Средневековая крепость Каламита (Инкерман,Севастополь). Путешествия и всего по чуть-чуть Каламита наш путь начнется с

Как много в мире осталось исторических мест? Одни из них оберегают всем миром и всеми силами пытаются сохранить их вид, другие же были разрушены, и от них остались только руины. К таким относится и крепость Каламита в Крыму, которая расположена недалеко от поселка Инкерман.

Описание

Крепость, построенная в VI веке как защита от врагов, состояла из шести башен, которые соединялись между собой куртинами, т.е. некими сооружениями, которые соединяли два бастиона. Их строили из бутового камня и известнякового раствора, толщина стен была от одного метра и достигала четырех, а высота составляла двенадцать метров. Крепость Каламита была очень большой, площадь ее составляла 1500 м 2 , а длина - 234 метра.

Месторасположение крепости было выбрано неслучайно: с одной стороны находится обрыв, там бухта заходит глубоко в сушу, достигая в ширину одного километра, а с другой стороны стоит сама крепость. В те времена все передвижения, происходившие около крепости, были видны.

Крепость Каламита в Севастополе: история

Если отправляться на автобусе, то путь стоит начать из Севастополя, доехать до остановки "Втормет" и, ориентируясь на автозаправочную станцию, начать свой подъем к храмовым комплексам.

Легко добраться до места назначения и на автомобиле по или М 18. Далее у Черной реки будет первый поворот в сторону монастыря, у подножия которого и находится крепость, к которой нужно пройти через тоннель, через старинное кладбище, которое упирается в надвратную башню.

Крепость Каламита входит в состав Херсонесского заповедника. Когда в 1968 году проводили реставрацию одной из башен, были найдены рисунки на известняковых блоках, где были изображены корабли с очень подробными чертежами. Ученые посчитали, что данные рисунки относятся к XIV-XV векам.

Когда точно была построена крепость, никто не знает. Однако ученые считают, что строительство началось в VI веке. Крепость возводили как защиту торговых путей от нападения.

В XV веке крепость перестроили для защиты развивающегося порта Авлита. Чуть позже территория была завоевана турками, они строили новые крепости и перестраивали старые, что произошло и с Каламитой. Именно турки приспособили ее под огнестрельное оружие и дали ей новое название Инкерман, что означает «пещерная крепость».

Подъезжая к Севастополю с севера, вы непременно обратите внимание на крепость, что стоит на вершине Монастырской скалы на окраине Белокаменска (бывший Инкерман), административно входящего в Балаклавский район Севастополя. Древнейшие следы оборонительных сооружений (специалисты называют их "первым строительным периодом") относятся к VI в. н. э. Однако те стены и башни, что сохранились, возведены в начале XV в. владетелями княжества Феодоро и впоследствии перестроены турками.

Крепость феодоритов называлась Каламитой. Топоним этот истолковывают по-разному: то как новогреческое "хороший мыс" (А. Л. Бертье-Делагард), то как древнегреческое "камышовая". Есть и другие версии.

B XV столетии крепость дважды пострадала от вражеского вторжения. Первым было генуэзское (1433 г.), однако феодориты вскоре восстановили Каламиту. В 1475 г. ее взяли турки.

Попасть в крепость несложно: рейсовый катер, курсирующий по маршруту Центр - Белокаменск, доставит вас до остановочного пункта Инкерман-1. От пристани уже видны стены и башни Каламиты. Пешеходная часть пути, правда, несколько утомительна: приходится идти вдоль шоссе Севастополь - Симферополь с очень напряженным движением. По дороге пересекаем Черную речку в месте ее впадения в Севастопольскую бухту, вокруг - индустриальный пейзаж. Слева - площадка, где разрезают для переплавки отслужившие свой срок корабли, справа - завод железобетонных изделий.

От шоссе в сторону крепости ответвляется проселочная дорога. Она ныряет в тоннель под железнодорожным полотном и подводит к старому, полуразрушенному и давно пересохшему фонтану. Это место называют источником св. Климента. Согласно преданию, первый римский папа Климент был сослан в местные каменоломни. Здесь он все же продолжал энергичную проповедь христианства, являя различные чудеса. Одним из них и было будто бы появление источника, оформленного потом в виде фонтана.

Сомнительны и легенда об источнике, и само реальное существование св. Климента. Скорее всего, это позднейший домысел. Такого мнения придерживались А. Л. Бертье-Делагард и Иван Франко, посвятивший данной теме специальное исследование.

Фонтан оформлен невысокой, увенчанной треугольным фронтоном стеной с нишей. Рядом - кладбище, которое заросло большими тенистыми деревьями.

