Подробный анализ горе от ума. Анализ “Горя от ума” Грибоедова (по действиям). Конфликт драматического произведения и его своеобразие

Поскольку комедия "Горе от ума", которую написал Александр Грибоедов, является одной из самых известных и изучаемых, немаловажно сделать обзор данного произведения, обратив внимание на главных действующих лиц и замысел автора. В этом нам поможет краткий анализ комедии "Горе от ума" Грибоедова.

Начнем с того что обратимся к названию комедии. Известно, что в названии всегда заложен глубокий смысл и прежде чем его обозначить автор обычно многое взвешивает и раздумывает. Грибоедов не исключение. В названии он отразил главную идею своей пьесы. Действительно, Александру Андреевичу Чацкому приходится немало пострадать от собственного ума. Общество отвергло Чацкого потому, что его ум оказался выше и острее, чем ум окружающих. Анализ комедии "Горе от ума" явно помогает выделить главную проблему произведения: раз обществом отвергнут здравомыслящий человек, можно ли самим людям из этого общества дать положительную характеристику? Кажется, ответ очевиден.

Чацкий и общество в комедии

Итак, Чацкому крайне некомфортно находиться в такой светской среде, где все приписывают ему безумие. Вследствие этого раз за разом автор рисует диалоги-конфликты, где главный герой противостоит тому или иному члену этого самого общества. Дворянство консервативно, и подстроиться под текущую ситуацию эти люди готовы лишь ради материального благополучия. Им интересно получить новый чин или урвать побольше денег, а тот, кто поступает иначе, в их глазах безумен. Если бы эти люди решили принять взгляды Чацкого, они вынуждены бы были изменить и весь текущий уклад жизни, но плыть против течения неудобно, и они менять ничего не хотят. Намного проще сказать, что Чацкий сумасшедший, и тогда все слова, которые исходят от этого безумца, можно проигнорировать.

В первой части анализа комедии "Горе от ума" Грибоедова мы рассмотрели противостояние главного героя аристократическому обществу. Благодаря этому противостоянию автор смог ярко обозначить философские, нравственные, бытовые и национально-культурные вопросы. Уже отсюда вытекают: и проблема крепостных в России, и тема образования, и тема семейной жизни. Удивительно, как Грибоедов смог раскрыть эти моменты, пропустив их через монологи и диалоги пьесы.

Анализ комедии "Горе от ума" - конфликты

Надо отметить, что автор поднимает два конфликта, один из которых имеет любовную направленность, другой социальную. Фамусов и его сторонники представляют "век минувший", а Чацкий соответственно "век нынешний", и тут возникает социальное противоречие, которое имеет тесную связь со вторым конфликтом.

Чацкий испытывает чувства, которые побуждают его посетить семью Фамусова. Хотя несколько лет он здесь не появлялся, влюбленность заставляет его увидеть Софью. Но девушка в этот момент растеряна и от нее веет лишь холодом. Чацкому невдомек, что сейчас не самое время для любовного свидания, ведь Софья в напряжении из-за секретаря ее отца Молчалина, точнее романтических отношений с ним. Чацкий пытается понять, что происходит, и он завязывает разговор то с Софьей, то с ее отцом, а то с самим Молчалиным, который живет в том же доме. Что становится ясно здесь благодаря анализу комедии "Горе от ума"?

Оказывается, беседы с этими людьми выявляют глубокое расхождение взглядов Чацкого и каждого его собеседника. Их споры касаются самых разных сфер жизни: службы, идеалов, нравов, образования, семьи и многого другого. Фамусовское общество не готово менять жизнь, оно боится потерять комфорт, оно консервативно. В конце концов, Софья невзначай пускает слух о том, что Чацкий сошел с ума. Да, от возлюбленной Чацкого пошли неприятные сплетни, но зачем девушка это сделала? Как мы и говорили, и анализ комедии "Горе от ума" это подтверждает, любовные и социальный конфликт переплетены - Софья не хочет рисковать своим личным счастьем, а Чацкий вполне может это самое счастье разрушить. Пусть все остается по-прежнему.

Выводы о комедии "Горе от ума"

В целом литературоведы сходятся во мнении, что "Горе от ума" - это первая русская реалистическая пьеса. Но надо сказать, что произведение также имеет ряд особенностей, которые присущи классицизму. Например, Грибоедов пользуется "говорящими" фамилиями, можно смело говорить о единстве времени, ведь все действие пьесы происходит за один день. То же самое относится и к месту, коим является дом Фамусова.

Но вот что интересно: Грибоедов не прибегает к единству действия, поскольку развивается не один конфликт, а два, а это уже не в традициях классицизма. Пару слов скажем и об образе самого Чацкого. Этот персонаж создан по формуле романтизма, а именно: мы видим исключительного героя, попавшего в необычные обстоятельства.

С целью познакомить читателя с замыслом автора и основными идеями выше был представлен анализ комедии "Горе от ума" Грибоедова. Наш литературный блог содержит множество статей с подобной тематикой, посетите этот раздел сайта. Также вас может заинтересовать

Новаторство Грибоедова заключалось в том, что он создал пер-вую в России реалистическую, общественную, национальную коме-дию. Она начинается традиционно, как любовная пьеса. Грибоедов связал воедино две линии: любовную и общественную. Автор пока-зал, как из драмы личной вырастает драма общественная.

