Подвижные игры. Игры и забавы народа саха. Якутские настольные игры как средство развития детей дошкольного возраста

Подвижные игры народов Севера и Сибири не только развивали необходимые физические качества – ловкость, силу, выносливость, но и воспитывали характер – смелость, терпение, наблюдательность, что помогало выживать в суровых климатических условиях Пятнашки на санках

Карельская народная игра

Играют несколько пар. В каждой из них один игрок везет другого, сидящего на санках. По желанию играющих или по считалке выбирается пара водящих, которые стремятся догнать любую другую пару игроков и запятнать одного из них. Салит игрок, сидящий на санках, он делает это простым прикосновением руки. Если в паре один осален, оба становятся водящими. Игра продолжается. Правила игры. Играть надо в пределах очерченной площадки. Пара, заехавшая за ее границы, становится водящей. Нельзя салить игроков той пары, которая только что была водящей.

«Стой, олень!»

Игры народов коми Играющие находятся в разных местах утоптанной снежной площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.

После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и крикнуть: «Стой, олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.

Правила игры. Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!». Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.

«Охота на оленей»

Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от оленьих рогов* (их количество зависит от числа детей в команде). В руках у каждого ребенка аркан. Он старается заарканить (поймать) оленя. Правила игры. Выигрывает тот, кто больше поймал оленей. Прежде чем принять участие в этой игре, надо научиться правильным приемам броска аркана. Набрасывать петлю на рога оленя следует по сигналу. Нельзя подходить к оленю ближе места, обозначенного чертой.

Варианты. Ловить одного оленя, то есть набрасывать аркан на одни рога, могут сразу несколько человек. В этом случае они должны стоять, не мешая друг другу.

Для усложнения игра может проводиться на склоне горы. Группа игроков делится на две команды, которые располагаются по двум сторонам горки; у каждой команды по мауту (аркану). Ведущий сталкивает санки с прикрепленными к ним рогами. Дети по очереди ловят оленя на лету.

___________
  • В качестве «рогов» можно использовать сухие ветки.

«Стрельба в цель с кружением»

Якутская народная игра Берется картонный диск диаметром 20–25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3–5 м от него ставится шест (или тумбочка), вокруг которого играющий должен несколько раз пробежать с мячом и бросить его в диск (цель). Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав шест (или тумбочку) большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча.

Правила игры. Следует заранее договариваться, сколько раз надо обежать шест. Бросать в цель точно с определенного расстояния.

«Каюр и собаки»

Игры народов Сибири и Дальнего Востока На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое – собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут друг другу навстречу, от одного шнура до другого.

Правила игры. Бежать надо только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.

«Льдинки, ветер и мороз»

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки, Прозрачные льдинки Сверкают, звенят: Дзинь-дзинь…

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают и говорят дзинь-дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. По сигналу «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться о том, кто с кем будет строить большую льдинку, надо тихо. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.

«Тройной прыжок»

На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входят от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.

Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т.д. мест заняли участники каждого звена.

Гонки на собачьих упряжках

Состязание в силе для двух игроков. Игроки становятся на четвереньки, спиной друг к другу. Затем игроков соединяют между собой веревкой, прикрепляя ее к талии каждого игрока (нужна веревка длиной 4-5 метров). Посередине между позициями игроков проводится линия. По сигналу каждый игрок пытается вытащить своего соперника за линию.

Кто кого забодает?

Два игрока становятся на четвереньки лицом к лицу, касаясь друг друга лбами. Между ними прочерчена линия. По сигналу ведущего каждый игрок пытается вытолкнуть соперника назад, при этом их лбы должны касаться друг друга на протяжение всего соревнования. Выигрывает тот, кто полностью пересечет линию.

Икушкикмяк (Ухо-локтевая ходьба)

Для этих причудливых гонок игроки ложатся на живот, распределяя свой вес между локтями и носками ног. Затем каждый игрок хватает себя за уши и держит их на протяжение всей гонки. По сигналу ведущего начинается состязание. Побеждает тот, кто сможет пройти дальше других, не отпуская ушей.

Пидлтатак (Прыжки на коленях)

Эта забава проводится в форме состязания. Игру начинают, стоя на коленях, держа руки на поясе и вытянув носки назад. По сигналу ведущего игроки вскакивают с коленей на корточки, а затем снова прыгают на колени. Игра продолжается до тех пор, пока только один игрок сможет продолжать состязание (долго это не продлится!)

Тюленьи бега

Еще одно состязание в беге, на этот раз игроки подражают тюленям. Игроки располагаются на линии старта, руками поддерживая туловище и расслабив ноги. По сигналу игроки должны начать двигаться, используя только руки - их ноги волокутся за ними, словно хвост тюленя. Определите финишную черту или ограничьте время состязания.

Тунумиу

Еще одно состязание в физической силе для двух человек. Игроки садятся спиной друг к другу, вытянув ноги. Начертите линию на расстоянии одного метра от носков каждого игрока. По сигналу каждый из игроков пытается вытолкнуть соперника за линию. Их спины должны касаться друг друга на протяжении всего состязания.

«Зайцы и собаки»

Играющие выбирают двух-трех охотников, столько же собак, остальные – зайцы. Зайцы прячутся в кустах, собаки их ищут, лают на них и гонят к охотникам. Охотники пытаются попасть в зайцев мячами или снежками (зимой). Охотник, отличившийся наибольшим количеством попаданий, становится победителем. При повторении игры ребята меняются ролями. Правила игры. Время бросания в цель дети определяют самостоятельно. Кидать мячи надо играющим в ноги.

«Волк и олени»

Из игроков выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного оленя он отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

«Охота на куропаток»

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки – тундры, где имеются приспособления, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т.п.). На противоположной стороне находятся три или четыре охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов выбирают других охотников, игра возобновляется. Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

«Похитители огня»

(для детей среднего школьного возраста) Игровая площадка прямоугольной формы (длиной 30–40 м, шириной 15–20 м). В каждом углу чертится круг диаметром 2–4 м. Каждый круг – крепость. Внутри прямоугольника, отступив от двух узких сторон на 4 м, рисуют линии опасности (или огня) длиной 2–3 м. Играют две команды по десять–пятнадцать человек. Они располагаются вдоль линии опасности. Каждая команда имеет капитана и выбирает себе отличительный знак (элемент национального костюма). Право начать игру первым определяется жеребьевкой. По сигналу капитан команды, начинающий игру, подходит к противникам, легким ударом по руке любого из игроков «берет огонь» и убегает к своей границе. Тот бежит за ним, стараясь поймать, пока первый игрок не добежит до границы. Пойманный становится пленником, его сажают в крепость противника. Если не удается поймать убегающего, а догоняющий доходит уже до линии опасности, то из команды соперника выбегает другой игрок, стараясь взять в плен догоняющего.

