Развитие джаз. Джаз: что такое (определение), история появления, родина джаза. Известные представители музыкального направления. Джаз: развитие и распространение


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………… ………………....3
1 Истоки джаза……………………………………………… …………………….4
2 Основные течения…………………………………… …………………...…….6
2.1 Спиричуэл-с………………………………………………… …………..……6
2.2 Рабочие песни………………………………………………………...… ...….8
2.3 Менестрели…………………………………………………… ……….……..9
2.4 Рэгтайм…………………………….…………………………… …………….9
2.5 Буги-вуги……………………………………………………… …………….11
2.6 Традиционный джаз………………………………………………………...11
2.7 Чикагский стиль………………………………………………………….… 12
2.8 Коммерческий джаз………………………………………………………...13
2.9 Кул-джаз………………………………………………………… ………….14
3 джаз в современном мире…………………………………………….………15
Заключение…………………………………………………… …………………17
Список использованной литературы…………………………………………18

ВВЕДЕНИЕ
Культура - (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие К. употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная К., социалистическая К., К. майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (К. труда, художественная К., К. быта). В более узком смысле термин "К." относят только к сфере духовной жизни людей.
Так термин «культура» раскрывается в БСЭ. И, следовательно, можно сделать вывод, что джаз – это неотъемлемая часть музыкальной культуры, хотя многие люди, особенно старшего поколения этого не признают, или признают весьма ограниченно. Это довольно примитивный подход, поскольку в джазовой музыке, так же как и в любой музыке и культуре, есть свои гениальные люди и гениальные произведения. Таланты, вошедшие в историю музыки на века.
Данная форма музыкального искусства получает все большее распространение в наше время. В силу актуальности этого стиля в современном мире, я и выбрала именно эту тему для своего реферата, целями которого поставила:

    кратко описать путь, пройденный джазовой музыкой;
    выделить основные направления;
    описать гениальных музыкальных экспериментаторов и кумиров многих поколений данного направления в музыке.

1 ИСТОКИ ДЖАЗА
В самом названии "джаз" по-арабски записано "быть дозволенным". Эта музыка рабов в конце концов сломала тоталитарные режимы, где царствовали классические оркестры, всецело подчинявшиеся воле дирижерской палочки. Согласно исследованиям профессора истории и американской культуры Пенни Ван Эсчен, Госдепартамент США пытался использовать джаз в качестве идеологического оружия против СССР и расширения советского влияния на страны третьего мира. Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он прибыл в зачаточном виде из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания (чёрнокожие музыканты с легкостью перебирают пальцами по струнам банджо, отбивают чечетку на тамбурине и кастаньетах, и при этом одновременно выделывают невероятные па ногами). На этой основе в конце XIX века сложился еще один музыкальный жанр регтайм. Впоследствии ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению - джазу.
Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие - к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры, и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили начиная с XVIII века и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании.
Колыбелью джаза был американский Юг и прежде всего Новый Орлеан. 26 февраля 1917 года в нью-йоркской студии фирмы «Victor» пятеро белых музыкантов из Нового Орлеана записали первую джазовую грампластинку. Значение этого факта трудно переоценить: до появления в свет этой пластинки джаз оставался маргинальным явлением, музыкальным фольклором, а после - в течение нескольких недель ошеломил всю Америку. Запись принадлежала легендарному «Original Dixieland Jazz Band».
Основополагающую роль в подлинном джазе играет импровизация. Также многие направления джаза отличаются особой техникой исполнения: «раскачиванием» или свингом. Кроме того, джаз отличается синкопированностью (выделение слабых долей и неожиданные акценты) и особым драйвом. Две последние составляющие возникают в рэгтайме, а затем переносятся на игру оркестров (бэндов), после чего для обозначения этого нового стиля музицирования и возникает слово джаз, вошедшее в лексикон американцев 6 октября 1917 года, когда в статье в «Literature Digest» это слово объяснялось как «желание человека трястись, прыгать и кривляться», вначале пишущееся как Jass, затем как Jasz, и только с 1918 года приобретшее свой современный вид.
Ещё одна особенность стиля джаз - неповторимое индивидуальное исполнение виртуоза-джазмена. Залог вечной молодости джаза - это импровизация. После появления гениального исполнителя, который всю свою жизнь прожил в ритме джаза и до сих пор остается легендой - Луи Армстронга, искусство исполнения джаза увидело новые для себя необычные горизонты: вокальное или инструментальное исполнение-соло становится центром всего выступления, меняя полностью представления о джазе.
Джаз - это не только определенный вид музыкального исполнения, но и неповторимая жизнерадостная эпоха.

