Образ матери тема материнства русская литература. Образ матери-женщины в современной литературе

Сценарий внеклассного мероприятия «Милый образ матери» (по произведениям писателей и поэтов XIX-XX в.в.) Цель: - вспомнить произведения писателей и поэтов, где описан милый образ матери; - познакомится с теми произведениями, где есть образ матери. Воспитательная цель: воспитание бережного отношения и матери и любви к ней. Оборудование: цветные мелки, фотографии матерей, тексты произведений, рисунки обучающихся, стенгазеты. На доске (экране): плакат: «Женщина – мать – это жизнь, надежда и любовь». Изрек пророк: - Нет бога, кроме бога! Я говорю: - Нет мамы, кроме мамы…! (Р.Гамзатов) По-русски «мама» По-вайнахски «нана» А по-аварски ласково «баба» Из тысяч слов земли и океана У этого особая судьба. (Р. Гамзатов, «Мама») Вы знали ласки матерей родных А я не знал, и лишь во сне В своих мечтаньях детских золотых Мать иногда являлась мне О, мама, если б мне найти тебя, Была б не так горька моя судьба (из песни к/ф «Генералы песчаных карьеров») Мама! Милая мама! Как тебя я люблю… (из песни) Мамы разные нужны, Мамы всякие важны. (С.Маршак, стих. «А что у вас?») Слово учителя: Облик матери уже в устном народном творчестве приобрел пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорбленных и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты еще в русских народных сказках и народных песнях. Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел-хранитель. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке По-настоящему глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Образ матери ярко представлен А.Н.Некрасовым во многих его произведениях («В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны», «Кому на Руси жить хорошо»). Ведущий: И сегодня у нас внеклассное мероприятие, тема которого - «Милый образ матери» по произведениям поэтов и писателей XIX – XX в.в. И наш урок начнем стихотворением Николая Заболоцкого, посвященного самому милому и дорогому образу – образу матери. По ночам надрывный кашель. Старенькая женщина слегла. Много лет она в квартире нашей Одинокою старушкою жила. Письма были! Только очень редко! И тогда, не забывая нас, Все ходила и шептала: «Детки, вам ко мне приехать хоть раз». Ваша мать согнулась, постарела Что ж поделаешь! Старость подошла Как бы хорошо мы посидели рядышком у нашего стола. Вы под этот стол пешком ходили, Собирались, песни пели до зари, А потом разъехались, уплыли. Вот- то и, поди вас, собери! Заболела мать! И той же ночью Телеграф не уставал стучать: «Дети, срочно! Дети, очень срочно, Приезжайте! Заболела мать!» С Курска, с Минска, с Таллина С Игарки, Отложив до времени дела, Дети собирались, но только жалко У постели, а не у стола. Жали ей морщинистые руки, Гладили серебряную прядь. Неужели дали вы разлуке Так надолго между вами встать? Неужели только телеграммы Привели вас к скорым поездам? Слушайте, полка есть, Приезжайте к ним без телеграмм. Ведущий: Много прозаических и лирических произведений посвящено образу милой матери. Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении «Кавказ» писал: В младенческих летах я мать потерял, Но помнилось, что в розовый вечера час Та степь повторила мне памятный глас. Ведущий: А принизанный болью и страданием слова он вкладывал в уста Мцыри (поэма «Мцыри»): Я никому не мог сказать Священных слов «отец и мать». Слово учителя: Некрасовские традиции нашли свое отражение в поэзии великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. Сквозь творчество С.А. Есенина проходит светлый образ матери поэта. С.А. Есенина можно поставить рядом с Н.А. Некрасовым, воспевшим «слезы бедных матерей». Им не забыть своих детей, Погибших на кровавой ниве, Как не поднять плакучей иве Своих поникнувших ветвей. Ведущий: Известный поэт XX века Сергей Александрович Есенин в стихотворении «Письмо матери» написал такие слова, пронизанные любовью к своей матери: Ты жива еще моя старушка? Жив и я. Привет, тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне… Ведущий: Обратите внимание на эпиграфы, написанные на доске. (Читает высказывания, написанные на доске.) Разные люди, разных времен, а мысль одна и та же. А теперь послушайте стихотворение Расула Гамзатова, нашего с вами земляка аварца по национальности, ушедшего из жизни в 2003 году.

Министерство образования и науки РСО – Алания

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Владикавказский колледж электроники»

Подготовили преподаватели русского языка и литературы

Кулухова С.П., Томаева С.К.

Владикавказ 2016 г.

Сценарий литературного вечера

Тема: «Образ матери - великая тема искусства»

Цели: формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей, отношения человечества к материнству средствами литературы и искусства; вовлечение обучающихся в мыслительную и познавательную активность в подготовке и проведении вечера.

Задачи:

1. Рассмотреть, как литература, музыка, живопись и кинематография разными путями идут к созданию образа матери.

2. Развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства в мировой культуре.

3. Воспитывать осознанное чувство уважения к матери; прививать чувство любви, почитания матери, женщины;

4. Формировать познавательный интерес к культурному наследию, к изучению поэзии.

5. Развивать умение подбирать нужный материал, четко формулировать и излагать свои мысли;

6. Развивать творческие способности

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентации, слайд-шоу, аудио и видео- сопровождение.

Ход литературного вечера

    Звучит песня «Мама» в исполнении Вахтанга Кикабидзе на слова Расула Гамзатова. Презентация.

Ведущий 1:

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном Пути не сыскать,

И если “любимая” - слово святое,

То трижды священное – “женщина – мать!”

