Объект и предмет культурной географии науки. Структура культурной географии. Зональные природно-культурные районы

Географическая культура – часть общечеловеческой культуры.

1 часть – вступление

«География – единственный в школе предмет мировоззренческого характера, который формирует у учащихся комплексное и системное представление о Земле. Именно поэтому географическая культура является составной частью общей культуры». Владимир Павлович Максаковский.

Сегодня люди во всем мире продолжают задаваться извечным вопросом: «Как обустроить свой земной Дом для себя и будущих поколений?»

Чем шире (и глубже) географический кругозор того или иного народа, тем больше у них возможностей.

Сегодня в образовании происходит «географический ренессанс», если можно так назвать - к географии вновь повернулись лицом.

В географии неувядаемая романтика странствий удивительным образом сочетается c особым, глубоко научным видением мира. Едва ли найдется другая наука, которую в равной степени интересовала бы живая природа и территориальная организация жизни и деятельности людей. Проблемы взаимодействия природы и общества.

Владимир Павлович Максаковский уделил большое внимание изучению географи-ческой культуры как всемирно - историческому явлению. Максаковский раскрывает понятие "географическая культура", выделяя в нем следующие группы:
1- географические знания, участвующие в формировании научного мировоззрения;
2- политехнические знания о науке, технике, производстве и управлении, в освещении которых география участвует "на равных" с другими учебными дисциплинами;
3- экологические знания и умения, в формировании которых география играет выдающуюся роль (одновременно это и элементы экологической культуры);
4- географическое мышление;
5- специфический "язык" географии, как элемент географической культуры.
Следует добавить:
- внедрение картографических знаний в повседневную жизнь общества;
- основополагающие знания в области политической и социально-экономической географии, способствующие формированию в том числе "рыночной" культуры.

Вопрос о географической культуре весьма актуален, ведь уровень этой образованности по-прежнему недостаточно высок. География в школе – один из

учебных предметов, имеющий целью дать учащимся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, развить познавательный интерес к другим народам и странам.

К. Д. Ушинский, обосновывая роль географии как учебного предмета, особенно отмечал значение знания учащимися географии своей Родины для подготовки к самостоятельной жизни.

2 часть – примеры из опыта работы

Каким образом я пытаюсь воплотить идеи географической культуры в процессе обучения на своих уроках? Для примера я выбрала уроки, посредством которых пытаюсь продолжить формирование образа России в разных аспектах, на достоверных фактах и эмоциональных образах.

9 класс. Региональный раздел, тема «Центральная Россия» дает великолепные возможности для формирования географической культуры в самом широком смысле этого понятия. После краткого общего ознакомления учащиеся по желанию, учитывая интересы, делятся на группы. Каждая группа получает задание – составить маршрут по городам и весям Центральной России и подготовить выступление. Тематика этих маршрутов такова: 1 группа – экономисты составляют обзор крупных промышленных центров Ц.Р. - машиностроения, металлургии, химической и текстильной промышленности (Москва, Ярославль, Липецк, Н.Новгород и др.); 2 группа – искусствоведы – музеи-усадьбы, связанные с именами великих писателей, художников, композиторов (Толстого, Чехова, Тургенева, Есенина, Чайковского, Левитана); 3 группа – назовем их паломниками , которые отправляются по городам Золотого кольца, храмовым комплексам – это национальным святыни русского народа (Сергиев Посад, Ростов Великий и др.); 4 группа – мастера золотые руки составляют маршрут по годам и местечкам, где зародились и сохранились народные промыслы (Ростовская финифть, Мстера, Палех, Федоскино, Жестово, Торжок); 5 группа – натуралисты отправляются на поиски природных памятников, национальных парков и заповедников (Мещера, Угра, Плещеево озеро, Валдай и др.); при желании можно организовать и; 6 группу – города, связанные с именами ученых др. известных людей (Липецк – Семенов-Тян-Шанский, Калуга – К.Э.Циолковский, Владимир - А.Г.Столетов, Королев,) или совершить путешествие по городам - Наукоградам… Каждая группа готовит выступление с использованием цифровых ресурсов по рекомендации учителя, например портал Культура РФ в разделе «Образ России» по которому можно разыскать интересующие объекты + Google карты, с помощью которых прокладывается маршрут и рассчитывается время переездов от точки до точки. Выступления иллюстрируются красочными презентациями, музыкальными фрагментами (где это уместно), а также образцами изделий народных промыслов. Каждая группа прокладывает свой маршрут на контурной карте, отмечая «места остановок». После выступлений всех групп можно наложить карты и найти места совпадения объектов с разными особенностями – сделать вывод, например, г.Ярославль это не только древний исторический центр который является объектом наследия ЮНЕСКО, но и крупный промышленный центр где был основан первый в мире завод синтетического каучука; или национальный парк Мещера, связан также с именем писателя К.Г. Паустовского, который воспевал эти великолепные места в своих произведениях.

Ученики создают свои проекты в группах самостоятельно добывают информацию, регулируя свои действия и действия членов своей команды - это подразумевает коммуникативный аспект; растет познавательный интерес (ведь многие не имели представления о том где родились и жили известные писатели или ученые); на этом материале строятся также метапредметные связи с литературой, историей. Основная идея или цель такого урока – показать значимую для нашей страны территорию Центральной России с разных сторон: в хозяйственном, историческом, культурном, природном смыслах; показать какую важность для сохранения самости нашего народа имеет сохранение традиций, культурного наследия и природного фактора; также показать в географическую концентрацию – сочетание на определенной территории важнейших для русского народа объектов. Конечно, красной нитью этого урока является воспитание патриотизма. Также каждый предложенный маршрут может стать темой для исследовательской работы или совершить летнее путешествие, что я и делаю.