Мощенная крупным булыжником дорога поворачивает вправо, к монастырю, но о нем - позже. Перед монастырскими постройками влево отходит древний путь, ведущий наверх, в крепость. Он крут, извилист, местами сужается в тропу. Поднимаемся вдоль старого, заброшенного виноградника, иногда дорога превращается в неширокую полку, вырубленную в скале. По ней направляемся к массивной трехъярусной, полукруглой башне, перерезанной глубоким въездным тоннелем (здесь были ворота) с арочным сводом. На замковом камне свода виден крест и следы надписи.

Башня стоит на самом краю отвесного обрыва. Внизу - Инкерманская долина, по которой протекает река Черная (ее путь отмечен купами деревьев), а по ту сторону долины - каменный хаос огромных глыб. Этот навал - следы мощного взрыва, происшедшего в последние дни обороны 1941-1942 гг., когда взлетели на воздух склады боеприпасов.

Порох, снаряды и авиабомбы хранились в двенадцати штольнях. Они были взорваны на рассвете 30 июня 1942 г., чтобы преградить дорогу наступающим фашистским танкам. Взрыв произвел начальник размещавшегося здесь филиала артиллерийского арсенала техник лейтенант П. П. Саенко. В память об этом событии на одной из скал в устье Каменоломенного оврага установлена мемориальная доска.

Следующая башня (вернее, полубашня) стоит очень близко к надвратной, длина куртины - всего 12 м. Эта трехстенная постройка, полукруглая снаружи и квадратная изнутри, сохранилась до высоты более 12 м. От нее начинается высеченный в скале глубокий ров, а с внешней его стороны - искусственные пещеры. Назначение их не совсем ясно. Не исключено, что они служили казематами, откуда защитники крепости могли атаковать врага, просочившегося в ров.

Третья по счету башня - угловая, она была особенно укреплена; ее размеры примерно 12 на 13 м. Но башня так сильно разрушена, что невозможно судить о деталях конструкции.

Лучше других сохранилась башня-барбакан, вынесенная вперед за ров, т. е. игравшая роль почти самостоятельного крепостного сооружения. С основным оборонительным комплексом она соединялась проложенной поперек рва стеной, по которой, под прикрытием зубцов, воины могли переходить из барбакана в крепость и обратно. Эта башня имеет форму неправильного овала (наибольшие размеры-11 на 13 м), та ее сторона, что обращена к крепости, плоская. Внутри древние камни барбакана увиты плющом.

Дальше к обрыву располагались еще две куртины с двумя башнями (последняя, шестая, стояла почти на краю обрыва), но от них осталось немного. У башни № 5 в стене - боевая калитка. Первоначально именно здесь были ворота, перенесенные на нынешнее место после устройства рва.

От ворот через крепость проходила улица, по сторонам которой угадываются следы построек. Каламита была достаточно известна и до турецкого завоевания, и после него, она отмечена на картах начиная с XV в. Самое раннее описание крепости оставил Мартин Броневский, посланник польского короля Стефана Батория к крымскому хану. К тому времени (вторая половина XVI в.) Каламита носила уже новое имя - Инкерман ("пещерная крепость") и некогда процветавшее поселение находилось в упадке. Броневский упоминает в своем "Описании Крыма" большую каменную крепость, мечеть и три значительные пристани.

Э. Д. д"Асколи, побывавший в Крыму в XVII в., пишет, что Инкерман - довольно большой город и торговля с южным берегом Черного моря проходит через него. Но в первой половине XVII в. город разрушили казаки (автор не говорит, кто именно - запорожцы или донцы), из чего можно заключить, что эти отважные люди нападали не только на Евпаторию и Феодосию, но и проникали к крепости, лежащей в самом конце нынешней Севастопольской бухты.

Чрезвычайно любопытные сведения об Инкермане содержит русская "Повесть известна и удивлению достойна...", автор которой ("многогрешный поп Иаков", как он сам себя называет) посетил Крым в составе посольства Б. Дворянинова в 1633-1634 гг. Привлеченный сюда пещерами, отец Иаков основательно обследовал Инкерман, где сохранились следы христианских церквей. Он пишет: "...верхоруж той горы городок каменный не велик и не многолюден... и живут в нем татарове и греки и армяни, к тому же городку из моря пролива, и тою проливою с моря приходят корабли от многих стран". Далее автор подробно описывает христианские святыни (мы еще вернемся к ним, когда будем говорить о монастыре) и высказывает прозорливую мысль о грядущем присоединении Крыма к России.

