Один из последних романтиков в музыке. Николай Метнер. Николай Метнер: “Для творческой работы необходимо уметь останавливать жизнь…” Николай Карлович Метнер - цитаты

Творчество Николая Карловича Метнера стоит особняком в русской музыкальной культуре – ни к одному из стилевых направлений, существовавших в первой половине ХХ столетия, он не примкнул. В его стиле можно обнаружить влияние немецких романтиков – в частности, и Феликса Мендельсона-Бартольди, можно также говорить о близости к и Сергею Танееву.

Главное место в творчестве Метнера занимает фортепианная музыка, составляющая две трети всего, написанного им, ведь Метнер был композитором-пианистом, чьи авторские концерты привлекали внимание публики не в меньшей степени, чем выступления или Александра Николаевича Скрябина. На концертах Метнера звучали не только его собственные творения, но его исполнительские интерпретации отличались такой глубиной, что казалось – музыка рождается непосредственно в момент исполнения: «Его исполнение всегда творчественно, всегда как бы «авторское» и всегда как бы «в первый раз», – это высказывание Метнера о Рахманинове вполне обоснованно можно отнести и к самому Николаю Карловичу. Фортепиано же всегда оставалось для композитора наиболее близким инструментом – до такой степени, что он испытывал некоторую неуверенность при работе с оркестровыми партитурами, с инструментами, на которых он не играл (впрочем, он утверждал, что образы его будущих фортепианных сочинений являются ему первоначально в оркестровом изложении). Любовь к этому инструменту проявляется у Метнера даже за пределами фортепианной музыки как таковой – в его скрипичных сонатах фортепианная партия настолько развита, что ее исполнитель должен быть не только превосходным аккомпаниатором с исключительным чувством ансамбля, но и истинным виртуозом.

Выступать перед многочисленной публикой в больших залах он не любил, отдавая предпочтение камерным залам – это объяснялось природой его дарования, тяготеющего к интимности. «Искусство зарождается всегда интимно, и если ему суждено возродиться, то оно должно снова стать интимным». Хотя концерты Метнера – по словам Мариэтты Шагинян – «были для слушателей праздником», сам Николай Карлович ощущал себя в первую очередь композитором, а публичные выступления воспринимал как своеобразные «творческие отчеты».

В фортепианной фактуре Метнера немало общего с оркестровым письмом – например, особые штрихи, ассоциирующиеся со звучанием струнных, или выдержанные педали, напоминающие звучание духовых инструментов. Но при этом всегда сохраняется внимание к особенностям фортепиано – например, к постепенно гаснущему звуку.

В произведениях Метнера всегда задействуется широкий регистровый диапазон. Большую роль играют басовые голоса – в них нередко излагаются мелодические линии. Впрочем, тематическое развитие разворачивается непрерывно во всех элементах фактуры, что приводит к повышению роли полифонического начала – в некоторые произведения Метнера включены фуги.

Темы фортепианных произведений Метнера воплощают две основные образные сферы – лирика и драматизм. Лирические темы – плавные, «парящие», драматические характеризуются острым, сложным и богатым ритмом, что перекликается со многими современниками, в особенности – со Скрябиным. Разнообразие ритмического рисунка, ритмические перебои возникают уже в ранних произведениях композитора. У Метнера можно встретить и маршевость, и танцевальность, однако все это получает своеобразную трактовку, в том числе и с применением полиритмии.

Сложность ритма, изощренность и интенсивность тематического развития в сочетании с фактурой фортепианных произведений Метнера, насыщенной полифоническими элементами, приводят к четкости графических линий музыкальной ткани, к преобладанию в ней «рисунка», а не колорита – и это противопоставляет фортепианное творчество Метнера некоторым современным ему течениям, в частности, импрессионизму, представители которого сосредотачивали свои творческие искания именно в области инструментальных «красок».

Сложностью отличается и гармонический язык Метнера, его творческие искания направлены в сторону альтерированных гармоний, сложного тонального движения (например, медленная часть «Романтической сонаты» начинается в си миноре, а завершается в си-бемоль миноре).

Отличительная особенность фортепианных произведений Метнера – повествовательная манера. Повествование может быть спокойным, взволнованным, патетическим или иметь эпический оттенок.

В области фортепианной музыки Метнер проявил себя как тонкий лирик, создавший глубоко содержательные произведения.