2 ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ
В настоящее время существует множество джазовых течений, среди которых можно выделить следующие группы:
- Спиричуэл-с
- Рабочие песни
- Менестрели
- Рэгтайм
- Буги-вуги
- Традиционный джаз
- Чикагский стиль
- Коммерческий джаз
- Свинг
- "Современный джаз" би-боп
- Кул-джаз
- Хард-боп
- Прогрессив
- Современный джаз
- Джаз-рок
Охарактеризуем некоторые из них.
2.1 Спиричуэл-с
Спиричуэл-с возникли в результате приобщения негров к религии белых. В протестантской церкви, наиболее распространенной в Америке, негры впервые познакомились с многоголосными хоровыми гимнами. Данное обстоятельство позволило им быстро усвоить несложную мелодику и гармонию таких гимнов, где с самого начала стали вводить в хоровое пение элементы импровизации.
Спиричуэл-с являются образцами развитого высокохудожественного фольклора, сформировавшегося в Южных штатах в XIX веке. Основным притягательным фактором, такой музыки является высокая культура хорового исполнения, сочетающая экспрессивную мелодию со сложной системой полифонических подголосков, имитаций, острой ритмикой и свежей, необычно звучащей гармонией.
Спиричуэл-с - одно из ответвлений афроамериканского фольклорного стиля, которое во многом определило дальнейшие пути развития джаза. Глубокое взаимопроникновение элементов европейской и африканской музыки синтезировали в себе и тесно переплели англокельтские и негритянские музыкальные гармонии. Это одна из тех первых синтетических афроевропейских культур, которые приобрели в Америке роль национального фольклора, развивающегося на социальной и культурной почве страны. Мелодические и гармонические принципы построения европейских церковных гимнов были усвоены неграми и перенесены в русло их собственных музыкальных традиций. Из этого возникли уже иного рода гимны, которые отличаются наряду с отчетливым окружением европейскими формами также и применением впервые самых простых ступеневых гармоний, восходящих к древним традициям африканского хорового пения (гармоническая линеария, ленточное голосоведение и т.д.) Часто встречаются плагальные обороты, уменьшенные септаккорды или нонаккорды, эллипсис (ожидаемая тоника заменяется пониженной VI ступенью), заменв трезвучия квартсекстаккордом и др.
Значение спиричуэл-с в развитии джаза состоит в разработке принципов мелодического оформления закрытой и открытой позиции, в привнесении гармонического параллелизма, в создании многоголосных форм.
Благодаря сопровождению пения многих спиричуел-с топаньем ног и хлопками в ладоши установилось разделение ансамбля на мелодическую и ритмическую группы. Прочное закрепление в практике получили такие понятия как "бит", а затем "офф бит".
БИТ (Beat) - биение пульса джаза. Это абсолютно регулярное, одинаково сильное, эластичное течение равномерных метрических акцентов, создающих внутреннее движение. В негритянском музицировании традиционны равномерные акценты всех четырех долей такта "four beat", или акцентировка второй и четвертой долей. Напртив, белые склоняются больше к акцентированию первой и третьей долей, тогда как второй и четвертый считаются легкими тактовыми долями "two beat".
ОФФ БИТ (off beat) - выражение экстатического характера джаза. Это более сложное понятие, чем простое синкопирование. Это своеобразная ритмическая атмосфера джаза. Суть этого понятия в том, что мелодические акценты должны падать между акцентами метрическими (между основными ударами - битом). Происхождение (офф бит) ведет от африканской музыки. Вся барабанная музыка африканцев состоит из офф бита. В традиционном джазе, в сольной или групповой импровизации техника офф бита применяется каждым исполнителем по-своему. В свинговом стиле (см. далее), из-за объединения инструментов в группы происходит соединение многообразной офф бит - игры в единый для всей группы вид движения. Офф бит становится главным ритмическим принципом в джазе.
2.2 Рабочие песни
Рабочие песни негров "work songs" в период рабства являлись важной составной частью негритянского фольклора. Исполнялись сольно и в группах без аккомпанемента. С музыкальной стороны рабочие песни представляют собой песенную форму с малоразвитой мелодикой и характеризуются структурой короткого дыхания. Типичная еще для африканцев перекличка между солистом и хором (прием "зова" и " ответа") пронизывает подобные песнопения. Важнейшей стилистической особенностью являются также нетемперированные мелодические звуки, чередование музыкальных интонаций с выкриками, вздохами. Для джаза наиболее важной стороной в рабочих песнях оказалась интонация - Шаут эффект. Шаут (Shout) - крик, кричать - обозначает стиль пения, которое носит "кричащий характер". Этот стиль был непосредственно перенесен из африканского музицирования в афроамериканскую сферу исполнительства. "Шаут - эффекты" можно встретить во всех вокальных и инструментальных формах джаза и по сей день.

