Основные критерии отбора при поступлении в театральный. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения

Ну же, признайтесь, кто из вас не мечтал об актерской или - чем черт не шутит! - режиссерской карьере?Для тех, кто не готов выкинуть эту мечту на помойку - мануал о том, как подготовиться к поступлению, чего опасаться и как оно всё вообще происходит. Рассказывает Соня, студентка 2 курса режиссерского отделения РГИСИ.

Важная информация для начала:

1) Поступление в театральный институт не имеет ничего общего с поступлением в любой другой ВУЗ. Это огромный труд, который часто превращается в многолетнюю войну, годы подготовки и мучений. Баллы ЕГЭ, если вообще имеют значение, плюсуются на последних этапах прохождения творческого конкурса, состоящего из трех туров, нескольких консультаций и непредсказуемого количества дополнительных отборов.2) Для абитуриента театрального института мой опыт потрясающе ничтожен – всего 2 года, всего 3 города, всего 5 мастерских (для сравнения: моя нынешняя однокурсница поступала 6 лет, в среднем к 4 мастерам за один забег). Будьте готовы к тому, что с первого раза вы туда не попадёте.3) Универсального сценария поступления или подготовки нет и не может быть – каждый мастер ищет «своих» студентов. Чем вы ему понравитесь или не понравитесь – тайна. Очень часто по тем самым тайным причинам «скидывают» очень ярких и талантливых ребят. Увы, талант – ещё не гарантия поступления.4) Туры (при любом финальном раскладе) – сильнейшее эмоциональное впечатление, толпа новых людей, адреналин и опыт. Даже завидую тем, кто пойдёт поступать впервые.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БЫТЬ АКТЕРОМ

1

Вам повезло. 17-18 лет – самое время поступать на актёрство.

2

Тем не менее, без минимального опыта делать там нечего. До поступления лучше «пощупать» профессию – театральная студия, тренинги, книжки. А лучше бы почитать Станиславского и посмотреть много разного театра, в том числе классику типа Эфроса и Товстоногова в записях. Думаю, если вы стремитесь в театр, знать вы о нём должны много.

3

На туры требуется программа. Это проза, стихотворения, басни. Чем больше и разнообразней в жанрах она будет, тем уверенней вы себя будете ощущать в процессе. Материал должен быть «вашим», то есть:
  • не противоречить амплуа.
  • Девочки (понимаю, сама больше люблю Бродского), берите больше женской поэзии. И лучше бы не только Ахматову и Цветаеву, комиссию уже подташнивает;
  • что-то в этом материале вас должно цеплять. И если это сто раз читанный банальный текст, но вы уверены, что он «ваш», не бойтесь. Удивить мэтров оригинальностью получится вряд ли, а вот разозлить современной сверхзаумной прозой неизвестного автора можно. Режиссёрам такое простят. Актёры, будьте проще;
  • можно обратиться к репетиторам, театральным педагогам, и программу вам поставят. Но, как показывает опыт, это не всегда хорошо. Поставленные тексты слышно . Если вы чувствуете в себе силы самостоятельно разобрать текст, то лучше готовиться самим. И над программой лучше начинать работать за год, а то и больше. В течение года она изменится, выровняется, станет «родной». А перед турами можно показаться знающему человеку, пусть вам что-то посоветуют. А не учат с вами интонации. А вообще – всё индивидуально. Опять.
  • 4

    Внешность имеет значение. Нет, речь не о красоте и даже не о весе. Очень важно понимать, кто вы есть на площадке. Природа подарила внешность романтической героини – значит, сделайте акцент на этом. Больше похожи на комедийного персонажа – прекрасно, не комплексуйте, читайте Хармса, подготовьте смешной танец, берите юмором. Театру нужны все. И берут всех.Но! Девочкам всё равно лучше надеть юбки/платья, более того, готовьтесь, что юбку попросят поднять, показать ноги, показать зубы. Лучше отказаться от яркого макияжа. Могут погнать смывать прямо из десятки, вам оно надо?Мальчикам проще. Опрятно выглядеть соответственно себе самому – вполне достаточно.

    5

    Советовать что-то по поводу туров почти бессмысленно. Всё зависит от мастера. Кого он ищет, какой внешний типаж предпочитает. Часто набираются целые курсы под конкретный спектакль. Всё, что вы можете – это максимально подготовиться заранее, а дальше импровизировать и не зажиматься. Хорошо, если помимо программы, у вас готова песня и танец. Если вы играете на музыкальном инструменте, жонглируете, крутите сальто – найдите способ это показать, все дополнительные навыки идут вам в плюс.Система с небольшими вариантами везде одна: запускают десятками, на первых консультациях и турах слушают очень быстро, просто убирают категоричные «нет», а потом начинаются развлечения. Тур, где вы читаете, поёте, делаете всё, что попросят, а по ходу могут давать задания от «покажи птичку» до «перечислите муниципальные театры своего города», после – отсев. И так, пока не останется узкая группа тех, кого мастер хочет видеть на курсе. И когда из 30 надо оставить 15, а талантливы все, начинается самый суровый этап – конкурс. Здесь роль играют секундные прорывы. Так что не расслабляйтесь, если прошли первый тур. Всё только начинается.

    6

    Блат имеет место, но мифы о нём преувеличены. Да, я слышала в коридоре ГИТИСа разговоры о том, кто кому сколько заплатил, и, наверное, такое бывает, но ни один мастер не возьмёт на курс патологическую бездарность, чтобы потом самому с этой бездарностью мучиться. Даже «блатные» учатся за какие-то заслуги.

    РЕЖИССУРА

    1

    Поступить на режиссуру в 17 лет, будучи к тому же (о ужас!) девочкой, почти нереально. Исключения были (кажется, в ГИТИСе, кажется, у Кудряшова). Поэтому, если сразу после школы вам взбрело идти в профессию… идите. Попробуйте. Мне обещали, что меня развернут с порога, в ГИТИСе я дошла до 3 тура, в ЕГТИ поступила и проучилась год. Опыт бесценный. Поступить в РГИСИ летом 2012 было в разы проще.

