Религиозные мотивы в романе преступление и наказание. Христианские мотивы и образы “Преступление и наказание". V. “Христианские” строки в романе и их толкование

«Преступление и наказание»

Творчество Ф.М. Достоевского сосредоточено на человеке, точнее, на его мятущейся и страдающей душе. Всякий поступок человека, всякое его общественное движение, всякое желание или мысль, по мнению писателя, есть проявление колебаний и движений его духа. Но эта внутренняя истина, - не просветлённая человеческая сущность: «В мире Дьявол с Богом борется. А поле их битвы- сердца людей».

Человек - мятущееся, противоречивое, страдающее существо. Его логика- это логика бесконечной внутренней войны. Отсюда происходит парадоксальное и загадочное поведение героев романа. Однажды Достоевский признался, что его всю жизнь «мучил Бог». Бог мучит и его героев.

Достоевский с непревзойдённой силой раскрыл «тёмную» сторону в человеке, силы разрушения и эгоизма, его страшный аморализм, таящийся в глубине души, зло в человеке и зло в истории. И всё же человек, пусть самый ничтожный и незначительный, - абсолютная ценность для писателя.

Роман «Преступление и наказание» считается «идеологическим» романом. Достоевский отмечал, что его произведение- это «психологический отчёт одного преступления», преступления, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху- процентщицу. Однако речь идёт о необычном преступлении, это, если так можно выразиться, идеологическое преступление, а исполнитель его - преступник-мыслитель, убийца-философ. Оно явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности, результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе, о судьбе «униженных» и «оскорбленных», о социальных и нравственных законах, по которым живёт человек. Раскольникову показалось, что этот бесчеловечный мир вечен и неизменен, что природу человеческую ничем нельзя исправить. И он пришёл к выводу, что люди делятся на два разряда: необыкновенные, которым дозволено всё, и обыкновенные, вынужденные подчиняться законам. Идея Раскольникова о «праве на кровь» оказалась несостоятельной, путь, избранный героем, ложный. Где же выход? Как выжить в этом и жестоком мире и не погубить свою душу? Соня Мармеладова, о которой Раскольников думает: «Ей три дороги: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или…или, наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце», сохраняет чистоту духа, помогает Родиону выбраться из пропасти, ощутить предчувствие новой жизни. Что дало ей силы? На комоде у Сони лежала какая-то книга (именно для Раскольникова какая-то, т.к. он каждый раз, проходя мимо, только замечал её). Это был Новый Завет в русском переводе. Характерно, что Достоевской подчёркивает: книга была старая, подержанная (значит её много читали). Интуитивно, загнав себя в тупик собственной теорией, Раскольников берёт книгу и просит Соню найти место, где рассказывается о воскресении Лазаря. Так впервые в поле нашего зрения попадает слово «воскресение» в применении к Раскольникову. Лазарь умер физически, а Родион погубил в себе христианскую душу.

Ф.М. Достоевский в христианстве, в Боге видел возможность решения многих социальных проблем: добро и зло, правда и справедливость, общественное лицемерие и гнёт власти, сопротивление ей «маленького» человека - вот основные мотивы, которые углублённо анализируются в романе «Преступление и наказание». В нём явственно дают о себе знать христианские концепции.

Писатель бесконечно верит в человека. Его вера покоится не на сентиментальном воспевании, она, наоборот, торжествует при погружении в самые тёмные движения человеческой души.

Раскольников, разложив в работе разума все предписания традиционной морали, вплотную встал перед «всё дозволено» и пошёл на преступление. Свобода оборачивается аморализмом. Он и на каторге долго не раскаивался. Поворот приходит позже, когда в нём расцветает любовь к Соне. По мнению Достоевского, преступление совсем не означает природной аморальности, а, наоборот, свидетельствует о том, что, отходя от добра, человек теряет нечто, без чего ему жить нельзя.

В «Преступлении и наказании» этическая тема встаёт в такой глубине, которая была нова только для одной русской литературы. Бунт человека против Бога, связанные с этим мучения его героев - это диалектика добра и зла. Она в прозе Достоевского составляет главную пружину его сюжетов. Как между полюсами магнита, судьбы героев находятся под постоянным напряжением, в постоянной борьбе тёмного и светлого начал, которая совершается в их душах.

Достоевский с необычайной скрупулезностью проникает в психологию своих героев, подробно разбирая каждый порыв, каждое устремление персонажей, раскрывая их внутренний мир: передавая нам их мысли, чувства, желания, ощущения.

Родион Раскольников - кандидат в Наполеоны - наталкивается на реалии жизни, в которой ничего не изменяется в его пользу. Он вынужден признать, что относится к категории простых людей, что его градация человечества не соответствует действительности. На фоне социальной несправедливости, ужасных картин жизни петербургских низов, с которыми Раскольников сталкивается повсеместно, у него начинается глубочайший душевный и мировоззренческий кризис. Родион не в состоянии спокойно пережить своё преступление. Муки совести, возникшие ещё до его совершения, оказываются, слишком сильны. Моральная боль переходит и в боль физическую. Раскольников находится на грани жизни и смерти во время белой горячки.

Безмерная гордость и эгоизм Раскольникова не позволяют ему долгое время усомниться в правильности своих взглядов, признаться в содеянном, принять помощь близких ему людей, раскрыться. Это усугубляет его кризис, приводит в тупик. Раскольников пытается найти оправдание своему поступку, ищет «преступивших», как и он сам. Но Соня, к которой он в этих целях апеллирует, не совершала преступления, а, наоборот, став проституткой, принесла себя в жертву ради близких ей людей. Раскольников начинает изолировать себя от окружающих, пытаясь скрыть свою вину и перебороть самостоятельно муки совести. Эта внутренняя борьба оказывается для него трагедией. Из душевного кризиса выход для него возможен лишь при полном осмыслении собственной ошибки и пересмотра своих жизненных позиций.

Раскольников имеет много черт, которые чисто по-человечески привлекают к нему внимание. Он честен, способен к сочувствию и сопереживанию. Последние свои деньги, мель и серебро с рубля он оставляет Мармеладовым. Правда, потом хочет вернуться и забрать их, но не решается. Он сильный, талантливый человек. Возможно, гений. Однако место его в мире таково, что «некуда идти». Тупик, где цветное содержание жизни выгорает, и остаются только оттенки серого. Раскольников имеет тайную формулу существования: «Ко всему подлец-человек привыкает!». Всё у него - внешность, мысли, поступки - предел антигармонии. Отсюда ад повседневной жизни. Когда Раскольников решается на злодейство, в нём пробуждается некий злодейский гений педантизма и расчётливости. Ради одного только: «Свобода и власть». Власть над «дрожащею тварью, над всем муравейником». Неподвижная идея, владеющая его душой, лежащая в основании его философии, дала трещину. Происходит крушение его мировоззрения.

Человек, по Достоевскому, открыт для добра и Бога. Этот путь прошёл сам писатель. Результатом его стали нравственные и религиозные переживания. Достоевский щедро делится ими, перенося многое из пережитого на образ Раскольникова.

Наказание Родиона состоит во внутреннем разочаровании. Он разгадывает себя. Сущность Раскольникова в том, что у него моральные проблемы исследуются.

Но в то же время он - герой. Им владеет неподвижная идея. Его мечты- мечты о счастье человечества. Он выбирает путь борьбы.

На протяжении всего романа Достоевский изображает теневой, перевёрнутый мир. Его время - это время зазеркалья. Его герой - антигерой. Его поступки - антипоступки. Раскольников гений, потому что умеет умереть для этого мира. Через болезнь и каторгу он проходит нравственное перерождение, изменяющее его христианские морали.

Раскольников видит, что достойные люди живут в нищете и бедствиях, а глупые и мерзавцы пользуются всеми благами жизни. Его это совсем не устраивает. И, холодно оценив ситуацию, Родион приходит к выводу, что ему позволено преступить моральные законы общества и совершить убийство, которое он оправдывает целью помочь обездоленным. Раскольников не учёл главного- склада собственного характера, и того, что убийство противно самой природе человека. Автор показывает нам состояние души героя в разные моменты времени. Мы видим, что вместе с изменением настроения героя, изменяются и его отношения к окружающим, сама атмосфера вокруг него. Более подробно мы узнаём его о чувствах через сны. Так, сон, увиденный им перед преступлением, раскрывает читателю истинное состояние Родиона. Герой сна, маленький мальчик, становится свидетелем избиения клячонки жестоким хозяином. Такое, казалось бы, обыкновенное уличное событие Достоевский превращает в из ряда вон выходящее. Он настолько сгущает и обостряет эмоции, что происшествие не может остаться незамеченным. Здесь показаны те противоречия, которые раздирают душу несчастного студента. Проснувшись и вспомнив о задуманном убийстве, Раскольников сам ужасается своим мыслям. Уже тогда он понимает, что не выдержит этого, что это гадко и отвратительно. Но, с другой стороны, ему хочется подняться над хозяевами бедной клячонки, сделаться сильнее их и восстановить справедливость.