8 класс. При изучении темы «Растительный и животный мир России» или «Природные зоны России» я разработала урок-конференцию «Значение лесов России». Основная идея – разрушить стереотипное потребительское представление горожан о лесах, показать их неимоверную значимость в нашей повседневной жизни. Урок начинаю с чтения с великолепного отрывка К.Г.Паустовского «Леса Мещеры». Затем вызов - «провокации» ученика: – «А зачем нам нужны подробные знания о лесах, если мы живем в городе?» Учитель: «Я хочу вас убедить в том, что лес играет большую роль в современной жизни людей, знания о лесах пригодятся, и вы мне в этом поможете. Но прежде всего, посмотрите на карту природных зон, в какой зоне построен наш город?». Проведение требует подготовки. Учащиеся предварительно получают задания по группам - подготовить выступления от имени людей разных профессий: 1) историки – «формирование русского народа в лесной зоне, лес кормил и одевал…»; 2) экономисты – «как используют лесные ресурсы в промышленности – 20 тыс.видов продукции; как используют древесину отдельных видов (сосны, ели, лиственницы, березы, липы и т.д.); 3) группа экологов – «лес - легкие планеты, защита пашни, водных ресурсов и т.д.»; 4) медики – «советы доктора - как лечиться лесом, физическое и психическое здоровье человека»; 5) туристы – используют фотографии из личных архивов ежегодных школьных турслетов в Лемболово как пример нашего пребывания в лесу (фото мусорных куч, которые оставляют после себя другие туристы); 6) защитники леса – лесничие - «как люди порой ведут себя в лесу, что оставляют и каковы последствия» (тут можно вспомнить и строки А.П.Чехова из пьесы «Дядя Ваня» - «Русские леса трещат под топором… лесов все меньше, реки сохнут»; 7) культурологи – «эстетическое значение лесов – леса вдохновляли многих поэтов, музыкантов и художников» - звучат стихи Бунина, отрывки из произведений Паустовского, музыка П.И.Чайковского из «Времен года» сопровождает показ картин великих художников.

Итоги урока – рефлексия – многообразны: 1) тест «Формирование духовного склада русского человека по Ключевскому (выбрать из перечня черты сформированные лесом); 2) таблица, именуемая - «Итоговый документ конференции», куда учащиеся вписывают кратко все основные идеи урока; (* прилагается) 3)можно предложить на дом разработать «Заповеди, идущему в лес»; а также знакомство с разнообразием лесов России – смена лесных сообществ в меридиальном и широтном направлениях. 4) Как вы понимаете фразу академика Лихачева – «Лес – центр морали»? – это обсуждение выводит нас на понятия морально-этического плана;

Задача этого урока не только познавательные - продолжить формирование представлений и знаний об особенностях природы России, взаимосвязь компонентов природы, показать важность лесных ресурсов в их различных аспектах; продолжить формирование знаний экологии, показать значимость этих знаний. Метапредметные связи вовсю присутствуют - это исторический материал, связанный с формированием русского народа, их отношения к лесам и использованием их ресурсов, биология – влияние лесов на здоровье людей; литература – стихи И.А.Бунина, П. Бровко, отрывки из произведений А.П. Чехова, К.Г. Паустовского и др.; изобразительное искусство – репродукции великих мастеров – И.И.Шишкина, И.И. Левитана, музыка – использование музыкального оформления (Чайковский, «Времена года»); химия – химические знаки и символы; соединения, загрязняющие атмосферный воздух. Личностные - влияние леса на физическое, психическое и духовное здоровье людей – «как лечиться лесом»; необходимость знания о лесах продиктована тем, что жители Санкт-Петербурга – жители лесной зоны; воспитание чувства патриотизма; бережное отношение к лесам; духовное, эстетическое развитие личности, любовь к природе через её понимание; воспитание морально-нравственных категорий через понимание потребительского отношения человека к лесам – «лес – центр морали» - академик Лихачёв. Коммуникативные аспекты проявляются через рассказы учащихся, которые выступают в качестве представителей разных профессий и их обсуждения . Регулятивные - отбирать главные идеи урока; работают с картой, диаграммами, цифровым материалом; культура устной и письменной речи, культура публичных выступлений, интеллектуальные умения – анализ, обобщения, абстрагирование ситуаций. Образовательная среда: использование – демонстрация презентации в качестве иллюстраций к уроку материалы из личного фотоархива (туристич. слет); карта растительности или, лучше природных зон России; таблицы, иллюстрации лесов; коллекция древесины для наглядности; раздаточный материал. Конечно, можно изучать п.зоны по типовому плану, который сами же ученики и составляют. Мы придерживаемся его, но можно для каждой п.зоны выделить свою изюминку. Например, изучая зону тундры, я решила сделать акцент на особенностях жизни населении. Нашла в YouTube замечательный фильм - «Суровая жизнь в

тундре». Это небольшая история ненецкого мальчика, который отправляется на поиски оленьего стада. Показана не только система выживания в этих суровых условиях, традиции, но и его ощущения. Ребята очень живо откликаются на эту историю – приходит истинное понимание того что такое географическая среда.