Ведущий 2:

С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или в крове. По отношению человека к матери народ меряет своё отношение к человеку.

Ведущий 1: -Тема материнства от века к веку волновала музыкантов, писателей, художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. Созданная великим итальянским художником Рафаэлем «Сикстинская мадонна» - одна из самых прекрасных картин на земле. Рафаэль воспевает красоту, женственность, нежность, бескорыстие матери.Прекрасные глаза матери печальны.Взгляд Марии трудно уловим, словно она смотрит не на нас, а мимо или сквозь нас, есть ощущение тревоги. Она словно предвидит трагическую участь ее сына и одновременно готова принести его в жертву. Мария- идеал материнства!

(Музыкальное сопровождение, репродукция)

Ведущий 2 : - Мы слышим звуки самой известной католической молитвы «Аве Мария». Слова этой молитвы звучат на разных языках. Всемирно известные композиторы Джузеппе Верди, Фернц Лист и Шарль Гуно написали музыку к словам этой молитвы. А русский поэт-романтик Фет создал миниатюру, герой которой, обращаясь к Богородице, очищается, пускает в душу божественный свет

(читает Диана)

Аве, Мария – лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей –

В тихом предстань сновидении ей!

Аве, Мария – лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.

А. Фет

Ведущий 1: - Эта тема звучит и в поэзии Ивана Алексеевича Бунина. Он боготворил свою мать, которой посвятил удивительно нежные стихи. Ее образ стал той путеводной звездой, которая не давала ему сбиться с дороги жизни.

(читает Марина) Иван Бунин «Матери»

Ведущий 2: - А ведь в русской литературе образ матери долгое время оставался в тени. Возможно, названный предмет не считался достойным высокого слога, ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернёров, но и кормилиц, и дети дворянского сословия, в отличие от детей крестьянских, были искусственно отдалены от матери. Происходило притупление сыновних чувств, что не могло не сказываться и на творчестве будущих поэтов и прозаиков.

Ведущий 1: - Не случайно у Пушкина не написано ни одного стихотворения о своей матери и столько прелестных поэтических посвящений няне, Арине Родионовне, которую поэт часто называл нежно и бережно – «мамушкой». (слайд)

И только в литературе XIX века образ матери становится одним из главных. По-настоящему глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Образ матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях: «Русские женщины», «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская» и др. А стихотворение “Внимая ужасам войны...”, посвященное Крымской войне, звучит поразительно современно и в наши дни. (слайд)

(читает Мурат)

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя...

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна -

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы -

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей...

Ведущий 2: - Да, это стихотворение поражает глубиной гуманизма, напоминает живущим о непреходящей ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Не слышат голоса разума. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение!!!

Ведущий 1: - Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке. Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделённый индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает ещё в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Это «Письма от матери», «Письма к матери». А всем известную песню «Письмо матери», на слова Сергея Есенина, Василий Макарович Шукшин использовал в киноповести «Калина красная».

С какой проникновенностью, неподдельной теплотой, сыновней любовью исполнил ее солист хора заключенных! Не требует комментария тот факт, что ежегодный Всероссийский конкурс песни среди осужденных носит название «Калина красная».

(слайд,отрывок из х/ф «Калина красная»)

Ведущий 2: - Как это емко и красиво…

Ты одна мне радость и отрада

Ты одна мне несказанный свет…

Ведущий1: - В этих простых словах, наверное – бессмертие истинной поэзии. Мать никогда не забудет своих детей! Как не могла забыть А.А. Ахматова 17 месяцев, проведенных в очередях. Ее сын, Лев Гумилев, был арестован трижды.Эта материнская трагедия объединила Ахматову с сотнями тысяч российских матерей, от которых «черные маруси» увозили их детей. Родился «Реквием» (аудиозапись голоса Ахматовой)

Ведущий 2: Образ матери в литературе - это не всегда конкретное лицо. Мать - носитель бесконечного множества биографий и судеб. Таким носителем обобщенного начала является мать в поэме А. А. Ахматовой «Реквием». Поэт говорит от имени народа и для народа. «Реквием» - произведение автобиографическое, в нем Ахматова отобразила весь ужас, который ей пришлось пережить и во время революции, и во время Великой Отечественной войны.

Ведущий1: - Спустя 40 лет в Санкт-Петербурге на набережной Робеспьера напротив тюрьмы «Кресты» установлен памятник Анне Ахматовой. Место для установки было выбрано не случайно. Это событие - исполнение поэтического завещания Анны Ахматовой (слайд,фото памятника , «Реквием», эпилог)

(читает Христина)

« А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем - не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов».

Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.

Ведущий 1: - Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору? Наши матери не только теряли своих сыновей, переживали оккупацию, работали до изнеможения, помогая фронту, но они сами гибли в фашистских концлагерях, их пытали, сжигали в печах крематориев.

В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» насилие предстаёт в разных видах, и писатель создаёт яркие, пронзительные картины той угрозы, которую оно несёт для жизни.

Ведущий 2: - Главный герой романа-эпопеи, Штрум Виктор Павлович, физик-ядерщик. Трагическая судьба его матери, Анны Семеновны – это страшная учесть миллионов евреев, уничтоженных фашистами.

Штрум получает последнее письмо матери спустя несколько месяцев после ее гибели.

(Инсценировка, чтение письма, музыкальное сопровождение)

(читает Сергей)

ПИСЬМО МАТЕРИ

"Витя, я уверена, мое письмо дойдет до тебя, хотя я за линией фронта и за колючей проволокой еврейского гетто. Твой ответ я никогда не получу, меня не будет. Я хочу, чтобы ты знал о моих последних днях, с этой мыслью мне легче уйти из жизни.