2.3 Менестрели
Ведут начало от старинных народных музыкальных спектаклей, в свою очередь происходящих от представлений жонглеров. Возникли в Северной Америке в XVIII веке.
С середины XIX века развиваются под влиянием афроамериканского фольклора. Англокельтские бытовые песни обрабатывались, видоизменялись, импровизировались.
В тридцатые годы позапрошлого века в менестрельной музыке появляется банджо, которое придает ей специфический колорит. Постепенно негритянские элементы в менестрельной музыке начинают преобладать. Синкопирование, остинатная последовательность кратких, часто пентатонических мотивов, нисходящее движение мелодии, характерное аккордовое сопровождение, связанное с аппликатурой банджо (последование параллельных септаккордов), использование разнообразных ударных инструментов - все это сообщает музыке менестрелей яркую оригинальность.
Противопоставление солистов, хора и инструментов даны в более мелких масштабах, как нарочитый эффект, нарушающий плавность мелодии. В недрах менестрельной комедии зародились первые предвестники эстрадного джаза или диксиленда. Это вылилось в инструментальную музыку с быстрым синкопированным маршем. Отделившись впоследствии от менестрельного представления, эти марши превратились в танец "Кэк-уок" (салонный вариант) или рэгтайм (эстрадный вариант), который становится одним из первых составных элементов зрелого джазового стиля.
2.4 Рэгтайм
Rag Time - рваный ритм. Возник в конце XIX века. Получил сенсационный успех и распространение в начале XX века. Известен, главным образом, как стиль игры на фортепиано. Характерен своеобразной синкопированной мелодикой, четким ритмом и "качающимся" басом в левой руке.
Его непосредственные предшественники - "джиг-пиано" и соединение "кэк-уок" - ритмики и "плантэйшн-банджо". Но общие его мелодические, гармонические и формальные качества европейского происхождения.
и т.д.................

Слово «джаз» появилось в начале 20-го веке. Это новое музыкальное течение, которое возникло в Северной Америке, а в дальнейшем распространилось по всему миру. Родители джаза –привёзённые из Африки и угнетённые негры-рабы.

В 17 веке в Америке появились первые рабы – африканцы, которых насильно увезли с их Родины и продали в рабство. Они очень тосковали по своей родной земле, и единственным их утешением была музыка. Сначала негры просто пели свои традиционные песни под аккомпанемент хлопков в ладоши или под удары по деревянным ящикам. Но со временем национальные африканские мотивы стали забываться, и в негритянских напевах появились отголоски песен белых людей. У белых, в то время, песни были на религиозную тематику, и чернокожие тоже стали петь духовные песни, но по-своему, с характерной ритмикой и мелодикой. Их духовные песни (спиричуэлсы) были проникнуты болью и надеждой на спасение.