Роман «Преступление и наказание» очень многогранен. Достоевский, помимо проблемы нравственного и безнравственного, освещает в нём проблему христианской морали в жизни каждого человека и всего народа. Время действий в романе было временем великих реформ (отмена крепостного права, земское и городское уложение). И поэтому людям в их бурно изменяющимся мире нужны были чёткие духовные ориентиры. Особенно это коснулось молодых, образованных людей, так как они не хотели жить по-старому и пытались найти свой путь в духовной жизни. Именно в этих кругах начинают распространяться идеи атеизма, нигилизма и т.д. Новые идеи входят в конфликт с христианскими постулатами, с заповедями, определяющими нравственное поведение человека; как раз этот конфликт описан Достоевским.

Весь роман пропитан христианской лексикой. Такие выражения, как «страшный грех», «креста на тебе нет» и т.д. очень часто используются героями и автором. Раскольников, человек далёкий от поклонения Богу, в обиходной речи упоминает имя Бога, говоря «Боже мой», «Бог его знает», «Бог подаст». Всё это говорит об очень сильном влиянии христианской культуры. Автор сопоставляет её со всеми героями, пытаясь раскрыть читателю нормы морали каждого.

П.П. Лужин считал себя приверженцем идей новых поколений. Главной его целью было достижение успеха и славы любой ценой. Поэтому он «возлюбил» одного себя, нарушая христианскую заповедь. Он был настолько эгоистичен, что мог переступать через людей без малейшего угрызения совести. Своими поступками он нарушает все христианские постулаты. Лужин становится самым отвратительным героем. Из этого можно сделать вывод, что и для Достоевского взгляд Лужина на жизнь и на христианство неприемлем.

Мармеладов - один из самых интересных персонажей в романе. Это был человек, у которого совершенно не было силы воли. Он не мог бросить пить, когда ему по великой случайности нашли работу, хотя именно работа, оплачиваемая служба могли бы вернуть ему уважение людей, а главное - изменить к лучшему положение его бедствующей семьи. Однако Мармеладов не винил себя за своё безволие, а, напротив, всячески старался оправдать своё пьянство, говоря, что пьёт ради страдания и слёз. Мармеладов не менялся и не пытался что-нибудь изменить, поскольку был уверен во всепрощении Бога. Жизнь Мармеладова была бесцельной и его смерть не случайна, а закономерна. Описав судьбу этого героя, Достоевский ещё раз доказал русскую пословицу: «На Бога надейся, а сам не оплошай».

Христианство для большинства людей того времени составляло правила, по которым жили все. Раскольников был воспитан именно в такой среде, о чём мы узнаём из письма матери и из сна Раскольникова, но когда он приезжает в Петербург, на него обрушивается целый поток новых идей. В Петербурге христианство уже не отвечает духовным потребностям Раскольникова, поскольку оно уравнивает всех перед Богом, а Раскольников был слишком самолюбив и не мог себя поставить на одну ступень со старухой-процентщицей. В это время в душе главного героя происходит раскол (не зря фамилия главного персонажа Раскольников), и он заболевает идеей Наполеона, вынашивает в себе убеждение, что он выше других, имеет право распоряжаться судьбами других людей.

После убийства Раскольников не раскаивается; ему нужен доктор, который мог бы вылечить его от этой навязчивой идеи, возвратить его к христианству. Этим доктором и становится Соня Мармеладова. Человек, обладающий необычайно цельным внутренним миром, она жила в гармонии с собой, потому что верила в Бога. Её вера была не пассивной, она каждый раз доказывала её своими поступками (согласилась пойти по «жёлтому билету», чтобы помочь семье, а не закончила жизнь самоубийством). Вера Сони позволила ей пережить все превратности жизни, все унижения и обиды.

Достоевский не доводит Раскольникова до полного раскаяния, а точнее сказать, мы, читатели, не становимся свидетелями такого раскаяния. Раскольников влюбляется в Соню, и великое чувство любви заставляет его попытаться принять взгляды Сони. И роман кончается на том месте, когда Раскольников начинает читать Евангелие.

В произведении намечена тема противостояния духа Петербурга остальной стране. В «пошлом» Петербурге Раскольников с его новыми идеями чувствует себя своим человеком, а в Сибири чуть-чуть не был убит как безбожник. Соня в Петербурге проститутка, а в Сибири очень почитаемая девушка. Из этого можно сделать вывод, что Петербург- это не только плот пошлости и греха, а Сибирь- место очищения; из этого следует, что вся страна продолжает хранить глубоко восприятие идеала христианства, стремится жить по его законам.

Достоевский не даёт однозначный совет, как нам жить. Но рисует замечательный портрет Сони, он говорит читателю о многом: говорит о том, на чьей стороне он сам, говорит о действенной силе добра, о той силе, которую даёт человеческой душе пропущенная через сердце вера в Бога.

Душа Раскольникова не чёрства, как у «право имеющих», она способна на человеческие порывы. Именно за это Бог награждает Раскольникова путём наказания, помогая ему вырваться из паутины искушений власти, куда героя уже почти затянуло.

Автор любит своего героя, он переживает вместе с ним, пытается поставить его на правильный путь, сочувствует ему, но отправляет на наказание, иначе без наказания он просто не выживет от этих терзаний. Раскольников переживает сильную душевную драму. К тому же он понимает, что его теория очень соответствует убеждениям тех людей, к которым он питает отвращение, - Лужина и Свидригайлова. И опять мы видим противоречивость: Раскольников хочет оградить униженных и обездоленных людей от таких, как Свидригайлов и Лужин, а получается, что его теория сближает его с ними. И поэтому Раскольников мучается всё сильнее и сильнее, понимая, что его теория заключает в себе какую-то неисправимую ошибку. Он уже никому - ни себе, ни Соне не может объяснить, почему и зачем убил, понимает, что человек - не вошь. Раскольников понимает, что, убив старуху, он теперь никогда не избавится от этих страшных мыслей, они будут его сопровождать и мучить на протяжении всей жизни. Он страдает и оттого, что любит окружающих людей, любит мать, сестру, друзей, но понимает, что недостоин быть любимым ими. Он сознаёт, что виноват перед ними, не может смотреть им в глаза. Герой находит родственную душу в Соне. Он понимает, что она тоже «переступила», и Раскольников хочет её понимания, её сострадания, потому что видит в ней чистоту души, хоть она и грешница. Он понимает, что она очень любит людей и готова бесконечно жертвовать для них. И после всего, что она знает о Раскольникове, она его не отвергает.

Автор специально вводит героя в разные положения, сводит с различными людьми, что даёт возможность глубже раскрыть его внутренние противоречия, борьбу, страдания, которые он не может преодолеть. Перед ним встают неразрешимые вопросы, его мучают неожиданные чувства, о которых он не подозревал. Раскольников принуждён сам донести на себя, потому что он не может пережить отчуждения от людей, он хочет опять вернуться к жизни.

Раскольников не вызывает у читателей отвращения, как обычный преступник. В нём мы видим человека, который очень чутко воспринимает чужую боль и несчастья. Он горд, необщителен, очень одинок, потому что был уверен в своей исключительности. Это одарённый и пытливый юноша, наделённый острым умом. И он вызывает больше сочувствие, чем отвращение.

Задумывая преступление, он не учёл, не знал, что будет так мучиться, что в нём всё- таки живут человеческие чувства, что он не сможет пережить общения с людьми, которые его любят, верят в него. В этом его главная ошибка. Он думал, что сумеет исправить общество к лучшему, но ошибся. И теория его рушится. Мы видим, что Раскольников наказан не столько за само преступление, сколько за его замысел и решение осуществить задуманное, за то, что он посчитал себя «имеющим право» на это преступление, нарушив христианскую мораль.

Главное в наказании - это не судебное дело, не каторга, а непосредственно нравственные, душевные муки, страдания, психологические травмы. Писатель открывает глубокую психологию человека, обнажает его чувства, исследуя трагические противоречия внутренней сущности- души и сердца человека.

И до и после романа Достоевский знал, понимал и доказывал, что в человеке борются не «хорошие» и «плохие» мотивы преступления, а мотивы за и против самого преступления. Он неустанно повторял: «Можно жалеть преступника, но нельзя же зло называть добром». Он всегда противился смертельно опасному переименованию вещей.

У Раскольникова, как ни парадоксально, - искреннейшее лицемерие. Он «врёт», но, прежде всего он «врёт» самому себе. Сначала он от самого себя скрывает неправоту своих целей в преступлении. В Раскольникове работает хитрейший механизм самообмана: как ему ту «мысль разрешить», что «задуманное им - «не преступление»»? Этому и служит «арифметика». Свидригайлов и здесь находит «общую точку» с Раскольниковым: «Всяк об себе сам промышляет и всех веселей тот и живёт, кто всех лучше себя сумеет надуть». Раскольников убеждает себя даже в том, что страдание и боль преступника - непременный признак его правоты и величия.