В 1773 г. посланная с зимовавших в Балаклавской бухте русских кораблей съемочная партия под руководством штурмана И. Батурина составила первый подробный план Ахтиарской бухты и "города Инкермана" . На плане внутри крепостных стен показано семь зданий, а в слободе перед крепостью - около 50. Перед воротами, метрах в 140 от них, значится еще одна башня, не связанная с крепостью.

Дорога проходила сквозь нее. Дома слободы объединялись в восемь небольших кварталов. Судя по плану, деревня Инкерман помещалась под крепостью, в ней было тогда 30 домов.

На плане И. Батурина нанесена дорога из Килен-бухты в Инкерман. И еще одна существенная деталь: отмечено место, где находилась Авлита - порт Каламиты.

Весной 1777 г. в Инкермане впервые появились русские войска. В крепости учредили конный пикет, в задачу которого входило предупреждать командование о появлении в бухте турецкого флота.

Когда флот вошел в гавань, А. В. Суворов, командовавший русскими войсками в Крыму, принял срочные контрмеры - к побережью были подтянуты пехота, артиллерия, резервы, началось строительство батарей. Опасаясь оказаться запертыми в бухте, турецкие корабли ушли в море.

Рижский пехотный полк провел во вновь созданных укреплениях и в деревне Инкерман зиму 1778/79 г. В мае 1779 г. русские войска были выведены из Крыма, а укрепления уничтожены, чтобы ими не смогли воспользоваться турки.

После присоединения Крыма к России в Инкермане побывали многие путешественники, как русские, так и иностранные. Описания этого экзотического уголка полуострова оставили П. С. Паллас, П. И. Сумароков, Ф. Дюбуа де Монпере, Э. Д. Кларк.

Первое подробное обследование крепости выполнил в 1845 г. морской офицер 3. Аркас. При нем стены от надвратной башни до барбакана имели совсем иной вид - они стояли почти на всю высоту (около 6 м) и были снабжены девятью амбразурами. На территории городища, кроме главной улицы, прослеживались еще два поперечных переулка, полуподземная церковь, фундаменты домов, бассейн, цистерна для сбора дождевой воды и засыпанный колодец.

Во время Крымской войны древней Каламите снова пришлось вспомнить свое боевое назначение. Вплоть до заключения перемирия она служила опорным пунктом Инкерманской позиции русских войск. Крепость постоянно подвергалась вражескому обстрелу. Даже в день заключения перемирия в феврале 1856 г. французские стрелки, скрывавшиеся на левом берегу реки Черной, открыли огонь по находившемуся в крепости известному герою обороны генералу А. П. Хрущеву и его свите. К счастью, никто не пострадал.

Во второй половине XIX в. крепость обследовал известный ученый, археолог и инженер А. Л. Бертье-Делагард. Результаты, опубликованные им в 1886 г., проливают свет на конструктивные особенности и время сооружения памятника. Прежде всего он выявил два важнейших строительных периода - Каламиту времен княжества Феодоро и турецкий Инкерман. Первоначально стены укрепления, увенчанные зубчатым парапетом, выглядели весьма скромно: толщина их не превышала одного метра. Воины ходили вдоль стен по специальным деревянным помостам. Крепость защищали всего пять прямоугольных полубашен, ров отсутствовал, да и кладка не отличалась прочностью - она была бутовая на известковом растворе.

Турки значительно перестроили укрепление. Стены его стали вдвое толще, были закрыты с тыла полубашни, пробит в скальной породе ров и сооружено предмостное укрепление - барбакан. Более грозный вид приняла и надвратная башня, усиленная в сторону поля. Кроме того, в ней был устроен каземат для орудия, калибр которого, судя по найденным ядрам, составлял 4-5 дюймов. Подверглись переделке и остальные башни, кроме последней - над обрывом.

А. Л. Бертье-Делагард пришел к выводу, что реконструирована крепость далеко не сразу. Поначалу турки довольствовались, очевидно, старым укреплением, возведенным феодоритами. Так продолжалось по меньшей мере столетие, поскольку самая ранняя дата перестройки- "после конца XVI века".

Между барбаканом и следующей за ним башней, перед рвом, вы увидите небольшое кладбище XIX-XX вв. Два памятника обращают особое внимание. Один из них - гранитный обелиск, иссеченный пулями. На нем надпись: "Медведев М. Т., борт-механик, погиб на славном посту 14-го июля 1938 года" и изображение пропеллера. Очевидно, смерть настигла авиатора во время воздушной катастрофы... Рядом бетонное надгробие, на котором всегда свежие цветы. Здесь погребен человек, совершивший подвиг самопожертвования. Об этом рассказывает простая и трогательная эпитафия: "Пулеметчику Дмитриченко, геройски погибшему 2 мая 1942 года, прикрывая отход раненых, женщин и детей".

