Паломничество и религиозный туризм. “Духовный” туризм – чума монастырей, но многим обителям нравится

Это либо поиск подтверждения правильности выбранного жизненного пути, или путешествия ради определенности мировоззренческих ориентиров. Примером подобных путешествий могут быть путешествия в страны Центральной и Юго-Восточной Азии Е. Блаватской, Е. Рерих, Н. Рериха. Определенной степени для убеждения в правильности выбранного пути совершал путешествия и известный украинский философ-странник Г. Сковорода. "Мир ловил меня, но не поймал" - это высказывание следует понимать не только в переносном смысле, как удачную попытку философа избежать вмешательства социума в стиль его жизни, предпочтения и убеждения, но и в более конкретном смысле: пространство путешествий предоставлял возможность выверять правильность выбранного жизненного пути. Поэтому духовные искания происходят не только в тиши кабинетов и размышлениях над страницами книг. Они осуществляются и путешествием к территориям - "источников" учения, пришлось по душе, смутило ее, пробудило мнение. Желание ознакомиться с пространством, природа которого, возможно, сама побуждает к определенному стилю мировосприятия - один из главных мотивов духовного . Когда именно так начиналось духовное становление основателей учения под названием "живая этика" - Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов (в девичестве Шапошниковой - пра-внуки русского полководца М. Кутузова и одновременно племянницы русского композитора М. Мусоргского) . Целью их поездки, которая в конце концов закончилась тем, что они остались там, где их души нашли гармонию было приближение к источникам мудрости. Сначала были , Скандинавией, но духовную самодостаточность они получили лишь в Гималаях.

Оттолкнувшись от примера Рерихов, можно вспомнить, что и сам основатель буддизма - первой мировой религии - принц Гаутама тоже путешествовал в поисках смысла жизни до тех пор, пока этот смысл не открылся ему.

Около до сих разновидностей стоит культурный или культурно-исторический туризм, который побуждается потребностью наглядно увидеть культурно-исторические достопримечательности. Эта потребность возникает, с одной стороны, вследствие приобретения определенного уровня знаний, образования, с другой - опять же из стремления к усвоению нового. Важной составляющей мотива этого вида туризма является эстетическое удовольствие - получение положительных эмоций от встречи с красотой. Эстетическая составляющая может вообще доминировать (например, этот мотив является основой путешествий с целью посетить различные театры, побывать на всемирно известных спектаклях). Культурный туризм в свою очередь лежит в основе духовного обогащения человека, углубление ее интеллектуальной, эстетической, нравственной зрелости.

Еще один вид туризма , который побуждается духовными потребностями, - это ностальгический туризм . Он характерен, как правило, для летней возрастной категории туристов. Иногда ностальгический туризм может накладываться натуризм этнический, например, когда эмигранты посещают свою этническую родину. Когда украинские канадцы посещают Украину, то мотив, побуждающий их к этому путешествию, с одной стороны, "этнический" - посетить место своего родового происхождения, а с другой - это тоска по местам своего детства, юности, даже зрелой поры жизни. Но все же этнический туризм удовлетворяет потребность в подкреплении национальной идентичности человека, его национальной тождественности, т.е. включенности в определенную социальную общность на основании общего происхождения, отождествление с определенной культурой: языком, ценностным кодом, стереотипами мировосприятия и поведения, бытовыми традициями и т.д. Посещение своей этнической родины человеком, который родился и воспитывался в другом социокультурно-м среде, является своеобразным генетическим призванию - "зову предков". Ностальгический же туризм исключительно индивидуальный, он камерный сравнению с этническим, это не призыв национальной идентичности, это - воспроизведение собственного жизненного пути, попытка преодолеть необратимость времени пространственным возвращением.

Религиозный туризм

Определение и разновидности религиозного туризма

Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы страны постоянного проживания на срок не более полугода для посещения святых мест и центров религий. Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.

Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности:

Паломнический туризм;

Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности.

В паломническом туризме выделяется духовно паломнический туризм.

Паломнический туризм

Паломнический туризм - это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество - стремление верующих людей поклониться святым местам.

