Методическая разработка урока "Первобытный мир — первые шаги человечества". Первобытный мир первые шаги человечества периодизация первобытной Презентация тему первые шаги человечества

Первобытный мир – первые шаги человечества

4 класс, программа «Школа 2100»

Учебник «Человек и человечество», тема 10

    Создать образ эпохи Первобытного мира, учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времён Первобытного мира.

    Объяснять, почему нельзя согласиться с представлениями о добре и зле, которые господствовали в эпоху Первобытного мира.

    Развивать умение сравнивать, делать выводы.

    Воспитывать чувство взаимопомощи, дружелюбие.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Постановка проблемы.

Давайте посмотрим на фотографии. (слайды)

Что это за место?

Что вы о нем знаете? помните?

На этом сайте можно подробнее узнать об этом замечательном месте ( ) (слайд)

Сегодня на уроке мы будем говорить о первобытном мире. (слайд)

Давайте прочитаем разговор компьютера и Анюты.

- Свои первые шаги человечество сделало более 2 миллионов лет назад. Эпоху Первобытного мира можно назвать «детством человечества» - начал рассказ Компьютер.

- А почему «первые шаги»? Неужели все первобытные люди только учились ходить?! – удивилась Анюта.

Что не поняла Анюта?

Какой возникает вопрос?

    Версии детей, актуализация знаний.

Что такое Первобытный мир?

А что такое историческая эпоха?

Вспомните из курса «Окружающий мир» 3 класса, умели ли самые первые люди выращивать растения и животных?

В каком возрасте у человека появляются приобретённые признаки?

Что нам нужно узнать, чтобы ответить на вопрос урока?

Давайте занесём ваши ответы в таблицу «Знаем – не знаем»:

Знаем

Не знаем

    Какие именно изменения в человеческом обществе в эпоху Первобытного мира позволяют назвать его «детством человечества»?

Посмотрите на таблицу. Вы можете сделать какие-то предположения по проблеме урока?

    Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

    Расселение первобытных людей по планете.

Давайте посмотрим на карту на с. 48-49. Какая территория изображена на ней? (слайд)

В какое время?

Что означают на этой карте условные знаки?

Сделаем вывод: может ли это карта помочь нам в решении проблемы?

Давайте выполним 1 и 2 задания к карте. (В какой части света находится прародина человечества? Как древние люди расселялись по планете?)

- Похожа ли судьба человечества в эпоху первобытного мира на судьбу маленького ребёнка?

В колонку «не знаем» записываем: ОСВАИВАЛИ ПЛАНЕТУ

2. Физминутка. (слайд)

Песня «Если б не было школ»

3. Покорение природы людьми первобытного общества. (слайд)

Работа в группах

У каждого их вас на парте кусочек пазла. Вам нужно объединиться в группы, собрав картинку. Собрав её, вы узнаете, чей род представляете (лисы, волки, медведи, зайцы)

Задания группам.

    1. Чем община древних людей отличалась от стаи древнейших людей? (по рис. 1 и 2 на с. 50)

      Чем ранняя община людей современного вида отличалась от общины древних людей? (по рис. 2 и 3 на с. 50)

      Чем община людей современного вида отличалась от ранней общины? (по рис. 3 и 4 на с. 50)

      Какие открытия и изобретения сделали первобытные люди? (с. 47 учебника, фильм (смотрите приложения), энциклопедии)

Так как вы все-таки люди современные и живете на во времена первобытного общества, то как вы будете работать в группах?

Давайте сделаем выводы:

Стаи древнейших людей – без одежды и огня, едят плоды и мелких животных.

Общины древних людей – используют одежду и огонь, живут в пещерах, охотятся.

Ранняя община людей современного вида – коллективная охота, лук со стрелами, простейшие жилища.

Общины современных людей – выращивают растения, приручают животных, строят дома, посуда из глины.

Почему люди должны были жить и трудиться сообща?

Мы с вами смотрели фильм о достижениях первобытного общества. Все эти достижения человечество освоило в первобытную эпоху. Чем ещё она похожа на детство ребёнка?

