Красна речь пословицей. Гпд красна речь пословицей.docx - красна речь пословицей Красная речь в пословицах и поговорках

Пословицы возникли в устной разговорной речи, и на эту тему русский народ сочинил особенно много изречений. В пословицах отражается высокое значение речи: «Видна птица по перьям, а человек - по речам», но в то же время народ предостерегает: «Язык до добра не доведет». Но и молчание — тоже не есть хорошо: «Молчаньем прав не будешь».

Максимум пословиц и поговорок на тему «Речь и язык», пословицы о русской речи авторы сайта постарались собраться на этой страничке. Источниками материала стали различные печатные издания — сборники пословиц, словари, книги. Данная статья особенно будет полезна при выполнения домашнего задания школьникам 5-го класса.

Пословицы о речи

Из сборника А. М. Жигулева «Русские народные пословицы и поговорки»:

Умные речи приятно и слушать.
Умные речи и в потемках слышно.
Видна птица по перьям, а человек по речам.
Хорошую речь хорошо и слушать.
Людских речей не переслушаешь.
Речи что мед, а дела что полынь.
Язык мой, а речи не свои говорю.
Речи, как снег, а дела, как сажа.
Речами тих, да сердцем лих.
От его словца не дождешься конца.
Хлеб-соль кушай, а умные речи слушай.
И платье чисто, и речь честна.
Хорошая речь слаще меда.
Речь вести - не лапти плести.
Какова голова, такова и речь.
По речи узнают человека.
Слово по слову, что на лопате подает.
Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.
Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
У худого человека худые речи.
Красна речь с пословицей.
Говорит, как по писаному.
Речи не речки - не текут.
Можно много сказать и в короткой речи.
Пень - не околица, а глупая речь - не пословица.
Как борона бороздит (о нескладной речи).

С умным разговориться, что меду напиться.
Лошади узнают друг друга по ржанию, а люди - по разговору.
Не годится к страже вор, а дурак - на разговор.
Из разговора щи не сваришь, нужны капуста и мясо.
По животу и корм, по уму и разговор.
На что вороне большие разговоры, знай ворона свое «кра».
На большом разговоре не без промаха.

До россказней охотник - плохой работник,
С разговоров сыт не будешь.
Красен разговор, да не спор.

Кто, не подумав, говорит, тот вечно вздор творит.
Кто много говорит, тот мало делает.
Говорить - не работать, торопиться не надо.

Говорит прямо, а делает криво.

Чье правое дело, тот говорит смело!
Говорит, как река льется.
Лишнее говорить, себе вредить.
Лучше печатного не скажешь.

Видна птица по перьям, а человек - по речам.
Хорошие речи хорошо и слушать.
Коротко, да ясно, оттого и прекрасно.
Умные речи и в потёмках слышно.
Пустые речи и слушать неча.
Хороша верёвка длинная, а речь короткая.
Денег ни гроша, да речь хороша.
Говорит красиво, да слушать тоскливо.
На словах густо, а в голове пусто.

Пословицы о языке и речи

Пословицы из раздела «Язык-речь» сборника В. И. Даля «Пословицы русского народа»:

По разговорам всюды (годится), а по делам никуды.
Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит.
Говори с другими поменьше, а с собою побольше!
Кто говорит, тот сеет; кто слушает — собирает (пожинает).
Держи язык короче! Держи язык на привязи (на веревочке)!
Блюди хлеб на обед, а слово на ответ!
Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами!
Кто языком штурмует, не много навоюет.
Верти языком, что корова хвостом (что кочадыком)!
Скоро то говорится, а не скоро делается.
Мелет день до вечера, а послушать нечего.
Говорит, ровно в стену горохом сыплет.

Язык мой — враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
Язык до добра не доведет.
Лишнее говорить — себе вредить (болячку вередить).
Большое вяканье доводит до бяканья.
Язык телу якорь. Язык с Богом беседует.

Язык мал, великим человеком ворочает.
Мал язык — горами качает. Языком, что рогачом.
Язык — стяг, дружину водит. Язык царствами ворочает.
Язык языку весть подает.
Язык языку ответ дает, а голова смекает.
Язык голову кормит (он же и до побоев доводит).
Язык поит и кормит, и спину порет.
Язык хлебом кормит и дело портит.
Язык один, и в будни и в праздник.
Язык до Киева доведет.
Язык доведет до кабака.