Завязкой является приезд Чацкого. Кульминацией сюжета — бал, на котором Чацкого объявляют сумасшедшим.

В построении комедии Грибоедов отступает от традиционных канонов: пьеса состоит из четырех актов, а также нарушены три единства (места, времени и действия).

В данном произведении поставлены наиважнейшие проблемы того времени:

  1. проблема отношения к народу;
  2. проблема создания национальной культуры;
  3. проблема государственной службы. Люди передовых взгля-дов тогда демонстративно нигде не служили;
  4. проблема просвещения, образования, воспитания;
  5. проблема личности.

Главное в содержании данного произведения — это борьба двух общественно-политических лагерей: нового и старого, антикрепост-нического с крепостническим, которая получила широкое рас-пространение после Отечественной войны 1812 года. Грибоедов показал в комедии, которая первоначально называлась «Горе уму», процесс отрыва передовой части дворянства от косной сре-ды и ее борьбу со своим классом. Он смог увидеть передового героя в реальной жизни. Поэтому реализм писателя проявился прежде всего именно в выборе жизненного конфликта, который он осмыслил не в отвлеченной или аллегорической форме, как это было принято в классицизме и романтизме, а с помощью переноса в пьесу характерных признаков общественных и быто-вых явлений. Разнообразные указания на современность, которы-ми насыщено произведение, характеризуют его историзм в изоб-ражении действительности.

Действие этой комедии имеет четкие хронологические грани-цы. Например, установлено, что, упоминая комитет, требующий, чтобы «грамоте никто не знал и не учился», Чацкий говорил о реакционном Комитете, созданном правительством. Хлестова со злостью говорит о ланкастерской системе, которую декабристы применяли для обучения солдат грамоте в своих полках, ланкас-терское взаимное обучение начало развиваться в России, а де-кабристы насаждали его в своих полках. Также упоминаются про-фессора Петербургского педагогического института, обвинявши-еся в «расколах и безверьи», по выражению княгини Тугоухов-ской. Кроме того, восклицание Фамусова о Чацком: «Ах! Боже мой! Он карбонарий!» — отражает разговоры московских дворян о революционном движении итальянских патриотов, которое дос-тигло своей высшей точки в 1820-1823 годах. Все вышеперечис-ленные вопросы являются предметом горячих обсуждений персо-нажей комедии, отразивших накаленную атмосферу в дворян-ском обществе накануне 1825 года.

В «Горе от ума» впервые столкновение героев происходит на идейной почве, до этого в пьесах было только столкновение ха-рактеров, возрастов, вкусов и общественных положений. Даже ставший традиционным конфликт двух соперников, которые ста-раются добиться взаимности от героини, здесь подчинен борьбе персонажей за свое понимание смысла жизни. Молчалин тоже высказывает свое мнение о правилах поведения, чинопочитания как об общепринятых моральных нормах. Чацкий же долго и упор-но не хочет признавать его своим соперником, отказываясь ве-рить в то, что Софья способна полюбить такого человека, так как они слишком разные по интеллектуальному и нравственному раз-витию. Автор полностью разделяет позицию Чацкого, заканчивая пьесу его моральной победой над противниками.

Еще одним достижением реализма Грибоедова стали создан-ные им образы.

В Чацком воплотились черты передового человека того време-ни. Он является первым в русской реалистической литературе образом дворянского интеллигента, оторвавшегося от своей со-словной среды. Главный герой во многих своих суждениях и вы-сказываниях близок декабристам.

В своих монологах Чацкий выступал с резким осуждением по-роков современного ему общества. Например, в монологе «А судьи кто?» он обличает «негодяев знатных», меняющих своих слуг на борзых собак, сгоняющих на крепостной балет «от матерей, отцов отторженных детей», затем распродавая их поодиночке.

Чацкий оставил службу, потому что «служить бы рад, при-служиваться тошно». Кроме того, он критикует дворянское обще-ство за преклонение перед всем иностранным и за презрение к родному языку и обычаям. Главным идейным противником Чац-кого является реакционер Фамусов, который живет предрассуд- ними, а источником всякого зла на свете считает просвещение. Он является типичным московским барином-крепостником, стро-гим хозяином дома, который груб с подчиненными, но льстиво предупредителен с теми, кто выше его по положению и достатку.

Молчалин — чиновник, служащий у Фамусова, идущий пу-тем лести и низкопоклонства.

В более гротескном плане дан образ полковника Скалозуба, очень ограниченного человека, единственной мечтой которого является генеральский чин. Он представляет собой надежную опору трона и палочного режима.

Наиболее противоречивым в пьесе является образ Софьи. Она полюбила неравного себе, тем самым как бы бросив вызов домо-строевским традициям. Оказавшись обманутой в своих чувствах, она не боится осуждения окружающих ее людей. Но в то же время она еще духовно не выросла, поэтому насмешливый и независимый ум Чацкого пугает ее и приводит в лагерь его противников.

Кроме того, Грибоедов обогатил язык художественной литера-туры элементами живой разговорной речи, взятыми из общена-родного русского языка. Подобно другим русским писателям-реалистам, автор учился именно у народа выражать свои мысли и чувства ясно, кратко, точно и образно.

Речевые характеристики в данной комедии имеют очень важ-ное значение, так как в них полно и отчетливо выражено отно-шение писателя к данному действующему лицу пьесы.

