Особенности гоголевской прозы в повести шинель. Анализ «Шинель» Гоголь. Жанр и направление

Может ли одно небольшое произведение совершить революцию в литературе? Да, русская литература знает такой прецедент. Это повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Произведение было весьма популярно у современников, вызывало немало споров, а гоголевское направление развивалось у русских писателей вплоть до середины 20 века. Что собой представляет эта великая книга? Об этом в нашей статье.

Книга входит в цикл произведений, написанных в 1830-1840-е гг. и объединённых общим названием – «Петербургские повести». История «Шинели» Гоголя восходит к анекдоту о бедном чиновнике, испытывавшем большую страсть к охоте. Несмотря на маленькое жалование, ярый фанат поставил себе цель: во что бы то ни стало купить лепажевское ружьё, одно из лучших в то время. Чиновник во всём себе отказывал, чтобы скопить денег, и вот, наконец, он купил заветный трофей и отправился на Финский залив пострелять птиц.

Охотник отплыл в лодке, собрался прицелиться — а ружья не обнаружил. Вероятно, оно выпало из лодки, но как – остаётся загадкой. Сам герой истории признавался, что был некоем забытьи, когда предвкушал заветную добычу. Вернувшись домой, он слёг в горячке. К счастью, всё закончилось хорошо. Заболевшего чиновника спасли его коллеги, купив ему новое такое же ружьё. Эта история вдохновила автора на создание повести «Шинель».

Жанр и направление

Н.В. Гоголь является одним из самых ярких представителей критического реализма в русской литературе. Своей прозой писатель задаёт особое направление, саркастически названное критиком Ф. Булгариным «Натуральная школа». Для этого литературного вектора характерно обращение к острым социальным темам, касающимся бедности, морали, классовых взаимоотношений. Здесь же активно разрабатывается образ «маленького человека», ставший традиционным для писателей 19 века.

Более узкое направление, характерное для «Петербургских повестей» — фантастический реализм. Такой приём позволяет автору наиболее эффектно и оригинально воздействовать на читателя. Он выражается в смешении выдумки и действительности: реальное в повести «Шинель» — это социальная проблематика царской России (бедность, преступность, неравенство), а фантастическое – призрак Акакия Акакиевича, который грабит прохожих. Обращались к мистическому началу Достоевский, Булгаков и многие другие последователи этого направления.

Жанр повести позволяет Гоголю лаконично, но достаточно ярко осветить несколько сюжетных линий, обозначить множество актуальных социальных тем и даже включать мотив сверхъестественного в своё произведение.

Композиция

Композиция «Шинели» линейна, можно обозначить вступление и эпилог.

  1. Начинается повесть своеобразным писательским рассуждением о городе, которое является неотъемлемой частью всех «Петербургских повестей». Затем следует биография главного героя, что свойственно для авторов «натуральной школы». Считалось, что эти данные помогают лучше раскрыть образ и объяснить мотивировку тех или иных поступков.
  2. Экспозиция – описание обстановки и положения героя.
  3. Завязка происходит в тот момент, когда Акакий Акакиевич решает обзавестись новой шинелью, это намерение продолжает двигать сюжет до кульминационного момента – счастливого обретения.
  4. Вторая часть посвящена поиску шинели и разоблачению высших чиновников.
  5. Эпилог, где появляется приведение, закольцовывает эту часть: сначала воры идут за Башмачкиным, потом полицейский идет за привидением. А может быть, за вором?
  6. О чем?

    Один бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, ввиду сильных морозов, наконец, отваживается приобрести себе новую шинель. Герой отказывает себе во всём, экономит на еде, старается аккуратнее ходить по мостовой, чтобы лишний раз не менять подмётки. К нужному сроку ему удаётся накопить требуемую сумму, вскоре желанная шинель готова.

    Но радость обладания длится не долго: в тот же вечер, когда Башмачкин возвращался домой после праздничного ужина, грабители отняли у бедного чиновника предмет его счастья. Герой пытается бороться за свою шинель, он проходит несколько инстанций: от частного до значительного лица, но никому и дела нет до его потери, никто не собирается искать разбойников. После визита к генералу, оказавшемуся грубым и высокомерным человеком, Акакий Акакиевич слег с горячкой и в скором времени умер.

    Но история «принимает фантастическое окончание». По Петербургу блуждает дух Акакия Акакиевича, который желает отомстить своим обидчикам, а, главным образом, он ищет значительное лицо. В один из вечеров призрак ловит зазнавшегося генерала и отнимает у него шинель, на чем и успокаивается.