Витенька, я заканчиваю свое письмо и отнесу его к ограде гетто и передам своему другу. Это письмо нелегко оборвать, оно - мой последний разговор с тобой, и, переправив письмо, я окончательно ухожу от тебя, ты уж никогда не узнаешь о последних моих часах. Это наше самое последнее расставание. Что скажу я тебе, прощаясь, перед вечной разлукой? В эти дни, как и всю жизнь, ты был моей радостью. По ночам я вспоминала тебя, твою детскую одежду, твои первые книжки, вспоминала твое первое письмо, первый школьный день, все, все вспоминала от первых дней твоей жизни до последней весточки от тебя, телеграммы, полученной 30 июня. Я закрывала глаза, и мне казалось - ты заслонил меня от надвигающегося ужаса, мой друг. А когда я вспоминала, что происходит вокруг, я радовалась, что ты не возле меня - пусть ужасная судьба минет тебя.

Витя, я всегда была одинока. В бессонные ночи я плакала от тоски. Ведь никто не знал этого. Моим утешением была мысль о том, что я расскажу тебе о своей жизни. Расскажу, почему мы разошлись с твоим папой, почему такие долгие годы я жила одна. И я часто думала, - как Витя удивится, узнав, что мама его делала ошибки, безумствовала, ревновала, что ее ревновали, была такой, как все молодые. Но моя судьба закончить жизнь одиноко, не поделившись с тобой. Иногда мне казалось, что я не должна жить вдали от тебя, слишком я тебя любила, думала, что любовь дает мне право быть с тобой на старости. Иногда мне казалось, что я не должна жить вместе с тобой, слишком я тебя любила.

Ну, enfin… Будь всегда счастлив с теми, кого ты любишь, кто окружает тебя, кто стал для тебя ближе матери. Прости меня.

С улицы слышен плач женщин, ругань полицейских, а я смотрю на эти страницы, и мне кажется, что я защищена от страшного мира, полного страдания.

Как закончить мне письмо? Где взять силы, сынок? Есть ли человеческие слова, способные выразить мою любовь к тебе? Целую тебя, твои глаза, твой лоб, волосы.

Помни, что всегда в дни счастья и в день горя материнская любовь с тобой, ее никто не в силах убить.

Витенька… Вот и последняя строка последнего маминого письма к тебе. Живи, живи, живи вечно… Мама".

Ведущий 1: - Да, это письмо нельзя читать без содрогания. Мать Василия Гроссмана погибла в 42 году от рук фашистов. Через 19 лет, после смерти матери он написал ей письмо. Оно сохранилось в архивах вдовы писателя. (чтение письма)

(читает Тоня)

ПИСЬМО СЫНА

Дорогая мамочка, я узнал о твоей смерти зимой 1944 года. Приехал в Бердичев, вошёл в дом, в котором ты жила, и понял. Что тебя нет в живых. Но ещё 8 сентября 1941 года я чувствовал сердцем, что тебя нет.

Ночью на фронте я увидел сон – вошёл в комнату, ясно зная, что это твоя комната, и увидел пустое кресло, ясно зная, что ты в нём спала: свешивался с кресла платок, которым ты прикрывала ноги. Смотрел на это пустое кресло долго, а когда проснулся, знал, что тебя нет уже на земле.

Но я не знал, какой ужасной смертью умерла ты. Об этом я узнал, расспросив людей, знавших о массовой казни, произошедшей 15 сентября 1941 годы. Я десятки раз, а может сотни, пытался представить себе, как ты умерла. Как шла на смерть, старался представить человека, который тебя убил. Он был последним, который тебя видел. Я знаю, что ты думала обо мне очень много всё это время.

Теперь уже больше девяти лет, как я не пишу тебе писем, не рассказываю о своей жизни, делах. И за эти девять лет накопилось столько в душе. Что я решил написать тебе, рассказать и, конечно, пожаловаться, так как никому, по существу, нет дела до моих печалей, только тебе одной было до них дело. Я буду с тобой откровенен… Прежде всего, я хочу сказать тебе, что за эти 9 лет я смог по- настоящему поверить, что люблю тебя – так как ни на иоту не уменьшилось моё чувство к тебе, я не забываю тебя, не успокаиваюсь, не утешаюсь, время не лечит меня.

Дорогая моя, прошло уже 20 лет со дня твоей смерти. Я люблю тебя, я помню тебя каждый день своей жизни, и горе моё все эти 20 лет неотступно. Ты для меня человеческое. И твоя страшная судьба – это судьба человека в нечеловеческое время. Я всю жизнь храню веру, что всё моё хорошее, честное, доброе – всё это от тебя. Сегодня я перечитывал несколько твоих писем ко мне. И сегодня я снова плакал, читая твои письма. Я плачу над письмами – потому что ты – твоя доброта, чистота, твоя горькая, горькая жизнь, твоя справедливость, благородство, твоя любовь ко мне, твоя забота о людях, твой чудный ум. Я ничего не боюсь, потому что твоя любовь со мной, и потому что моя любовь вечно со мной.

Ведущий 2 : -Во все времена судьба сыновей и мужей - воевать и погибать, жен и матерей - их оплакивать. Неудивительно, что экранизация этого романа стала большим событием в российском кинематографе. Зрители и кинокритики были потрясены яркостью, глубиной и драматизмом образа солдатской матери.