7 класс. Тема океаны. «Сравнительная характеристика океанов».

Ученики отправляются в экспедиции по океанам.

1 этап - работа в парах. Каждая пара получает карточку с заданием по двум океанам по определенным специальностям: историки, климатологи, геоморфологи, биологи, экономисты и экологи . Задание - используя тексты §15, 16 об океанах заполните карточки; подготовьте рассказ по своей теме. *карточки с заданиями1 прилагаются

2 этап - работа в четверках. «Специалисты» объединяются в четверки, т.е. поворачиваются к ученикам, сидящим сзади, получают карточку с вопросами для сравнения по данным специальностям, записать ответы на карточку. *карточки с заданиями 2 прилагаются

3 этап выступления - домашнее задание. 1вариант выступлений – рассказы групп «специалистов» (1-историки, 2- климатологи, гидрологи, 3- геоморфологи, 4- биологи, 5- экономисты, экологи); 2 вариант – специалисты, выполнявшие работу в одном океане, объединяются в группу «океаны» (Тихий, Атлантический, Индийский, С.Ледовитый)

4 этап – итоги - участники вписывают данные в таблицу * таблица прилагается; либо предлагается тест * прилагается

Личностные - попробовать себя в новой деятельности «специалиста» и оценка собственной деятельности, расширение круга интересов, проявление творческих способностей, приобретения опыта выступления по данному вопросу. Регулятивные - определить цель, планирование - выстроить цепочку необходимых знаний, провести отбор информации да данному вопросу, преобразовать информацию в таблицу, сравнить объекты, оценить результаты собственной деятельности и сравнить и оценить работы других. Познавательные - исследовательские: определение источников (учебник, карты, интернет) и поиск необходимой информации; логические: выделение существенных признаков, составление плана, представить информацию в виде таблицы и отвечая на вопросы «выводов» по своим специальностям; знаково-символические: подготовка рассказа о «своем океане по своей специальности». Коммуникативные - организация работы в парах, а затем, в четверках; уметь высказывать свое суждение и отстаивать свою точку зрения, оценивать ответы одноклассников.

Заключение. Сегодняшнее человечество является продуктом своих вчерашних действий по использованию, приспособлению и изменению природы Земли сначала в интересах своего выживания, а затем и развития. Поэтому основы географических знаний должны стать необходимым элементом культуры современного человека.


1. Иногда под цивилизацией понимают ступень общественного развития, следующую за варварством. Вы согласны с таким определением?

Согласен, цивилизация – этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков и интересов человека, технологическим и экономическим способом производства, строем политических и общественных отношений, уровнем развития духовного воспроизводства.

2. Многие цивилизации, достигшие расцвета в прошлые эпохи, не дожили до нашего времени. Назовите некоторые из них и определите их роль в развитии мировой культуры.

Цивилизация древних греков, является родоначальником современной западной цивилизации. Именно античная традиция обеспечила взлет Гуманизма и Реформации, становление современного института науки.

3. К XV веку наблюдался примерно одинаковый уровень цивилизаций Китая, Индии и Западной Европы, но в дальнейшем западноевропейский мир стал доминировать в политике, экономике, науке и технике. Назовите факторы, способствовавшие этому.

В качестве одного из факторов, позволивших выдвинуться вперед странам Западной Европы, можно назвать влияние христианства, когда власть политическая была легитимизована свыше от Бога. Взлету европейской цивилизации также способствовала эпоха великих географических открытий. Европейцы стали монополистами на море, что позволило им найти торговые пути в Индию и наладить эффективную торговлю с аборигенами. Эпоха колониализма только закрепила лидерство Европы над Азией. Приток рабов, ограбление индейских цивилизаций в Америке способствовали экономическому процветанию стран Европы.

4. Объясните смысл понятия «традиционная цивилизация».

Тип общества, в котором преобладают патриархальные формы быта, культ предков, враждебное отношение ко всему новому, интеграция с другими типами культур происходит очень медленно и избирательно, темп модернизации, обновления социальных институтов, очень низкий.

5.Что понимается под осевыми линиями распространения цивилизации?

Под осевыми линиями понимаются переломные этапы развития общества, когда происходит ломка старой модели отношений и общество переходит на новый качественный уровень развития.

6. Известно ли вам какие объекты России внесены в список культурного и природного наследия человечества, утверждённый ЮНЕСКО?

1 - Исторический центр Санкт-Петербурга, пригороды и фортификационные сооружения 2 – Архитектурный ансамбль Кижского погоста 3 – Московский Кремль и Красная площадь 4 - Исторический центр Великого Новгорода и памятники окрестнос 5 - Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова» 6 - Белокаменные памятники Владимира и Суздаля и церковь Бориса и Глеба в Кидекше 7 - Церковь Вознесения в Коломенском 8 - Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры 9-Девственные леса Коми 10 - Озеро Байкал 11 - Вулканы Камчатки 12-Горный хребет Сихотэ-Алинь 13 - Алтайские горы 14 - Бассейн Убсу-Нура 15 - Западный Кавказ 16 - Историческо-архитектурный комплекс «Казанский кремль» 17 - Ансамбль Ферапонтова монастыря 18 - Куршская коса 19 - Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента 20 - Остров Врангеля 21 - Ансамбль Новодевичьего монастыря 22 - Исторический центр города Ярославль 23 - Геодезическая дуга Струве

7.Какие выводы можно сделать, анализируя таблицу «Доля основных цивилизаций в населении мира»?

