Проблема идейной деградации и нравственной смерти человека. Банк аргументов. Мораль и нравственность. Жизненный выбор человека. Нравственная деградация человека. Проблема христианской нравственности
форма антимедиации, направленная на разрушение, дезорганизацию массовой нравственности, результат острейшего социокультурного противоречия, вызванного ростом массового дискомфортного состояния из-за творчества, выходящего за рамки сложившихся социальных отношений, культурных стереотипов, за рамки приемлемого в данной культуре шага новизны. Реакция может приобрести характер крайностей. разрушать не только новые, продвинутые формы конструктивной напряженности, точки роста и развития, но и затрагивать традиционные формы деятельности, труда, социальных отношений, что приводит к архаизации социальных отношений, культуры, активизации уравнительности, восстановлению на этой основе образа жизни, связанного с локализмом, и т. д. Н. д. может выступать в форме сужения сферы ответственности, например отказа от ответственности за государство, за его существование, возрождение обычаев кровной мести, переноса архаических побоищ между деревнями на городские улицы, в хулиганстве, вандализме, пьянстве и т. д. Н. д. может выступать в форме ухода от наиболее квалифицированных, развитых сложных форм труда.
В условиях раскола Н. д. усиливается взаиморазрушением двух систем ценностей, т. е. связанных с традиционными ценностями и определенных стремлением к росту и развитию.
Н. д. - сложный неоднозначный процесс. В него включено формирование утилитаризма, усиление которого часто отождествляется с ростом Н. д. Такая его роль в условиях общей нравственной дезорганизации действительно имеет место. Это связано с тем, что рост утилитаризма не сопровождается его нравственной санкцией, но рассматривается, включая самих его носителей, как деятельность, входящая в конфликт с нравственностью. Здесь важнейшее отличие от Запада, где утилитаризм имел религиозную санкцию.
Государство обладает весьма ограниченными возможностями для предотвращения Н. д., пытаясь в силу этой ограниченности подменить нравственный базис внешними подпорками.
Кардинальное решение проблемы заключается в способности общества развивать конструктивную напряженность, направленную на прогресс, но при условии, что этот процесс не вызовет опасного дискомфортного состояния.
В тексте известного советского писателя Л. М. Леонова рассматривается сложная проблема нравственной деградации человечества .
Основной причиной отсутствия духовного благополучия в мире автор считает последствия научно-технического прогресса, который в статье рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, нам не стоит паниковать: «прогресс находится в добром здравии», в результате жизнь становится комфортнее. С другой же стороны, как далее подмечает писатель, всё-таки чувствуется, что научно-технические достижения обедняют нас морально и нравственно. И остановить этот процесс не в силах стремительно развивающаяся наука: «Знание помогает заглянуть в бездну, но не даёт указаний, как не сорваться в неё».
Л. М. Леонов уверен: человечество нравственно «изнашивается», и это вполне может привести даже к распаду цивилизации. Именно к такой позиции автор приходит, рассуждая о том, как меняется в духовном отношении наша жизнь.
С данной мыслью трудно не согласиться: человек внутренне деградирует, будучи окруженным новейшими благами, которые позволяют ему меньше двигаться, меньше запоминать, меньше думать и совсем по-другому общаться. Современные люди ослабевают физически, деградируют морально, впуская в свое сознание пропаганду потребительства и эгоизма «царя природы», изменяются не в лучшую сторону социально и интеллектуально.
Сохранение цивилизации основано на передаче нравственных и духовных ценностей , обеспечивающих целостность личности и всего человечества, а в условиях технического прогресса люди не успевают над этим задумываться. Так, на протяжении длительного периода времени люди планеты наблюдали соперничество двух могущественных государств — США и бывшего СССР — в создании ядерного оружия. Действительно, таким мощным державам было необходимо иметь в арсенале средства массового поражения для поддержания мирового господства. Однако, с моральной точки зрения, гонка вооружения подвергалась критике многих прогрессивных учёных.