(смотрим отрывок из кинофильма «Жизнь и судьба»)

Ведущий 2: - Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей

Ведущий 1: - Своеобразным реквием всем павшим можно назвать стихотворение дагестанского поэта Расула Гамзатова «Журавли». Поэт шагнул в бессмертие подарив всему миру поэтические строки, которые наполняют наши сердца высокой светлой печалью, щемящей грустью.

Ведущий 2: - Стихи Гамзатова посвященные матери звучат так проникновенно и лирично, что многие из них стали популярными песнями. Одна из них в исполнении Вахтанга Кикабидзе прозвучала в начале нашего мероприятия.

Ведущий 1: - Мама! На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому

Слова другие, преклонив колени,

Желают исповедаться ему.

(стих, слайд)

(стихи читают Арсен и Аврора)

Матери.

Мальчишка горский, я несносным

Слыл неслухом в кругу семьи

И отвергал с упрямством взрослым

Все наставления твои.

Но годы шли, и, к ним причастный,

Я не робел перед судьбой,

Зато теперь робею часто,

Как маленький, перед тобой.

Вот мы одни сегодня в доме.

Я боли в сердце не таю

И на твои клоню ладони

Седую голову свою.

Мне горько, мама, грустно, мама,

Я – пленник глупой суеты,

И моего так в жизни мало

Вниманья чувствовала ты.

Кружусь на шумной карусели,

Куда-то мчусь, но вдруг опять

Сожмётся сердце. "Неужели

Я начал маму забывать?"

А ты, с любовью, не с упрёком,

Взглянув тревожно на меня,

Вздохнёшь, как будто ненароком,

Слезинку тайно оброня.

Звезда, сверкнув на небосклоне,

Летит в конечный свой полёт.

Тебе твой мальчик на ладони

Седую голову кладёт.

***

Не надо мне лекарств и докторов,

И вы, чьи матери покуда живы,

Не тратьте на меня сердечных слов,

Казаться будет мне: они фальшивы.

Я не виню вас, не питаю зла,

Но мне участье ваше не поможет:

Покуда мать моя жива была,

Я сострадать был не способен тоже.

Чем тех жалеть, кого уж нет в живых,

Чем плакать соучастливо со мною,

Щадите лучше матерей своих,

От собственных невзгод, от бед чужих

Оберегайте их любой ценою,

Я вас прошу: и ныне и всегда

Вы матерей своих жалейте милых.

Не та, поверьте мне, вас ждет беда,-

Себя вы не простите до могилы.

А я вдруг задыхаюсь среди дня,

Вдруг просыпаюсь с криком среди ночи.

Мне чудится, что мать зовет меня.

Мне кажется, я слышу крик: «Сыночек!»

Вы, приходящие ко мне сейчас,

Велик ли прок от ваших взглядов слезных,

Своих живых – я заклинаю вас –

Жалейте матерей, пока не поздно.

Ведущий 2: - Мама…

Из тысяч слов земли и океана

У этого - особая судьба.

По-русски - "мама", по-грузински - "нана",

А по-аварски - ласково "баба".

(Звучат стихи на разных языках, оформляется открытка)

(9 стих-й)

Ведущий 1:- Слова «мама, мать» - одни из самых древних на земле. Ученые заметили, что эти слова звучат более или менее сходно едва не на 6 тысячах современных языках. Это своеобразный рекорд среди всех родственных слов. Именно так и получается, потому что слово «мама» - главное во всех языках.

Ведущий 2:- И современные поэты продолжают лучшие традиции классической русской литературы.

(читает Тоня)

Ведущий 1:- Поздравления. Музыкальный подарок.

Итог

Мамина тарелка

Я мою сегодня на кухне посуду –

я маме хорошим помощником буду!

Сейчас сполосну я горячей водой

тарелку с красивой каймой золотой,

с каймой и большими цветами по краю,

которая нравится маме - я знаю.

Но, ах! Из руки ускользнула тарелка –

разбилась на сотню осколочков мелких.

Расстроится мама! Ну как теперь быть?

Я думаю: нужно посуду домыть,

Потом кончить школу и стать капитаном,

объездить весь мир, бороздя океаны, -

быть может, я где-то, в далёком порту,

такую же точно тарелку найду,

как та, что сейчас на кусочки разбилась,

и маме отдам, чтоб она не сердилась!

Мамин праздник

Месяц март. Число восьмое.
Нет нам с папою покоя.
Что же маме подарить?
Что на праздник подарить?
Что на праздник ей купить?

Мы купили ей конфет
И подснежников букет.
Мы пришли домой с букетом,
Мы смеялись, пили чай,

Вместе с мамою конфеты
Мы поели невзначай.

А потом посуду груду
Перемыли мы втроем.
Перемыли всю посуду
И натерли пол потом.

Мама вечером сказала:
- Я нисколько не устала,
Так сегодня мало дела!
Просто я помолодела.
Вот событие какое!
Мне сегодня повезло.
Жаль, что завтра не восьмое,
А девятое число.

Мы ответили ей прямо:
- Нам помочь тебе не лень,
Мы согласны, чтобы мама
Молодела каждый день

Восславим женщину - Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир!
Все прекрасное
в человеке - от лучей солнца и от молока Матери. Вот что насыщает нас любовью к жизни!
М. Горький


Образ матери издавна присущ русской поэзии и русской литературе в целом. Эта тема занимает важное место как в классической, так и в современной литературе. Более того, русский образ матери является национальным культурным символом, не утратившим своего высокого значения с древнейших времен до наших дней. Характерно, что образ матери, вырастая из образа конкретного человека, матери поэта, становится символом Родины. В своем блоге мне хочется остановиться только на некоторых литературных фактах.