Отбросив мечты о переделке мира по законам «всеобщего счастья», Раскольников признаёт «правоту» другого, противоположного закона: «…Я узнал, Соня, что если ждать, пока все станут умными, то слишком уж долго будет… Потом я ещё узнал, что никогда этого не будет, что не переменятся люди, и не переделать их никому, и труда не стоит тратить! Да, это так! Это их закон». Сначала - надежда на близость «всеобщего счастья». Потом - «долго ждать». Затем - «никогда этого не будет, и труда не стоит тратить». И, наконец, - именно по «их закону» он хочет (и не может) теперь жить. Таковы этапы отступничества.

В одном из разговоров с Соней, Раскольников приравнивает её преступление к своему, пытаясь оправдать себя. Но чувствует он, что это не «всё равно». Она «переступила» для других, он - для себя. Соня, в сущности, свой подвиг считает «преступлением». Раскольников своё преступление хотел бы выдать как «подвиг», но не может.

Родион молод. Ему бы любить да готовиться к вступлению в жизнь. Ему бы учиться, а не учить. Но всё в этом мире извращено, и вот почти вся его энергия переключается на волю к власти, к власти любой ценой, почти вся она сублимируется в «проклятую мечту». «Одного существования всегда было мало ему, - читаем в эпилоге, - он всегда хотел большего. Может быть, по одной только силе своих желаний он и счёл себя тогда человеком, которому более разрешено, чем другому». Но сила этих, чистых самих по себе желаний сталкивается с чуждым миром и - загрязняется.

Раскольников выговаривает самое главное условие, при котором преступник может не считать себя преступником: никого не любить, ни от кого - ни в чём и никогда - не зависеть, обрезать все родственные, личные, интимные связи. Обрезать так, чтобы ни одно человеческое чувство не подавало бы никакой вести о себе изнутри. Так, чтобы человек был абсолютно слеп и глух ко всякой человеческой вести извне. Чтобы заколочены были все входы и выходы ко всему человеческому. Чтоб уничтожилась совесть. Тогда и «не было бы всего этого». Слепо-глухо-немой без всяких «романтических бредней», «морали», «Шиллеров»- вот сильная личность, вот «гений», которому «всё позволено». Всё - так уже всё…Эти рассуждения Раскольникова противоречат самой природе человека. Герой нарушил христианскую мораль не только физически, но и морально. А Соня «продала» лишь своё тело, но осталась чиста душой.

Мудрёная жизнь Раскольникова - это мёртвая жизнь, это- беспрерывное самоубийство и убийство. Но путь от усложнённешней лжи к «самому простому», от мёртвой жизни к жизни живой оказывается слишком долгим и оплачивается слишком дорого. И опять - таки: Достоевский не был бы Достоевским, Раскольников - Раскольниковым, а жизнь- жизнью, если бы вся история эта завершилась лишь минутой воскрешения. Раскаяние наступило. Но искупление, «великий будущий подвиг», - далеко впереди.

Финал романа стоил Достоевскому не меньших трудов, чем художественное решение проблемы христианских мотивов. В сущности, это был, конечно, один и тот же труд, поскольку «исход» Раскольникова и зависел, прежде всего, от этих мотивов.

Несчётное число раз Достоевский убеждал себя:

«Бог есть идея человечества, собирательной массы, всех».

«Единый суд - моя совесть, то есть судящий во мне Бог».

«Всякая нравственность выходит из религии, ибо религия есть только форма нравственности».

«Религия не одна только форма, она всё».

«Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного».

В «видении Христа» выразилась вся идея православия в романе. После этого видения он и раскаялся в своих поступках. Раскольников отпал от Бога - поэтому совершил преступление; а через «видение Христа» он вернулся к Богу - поэтому и раскаялся.

Согласно общей художественно- философской, художественно- психологической концепции Достоевского, из человека цельного, непосредственного, то есть общинного, родового, человек становится разорванным и частичным. Однако внутренняя, врождённая потребность в цельности живёт в нём неистребимо, как живёт и естественно-социальная потребность его в «слитии» с родом. Разорванность есть болезнь, социальная болезнь, - общая причина преступлений. А преступление - не что иное как покушение не жизнь, на судьбу рода, - потому что оно и противоестественно. Если высший идеал для Достоевского- это «слитие» каждого человека с другими людьми, с родом, то совесть и есть не отсроченный идеал, земная реализация его. Убить совесть и значит убить идеал, и наоборот. Потому-то не может быть преступления «по совести», преступления «во имя идеала», а есть преступление только против совести, против идеала.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства, – говорится в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России", – является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Сегодняшняя школа совместно с семьей должна сформировать целую систему духовно-нравственных ценностей: любовь к Отечеству, справедливость, милосердие, доброту, честь, достоинство, любовь, почитание родителей, стремление к познанию, трудолюбие, эстетическое отношение к жизни… Без этих качеств нет Человека.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Что такое духовность, нравственность? Как учитель, сеющий «разумное, доброе, вечное», может воспитать духовно-нравственную личность?
Конечно, своей личностью и средствами предмета, особенно если этот предмет – литература.

Сегодня учитель должен ставить новые задачи обучения: не научить, а дать возможность научиться, не преподавать, а дать возможность найти ответ самостоятельно. Методы и технологии разные – выбор за учителем: какой прием будет более продуктивен на каждом конкретном уроке. А применение новых педагогических технологий – это не метод, это инструмент, который тоже стал реальностью сегодняшнего дня.

Программа по литературе для X класса дает широкие возможности для учителя по воспитанию цельной духовно-нравственной личности: вопросы чести, долга, совести, любви, преданности, сострадания и милосердия поднимали в своих произведениях И.А.Гончаров, С.Тургенев, А.Н.Островский, Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой. Таким образом, «высокий» литературный и биографический материал позволяет выстраивать данную работу в системе.

Материал представленной разработки объемный, но рассчитан на один урок. Поэтому подготовка к нему ведется на протяжении нескольких уроков, используется индивидуальный и групповой метод выполнения домашнего задания в виде исследования Евангельских текстов, подбора цитатного материала.

Позади уроки по биографии Достоевского, по романам «Идиот» и «Братья Карамазовы», а также урок внеклассного чтения по рассказу Солженицына «Матренин двор». На мой взгляд, трудно найти писателей, которые, как Ф.М.Достоевский и А.И.Солженицын, так остро и пронзительно говорили бы о человеке, его предназначении, его совести, его душе.

Такой урок с историческими параллелями дает возможность связать воедино «вечные» темы литературы X IX века и века XX через христианские мотивы.

Главная особенность русской литературы – это ее православная направленность.

Н.А. Бердяев утверждал: «Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человеческого мира. В самых значительных творениях она проникнута религиозной мыслью».

Это же можно сказать и о литературе XX века, исключая некоторые произведения последних десятилетий.

Кроме того, элементы интегрированного урока позволяют развивать потенциал учащихся, приобщать к новому типу мышления, развивать речь, внимание, эстетические чувства. Использование на уроке стихов, музыки дает возможность учащимся окунуться в нравственную атмосферу темы.

Технология развивающего обучения и сотрудничества, личностно-ориентированный подход, когда во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, приемы аналитической беседы дают возможность старшеклассникам поразмышлять над сложными вопросами бытия, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее.

Урок может быть полезен учителям литературы и МХК, а его элементы можно использовать во внеклассной работе.

Цели урока:

образовательные:

  • организовать деятельность учащихся по уяснению христианских мотивов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»;
  • обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение;
  • вызвать у учащихся заинтересованность в чтении Евангелия.

развивающие:

  • развивать логическое мышление;
  • развивать мотивацию учащихся к творческой деятельности;
  • развивать умение сравнивать, определять понятия, выявлять связи и сопоставления между изучаемыми понятиями и текстами, делать самостоятельные выводы;
  • воспринимать явления интегрировано;
  • развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к литературе и православнойкультуре.

воспитывающие:

  • воспитывать отношение к человеку как к высшей ценности;
  • содействовать формированию нравственных качеств учащихся, желанию становиться лучше;
  • воспитывать коммуникативность, культуру речевого общения;
  • воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека;
  • воспитывать эстетические чувства.

Тип урока: урок применения знаний.

Используемые технологии: технология сотрудничества, личностно-ориентированного и развивающего обучения.

Используемые приемы : аналитическая беседа, комментированное чтение, приём составления синквейна, основанного на методике развития творческого и критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа, коллективная, фронтальная работа.

Оборудование: портреты Ф.М.Достоевского и А.И. Солженицына, тексты романа «Преступление и наказание» и рассказа «Матренин двор», тексты Евангелия, проектор, аудиозаписи: «АVE MARIA», романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье», фортепианная музыка Э.Морриконе, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал: библейские заповеди, предание о Содоме и Гоморре.