Число представителей ассоциирующих себя с западноевропейской цивилизацией падает, тогда как исламская и негро-африканская цивилизация стремительно прогрессирует.

8. Анализируя взаимодействие разных культур, как бы вы прокомментировали высказывание русского философа В.С. Соловьева: «Сравнивают народ с растением, забывают, что растение... должно не только держаться корнями в почве, но и подниматься над почвой, должно быть открыто для внешних чуждых воздействий, для росы и дождя, для свободного ветра и солнечных лучей...»?

Взаимодействие культур неизбежно и ему не надо сопротивляться. Культура, как и растение, должна принимать некоторые изменения, которые неизбежны с течением времени.

9.Выдающийся русский философ и географ Л.И.Мечников писал, что все великие цивилизации были плодом различных этнических элементов, которые смешивались между собой. Обоснуйте или опровергните этот тезис.

Это действительно так. В качестве примера можно привести российский этнос, который сформировался из множества различных народов, среди которых можно назвать татаро-монгол и финно-угров, растворившихся в русской народности.

10. К числу цивилизационных критериев относят самоидентификацию человека. А кем ощущаете себя вы? Кем ощущают себя ваши близкие?

Русским, гражданином Российской Федерации.

КУЛЬТУРНАЯ ГЕОГРАФИЯ, география культуры, рассматривает культуру в географическом пространстве, изучает пространственную дифференциацию и разнообразие её элементов, их выраженность в ландшафте и связь с географической средой, а также отображение географического пространства в самой культуре. В зарубежных странах культурная география составляет одну из четырёх ведущих (наряду с экономической географией, социальной географией и политической географией) ветвей общественной географии. В России культурная география не оформилась в полной мере в целостную научную дисциплину и представляет собой совокупность научных направлений, близких друг другу по объекту исследования.

Большое влияние на становление культурной географии оказали работы представителей немецкой школы антропогеографии (Ф. Ратцеля и др.), а также французские школы географии человека (П. Видаля де ла Блаша и др.) и немецкого географа А. Гетнера. Основоположником культурной географии принято считать К. Зауэра, создавшего в 1920-е годы американскую школу культурного ландшафта. От антропогеографии культурная география унаследовала две важнейшие научные традиции: так называемую средовую (изучение культурно-географических различий в их связи с условиями природной среды) и традицию пространственного анализа культуры (изучение её территориальной организации и структуры, отношений и связей между её элементами).

В отечественной географической науке вплоть до середины 1920-х годов описания культуры разных регионов и местностей, их этнографических особенностей были частью антропогеографических работ. В советский период, особенно с конца 1920-х - начала 1930-х годов, антропокультурные подходы в географии в основном были утрачены. Развитие культурной географии в России, начавшееся в 1980-х годах, опирается на зарубежный научный опыт, связано с исследованиями в области ландшафтоведения, культурного ландшафта и этнологии.

В зависимости от предмета изучения в культурной географии выделяются следующие разделы (субдисциплины). Этническая география (этногеография, этнокультурная география) исследует расселение этносов, этнический состав населения стран и регионов (американские учёные У. М. Колморген, У. Зелински; российские исследователи В. В. Покшишевский, С. И. Брук, В. И. Козлов). В конце 20 века в культурной географии получили также развитие исследования своеобразия этнических процессов в разных странах и регионах, географических особенностей этнических культур и традиций, их связей с природной средой. На стыке этнической географии с этнологией и культурной антропологией развиваются: география традиционной духовной (так называемой народной) культуры (в англоязычных странах известна под названием «folk geography»), которая изучает территориальные особенности народного творчества; география бытовой культуры, исследующая территориальное распространение традиционных типов питания, жилищ, транспортных средств, культурно-географические особенности брачно-семейных отношений и др. Большое значение для формирования в России этнической географии имела концепция хозяйственно-культурных типов (М. Г. Левин, Н. Н. Чебоксаров, Б. В. Андрианов и др.).

География языков изучает географические (территориальные) закономерности и особенности распространения лингвистических групп разного порядка (языковые семьи, группы, языки, диалекты, говоры) (смотри Лингвистическая география).

География религий (конфессиональная география) исследует религиозный состав населения регионов и стран, особенности территориальной организации религиозных структур, социокультурные последствия конфессионально-географических различий. Основные теоретические работы в области географии религий созданы в середине и 2-й половине 20 века (французский географ П. Дефонтен, германские исследователи П. Фикелер, К. Тролль, М. Бютнер, М. Швинд, американские учёные Д. Софер, Э. Айзак и др.). В отечественной культурной географии с конца 20 века важнейшим объектом исследований стало конфессиональное пространство России.

Предмет географии искусства - территориальные особенности развития и распространения различных видов художественной деятельности. Важные направления исследований - выявление главных художественных центров в регионах и странах мира, мест зарождения, ареалов и путей распространения различных художественных стилей, различий в размещении центров обучения традиционным и инновационным видам художественной деятельности. Широко распространённая тема работ по географии искусства в современной зарубежной культурной географии - отражение в художественных произведениях реального (или воображаемого) географического пространства. В России география искусства как отдельное направление культурной географии получила развитие в конце 20 - начале 21 века (Ю. А. Веденин и др.).

