Объектами в российской федерации история. Законодательство в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия. Государственная система охраны объектов культурного наследия
Культурное наследие должно находиться под охраной государства. Об этом говорит статья 72 российской Конституции, а также ФЗ-73 "Об объектах культурного наследия", который будет рассмотрен далее. Итак, подробнее.
О предмете регулирования закона
Согласно статье 1 ФЗ-73 "Об объектах культурного наследия", предметом регулирования нормативного акта являются следующие моменты:
- процесс формирования и ведения реестра объектов культуры;
- отношения, которые возникают в сфере поиска, сохранения и пользования объектами культуры;
- особенности владения и распоряжения объектами культуры;
- соблюдение общих принципов охраны культурных объектов государственными органами.
В статье 2 говорится о правовом регулировании представленной области. Здесь стоит отметить, что ФЗ 73 "Об объектах культурного наследия" - далеко не единственный юридический источник, который регулирует отношения в сфере культуры. Тут необходимо выделить, конечно же, российскую Конституцию, гражданское законодательство, благодаря которому регулируются имущественные отношения, а также Земельный кодекс и некоторые другие нормативные акты.
Про культурные объекты
Статья 3 ФЗ 73 "Об объектах культурного наследия" закрепляет основные группы этих объектов. Что здесь стоит выделить? Согласно закону, объектами являются предметы материальной культуры, а именно: отдельные виды недвижимого имущества, произведения живописи, скульптуры, научно-технические средства и прочие элементы.
Что понимается под объектами археологической культуры? Согласно закону, это скрытые в почве следы существования человека. Объектами археологии являются в основном городища, селища, предметы искусства, орудия труда и т.д.
Объекты культуры делятся на следующие виды:
- памятники, а именно отдельные сооружения или постройки;
- ансамбли, то есть группы памятников;
- места достопримечательного характера, а именно особо ценные творения человека или природы.
Все представленные виды культурного наследия нужно хранить под строгим надзором государства. Именно о контроле со стороны властей и будет рассказано далее.
Полномочия государства в области хранения культурного наследия
В статье 9 ФЗ-73 "Об объектах культурного наследия" закрепляются основные виды государственных функций в рассматриваемой сфере. Стоит напомнить, что работа с культурными объектами отмечена в статье 72 Конституции РФ, в которой рассказывается о разграничении полномочий федерации и субъектов. Именно поэтому региональные власти также могут исполнять определённые виды деятельности:
Важнейшей функцией государства в отношении культурных объектов остается, конечно же, контрольно-надзорная деятельность. Именно про нее и будет рассказано далее.
О государственном надзоре
В статье 11 закона 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" что подразумевается под государственным надзором? Это деятельность соответствующих федеральных органов по предупреждению, пресечению, а также выявлению преступлений и правонарушений, направленных на умышленную или неумышленную порчу элементов культуры.
Предметом государственного надзора является соблюдение соответствующими инстанциями требований следующего характера:
- содержание и пользование объектами культуры;
- осуществление деятельности в границах объектов культурного наследия;
- соблюдение требований регламентов градостроительного типа в границах объекта культуры.
Какими правами обладают должностные лица? Вот что выделено в нормативном акте:
- запрос и получение информации от органов власти;
- беспрепятственное проведение проверок соответствующих объектов культуры;
- выдача специальных предписаний.
Органы охраны культурных объектов могут привлекаться судом для участия в соответствующем делопроизводстве.
О проведении экспертизы историко-культурного характера
Историческая экспертиза является важнейшей составляющей в области работы с объектами культурного наследия.
Что это за экспертиза, для чего она нужна? Статья 28 ФЗ-73 "Об объектах культурного наследия" (с изменениями от 2017 года) гласит, что проведение подобного рода экспертиз необходимо в следующих целях:
- проведения дискуссий по поводу включения того или иного объекта в реестр культурного наследия;
- определения типа и категории того или иного культурного объекта;
- обоснования изменения категории какого-либо объекта;
- установления требований к градостроительным регламентам;
- уточнения сведений об объекте и т.д.
Проведение экспертизы позволяет сохранять объекты культуры. Именно об этих процессах будет рассказано далее.
О сохранении объектов культуры
Статья 40 рассматриваемого нормативного акта говорит о мерах, направленных на качественное обеспечение физической сохранности историко-культурных ценностей. Работы по реставрации, ремонту, консервации - все это входит в деятельность по сохранению тех или иных объектов культуры.
В статье 47.2 говорится о необходимости обеспечивать финансирование соответствующих культурных фондов, занимающихся работой с объектами культуры. За неисполнение своих профессиональных обязанностей на такие фонды может быть возложена ответственность. Об этом гласит ст. 61 ФЗ-73 "Об объектах культурного наследия". Физические или юридические лица могут быть подвержены уголовной, административной или гражданской ответственности за нарушение указанных в рассматриваемом законе норм. В статье 61 говорится также о необходимости возмещать ущерб, если тому или иному культурному объекту был причинен вред. То же самое касается восстановительных работ в ходе археологических мероприятий. Так, реставрация культурного объекта после нанесения ему вреда все равно не освобождает от ответственности.