В колонку «не знаем» записываем:

УЧИЛИСЬ БОРОТЬСЯ С ГОЛОДОМ И ХОЛОДОМ

    Первобытная мораль. (слайд)

Представьте, что так бы рассуждали люди современного общества. Согласились бы вы с ними?

Чем представления персонажей рассказа о добре и зле отличаются от современных?

Как называют представления о добре и зле?

МОРАЛЬ ОТЛИЧАЛАСЬ ОТ СОВРЕМЕННОЙ

- В колонку «не знаем» записываем:

ПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОБРЕ И ЗЛЕ

Давайте поменяем название колонки «Не знаем» на «Мы узнали»

Знаем

Не знаем

    Первобытный мир – первая эпоха всемирной истории

    Историческая эпоха – большой промежуток времени, часть истории человечества

    Самые первые люди не умели выращивать растения и животных

    Детство – это время роста, взросления человека, когда он приобретает «человеческие признаки»

    Осваивали планету

    Учились бороться с голодом и холодом

    Появились первые представления о добре и зле

    Выражение решения проблемы.

Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (слайд)

Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

    Итог урока.

Что вам показалось трудным?

Что, на ваш взгляд, показалось самым интересным?

    Домашнее задание. (слайд)

    1. Выполнить одно из заданий рабочей тетради

      Творческое задание (изобразить достижения общечеловеческой культуры в эпоху Первобытного мира)

Это каньон «Устиновские известняки» в Ильменском заповеднике – уникальный памятник природы. Известковым скальным обнажениям чуть менее 300 миллионов лет. Они хранят многие тайны…

Мы были в этом месте на осенних каникулах.

(слайд)

Первая эпоха всемирной истории (лента времени, с. 46)

Большой промежуток времени, часть истории человечества.

Нет.

В детстве. (Тема 1)

- Что общего у эпохи первобытного мира с детством человека?

(записываются версии детей)

В эпоху первобытного мира люди научились говорить (напоминает детство)

Научились выращивать растения, приручать животных

Все материки, кроме Антарктиды.

В эпоху Первобытного мира.

Да.

- Прародина людей – колыбель, кроватка человека, который ещё не умеет ходить.

- Расселение по планете – знакомство со своей комнатой, домом.

Дети выполняют движения под эту песню.

Дружно, прислушиваясь к мнению друг друга, не перебивая, с уважением…

Группы выступают.

Жить одному очень сложно.

В детстве человек получает множество навыков: одеваться, готовить простую пищу, общаться с людьми.

Дети разыгрывают сценку, описанную в учебнике на стр. 50-51

Нет.

Мораль.

- Почему Первобытный мир называют «детством человечества»?

Ученики совещаются в группах.

Вывод:

    Как в детстве, в эпоху Первобытного мира получали знания о мире

    Учились в нем жить

    Отделять добро от зла

А) Взаимное приветствие

Б) фиксация отсутствующих

Учитель: Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление и в 356 г до н.э. поджог красивый храм богини Артемиды в г.Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то хочет прославиться, совершая зло, а кто-то, - совершая хорошие поступки. Поднимите руки, кто хотел бы оставить свой след в истории?
Сегодня я предоставлю вам возможность прославиться на уроке своими хорошими ответами, тем самым оставить как можно больше следов в истории.
Чтобы увидеть, кто оставил более значительный след, за работу на уроке вы будете получать свои следы, а в конце урока мы увидим, чей след оказался самым значительным

Учитель: ученикам предлагается разгадать «Путаницу»

1.Вера в существование сверхъестественных сил, богов или Бога «ГИЛИЯРЕ» (религия)

2. Возникшее из собирательства занятие, надежно обеспечивающее людей растительной пищей «ДЕЗЕЛЕМЛИЕ» (земледелие)

3. Занятие древних людей, позволяющее добыть в основном растительную пищу «ВОЛЬТЕСТБИРАСО»- (собирательство)

4. Как называется община, состоящая из постоянного коллектива родственников «ЯДОРОВА» (родовая)

5. Термин, обозначающий последовательность событий во времени «ГИЛОЯРОХНО» (хронология)

Объявление темы урока: «Первобытный мир - первые шаги человечества»)

Учитель: Итак,у нас с вами урок-исследование.Каждая группа будет исследовать свою определенную проблему. У нас будет группы археологов, антропологи, религиоведы, обществоведы. Знатоки.Группы получают свои задания. Внутри групп распределены роли участников групп: исследователь, секретарь, художник, оратор, тайм-кипер. Время на работу 10 минут.