Так игра продолжается до тех пор, пока все игроки какой-либо команды не окажутся в плену. Правила игры. Когда к шеренге соперников приближается кто-либо из игроков, они все обязаны вытянуть вперед руки. Преследователь должен догонять противника до линии опасности, откуда начали игру. Преследователь, догнавший убегающего, становится носителем огня. Он может подойти к шеренге соперника и, ударив по руке любого игрока, убежать обратно к своей границе как начинающий игру. В остальных случаях преследователи назначаются капитаном тайно. Одного убегающего может преследовать только один догоняющий. Выходить за пределы игровой площадки запрещается. Пленники освобождаются в том случае, когда их друг, получив огонь от соперника, беспрепятственно проходит в крепость и касается их рукой: они все быстро бегут к своей границе. Преследователь может ловить и освободителя, и освобожденного пленника. Остальные игроки не имеют права вмешиваться в игру.

«Оленьи упряжки»

Играющие стоят вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (противоположной стороны площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки – флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает.

«Алеутская национальная борьба»

(для детей старшего школьного возраста) Борьба происходит на специальной площадке, в круге из копий, воткнутых в землю. Раздетые по пояс борцы, соревнуясь в силе и ловкости, должны оторвать противника от земли и поднять его над собой.

«Перетягивание на руках»

(для детей старшего школьного возраста) Участники садятся друг против друга. Средними пальцами правых рук сцепляются, а левыми руками упираются в левое плечо соперника и стараются сдвинуть его с места.

А вот в "Льдинку", русскую зимнюю игру, хорошо играть, когда снег не липнет в "снежки", на хорошо утоптанной площадке или ледяном крепком катке. В "Льдинку" играют отроки, то есть младшие и средние школьники, от 5 до 10 человек. Играющие, образуя круг, становятся на расстоянии 2 м друг от друга. Водящий, выбранный с помощью считалки, находится в центре и пытается "зафутболить" льдинку за пределы круга. Она должна быть достаточно крепкой и не очень большой. Остальные игроки препятствуют этому, задерживая льдинку ногами, направляют ее обратно в центр круга. Игрок, пропустивший льдинку с правой стороны от себя, меняется ролями с водящим. Договорившись, игроки могут двигаться по кругу. Если продвигаются вправо, то есть против часовой стрелки, защищать нужно свой правый фланг. И наоборот, двигаясь влево, игроки защищают левую сторону. Разумеется, льдинку водящий и игроки должны запускать так, чтобы она летела не выше коленей играющих. Руки использовать нельзя, тот, кто задерживает льдинку руками, становится в круг и водит.

В игру "Олени" ребята из Республики Коми играют в школе на уроках физкультуры. Спортивный зал - подходящая по размерам площадка для этой игры, но лучше играть на улице. Перед игрой нужно договориться о границах поля, ориентируясь на деревья, кусты или пешеходные дорожки. Выбирается водящий-оленевод. Для этого бегут наперегонки. Или, если игроков немного, то перехватывают палку руками: последний, ухватившийся за кончик палки, - водит. По команде оленевод ловит разбегающихся "оленей", на манер салок. Осаленный игрок должен остановиться. Оленевод подходит к нему и задает вопрос: "Олень или человек?" Если игрок отвечает: "Человек!", то становится помощником "оленевода" и тоже ловит "оленей". Если же он крикнет "Олень!", начинается новая погоня, но уже за "оленем". Осаленный за определенное время "олень" считается пойманным и отправляется в "загон", то есть выходит из игры. Помощники оленевода - "люди" тоже стараются осалить "оленя". Игра заканчивается, когда остается один "олень". Он и становится очередным "оленеводом".

Вот уж где дети почти круглый год играют в зимние игры, так это в зоне "вечной мерзлоты" в Якутии. Вот старинная игра "Прорубь". Оленеводы традиционно охотились и ловили рыбу. В "прорубь" играют дети примерно с 10 лет и взрослые. Играют на площадке с небольшими вырытыми в снегу ямками. Ямки ("проруби") по количеству участников без водящего располагаются на расстоянии друг от друга примерно в двух метрах. Водящий играет роль "мороза", который норовит "ударить" по ногам или заморозить лунку.

Все игроки держат прямые палки, толщиной около 5 см, длиной соответствующие росту игрока. Играют маленьким мячом из кожи, набитым шерстью. Участники опускают палки, каждый в свою "прорубь". Мяч у водящего, который стремится завоевать одну из лунок, попав в нее мячом с помощью своей палки, или осалить игрока мячом по обуви (ниже щиколотки). Если "морозу" удалось попасть в ноги "рыболова", они меняются ролями. Утопив мяч в чужой "проруби", водящий начинает считать громко до десяти. Во время счета он стремится опустить свою палку в "прорубь", а ее владелец пытается выбросить своей палкой мяч из ямки. Каждый игрок может отбивать палкой подгоняемый к его лунке мяч. Чтобы мяч не попал в ноги, игрок подпрыгивает, опираясь о палку. Соседи по "проруби" помогают: они отбрасывают мяч палками. Водящий, не сумевший отвоевать себе "прорубь" в течение условленного времени, считается проигравшим. Основные правила: нельзя бить по мячу руками, ногами, туловищем. Запрещается любое применение силы, нарушитель назначается водящим или выбывает из игры. Если "морозу" удалось занять ямку, ее бывший владелец становится водящим.

Долгой зимой крестьяне занимаются ремеслами. Сплетенные корзины, связанные шали и расписные игрушки рано или поздно нужно везти на ярмарку. Эстонская игра "Ярмарка" иллюстрирует сборы в дорогу ремесленника. Для игры не нужны специальные приспособления. А вот чем больше друзей собирается для игры, тем лучше. Водящий - "ярмарочник" присваивает остальным игрокам названия предметов, необходимых для поездки.

Например: "телега", "упряжка", "дуга", "бубенцы", "мешок", "кошелек". Игроки становятся в круг. "Ярмарочник" начинает рассказывать о своих сборах в дорогу, употребляя названия предметов, присвоенные игрокам. Тот, чей предмет назван, должен обернуться вокруг себя на каблуке одной ноги. А если игрок прозевал и не успел сразу отреагировать, то должен отдать свой "фант": носовой платочек, шнурок или записку со своим именем. Когда "ярмарочник" закончил сборы, "фанты" возвращаются владельцам после выполнения какого-нибудь задания.