Все права защищены. Копирование запрещено

Я наконец в искусстве безграничном
Достигнул степени высокой.
Слава мне улыбнулась; я в сердцах людей
Нашел созвучия своим созданьям.

А. Пушкин. Моцарт и Сальери

Н. Метнер занимает особое место в истории русской и мировой музыкальной культуры. Художник самобытной индивидуальности, замечательный композитор, пианист и педагог, Метнер не примыкал ни к одному из музыкальных стилей, характерных для первой половины XX в. Приближаясь отчасти к эстетике немецких романтиков (Ф. Мендельсон, Р. Шуман), а из русских композиторов - к С. Танееву и А. Глазунову, Метнер был вместе с тем художником, устремленным к новым творческим горизонтам, его многое роднит с гениальным новаторством И. Стравинского и С. Прокофьева.

Метнер происходил из семьи, богатой художественными традициями: мать - представительница знаменитого музыкального рода Гедике; брат Эмилий был философом, литератором, музыкальным критиком (псевд. Вольфинг); другой брат, Александр, - скрипачом и дирижером. В 1900 г. Н. Метнер блистательно окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано В. Сафонова. Одновременно он изучал и композицию под руководством С. Танеева и А. Аренского. Его имя записано на мраморную доску Московской консерватории. Творческий путь Метнер начал успешным выступлением на III Международном конкурсе им. А. Рубинштейна (Вена, 1900) и первыми же своими сочинениями завоевал признание как композитор (фортепианный цикл «Картины настроений» и др.). Голос Метнера - пианиста и композитора - был сразу услышан наиболее чуткими музыкантами. Наряду с концертами С. Рахманинова и А. Скрябина авторские концерты Метнера являлись событиями музыкальной жизни как в России, так и за рубежом. М. Шагинян вспоминала, что эти вечера «были для слушателей праздником».

В 1909-10 и 1915-21 гг. Метнер был профессором Московской консерватории по классу фортепиано. Среди его учеников - многие известные впоследствии музыканты: A. Шацкес, Н. Штембер, Б. Хайкин. Советами Метнера пользовались B. Софроницкий, Л. Оборин. В 20-х гг. Метнер состоял членом МУЗО Наркомпроса и часто общался с А. Луначарским.

С 1921 г. Метнер живет за рубежом, концертирует в странах Европы и в США. Последние годы жизни вплоть до своей кончины он прожил в Англии. Все годы, проведенные за рубежом, Метнер оставался русским художником. «Мечтаю попасть на родную почву и поиграть перед родной аудиторией», - писал он в одном из последних своих писем. Творческое наследие Метнера охватывает более 60 опусов, большинство из которых представлено фортепианными сочинениями и романсами. Дань крупной форме Метнер отдал в своих трех фортепианных концертах и в Концерте-балладе, камерно-инструментальный жанр представлен фортепианным Квинтетом.

В своих произведениях Метнер является глубоко самобытным и истинно национальным художником, чутко отразившим сложные художественные веяния своей эпохи. Его музыке присуще ощущение духовного здоровья и верности лучшим заветам классики, хотя композитору довелось преодолеть немало сомнений и выражаться порой усложненным языком. Здесь напрашивается параллель между Метнером и такими поэтами его эпохи, как А. Блок и Андрей Белый.

Центральное место в творческом наследии Метнера занимают 14 фортепианных сонат. Поражающие вдохновенной изобретательностью, они заключают в себе целый мир психологически углубленных музыкальных образов. Им свойственна широта контрастов, романтическая взволнованность, внутренне сосредоточенное и вместе с тем душевно согретое раздумье. Некоторые из сонат носят программный характер («Соната-элегия», «Соната-сказка», «Соната-воспоминание», «Романтическая соната», «Грозовая соната» и др.), все они очень разнообразны по форме и музыкальной образности. Так, например, если одна из самых значительных эпических сонат (ор. 25) является истинной драмой в звуках, грандиозной музыкальной картиной претворения философского стихотворения Ф. Тютчева «О чем ты воешь, ветр ночной», то «Соната-воспоминание» (из цикла «Забытые мотивы» ор. 38) проникнута поэзией задушевной русской песенности, нежной лирикой души. Очень популярна группа фортепианных сочинений, названная «сказками» (жанр, созданный Метнером) и представленная десятью циклами. Это собрание лирико-повествовательных и лирико-драматических пьес с самой разнообразной тематикой («Русская сказка», «Лир в степи», «Рыцарское шествие» и т. п.). Не менее известны 3 цикла фортепианных пьес под общим названием «Забытые мотивы».