География массовой культуры как самостоятельное направление исследований развивается в зарубежной культурной географии (особенно англо-американской), рассматривает территориальные различия популярности разных видов спорта, стилей современной музыки, различных течений в современной моде, шоу-бизнесе и др.

География культурной инфраструктуры - смежная субдисциплина на стыке культурной географии и географии сферы услуг, изучает территориальную организацию сети библиотек, музеев и других объектов инфраструктуры культуры.

Во 2-й половине 20 века объектом изучения культурной географии (особенно в США) стали так называемые обыденные, или вернакулярные (от английского vernacular - местный, свойственный для данной местности), районы, которые существуют в самосознании местного населения. Они редко совпадают в своих границах с единицами административно-территориального деления государств, но всегда имеют самоназвание и воспринимаются местными жителями как культурно-целостные территории. В начале 21 века наиболее перспективны исследования в области региональной идентичности, под которой в культурной географии понимается феномен самоидентификации населения с определённой территорией. (О быстроразвивающихся в конце 20 - начале 21 века направлениях культурной географии, изучающих системы представлений о географическом пространстве, смотри в статье Гуманитарная география.)

Исследования в области культурной географии имеют большое прикладное значение, резко возросшее к концу 20 - началу 21 века в условиях глобализации и связанных с ней процессов унификации культуры, нивелировки или утраты локальных культурных традиций и культурных ценностей, размывания и исчезновения самобытных этнокультурных и социокультурных территориальных общностей. Учёт результатов исследований культурной географии важен при разработке стратегий социально-экономического развития стран и регионов, обосновании концепций и выборе конкретных направлений региональной политики. Системы ценностей, типы ментальности, нормы поведения, принятые в тех или иных обществах, традиции хозяйственной этики, экономической и экологической культуры, региональное своеобразие традиционных социокультурных институтов оказывают воздействие на характер экономического развития. Специалисты в области культурной географии участвуют в разработке международных и национальных правительственных программ охраны культурного наследия, предложений по включению культурных объектов в список Всемирного наследия и др.

Лит.: Sauer С. О. The morphology of landscape // University of California Publications in Geography. 1925. №2; Spencer J., Thomas W. Cultural geography: an evolutionary introduction to our humanized earth. N. Y., 1969; Zelinsky W. The cultural geography of the United States. 2nd ed. Englewood Cliffs, 1973; Carter G. Man and the land: а cultural geography. 3rd ed. N. Y., 1975; Jordan Т., Rowntree L. The human mosaic: а thematic introduction to cultural geography. 4th ed. N. Y.; L., 1986; Сущий С. Я., Дружинин А. Г. Очерки географии русской культуры. Ростов-н/Д., 1994; Культурная география / Научный редактор Ю. А. Веденин, Р. Ф. Туровский. М., 2001; Стрелецкий В. Н. Географическое пространство и культура: мировоззренческие установки и исследовательские парадигмы в культурной географии // Изв. РАН. Сер. географическая. 2002. №4; Claval Р. Geographie culturelle. Une nouvelle approche des soci6t6s et des milieux. Р., 2003; Рагулина М. В. Культурная география: теория, методы, региональный синтез. Иркутск, 2004.

В рамках географии культуры следует рассмотреть все подходы к изучению сферы культуры. Различные ученые неоднозначно трактуют содержание понятий "сфера культуры", "культура" и другие касаются этих понятий сроки. Это, с одной стороны, обусловлено тем, что наука "география культуры" находится в стадии становления, с другой - сфера культуры и сама культура - это сложные системные образования, а потому понятия, раскрывающие их содержание, обычно многозначителен.

А. Топчиев отмечает: "Общество и личность всегда были полюсами цивилизации, и культура была посредником между ними: переход от индивидуальности к человеку как социального субъекта и далее - к обществу". Далее он отмечает: "Культура зарождается в точках пересечения личности и общества, индивида и социальных групп" * 156.

* 156: {Топчиев А. Г. Основы общественной географии. - Одесса: Астропринт, 2001. - С. 330.}

Безусловно, география культуры должна выработать собственные подходы к изучению своего объекта.

При определении предмета и объекта исследования географии культуры необходимо также остановиться на доказательствах географичности сферы культуры, что проявляется в следующих аспектах:

Многообразие культурных традиций населения в различных геопространственных-временных координатах;

Существование геопространственных монофункциональных и многофункциональных «фокусов» («ядер») культуры;

Развитие инфраструктуры культуры (театров, клубов, кинотеатров, библиотек и т.д.), которая обеспечивает культурные потребности населения;

Зависимость территориальной дифференциации сферы культуры от геопространственных различий в демографической и природно-географической ситуации.

Объект изучения географы деятельности - человек, его поведение в сфере культуры в культурном времени и культурном пространстве в конкретных геопространственной-временных координатах и картографии формы систем объектов, обеспечивающих культурные потребности населения.

Аспект исследования этой науки составляют территориальные особенности развития и функционирования объекта географии культуры, а также территориальная организация сферы культуры в условиях интегрального общественного пространства и интегрального общественного времени, налагаемых на конкретные геопространственных-временные координаты.

Важнейший метод исследования в географии культуры - геометод, а также ряд методов, которые используются в других географических науках (в частности, картографические, моделирование, статистические, социологические).