Ход урока

«Жить не по лжи» Солженицын А.И.

I. Организационный момент.

II. Ориентировочно-мотивационный этап.

Звучит музыка. Учитель читает стихотворение Б.Окуджавы.

Совесть, Благородство и Достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрёшь как человек.

СЛАЙД №1.

III. Подготовительный этап.

Учитель . Сегодня мы поговорим о двух произведениях, на первый взгляд, далеко отстоящих друг от друга и по времени написания, и по героям, и по именам авторов. Это – роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор». Мы постараемся найти точки соприкосновения этих, казалось бы, разных произведений, определим, какие христианские мотивы объединяют их.

Судьбы Достоевского и Солженицына во многом схожи: оба пережили духовный надлом, оба пострадали от режима: один отбывал срок на каторге, а другой – в лагерях и поселении. Оба любили Россию и размышляли над ее судьбой.

Итак, тема урока: «Христианские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор».

СЛАЙД №2 «Люби других, как себя»

IV. Операционно-исполнительский этап.

Феодор Михайлович Достоевский – великий русский писатель, который пытался разгадать загадку человеческой личности, ставил вечные вопросы бытия: для чего живет человек, есть ли Бог, как соотнести человеческую свободу и божественное предопределение.
Цитата со слайда (прот. Зеньковский)

Человек – вот что занимало писателя: в чем его природа («зверь» он или «образ Божий»), как преобразовать мир на основах духовности, нравственности, уважения личности, как соединить справедливость, правосудие и законность.

СЛАЙД №3 «Жить не по лжи»

Учитель. Таким законом, по мнению Достоевского, должен быть закон нравственный (цитата со слайда), а Солженицын из ХХ века продолжал эту мысль: «Жить не по лжи».

Нравственным идеалом для Достоевского был образ Христа, воплотивший высшие человеческие качества. Но к Христу писатель пришел не сразу.

Ученики. Из биографии писателя мы знаем, что он состоял в кружке М. Петрашевского и был приговорен к расстрелу. Перерождение его убеждений произошло в 1849 году, когда он ожидал казни, но потом она была заменена каторгой.

В Сибири он встретил жену декабриста Фонвизина, которая подарила писателю маленькую книжечку в кожаном переплете. Это было Евангелие. С ним Достоевский не расставался до последних дней жизни, как и с образом Христа.

Учитель. Вспомните. Что он написал об этом в своем дневнике.

Ученик читает: «Верю, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа».

Учитель. Действительно, вера была Достоевским выстрадана, и ею он наделяет своих любимых героев.

Записи в тетрадях.

Цитата со слайда №3 (слова Достоевского)

СЛАЙД №4 «Вечная Сонечка»

Учитель. Вот таким значком добра и духовной красоты явилась для Достоевского Сонечка Мармеладова. Полное имя героини София. Что оно означает? (мудрость).

– Давайте обратимся к тексту романа. Найдите портретное описание Сони Мармеладовой (I , 2 – Мармеладов о дочери и II, 7 – Соня около умирающего отца, III, 4 – Соня у Раскольникова). Ученики зачитывают фрагменты.

– Какой вы увидели Соню в этих сценах? (Кроткая, любящая, прощающая, безответная, смиренная)

– Расскажите о жизни Сони Мармеладовой

Ученики. Соне всего 18 лет, но она уже много в жизни потеряла и испытала. Рано умерла мать. Отец женится на другой, пропивает все деньги. Семья бьется в нужде, мачеха больна. Соня вынуждена идти на панель, чтобы прокормить семью. Казалось бы, Соня должна озлобиться на мачеху, которая заставила ее зарабатывать деньги таким способом, но Соня прощает ее. Более того, она приносит деньги каждый месяц и является, по сути, единственным кормильцем большой семьи.

Соня изменилась внешне (она одета в крикливый, броский наряд), но в душе она осталась чистой и непорочной.

Учитель. Как вы считаете, Соня осознанно совершает этот шаг?

Ученики. Да, она совершает осознанный шаг. Это ее нравственный выбор. Она приносит себя в жертву ради голодных детей.

Учитель. Обратите внимание: находясь на дне жизни, Соня не становится порочной. В каком мире живет Соня? Какие люди ее окружают?

Ученики. Ее окружают такие люди, как Раскольников, Лужин, Свидригайлов. Это мир лжи, подлости, обмана, насилия, жестокости.

Учитель. Как ей живется в этом мире? Да, Соня не протестует, как Раскольников, не интригует, как Лужин, не подличает, как Свидригайлов. А что она делает?

Ученики. Она смиряется.

Учитель. А как вы понимаете, что такое «смирение»?

Ученики. Это душевный мир, покой, согласие со своей совестью, душой. И это ее осознанный выбор, а не подчинение обстоятельствам. Этот внутренний покой (смирение, гармония) помогают ей творить мир вокруг себя: помогать своим родным, горячо сочувствовать Раскольникову.

Учитель. Давайте проанализируем сцену с Лужиным (ч. V, гл. 3). Обратите внимание на поведение Сони в этой сцене. Что говорит о ней Катерина Ивановна? Посмотрите внимательно на ремарки автора: не что говорит Соня, а как она говорит (робко, чуть слышно…)

Да, Соня очень уязвима перед злом. Она перед ним беззащитна. Она не может постоять за себя, но за других…(мы увидим далее, сколько внутренней силы и убежденности в этой хрупкой, на первый взгляд, девушке).

– Как называет себя Соня?

Ученики. Я бесчестная, я великая грешница.

Учитель. А кто такой грешник и что такое грех?

Ученики. Грех - это совершение зла, нарушение Божьих заповедей. А грешник – это человек, который отошел от Бога.

Учитель. Какую заповедь Христа нарушила Соня?

Ученики . Не прелюбодействуй.

Учитель . Как вы считаете, грех прелюбодеяния, совершенный Соней, может быть прощен?

Ученики . Конечно, да, потому что ею двигали любовь и сострадание. Любовь в представлении народной нравственности выше страха Божьего наказания.

Учитель . А может быть, у нее был другой выход? (уйти из жизни)

Ученики . Нет, это было бы нечестно по отношению к детям Мармеладовым. Это был бы эгоистичный поступок с ее стороны: избавиться от мук и страданий самой, а детей обречь на смерть. К тому же, для Сони как для глубоко верующего человека самоубийство – это смертный грех, это недопустимо: ведь жизнь – это дар Божий.

Учитель . Что же поддерживает Соню в ее трудной жизни?

Ученики . Вера в Бога.

Учитель . Наиболее полно и ярко раскрывается образ Сони в ее встречах и беседах с Раскольниковым. Давайте вспомним эти сцены романа. Как Раскольников воспринимает Соню в начале их знакомства? Кто она для него?

Ученики . Соня для него ровня: она так же, как и он, совершила преступление. Но постепенно он понимает: эта девушка живет совсем по другим законам, а он пока еще весь во власти своей страшной теории.

Учитель . Раскольников называет ее юродивой, причем твердит дважды, почему? Что значит это слово? (Ученики читают статью толкового словаря).

На доске:

Юродство – врожденное телесное или духовное уродство (житейское представление).

Юродство – это «безумная мудрость», духовный подвиг, добровольное принятие на себя лишения плоти, «самопроизвольное мученичество» (старинная русская религиозная традиция).

Грех – нарушение религиозных предписаний, правил.

Учитель . Какую фразу произносит Соня сразу после признания Раскольникова?

Ученики . «Да что же вы это над собой сделали?» И советует «встать на все четыре стороны и сказать всем: «Это я убил». Тогда Бог тебе опять жизни пошлет».

Учитель . Почему «над собой?» Почему Соня жалеет не старуху-процентщицу и ее сестру, а убийцу?

Ученики . Потому что он совершил смертный грех и погубил свою душу.

Учитель . Что же делать Раскольникову?

Ученики . Соня советует «встать на все четыре стороны и сказать всем: «Это я убил» Тогда Бог тебе опять жизни пошлет». Страдание принять и искупить себя им. Вот что надо. «За тобой пойду, всюду пойду», – говорит Соня и дает ему свой крест.

Учитель . Что у православных означало поменяться крестами?

Ученики . Это значило стать духовно ближе, стать почти родными.

Записи в тетрадях.

СЛАЙД №5. «Две правды»

Учитель . Соня и Раскольников – это два разных полюса, которые далеки друг от друга, но не могут существовать друг без друга и притягиваются. У каждого своя правда.

Работа в группах. Ученики обсуждают, в чём правда Сони и правда Раскольникова. Ученики каждой группы приводят доводы, цитируют текст. Затем представители каждой группы делают выводы.

– В чем правда Сони? (комментирование слайда)

Ученики. Раскольников преступил для себя, а Соня – ради других.