Монументальны и приближаются к симфониям фортепианные концерты Метнера, лучшим из них является Первый (1921), образы которого навеяны грозными потрясениями первой мировой войны.

Романсы Метнера (более 100) разнообразны по настроению и очень выразительны, чаще всего это сдержанная лирика углубленно философского содержания. Написаны они обычно в форме лирического монолога, раскрывающего душевный мир человека; многие посвящены картинам природы. Любимыми поэтами Метнера были А. Пушкин (32 романса), Ф. Тютчев (15), И. В. Гете (30). В романсах на слова этих поэтов особенно рельефно выступают оригинально развиваемые композитором такие новые черты камерной вокальной музыки начала XX в., как тонкая передача речевой декламации и огромное, подчас решающее значение роли фортепианной партии. Метнер известен не только как музыкант, но и как автор книг о музыкальном искусстве: «Муза и мода» (1935) и «Повседневная работа пианиста и композитора» (1963).

Творческие и исполнительские принципы Метнера оказали значительное влияние на музыкальное искусство XX в. Его традиции развивали я развивают многие видные деятели музыкального искусства: А. Н. Александров, Ю. Шапорин, В. Шебалин, Е. Голубев и др. Музыку Метнера исполняли и исполняют крупнейшие музыканты: С. Рахманинов, С. Кусевицкий, М. Оленина-д’Альгейм, Г. Нейгауз, С. Рихтер, И. Архипова, Е. Светланов и др.

Путь отечественной и современной мировой музыки так же невозможно представить себе без Метнера, как невозможно представить его себе без его великих современников С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского и С. Прокофьева.

МЕ́ТНЕР, дея­те­ли рос. ху­дож. куль­ту­ры, бра­тья. Их ро­ди­те­ли – преим. нем. про­ис­хо­ж­де­ния; пред­ки со сто­ро­ны ма­те­ри (пред­ста­ви­те­ли се­мей Геб­хард и Ге­ди­ке) жи­ли в Рос­сии с кон. 18 – нач. 19 вв., мно­гие из них бы­ли му­зы­кан­та­ми. Ни­ко­лай Кар­ло­вич , ком­по­зи­тор и пиа­нист. Один из круп­ней­ших ав­то­ров рус. фп. му­зы­ки 1-й пол. 20 в. В 1900 окон­чил Моск. конс. как пиа­нист (учил­ся у А. И. Гал­ли, П. А. Паб­ста , В. И. Са­фо­но­ва ). Ком­по­зи­ции спе­ци­аль­но не обу­чал­ся. Кон­цер­ти­ро­вал в Рос­сии и (с 1904) за ру­бе­жом, ис­пол­няя со­чи­не­ния Л. ван Бет­хо­ве­на, Р. Шу­ма­на, Ф. Шо­пе­на, П. И. Чай­ков­ско­го и соб­ст­вен­ные. С 1906 да­вал еже­год­ные ав­тор­ские кон­цер­ты. В 1900-е гг. ра­бо­тал в част­ной муз. шко­ле Л. Э. Ко­ню­са , в Ели­за­ве­тин­ском ин-те; один из ос­но­ва­те­лей На­род­ной конс. (1906). Чл. со­ве­та Рос. муз. изд-ва, ос­но­ван­но­го С. А. Ку­се­виц­ким . В 1909–10, 1915–21 проф. Моск. конс., сре­ди уче­ни­ков – Н. В. Штем­бер, Н. И. Си­зов, П. И. Ва­силь­ев, Л. Г. Лу­ком­ский, А. В. Шац­кес. Ок. 1909 по­зна­ко­мил­ся с С. В. Рах­ма­ни­но­вым , ко­то­рый вы­со­ко це­нил его как му­зы­кан­та и под­дер­жи­вал в го­ды эмиг­ра­ции (со­дей­ст­во­вал ор­га­ни­за­ции кон­церт­ных тур­не по США и др.). В 1921 М. уе­хал за гра­ни­цу, вы­сту­пал в Гер­ма­нии, Поль­ше [в 1922 в Вар­ша­ве ис­пол­нил свой 1-й фп. кон­церт (соч. 1918) с оркестром под упр. Э. Млы­нар­ско­го ], Швей­ца­рии, Ита­лии, Фран­ции, Ве­ли­ко­бри­та­нии, в 1924–25 и 1929–30 – в Сев. Аме­ри­ке (здесь иг­рал свой 1-й фп. кон­церт под упр. Л. Сто­ков­ско­го , Ф. Сто­ка, Ф. Рай­не­ра, О. С. Габ­ри­ло­ви­ча). В 1927 га­ст­ро­ли­ро­вал в СССР, дал 13 ав­тор­ских кон­цер­тов в раз­ных го­ро­дах, впер­вые в Мо­ск­ве ис­пол­нил свой 2-й фп. кон­церт (соч. 1927, по­свя­щён Рах­ма­ни­но­ву) с ор­ке­ст­ром под упр. бра­та – А. К. Мет­не­ра. С 1935 жил в Ве­ли­ко­бри­та­нии, где ак­тив­но кон­цер­ти­ро­вал в 1935–37; в 1944 в кон­цер­те Ко­ро­лев­ско­го фи­лар­мо­нич. об-ва в Аль­берт-хол­ле впер­вые сыг­рал свой 3-й фп. кон­церт (Кон­церт-бал­ла­да, соч. 1943) под упр. А. Бо­ул­та. По­след­нее круп­ное со­чи­не­ние – Фп. квин­тет (1948; в 1950 за­пи­сан на грам­пла­стин­ку при уча­стии ав­то­ра).