Репетилов с первых своих реплик показывает себя человеком болтливым, безответственным и никчемным.

Особой речевой манерой отличается Лиза — служанка в доме Фамусова. В ее разговоре элементы простонародной речи, такие как «вас кличет барышня», «больно не хитер», сочетаются со специфическими фразами, характерными для более знатного общества, вероятно, слышанными ею не раз в барском доме. Имен-но поэтому в языке у Лизы присутствуют обороты «не льщусь на интересы» и другие. Материал с сайта

В речи полковника Скалозуба много слов и оборотов из специ-фической военно-служебной терминологии, которые помогают автору еще ярче и правдоподобнее описать исправного военного человека, у которого на уме только военная служба. В то же время писатель заставляет его словами военного жаргона гово-рить о явлениях и событиях абсолютно другого смысла и содер-жания, вследствие чего достигается особый комический эффект. Например, Фамусов задает полковнику вопрос: «Как вам дово-дится Наталья Николавна?», на который Скалозуб отвечает: «Не знаю-с, виноват, мы с нею вместе не служили».

В речевой манере Софьи присутствует много галлицизмов, своеобразных «калек» французских выражений, например: «де-лить смех», «очень вижу» и многие другие. Здесь нашли свое от-ражение модные в то время литературные течения, в ее сло-вах ощущается манерность сентиментальной школы.

Лишь речь главного героя Чацкого жива, непринужденна и очень эмоциональна. Несмотря на то, что в ней тоже встречают-ся элементы разговорного просторечия, например, такие как пуще, чай, давиче, окроме, — все-таки интонационно она зву-чит совершенно в ином ключе и стилистически окрашена абсо-лютно другими красками. Это объясняется тем, что Чацкий по сущности своего характера обязательно должен был разговаривать по-другому, не так, как представители фамусовского общества, ведь он мыслит и рассуждает иначе. Мир его чувств и пережива-ний намного богаче и шире, чем его идейных противников, а это непременно должно найти отражение в речи главного героя.

Необходимо заметить, что многие крылатые выражения из комедии Грибоедова «Горе от ума» давно вошли в повседневный речевой обиход широких народных масс и стали достоянием фра-зеологического состава общенародного языка.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • анализ первого эпизода "горе от ума"кратко
  • fyfkbp "gbpjlf ghjbpdbltybz uhb,jtljdf ujht jn evf
  • анализ романа горе от ума
  • анализ грибоедов горе от ума
  • краткое сочинение рассуждение на тему недоросль

Тема урока: «Анализ 1 действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Цели урока:

Прокомментировать 1-е действие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»;

Сформировать первоначальные представления о конфликте,

Продолжить формирование навыка анализа драматического произведения с учетом его жанровой специфики.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Беседа о восприятии комедии.

Мы сегодня начинаем разговор о бессмертной комедии А.С.Грибоедова. Однако при её появлении далеко не все были в восторге от произведения драматурга, некоторые критики даже представить себе не могли, что эта пьеса переживёт своего создателя минимум на двести лет.

А какое впечатление произвела на вас пьеса А.С.Грибоедова?

Печальна или смешна для вас история, рассказанная в пьесе А.С.Грибоедова?

У произведениябыла сложная дорога к сцене. Об этом пути тоже можно было бы написать книгу.

Существует несколько версий истории создания комедии:

1. Лучший друг А.С.Грибоедова С.Н.Бегичев писал: «Известно мне, что план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге в 1816 году и даже написаны были несколько сцен, но не знаю, в Персии или в Грузии Грибоедов во многом изменил их и уничтожил некоторых действующих лиц…»

2. В.В.Шнейдер, сокурсник Грибоедова по Московскому университету, говорил, что Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 году. Такая точка зрения существует, хотя автору ее, в то время было более 70 лет, и возможно он что-то забыл или перепутал. Правда, учитывая необычайные способности Грибоедова, можно допустить, что 17-летний юноша способен был создать подобное произведение.

3. Существует и такая версия, что сюжет комедии приснился Грибоедову. Причем сам автор в письме из Тегерана от 17 ноября 1820 г. (адресат письма не известен) подтверждает ее: «…Когда же должно быть готово? – Через год, клятву дайте… И я дал ее с трепетом…Я пробудился…ночная стужа развеяла мое беспамятство, затеплила свечку в моей храмине, сажусь писать, и живо помню мое обещание; во сне не дано, наяву исполнится!»

Комедия была завершена к осени 1824 года. Сохранилась и 1-я (черновая) редакция пьесы, которая сейчас находится в Московском государственном историческом музее.

Грибоедов уехал в Петербург в надежде напечатать комедию. Он знал, что московская цензура её не пропустит. В Петербурге же у него было много влиятельных знакомых, часть из которых находилась с драматургом в родственных отношениях. Грибоедов был лично знаком с великим князем Николаем Павловичем, будущим императором Николаем I , с генерал-губернатором Петербурга М.А. Милорадовичем, с министром Ланским и другими видными сановниками. Однако ни напечатать комедию, ни поставить её на сцене драматургу не удалось. Тогда же в департаменте его друга, крупного чиновника и драматурга А.А.Жандра, комедия была переписана во множестве экземпляров и разошлась по всей России. Эта, содержащая множество помарок рукопись, с которой составлялись списки, разлетевшиеся по стране, также сохранилась. Она получила название «Жандровской рукописи».