Какие изменения были внесены в закон в 2017 году? В нормативном акте незначительно поменялось содержание статьи 52.1 и синопсиса.
Объекты культурного наследия - это недвижимые объекты, имеющие культурную ценность для населения России, а также входящие во всемирное культурное наследие.
Понятие о рассматриваемых объектах
Данные объекты имеют особый правовой статус. К рассматриваемой категории объектов относятся:
- недвижимость с неотъемлемой от нее частью живописи;
- научно-технические объекты;
- объекты декоративно-прикладного искусства ;
- скульптуры;
- другие предметы культуры, которые имеют ценность с позиции различных наук, техники и социальной культуры, представляют собой памятники и служат свидетельствами изначального рождения культуры и ее последующего развития.
К объектам культурного наследия принадлежат: встроенная недвижимость (мемориальные квартиры), постройки, расположенные отдельно, а также ансамбли и комплексы различных зданий, сооружений и иных построек. При этом данные объекты могут быть полностью сохранившимися, а могут быть частично разрушенными или являться неотъемлемой частью объектов более позднего периода.
Правовая база рассматриваемых объектов
К законам об объектах культурного наследия, действующим в нашей стране, относятся:
- ФЗ №73-ФЗ.
- Закон РСФСР, принятый в 1978 г. в части, не противоречащей современной законодательной базе РФ.
- Положение СовМина СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 1982 г. в той же самой части.
- Инструкция №203 Минкультуры СССР от 1986 г., в той же части.
Признаки рассматриваемых объектов
Объекты культурного наследия Российской Федерации должны обладать следующими признаками:
- Недвижимость. Таким образом, движимое имущество априори не относится к рассматриваемым объектам.
- Историко-культурная ценность. Если учитывать только признак «недвижимость», то к рассматриваемым объектам можно отнести все квартиры, дачи, гаражи, которые имеются в стране. Поэтому к интересующему нас предмету относятся объекты, которые имеют определенный научно-технический интерес (ценность) для разных наук и социальной культуры. Эта ценность определяется в процессе осуществления историко-культурной экспертизой, которая проводится по инициативе государства.
- Возраст. Кроме мемориальных квартир и домов, которые были признаны рассматриваемыми объектами в результате того, что там проживали выдающиеся личности, остальные памятники включаются в реестр объектов культурного наследия по прошествии минимум 40 лет с момента их создания или наступления событий, представляющих историческую ценность.
- Особый статус. Этот статус приобретается в определенном порядке путем включения в госреестр и госсписок по решению определенных исполнительных властных органов.
Наличие данных 4 признаков в комплексе дает возможность говорить о рассматриваемом объекте как об объекте культурного наследия.
Классификация
Все рассматриваемые историко-культурные памятники подразделяются на достопримечательные места, ансамбли и памятники.
Ансамбли представляют собой группу объектов культурного наследия, возникнувшие в одно и то же время или же дополнившие друг друга в процессе исторического развития на одной территории, в результате объединения которых образуется единая композиция.
К ансамблям относятся памятники и сооружения, находящиеся в местности, которая может быть однозначно локализована на территориях, сложившихся исторически, в том числе с религиозным назначением, а также фрагменты различных поселений (застроек и планировок), которые относятся к градостроительным ансамблям; парки, бульвары, скверы, сады, а также некрополи.
К достопримечательным местам относятся:
- творения, которые были созданы антропогенно или с участием природы;
- те же фрагменты, которые могут быть отнесены к ансамблям;
- центры исторических поселений;
- различные места, связанные с формированием этносов на территории нашей страны;
- руинные остатки древних населенных пунктов и стоянок;
- места, где совершались различного рода обряды, связанные с религией;
- заповедники, признанные объектами культурного наследия.
Разновидности памятников
У памятников более сложная классификация. Рассмотрим ее подробнее.
Памятники как объекты культурного наследия возникли в результате определенных исторических событий. На настоящий момент они представляют собой свидетельство цивилизаций, эпох, когда культура начинала зарождаться и развиваться.
В данном виде выделяются следующие подвиды:
- отдельно стоящие различные постройки с территориями, на которых они расположены исторически;
- отдельные помещения различных религиозных направлений;
- отдельные захоронения и мавзолеи;
- следы существования человека под землей или водой, которые могут быть скрыты полностью или частично, а также движимые объекты, относящиеся к ним;
- научно-технические объекты, в том числе военные;
- произведения монументального искусства;
- мемориальные квартиры.