    Главные герои и их характеристика

  • Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин . Уже с момента рождения было ясно, что его ждет нелёгкая, несчастливая жизнь. Это предрекла и повитуха, и сам малыш при появлении на свет «заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». Это так называемый «маленький человек», но его характер противоречив и проходит определённые этапы развития.
  • Образ шинели работает на раскрытие потенциальных возможностей этого, на первый взгляд, скромного персонажа. Дорогая сердцу обновка делает героя одержимым, словно идол она управляет им. Маленький чиновник проявляет такую настойчивость и активность, какую никогда не выказывал при жизни, а после смерти – и вовсе решается на месть и держит в страхе Петербург.
  • Роль шинели в повести Гоголя трудно переоценить. Её образ развивается параллельно с главным героем: дырявая шинель – скромный человек, новая – инициативный и счастливый Башмачкин, генеральская – всемогущий дух, нагоняющий ужас.
  • Образ Петербурга в повести представлен совершенно по-иному. Это не пышная столица с нарядными экипажами и цветущими парадными, а жестокий город, с его лютой зимой, не полезным для здоровья климатом, грязными лестницами и темными переулками.
  • Темы

    • Жизнь маленького человека – главная тема повести «Шинель», поэтому она представлена достаточно ярко. Башмачкин не обладает твердым характером или же особыми талантами, чиновники более высокого ранга позволяют себе манипулировать им, игнорировать его или же распекать. А бедный герой хочет лишь вернуть себе то, что принадлежит ему по праву, но значительным лицам и большому миру не до проблем маленького человека.
    • Противопоставление реального и фантастического позволяет показать многогранность образа Башмачкина. В суровой действительности он никогда не достучится до эгоистичных и жестоких сердец власть имущих, но став могучим духом, он может хотя бы отомстить за свою обиду.
    • Сквозная тема повести – безнравственность. Людей ценят не за их умение, а за их чин, значительное лицо – отнюдь не примерный семьянин, он холоден к своим детям и ищет развлечений на стороне. Он позволяет себе быть высокомерным самодуром, заставляя пресмыкаться тех, кто ниже рангом.
    • Сатирический характер повести и абсурдность ситуаций позволяют Гоголю наиболее выразительно указать на социальные пороки. Например, никто не собирается искать пропавшую шинель, но существует указ поймать приведение. Так автор обличает бездеятельность полиции Петербурга.

    Проблематика

    Проблематика повести «Шинель» весьма широка. Здесь Гоголь поднимает вопросы, касающиеся, как общества, так и внутреннего мира человека.

    • Главная проблема повести – гуманизм, а точнее – его отсутствие. Все герои повести малодушны и эгоистичны, они не способны к сопереживанию. Даже Акакий Акакиевич не имеет никакой духовной цели в жизни, не стремится читать или же интересоваться искусством. Им движет лишь материальная составляющая бытия. Башмачкин не осознаёт себя жертвой в христианском понимании. Он вполне приспособился к своему жалкому существованию, персонаж не знает прощения и способен лишь на месть. Герой даже не может обрести покой после смерти, пока не исполнит свой низкий замысел.
    • Равнодушие. Сослуживцы равнодушны к горю Башмачкина, а значительное лицо пытается всеми известными ему способами заглушить в себе всякие проявления человечности.
    • Проблема бедности затрагивается Гоголем. Человек, примерно и усердно исполняющий свои обязанности, не имеет возможности обновлять свой гардероб по мере необходимости, в то время как безалаберные льстецы и щеголи успешно продвигаются по службе, роскошно обедают и устраивают вечера.
    • Проблема социального неравенства освещается в повести. Генерал относится к титулярному советнику как к блохе, которую он может раздавить. Башмачкин перед ним робеет, теряет дар речи, а значительное лицо, не желая терять свой облик в глазах сослуживцев, всячески унижает бедного просителя. Таким образом, он показывает свою мощь и превосходство.

    В чем смысл повести?

    Идея «Шинели» Гоголя – указать на острые социальные проблемы, актуальные в Императорской России. При помощи фантастического компонента автор показывает безвыходность ситуации: маленький человек слаб перед сильными мира сего, они никогда не откликнутся на его просьбу, да ещё и выгонят взашей из своего кабинета. Гоголь, конечно, не одобряет месть, но в повести «Шинель» — это единственный способ достучаться до каменных сердец высокопоставленных чиновников. Им кажется, что выше них только дух, а согласятся прислушаться они только к тем, кто их превосходит. Став привидением, Башмачкин занимает как раз эту необходимую позицию, так ему удаётся влиять на зазнавшихся самодуров. В этом заключается основная мысль произведения.

    Смысл «Шинели» Гоголя в поиске справедливости, но ситуация кажется безвыходной, ведь правосудие возможно лишь при обращении к сверхъестественному.

    Чему учит?

    «Шинель» Гоголя написана почти два столетия назад, но остаётся актуальной и по сей день. Автор заставляет задуматься не только о социальном неравенстве, проблеме бедности, но и о собственных душевных качествах. Повесть «Шинель» учит сопереживанию, писатель призывает не отворачиваться от человека, который находится в тяжелом положении и просит помощи.

    Для достижения своих авторских целей Гоголь изменяет финал исходного анекдота, ставшего основой для произведения. Если в той истории сослуживцы собрали сумму, достаточную для покупки нового ружья, то коллеги Башмачкина практически ничем не помогли попавшему в беду товарищу. Сам же он погиб, борясь за свои права.