М. – ком­по­зи­то­ру и пиа­ни­сту свой­ст­вен­ны взы­ска­тель­ность вку­са, чув­ст­во ху­дож. ме­ры, внеш­няя сдер­жан­ность вы­ра­же­ния, са­мо­уг­луб­лён­ность. Стиль его про­из­ве­де­ний – ори­ги­наль­ное пре­лом­ле­ние тра­ди­ций позд­не­го нем. ро­ман­тиз­ма и рус. му­зы­ки кон. 19 в. – поч­ти не эво­лю­цио­ни­ро­вал. Его со­чи­не­ни­ям при­су­щи мас­тер­ст­во муз. фор­мы (по сло­вам С. И. Та­нее­ва, «Мет­нер ро­дил­ся уже с со­нат­ной фор­мой»), бо­гат­ст­во кон­тра­пунк­тич. фп. фак­ту­ры, гра­фич­ность ри­сун­ка (на пер­вом пла­не – ме­ло­дич. на­ча­ло), при­глу­шён­ность ко­ло­ри­та, «ки­не­ти­че­ская на­пря­жён­ность» (по оп­ре­де­ле­нию Н. Я. Мяс­ков­ско­го). Осн. об­ласть твор­че­ст­ва – ка­мер­ная му­зы­ка для фп. и с уча­сти­ем фп. Сре­ди со­чи­не­ний (опубл. 61 опус): для фп. – 3 кон­цер­та, св. 13 со­нат (Со­нат­ная триа­да, 1904–07, Со­на­та-сказ­ка, 1911, Со­на­та-бал­ла­да, 1914, Ро­ман­ти­че­ская со­на­та, 1930, «Гро­зо­вая» со­на­та, 1931, Со­на­та-идил­лия, 1937, и др.), «За­бы­тые мо­ти­вы» (1918–20; 1-я тет­радь вклю­ча­ет Со­на­ту-вос­по­ми­на­ние; 2-я тет­радь под назв. «Ли­ри­че­ские мо­ти­вы»; 3-я тет­радь – «Тан­це­валь­ные мо­ти­вы»), 10 опу­сов «ска­зок» (М. – соз­да­тель этой жан­ро­вой раз­но­вид­но­сти ин­ст­ру­мен­таль­ной ми­ниа­тю­ры); для скрип­ки и фп. – 3 со­на­ты (1910; 1925; Эпи­чес­кая со­на­та, 1938); ро­ман­сы на сло­ва И. В. Гё­те, Ф. Ниц­ше, А. С. Пуш­ки­на, Ф. И. Тют­че­ва и др.