Помимо этого, памятники классифицируются на памятники истории, градостроительства и архитектуры, археологии. Их принадлежность к одной из разновидностей определяется во время составления документов госучета данных объектов и устанавливается во время утверждения списка о принятии данных объектов к охране.
Категории
Все рассматриваемые объекты, в зависимости от своей ценности, классифицируются на категории:
- федеральные объекты — имеющие особое значение для культуры и истории нашей страны, сюда же относятся объекты, принадлежащие к археологическому наследию;
- региональные объекты культурного наследия - имеющие особое значение для культуры и истории определенного региона страны;
- муниципальные (местные) объекты — имеющие соответствующее значение для определенной местности или муниципального образования.
Помимо этого, выделяют особо ценные культурные объекты, часть из которых включается в наследие ЮНЕСКО.
Примеры рассматриваемых объектов в мире
Примерами объектов культурного наследия являются города (Афины, Рим, Венеция, Прага, Иерусалим, Мехико), древнейшие дворцы, храмы, религиозные центры (например, Тадж-Махал), Великая Китайская стена, египетские пирамиды, Стоунхендж, Олимпия и Карфаген (их руины).
Российское национальное культурное наследие
Федеральных объектов в нашей стране насчитывается огромное количество. Сюда относятся, например, дом Лихачевых в Татарстане, Владимирская церковь в Чебоксарах, комплекс санатория «Кавказская Ривьера» в Сочи, здание женской гимназии в Красноярске, народный дом во Владивостоке, здание Госбанка в Хабаровске, Троицкая церковь в Брянске, Иваново, Кирове, ансамбль Воскресенской церкви во Владимирской области, множество жилых домов в Вологодской области и Иркутске, Лютеранская кирха в Воронеже, ансамбль церкви Василия Блаженного в Калуге и огромное множество других, расположенных, в том числе и в Москве, и в Санкт-Петербурге.
Региональных и местных объектов тоже немало. В каждом субъекте федерации имеется свой собственный реестр объектов культурного наследия, в котором они перечислены.
Объекты всемирного культурного наследия в нашей стране
В России находятся 16 объектов, определенных ЮНЕСКО.
Этих объектов не так много, поэтому рассмотрим их более подробно.
Один из них — трансграничный: Геодезическая дуга Струве (прибалтийские государства, Молдова, РФ, Беларусь, Норвегия, Швеция, Украина, Финляндия).
Центр СПб, сохранивший исторический облик с группой памятников, связанных с ним. Сюда относятся множество каналов, мостов, Адмиралтейство, Эрмитаж, Зимний и Мраморный дворцы.
Кижский погост расположен в Карелии на островах Онежского озера. Здесь находятся две деревянные церкви XVIII в. и деревянная колокольня XIX в.
Красная площадь с расположенным на ней Кремлем в Москве.
Памятники истории В. Новгорода и пригорода с множеством средневековых памятников, монастырей, церквей.
Комплекс истории и культуры Соловецких островов. Здесь расположен крупнейший на севере монастырь, построенный в XV в., а также церкви XVI-XIX вв.
Памятники, сделанные из белого камня и расположенные в Суздале и во Владимире, состоящие из множества культовых зданий XII-XIII вв.
Троице-Сергиевая Лавра (архитектурный ансамбль) — монастырь с чертами крепости. В Успенском соборе расположена гробница Б. Годунова. В лавре расположена икона А. Рублева «Троица».
Церковь Вознесения (Коломенское, Москва) — одна из первых церквей, в которой шатер сделан из камня, что повлияло на последующее развитие церковной архитектуры в России.
Кремль в Казани — комплекс истории и архитектуры. Здесь расположены несколько исторических зданий XVI-XIX вв. Гражданские сооружения соседствуют с православными и мусульманскими храмами.
Ферапонтов монастырь (ансамбль) - монастырский комплекс XV-XVII вв. в Вологодской области.
Дербент с крепостными стенами, Старый город и Цитадель — был стратегически важным объектом до XIX в.
Новодевичий монастырь (ансамбль) — был создан в XVI-XVII вв. и входил в оборонную систему Москвы. Относится к шедеврам русского зодчества, сюда помещались представительницы Романовых, где были пострижены и затем погребены, а также представительницы знатных боярских и дворянских родов.
Геодезическая дуга Струве включает геодезические «треугольники», были заложены Струве, который с их помощью впервые измерил большую дугу земного меридиана.
Ярославль (исторический центр) — множество церквей XVII в., Спасский монастырь XVI в.
Булгарский комплекс — расположен на берегах Волги южнее Казани. Представляет собой свидетельство существования в VII-XV вв. города Булгар. Здесь прослеживается историческая преемственность и отличие различных культур.
Херсонес Таврический с хорой — расположен на территории Крыма, был уничтожен в XIV в., после чего был скрыт под землей, в XIX в. начались раскопки.