    Критика

    В русской литературе повесть «Шинель» сыграла огромную роль: благодаря этому произведению возникло целое течение — «натуральная школа». Это произведение стало символом нового искусства, а подтверждением тому был журнал «Физиология Петербурга», где многие молодые писатели выступили со своими вариантами образа бедного чиновника.

    Критики признавали за Гоголем мастерство, а «Шинель» считали достойным произведением, но полемика в основном велась вокруг гоголевского направления, открытого именно этой повестью. Например, В.Г. Белинский называл книгу «одним из глубочайших созданий Гоголя», но «натуральную школу» считал направлением бесперспективным, а К. Аксаков отказывал Достоевскому (который тоже начинал с «натуральной школы»), автору «Бедных людей», в звании художника.

    Не только русские критики осознавали роль «Шинели» в литературе. Французскому рецензенту Э. Вогюэ принадлежит известное высказывание «Все мы вышли из гоголевской шинели». В 1885 году он написал статью о Достоевском, где говорил об истоках творчества писателя.

    Позднее Чернышевский обвинял Гоголя в излишней сентиментальности, нарочитой жалостливости к Башмачкину. Аполлон Григорьев в своей критике противопоставлял истинному искусству гоголевский метод сатирического изображения действительности.

    Не только на современников писателя повесть произвела большое впечатление. В. Набоков в статье «Апофеоз личины» анализирует творческий метод Гоголя, его особенности, достоинства и недостатки. Набоков считает, что «Шинель» создана для «читателя с творческим воображением», а для максимально полного понимания произведения необходимо знакомиться с ним на языке оригинала, ведь творчество Гоголя – «это феномен языка, а не идей».

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Николай Васильевич Гоголь - особая, колоритная фигура в русской литературе. С его именем связано много мистического, странного и даже страшного. Чего стоит одна из самых мистических повестей XIX века - «Вий»! На самом деле у Гоголя есть несколько еще более странных и поучительных произведений, одно из которых - «Шинель». История создания Гоголем «Шинели» уходит своими корнями в проблемы общества XIX века.

Сюжет

Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин ведет весьма тихую, скромную и неприметную жизнь. Он работает в канцелярии, переписывает любые бумаги и только в этой своей деятельности находит какую-то отдушину. Коллеги над ним смеются и откровенно издеваются, начальство его не замечает, у него ни родных, ни друзей.

Однажды Башмачкин понимает, что его старая шинель полностью пришла в негодность и срочно требуется замена. Чтобы накопить на новое пальто, Акакий Акакиевич идет на беспрецедентные меры, он экономит на еде, свечах и даже ходит на носочках, чтобы не изорвать туфли. После нескольких месяцев лишений он наконец покупает новую шинель. На работе все - кто ехидно, кто по-доброму - восхищаются приобретением старика и приглашают на вечер к одному из сослуживцев.

Акакий Акакиевич счастлив, он провел замечательный вечер в гостях, но, когда герой возвращался поздно ночью домой, он был ограблен, у него забрали ту самую новую шинель. В отчаянии Башмачкин бежит к властям, но тщетно, идет на прием к «высокому» лицу, но тот только кричит на мелкого чиновника. Акакий Акакиевич возвращается в свою каморку, где вскоре умирает, а жители Петербурга узнают о таинственном привидении, которое срывает шинели с богатых граждан и кричит «Мое!».

История создания «Шинели» Гоголя отражает целую эпоху с особыми проблемами, показывает непривычную и далекую историю нашей страны и в то же время затрагивает вечные вопросы человечества, актуальные и сегодня.

Тема «маленького человека»

В XIX веке в русской литературе складывается направление реализма, охватывающего все мелочи и особенности настоящей жизни. Героями произведений становились обычные люди со своими ежедневными проблемами и страстями.

Если говорить об истории создания «Шинели» Гоголя кратко, то здесь особенно остро отражена именно тематика «маленького человека» в большом и чуждом мире. Мелкий чиновник плывет по течению жизни, никогда не возмущается, не испытывает ни сильных подъемов, ни сильных упадков. Писатель хотел показать, что настоящий герой жизни не сияющий рыцарь или умный и чуткий романтический персонаж. А вот такой ничтожный человек, задавленный обстоятельствами.

Образ Башмачкина стал отправной точкой для дальнейшего развития не только российской, но и мировой литературы. Европейские авторы XIX и XX века старались найти пути выхода «маленького человека» из психологических и социальных оков. Именно отсюда родились персонажи Тургенева, Э. Золя, Кафки или Камю.

История создания "Шинели" Н. В. Гоголя

По словам исследователей творчества великого русского писателя, первоначальный замысел повести родился из анекдота о мелком чиновнике, который хотел купить себе ружье и долго копил на свою мечту. Наконец, купив заветное ружье, он, плывя по Финскому заливу, потерял его. Чиновник вернулся домой и от переживаний вскоре умер.