Игру можно проводить в закрытом помещении, где есть стулья. В этом случае игроки не стоят в кругу, а сидят на стульях и, услышав свое шуточное "имя", вскакивают и обегают вокруг стула. Водящий заканчивает свой рассказ словами: "Ярмарка закрывается…" В этот момент игроки должны встать и бегать рядом со стульями. А когда "ярмарочник" скажет: "…ярмарка закрыта!" занять любой стул, при этом "ярмарочник", для которого стул не предусмотрен, тоже старается сесть. Тот, кому места не досталось - водит.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Якутские национальные игры Саха норуотун оонньуулара Yakut national games Выполнил: Корякин Аман ученик 6 класса МБОУ «Майорская СОШ». Руководитель: Корякина Р. Н. Корякин Р. П.

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность Народные игры – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов, отражение этноса в целом и история его развития. Им отводилось особое место в повседневной жизни древних якутов. В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы. Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа Саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также с охотой, рыболовством. Многие игры служили для детей не развлечением, они имели также важное воспитательное значение, способствуя физическому и умственному развитию детей.

3 слайд

Описание слайда:

Цель: Пропаганда подвижных национальных игр народа Саха Задачи: Изучить литературу о возникновении и правила подвижных игр народа Саха Познакомиться с технологией изготовления принадлежностей национальных подвижных игр Саха. Попробовать сыграть в игры в кругу семьи. Объект исследования: технология изготовления принадлежностей национальных подвижных игр Саха Предмет исследования: национальные подвижные игры народа Саха.

4 слайд

Описание слайда:

Стрельба в цель с кружением (Салгыдый) Берется картонный диск диаметром 20 - 25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3 - 5 м от него ставится шест (или круглая тумбочка), вокруг которого играющий должен несколько раз обежать с мячом и бросить его в диск (цель). Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав вокруг шеста или тумбочки большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча. Правила игры. Следует заранее договариваться, сколько раз надо обойти круг. Бросать в цель точно с определенного расстояния.

5 слайд

Описание слайда:

Летящий диск (Тэлэрик) Из двойного картона или бересты вырезают диск диаметром 20 - 25 см, разрисованный с двух сторон якутским орнаментом. Диск бросают вверх, а играющий старается попасть в него мячом. Вариант. Игру можно организовать под руководством взрослого со старшими детьми, которые стреляют в подброшенный диск из лука. Правила игры. Время броска мяча и стрельбы из лука определяет сам играющий.

6 слайд

Описание слайда:

Соколиный бой (Мохсо5ол охсуhуута) Играют парами. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги. Когда устают прыгать на правой ноге, меняют ее на левую. И тогда соответственно меняются толчки плеча. Если при грубом толчке один из играющих упадет, толкнувший выходит из игры. Правила игры. Победившим считается тот, кто заставит встать другого на обе ноги. Отталкивать партнера можно только плечом. Смену ног производить одновременно в паре.

7 слайд

Описание слайда:

Перетягивание на палках (Мас тардыhыыта) Играющие, разделившись на две группы, садятся на пол гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга. Правила игры. Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла в ней с места несколько человек, или вырвала палку из рук переднего. Игроки в каждой команде должны быть равны по численности и по силе.

8 слайд

Описание слайда:

Сокол и лиса (Мохсо5ол уонна саhыл) Выбираются сокол и лиса. Остальные дети - соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. Правила игры. Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.

9 слайд

Описание слайда:

Один лишний (Биир ордук) Играющие становятся по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается по возможности подальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становится в середине круга. Начиная игру, ведущий подходит к какой-нибудь паре и просит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда...» (указывают на более дальнюю пару). В то время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре вторыми меняются местами, перебегая к другой паре, и становятся впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое-нибудь из освободившихся мест. Оставшийся без места становится ведущим. Может играть любое количество детей. Правила игры. Меняться парами можно только тогда, когда ведущий бежит в указанном направлении.

10 слайд

Описание слайда:

В ходе своей исследовательской работы я: изучил литературу о возникновениях и правилах игры национальных подвижных игр. Познакомился и попробовал изготовить принадлежности для игр. Попробовал сыграть в игры в кругу семьи. Национальные виды спорта имеют большое значение для физического развития. Игры предков обрели в наши дни новое дыхание отдельные виды национального спорта (борьба хапсагай, перетягивание палки, кылыы, ыстана, куобах) получили международное признание Заключение

В рамках месяца Байаная, который в народном якутском календаре приходится на ноябрь, в детском саду прошли интересные мероприятия, знакомящие детей с особенностями нашей якутской природы и воспитывающие бережное отношение к ней.

В системе якутской народной педагогики важную роль играют подвижные, соревновательные игры. Эти игры просты, азартны и развивают в детях ловкость, выносливость, глазомер и сообразительность, волю к преодолению трудностей.

Инструктор по физкультуре Климов И.Д. и ПДО по якутскому языку Руфова Н.Н. разработали и провели цикл мероприятий по якутским народным играм: развлечение для старших групп «Игры предков», соревнования для мальчиков подготовительных групп «Игры Боотуров» и соревнования по настольным якутским играм.

Цель этих мероприятий:

— Приобщение к якутской народной культуре;

— Знакомство детей с якутскими настольными, подвижными играми и с якутскими видами спорта.

Развитие двигательной активности и любознательности.

Развитие мелкой моторики рук, логики, глазомера;

Закрепление навыков количественного счета.

В игре “Дул5алаах сиринэн” (обойди кочки) дети с завязанными глазами пересекали площадку. стараясь не уронить ни одной “кочки”. Эту игру придумали, так как очень трудно косить траву на неровной местности, где много кочек.


В игре «Мунха» (Невод) одна команда – «Невод», держатся за руки, не отпуская, и стараются поймать как можно больше «рыбок» из другой команды. Затем команды меняются ролями.

Играли и в веселую игру «Худая корова» (Көтөх ынах). У бедных людей к весне заканчивалось сено, корм для скота, и голодные коровы не могли встать на ноги. И дети стали играть в такую игру: садились на землю, брались правой рукой за левую ногу, а левой рукой – за правое ухо и пытались встать, не отпуская руки. В этой игре выигрывает самый ловкий и гибкий.

«Ыт буутун охсуута» (прогони собаку). 2 игрока становятся лицом друг к другу. Левая рука на поясе, правой толкают друг друга. Победитель – тот, кто заставит соперника сойти с доски. При этом нельзя тянуть за одежду.

Закончилось наше развлечение скачками. Это эстафета, бег с деревянной лошадкой. Вот так дети познакомились с играми дедушек и бабушек.

28 ноября прошли соревнования по якутским спортивным играм. В начале дети послушали небольшой рассказ о якутских играх, иллюстрированный картинками на слайдах. Наши будущие боотуры померились силами в играх:

— бэгэччэктэhии – армреслинг;

— Ат суурдуутэ – скачки;

— масс тардыhыыта – перетягивание палки;


— прыжки куобах, кылыйыы;


— состязание богатырей (сбрасывание со скамейки).


