Шуман, роберт - биография. Роберт шуман биография кратко Год рождения шумана

Биография

Дом Шумана в Цвиккау

Роберт Шуман, Вена, 1839

Основные произведения

Здесь представлены произведения, часто используемые в концертной и педагогической практике в России, а также произведения большого масштаба, но редко исполняемые.

Для фортепиано

  • Вариации на тему «Abegg»
  • Бабочки, соч. 2
  • Танцы давидсбюндлеров, соч. 6
  • Карнавал, ор. 9
  • Три сонаты:
    • Соната № 1 фа диез минор, ор. 11
    • Соната № 3 фа минор, ор. 14
    • Соната № 2 соль минор, ор. 22
  • Фантастические пьесы, ор. 12
  • Симфонические этюды, ор. 13
  • Детские сцены, соч. 15
  • Крейслериана, ор. 16
  • Фантазия до мажор, ор. 17
  • Арабески, ор. 18
  • Юмореска, ор. 20
  • Новеллетты, ор. 21
  • Венский карнавал, ор. 26
  • Альбом для юношества, ор. 68
  • Лесные сцены, op. 82

Концерты

  • Konzertstück для четырех валторн и оркестра, op. 86
  • Интродукция и Allegro Appassionato для фортепиано с оркестром, op. 92
  • Концерт для виолончели с оркестром, op. 129
  • Концерт для скрипки с оркестром, 1853
  • Интродукция и Allegro для фортепиано с оркестром, op. 134

Вокальные произведения

  • «Мирты», ор. 25 (на стихи различных поэтов, 26 песен)
  • «Круг песен», ор. 39 (сл. Эйхендорфа , 20 песен)
  • «Любовь и жизнь женщины», ор. 42 (сл. А. фон Шамиссо, 8 песен)
  • «Любовь поэта», ор. 48 (сл. Гейне , 16 песен)
  • «Геновева». Опера (1848)

Симфоническая музыка

  • Симфония № 2 до мажор, ор. 61
  • Симфония № 3 ми бемоль мажор «Рейнская», ор. 97
  • Симфония № 4 ре минор, ор. 120
  • Увертюра к трагедии «Манфред» (1848)
  • Увертюра «Мессинская невеста»

См. также

Ссылки

  • Роберт Шуман: Ноты произведений на International Music Score Library Project

Музыкальные фрагменты

Внимание! Музыкальные фрагменты в формате Ogg Vorbis

  • Sempre Fantasticamente ed Appassionatamente (info)
  • Moderato, Sempre energico (info)
  • Lento sostenuto Sempre piano (info)
Произведения Роберта Шумана
Для фортепиано Концерты Вокальные произведения Камерная музыка Симфоническая музыка

Вариации на тему «Abegg»
Бабочки, соч. 2
Танцы давидсбюндлеров, соч. 6
Карнавал, ор. 9
Соната № 1 фа диез минор, ор. 11
Соната № 3 фа минор, ор. 14
Соната № 2 соль минор, ор. 22
Фантастические пьесы, ор. 12
Симфонические этюды, ор. 13
Детские сцены, соч. 15
Крейслериана, ор. 16
Фантазия до мажор, ор. 17
Арабески, ор. 18
Юмореска, ор. 20
Новеллетты, ор. 21
Венский карнавал, ор. 26
Альбом для юношества, ор. 68
Лесные сцены, op. 82

Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, ор. 54
Konzertstück для четырех валторн и оркестра, op. 86
Интродукция и Allegro Appassionato для фортепиано с оркестром, op. 92
Концерт для виолончели с оркестром, op. 129
Концерт для скрипки с оркестром, 1853
Интродукция и Allegro для фортепиано с оркестром, op. 134

«Круг песен», ор. 35 (сл. Гейне, 9 песен)
«Мирты», ор. 25 (на стихи различных поэтов, 26 песен)
«Круг песен», ор. 39 (сл. Эйхендорфа, 20 песен)
«Любовь и жизнь женщины», ор. 42 (сл. А. фон Шамиссо, 8 песен)
«Любовь поэта», ор. 48 (сл. Гейне, 16 песен)
«Геновева». Опера (1848)

Три струнных квартета
Фортепианный квинтет ми бемоль мажор, соч. 44
Фортепианный квартет ми бемоль мажор, соч. 47

Симфония № 1 си бемоль мажор (известная как «Весенняя»), ор. 38
Симфония № 2 до мажор, ор. 61
Симфония № 3 ми бемоль мажор «Рейнская», ор. 97
Симфония № 4 ре минор, ор. 120
Увертюра к трагедии «Манфред» (1848)
Увертюра «Мессинская невеста»


