Общее грамматическое значение. Грамматическое значение глагола

Тема. Общее грамматическое значение глагола, вопросы, роль в предложении
/сказуемое /. Неопределенная форма глагола
Цель: познакомить учащихся с неопределенной формой глагола, как формой, которая не
изменяется по лицам, числам и временам и ее ролью в речи; научить выделять глаголы
неопределенной формы в тексте; развивать познавательные и творческие возможности,
умение работать в группе.
УЭ
УЭ­0
1.Организационный
момент
УЭ­1
1.Повторение
изученного
2.Входной контроль
УЭ­2
1.Формулирование
темы урока
2.Тема урока
Создание коллаборативной среды
Содержание урока
­ Ребята, сегодняшний урок начнём с улыбки. Улыбнитесь мне, улыбнитесь
друг другу.
­Я хочу, чтоб у вас было хорошее настроение весь день.
­ Повернитесь к своему соседу по парте и пожелайте хорошего настроения
1.Оформление тетради
2.Минутка чистописания
3. Словарная работа
1.Заполните таблицу
Ед.ч.
Мн.ч.
1 лицо
2 лицо
3 лицо
«Мозговой штурм»
1.Создание проблемной ситуации
Подчеркните местоимения
Я, отпустил, сел, мы, пришёл, с ними, увидел, её, о вас, рисует.
2. К какой части речи относятся другие слова?
1. Работа в группах
А) Что вы знаете о глаголе?
Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
­ Что такое глагол?
­ Что обозначает глагол?
­ На какие вопросы отвечает глагол?
­ Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
­ Изменяется ли глагол по числам?
­ Какие три времени имеет глагол?
­А хотели бы вы еще больше знать о глаголе?
2. НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА
Каждый глагол имеет особую форму, которая называется начальной. Ее также
называют неопределенной формой глагола или инфинитивом (от лат. infinitivus
(modus) - неопределённый). Такое название неопределенная форма глагола
получила в связи с тем, что она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни
рода – ну просто полная неопределенность!
Глаголы неопределенной формы, несмотря на свою «неопределенность», очень
легко определяются среди других глагольных форм, благодаря тому, что:
имеют формообразовательные суффиксы: ть, ти, чь
Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы: «что делать?»,
«что сделать?».
Неопределенную форму имеют следующие глаголы: читать, стеречь, писать,

нести, испечь, лезть, нести, ползти, хотеть, строить и т.д.
3.Игра “Аукцион”
Цель. Закрепление понятия о неопределённой форме глагола.
Содержание. В игре участвует весь класс.
Победителем считается тот, кто правильно запишет наибольшее число глаголов
за указанное время.
УЭ­3
1.Закрепление
изученного
материала
1.Записываем текст под диктовку.
Трудно увидеть в лесу дикое животное. Зверя можно узнать по следам. Лучше
всего читать следы зверей на свежем снегу. Следы зайца трудно спутать со
следами других зверей.
­ Подчеркните глаголы неопределенной формы.
2. Игра "Найди, четвертый лишний".
Определи лишний глагол в каждой группе. Объясни
1. играть, гулять, думал, петь (думал)
2. читает, пишет, считает, дружить (дружить)
3. привезти, привести, отпустил, вынести (отпустил)
4. рассказал, поссорил, расцвести, рассадил (расцвести)
3. Замените одним словом
Зарубить на носу; ­ запомнить

 Клевать носом; ­ дремать
 Пропустить мимо ушей; ­ прослушать
 Вставлять палки в колёса; ­ мешать
 Обвести вокруг пальца; ­ обмануть
 Держать язык за зубами. – молчать

Зуб на зуб не попадает ­ замёрзнуть
с.143 упр.386
 С каким правилом работали на уроке?
 Довольны ли вы своей работой?
 Что больше всего понравилось на уроке?
 Какие затруднения испытывали на уроке?
Домашняя работа
УЭ­4 Итог урока
Рефлексия урока

Самым общим значением глагола является значение процесса, в него включаются частные значения: действия (читать ), состояния (бледнеть ), процесса (таять ), движения (лететь ).

Постоянные грамматические признаки: вид, залог, возвратность, переходность (проявляется в контексте). Эти признаки характерны для всех форм глагола и являются собственно глагольными (так же, как и категории наклонения и времени). Постоянным также является тип спряжения глагола.

Непостоянные грамматические признаки : наклонение, а также (если есть) время, лицо, число, род. Эти признаки присутствуют не у всех форм глагола и по-разному проявляются в различных формах. Например, в прошедшем времени у личных форм глагола нет значения лица, но есть категория рода; категория падежа имеется только у причастий. Категории лица, рода и числа не являются собственно-глагольными.

Все глагольные формы (инфинитив, личные формы, деепричастие, причастие) имеют характеристики вида, залога, возвратности, переходности. Личные формы могут изменяться по наклонениям, временам, лицам, числам, в прошедшем времени по родам. Причастие (глагольно-именная форма) может изменяться также по падежам и родам.

Вид – грамматическая категория, выражающая способ протекания действия. Глаголы несовершенного вида обозначают действия, протекающие без указания на их завершенность: думать, понимать, плыть, краснеть . Глаголы совершенного вида указывают на предел, ограничение действия началом или концом. Например, действие с обозначением начала: запеть, закричать, начать; действия с обозначением завершенности: решить, совершить, позеленеть . Большинство глаголов совершенного вида имеют приставки.

Категория вида связана с категорией времени. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное: рисую, рисовал, буду рисовать. Глаголы совершенного вида имеют две формы времени: будущее простое и прошедшее: нарисую , нарисовал.