История создания «Шинели» Гоголя начинается еще в 1839 году, когда автор только делает черновые наброски. Сохранилось немного документальных подтверждений, но отрывки свидетельствуют, что первоначально это был комический рассказ без особой морали и глубокого смысла. В последующие 3 года Гоголь еще несколько раз берется за повесть, но доводит ее до конца только в 1841 году. За это время произведение почти растеряло весь юмор и стало более патетическим и глубоким.

Критика

Историю создания «Шинели» Гоголя невозможно понять без учета оценки современников, обычных читателей и литературных критиков. После выхода сборника сочинения писателя с этой повестью на нее сначала не обратили должного внимания. В конце 30-х годов XIX века в русской литературе тема бедствующего чиновника была очень популярна, и «Шинель» первоначально отнесли к таким же жалостно-сентиментальным произведениям.

Но уже во второй половине XIX века стало понятно, что «Шинель» Гоголя, история создания повести стали началом целого направления в искусстве. Тема измельчания человека и тихий бунт этого ничтожного создания стали актуальны в русском авторитарном обществе. Писатели видели и верили, что даже такой несчастный и «маленький» человек — это личность, личность думающая, анализирующая и умеющая по-своему отстаивать свои права.

Б. М. Эйхенбаум, «Как сделана «Шинель»

Большой вклад в понимание истории создания повести «Шинель» Гоголя внес Б. М. Эйхенбаум, один из самых известных и заслуженных русских критиков XIX века. В своей работе «Как сделана «Шинель» он открыл для читателя и других авторов подлинный смысл и назначение этого произведения. Исследователь отметил оригинальную, сказовую манеру повествования, позволяющую автору в течение рассказа выражать свое отношение к герою. В первых главах он насмехается над мелкостью и жалкостью Башмачкина, а вот в последних уже испытывает жалость и сочувствие по отношению к своему персонажу.

Историю создания «Шинели» Гоголя невозможно изучать без отрыва от социальной ситуации тех лет. Автор негодует и возмущается ужасной и унизительной системой «Табель о рангах», которая ставит человека в определенные рамки, выбраться из которых сможет не всякий.

Религиозная трактовка

Гоголя часто обвиняли в слишком свободной игре с православными религиозными символами. Кто-то видел его языческие образы Вия, ведьмы и черта как проявление бездуховности, уход от христианских традиций. Другие, наоборот, говорили, что такими путями автор пытается показать читателю путь спасения от нечисти, а именно православное смирение.

Поэтому некоторые исследователи видели историю создания повести «Шинель» Гоголя именно в неком религиозном внутреннем конфликте автора. И Башмачкин выступает уже не как собирательный образ мелкого чиновника, а как человек, подвергшийся искушению. Герой выдумал себе идола - шинель, жил и страдал из-за нее. В пользу религиозной трактовки говорит и тот факт, что Гоголь очень фанатично относился к Богу, различным обрядам и тщательно все соблюдал.

Место в литературе

Течение реализма в литературе и других видах искусства произвело в мире настоящий фурор. художники и скульпторы старались изобразить жизнь такой, какая она есть, без прикрас и лоска. И в образе Башмачкина мы в том числе видим высмеивание уходящего в историю романтического героя. У того были высокие цели и величественные образы, а здесь у человека смысл жизни - новая шинель. Эта идея заставляла читателя глубже мыслить, искать ответы на вопросы в реальной жизни, а не в мечтах и романах.

История создания повести Н. В. Гоголя «Шинель» — это история становления русской национальной мысли. Автор правильно увидел и угадал тенденцию времени. Люди уже не хотели быть рабами в прямом и переносном смысле, зрел бунт, но пока еще тихий и робкий.

Через 30 лет тему уже повзрослевшего и более смелого «маленького человека» поднимет Тургенев в своих романах, Достоевский в произведении «Бедные люди» и отчасти в знаменитом своем "Пятикнижии". Более того, образ Башмачкина перекочевал в другие виды искусства, в театр и кино, и здесь получил новое звучание.

Петербургские повести появились в самую мрачную пору.

В.И. Ленин характеризуя эту эпоху отмечал:

«Крепостная Россия забита и неподвижна. Протестует ничтожное меньшинство дворян, бессильных без поддержки народа. Но лучшие люди из дворян помогли разбудить народ».

Сам Н.В. Гоголь никогда не называл цикл этих повестей «Петербургскими повестями», так что название чисто деловое. К этому циклу относится и повесть «Шинель», которая, по-моему, является здесь самой значительной из всех остальных.

Ее важность, значимость и осмысленность по сравнению с другими произведениями увеличивает тема, затронутая в «Шинели»: маленький человек.

Грубая сила, беззаконие власть имущих царили и доминировали над судьбами, жизнями маленьких людей. В число этих людей входил Акакий Акакиевич Башмачкин.

«Маленький человек» такой, как наш герой и многие другие, кажется должны бороться за нормальное отношение к ним, но у них не хватает сил ни физических, ни моральных, ни духовных.