Среди причин для совершения паломничества можно выделить следующие:

Желание исцелиться от душевных и физических недугов;

Помолиться за родных и близких;

Обрести благодать;

Выполнить богоугодную работу;

Отмолить грехи;

Выразить благодарность за блага посланные свыше;

Проявить преданность вере;

Стремление к подвижничеству во имя веры;

Обрести смысл жизни.

Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Идея паломничества подразумевает действия в условиях особых трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует готовность человека пожертвовать преходящими материальными ценностями во имя вечных духовных. В индуизме, православии и католицизме получили развитие пешие паломничества. Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды проживания.

Термин "паломничество", как полагают филологи, происходит от слова "пальма" - ветви именно этого дерева привозили первые паломники христиане, побывавшие в Святой земле во время праздника "Вход Господень в Иерусалим". Во время триумфального входа Иисуса Христа в Иерусалим верующие усыпали его путь ветвями пальмы. В России этот праздник получил наименование "Вербное воскресенье". Традиции паломничества уходят корнями в глубокую древность. В Индии люди с древних времен совершали поездки в святые места, наполненные энергией того или иного божества. В Древней Греции паломники из разных уголков страны приезжали в Дельфы к прорицательнице Пифии, жившей в храме, для получения предсказаний. В Средние века паломничество получило широкое распространение. Странствия пилигримов в Палестину начались уже в III в. н. э. При императоре Константине были возведены храмы в Иерусалиме, например Храм Гроба Господня. В XV в. для паломников из Европы были разработаны специальные маршруты, или "дорожники", от берегов Роны до реки Иордан. Однако самые первые путеводители для паломников, или "итенирарии", были написаны на греческом языке в Византии еще в VIII в. Наибольшей популярностью среди пилигримов пользовался итенирарий "Краткое сказание о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, а также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины", написанный византийцем Иоанном Фокой в XII в. Крестовые походы закрепили традицию паломничества в Святую землю. По данным ВТО, ежегодно совершают паломничество более 200 млн человек.

Виды и особенности паломничества

В науке обычно выделяют несколько видов паломничества, классифицирующихся по различным признакам:

1) по числу участников и семейной принадлежности - индивидуальные, семейные и групповые паломничества;

2) по продолжительности - длительные и кратковременные паломничества (раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней);

3) по сезонности - круглогодичные паломничества, а также приуроченные к религиозным праздникам;

4) по объектам посещения - посещения конфессиональных культовых мест (церквей, монастырей, храмов), а также природных культовых мест (гор, озер, пещер, родников, рощ);

5) по местоположению объекта паломничества - внутренние (в пределах государственных границ) и зарубежные паломнические туры;

6) по признаку обязательности - добровольные и обязательные паломнические туры (например, в исламе паломничество хадж является обязательным для каждого правоверного).

Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения. Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или даже прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик, и она довольно скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии - вегетарианская.

Духовно паломнический туризм имеет узкую социально психологическую базу и географическую направленность. Под духовно паломническим туризмом понимаются поездки туристов из Северной и Южной Америки, Европы и России в различные центры духовной практики в странах Востока, в первую очередь в Индию, Тибет, Китай, Непал, Японию. Духовно паломнический туризм тесно связан с лечебно оздоровительным туризмом. Например, многие духовные центры в Индии являются центрами аюрведического лечения. В Индии аюрведа - это комплексная наука лечения, омоложения организма и предотвращения заболеваний, которые возникают как следствие нарушения гармонии между энергией человека и Вселенной. Всевозможные практики и наставления, дающиеся во многих ашрамах, а также в Золотом Городе, часто выходят за рамки религий или не имеют непосредственной (видимой) религиозной подоплеки. Подчеркивается их универсальность для людей различных вероисповеданий, национальностей, пола, возраста и профессии. Цель таких практик - помочь человеку в решении его проблем, а также в его духовном и нравственном самосовершенствовании, познании своей внутренней духовной природы.

Следует отметить близость духовно паломнического туризма и других видов туризма. Например, ежегодно многие туристы посещают Китай для занятий цигун. Цигун - это комплекс двигательных и дыхательных упражнений. Цигун помогает человеку набрать большой запас жизненных сил, или энергии ци, как полагают китайцы. Так что такая поездка содержит элементы религиозного, спортивного и лечебно оздоровительного туризма.