Группы глаголов по виду

Большинство глаголов могут образовывать видовые пары , различающиеся не лексическим, а только грамматическим значением вида. Видовые пара образуются при помощи: 1) приставки: делал – сделал; 2) суффиксов -ыва- / -ива-, -ва-, -а-, -ну- и др.: засеять – засеивать, поднимать – поднять, засыхать – засохнуть; 3) перемещением ударения: нар е зать – нареза ть, расс ы пать – рассып а ть ; 4) супплетивным способом: брать – взять, класть – положить, ловить – поймать.

Одновидовые глаголы – это глаголы, образующие только одну форму либо совершенного, либо только несовершенного вида. Они могут быть приставочными и бесприставочными. Глаголы только несовершенного вида обозначают многократность, длительность, прерывистость и т.п.: осязать , воевать, сожалеть, разговаривать, грести. Глаголы только совершенного вида обозначают действия, имеющие обязательное завершение, протекающие мгновенно и имеющие результат: воспрянуть, ринуться, очнуться, миновать, опомниться. Причиной в невозможности образовать видовую пару является семантика глаголов или морфологическая структура.

Двувидовые глаголы – глаголы, которые при одинаковой графической оболочке могут в контексте становиться либо глаголами совершенного, либо глаголами несовершенного вида, не меняя при этом своей формы. Ср.: Отряд долго и безуспешно (что делал?) атаковал высоту. Вчера отряд (что сделал?) атаковал и захватил высоту . К двувидовым относятся следующие глаголы: ранить, казнить, венчать, женить, молвить, обещать, стартовать, даровать, заимствовать, телеграфировать и др.

Переходные глаголы называют действие, направленное на объект (предмет, лицо). Это глаголы созидания (создавать , ткать ), разрушения (ломать, сжечь) , восприятия (видеть, ощущать ), эмоционального отношения к субъекту (любить , очаровывать ), глаголы речи и мысли (спрашивать , обдумывать ).

Различают прямопереходные (собственно-переходные) и косвенно-переходные глаголы. Прямопереходные имеют дополнение в форме винительного падежа без предлога: читать книгу, строить дом или родительного (при обозначении части или при отрицании, при глаголах хотеть, желать): выпил чаю, принести воды, не читал новой газеты . Косвенно-переходные глаголы обозначают действия, направленные на объект, но при этом дополнение может стоять в косвенном падеже с предлогом: заботиться о сестре, помогать соседу, руководить предприятием.

Непереходные глаголы обозначают действия, которые не переходят на предмет. К непереходным глаголам относятся глаголы, обозначающие: 1) бытие, существование: быть, находиться ; 2) перемещение: идти, плавать, кататься; 3) физическое и психическое состояние: болеть, сердиться, стоять; 4) род деятельности: учительствовать, плотничать; 5) манеру поведения: храбриться, молодиться; 6) слуховое и зрительное восприятие: сверкать, стучать и др. Дополнения при таких глаголах могут быть с предлогами и без предлогов и стоят в косвенных падежах, кроме винительного: блеснуть знаниями, сгореть в огне, взять с полки.

Глаголы с постфиксом -сь / -ся являются непереходными.

Среди непереходных глаголов выделяют особую разновидность глаголов с постфиксом -ся (-сь). (Постфикс -ся используется после согласного, постфикс -сь – после гласного). Такие глаголы имеют категорию возвратности, которая передает особые семантические значения. В зависимости от значения возвратные глаголы представлены несколькими группами:

1) собственно-возвратные: действие субъекта направлено на себя: мыться, причёсываться, настраиваться, унижаться ; у этих глаголов обычно возможно перестроение в конструкцию с местоимением себя ;

2) взаимно-возвратные: направленные друг на друга действия нескольких субъектов, каждый из которых является и субъектом, и объектом аналогичного действия: мириться, встречаться, целоваться ;

3) косвенно-возвратные: действие совершается субъектом в своих интересах: строиться (строить для себя дом), укладываться (укладывать свои вещи); возможно перестроение в конструкции со словами для себя, себе ;

4) общевозвратные: действие субъекта, замкнутое в сфере его состояния: беспокоиться, радоваться, сердиться, веселиться ; беспокоиться и некоторые другие.

Большинство возвратных глаголов могут образовывать соотносительную пару без постфикса -ся: стучать – стучаться, дымить – дымиться . Однако в русском языке есть глаголы, которые не имеют таких соотносительных пар, являются «только возвратными» и без постфикса -ся не употребляются: бояться, гордиться, лениться, надеяться, стараться и т.п.

Категория залога выражает отношения между субъектом, действием и объектом, над которым производится действие. Действительный залог глагола указывает, что подлежащее называет субъект, который сам выполняет действие. Студент пишет конспект. Я потрачу время на вас . Страдательный залог указывает, что подлежащее называет объект, который подвергается действию со стороны другого предмета, лица: Конспект пишется студентом . Время потрачено на вас.

Страдательный залог может выражаться: 1) постфиксом -сь / -ся: Последствия урагана ликвидируются; 2) формами страдательных причастий: Задача решена.

Не имеют форм залога: 1) все непереходные глаголы: идти, бежать и т.п.; 2) глаголы с постфиксом -ся, не имеющие пары без этого постфикса: бояться, проснуться; 3) личные глаголы в безличном значении с постфиксом -ся: не спалось, дышится легко.

Изъявительное наклонение обозначает реальное действие, которое происходило, происходит или будет происходить. Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам (имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени).