Грибоедов очень хотел увидеть комедию в печати и на сцене, но на нее был наложен цензурный запрет. Единственное, что удалось сделать после долгих хлопот, это напечатать отрывки с цензурными правками. Впрочем, комедия дошла до читающей России в виде «списков». Успех был потрясающий: «Грому, шуму, восхищению, любопытству нет конца» (из письма Бегичеву, июнь 1824 год). В другом письме он же напишет: «Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался».

Только после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. Первое отдельное издание «Горя от ума» вышло в Москве в 1833 году (с цензурными купюрами). Первоначальное название комедии было «Горе уму». Затем автор меняет его на «Горе от ума».

Настоящему уму горе причинить нельзя, а вот от ума горе быть очень даже может.

Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт, бурное столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его дворянской средой. В итоге «Горе от собственного ума» полной мерой испил сам герой. «Горе от ума» замыкает первый период литературной деятельности А.С.Грибоедова.

В дальнейшем для него наступает пора напряженных творческих исканий. На расспросы и пожелания друзей он отвечал: «…комедии больше не напишу, веселость моя исчезла, а без веселости нет хорошей комедии».

Кто из героев пьесы кажется вам наиболее привлекательным и кто - самым отталкивающим?

Какую сцену комедии вы представляете себе особенно живо?

II Повторение понятия «комедия классицизма». (Работа в тетрадях)

Каковы жанровые особенности произведения А.С.Грибоедова?

(Комедия - одно из драматических произведений. Особенности такого произведения: отсутствие авторского повествования (но есть список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка).

К какому стилю относили комедию классицисты?

(В системе жанров классицизма комедия относится к низшему стилю.)

Каковы особенности классицистической комедии?

(Принцип единства места, времени и действия; система амплуа, в пьесе, как правило, 4 акта - в третьем кульминация, в четвертом развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами. Порок наказан - добродетель торжествует.)

Каковы особенности сюжета в классицистической комедии?

(Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма - борьба двух претендентов за руку одной девушки, положительный беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом.)

Можем ли мы утверждать, что это классицистическая комедия?

(Конечно нет, хотя элементы классицистической комедии мы видим: единство времени, места, говорящие фамилии.)

Составление таблицы

Правила трех единств:

Единство времени (действие происходит в течение одних суток).

Единство места (действие происходит в доме Фамусова).

Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву).

Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма.

Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др.

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечеловеческого характера. Эти проблемы в пьесе рождены столкновением яркой личности с косным общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего человека» с «двадцатью пятью глупцами».

Такое столкновение, «противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащее в основе действия», называется конфликтом. Конфликт является «основной пружиной», источником динамического напряжения литературного произведения, обеспечивающим развитие сюжета.

Сюжет - это «цепь событий, изображенная в литературном произведении, т.е.жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах». Сюжет не только воплощает конфликт, но и раскрывает характеры героев, объясняет их эволюцию и т. д.

Какие элементы сюжета вы знаете?

Какие из них являются главными, какие второстепенными?

Каковы отличительные особенности каждого (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)?

Возможна ли их перестановка?

Какой художественный эффект при этом достигается?

III. Анализ списка действующих лиц.

Чтение афиши.

Говорящие фамилии

Фамусов (от лат. Fama – « молва») – воплотилась способность скрыть, выгодно объяснить смысл своих и чужих поступков. Его зависимость от общественного мнения, молвы и подчеркивает его «говорящая» фамилия.

Репетилов (от фр. Repeter – «повторять») – несет образ псевдооппозиционера. Не имея своего мнения, Репетилов повторяет чужие мысли и выражения. Его автор противопоставляет Чацкому, как внутренне пустого человека, примеряющего на себе «чужие взгляды и мысли».

Молчалин – он робок и молчалив с Софьей и Фамусовым, но с Лизой и Чацким он превращается в «говоруна» и повесу. Очевидно, его фамилия несет намек на скрытые и важные свойства натуры.

Тугоуховский, Скалозуб, Хрюмина, Хлестова, Загорецкий.

Герои получают характеристику исходя из следующих критериев: принцип родовитости и место на служебной лестнице.

Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов.

Почему?!

Фамилия Чацкий «зарифмованная» (Чадский - Чаадаев).

Своей комедией Грибоедов предугадал судьбу П.Я.Чаадаева.

Фамилия «Чацкий» несет в себе зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. Дело в том, что в черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении «С морского берега Тавриды»: «Чадаев, помнишь ли былое?..»

Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 года, в заграничном антинаполеоновском походе. В 1814 году он вступил в масонскую ложу, а в 1821 внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. С 1823 по 1826 годы Чаадаев путешествовал по Европе, постигал новейшие философские учения, познакомился с Шеллингом и другими мыслителями. После возвращения в Россию в 1828-30 годах написал и издал историко-философский трактат: «Философические письма».

Взгляды, идеи, суждения - словом, сама система мировоззрения тридцатишестилетнего философа оказалась настолько неприемлема для николаевской России, что автора «Философических писем» постигла небывалое и страшное наказание: высочайшим (то есть лично императорским) указом он был объявлен сумасшедшим.

Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее. И здесь мы подходим к важнейшему вопросу: что есть безумие Чацкого?

IV. Анализ I действия комедии.

Что такое 1 – 5 явление в плане развития сюжета?

(1 – 5 явление в плане развития сюжета являются экспозицией).

Какая интрига завязывается в самом начале?

(Тайная любовь барской дочери и безродного секретаря. Неожиданный приезд Чацкого - завязка комедийного действия, любовного конфликта: Чацкий влюблен в Софью, она влюблена в Молчалина.)

Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели? Попытаемся представить себе, как выглядит дом Фамусова.

(Мы утром вместе с Фамусовым обходим его. Дом богат, просторен, и скучен. Всё как полагается - и никаких следов личности хозяев. У них нет увлечений, пристрастий, даже занятий нет. Дом скучен, потому что жизнь здесь неподвижна. Софья, вероятно, не только из-за любовного нетерпения говорит Молчалину: «Идите; целый, день еще потерпим скуку»)

Какую информацию мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?

(Из слов Лизы мы узнаем о Чацком, и о полковнике Скалозубе.)

Почему Фамусов позволил обмануть себя? Ведь ситуация была очень откровенна, рассказ Софьи о сне прозрачен: она не может сразу отрешиться от забытья музыки и любви; (Молчалин почти явно – «герой сна», рассказанного ею (и в этом - свидетельство искренности ее любви). Да и односложность ответов Молчалина, вмешательство Софьи для Фамусова подозрительны. Но Фамусов так ничего и не узнал. Почему?

(Прежде всего, при всей грубости, Фамусов простодушен. Так, хваля свои заботы о дочери, он рассказывает о мадам Розье, которую «умел принанять» как «вторую мать»; но тут же оказывается, что проницательность его была не слишком острой: «редкие правила» этой «старушки-золота» не помешали ей удрать к другим «за лишних в год пятьсот рублей». Задавая вопросы, Фамусов почти не дает говорить другим; он так словоохотлив, что, перескакивая с одного предмета на другой, почти забывает о своих намерениях. Но одним этим трудно объяснить его согласие закрыть глаза на всё, что он видел.

Пожалуй, главная причина его слепоты в том, что он и не хочет ничего видеть, ему просто лень, он боится «хлопот». Ведь если всерьез все это принять, надо идти на скандал с Софьей, гнать Молчалина... Фамусов не любит перемен, ему удобно жить так, как он живет. И меры предосторожности сводятся к тому, что он всех распекает и «уходит с Молчалиным, в дверях пропускает его вперед», чтобы не оставить своего секретаря с дочерью.

В каком явлении появляется Чацкий? Как входит Чацкий?

(Он энергичен, счастлив, возбуждён, предвкушает встречу, которую так долго ждал. Эта первая сцена очень важна. Здесь начало того трагического заблуждения, которое в конце концов сделает Чацкого героем комедии.)

Что заставило Чацкого уехать из Москвы?

(Скука, которую не могла побороть даже влюбленность в Софью. Его взыскательный критицизм вел неизбежно к «огорчённости», она заслоняла радость любви. И Чацкий уезжает «ума искать», искать положительных основ жизни, просветления ее. Любовь к родине (недаром он говорит о «дыме отечества») и влюбленность в Софью возвращают его в Москву.

Чацкий - герой действия, энтузиаст по складу характера. Но в фамусовской Москве энергия и энтузиазм не только незаконны» - им нечем питаться. И Чацкий «бросается» в любовь, как в живую, непосредственную и глубокую стихию жизни.)

Как его встречает Софья? (Ее поведение очень точно дано Грибоедовым в зеркале реплик Чацкого.)

Почему светская любезность Софьи сменяется холодностью, иронией и враждебностью? Что раздражает Софью в Чацком?

Как Чацкий пытается вернуть тон прежних отношений с Софьей? Что Чацкого более всего поразило в Софье и почему он сразу не понял, что любовь утрачена?

Что изменилось для Чацкого в доме Фамусова и как изменился он сам? Против чего направлена ирония Чацкого?

(Диалог Чацкого и Софьи - сатирическое обличение Чацким московских нравов)

Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение Чацкого? Как раскрывается натура самого героя в его обличительных речах?

Проявился ли конфликт в 8 - 10 явлении, между кем, какой он носит характер?

V. Подведение итогов.

Экспозиция знакомит читателя с домом московского барина Фамусова. Его 17-летняя дочь Софью влюблена в бедного секретаря отца Молчалина. Они встречаются тайком от отца. Помогает в этом служанка Софьи Лиза. Из разговора Лизы и Софьи узнаем, что три года назад Чацкий, который воспитывался в доме Фамусовых, уехал «ума искать» в Петербург, затем за границу.

Завязкой комедии является неожиданный приезд Чацкого, который пылко признается в любви Софье. Так возникает внешний конфликт: борьба за невесту, любовный треугольник - Софья любит Молчалина, Чацкий любит Софью. Диалог между Софьей и Чацким открывает полное равнодушие Софьи к другу детства. Конфликт осложняется тем, что отец Софьи Фамусов не был бы доволен ни тем, ни другим претендентом: Молчалин беден и безроден, Чацкий тоже небогат, вдобавок вольнодумен, дерзок.

Домашнее задание.

2. Индивидуальное задание: выразительное чтение монологов Чацкого «И точно, начал свет глупеть...», «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера».

3. Ответить на вопросы: "Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым. Почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы?"

На написание пьесы было потрачено два года. Данную пьесу нельзя отнести к жанру комедии, несмотря на то, что сам автор считает «Горе от ума» комедией.

В пьесе существует драма и трагедия. Финал пьесы, так же – трагический. Пьеса состоит из двух видов конфликта: любовной драмы и противостояния нового времени - старому. Также, имеет место романтический конфликт.

Писатель осуждает карьеризм, несправедливость крепостного права, невежество, проблему воспитания, солдафонство. С помощью второстепенных персонажей, которых автор добавил в свою пьесу, Грибоедов, прибегая к сатире, осуждает глупых, лживых, пошлых людей, занимающих хорошие должности и положение в обществе, но не вызывающих никакого уважения по отношению к себе. Даже лучшие моральные качества хорошего человека, могут быть утрачены под влиянием большинства (общества Фамусовых). Так, обстоятельства вынудили Молчалина (хорошего человека, обладающего положительными качествами) изменить своим моральным принципам. Ради того, чтобы добиться успеха, герой вынужден жить по канонам этого общества, приспосабливаться к среде.

Фамилии некоторых персонажей – говорящие. Фамилия «Молчалин» намекает читателю о том, что персонаж – скрытая натура, лицемер. Фамилия «Скалозуб» - человек с хамским характером.

В наши дни, люди используют крылатые выражения и цитаты Грибоедова, сами того не подозревая. Название отражает саму идею и суть пьесы. Главный герой не смог найти свое место в обществе и отвергнут этим обществом, только по причине того, что он умнее других людей. В этом и заключается основная проблема: что же хорошего можно сказать об этом обществе, которое отвергает умного человека, считая его безумцем. Чацкий выглядит в глазах общества безумцем, так как он единственный, кто не гонится за деньгами, статусом и чинами. Обществу не удобно менять свою привычную жизнь, ради одного человека, который пытается объяснить целесообразность перемен в соответствии с требованиями настоящего времени. Обществу предпочтительнее объявить этого единственного человека - сошедшим с ума, чем прислушаться к нему.

В данной комедии раскрываются проблемы крепостного права, образования, служения государству. Примечательно, что автор не делит своих персонажей строго на положительных и отрицательных героев. Все они имеют как положительные, так и отрицательные качества. К примеру, Чацкий – честный, умный, независимый и смелый человек. Но в то же время он – вспыльчивый, импульсивный и обидчивый. Фамусов, несмотря на свои отрицательные качества, является еще и прекрасным отцом.

Анализ 2

Одним из самых удивительных произведений девятнадцатого века по праву считается комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Она создавалась писателем в 1822-1824 годах, спустя десять лет после Отечественной войны 1812. Во время написания пьесы Грибоедов вдохновлялся рассказами своей подруги детства Евгении Греховой.

«Горе от ума» содержит в себе элементы различных литературных направлений, таких как: классицизм, романтизм и реализм. В комедии соблюдено одно из трех единств, включенных в нормы классицизма: единство времени. Однако, другие законы классицизма не соблюдаются: в комедии четыре действия, вместо пяти; отсутствует единство действия: в произведении две сюжетных линии.

Также следует обратить особое внимание на композицию произведения. Она кольцевая: все началось и закончилось в доме Фамусова.

В основу комедии положен общественный конфликт. Это конфликт разных характеров и мировоззрений, в котором Александр Андреевич Чацкий выступает против всего московского общества. Чацкий ярый противник крепостничества. Он хочет служить делу и считает службу деятельностью во имя всеобщего блага, в то время как остальные используют служение для удовлетворения личных целей. Это подтверждается его фразой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Александр Андреевич против подражания иностранному, он считает что сохранение культуры и традиций собственного народа куда более важно. Также Чацкий «не признает властей», выступая за свободу личности.

Второй, не менее важной основой произведения является любовная линия. Грибоедов вышел за рамки общепринятого, разрушив «любовный треугольник» и создав «любовный квадрат». В центре данного «квадрата» находится девушка Лиза - служанка дома Фамусова. Она влюблена в другого слугу, Петрушку. В то же время девушке оказывают знаки внимания Фамусов и Молчалин, В последнего влюблена дочь Фамусова, Софья. В которую, в свою очередь, влюблены Чацкий и Скалозуб. В конечном итоге мы получаем длинную цепочку любовной интриги комедии.

В заключении можно сказать, что пьеса Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума»- это сложное произведение с кольцевой композицией, имеющее в своей основе общественный конфликт и любовную линию. Данная комедия показывает нам, насколько сильно нежелание перемен у общества. Произведение учит тому, что не следует бездумно подражать кому-либо, а быть самим собой, как бы тебя не осуждали.

Горе от ума - анализ

Произведение Грибоедова «Горе от ума» является признанным трудом великого писателя.

Вся идейная суть выведена в название пьесы. Здравый ум главного героя Чацкого доставляет ему массу проблем, в результате которых он оказывается отвергнутым в окружающем его обществе. Чацкий испытывает неудобство, находясь в обществе людей, которые считают его безумцем. В многочисленных речевых столкновениях каждый пытается выказать свой ум. Представители дворянства во всем пытаются получить выгоду и все, кто не гонится за наживой, становится полным безумцем в их глазах.

Согласится с мнением Чацкого, консервативные представители дворянства не могли, так как никто из них не был готов подстраиваться под новый формат времени. Чтобы мнение Чацкого не было услышано, его объявляют сумасшедшим.

В пьесе присутствуют сразу два конфликта, которые носят социальную и любовную направленность. Социальное неравенство прослеживается в столкновении взглядов современных и давно устаревших.

Давние любовные воспоминания толкают Чацкого зайти в дом Фамусова, где он застает Софью в растерянности. Чацкий задумывается о причинах охлаждения чувств Софьи. Вопросы на этот счёт он задаёт каждому, в ходе диалогов выясняется, что мнения и переживания Чацкого никто не способен понять.

Грибоедов наделяет своих героев как положительными, так и отрицательными качествами. К примеру, Чацкий наделённый умом, честью и смелостью, также обладает вспыльчивостью.

Писатель, работая над пьесой в стиле классицизма, наделяет своих героев "говорящими фамилиями". Фамусов - образовано от молвы, этого персонажа тревожит общественное мнение. Репетилов - повтор, герой, у которого нет личного мнения, он способен лишь повторять.

Во время анализа пьесы "Горе от ума" можно заметить определённое своеобразие. По традиции данная пьеса является первой, которая написана в русском реализме. Также можно заметить и множество черт классицизма, к которым относятся говорящие фамилии, единство времени и места. Противоречие вызывает отсутствие единого действия. Одновременное развитие двух конфликтов вызывает противоречие традиции классицизма.

В наше время часто можно услышать такие обороты речи, как "свежо предание, а верится с трудом", "счастливые часов не наблюдают" - автором всех этих строк является мастер слова Александр Грибоедов.

Автор подошёл к написанию с личным стилем, который легок в чтении и запоминании. В памяти русского народа сразу нашлось место для новаторского слога. Пьеса остаётся достаточно понятной и актуальной по настоящее время, во многом благодаря мастерскому подходу писателя.

  • Сочинение Что такое Уважение 9 класс

    «Уважение трудно заработать, но легко потерять» - так гласит известная всем пословица. А что же такое уважение? И почему с самого раннего возраста нас приучают уважать себя, уважать взрослых, уважать общество?

  • Анализ главы Княжна Мери из романа Герой нашего времени

    Самой крупной главой из романа «Герой нашего времени» можно считать повесть «Княжна Мэри». Автор сделал ее сюжетно насыщенной. Она представляет собой дневник с записями Печорина.

  • Ундина в романе Герой нашего времени Лермонтова характеристика, образ, описание сочинение

    Это странная девушка, встреченная Печориным в Тамани среди контрабандистов, представляет собой сочетание разных качеств и особенностей.

  • История создания комедии

    Комедия «Горе от ума» – главный и наиболее ценный результат творчества А.С. Грибоедова. При изучении комедии «Горе от ума» анализу следует подвергнуть, в первую очередь, условия, в которых писалась пьеса. Она затрагивает вопрос назревающего противостояния прогрессивного и консервативного дворянства. Грибоедов высмеивает нравы светского общества начала 19 века. В связи с этим создание такого произведения было довольно смелым шагом в тот период развития русской истории.

    Известен случай, когда Грибоедов, вернувшись из-за границы, оказался на одном из аристократических приемов в Петербурге. Там его возмутило подобострастное отношение общества к одному иностранному гостю. Прогрессивные взгляды Грибоедова подтолкнули его к высказыванию своего резко отрицательного мнения по этому поводу. Гости сочли молодого человека сумасшедшим, и весть об этом быстро распространилась в обществе. Именно этот случай подтолкнул писателя к созданию комедии.

    Тематика и проблематика пьесы

    Анализ комедии «Горе от ума» целесообразно начинать с обращения к ее названию. В нем отражена идея пьесы. Горе от своего здравомыслия испытывает главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий, который отвергнут обществом только из-за того, что он умнее окружающих его людей. Отсюда же вытекает и другая проблема: если общество отвергает человека незаурядного ума, то как это характеризует само общество? Чацкий чувствует себя неуютно среди людей, считающих его безумным. Это рождает многочисленные речевые столкновения главного героя с представителями ненавистного ему общества. В этих разговорах каждая из сторон считает себя умнее собеседника. Только ум консервативного дворянства заключается в умении подстраиваться под существующие обстоятельства для получения максимальной материальной выгоды. Тот, кто не гонится за чинами и деньгами для них безумец.

    Принятие взглядов Чацкого для консервативного дворянства означает начать менять свою жизнь в соответствии с требованиями времени. Это никому не кажется удобным. Проще объявить Чацкого сумасшедшим, ведь тогда на его обличительные речи можно просто не обращать внимания.

    В столкновении Чацкого с представителями аристократического общества автор поднимает ряд философских, нравственных, национально-культурных и бытовых вопросов. В рамках этих тем обсуждаются проблемы крепостного права, служения государству, образования, семейного уклада. Все эти проблемы раскрываются в комедии через призму понимания ума.

    Конфликт драматического произведения и его своеобразие

    Своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума» заключается в том, что их два: любовный и социальный. Социальное противоречие заключается в столкновении интересов и взглядов представителей «века нынешнего» в лице Чацкого и «века минувшего» в лице Фамусова и его сторонников. Оба конфликта тесно связаны друг с другом.

    Любовные переживания заставляют Чацкого прийти в дом Фамусова, где он не был уже три года. Свою возлюбленную Софью он застает в растерянном состоянии, она очень холодно принимает его. Чацкий не догадывается, что прибыл не вовремя. Софья занята переживаниями любовной истории с Молчалиным, секретарем своего отца, живущим в их доме. Бесконечные размышления о причинах охлаждения чувств Софьи заставляют Чацкого задавать вопросы возлюбленной, ее отцу, Молчалину. В ходе диалогов выясняется, что у Чацкого расходятся взгляды с каждым из собеседников. Они спорят о службе, об идеалах, о нравах светского общества, об образовании, о семье. Взгляды Чацкого пугают представителей «века минувшего», потому что они угрожают привычному укладу жизни фамусовского общества. Консервативные дворяне не готовы к переменам, поэтому в обществе мгновенно разносится слух о сумасшествии Чацкого, невзначай пущенный Софьей. Возлюбленная главного героя является источником неприятной сплетни потому, что он мешает ее личному счастью. И в этом снова усматривается переплетение любовного и социального конфликтов.

    Система действующих лиц комедии

    В изображении персонажей Грибоедов не придерживает четкого разделения их на положительных и отрицательных, что было обязательным для классицизма. Все герои имеют как положительные, так и отрицательные черты. Например, Чацкий умен, честен, смел, независим, но он также вспыльчив, бесцеремонен. Фамусов сын своего века, но при этом он прекрасный отец. Софья, безжалостная по отношению к Чацкому, умна, смела и решительна.

    А вот использование «говорящих» фамилий в пьесе – прямое наследие классицизма. В фамилию героя Грибоедов старается вложить ведущую черту его личности. Например, фамилия Фамусов произведена от латинского fama, что означает «молва». Следовательно, Фамусов – человек, которого больше всего волнует общественное мнение. Достаточно вспомнить его финальную реплику, чтобы в этом убедиться: «…Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Чацкий первоначально был Чадским. Эта фамилия намекает на то, что герой находится в чаду своей борьбы с нравами аристократического общества. Интересен в этом отношении и герой Репетилов. Его фамилия связана с французским словом repeto – повторяю. Этот персонаж – карикатурный двойник Чацкого. Он не имеет собственного мнения, а только повторяет чужие слова, в том числе и слова Чацкого.

    Важно обратить внимание и на расстановку персонажей. Социальный конфликт происходит в основном между Чацким и Фамусовым. Любовное противостояние выстраивается между Чацким, Софьей и Молчалиным. Это главные действующие лица. Объединяет любовный и общественный конфликт фигура Чацкого.

    Самым сложным в комедии «Горе от ума» считается образ Софьи. Ее сложно отнести к лицам, придерживающимся взглядов «века минувшего». В отношениях с Молчалиным она презирает мнение общества. Софья много читает, любит искусства. Ей противен глупый Скалозуб. Но и сторонницей Чацкого ее не назовешь, ведь в разговорах с ним она корит его за язвительность, беспощадность в словах. Именно ее слово о безумии Чацкого стало решающим в судьбе главного героя.

    Важны в пьесе и второстепенные и эпизодические персонажи. Например, Лиза, Скалозуб непосредственно участвуют в развитии любовного конфликта, усложняя и углубляя его. Эпизодические персонажи, появляющиеся в гостях у Фамусова (Тугоуховские,Хрюмины, Загорецкий), полнее раскрывают нравы фамусовского общества.

    Развитие драматического действия

    Анализ действий «Горя от ума» позволит выявить композиционные особенности произведения и особенности развития драматического действия.

    Экспозицией комедии можно считать все явления первого действия до приезда Чацкого. Здесь читатель знакомится с местом действия и узнает не только о любовной связи Софьи и Молчалина, но и о том, что раньше Софья питала нежные чувства к Чацкому, уехавшему странствовать по свету. Появление Чацкого в седьмом явлении первого действия – завязка. Далее следует параллельное развитие социального и любовного конфликтов. Конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает своего пика на балу – это кульминация действия. Четвертое действие, 14 явление комедии (заключительный монолог Чацкого) представляет собой развязку как общественной, так и любовной линии.

    В развязке Чацкий вынужден отступить перед фамусовским обществом, потому что он в меньшинстве. Но его едва ли можно считать побежденным. Просто время Чацкого еще не пришло, раскол в дворянской среде только наметился.

    Своеобразие пьесы

    Исследование и анализ произведения «Горе от ума» позволит обнаружить его яркое своеобразие. Традиционно «Горе от ума» принято считать первой русской реалистической пьесой. Несмотря на это в ней сохранились черты, присущие классицизму: «говорящие» фамилии, единство времени (события комедии происходят в течение одного дня), единство места (действие пьесы разворачивается в доме Фамусова). Однако Грибоедов отказывается от единства действия: в комедии параллельно развиваются сразу два конфликта, что противоречит традициям классицизма. В образе главного героя также четко просматривается формула романтизма: исключительный герой (Чацкий) в необычных обстоятельствах.

    Таким образом, актуальность проблематики пьесы, ее безусловное новаторство, афористичность языка комедии имеют не только огромное значение в истории русской литературы и драматургии, но также способствуют популярности комедии у современных читателей.

    Тест по произведению

     
    Статьи по теме:
    Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
    Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
    Значение птицы при гадании
    Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
    Рыба, тушенная в майонезе
    Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
    Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
    Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...