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Шуман Роберт" в других словарях:

    ШУМАН, РОБЕРТ АЛЕКСАНДР (Schumann, Robert Alexander) РОБЕРТ ШУМАН (1810 1856), немецкий композитор. Родился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810. Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста; в возрасте 10 лет начал сочинять, в том числе… … Энциклопедия Кольера

Роберт Шуман (1810-1856) – немецкий композитор, музыкальный критик и педагог. Один из выдающихся музыкантов эпохи такого художественного направления в искусстве, как романтизм. Ему пророчили будущее лучшего пианиста Европы, но Роберт повредил руку и не смог дальше играть на музыкальном инструменте, в связи с этим посвятил свою жизнь написанию музыки.

Родители

Роберт родился 8 июня 1810 года в немецком городке Цвиккау, расположенном в живописной Саксонии.

Глава семейства, Фридрих Август Шуман, был сыном обедневшего священника из Ронненбурга. Обладал от природы поэтическим талантом. Однако бедность, в которой протекали его детские и юношеские годы, заставили парня расстаться с мечтами о поэзии и заняться торговым делом. Окончив школу, он поступил на службу к одному купцу в качестве ученика. Но торговля была ему крайне противна, в то время как книгами Фридрих Август зачитывался до сумасшествия. В конце концов, он ушёл от купца, вернулся домой к родителям и занялся литературным делом. Написанный им роман не был опубликован, но стал поводом для знакомства с книготорговцами. Шумана пригласили работать помощником в книжную лавку, и он с радостью согласился.

В скором времени Фридрих Август познакомился с очаровательной девушкой Иоганной Кристианой Шнабель, которую полюбил всем сердцем. Их браку воспротивились родители невесты из-за крайней бедности жениха. Но настойчивый Шуман за год так усердно потрудился, что скопил денег не только на свадьбу, но и на открытие собственной книжной лавки. Когда торговые дела пошли особенно успешно, Фридрих Август перевёл их в город Цвиккау, где открыл магазин под названием «Братья Шуманы».

Мама Роберта Шумана, Иоганна Кристиана, в отличие от замкнутого и серьёзного мужа была женщиной весёлой, горячей, иногда вспыльчивой, но очень доброй. Она занималась домом и воспитанием детей, которых в семье было пятеро – сыновья (Карл, Эдуард, Юлий, Роберт) и дочь Эмилия.

Будущий композитор был самым младшим ребёнком в семье. Мать после его рождения впала в какой-то экзальтированный восторг и сосредоточила на Роберте всю свою материнскую любовь. Она называла младшенького ребёнка «светлой точкой на своём жизненном пути».

Детство

Шуман рос шаловливым и весёлым ребёнком. Мальчик был очень симпатичным, с тонко очерченным личиком, которое обрамляли белокурые длинные локоны. Он был не только любимым маминым сыночком, но и баловнем всего семейства. Взрослые и дети спокойно терпели проказы и капризы Роберта.

В шестилетнем возрасте мальчика отдали в школу Денера. Среди одноклассников Шуман сразу же стал выделяться и первенствовать. Во всех играх он был вожаком, а когда играли в самую любимую – в солдатики, Роберт непременно избирался полководцем и руководил сражением.

Нельзя сказать, что в школе Шуман учился блестяще, но его богатая творческая натура проявилась сразу. Обнаружив у ребёнка отличный музыкальный слух, в семилетнем возрасте родители отдали его к местному органисту обучаться игре на фортепиано. Помимо музыкальности проявились в Роберте и отцовские гены, мальчик сочинял стихи, чуть позже трагедии и комедии, которые разучивали с товарищами и демонстрировали, иногда даже за умеренную плату.

Как только Роберт обучился игре на фортепиано, сразу же стал импровизировать и писать музыку. Поначалу он сочинял танцы, которые кропотливо записывал в толстую нотную тетрадку. Самое уникальное, что у него получалось делать на музыкальном инструменте, – изображать при помощи звуков черты характеров. Он таким образом рисовал на фортепиано своих друзей. Это выходило так здорово, что мальчишки, собравшись вокруг юного композитора, покатывались от смеха.

Страсть к музыке

Шуман долго колебался, чему посвятить свой жизненный путь – музыке или литературе? Отец, конечно же, хотел, чтобы сын осуществил его несбывшиеся мечты и стал писателем или поэтом. Но всё решил случай. В 1819 году в Карлсбаде мальчик попал на концерт Мошелеса. Игра виртуоза произвела на юного Шумана необыкновенное впечатление, он потом долго хранил концертную программку, словно святыню. С этого дня Роберт понял, что сердце его окончательно и бесповоротно принадлежит музыке.