Сослагательное (условное) наклонение обозначает действие иррреальное, которое может произойти при определенных условиях или является предполагаемым, желаемым. Формы сослагательного наклонения изменяются только по родам и числам: играли бы во дворе, чинил бы машину, читала бы мемуары.

Повелительное наклонение выражает просьбу, пожелание, приказ и выражается глаголами вне форм времени. Формы повелительного наклонения образуются, как правило, от основы настоящего времени (у глаголов несовершенного вида) или будущего времени (у глаголов совершенного вида). Первое лицо единственного числа у глаголов повелительного наклонения отсутствует, формы множественного числа с призывом совершить совместное действие – читаем или давайте почитаем – омонимичны формам настоящего времени. Наиболее употребительными являются глаголы в форме 2-го и 3-го лица, единственного и множественного числа. Формы 2-го лица единственного числа имеют два типа окончаний: -и или нулевое окончание: пиш-и, читай- Ø. Формы 2-го лица множественного числа образуются прибавлением к форме единственного числа постфикса -те: пиш-и-те, читай- Ø-те. При образовании форм повелительного наклонения у некоторых глаголов наблюдается чередование в корне: ви ть – ве й, ши ть – ше й . Формы 3-го лица единственного и множественного числа образуются при помощи частиц пусть, пускай: пусть читает, пусть читают. Особая аналитическая форма повелительного наклонения образуется при помощи частицы давай (давайте) и инфинитива несовершенного вида со значением призыва к совместному действию: давай читать, давайте решать.

У ряда глаголов при образовании форм повелительного наклонения наблюдаются особенности: 1) чередование и/е в корнях глаголов типа бить, пить, шить бей, пей, шей ; 2) сохранение суффикса -ва-, который отсутствует в форме настоящего времени, но есть в инфинитиве: давать – дают – давай, вставать – встают – вставай ; 3) у глагола лечь форма повелительного наклонения ляг ; 4) у глагола ехать супплетивная форма повелительного наклонения поезжай.

У некоторых глаголов формы повелительного наклонения или совсем не образуются или не употребляются: видеть, слышать, хотеть, недомогать .

В русском языке формы одних наклонений могут употребляться в значении других: Ты бы поработал сегодня (сослагательное наклонение в значении повелительного). Вернись он вовремя – ничего бы не случилось (повелительное наклонение в значении сослагательного). В значении сослагательного наклонения может употребляться инфинитив: Учиться тебе.

Категория времени это словоизменительная категория, обозначающая соотнесенность действия к моменту речи. Настоящее время – действие в момент речи, прошедшее время – действие, предшествующее моменту речи, будущее время – действие, которое совершится после момента речи. Формы настоящего и будущего времени не имеют специального грамматического оформления, формы прошедшего времени выражаются суффиксом -л- или нулевым суффиксом в том же значении: прочита -л , принес- Ø . Настоящее время есть только у глаголов несовершенного вида. Будущее время у глаголов несовершенного вида образуется при помощи вспомогательного глагола быть: буду читать, будешь читать , будет читать (сложная форма). Если в предложении несколько глаголов будущего времени, то вспомогательный глагол обычно используется один раз: Я буду петь и плясать . У глаголов совершенного вида – простая форма будущего времени: прочитаю, прочитаешь, прочитает.

В речи глаголы одного времени могут использоваться в значении другого: Уходим завтра в море (форма настоящего времени в значении будущего). Так я тебе и поверил (форма прошедшего времени в значении будущего).

Категория лица указывает на производителя действия по отношению к говорящему. Первое лицо единственного числа (я) показывает, что субъектом действия является сам говорящий; первое лицо множественного числа (мы) говорящий и другие. Второе лицо единственного числа (ты) показывает, что субъектом действия является собеседник; во множественном числе (вы) – собеседник и другие. Третье лицо единственного числа (он, она, оно) показывает, что субъектом действия является кто-то, не участвующий в диалоге; во множественном числе (они) – кто-то, не участвующий в диалоге, и другие.

Кроме указанных значений личных форм, в современном русском языке используются: 1) формы 1-го лица множественного числа в значении «авторское мы» вместо «я» в научном стиле: мы рассматриваем этот факт, мы провели эксперимент; 2) формы 1-го лица множественного числа в значении 2-го лица для выражения соучастия в эмоционально-экспрессивной речи: как мы себя чувствуем?; 3) формы 2-го лица множественного числа используются для выражения вежливости: Вы нам рассказывали .

Формальными показателями категории лица являются личные окончания: -у (-ю), -ем (-им), -ешь (-ишь), -ете (-ите), -ут (-ют), -ат (-ят).

Категория лица связана с категориями времени и наклонения. Формы лица есть только у глаголов настоящего и будущего времени изъявительного и повелительного наклонения. Категория лица отсутствует у глаголов прошедшего времени и у глаголов сослагательного наклонения.

Некоторые глаголы в русском языке имеют не все формы лица, т.е. являются недостаточными . Нет форм 1-го лица у глаголов дерзить, победить, очутиться, чудить . Отсутствуют формы 1-го и 2-го лица у глаголов телиться, жеребиться, разрастись, отпочковаться, сблизиться, явствовать. Наряду с «недостаточными» глаголами в русском языке есть глаголы, которые имеют не одну, а две системы личных форм, т.е. являются избыточными : брызгать – брызжешь/ брызгаешь, мучить – мучаешь/ мучишь, курлыкать – курлыкают / курлычут . Между этими формами обычно существует или смысловое или стилистическое различие. Брызжешь – извергаешь брызги, разбрызгиваешь; брызгаешь – опрыскиваешь. Курлыкают (разговорное); курлычут (нейтральное) .

