Презентация на тему начало цивилизации. Культура и цивилизация. Типы цивилизаций. Что идеал –
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Понятие “Цивилизация”

(Презентация, слайд №2)

Форма социального общежития, называемая “цивилизацией”, возникла около 5 тыс. лет назад. Это общество с экономикой, государством, денежным обращением, городами как центрами власти, военной и финансовой силой, культурой, наукой, искусством. Впервые понятие “цивилизация” было введено в оборот философами французского просвещения, им оперировали Вольтер, Монтескье, Дидро и другие. Просветители понимали термин “цивилизация” как отражение гражданского общества. Однако, единое понятие “цивилизация”, как и понятие “культура”, не выработано. Существует приблизительно 200 определений этого понятия.

Основные подходы к определению “цивилизация” сводятся к следующему.

Немецкий философ О. Шпенглер понимал цивилизацию как фазу заката культурно-исторического цикла, как умирающую культуру. В своей знаменитой книге “Закат Европы” (1918 г.) он писал: “В определенный момент развития культуры, когда цель достигнута и идея завершена, тогда культура вдруг застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламываются – она становится цивилизацией”.

О. Шпенглер сравнивал мировой исторический процесс с коллективной биографией культур.

Теория локальных цивилизаций А. Дж. Тойнби.

“Локальными цивилизациями” Тойнби называл общества, имеющие во времени и пространстве протяженность большую, чем жизнь государства. Он выделял 23 существовавшие в истории цивилизации: западную, две православные (византийскую и русскую), иранскую, арабскую, две дальневосточные, античную, египетскую и т.д. Греко-римскую считал “общей матерью” для западно-европейской и православно-христианской цивилизаций. Тойнби указывал, что рост цивилизации не вызывается ни географическим распространением общества, ни техническим прогрессом. Рост цивилизации – это прогресс ее внутреннего самовыражения, ее специфики. Развиваясь, цивилизация разворачивает свои преобладающие возможности: эстетические – в античной, религиозные – в индийской, научно-механические – в западной.

(Переходим на слайд №5)

Локальные цивилизации подобны молекулам. (Вспомним броуновское движение в физике!)

Они пересекаются, поглощаются, гибнут, прогрессируют, ассимилируются, двигаясь в едином “цивилизованном канале”. Многие философы видят жизнь цивилизации как жизнь живого организма: зарождение, становление, зрелость, дряхление, кризис, смерть.

Задание: Приведите примеры гибели отдельных цивилизаций. Оставляют ли следы в истории исчезнувшие цивилизации?

Еще один подход к понятию цивилизация можно сформулировать так: цивилизация – особенность культурно-исторического развития.

В XIX веке основатель научной антропологии американец Л.Г. Морган, а затем философы и социологи К. Маркс и Ф. Энгельс стали понимать под цивилизацией определенную стадию развития. Ф. Энгельс считал, что “цивилизация” есть более высокая стадия развития общества по сравнению с “дикостью” и “варварством”.

(Слайд №7)

Итак, при всем многообразии точек зрения на понятие “цивилизация”, мы можем выделить два основных подхода: одни выдвигают идею существования локальных цивилизаций, другие говорят о цивилизациях как о стадиях общечеловеческого исторического процесса.

Остановимся более подробно на стадиальной теории.

(Слайд №8)

Термины “аграрное и индустриальное общество возникли примерно 200 лет назад (автором термина индустриальное общество признан К.А. де Сен-Симон). Американский социолог Алвин Тоффлер считал, что человеческое общество проходит следующие этапы развития (цивилизационные волны):

8-9 тыс. лет назад (с неолитической революции) – аграрная цивилизация

300 лет назад (с промышленной революции) – индустриальная цивилизация

С конца ХХ века (с информационной революции) – зарождение постиндустриальной цивилизации

(Благодаря гиперссылкам со слайда №8 учитель может по своему плану излагать материал, давая характеристику каждому типу общества и социально-экологическим кризисам, вызвавшим переход от одного типа цивилизации к другому. Автор дает комментарии к слайдам).

Путь мировой цивилизации был не только сложным, но и неравномерным. Он шел через глобальные кризисы, вызываемые как природным, так и человеческим воздействием. Первым значительным кризисом была неолитическая революция.

Неолитическая революция. (Слайды №9, 10)

8-9 тыс. лет назад перемены в природе заставили человека реагировать не биологическим изменением. Его ответ должен был стать ответом социальной группы. Не увеличение головного мозга индивида, но объединение интеллектов индивидов. С того времени, как человек нарушил закон природной эволюции, вышел из его подчинения, нашел путь развития, отличный от пути развития других живых организмов, начинается история взаимоотношения двух начал: общества и природы. Начало человеческой цивилизации археологи и историки связывают с неолитической революцией- глубочайшем переворотом в обществе и самом человеке.

В чем сущность неолитической революции:

  1. Произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему (поэтому неолитическую революцию называют еще аграрной)
  2. Возник социальный генотип современного человека, человек научился самостоятельно добывать основные средства существования.

Аграрное (традиционное) общество. (Слайд №13)

Особенности аграрного общества проявляются во всех сферах общественной жизни: хозяйственно-экономической, политической, социальной, духовной.

Экономика: полная зависимость от природно-климатического фактора, основа хозяйства – земледелие и скотоводство, традиционный тип экономики, распределение зависит от социального положения, основной фактор производства - земля

Социальные отношения: включенность всех и каждого в коллектив, привязанность к нему, ощущение себя его частью (сельская община, ремесленный цех, купеческая гильдия, монашеский орден, церковь, корпорация нищих и т.д.)

Замкнутость социальных структур, общины замкнуты, разделены обычаями, языковыми диалектами. Человек рождался, женился, умирал в одном окружении, месте. Занятия, семейная профессия передавались из поколения в поколение. Уход из коллектива затруднен, даже трагичен. Крестьянская община - основа аграрного общества. Строилась на клановых связях, общинном землепользовании, совместной трудовой деятельности. Аграрному обществу присуща малая динамика. Положение личности зависит от социального статуса, приближенности к властителю. Аграрное общество называют еще традиционным, так как оно держится на обычае, традиции. Здесь непререкаем авторитет старшего, именно его вмешательство может погасить все конфликты.

Политическая организация: определялась не законом, а традицией; преимущественно развивались два вида политических единиц: - локальные самоуправляющиеся сообщества, - традиционные империи

Власть – большая ценность, чем закон (деспотическая власть). Для нее не нужны никакие обоснования. Вся власть передается по наследству, и ее источник – Божья воля. Власть принадлежит одному (монарх) или немногим (аристократическая республика)

Духовная жизнь:

В ходе аграрной и особенно городской революции начал формироваться новый тип сознания - традиционное сознание. Традиционализм в форме мировых религий создал более тесные условия для общения. Традиционное сознание видит связь поколений, ощущает необходимость передачи знаний. Традиционный человек понял, что не всесилен, он не равен природе (недостижимость идеала), отсюда – понятие грешности, появление религий спасения. Традиция, обычай определяли духовную жизнь людей аграрного общества. Возникшая в III тыс. до н.э. письменность свидетельствовала о новом качестве человеческой культуры. При этом передача устной информации преобладала над письменной информацией. Круг образованных людей был мал.

(Слайд №11) Индустриальная (промышленная революция).

Кризис аграрного общества надо искать во взаимоотношениях общества и природы. Очередной социально-экологический кризис зарождается в Европе в XIII веке и продолжается несколько столетий. Связан он был с колоссальной распашкой земель в Европе, вырубкой лесов, превращением городов в свалки отходов. Это приводило к распространению “черной смерти” – чумы, которая подчас уничтожала жителей целых городов и районов. Угроза истребления, истощения плодородных земель, лесов и водоемов заставляла человека искать новые, по тем временам щадящие природу технологии. Индустрия на первых порах была такой технологией, которая сохраняла природу. Переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения начинался от второй половины XVIII века и продолжался в течение XIX века.

(Слайд №14) Индустриальное общество.

Экономика: независимость от природно-климатического фактора, основа производства – промышленность (мануфактура, фабрика), господство частной собственности, рыночные отношения, индивидуальный труд, основной фактор производства – капитал, применение механизмов, технологий.

Социальные отношения: большая подвижность, открытость; положение личности зависит от собственных заслуг

Политика: Рождение национальных государств, колониальных империй. Правовое государство и гражданское общество

Духовное развитие: модернизация сознания, “персоноцентризм”, Личность, Закон, Свобода, Равенство, Справедливость, признание идеи прогресса, языки межнационального общения

Научно-техническая революция (слайд №12)

С ростом промышленного производства, населения, городов, совершенствования индустриальных технологий, человек снова стал потреблять природу в таком количестве, что создалась угроза ее уничтожения. Психология неисчерпаемости природы, ее ресурсов, осознание себя полновластным хозяином природы привели человечество к очередному социально-экологическому кризису. В второй половине ХХ века осознание глобальных проблем стало носить общечеловеческий характер.

Глобальные проблемы человечества:

  • Проблемы экологии.
  • Сохранение мира.
  • Проблема сырья.
  • Продовольственная проблема.
  • Энергетическая проблема.
  • Проблема народонаселения.
  • Проблема преодоления отсталости ряда регионов мира.

Научно-техническая революция (НТР) - коренное качественное преобразование производительных сил, начавшееся в середине XX в., качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил, коренная перестройка технических основ материального производства на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

Информационное общество.(Слайд №15)

Экономика:

1) тотальное распространение информационной технологии, информатики, телекоммуникаций, вычислительной техники и т.д. в материальном и нематериальном производстве, в образовании, науке;

2) создание и работа разветвленной сети различных банков данных;

3) превращение информации в один из важнейших факторов экономического, национального и личностного развития;

4) свободное движение информации в обществе и возникновение новой формы демократии - “демократии консенсуса”.

Новая экономика информационного общества опирается на широкое использование информационных ресурсов, так как именно она дает возможность преодолеть относительную ограниченность ресурсов физических. Экономическая деятельность определяется не только собственно производством, но и его подготовкой, транспортировкой, сбытом и т.д. Возрастает скорость экономических процессов, так как устраняются промежуточные звенья в цепи “производитель - потребитель” (банковские операции без кассиров, поставки продукции с базовых складов, минуя промежуточные, розничная торговля через систему электронных заказов и т.д.). Ориентация на эффективность делает ненужным громоздкий управленческий аппарат. Микропроцессорная техника, информационная технология снижают материалоемкость, энергоемкость производства. Новая экономика изменит и характер накопления: накопление не вещественных элементов производства, а знаний, информации.

Политика – глобализация мира.

Социальная жизнь – открытость общества.

Духовная жизн – стремление к гармонизации.

Эрих Фромм, крупнейший философ и социолог ХХ века, в своих прогнозах указал на три компонента общества будущего: разум, гуманизм, экология. Именно это, по его мнению, спасет человечество.

“Наше будущее – не вселенская битва народов за выживание, а поиски оптимальных и рациональных форм производительных сил, моделей их социальной организации, новой духовности человека”. (Е.Н. Захарова)

Используемая литература

1. Е.Н. Захарова “Введение в обществознание. Общество – Культура - Цивилизация” / Учебное пособие. 10–11 класс. Московский учебник.1999 г.

3. Человек и общество: Учеб. Пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2003.

Интернет ресурсы (в том числе иллюстрации для презентации):

  1. Wikipedia
  2. www.proshkolu.ru
  3. dds.hubpages.com

Исламская цивилизация Учитель географии МБОУ СОШ №4 Ногинского м..р Пигуль Елизавета Игоревна Исламская цивилизация Одной из самых молодых цивилизаций Востока наряду с японской является исламская. Она начала формироваться лишь в VII в. Колыбель исламской цивилизации Колыбелью ее стал Аравийский полуостров - пустыня с полосой плодородных земель вдоль побережья, на которых выращивали зерно, финики, виноград, пряности, разводили овец и верблюдов. Древние города Аравии вели активную торговлю со странами Средиземноморья, Африкой и Индией. А в аравийских пустынях жили кочевники-бедуины, занимавшиеся скотоводством и обслуживанием торговых караванов. Племена бедуинов враждовали друг с другом. Новая религия Этот пестрый в культурном и социально-экономическом отношении облик Аравии совершенно изменило появление новой религии. Ислам не только сыграл объединяющую и цивилизующую роль в судьбах арабов, он наряду с другими факторами привел к возникновению гигантского исламского мира. До принятия ислама До принятия ислама у арабов преобладали языческие верования, но на них оказывали сильное влияние иноземные религии. На севере и юге Аравии рядом с арабским населением мирно уживались христианские и иудаистские (еврейские) общины. Идея единобожия Еще до появления ислама арабские проповедники выступали с идеей единобожия. Одним из них был пророк Мухаммед (Магомет, 570-632), заложивший религиозные основы исламской цивилизации. Коран В Коране, священной книге ислама, содержались откровения, которые Аллах ниспослал Мухаммеду. В них ясно прослеживается влияние христианства и иудаизма, хотя сам пророк считал, что эти религии лишь предшествовали исламу, с его более полными откровениями. Коран Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому богу - всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком - посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама: 1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада); 2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат); 3) милостыня в пользу бедных (закат); 4) пост в месяце рамадан (саун); 5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Идеи ислама Идеи ислама пронизаны фатализмом - верой в предопределение. Фатализм чрезвычайно сильно укрепился в массовом сознании мусульман, поэтому объективно этика ислама (в отличие от конфуцианской, католической или тем более протестантской) принижает роль деятельного начала в человеке и не ориентирует его на активное преобразование мира. Джихад Вскоре после смерти Мухаммеда к основным положениям ислама было добавлено еще одно, сыгравшее огромную роль в дальнейшей истории исламской цивилизации. Это вера в то, что священная война (джихад), т. е. насильственное распространение ислама, является религиозным долгом мусульманина. И хотя сам Мухаммед советовал обращать людей в ислам "добрыми, мудрыми наставлениями", его последователи настаивали на том, что мусульмане должны вести войну с "неверными", пока те не покорятся исламу. Погибшим в этой войне открывается путь в рай. Но и для оставшихся в живых идея джихада была весьма привлекательна: участники сражения (похода) получали четыре пятых добычи, а остаток в качестве "доли Аллаха" раздавался бедным. Эпоха победоносных военных походов В 630 г. Мухаммед во главе войска мусульман без боя захватил арабский религиозный центр Мекку. Через два года Мухаммед умер, но вскоре под знаменем ислама объединились все арабские племена. Началась эпоха победоносных военных походов молодой исламской цивилизации. Эпоха победоносных военных походов Менее чем за три десятилетия мусульманские армии захватили византийские земли - Сирию, Палестину, Египет, Ливию, а также Персию и Магриб (север и северо-запад Африки). Завоевания продолжались и позднее, хотя и не столь интенсивно. В 711-718 гг. арабы овладели Испанией и даже предпринимали попытки перейти через Пиренеи, но войска франков отбили их набеги. На востоке границы арабских завоеваний достигали Кавказа, Средней Азии и реки Инд. Исламизация населения Во главе арабского государства стояли халифы. (духовные и светские правители), авторитет и власть которых были огромны. Их умелая экономическая политика быстро привела к исламизации населения захваченных территорий. Дело в том, что мусульмане платили в казну только десятину, а приверженцы иных вер - высокий поземельный налог (от одной до двух третей урожая) и подушную подать. Исламизация осуществлялась и путем смешанных браков. Распад Но огромная империя, возникшая с головокружительной быстротой, не отличалась прочностью. Едва сформировавшаяся государственность была не в силах сплотить воедино обширные регионы, разнородные в экономическом и культурном отношении. В центре и на местах различные группировки вели борьбу за политическое первенство. Распад В IX в. Халифат (так наиболее часто называют арабскую империю) стал распадаться на султанаты и эмираты. В дальнейшем на месте Халифата появились и другие мощные государственные образования. В XVI в. было положено начало державе Сефевидов в Персии и государству Великих Моголов в Индии. Еще раньше, в XV в., начала складываться могущественная Османская империя, считавшая себя преемницей Халифата. Культурные достижения То, что такие слова, как мокко и дамаст, арабеска и арак, халиф и минарет,- арабского происхождения, знают все. Но что такие слова, как бушлат, шапка, блуза, алкоголь, карусель, шах, чек, алгебра и цифра, заимствованы из арабского языка или через арабов попали в Европу, известно немногим. Значительное количество слов арабского происхождения в европейских языках говорит о том, что арабское влияние на европейскую культуру отнюдь не ограничивается только влиянием на архитектуру. Культурные достижения Мусульманские учёные, художники, инженеры, поэты, философы и купцы внесли вклад в науку, экономику, литературу, философию, морское дело, сельское хозяйство и тд. Культурное наследие Культурные достижения Спасибо за внимание




  • Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный):
  • общефилософское значение - социальная форма движения материи , обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства);
  • историко-философское значение - единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли);
  • стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания );
  • локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.



Попытку установить время появления термина «цивилизация» одним из первых предпринял французский историк Люсьен Февр. В своей работе «Цивилизация: эволюция слова и группы идей» учёный пришёл к выводу, что впервые термин в напечатанном виде появляется в работе «Древность, разоблачённая в своих обычаях» (1766) французского инженера Буланже.

Когда дикий народ становится цивилизованным, ни в коем случае не следует считать акт цивилизаций законченным после того, как народу даны чёткие и непререкаемые законы: нужно, чтобы он относился к данному ему законодательству как к продолжающейся цивилизации.

  • Boulanger N. A.

Термин цивилизация употребляется в нескольких смыслах:

Ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс, А. Тоффлер);

Синоним культуры (А. Тойнби и др.);

Уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса (античная цивилизация, например);

Определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка («Закат Европы» О. Шпенглера). Общепризнанными чертами цивилизации является то, что сам переход к ней становится узловым моментом формирования культуры.

Цивилизация означает переход к собственно социальной организации общества, когда сформировался социум со всеми его отличиями от варварства.













Слово «цивилизация» появилось во Франции в середине 18 в. В средневековье носило юридический смысл, относящийся к судебной практике, ассоциировалось с социальными установками, правами и свободами. Так понимаемая цивилизация обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Цивилизация и общество. Слово «цивилизация» появилось во Франции в середине 18 в. В средневековье носило юридический смысл, относящийся к судебной практике, ассоциировалось с социальными установками, правами и свободами. Так понимаемая цивилизация обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека.

Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли, но в 19 веке их развели. А в начале 20-го столетия немецкий философ Освальд Шпенглер в своём труде «Закат Европы» и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит её окончательный упадок. Культура – это цивилизация, не достигшая своей зрелости и не обеспечившая своего роста.

В современной науке не сложилось единого взгляда на сущность цивилизации, поэтому в литературе насчитывается более 100 её определений. Одни учёные относят это понятие к историческим эпохам, другие связывают с географическим местом, третьи опираются на религиозные и социокультурные критерии, четвертые представляют цивилизацию как степень культурного развития и т.д.

В философии наибольшее распространение получило понимание цивилизации как социокультурной суперсистемы, имеющей самостоятельный механизм функционирования. Такой подход берёт начало с идей известного русского мыслителя 19 в. Данилевского. В своей работе «Россия и Европа» он выдвинул теорию культурно – исторических типов. Главным критерием выделения типов является языковая близость, а сами культурно – исторические типы понимаются как сочетание психических, антропологических, социальных, территориальных других признаков.

По мысли Данилевского лишь в России осуществляется гармоничное сочетание всех этих элементов. Если Данилевский выделял 13 типов, т.е. « самобытных цивилизаций», Шпенглер – 8 типов, то английский культуролог Арнольд Тойнби – 6 типов. Сегодня же в науке конкурируют две теории: теория стадиального развития цивилизации и теория локальных цивилизаций.

Стадиальная теория рассматривает цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, где выделяются определённые стадии. Теория локальных цивилизаций рассматривает всемирно – исторический процесс как совокупность исторически сложившихся общностей, занимающих определённую территорию и имеющих свои особенности развития. Вывод: несмотря на различия, сторонники обеих теорий признают, что общей структурной единицей исторического процесса является цивилизация.

Факторы, определяющие сущность цивилизации географическая среда система ведения хозяйства социальная организация религия духовные ценности политико–правовая система

Цивилизация имеет две стороны: научно–техническую и социально–правовую. Критерием развития цивилизации является степень разумного господства человека над силами природы и развитие социально-правовой сферы, обеспечивающей реализацию прав и свобод личности.

Менталитет - образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущий индивиду или группе (употребляется для характеристики национальных особенностей народов, отличительных черт культуры.

Цивилизация не является чем-то неподвижным. Она развивается, проходит ряд стадий: зарождение, расцвет, разложение и гибель.

Какова продолжительность существования цивилизации? А. Тойнби и О. Шпенглер - 1 тыс. лет; Л.Н. Гумилёв - 1,5 тыс. лет; А. Кётле - средняя продолжительность жизни цивилизации 1461 год (плюс / минус 185 лет).

Вывод: общество и культура возникли раньше, а цивилизация – позже. Общество и культура Цивилизация

Спасибо за внимание!







Цивилизация - (от лат. civilis гражданский, государственный) термин, впервые введенный в употребление Мирабо (1756) в работе «Друг людей». Первоначально употреблялся французскими просветителями для обозначения гражданского общества, которому присущи свобода, справедливость, правовой строй. Так, автор термина Мирабо писал «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели». В дальнейшем содержание понятия "цивилизация" изменилось, в настоящее время данный термин, в частности обозначает этап развития общества, которому присущ определенный, достаточно высокий уровень духовно- культурных и технологических достижений общества, прогресс в искусствах и науках, интенсивное использованием письменности, появление комплекса политических и социальных институтов.


Цивилизация это культурно-исторический тип общества с единой исторической судьбой и единой духовной и материальной культурой, которые дают людям сознание принадлежности к сообществу. Цивилизации создаются народами или группами народов, близких языком, традиционной культурой и территорией проживания. Цивилизация включает в себя (и определяет) духовные и материальные ценности народа, его образ жизни и социально-общностный состав, место и роль человека в обществе.




Цивилизации традиционные, монотонные, повторяющие культурный опыт. Цивилизации обновляющиеся, модернизирующиеся, вырабатывающие новый культурный опыт. Цивилизации срединные, в которых соединяются черты традиционности и обновления. Традиционализм характерен для народов Востока, модернизм для народов Запада. Цивилизации монолитные, отгороженные от других цивилизаций, основанные на культуре одного народа. Цивилизации синтетические, соединяющие несколько цивилизаций, развивающие культуру группы народов. Цивилизации аграрные, материальной ценностью которых была обрабатываемая земля, а духовными ценностями всё, что роднило людей с землей. Цивилизации индустриальные, материальной ценностью которых становится технический прогресс, всё, что уменьшает зависимость человека от природы. Цивилизации континентальные, привязывающие народ к географическому пространству. Цивилизации морские, океанические, открывающие народу новые географические пространства. Почти все цивилизации могут быть отнесены сразу к нескольким типам и существуют как бы в их пересечении.












Древний мир (период от выделения человека из животного мира около 2 млн. лет тому назад до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.). Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпох Возрождения XVI в.). Новое время (от эпохи Возрождения до 1918 г. - окончание первой мировой войны). Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).





 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...