Боль­шая часть грам­за­пи­сей со­чи­не­ний М. с уча­сти­ем ав­то­ра сде­ла­на по­сле 1946; в 1950 за­пи­сан ряд пе­сен М. в ис­пол­не­нии Э. Шварц­копф и ав­то­ра.

Ав­тор кн. «Му­за и мо­да» (1935); его за­мет­ки со­б­ра­ны в кн. «По­все­днев­ная ра­бо­та пиа­ни­ста и ком­по­зи­то­ра» (1963; 2-е изд., 1979).

Эми­лий Кар­ло­вич (лит. псевд. Воль­финг и др.) (1872, Мо­ск­ва – в ночь с 10 на 11.7.1936, Пиль­ниц, близ Дрез­де­на), фи­ло­соф, ис­кус­ст­во­вед, пуб­ли­цист. Окон­чил юри­дич. ф-т Моск. ун-та (1898). С сер. 1890-х гг. ра­бо­тал как муз. кри­тик. Был бли­зок сим­во­ли­стам. В 1900-х гг. зав. муз. от­де­лом ж. «Зо­ло­тое ру­но». В 1910 ор­га­ни­зо­вал при уча­стии А. Бе­ло­го изд-во «Му­са­гет», ре­дак­тор из­да­вав­ше­го­ся там ж. «Тру­ды и дни». С 1914 жил в Цю­ри­хе. Его осн. ста­тьи со­б­ра­ны в кн. «Мо­дер­низм и му­зы­ка» (1912).

Алек­сандр Кар­ло­вич , аль­тист, скри­пач, ди­ри­жёр, пе­да­гог, ком­по­зи­тор, засл. арт. РСФСР (1935). Учил­ся в Моск. конс. по клас­су скрип­ки И. В. Гржи­ма­ли (1892–98). В 1902 окон­чил Муз.-дра­ма­тич. уч-ще Моск. фи­лар­мо­нич. об-ва, где за­ни­мал­ся у Викт. С. Ка­лин­ни­ко­ва , Г. Э. Ко­ню­са (ком­по­зи­ция), В. Ке­са (скрип­ка, ди­ри­жи­ро­ва­ние); пре­по­да­вал там же (до 1907). Иг­рал в ор­ке­ст­рах (в т. ч. в 1902–11 кон­церт­мей­стер Сим­фо­ни­че­ской ка­пел­лы), с 1908 вы­сту­пал как ди­ри­жёр. Пре­по­да­вал в Си­но­даль­ном уч-ще цер­ков­но­го пе­ния (в 1903–1914 вёл клас­сы скрип­ки и аль­та), На­род­ной конс. (с 1906; один из её ос­но­ва­те­лей), Муз. тех­ни­ку­ме при Моск. конс. (1924–31); в 1932–55 ру­ко­во­ди­тель ор­ке­ст­ро­во­го клас­са Моск. конс. Ди­ри­жи­ро­вал сим­фо­нич. кон­цер­та­ми ор­ке­ст­ра Все­со­юз­но­го ра­дио, Боль­шо­го те­ат­ра. С 1919 ди­ри­жёр, в 1920–30 гл. ди­ри­жёр и зав. муз. ча­стью Ка­мер­но­го те­ат­ра, ав­тор му­зы­ки к спек­так­лям.

МЕТНЕР, НИКОЛАЙ КАРЛОВИЧ (1879/1880–1951), русский композитор и пианист. Родился в Москве 24 декабря 1879 (5 января 1880) в немецкой по происхождению семье с разветвленными музыкальными традициями. По материнской линии доводился двоюродным братом А.Ф.Гедике .

Метнер с детства занимался музыкой с матерью, музицировал с братьями и очень рано проявил склонности к композиции. Поступив в 1892 в Московскую консерваторию, учился по классу фортепиано у П.А.Пабста и окончил консерваторию как пианист по классу В.И.Сафонова в 1900 с малой золотой медалью. Тогда же принял участие в Третьем международном конкурсе пианистов имени А.Г.Рубинштейна, где получил первый почетный отзыв. В начале 1900-х годов опубликовал свои первые произведения (фортепианные пьесы и романсы). Дебютировал с исполнением собственной музыки (четыре Картины-настроения ) 26 марта 1903 в Москве в Малом зале консерватории; с 1906 давал ежегодные авторские концерты. Как пианист имел большой успех, концертировал в России и с 1904 за рубежом; в репертуаре, кроме собственных, преимущественно произведения Бетховена, Шумана, Шопена, Чайковского, впоследствии также Рахманинова. Критика писала, что Метнер за роялем – не виртуоз, а «исполнитель-творец, увлеченный одной сутью исполняемых вещей». Расцвет творческой деятельности Метнера приходится на 1910-е годы, когда появляются, в частности, его фортепианные сонаты (оп. 22, 25, 27, 30) и др.