Управления по охране объектов культурного наследия
В различных субъектах нашей страны эти управления называются по-разному. Так, в Орловской области оно называется Управление по госохране объектов культурного наследия, Минкультуры и национальной политики - в Башкортостане, Департамент культуры и искусства - в Кировской области и т. д.
В целом же, все они являются учреждениями (или в том числе выполняют функции управлений) по охране объектов культурного наследия.
Данные органы являются региональными, которые осуществляют исполнительную, распорядительную и контролирующую функции в области охраны вышеназванных объектов, способствуют не только их сохранению, но и популяризации.
В заключение
Рассматриваемые в статье объекты включают различные памятники, которые могут быть расположены одиночно или собраны в ансамбли, а также достопримечательные места. В нашей стране имеются федеральные, региональные и местные по отношению к национальным объектам, помимо этого, в разных уголках страны находятся объекты всемирного наследия ЮНЕСКО. Работы по сохранению объектов культурного наследия возложены на соответствующие управления, департаменты, комитеты в регионах, а за федеральными объектами — Минкультуры РФ с его территориальными представительствами.
Объекты культурного наследия народов РФ — это объекты в виде недвижимого имущества или иные предметы в виде памятника или скульптуры, которые обладают исторической ценностью. Для сохранения исторического наследия, был принят Федеральный закон №73.
Действующий ФЗ включает нормы и правила, которые способствуют защите культурного наследия народов РФ. Каждый гражданин РФ обязан защищать памятники и беречь скульптуры. Также законодательство направлено на реализацию прав по развитию и сохранению информации в первостепенном виде для создания собственной культуры. Объекты культурного наследия (памятники, скульптуры и т.д) — это особенная ценность для народа РФ. Подобные предметы формируют часть мирового культурного наследия.
Законопроект был принят 24 мая 2002 года, а вступил в силу на основании решения Совета федерации 14 июня 2002 года. Последние поправки были внесены 7 марта 2017 года.
Закон «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» включает следующие аспекты :
- Определение предмета регулирования действующего ФЗ;
- Определение полномочий органов власти для сохранения, использования или восстановления исторических памятников;
- Обеспечение финансирования мероприятий, которые способствуют сохранению, популяризации и созданию собственного культурного наследия;
- Учет исторической недвижимости;
- Проведение экспертизы;
- Создание методов для сохранения исторических памятников;
- Определения ситуаций, при которых возникают или прекращаются имущественные права на подобные виды недвижимости и исторические предметы;
- Перечисление условий аренды недвижимости культурного наследия;
- Определение ответственности в случае нарушения норм действующего Федерального закона.
Скачать
Закон «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» включает в себя 14 глав и 66 статей. В нем также описываются способы защиты исторических предметов и объектов. Следует сказать, что охрана памятников или скульптур — это одна из приоритетных задач органов государственной власти РФ, а также органов местного самоуправления Российской Федерации. Чтобы ознакомиться с последней редакцией действующего Федерального закона, перейдите по следующей .
Последние изменения, внесенные в закон «Об объектах культурного наследия»
Согласно закону, последние изменения проводились 7 марта 2017 года. Они коснулись смены наименования статьи 52.1 и дополнения настоящей статьи пунктом 7.1.
Наименование статьи 52.1
При последней редакции было изменено название статьи, а именно слово «федеральный» заменено на «государственный».
Дополнение статьи 52.1 пунктом 7.1.
Согласно закону, были перечислены дополнительные учреждения, которые входят в список тех, которым передается полномочие для восстановления и защиты памятников и скульптур.
Таковыми являются :
- Муниципальные образовательные организации;
- Государственные муниципальные организации;
- Научные организации/учреждения.
Кроме вышеперечисленных изменений, ниже рассмотрены следующие статьи:
Статья 18
В ст 18 73-ФЗ определяется порядок, на основании которого объекты имущества (в т. ч. памятники) могут быть зарегистрированы как недвижимость культурного наследия. Для того чтобы характеристики объекта соответствовали культурным ценностям, необходимо провести государственное историко-культурное исследование.
Статья 25
В ст 25 закона включены основания, по которым определяется право на включение в список объекта недвижимости.
Чтобы хотя бы один из них был включен в список, памятник, скульптура или другой объект должен предоставлять следующую ценность :
- Научную;
- Художественную;
- Эстетическую;
- Антропологическую.
Статья 45
В 73-ФЗ ст 45 описывается порядок проведения восстановительных работ для сохранения целостности недвижимости, в том числе памятников или скульптур. Восстановительные работы проводятся только после специального поручения органами местной или государственной власти. В соответствии с законом, прежде чем начать выполнять строительные или реставрационные работы, необходимо получить разрешение.
Чтобы просмотреть изменения, внесенные при последней редакции, скачайте закон по следующей .