Играли в два захода, сперва «боотуры» из подготовительных групп №1 и №3, затем «боотуры» из подготовительных групп №2 и №4. Всем достались шоколадки для поддержания богатырских сил, а победителям – мальчикам из групп «Солнышко» и «Светлячок» — медальки.


В игре «Керчэх» на длительность вращения вертушки-мутовки победил Лебедев Айсен из подготовительной группы №1 «Солнышко».

В игре «Тыксаан» (щелчки) вышел победителем Попов Эрхан из подготовительной группы №4, а в игре на подбирание лучинок «Тырыынка», – Суздалов Айархан. Эти игры требуют сосредоточенности и умения оценивать ситуацию.

Воспитатели понимают роль народных игр в развитии детей и используют в своей деятельности наравне с современными.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Настольные игры народов Республики Саха имеют глубокие корни. Они были широко распространены еще с 16 - 17 веков. В 20 веке народные настольные игры испытали большой спад и были почти забыты.

Народные игры - это отражение этноса в целом и история его развития. Вместе с тем это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить способности мышления, расцвета воображения. Якутский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал таким образом, именно через игру. В то время особо ценились сильные руки, меткий глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Отсюда в играх хабылык и хаамыска издавна преобладали испытания на ловкость рук, точность, выносливость.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.

Хабылык и хаамыска с большим удовольствием и пользой можно использовать как в образовательных учреждениях, в детских оздоровительных лагерях, так и в свободное время в кругу семьи.

В настоящее время якутские настольные игры, как хабылык, хаамыска, тырыынка очень популярны среди детей и молодежи. В связи с этим нас заинтересовала эта тема и мы решили ее исследовать.

Цель: применение народных игр для укрепления здоровья, достижение успехов по якутским настольным играм.

Задачи:

Ознакомиться с историей возникновения настольных игр;

Обучиться технике и тактике якутских настольных игр;

Достичь разносторонней физической подготовленности (быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости);

Воспитать потребность в физическом самосовершенствовании, осознанного применения умений и навыков в целях спортивной тренировки и повседневной жизни.

Значение якутских настольных игр в развитии детей

Народная игра - понятие многомерное. Она несет символическую информацию о прошлом, передает подрастающему поколению традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности. Для детей доступны, полезны якутские народные настольные игры как «Хабылык» (Лучинки), «Хаамыска» (Камешки), «Дугда» (Волчок), «Тырыынка» (Палочки), «Тыксаан» (Фишки).

Якутские настольные игры - это неотъемлемая часть традиционной культуры народов, отражение этноса в целом и история его развития. Вместе с тем это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить способности мышления, расцвета воображения. Им отводилось особое место в повседневной жизни древних якутов. И редкие праздники, и отдых после тяжелого трудового дня не обходились без массовых игр, состязаний в силе и ловкости. В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы.

Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также с охотой, рыболовством.

Якутский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал таким образом, через игру. В то время особо ценились сильные руки, меткий глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Отсюда и в играх хабылык и хаамыска издавна преобладали испытания на ловкость рук, точность, выносливость.

Многие игры служили для детей не развлечением, они имели также важное воспитательное значение, способствуя физическому и умственному развитию детей.

В прошлом у большинства детей не было игрушек, поэтому взрослые, выкраивая время, изготавливали игрушки сами из природного материала. Причем делали их очень тщательно, гладко, аккуратно, украшали узорами и т.д. Дети, наблюдая, как отцы старательно их обрабатывают, берегли их как зеницу ока, а потом взрослея стремились улучшить их. Постепенно с годами делали лучше своих отцов, из них вырастали народные мастера. Так дети с малых лет приучались правильно, и умело пользоваться инструментами, учились полезному труду.

Наш народ из поколения в поколение передает свои национальные традиции, обычаи в игрушке. Играя, дети воспринимают ее как живую, действительную.

Использование и описание настольных игр

Предлагаем познакомиться с такими играми как: хабылык (лучинки), хаамыска (камешки), дугда (волчок), тырыынка (палочки), тыксаан (фишки)

Игра «Хабылык» («Лучинки») - является самой древней игрой. Играют простыми лучинками которыми пользовались в каждой семье для растопки якутского очага камелек. Когда то ими играли малые дети, затем постепенно начали играть и взрослые члены семьи. Игра в лучинки учит считать, обозначать, воображать, соображать быстрее. Так игра в лучинки стала одним из видов якутской национальной культуры.

"Лучинка" (хабылык) - якутская игра.

Хабылык - якутская настольная игра, где одновременно развивается в соревновании меткий глаз, острый ум, гибкие пальцы. Игра сопровождается с большим эмоциональным подъемом, удовлетворением, разогревается все тело, человека охватывает всеобъемлющая радость, поднимается настроение как у детей, женщин, так и зрелых мужчин. Это неповторимые чувства положительных эмоций пронес наш хабылык через века и дымку времени.

"Хап" - корень слова "Лови", "Лык" - приложенеи, "Ы" - соединение. все звери, птицы таким образом (путем ловли) добывают пропитание. Человек учится у матушки - природы. Он тоже научился ловить. Выработанные способности ловкости рук пригодились человеку в повседневной броьбе за свое выживание: как в междоусобных войнах и на охоте, так и в процессе трудовой деятельности. Упоминается в фолькоре случаи, когда обученные Боотуры стрелы противников подхватывали на лету между пальцами. Вот где пригодилась игра в лучинки. В ритуал бракосочетания входили также специальные демонстрации - соревнования ловкости рук по ловле костей с мясом, выбрасываемых через печную трубу камелька.

Народ саха испокон веков обожествлял коня и считал его священным существом. Поэтому игра «хабылык» тесно связана с божеством Джёсёгёй. Вот почему в игре 30 лошадей - это простые палочки а также 6 палочек с метками, которые отождествляют поколения лошадей: с 1-й меткой - жеребенок, с 2-мя метками - двухлетка, с 3-мя - трехлетка, с 4-мя - четырехлетка, с 5-тью метками - пятилетка, с 6-тью метками - жеребец.

Хабылык также учит: не нужно стремиться все из жизни урвать, а нужно уметь выбирать самое необходимое, брать только одно - единственное».

«Лучинки» представляют собой палочки длиной в 16 см, шириной 0,9 мм, толщиной 0,4 мм с острыми краями по обоим бокам в количестве 30 штук. Игрок берет в ладони палочки, подбрасывает на высоту 10-20 см и ловит тыльной стороной ладони. Пойманные палочки снова подкидывает и ловит ладонью. Пойманные палочки - лошади - делятся по два. И если в конце останется одна палочка, он берет ее себе и продолжает игру. Игрок старается ловить одну палочку средним и безымянным пальцами. В конце игры участники подсчитывают своих «лошадей». Игрок, у которого больше всех «лошадей», становится «господином».