Соня сама объясняет, почему добрый, честный, благородный Раскольников преступил: «От Бога вы отошли…» (цитата со слайда).

А про себя она говорит так: «Что бы я без Бога-то была» (цитата со слайда)

Правда Раскольникова – это бунт. А правда Сони – любовь и смирение.

Записи в тетрадях.

СЛАЙД №6 «Евангельские притчи»

Учитель . Весь текст романа как будто незримыми нитями прошит Евангельскими притчами и заповедями (их цитируют герои и сам автор). Прочитайте эти отрывки. Как вы их понимаете?

Ученики зачитывают отрывки из романа, комментируют их.

Евангельские притчи являются неотъемлемой составляющей романа, они рядом с героями, они помогают читателю осмыслить их поступки.
Записи в тетрадях.

СЛАЙД №7. «Воскрешение Лазаря»

Учитель . Самой важной сценой является эпизод чтения Евангелия о воскрешении Лазаря. Это сцена веры в Воскресение.

Ученики пересказывают содержание эпизода.

Герой находится на распутье, он готов признаться в своем преступлении и принять наказание.

Учитель . Почему, по вашему мнению, Соня сначала не хотела читать?

Ученики . Она сама грешница, для нее это очень личное. Она тоже жаждет Воскресения. Она тоже надеется на чудо.

Учитель . Да, они оба нуждаются в Воскресении, но каждый из них смотрит на эту притчу по-своему: Соня – со стороны Лазаря, а Раскольников – Христа.

Ученики. «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением Вечной Книги».

Записи в тетрадях.

СЛАЙД №8 «Путь к покаянию» (ЭПИЛОГ)

Учитель . Воскресение героев лежит через покаяние и страдание, поэтому только на каторге, куда Соня пошла, как и обещала, за Раскольниковым, наших героев ждет перерождение.

– Как вы считаете, кто из них сильнее, кто ведет за собой другого?

Ученики. Конечно, Соня. Своей верой, любовью, состраданием она вселяет в героя надежду на преображение.

Учитель . Найдите строки, подтверждающие, что Раскольников готов к преображению.

Ученики . «Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере...»

Поняв это, Раскольников становится счастливым и делает Соню счастливой: «Он знал, какою бесконечною любовью ис­купит он теперь все ее страдания».

Учитель . Каким мы видим героя в эпилоге?

Ученики . «Он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим».

Именно Соня возродила его к новой жизни.

Учитель . Достоевский знает, что новую жизнь Раскольникову «надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, буду­щим подвигом». Это очень долгий и трудный путь.

Соня - идеал Достоевского. Соня несет с собой свет Надежды и Веры, Любви и Сочувствия, Нежности и Понимания. Вот таким должен быть человек, по мнению Достоевского. Поэтому героиня и носит имя «София» («мудрость»).

Учитель. В чем же суть христианского мировоззрения Достоевского?

Ученики .Писатель верит, что воскресить падшего человека можно верой, любовью, милосердием и состраданием.

Учитель . Таким образом, можно сказать, что весь роман «Преступление и наказание» построен на мотиве воскресения человека к новой жизни.

Записи в тетрадях.

СЛАЙД № 9 «Не стоит село без праведника»

Учитель. опросы христианской морали волновали и А.И.Солженицына.

А. И. Солженицын – христианский писатель. Однако он не религиозный проповедник, а художник, который выражает свои взгляды через художественные образы.

– Расскажите об истории создания рассказа «Матренин двор»

Ученики сообщают, что рассказ построен на автобиографической основе, что у него было другое название – «Не стоит село без праведника». Имя героини сохранено, только фамилию автор изменил.

Учитель. Кто такой праведник? Какие ассоциации у вас возникают при этом слове?

Учащиеся составляют ассоциативный ряд слова «праведник».

Праведник – правда, свет, душа, мир, согласие, мораль, нравственность, Бог.

Запись на доске:

Праведник – человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности.

СЛАЙД №10 «Люди забыли Бога, оттого и все»

Учитель. Расскажите о жизни Матрены (опрос). Что означает имя «Матрена»? (госпожа, мать семьи, матушка)

Ученики. Судьба Матрены - это судьба миллионов и миллионов крестьянских женщин на Руси: несчастливое замужество, смерть детей, тяжелый колхозный труд, гибель мужа, тяжелая болезнь - немочь, которая одолевает с каждым годом все сильнее. Но героиня не ропщет, не жалуется, не завидует. Она живет для людей, близких и соседей. Она безотказна и бескорыстна. Она не озлобилась на мир и не очерствела душой.Матрена живет по-христиански.

Записи в тетрадях.

Слайд №11 Матренин дом

Учитель . Найдите описание дома Матрёны Васильевны. Что особенного в нём?

Ученики рассказывают о том, как живет героиня, что окружает ее, как она ведет хозяйство.

Учитель. Хозяйка из Матрены, как мы видим, неидеальная: нет у нее ни поросенка, ни коровы, ни одежды приличной. А есть кошка колченогая, мыши, тараканы, коза да фикусы, которые «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Как вы думаете, почему Матрена такая? Почему еще Ефим, ее покойный муж, упрекал жену за ее «некультурный» вид?

Ученики. Потому что для нее это не главное. Главное - это то, что позволяет ей жить в ладу с самой собой, со своей совестью, с душой. Это доброта, любовь, милосердие, терпимость.

Записи в тетрадях.

СЛАЙД №12 «Матренин мир»

Учитель. Как Матрена строит свои взаимоотношения с людьми? Как воспринимает она свою судьбу? Держит ли обиду, зло на людей?

Ученики. «Но её лоб недолго оставался омрачённым…”

Матрена не знает, что такое зависть, вражда. Доброта и смирение - вот что движет героиней.

Учитель. Как вы понимаете смысл названия рассказа? Не о хозяйственных же постройках говорит автор. А о чем?

Ученики. Двор - это не только и не столько наружная часть дома. Это окружение человека, то, что ему дорого, близко. Это духовный мир Матрены. Это и есть ее двор, защита, охрана. От дьявольского антимира, который ее окружает.

Записи в тетрадях.

Слайд № 13 «Матренино сердце»

Учитель. Почему, на ваш взгляд, Солженицын не дает подробного портретного описания главной героини? На какие детали ее внешности он обращает особое внимание? (Лицо и улыбка) - Цитата со слайда.

– Чем для Матрены была ее горница?

Ученики смотрят в словаре толкование слова «горница» (горний, высший, небесный).

Ученики. Это не просто деревянная постройка, это ее жизнь. «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет…для Матрены было это - конец ее жизни всей» И самое обидное и страшное, что во главе всего – Фаддей, которого она любила когда-то.

Учитель . Горницу, пишет Солженицын, разбирают по ребрышку, как будто это живое существо. Да это так и есть. С горницей уходит все: уходит кошка, пропадает котелок со святой водой, а затем уходит и сама жизнь. Матрена одинока, никому не нужна, она отдала все, что имела.

Записи в тетрадях.

СЛАЙД №14 «Матренина душа»

Учитель. Много страдала Матренина душа. И тем не менее, она, как и Соня Мармеладова, сохранила открытость, бескорыстие и доброту. Что держит Матрену в жизни?

Достоевского - какой-то вихрь событий, исповедей, скандалов, убийств. Но, читая «Войну и мир», кто-то пропускает главы с описанием войн, кто-то пропускает философские главы. Роман Достоевского так читать нельзя. «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот» или целиком захватывают, или отбрасываются, как «сверление здорового зуба» (Чехов), как мучительство «жестокого таланта» (Михайловский), как «пошлый детектив» (Набоков). Целое здесь не сконцентрировано из частей и не делится на отшлифованные части, оно господствует над частями, как смерч - над поднятыми песчинками. Вынутая из смерча - песчинка ничтожна. В смерче она сбивает с ног.

Весь роман представляет собой то ценнейшее, что может дать читателю художник слова. Это жизнь, которую можно прожить достойно или потерять так быстро, что становится страшно, жизнь, которая может дать столько наслаждений или обречь на жестокие муки...

Ища ответ на ее вопросы, погиб Базаров; «Евгений Онегин» до сих пор читается с болью потому, что главный герой терзается муками, на которые был ею обречен. Раскольников терпел «испытание крестом»...

Роман - прохождение главного героя через «все круги жизни», в которые он попадает, еще"не придя на суд божий... Вечная боль, подобная боли Христа, сопровождает его повсюду, терзая с самого начала пути, который он выбрал - сознательно, отдавая себе отчет в своих действиях и решениях и в то же время не представляя себе своих деяний... Это путь - путь против себя, правды, веры, Христа, человечества. Против всего святого, что является после самоубийства самым тяжелым преступлением, обрекающим несчастного на тяжелейшие муки.

«Не убий!» ...Эту заповедь Раскольников преступил и, как по Библии, должен пройти от мрака к свету, из ада путем очищения достигнуть рая. На этой идее построено все произведение.