1 группа «Археологи»

Задание: - составить археологическую карту каталог древних орудий труда;, Древнего Казахстана;

Уметь рассказать, объяснить свою карту;

2 группа «Антропологи»

Задание: - представить этапы развития древних людей;

Придумать два вопроса по вашей теме- один «тонкий» и один «толстый».

3 группа «Обществоведы»

Задание: - представить в виде рисунков, схем, таблиц, кластеров занятия и типы общественного устройства древних людей;

Уметь рассказать и объяснить;

Придумать два вопроса по вашей теме- один «тонкий» и один «толстый».

4 группа «Религиоведы»

Задание: - представить в виде рисунков, схем, таблиц, кластеров мировоззрения и религиозные представления древних людей;

Уметь рассказать и объяснить;

Придумать два вопроса по вашей теме- один «тонкий» и один «толстый».

Патриотическая физминутка. Все встали.

Если вы с радостью идете в школу, помашите правой рукой.

Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед.

Если вы уверены в своих силах, топните ногой.

Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.

Если вас волнует судьба вашей страны, хлопните в ладоши.

Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.

Если вы верите в то, что ваша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.

Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки.

Работа с 5 группой (пока 1-4 группы работают самостоятельно)

Происхождение человека - предмет научных дискус с ий. Человечество развивалось долго и неравномерно. Пер и од первобытности охватывает миллионы лет. В этот период на Земле появляется человек.

- Он осваивает землю, учится жить в ладу с природой. Иначе говоря, делает первые шаги в познании мира.

Развиваясь, он проходит определённую школу жизни.

    Постановка проблемы.

Давайте посмотрим на рисунки.

Чем древний человек отличался от животного?

Чем был похож на животное?

Делим наши выводы в две колонки: сходство и отличие.

Проблемный вопрос

Поиск решения проблемы

Версии детей, актуализация знаний.

Что такое Первобытный мир?(Первая эпоха всемирной истории

А что такое историческая эпоха? Большой промежуток времени, часть истории человечества.

Чем судьба человечества в эпоху первобытного мира похожа на судьбу маленького ребёнка? (рисунок)

Прародина людей – колыбель, кроватка человека, который ещё не умеет ходить.

- Расселение по планете – знакомство со своей комнатой, домом.

Проблемный вопрос

для чего древние люди объединялись в группы.

Чему же научились древние люди, чтобы выжить?

Для решения проблемной задачи, необходимо ответить на вопросы,

      Чем община древних людей отличалась от стаи древнейших людей?

      Чем ранняя община людей современного вида отличалась от общины древних людей

      Чем община людей современного вида отличалась от ранней общины?

      Какие открытия и изобретения сделали первобытные

Учитель: Итак, мы с вами провели большую работу. Исследовали каменный век. Теперь необходимо выяснить, что же вы, как ученые, узнали об этом периоде.

(группы представляют результаты своей работы, ватманы на доске).2-3 мин

Выражение решения проблемы. 2-3 мин

Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Почему Первобытный мир называют «детством человечества»?

Ученики совещаются в группах.

    Как в детстве, в эпоху Первобытного мира получали знания о мире

    Учились в нем жить

    Отделять добро от зла

Слова из песни Если б небыло школ….»

Как вы думаете, ребята, почему я прочитала слова из этой песенку?

У слова «школа» не одно значение…

Ещё «школа» - это какое-то испытание, пройденное человеком.

Можно ли сказать, что человек прошёл определённую школу жизни, перенеся голод, холод, выживая в древнем мире?

Но пройдя через трудности, главное – оставаться человеком.

В чём проявлялась доброта в первобытном мире?

А сейчас?

Итог урока. «Свободный микрофон»

Что вам показалось трудным, непонятным?