В 19 веке чернокожими рабами стали исполняться песни, пропитанные грустью, упадническим настроением, которые исполнялись под аккомпанемент (блюзы). Подыгрывали себе исполнители на самодельных музыкальных инструментах, т.к. купить настоящие они не могли себе позволить. Также негры очень любили играть оркестром, а после Гражданской войны 1861- 1865 г . играть стали на профессиональных музыкальных инструментах, т.к. военные оркестры были распущены и инструменты распродавались за копейки.

Негритянские оркестры играли везде: на свадьбах, на праздниках и похоронах. Музыканты не владели нотной грамотой, и, глядя на профессиональных музыкантов, учились играть самостоятельно. Инструментальная музыка, которая в точности передавала мотивы спиричуэлсов и блюзов, получила название джаз. Его отличительные особенности – это свободный, качающийся ритм (свинг) и импровизационность. Причём, джазовые музыканты импровизируют как сольно, так и коллективно.

Джаз сначала стал стремительно распространяться по Америке, а затем и по всему миру, привлекая всё больше и больше «белых» музыкантов и композиторов.

Дюк Эллингтон, Луи Армстронг, Глен Миллер и Бении Гудмен и др. – джазмены, которые внесли огромный вклад в популяризацию музыки джаз, и на которых сейчас ровняется молодое поколение джазовых музыкантов.

Смешное и любопытное на нашем сайте

Джаз

джаз музыкальный стиль искусство

Джаз (англ. Jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX - начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей. Содержание

История развития джаза. Основные течения

Истоки джаза

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания (чёрнокожие музыканты с легкостью перебирают пальцами по струнам банджо, отбивают чечетку на тамбурине и кастаньетах, и при этом одновременно выделывают невероятные па ногами). На этой основе в конце XIX века сложился еще один музыкальный жанр регтайм. Впоследствии ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению - джазу.

Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие - к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры, и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили начиная с XVIII века и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании.

Колыбелью джаза был американский Юг и прежде всего Новый Орлеан. 26 февраля 1917 года в нью-йоркской студии фирмы «Victor» пятеро белых музыкантов из Нового Орлеана записали первую джазовую грампластинку. Значение этого факта трудно переоценить: до появления в свет этой пластинки джаз оставался маргинальным явлением, музыкальным фольклором, а после - в течение нескольких недель ошеломил всю Америку. Запись принадлежала легендарному «Original Dixieland Jazz Band».

Особенность стиля джаз - неповторимое индивидуальное исполнение виртуоза-джазмена. Залог вечной молодости джаза - это импровизация. После появления гениального исполнителя, который всю свою жизнь прожил в ритме джаза и до сих пор остается легендой - Луи Армстронга, искусство исполнения джаза увидело новые для себя необычные горизонты: вокальное или инструментальное исполнение-соло становится центром всего выступления, меняя полностью представления о джазе.

Джаз - это не только определенный вид музыкального исполнения, но и неповторимая жизнерадостная эпоха.

После того как Христофор Колумб открыл новый континент и там поселились европейцы, к берегам Америки всё чаще следовали корабли торговцев живым товаром.

Изнурённые тяжёлой работой, тоскующие по родине и страдающие от жестокого отношения надзирателей, невольники находили утешение в музыке. Постепенно необычными мелодиями и ритмами заинтересовались американцы и европейцы. Так появился джаз. Что такое джаз, и в чём его особенности, рассмотрим в данной статье.

Особенности музыкального направления

К джазу относится музыка афроамериканского происхождения, в основе которой - импровизация (свинг) и особая ритмическая конструкция (синкопа). В отличие от других направлений, где один человек пишет музыку, а другой исполняет, джазовые музыканты выступают одновременно и композиторами.

Мелодия создаётся спонтанно, периоды сочинительства, исполнения разделены минимальным промежутком времени. Так получается джаз. оркестра? Это умение музыкантов подстроиться друг под друга. При этом каждый импровизирует своё.