В 1900-х годах Метнер преподавал в частной музыкальной школе Л.Э.Конюса, в Елизаветинском институте, после 1905 – в Народной консерватории; был также связан с деятельностью концертной антрепризы «Дом песни», основанной М.А.Олениной-д"Альгейм; в 1909–1910 и 1915–1919 профессор класса фортепиано Московской консерватории. В 1921 уехал за границу, жил в Германии и Франции, с 1936 – в Великобритании. В феврале 1927 последний раз посетил Россию с длительными гастролями, в том числе с авторскими концертами, которые прошли с огромным успехом. За рубежом широко концертировал в Европе и в США, вел частную педагогическую деятельность, много сочинял. В первой половине 1930-х годов работал также над книгой Муза и Мода (Париж, 1935), посвященной творческому процессу сочинения музыки. В конце 1940-х годов, благодаря помощи одного из учеников, смог осуществить запись на пластинки ряда своих сочинений (в том числе трех фортепианных концертов и самого позднего своего опуса – фортепианного квинтета, который был начат еще в первые годы 20 в., а завершен в 1949).

Композиторская деятельность Метнера связана главным образом с фортепианными жанрами, как с крупными (три концерта и множество сонат, в основном фортепианных и трех сонат для скрипки с фортепиано), так и с миниатюрами, часто объединенными в циклы (сказки, новеллы, импровизации и т.д.). Он создал много интересной и утонченной вокальной музыки; среди его любимых поэтов – Пушкин, Тютчев, Гёте. Уникальный композиторский стиль Метнера, строгий и серьезный, сохраняющий единство на протяжении всего пути музыканта, – оригинальное явление в русской культуре: он представляет собой синтез западноевропейской (главным образом немецкой) романтической традиции (в плане не только музыкальном, но прежде всего духовном) и ряда черт, типичных для русской школы. Понятие «философская» в наибольшей степени приложимо к музыке Метнера, особенно к произведениям, написанным в его излюбленной форме – сонатной: сонаты и концерты композитора представляют собой именно «драмы идей», хотя этому автору не чужды и очень красивые лирические образы, появляющиеся обычно в виде «реминисценций»-воспоминаний. Для его фортепианного письма характерна сложная, насыщенная полифонией фактура и сдержанность красок – некоторая «графичность».

Искусство Метнера высоко оценивалось его современниками (включая Рахманинова, Прокофьева, Мясковского). С Рахманиновым Метнера связывала многолетняя дружба; Метнеру посвящен Четвертый концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Предки Метнера имели скандинавское происхождение (отец ― датское, мать ― шведско-немецкое), но ко времени его рождения семья уже на протяжении многих лет жила в России. Первые уроки игры на фортепиано он получил в возрасте шести лет от матери, затем учился у своего дяди, Фёдора Гедике (отца Александра Гедике). В Метнер поступил в Московскую консерваторию , где обучался в классах Анатолия Галли, Пауля Пабста , Василия Сапельникова и Василия Сафонова , и в окончил её с большой золотой медалью. Композицией Метнер занимался самостоятельно, хотя в студенческие годы брал уроки теории у Николая Кашкина и гармонии ― у Антона Аренского .

    Вскоре после окончания консерватории Метнер принял участие в конкурсе пианистов имени Рубинштейна , на котором заслужил почётный отзыв от влиятельного жюри, однако, по совету Сергея Танеева и своего старшего брата Эмилия вместо концертной карьеры серьёзно занялся композицией, выступая лишь изредка, и в основном с собственными сочинениями. В 1903 году некоторые из его произведений появились в печати. Соната f-moll привлекла внимание известного польского пианиста Иосифа Гофмана , своё внимание на музыку молодого композитора обратил Сергей Рахманинов (ставший в более поздние годы одним из ближайших друзей Метнера). В ― и 1907 годах Метнер выступил с концертами в Германии , но не произвёл на критиков особого впечатления. В то же время в России (и в особенности в Москве) у него появилось немало почитателей и последователей. Признание Метнера как композитора пришло в 1909 году , когда ему была присуждена Глинкинская премия за цикл песен на слова Иоганна Вольфганга Гёте . Первой исполнительницей ряда его песен стала Валентина Дмитриевна Философова , дочь генерала Дмитрия Философова .