Акакий Акакиевич Башмачкин - жертва, которая не просто находится под гнетом окружающего мира и собственной бессильности, а не понимающая трагичность своего жизненного положения. Это духовно «стертая» личность. Автор сочувствует маленькому человеку и требует внимания к этой проблеме.

Акакий Акакиевич так незаметен, незначителен в своем положении, что никто из сослуживцев не помнит «когда и в какое время поступил» он на службу. Можно даже говорить про него неопределенно, что, между прочим, и делает Н.В. Гоголь: «Служил в одном департаменте».

А, может, этим он хотел подчеркнуть, что этот случай мог случиться в любом департаменте, рабочем заведении. Сказать то, что таких людей, как Башмачкин, очень-очень много, но их никто не замечает.
В чем же состоит образ главного героя? Я думаю, что образ имеет две стороны.

Первая сторона - духовное и физическое несостоятельность персонажа. Он даже не пытается достичь большего, поэтому в начале нам его не жаль, мы понимаем, насколько он убог. Нельзя же жить без перспективы, при этом, не осознавая себя личностью. Нельзя видеть смысл жизни только в переписывании бумаг, а целью, смыслом считать покупку шинели. Идея ее приобретения делает его жизнь более осмысленной, наполняет ее. По-моему, это выводится на первый план, чтобы показать личность Акакия Акакиевича.

Вторая сторона - бессердечное и несправедливое отношение окружающих к Акакию Акакиевичу. Посмотрите, как относятся окружающие к Башмачкину: смеются над ним, издеваются. Он думал, что, приобретя шинель, станет выглядеть знатнее, но этого не произошло. Вскоре после покупки на забитого чиновника «нестерпимо обрушилось» несчастье. «Какие-то люди с усами» отняли у него едва купленную шинель. Вместе с ней Акакий Акакиевич утрачивает единственную в жизни радость. Его жизнь вновь становится печальной и одинокой. В первый раз, пытаясь добиться справедливости, он отправляется к «значительному лицу», чтобы поведать ему о своем горе. Но снова его игнорируют, отвергают, выставляют на посмешище. Никто не захотел помочь ему в трудную минуту, никто не поддержал. И он умер, умер от утраты, горя.

Н.В. Гоголь в рамках образа одного «маленького человека» показывает страшную правду жизни. Униженные «маленькие люди» погибали и страдали не только на страницах многочисленных произведений, освещающих эту проблему, но и в реальности. Однако окружающий мир к их страданиям, унижениям и смертям оставался глух, как безучастен остается к гибели Башмачкина холодный, как зимняя ночь, надменный Петербург.

Стал самым загадочным русским писателем. В этой статье мы рассмотрим анализ повести "Шинель" Николая Гоголя, постараясь проникнуть в тонкие хитросплетения сюжета, а такие сюжеты Гоголь выстраивать мастер. Не забудьте, что вы также можете прочесть краткое содержание повести "Шинель" .

Повесть "Шинель" - это повествование об одном "маленьком человеке" по имени Акакий Акакиевич Башмачкин. Он служил самым простым переписчиком в ничем не примечательном уездном городе, в канцелярии. Однако читатель может поразмышлять о том, в чем может быть смысл жизни человека, и без вдумчивого подхода здесь не обойтись, именно поэтому мы и делаем анализ повести "Шинель".

Главный герой "Шинель"

Итак, главный герой Акакий Башмачкин был "маленьким человеком". Это понятие широко используется в русской литературе. Однако больше привлекает внимание его характер, уклад жизни, ценности и настрой. Ему ничего не надо. Он отстраненно смотрит на происходящее вокруг, внутри него пустота, и по сути, его лозунг в жизни: "Пожалуйста, оставьте меня в покое". Бывают ли сегодня такие люди? Сплошь и рядом. И их не интересует реакция окружающих, мало волнует, кто о них что думает. Но разве это правильно?

Вот, например, Акакий Башмачкин. Он часто слышит насмешки в свой адрес от сослуживцев-чиновников. Над ним подтрунивают, говоря обидные слова и состязаясь в остроумии. Порой Башмачкин промолчит, а порой, подняв глаза, ответит: "Зачем так?". Делая анализ этой стороны "Шинели", становится видна проблема социальной напряженности.

Характер Башмачкина

Акакий страстно любил свою работу, и это было главным в его жизни. Занимался он переписыванием документов, причем работу его всегда можно было назвать аккуратной, чистой, сделанной с усердием. А что этот мелкий чиновник делал дома по вечерам? После обеда дома, придя со службы, Акакий Акакиевич ходил взад-вперед по комнате, не торопясь проживая длительные минуты и часы. Потом он погружался в кресло и на протяжении всего вечера его можно было застать за очередной писаниной.

Анализ повести "Шинель" Гоголя включает в себя важный вывод: когда смысл жизни человека в работе - это мелко и безрадостно. Вот еще подтверждение этой мысли.