    2

    Любят брать взрослых (от 25 до 35), опытных мужчин. Набирают режиссёров не по 30 человек, а по 3-5 (если это актёрско-режиссёрский курс) или человек по 12-15, если курс чисто режиссёрский.

    3

    Требования к режиссёрам огромны. Чтобы заниматься этой профессией, надо быть больным.

    4

    См. все, что написано про актёров – это режиссёры тоже проходят. Требования к актёрской программе, правда, другие. Здесь уже будьте добры показать и знание литературы, и умение анализировать текст, и поднимать интересующую вас проблему и массу всего еще. При этом очень пристально смотрят на вас, как на актёра. Поэтому все правила про амплуа и присваивание текста в силе. Если курс режиссёрский, то – поздравляю – первые три курса играть друг у друга будете вы сами, так что при таком наборе на актёрство смотрят очень внимательно. И да, петь и танцевать тоже придётся (при поступлении в мастерскую, где я сейчас учусь, было аж 3 чисто актёрских отсева, только потом с нами заговорили про режиссуру).

    5

    Опыт имеет колоссальное значение. Именно поэтому не очень любят детей. У вас должны быть готовые постановки (конечно, ничего выше любительских театров и собственных проектов от вас не ждут), пусть одноактовка, пусть детский утренник, но вы должны что-то понимать в практике.

    6

    На первую же консультацию лучше принести экспликацию/экспликации и макет/макеты. Экспликация, говоря грубо, это ваша разработка пьесы. В принципе, есть примерный план такой работы (о чём хочу ставить, концепция, разбор по событийному ряду, сценография, костюмы, актёры…), но это тоже не обязательно. Интереснее понять ваше искреннее виденье пьесы. Кратко изложенное необычное решение, которым вы зацепите, запоминающийся макет, эскизы костюмов (не умеете рисовать – обратитесь к художникам, можно). Лучше, если вы везёте экспликацию по поставленной пьесе (тогда + фотографии, видео) и что-нибудь по классике.Можно везти и одну. А в некоторых мастерских её вообще никто не требовал. Зато Женовач в ГИТИСе без неё не пускал на порог. Например, я в свои 17 брала нереальным желанием и количеством проделанной работы, так что в ГИТИС я привезла сразу 2 макета и 3 экспликации, одна из них по готовому спектаклю, 2 по классическим пьесам. В этом году я поехала с 3 макетами и 5 разработками. И да, не обижайтесь, если ваши труды никто не прочитает. Скорее всего, о предложенном поговорят прямо на туре или попросят оставить. Так что умейте красиво изложить людям то, что написали.Если вы пишите стихи-пьесы-рассказы-картины – несите. Посмотрят, будут иметь в виду.

    7


    На сайтах ГИТИСа и РГИСИ представлены списки литературы для абитуриентов (разные школыразные списки!). Это и пьесы, и литература по специальности. Но это – необходимый минимум, и надо знать кучу всего сверх. Во-первых, современные режиссёры и современная драма. Во-вторых, иметь сформированные пристрастия относительно драматургов и режиссёров из списка + осознавать ситуацию в театрах страны. В-третьих, режиссёру странно не иметь любимого писателя, художника, композитора, не знать историю, не понимать ничего в политике… В общем, вы поняли. В любое свободное от репетиций время, ваши лучшие друзья – книги. И, конечно, смотреть. Смотреть-смотреть-смотреть всё подряд, спектакли в городе, спектакли в записи, оперу, балет, хорошее кино.

    8

    Помимо экспликации, которую вы несёте, экспликацию надо писать там. Вам дают список пьес из того списка, который висит на сайте, вы выбираете, что больше нравится, и еще раз доказываете, что умеете это делать.

    9

    Отдельный тур – постановка этюда. Иногда в два этапа. Иногда индивидуально (кто-то делает одну работу, кто-то пять). Здесь всё зависит от того, что предложит мастер. Этюд «случай из жизни», или по событию, или по пословице, по картине, по пьесе, этюд на музыку. Готовиться заранее бесполезно, но тренироваться придумывать этюдные истории – можно.

    10

    Завершающий этап – коллоквиум. Тут вам как раз пригодятся прочитанные книжки и отсмотренные спектакли, хотя могут быть и сюрпризы. Например, мне показали картину и попросили рассказать, что произошло до запечатлённого момента. Да, могут проверить ваше умение анализировать, говорить, всё, что еще не поняли. Могут дать дополнительный этюд – не пугайтесь. Работайте и всё.

    11

    Сложно говорить, насколько сильно отличаются Москва, Питер и Екатеринбург (помимо количества человек на место), потому что поступаете вы всё-таки не в ВУЗ, как ни странно, а в конкретную мастерскую. Так что узнайте заранее, кто набирает (логично, что тот мастер, у которого сейчас 4 курс), поспрашивайте студентов. Поймите направление работы.Хотя ничто не поможет вам так, как умение быть собой. В результате выяснятся, что через все задания педагоги пытаются разглядеть вашу личность. И пока я это не осознала, никакая подготовка и выпученные горящие глаза меня не спасли. Только всё это плюс незаменимый вы.И еще одно: поступление – не самое сложное в театральном обучении. Настоящая работа начинается потом. Это сверхнагрузки, которые можно выдержать только при условии абсолютной любви к своему делу. Лекции по всем гуманитарным дисциплинам, сцендвижение, танец, акробатика, вокал, речь заканчиваются в три часа дня, а потом начинается мастерство – собственно, освоение профессии, которое заканчивается только за 10 минут до закрытия метро. А дальше – ночные репетиции, индивидуальная подготовка, потому что каждый день надо прыгать чуть выше своей головы.Готовы?

    Привлекают ежегодно тысячи абитуриентов со всех уголков России. Поступить в один из них непросто. Об этом свидетельствуют истории из жизни выдающихся актеров и режиссеров, которым в свое время удалось стать студентами престижных театральных вузов лишь со второй или третьей попытки. А сколько их еще, непризнанных талантов, которым так и не удалось получить пропуск в мир искусства?