В 1828 году юноша окончил гимназию, получив диплом первой степени. Радость от этого слегка омрачалась предстоящим выбором карьеры и профессии. К этому времени умер отец, и Роберт лишился всяческой творческой поддержки. Мама настаивала на дальнейшем юридическом образовании. Послушав её уговоры, Роберт стал студентом Лейпцигского университета. В 1829 году он перевёлся в одно из самых престижных в Германии высших учебных заведений – университет Гейдельберга.

Но сердце молодого композитора истосковалось по музыке, и в 1830 году Шуман получил разрешение от матери бросить юридическую учёбу и заняться творческой деятельностью.

Творчество

Он вернулся в Лейпциг, нашёл хороших наставников и стал заниматься уроками фортепиано. Роберту хотелось стать виртуозным пианистом. Но во время обучения у него случился паралич среднего и указательного пальцев, из-за чего пришлось расстаться с мечтой и сосредоточиться на музыкальном сочинительстве. Одновременно с композицией он занялся музыкальной критикой.

В 1834 году он основал влиятельное периодическое издание – «Новая музыкальная газета». На протяжении нескольких лет он был её редактором и печатал там свои статьи.

Большинство произведений Роберт писал для фортепиано. В основном это «портретные», лирико-драматические и изобразительные циклы из нескольких небольших пьес, которые между собою связаны сюжетно-психологической линией:

  • «Бабочки» (1831);
  • «Карнавал» (1834);
  • «Давидсбюндлеры», «Фантастические отрывки» (1837);
  • «Крейслериана», «Детские сцены» (1838);
  • «Любовь поэта» (1840);
  • «Альбом для юношества» (1848).

В 1840 году Роберту была присвоена учёная степень доктора философии Лейпцигского университета. Этот год вообще стал для композитора самым плодотворным в его творчестве, воодушевлённый женитьбой на любимой женщине, он написал около 140 песен.

В 1843 году Феликс Мендельсон основал в Лейпциге высшую школу музыки и театра (сейчас консерватория), Шуман занимался в ней преподаванием по композиции и фортепиано, чтением партитур.

В 1844 году Роберт прервал свою преподавательскую деятельность и работу в музыкальной газете, так как поехал с женой в гастрольный тур в Москву и Петербург. Приняли их там очень горячо. Клара играла у самой Государыни, а Шуман завёл много полезных знакомств. Особенно впечатлила супругов роскошь Зимнего Дворца.

Вернувшись из России, Роберт отказался дальше издавать газету и полностью посвятил себя написанию музыки. Но такое усердное рвение к работе пагубно стало сказываться на его состоянии. Расстраивало композитора и то обстоятельство, что его повсюду встречали как мужа знаменитой пианистки Клары Вик. Путешествуя с женой в гастрольных турах, он всё больше убеждался, что его слава не вышла за пределы Лейпцига и Дрездена. Но Роберт никогда не завидовал успеху супруги, ведь это Клара была первой исполнительницей всех произведений Шумана и делала его музыку знаменитой.

Личная жизнь

В сентябре 1840 года Роберт женился на дочери своего музыкального наставника Фридриха Вика. Этот брак встретил много препятствий на своём пути. При всём уважении к Шуману, Фридрих Вик желал для своей дочери более подходящего жениха. Влюблённые даже прибегли к крайней мере – обратились в суд с просьбой решить их судьбу.

Суд вынес решение в пользу молодых, и они сыграли скромную свадьбу в селе Шенфельд. Осуществилась мечта Шумана, теперь рядом с ним были любимая Клара Вик и фортепиано. Блестящая пианистка соединилась с великим композитором, у них родилось восемь детей – четыре девочки и четыре мальчика. Супруги были безумно счастливы, пока у Роберта не начались психические отклонения.

Последние годы жизни

В 1850 году Шумана пригласили в Дюссельдорф занять место городского директора музыки. Приехав с женой в этот город, они поразились тёплой встрече, которую им оказали. Роберт с радостью начал работать на новой должности: вёл духовные концерты в церкви, каждую неделю занимался с хором, управлял симфоническими оркестрами.

Под свежими впечатлениями в Дюссельдорфе композитор создал «Рейнскую симфонию», «Мессинскую невесту», увертюры к Шекспировской драме «Юлий Цезарь» и к произведению Гёте «Герман и Доротея».