Безличные глаголы

Глаголы, не имеющие форм лица и обозначающие действия или состояния, протекающие сами по себе, бессубъектно, называются безличными . Безличные глаголы не изменяются по лицам, числам и родам. Могут употребляться в инфинитиве, изъявительном наклонении (в прошедшем, настоящем и будущем времени) и сослагательном наклонении. Могут быть с постфиксом -ся и без постфикса. При безличных глаголах невозможно употребление подлежащего: Скоро начнет светать. Смеркается. Вечерело. Знобило бы.

Некоторые личные глаголы в русском языке могут употребляться в значении безличных: Темнеет лес (личный глагол). Зимой темнеет рано (личный глагол в безличном значении). Безличные глаголы и личные глаголы в безличном значении обозначают: 1) явления природы: дождит , смеркается; 2) состояния человека: лихорадит , знобит; 3) ощущения, чувства: мне не везет ; 4) бытие: не было времени; 5) долженствование: не надо печалиться.

Категория рода обозначает характеристику рода существительного или местоимения, с которым координируется или согласуется глагол. При отсутствии субъекта действия форма рода указывает на род возможного субъекта действия: Солнце светило. Трава зеленела. Облако плыло. Пришла бы сегодня . Средний род может также указывать на безличность глагола: Вечерело.

Категория рода есть не у всех глагольных форм. Значения мужского, женского или среднего рода есть у форм единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения, у форм единственного числа условного наклонения и у всех причастных форм.

Число указывает на единичность или множественность субъекта, выполняющего действия, при этом не изменяется значение действия: Студент пришел. Студенты пришли . Эта морфологическая характеристика присуща всем личным глагольным формам. Нет форм числа у инфинитива и деепричастия. Множественное число глагола в односоставном предложении указывает на неопределённость субъекта: В дверь стучат . Единственное число может указывать на безличность: Меня знобит .

Взаимосвязь глагольных категорий

1. Вид и время: у глаголов совершенного вида две формы времени (нет форм настоящего времени), форма будущего времени - простая. У глаголов несовершенного вида три формы времени (есть форма настоящего времени), форма будущего времени - сложная.

2. Время и наклонение: глаголы изменяются по временам только в изъявительном наклонении, а в повелительном и условном наклонениях морфологическая характеристика времени отсутствует.

3. Лицо и род: эти категории у глагола взаимоисключают друг друга и не могут быть представлены в одной и той же форме. Категория лица есть у форм глагола в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в формах глагола повелительного наклонении, а род - у форм глагола в прошедшем времени изъявительного наклонения и у форм условного наклонении.

4. Переходность и возвратность: возвратные глаголы непереходные.

5. Переходность и залог: страдательные конструкции образуются только от прямопереходных глаголов. Переходные глаголы в основном способны образовывать формы страдательного залога.

Грамматическое значение глагола.

2. Видовой характер глагола.

5. Система видо-временных форм.

А) основной разряд;

Б) длительный разряд;

В) перфект;

Г) перфектно-длительный разряд.

6. Так называемое согласование времен.

7. Наклонение.

А) изъявительное наклонение;

Б) повелительное наклонение;

В) сослагательное наклонение.

А) действительный залог;

Б) страдательный залог;

В) проблема возвратного залога.

9. Инфинитив.

А) причастие второе;

Б) причастие первое и герундий.

Глагол – часть речи, выражающая грамматическое значение действия, т.е. признака динамического, протекающего во времени. Синтаксическая функция личных форм глагола однозначна – они всегда являются сказуемым предложения.

Словоизменительная система глагола богаче и разнообразнее, чем у других частей речи; глагол – единственная часть речи, имеющая аналитические формы. С другой стороны, словообразовательная структура глагола довольно бедна: аффиксация представлена очень малым количеством суффиксов. Наиболее распространенные суффиксы: (германского происхождения –en: to redden, to strengthen ; романского происхождения –fy: to magnify, to dignify; -ize: to fraternize, to mobilize ).

Глаголы делятся на знаменательные и служебные (пояснить) (лексическая семантика которых утрачена; отсюда возможность сочетания несочетаемых лексически глаголов I have lost my umbrella ).

Модальные глаголы передают отношение агенса к действию; - возможность, долженствование и т.п. Модальные глаголы имеют ущербную парадигму. Совершенно отсутствует у них категория лица и числа, не все модальные глаголы имеют формы прошедшего времени; формы будущего времени у них отсутствуют, значение будущего передается описательными оборотами.

2. Видовой характер глагола.

Видовой характер глагола – это зависимое грамматическое значение, объединяющие глаголы по отношению обозначаемого ими действия к пределу. Глаголы подразделяются на этом основании на предельные и непредельные. Предельные – это глаголы, обозначающие такое действие, которое по достижении предела не может продолжаться (to arrive, to catch, to break, to discover ). Непредельные глаголы не содержат семантики предела в обозначаемом ими действии; предел может мыслиться как поставленный извне, но не как вытекающий из семантики глагола: to sleep, to enjoy, to live. Группа непредельных малочисленна. Границы между этими группами неустойчивы.

Между этими двумя группами находится многочисленная группа глаголов двойственного характера, способных выступать в том или ином значении в зависимости от контекста: to laugh, to move, to look, to walk .