Образ матери, ее любовь к детям появился еще в русском фольклоре. Все мы знаем пословицу: «При солнышке тепло- при матери добро». А потом образ матери как - то потускнел. Даже Пушкин - поэт «золотого века» - не писал о матери. Но вот в литературе появляется поэт «гнева и печали» Н.А. Некрасов, и мы читаем строчки его стихов, посвященные матерям

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна -
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...



Елена Андреевна Некрасова

Стихотворение “Внимая ужасам войны...”, посвящено Крымской войне 1853—1856 годов, но звучит поразительно современно.. Оно напоминает живущим о непреходящей ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Не слышат голоса разума. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение:

«Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту С. Есенину «за родительским ужином ». Мать волнуется - сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет» . Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет»

Татьяна Федоровна Есенина


Полные горести строки из далёкого 19 века напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». Вот оно, бессмертие истинной поэзии, вот она, завидная протяжённость её существования во времени!
Поэма имеет реальную основу: 17 месяцев (1938 - 1939 годы) Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Гумилёва: он арестовывался трижды: в 1935, 1938 и 1949 годах.
. Поэма «Реквием » - это дань памяти тем страшным годам и всем прошедшим с ней этот трудный путь, всем замеченным, всем родным осужденных. В поэме отражены не только личные трагические обстоятельства жизни автора, но и горе всех русских женщин, тех жен, матерей, сестер, что стояли с ней вместе 17 страшных месяцев в тюремных очередях в Ленинграде.

Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною.


Анна Андреевна Ахматова с сыном. Кресты.


Роман «Молодая гвардия» - еще одна веха в истории нашей страны. .Герой романа А. Фадеева Олег Кошевой обращается не только к матери, но и ко всем детям, от горя которых « седеют наши матери».:
«Мама, мама! Я помню руки с того момента, как я стал осознавать себя на свете. И с того самого мгновения я всегда помню твои руки в работе.
Я помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои простынки, когда эти простынки были так малы, что походили на пеленки.
Я вижу твои пальцы на букваре, и я повторяю за тобой: «бе-а-ба, ба-ба».
Я помню твои руки, не сгибающиеся, красные от студеной воды - и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына, и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела.
Нет ничего на свете, что бы сумели руки твои, чего бы они погнушались!
Но больше всего, на веки вечные, запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, а ты глядела на меня из тьмы, сама тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои!
Ты проводила на войну сыновей - если не ты, так другая, такая же, как ты, - иных ты уже не дождешься вовеки…
Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать свою - не от меня ли, не от тебя ли, не от него ли, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придет час, когда мучительным упреком сердцу вернется все это у материнской могилы.
Мама, мама! Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…»

Елена Николаевна, мама Олега Кошевого


Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору?

Да разве об этом расскажешь -
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!

- так пишет М, Исаковский в своем стихотворении..


И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась — какая ты есть


Уникальный пример милосердия дала нам , воспитавшая 48 детей разных народностей. Первого ребёнка сестра милосердия Сашенька Деревская взяла на воспитание, когда ей едва минуло восемнадцать, — в гражданскую войну. В эти годы тысячи сирот бродили по дорогам. Грянула Великая Отечественная война. И Александра Абрамовна вновь поступала так, как велело ей материнское сердце: она выходила к эшелонам, в которых привозили эвакуированных детей, и приносила самых слабых домой. Спешите делать добро! Способны ли вы возвести в душе своей здание. Милосердия и Добра? Ибо без этого нет человека. Без этого нет женщины.

Александра Абрамовна Деревская

Мудрец нашего века Расул Гамзатов сказал: «Нам бы не только любить, но и молиться за матерей следует, и не потому, что они молятся за нас, а по внутренней потребности ». Мать - начало всех начал, неиссякаемый источник добра, всепонимания и всепрощения. Мать - опора земли. Жизнелюбием матери, её милосердием и бескорыстием крепнет и умножается семья. В народе говорят: несчастлива семья, где женщина грустна. Не может быть счастливой и страна, где не устроены семьи, где нарушен или же не создан семейный лад, семейный уют. Благополучие семьи зависит от матери, от её внутреннего состояния, улыбки, тёплого взгляда. По отношению к женщине определяется зрелость общества, а нашей заботой о матерях - его нравственная высота или, наоборот, порочность и духовная нищета. Вот как об этом сказала М. Цветаева:

Склоняются низко цветущие ветки,
Фонтана в бассейне лепечут струи,
В тенистых аллеях все детки, все детки,
Ах, детки в траве, почему не мои?
Как будто на каждой головке коронка,
От взглядов, детей стерегущих любя.
И женщине каждой, что гладит ребенка,
Мне хочется крикнуть: «Весь мир у тебя».
Как бабочки, платьица девочек пестры:
Там ссора, там слезы, там сборы домой.
И шепчутся мамы, как нежные сестры:
«Подумайте, сын мой!» - «Да что вы! А мой…»
Я женщин люблю, что в бою не робели,
Умели и шпагу держать, и копье,
Но знаю, что только в плену колыбели
Обычное , женское счастье мое .