Однако вскоре начались размолвки с оркестром, и в 1853 году с Шуманом не продлили контракт. Он с женой уехал путешествовать в Голландию, но там начали проявляться симптомы психической болезни. Вернувшись в Германию, легче не стало. Наоборот, апатия и признаки болезни усиливались. Сознание такого печального состояния подтолкнуло Роберта к самоубийству, он пытался свести счёты с жизнью, кинувшись в реку Рейн с моста. Композитора спасли и поместили в психиатрическую клинику неподалёку от Бонна.

Поначалу ему разрешали переписываться с Кларой и принимать друзей. Но вскоре врачи заметили, что после посещений Шуман дико возбуждался, и товарищам запретили приходить к больному. Роберт впал в состояние глубочайшей меланхолии, помимо слуховых и зрительных у него начались галлюцинации обоняния и вкуса. Силы душевные угасали, физическое здоровье иссякало ещё быстрее, так как композитор полностью отказался от еды. Он ушёл из жизни 29 июля 1856 года в результате истощения организма.

При вскрытии черепа обнаружили, что причина болезни находилась именно здесь: у Шумана были переполнены кровеносные сосуды, кости в основании черепа стали утолщёнными и пустили новую костную массу, которая острыми кончиками прорвала внешний мозговой покров.

Тело великого композитора перевезли в Бонн и предали земле при огромном стечении народа.

Роберт Шуман – немецкий композитор, родился в 1810, умер в 1856. Несмотря на сильное желание посвятить себя музыке, Шуман после смерти отца по желанию матери, поступил (1828) в лейпцигский университет для изучения юридических наук. В 1829 он перешел в гейдельбергский университет; но как здесь, так и там занимался преимущественно музыкой, так что, наконец, мать его в 1830 дала согласие на то, чтобы сын её сделался профессиональным пианистом.

Портрет Роберта Шумана по дагерротипу 1850 г.

Вернувшись в Лейпциг, Шуман стал учиться под руководством пианиста Фр. Вика; но вскоре паралич одного из пальцев правой руки заставил его отказаться от карьеры виртуоза и он, посвятив себя исключительно композиторской деятельности, начал изучать композицию под руководством Дорна. В следующие годы Шуман написал несколько больших пьес для фортепиано и в то же время выступил, как писатель о музыке. В 1834 он основал журнал «Новая музыкальная газета», который редактировал до 1844. В своих статьях Шуман, с одной стороны, нападал на пустую виртуозность, с другой – ободрял молодых, одушевленных высшими стремлениями музыкантов.

Роберт Шуман. Лучшие произведения

В 1840 Шуман женился на дочери своего бывшего учителя, Кларе Вик и в то же время в его деятельности произошел поворот, так как он, писавший прежде только для фортепиано, стал писать и для пения, а также занялся инструментальной композицией. Когда была основана (1843) лейпцигская консерватория, Шуман сделался её профессором. В том году было исполнено его сочинение для хора с оркестром: «Рай и Пери», которое способствовало распространению его известности.

В 1844 Шуман предпринял со своей женой, замечательной пианисткой, артистическое путешествие, доставившее громкую известность обоим. Во время него они посетили и Россию; с большим успехом прошли их совместные концерты в Митаве, Риге, Петербурге и Москве. После возвращения в Лейпциг Шуман оставил редакцию журнала и переехал с женою в Дрезден, где 1847 принял на себя управление Liedertafel"я и общества хорового пения. Поставив в 1850 в Лейпциге свою оперу «Геновевa», Шуман с семьей переселился в Дюссельдорф, где получил место городского директора музыки.

Однако, хронический мозговой недуг, первые признаки которого появились ещё в 1833 г., стал развиваться очень быстро. В Дюссельдорфе Шуман написал «Рейнскую симфонию», увертюры к «Мессинской невесте» и «Герману и Доротее», несколько баллад, месс и Реквием. На всех этих произведениях уже лежит печать его умственного расстройства, отразившегося и на его капельмейстерстве. В 1853 г. ему дали понять, чтобы он оставил свой пост. Очень огорченный этим, Шуман отправился путешествовать по Голландии, где на долю его выпал шумный успех. Блестящий успех этого артистической поездки с женой был последним радостным событием его жизни. Вследствие усиленных занятий болезнь композитора стала прогрессировать. Он начал страдать слуховыми галлюцинациями и расстройством речи. Однажды поздно вечером Шуман выбежал на улицу и бросился в Рейн (1854). Его спасли, но разум его угас уже навсегда. Он прожил после этого еще два года в лечебнице для душевнобольных, близ Бонна, где и скончался.