Существуют еще несколько вариантов игры. Со временем правила этой игры усложнялись, и сейчас мы имеем более сложные и улучшенные варианты.

Игра в «камешки» - игра «пятью камешками» - одна из самых распространенных в мире. Ареал этой игры, начиная с Греции, охватывает Россию, Среднюю Азию, Монголию, Корею. Каждый народ считает эту игру своей. По продолжительности ее бытования в нашем краю, популярностью в народе мы тоже считаем хаамыска своей игрой. Если в других странах играют речными камешками, то мы используем деревянные кубики. Их делают из брусочков дерева любой породы, 5 кубиков размером 1,5 на 1,5см. Но в отличие от других стран, только наша хаамыска развита как спортивный вид и популярна среди населения. Наш народ создал различные варианты игры в хаамыска. Играют не только 5, но и 7, 9 камешками.

Количество игроков не ограничено. Игроки сидят за столом. Ведущий берет кубики и подбрасывает вверх, а игроки должны ловить их. Кому попадет кубик с отметиной, то начинает игру. Первый игрок берет в правую ладонь 5 кубиков и подбрасывает «главный» кубик вверх, остальные 4 рассыпает на стол и ловит подкинутую. Каждый раз, подбрасывая вверх кубик и ловя его, игрок подбирает их со стола: по одному в 1-ый раз, по 2 - во второй раз, вначале 1, затем остальные 3 одновременно - в 3-ий раз, сразу все 4 кубика - в 4-ый раз.

5 прием: подкинув «главный» вверх, выстраивает остальные по одному на стол, затем при повторном подбрасывании подбирает всех.

6 прием: игроки указывают любой кубик, а играющий должен взять остальные сразу, не задевая его, а последним должен взять этот указанный кубик.

7 прием: подбирает все 4 кубика со стуком.

8 прием: левой рукой делает ворота, а правую, держа ладонями вверх, засовывает через запястье левой руки и бросает на стол 4 кубика. Игроки указывают любой кубик. Не задевая его, играющий каждый раз поочередно выталкивает кубики правой рукой через ворота правой рукой время полета «главного». Последним пропускает через ворота указанный кубик. Победителем считается тот, кто сделает это все за один подход. Если игрок ошибется или уронит кубик, то ход переходит к другому игроку. Тот начинает с того приема, где ошибся предыдущий игрок. Игра ведется только одной рукой. Смена рук не допускается.

Игра «Дугда» (волчок) - надо просверлить посередине деревянный кубик размером 7 см на 7 см, затем воткнуть в него палочку размером с карандаш так, чтобы она торчала из кубика на 1 см. Волчок крутят против солнца все по очереди независимо от того, выиграл игрок или нет. Волчок надо раскрутить и опустить на стол.

Остановившись, он упадет на одну из сторон. На каждой стороне нарисованы разные знаки: крест. 3 линии, 5 линий, прорубь. Каждому игроку выдается по 11 палочек. Это их «богатство». Крутящий волчок игрок делает ставку: 1 или несколько палочек. Другие кладут столько же. Первый игрок раскручивает волчок. Пока он крутится, другие игроки, стуча по столу, кричат: «Прорубь!». Если волчок упадет 3-мя линиями вверх, играющий должен взять 3 палочки, крестом- он отдает3, «прорубью»- отдает 7,5 линий - забирает все себе. Если один выигрывает все палочки, то игра начинается сначала. Все делают ставки заново, если кто-то «обанкротится», он может взять долг у друга.

Игра «Тырыынка» (палочки) -нужны тонкие палочки из дерева, длина которых равна ширине ладони. Надо сделать столько палочек, сколько поместиться в сжатой руке. Из одной тырыынка делают наподобие ложечки.

Первый игрок, держа на столе все палочки вертикально в одной руке, резко ослабляет их захват. Затем он собирает свободно лежащие палочки, после чего при помощи специальной палочки - ложечки очень осторожно вытаскивает остальные. В случае, когда игрок заденет при вытаскивании другую палочку, то игра прекращается, и палочки передаются следующему игроку.

После сбора игроками всех тырыынка состязание прекращается. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных тырыынка.

Игра «Тыксаан» (фишки) - для игры тальника диаметром 1 см делают фишки длиной 1,5 см. Затем их расщепляют по длине на 2 части. Одна из продольных сторон фишек должна быть полукруглой, другая - прямой (как половинки чурочек). Общее количество от 40 до 60 фишек.

Игроки сидят за столом. 1 игрок собирает фишки в ладонь и рассыпает их на столе. Если 2 фишки легли одна на другую, их забирает участник, начавший игру первым. Затем он ударом среднего пальца «отстреливает» лежащие навзничь фишки лежащими в таком же положении. Если фишка лежит обратной стороной, то ее «отстреливают» таким же «обратными».

При попадании в цель (не задев другие фишки) игрок забирает пораженную фишку себе в копилку и продолжает игру. Если игрок заденет другую фишку или промахнется, то передает ход другому участнику. Второй игрок заново разбрасывает все фишки на стол и начинает «стрелять». Играют до тех пор, пока не закончатся все фишки. В конце игры все игроки бросают фишки парами на стол, тот, у кого остались лишние фишки - победитель.

Мы, пришли к выводу, что можно и нужно играть в народные настольные игры детям школьного возраста, так как:

Настольные игры отражают традиции, образ жизни, быт, характер, психологию, философию любого народа.

Настольные игры народов имеют глубокие корни.

Они развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.

Они способствуют передаче жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям, обычаям.

Это универсальный и доступный всем спорт.

Преимущество: играют и дети и взрослые, материал и изготовление инвентаря доступны всем, экологически чистый, не нужны большие финансовые затраты и специальные помещения.

Лучший способ досуга - это народные настольные игры. Игровой отдых может принести больше пользы, чем полное безделье.

Заключение

Игра - это своеобразный, свойственный школьному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре, мы - дети развиваемся как личность, у нас формируются стороны, от которых в последствии будет зависеть успешность нашей трудовой и учебной деятельности, отношение к людям. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя. Благодаря своей образности якутские народные игры увлекают детей школьного возраста. Игрушек у якутских детей чрезвычайно мало. Самок распространенное - это толстые обрубки длинною два дюйма, украшенная простой резьбой и вырезанными на одном конце рожками, такие обрубки должны изображать коров, быков и телят. Якутские настольные игры принадлежат к наиболее совершенным созданиям человеческого гения.

Список использованной литературы:

2. Саха торут онньуулара. Народные игры и забавы Саха, Федоров А.С., г.Якутск, Бичик,2011г.-96с.

3. Якутские настольные игры, Иннокентий Готовцев, г.Якутск, 2012г.