Целью исследования географии культуры является выявление территориальных закономерностей и особенностей территориальной организации сферы культуры как комплекса явлений, процессов и объектов. Достижение этой цели требует решения следующих задач:

Выявить причины и факторы развития сферы культуры в пределах конкретного государства и мире в целом;

Выяснить закономерности распределения сооружений, в которых осуществляются те или иные виды культурных услуг по территории;

Изучить влияние функционирования видов объектов сферы культуры в конкретных геопространственной-временных координатах на образ жизни различных социальных слоев населения;

Определить особенности поведения людей в условиях получения культурных услуг;

Исследовать влияние культуры на формирование общественного разума и общественного интеллекта на конкретной территории;

Изучить роль культуры в конкретных геопространственной-временных координатах в формировании динамики социальных процессов;

Исследовать региональные особенности развития сферы культуры и выявить их влияние на уровень жизни населения.

Среди задач географии культуры в важнейших, по нашему мнению, принадлежит обоснование системы факторов развития и геопространственной организации важного элемента территориальных общественных систем - сферы культуры; выявление и обоснование законов и закономерностей ее формирования и функционирования, исследование структуры сферы культуры, выявления ее соответствия потребностям населения и др.

Предмет географии культуры - территориальная организация сферы культуры мира и ее влияние на территориальную организацию общества в целом в условиях интегрального общественного пространства и интегрального общественного времени, налагаемых на конкретные геопространственных-временные координаты.

География культуры населения выполняет многочисленные функции (общеобразовательную, мировоззренческую, воспитательную и др.). Она помогает не только формировать собственное мнение и создавать свою картину мира, но и сознательно регулировать свои отношения с различными людьми, развивать в себе толерантность, умение уважать другие взгляды и т.

География культуры - это самостоятельная отрасль социально-географических знаний, имеет свой объект, аспект, цель, задачи исследования, следовательно, и предмет изучения. Она выполняет ряд функций, необходимых и полезных для общества.

Поскольку география культуры входит в систему географических наук, то она также основывается на таких общих методологических подходах, как пространственность (территориальность, или, точнее, геоториальнисть). Комплексность, конкретность и глобальность дают основание отнести географию деятельности населения к географических наук. Общим для этой системы наук является экологический подход. География культуры также использует картографический метод, общий для всех географических наук.

География культуры входит в состав социальной географии, следовательно, является общественной наукой. Как социально-географическая наука география культуры тесно связана со всеми другими социогеографичнимы отраслям знаний. По нашему мнению, прежде всего надо подчеркнуть связях культуры населения со сакральной географией. Особенно тесные связи наблюдаются между географией культуры и географии деятельности, обусловленные тем, что жизнедеятельность населения, сакральное жизни человека, общества способствовали формированию культуры как в узком, так и в широком смысле. Очень важна роль географы культуры в формировании индивидуального и общественного здоровья, так прослеживаются существенные взаимосвязи географии культуры медицинской географией, рекреационной географии и т.

Тесные связи географии культуры с другими социогеографичнимы отраслям знаний, а также с общественными науками в значительной степени обусловлено тем, что как общественная наука география культуры также использует присущие общественным наукам методы, в частности социологический, экономический.

Связи географии культуры с социально-географическими и другими науками свидетельствуют, что она занимает четко определенное место в системе наук. География культуры связана также с естественными науками, философией и многими другими. В числе смежных ей дисциплин можно, в частности, назвать экологию, социальную психологию, территориальное планирование. География культуры делает уникальный вклад в теорию социально-географической науки: она осуществляет разработку "собственной" проблемы - оценку культурного общественного пространства и культурного общественного времени в конкретных геопространственной-временных координатах, культурную деятельность человека, общества, разработку стандартов культурных услуг для разных слоев населения. С одной стороны, дальнейшее развитие географии культуры, ее вклад в потребности практики находится в прямой зависимости от успехов и достижений в других областях знаний. С другой - география культуры является мощным фактором развития различных наук.

География культуры имеет достаточно развитый понятийно-терминологический аппарат - совокупность терминов, отражающих систему понятий той области знаний. Формирование понятийно-терминологического аппарата географии культуры выделяется такими специфическими особенностями:

1. Наличие в понятийно-терминологическом аппарате географии культуры значительного количества философских и общенаучных терминов и понятий.

2. Использование в пределах географии культуры понятийно-терминологической системы "География".

3. Пребывание понятийно-терминологической системы "География культуры" на стадии становления.

4. Наличие в составе научного языка географии культуры значительного количества абстракций, что характерно, как уже отмечалось, и для других социальных и социально-географических наук.

5. Пребывание понятийно-терминологического аппарата географии культуры на стадии трансформации в связи с современными особенностями формирования украинской терминологии.

Конечно, существуют и другие особенности формирования понятийно-терминологического аппарата географии культуры, связанные с историей развития как этой области знаний, так и общества и науки в целом. Все перечисленные особенности влияют и на формирование отдельных понятийно-терминологических систем географии культуры.