Красна речь слушаньем (а беседа смиреньем).
Во многословии не без пустословия.
Бог дал два уха, а один язык.

Лучше не договорить, чем переговорить.
Поменьше говори, побольше услышишь.
Слушай больше, а говори меньше.
Кто мало говорит, тот больше делает.
Не спеши языком, торопись делом.
Языком не торопись, а делом не ленись.
Никто за язык не тянет.

Язык лепечет, а голова не ведает.
Язык болтает, а голова не знает.
Язык наперед ума рыщет.
Язык мягок: что хочет, то и лопочет (чего не хочет, и то лопочет).

Говорит день до вечера, а слушать нечего.
Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.
Не ножа бойся, языка. Бритва скребет, а слово режет.
Без языка и колокол нем.
Живое слово дороже мертвой буквы.


С тобой разговориться, что меду напиться.

Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
И дорого б дал за словечко, да не выкупишь.

Сказанное слово в кадык назад не ворочается.
Слово выпустишь, так и крюком (и валом) не втащишь.


Сказанное словцо — серебряное, не сказанное — золотое.

Из сборника О. Д. Ушаковой «Словарик школьника. Пословицы, поговорки, крылатые выражения»:

Человек без языка - что корова без молока.
Без языка и колокол нем.
Язык до Киева доведёт.

Востёр язык, да дурной голове достался.

Язык на замок не запрёшь.

Языку больше давай каши, нежели воли.
Язык голову кормит, он же и до беды доводит.
Длинный язык с умом не в родстве.
Язык без костей, работает и на хозяина и на гостей.
Язык без костей, во все стороны ворочается.
Мельница мелет - мука будет, язык мелет - беда будет.
Держи собаку на цепи, а язык - на семи.
Языком не спеши, а делами не смеши.

Из сборника пословиц А. М. Жигулев. «Русские народные пословицы и поговорки»:

Язык дружину водит. Язык голову кормит.
Язык иглы острее.
Дай волю языку, скажет то, чего и не знает.
Язык везде достанет.
Иных язык способней рук кормит.
Береги язык под старость - ребятам сказки рассказывать.
Язык языку вести подает.
Язык до Киева доведет.
Язык мой - враг мой, прежде ума рыщет.
Язык говорит, а голова и не ведает.
Лучше ногою запнуться, чем языком.
Не давай воли языку во хмелю, в беседе и в гневе.
У дурака, что на уме, то и на языке.
Языком мели, а руками не разводи.
Язык ворочается, говорить хочется.
Язык мягок: что хочет, то и лопочет.
Язык мап, да горами качает.
К старости зубы тупее, а язык острее.

Пословицы о русской речи

Русский терпелив до зачина.
Русский человек добро помнит.
Русская душа нараспашку.
Русский в словах горд, в делах тверд.

Без русского языка не сколотишь и сапога.
Русский язык сила слабого!
Велик и могуч русский язык.
Без русского языка не одолеешь самого опасного врага.
Не пройми врага копьем, пройми добрым русским языком.
Мал язык, да всем телом владеет.
Слово - серебро, молчание - золото.
Острое словечко колет сердечко.
Язык с Богом беседует.
Язык - стяг, дружину водит. Язык царствами ворочает.
Язык языку весть подает.
Один говорит – красно, двое говорят – пестро.
Говорит, как река льется.
Красна речь слушаньем (а беседа смиреньем).
Сижу у печи да слушаю людские речи.
Много знай, да мало бай! Много баить не подобает.
Чем завираться, лучше молча почесаться.
Все мы говорим, да не все по-говореному выходит.
Все скоро сказывается, да не все скоро делается.
За ветром в поле не угоняешься; за всякое слово не поверстаешься.
Молчать, так и дело не скончать. Твой намек мне невдомек.
Не пройми копьем, пройми языком!