4. Интернет

5. Фото из классного фотоальбома

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

МОБУ «НПСО школа №2» г. Якутска


Реферат на тему

«Якутские настольные игры - часть культуры народа Саха»


Выполнила: Семенова Айталина

ученица 9 «б» класса

МОБУ«НПСОШ №2»

г. Якутска

Руководитель

Кривошапкина Лидия Дмитриевна


г. Якутск 2013

Введение


Актуальность данной работы определяется важной ролью этноспорта в культуре народа Саха, в сохранении самобытности нации.

Цель работы: раскрыть тему: «Этноспорт: якутские настольные игры - часть культуры народа Саха».

Изучить историю и традиции якутского национального спорта, в частности якутских настольных игр.

Провести анкетирование учеников 9 «Б» класса МОБУ «НПСО школы №2» г.Якутска по изучению знаний якутских национальных спортивных игр и анализ участия учащихся в этноспортивных мероприятиях Якутии.

Изучить и проанализировать план проведения спортивных мероприятий «НПСОШ №2» и в МБДОУ ЦРР- д/с №82 «Мичээр»

Провести анкетирование в МБДОУ ЦРР- д/с №82 «Мичээр» по изучению знаний якутских национальных спортивных игр и анализ участия детей в этноспортивных мероприятиях Якутии.

Министр спорта Российской Федерации, Виталий Леонтьевич МУТКО, в своем выступлении говорил:

«Народные национальные виды спорта могут объединять не только одну эту нацию или народность, но и при разумной политике они могут явиться сплачивающим фактором всего российского многонационального общества».


1. Народные игры - история этноса


Мы согласны с мнением, что народные игры - это отражение этноса в целом и история его развития.

Это важная составная часть культуры многонационального народа России. Наша страна по праву может гордиться своими исконно народными, дошедшими до нас с древних времен играми и состязаниями, отличающимися особой самобытностью.

Национальные виды спорта актуальны и сегодня, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш техногенный век. Они могут способствовать сплочению российского многонационального общества.

В настоящее время, в республике сформирована система государственных гарантий развития национальных видов спорта, позволяющая в достаточной степени реализовать их потенциал в оздоровлении населения, приобщении граждан к систематическим занятиям физической культурой, в подготовке спортивного резерва.

Большим результатом работы можно назвать признание якутского хапсагая и масс-рестлинга (мас тардыhыы) видом единоборств FILA - Всемирного комитета объединенных стилей борьбы.

По этим двум видам единоборств народа Саха проведены чемпионат Европы (Шяуляй,Литва,19-29 июля 2011 г.) и чемпионат Азии (Пуна,Индия,19-23 декабря 2011 г.) среди взрослых, чемпионаты мира среди кадетов (Сан-Паулу,Бразилия,18-22 апреля 2012 г.).


2. Якутские настольные игры


Наверное, нет ни одного человека, который не попадал бы в неприятную ситуацию: пришли с друзьями домой в надежде провести время, посмотреть кино, или посидеть за компьютером, а дома, как назло, отключили свет. Вечер испорчен. На самом деле выходов из сложившейся ситуации очень много! Один из них - настольные игры.

Эти игры не требуют активного перемещения игроков, наличия дополнительного технически сложного инвентаря или специальных сооружений, игровых площадок, полей. Это - игра небольшим набором предметов, которые могут разместиться на столе или в руках играющих.

Многие думают, что настольные игры это забава для детей. Но, существует множество настольных игр, которые увлекательны и для взрослых. Подобные игры развивают логику, смекалку, некоторые бытовые знания (например, основы экономики), ловкость, быстроту. И таких игр великое множество.

История настольных игр насчитывает не менее 5500 лет. В современных исследованиях настольных игр есть мнение, что их история была общей. Так, Дэвид Парлетт, автор «Оксфордской истории настольных игр», считает, что все, даже самые современные настольные игры имеют общие корни.

Настольные игры народов Республики Саха имеют глубокие корни. Они были широко распространены еще с XVI-XVII веков.

В XX веке народные настольные игры испытали большой спад и были почти забыты.

С переменой сфер нашей жизни, в связи с перестройкой, настольные игры получили второе рождение как часть культуры народа. В 90-х годах появился интерес к ним. Началась работе по пропаганде игры в общеобразовательных школах и других культурных учреждениях. С тех пор количество участников растет.

В старину особо ценились сильные руки, меткий глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Издавна в настольных играх преобладали испытания на ловкость рук, точность, выносливость.

Якутские настольные игры развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.

Сегодня народные настольные игры наших предков получили большую популярность. Настольные игры стали видом проведения досуга.

В 1992г. была создана Федерация якутских национальных настольных игр. Появился утвержденный Устав, единые правила игр и порядок проведения соревнований. Федерация зарегистрировала игры в Государственном комитете по спорту, и они получили статус вида спорта.

Все больше и больше участников вовлекаются в национальные настольные игры. Федерация подготовила организаторов, квалифицированных судей и первых мастеров спорта. Это - Д.Я. Федотов, А.К. Чириков, М.В. Павлова, Н.В. Троева (Егорова). Все они родом из Верхневилюйска. В последние годы абсолютными чемпионами различных турниров становились А.И. Донской, Н.К. Терентьев, М.М. Петров, К.М. Алексеева.

Одним из преимуществ настольных игр является то, что для их организации нет необходимости в больших финансовых затратах.

Федерация настольных игр существует уже двадцать лет и главной задачей ее является сохранение богатства народных игр и широкое использование их для развития духовной культуры и образования. Вместе с ГБУ «РЦНВС им. В. Манчаары» Федерация национальных настольных игр активно пропагандирует настольные игры хабылык и хаамыска среди населения. Ежегодно проводятся республиканские турниры по этим играм среди взрослых и детей школьного возраста, игры включаются в программу республиканских соревнований «Игры предков». Школы города тоже активно включаются в пропаганду этих игр.

Создана образовательная программа по настольным играм хабылык и хаамыска для детей младшего и среднего возраста, пересмотрены и обновлены нормативы на присвоение спортивных званий и разрядов по этим играм. Эти проекты являются стимулом для развития настольных игр в республике. Таким образом, хабылык и хаамыска с большим удовольствием и пользой можно использовать как в общеобразовательных учреждениях, в детских оздоровительных лагерях, в различных учреждениях, так и в свободное время в кругу семьи.

В настоящее время перед Федерацией стоит задача популяризации этого вид спорта за пределами региона. Принимают участие в организации занятий и соревнований по якутским играм среди гостей из зарубежья во время МСИ «Дети Азии». Мастера обучают их исконной игре хабылык и хаамыска.