    Тема сегодняшней статьи - театральные институты Москвы. Мы приведем список самых престижных столичных вузов, выпускающих актеров и режиссеров. Расскажем о том, как поступить в театральный институт в Москве, и о том, какие трудности обычно возникают на пути абитуриентов.

    Существует перечень вузов, в которые попасть желает каждый школьник, мечтающий об актерской карьере. Театральные вузы есть во многих городах, но когда речь заходит о профессии, связанной с кинематографом и театром, вспоминаются ГИТИС, училище им. Щепкина. Ведь это лучшие театральные институты Москвы.

    Список вузов

    Среди учебных заведений, о которых идет речь в этой статье, есть и академии, и училища, и институты. Некоторые из них называются театральными, будто их выпускники могут трудиться исключительно в храме Мельпомены. В названии одного из них присутствует слово "кинематография", словно те, кто получил диплом этого вуза, всю жизнь проведут на съемочной площадке. В действительности же особенного отличия между ними нет. Их можно отнести к одной категории - театральные институты Москвы.

    Стоит сказать, что нет гарантии того, что студент одного из этих учебных заведений станет известным, востребованным актером. Как нет уверенности в том, что слава способна осчастливить человека. Но не будем отвлекаться на философские темы, а назовем лучшие театральные институты Москвы:

    • ГИТИС;
    • училище им. Щепкина;
    • училище им. Щукина;
    • школа-студия МХАТ;
    • ВГИК.

    Российский университет театрального искусства

    Это самый крупный театральный вуз в Европе. Девушки и юноши, грезящие сценой, стремятся попасть в первую очередь именно сюда. История ГИТИСа начинается в конце девятнадцатого века. Преподавание ведется по всем специальностям, которые только существуют в сценическом мире. ГИТИС выпускает режиссеров драмы, эстрады и цирка. Обучение ведется также по специальностям "балетмейстер", "театровед", "сценограф".

    В ГИТИСе восемь факультетов: актерский, режиссерский, театроведческий, балетмейстерский, продюсерский. Также здесь есть факультеты эстрадного искусства, музыкального театра, сценографии.

    Среди педагогов ГИТИСа немало выдающихся актеров и режиссеров. Пожалуй, это лучший театральный институт в Москве.

    ГИТИС: как поступить

    Самый большой наплыв абитуриентов ежегодно переживает именно этот институт. На актерский факультет подать документы может выпускник общеобразовательной школы до двадцати пяти лет. предполагает наличие жизненного опыта. А потому здесь возрастной ценз увеличен до тридцати пяти лет.

    Поскольку большинство абитуриентов мечтают о или режиссера, рассмотрим условия приема на факультетах, которые готовят именно этих специалистов. И в первом, и во втором случае потенциальные студенты проходят творческий отбор. На актерском факультете он проходит в три этапа. На режиссерском - в четыре.

    Будущий актер на первом этапе отборочного тура читает перед членами приемной комиссии стихотворение, басню и отрывок из прозы. Причиной неудач абитуриентов нередко является неправильно подобранное произведение. Отрывок следует подбирать так, чтобы он соответствовал внутреннему состоянию, внешнему облику. Совсем не гармонично будет звучать монолог Тараса Бульбы из уст субтильного юноши. А абитуриенту, обладающему редким комическим даром, не стоит входить в образ Ромео. Следует также учесть, что члены приемной комиссии могут дать непростое задание. Придется импровизировать, подключив свой жизненный опыт, наблюдательность, способность быстро реагировать.

    Случай из жизни

    Юрий Никулин - великий клоун - несколько лет театральных институтов, в том числе и ГИТИСа. Ни в один из вузов, список которых приведен выше, его так и не взяли. Но в своей книге воспоминаний он рассказал об одном интересном случае, свидетелем которого он стал на вступительных экзаменах.

    Одну из абитуриенток попросили сыграть воровку. Девушка отреагировала весьма странно. Она принялась возмущаться, подбежала к столу, за которым восседали члены приемной комиссии, и выкрикнув: "Как вы можете? Ведь я комсомолка!" - выбежала в слезах за дверь. И только спустя минуту один из педагогов заметил пропажу своих часов. В этот момент вернулась "обиженная" абитуриентка и вернула часы со словами: "Я справилась с вашим заданием?"

    Заключительный этап

    Тем, кто удачно прошел первый этап, предстоит продемонстрировать сценическую речь и подтвердить свои знания из области истории театрального искусства. И только после этого испытания по русскому языку и литературе.

    Будущие режиссеры также сдают устный экзамен по теории режиссуры. Независимо от того, какую специальность выбрал абитуриент, для поступления ему недостаточно таланта. Нужны и теоретические знания. А для того чтобы их получить, следует много читать литературы, посвященной театральному и режиссерскому искусству.

    Высшее театральное училище им. Щепкина

    На актерский факультет этого института прием проходит в четыре этапа. Первый представляет собой отборочную консультацию. Так же как и в других театральных вузах, поступающие готовят несколько отрывков как из поэтических, так и из прозаических произведений. При успешном прохождении абитуриенты допускаются ко второму этапу. Здесь им тоже предстоит продемонстрировать артистическое мастерство с помощью чтения литературных произведений. Но отбор во втором туре более жесткий. Учитываются способности абитуриента, широта его артистического диапазона. Третий этап представляет собой устный экзамен по теории театрального искусства.

    Другие вузы

    Прием в училище им. Щукина и школу-студию МХАТ происходит по той же схеме: оценка актерского мастерства, коллоквиум. Именно поэтому многие абитуриенты подают документы в несколько вузов и читают в ГИТИСе те же произведения, что, например, и в училище им. Щепкина.

    Таков прием в После 9 класса поступить можно в следующие учебные заведения:

    • Государственное училище музыкального и эстрадного искусства;
    • Государственный театральный колледж им. Филатова;
    • Московский областной колледж искусств.