Христианские образы и мотивы сопровождают героя весь его путь к очищению, помогая преступнику вознестись над собой. Крест, который снял с убитой им Елизаветы Раскольников, Библия, которая лежит у него под подушкой, притчи, сопровождающие героя в его пути, дающие поддержку, люди-христиане, с которыми столкнула жизнь героя, - неоценимая помощь на тернистом пути познания. И благодаря символам, посланным небом в поддержку Родиону Раскольникову, возрождается к жизни еще одна душа, которая имеет силы принести свою долю добра на землю. Эта душа - душа некогда убийцы, возрождающаяся к совершенству... Крест православный помогает герою обрести силы для покаяния, признания своей чудовищной ошибки. Словно символ, талисман, приносящий, излучающий добро, изливающий его-в душу того, кто его носит, крест связывает убийцу с Богом... Соня Мармеладова, девушка, живущая по «желтому билету», грешница, но святая в своих помыслах и деяниях, отдает свои силы преступнику, возвышаясь и возвышая его. Порфирий Петрович, уговаривая сдаться полиции, ответить за свое преступление, наставляет на праведный путь, несущий раскаяние и очищение. Несомненно, жизнь послала поддержку человеку, имеющему нравственные силы для совершенствования. «Кто без греха - пусть первый бросит в нее камень», - гласит притча о блуднице. Все - грешники, имеющие право на сочувствие и понимание, - вот смысл притчи. И Раскольников находит понимание и сочувствие. Он находится в плену дьявола, когда рассудок заставляет идти на страшный грех. «Черт», так часто употребляемое в романе слово, «охраняющее» муки, стирается с последующих строк успокоения, покаяния и примирения героя с самим собой. Христианские символы ни на минуту не оставляют убийцу, лишая власти дьявола... Они незримо «присутствуют» в жизни героев «Преступления и наказания», давая знать о присутствии Христа...

Числа «три», «тридцать», «семь», то есть имеющие в своем составе считающееся магическим число, можно встретить в романе довольно часто. Сама природа, ее силы незримо играют роль в человеческой жизни. Да, Раскольникову угрожает то, что на христианском языке называется вечной гибелью. К убийству старухи процентщицы, а потом к покаянию его несет помимо воли. И вместе с тем он осознает это. Сознательность и автоматизм несовместимы. Но Достоевский убеждает нас, что параллельные сошлись, что невменяемость и ответственность слились. Главное - принять идею, которая способна убить человека. Каким образом помысел насилует душу? Раскольников иногда ссылается на черта. Какой-то голос ему начинает подсказывать разрушительные и саморазрушительные поступки... Возможно, это данный человеку знак сердечной пустоты. Когда разум не принимает нашептывания голоса, он почти бессилен. Но когда сердце пусто, когда разум сбит с толку помыслом, этот голос, объединившись с помыслом, может завладеть сознанием... Другой союзник помысла - блуд интеллектуального эксперимента. Раскольниковым овладела похоть теоретика, услышавшего, что завтра вечером можно будет провести решающий эксперимент. Роман Достоевского не просто балансирует на грани между добром и злом, Богом и чертом, жизнью и духовной смертью. Несомненно, человек не может жить без благословения свыше, но не это главное. Черт может подстерегать в обличье искушения, под маской лжи. Достоевский пытался представить своего героя в плену дьявола - себя самого. Решившись на убийство, герой переступает не через Бога, а через себя. Сам того не подозревая, он уничтожает себя. А есть ли что более страшное, чем пре-"ступление против себя? Христос же олицетворяет собой ту гармонию души и тела, которую может узнать человек, не поддавшийся «эксперименту» страшного греха над собою - эксперименту, где стираются грани между добром и злом, святым и адским, и, балансируя на краю, он может выбрать то или другое...

Вот почему «Преступление и наказание» - роман о человеческой душе, умеющей любить и ненавидеть, отличающей правду света от искушений ада или не имеющей подобного «таланта», а значит, «должной умереть», уничтоженной своими же страстями, а не адскими «играми» дьявола. Умение выйти из этой битвы победителем, быть свергнутым и суметь вознестись на пьедестал и представил Достоевский, давший рождение великому Человеку!..

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был опубликован в 1866 году. Его автор большую часть жизни прожил в довольно стесненных материальных условиях, вызванных необходимостью расплачиваться с долгами за издание журналов «Эпоха» и «Время», предпринятое братьями Достоевскими до смерти старшего брата Михаила. Поэтому Ф. М. Достоевский вынужден был заранее «запродавать» свой роман издателю, а потом мучительно торопиться к сроку. У него не было достаточно времени, чтобы, подобно Толстому, семь раз переписать и поправить написанное. Поэтому роман «Преступление и наказание» достаточно уязвим в некоторых аспектах. Много сказано о его растянутости, неестественном нагромождении отдельных эпизодов, других композиционных недостатках.

Но все сказанное не может заслонить от нас тот факт, что творчество Достоевского, его художественное восприятие мира настолько ново, своеобразно и гениально, что он навсегда вошел как новатор, как основоположник новой школы в историю мировой литературы.

Главной художественной особенностью романа «Преступление и наказание» является тонкость психологического анализа. Психологизм в русской литературе был известен давно. Сам Достоевский использует также традиции М. Ю. Лермонтова, который стремился доказать, что «история души человеческой... едва ли не интереснее и не поучительней истории целого народа». Для Достоевского в романе характерно проникновение в психологию изображаемых героев (будь то кристально чистая душа Сони Мармеладовой или темные изгибы души Свидригайлова), стремление не только передать их реакцию на господствовавшие тогда отношения между людьми, но и мироощущение человека в данных социальных обстоятельствах (исповедь Мармеладова).

Раскрыть душу, мироощущение героев помогает автору прием полифонии, многоголосия в романе. Каждый герой помимо участия в диалогах произносит бесконечный «внутренний» монолог, показывающий читателю, что делается в его душе. Достоевский строит все действие романа не столько на реальных событиях и их описании, сколько на монологах и диалогах героев (сюда вплетается и его собственный голос, голос автора). Писатель тонко передает речевые особенности каждого образа, очень чутко воспроизводит интонационную систему речи каждого персонажа (это хорошо заметно в речи Раскольникова). Из этой творческой установки исходит и еще одна художественная особенность романа - лаконичность описаний. Достоевского интересует не столько то, как выглядит человек, сколько то, что за душа у него внутри. Так и получается, что из всего описания Сони запоминается одно только яркое перо на шляпке, совершенно не идущее к ней, а у Катерины Ивановны - яркий не то платок, не то шаль, которую она носит.

1. Христианство в культуре России.

2. Основные христианские мотивы.
3. Символика цифр.
4. Библейские имена.
5. Идея гуманности человека.

Привнесенное на Русь еще в X веке христианство наложило глубокий отпечаток практически на все уровни человеческой жизни — культурный, духовный, физический. Кроме того, именно благодаря христианству, а точнее православию, на Руси появилась письменность, а вместе с ней и литература. Отрицать влияние христианства на русского человека нельзя, так же как нельзя отрицать влияние этой религии на искусство — живопись, музыку, литературу. В частности, глубочайшее убеждение в истинности идеалов православия содержится в произведениях великого русского писателя Ф. М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание» является ярчайшим тому подтверждением.

Религиозность писателя, его искренняя вера в силу православия поражают своей чистотой и силой. Достоевского интересуют такие категории, как грех и добродетель, грешник и святой, мораль и ее отсутствие. Главный герой романа Родион Раскольников является ключом для понимания этих понятий. Изначально несет он в себе грех гордыни, не только в поступках, но и в помыслах. Впитав в себя теорию о земных Наполеонах, тварях дрожащих и правоимеющих, герой оказывается одурманенным несвойственными ему идеалами. Он убивает старушку-процентщицу, еще не понимая, что губит не столько ее, сколько себя, свою душу. Дальше следует чистилище на земле — пройдя долгий путь через угрызения совести, саморазрушение и отчаяние, герой находит свое спасение в любви к Соне Мармеладовой,

Понятия страдания, любви, очищения — центральные в христианской религии. Лишенные покаяния и любви люди не могут познать истинный свет и вынуждены пребывать во тьме. Так, Свидригайлов еще при жизни знает, как будет выглядеть для него ад — местом вроде «черной бани с пауками и мышами». При упоминании об этом герое в тексте постоянно возникает слово «черт», и даже добро, которое он может и хочет совершить, оказывается ненужным, бесполезным. Позднее сам Раскольников в своей покаянной речи скажет, что дьявол преследует его: «Черт меня вел на преступление». Но если Свидригайлов кончает жизнь самоубийством, что является в христианской религии самым страшным грехом, то раскаявшийся Раскольников оказывается способен к очищению и перерождению.