А закончить тему матери, ее любви к детям мне хочется притчей «Мамина любовь»:
Однажды к маме пришли её дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с вопросом: кого она любит больше все на свете?
Мать молча взяла свечу, зажгла её и начала говорить.
"Вот свеча — это я! Её огонь — моя любовь!"
Затем она взяла ещё одну свечу и зажгла её от своей.
"Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! Разве от того что я дала, огонь моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним…"
И так она зажгла столько же свечей, сколько у неё было деток, и огонь её свечи оставался таким же большим и тёплым…

Люди, пока ваши сердца бьются, помните о той, которая дала Вам жизнь, не спал, когда вы болели, целовал ваши крохотные ручонки и пел Вам колыбельные песни. Низко поклонитесь матери за ее доброе всепрощающее сердце. Пока не поздно.
.
Условия использования материалов (пункт 8) -

Внеклассное мероприятие на тему «Образ матери в русской литературе»
для учащихся 6­7кл
Учитель русского языка и литературы С.В. Баилова
Цель: формирование и развитие художественной культуры учеников на основе ценностей
отношения к материнству средствами литературы.
Задачи:




проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям,
изображен образ женщины­матери
воспитывать у учащихся уважительное отношение к женщине­матери
воспитывать патриота и гражданина, нацеленного на совершенствование общества, в
котором он живет
развивать духовно­нравственный мир учащихся, их национальное самосознание
Оборудование: проектор, презентация
Ход мероприятия
1. Видеоролик «Ave Maria”
2. Вступление:
Слайд 2
МАТЬ ­ символ жизни, святости, вечности, тепла и всепобеждающей любви.
Самое дорогое, родное, святое связано с этим образом: для всех людей ­ это Матушка
Земля, Родина­мать, Природа­матушка, и та, которая родила и живет во имя ребенка ­
мама.
Материнство во все времена было свято и явля лось высшей ценностью. В искусстве всех
народов есть тема материнства. Искусство европейских стран невозможно представить без
образа Богоматери. В Западной Европе он связан с культом Мадонны, а на Руси с
Богородицей.
Икона «Владимирская Богоматерь»(XII в.) Младенец нежно прижимается своим личиком
к материнской щеке и обвивает рукой её шею. Детские глаза устремлены к Матери, они
словно ищут у неё защиты. На её строгом лице затаились тревога и печаль. При всей
материнской нежности в её облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.
Молодая женщина с ребёнком на руках, легко ступающая по облакам навстречу своей
трагической судьбе, Мария должна отдать своего сына на страдания и муку, чтобы все
люди были счастливы. Прекрасные глаза матери печальны.Рафаэль славит величие
женщины, Мария ­ идеал материнства. Художник воспевает красоту, женственность,
нежность и бескорыстие матери.
Тема материнства ­ одна из древнейших тем в мировой культуре.

Мама… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое
детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим
теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Она ­ наш ангел – хранитель.
Поэтому тема матери издавна занимает важное место как в классической, так и в
современной литературе.
Не сосчитать светлых образов матерей, которые донесли до нас сказки и легенды,
стихи и песни, рассказы и повести, романы и мемуары
Уже в фольклорных произведениях – в свадебных и похоронных песнях – возникает образ
матери. В духовных стихах этот образ предстаёт через образ Богоматери, особо
чтимый на Руси.
Особенно часто образ матери встречается в произведениях для детей.
Свет маминых глаз, тепло маминых рук, ласковый голос, нежная улыбка ­ эти выражения
не приедаются, не кажутся избитыми, потому что они подлинны, органичны, в них нет
жеманства. Душа ­ с радостью или с тоской ­ но всегда откликается на них.
Слайд 3, 4
В поэзии XIX века тема матери в первую очередь связана с именами М. Ю. Лермонтова и
Н. А. Некрасова.
Слайд 5
Лермонтов, очень рано лишившийся матери, вспоминает ее образ, ее песни, которые она
пела ему, в своем творчестве.
«Ангел» (отрывок из стихотворения читают учащиеся)
Слайд 6,7
По­настоящему глубоко и полно тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича
Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил
достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И
юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери
Она учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал – убавленное горе», то есть к
крепостным.
Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях: в
поэме «Кому на Руси жить хорошо», в стихотворениях «В полном разгаре страда
деревенская», « Орина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны», «Мать»
Великое чувство! У каждых дверей,
В какой стороне ни заедем,
Мы слышим, как дети зовут матерей,
Далёких, но рвущихся к детям.
Великое чувство! Его до конца
Мы живо в душе сохраняем, -

Мы любим сестру, и жену, и отца,
Но в муках мы мать вспоминаем! (отрывок читают учащиеся)
Слайд 8
Только что познакомились с одним из величайших произведений 19 века, созданным Н.В.
Гоголем, «Тарас Бульба».
Уделяя большое внимание описанию главных героев произведения, автор всего
несколько страниц посвящает образу матери Андрия и Остапа. Но и этих строк
достаточно, чтобы проникнуться сочувствием к этой маленькой, хрупкой женщине,
безумно любящих своих детей.
(Об образе матери в произведении читают учащиеся)
(В произведении мы впервые встречаемся с матерью, когда она встречает своих
сыновей. «…бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая еще
обнять ненаглядных детей своих».
Среди сильных героев повести мы увидели слабую, маленькую женщину, которая любит
своих детей и с уважением относится к своему мужу. Когда Тарас спросил у младшего,
почему он его не колотит, мать сказала: «..И придет же тебе в голову этакое, что бы дитя
родное било отца.»
Она очень переживала, что они так мало будут дома. «…и мне не удастся наглядеться
на них.» Она всю ночь не спала, глядела на детей своих и не могла наглядеться. «Сыны мои,
сыны мои милые! Что будет с вами? Что ждет вас?..»
Хотя у нее был муж и два сына, она была одинокая: детей она видела редко, а Тараса
«… в год два – три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуху.» В молодости она
терпела от Тараса оскорбления и даже он ее бил, наверно она была очень красива, но
быстро постарела. Всю ночь мать надеялась, что поездка отложится, и ее дети поживут
дома. Но этого не случилось. «Бедная старушка, лишенная последней надежды, уныло
поплелась в хату.»
Перед отъездом Тарас попросил мать благословить сыновей. «Мать, слабая, как мать,
обняла их, вынула две небольшие иконы, надела им, рыдая, на шею…Не забывайте, сынки,
мать вашу… пришлите хоть весточку о себе…»Когда Тарас с Остапом и Андреем уезжали,
она выбежала за ними за ворота, как бы знала, что больше никогда не увидит их)
Слайд 9
­ Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А.
Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке.
Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в
стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания сыновей­солдат.