На мой взгляд, прогресс не должен опережать нравственные возможности человека. Иначе возможна ситуация, описанная в антиутопии Евгения Замятина «Мы». Герои произведения — «нумера», живущие в Едином Государстве. Вся жизнь их подчинена математическим законам: «нумера» живут по единому расписанию, обитают в стеклянно-прозрачных квартирах, думают одинаково. Герои не знают жажды прекрасного, они лишены естественных человеческих чувств и переживаний. Несмотря на то что государство развито в техническом отношении, его граждане бедны духовно.
Таким образом, последствия технического прогресса могут оказаться губительными для духовной жизни людей: обогащаясь научными открытиями, высокотехнологичными товарами и услугами, мы обедняем себя морально и нравственно.
*Историю нравственного распада личности Андрея Гуськова рассказывает В. Распутин в повести «Живи и помни». Этот человек был на войне, не раз был ранен и контужен. Но, выписавшись из госпиталя, отправился не в свою часть, а воровски пробравшись в село, стал дезертиром.
*Ч. Айтматов в «Плахе» писал о нравственном падении обер-кандаловцев и анашистов.
Проблема влияния религии на жизнь человека
· В повести А.С. Пушкина «Метель» главная героиня Марья Гавриловна, научившись жить в соответствии с Божьими заповедями, становится счастливой. Её взаимная любовь с Бурминым является для обоих Божьим даром.
· Главная мысль романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» проста и ясна. Она есть воплощение шестой Божьей заповеди – «не убий». Автор доказывает невозможность совершения преступления по совести на примере истории Родиона Раскольникова.
Проблема христианской нравственности
· Д. Орехов в книге «Будда из Бенареса» рассказывает об учении, о переселении душ, о волшебном мире древнеиндийской духовности.
Проблема добра и зла
*В «Белых одеждах» В. Дудинцев пытался ответить на вопрос: как распознать добро и зло, как отличить белые одежды добра от маскхалата, наброшенного поверх зла.
Проблема нравственной брезгливости
· Ярким примером высокомерного отношения к окружающим людям является героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Элен Курагина. Красивая внешне, она была душевно пуста, лицемерна, фальшива.
· В рассказе «Старуха Изергиль» М. Горький рассказывает легенду о Ларе, которому недостаточно было для счастья гордости и уверенности в своём превосходстве. И величайшее благо – жизнь – становится для него безысходной мукой.
Проблема человеческой скупости
* Черты маниакальной скупости представлены в образе Плюшкина – героя поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Заботясь о ничтожной мелочи, проявляя грошовую скаредность, помещик теряет сотни и тысячи, пуская по ветру своё состояние, разоряя своё поместье.
Нравственно-этическая проблема отношения человека к тому, что называется «иметь больше других», «жить напоказ».
· Известный публицист И.Васильев писал, что «с категорией самодовольных, живущих напоказ происходит то же, что и с «прячущимися»,- замыкание, отдаление, обособление от людей. Их удел- душевное одиночество, которое пострашнее уголовного наказания».
· Иметь много, по мнению И.Васильева, становится модой. Желание «иметь» превращается в болезненную страсть накопительства. Но с человеком происходит метаморфоза: приобретая всё больше материальных вещей, он нищает душой. «На место щедрости, отзывчивости, радушия, доброты, сострадания заступают скаредность, завистливость, жадность».
· Известный публицист Г.Смирнов писал, что «в 21 веке человечеству предстоит мучительный отказ от фиктивных ценностей материальной жизни и трудное обретение ценностей Духа».
· Герой романа В.Астафьева «Печальный детектив» относится к людям, которые «умеют жить».Федя Лебеда имеет милицейскую зарплату, однако приобрёл дачу в два этажа. А всё потому, что придерживается принципа: «Нас не трогай, мы не тронем...»
Проблема истинного и ложного интереса человека к культуре
· Вспомним рассказ А.П. Чехова «Попрыгунья». Главное, что притягивало Ольгу Ивановну к миру искусства, было желание завести знакомства со знаменитостями, а отнюдь не духовная потребность в прекрасном. Восхищаясь посредственными художниками и писателями, она не сумела разглядеть в докторе Дымове талантливого учёного, чей интерес к искусству был действительно истинным.