Видовой характер глагола в английском языке это не грамматическая категория т.к. она не имеет соответствующих формальных признаков, и она не совпадает с русским совершенным и несовершенным видом (непредельные гл. соответствуют несовершенному виду, предельность же в рус. яз. может передаваться как СВ, так и НСВ he approached, he was approaching ).

3. Грамматические категории глагола.

Английский глагол имеет очень развитую систему видо-временных форм, противопоставление действительного и страдательного залога, противопоставление изъявительного, сослагательного и повелительного наклонений. Это основные глагольные категории, охватывающие всю систему глагола в целом. Кроме того, существуют остаточные, ущербные категории лица и числа; можно ли их отнести к категориям, вопрос спорный. Все указанные категории действуют в пределах личных форм. Но существуют, кроме того, неличные формы: причастие, герундий, инфинитив, имеющие особые функции и передающие иные отношения, чем личные формы.

В английском языке категории лица и числа выражены весьма слабо. Так, в претерите (past indefinite) всех глаголов, кроме глагола бытия, нет форм лица и числа (came, stopped ), получают отнесенность к лицу и числу только через местоимение или существительное.

Глагол бытия в претерите имеет формы числа, но не лица: was, were .

В презенсе глагол бытия имеет асимметричную парадигму: в ед.ч выражены первое и третье лицо, мн.ч. не имеет форм лица: am, is, are . Остальные глаголы имеют одну единственную форму, передающую значение третьего лица ед.ч. comes, looks . Морфологическая парадигма здесь совершенно асимметрична: окончание –s не передает категории числа, так как существует форма, обозначающая единичность, но не имеющая окончания -s: I look (отнесенность к 1 лицу передается местоимением). Окончание –s не передает также категории лица, ибо существует глагольная форма, которая может быть отнесена к 3 лицу – they look – и не имеющая окончания –s.

6. Система видо-временных форм.

Ведущей категорией в системе видо-временных форм является категория времени. Глагольные времена (tenses) в реальной речи могут отражать реальное время, когда точкой отсчета является действительный момент речи. Но глагольные времена отражают и условное время, при котором точка отсчета не совпадает с реальным моментом речи.

Грамматическая категория времени (tense) – отношения действия к моменту отсчета, которым является, в первую очередь, условный момент речи. Отрезок времени, включающий момент речи, - настоящее время; этот отрезок может иметь саму разнообразную протяженность, от минут до бесконечного временного пространства. Прошедшее – отрезок времени, предшествующий настоящему и не включающий момент речи; будущее – отрезок времени, ожидаемый после настоящего, также не включающий момент речи. Прошедшее и будущее никогда не соприкасаются: они разделены настоящим.

Грамматическая категория вида обычно определяется как формальная категория, передающая характер протекания действия. Специфика английских видовых форм заключается в том, что видовое значение обязательно сопряжено с указанием на отрезок времени, в котором протекает действие и, соответственно, выражено в рамках времени. Поэтому видовые формы названы видо-временными, чтобы подчеркнуть неразрывную связь вида и времени в английском языке.

Английская видо-временная система включает 4 парадигматических разряда: основной разряд (Indefinite), длительный разряд (Continuous), перфект (Perfect), перфектно-длительный (Perfect Continuous). Все разряды, кроме презенса и претерита основного разряда, выражены аналитическими формами.

А) основной разряд.

Разряд Indefinite является стержневым во всей видо-временной системе Презенс основного разряда может обозначать неограниченную длительность, вытесняя или поглощая прошедшее и будущее (Water boils at 100 C ). Он может употребляться в любом высказывании, констатирующем что-то обычное, а также действие, происходящее в условный момент речи или относить действие к будущему (when the term b e g i n s, we’ll discuss our plans ).

Претерит основного разряда указывает на то, что действие происходило в отрезок времени, не включающий момент речи, т.е. в прошедшем времени. Информация о характере протекания действия поступает из контекста. Это ведущая форма повествования. Он может предавать повторные действия, смену действий.

Отрицательная и вопросительная форма презенса и претерита основного разряда образуется аналитически, утвердительные формы презенса и претерита оказываются в изоляции; это единственные синтетические личные формы глагола. Такая явная асимметрия могла поставить под удар дальнейшее существование синтетических форм, но они настолько прочно интегрированы в системе глагола, что в современном языке совершенно отсутствует тенденция к их вытеснению. Вероятно, это объясняется именно их функциональной важностью на фоне остальных форм.

Будущее время основного разряда указывает на действия, еще не совершившиеся, планируемые на период времени после настоящего. Дискуссионным является вопрос, содержат ли эти формы чисто временное значение или имеют модальную окраску. Многие лингвисты считают, что и сохраняют присущее им модальное значение долженствования и желания. Однако преимущественное употребление вместо ’ll , а также употребление will в первом лице свидетельствуют о тенденции к устранению формальных различий в выражении будущего действия; форма ’ll не несет модального содержания, а will выражает модальность только тогда, когда оно стоит под ударением: We’ll try anything, but the chances are against us .

Б) длительный разряд.

Длительный разряд – видо-временная форма, выражающая процессуальность действия. Значение настоящего времени длительного разряда видоизменяется в зависимости от видового характера глагола. Непредельный глагол указывает на процесс ненаправленный к достижению предела; при употреблении предельного глагола видовой характер его противоречит значению формы; в результате возникает значение отсроченного предела: the bus is coming. I’ll have to run for it.

Непроцессуальными являются следующие глаголы: to belong, to consist, to contain, to possess, to resemble, to know, to comprise, to conflict, to date, to seem, to love, to hate, to like, to see, to hear.