«О, моя терпеливая мать!» ­ это восклицание вырвалось у него не случайно: много
волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у
Есенина мотив вины сына.
В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью
юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать.
Образ матери для него сродни эконописному – их роднит вечное терпение, ожидание,
надежда на «помощь и отраду». Есенин создал в литературе настоящий культ матери.
«Лучше тебя никого не видал» ­ скажет поэт о своей матери.
Прослушать «Письмо матери» в исполнении Малинина.(аудиозапись)
Слайд 10
Вслед за Есениным эту тему продолжали и продолжают многие писатели и поэты.
О том, что пришлось пережить матерям в военные годы, написано немало
проникновенных произведений. Нет ничего страшнее для матери, чем потеря самого
родного и близкого для нее существа на свете – ее ребенка. А сколько слез пришлось им
пролить только в годы ВОвойны.
Презентация «Закруткин «Матерь человеческая») (представляют учащиеся)
(В 1969 году Виталий Закруткин написал повесть «Матерь человеческая», о простой
женщине­крестьянке, сумевшей выстоять в страшных испытаниях в годы войны и стать
продолжательницей рода и возродить к жизни родную Землю. На глазах главной героини
произведения Марии фашисты повесили ее мужа и маленького сыночка, сожгли деревню, а
жителей угнали в Германию. Она чудом осталась жива. Но она верила, что русские войска

Аннотация: Статья носит обзорный характер. На материале русской поэ — зии рассматривается такой органично присущий ей феномен как образ матери (тема матери) в историческом развитии и важнейших своих проявлениях. За всю историю существования темы матери в русской поэзии от начала возникно — вения до наших дней, можно выделить три главных ипостаси образа матери – реально-бытовой, связанный с личной матерью каждого, высший идеальный аспект, восходящий к образу Богоматери, и – особенно значимый в русской поэзии образ матери как родины, восходящий к святому на Руси образу мате — ри-земли.

Ключевые слова: тема, образ матери, русская поэзия, Богоматерь, роди — на, земля.

Тема матери столь издавна и органично присуща русской поэзии, что представляется возможным ее рассмотрение как особого литературного явле — ния. Беря исток от самого зарождения русской словесности, эта тема после — довательно проходит через все этапы ее развития, но даже в поэзии XX века сохраняет свои главные черты.

В русский фольклор образ матери переходит из общего для всех народов в эпоху матриархата культа Великой Богини, из славянских языческих веро — ваний, особого почитания на Руси матери-земли. В народных верованиях жен — ское божество, ассоциируемое с «мать-сырой-землей», жило и в языческой, и в христианской форме вплоть до XX века, сочетаясь на Руси наряду с главным впоследствии поклонением Богородице .

Первые проявления темы матери в литературе мы можем наблюдать в фольклорных произведениях, изначально – в бытовом обрядовом фольклоре, в свадебных и похоронных песнях. Уже здесь заложены основные черты образа матери, свойственные ему и впоследствии – в особых эпитетах при прощании с матерью: Как денной нашей заступушки,/ Ночной да богомольницы… . Такая характеристика давалась обычно в народе Богородице, ее называли

«скорая помощница, теплая заступница», «печальница наша», «заступница наша и молебница, защитница всему роду христианскому». Так образ личной матери каждого соотносился с небесным высшим материнским образом.

В похоронных заплачках выражалась также глубинная связь матери с матерью-сырой-землей, а в девичьих свадебных причитаниях при разлуке с

«матушкой» и родным домом, так же, как и в рекрутских песнях, образ матери стоял в связи с образами родных мест, родины.

Итак, три главных ипостаси образа матери, которые сохраняются в по — эзии вплоть до наших дней, существовали уже на заре словесного искусства Руси – Богоматерь, мать, родина: «В кругу небесных сил – Богородица, в кру — гу природного мира – земля, в родовой социальной жизни – мать, являются на разных ступенях космической божественной иерархии носителями одного

float:none;margin:10px 0 10px 0;text-align:center;">

Следует также подчеркнуть особую роль Н. А. Некрасова в становлении темы матери в русской поэзии – поэты XX века шли в создании образа матери именно от Некрасова. Его поэтическое наследие предоставляет богатый мате — риал решения этого образа как в романтическом, так и в реалистическом клю- че. Так, все, что было связано с родной матерью поэта, составило в его поэзии область, как будто оставшуюся не тронутой общим уклоном его творческого пути к реализму («Родина», «Рыцарь на час»). Вершина развития подобного

«идеального», даже обожествленного образа матери – предсмертное стихот — ворение Некрасова «Баюшки-баю», где мать прямо наделена божественными чертами и возвышается до образа Богоматери и одновременно другой некрасов — ской святыни – родины. Но в поэзии Некрасова как реалиста с самого начала присутствует и образ матери, воплощенный «на сниженной почве». Эта линия в его творчестве идет еще с пародии на лермонтовскую «Казачью колыбель — ную» 1840-х годов. Позже она приведет к народному образу матери («Орина, мать солдатская», поэмы «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хоро — шо»), созданному по эпическим законам, на принципах объективной реаль- ности. Это уже не мать поэта, которую он воспевает и увековечивает со своих субъективных позиций, а некий персонаж, возникающий в стихотворении со своей историей, личностными особенностями и речевой характеристикой.