Затем, после такого проведения досуга, Башмачкин отправляется спать, но о чем его мысли в кровати? О том, что он будет переписывать на службе в канцелярии завтра. Он думал об этом, и это его радовало. Смыслом жизни этого чиновника, который был "маленьким человеком", и которому уже шёл шестой десяток лет, был самый примитивный: взять бумагу, макнуть в чернильницу перо и бесконечно писать - аккуратно и с усердием. Однако другая цель в жизни Акакия, все-таки, появилась.

Другие детали анализа повести "Шинель"

У Акакия было совсем небольшое жалованье на службе. Ему платили тридцать шесть рублей в месяц, и почти все они уходили на питание и жилье. Вот наступила суровая зима - подул ледяной ветер и ударил мороз. А Башмачкин ходит в изношенной одежде, которая не может согреть в морозный день. Здесь Николай Гоголь очень точно описывает ситуацию Акакия, его старую потертую шинель, и действия чиновника.

Акакий Акакиевич решает отправиться на починку шинели в мастерскую. Он просит портного залать дыры, но тот объявляет, что шинель ремонту не подлежит, и выход только один - приобрести новую. За эту вещь порной называет гиганстскую сумму (для Акакия) - восемьдесят рублей. Таких денег у Башмачкина нет, придется скопить их, а для этого стоит войти в очень экономный режим жизни. Делая здесь анализ, можно подумать, зачем этот "маленький человек" идет на такие крайности: он перестает пить чай по вечерам, лишний раз прачке не отдает белье, ходит так, чтобы меньше стиралась обувь... Неужели все ради новой шинели, которой он потом лишится? Но это его новая радость в жизни, его цель. Гоголь пытается побудить читателя подумать, что наиболее важно в жизни, чему отдать приоритет.

Выводы

Мы вкратце неполностью рассмотрели сюжет, но выделили из него только те детали, которые нужны для того чтобы сделать четкий анализ повести "Шинель". Главный герой в духовном и физическом плане несостоятелен. Он не стремится к лучшему, его состояние убого, он не личность. После того как появляется в жизни другая цель, отличная от переписывания бумаг, он как будто меняется. Теперь Акакий сосредоточен на покупке шинели.

Гоголь показывает нам и другую сторону. Как бессердечно и несправедливо относятся к Башмачкину окружающие. Он терпит насмешки и издевательства. Ко всему прочему смысл его жизни пропадает после того как новую шинель у Акакия отбирают. Он лишается последней радости, вновь Башмачкин печален и одинок.

Здесь во время анализа видна цель Гоголя - показать суровую правду того времени. "Маленьким людям" суждено было страдать и погибать, они были никому не нужны и неинтересны. Точно так же, как гибель Башмачника не интересовала его окружение и тех, кто мог оказать ему помощь.

Вы прочитали краткий анализ повести "Шинель" Николая Гоголя. В нашем литературном блоге вы найдете множество статей на разную тематику, в том числе анализы произведений.

8 класс

Анализ повести Н.В.Гоголя «Шинель».

Беседа по вопросам.

    С каким чувством, каким отношением к герою вы читали по­ весть Гоголя?

Что мы узнаем о герое в начале повести? Что означает его имя?

(Что он служил в од­ном департаменте, что ничего замечательного о нем сказать нельзя, низенького роста, рябоват, рыжеват, подслеповат, с небольшой лы­синой на лбу, с морщинами, ему за 50 лет, но служит он чиновником низшего класса в табели о рангах - вечный титулярный советник (это 9 ступень чиновничьей лестницы). Фамилия его - Башмачкин. Называя ее, писатель словно иронизирует: «...она произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом... ничего этого неизвестно».)

Ирония – это … (см. раздаточный материал)

2. Какова история рождения Акакия Акакиевича? - от «Родился... про­тив ночи» до «...другого имени дать было никак невозможно». И опять автор иронизирует над героем. (Отрывок №1)

3. Когда же меняется отношение рассказчика к герою? (Или оно остается неизменным?)

(Конечно, ученики заметили, что отношение меняется, и уже с первых страниц ироническое настроение часто переходит в груст­ное. Акакия Акакиевича становится жаль, когда мы узнаем об от­ношении к нему сослуживцев, которые не оказывали ему никако­го уважения, когда появляется сравнение с мухой.)

4. Как относились в департаменте к Акакию Акакиевичу? (Отрывок №2)

5. Для чего вводит Гоголь молодого человека, который не будет героем повести? (Отрывок №3 – зачитать)

(В этом фрагменте звучит важная для писателя мысль об уважении к человеку, «маленькому человеку», как стали называть таких героев, как Акакий Акакиевич. Читателю становит­ся понятно, что насмешки над такими людьми омерзительны.)

6 . Что мы узнаем об отношении героя к службе? Как в этом про­является его характер?

(Он служил с любовью, переписывание бу­маг для него - особый приятный мир, но ничего более он делать не умел, терялся от задания переменить глаголы из 1 лица в 3-е. Дома он также переписывал бумаги, ожидал, «что-то бог пошлет перепи­сывать завтра». За свою работу он получал всего 400 рублей в год, мизерные по тем временам деньги. Он покорен судьбе, не склонен к протесту.)