ТВОРЧЕСТВО РОБЕРТА ШУМАНА
Ко дню рождения Роберта Шумана (1810 - 1856)

Музыка Роберта Шумана пленяет поэтической образностью, проникновением в глубины психологического мира, порывистостью. Он открыл романтическую страницу в фортепианном искусстве, насытив его программностью, сближаающей фортепианные миниатюры с литературными новеллами. Новая мелодика, гармония, фактура помогают раскрыть образ нового героя — романтика, наделенного сложными и противоречивыми душевными переживаниями, устремленного к идеалу.

Фортепиано — причина горестных переживаний Шумана, повредившего руку чрезмерно усердными упражнениями и вынужденного навсегда отказаться от карьеры пианиста, — стало инструментом его первых открытий, первых новаторских сочинений, запечатлевших озарения 20-летнего композитора. Другой его излюбленный жанр — песня. Более 130 родилось в «год песен» (1840), когда счастье соединения с любимой после долгих лет борьбы за нее вдохновило Шумана на создание многочисленных вокальных циклов. В них с удивительной проникновенностью воплощены тончайшие, неуловимые оттенки человеческих чувств, отражен индивидуальный стиль каждого из поэтов, привлекавших композитора. А их круг очень широк: Шуман положил на музыку стихи чуть ли не всех современных ему немецких и английских романтиков, отдав дань уважения и классику Гёте.



Композитор тонко разбирался в поэзии и сам обладал большим литературным талантом, что отразилось в его критической деятельности, существенно отличавшейся от других музыкантов-романтиков. Шуман создал музыкальный журнал и был его основным автором. Его статьи — настоящая литературная проза, написанная от лица различных по темпераменту музыкантов, придуманных Шуманом персонажей. Герои — авторы статей Флорестан и Эвсебий, олицетворение двух сторон романтизма вообще и шумановского мировосприятия в частности, порывистости и мечтательности, находят воплощение и в его музыке, прежде всего в лирике фортепианных и вокальных миниатюр. Тогда как крупные жанры — симфонический, ораториальный, оперный, к которым Шуман обращается; в 1840-е — 1850-е годы, отличаются большей объективностью и далеко не столь оригинальны.

Литературную одаренность и тяготение к издательской деятельности Роберт Шуман, родившийся 8 июня 1810 года в маленьком городке Цвиккау в Саксонии, унаследовал от отца. Процветающий книгоиздатель, переводчик Вальтера Скотта и Байрона, на протяжении двух десятков лет занимавшийся периодическими изданиями, он писал исследования для справочников, биографии знаменитых людей для словарей и даже романы. Мать отличалась любовью к музыке и знала так много отрывков из опер, что ее называли «живой книгой арий». Она охотно пела в кругу друзей, разучивала с мужем арии Моцарта. И сын с раннего детства постоянно пел. С 7 до 15 лет его обучал игре на фортепиано Иоганн Готфрид Куншт, музыкант-практик, самоучка, скромные педагогические способности которого ученик быстро перерос. В 7 лет мальчик импровизировал на фортепиано, сочинял танцевальные пьесы, в 12 написал первое крупное произведение — 150-й псалом для хора и оркестра, в 17 — песни и фортепианный концерт, оставшийся, правда, незаконченным. Найдя в магазин отца партитуру какой-то увертюры с комплектом оркестровых голoсов, Роберт организовал домашний оркестр и руководил им, играя фортепиано. А поскольку оркестрантов не хватало, он овладел еще игрой на флейте и виолончели.
Отец настаивал на общем гуманитарном образовании. Оно началосьс изучения латыни, французского и греческого языков. На протяжении 9 лет (1820—1828) Шуман посещал гимназию, где переводил античных авторов, писал стихи и драмы, которые были поставлены в домашнем театре, эстетические статьи и биографии знаменитых людей для издаваемой отцом серии книг, создал литературный кружок и оркестр, с которым выступал в качестве солиста-пианиста на домашних и гимназических вечерах. Он увлекался в равной мере поэзией и музыкой, драматургией и филологией, а по окончании гимназии, как сказано в аттестате, «педагогический совет признал его во всех отношениях достойным направления в университет в качестве студента-юриста ».