В 1942 г. здесь держали оборону бойцы 25-й Чапаевской стрелковой дивизии Приморской армии. В ночь на 28 июня они закрепились на рубеже между крепостью и горой Сахарная головка. Бывший командир дивизии Т. К. Коломиец рассказывает в своих мемуарах, что неподалеку от крепости успешно действовала сводная батарея первого дивизиона из трех орудий под командованием лейтенанта Перепелицы: "...Как только немцы поднимались в атаку, расчеты... открывали по ним огонь прямой наводкой, и атака тут же захлебывалась. Когда же гитлеровцы начинали вести огонь по нашим артиллеристам, они укрывали орудия в пещере и оставались невредимыми..." .

Братская могила воинов 25-й стрелковой дивизии находится у подножия Монастырской скалы. При входе в монастырь установлена мемориальная доска - здесь помещался командный пункт дивизии.

Инкерманский монастырь (он внизу, в пещерах, высеченных под крепостью) возник в VII-IX вв. и существовал примерно до 1485 г. Около десяти лет после турецкого завоевания монахи еще держались, но из-за соседства турецкого гарнизона вынуждены были покинуть обитель. Можно понять их отчаянное положение: высеченная в скале лестница из крепости к подножию скалы проходит прямо через монастырь.

Первое описание монастыря оставил уже упоминавшийся отец Иаков. Он подробно рассказывает обо всем увиденном, в том числе и о живописи в пещерной церкви, ныне совершенно утраченной. От него мы узнаем, что пещеры были обитаемы, "в них живут гречане", а среди них уже 32 года томится русский пленный "Максимка Иванов Новосилец".

П. И. Сумароков, посетивший Инкерман на рубеже XVIII и XIX столетий, сообщает, что пещер было более трехсот, а полвека спустя 3. Аркас насчитал их всего 150. В 1852 г. по инициативе архиепископа Иннокентия в пещерах был снова открыт небольшой монастырь, именовавшийся Инкерманской киновией во имя св. Климента. В Крымскую войну киновия прекратила свое существование, но была возобновлена в 1867 г.

Детальной оценкой исторических и архитектурных особенностей монастыря мы также обязаны А. Л. Бертье-Делагарду. Он тщательно пересчитал пещеры (их оказалось 210), он же аргументированно предположил, что в монастырь вели три лестницы (в его время, как и сейчас, оставалась только одна).

По сохранившейся лестнице (она начинается у подножия склона и выводит к основанию надвратной башни) попадаем в первую пещерную церковь - св. Мартина. Храм имеет форму прямоугольника, перекрытого полукруглым сводом, далее следует небольшая часовня и, наконец, еще одна церковь - св. Климент а. Эту трёхнефную базилику со сводчатым перекрытием А. Л. Бертье-Делагард считал довольно поздней, XIV в. В 1867 г. инкерманские церкви реставрировал художник Д. М. Струков, но о результатах его деятельности исследователь отзывается крайне неодобрительно. В том же году у подножия скалы построен дом настоятеля, совмещенный с церковью св. Троицы, сильно пострадавший во время Великой Отечественной войны.

Если смотреть на обрыв, в котором находится монастырь, с полотна железной дороги, то на уровне земли видна высеченная в скале абсида. Судя по старым фотографиям, здесь была еще одна небольшая наземная церковь. Перед сохранившейся абсидой, несколько правее, видна каменная кладка, а в ней - три узких оконных проема, перекрытых арками под общим треугольным фронтоном. Центральный обрамлен двумя колоннами с капителями в виде листьев лотоса. Эти окна освещают храм св. Климента. Рядом - квадратное низкое помещение с высеченными по трем его сторонам каменными скамьями. Именно сюда и приводила главная лестница, по которой поднимались в монастырь П. С. Паллас и П. И. Сумароков. В 1845 г. 3. Аркас видел ее уже разрушенной, сейчас от нее не осталось и следа.

В скалах противоположного борта Инкерманской долины, на левом берегу реки Черной, у самого ее устья, существовал еще один пещерный монастырь, сохранившийся значительно хуже Инкерманского.