В географии культуры используются понятийно-терминологические системы "Наука", "География", "Социология" и другие, а также понятийно-терминологическая система "География культуры" "которая начала формироваться с появлением аналогичного термина, стало юридическим свидетельством рождения новой науки. К состав понятийно-терминологической системы "География культуры" входят такие термины и понятия:

Объект исследования географии культуры (человек, территориальные и другие общности людей, общество; сфера культуры, виды объектов культурного социальной инфраструктуры, поведение человека, групп людей в сфере культуры)

Предмет исследования географы культуры (территориальная организация сферы культуры в конкретных геопространственной-временных координатах в условиях конкретного общественного времени и общественного пространства)

Культурные комплексы (сочетание объектов культуры и поведение людей в их пределах, которые расположены в конкретном общественном пространстве и общественной времени в процессе жизнедеятельности в конкретных геопространственной-временных координатах, сочетание видов инфраструктуры и т.д.);

Культурное поведение человека, различных групп людей, общества в конкретном общественном пространстве и общественной времени в процессе жизнедеятельности в конкретных геопространственной-временных координатах;

Инфраструктура культуры для получения культурных услуг (совокупность культурных сооружений, обеспечивающих культурную жизнедеятельность человека, групп людей, общества)

Территориальные системы культуры, в состав которых входят: функциональное ядро - совокупность учреждений, предприятий, учреждений, осуществляющих главную функцию системы - предоставление услуг населению для реализации культурной жизнедеятельности; периферийная часть - культурная жизнедеятельность населения вне функциональным ядром; совокупность учреждений и институтов культуры. Территориальные системы культуры могут иметь имена, которые зависят от размеров территории (например, национальный центр культуры).

На современном уровне развития географии культуры не менее важной задачей - регистрация терминов и понятий, которыми она пользуется, и создание специального понятийно-терминологического словаря.

Итак, география культуры имеет собственный богатый и разнообразный понятийно-терминологический аппарат, постоянно находится в процессе развития и совершенствования. В области этой области знаний также необходимо согласование национальной и международной терминологии, выработки методологических основ перспективного развития украинских терминосистем, привлечение украинских терминологов для разработки международных понятийно-терминологических словарей.

К основным методам в географии культуры принадлежит также геометод. Эта область знаний основывается на применении геопространственной парадигмы, принципа взаимосвязи и взаимообусловленности.

География культуры - социально-географическая наука, поэтому социальный подход является определяющим в ее области.

География культуры находится в поисках собственной новой парадигмы. Новая парадигма географии культуры должна способствовать получению новых знаний о предстоящей культуру человека, вероятное развитие сферы культуры в условиях культурного общественного времени и культурного общественного пространства при их соотношении с конкретными пространственно-временными координатами.

Хотя география культуры охватывает геопространственную парадигму, оперирует рядом новых методов, новых приемов, она, безусловно, и в дальнейшем развивать свою теорию, используя при этом самые ценные теоретические достижения других наук.

География культуры использует ряд методов (системный подход, статистические, математические, картографические, социологических обследований и т.д.).

Без глубокого всестороннего овладения новыми техническими, математическими и программными средствами невозможно обеспечить адекватный современным потребностям развитие знаний по географии культуры. Современные теоретические и практические проблемы становления и дальнейшего развития географии культуры свидетельствуют уровень развития этой области знаний. Среди таких проблем - становление и развитие понятийно-терминологического аппарата культуры, создание учебников по географии культуры на украинском языке, организация на географических факультетах кафедр географии культуры.

Очень важной и чрезвычайно сложной теоретической проблемой является разработка концепции территориальной организации сферы культуры. Не менее важная задача - разработка культурного районирования Украины, которое будет иметь практическое значение в процессе обоснования и реализации социально-экономических стратегий развития государства и его регионов.

В рамках географии культуры необходимы разработка новых методов, поиск систем показателей для обоснования потребности населения в объектах культуры, детального изучения особенностей роли культуры в современном процессе социализации, трансформации личности в условиях адаптации к новой культурной среде в конкретных геопространственной-временных координатах, исследования формирования и развития культуры в сфере виртуальной деятельности и др. География культуры требует и уточнения ее "паспортных данных": предмета географии культуры, конкретизация задач этой области знаний.

Очень важно решить следующие теоретические проблемы географии культуры, как разработка теоретических обобщений о закономерности перспективной пространственной организации сферы культуры, исследования культурной составляющей запасов труда и тому подобное.

Новой, сложной и актуальной проблемой географии культуры является взгляд через призму новой парадигмы науки на объект и предмет исследования и задачи этой области знаний. Новая парадигма науки стимулировать формирование новой парадигмы географии культуры.

Взгляд на культуру сквозь призму новой парадигмы науки XXI в., Дальнейшие исследования в этом направлении позволят найти пути эффективного ее влияния на перспективный цивилизационный прогресс.

Важные практические задачи географии культуры - улучшение управления сферой культуры на различных иерархических уровнях, увеличение ее роли в воспитании подрастающего поколения, решении проблем территориальной организации сферы культуры, борьбе с социальными недугами современного общества.

География культуры - это самостоятельная область знаний, которая входит в систему социально-географических наук. Она не только имеет свой объект, аспект, метод, цели и задачи, предмет исследования, но и объединяет ученых-исследователей, то есть эта наука обладает всеми атрибутами, которые выделяют ее среди других.

В XXI в. будут уточнены "паспортные данные" региональной географии культуры как самостоятельной отрасли знаний. В ближайшей перспективе необходимо решить в рамках этой науки следующие проблемы:

1. Обосновать направления формирования культурного поля региона при учете общественного времени и общественного пространства, в которых он находится, выявить влияние этого поля на дальнейшее развитие территориальной общественной системы "регион".