Юриспруденции Шуман отдал два учебных года (1828—1830) — вначале в Лейпциге, затем в Гейдельберге. Из университетских предметов его интересовали философия, итальянский и французский, а затем английский и испанский языки, литература и, конечно, музыка. Уже через несколько дней после приезда в Лейпциг Шуман встретился с известным фортепианным педагогом Фридрихом Виком и его дочерью Кларой, 9-летним вундеркиндом, начал брать у него уроки, а в следующем году—выступать в домашних концертах. Вскоре Шуман заслужил репутацию «любимца публики» и в 20 лет решил резко изменить жизнь, целиком посвятив себя музыке. Для этого надо было сломить сопротивление матери (отец к тому времени скончался), старших братьев и опекуна — почтенного купца. Мнение Вика, считавшего, что «Роберт при его таланте и воображении примерно за три года может стать одним из крупнейших пианистов среди ныне живущих», решило дело. Осенью 1830 Шуман поселился у Вика и по 6-7 часов в день упражнялся на рояле, и в течение 10 месяцев брал уроки композиции у Генриха Дорна.



Год сверхусердных занятий на фортепиано привел к катастрофе. Шуман почувствовал боль в правой руке. Причиной был изобретенный им прибор для разработки самостоятельности всех пальцев: произошло растяжение сухожилия, что привело к параличу одного пальца, а потом и к неизлечимой болезни кисти. О карьере пианиста-виртуоза Шуману пришлось забыть навсегда. Но сочинять он мог. К этому времени выходят из печати первые фортепианные произведения, свидетельствующие о формировании оригинального таланта; на протяжении 1830-х возникают знаменитые циклы миниатюр «Карнавал», «Крейслериана», «Танцы Давидсбюндлеров», «Симфонические этюды», а также по-новому трактуемые сонаты.

Тогда же Шуман начинает выступать как публицист. 7 декабря 1831 появляется его первая статья в лейпцигской музыкальной газете, а 2 с половиной года спустя выходит первый номер созданного им «Нового музыкального журнала». В нем он выступает против обывательских вкусов, рутины, косности, его девиз — «Юность и движение вперед ». Вокруг Шумана группируются молодые музыканты, образующие Давидово братство, названное по имени библейского царя Давида, музыканта и воина, победителя филистимлян (по-немецки название этого враждебного народа совпадает с обозначением мещан-филистеров — главных врагов Шумана). Образы Давидсбюндлеров постоянно встречаются в музыке композитора, как и образ Киарины — Клары Вик, дочери его учителя.

Поселившись у Вика, Шуман сочиняет для Клары и ее младших братьев волшебные сказки и разбойничьи истории, играет в шарады. Особенно сближает их музыка. Клара — не только выдающаяся пианистка, с 11 лет дающая самостоятельные концерты. Она пробует сочинять музыку, и Шуман использует ее темы в своих сонатах, посвящая ей сочинения «от имени Флорестана и Эвсебия». Между ними возникает и крепнет чувство, но на пути становится отец. Вик в течение 5 лет прибегает к любым способам, чтобы разлучить влюбленных. Борьба мучительна. В 1837 Роберт и Клара тайно обручаются, а 2 года спустя им приходится прибегнуть к помощи суда. Судебное разбирательство затягивается на 13 месяцев. Вик обвиняет Шумана в пьянстве и беспутстве в таких выражениях, что судья вынужден прерывать его. В защиту Шумана выступают многие уважаемые граждане Лейпцига, среди них Мендельсон. Наконец суд выносит решение в пользу Шумана. 12 сентября 1840 года, накануне совершеннолетия Клары, они венчаются в маленькой деревенской церкви неподалеку от Лейпцига, и начинаются годы семейного счастья. Клара стала для Роберта не только возлюбленной, женой, матерью 8 детей, но и верным другом, музой, пропагандистом его творчества.

40-е годы — новый этап в творчестве Шумана. Он находится в центре музыкальной жизни Лейпцига. Его журнал — признанный орган передовых музыкантов. Его приглашают преподавать фортепиано, сочинение и чтение партитур в открытую Мендельсоном первую в Германии консерваторию.



Иенский университет присваивает ему почетное звание доктора философии. Расширяется круг интересующих его музыкальных жанров: Шуман создает симфонии, фортепианный концерт, камерные ансамбли, хоры, оратории, музыку к пьесам, оперу. 4 симфонии возникли после знакомства композитора с последней симфонией Шуберта, партитуру которой он нашел во время пребывания в Вене в 1839 году.