Прошедшее время длительного разряда не может употребляться без указания на время в прошлом. Это указание может быть выражено лексически, или упоминанием другого прошедшего действия

Претерит длительного разряда сходен с презенсом, так же взаимодействует значение формы и видового характера.

Будущее время длительного разряда употребляется нечасто. Оно приобретает значение предположения, модальности, следствия, вытекающего из тех или иных предпосылок: she will be waiting up for me, he said. I shall hurt her beyond words.

В) перфект.

Место перфекта в системе видо-временных форм вызывает наибольшее количество споров среди англистов. Проблема его соотнесения к категории вида или к категории времени, а также его основного грамматического значения до сих пор не нашла однозначного решения. Разумеется, эти два вопроса неразрывно связаны между собою. Одни ученые рассматривали перфект как форму времени, другие как значение результативного вида, третьи как формы связи между прошедшим и настоящим (ретроспективный вид).

Значение предшествования, несомненно имеющееся у перфекта по-разному функционирует в перфекте настоящего и прошедшего времени. Наиболее важным фактором является то, что в английском никакие видовые формы не существуют вне сочетания с временным значением. Соотнесенность во времени обязательна, и видовые отношения только накладываются на временные.

В то время как отношение во времени, передаваемое длительным разрядом, является значение одновременности, значением перфекта является предшествование. Но это значение вытекает из другого – законченности, завершенности действия, являющегося видовым значением. Это сочетание видового и временного значений может реализовываться по-разному, с перевесом одного или другого. В этом отношении формы настоящего и прошедшего неодинаковы.

Перфект настоящего времени передает завершенность отдельного, изолированного действия в сфере настоящего времени; поскольку речь идет о завершенности, действие происходит до момента речи или, при особом указании в контексте, продолжается до момента речи (так называемое инклюзивное значение перфекта). Основная сфера функционирования настоящего времени перфекта – прямая речь.

В форме настоящего времени, где в контексте нет прямого указания на соотношение с точкой отсчета во времени, преобладающим оказывается видовое значение; в прошедшем времени обязательно соотнесение с временным центром прошедшего времени (как правило это глагол в форме претерита основного разряда, являющийся повествовательным центром текста.). Временное значение выступает четко, нередко затемняя видовое значение завершенности.

Видовое и временное значения – завершенность и предшествование – настолько переплетены в перфекте прошедшего времени, что трудно определить, которое из них преобладает; они взаимосвязаны.

Перфект будущего времени соотнесен с временным центром будущего времени; он передает действие, которое должно завершиться к моменту, взятому как временной центр. Перфект не приобретает никакого дополнительного значения, встречается чрезвычайно редко и носит характер книжной речи: I’ll see you tomorrow night. I shall have thought over your business by then.

Г) перфектно-длительный разряд.

Различные авторы пытались установить, принадлежит ли перфектно-длительный разряд к длительным формам или к перфекту. Синтез двух различных видовых значений оказывается возможным, ибо перфектно-длительный разряд передает процесс, протекающий в течение периода, законченного до определенной точки отсчета. Процессуальность идет от длительного разряда, а законченность процесса или его продолжение от перфекта. для этого разряда гораздо более характерно употребление непредельных глаголов, чем предельных.

Форма прошедшего времени перфектно-длительного разряда, как и все видо-временные формы, соотнесена с временным центром прошедшего времени и поэтому имеет четко выраженное значение предшествования, как и перфект в прошедшем времени; в остальном, значение формы не отличается от ее значения в настоящем времени.

В форме будущего времени употребление перфектно-длительного разряда не наблюдается.

7. Так называемое согласование времен.

Глагол - это часть речи, обозначающая действие или состояние предмета как процесс.

Предметные характеристики выражаются в нескольких планах: а) статических признаков или принадлежности, обозначаемых прилагательными и местоимениями; б) количественных и порядковых определений, обозначаемых числительными; в) динамических признаков, обозначаемых глаголами.

По своему значению глагола противопоставляются прежде всего прилагательным, а также другим именным частям речи, как слова, выражающие признак в процессе ее становления, продолжения или развертывания. Сравните, например: белый снег и белеет снег, письменный стол и писал за столом; два глаза и двоится в глазах; свое мнение и усвоить мысль. В названных парах слов общего корня одни обозначают стали признаки предмета или количество их, а другие выражают динамические признаки, связанные с деятельностью человека или с активностью предмета.

По грамматическим признакам глагола также отличаются от других частей речи. Так, прилагательные, связываясь с существительными, выражающими значение признака в грамматических категориях рода, числа и падежа, зависимых от существительных. Глагол также может иметь категории рода (по связям с местоимением) и числа, зависящие от существительного, но оно должно еще присущие только ему категории вида, переходности / непереходности, состояния способа и времени, характеризующих признак предмета в процессуальном выражении.

Процессуальность, или динамизм, - это становление или развертывания признаки во временной перспективе. Различные модальные, видовые оттенки, указание на активного или пассивного деятеля и другие дополнительные характеристики своеобразно проявляются в глаголе, тесно связываясь с его семантикой.

Особенностью глагола также сочетание в его парадигме различных грамматических форм: диевидминювани личных (пишу, писать, пиши и др.) И родовых (писал, писал, писал бы и др.); падежных (пишущий, написанный) и неизменяемых - деепричастных (писал, написав) и инфинитивной, или неопределенной, форм (писать, написать).