На обратном пути к катеру вы увидите его в скалах по ту сторону железной дороги. Главный вход в монастырь, как пишет 3. Аркас, вел от реки "широким, высоким и на верху дугообразным коридором о 37 ступенях...". А. Л. Бертье-Делагард через сорок лет нашел его уже полуразрушенным, в настоящее время он совершенно уничтожен. Второй вход - со стороны Каменоломенного оврага. Он сохранился. В этом монастыре, как и в Инкерманском, лестница от входа продолжалась до самого верха скалы. Но мнению А. Л. Бертье-Делагарда, большая церковь монастыря - крупнейший из пещерных храмов Крыма. Он крестовокупольный, алтарная часть разрушена. Есть еще одна церковь, меньшого размера, с могилами в полу.

Современные авторы относят сооружение монастыря к VIII- IX вв., времени иконоборчества в Византии, когда монахи-икононопочитатели массами выселялись в отдаленные районы империи. Но А. Л. Бертье-Делагард датирует главную церковь XIV-XV вв. и, надо думать, не без оснований: крестовокупольный тип храма (а подземные церкви повторяли наземные сооружения) характерен именно для этого времени.

Монастырь находится как раз в том месте, где 24 октября 1854 г. разыгралось кровопролитное сражение. Неподалеку, в устье Каменоломенного оврага, в братских могилах похоронены русские солдаты, павшие в бою. Кладбище исчезло в годы Великой Отечественной войны.

Желающие осмотреть монастырь (вернее то, что от него осталось) должны идти по дороге, идущей по дну Каменоломенного оврага - он сразу же за переездом через железную дорогу. Когда справа покажутся несколько одноэтажных домиков, надо свернуть в узкий проход между первым и вторым домами, который и приведет к входу в монастырь.

Отсюда начинается лестница, поднимающаяся по коридору, высеченному в толще скалы. В нем довольно темно, но даже наиболее неосвещенный участок можно пройти без фонаря. До половины пуп: помогает свет сзади, а отсюда вы уже видите выходное отверстие. Колодцев и других ловушек в полу коридора нет. Жаль только, что

местные жители стаскивают в Монастырь всякий мусор, практически превратив древний памятник в свалку.

По стенам коридора вырублены ниши неизвестного назначения (возможно, для икон или светильников) и монашеские кельи. Коридор приводит к обрушению. С этого места хорошо видны две сохранившиеся пещерные церкви и часть третьей, разрушенной.

Можно подняться на вершину скалы, в которой высечен монастырь. Для этого надо пройти вдоль железнодорожных путей в сторону Севастополя, найти тропинку, подняться по ней на обрыв и вернуться вдоль него к месту, где он поворачивает под прямым углом, образуя скалистый мыс. Здесь видны каменные ступени - остатки лестницы, которая вела некогда из монастыря наверх. Но не пытайтесь спуститься по ней - большая часть лестницы совершенно разрушена.

С вершины обрыва открывается широкий вид на Инкерманскую долину, окруженную скалами. Главная черта этого пейзажа - камень во всех его видах и проявлениях. Недаром Г. Поженян, выражая свою любовь к этим суровым, опаленным войной местам, сказал:

Ужели нет для нас других земель

И камня нет без камня Инкермана...

Инкерман справедливо считают «воротами» в крымско-татарский Крым. По проходящей через этот город дороге попадаешь из Севастополя и (во 2-м случае – сойдя на железнодорожной станции) в – столицу бывшего Крымского ханства. Однако в XV веке этому зарождающемуся государству приходилось мириться с могуществом генуэзских колонистов. Ближайший форпост итальянской власти – крепость Каламита. Инкерман, по сути, начинался с ее строительства – но еще во времена византийской власти.

Где находится городище в Инкермане?

Руины крепости Каламита можно обнаружить на Монастырской горе, возвышающейся над жилым сектором Инкермана с востока. Совсем рядом с фортификацией расположен .

Каламита на карте Крыма

Из истории фортификации

Первое название бастиона (он строился еще античным населением для обороны от аваров) остается неизвестным. Генуэзцам сообщили, что останки форта носят имя Газария, что объяснимо – укреплениями на тутошнем холме уже попользовались временные правители, иудеи-хазары (первые караимы).

Сооружение применил в государственных целях и князь Феодоро Алексий – единственному феодорийскому порту Авлита следовало противостоять врагам. Он называл Газарию «Каламитой» («хорошей пристанью»). Спустя несколько лет итальянцы сделали останец основой для собственной крепости. Но на их морской карте появилось именно феодорийское обозначение нескольких военных башен – Каламита. Между генуэзскими и гото-византийскими торговцами возник конфликт, чем вскоре и воспользовались крымские татары, принудив итальянцев к сотрудничеству.