Отправившись на кладбище, чтобы поклониться Бетховену и Шуберту, Шуман, по собственному выражению, «долго созерцал эти две священные могилы, почти завидуя какому-то, если не ошибаюсь, графу Одоннелю, лежащему как раз между ними». Затем посетил брата Шуберта, бедного школьного учителя, жившего на окраине города, и увидел множество шубертовских рукописей: «Радостный трепет охватил меня при виде груды лежащих здесь богатств. С чего начать, на чем остановиться?». Шуман выбрал последнюю симфонию. Она вскоре была исполнена под управлением Мендельсона, и Шуман написал о ней большую статью.

В феврале 1844 года Роберт и Клара Шуман отправились в Россию и провели 2 месяца в Петербурге и Москве. Они встречались с Глинкой и Рубинштейном, под управлением Шумана прозвучала его Первая симфония (в салоне братьев Виельгорских, по их инициативе).



Любовь к Шуману была многократно засвидетельствована Чайковским и деятелями «Могучей кучки». Особенно проникновенно высказывался о Шумане Чайковский, отмечавший волнующую современность шумановского творчества, новизну содержания, новизну самого музыкального мышления композитора. «Музыка Шумана , — писал Чайковский, — органически примыкающая к творчеству Бетховена и в то же время резко от него отделяющаяся, открывает нам целый мир новых музыкальных форм, затрагивает струны, которых еще не коснулись его великие предшественники. В ней мы находим отголосок тех таинственных духовных процессов нашей духовной жизни, тех сомнений, отчаяний и порывов к идеалу, которые обуревают сердце современного человека».

По возвращении в Лейпциг наступило резкое ухудшение здоровья Шумана: он испытал приступ нервной болезни, обнаружившейся еще в 23 года. Припадки становились все более тяжелыми, и композитор был вынужден отказаться от работы в журнале и переехать в более тихий Дрезден. Там он основал симфонические концерты, руководил мужским хором, а затем хоровым обществом, дирижировал ораториями Баха и Генделя, собственными Сценами из «Фауста», ораторией «Рай и пери».



Шуман встречался с Вагнером, в то время капельмейстером Дрезденского театра, создававшим первые реформаторские оперы. В отличие от 30-х годов, Шумана не привлекли новаторские идеи; диалога двух крупнейших немецких композиторов не получилось.

Последний город, с которым связана жизнь Шумана, — Дюссельдорф, где он в сентябре 1850 занял должность городского дирижера — руководителя симфонического оркестра и певческого общества. В честь приезда композитора был дан торжественный концерт из его произведений, но уже в следующем году обнаружились признаки недовольства его деятельностью и со стороны публики, и со стороны исполнителей. В 1853 году Шуман отказался от должности, хотя и провел в мае грандиозный Нижнерейнский фестиваль. Зато пришло признание в других городах Германии. Лейпциг организует Шумановскую неделю, в Веймаре Лист исполняет его музыку к драме Байрона «Манфред». Шумана избирают почетным членом Королевского музыкального общества Антверпена (1852). В следующем году он совершает триумфальную поездку по голландским городам, там прозвучали Вторая и Третья симфонии, а Клара сыграла Фортепианный концерт. Тогда же состоялась знаменательная встреча стоящего на краю могилы Шумана и 20-летнего Брамса. О нем Шуман написал свою последнюю статью под названием «Новые пути», в которой предсказал молодому музыканту великое будущее.

Длительный и острый приступ нервной болезни настиг Шумана в феврале 1854. Он рассказывал, что ночью «образ Шуберта послал ему чудесную мелодию, которую он записал и сочиняет на нее вариации». Это последняя нотная запись Шумана. Его не оставляли одного, но он, улучив момент, выбежал из дома и бросился с моста в Рейн. Спасли композитора рыбаки, после чего по его настойчивым просьбам он был помещен в психиатрическую лечебницу в Энденихе близ Бонна. 4 месяца спустя родился его последний сын, названный в честь Мендельсона Феликсом.

Клара не виделась с мужем более 2 лет: врачи боялись лишних волнений. Однако в июле 1856 года ее срочно вызвали в больницу, а через 2 дня после свидания, 29 июля, Шуман скончался. Еще 2 дня спустя состоялись его скромные похороны в Бонне — городе, где началась жизнь Бетховена, которого Шуман так любил. она оставалась знаменитой пианисткой. В 1878 Клара получила приглашение стать «первым педагогом фортепьяно» во вновь созданную консерваторию Хоха во Франкфурте-на-Майне, там она преподавала 14 лет. Клара Шуман редактировала произведения Роберта Шумана и опубликовала ряд его писем. Последний концерт Клара дала 12 марта 1891, ей было 71. Через пять лет она перенесла апоплексический удар и умерла спустя несколько месяцев в возрасте 76 лет. Согласно желанию Клары Шуман, она похоронена в Бонне на Старом кладбище рядом с мужем.