Живое слово дороже мертвой буквы.
Хорошую речь хорошо и слушать. Красную речь красно и слушать.
Сядем рядком да поговорим (да перетолкуем) ладком.
И невелика беседа, да честна.
Красно поле пшеном, а беседа умом.
С тобой разговориться, что меду напиться.
Твоими бы устами да мед пить.
Что кого веселит, тот про то и говорит.
Что у кого болит, тот о том и говорит.
Есть, словко – как мед сладко; а нет, словко – как полынь горько.
Сидит, как свеча горит, говорит, что рублем дарит.
Короткие речи и слушать не́ча (нечего).
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.
Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.
Кстати промолчать, что большое слово сказать.
От приветливых слов язык не отсохнет.
Ласковое слово и кость ломит.
Мелева много, да помолу нет (т. е. нет толку в речах).
За словом в карман не полезет.
Наговорил с три короба. Лепеталось бы, да не дремалось.
Говоришь по совету (тайком, советно), а выйдет по всему свету.
Свинья скажет борову, а боров всему городу.
Знала б наседка, узнает и соседка.
Речист, как наш Феклист. Лепетливее (крикливее) наседки.
Коли один говорит, так двое глядят да двое слушают (т. е. два глаза, два уха и один рот).
Сколько ни толковать, а всего не перетолковать.

Методическая разработка внеклассного занятия

«Красна речь пословицами»

Иванова Наталья Валерьевна

Воспитатель группы продлённого дня

ГБОУ СОШ №77 Санкт-Петербурга

Цели и задачи:

Обобщить знания учащихся о пословицах, как одном из видов устного народного творчества.

Развивать устную речь.

Развивать память.

Развивать внимание.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Основная работа с учащимися.

Пословицы о книгах.

Пословицы о труде.

Пословицы о дружбе.

Пословицы о счастье.

Физминутка.

Чтение и обсуждение произведения.

Пословицы о Родине.

Викторина.

3. Итог занятия.

Оборудование:

Плакаты с пословицами.

Карточки для игры «Ромашка».

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Основная работа с учащимися.

В. В давние времена, когда не было письменности, люди создавали сказки, загадки, пословицы и поговорки, где выражали свои мысли, чувства и передавали из уст в уста. Так появился фольклор, или устное народное творчество. Найдите в данных высказываниях (на плакатах): «Красна речь пословицей», «Пословица недаром молвится», на ваш взгляд, главные ключевые слова.

В. Это слово - пословица.

В. Правильно.

Пословица - это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое - то поучение.

Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.

«Чтение - лучшее учение».

В. Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме.

В. «Книга для ума - что тёплый дождик для всходов».

«Книга поможет в труде, выручит в беде».

«Кто много читает, тот много знает».

«Грамоте учиться - всегда пригодится».

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть».

В. Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине и её природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов. Книга является надёжным помощником в труде. Рабочий читает книги о станках, чтобы научиться ими лучше управлять, сельский труженик - о том, как успешнее собрать урожай, врач - о том, как помочь людям стать здоровыми, учитель - о том, как учить и воспитывать своих учеников. Книги помогают понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их нужно не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Кроме того, мы должно бережно относиться к книгам.

Появляется Незнайка.

Н. Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Ребята, помогите ответить на вопросы:

Что означает слово «библиотека»?

Что такое «читательский формуляр»?

На чём была написана первая книга?

Игра «Ромашка» (на больших лепестках написаны названия книг, а на маленьких - их авторы, нужно правильно совместить лепестки):

«Волшебник изумрудного города» А.Волков

«Золотой ключик или Приключения Буратино» А. Толстой

«Дети капитана Гранта» Ж. Верн

«Остров сокровищ» Р. Стивенсон

«Конёк - Горбунок» П. Ершов

Какие пословицы о чтении вы знаете?

«Дерево сильно корнями, а человек - трудом».

Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме.

В. «Без труда мечта мертва».

«Без труда не вынешь рыбку из пруда».

«Без труда ничего не даётся».

«Землю красит солнце, а человека - труд».

«Птица крепнет в полёте, а человек в труде».

«Деревья смотри в плодах, а человека смотри в делах».

В. Объясните значение той пословицы, которая вам больше понравилась. (Объяснение учащихся).

В. Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож…

И каждый гвоздь, и каждый дом

И каждый ломтик хлеба -

Всё это создано трудом,

А не свалилось с неба.

За всё, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придёт пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

В. Сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд - учёба, хорошие крепкие знания. Они помогут вам в будущем получить профессию. А сейчас я вам предлагаю загадки о профессиях.

Его работа в глубине, на самом дне.

Его работа в темноте и тишине.

Пусть труд его не лёгок и не прост,

Как космонавт, плывёт он среди звёзд. (Водолаз).

Мастер, мастер, помоги -

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди -

Мы пойдём сегодня в гости. (Сапожник).

«Птица сильна крыльями, а человек - дружбой».

В. Из предложенных пословиц найдите те, которые соответствуют теме.