Судьба цитадели решилась крымчанами в свою пользу. Став полноценными хозяевами Таврических гор и западного побережья полуострова, они в союзе с генуэзцами несколько лет старались обороняться от могущественной Османской империи. Тем не менее, «опрокинув» последний бастион Византии – Константинополь, турки в 1475 г. обрушили свою силу на Крым. Таврида стала османской, однако Порта официально разрешала татарам торговать невольниками на причалах Ин Кермана (таким образом тюрки переименовали Авлиту), получая от работорговли процент.

В конце XVIII века обороняться пришлось самим туркам. Однако Каламита уже тогда превратилась в развалины – османы ее даже не защищали, заранее эвакуировав многочисленные артиллерийские расчеты в другое место.

Легенды инкерманской крепости

Многие утверждали, что среди руин крепости Каламита можно слышать стоны забитых насмерть невольников, которых не удалось продать. А еще поговаривали, что тут обитают привидения загнанных в ловушку солдат английского гарнизона, оборонявшего плацдарм на Монастырской горе во время . Тогда столько воинов Британской империи еще нигде не погибало, ведь Англо-Бурская и Первая Мировая войны еще не начались.

Чем интересно посещение крепости в Инкермане?

Крепость Каламита, Инкерман – все это можно назвать комплексом из удивительно сочетающихся друг с другом творений природы, пронизанных предгорий, и шедевров человека, расположенных на монастырской возвышенности бастионов и храмов.

Укрепление неспроста названо мусульманами Ин Керманом – «пещерной крепостью». Снизу мы видим лишь башни и стены, воздвигнутые на поверхности горы, однако, постепенно достигая вершины,
замечаем проходы в скальные полости, где еще до образования и даже до прихода к власти Юстиниана существовали христианские подземные церкви.

Не случайно, что и сейчас у самой Каламиты находится одна из таких – Пантелеймоновская, в районе древнейших келий. На территории храмового сооружения имеется также Инкерманский Климентовский монастырь, а еще ниже (ближе к Симферопольскому шоссе) – Дмитриевская церковь. Путь к древним башням проходит через все эти объекты.

Территория форта всегда открыта для посещения. Стоит лишь быть аккуратнее на некоторых тропах. Кое-где горный трекинг приобретает экстремальный характер – придется даже карабкаться. На нижнем участке склона (выровненном) проходит фрагмент железной дороги, исчезающий в каком-то причудливом полутоннеле. В общем, здесь есть отличная натура для ошеломительных селфи.

Чего уж говорить о вершине, с которой видно все русло реки Черной, являющееся, собственно, Инкерманом. Именно здесь и стоят все пять башен, к некоторым даже ведет дорога, прорубленная в скале.

Как доехать до Каламиты?

Вам никогда не забудется крепость Каламита. Как добраться сюда – укажет любой туристический ресурс, где можно также найти много фото, наш – не исключение. Самый простой маршрут – доехать в Инкерман и найти остановку «Втормет». Следующий ориентир – бензозаправка, очередной – уже храмовые комплексы, с них-то и начинается подъем.

На машине от центра доехать до крепости Каламита также несложно, на карте маршрут выглядит таким образом:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Карьерная, Инкерман, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44°36′11″N (44.602954), 33°36′32″E (33.609006).

Каждый раз туристов все больше удивляет Крым. Крепость Каламита обязательный объект посещения для всех, кто решили посмотреть Инкерман. Для многих из них целью является экскурсия к древним столпам православия. В завершении предлагаем небольшое видео об этой достопримечательности. Приятного просмотра!



Инкерман — город пещер, который будоражит умы ученых не одно столетие. Справедливо считаясь одной из самых известнейших и красивых достопримечательностей полуострова, Инкерман открывает дорогу в неизведанные страницы истории, когда столицей Крымского ханства был Бахчисарай, правление генуэзцев только крепчало, и крепость Каламита была отправной точкой строительства Инкермана.

Где находится крепость Каламита?

Остатки некогда мощного сооружения крепости Каламита обнаруживаются на Монастырской горе, которая поднимается над жилыми строениями города с восточной стороны. Ориентиром для путешественников может служить Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь, куда ежедневно отправляются десятки путешественников.

История фортификации в Инкермане

Когда именно и кем была выстроена крепость Каламита в городе Инкерман неизвестно. Историки, сравнивая различные стили и характерные черты строения, склоняются к итальянскому происхождению фортификации, однако это никак не проливает свет на годы начала и окончания строения. Доподлинно известно, что датировать развалины можно античными временами, когда эти стены использовали для обороны от воинственных племен аваров. Пришедшим в эти места генуэзцам сообщили, что название форта Газария, по имени первых временных правителей иудеев-хазар, пользовавшихся укреплениями.