Чехов поднимает вопросы о ценности человеческой жизни, о нравственной обязанности человека перед народом, о смысле человеческой жизни. Антон Павлович Чехов писал: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Это желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными объясняет непримиримость Чехова к пошлости, к нравственной и душевной ограниченности.
Герой рассказа “Ионыч” - молодой человек, полный неясных, но светлых надежд, с идеалами и желаниями чего-то высокого. Но любовная неудача отвратила его от стремлений к чистой, разумной жизни. Он утратил все духовные интересы и стремления. Из его сознания исчезло то время, когда ему были свойственны простые человеческие чувства: радость, страдание, любовь. Мы видим, как человек, умный, прогрессивно мыслящий, трудолюбивый, превращается в обывателя, в “живого мертвяка”. Такие герои Чехова, как Ионыч, утрачивают то человеческое, чем наделила их природа.
Замечателен рассказ А.П. Чехова “Крыжовник”. Герой рассказа — чиновник, добрый, кроткий человек. Мечтой всей его жизни было желание иметь “усадебку” с крыжовником. Ему казалось, что этого достаточно для полного счастья. Но представление Чехова о настоящем человеческом счастье другое. “Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли... Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”, — писал Чехов. И вот мечта героя сбылась, он приобрел усадьбу, в его саду растет крыжовник. И мы видим, что перед нами уже не прежний робкий чиновник, а “настоящий помещик, барин”. Он наслаждается тем, что достиг своей цели. Чем более герой доволен своей судьбой, тем страшнее он в своем падении. И брат героя не может ответить на вопрос, какое добро нужно делать, чтобы избавиться от гнусного собственнического счастья.
Проблема нравственной деградации человека поднимается и в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Это роман, в котором рассказана история молодого человека Дориана Грея. Презирающий мораль «эстет» и циник лорд Генри, в уста которого автор вложит собственные суждения об искусстве и жизни, становится духовным «учителем» Дориана. Под влиянием лорда Генри Дориан превращается в безнравственного прожигателя жизни и совершает убийство. Несмотря на все это, лицо его остается молодым и прекрасным. Но на обладающем особым свойством портрете Дориана, когда-то написанном его другом художником Холуордом, отразились и жестокость, и безнравственность оригинала. Желая уничтожить портрет, Дориан вонзает в него нож — и убивает самого себя. Портрет начинает сиять прежней красотой, лицо же мертвого Дориана отражает его духовную деградацию. Трагическая развязка романа опровергает парадоксы лорда Генри: аморальность и бездушное эстетство оказываются качествами, уродующими человека и доводящими его до гибели.
Влияние природы на душу человека
А.П. Чехов «Степь »: Егорушка, пораженный красотой степи, очеловечивает её и
превращает в своего двойника: ему кажется, что степное пространство способно
и страдать, и радоваться, и тосковать.
Л.Н.Толстой «Война и мир»: Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном,
готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное
Любовь к природе
С.Есенин«Гой ты, Русь, моя родная»: поэт отказывается от рая ради Родины, ставя её
выше вечного блаженства, которое он обретает лишь на русской земле
Бережное отношение к природе
Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»(спасает и вылечивает)
В. Астафьев «Царь-рыба»: Гоша Герцев несет наказание за высокомерный цинизм по
отношению к людям и к природе
4.Роль детства в жизни человека
Л.Н. Толстой «Война и мир»: накануне своей трагической гибели Петя Ростов в отношениях
с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в
родном доме: доброту, открытость, желание помочь в любую минуту
С. Ш. Фрейд, «Леонардо да Винчи»: воспоминания детства и на них построенные фантазии
всегда заключают самое существенное в духовном развитии человека.