    Метнер принимал активное участие в деятельности «Дома песни ». Вскоре он получил место профессора фортепианного класса Московской консерватории, а в ― ещё одну Глинкинскую премию за фортепианные сонаты. Н. К. Метнер состоял членом совета Российского музыкального издательства , учреждённого в 1909 году Сергеем Кусевицким , в котором, помимо него, состояли также Александр Гедике , Сергей Рахманинов , Александр Скрябин (позднее его место занял Александр Оссовский), Николай Струве .

    Творчество

    Один из последних композиторов-романтиков, Метнер занимает важнейшее место в истории русской музыки, наряду с Александром Скрябиным , Сергеем Рахманиновым и Сергеем Прокофьевым , в чьей тени он оставался в течение всей своей карьеры. Фортепиано занимает доминирующее место в творчестве Метнера ― у него нет ни одного сочинения, в котором не был бы задействован этот инструмент. Великолепный пианист, Метнер тонко чувствует выразительные возможности фортепиано, его произведения предъявляют к исполнителю высокие технические требования. Стиль музыки Метнера отличается от большинства его современников, в нём русский дух гармонично сочетается с классическими западными традициями ― идеальным структурным единством, мастерством полифонического письма, сонатной формой. Язык композитора практически не претерпел изменений в течение времени.

    Русская и немецкая стороны музыкальной личности Метнера ярко проявляются в его отношении к мелодической составляющей, которая варьируется от русских мотивов («Русская сказка») до тончайшего лиризма (Второй концерт). Гармония Метнера насыщенна и богата, но практически не выходит за рамки, сформировавшиеся в XIX веке. Ритмическая составляющая, с другой стороны, иногда весьма усложняется ― Метнер использует различные виды полиритмии.

    В наследии Метнера особое место занимают четырнадцать фортепианных сонат. Это разнообразные по масштабу сочинения, от небольших одночастных сонат из Триады до эпической e-moll’ной сонаты, соч. 25 № 2, которая в полной мере раскрывает мастерство композитора во владении крупномасштабной структурой и глубиной тематического проникновения. Среди других сочинений Метнера для фортепиано соло выделяются тридцать восемь разнообразных по характеру, изящных и мастерски написанных миниатюр, озаглавленных автором как «Сказки». Три фортепианных концерта ― единственные произведения, в которых Метнер использует оркестр. Камерные сочинения Метнера включают в себя три сонаты для скрипки с фортепиано, несколько небольших пьес для того же состава и фортепианный квинтет. Наконец, ещё одна область творчества Метнера ― вокальные сочинения. Более сотни песен и романсов написаны на стихи русских и немецких поэтов, в основном, Пушкина и Гёте . Фортепиано в них играет не менее важную роль, чем голос.

    Сочинения

    Концерты для фортепиано с оркестром

    • Концерт № 1 c-moll, op. 33 (1914―1918)
    • Концерт № 2 c-moll, op. 50 (1920―1927)
    • Концерт № 3 e-moll, op. 60 (1940―1943)