Кроме того, исторические справки упоминают о князе Феодоро Алексии, который также использовал крепость Каламита в Инкермане для государственных целей. Интересно, что именно Алексий и назвал Газарию Каламита (хорошая пристань), имя закрепилось и так и осталось в веках. Несколько лет спустя, после установления власти Генуи, Каламита стала основой для последующего строительства укреплений генуэзцев, однако даже на тех военных картах остается название Каламита, Газария уходит в прошлое.

После падения Византии, крымские татары отвоевали фортификацию в достаточно «честных» переговорах и крепость Каламита в Инкермане становится татарской. Недолго служил оборонительный форпост новым хозяевам, скоро рухнул Константинополь, на земли Крыма пришли Османские войска, и Таврида в полной мере почувствовала тяжелую руку победителей.

Порт Авлита переименован в Ин Керман, официально разрешено вести отсюда работорговлю и средневековая крепость Каламита увидела много слез и горя людского. Разрушение постигло величайшие некогда стены, заброшенной стояла крепость в годы османского расцвета, гибели турецкой армии и даже никто не защитил крепостные стены, лишь заранее отсюда вывезли артиллерийские турецкие расчеты и стены пали под ударами неприятельских атак.

Сохранившиеся развалины могут многое рассказать путешественникам. О том, как тут забивали насмерть непроданных рабов, как потерялся в этих местах гарнизон английских солдат. Загнанные в ловушку оборонительные войска Монастырской горы решили попытать счастья, спустившись вниз, да потерялись. Говорят, что средневековая крепость Каламита до сих пор наполнена приведениями и духами, ведь в ее стенах погибло неисчислимое количество людей.

Экскурсия в средневековую крепость

Крепость Каламита в Инкермане и сегодня привлекательна, несмотря на беспощадное время, разрушения и невзгоды. Как бы ни был красив весь Инкерман, крепость отчетливо виднеется, гармонично вплетаясь в комплексный ансамбль предгорий, расщелин и пещер. Укрепление сохранило башни, ворота, но путникам будет намного интереснее увидеть проходы в скальные крепости, где еще до времен образования княжества находились внутрискальные христианские церкви.

Сохранилась одна и у стен Каламиты – это Пантелеймоновская церковь, что расположилась там, где были когда-то кельи послушников и монахов. Невероятно интересны для осмотра камни, что сохранил Инкерман, крепость можно даже «увидеть» полностью, если немного напрячь собственное воображение. А для полного удовольствия, следует посмотреть Климентовский монастырь, Дмитриевскую церковь, тем более что дорога в Каламиту в Инкермане, верее к ее древним башням, проходит как раз мимо.

Крепость Каламита в Инкерман всегда открыта для посетителей, нужно лишь соблюдать осторожность на тропах подхода, уметь карабкаться и прыгать. Не забудьте фотоаппарат, внизу проходит непонятный отрезок железнодорожных путей, скрывающийся в тоннеле – это стоит запечатлеть, да и сфотографироваться на фоне потрясающих видов также не будет лишним. А с вершины откроется вид, равного которому больше нет нигде! Вся река Черная предстанет перед взглядом путешественника, а ведь собственно это и есть Инкерман, рядом дорога, вырубленная в скальной породе, ведущая ко всем пяти башням. Немного терпения и вот она, крепость Каламита в Инкермане, которая и является конечной точкой путешествия.

Как добраться?

Если никогда не были в пещерном городе Инкерман, крепость станет первой точкой, откуда начнется увлекательнейшее путешествие в прошлое! Самый простой способ добраться, это доехать до Инкерман на любом транспорте (от автовокзала города ходит рейсовый автобус, маршрутка, такси) и выйти на остановке «Втормет», потом чуть дойти до автозаправки и увидеть ансамбли храмовых строений – отсюда уже отправляться по дороге в приключения!

Пригодится точный адрес: Инкерман, ул. Карьерная, крепость находится именно тут, а координаты N 44.3611 E 33.3632.


Как доехать из Севастополя (карта)

Из Симферополя

Из Ялты

Достопримечательность стоит внимания путешественников и неважно, приехали вы сюда на один день или неделю – крепость Каламита является древнейшим столпом православной веры, святыней и действительно уникальным местом, которых так мало осталось в мире. Не упустите шанс увидеть древнейшую красоту своими глазами и насладиться великолепными обзорами, шелестом ветра и шепотом валунов, рассказывающих немало легенд и правдивых историй.