Немаловажен в рамках романа мотив молитвы. Молится и сам главный герой, несмотря на его изначальные устремления. После эпизода сна о лошади Раскольников молится, но молитвам его не суждено быть услышанными из-за порочности молящегося, а потому ему ничего не остается, кроме совершения давно запланированного и мучившего его преступления. Постоянно молятся Сонечка, готовящая себя в монастырь дочь хозяйки квартиры, дети Катерины Ивановны. Молитва как важная и неотъемлемая составляющая жизни христианина становится такой же неотъемлемой частью романа.

Важную роль играют в рамках произведения еще два святейших символа христианской религии — крест и святое писание. Евангелие, ранее принадлежавшее Лизавете, Раскольникову передает Соня. Читая его, герой возрождается духовно. Крест, также Лизаветин, герой сначала его не принимает так как не готов к раскаянию и осознанию своего греха, но затем он находит в себе силы взять и его, что также свидетельствует о духовном возрождении.

Значение религии в романе, религиозность его текста усиливаются благодаря постоянным ассоциациям, аналогиям с библейскими сюжетами. Есть отсылка и к библейскому Лазарю, звучащая в эпилоге романа из уст Сонечки, которая рассказывает историю о нем Раскольникову на четвертый день после совершения героем преступления. При этом в самой притче есть упоминание о том, что Лазарь воскрес также на четвертый день. По сути, Раскольников мертв, он лежит в гробу — в своей каморке, а Соня приходит для того, чтобы спасти, излечить и воскресить его. Присутствуют в тексте, органично в нем переплетаясь, такие притчи, как история о Каине и Авеле, притча о блуднице («если кто не греховен, пусть первым бросит в нее камень»), притча о мытаре и Фарисее, притча о Марфе, суетящейся всю жизнь о пустом и пропускающей самую суть жизни (ассоциации с женой Свидригайлова Марфой Петровной).

Легко проследить евангельские начала в именах действующих лиц. Они говорящие. Здесь следует привести христоматийный пример о Марфе и Марфе Петровне, здесь же необходимо сказать о Капернаумове, человеке, у которого Соня снимала комнату (Капернаум — библейский город, из которого пришла блудница), о Илье Петровиче (совмещение имен Илья — святой громовержец и Петр — твердый, как камень), о Лизавете (Елизавета — почитающая бога, юродивая), о Катерине (Екатерина — чистая, светлая).

Большое значение имеют цифры, также отсылающие читателя к библейским мотивам. Самые частые числа — три, семь и одиннадцать. Соня выносит Мармеладову 30 копеек, первый раз она же приносит «с работы» 30 целковых, Марфа выкупает Свидригайлова теми же 30 копейками, а он, как Иуда, предает ее. Свидригайлов предлагает Дуне «до тридцати», а Раскольников три раза бьет старуху по голове. Герой совершает убийство в седьмом часу, а цифра семь в православии — символ единения человека и бога. Совершая преступление, Раскольников пытается разорвать гнетущую связь и получает в итоге душевные мучения и семь лет каторги.

Основной же библейский мотив, имеющий значение для романа — это мотив добровольного принятия мук и признания своих грехов. Неслучайно Микола хочет взять на себя вину главного героя. Но Раскольников, ведомый Соней, отказывается от такой жертвы: это не принесло бы ему долгожданного утешения. Он принимает просьбу Сони о прилюдном покаянии и признании своих грехов и добровольно идет на это. И только затем он становится готовым к духовному и душевному перерождению.

Смотрите также по произведению "Преступление и наказание"

  • Своеобразие гуманизма Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
  • Изображение губительного воздействия ложной идеи на сознание человека (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Изображение внутреннего мира человека в произведении XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Анализ романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М.
  • Система «двойников» Раскольникова как художественное выражение критики индивидуалистического бунта (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Другие материалы по творчеству Достоевскоий Ф.М.

  • Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным (Анализ эпизода из главы 10 части четвертой романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Сцена чтения пушкинского стихотворении (Анализ эпизода из главы 7 части второй романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»

Человек в романах Достоевского чувствует свое единство с целым миром, чувствует свою ответственность перед миром. Отсюда глобальность остро поставленных писателем проблем, общечеловеческий характер их. Отсюда и обращение писателя к вечным, библейским, темам и идеям.

В своей жизни Ф. М. Достоевский часто обращался к Евангелию. Он находил в нем ответы на жизненно важные, волнующие вопросы, заимствовал из евангельских притч отдельные образы, символы, мотивы, творчески перерабатывая их в своих произведениях. Библейские мотивы отчетливо прослеживаются и в романе Достоевского «Преступление и наказание».

Так, образ главного героя в романе воскрешает мотив Каина, первого убийцы на земле. Когда Каин совершил убийство, он стал вечным скитальцем и изгнанником в родной земле.

То же самое происходит и с Раскольниковым у Достоевского: совершив убийство, герой чувствует отчуждение от окружающего мира. Раскольникову не о чем говорить с людьми, «уже больше ни о чем, никогда и ни с кем, нельзя ему теперь говорить», он «как будто ножницами отрезал себя ото всех», родные как будто боятся его. Сознавшись в преступлении, он попадает на каторгу, но и там на него смотрят недоверчиво и неприязненно, его не любят и избегают, однажды даже хотели убить его как безбожника.

Однако Достоевский оставляет герою возможность нравственного возрождения, а следовательно, возможность преодоления той страшной, непроходимой пропасти, что лежит между ним и окружающим миром.

Другой библейский мотив в романе — это мотив Египта. В грезах Раскольникову представляется Египет, золотой песок, караван, верблюды. Встретив мещанина, назвавшего его убийцей, герой вновь вспоминает о Египте. «Стотысячную черточку просмотришь, — вот и улика в пирамиду египетскую!» — в испуге думает Родион. Рассуждая о двух типах людей, он замечает, что Наполеон забывает армию в Египте, Египет для этого полководца становится началом его карьеры. О Египте в романе вспоминает и Свидригайлов, заметив, что у Авдотьи Романовны натура великомученицы, готовой жить в Египетской Пустыне.

Мотив этот имеет в романе несколько значений. Прежде всего Египет напоминает нам о его правителе, фараоне, который был низвергнут Господом за гордыню и жестокосердие. Сознавая «гордое могущество» свое, фараон и египтяне сильно притесняли народ израильский, пришедший в Египет, не желая считаться с его верой. Десять казней египетских, посланные Богом на страну, не смогли остановить жестокость и гордыню фараона. И тогда Господь сокрушил «гордость Египта» мечом царя Вавилонского, истребив египетских фараонов, и народ, и скот; превратив землю Египетскую в безжизненную пустыню.

Библейское предание здесь напоминает о суде Божьем, о наказании за своеволие и жестокость. Египет, явившийся во сне Раскольникову, становится предостережением для героя. Писатель как будто все время напоминает герою, чем заканчивается «гордое могущество» властелинов, сильных мира сего.

Царь Египетский сравнивал свое величие с величием ливанского кедра, который «красовался высотою роста своего, длиною ветвей своих...». «Кедры в саду Божием не затемняли его; кипарисы не равнялись сучьям его, и каштаны не были величиною с ветви его, ни одно дерево в саду Божием не равнялось с ним красотою своею. Посему так сказал Господь Бог: за то, что ты высок стал ростом и вершину твою выставил среди толстых сучьев, и сердце его возгордилось величием его, — за то я отдал его в руки властителю народов; он поступил с ним как надобно... И срубили его чужеземцы... и на все долины упали ветви его; и сучья его сокрушились на всех лощинах земли...», — читаем в Библии1.

Предостережением становится и упоминание Свидригай-лова о Египетской пустыне, где долгие годы пребывала великомученица Мария Египетская, бывшая некогда великой грешницей. Здесь возникает тема раскаяния и смирения, но одновременно — и сожаления о прошлом.

Но вместе с тем Египет напоминает нам и о других событиях — он становится местом, где Божья Матерь с младенцем Иисусом укрывается от преследования царя Ирода (Новый Завет). И в этом аспекте Египет становится для Раскольникова попыткой пробуждения в его душе человечности, смирения, великодушия. Таким образом, мотив Египта в романе еще и подчеркивает двойственность натуры героя — его непомерную гордыню и едва ли меньшее природное великодушие.

С образом Раскольникова в романе связан евангельский мотив смерти и воскресения. После совершения им преступления Соня читает Родиону евангельскую притчу об умершем и вновь воскресшем Лазаре. О своей вере в воскресение Лазаря герой говорит Порфирию Петровичу.

Этот же мотив смерти и воскресения реализуется и в самом сюжете романа. Эту связь между Раскольниковым и библейским Лазарем отмечали многие исследователи романа (Ю. И. Селезнев, М. С. Альтман, Вл. Медведев). Попробуем проследить развитие евангельского мотива в сюжете романа.