Места

Христианское паломничество насчитывает сотни, если не тысячи святых мест. Многие из них являются местами видений. Наиболее известные места - Лурд и Фатима. Другие места приобрели популярность после различных чудес - реальных или предполагаемых. Некоторые места не славятся сверхъестественными событиями, но являются центра духовной жизни, часто на протяжении веков. Иногда живописность мест паломничества так привлекает туристов, что религиозный характер места оттесняется на второй план.

Только во Франции можно назвать следующие:

Пюи в Белее - город, имевший в средние века такое же точение, как Лурд сегодня. Он привлекает многие сотни тысяч паломников и туристов ежегодно;

Рокамадур - по дороге на Компостель, местность по своей красоте напоминает Мон Сен Мишель. Посещается почти миллионом человек в год;

Нотр Даме де Шартр - место паломничества студентов, где ежегодно в конце учебного года собирается до 40 тыс. студентов.

Нельзя не упомянуть и некоторые известные места паломничества в других странах:

Ченстохов - здесь 15 августа собираются сотни тысяч паломников, пришедших пешком из всех уголков страны, чтобы поклониться иконе Богородицы из Ясно Гора (Светлая Гора), которую якобы написал св. Лука. Почтение к этому месту так велико, что крестьяне дают паломникам приют и пищу бесплатно на всем пути следования;

Левоча - в Чехословакии, место древнего паломничества в честь Девы Марии. Несмотря на враждебное отношение коммунистического правительства, создававшего многочисленные препятствия, здесь ежегодно в июле собирались более 100 тыс. человек;

Многочисленны места паломнические места на Святой Земле (Иерусалим, Вифлеем, Назарет), где различные христианские церкви с трудом поделили места почитания;

Многочисленны места паломничества в Испании (500 тыс. человек посещают Эль Росио в Андалузии, столько же - монастырь бенедиктинцев Монсерра в Каталонии), в Италии (Рим, посещаемый толпами, достигающими 8 млн паломников в "святые годы" во время празднования юбилеев, Сан Доминго, бенедиктинский монастырь в Монте Кассино);

В Латинской Америке два места паломничества приобрели мировую известность: Богородица Гваделупа и Копакабана;

К основным центрам индуистского паломничества добавляются:

Пушкара - возле Аджмира и Раджастхана. Известен пестрой ярмаркой, проводимой ежегодно в октябре - ноябре. Это также одно из редких мест паломнического почитания Брахмы и его супруги;

Мадураи - центр тамильской культуры, названный городом религиозных праздников, так как они проходят почти ежедневно;

Рамесварам - расположен на острове знаменитого "моста Адама" между Индией и Шри Ланка. Здесь хранится память об эпизоде эпопеи "Рамаяна": Рама чествовал здесь Шиву, убив Царя демонов Равана. Паломничество сопровождается очищающим омовением в море в месте, где сходятся Индийский океан и Бенгальский залив;

Четырьмя наиболее священными местами в буддизме являются те, где произошли основные события жизни Будды: Лумбини в Непале, где он родился; Бодхгая в индийском штате Бихар, где к нему пришло озарение; Сарнатх, в 8 км севернее Бенареса, где он произнес первую проповедь; и, наконец, Кусинара в индийском штате Уттар-Прадеш, где он умер.

Среди пяти "столпов" ислама паломничество - единственный о6ряд, который не является строго обязательным. Однако любой взрослый мусульманин (мужчина или женщина), не страдающий психическими и заразными болезнями, должен хотя бы раз в жизни совершить его, если у него есть средства.

Арабское название паломничества - хадж, а тот, кто совершил паломничество, носит почетное звание "хаджи". Паломничество включает посещение святых мест в Мекке и Медине мусульманам строго воспрещается доступ в эти города. Это единственные города в мире, доступ в которые разрешен верующим одной религии.

В Медине паломник посещает могилы Магомета и его сподвижников: Абу Бакра, Омара и Отмана. Медина (на арабском - "город") была убежищем для пророка после его бегства из Мекки 622г. От даты этого бегства (по-арабски - "хиджра") мусульмане введут свое летоисчисление. Посещение Медины может осуществляться до или после основного паломничества в Мекку.

