дети: О животных.
Учитель: Если говорится о животных, то каким цветом закрасим круг?
Дети: коричневым.
Дети: нет. Это русская народная сказка. (Слайд 10)
Учитель: Как заканчивается эта сказка?
Дети: Грустно?
Прочитайте высказывание А.С. Пушкина: (Слайд 11)
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Как вы понимаете эти слова?
Какой урок вы вынесли для себя из сказки?
- быть честным, добрым;
- на добро отвечать добром.
XI. Итог урока.
Учитель: А посмотрите, а вот сказочная шкатулка, в ней письма, только на них нет обратных адресов. Кто написал эти письма? Может вы, ребята, подскажите?
(Достает письма, читает их)
1. Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался… (“Колобок”)
2. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (“Три медведя”).
3. Спасите! Нас съел серый волк… (Козлята из сказки “Волк и семеро козлят”)
4. Ах ты, Петя - простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота -
Выглянул в окошко. (“Кот, петух и лиса”)
5. Все закончилось благополучно,
Только хвост мой остался в проруби… (Волк из сказки “Лисичка-сестричка и Волк”)
Учитель: Молодцы.
А что объединяет все эти сказки?
Дети: Все эти сказки русские народные, о животных.
Закрываем снова глазки,
Улетаем мы из сказки.
1, 2, 3, 4, 5
В класс вернемся мы опять.
X. Рефлексия.
Что вы хотите сказать про урок?
Какой оценки заслуживает наш урок?
У вас на партах лежат две картинки: улыбающаяся Лисичка и плачущий Волк. Если вам было интересно на уроке, то поднимите лисичку, а если грустно, неинтересно, то Волка (Дети показывают карточки с изображением животных) (Слайд 13, 14)
Тема раздела: Сказки.
Тема урока: «Лисичка-сестричка и волк». 2 урок.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки»; учить оценивать характер персонажей, их поступки; учиться составлять план текста.
Предметные :
- Формировать умения работать с текстом, выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос.
- Отбирать и использовать для воплощения собственного речевого замысла языковые средства.
- Выражать свое отношение к прочитанному, обосновывать его.
- Определять настроение, выраженное в произведении, передавать его при чтении.
Личностные :
- Формировать положительное отношение к учебе, понимание ценности нравственных норм.
- Развивать внимание к собственным чувствам, вызванным литературным произведением.
Познавательные :
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, работать со словарем, пользоваться знаками, проводить сравнение.
Регулятивные :
- Принимать и сохранять учебную задачу, понимать цель и смысл выполняемых заданий, осуществлять самопроверку.
Коммуникативные :
- Учить оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре, внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Учебная деятельность обучающихся |
I. Организационный Прием: загадка |
Прозвенел опять звонок. Мы начинаем наш урок. С загадки: В ней добро, все это знают, Непременно побеждает. (Сказка) Приложение 1 Слайд 1 |
1. Самоконтроль готовности. 2. Реакция на учителя, внимание. |
II. Постановка учебной задачи. Прием: диалог |
– Сегодня на уроке мы продолжим
работу над сказкой, обогатим свои знания,
дадим характеристику героям, будем учиться
работать в паре помогать друг другу. – Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок! – Какую же еще цель урока мы поставим? – Какими качествами должны обладать мы с вами, чтобы нам выполнить цели урока? – А что значит быть внимательными читателями? Слайд 2 |
– Найти уроки для нас, добрых молодцев. Внимательными, думающими читателями. |
III. Актуализация знаний А) Классификация сказок Прием: работа со схемой |
– Как называется сказка, над которой
мы работаем? – Дайте характеристику сказке согласно схеме: «Классификация сказок» Слайды 3-4 |
– «Лисичка-сестричка и волк»
– Сказки о животных, бытовые сказки и
волшебные. |
Б) Перечитывание сказки Прием: перечитывание сказки в другой редакции, чтение по цепочке |
– Перечитываем сказку по слайдам. Слайды 5-32 |
Самостоятельное чтение (слежение, слушание) |
В) Составление плана
Цель: составить план текста |
– Сколько частей в нашей сказке? – Ребята, составьте план сказки. У вас на листочках даны предложения. Приложение 2 Расставьте в правильной последовательности. Работаем в паре. 1. Выполни сам. 2. Сравни с соседом. – Посмотрим, что получилось. У каждого ряда свои названия. – Проверьте свою работу. Оцените Слайд 33 |
Три части.