5.Роль семьи в формировании личности
Л.Н. Толстой «Война и мир »:В семьеРостовых всё строилось на искренности и доброте,
поэтому и дети - Наташа,Николай и Петя - стали по-настоящему хорошими людьми, а в семье
Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль - безнравственные эгоисты.
И. Полянская «Утюжок и мороженое»: Негативная атмосфера в семье и бездушие взрослых стали
причиной серьёзной болезни Риты, маленькой героини рассказа, и жестокости её сестры.
6.Взаимоотношение отцов и детей
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»: ..измена Андрия сделала Тараса убийцей,он не смог простить сыну предательства
И. С. Тургенев «Отцы и дети»: У Базарова очень противоречивые чувства по отношению к родителям: с одной
стороны, он признается, что любит их, с другой - презирает «глупую жизнь отцов».
7.Роль учителя в жизни человека
В. Распутин «Уроки французского»: УчительницаЛидия Михайловна преподала герою не только уроки французского
языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль.
В. Быков «Обелиск»: УчительМороз стал для учеников образцом во всем, он даже погиб вместе с ними, считая,
что учитель всегда должен быть со своими учениками.
Важность процесса познания в жизни человека
И.А. Гончаров, «Обломов»: Андрей Штольц с самого раннего детства упорно совершенствовал свои знания. Он
не останавливал свое развитие ни на минуту. Познание мира – главная цель Андрея. Именно с помощью этого он
смог стать человеком действия, который может без проблем найти решение любого вопроса.
И.С.Тургенев«Отцы и дети»: увлечение Базарова наукой, постоянный процесс познания в области медицины помогли
герою сформироваться как личность. Только с помощью познания он стал человеком твердого и глубокого ума.
9.Развитие и сохранение русского языка
М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва»: Автор исследует состояние современного русского языка,
перенасыщенного новыми словами, зависящими от Интернета, молодёжи, моды.
А. Щуплов «От съезда партии - к съезду крыши»: Публицистическая статья посвящена размышлениям о том,
как много в нашей жизни появилось и продолжает появляться аббревиатур, которые иногда становятся, по словам
10.Бессердечие, душевная черствость
А. Алексин «Раздел имущества»: Мать героиниВерочки настолько черства, что вынудила свою свекровь, поднявшую
и излечившую её дочь, уехать в глухую деревню, обрекла её на одиночество.
Ю. Мамлеев «Прыжок в гроб»: Родственники больной старушки Екатерины Петровны, устав ухаживать за ней, решили
похоронить её заживо и тем самым избавиться от проблем. Похороны - страшное свидетельство того, во что превращается
человек, лишенный сострадания, живущий только своими интересами.
11.Утрата духовных ценностей
Б. Васильев «Глухомань»: События повести позволяют увидеть,как культура уходит из нашей жизни. Общество раскололось,
в нем мерилом заслуг человека стал банковский счет. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей, утративших
веру в добро и справедливость.
Э. Хемингуэй «Там, где чисто, светло»: Герои рассказа, окончательно утратив веру в дружбу, любовь и разорвав связи с
миром, одиноки и опустошены. Они превратились в живых мертвецов.
12.Бесчеловечность, жестокость
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»: Катерина Измайлова, жена богатого купца, полюбила работника Сергея и
ждала от него ребенка. Боясь разоблачения и разлуки с любимым, она убивает с его помощью свекра и мужа, а затем и
маленького Федю, родственника мужа.
Р. Брэдбери «Карлик»: Ральф, герой рассказа,жесток и бессердечен: он, будучи хозяином аттракциона, подменил зеркало,
в которое приходил смотреться карлик, утешавшийся тем, что хотя бы в отражении он видит себя высоким, стройным и
красивым. Однажды карлик, ожидавший вновь увидеть себя таким же, с болью и ужасом бежит от страшного зрелища,
отразившегося в новом зеркале, но его страдания лишь развлекают Ральфа.
Подлость, бесчестие
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: Швабрин Алексей Иванович – бесчестный дворянин: посватавшись к Маше Мироновой
и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь,а во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину.