Мекка, место рождения пророка, самый святой город в исламе.

В Каабе находится знаменитый черный камень, символизирующий руку Бога, к которому паломники прикасаются рукой в знак верности.

Россия

В России религиозный туризм находится в развивающейся стадии. В нашей стране также не мало святых мест где проводят религиозные туры: Свято – Троицкая Александро – Невская лавра в Санкт – Петербурге, монастырь Свято-Введенской Оптиной пустыни в Калужской области, Троице-Сергиева лавра в Московской области, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь.

Многие храмы хранят в себе чудотворные святыни - образы с ликами святых или ларцы с их мощами. У каждой такой святыни своя история, связанная с исцелением больных и со спасением целых городов от вражеских набегов. И, конечно же, своя неповторимая история у каждого православного храма и монастыря, и связана она не только с чудесными явлениями, но и с историей земли русской: так в Ипатьевском монастыре (Кострома) скрывался от поляков будущий основатель династии Романовых – Михаил Алексеевич, в Новодевичьем монастыре (Москва) томилась сестра Петра I - царевна Софья. Также монастыри были древними очагами науки, хранилищами рукописей и книг (в конце 1790-х годов в Спасо-Преображенском монастыре города Ярославля был найден знаменитый памятник русской культуры «Слово о полку Игореве»), а храмы - настоящими средневековыми галереями изобразительного искусства, сохранившими для нас чудесные фрески древних иконописцев. Словом, мы предлагаем вам увлекательный экскурс по святым местам, который подарит не только духовное обогащение, но и массу визуального удовольствия.

Санкт-Петербург

Старейшим храмом Санкт-Петербурга является Петропавловский собор. Петропавловский собор является императорской усыпальницей, в нем покоится прах почти всех русских императоров и императриц. Над могилами царей и членов их семей установлены мраморные надгробия.

Александро-Невская Лавра.

На территории Лавры расположены Благовещенская, Лазаревская, Никольская церкви, церковь Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радости".

Казанский Собор

Собор во имя Казанской иконы Божией Матери

Чудотворная икона Казанской иконы Божией Матери с самого основания династии Романовых считалась иконою, охраняющей царствующий дом. Эта икона защищала русских воинов в сражении 1579г. До 1710г. икона находилась в Москве, в Петербург ее перевезла царица Прасковья Федоровна. По указу Петра I икона хранилась в специально построенной церкви Рождества Богородицы.

Исаакиевский СоборСобор во имя Святого Исаакия Далматского Существующее здание Исаакиевского Собора - это четвертое из зданий, которые были построены около Адмиралтейства и посвящены памяти Святого Исаакия Далматского, в день поминовения которого родился Петр I.

Горный Алтай – это сила, могущество, величественность, власть Природы и стихий Планеты Земля. Что еще можно сказать об этой сакральной благословенной земле. Только то, что пребывание на ней повышает вашу внутреннюю энергетику, дает прикоснуться к чему- то таинственному, девственному и прекрасному. Эта земля – островок, несущий потоки божественной благодати и силы, которые начинаешь ощущать, только пересекая неведомые границы алтайской земли. Сокровище, которое дали в наследие алтайскому народу, чтобы он мог беречь и сохранять его. Сказочный мир Беловодья , который всегда рядом и бесконечно далек, грезы о волшебной затерянной Шамбале и фантастическая реальность природы божественной красоты. Алтай – это сказки, мифы прошлого, но когда попадаешь в эти места, начинаешь верить в их реальность.

Одно из благословенных мест Горного Алтая и всего мира - это гора Белуха , куда устремлены взоры всех духовных Искателей современности. То место, где на вершине за облаками скрывается знаменитая Шамбала, и находятся небесные врата. Душа и сердце земли. И не зря тысячи и тысячи поклонников стремятся к ее подножию и число их с каждым годом растет. Также непередаваемо красивы места вокруг Уймонской долины , где проездом бывал Николай Рерих. Здесь, кажется каждый камень наполнен силой, а горы звучат и поют, пение их напоминает мощные аккорды, которые то стихая, переходят в гул и смолкают, то с пронзительным криком словно птица стремительно летят вверх.