Что, на ваш взгляд, показалось самым интересным?

Д/з повторить тему древнекаменный век,

1. Вставь в текст пропущенные слова.

Эпоха первобытного мира - это время появления первых людей и их расселения по планете.

  • Вставь в текст пропущенные слова.

В условиях первобытного общества люди объединялись в союзы племена и роды которые состояли из людей , имевших общих предков. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени .

3. Впиши в рамки, сколько лет назад произошли эти события.

  • Нанеси те же данные в рамки на «реке времени» (стр. 31).
  • На «реке времени» рассмотри рисунки, обозначающие достижения и изобретения людей Первобытного мира. Сделай подписи к этим рисункам: приручение собаки, овладение огнём, земледелие, расселение по планете.

4. Выполни задания к контурной карте

  • Подпиши названия океанов.
  • Подпиши части света.
  • Закрась место, где находилась прародина человечества.
  • Закрась районы возникновения первых цивилизаций.

Напиши, в каких частях света располагались первые цивилизации.

Ответ: Азия, Африка.

5. Внимательно рассмотри рисунки. Как ты думаешь, как бы поступили первобытные люди? Нарисуй ири напиши продолжение этой истории с точки зрения первобытной морали.

Первобытные люди схватили найденного мальчика из чужого племени, связали его и привели в свою деревню. После этого они привязали его к дереву, что бы пленник никуда не сбежал. Вечером, когда в центре деревни соберется все племя, этого чужого мальчика принесут в жертву духам.

  • Продолжи предложение.

Позиция (мнение) Я не хотел(а) бы, чтобы со мной поступили так же, пленили и принесли в жертву,
Аргумент(ы) потому что люди не должны причинять зло друг другу, а должны помогать, даже незнакомым людям .

  • Подумай, как бы ты, человек XXI века, поступил в похожей ситуации. Нарисуй или напиши продолжение этой истории с точки зрения современного человека.

Увидев получившего травму мальчика, я бы вызвал скорую помощь, а потом позвонил бы родителям мальчика, чтобы сообщить им о происшествии. Потом я бы остался подержать его до приезда скорой или его родителей. Я бы как мог постарался помочь ему.

  • Сделай вывод.

Позиция (мнение) Я считаю, что современные люди должны помогать друг другу, особенно в сложных ситуациях,
Аргумент(ы) потому что надо относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Люди должны
быть добрее друг к другу.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 35

с углубленным изучением отдельных предметов»

Республика Коми г. Сыктывкар

Урок окружающего мира («Человек и человечество»)

ОС « Школа 2100»

Разработчик – Мусинова О. В.,

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 35

Урок по окружающему миру («Человек и человечество») в 4 «г» классе

по ОС « Школа 2100» по теме «Первобытный мир – детство человечества»

Цели:

    Рассмотреть этапы становления человека разумного и характерные для него признаки;

    Дать представление о первобытных людях и их успехах в продвижении цивилизации;

    Усвоить понятия первобытный, древний, современный человек;

    Расширять кругозор учащихся;

    Развивать творческое мышление и устную речь обучающихся;

    Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам;

    Воспитывать умение общаться друг с другом, выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.

Познавательные УУД

    1 Развиваем умения извлекать информацию из карты, иллюстраций, текстов.

    2. Выявлять сущность, особенность объектов.

    3. На основе анализа объектов делать выводы.

    4. Ориентироваться в развороте учебника.

Регулятивные УУД

    1.Развиваем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.

    2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД.

    1.Развиваем умение слушать и понимать других.

    2.Умение работать в паре.

    3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    4.Оформлять свои мысли в устной форме.

Оборудование:

презентация «Первобытный мир – детство человечества»с использованием ИКТ, экран, проектор, выставка книг и творческих работ учащихся по теме урока, учебник по окружающему миру Д.Д.Данилова «Человек и человечество», музыкальный фрагмент из песни «Топает малыш», карточки для самостоятельной работы, наглядный материал, шесть “думательных” шляп (в виде карточек разного цвета)

 Белая – Перечислите новые сведения.

 Красная – Выразите свои чувства по поводу работы в группах на уроке.