    Фортепиано соло

    • Восемь картин, ор. 1 (1895―1902): Пролог ― Andante cantabile, Allegro con impeto, Maestoso freddo, Andantino con moto, Andante, Allegro con humore, Allegro con ira, Allegro con grazia
    • Три импровизации, op. 2 (1896―1900): Nixe, Воспоминание о бале («Eine Ball-Reminiscenz»), Адское скерцо («Scherzo infernale»)
    • Четыре пьесы, ор. 4 (1897―1902): Этюд, Каприс, Музыкальный момент «Жалоба гнома», Прелюдия
    • Соната f-moll, op. 5 (1895―1903)
    • Три арабески, ор. 7 (1901―1904): Идиллия, «Трагический фрагмент» a-moll, «Трагический фрагмент» g-moll
    • Две сказки, ор. 8 (1904―1905): c-moll, c-moll
    • Три сказки, ор. 9 (1904―1905): f-moll, C-dur, G-dur
    • Три дифирамба, ор. 10 (1898―1906): D-dur, Es-dur, E-dur
    • Сонатная Триада, ор. 11 (1904―1907): As-dur, d-moll, C-dur
    • Две сказки, ор. 14 (1905―1907): «Песнь Офелии» f-moll, «Шествие рыцарей» e-moll
    • Три новеллы, ор. 17 (1908―1909): G-dur, c-moll, E-dur
    • Две сказки, ор. 20 (1909): b-moll, № 1 , «Кампанелла» h-moll, № 2.
    • Соната g-moll, ор. 22 (1901―1910)
    • Четыре лирических фрагмента, ор. 23 (1896―1911): c-moll, a-moll, f-moll, c-moll
    • Соната-сказка c-moll, ор. 25 № 1 (1910―1911)
    • Соната «Ночной ветер» e-moll, op. 25 № 2 (1910―1911)
    • Четыре сказки, ор. 26 (1910―1912): Es-dur, Es-dur, f-moll , fis-moll
    • Соната-баллада Fis-dur, op. 27 (1912―1914)
    • Соната a-moll, op. 30 (1914)
    • Три пьесы, ор. 31 (1914): Импровизация, Траурный марш, Сказка
    • Четыре сказки, ор. 34 (1916―1917): «Волшебная скрипка» h-moll, e-moll, «Леший» a-moll, d-moll
    • Четыре сказки, ор. 35 (1916―1917): C-dur, G-dur, a-moll, cis-moll
    • «Забытые мотивы», ор. 38 (1919―1922): «Соната-воспоминание» (Sonata-Reminiscenza), Грациозный танец (Danza graziosa), Праздничный танец (Danza festiva), Речная песня (Canzona fluviala), Сельский танец (Danza rustica), Вечерняя песня (Canzona serenata), Рождественский танец (Danza silvestra), В духе воспоминаний (alla Reminiscenza)
    • «Забытые мотивы», ор. 39 (1919―1920): Размышление (Meditazione), Романс (Romanza), Весна (Primavera) , Утренняя песнь (Canzona matinata), соната «Трагическая» (Sonata Tragica, op. 39 № 5)
    • «Забытые мотивы», ор. 40 (1919―1920): Danza col canto, Danza sinfonica, Danza fiorata, Danza jubilosa, Danza ondulata, Danza ditirambica
    • Три сказки, ор. 42 (1921―1924): f-moll («Русская сказка»), c-moll, gis-moll
    • Вторая импровизация, ор. 47 (1925―1926)
    • Две сказки, ор. 48 (1925): C-dur, g-moll
    • Три гимна труду, ор. 49 (1926―1928)
    • Шесть сказок, ор. 51 (1928, посвящаются Золушке и Иванушке-дурачку): d-moll, a-moll, A-dur , fis-moll, fis-moll, G-dur
    • Соната «Романтическая» b-moll, op. 53 № 1 (1929―1930)
    • Соната «Грозовая» f-moll, op. 53 № 2 (1929―1931)
    • Романтические эскизы для юношества, ор. 54 (1931―1932): Прелюдия (Пастораль), Птичья сказка, Прелюдия (Tempo di sarabanda), Сказка (Скерцо), Прелюдия, Сказка (Шарманщик), Прелюдия (Гимн), Сказка
    • Тема с вариациями, ор. 55 (1932―1933)
    • Соната-идиллия G-dur, ор. 56 (1935―1937)
    • Две элегии, ор. 59 (1940―1944): a-moll, e-moll
    Сочинения без номера опуса и неопубликованные
    • Траурное адажио e-moll (1894―1895), не опубликовано
    • Три пьесы (1895―1896): Пастораль C-dur, Музыкальный момент c-moll, Юмореска fis-moll, не опубликованы
    • Прелюдия b-moll (1895―1896), не опубликована
    • Шесть прелюдий (1896―1897): C-dur, G-dur, e-moll, E-dur, gis-moll, es-moll
    • Прелюдия Es-dur (1897), не опубликована
    • Соната h-moll (1897), не опубликована
    • Экспромт в духе мазурки b-moll (1897), не опубликован
    • Экспромт f-moll (1898), не опубликован
    • Сонатина g-moll (1898)
    • Две каденции к Четвёртому фортепианному концерту
     
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...