В. «Человек без друга - что земля без воды».

«Человек без друзей, что дерево без корней».

«Друга ищи, а найдёшь - береги».

«Друзья познаются в беде».

«Старый друг лучше новых двух».

«Не тот друг, кто медком мажет, а тот кто правду в глаза скажет».

В. Ребята, а как вы понимаете значение пословицы: «Человек без друга, что земля без воды».

А какие песни о дружбе вы знаете?

Так каким должен быть настоящий друг?

Физминутка.

«Счастье не ищут, а делают».

В. Укажите из представленных пословиц, те которые соответствуют теме.

В. «Счастье не в воздухе вьётся, а трудом достаётся».

«Счастье без ума - дырявая сума: где найдёшь, там и сгубишь».

В. Некоторые люди говорят, что счастье - это богатство, деньги, но ведь настоящее счастье за деньги не купишь. Ошибаются и те, кто считает, что счастье - в славе. Добрая слава, действительно, радует человека. А от худой славы он не знает как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех.

Чтение и обсуждение.

«Одна у человека родная мать, одна у него Родина».

В. «Родина - мать, умей за неё постоять».

«На чужой сторонушке рад своей воронушке».

«Своя земля и в горести мила».

«Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит».

Викторина пословиц. (Проводит Незнайка).

  1. Итог занятия.

Сегодня мы с вами говорили о пословицах.

Для чего нужны пословицы?

Будете ли вы их использовать?

А теперь попробуйте объяснить значение тех пословиц, которые прочитали в начале урока.

Молодцы! Все постарались. Мы с Незнайкой остались очень довольны вашей работой!

Лецких Л.А.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
З а н я т и я 13–14

Ц е л и:
1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Изучить особенность русских пословиц и поговорок, углубить и расширить
знания и представления детей о пословицах и их значениях, учиться правильно
употреблять пословицы и поговорки в речи.
3. Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса
образными выражениями: пословицами и поговорками.
О б о р у д о в а н и е, м а т е р и а л ы, с р е д с т в а н а г л я д н о с т и: В. Даль
«Толковый словарь живого великорусского языка», С. И. Ожегов, Н. Ю.
Шведова «Толковый словарь русского языка»; карточки с заданием, рисунки к
пословицам.
Х о д з а н я т и я
I. Сообщение темы занятия.
а) В в о д н о е з а д а н и е.
– Сегодня на занятии мы поговорим об очень интересном явлении в русском
языке, которое называется… Ах, какая жалость – слово «рассыпалось». Ваша
задача – «собрать» главное слово нашего занятия.
Ц О В С П О А И Л (пословица).
б) В ы с т а в к а к н и г с пословицами и поговорками.
– Перед вами сборники русских пословиц и поговорок. В этих книгах собрана
мудрость народа.
II. Основная часть.
1. П о н я т и я «пословица» и «поговорка».
а) Уяснение понятия «пословица».
– Что такое пословица? (Пословица – краткое народное изречение с
назидательным содержанием, народный афоризм. Из толкового словаря С.
И. Ожегова.)
– Прочтите пословицу. (Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.)
– Объясните смысл.
б) Поговорки и пословицы обычно изучаются вместе. На практике их часто
путают. Но очень важно видеть в них отличие.

– Что же общего между пословицей и поговоркой?
 Краткость (лаконичность).
 Устойчивость.
 Связь с речью (пословицы и поговорки в естественном бытовании
существуют только в речи).
 Принадлежность к искусству слова.
 Широкая употребляемость.
– Чем пословица отличается от поговорки? (Пословица – это изречение,
народная мудрость, это всегда суждение, в ней содержится определённый
вывод, обобщение, а поговорка – просто меткое слово. Пословица –
законченное предложение, а поговорка – лишь часть его. Поговорка всегда
имеет переносное значение. Назначение поговорки – как можно ярче,
образнее,
охарактеризовать то или иное явление или предмет
действительности, украсить речь.)
2. Р а з д е л и т е и з р е ч е н и я на две группы. Какие это группы? (Пословицы
и поговорки.)
 Человек без Родины – что соловей без песни. (Пословица.)
 Как сыр в масле катается. (Поговорка.)
 Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
(Пословица.)
 Готовь сани летом, а зимой телегу. (Пословица.)
 Говорит – что рублём дарит. (Поговорка.)
 Ему говорить – что к стенке горох лепить. (Поговорка.)
 Велик пень, да дупляст; мал золотник, да дорог. (Пословица.)
 Решетом воду носит. (Поговорка.)
3. Р у с с к и е п и с а т е л и высоко ценили значение пословиц, поговорок. Вот
некоторые высказывания великих писателей.
Зачитывают заранее подготовленные дети.
а) «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы
и хитрые загадки… Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом
народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и
укрепляла его исторической памятью, праздничными одеждами его души и
наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по
обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и
дедов».
А. Н. Толстой
которые
запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времён
б) «Необозримо многообразие человеческих отношений,

дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания
людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда,
честность и обман, красота истин и уродство предрассудков».
М. А. Шолохов
в) «Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых –
не занятий, но наслаждений».
Л. Н. Толстой
г) «Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них
отразилось много свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк, –
словом, всё шевелящее и задирающее за живое… Все великие люди, от Пушкина
до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами».
Н. В. Гоголь
4. П о с л о в и ц ы о п о с л о в и ц а х.
Русский народ сочинил пословицы и о самих пословицах. Объясните их
смысл.
 Пословица недаром молвится.
 Пословица ведётся, словно веником метётся.
 Пословица – всем делам помощница.
5. В л а д и м и р И в а н о в и ч Д а л ь – собиратель пословиц и поговорок.
– Кто придумал пословицы и поговорки? (Народ.)
– Когда появились пословицы и поговорки? (Давно, до появления
письменности.)
– Кто собирал и записывал пословицы, поговорки? (Учёные, поэты,
писатели.)
– Таким писателем был Владимир Иванович Даль.
Даль Владимир Иванович –
известный русский писатель,
лексикограф,
член­
корреспондент Петербургской АН.
Родился 10 ноября 1801 г. в
Екатеринославской губернии,
в
Луганском заводе. Умер в 1871
году.
этнограф,
Окончив курс в морском
корпусе, Даль несколько лет служил
во флоте, но, не вынося моря, вышел
в отставку и поступил в Дерпт­

ский университет на медицинский
факультет.
Походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала с жителями разных
областей России, и материалы для будущего «Толкового словаря», которые он
начал собирать очень рано, все росли. За работу над словарем (1863–1866) Даль
был удостоен звания почетного академика Петербургской АН (1863). В 1861–
1862 году ученый создал сборник «Пословицы русского народа».
6. И г р ы, к о н к у р с ы, з а н и м а т е л ь н ы е з а д а н и я.
Класс делится на две команды. Выполняя задания, учащиеся каждый раз
объясняют смысл пословицы.
1) Р и с у н к и к п о с л о в и ц а м.
– Отгадайте, какие пословицы спрятались в рисунках (подготовленных дома
учащимися заранее).
2) И г р а «Перепутаница».
– К нам приехал в гости иностранец. Ему очень понравились русские
пословицы и поговорки, и он быстро их выучил, но они почему­то перепутались.
Помогите человеку, назовите пословицы правильно. (Пословицы задаются по
одной каждой команде.)
 Что с возу упало, того не вырубишь топором. (Что с возу упало, то
пропало. Что написано пером, того не вырубишь топором.)
 Не плюй в колодец, вылетит – не поймаешь. (Не плюй в колодец,
пригодится водицы напиться. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)
 Хочешь есть калачи, не откладывай на завтра. (Хочешь есть калачи –
не сиди на печи. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.)
 Заставь дурака Богу молиться, а хомут найдётся. (Заставь дурака Богу
молиться, он и лоб расшибёт. Была бы шея, а хомут найдётся.)
3) Догадайся по картинкам, о каких пословицах идёт речь.
За двумя зайцами
погонишься – ни одного
не поймаешь.

Не рой яму другому,
сам в неё попадёшь.
4) Закончи пословицу. (Начало пословицы читается поочерёдно каждой
команде.)
 Терпенье и труд … (всё перетрут).
 С волками жить – … (по­волчьи выть).
 Что посеешь, … (то и пожнёшь).
 Шила в мешке … (не утаишь).
 Ученье – свет, … (а неученье – тьма).
 Худой мир … (лучше доброй ссоры).
 Один в поле … (не воин).
 На безрыбье … (и рак рыба).
5) Переставьте буквы так, чтобы получились пословицы.
Ввклоо бостьяя – в есл ен диотхь.
(Волков бояться – в лес не ходить.)
Тен адмы збе гняо.
(Нет дыма без огня.)
6) К о н к у р с «Магические числа».
Назовите пословицы, где встречаются числа.
Один с сошкой, семеро с ложкой. Семеро одного не ждут. Не имей сто
рублей, а имей сто друзей. Сто голов – сто умов. Семь раз отмерь, один раз
отрежь. Семь бед, один ответ. Одной рукой узла не завяжешь. Один – за всех, и
все – за одного. Одна пчела много мёду не натаскает.
7) К о н к у р с «Замени пословицами».
 Учись всю жизнь. (Век живи, век учись.)
 Беречь время. (Делу – время, потехе – час.)
 Не ссорься. (Худой мир лучше доброй ссоры. Ссора до добра не доводит.)