 Желтая – Что было самым интересным на уроке?

 Зелёная – Какие формы работы на уроке вам понравились?

 Синяя – Что вас заинтересовало, что хотели бы узнать по этой теме?

 Черная – Какие затруднения встретили в ходе урока?

Поставь в нужной последовательности исторические эпохи:

Выбери в какое время ты живешь?

Выбери исторические источники:

…..новое время;

……древний мир;

……средние века;

……новейший мир;

……первобытный мир;

    новое время;

    древний мир;

    средние века;

    новейший мир;

    первобытный мир

    твой учебник математики;

    каменный топор;

    народная сказка;

    икона XY века;

    твоя школа;

Ход урока.

    Самоопределение к деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент:

Прозвенел звонок, начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать,

Мамам, папам рассказать.

I. Актуализация знаний.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

А теперь вспомним изученный материал, прежде чем приступить к изучению нового материала

Что такое история?

Кто такой Геродот?

Что такое историческая эпоха?

Выполним задания.

1.В тесте. Слайд 2,3,4)

Обратимся к слайду. Проверьте свои работу и оцените её по бальной шкале. (Слайд 5)

2.Задания на установление временных связей. (на карточках в паре)

    Какая эпоха считается самой долгой?

    Запишите века:

В котором мы живем,

В котором была Великая Отечественная война,

В каком веке жил А.С.Пушкин, И.А. Крылов.

Создание проблемной ситуации

К нам сегодня в гости пришел забавный неандертальчик, он заблудился в исторических эпохах.

Как вы считаете, в какой исторической эпохе ему место?

Звучит песня «Первые шаги». (выключаю песню после слов «Топ-топ, очень нелегки, топ-топ- первые шаги»).

Какие последние слова прозвучали? Про кого эта песенка? Кто делает первые шаги? Чему учится малыш?

Появляются последовательно надписи «Первобытный мир», «первые шаги», «детство человечества»

Какой возникает вопрос?

В какой период своей жизни человек делает первые шаги?

А у человечества есть детство?

А какие еще вопросы возникли у вас?

Чем же будем заниматься сегодня на уроке?

О чём пойдёт речь?

«Первобытный мир – детство человечества» (Слайд 6)

История – наука о прошлом

История – очень древнее слово, «рассказ о событиях прошлого» (греческое слово)

Геродот - первый историк, «отец истории», древнегреческий учёный

Историческая эпоха – это большой отрезок или промежуток времени.

Самостоятельная работа на листках

Самопроверка по образцу.

Предположения учеников

Ответы детей

Дети пытаются связать фразы и объяснить их

Активно задают учителю вопросы. Вопросы детей учитель записывает на доске.

Ответы детей

II. Открытие нового знания.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

«Яркое пятно»

(появляются слайды 7,8)

Кто изображён на рисунке: животные или люди?

Дети спорят, доказывают своё мнение

Напишите в данной табличке ваши предположения

Признаки животных

Признаки человека

1. Тело покрыто шерстью

2. Грубое лицо с широким приплюснутым носом

3. Челюсть выдвинута вперед

4. Низкий лоб

5. Длинные руки (ниже колен)

6. Издают звуки

1. Ходьба на двух ногах (прыгающая)

2. Руки длинные (но до колен)

3. Объем мозга больше, чем у обезьян

4. Работают передними конечностями

5. Звуки (предупреждающие)

(Слайд 9)

А где же появились первые древние люди?

- Там, где круглый год тепло(по мнению ученых- в Африке). А потом уже пошло расселение по всей планете. Сначала- в жарком поясе, а потом, в поисках новых пастбищ, вслед за стадами животных, древние расселялись и в других областях планеты.

Что же заставило их ходить на двух ногах?

(Слайды 10,11,12)

- Вы правы, но еще причинами прямохождения является следующее:

    Освобождение рук для заботы о детенышах.

    Расширяется обзор поверх травы.

    Легче переносить жару(палящие лучи солнца падали под углом, а не прямо).