Описывать Алтай можно бесконечно, потому что красота его удивительна и не забываема, она манит и зовет снова и снова прикоснуться к таинству слияния со стихиями Земли. Поэтому все это надо видеть своими глазами здесь и сейчас , слушать, как с тобой разговаривает Алтай, ощущать и впитывать мудрость веков, наполняясь силой и знаниями, которыми с тобой щедро делятся духи Алтая.

Мы приглашаем вас к духовным путешествиям по этим местам. Окунуться воочую в силу и мощь, на себе почувствовать те энергетические потоки, которые проходят по вам, когда вы находитесь в местах силы и вы можете пройти инициацию. Поэтому у многих участников наших тренингов и путешествий после посещения этих сакральных мест жизнь очень часто меняется. Начинают пробуждаться скрытые дарования и таланты, кто-то начинает рисовать, кто-то писать стихи, кто-то начинает задумываться о смысле жизни. Алтай не оставляет равнодушным и безучастным никого, особенно, если вам удалось посетить места, которые называются местами силы.

В том году мы проводили семинары на Алтае в Уймонской долине, посетив Мультинские озера, Красную гору, музей Рериха, музей Солнца и места силы, которые мы знаем. Они запомнились многим участникам по красоте и удивительной энергетике, наполняющей вас. Даже впервые практикующие в наших групповых медитациях четко ощущают Потоки, насыщаются ими и чувствуют неожиданно для себя пробуждение скрытых резервов своего Разума. А некоторые нашли и утвердились в своем Пути ДАО

Это были духовные путешествия - паломничества, каждый раз разные по внутренним ощущением и наполнению. Удивительно, что энергия всех мест силы в ощущении реально абсолютно разная. Звенящая и прозрачная энергия Мультинских озер с их необыкновенной красотой, переходит в особую гулкую, тяжелую энергетику Красной горы. При посещения музея Рериха мы получаем состояние прикосновения к реальности эзотерического, сакрального и таинственного мира. Время останавливается, и мы окунаемся в прошлое столетие. Сердце наполняется щемящей тоской - мы видим картины и слышим гулкий Зов божественного огня, о котором так много писала Елена Рерих. Божественный огонь должен прийти на землю и очистить ее от темных сил и наполнить светом и любовью.

Духовный туризм, духовное путешествие – это паломничество к сакральным местам и местам силы, которых много на нашей планете. Они предназначены для человека разумного для получения определенного энергетического заряда и знаний, которые ему благословенно открывает Бог. В природный Храм места силы вы входите с трепетом и любопытством ребенка, с почтением перед могуществом небесного отца и создателя, чтобы приобщиться к тому сокровенному, что укрыто от нас в суете повседневной жизни.

В последнее время нам всё чаще приходится сталкиваться с этим непривычным словосочетанием. Так что же это такое – духовный туризм? Может быть, уместнее использовать более привычное «эзотерический туризм»? Как и в чём могут пересекаться духовность и, скажем, поход в горы?...

Любое путешествие, предпринятое человеком с целью самопознания, раскрытия и преобразования собственного внутреннего мира, поиска красоты и гармонии – есть путешествие духовное. может принимать самые причудливые и неожиданные формы, но суть его остаётся неизменной. И для кого-то походы в горы могут оказаться куда более эффективными, чем посещение храмов и соблюдение строгих аскез. Главное – ваше личное отношение к тому, что вы делаете...

По моему глубокому убеждению, понятие «духовный туризм» является гораздо более широким, чем « ». Последний скорее является лишь малой частью туризма духовного.

Эзотерический туризм предполагает удаление человека из привычной ему зоны комфорта, самонаблюдение и работу над внутренним миром, выполнение эзотерических практик, результатом которых является достижение им состояния внутреннего порядка, гармонии и наполненности. С этим всё ясно.

А вот если убрать эзотерическую составляющую? Скажем, отправился человек в поход по Крыму, не ставя перед собой целей выполнять , посещать ... Отправился просто так – отдохнуть душой и телом, полюбоваться на красоту окружающего мира, послушать пение птиц на рассвете. Но в этом «просто так» уже присутствует духовность! Конечно, и такой – «чистый» туризм, безо всякой эзотерики, можно отнести к духовному туризму. И если в походе ты ищешь красоту и гармонию – это духовность. Как уже говорилось выше, главное – это ваше личное отношение к тому, что вы делаете...