    Практика всех приемных комиссий во всех театральных ВУЗах России и мира всех времен показывает одну и ту же общую печальную тенденцию: едва ли не большинство абитуриентов не понимают, куда они идут учиться, чем именно будут заниматься и зачем им это нужно. Особенно это касается девушек 16–30 лет, которые и составляют основной поток желающих учиться на актерском факультете. Если вы действительно хотите поступить в театральный ВУЗ в Москве, давайте начнем с трезвой оценки ваших способностей и перспектив.

    Задайте себе вопрос, хорошо ли вы понимаете, куда идете? Что, в сущности, вы знаете о закулисной стороне театра, и чем вызвано ваше желание связать с ним свою жизнь? Если ответы на эти вопросы неоднозначны для вас, может быть, стоит еще раз все обдумать?

    • Бывали ли вы в театре по ту сторону кулис?
    • Присутствовали ли вы хоть раз на репетиции спектакля?
    • Принимали ли вы участие хотя бы в одной серьезной постановке?
    • Хорошо ли вы представляете себе, что вообще делает актер, когда не играет на сцене, т. е. 90% рабочего времени?

    Если среди ответов превалирует слово «нет», то вы делаете шаг в неизвестность. Этот шаг может дорого вам обойтись (подготовка к поступлению в театральный ВУЗ, само поступление, стоимость учебы и т. д.), отнять уйму времени и так и не принести никаких результатов. Помимо того, что на одно место на актерском факультете среднего столичного ВУЗа претендуют 200–300 человек, никто не даст гарантии, что по окончании вы станете артистом. Все зависит от того, насколько вы больны театром, актерской профессией и что готовы положить на этот алтарь искусства.

    Критерии отбора на актерский факультет

    Существуют общие нормативные требования для поступающих в ВУЗ, такие как минимальное образование, гражданство, иногда – возраст и т. д. Мы не будем подробно их рассматривать, вместо этого поговорим о том, на что же обращает внимание приемная комиссия.

    • Внешность. Это не решающий, но очень важный показатель. Актер должен обладать яркой фактурной внешностью, изюминкой, которая делает его выражение лица или мимику запоминающимися. Немалое значение придают фигуре: обычно девушек просят прийти на прослушивание в юбке средней длины и на каблуках.
    • Пластика и ритмичность. Тело – главный инструмент актера, и несмотря на то, что на курсе актерского мастерства учат им пользоваться, владение телом приветствуется уже на этапе сдачи вступительного экзамена. О чувстве ритма можно даже не упоминать, актер без него – не актер.
    • Голос и речь. Дефекты речи, неприятный тембр, слабый голос – все это может быть расценено как профессиональная непригодность абитуриента. Пусть даже дефекты исправимы, и голос вполне может раскрыться благодаря несложным занятиям, педагог по сценической речи не логопед, и времени на постановку звуков отдельным студентам у него не будет.
    • Выразительность. Это собирательный термин, под которым мы будем подразумевать все актерские профессиональные качества сразу. Умение транслировать видения, заражать зрителя своими эмоциями, притягивать и удерживать внимание, и прочее. Оценивается по творческому экзамену (этюд, монолог, отрывок из прозы, басня, стихотворение).

    Подготовка к поступлению

    Чтобы поступить в театральный институт, нужно готовиться (помимо ЕГЭ) по двум направлениям: творческий экзамен и собеседование (коллоквиум). Творческий экзамен включает в себя:

    • чтение – обычно это монолог, стихотворение, басня и отрывок из прозы;
    • актерское мастерство – этюд на свободную тему, самостоятельный или с участием нескольких человек;
    • танец и вокал – отдельно танцевальный и песенный номера.

    Мастерство актера является приоритетным направлением творческого экзамена. Отрывки из литературных произведений, песня и танец также должны подаваться в актерском ключе. Экзаменационная комиссия будет оценивать не столько вашу дикцию, пластику и вокальные данные, сколько игровую подачу произведений.

    Коллоквиум – это собеседование, на котором абитуриенту задают вопросы по истории театра, теории актерского мастерства, искусствоведенью, а также знакомятся с ним. Это нечто среднее между устным экзаменом на эрудицию, знание предмета и собеседованием при приеме на работу. Педагоги непременно спросят о причинах выбора именно актерской профессии, о целях, которые вы преследуете, поступая на курс, о прошлом театральном опыте и т. д.

    Никогда не говорите экзаменаторам о том, что занимались в театральных студиях, участвовали в самодеятельности и т. п. Педагоги боятся штампов, как огня, а родом все штампы, по их мнению, именно из непрофессионального театра.

    В рамках общеобразовательной программы, чтобы поступить в театральный, нужно сдавать русский язык и литературу в обязательном порядке. Без этих предметов в оценочном листе ЕГЭ ваши документы не будут приняты в выбранном ВУЗе.

    Экзамен проходит в три тура. На каждом туре экзаменационная комиссия прослушивает (или просматривает) часть подготовленной вами программы. В каком порядке это будет происходить, зависит от ВУЗа. На каждом туре происходит отсев определенной части абитуриентов, конкуренция становится жестче, требования – строже. Ожидать следует огромной очереди, сумасшедшего потока людей, измученной комиссии и строго отведенного времени, в которое вам придется вместить лучшие моменты своей творческой программы.

    Выбирайте материал так, чтобы не тянуть время. Слишком длинные предисловия и вступительные речи могут привести к тому, что вас попросту остановят.

    Не обращайте внимания на реакцию, которую вызывает ваше выступление (а скорее всего, оно не вызовет вообще никакой реакции). Ждите от комиссии неожиданностей. Если ваше выступление заинтересует кого-либо из экзаменаторов, он может подкинуть вам произвольное упражнение на импровизацию. Например, обстоятельства для этюда. Здесь главное не растеряться, не спасовать, а моментально включиться в предлагаемый этюд и существовать в нем до тех пор, пока вас не остановят.