Результаты спонтанных сочинений сохраняются в нотной записи (Т. Коулер, Г. Арлен «Счастлив целый день», Д. Эллингтон «Разве ты не знаешь, что я люблю?» и т.д.).

С течением времени африканская музыка синтезировалась с европейской. Появлялись мелодии, сочетающие пластику, ритмичность, мелодичность и гармонию звуков (CHEATHAM Doc, Blues In My Heart, CARTER James, Centerpiece и т.д.).

Направления

Выделяют более тридцати направлений джаза. Рассмотрим некоторые из них.

1. Блюз. В переводе с английского слово означает «грусть», «меланхолия». Изначально блюзом называлась сольная лирическая песня афроамериканцев. Джаз-блюз - это двенадцатитактовый период, соответствующий трёхстрочной стихотворной форме. Блюзовые композиции исполняются в медленном темпе, в текстах прослеживается некоторая недосказанность. блюза - Гертруда Ма Рейни, Бесси Смит и др.

2. Рэгтайм. Буквальный перевод названия стиля - разорванное время. На языке музыкальных терминов «рэг» обозначает звуки, дополнительные между долями такта. Направление появилось в США, после того как за океаном увлеклись произведениями Ф. Шуберта, Ф. Шопена и Ф. Листа. Музыку европейских композиторов исполняли в стиле джаз. Позже появились оригинальные композиции. Рэгтайм характерен для творчества С. Джоплина, Д. Скотта, Д. Лэмба и др.

3. Буги-вуги. Стиль появился в начале прошлого века. Владельцам недорогих кафе требовались музыканты, чтобы играть джаз. Что такое музыкальное сопровождение предполагает наличие оркестра, разумелось само собой, но приглашать большое количество музыкантов было накладно. Звучание разных инструментов компенсировали пианисты, создавая многочисленные ритмические композиции. Буги отличает:

  • импровизация;
  • виртуозная техника;
  • особый аккомпанемент: левая рука исполняет моторную остинантную конфигурацию, интервал между басом и мелодией - две-три октавы;
  • непрерывный ритм;
  • исключение педали.

Буги-вуги играли Ромео Нельсон, Артур Монтана Тэйлор, Чарлз Эвери и др.

Легенды стиля

Джаз популярен во многих странах мира. Везде есть свои звёзды, которых окружает армия поклонников, но некоторые имена стали настоящей легендой. Их знают и любят по всему К таким музыкантам, в частности, относится Луи Армстронг.

Неизвестно, как сложилась бы судьба мальчика из бедного негритянского квартала, если бы Луи не попал в исправительный лагерь. Здесь будущую звезду записали в духовой оркестр, правда, коллектив играл не джаз. и как его исполняют, юноша открыл для себя значительно позже. Мировую известность Армстронг приобрёл благодаря старанию и настойчивости.

Основательницей джазового пения считают Билли Холидей (настоящее имя Элеонора Фейган). Пика популярности певица достигла в 50-е годы прошлого века, когда сменила сцены ночных клубов на театральные подмостки.

Непросто складывалась жизнь и у обладательницы диапазона в три октавы Эллы Фицджеральд. После смерти матери девушка сбежала из дома и вела не слишком благопристойный образ жизни. Стартом карьеры певицы стало выступление на музыкальном конкурсе Amateur Nights.

Всемирную известность имеет Джордж Гершвин. Композитор создавал джазовые произведения на основе классической музыки. Неожиданная манера исполнения покорила слушателей и коллег. Концерты неизменно сопровождались овациями. Наиболее известные работы Д. Гершвина - «Рапсодия в блюзовых тонах» (в соавторстве с Фредом Грофом), оперы «Порги и Бесс», «Американец в Париже».

Также популярными джазовыми исполнителями были и остаются Дженис Джоплин, Рэй Чарльз, Сара Вон, Майлс Девис и др.