2. Исследовать особенности культурного поведения населения в пределах территориальной общественной системы "регион".

3. Установить необходимые и оптимальные соотношения между мощностями видов объектов культуры в рамках региона.

4. Установить место региона по уровню развития сферы культуры в национальном культурном комплексе.

Решение ряда теоретических и практических задач будет способствовать эффективному перспективному формированию территориальной общественной системы "регион".

Культурная география исторически возникла в качестве

особого направления в рамках социально-экономической географии. Предметом ее исследования стали пространственные и культурные различия между регионами Земли, основанные на идентификации географических пространств с точки зрения их культурной самобытности.

Само научное направление было основано Карлом Зауэром в начале 30-х годов XX века в

США. Существенный вклад в становление культурной географии внесли Ричард Хартшорн и Вильбур Зелинский. В России проблематика культурной географии до сих пор остается недостаточно исследованной, хотя уже на протяжении трех десятков лет существуют различные направления ее изучения. Как правило, культурная география интерпретируется как раздел географических исследований. Вместе с тем очевидной является тенденция, согласно которой в современную культурную географию проникают наиболее апробированные методы гуманитарных наук, прежде всего семиотические и философско-культурологические.

Культурная география является одной из двух основных ветвей географии (наряду с физической географией) и часто обозначается как географии человека.

Культурная география занимается изучением многочисленных аспектов культуры, обнаруживаемых по всему миру и то, как они связаны с пространствами географическими точками, в которых происходят культурные события, и вместе с тем исследует то, как люди перемещаются по различным направлениям. Некоторые направления культурной географии особое внимание уделяют изучению языка, религии, различных экономических и государственных структур, искусства, музыки и других культурных аспектов, которые объясняют, как и/или почему люди существуют в тех районах, в которых они живут. Глобализация становится в этом смысле тем важным фактором, основываясь на котором различные культурные явления легко «путешествуют» по всему миру. Сегодня, культурной географии имеет практическое значение и в более специализированных областях, таких как феминистская география, детская география, туризм, урбанистическая географии, гендерная география и политическая география. Она развивается с целью изучения разнообразных культурных практик и человеческой деятельности, - в той степени, в какой они пространственно связаны между собой.

13. Культурно-географическое районирование: основные понятие и принципы. !!!тетрадь.

14. Зональные природно-культурные районы.

все культурно-географические районы подразделяются на два основных типа – реальные и ментальные . В свою очередь, по критерию однородности культурного пространства реальные районы делятся на однородные и неоднородные . При этом районы могут быть однородными как только в культурном отношении, так и комплексно в культурном и природном отношениях. Среди ментальных культурно-географических районов выделяются мифологические и вернакулярные .

Зональные районы подчиняются закону географической зональности . Открытие этого закона В.В. Докучаевым в начале ХХ века было воспринято, прежде всего, натуралистами, поэтому во многих работах, включая современные школьные учебники географии, он интерпретируется как закон природной зональности. Между тем, сам исследователь трактовал свое открытие гораздо шире – как закон природно-культурной зональности . В.В. Докучаев считал, что закон зональности распространяется не только на природу, но и на явления культуры, на хозяйственную жизнь народов, на социальные процессы и даже на явления духовной жизни человека.

С культурно-географических позиций закон природно-культурной зональности может быть сформулирован так: « Зонально-широтное распределением природных условий на поверхности Земли детерминирует зональное распределение традиционных культур и их

отдельных свойств » . В зональном природно-культурном районе – или, по выражению Л.Н. Гумилёва, зональном вмещающем ландшафте – природа (климат, поверхностные и грунтовые воды, растительность, почвы) и традиционная хозяйственная деятельность (земледелие, скотоводство, охота, рыбалка и собирательство) взаимосвязаны.

Зональные природно-культурные районы – например, тундровый, лесной или степной – играют роль экологической ниши соответствующих традиционных культур.

На территории современной России выделяются следующие зональные природно-культурные районы, последовательно сменяющие друг друга с севера на юг (на территориях равнин и низменностей): арктических пустынь, тундровый, лесотундровый, таёжный, зона

смешанных и широколиственных лесов, лесостепной, степной, полупустынный, пустынный

и средиземноморский.

Зональный вмещающий ландшафт русской культуры – это зона смешанных и широко-лиственных лесов Русской равнины, в пределах которой располагается большинство древне-русских городов. С учётом этнических границ с соседями можно выделить Центральный регион традиционной русской культуры .

Севернорусский регион (с традиционным севернорусским жилищным комплексом и «окающим» говором) сформировался в северной половине Русской равнины двумя колонизационными потоками – новгородским и ростов-суздальским. Его экологическая ниша – это тайга.

Южнорусский регион (с традиционным южнорусским жилищным комплексом и специфическим говором) возник в южной половине Русской равнины, от Курской области до Краснодарского края в пределах степных и лесостепных вмещающих ландшафтов.

Глобализационные процессы существенно изменили традиционную культуру и природу (особенно на Европейской территории России), поэтому в наиболее чистом виде с особенностями каждого природно-культурного региона можно познакомиться разве что в национальных парках и музеях-заповедниках. Вместе с тем реликтовые культурно-бытовые комплексы сильны и в городах, и в мегаполисах.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...