    В какой ВУЗ в Москве легче поступить

    В любой театральный ВУЗ Москвы поступить очень трудно из-за крайне высокой численности абитуриентов. Объективно больше всего шансов там, где меньше всего претендентов на место, а эти показатели варьируются год от года. Самое лучшее, что можно сделать – подать документы сразу в несколько театральных ВУЗов, тем самым серьезно увеличив шансы пройти конкурс в каком-нибудь одном. В условиях столь жесткой конкуренции, скорее, учебные заведения выбирают себе студентов, чем студенты – места учебы. Подойдите к подготовке со всей ответственностью: в конечном счете, ваш успех на 90% будет зависеть от того, как вы подадите себя во время творческого экзамена и как выдержите коллоквиум.

    Здравствуйте, друзья!

    Я давно уже обещал написать этот пост, и вот наконец-то он предлагается вашему вниманию.

    Сегодня можно встретить огромное количество рекомендаций по поступлению в театральное училище. Причина проста - все хотят заработать на поготовке вас к поступлению. К сожалению, не очень беспокоясь, что от их "советов" во многом зависит ваша дальнейшая актёрская судьба.

    Однако, из-за не глубокого понимания темы и собственной интерпретации авторов, эти рекомендации у меня вызывают ассоциацию с Сольери, который с помощью математики пытался сочинять музыку. Надеюсь, помните, что из этого вышло... Он убил Моцарта.

    А от некоторых опусов даже наворачиваются слезы. К сожалению, не от радости…

    Не буду скрывать, раньше я тоже следовал по такому пути от своей неопытности и меркантильности, но сейчас стараюсь не подаваться алчныму соблазну и горе популярности. И мои последние рекомендации выглядят уже более… профессиональными и толковыми, что ли…

    Но, не будем об этом. Цель сегодняшнего поста заключается совсем в другом. Сейчас я поделюсь с вами реально проверенными способами поступления в театральные училища, которые во многих случаях действительно работают.


    Итак, вы приняли решение стать драматическим актёром или актрисой театра и кино. А мамам, папам и другим близким и дальним родственникам не удалось отговорить вас от этой бредовой идеи. Следующим этапом в достижении вашей мечты станет поступление в театральный ВУЗ или, в простонародье, — театральное училище. И самое важное, прохождение творческого конкурса.

    И сразу же масса вопросов: Что такое творческий конкурс? Из чего состоит? Как к нему готовиться? Какую лучше брать прозу, стихотворения и басни? Каков критерий выбора? Сколько они должны быть по времени? Как надо выглядеть и что надеть? Какие они — эти экзаменаторы, проводящие конкурсный отбор? Злые или добрые? Что могут попросить дополнительно сделать и зачем?

    Ай...Ой... ПАНИКА!!!

    Куда бросаться? К кому обращаться за помощью? Что делать? Ха... ха... Извечный русский вопрос.

    УСПОКОЙТЕСЬ!

    Прежде всего — успокойтесь и расслабьтесь. Сейчас во всем разберёмся. «Релакс», как говорил мой Учитель - Феликс Михайлович Иванов.

    Сначала, что такое творческий конкурс, зачем нужен и с чем его едят.

    Творческий конкурс — обязательный экзамен во всех театральных училищах нашей страны.
    Что бы понять, что это такое, представьте себе набор сито для просеивания муки. Каждое последующее сито имеет отверстия меньшего диаметра.
    Творческий конкурс точно такой же набор, состоящий из предварительных просмотров — собеседования, нескольких туров, ещё их называют прослушиваниями, пластического экзамена и коллоквиума - разговора с художественным руководителем и педагогами будущего курса.

    Количество этапов в наборе и их предназначение может меняться, например добавится вокальное прослушивание, или пластический заменят на танцевальный. Это зависит от характера обучения в училище и пристрастий руководителя курса. Каждое сито в наборе нужно для выявления способностей и природных данных необходимых в актёрской профессии. И как следствие, отсев абитуриентов не пригодных для обучения.

    К слову. Пройдя один из этапов, не думайте что вас взяли и вы счастливый обладатель выигрышного билета. Нет. Это только начало марафонской дистанции и до конца ещё очень далеко. Но Вы, дойдёте. Я в этом уверен.

    Продолжим. Теперь о каждом этапе подробнее.

    Предварительные просмотры.

    Всё начинается с предварительного просмотра. На этом этапе происходит самый большой отсев желающих стать актёрами, но и требования здесь самые мягкие. Ваша задача просто привлечь к себе внимание, выделиться из общей массы поступающих. И как результат, получить допуск к первому туру конкурса.
    Во многих училищах такой первичный отбор проводят студенты выпускного курса, ассистенты педагогов, стажёры или вторые педагоги. Мастера и ведущие преподаватели очень редко присутствуют на прослушивании. Но бывают исключения.

    Как же сделать так, что бы на вас обратили внимание?

    Вы должны чем-то отличаться от всех в вашей двадцатке, десятке или пятерке. Для этого все средства хороши. Стеснятся не надо. Всё как на рынке. Вы товар. А любой продавец знает, что покупателя в начале привлекает лишь вид продукта, а уж потом вкус. Пробовать вас будут потом. На турах.

    Теперь вы решили, что у вас нет внешних данных для актёрской профессии? Не очень красивы и слишком полноваты? А как же тогда Евгений Павлович Леонов, Алексей Николаевич Грибов, Фаина Георгиевна Раневская, Татьяна Ивановна Пельтцер и Инна Михайловна Чурикова? Прямо скажем не красавцы. Однако их смело можно отнести к разряду великих актеров. Они слава русского театра и наша с вами гордость.

    Маленькое пояснение: на курсе нужны студенты с разными внешними и внутренними данными. Разными. И желательно в двух, а то и в трёх экземплярах, на случай болезни или отчисления одного из учеников. Учтите, что руководитель и педагоги курса должны поставить дипломные спектакли, а для этого нужны исполнители различных амплуа. Поэтому не переживайте. На этот «ковчег» берут всяких: высоких, низких, толстых, худых, красивых и … не очень.

    Советую посмотреть по MTV или в интернете сериал «Топ модель по Американски» с Тайрой Бенкс. Даже в модельном бизнесе побеждают разные. Включая саму Тайру, у которой очень проблемная нижняя часть тела.

    Итак, на этапе предварительных прослушиваний самое главное верный настрой, правильно подобранный чтецкий материал и хороший внешний вид — одежда, причёска и для девушек грамотный make-up (макияж).