Джаз в СССР

Появление этого музыкального направления в Советском Союзе связано с именем поэта, переводчика и театрала Валентина Парнаха. Первый концерт джаз-банда под руководством виртуоза состоялся в 1922 году. Позже А. Цфасман, Л. Утёсов, Я. Скоморовский сформировали направление театрального джаза, сочетающего инструментальное исполнение и оперетту. Для популяризации джазовой музыки много сделали Э. Рознер, О. Лундстрем.

В 40-е годы прошлого века джаз подвергался широкой критике как явление буржуазной культуры. В 50-60-х годах нападки на исполнителей прекратились. Джазовые ансамбли создавались как в РСФСР, так и в других союзных республиках.

Сегодня джаз беспрепятственно исполняется на концертных площадках и в клубах.

Джаз — музыкальное течение, которое зародилось в конце 19 века в США. Пройдя путь от популярной музыки масс до высокоинтеллектуального искусства, джаз оказал и продолжает оказывать огромное влияние на музыкальные и культурные традиции всего мира.

В 20-е годы прошлого века джаз олицетворял собой популярную музыку в США, при этом он находился совершенно на другом конце шкалы музыкальных ценностей, противостоя коммерческой музыке. Пройдя на своем пути развития этапы мейнстрима, слияния с другими жанрами музыки разных культур, джаз в середине 20-го столетия принял современные формы, превратившись в музыку для интеллектуалов.

В настоящее время джаз относится к сфере высокого искусства, считается престижным музыкальным жанром, продолжая влиять на современную музыку, одновременно заимствуя из нее некоторые элементы для собственного развития (например, элементы хип-хопа и так далее).

История возникновения джаза



История возникновения джаза берет свое начало с конца 19-го века. По своей сути, джаз это соединение ряда музыкальных культур и национальных традиций африканских племен, привезенных в США в качестве рабов. Для джаза характерен сложный ритм африканской музыки и европейская гармония.

Зародился джаз в Новом Орлеане — городе на юге США. Первым общеизвестным стилем джаза был «новоорлеанский», который считают традиционным по отношению к другим направлениям. В первые два десятилетия 20-го века джаз был региональной музыкой. Постепенно он получил распространение по другим регионам США. Этому способствовали круизные пароходы, поднимавшиеся вверх по Миссисипи. Для увеселения публики на пароходах играли джазовые оркестры, музыка которых пришлась по душе широким слоям населения. Так, джаз постепенно попал и в другие , в частности Сент-Луис, Канзас-Сити и Мемфис.

Также музыканты из Нового Орлеана, игравшие джаз, отправлялись на гастроли по США, добираясь даже до Чикаго. Один из известных джазовых музыкантов того времени Джерри Ролл Мортон регулярно выступал в Чикаго с 1914 года. Немного позже в Чикаго переехал целый оркестр белых джазистов (диксиленд) под руководством Тома Брауна. К началу 20-х годов центр развития джаза в США переместился в Чикаго и появился новый стиль — «чикагский».

Окончанием эпохи чистого джаза принято считать 1928 год, начало Великой депрессии в США. В этот период без работы осталось много людей, в том числе и музыканты джазовых ансамблей. Сам джаз как музыкальное направление прекратил свое существование в чистом виде, оставшись только в некоторых городах юга страны.

В чикагский период развития джаза популярность получил один из главных джазовых музыкантов — Луи Армстронг.


На смену чистому джазу пришел свинг — разновидность джазовой музыки, которую исполняли большие ансамбли по 10 и более человек, биг-бэнды. Свинг — оркестровый стиль музыки. Он получили широчайшую популярность по всей стране. В этот период джаз стали слушать и играть практически в каждом городе США. Свинг имеет большую танцевальную направленность, чем джаз в чистом виде. Именно поэтому его популярность была более широкой. Эпоха свинга длилась с начала 30-х до середины 40-х годов 20-го столетия. Наиболее популярным исполнителем свинга в США был оркестр под управлением Бенни Гудмана. Кроме того, популярными также были оркестры с участием Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Гленна Миллера и других джазменов.

Свою популярность свинг потерял в тяжелое военное время. Связано это было с нехваткой кадров для комплектования огромных биг-бэндов и экономической нецелесообразностью таких коллективов.