Ф.М.Достоевский: Пётр Лужин хочет жениться на Дуняше, так как хочет, чтобы та была его ниже по положению,прислуживала ему.
Лужин бесчестный человек. Он считает, что все продается.
Нравственная деградация, низость
А.П. Чехов «Крыжовник»: В погоне за мечтой о покупке собственного имения,Николай Иваныч забывает о внутреннем развитии.
Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. В результате, добрый и кроткий человек опустился,
превратившись в наглого и самоуверенного «барина».
Л. Н. Толстой «Война и мир»: Для Анны Михайловны и ее сына главная цель в жизни - устройство своего материального
благополучия. И ради этого она не гнушается даже унизительного попрошайничества
Чинопочитание
А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: Чиновник Порфирий встретил на вокзале школьного приятеля и узнал, что тот является
тайным советником, т.е. по службе продвинулся значительно выше. В один миг «тонкий» превращается в раболепствующее
существо, готовое унижаться и лебезить.
А.П. Чехов «Смерть чиновника»: Чиновник Червяков в невероятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и обрызгав
лысину впереди сидящего генерала Брызжалова (а тот не обратил на это внимания),настолько испугался, что после
неоднократных униженных просьб простить его умер от страха.
Чиновничество
Ильф и Петров «Золотой теленок»: Бюрократ вызывает особую неприязнь. Бюрократ всегда упрямо лезет на первый план.
Он претендует на то, чтобы говорить от имени всех «прочих», быть наставником, руководителем, хозяином. Полыхаев,
начальник учреждения «Геркулес», восседая на своем кресле, как на престоле, может только повелевать.
Н.В.Гоголь "Повесть о капитане Копейкине»: Несмотря на увечья и боевые заслуги капитана,Копейкин не имеет права даже
на полагающуюся ему пенсию.Отчаявшись,он пытается найти помощь в столице, но его попытка разбивается о холодное
равнодушие чиновника. Все они, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем высшей административной
власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам страны и народа
Хамство
А.Н. Островский «Гроза»: Дикой - типичный хам,который оскорбляет и племянника Бориса, называя его «дармоедом»,
«проклятым», и многих обитателей города Калинова. Безнаказанность породила в Диком полнейшую разнузданность.
Д. Фонвизин «Недоросль»: Госпожа Простакова своё хамское поведение по отношению к окружающим считает нормой:
она хозяйка в доме, которой никто не смеет перечить.
18. Эгоизм
Л.Н.Толстой «Война и мир»: Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций.
А.П.Чехов «Анна на шее»: Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, чувствует себя королевой, а остальных - рабами.
Она даже забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода.
Варварство, жестокость
Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»: Маленького героя этой повести и его отца, лесника Егора Полушкина, ужасает,
как варварски люди относятся к живой природе: браконьеры жгут муравейники, обдирают липы, убивают беззащитных животных.
В. Астафьев «Печальный детектив»: В этом романе автор приводит факты нечеловеческой жестокости, когда родители
оставляют детей умирать голодной смертью, а подростки убивают беременную женщину
Вандализм
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»: Автор рассказывает, какое негодование испытывал он, когда узнал, что
на Бородинском поле в 1932 году был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Лихачев считает, что «утрата любого
памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны».
И.Бунин«Окаянные дни»: Бунин предполагал, что революция неизбежна, но даже в страшном сне не мог вообразить, что
зверство и вандализм, как стихийные силы, вырвавшись из тайников русской души, превратят людей в обезумевшую толпу,
разрушающую всё на своем пути.
Одиночество,равнодушие
А.П. Чехов «Ванька»: Ванька Жуков - сирота. Он отдан на обучение сапожнику в Москву, где ему очень несладко живется.
Об этом можно узнать из письма, которое он отправил «на деревню дедушке Константину Макаровичу с просьбой забрать его.
Мальчик так и останется одиноким, неприютным в жестоком и холодном мире.
А.П. Чехов «Тоска»: У извозчика Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чувство одиночества, он хочет
кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда всю свою историю
извозчик рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувствовала горю.