Известный немецкий композитор Роберт Шуман - романтик, мечтатель с нежной и ранимой душой, привнес в традиционную классическую размеренность мирового музыкального искусства прогресс и новаторство. Соединив в своем творчестве поэтику, гармонию и философию, он добился того, что его произведения были не просто мелодичными и красивыми по звучанию, но были внешним отражением внутреннего мироощущения человека, его стремлением выразить душевное состояние. Шумана с полным правом можно считать новатором, стремившемся к прогрессу в европейской классической музыке 19 века.

Годы жизни

Шуман прожил не слишком длинную жизнь, отмеченную печатью и страданиями тяжелой и мучительной болезни. Он родился 8 июня 1810 года, а умер 29 июля 1856 года. Его родная семья была совершенно не музыкальной. Он родился в семье книгопродавца, где помимо него было четверо старших детей. С семи лет мальчик начинает заниматься музыкой у местного органиста, а в 12 лет он попытался создать собственное музыкальное произведение.

Родители мечтали, чтобы их сын стал юристом и Роберт потратил несколько лет на учебу, чтобы угодить им, но оказалось, что его призвание к музыке гораздо сильнее желания угодить родителям и устроить благополучное будущее для себя. Учась в Лейпциге на юридическом факультете, она все свободное время посвящал музыке.

Его знакомство с Францем Шубертом, путешествие в итальянскую Мекку искусства – Венецию, восторг от посещения концертов Паганини, укрепили в нем желание посвятить себя музыке. Он начинает брать уроки фортепьяно у Фридриха Вика, где знакомится со своей будущей женой Кларой, ставшей его верной единомышленницей и спутницей до конца жизни. Ненавистная юриспруденция остается в стороне, и Шуман полностью посвящает себя музыке.

Его стремление стать пианистом закончилось практически трагически. Для увеличения беглости пальцев, что очень важно для исполнителя, Шуман сделал операцию, которая оказалась неудачной, и он потерял возможность сделать карьеру музыканта. Но теперь он все свое время посвящал сочинительству музыкальных произведений. Вместе с другими молодыми музыкантами Шуман начинает выпускать журнал «Новая музыкальная газета». Для этого журнала Шуман пишет большое количество критических статей о современном музыкальном искусстве.

Произведения Роберта Шумана, начиная с самых первых произведений, полны романтизма, идиллической мечтательности и наполнены отголосками его собственных чувств. Но, не смотря на столь модный для его времени налет сентиментальности, в нем было развито стремление к материальному успеху. Особенно это проявилось, когда Шуман решил создать семью. Его избранницей стала Клара Вик, дочь его музыкального педагога и наставника. Клара была одаренной и очень успешной пианисткой, поэтому союз этих двух музыкально талантливых людей был очень гармоничным и счастливым.

Практически каждый год в семье Роберта и Клары появлялся очередной ребенок, всего их было восемь. Но это не помешало супругам успешно гастролировать по европейским городам. В 1844 году они посетили с концертами Россию, где им был оказан очень теплый прием. Его супруга была удивительной женщиной! Сама прекрасная пианистка, она, сознавая необыкновенный талант своего мужа, постаралась оградить его от бытовых сложностей, и Шуман смог полностью посвятить себя сочинительству.

Шестнадцать счастливых супружеских лет подарила судьба Шуману, и только тяжелая душевная болезнь омрачала этот счастливый союз. В 1854 году болезнь обострилась и даже добровольное лечение в передовой клинике не помогло. В 1856 году Шумана не стало.

Творчество композитора

Роберт Шуман оставил после себя огромное музыкальное наследие. Начиная с первых напечатанных произведений «Бабочки», «Давидсбюндлеры», «Фантастические пьеы”, «Крейслериана» таких воздушных, нежных, прозрачных миниатюр, наполненных воздухом и светом, и заканчивая операми «Фауст», «Манфред», симфониями и ораториями, он всегда оставался, верен своему идеалу в музыке.

Роберт Шуман, несомненно, тонкий и талантливый мастер, гениально передает все оттенки чувств и настроений, поэтому его знаменитые лиричные циклы «Круг песен», «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины», по-прежнему пользуются необыкновенной популярностью среди исполнителей и слушателей. Многие, как и его современники, считают его произведения трудными, сложными для восприятия, но сочинения Шумана это образец духовности и благородства человеческой натуры, а не только блеск и мишура гламурности.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...