В поэзии XX века воплощение темы матери можно разделить прежде все — го по типам отношений субъекта речи, лирического Я к образу матери, в связи с чем возникают три особых способа существования темы матери в поэзии: как особая направленность, обращенность поэзии к образу матери; как поэзия не — посредственно от лица матери; как «объективный» образ матери, приближен — ный к персонажу. Из всего поэтического наследия XX века тема матери наибо — лее полно и ярко отразилась в творчестве таких авторов, как А. Блок, А. Ах — матова, А. Твардовский. Романтические корни поэтики Блока, символизация как главный ее принцип, постепенное обращение к действительности, влияние реалистических (некрасовских) традиций, снижение лексики, прозаизация, вхождение темы города, бытовой сферы в поэзию, образов-персонажей из на — рода, (наряду с лирическим Я и Ты), приводят в итоге к лирике третьего тома с центральным образом родины-матери. Итог развития темы матери у Блока –

«Коршун». В нескольких строчках здесь переданы основные, знаковые темы и мотивы Блока – в образе одной, затерянной в полях простой русской матери, соотнесенной с образом Богородицы, и в женственном образе самой Руси, роди — ны: А ты все та ж, моя страна, в красе заплаканной и древней… .

Образ матери у Блока как национальный символ, соединяет религиозно-

Ахматовский образ матери, выраженный от первого лица, когда ее лири — ческая героиня равна образу матери, – это расширение личного, частного до всеобщего, национального, возвышение образа матери от реально-бытового в ранний период (Спи, мой тихий, спи, мой мальчик,/ Я дурная мать… ) до образа Богородицы («Реквием») и – родины в поздний период творчества, в стихах, обращенных к солдатам и «сиротам» Великой Отечественной войны.

У Твардовского образ матери возникает в стихах-посвящениях его собст — венной матери и развивается в соответствии с сильным эпическим началом его поэзии: он является персонажем его сюжетной, повествовательной лирики и всегда тесно связан с образом утраченной малой родины, а в войну олицетво — ряет собой родину вообще. Образ Анны из «Дома у дороги» – это образ матери в высшем аспекте матери-России – выстоявшей, спасшей детей и даже в плену сохранившей дом солдата: Тот дом без крыши, без угла,/ Согретый по-жило — му,/ Твоя хозяйка берегла/ За тыщи верст от дому , а значит, общую родину. Завершается тема матери у Твардовского вместе с жизнью матери поэ — та – циклом «Памяти матери».

Итак, мы убедились: главные материнские образы в русской культуре – земля, Богоматерь и мать – сохранились с древнейших времен до наших дней. Способы их выражения (романтически-возвышающий, открывающий мир ду — шевных переживаний матери от лица самой матери и объективный) также пе — реходят в поэзию наших дней из древней и классической поэзии.

На всех этапах развитие темы матери в поэзии шло от образа личной, собст — венной матери человека к возвышению и расширению частного до всеобщего. Высшее проявление образа матери, данное на самой начальной исторической стадии русской поэзии в образе Богоматери, в дальнейшем находит свое воп — лощение в идеальном образе матери, часто связанном с автобиографическим отношением автора к матери. Черты «демократизации» литературы и «сниже — ния» образа матери в XX веке еще усиливаются. Снижение идет засчет про — никновения в литературу бытовых реалий и социально-исторического фона. Так образ матери становится более конкретным, реально-бытовым. Следует от — метить, что начальному этапу литературы свойственны попытки очеловечения и заземления божественного (Богоматери, мать-сырой-земли), а последующие периоды характеризуются напротив тенденцией возвышения и обожения зем — ного (родной матери, родных мест, своей избы, образов детства).

В поэзии XX века постепенно высшим аспектом образа матери становится образ родины. Берущий истоки от образа матери-земли, теперь через память о малой родине, доме, через призму войн и социальных потрясений, земной образ личной матери начинает возвышаться именно до общезначимого уровня образа родины. Эволюция образа матери в этом направлении обнаруживается как при рассмотрении общего хода развития русской поэзии, так и в пределах творческого пути каждого из наиболее крупных представителей темы матери в поэзии XX века. Блок, связанный в начале века с поисками идеального жен — ственного начала и возвышающий в своем творчестве женский образ до божес — твенного, в конечном итоге через снижение (даже падение), конкретизацию и прозаизацию женского образа и всей своей поэтической манеры выходит к образу матери именно в значении родины (“На поле Куликовом”, “Коршун”).

Ахматовский образ матери, равный ее лирической героине, проделал путь от социально-бытового в раннем творчестве, социально-исторического в период “Реквиема” (с аллюзиями на образ Богоматери) до образа всеобщей матери-ро — дины во время Великой Отечественной войны, от лица которой она обращает — ся к “детонькам”. Творчество Твардовского целиком подтверждает подобный переход: женский образ как объект любовной лирики у него отсутствует вовсе, но при этом образ матери с самых ранних стихов и до конца связан с памятью о родных местах, а во время войны поднят на высоту образа родины.

Материал взят из: Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». – № 2. – 2009

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...