    Эта поза способствовала увеличению объема мозга, а значит развитию интеллекта)

Высказывания детей

Предположения детей (Добывать пищу, хватать плоды, собирать ягоды. Рыть землю и искать коренья. Брать палки, камни, как орудие труда)

(Слайд 13)

- Наш забавный гость, «неандертальчик», заявляет, что благодаря прямохождению и освобождению рук ему стало удобно самому добывать пищу, собирать плоды. И он решил жить один.

- А как вы думаете, сможет ли он выжить в одиночку? Почему?

- Древние люди жили группами, племенами. Так легче им было защищаться, охотиться, добывать пищу, преодолевать трудности.

- А где жилипервобытные люди?

(Слайд 14)

Археологам удалось найти удивительные с виду жилища из костей, черепов, бивней мамонтов, а сверху покрытые шкурами.

(Рассказ учителя из курса краеведения о Медвежьей пещере)

Чем занимались женщины и мужчины? Каково было основное занятие древних людей?

(Слайд 15)

На кого охотились древние люди?

(Слайд 16)

А как была организована охота? С помощью чего охотились?

(Слайды 17-21)

На охоту могли ходить в качестве загонщиков даже женщины и дети. Они создавали шум, кричали, гнали табуны к ловчим ямам, где неподвижно в засаде сидели другие члены группы. На дне ямы изготавливались ловушки в виде острых кольев из дерева или бивней мамонта. Сверху яму прикрывали жердями и зелеными ветками. Животных могли гнать к ловушкам, к болоту, к глубоким оврагам, откуда было трудно выбраться. Работа каждого проходила слажено.

Из чего древние люди могли изготавливать оружие и орудия труда?

(Слайды 22,23)

Вернемся к охоте

(Слайд 24)

А как или с помощью чего охотники еще могли напугать диких животных?

Откуда же появился огонь?

(Слайды 25,26)

Для чего использовали первобытные люди огонь?

Как поддерживали его и умели ли его добывать?

(Слайд 27, 28,29)

Первобытная мораль. (Слайд 30)

Вы согласны с таким рассуждением? Почему?

Как делились первобытные люди?

Чем мораль первобытных людей отличается от морали современных?

(Слайд 31,32)

Дети высказывают свое мнение, спорят, доказывают.

Ответы детей: В пещерах

Предположения детей

Ответы детей: на мамонтов, диких лошадей, оленей, пещерных медведей и др.

Предположения детей

Самостоятельный поиск информации из учебника

свободные высказывания детей, выслушиваются разные мнения

Ответы детей: от грозы, извержения вулкана.

Ответы детей: давало тепло, свет, для приготовления пищи, защита от хищников.

Театрализованное представление

(стр.50-51)показывают ранее подготовленные ученики.

Высказывания детей.

Свои-люди, чужие-нелюди.

Высказывания детей.

III . Первичное закрепление

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Чему учится ребенок в детстве?

Какие «первые шаги» делало человечество?

Что у древних людей было впервые?

Ответы: первым шагам, первым словам, самостоятельности

Ответы: училось ходить, говорить, общаться, охотиться, одеваться и тд.

IV . Самостоятельная работа.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Откройте рабочую тетрадь, самостоятельно выполните 1,2 задания.

Проверим работу

один ученик читает вопрос, дает ответ; выслушивается мнение других учащихся

V .Итог урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Посмотрите на вопросы, которые появились у вас в начале урока и дайте на них ответ.

В какой же исторической эпохе должен жить наш «неандертальчик»?

Почему эпоха называется первобытная?

Можно ли назвать ее «детством человечества»?

Что показалось на уроке самым интересным?

Какие новые знания подарили себе на уроке?

Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

Ответы детей

VI. Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

В каждой группе один цвет.

С помощью “думательных” шляп, выскажите мнение о своей работе в соответствии с цветом.

Дети по желанию высказывают свое мнение.

Карточки с вопросами.

Белая – Перечислите новые сведения.

Красная – Выразите свои чувства по поводу работы на уроке.

Желтая – Что было положительное на уроке?

Зелёная – Какие формы работы на уроке вам понравились?

Синяя – Что вы хотели бы узнать по этой теме?

Черная – Какие затруднения встретили в ходе урока?