    О чтецком материале чуть позже. Сейчас о настрое и внешнем виде и его использовании.

    Психологическая настройка на творческий конкурс самый важный элемент вашей подготовки.

    Начать её надо с работы с воображаемыми образами, проще говоря, с фантазиями. Представьте себе прохождение экзамена, как уже свершившийся факт с положительным для вас результатом. Эти представления должны быть яркими и очень реалистичными. Со всеми подробностями, включая запахи, звуки, музыку, голоса людей и машин, действиями, которые совершают люди в ваших образах. Добавьте к этому ещё и вкусовые ощущения. Картинка должна быть полной, как в 3D кинотеатре.

    Приступить к этой подготовке надо недели за две перед предварительным прослушиванием, чтобы выработать в себе устойчивую установку на победу, как на промежуточную цель в вашей актёрской карьере, и отношение к поступлению в училище, как самому радостному событию в вашей жизни. Рекомендую, повторять этот тренинг как можно чаще. Хотя бы один раз в день.

    Во время самого же конкурса перед чтением вашего материала рекомендую нюхать что-то с сильным, но приятным запахом. Это поможет вам удержать верный настрой в такой нервной обстановке.

    Кстати, Иннокентий Михайлович Смоктуновский нюхал апельсины на репетициях «Идиота». И это ему очень помогало.

    К слову. Обратите внимание, что в большинстве случаев в училище принимают людей, пришедших на экзамен за компанию с друзьями, чтобы только их поддержать. Настрой таких поступающих был самый правильный. Их в этот момент интересовал процесс поступления друзей, а не свой собственный результат. Вот такое отношение и помогло им максимально проявить на конкурсе свой природный потенциал.

    Теперь о внешнем виде и его использовании.

    Одежда, как впрочем, причёска и make-up должны по возможности скрывать недостатки и выявлять достоинства.

    Для девушек. Платья, юбки, блузки. И ни каких брюк или брючных костюмов, маек и выглядывающих из под одежды бретелек лифчиков. Так одеваться будете потом, когда поступите в училище. Верх рекомендую с длинным рукавом. От волнения сосуды сужаются и нарушается кровоснабжение. Руки выглядят синюшными. Лучше их прикрыть. Не надо слишком глубоких вырезов на груди и декольте. В приёмной комиссии много женщин. Ваша грудь может оказаться лучше чем у них. И поступление для вас закончится фиаско. Но если приём проводят мужчины, то блузку лучше иметь с пуговицами.

    Все педагоги люди и ничто человеческое им не чуждо.

    Низ должен показать, что у вас есть ноги. Длина лучше классическая, пять-десять сантиметров ниже колен. У кого проблема с ногами - длина до щиколотки. С мини юбками и разрезами поосторожней, рекомендации такие же, как и с декольте. Вообще, на мой взгляд, лучше платье свободного кроя до колен или чуть ниже. Цвет и рисунок на одежде может быть любой. Желательно пастельных тонов. Избегайте рисунка в горох, очень мелкой и пёстрой клетки и слишком больших и очень мелких цветов. От них рябит в глазах и раздражает уже уставших педагогов. Идеально подходит средняя полоска. Но надо помнить, что вертикальная удлиняет фигуру и подходит для не высоких и полных, а горизонтальная полнит и визуально делает фигуру короче. Запомните это и применяйте с умом.

    Молодым людям с хорошей пропорциональной фигурой подойдёт слегка приталенный верх с длинными рукавами. Это может быть рубашка, водолазка или на худой конец толстовка. Желательно не пёстрых расцветок, и без картинок и надписей на груди. Рубашки «гавайского» типа и майки не подойдут. Ребятам с не стандартной фигурой надо использовать одежду в полоску, создающую иллюзию гармоничной фигуры. Рекомендации такие же, как и для девушек.

    Низ - лучше брюки, а не джинсы. Они должны быть свободного покроя, чтобы не выпячивалось ваше мужское достоинство. Демонстрировать его надо девушкам в постели, а на педагогам. Но решать вам.

    Теперь, хитрость. В одежде важна деталь. Яркая, броская, которой нет у других и которую можно быстро поменять. Шаль, палантин, шарф или пояс для девушек. Галстук, шейный или нагрудный платок для мальчиков. С собой их нужно взять несколько штук и менять в зависимости от того, как одеты другие в вашей десятке. Также, в крайнем случае, можно использовать кофту, свитер и пиджак. Саму одежду не меняйте, особенно на турах. Педагоги могут вас не вспомнить.

    Причёска должна открывать ваше лицо, особенно глаза. Как говориться, глаза — это зеркало души и основное выразительное средство актера. Для ребят и девчонок. Убирайте с глаз чёлки! Они очень раздражают педагогов в приёмной комиссии.

    Для девушек. Откройте шею и уши, если с ними нет явных проблем (очень большие или слишком оттопырены).
    Теперь хитрости. Длинные локоны вдоль лица помогут спрятать большие скулы. Сброшенные вперёд на грудь — короткую шею. Приподнятая на начёсе чёлка — маленький лоб, слегка приспущенная — слишком большой.

    Заколите волосы в пучок или приберите в хвост если большинство девушек в вашей десятке с распушенными, и наоборот распустите если с короткими.

    Для ребят. Волосы могут быть любой длинны, но не под ноль и не длиннее линии плеч. И ни каких грязных, сальных патл. Волосы должны быть чистыми, причёска приличной и слегка небрежной.

    Если все мальчики в вашей группе причёсаны - то слегка взъерошите волосы. Если наоборот, прилижите слегка намочив водой. Делайте это быстро прямо перед входом в аудиторию для прослушивания.

    Девушкам. Макияжа почти не должно быть... видно. Он должен быть предельно натуральным. Многие девушки делают на лице боевую раскраску ирокеза. Наложите тон и подчеркните глаза.

    Ребятам. Затонируйте на лице прыщи и фурункулы. Для вас это всё.

    Советую заглянуть в интернет на специализированные сайты за более подробной информацией.

    Вот теперь вас начнут «пробовать» по полной, но вы не робейте — прорвёмся.

    На этом этапе происходит самый жёсткий отбор будущих студентов. И к нему надо придти хорошо подготовленным. Здесь надо показать все свои данные, весь природный потенциал: харизму, эмоциональность, органику. Всё на что вы способны и даже больше. На турах, их обычно три, правда могут быть и дополнительные, надо рисковать и идти до конца. Второго шанса может не быть. Надо поразить сознание членов приёмной комиссии, удивить их до глубины души.

    Как это сделать?

    С помощью верно подобранных и очень хорошо прочитанных прозы, стихотворения и басни.

    Критерий выбора чтецкого материала один, и я в этом убеждён, - он должен быть вам близок по духу и эмоционально вас волновать. Нет. Не просто нравиться, а должен вас волновать, волновать до глубины души. И эти переживания должны быть абсолютно искренними.

    Сделанный по школе с репетитором не прокатит. Вас раскусят. То, что материал деланный, опытные педагоги видят сразу. В комиссии сидят не первый год и за это время навидались разного. Их задача найти алмаз не гранёный, а вы им пытаетесь фальшивую бижутерию втюхать. Пусть отлично сделанную, но не настоящую. Кому это понравиться?

    Поймите. Важно не то, как правильно вы читаете, с акцентами или без, держите люфтпаузу или нет, где ставите ударения. Этому вас научат в училище. Важно то, что раскрывает в вас это чтение. А это - ПРИРОДНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ! Раскрытие его важнее всего. Запомните это.

    Только такой подход к чтецкому материалу приведет к успеху и вы будете читать его идеально.

    Теперь, почему именно проза, стихотворение и басня? Секрет прост.

    Проза или прозаический отрывок. Помогают увидеть в вас способность создавать в своём воображении и передавать слушателям визуальные картинки того, о чём вы говорите. Возможность притягивать к себе внимание зрителей, так называемая манкость. А также умение вести мысль к её логическому завершению.

    Стихотворение. Выявляет степень вашей эмоциональности и чувство ритма.

    Басня. Показывает на сколько вы свободны, а так же способность быстро перевоплощаться и быть другим. При чтение басни очень важно быть органичным и ничего не изображать.

    Рекомендации:
    Не берите слишком длинные отрывки прозы. Лучше возьмите несколько по полторы минуты максимум разных по характеру и по жанру. Уверяю вас, дольше слушать не будут, а если попросят продолжить, у вас будет что-то ещё. Отрывок должен быть с одним сильным и очень ярким событием где-то посередине, и обязательно чтобы было начало и конец.
    Не надо искушать судьбу монологами из пьес. Особенно Шекспиром. Уровень материала пока не ваш. Не потянете.

    Стихотворения подбирайте небольшие. Лирические, героические, трагические, драматические, любовные, но только не философские. Эмоции нужны, господа, эмоции!

    Не читайте произведения не от своего пола. Молодые люди выбирайте стихотворения и прозу для мужчин, а девушки для женщин. Иначе, это может вызвать странные вопросы. И слушается это ужасно.

    Басни лучше взять И.Крылова или С.Михалкова, не советую брать Эзопа. Он более труден из-за перевода.

    И ещё раз повторю. Проза, стихотворения и басни должны вам не просто нравиться, а вызывать в вас эмоциональный отклик. Это ключ к успеху.
    Да, и читайте, как последний раз в жизни. После этого, хоть потоп.

    На турах вам также могут предложить выполнить какое-то задание. Например, удивить или напугать присутствующих, пройтись вприсядку, залезть на стул и кукарекать, открыть воображаемую банку консервов в которой сидит живая змея.
    Всё это для того, что бы определить степень вашей свободы и воображения, реактивность работы вашего мозга. Здесь надо просто отпустить себя и сделать первое, что придёт голову — оно и будет верным.

    Угадать, как надо правильно, вам не удастся, поэтому не надо пытаться угодить педагогам. Действуйте, а уж потом думайте, как животное. Вернее, как первобытный человек. Доверьтесь интуиции. Она подскажет вам правильный путь.

    Экзамен по движенческим дисциплинам нужен для проверки координации и рабочих качеств вашего опорно-двигательного аппарата.

    Одежду для этого экзамена можно взять попроще, но лучше темного цвета. Подойдут футболка с длинным или коротким рукавом, спортивные штаны, кроссовки или джазовки. Для танца - туфли для девочек и ботинки для мальчиков на небольшом каблуке.

    Учтите, если вы прошли основные туры, этот экзамен чистая формальность. Его иногда используют для отсева спорных абитуриентов. Надеюсь, вы такими не являетесь. Правда, есть упёртые сцендвижисты и сумасшедшие педагоги по танцу. Так, что всё равно будьте начеку.

    А вот экзамен по вокалу дело посерьёзней. Особенно, если художественный руководитель тяготеет к музыкальному театру. Здесь рекомендация может быть только одна — ПОЙТЕ! И желательно, хорошо пойте.

    Коллоквиум, как я уже говорил, это разговор с художественным руководителем и педагогами будущего курса для выяснения вашего культурного уровня и насколько желание стать актёром или актрисой в вас сильно и осознано. На самом деле, напоминает больше интервью. Вопросы и ответы.

    Сразу оговорюсь, художественный руководитель и педагоги заинтересованны в наборе способных студентов. Отношение к ним самим и новые наборы на их курсы сильно зависят от того, кого они выпускают и сколько из них востребовано в будущем. Воспринимайте их учитывая выше сказанное. Они ваши добрые друзья, а не враги.

    Поэтому ведите себя спокойно и отвечайте с достоинством, не спеша. Не надо кокетничать и кривляться. Если не знаете, что ответить, лучше переспросите. Будет время подумать.

    Напоследок несколько советов.

    Готовиться к поступлению надо хорошо. Ваш психофизический аппарат должен быть в рабочем состоянии на протяжении всего творческого конкурса, а это не просто.
    Для этого надо все время накапливать эмоции и тратить их только на экзаменах.

    Поэтому не вступайте в ссоры и конфликты, не бегайте на дискотеки и шумные вечеринки с друзьями, не пейте алкоголя и не употребляйте всякие там энергетики.
    Пить надо чай, лучше зелёный или простую воду.
    Пища должна быть натуральной и богата углеводами. Эмоции очень энергозатратные вещи.
    Старайтесь высыпаться, но не пересыпайте.
    Слушайте музыку, лучше джаз.
    Смотрите классическое кино. Советую смотреть старые комедии.
    Это важно. Заряжает вашу эмоциональную подушку.

    На конкурс возьмите с собой бутылку простой воды, она не позволит образоваться сухости во рту. Не берите сладкие напитки, энергетики и соки. Слюна во рту станет вязкой и при чтении половина букв исчезнет.

    А также надо взять пяток леденцов типа «Бон-Пари». Съев конфету за пять минут до входа в аудиторию для прослушивания, вы резко повысите уровень углеводов в вашем организме. Это даст вам новый прилив сил.

    Если вдруг прямо перед чтением вы почувствуете, что рот высох и онемел, слегка прикусите кончик языка. Сразу всё пройдёт. Кусайте осторожно! Язык ещё пригодится.

    Желаю вам поступить в театральное училище и, тем самым, начать учиться актёрской профессии. Удачи вам на творческом конкурсе.

    P.S. В следующий раз мы с вами затронем тему актёрских тренингов. И будем мы это делать по самым прогрессивным методикам. Вы знаете, какие техники и упражнения надо использовать? Тогда, узнаете.

    Оставайтесь со мной и цените друг друга!

    Ваш Игорь Афончиков.

    Чтобы понять, стоит ли поступать в театральный вуз, честно ответьте себе на несколько вопросов. Понимаете ли Вы, что актёр - сложная и изматывающая профессия? Что их творчество не всегда сопровождается признанием и успехом? Ведь бывает время, когда актёр становится абсолютно невостребованным. И наоборот: готовы ли Вы к постоянному вниманию, публичности, отсутствию свободного времени и личного пространства? Если Вы редко бываете в театре, ни разу не были за кулисами, Вас не интересуют киноновинки, то скорее всего, актёрский путь не для Вас…

    Экзамены для поступления в театральный вуз

    Конкурс при поступлении в известные театральные училища огромен, часто количество человек, претендующих на одно место, переваливает за 200. Поэтому ВУЗы проводят «прослушивание» перед тем, как принять у абитуриента документы. Отборочный тур состоит из нескольких этапов. Это чтение басни или стихотворения, песня, танец и импровизация. Однако нужно быть готовым к тому, что на этапе прочтения стихотворения, например, Вас также попросят спеть или станцевать. Строгих правил тут нет - среда-то творческая.

    Нужно быть готовым к тому, что Вас могут перебивать, останавливать, просить прочитать (спеть) что-нибудь другое. Также могут задавать различные вопросы: например, по содержанию декламируемого произведения или о Вашем к нему отношении.

    Трудно назвать и определённые критерии оценки. Здесь очень много зависит от «мастера» - человека, набирающего курс, а также от школы театрального вуза. Для того, чтобы понять, какие качества больше ценятся и какая манера игры предпочтительна, необходимо заранее посещать спектакли соответствующего театра.

    Подготовка к поступлению в театральный институт

    Специальные подготовительные курсы проходят как в стенах университета (училища), так и преподаются частными организациями. Преподаватели хороших подготовительных курсов должны помочь подобрать репертуар, выделить Ваши лучшие стороны, развить актёрские способности: импровизацию, раскрепощённость, органичное существование в рамках сцены. Само собой они помогают Вам выбрать и отрепетировать монологи, басни, стихотворения для поступления в театральное училище. Замечательно, если в курс подготовки также входят занятия с психологом, упражнения по сценической речи, правильному дыханию, хореография. Однако основной упор всё же ставится на импровизацию, ведь это - главное, на что обращают внимание при поступлении.

    Если Вы окончательно решили поступать в театральный ВУЗ, следующие рекомендации помогут в этом нелёгком деле:

    • подавайте документы сразу во все театральные училища (вузы) Вашего города, так Вы увеличите шансы на поступление ;
    • обязательно узнайте, кто именно набирает курс, какие у него требования, предпочтения, характер преподавания;
    • побывайте на нескольких спектаклях подшефного театра;
    • для выступления подготовьте не по одной басне (песне, стихотворению), а несколько. Лучше, если они будут относиться к разным жанрам (лирические, юмористические);
    • если у Вас есть какие-то умения, напрямую не относящиеся к актёрскому мастерству, всё равно упомяните о них при поступлении . Возможно, Вы играете на музыкальном инструменте - захватите его с собой. В любом репетиционном зале также должно стоять фортепиано;
    • особое внимание уделите одежде, в которой Вы предстанете перед комиссией. Одежда должна быть простой и скромной, не «затмевающей» Вас своей яркостью. Девушкам желательно надеть юбку средней длины. И как можно меньше макияжа! Бывалые актёры советуют привыкнуть к своей сценической одежде, надеть её раза два-три перед выходом;
    • ещё один важный аспект - причёска. Лучше убрать волосы от лица, открыть лоб. Идеальный вариант - пучок или хвост. Чёлка не желательна. Парням здесь проще, но всё равно не стоит увлекаться средствами для укладки;
    • на сцене старайтесь вести себя естественно и непринуждённо. Не будьте наглыми и вульгарными, старайтесь делать всё, о чём Вас попросят экзаменаторы, но в то же время умейте отстоять свою точку зрения;
    • в таком деле, как актёрское мастерство, нужно чётко ощущать «золотую середину». Не переигрывать, но и запомниться членам комиссии своей яркостью, индивидуальностью.

    Ну и в конце, помните. Если Вас постигла неудача - не огорчайтесь. Многие известные и талантливые актёры поступили в театральный вуз далеко не с первого раза.

     
    Статьи по теме:
    Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
    Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
    Значение птицы при гадании
    Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
    Рыба, тушенная в майонезе
    Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
    Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
    Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...