 Доводи начатое дело до конца. (Сделал дело – гуляй смело.)
 Держи слово. (Не давши слова, крепись, а давши – держись.)
 Не торопись, делай всё аккуратно. (Поспешишь – людей насмешишь.
Делано наспех, делано на смех.)
8) К о н к у р с «Собери пословицу».
Командам раздаются карточки со словами в начальной форме, из них надо
сложить пословицу, изменив соответственно слова.
Молодец, овца, против, а, сам, молодец, овца, против
(Молодец против овец, а против молодца сам овца.)
Язык, язык, мёд, лёд, на, под, а
(На языке мёд, а под языком лёд.)
9) К о н к у р с «Поле чудес».
На доске чертятся квадратики. Число квадратиков по количеству букв в
пословице. Командам предлагается назвать по 5–6 букв, а потом отгадать всю
пословицу.
1­я к о м а н д а.
2­я к о м а н д а.
(Язык до Киева доведёт.)
(Повторенье – мать ученья.)
10) К о н к у р с «Угадай».
Командам задаётся по одному первому слову, дети должны догадаться, о
какой пословице идёт речь.
 Любишь … (кататься, люби саночки возить).
 Москва … (слезам не верит. Москва не сразу строилась).
 Дарёному … (коню в зубы не смотрят).
 Не в свои … (сани не садись).
 Жизнь... (прожить – не поле перейти).
 Овчинка … (выделки не стоит).
11) К о н к у р с «Угадай пословицу».
– Каждое слово имеет свой смысл, значение. А некоторые слова могут быть
противоположны по смыслу: легкий – тяжелый, веселый – грустный. Перед

вами пословицы­перевертыши. Кто сможет прочитать их? Подчеркнутые слова
не изменены.
Н а д о с к е:
 Новый враг хуже старых двух.
 Всё плохо, что плохо начинается.
За каждую правильно составленную пословицу дается один балл.
12) Т е а т р а л ь н ы й к о н к у р с.
Командам предлагается проинсценировать пословицу. Соперники должны
угадать, о чем идет речь.
1­я к о м а н д а. Ученье – свет, неученье – тьма.
Один ученик старательно учится, читает книгу, повторяет таблицу
умножения или стихотворение, другой держит над ним макет солнца.
Лентяй спит, а за ним ученик держит чёрную бумагу и накрывает ею
лентяя.
2­я к о м а н д а. Что написано пером, того не вырубишь топором.
Один ученик пишет, другой подходит с топором и пытается вырубить, но
не получается.
III. Заключительная часть (рефлексия).
П о д в е д е н и е и т о г о в.
– Чему научились на занятиях?
– Что было самым интересным?
– Какую роль в речи играют пословицы и поговорки?

Кладезем опыта и мудрости в чистом виде можно назвать именно пословицы. Это – короткое изречение, поучительное по духу и имеющее завершенный смысл. Например: «без труда не выловишь и рыбку из пруда» . Автором их, как правило, является народ. Кто-то когда-то верно подметил очевидное, выразил свою мысль бойко, ярко. Другие люди подхватили, запомнили, передали, внесли что-то свое… Так было изначально, так появились самые старинные пословицы и поговорки. Ведь были времена когда даже книги представляли собой огромную редкость, и все, чем располагал человек – это его собственный разум и речь. Потом, когда распространилась литература, печать, даже телевидение, кладовую мудрости стали пополнять «авторские» пословицы и поговорки – крылатые фразы героев любимых фильмов, меткие обороты в текстах книг… Но значение пословиц в нашей жизни осталось прежним: подсказка на перепутье, утешение в беде, напоминание о том, о чем нельзя забывать. Итак. что же такое пословица?

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...