Третьей составляющей частью духовного туризма можно считать религиозные паломничества по святым местам. Ну, тут комментарии излишни. С глубокой древности миллионы людей преодолевали тысячи километров, чтобы поклониться различным религиозным святыням. В наши дни духовный туризм в Крыму насчитывает множество приверженцев! В маршрутах Клуба «Неизведанный Мир» предусмотрено посещение знаменитых раннехристианских монастырей, скитов и храмов; любой желающий может присутствовать на церковной службе, пообщаться с монашеской братией или, скажем, омыться в купели со святой водой. Многие идут в поход и за этим...

Четвёртой составляющей духовного туризма является посещение мест силы. Почему так? Не вполне корректным было бы объединять их с эзотерическим туризмом: ведь эзотерик работает над собой самостоятельно, а при посещении места силы оно «само» делает всю работу за вас. В этом отличие! И, уж тем более некорректно было бы попытаться объединить этот пункт с паломничествами – религиозная составляющая отсутствует... А посещение мест силы и выполнение в них различных практик – мощный и действенный способ на пути духовного развития.

Таким образом, коснувшись четырёх основных составляющих духовного туризма, можно смело заключить: при надлежащем отношении, им не являются, пожалуй, только шоппинг-туры или сафари... Всё остальное, позволяющее вам гармонично раскрыть свой внутренний мир или ощутить красоту и гармонию в окружающем вас мире, может быть причислено к духовному туризму.

Главное – ваше личное отношение...

Духовный туризм - словосочетание довольно непривычное. Тем не менее, в последние годы этот вид туризма приобрёл большую популярность среди людей, посещающих культовые сооружения, места силы, совершающих паломничество к различным святыням. Духовный туризм предполагает не просто временную смену привычного образа жизни, а изменение внутреннего состояния, достижение гармонии, покоя, умиротворения.

Виды духовного туризма

Духовный туризм можно разделить на такие направления:

  • паломнический;
  • эзотерический;
  • посещение мест силы.

С паломническим туризмом всё понятно. Паломничество известно с давних времён и присуще различным религиозным направлениям. Есть паломники в христианстве, мусульманстве, иудаизме, индуизме, буддизме. В каждой из религий есть святые места, храмы, монастыри, куда ежегодно устремляются верующие с разных концов света.

Эзотерический туризм связан для нас в первую очередь с такими странами, как Индия и Таиланд. Индия - родина йоги. Желающие позаниматься этими практиками стремятся посетить , специально организующиеся для зарубежных туристов. Заказать поездку на такой семинар можно в турагентстве. А вот в Таиланд для занятий медитациями и духовными практиками, нужно организовать поездку самостоятельно. Так как занятия ведутся на тайском или английском языках, знание последнего - обязательно, иначе вы не сможете общаться со своим учителем. Переводчики в таких центрах не предусмотрены.

Обучающие центры в Таиланде находятся в основном в северной части страны при монастырях. Информацию о них можно найти в интернете. Там же можно узнать и о бытовых условиях. В некоторых центрах туристов поселяют в комфортных домиках, а в некоторых придётся жить в монашеской хижине из бамбука.

Проживание и вегетарианское питание - бесплатно, но в конце надо будет оставить пожертвование или на протяжении курса работать в монастыре.

Места силы находятся в самых разных уголках земли. Считается, что они пронизаны особой энергией. Занятия духовными практиками и медитацией в таких местах многократно усиливают своё воздействие. К всемирно известным относятся Столовая гора в Африке, Карнак во Франции, В США это гора Шаста, находящаяся в Калифорнии. В Украине самое известное место силы - это Каменная могила в Запорожской области. Это место дважды посещал Далай Лама.

Духовный туризм выбирают люди, которые не только хотят посетить религиозные памятники и удивительные места нашей планеты, но и впитать в себя частицу энергии Земли и Вселенной, прикоснуться к древним знаниям, обрести осознанность и гармонию в жизни.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...