Диевидминювани формы действительного, условного и повелительного способов (личные и родовые) выполняют в предложении предикативную функцию, выступая в роли сказуемого: Поезд тронулся; Скоро липа зацветет; Пусть будет мир. Отдельные глагольные формы выполняют атрибутивную функцию (прочитанная книга, закрытое окно) и функции обстоятельств (Отдохнув, приступил к работе). Неопределенная форма глагола (инфинитив) входит в систему его парадигмы как начальная форма, в которой сказывается действие (динамическая признак) безотносительно к деятелю или предмета. Грамматические значения наклонения, времени, лица (рода) и числа выражаются диевидминювани формами глагола; в инфинитиве выражаются только значение вида, переходности / непереходности, состояния. Именно этими значениями отличается глагольная форма инфинитив от существительных с обобщенным значением действия. Сравните, например привыкать-привычка, послать - послание, думать - думает, соревноваться -змагання. В синтаксическом употреблении заметно больше общего с существительным: инфинитив может быть подлежащим (Жить - значит работать), приложением (Приказано отозвать), несогласованным определением (умений есть желание работать), обстоятельством (Сын уехал учиться).

Все глагольные формы объединяются в одну стройную систему на основе общего лексического значения процессуальной и загальнодиесливних категорий вида, переходности / непереходности и состояния, а также способностью их управлять именных формой косвенного падежа и сочетаться с обставиннимы словами, например: ехал к отцу, пойду к школы, прочитала бы вечером, выполненный давно, сказав умышленно, обежать вокруг.

часть речи

глагол

выражающий

Действие или состояние предмета

морфологические признаки

Диевидминювани слова. Начальная форма: неопределенная форма. Имеют вид, переходность или непереходность, способ, время. Диевидминюються за лицами и числами (настоящее, будущее время действительного образа и повелительное наклонение).

Глагол образует также формы причастия и деепричастия. Причастие изменяется по родам, падежам и числам. Имеет состояние, вид и время. Деепричастие - неизменяемой форма. Имеет вид и время

синтаксическая роль

Основная: сказуемое (личные формы всех трех способов). Неосновная: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство - для неопределенной формы; определение и именная часть составного сказуемого - для причастия; обстоятельство - для деепричастия

Глагол может означать:

а) реальную физическую действие лица: идти, писать, рисовать;

б) состояние, в котором находится предмет: лежать, спать, стоять;

в) становление предмета: гнить, расцветать, стареть;

г) отношение лица к кому-либо, чего-либо: любить, уважать, почитать;

г) желание: хотеть, желать, хотеть;

д) речи: говорить, рассказывать;

е) мышления: думать, мечтать; т.

Формы глагола:

а) неопределенная форма;

б) личные (неинфинитивни) формы;

в) причастие;

г) деепричастие;

г) безличные формы на -но, -то.

Неизменяемой глагольная форма, называет действие, но не называет ни времени, ни лица, ни числа, ни рода, называется неопределенной форме (инфинитиве).

Форма инфинитива отвечает на вопрос что делать? .что Делать?

Например: Можно выбрать друга и по духу брата, Но нельзя родную мать выбирать (В. Симоненко).

Неопределенная форма глагола употребляется тогда, когда нужно назвать действие вообще, безотносительно к тому, кто ее выполняет и когда: пока не вспотеть, до тех пор уметь (Нар. Творчество). Инфинитив является начальной формой глагола.

Инфинитива свойственны такие грамматические признаки, как переходность (строить) и непереходность (идти), вид (совершенный или несовершенный: белить - побелить, стучать -стукнуты).

Инфинитив имеет суффикс ти (ть). Суффикс ть чаще употребляется в устной речи, художественной литературе. К примеру:

Ой вишенка, Черешенька, Почему обильно нерождающая? Молодая дивчинонько Почему гулять не ходишь?

(Род. Творчество)

Глаголы неопределенной формы по значению близки к существительных и в предложении могут замещаться ними.

Например: писать грамотно - грамотное письмо: курить вредно - курение вредно.

Слова покушать, питонькы, баиньки (а также исткы, источкы; пытка, питочкы; в постель, спаточкы, спатунечкы) представляют собой глаголы, эмоционально окрашенные с помощью грамматических средств. Поскольку эти слова называют действие (покушать, питонькы) или состояние (баиньки), но не указывают на время, лицо и число, отвечают на вопросы что делать?, то их надо считать неопределенную форму глагола. Есть основания рассматривать эти слова как таковые, в которых суффикс ти расторгнут вкраплением ласкательных суффиксов -к-, -оньк-, -очк- и под.: ис-т (очк-) и, пи-т (-оньк-) и.

Итак, покушать, питонькы, баиньки - глаголы в неопределенной форме.

Инфинитив может выступать в функции любого члена предложения, однако чаще всего выступает в роли главного члена в безличном предложении: Или разумное говорить, или совсем молчать (Нар. Творчество). Кроме того, инфинитив может означать уверенность, решительность, приказ и тому подобное.

Служебные и знаменательные части речи содержит русский язык. Глагол относится к самостоятельным частям речи. «Глаголить» в древнерусском языке обозначало «говорить». Таким образом, еще предками было доказано, что грамотная речь невозможна без динамики повествования, которая достигается использованием глаголов.

Что такое глагол: морфологические и синтаксические признаки

Глагол говорит о действии предмета. Определяют глагол по вопросам «что делать?», «что сделать?». Характеризуя глагол, обращают внимание на грамматическое его значение, морфологические признаки и функцию в предложении. Грамматические признаки глагола подразделяются на постоянные и непостоянные.