VII . Домашнее задание

Запишите домашнее задание:

стр. 43 – 51 в учебнике;

тетрадь с. 34, № 3.

Сочинить стихотворение по теме урока. (По желанию)

Фиксируют в дневнике.

Технические средства обучения: презентация к уроку.

Методическая литература:

    А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов. Окружающий мир. Человек и человечество. 4 класс. М.: Баласс, 2011г

    Н.В. Харитонова, Е.В. Сизова. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Человек и человечество).М.: Баласс, 2011г

    Т.А. Соловьева, Е.И. Рогалева. Исторические темы курса «Окружающий мир»: деятельностный развивающий подход. – М.: ВАКО 2006 г.

Интернет-ресурсы: http://www.school2100.ru

Самоанализ урока.

Открытый урок по окружающему миру был дан в 4 классе. Тема урока: «Первобытный мир – первые шаги человечества». Уроки окружающего мира ведутся по образовательной программе «Школа 2100».

Цель урока : дать первичное представление об эпохе Первобытного мира.

Реализация поставленной цели осуществлялась путем решения следующих учебно-воспитательных задач:

    познакомить учащихся с образом жизни первобытных людей, с их достижениями;

    формировать устойчивое неприятие норм морали первобытного человечества;

    воспитывать уважительное отношение к опыту, накопленному поколениями.

Для решения поставленных задач был отобран необходимый учебный материал, соответствующий детям данного возраста.

Тип у рока: комбинированный, включающий в себя следующие этапы:

    Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

    Совместное открытие знаний.

    Самостоятельное применение знаний.

    Итог урока.

    Домашнее задание.

В ходе урока были использованы индивидуальные, фронтальные формы работы и работа в парах.

Учебно-воспитательное взаимодействие учителя и обучающихся способствовало, на мой взгляд:

    интеллектуальному развитию детей, формированию их мировоззрения;

    общекультурному развитию обучающихся;

    эмоциональному развитию учеников, формированию их универсальных учебных действий

По моему мнению, отобранные содержание, формы, методы, приемы и технологии способствовали реализации поставленных цели и задач урока.

«Первобытная культура» - Рисунки первобытного человека в пещере Ля-Мут во Франции. Первобытная культура. Особые традиции и обряды. Тотемы олицетворяли связь человека с живой природой. Искусство эпохи палеолита. Анимизм (от лат. animus - "душа") - вера в одушевленность предметов – является неотъемлемой частью каждой древней культуры.

«Древнейшие люди» - Южная Америка. План урока. Преподаватель истории Егоркина Е.М. Европа. Африка. Облик древнего человека. История древнего мира. Древнейшие люди. Австралия. Урок №1. Расселение древних людей России. Азия. Древнейшие орудия труда. Жилище древнего человека. Северная Америка. Рубило.

«Культура первобытного общества» - Так, например, мальчики играют в охоту, устраивают погоню, засады. Вывод: Особую роль играла охота. Различия в воспитании девочек и мальчиков. Появляются культовые танцы, пляски, игры. Мужчина - воин. С возникновением религиозных верований элементы физической культуры связываются с религиозными обрядами.

«История древнего человека» - Религия (30). История вещей (20). Ткачество. Скотоводство и земледелие. Что представляет из себя колдовской обряд? Как называется отрезок времени в 10 веков? История в архитектурных памятниках (30). Гончарный круг. Люди стали чаще охотиться на мелких и быстро бегающих животных. Охота, собирательство, рыболовство.

«Первобытный мир» - Знаем. Выбери исторические источники: Не знаем. Выбери в какое время ты живешь? Выращивают растения. Едят мелких животных. Расселение по планете – знакомство со своей комнатой, домом. Почему Первобытный мир называют «детством человечества»? Как люди в Первобытном мире хранили и передавали знания и опыт?

«Искусство первобытного человека» - Равнина Солсбери. Жилище первобытного человека. Внутри круга устанавливали деревянные дуги (25-30 шт.). Англия. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире. Первобытное искусство. Стоунхендж. Мегиры. Менгиры. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Первобытная эпоха - самая длительная в истории человечества.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме