Примеры проектов по музейным учреждениям. Музей как инструмент повышения качества жизни. Развитие музейного дела в России

Скопируйте код и вставьте в свой блог:









Когда речь заходит о музеях, мы представляем себе Эрмитаж, Лувр, Тейт Модерн и еще пару десятков крупных музеев. Они обладают огромными возможностями, большим штатом и, безусловно, являются важнейшими социальными, туристическими, инфраструктурными или даже политическими институтами. Вклад этих музеев в городскую и мировую жизнь бесценен, как и опыт, который они нам дают для работы. Однако есть еще десятки тысяч небольших региональных музеев, чья роль, пусть в меньших масштабах, важна для своих городов.

Несколько лет назад на Пермском экономическом форуме, я готовил секцию «Интернет как инструмент развития региона». И даже тогда, не мог представить, что от интернета меня развернет к музейному делу.

Чуть больше года назад я начал изучать работу музеев Армении и, главное, жизнь небольшого, но очень важного с разнообразных точек зрения дома-музея своего прадеда С.Д. Меркурова в городе Гюмри с населением 150 тысяч человек. Несмотря на масштабы личности, внушительный объем уникальных экспонатов и роль музея в жизни города, проблемы, которые стоят перед музеем, больше бытового характера, нежели культурного. То, что является для «монстров» музейного дела банальным, тут - главное.

Не знаю, помог ли мне опыт в других профессиях в понимании проблем и перспектив локальных музеев, но в результате размышлений о будущем дома-музея появились тезисы, универсальные для большинства небольших музеев.

В силу понятной ситуации. Тем более что музейная жизнь не предполагает миллионов, не требует больших вложений.

Два дня трое англичан и один голландец поведывали нам о том, как преуспеть музею в свободном от государства плавании; как не дрейфовать, а осознанно двигаться от культуры зависимости к культуре возможности; как зарабатывать деньги самим - посредством национальной лотереи ли, примузейных магазинов, ресторанов или отелей (например, замок-музей Боделвидан в графстве Денбишир в Северном Уэльсе давно принимает желающих потусоваться с местными привидениями туристов на постой, ибо лучшее время призраков, как известно, «от заката до рассвета»); как пользоваться «микрофилантропией» и не забывать о партнёрстве, ибо «невозможно стать сильным, если все вокруг тебя слабые»; как заставить людей возвращаться в ваш музей, «ведь возвращаемся мы каждодневно в магазин за хлебом» (необходимо лишь почаще менять витрину)…

Музей - важная часть любого городского пространства. Задача музея - не хранить в пыльных шкафах экспонаты, а любыми способами прокручивать через себя максимальное количество людей.

Это, во-первых, туристический фактор: музеи среди возможных средств досуга занимают важное место. Во-вторых, культурно-социальный: понятная занятость населения. А, в-третьих, профессиональный: музеи, в любом случае, притягивают к себе культурных людей.

Я начал свое путешествие по музеям с очевидного - интернета. Казалось бы, такая банальная для городского жителя вещь как WiFi становится актуальной за пределами крупных агломераций. Популярные варианты небольших городов - кафе. Так почему этим местом не может быть музей? Для кого-то, кто пришел специально, это будет приятной неожиданностью, для кого-то - мотивацией зайти. И не важно, что человек пришел за WiFi. В следующий раз придет посмотреть. Да если и даже так сидит. В музее и стены помогают.

Фотографировать - обязательно. Зайдешь в музей, понравится что-нибудь. Хоть вид из окна. Хоть с друзьями на память. Но страшно достать телефон - прибежит кто-нибудь и заорет, что снимать запрещено. Сегодня, когда у многих в кармане смартфон, который является главным инструментом коммуникации с окружающим миром, и, что важно в нашем случае, основным фотоаппаратом, стоит задача стимулировать гостей музея делать фотографии. Это бесплатная реклама. Это важная точка продвижения.

Выход через сувенирную лавку как явление – это не только элемент развлечения, но и пункт дохода. Что касается больших музеев, то выйти из него чаще всего можно только через магазин, то есть этот выход – единственный. Это должно быть справедливо и для маленьких учреждений. Как ни цинично звучит, в точке покидания посетителем музейного пространства необходимо предоставить возможность потратить деньги. А ведь часто бывает так, что даже пресловутый магнитик на холодильник не купишь. Музей должен быть не только точкой дистрибуции любой тематической продукции, но и ее заказчиком. Даже в небольших масштабах народных промыслов это имеет экономический эффект как для музея, так и для местного населения.

Создатели музея, ещё будучи студентами, обратили внимание на старые и вроде никому не нужные игровые автоматы, разбросанные по паркам отдыха и детским лагерям. Стоило собрать, казалось бы, хлам в одном месте - и к нему потянулись люди. Не испугало создателей музея даже то, что этим местом оказалось заброшенное бомбоубежище в родном институте, а «хлам» нужно было капитально ремонтировать.

Музей - как площадка для событий. Еще раз напоминаю, что главная задача - затащить человека к себе. Столичный пример недавних дней: день рождения радиостанции «Эхо Москвы» проходил в Галерее Зураба Церетели. Где, к своему стыду, я до этого не был. Пришел я, по сути, на корпоратив. В следующий раз пойду внимательно изучать содержимое. Музеи должны проводить мероприятия и на этом зарабатывать. Конечно, не эпатировать публику… Остальное – только на пользу. И себе, и обществу.

Перспективы развития музея, увеличения охвата населения и пропускной туристической способности - это не только рост самого музея, это влияние на всю окружающую среду. Несмотря на важную роль музеев в туристической программе, о хлебе насущном вопрос встает достаточно быстро, т.к. какой бы ни был интересный контент, человек хочет пить и есть. Если данную возможность не может предоставить музей, что может являться одним из источников дохода, то как минимум стимулирует окружающий бизнес к развитию соответствующей инфраструктуры. Если вокруг музеев будут люди - появятся и рестораны, и магазины.

За ресторанами и магазинами будет и спрос на гостиницы, спрос на сувениры, спрос на туризм, рост популярности города. Локальный музей может быть брендом региона, какими являются многочисленные американские музеи вроде музея Zippo. Сегодня именно небольшие музеи могут стать инструментом развития города, его культурной среды, потому что судьба сегодняшнего музея - это творческо-развлекательный центр, а не пыльное хранилище экспонатов.




ОТПРАВИТЬ:

















Музей как инструмент повышения качества жизниМузей как мериторное благо 119

Муниципальные, районные, сельские музеи, расположенные в небольших населенных пунктах, где о разнообразии творческих практик никто и не задумывается, нередко становятся для местных жителей единственным вариантом доступа к культурным благам. Ежедневное существование малых музеев сопряжено со множеством трудностей, их деятельность, как правило, не приносит прибыли, фонды невелики и практически не содержат раритетов. Тем не менее, даже в этих непростых условиях, музей продолжает оставаться необходимым элементом качества жизни, выполняя просветительские, коммуникативные, рекреационные и другие функции.

Малые музеи тесно связаны не столько с профессиональным, сколько с местным сообществом. Первое знакомство происходит в раннем возрасте, в детском саду, школе, затем наступает черед вести в музей уже собственных детей и внуков. Многие локальные музеи не связывают свою деятельность с туристическим бизнесом, их экспозиции не всегда блещут новаторскими идеями, сотрудники не считают нужным продвигать музей в информационном пространстве. При этом потенциал малых музеев в деле консолидации и самоопределения местного сообщества достаточно велик.

Вклад локальных музеев в сохранение и воспроизводство локального историко-культурного наследия встречает понимание у наиболее «продвинутых» представителей органов власти. Однако музейная сфера не входит в число приоритетных на получение государственной поддержки в ближайшие несколько лет. В этой ситуации местные музеи компенсируют недостаток средств идеями, большая часть которых так или иначе связана с проблемами местного сообщества.

Конечно, малые музеи в провинции редко заявляют о себе в общероссийском информационном пространстве, объединенной статистики по их деятельности не существует. Нельзя достоверно узнать даже число существующих музеев, не говоря уже о конкретных фактах их работы и оценке ее местным сообществом. В сравнении с масштабами страны, количество доступной информации о локальных музеях – это лишь малые крупицы. Тем не менее, из ее анализа становится понятно, что музей в российской провинции в настоящее время рассматривается как инструмент если не восстановления и развития территории, то хотя бы улучшения качества жизни местного населения. В последние годы все чаще происходит модернизация традиционных музейных учреждений, восстанавливаются дореволюционные собрания, открываются новые музеи и экспозиции.

В городе Няндома Архангельской области музей появился совсем недавно, в 2006 г., и имеет статус муниципального учреждения культуры. Это первый музей, открытый в небольшом городке (население – 21,6 тысячи человек на январь 2009 г. 120), образовавшемся в конце XIX в. во время строительства железной дороги Вологда – Архангельск. В настоящее время в нем действуют два крупных предприятия – локомотивное депо и птицефабрика, однако численность населения сокращается 121 .

Няндома находится на пути в Каргополь, но туристы практически всегда проезжают мимо. «Молодые» музейщики же считают, что город обладает богатым историко-культурным потенциалом. С названием города связана легенда о некоем Няне, в чей гостеприимный дом, расположенный на бойком тракте, постоянно заглядывали путники. На вопрос, дома ли хозяин, жена якобы отвечала: «Дома он, Нян, дома» 122 .

Сам историко-краеведческий музей носит название «Дом Няна». Он размещается во флигеле исторического здания, которое до открытия музея пустовало и где до сих пор продолжаются ремонтные работы. В планах руководства и сотрудников открыть картинную галерею, постоянную краеведческую экспозицию, связанную с историей железнодорожной станции и городка, традициями и обычаями северного дома; развивать возможности для экологического туризма; построить постоялый двор для туристов, где можно будет переночевать на старинной кровати, попробовать каши из русской печи, заглянуть в конюшню… 123 В общем, сделать все, чтобы проезжие туристы задерживались в городке хотя бы на сутки.

Новоявленный краеведческий музей заявляет о себе как о современной культурной институции, способной оказывать влияние на решение социально-экономических задач. Основную цель работы сотрудники музея видят в построении партнерской стратегии с представителями власти и бизнеса, направленной на улучшение условий жизни местного сообщества 124 .

Иногда музей, осознавая свое благотворное влияние, старается распространять его на местность, формально не попадающую в его «зону обслуживания». Так, Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей (Архангельская область) в 2008 г. приступил к реализации проекта «Живая деревня». Он предполагает создание при музее общественного инициативного центра, объединяющего представителей местного сообщества, заинтересованных в сохранении и развитии родных мест 125 .

В настоящее время центр «Живая деревня» активно сотрудничает с местным сообществом в нескольких сельских поселениях. Условия жизни в них, несмотря на географическую близость, сильно различаются, и музей в каждом случае вырабатывает особую стратегию действий. Так, инициативные группы из села Ошевенск в последние годы активно развивают его туристический потенциал, вступая в сотрудничество с музейными работниками, организующими на территории экскурсионное обслуживание. В рамках работы центра «Живая деревня» между музеем и муниципалитетом был заключен договор об организации совместно с жителями села выставки, посвященной истории края, православной и традиционной культуре 126 .

Предыдущий случай можно считать благополучным, но музею порой приходится выступать в качестве спасителя гибнущих деревень. За несколько последних лет находящиеся вблизи от города деревни практически опустели. В деревне Калитинка (16 км от Каргополя) в 2006 г. была закрыта даже начальная школа. Каргопольский музей активно разрабатывает концепцию туристического маршрута, проходящего через деревню, и проект организации на территории деревни музея, посвященного истории края, в том числе уже утраченным объектам историко-культурного наследия 127 .

Один из наиболее ярких примеров, демонстрирующих роль музея в формировании и поддержании локальной идентичности, – Музей Мологского края (филиал Рыбинского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника). Молога – небольшой старинный городок, находившийся при слиянии рек Молога и Волга и ушедший под воду при строительстве Рыбинского водохранилища. Глубины, на которых в настоящее время находится Молога, называются «исчезающими малыми». Уровень водохранилища колеблется, и приблизительно раз в два года город показывается из воды: мощение улиц, фундаменты домов, кладбище.

Затопленным оказался и находившийся в Мологе женский Афанасьевский монастырь. В его подворье, располагающемся в Рыбинске, с 1995 г. работает Музей Мологского края, где можно увидеть фотографии города и его жителей, воссозданные интерьеры домов и т. д. Музей Мологского края – государственный, однако создан он был по инициативе общественности – жителей затопленного города, сел и деревень. Для мологжан создание музея – не просто способ сохранить память о прошлом, его миссию они видят и в возрождении Мологского края как культурно-исторической общности. Сотрудники музея и активисты «Землячества мологжан» работают над идеей создания Мологской административной территории с центром в одном из населенных пунктов, находившихся ранее в Мологском крае 128 .

Музеи, расположенные в небольших населенных пунктах, в силу сжатости своей аудитории воспринимают ее как единое целое и работают с теми ее сегментами, которые редко становятся музейными посетителями. В селе Карагай Пермского края (108 км от Перми) проживает около 7 тысяч человек. Когда-то оно было владением Строгановых, в советское время был создан крупный совхоз «Россия», ныне местные жители промышляют, в основном, пилкой леса и охотой. В селе действуют библиотека, дом культуры с ансамблем песни и пляски и академическим хором, в 1972 г. начал работу краеведческий музей 129 .

Село по российским меркам довольно большое, но численность населения уменьшается. Молодежи, включая маленьких детей, осталось около 1,5 тысячи человек. В этих условиях музей в 2007 г. предложил проект «АртЛИЧНО: Музей Других – Другой Музей». Инициатива сельских музейщиков оказалась уникальной для всего Пермского края. Они решили привлечь подростков и молодежь путем предоставления им выставочного пространства под воплощение собственных замыслов 130 .

Главной задачей проекта стало знакомство друг с другом местных молодежных субкультур. Во время работы первоначальные замыслы сильно трансформировались: вместо «Школы юного экскурсовода» родилась идея создания выставки не из фондов музея, а из реальной жизни молодых людей, до этого не проявлявших интереса к музейной деятельности 131 .

На первом этапе несколько групп отправились в полевой лагерь, где под руководством педагогов-психологов участвовали в игровых тренингах, направленных на выявление и сплочение творческого «ядра» проекта и знакомство представителей молодежных течений друг с другом. По итогам совместных обсуждений была создана выставка, содержавшая два основных компонента. В центре зала разместили куб, наполненный электронными средствами общения, на гранях которого, обтянутых сетью, посетители могли оставлять отзывы и пожелания. Можно было писать на воздушных шарах, бросая их затем в центр куба (согласно замыслу, выставка должна была показать, как живое общение вытесняет виртуальное). Вокруг расположилась основная экспозиция, повествующая о разных субкультурах: стихи, фотографии, фрагменты выступлений, постеры, музыкальные инструменты, одежда, ставшие сторонами общего многоугольника 132 .

Сельский музей с небогатой экспозицией, небольшим штатом сотрудников и извечным недофинансированием, решая свои проблемы, заговорил с «трудной» аудиторией на ее языке, не боясь осуждения и конфликтов. Проект был реализован с минимальными затратами, но благодаря ему и музейные специалисты, и местное сообщество получили значимый опыт. Культурный институт предпринял попытку интегрироваться в реальную жизнь своих посетителей, а представители различных субкультур получили возможность почувствовать себя частью единого целого.

Следует заметить, что в описываемых условиях деятельность музея затрагивает различные сферы жизни, иногда дополняя работу других учреждений. Две наиболее часто встречающихся функции музея в рамках более широкой модели взаимодействия музея и местного сообщества «музей как мериторное благо» – социальная защита и организация досуга – требуют более подробного рассмотрения.

Музей как средство социальной защиты

Адаптация человека к условиям современной жизни, в особенности уязвимых групп населения, с помощью различных культурных практик все чаще понимается музеями как одно из важных направлений их деятельности. Ежегодно победителями Всероссийского грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» в номинации «Социальноориентированные музейные проекты» становятся инициативы, направленные на поддержку людей, лишенных возможности социализации, творческой реализации, создание в музейной среде атмосферы неформального общения. Большое количество проектов в этой сфере реализуется также на собственные средства музеев, при поддержке местных властей, на различные гранты.

Многие инициативы исходят исключительно от музейных сотрудников, часть проектов создается в партнерстве со сферой социальной защиты, общественными организациями. При этом, принимая на себя нетрадиционные функции, соединяя разные направления деятельности, музеи не подменяют собой другие структуры 133 . Они дополняют их и свою работу, используя специфические профессиональные средства. Необходимо отметить, что активность в этой сфере по-прежнему сталкивается с определенными трудностями: это и усиленные эмоции со стороны участников и общественности, и многочисленные вопросы, вызванные отсутствием налаженных стандартов. Какие группы включать в область деятельности, от кого должна исходить инициатива? Как далеко музей может выходить из своих стен: как организовать работу в больницах, тюрьмах, детских домах? Ведь выполняя работу за других, пусть даже и очень нужную и благородную, музей рискует утратить свою специфику.

Несмотря на активную деятельность в этом направлении, в России все же она заключается, по большей части, в проектных инициативах, не переходя в постоянные программные действия 134 . Вместе с тем, в России простор для проектных инициатив в этой области, вероятно, еще долгое время будет оставаться практически неисчерпаемым. Однако продуманные, стабильные и в то же время творческие попытки решить годами копившиеся проблемы способны изменить отношение к ним в сообществе, что в дальнейшем может повлиять на ситуацию в целом.

Традиционно к социально уязвимым относили такие слои общества, как инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, мигранты, пенсионеры, ветераны боевых действий, наркоманы, смертельно больные и т. д. Однако в современном мире, с его ускоренным темпом жизни, ежедневными переменами, нарастанием кризисных явлений во многих сферах, круг людей, считающих себя незащищенными и социально уязвимыми, гораздо шире: домохозяйки, чересчур загруженные делами бизнесмены, подростки, те, кто переживает кризис «среднего возраста». Музей подхватывает их проблемы, меняет привычную систему коммуникации, пытается помочь.

В 2008–2009 гг. в музее городского быта «Симбирск конца XIX – начала ХХ вв.» (входит в систему Государственного историко-мемориального Музея-заповедника «Родина В. И. Ленина», г. Ульяновск) был реализован проект «К нам на огонек», направленный на организацию творческих мастерских для пожилых людей, больных рассеянным склерозом. С помощью музейных средств (проведение интерактивных занятий в экспозиции, фольклорные праздники, обучение традиционным видам ремесел) была предпринята попытка способствовать социализации людей, в силу проблем со здоровьем исключенных из процесса нормального общения. Занятия были разработаны с учетом потребностей участников: развитие мелкой моторики рук благотворно влияет на состояние больных, поэтому им были предложены мастерские по вышивке, лозоплетению, изготовлению мелких игрушек. Кроме того, интересным ходом стало вовлечение пожилых людей в освоение новых технологий – часть занятий была посвящена работе на компьютере в области фотодизайна 135 .

Проект был реализован при активной поддержке местных управления социальной защиты населения и отделения организации инвалидов, больных рассеянным склерозом, однако инициатива исходила именно от музея. Проведя собственное исследование, музей выяснил, что в Ульяновске практически отсутствует система организации досуга инвалидов 136 . В городе проживает порядка двух тысяч людей, больных рассеянным склерозом, а в проекте удалось задействовать несколько десятков. Музей оказался единственной в городе организацией, которая проявила готовность работать с данной аудиторией. Музейные специалисты разработали мероприятия с учетом особенностей аудитории: праздники и интерактивные занятия проходят с привлечением членов семей больных. Кроме того, музей попытался дать ощущение значимости и нужности людям, лишившимся возможности профессиональной реализации 137 .

Ульяновский музей заявляет о своих планах продолжить мероприятия, рассчитанные на социально незащищенные категории посетителей, а также на тех, кто просто лишен возможности полноценного общения и творческой реализации 138 .

Социальноориентированные музейные проекты могут быть направлены не только на работу с отдельными сегментами аудитории, решение свойственных им проблем, предоставление соответствующих услуг. Все это важные и благородные общественные задачи, но куда сложнее и в современных условиях, возможно, необходимее, пытаться воздействовать на всю совокупностьи направлений «лечения» общества, а не на отдельные группы населения.

В 2007 г. в Национальном музее Республики Коми (г. Сыктывкар) стартовал проект «Плетение словес». Он предполагал создание на территории музея экспериментальной площадки для организации совместной деятельности детей обычных и детей с нарушениями интеллекта (как принято говорить сегодня, «других», «особенных» детей). Принципиально новый подход для музея, много лет работающего с детьми с ограниченными возможностями, проявился в создании проекта не «для» особенных детей, а «вместе» с ними 139 .

Для того чтобы сломать стереотипы во взаимоотношениях между здоровыми и «другими» детьми, им была предоставлена возможность для общения и совместного творчества. Основную идею проекта отражал его девиз: «Мы – вместе!». Участниками проекта стали воспитанники местного интерната и ученики общеобразовательных школ. Стоит отметить, что далеко не все педагоги согласились на объединенные занятия детей с разными возможностями, однако значительная часть все же отнеслась к идее проекта с пониманием и интересом 140 .

Из природных материалов, собранных участниками на подготовительном этапе, во время творческих мастерских, проходивших 1–2 раза в неделю в течение нескольких месяцев учебного года, создавались особые арт-объекты – буквы. Затем они сплетались (в буквальном смысле, поскольку основными материалами были трава, нитки, береста) в слова, фразы, пословицы и поговорки, загадки на коми и русском языках и размещались на страницах объемных «книг». Руководство занятиями осуществляли не только музейные специалисты, но и приглашенные психолог и арт-терапевт. Перед непосредственным началом проекта была открыта «Школа волонтера», где проходила психологическая подготовка детей к встрече с «необычными» сверстниками 141 .

Промежуточным итогом проекта стало открытие в музее выставки «Плетение словес», выстроенной детьми под руководством известного в республике художника. В рамках проекта также проходили мастер-классы по компьютерной графике, открылась мастерская по изготовлению игрушек из глины, проведен круглый стол на тему «Наши дети: обычные и другие. Восприятие и взаимодействие».

После завершения проекта музей по-прежнему активно сотрудничает с участниками проекта, школьниками, студентами, педагогами, воспитанниками детских домов. Он проявил инициативу, чтобы улучшить качество жизни одних членов сообщества и заставить задуматься о нормах нравственности, принятых другими.

Естественно, значительное влияние социальноориентированные инициативы оказывают на сам музей. Они меняют мнение о музее как исключительно охранительном и назидательном учреждении, повышая тем самым его статус. Особую ценность имеют устанавливающиеся в ходе реализации проектов отношениям партнерства с различными структурами: региональными и городскими властями, крупными предприятиями, предпринимателями, СМИ, фондами, отделениями социальной защиты населения, общественными организациями, благодаря которым музей не только встречает единомышленников, но и получает возможность формировать среду, поддерживающую его политику 142 .

Музей как клуб

Для музея в провинциальном городе, не всегда привлекательном для туристов, очень важно сформировать постоянную аудиторию. Небольшая, редко меняющаяся экспозиция вряд ли заставит человека обращаться к музею снова и снова, поэтому местному населению музей предлагает различные формы активности, внутри и вне своих стен, тем самым воспитывая потребность в подобном виде досуга. Развитие этого сектора деятельности тесно связано с изменением концепции музейной коммуникации. Музей приглашает не к пассивному прослушиванию его монологического высказывания, а к диалогу, беседе. В свою очередь, посетитель из зрителя превращается в активного участника, что может изменить его взгляд на суть и содержание музейной деятельности.

Концертные и театральные абонементы, занятия в кружках, танцевальные вечера предполагают не только соединение образовательного и развлекательного компонентов, но и регулярную работу с посетителем: изучение его предпочтений, возможностей и т. д. Основной целевой аудиторией музея-клуба, как, впрочем, и музея-школы, в нашей стране являются дети. На втором по численности месте – социально незащищенные группы населения, о которых говорилось выше. Работоспособный взрослый, лишенный ярко выраженных проблем со здоровьем и психикой, редко становится регулярным и полноценным участником музейных мероприятий, даже в небольшом городке. Конечно, эта часть населения в провинции имеет не так уж много возможностей для размышлений о своем досуге, в особенности связанном с образованием. Но именно этот сегмент, как наиболее многочисленный и вносящий самый значительный вклад в развитие территории, важен в формировании представлений о качестве жизни на локальном уровне.

Музей как сообщество по интересам в России, скорее, редкость. В провинции практически нет клубов друзей музея, оказывающих различную поддержку и получающих определенные услуги, не развито волонтерское движение. При этом в небольших населенных пунктах такая форма работы с посетителем может быть легко осуществима и выгодна для обеих сторон.

Наибольший интерес как музейных специалистов, так и членов сообщества вызывают различные практики, связанные с местным контекстом. В Национальном музее Удмуртской Республики в 2007 г. в результате реализации проекта «Счастье в доме.RU» был создан музейный клуб межнациональных семей. В Ижевске проживает 611 тысяч человек (по данным на январь 2009 г. 143), являющихся представителями более чем 100 национальностей, из них свыше половины составляют русские (58,9%), около трети – удмурты (30%), третья по численности этническая группа – татары (9,6%), еще 2,5% населения города – это украинцы, белорусы, мари, чуваши, башкиры, казахи, узбеки и др. 144

Партнерами музейного проекта выступили телеканал «Моя Удмуртия» и некоммерческая общественная организация «Центр развития толерантности». Проект предполагал создание и продвижение новой интерактивной формы работы музея – телевизионного клуба. В качестве его участников были выбраны несколько семейных пар, в которых супруги являются представителями разных национальностей (русский и татарка, удмурт и русская, удмуртка и венгр и т. д.). На ежемесячных заседаниях, проходивших в музейных стенах, супруги делились с участниками и зрителями своими секретами семейного счастья. При этом своеобразным стимулом для начала бесед, воспоминаний являлись предъявляемые членам клуба музейные экспонаты или прогулки по экспозиции 145 .

Для широкой публики были подготовлены телепередачи, транслировавшиеся по местному телевидению, посвященные отдельным темам: свадьбе, воспитанию детей, национальным костюмам, праздникам и др. В каждую из них, помимо личной беседы с участниками, были включены сюжеты о культуре, традициях, обычаях и обрядах той или иной национальности, созданные на основе коллекций и экспозиций музея.

Созданный телеклуб позволил позиционировать Национальный музей Удмуртской Республики как настоящий центр диалога культур. В его расширенных заседаниях принимали участие, помимо основного состава и партнеров, представители Министерств национальной политики и культуры Удмуртии, Администрации Ижевска, районных центров «Семья», национально-культурных общественных объединений, психологи и социальные педагоги. Ими обсуждались существенные для городского сообщества проблемы взаимодействия представителей разных национальностей, толерантности, межкультурного диалога, конкретные предложения по его построению.

В 2008 г. в рамках Европейского года межкультурного диалога стартовал проект Совета Европы «Межкультурные города». Проект рассчитан на 10 лет, и его конечным результатом должна стать выработка новых межкультурных стратегий развития в городах-участниках, а также разработка механизмов их реализации. Из 70 городов, подавших заявки, были отобраны 12, единственным городом, представляющим Россию, стал Ижевск. В числе мероприятий, проведенных в рамках общеевропейской программы, была презентация музейного проекта «Счастье в доме.RU» 146 .

Таким образом музей, приняв на себя миссию культурно-просветительного и развлекательного учреждения, затронул одну из важнейших и болезненных для городского сообщества Ижевска тем. При этом его посыл был максимально позитивным, о чем говорит само название проекта. Он предлагал широкие возможности для взаимного изучения и обогащения культур, основываясь на исследовательском опыте такого авторитетного культурного института, как музей. В то же время проект позволил членам сообщества перейти к серьезному обсуждению темы и решению возможных проблем.

Как отмечалось выше, взаимоотношения между музеем и взрослой аудиторией в нашей стране находятся в стадии становления. Большинство интерактивных программ, творческих мастерских, лекториев рассчитано на детей или пожилых людей. Тем не менее, инициативы, отвечающие потребностям «забытого» посетителя, находят живой отклик и поддержку.

Сотрудники Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея, принявшись за решение задачи увеличения аудитории и привлечения ее к активному взаимодействию с музеем, обратили внимание на состояние сферы организации досуга именно взрослого населения.

В проекте были задействованы, помимо музейных специалистов, помощники на добровольных началах: студенты, школьники, пенсионеры, преподаватели, учащиеся Дома творчества и школы искусств. Непременным условием реализации проекта стало вовлечение обычного посетителя: и в качестве зрителя постановочных сценок и «школ танцев», и в качестве непосредственного участника. Проект оказался популярным: каждый летний выходной несколько лет подряд на обновленной «сковородке» (так раньше называли эту танцплощадку жители) собирается около 200 человек разного возраста, профессии и достатка. В музей поступили предложения спонсорской помощи и пожелания создать клубное объединение «Друзья музейного дворика» 147 .

Многие участники танцевальных вечеров, вероятно, не очень хорошо знакомы непосредственно с музейной деятельностью. Проект был рассчитан и на изменение представлений о музее в местном сообществе: инициативный, динамичный, идущий навстречу музей должен вызывать приятные эмоции не только во время танцев во дворике, но и при осмотре экспозиций.

В поисках идей создания проектов привлечения аудитории, установления с ней непосредственного контакта, привнесения в музейное пространство элементов развлечения и интерактивности музей отталкивается, прежде всего, от местного контекста, нацеливая свои действия на его обогащение. В качестве одного из немногих значимых игроков в социокультурном и информационном поле территории, выполняя одновременно просветительские, развлекательные, коммуникационные функции, предлагая способы социальной защиты, музей оказывает значительное влияние на качество жизни местного сообщества, создавая непринужденную атмосферу и формируя у жителей чувство связи, единства с локальным контекстом.

Естественно, достижения отдельно взятых музеев не в силах повлиять на сложившуюся в провинции ситуацию. В первую очередь необходимо изменить представление о предназначении музея и его возможностях в профессиональном сообществе. Кроме того, важно преодолеть изоляцию и наладить взаимодействие с другими учреждениями культуры и иных сфер. Трансформация музейной политики, в которой особое внимание будет уделено работе с местным сообществом, повлияет на формы взаимодействия, сложившиеся к настоящему времени, и будет способствовать укреплению позиций музеев в локальных системах коммуникации.

Проект «Школьный музей как ресурс развития социализации и воспитания обучающихся в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта

общего образования»

    Описание основной проблемы и обоснование актуальности

её разработки

Современное Российское образование в настоящее время претерпевает значительные изменения, в ходе которых меняется взгляд на подходы и формы обучения. Эти изменения коснулись и нашего учреждения. Школа является площадкой по введению ФГОС не только на уровне начального общего образования, но и основного. Появляется необходимость организации разнообразной внеурочной деятельности, способствующей развитию и воспитанию обучающихся. Мы используем различные ресурсы: спортивный зал, библиотеку, актовый зал, специализированные предметные кабинеты. И школьный музей также не является исключением. Но так как материально-технические условия функционирования музея не отвечают возросшим потребностям в образовании и воспитании личности обучающегося, препятствуют эффективному использованию его содержания и внедрению новых форм обучения на его базе, то использование этого ресурса школы стоит под вопросом. Также необходимо преобразование форм хранения, учета и использования экспозиций музейных фондов.

Музей школы обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы.

Одним из ведущих направлений в деятельности музея - гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Основные материалы расположены в двух залах: «Зал боевой и трудовой славы», «Район и школа в годы Великой Отечественной войны».

В этой работе основными формами стали:

    Работа с ветеранами.

    Поисково-исследовательская работа . Материалы школьного музея часто становятся темой исследовательских работ обучающихся по теме «Великая Отечественная война» , которые ребята защищают на школьных и конференциях.

    Работа клуба «Юный историк». В 2014 году создан детско-юношеский клуб «Юный историк». Разработаны экскурсии по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Подготовлены экскурсоводы из числа школьников 5-9 классов (10 школьников).

Издательская работа музея. Клуб «Юный историк» издаёт газету «Поиск». Совет музея проводит конкурсы плакатов и рисунков, презентаций, посвящённые Великой Победе; проводит работу с жителями с ела ; сотрудничает с районной газетой «Сельские вести».

Результаты деятельности школьного музея размещаются на школьном сайте.

Внешние связи музея . Тесную связь поддерживает школьный музей с музеем города Новокузнецка.

Одним из вариантов решения проблемы является создание в школе виртуального краеведческого музея. Выделение воспитательной функции виртуального школьного музея в качестве ведущей определяется ее значимостью: созданием особой образовательной среды для формирования у обучающихся целостного отношения к культурно-историческому наследию, в котором отражены общечеловеческие ценности, представляющие жизненный мир человека.

Школьный музей, как ресурс для МБОУ «Красулинсая ООШ» действует в инновационном режиме. Наш ресурсный центр будет оказывать помощь педагогам и специалистам образовательных учреждений района, вступающих на путь введения ФГОС , в эффективном планировании и мониторинге своей профессиональной деятельности, постановке ясных и выполнимых задач по организации и повышению эффективности своей работы.

    Цель и задачи проекта

Цель проекта : создание условий для развития образовательного потенциала школьного музея путем его модернизации.

Данная цель направлена на весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

В связи с этим миссия школьного музея Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Красулинская основная общеобразовательная школа» Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области - с оздать наиболее благоприятные условия развития для всех детей. Школа призвана сформировать инструмент адаптации к быстро меняющейся жизни, сохранять личностные качества в весьма непростых обстоятельствах жизни, учить жить в мире с окружающими, выполнять свои обязанности, уважать и любить людей.

Для достижения поставленной цели и реализации миссии школьного музея необходимо решить следующие задачи:

1) обновить систему гражданско-патриотического воспитания с использованием ресурсов школьного музея;

2) развить материально-техническую базу музея путем внедрения новых форм использования экспозиций;

3) повысить доступность использования фондов путем создания виртуального школьного музея для организации занятий внеурочной деятельности и дополнительного образования.

    Критерии и показатели оценки результативности и

эффективности проекта

Оценка эффективности проекта осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих его системный, содержательный и организационный характер воспитательного процесса, использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

Результаты реализации проекта оцениваются по следующим показателям:

Индикаторы

Методы изучения

Организация работы школьного музея как структурного подразделения школы и одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности обучающихся, воспитанию патриотизма.

    Состояние материально-технической базы.

    Оборудование музея необходимой мультимедийной техникой.

    Модернизация традиционных форм работы.

    Доля современных технологий, в том числе информационных, в организации учебного процесса.

    Наличие локальной нормативной базы деятельности школьного музея.

    Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями.

    Повышение профессионализма руководителей школьных музеев (степень участия специалистов школьных музеев в научно-просветительских мероприятиях района, проведение мероприятий на базе своего музея для обмена опытом работы).

    Позитивная динамика в общественном признании образовательного и воспитательного потенциала школьных музеев.

    Педагогическое наблюдение.

    Анкетирование учителей, обучающихся и их родителей.

Повышение эффективности усвоения программного материала по истории России и краеведению,

географии, литературе, технологии и ИКТ.

    Высокие результаты обучения обучающихся по краеведению, литературе, географии.

    Повышение ИКТ-компетенций.

    Обеспеченность процесса преподавания истории дидактическими материалами, краеведческой литературой.

    Рост интереса обучающихся к изучению истории своего учреждения, района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране.

    Рост числа детей, посещающих школьный музей, использующих фонды музея для подготовки рефератов, творческих работ, заданий по предметам школьной программы.

    Рост количества учителей, использующих возможности музея для проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, других мероприятий воспитательного характера.

    Анализ итогов учебно-воспитательной работы.

    Педагогическое наблюдение.

    Анкетирование обучающихся.

    Психолого-педагогическая диагностика.

Анкета «Как вы относитесь к учебе по различным предметам?»

5.Оценивание предметных и метапредметных (познавательных, коммуникативных, регулятивных) результатов обучающихся по ФГОС.

Создание условий для развития разносторонних интересов и способностей школьников, реализации их познавательного интереса.

    Благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе.

    Количество мероприятий, проведенных на базе музея.

    Количество посетителей школьного музея.

    Рост числа победителей и призеров, конкурсов, соревнований, конференций разного уровня, связанных с профилем музея.

    Повышение интеллектуальной, творческой, социальной активности обучающихся.

    Количество проектов, созданных с использованием базы музея.

    Уровень внедрения проектной деятельности и деятельностного подхода в процесс образования и воспитания.

    Наличие публикаций по теме проекта на муниципальном, региональном уровнях.

    Анализ итогов учебно-воспитательной работы

    Педагогическое наблюдение.

    Анкетирование обучающихся.

    Психолого-педагогическая диагностика:

методика определения уровня общественной активности обучающихся.

5.Оценивание личностных результатов обучающихся по ФГОС.

Мониторинги, семинары, консультации.

4. Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта

Музей органично вписан в образовательное пространство нашей школы, что позволяет реализовывать системно-деятельностный подход в рамках перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (далее ФГОС).

В процессе реализации проекта должна произойти интеграция работы школьного музея в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения и в социум; расширение возможностей школьного музея за счет социального партнерства с музеями других образовательных учреждений, музеями города, советом ветеранов; создание виртуального музея; презентация итоговых материалов проекта в Интернете и СМИ.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

    удовлетворение социального запроса на создание ресурсного центра на базе школьного музея для развития социализации и воспитания обучающихся в условиях введения ФГОС;

    обновление системы гражданско-патриотического воспитания с использованием ресурсов школьного музея;

    развитие материально-технической базы музея путем внедрения новых форм использования экспозиций;

    повышение доступности использования фондов путем создания виртуального школьного музея для организации занятий внеурочной деятельностью и дополнительным образованием;

    введение педагогами в воспитательные планы материалов фондов музея;

    создание педагогами банка методических разработок и рекомендаций;

    повышение профессиональной компетенции педагогов и специалистов в области развития социализации и воспитания обучающихся в условиях введения ФГОС ;

    осуществление реального междисциплинарного сотрудничества как внутри своего коллектива, так и в других образовательных учреждениях района;

    совершенствование научно-методического потенциала педагогических работников МБОУ «Красулинская ООШ» и учебно-материальной базы школы.

Оформление результатов реализации проекта:

    разработка модели программы гражданско-патриотического воспитания обучающихся на основе деятельности школьного музея;

    методические разработки музейных и краеведческих занятий на разделах экспозиций школьного музея;

    методические разработки по использованию коллекций школьного музея в урочной и во внеурочной деятельности учителей-предметников, работе классных руководителей, педагогов дополнительного образования;

    публикации, включающие в себя деятельность школьного музея, по реализации инновационных приоритетов школьного музея в музейной и краеведческой деятельности;

    разработка серии мультимедийных презентаций, дающих возможность проводить тематические виртуальные экскурсии.

В итоге реализации проекта школьный музей в МБОУ «Красулинская основная общеобразовательная школа» Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области станет центром дополнительного образования, центром гражданского и патриотического воспитания, центром изучения истории школы, села Кемеровской области и центром формирования нового типа личности обучающегося.

    Сроки и этапы реализации проекта

I этап (2015 г. - 2016 г.) - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Анализ состояния образовательных возможностей школьного музея. Актуализация проекта среди участников образовательного процесса. Определение круга лиц из числа учителей, администрации школы по руководству проектом, распределение ролей, создание временных рабочих групп. Разработка плана работы и программы деятельности музея. Создание плана модернизации школьного музея (музейное оборудование, косметический ремонт помещения музея, программное оборудование).

Проведение обучающих занятий, семинаров, дискуссий, консультаций с педагогами по изучению современной теории и практики музейной педагогики с приглашением сотрудников музея города Новокузнецка.

I I этап (2016 г. - 2017 г.) - ПРАКТИЧЕСКИЙ

Основной задачей на данном этапе является включение ресурса музея в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.

Содержание деятельности практического этапа:

    Проведение косметического ремонта помещений музея

    Монтаж нового музейного оборудования

    Внедрение современных информационных технологий в работу музея

    Создание Internet -версии школьного музея (Создать электронную базу фондов музея, которая обеспечит учёт и сохранность музейной коллекции)

    Развитие способности обучающихся к исследовательской и проектной деятельности с использованием музейных источников (участие в создании социальных и творческих проектов, учебно-исследовательских работ).

    Проведение школьной конференции научно-исследовательских проектов по краеведению и истории Кемеровской области

    Организация презентации школьного интерактивного музея

    Расширение компетенции педагогов, овладение технологией проектной деятельности и музейной педагогики через семинары, конференции, мастер-классы, индивидуальные консультации

    Создание банка данных собственных методических разработок и публикаций

    Расширение и обновление экспозиций, пополнение фонда музея

III этап (2017 г. - 2018 г.) - АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Основной задачей этого этапа является анализ результатов деятельности: достижений, недостатков, корректировка дальнейшей работы по заявленной проблематике, оформление продукта проекта, публикации, обмен опытом.

Содержание деятельности заключительного этапа:

Подведение итогов, обмен опытом участников проекта на заседаниях педсовета, методического совета, школьных методических объединений учителей-предметников, рабочих группах.

Проведение конференции «Итоги реализации проекта «Школьный музей как ресурс духовно-нравственного развития, социализации и воспитания обучающихся в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта».

    Основные риски проекта и пути их минимизации

    Основные риски проекта

    Пути их минимизации

    Смена места работы участников проекта:

    • Руководитель

      Исполнители

    Руководство проектом изначально осуществляют два человека.

    В течение всего времени реализации проекта действует школьная программа «Я - профессионал» для повышения профессиональных компетенций педагогических работников, т.е. в школе всегда есть резерв кадров, способных осуществлять инновационную деятельность

    Низкая мотивация педагогов и специалистов образовательных учреждений района к сотрудничеству с МБОУ «Красулинская ООШ» по теме проекта

    Повышать мотивацию к взаимодействию совместно с Управлением образования администрации Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области

    Недостаточная компетенция исполнителей проекта в решении каких- либо конкретных вопросов

    Сотрудничество с музеями города Новокузнецка

    Сотрудничество с методистами ИМЦ «Управление образования администрации Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области»

    Отсутствие финансовых средств для реализации проекта

    Привлечение спонсорской помощи

    Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику МБОУ «Красулинская ООШ»

Для того, чтобы сформировать новый тип обучающегося, нужны такие методические подходы, которые были бы на обеспечение развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и общественно-значимой деятельности в условиях совместной работы педагогического коллектива школы, семьи и других институтов общества в соответствии с требованиями проекта ФГОС общего образования.

С помощью традиционных и инновационных технологий разработанный проект позволит:

    через использование Internet -ресурсов реализовать возможность найти единомышленников, установить связи с другими музеями, оперативно обмениваться опытом;

    организовывать занятия по группам в музее, историко-краеведческие игры, научно-исследовательские конференции;

    проводить уроки – реконструкции по литературе, истории, краеведению;

    проводить театрализованные экскурсии с использованием экспонатов музея;

    используя электронный формат, делать выставки и тематические экскурсии более доступными и мобильными, а значит, позволит заинтересовать и познакомить с ними широкий круг людей.

    Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику

Наш опыт предполагается распространять через семинары, мастер- классы, практические встречи по вопросам диагностики, деятельности педагогов, реализующих ФГОС.

Эффективным способом распространения являются публикации по теме проекта на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Обязательным для исполнителей проекта является представление своего положительного опыта на сайтах, виртуальном музее.

Определённые возможности для распространения имеет школьный сайт. Вся информация о реализации проекта, положительных результатах ежемесячно будет выкладываться в разделе «Наша инновационная деятельность».

Исполнители проекта готовы к обсуждению острых вопросов в сети интернет через сетевые сообщества, что тоже является довольно мощным инструментом распространения нашего опыта. Здесь интересна возможность распространения опыта не потому что «послали» на семинар, а личная заинтересованность в вопросах организации работы в урочное и внеурочное время в соответствии с требованиями проекта ФГОС общего образования.

Итак, наш опыт мы готовы распространять следующими способами:

    Семинары, консультации;

    Публикации на профессиональных сайтах и изданиях;

    Размещение информации на школьном сайте и сайте Новокузнецкого муниципального района;

    Через сетевые сообщества, сообщества методических объединений района.

Схема

«Музей как информационно-образовательное пространство школы»

Работа библиотеки

Конкурсы

Классные часы

Встречи выпускников


Встречи в етеранов

Воспитательные мероприятия


Уроки

Юбилеи


Работа детско-юношеского клуба «Юный историк»


Тематические вечера



Уроки мужества

Экскурсии


Внеурочная деятельность (начальная школа,

5-7 классы)


Индивидуальные посещения

Презентации, видеофильмы

Проектно-исследовательская деятельность


Родительские собрания

Дни открытых дверей

Семинары, конференции

    Основные мероприятия по реализации проекта

Планируемые мероприятия

Сроки

Ответственные

Укрепление материально-технической базы музея

Косметический ремонт помещения музея

2015-2016

Зав. хозяйством

Покупка оргтехники и мебели для музея

2015-2017

Зав. хозяйством

Организационная работа

Формирование и организация работы Совета музея, клуба «Юный историк»

2015

Разработка плана работы и программы деятельности музея

2015

зам. директора по ВР

Формирование и организация работы актива музея

2015

Руководитель музея, совет музея

Создание электронной книги учета и хранения экспонатов музея

2016-2017

Руководитель музея, совет музея

Организация экскурсоводческой работы

В период реализации проекта

Руководитель музея, зам. директора по ВР

Разработка тематико-экспозиционного плана музея

Март – октябрь 2016

Руководитель музея, совет музея

Организация работы с экспозициями музея

В период реализации

проекта

Руководитель музея

Урочная работа

Организация урочной деятельности по предметам через проведение музейных уроков с использованием экспонатов музея и методического материала

В период реализации

проекта

Руководитель музея, учителя литературы, истории, географии,

классные руководители

Приобретение навыков работы c c овременными программными продуктами: встроенного графического редактора программы MS Word и графического редактора Photoshop

2016-2017

Руководитель музея,

учитель информатики

Использование информационных технологий универсальных (базовых), мультимедиа-технологий, сетевых технологий с целью формирования информационной компетентности обучающихся

В период реализации

проекта

Руководитель музея,

учитель информатики

Отбор и подготовка документов музея для организации самостоятельной работы с ними обучающихся на уроках

В период реализации

проекта

Проведение музейных уроков с участием ветеранов и участников войн

В период реализации

проекта

Руководитель музея, учителя истории

Внеурочная работа , внеклассная работа

Проведение занятий по плану в рамках внеурочной деятельности 1-4 классы, 5-7 классы

В период реализации

проекта

Руководитель музея,

совет музея, педагоги ДО

Организация экскурсий в школьный музей

В период реализации

проекта

Совет музея

Проведение школьных лекций, семинаров, НПК. Организация поисковой и исследовательской деятельности

В период реализации

проекта

Руководитель музея,

совет музея,

зам.директора по ВР

Участие школьников в конкурсах, проектах, конференциях различных уровней

В период реализации

проекта

Руководитель музея,

совет музея, зам. директора по ВР, УВР

Участие в ежегодной муниципальной НПК

В период реализации

проекта

Руководитель музея,

совет музея, зам. директора по УВР

Проведение тематических классных часов

В период реализации

проекта

Руководитель музея,

МО классных руководителей

Организация экскурсий для членов совета музея

В период реализации

проекта

Руководитель музея

Мастер-класс для экскурсоводов (с приглашением работников городского музея)

В период реализации

проекта

Руководитель музея

Разработка и проведение экскурсий в музее по различным экспозициям

В период реализации

проекта

Руководитель музея,

совет музея,

экскурсоводы

Создание и пополнение методической базы данных музея:

    Фотографии

    Видеофильмы

    Познавательная литература

2017-2018

Руководитель музея,

совет музея

Участие в месячнике военно-патриотического воспитания

В период реализации

проекта

Руководитель музея, совет музея

Сотрудничество, совместные мероприятия с библиотекой школы и села

В период реализации

проекта

Руководитель музея,

совет музея, библиотекари

Организация работы и проведение заседаний детско-юношеского клуба «Юный историк» при школьном музее

В период реализации

проекта

Руководитель музея, совет музея, руководитель клуба

Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда

В период реализации

проекта

Руководитель музея, совет музея

Практическая работа. Акция «Тимуровское движение»

В период реализации

проекта

Руководитель музея, совет музея, зам. директора по ВР

Создание буклета о школьном музее

2017

Руководитель музея, совет музея

Создание фонда подлинных экспонатов

2015-2017

Руководитель музея, совет музея

Создание и пополнение электронных баз данных музея

В период реализации

проекта

Руководитель музея,

совет музея

Создание виртуального музея

2016

Руководитель музея

Создание электронного справочника музея

2016

Руководитель музея

Научно-методическая работа

Участие в работе школьных методических объединений классных руководителей, семинарах классных руководителей по патриотическому воспитанию

В период реализации

проекта

Руководитель музея,

зам. директора по ВР

Разработка тематики экскурсий в помощь учителям краеведения, истории, классным руководителям

В период реализации

проекта

Руководитель музея,

актив музея, зам. директора по ВР

Методическая работа с педагогическим коллективом

В период реализации

проекта

Координаторская работа с общественными организациями

В период реализации

проекта

Руководитель музея

Организация общешкольных мероприятий, объединяющих усилия обучающихся, учителей и родителей

В период реализации

проекта

Руководитель музея, зам. директора по ВР и УВР

Создание методических разработок музейных и краеведческих занятий на разделах экспозиций школьного музея

Создание методических разработок по использованию коллекций школьного музея в урочной и во внеурочной деятельности учителей-предметников, работе классных руководителей, педагогов дополнительного образования

В период реализации

проекта

Руководитель музея, зав. библиотекой, учителя-предметники, педагоги ДО

Повышение квалификации (курсовая подготовка руководител я музея)

По перспективному плану школы

Руководитель музея, зам. директора по УВР

Районный круглый стол «Оценка эффективности включения ребёнка в систему общего образования»

2017

Фестиваль педагогического мастерства

2018

Руководитель музея, зав. библиотекой, учителя-предметники, зам. директора по УВР и ВР

Районный семинар «Толерантность - единство в многообразии»

2018

Руководитель музея, зав. библиотекой, учителя-предметники, зам. директора по УВР и ВР

Районная научно-практическая конференция «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на основе деятельности школьного музея»

2018

Руководитель музея, зав. библиотекой, учителя-предметники, зам. директора по УВР и ВР

    Возможное финансовое обеспечение проекта, необходимое ресурсное обеспечение реализации инновационного проекта

Для реализации проекта в образовательном учреждении имеются необходимые условия: школа работает в режиме стабильного функционирования и развития, организована творческая группа по разработке инновационного проекта, есть необходимая материально-техническая база.

Главное:

    богатый опыт краеведческой работы и наличие музея;

    положительная мотивация педагогического коллектива в повышении квалификации: 60% педагогов прошли курсовую подготовку по темам «Информационные технологии в образовательном процессе», 95% - «Организация деятельности образовательного учреждения по подготовке к работе по ФГОС (начальное и основное общее образование)»; «Управление образовательным учреждением в условиях реализации ФГОС».

    Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта

    техническое: компьютерное обеспечение пользователей данного инновационного продукта (компьютерное рабочее место учителя, обучающегося, родителей или компьютерный класс);

    информационное: банк ученических работ, созданных в программах Publisher ; Power Point; регистрация на школьном сайте; наличие доступа в сеть Интернет;

    программное: наличие программ, обеспечивающих доступ к скоростному Интернету;

    кадровое: профессиональные педагогические кадры, владеющие компьютерной грамотностью, информационной культурой, необходимые для организации образовательного процесса в телекоммуникационной среде и положенные на новую педагогическую основу, суть которой составляют современные педагогические технологии;

    социальное: совокупный потенциал активных участников образовательного процесса, связанный со становлением социально-инновационного поведения.

    Описание форм организации сетевого взаимодействия

«Красулинская ООШ»

с другими образовательными организациями

Предполагаются разнообразные формы взаимодействия :

    организация совместных праздников, проведение уроков в музее и библиотеках, родительские тематические собрания, круглые столы, экскурсии, кружковая работа.

    благодаря Internet -ресурсам появляется возможность найти единомышленников, установить связи музея МБОУ «Красулинская ООШ» с другими музеями, оперативно обмениваться опытом.

    использование электронного формата даст возможность делать выставки и тематические экскурсии более доступными и мобильными, позволит заинтересовать и познакомить с ними широкий круг людей.

    обобщение и распространение опыта педагогов и школы через средства массовой информации.

    создание рабочих материалов проекта.

    проведение районного семинара, мастер-классов для педагогов, руководителей образовательных учреждений Новокузнецкого муниципального района.

    организация встреч с ветеранами, участниками войны, представителями различных предприятий.

    Организация виртуальных экскурсий по музеям.

    Участие в организации и проведении районных конкурсов: школьных экскурсоводов; проектных работ, основанных на музейных экспонатах; конкурс рисунков по патриотической и краеведческой тематике.

Смотрите приложение «Схема «Музей как информационно-образовательное пространство школы».

    Контрольная группа участников инновации:

Заместители директора

Учителя-предметники

Обучающиеся

Родители

Руководитель музея

Заведующая библиотекой

    Система организации контроля

    Предварительный (входной контроль всех видов ресурсов, проверка готовности к работе...)

    Текущий

    Поэтапный

    Итоговый

    Текущий контроль и оценка результатов.

В ходе решения задач проекта руководство школы должно постоянно осуществлять текущий контроль ее работы, чтобы быть уверенными в том, что используемые методы ведут к поставленной цели. Периодически необходимо проводить статистический анализ для выявления тенденций развития. Раз в год следует оценивать работу по всем основным направлениям текущего планирования, чтобы выяснить следующее:

Выполняются ли поставленные задачи и достигаются ли заявленные цель и задачи проекта, учебного плана школы в целом;

Удовлетворяются ли потребности школьного сообщества;

Существует ли возможность реагировать на изменение потребностей;

Достаточно ли ресурсное обеспечение;

Рентабельны ли эти направления.

15. Указание адреса размещения инновационного проекта в сети Интернет с целью его общественного обсуждения

Инновационный проект МБОУ «Красулинская ООШ» « Школьный музей как ресурс социализации и воспитания обучающихся в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта » размещен на сайте МБОУ «Красулинская ООШ».

  • Ахтырская Юлия Викторовна , Методист, руководитель информационно-образовательного центра "Русский музей: виртуальный филиал", воспитатель высшей квалификационной категории

Разделы: Работа с дошкольниками , Работа с родителями , МХК и ИЗО

Музейная педагогика является особым видом педагогической практики, но в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивается учащимся через непосредственное наблюдение знакомство с предметами и явлениями.

Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. В настоящее время в дошкольной музейной педагогике активно развиваются два крупных направления:

  • сотрудничество ДОУ с музеями;
  • создание и использование мини-музеев в детском саду.

Можно выделить ряд характерных отличий детского музея от традиционного:

  1. Его главная задача – просветительская, а значит, в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры.
  2. Это игровое или интерактивное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, во своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей.
  3. Музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и ДОУ.

Согласно мнению А.М. Вербенец, музей играет особую роль в приобщении детей к искусству, развитию творчества и субъектных проявлений личности ребенка.

Наиболее известная на настоящий момент и широко апробированная музейно-педагогическая программа – «Здравствуй музей!», авторами которой являются А.М. Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева и др. К ней прилагаются тетради для творческих работ «Мы входим в мир прекрасного» (Приложение 1), ориентированная на художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет. Система заданий, игр и упражнений помогает подготовить ребенка к восприятию экспонатов художественного музея, познакомить с основами языка изобразительного искусства, учить создавать выразительные и интересные образы.

Музейные педагоги активно разрабатывают интересные формы работы с аудиторией, превращающие пассивных созерцателей в активных деятелей:

  • музейные уроки/занятия и праздники в музее, творческие студии и мастерские (к примеру, на таких занятиях дети совместно с родителями изготавливают игрушки);
  • ролевые экскурсии и игровые методы;
  • экскурсионные дни в рамках традиционного фестиваля музейных программ, который базируется на идее интерактивности музейного пространства (дети выполняют различные задания, открывают «тайны» предметов);
  • разнообразные интерактивные программы, предлагаемые крупнейшими музеями России и мира;
  • мультимедийные программы для детей, созданные многими музеями России.

В настоящее время социальное партнерство является важным аспектом деятельности детских садов. Активно развивая идеи музейной педагогики, администрация и педагоги ГБДОУ №62 Приморского района Санкт-Петербурга «Золотая рыбка» при поддержке Администрации Приморского района проанализировали альтернативные музейно-педагогические программы, предлагаемые Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Государственной Третьяковской галереей, обладающими большим опытом работы с разновозрастной аудиторией, широкими экспозиционными возможностями, высокопрофессиональными кадрами и организационно-творческими контактами с педагогическими учреждениями.

Выбор был остановлен на проекте «Русский музей: виртуальный филиал». Это масштабный международный проект, воплощающий идею доступности крупнейшей в мире коллекции русского искусства. География проекта постоянно расширяется и охватывает как Россию, так и зарубежные страны. Детский сад в Санкт-Петербурге стал первым дошкольным образовательным учреждением среди виртуальных филиалов. На сегодняшний день открыто 100 центров «Русский музей: виртуальный филиал» (68 центров в России, 31 – за рубежом и 1 – на полярной станции в Антарктиде).

Важно отметить, что данная форма сотрудничества с Русским музеем возможна при соблюдении ряда требований:

  • наличие помещения, оснащенного компьютерной техникой;
  • высокоскоростной Интернет;
  • доступность для посетителей.

Немало важной частью работы музейного педагога является:

  • отчетность о работе информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» за предыдущий период (Приложение 2).
  • планирование непосредственного вклада руководителя информационно-образовательно центра «Русский музей: виртуальный филиал» в распространение опыта работы музейного педагога (Приложение 3).
  • отчет о мероприятиях в рамках повышение качества работы музейного педагога (Приложение 4).
  • четкое перспективное планирование работы филиала (Приложение 5).
  • организация проектной деятельности дошкольников (Приложение 6).

Организация проектной деятельности дошкольников:

  • Проект «Мы любим рисовать!» (Приложение 7).
  • Проект по знакомству детей подготовительной группы с изобразительным искусством и изучению детских сказок А. С. Пушкина «Путешествие по произведениям А. С. Пушкина» (Приложение 8).
  • Проект «Басня коротка – искусство безгранично» (Приложение 11).
  • Проект «Книжный мир» (Приложение 12).
  • Проведение открытых занятий по музейной педагогике: «Образы зимы» (Приложение 9).
  • Конспект занятия по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности старших дошкольников, через интеграцию художественно - эстетического и познавательно-речевого развития «Великие творения поэтов и художников» (Приложение 25).

Организация деятельности детей на площадке детского сада:

  • Тема «Раскрасим все вокруг» (Приложение 10).
  • Наблюдение за реакциями детей на экспозиции Русского музея (выводы, рекомендации) (Приложение 13).
  • Фиксация наблюдений за реакциями детей при проведении занятий в компьютерном классе (Приложение 14).
  • Формирование перспективного планирования по работе информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» (Приложение 15).

Проведение диагностики на начало года:

  • Выявление особенностей развития художественного восприятия у дошкольников на начало года (начальный уровень) (Приложение 17).
  • Наблюдение в условиях музея (результаты мониторинга на начало года) (Приложение 18).
  • Наблюдение за проявлением эстетического отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста на начало года (начальный уровень) (Приложение 19).

Проведение диагностики на конец года:

  • Выявление особенностей развития художественного восприятия у дошкольников (результаты мониторинга на конец года) (Приложение 20).
  • Наблюдение в условиях музея (результаты мониторинга на конец года) (Приложение 21).
  • Наблюдение за проявлением эстетического отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста (результаты мониторинга на конец года) (Приложение 22).
  • Оформление сводной таблицы сравнения проведенной диагностики (Приложение 23).
  • Оформление сводной гистограммы по диагностике детей старшего дошкольного возраста по программе «Мы входим в мир прекрасного» (Приложение 24).

Повышение педагогического уровня: написание статей, участие в конкурсах, конференциях, круглых столах.

Детский сад располагает конференц-залом для проведения мастер-классов и занятий, оборудованным компьютерным классом с отдельным входом, оснащенным пандусом и специальным лифтом для посетителей с ограниченными возможностями здоровья. Есть все основания полагать, что новый виртуальный филиал Русского музея станет просветительским центром для многих жителей Приморского района.

Открытие виртуального филиала Русского музея на базе детского сада содействует воспитанию подрастающего поколения, является инструментом успешной социализации и развития детей и способствует укреплению преемственность между дошкольными и образовательными учреждениями Приморского района.

Статья «Использование игровых педагогических технологий в работе музейного педагога в условиях ДОУ» (Приложение 16).

Литература:

  1. Вербенец А.М. Развитие творческих проявлений у старших дошкольников средствами музейной педагогики // Детский сад от А до Я. 2010, №6.
  2. Гарькуша С. Здравствуй, музей! Работа с родителями по музейно-педагогической программе // Дошкольное воспитание. 2012, №2.
  3. Мы входим в мир прекрасного: тетрадь для творческих работ детей 6-7 лет:музейно-педагогическая программа «Здравствуй музей!» /Авт. сост. : А. М. Вербенец, А. В. Зуева, М. А. Зудина и др. – СПб., 2010.
  4. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями. – М., 2010.
  5. Чуракова Н.А. В музее с Кронтильдой. – М., 2011.
  6. Чуракова Н.А. Кронтик в музее. История с волшебной палочкой. – М., 2009.
  7. Чуракова Н.А. Кронтик в музее. Как там – внутри картин? – М., 2010.

Одной из выразительных тенденций современной культуры является идеология проектирования. Проект как дискретная форма организации деятельности, направленной на достижение заранее намеченного результата, сегодня широко востребован. Большую популярность обрело само слово «проект», привлекаемое для обозначения фактически всего.

Проект - распространенное явление современной музейной культуры России. «Проектом» называется и открытие нового музея, музейного здания, масштабная реэкспозиция, и отдельные акции, выставки, показы, и обед в залах музея, и рекламная развеска фотографий экспонатов на улицах города... Значение термина предельно широко и размыто.

В теории проект всегда характеризует наличие четких временных рамок, границ его начала и завершения. На практике у проекта сложные отношение со временем.

Финансовая сторона вопроса играет ключевую роль в современной проектной деятельности. Для проекта важно строгое планирование и учет ресурсов. «Освоение денег» происходит именно в процессе реализации проекта, а не по его завершению. Поэтому музеи заинтересованы в его продолжении и повторении.

В системе художественной культуры музей - учреждение, деятельность которого регулируется и контролируется законодательно. Согласно официальным документам, проект - особая форма организации деятельности, позволяющая учреждениям культуры привлекать альтернативные ресурсы, осуществлять децентрализованные культурные контакты, налаживать партнерство государственных структур и неправительственных организаций. Проект законодательно поддерживается как эффективная современная модель управления в сфере культуры.

Работа над проектами призвана активно дополнить уже существующую систему управления музеями и дать возможность реализовывать в процессе сотрудничества разнообразные творческие идеи.

Причина государственного внимания к проектной деятельности связана с осознанием того, что «в процессе децентрализации некоторые ключевые направления деятельности музеев, ранее поддерживаемые государством, оказались в ситуации кризиса». Государство своевременно не сформировало систему ее внебюджетного финансирования, условий для инвестирования со стороны частного капитала. На проектно-ориентированное управление сегодня возлагаются надежды как на универсальный механизм привлечения необходимых ресурсов в сферу культуры. Предполагается, что оно обеспечит привлечение средств, как со стороны бюджетов разных уровней, так и со стороны частных инвесторов, способствует развитию коммерческой деятельности музеев, обеспечит контроль за расходом средств.

В России уже несколько лет успешно развивается музейное проектирование, идущее по всем основным направлениям. Можно наметить и типологию музейных проектов.

Трансмузейный проект - крупный художественный форум, привлекающий к участию музей или несколько музеев наряду с другими институциями (библиотеки, концертные и выставочные залы, образовательные учреждения, коммерческие структуры и т.п.). Как правило, такого рода проекты посвящены значимым юбилеям, государственным праздникам или «теме года», проводятся под патронажем государственных структур. В трансмузейных проектах, музей выступает одной из многих площадок, по которой «прокатывается» большое государственное дело.

Интермузейный проект - мероприятия, объединяющие ряд музеев и направленные на поддержку именно музейной культуры, адаптацию музея к новым социальным условиям, формированию межмузейного диалога. Некоторые из них так же координируются властями. Это крупнейшие проекты России: организационный (Всероссийский музейный фестиваль «Интермузей») и информационный (портал «Музеи России»). Отечественные события этого ряда: конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире», фестивали «Современное искусство в традиционном музее» и «Детские дни в Петербурге», акция «Ночь музеев». Названные музейные проекты отличаются по масштабу и ресурсам, ориентированы на разные аспекты музейной жизни и безусловно оказывают на нее активное влияние.

Музей как проект. Открытие нового «своего» музея - особо привлекательный и амбициозный проект. Современная российская экономическая ситуация последних лет дает активное развитие таким инициативам. В основе такого нового музеетворчества может лежать личная коллекция, творчество художника или просто желание, «воля к музею» частного лица. Примеров множество, личный музей фактически тенденция современной культуры. Особо показательный проект? прижизненный музей художника. Такой музей становится своеобразным новым жанром пространственных искусств, по сути, замещая потерявших в последнем столетии свою самостоятельность автопортрет или жанр мастерской художника.

Проект в музее. Это основная доля осуществляемых сегодня музейных проектов. Как правило, в рамках внутримузейных проектов идет обновление и расширение традиционных форм музейной работы. Когда к обычным музейным делам добавляются новые технологии, методики и организационные форматы? эта деятельность осмысляется как проект. Также «проект» возникает, когда в пространстве музея экспонируется новое, не привычное для него искусство.

Особое внимание привлекают, конечно, крупные, смелые по замыслу проекты ведущих музеев страны. Самым обсуждаемым стал проект «Эрмитаж 20/21». Фактически он являет собой отдельный тип проекта? «музей в музее» . Сегодня в рамках проекта «Эрмитаж 20/21» показан ряд неоднозначных, спорных, но и очень значимых выставок.

Иерархию музейных проектов завершает «Экспонат как проект» . Экспонат? музейная единица. Когда экспонат становится «проектом», происходит разрыв этой связи. «Экспонат-проект» не стремится к структурному единству с музеем, напротив, он активно нарушает, переиначивает музейное пространство. Итак, последние десять лет в России официально ведется достаточно весомое число проектов социокультурной направленности с участием музеев, для музеев, в музеях. Крупные проектные инициативы за многие годы работы фактически превратились в устойчивые институции, более стабильные и состоятельные, чем сами музеи, поддерживать которые они были призваны.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...