Свинг оказал большое влияние на дальнейшее развитие джаза, в частности на бибоп, блюз и поп-музыку.

Спустя 15 лет свинг возродился усилиями Дюка Эллингтона и Каунта Бэйси, воссоздавших свои биг-бэнды эпохи расцвета стиля. Кроме того, на возрождение свинга повлияли Фрэнк Синатра и Нэт Кинг Коул.

Бибоп



В начале 40-х в США в джазовой среде возникает новое направление — бибоп. Это быстрая и сложная музыка, которая характеризуется импровизациями, основанными на высоком мастерстве исполнителей. Среди основателей стиля — Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Телониус Монк и другие. Бибоп это своеобразная реакция джазовых музыкантов на популярность свинга и попытка защиты своих композиций от переигрывания дилетантами путем усложнения музыки.

Бибоп считается авангардным направлением джаза, сложным для восприятия публики, привыкшей к простоте свинга. Еще одним отличием является ориентация на солиста, его виртуозное владение своим инструментом. Бибоп по своей натуре — полностью антикоммерческое направление. В это время происходит смещение акцентов развития джаза от популярной музыки в сторону музыки для избранных.

Бибоп дал современному джазу небольшие оркестры, так называемые комбо, состоявшие из трех человек. Также он открыл такие имена, как Чик Кориа, Майкл Легран, Майлз Дэвис, Декстер Гордон, Джон Колтрейн и другие.

Дальнейшее развитие джаза


Бибоп не сменил свинг, он существовал параллельно с музыкой биг-бэндов, трансформировавшейся в мейнстрим. Знаменитые оркестры существовали и в послевоенное время. Их музыка получила новое развитие, впитав лучшие традиции других джазовых стилей и течений, а также популярной музыки разных . В настоящее время во всем мире известны выступления оркестров Линкольн-центра, Карнеги-Холла, а также Чикагского джазового ансамбля и Смитсоновского оркестра.

Другие стили джаза

Джаз постоянно трансформировался под влиянием других музыкальных направлений, образуя новые течения:
  • кул-джаз — полная противоположность бибопа воплотилась в кул-джазе, отрешенный и «холодный» звук которого впервые воплотил в музыке Майлз Дэвис;
  • прогрессив-джаз — получил развитие параллельно с бибопом, он также был попыткой отхода от музыки биг-бэндов путем усовершенствования композиций;
  • хард-боп — разновидность бибопа с большей опорой на блюз, получил свое развитие на северо-востоке США (Детройт, Нью-Йорк, Филадельфия), композиции более жесткие и тяжелые, однако не менее агрессивные и требовательные к мастерству исполнителей;
  • модальный джаз — эксперименты Майлза Дэвиса и Джона Колтрейна с подходом к мелодии джаза;
  • соул-джаз;
  • джаз-фанк;
  • фри-джаз — новаторское движение, одно из самых противоречивых направлений в джазе, основателями считаются Орнетт Коулман и Сесил Тэйлор, характеризуется изменениями в структуре и чувстве музыкальной составляющей, отказом от последовательности аккордов, а также атональностью;
  • фьюжн — слияние джаза с разными направлениями музыки — поп, рок, соул, фанк, ритм-н-блюз и другие повлияли на возникновение стиля фьюжн или джаз-рок;
  • постбоп — дальнейшее развитие бибопа минуя фри-джаз и другие джазовые эксперименты;
  • эйсид-джаз — новое понятие в джазовой музыке, джаз с примесью фанка, хип-хопа и грува.

Фестивали джаза в США


В США, на родине джаза, проводятся различные фестивали, посвященные этому стилю музыки. Наиболее известным является «Ньюорлеанский фестиваль джаза», который проходит в конце весны в Новом Орлеане на площади Конго.

Джаз по праву считается наиболее сложной музыкальной формой для восприятия. Прослушивание джаза требует от мозга активной деятельности для определения всех музыкальных прогрессий и гармонических построений. Таким образом, джаз считается одним из инструментов, влияющих на интеллектуальные способности.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...