7. Назовите врага «всех, получающих 400 рублей в год»? Почему?

(«Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров»).

8. Шинель для Акакия Акакиевича - это не ружье из анекдо­та, это не излишество, а самая первая необходимость. Вот почему он так расстроился, когда портной Петрович отказался взять ее в ремонт.

Обратимся к тому фрагменту, в котором повествуется о первом визите героя к портному. Наше внимание должна привлечь речь Ака­кия Акакиевича - это не речь, а какие-то обрывки речи: «А я вот к те­бе, Петрович, того...», «А я вот того, Петрович... шинель-то, сукно...». Отрывок №4 зачитать

(Трудно представить, чтобы герой, живущий в одиночестве и заби­тости, говорил иначе. Но дело и в умственной неразвитости, ограни­ченности кругозора, конечно, тоже. Таким образом, автор сочувству­ет своему герою. К тому моменту, когда он пишет: «Отчего же нельзя, Петрович? - сказал он почти умоляющим голосом ребен­ка...», жалость, сочувствие к герою уже сформировались в читателе.)

9. Расскажите о разговоре Акакия Акакиевича с Петровичем. О чём размышляет Акакия Акакиевича после него. (Здесь важно, чтобы ученики поняли, что Гоголь не скрывает ужасающей нищеты героя, которая и влияет на формирование его характера, на поведение. Кроме того, в его жизни нет человеческой привязаннос­ти, вот и возникает странная «любовь» к красивым буквам и к буду­щей шинели, как к живому человеку.)

10. Внимательно прочитайте (прослушайте) фрагмент статьи революционе­ра-демократа Н.Г.Чернышевского «Не начало ли перемены?» выскажите свою точку зрения на гоголевского героя (т.е., согласны ли они с мнением критика и почему? ):

«...в ком заключалась причина бедствий и унижений Акакия Акакиевича? В нем самом, только в нем самом. Ведь в самом деле Акакий Акакиевич был смешной идиот... Он был круглый невежда и совершенный идиот, ни к чему не способный. Это видно из рассказа о нем, хотя рассказ написан не с тою целью. Зачем же Гоголь прямо не налегает на ту часть правды об А.А., - на ту невыгодную часть правды, вы­ставленную нами?.. Все недостатки прячутся, затушевываются, за­мазываются!..»

(Учащиеся пытаются объяснить столь резкую оценку Чернышевского и одновременно - почему отри­ цательные черты Башмачкина писатель приглушает, а крупным пла­ ном дает другое: кротость героя, душевную незлобивость, безропот­ ное терпение забитого жизнью бедняка? )

(Чтобы взглянуть на беды Башмачкина, понять их и посочувствовать ему, надо быть добрым че­ловеком. Так поступил молодой человек, понявший, что издеваться над Акакием Акакиевичем - бесчеловечно. Не все в руках одного человека, этого Чернышевский не хочет увидеть. Точка зрения революци­онных демократов была другой - человек должен сам изменить свою жизнь. Мнение автора не совпадало с точкой зрения критика.).

11. Как реагирует герой на новые условия жизни, как готовится к
приобретению шинели? Откуда взял деньги на её пошив? Отрывок №6.

(Казалось бы, после второго визита к Петро­вичу и его отказа от починки старой шинели герой должен отчаяться, но этого не происходит. Читаем от слов: «Но прежде читателю должно узнать, где взялась первая половина...» до «...оставаться в одном только демикотоновом халате, очень давнем и щадимом даже самим временем».)

Но это, так сказать, материальный план.

12 . Чем стала будущая шинель для героя повести?

А какие изменения происходят в характере, манере поведе­ ния? Отрывок №7.

(Мы видим, что он меняется внешне, поведение его становит­ся более решительным и целеустремленным. Читаем от слов: «...но зато он питался духовно... в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?»

Конечно, в этом отрывке появляется юмор, но это добрый юмор, а главное в том, что он становится человеком, впервые начинает се­бя чувствовать человеком: даже принимает приглашение товарищей на вечеринку и выпивает шампанское.)

Юмор – (см. раздаточный материал)

13 . Шинель готова. Как ощущает Акакий Акакиевич себя в новой шинели?

(Словесное рисование.)

А теперь закройте глаза и представьте, как выглядит во время одевания шинели Акакий Акакиевич? Какова его внешность? Выражение лица? Жесты? Как стоит герой? Как ведёт себя? Может, представите и предметы, окружающие его в этот момент?

Посмотрите на стенд, где помещены иллюстрации художников Кукрыниксов (Кукрыниксы - творческий коллектив художников, ставших самыми знаменитыми и авторитетными мастерами российской карикатуры 20 века.), выполненные акварелью. Одна из иллюстраций так и называется «Акакий Акакиевич примеряет новую шинель».

Совпали ли ваше устное словесное рисование с видением этой же сцены художников?

Вид работы, которую вы сейчас выполняли, называется словесным рисованием.