.«Лучинка (хабылык)» - якутская игра


Самой древней игрой является хабылык. Играют простыми лучинками, которыми пользовались в каждой семье для растопки якутского очага камелек. Со временем правила этой игры усложнялись и, сейчас мы имеем более сложные и улучшенные варианты

Хабылык - якутская настольная игра, где одновременно развиваются в соревновании меткий глаз, острый ум, гибкие пальцы. Игра сопровождается большим эмоциональным подъемом, удовлетворением, разогревается все тело, человека охватывает всеобъемлющая радость, поднимается настроение как у детей, женщин, так и у зрелых мужчин. Эти неповторимые чувства положительных эмоций пронес наш хабылык через века и дымку времени.

Название якутской народной игры «хабылык» исходит от основы глагола «хап»- хватать, схватывать что либо, ловить на лету, подхватывать падающее сверху (например, подхватывать рукою мяч); переносно: клевать (о рыбе). В «Словаре якутского языка» О.К.Перкарского указаны сравнительные параллели с тюркскими «кап»-хватать, брать руками, хватать ртом, зубами; вырвать, взять к себе.

С присоединением аффикса имени действия «-ыы» к динамической глагольной основе «хап», образуется имя действия «хабыы» с широким значением, обозначающим действие, процесс, результат действия, свойство, величину и предмет. Например, «хабыы»-схватывание, подхватывание; ловля на лету чего-либо (процесс и результат действия).

К имени действия присоединяется именной, но очень продуктивный аффикс «-лык» (ылык) /от «хабыы+лык/, обозначающий название предмета. Кстати заметим, что в настоящее время модель основа якутского глагола и аффикс «-лык» авторами терминологических словарей широко используется для создания терминов-новообразований, обозначающих:

а) названия инструментов и деталей машин и механизмов. Типа «сабылык»- засыпка; «суругуулук»-поршень, «угулук»-втулка (См.: «Краткий русско-якутский толковый словарь научно-технических терминов» под ред. Кн. первая- Якутск, 1991г. - 200с.; Кн. Вторая- Якутск, 1991г. -248с.);

б) названия абстрактных терминов неологизмов, типа «тиhилик»-система; «ко5улук»- депрессия; «ыгылык»-стресс (См.: «Понятийно-терминологический русско-якутский словарь по психологии». Научный руководитель доктор психологических наук А.Н.Оконешникова.-Якутск,2006г.)

Итак, название национальной игры хабылык представляет собой исконно якутское (тюрское) слово, обозначающее:

) палочки, лучинки, сделанные для игры подхватывания;

) игра на лучинках, которые подбрасываются вверх и подхватываются на лицевую сторону руки.

«Хап» - корень слова «лови», «лык» - приложение, «ы» - соединение. Все звери, птицы путем ловли добывают пропитание. Человек учится у матушки-природы. Он тоже научился «ловить».

Выработанные способности ловкости рук пригодились человеку в повседневной борьбе за свое выживание: как в междоусобных войнах и на охоте, так и в процессе трудовой деятельности. Упоминаются в фольклоре случаи, когда обученные боотуры подхватывали на лету между пальцами стрелы противников. Вот где пригодилась игра в «лучинки». В ритуал бракосочетания входили специальные демонстрации-соревнования ловкости рук по ловле костей с мясом, выбрасываемых через печную трубу камелька.

Во время летних праздников Ысыах старики с восхищением вспоминали случаи, когда борец хапсагай одним кончиком сильного пальца моментально брал за большой палец ноги противника и на виду у всех опрокидывал его на спину.

Есть народная пословица: «Над собой белую птицу не пропустит, под собой серую мышь не пропустит». Все мы знаем, как нужны в повседневной жизни ловкость рук, зоркий глаз, острый ум.

Хабылык также учит: не нужно стремиться все из жизни урвать, а нужно уметь выбирать самое необходимое, брать только одно-единственное.

Пока есть народ Саха, хабылык будет распространяться повсеместно, всюду, приобщая все больше людей,особенно молодежь.


4. Игра «пятью камешками» - хаамыска


В XVI I веке появилась игра под названием хаамыска (камешки).

Игра «пятью камешками» - одна из самых распространенных в мире. Эта игра имела межнациональные корни. Ареал этой игры, начиная с Греции, охватывает Россию, Среднюю Азию, Монголию, Корею.

Русские казаки, освоившие новые земли, научили якутов играть камешками, которые в изобилии лежали по берегам реки. Игра получила широкое распространение, и в наши дни ее популярность не утрачена. Позже стали играть деревянными кубиками, но название «камешки» сохранилось.

Каждый народ считает эту игру своей. По продолжительности ее бытования в нашем краю, распространенности в народе мы тоже считаем хаамыска своей игрой. Если в других странах играют речными камешками, то наш народ использует деревянные кубики. Много похожего между играми «пятью камешками» и хаамыска. Но в отличии от других стран, только наша хаамыска развита как спортивный вид и популярна среди населения.

Наш народ создал различные варианты игры в хаамыска. Играют не только пятью, но и семью, девятью хаамыска. Различаются варианты игры по-таттински, по-сунтарски, по-вилюйски, в центральных улусах играют в «умсаах (нырок)».


5. Неустанный пропагандист настольных игр Андрей Иванович Донской


Андрей Иванович Донской - энтузиаст, пропагандист настольных игр, неоднократный чемпион республиканских турниров по национальным настольным играм, рассказывал удивительные истории о своем увлечении игрой хаамыска и хабылык.

Во времена его детства ребята, собираясь вечерами, часто состязались после тяжелого труда. Игра их взбадривала, отгоняла усталость. Играли при свете камелька, выигрывал тот, кто поймал наибольшее количество лучинок. Победителю доставался очень желанный приз - родители отламывали кусочек лепешки, который выигравший съедал сам. Какое счастье тогда испытывал игрок! Остальным же оставалось только мечтать и упорно тренироваться дальше. Маленькому Андрею так хотелось играть, что он просил отца изготовить ему хабылык. В то время у отца было плохое зрение, поэтому хабылык получился не как у всех. Так он начал играть с пяти лет. Играли, собираясь семьями. Все, у кого был хабылык, всегда носили с собой в кармане, а вечером когда ложились спать, клали его под подушку. Позднее выигравшим стали давать деревянные фигурки рогатого скота и лошадей. Эту фигурку вставляли в дверь, чтобы отпугивать абаасы. Таким образом, кто удостоился такой чести, мог спокойно спать, не боясь злых духов.

Позднее, когда учился в школе, стал играть в хаамыска. Когда он рассказывал об этом, в его глазах вспыхивает огонек азарта, любви к этой игре. Настолько азартно играли в эту игру, что ломать до крови ногти было обычным делом. Играли на больших столах. Именно углы столов являлись так называемой игровой зоной. И на многих столах образовывались выемки от постоянного постукивания. Играл он девятью камушками. Никто не мог выиграть у него, поскольку за время одного броска, всего за несколько мгновений полета «петуха», он успевал, отстучав, подхватить все восемь камушков.