Точки зрения ученых по поводу выделения глагольных форм расходятся. До сих пор идут споры, выделять ли причастие и деепричастие в знаменательные части речи, или они являются лишь формами глагола. Будем рассматривать их как самостоятельные.

Грамматическое значение глагола

Грамматически глагол говорит о действии предмета. Выделяют несколько групп действий, которые выражаются глаголами:

  1. Работа, труд предмета речи: «точить», «водить», «строить», «копать».
  2. Речевая или умственная деятельность: «говорить», «предполагать», «думать», «выяснять».
  3. Движение предмета в пространстве, его положение: «ездить», «находиться», «сидеть», «располагаться».
  4. Эмоциональное состояние предмета речи: «грустить», «ненавидеть», «лелеять», «любить».
  5. Состояние окружающей среды: «вечереет», «морозит», «моросит».

Помимо общего грамматического значения глагола стоит сказать о его синтаксической функции. В предложении он является одним из главных членов, сказуемым. Глагол-сказуемое согласуется с подлежащим и образует с ним предикативную основу предложения. От глагола ставят вопросы к второстепенным членам группы сказуемого. Как правило, это дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, наречиями или деепричастиями.

Как изменяется глагол: постоянные и непостоянные признаки

Морфологические признаки глагола подразделяются на постоянные и непостоянные. Градация эта происходит с точки зрения изменения самого слова или только его формы. Например, «читать» и «прочитать» - это два разных слова. Разница в том, что «читать» - глагол несовершенного вида, а «прочитать» - совершенного. Они и изменяться будут по-разному: у глагола совершенного вида «прочитать» не предполагается наличие настоящего времени. А «читаю» - читаем лишь указывают на число глагола читать.

Постоянные признаки глагола:

  • вид (несовершенный, совершенный);
  • спряжение (I, II, разноспрягаемый);
  • возвратность (невозвратный, возвратный).
  • род (женский, средний, мужской);
  • наклонение (сослагательное, изъявительное, повелительное);
  • число (множественное, единственное)
  • время (настоящее, прошедшее, будущее);

Данные признаки являются формообразующими. Поэтому при разборе глагола говорят, что он стоит в форме определенного времени, наклонения, рода и числа.

Наклонения глагола

Грамматические признаки глагола содержат наклонение. Один глагол можно употреблять в форме изъявительного, сослагательного (условного) и повелительного наклонений. Таким образом, эта категория включается в непостоянные признаки глагола.

  • Изъявительное наклонение. Характеризуется тем, что глагол в данной форме возможно употреблять в настоящем, будущем и прошедшем временах: «ребенок играет» (настоящее время); «ребенок играл» (прошедшее время); «ребенок будет играть» (будущее время). Изъявительное наклонение позволяет изменять глагол по лицам и числам.
  • Условное (сослагательное) наклонение. Представляет собой действие, которое может случиться лишь при определенном условии. Образуется присоединением к основному глаголу частицы бы (б): «С твоей помощью я бы справился с трудностями». Возможно изменение глаголов условного наклонения по числам и родам, в этих формах они согласуются в предложении с подлежащим: «Она бы решила эту задачу сама»; «Они бы решили эту задачу сами»; «Он бы решил эту задачу сам»; «Большинство бы решило эту задачу самостоятельно». Важно отметить, что условное наклонение не предполагает изменение глагола по временам.
  • Повелительное наклонение. Обозначает побуждение собеседника к действию. В зависимости от эмоциональной окрашенности побуждение выражается как в форме пожелания: «Ответьте, пожалуйста, на вопрос», так и в форме приказа: «Перестаньте кричать!». Чтобы получить глагол повелительного наклонения в единственном числе необходимо присоединить к основе в настоящем времени суффикс -и: «спят - спи», возможно образование бессуффиксальным способом: «едят - ешь». Множественное число образуется с помощью суффикса -те: «рисуй - рисуйте!». Изменение глаголов повелительного наклонения происходит по числам: «ешь суп - ешьте суп». Если необходимо передать резкий приказ, используется инфинитив: «Я сказал, всем встать!».

Время глагола

Морфологические признаки глагола содержат категорию времени. Действительно, у любого действия можно выделить время, в которое оно происходит. Так как глагол изменяется по временам, эта категория будет непостоянной.

Спряжение глагола

Грамматические признаки глагола невозможно охарактеризовать в полной мере без категории спряжения - изменения их по лицам и числам.

Для наглядности приведем таблицу:

Другие признаки глагола: вид, переходность, возвратность

Помимо спряжения, постоянные грамматические признаки глагола содержат категории вида, переходности и возвратности.

  • Вид глагола. Различают совершенный и несовершенный. Вид совершенный предполагает вопросы «что сделать?», «что сделает?». Указывает на действие, которое достигло результата («выучить»), началось («запеть») или завершилось («спеть»). Для несовершенного характерны вопросы «что делать?», «что делает?». Предполагает действие, которое продолжается и многократно повторяется («прыгать»).
  • Возвратность глагола. Для нее характерно наличие суффикса -ся (-сь).
  • Переходность глагола. Определяется возможностью управлять без предлога именем существительным в винительном падеже («воображать будущее»), если у глагола значение отрицания - при переходности существительное будет стоять в родительном падеже: «Я его не наблюдаю».

Итак, признаки глагола как части речи разнообразны. Чтобы определить его постоянные признаки, необходимо поставить часть речи в начальную форму. Для определения непостоянных признаков необходимо работать с глаголом, взятым в контексте повествования.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...