При чтении художественного произведения нам мысленно «видятся», «представляются» определённые картины, образы. Описание их и называют словесным рисованием. Оно может быть как устным, так и письменным. Словесное рисование предполагает не только понимание текста, но и его распространение и домысливание.

Обратите внимание на ваше д/з. Вам предстоит выполнить словесное рисование на тему ««Обложка к изданию повести Н.В.Гоголя «Шинель»».

Возвращаемся к разбору повести.

14. Как сослуживцы отнеслись к новому приобретению Башмачкина?

16. Определите, какой эпизод является кульминационным в по­ вести.

(Без труда учащиеся определят, что таким эпизодом является сцена ограбления - первое потрясение для Акакия Акакиевича.)

17.Какие перемены произошли с героем после ограбления?

(Тишайший Акакий Акакиевич начинает бранить будочника за то, что тот не помогает человеку, когда его грабят. Впервые не идет он на службу, начинает добиваться, чтобы его принял частный пристав. Когда его не пропускают, говорит писарю, что пришел по казенно­му делу, что пожалуется, если не пустят, «так вот тогда они увидят».
Но самое главное начинается после визита к «значительному лицу».)

18. Расскажите о встрече А.А. со значительным лицом. Отрывок № 8.

Обратим внимание учеников на то, как Гоголь акцентирует внима­ние читателей на роль чина: «...генеральский чин совершенно сбил его (значительное лицо) с толку». Вспомним, что этот акцент важен был для автора и в повести «Невский проспект».

Читаем от слов: «Увидевши смиренный вид Акакия Акакиевича и его старенький вицмундир...» до слов : «...его вынесли почти без движения».

После этого визита Башмачкин уже ничего не помнил и не ви­дел, не чувствовал ни рук, ни ног, когда добрался домой, не в силах был говорить. Началась сильная горячка и вскоре «бедный Акакий Акакиевич испустил дух».

Смерть только подчеркнула одиночество и бедность героя, который не оставил наследников и наследства. «И Петербург ос­тался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было».

19. Но все ли так, как мы сказали, не пропущено ли какое-то звено в этих событиях последних дней нашего героя?

(Этот вопрос заставля­ет учеников еще раз прочитать текст и увидеть очень важное место в повести: в предсмертных видениях представлялся Башмачкину то Пе­трович, то генерал, которому он приговаривал не только «Виноват, ва­ше превосходительство!», но и «даже сквернохульничал, произнося самые страшные слова... которые следовали непосредственно за сло­вом «ваше превосходительство» и которых от него никогда не слыша­ла его хозяйка».)

Он ругает не грабителей, а генерала, то есть высшие власти, мстит не тем, кто снял с него шинель, а генералу и в его лице тем, кто пре­вратил его в бессловесное, униженное существо. Это протест, бунт.)

20. Почему Гоголь решил закончить повесть трагически – смертью героя?

(Для писателя важ­нее всего правда жизни, к ней, этой трагической правде, он и стре­мился привлечь внимание читателей.)

Слово учителя

Мысль автора ясна: высшие власти, представленные в повести «значительным лицом», виноваты в ужасном существовании героя и его смерти. Но писатель призывает и к тому, чтобы все люди дума­ли друг о друге, поступали так, как хотят, чтобы поступали с ними - в этом смысл повести «Шинель».

Сцена у генерала не понравилась герою романа Ф.М.Достоев­ского «Бедные люди» Макару Девушкину: «А лучше всего было бы не оставлять его умирать, беднягу, а сделать так, чтобы шинель его отыскалась, чтобы тот генерал, узнавши подробнее об его доброде­телях, перепросил бы его в свою канцелярию, повысил чином и дал бы хороший оклад жалованья, так что, видите ли, как бы это было: зло бы было наказано, а добродетель восторжествовала бы, и канце­ляристы товарищи все бы ни с чем и остались. Я бы, например, так сделал...»

21. Почему Гоголь поступил иначе? С какой целью Гоголем выбирает фантастическое окончание повести?

(В реалистической части повести не могли проявиться такие стороны характера Акакия Акакиевича, которые показало фанта­стическое окончание.) (Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя. Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…)

V . Обобщение.

1) Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений?

(Акакий Акакиевич – удавшийся человек настолько, насколько у него было жизненных амбиций. У него гармония потребностей и возможностей. Людей, подобных Акакию Акакиевичу, много.)

2) Какой тип “маленького человека” воплотился в Башмачкине?

(Жертва, не осознающая трагизма своего положения, так называемая духовно “стёртая” личность, что при явно выраженном сочувствии автора к “маленькому человеку” не исключает истинного подхода к проблеме.)

3) Актуальна ли проблема «маленького» человека в наши дни?

4) А как должно быть в жизни?

Заключение . На этом разговор о повести «Шинель» ещё не окончен. В 9 и в 10 классе вы вновь вернётесь к чтению произведений Гоголя из цикла «Петербургские повести», и изучите их подробнее и глубже.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...