Единственным своим достойным соперником в ту пору он считал учителя математики Далырской средней школы Верхневилюйского района Игната Алексеевича Николаева. Тот тоже подхватывал за раз до восьми камушков.

Чтобы по-настоящему познать все азы хабылык и хаамыска, игроку предстоит решать сложные варианты задач. Андрей Иванович показывал сложнейшие приемы ловли, когда играл в хабылык.

Каждый раз, когда он показывал приемы игры, люди поражались, как он в возрасте далеко за 80 лет легко двигается, без лишних движений ловко выхватывает каждую лучинку и как по-детски радуется.

А когда играл в хаамыска, Андрей Иванович спокойно успевал, отстучав, подхватить за раз четыре камушка. Умело подхватывал, расставляя хаамыска по-разному. Как сложно это сделать, знает только настоящий игрок. А какие советы он давал, будто предвидит будущее этой игры.

Всей душой и сердцем болел Андрей Иванович Донской за то, чтобы наши народные игры становились более массовыми.

В такое переходное и финансовое неустойчивое время известный спортсмен-учитель Андрей Иванович Донской своевременно возрождал всем доступные и подвижные настольные игры хабылых и хаамыска. Они жизненно необходимы и общедоступны. Андрей Иванович повсеместно, неустанно пропагандировал возрождение в каждой семье любимых якутских игр, особенно среди подростков и детей, что заслуживает всяческой похвалы. Старый педагог глубоко понимал неоценимое значение этих игр в эмоционально-духовном, физическом и социальном саморазвитии молодежи.

Вот почему А.И. Донской не считаясь с личным временем и здоровьем, пропагандировал хабылык и хамыска в учебных и дошкольных заведениях, интернатах, выступая с показательными играми, обучая детей. Кроме этого, писал учебные пособия, рабочие программы.

А.И. Донской мечтал,чтобы игра хабылык, как и известный вид спорта перетягивание палки, дойдет до общероссийского и международного уровней.

Такие одержимые неустанной идеей энтузиасты, инициаторы и вдохновители национальных игр, как Андрей Иванович Доноской, вносят лепту в возрождение культуры народа саха, внедряют в жизнь новые течения.


Результаты анкетирования


В ходе исследования, с целью выявления у детей знаний якутских национальных видов спорта, а также анализ участия детей в этноспортивных мероприятиях нами было проведено анкетирование.

На вопросы нашей анкеты ответили 61 человек. Это 30 учащихся 9 «Б» класса МОБУ «НПСОШ №2» и 31 воспитанников подготовительной группы МБДОУ ЦРР- д/с №82 «Мичээр».

Полученные результаты позволили нам сделать такие выводы:

Мы выявили, что в МБДОУ ЦРР- д/с №82 «Мичээр» работают кружки по якутским настольным играм и «обугэлэр онньуулара», где обучают детей игре хаамыска и хабылык, а также якутским прыжкам - кылыы, ыстанга и куобах.

Соответственно, регулярно проводятся соревнования по этим видам спорта. - Таким образом, все опрошенные дети детского сада знают эти виды национального спорта.

Мы узнали также, что мас-рестлинг и хапсагай по медицинским показаниям запрещено для детей дошкольного возраста. Следовательно, по результатам анкетирования эти виды спорта знают меньшее количество детей.

Мы изучили план проведения спортивных мероприятий, проводимых в «НПСОШ №2».

По результаты анкетирования большинство учащихся 9 «б» класса

Результаты анкетирования подготовительной группы МБДОУ ЦРР- д/с №82 «Мичээр»

Всего участвовало в анкетировании 31 детей.


Какие якутские виды спорта вы знаете?Борьба хапсагай3Мас-рестлинг14Якутские прыжки28Якутское многоборье0Какие якутские настольные игры вы знаете?Хаамыска31Хабылык31В каких якутских видах спорта вы участвовали?Борьба хапсагай0Мас-рестлинг0Якутские прыжки10Якутское многоборье0В каких якутских настольных играх вы участвовали?Хаамыска31Хабылык31

Результаты анкетирования учащихся 9 «б» класса МОУ НПСОШ №2

Всего участвовало в анкетировании 30 учащихся.


Какие якутские виды спорта вы знаете?Борьба хапсагай16Мас-рестлинг15Якутские прыжки13Якутское многоборье9Какие якутские настольные игры вы знаете?Хаамыска7Хабылык8В каких якутских видах спорта вы участвовали?Борьба хапсагай10Масс-рестлинг11Якутские прыжки6Якутское многоборье4В каких якутских настольных играх вы участвовали?Хаамыска3Хабылык2

Заключение

якутский настольный игра этноспорт

Таким образом, изучив литературу по проблеме этноспорта в культуре народа Саха, я пришла к следующим выводам:

Мы выяснили, что большинство воспитанников подготовительной группы детского сада знают национальные виды спорта, которым обучают в кружках дополнительного образования.

Нами изучены планы проведения спортивных мероприятий детского сада. В МБДОУ ЦРР- д/с №82 «Мичээр» проводятся регулярные занятия и соревнования по национальным прыжкам и настольным играм хаамыска и хабылык. Все воспитанники, посещающие кружки дополнительного образования участвовали на соревнованиях по этим видам спорта.

Таким образом, по нашему мнению, МБДОУ ЦРР- д/с №82 «Мичээр» может стать примером подражания по пропаганде национальных видов спорта Якутии.

Большинство учащихся 9 «Б» класса МОБУ «НПСОШ №2» г.Якутска, принявших участие в нашем анкетировании слабо знают виды и правила проведения якутских национальных игр, а также большинство опрошенных не участвовало ни разу, ни в одних видах якутского этноспорта. Следовательно, это говорит о слабой пропаганде национального спорта в школе. Изучив план проведения спортивных мероприятий в школе №2, мы установили, что проводится мало соревнований по национальным видам спорта. Хотя, по результатам анкетирования большинство учащихся желали бы участвовать в соревнованиях по настольным играм хабылык и хаамыска.

Следовательно, мы пришли к выводу, что необходимо увеличить спортивные мероприятия по национальным видам спорта среди учащихся всех классов школы. На наш взгляд, пропаганда народных игр поможет сохранить и развить культуру народа Саха и прежде всего, надо начать с молодежи, потому - что они - будущее нации.

Список литературы


1. Этноспорт Якутии.

Дети Азии. Составители: Алексей Соколов, Ростислав Павлов. 2012 г.

Саха торут оонньуулара.=Народные игры и забавы Саха А.С. Федоров Якутск: Бичик,2011.-96 с.

Якутские настольные игры.

Журнал Саха Спорт 5(19)2010.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...