Вспомним сюжет притчи. Недалеко от Иерусалима было селение Вифания, где жил Лазарь со своими сестрами, Марфой и Марией. Однажды он заболел, и его сестры, пребывая в великой скорби, пришли к Иисусу, чтобы сообщить о болезни брата. Однако Иисус ответил: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». Вскоре Лазарь умер, и его похоронили в пещере, завалив вход камнем. Но через четыре дня Иисус пришел к сестрам Лазаря и сказал, что брат их воскреснет: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет...». Иисус пошел к пещере и позвал Лазаря, и тот вышел, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами». С тех пор многие Иудеи, видевшие это чудо, уверовали в Христа.

Мотив Лазаря в романе звучит на протяжении всего повествования. После совершения убийства Раскольников становится духовным мертвецом, жизнь как будто уходит из него. Квартира Родиона похожа на гроб. Лицо его — мертвенно-бледное, как у мертвеца. Он не может общаться с людьми: окружающие, с их заботой, суетой, вызывают в нем злость и раздражение. Умерший Лазарь лежит в пещере, вход в которую завален камнем, — Раскольников же прячет под камнем награбленное в квартире Алены Ивановны. В воскресении Лазаря принимают живейшее участие его сестры — Марфа и Мария. Именно они приводят Христа к пещере Лазаря. У Достоевского Соня исподволь подводит Раскольникова к Христу. Раскольников возвращается к жизни, открыв в себе любовь к Соне. Это и есть у Достоевского воскресение героя. В романе мы не видим раскаяния Раскольникова, однако в финале он потенциально готов к этому.

Другие библейские мотивы в романе связаны с образом Сони Мармеладовой. С этой героиней в «Преступлении и наказании» связан библейский мотив прелюбодеяния, мотив страдания за людей и всепрощения, мотив Иуды.

Как Иисус Христос принял страдания за людей, точно так же и Соня принимает страдания за своих близких. Причем она сознает всю мерзость, греховность своего занятия и тяжело переживает собственное положение.

«— Ведь справедливее, — восклицает Раскольников, — тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!

— Ас ними-то что будет? — слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению. Раскольников странно смотрел на нее.

Он все прочел в одном ее взгляде. Стало быть, действительно у нее самой была уже эта мысль. Может быть, много раз и серьезно обдумывала она в отчаянии, как бы разом покончить, и до того серьезно, что теперь почти и не удивилась предложению его. Даже жестокости слов его не заметила... Но он понял вполне, до какой чудовищной боли истерзала ее, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном ее положении. Что же, что же бы могло, думал он, до сих пор останавливать решимость ее покончить разом? И тут он понял вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая полусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткой и со стуканием о стену головою».

Мы знаем, что Соню на этот путь подтолкнула Катерина Ивановна. Однако девушка не обвиняет свою мачеху, а, напротив, защищает, понимая всю безвыходность ситуации. «Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила».

Здесь ощущается едва уловимый мотив Иуды, продавшего Христа за тридцать серебренников. Характерно, что Мармеладову Соня тоже выносит последние тридцать копеек. Семья Мармеладовых в известной степени «предает» Соню. Именно так в начале романа ситуацию рассматривает Раскольников. Глава семьи, Семен Захарыч, беспомощен в жизни, словно малое дитя. Он не может побороть своей пагубной страсти к вину и воспринимает все происходящее фатально, как неизбежное зло, не пытаясь бороться с судьбой и противостоять обстоятельствам. Как заметил В. Я. Кирпотин, Мармеладов — пассивен, покорен жизни и судьбе. Однако мотив Иуды не звучит у Достоевского отчетливо: в несчастьях семьи Мармеладовых писатель обвиняет скорее саму жизнь, капиталистический Петербург, равнодушный к судьбе «маленького человека», нежели Мармеладова и Катерину Ивановну.

Мармеладов, имевший пагубную страсть к вину, вводит в роман мотив причащения. Тем самым писатель подчеркивает изначальную религиозность Семена Захаровича, наличие в душе его подлинной веры, того, чего так не хватает Раскольникову.

Другой библейский мотив в романе — мотив бесов и бесовства. Мотив этот задан уже в пейзажах романа, когда Достоевский описывает невыносимо жаркие петербургские дни. «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич, известка, опять вонь из лавочек и распивочных... Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась...»

Здесь возникает мотив полуденного беса, когда человек впадает в бешенство под влиянием палящего солнца, чересчур жаркого дня. В хвалебной песне Давида бес этот назван «заразой, опустошающей в полдень»: «Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень».

В романе Достоевского поведение Раскольникова часто напоминаем нам поведение бесноватого. Так, в какой-то момент герой как будто осознает, что на убийство его подталкивает бес. Не найдя возможности взять топор из хозяйкиной кухни, Раскольников решает, что его планы рухнули. Но совершенно неожиданно он находит топор в дворницкой и вновь укрепляется в своем решении. «„Не рассудок, так бес!" — подумал он, странно усмехаясь».

Раскольников напоминает бесноватого и после совершенного им убийства. «Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало им все более и более почти с каждой минутой: это было какое-то бесконечное, почти физическое, отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное. Ему гадки были все встречные, — гадки были их лица, походка, движения. Просто наплевал бы на кого-нибудь, укусил бы, кажется, если бы кто-нибудь с ним заговорил...»

Характерны и чувства героя при его разговоре с Замето-вым, когда они оба ищут в газетах информацию об убийстве Алены Ивановны. Понимая, что его подозревают, Раскольников, однако, не испытывает страха и продолжает «дразнить» Заметнова. «И в один миг припомнилось ему до чрезвычайной ясности ощущения одно недавнее мгновение, когда он стоял за дверью с топором, запор прыгал, они за дверью ругались и ломились, а ему вдруг захотелось закричать им, ругаться с ними, высунуть им язык, дразнить их, смеяться, хохотать, хохотать, хохотать!»

Мотив смеха сопровождает Раскольникова на протяжении всего романа. Тот же смех присутствует и в снах героя (сон о Миколке и сон о старухе-процентщице). Б. С. Кондратьев замечает, что. смех во сне Раскольникова — это «атрибут незримого присутствия сатаны». Думается, такое же значение имеет и смех, окружающий героя наяву, и смех, звучащий в нем самом.

Мотив беса развивает в романе и Свидригайлов, который все время как будто искушает Родиона. Как замечает Ю. Карякин, Свидригайлов — «своего рода черт Раскольникова». Первое явление этого героя Раскольникову во многом сходно с явлением черта Ивану Карамазову. Свидригалов возникает словно из бреда, он кажется Родиону продолжением кошмарного сна об убийстве старухи.

Мотив бесов возникает в последнем сне Раскольникова, увиденном им уже на каторге. Родиону представляется, что «весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве». В тела людей вселялись особые духи, одаренные умом и волей, — трихины. И люди, заражаясь, становились бесноватыми и сумасшедшими, считая единственно верными, истинными, лишь свою правду, свои убеждения, свою веру и пренебрегая правдой, убеждениями и верой другого. Эти разногласия привели к войнам, голоду, пожарам. Люди оставили свои ремесла, земледелие, они «кололись и резались», «убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе». Язва росла и продвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли лишь несколько человек, чистых и избранных, предназначенных начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю. Однако этих людей никто и никогда не видел.

Последний сон Раскольникова перекликается с Евангелием от Матфея, где открыты пророчества Иисуса Христа о том, что «восстанет народ на народ и царство на царство», что будут войны, «глады, моры и землетрясения», что «во многих охладеет любовь», люди возненавидят друг друга, «друг друга будут предавать» — «претерпевший же до конца спасется».

Здесь же возникает и мотив казни Египетской. Одной из казней, насланной Господом на Египет для смирения гордыни фараона, стала моровая язва. Во сне Раскольникова моровая язва получает как бы конкретное воплощение в виде вселявшихся в тела и души людей трихинов. Трихины здесь — не что иное, как бесы, вошедшие в людей.

Этот мотив мы достаточно часто встречаем в библейских притчах. Так, в Евангелии от Луки читаем, как Господь исцеляет бесноватого в Капернауме. «Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: оставь; что тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Иисус запретил ему сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повернув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему».

В Евангелии от Матфея читаем об исцелении немого бесноватого в Израиле. Когда бес был изгнан из него, он стал говорить. Известна и притча о том, как бесы, выйдя из человека, вошли в стадо свиней, которое бросилось в озеро и потонуло. Бесноватый же исцелился и стал совершенно здоров.

У Достоевского бесовство становится не физической болезнью, но болезнью духа, гордыней, эгоизмом и индивидуализмом.

Таким образом, в романе «Преступление и наказание» мы встречаем синтез самых различных библейских мотивов. Это обращение писателя к вечным темам закономерно. Как замечает В. Кожинов, «герой Достоевского постоянно обращен ко всей необъятной жизни человечества в ее прошлом, настоящем и будущем, он постоянно и непосредственно соотносит себя с ней, все время меряет себя ею».

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...