Умение выразить свои чувства, мысли. |
Физминутка Цель: здоровьесбережение, активизация внимания. |
Раз – присядка, два – прыжок. Это заячья зарядка. А лисята как проснутся, Любят долго потянуться, Обязательно зевнуть. Ну и хвостиком вильнуть. А волчата спину выгнуть И легонечко подпрыгнуть. Ну, а мишка косолапый, Широко расставив лапы: То одну, то обе вместе, Долго топчется на месте Прочитаем стих вместе. Выполним действия. Слайд 34 |
Действия выполняют по тексту |
«Открытие нового знания» Цель: учиться оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи Способы: диалог, парная работа. А) Характеристика героев |
– Кто является героями сказки? – Лиса – один из самых известных героев русских народных сказок. – Какими чертами характера наделена лиса и волк в русских народных сказках? – Прочитайте на листочке слова-характеристики. Поставьте значки. Приложение 3 Слайд 35 – Значения каких слов Вам непонятны? А вашему соседу? Сравните. – Что может помочь нам узнать значения слов? – Самостоятельно заполните таблицы. Соедините качество и героя. – Проверьте себя. Оцените. Слайд 36 |
– Это лиса и волк. Хитрость, глупость, жадность – Работа со словарем. |
Б) Идея произведения Прием: беседа |
– Кто виноват в том, что случилось с
волком? Только ли лиса? – За что в сказках осуждается волк? – Можно ли говорить о дружбе лисы и волка? – Они родственники? – Называют друг друга? (братец, сестра) (семейство собачьих) – Кто из героев этой части сказки вызывает сочувствие? Почему? |
– Лиса мало в чем уступает волку, но она
умна и это особенно опасна. Это разбойники. Они творят зло. Герои терпят друг друга, готовы на предательство и вероломство, а дружба, как известно, заботой да подмогой крепка. – Проявление внимания к суждениям товарищей. |
В) Организация наблюдения над
сюжетно-событийной основой текста. Прием: выборочное чтение. |
– А сейчас посмотрите на слайд.
Слайд 37 Здесь иллюстрации, выполненные художником к этой сказке. Найдите в тексте слова, которые точно передают то, что изобразил художник. – Расставьте по порядку, по сюжету сказки. |
– Дети самостоятельно находят слова в
тексте, отмечают их. – Зачитывают предложения. |
– Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым
молодцам – урок! Одна из целей урока: Найти уроки для нас, добрых молодцев. – Чему учит сказка? – Какая это сказка смешная или грустная? – А почему эта сказка вызывает грусть, жалость? – Кого из героев можно назвать ПРОСТОФИЛЕЙ? – Где можно получить информацию о значении этого слова? – В жизни бывают люди хитрые, изворотливые, как лиса; а бывают доверчивые, глупые, как волк. Я желаю вам быть умными, сообразительными и добрыми. – Любая сказка учит нас общению, доброте, умению выйти из сложных ситуаций. Поэтому сказки остаются самым любимым жанром у людей разного возраста. |
Высказывания детей. Работа со словарем. |
|
Итог урока. Рефлексия деятельности. | Урок подходит к концу. Подведем
итоги урока.
– Какие задачи мы ставили в начале урока? Слайд 39
– Ребята, |
– Перечисление своих действий – Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. |
Домашнее задание | Дома можно нарисовать иллюстрацию к
сказке. Слайд 40 |
Литература:
- Э. Э. Кац. Литературное чтение: учебник для 1-го кл. четырехл. нач. шк.: в 2 ч. Ч.1/ Э.Э.Кац. – М.: АСТ: Астрель, 2012.
- Э. Э. Кац. Литературное чтение: рабочая тетрадь № 2: к учебнику Э.Э.Кац «Литературное чтение» (часть 2) : 1-й кл./ Э. Э. Кац. – М. .: АСТ: Астрель, 2012.
- Э. Э. Кац. Обучение в 1 классе по учебнику «Литературное чтение»: программа, тематическое планирование, методические рекомендации/ Э.Э.Кац. – М.: Астрель, 2012
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе
Раздел: Сказки.
Тема: Русские народные сказки. «Лисичка – сестричка и волк».
Тип урока: Урок по ознакомлению с новым материалом.
Время проведения: апрель
Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки»; учить оценивать характер персонажей, их поступки, настроение.
Планируемый результат: систематизация знаний учащихся по сказкам; умение оценивать героев по их поступкам.
Личностные:
- развитие самостоятельности;
Развитие навыков сотрудничества.
Предметные:
Развитие устной речи; образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат;
умение анализировать и обобщать
Метапредметные:
Личностные УУД:
Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках.
Регулятивные УУД:
Формирование умения осуществлять действие по образцу; оценивания процесса и результата деятельности.
Познавательные УУД:
Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста; заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; работа с двумя источниками информации
Коммуникативные УУД:
Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; чтение по ролям; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников.
Задачи урока:
- формирование учебно-информационных умений (умения работать с текстом, с таблицей, находить главное, существенное); учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи
- развитие коммуникативных навыков (умения общаться, взаимодействовать друг с другом);
- воспитывать уважение к истокам культуры своего народа; нравственность через анализ содержания художественного произведения;
Основные понятия урока: сказка, персонаж, кластер.
Оборудование : учебник Э.Э.Кац «Литературное чтение», сигналы, карточки с таблицами, изображения животных, проектор, компьютер,