- Апрель, 13th 2008

Недалеко от Севастополя, рядом с белокаменным поселком Инкерман, на правом берегу реки Черной на Монастырской скале возвышаются оборонительные башни крепости Каламита. Можно отправиться туда с экскурсоводом, но можно побывать и самому. Оставив за собой мост и железнодорожное полотно, по тропе нужно идти влево, вдоль скалы с высеченными в ней пещерами. От большой естественной пещеры начинается древняя дорога, вырубленная в камне – она и выведет на плато, прямо к воротам в башне.

Крепость на Монастырской горе возникла в VI веке, но как она тогда называлась и как выглядела – теперь неизвестно. Известно только, что оно стало называться Каламитой с XVв., когда значительно укрепившееся княжество Феодоритов начало искать выходы к побережью Черного моря и, построив в 1427г. порт в устье реки Черной (бухта Северная), восстановило для его защиты древнюю разрушенную крепость.

Занимая площадь около 2-х гектаров, она была обнесена оборонительной восьмиметровой стеной с боевыми башнями и крепостным рвом – все как положено. Через Каламитский порт княжество вело бойкую заморскую торговлю, конкурируя с соседями – генуэзцами (Чембало-Балаклава). Этим же портом пользовались татары, не имевшие своего выхода к морю, по мирным договоренностям князя Алексея с . Крепость Каламита не только защищала порт, но и была фактически форпостом княжества Феодоро на юго-западе. Однако князю Алексею этого показалось мало, и он решил прибрать к рукам генуэзскую крепость Чембало.

В 1433 году обстоятельства сложились таким образом, что недовольные экономической политикой греческие жители этой колонии составили заговор и с оружием в руках изгнали свое генуэзское правительство и, как записано в летописях, «передали город греку Алексею, правителю Феодоро…» Возможно, что князь Алексей помог горожанам подготовить это восстание. Но лучше бы он этого не делал. Через год Генуя, желая вернуть свою крепость, выслала войско на 20 судах и отобрала у феодоритов свою факторию, а их порт с крепостью Каламита генуэзцы захватили и сожгли.

Через некоторое время княжество Феодоро восстанавливает свою крепость и продолжает вести торговлю еще почти 40 лет, до тех пор пока турки не захватывают все генуэзские колонии по побережью, объединяются с крымскими татарами и объявляют войну феодоритам. Сила на турецкой стороне: у них огнестрельное оружие и пушки, снятые с кораблей. Захваченную крепость Каламиту турки называют по-своему: «Инкерман» («пещерная крепость»). Во времена их владычества это крупный порт.

Крепость перестраивается – вдвое наращиваются стены и башни, перед рвом насыпают еще и земляной вал, а перед оборонительной стеной возводят мощную круглую башню с двумя амбразурами и бойницами. Инкерман становится опорным пунктом турок в этой части Крыма до конца XVIII века.

Когда подниметесь к крепости, не заходите в нее, а идите вдоль крепостного вала, ко второй башне, той, которая впереди рва. Она сохранилась лучше других. Из этой башни ходили в саму крепость по верху толстой стены, построенной поперек рва. На территории крепости, вдоль южного обрыва, можно увидеть несколько ярусов пещер, имеющих когда-то военное значение. Нижние же пещеры – хозяйственного и культового назначения – являют собой остатки средневекового монастыря. Их можно осмотреть, спустившись по лестнице у первой башни. Этот монастырь (скала поэтому носит название Монастырской) был основан в конце VIII – начале IXв. и просуществовал около тысячи лет. Его возникновение связано с иконоборческим движением в Византии и проникновением христианства в Крым. В комплекс монастыря входили и пещерные, и наземные сооружения. Пещерные храмы высекались с большой тщательностью; их стены покрывались фресками с изображениями святых или сцен из Священного Писания.

В 1299г., когда монголо-татарские орды Ногая огнем и мечом прошли по Крыму, Инкерманский монастырь чудом избежал разгрома. Он пришел в упадок и запустение позже, в связи с переселением христиан из Крыма в 1778г., и лишь в 1850г. был восстановлен синодом и назван Инкерманским скитом св. Климента и св. Мартина. В это время были построены церковь, гостиничные и жилые дома. На территории самой крепости находилась трапезная и церковь св. Николая, возведенная в 1907г. в память о Крымской войне. Скит был закрыт в 1926г. Во время войны были разрушены почти все наземные здания. С 90-х годов монастырь восстанавливается и сегодня является действующим мужским Свято-Климентьевским монастырем, в церкви которого идут службы (т.72-22-65).

Мы упоминали уже вкратце о крепости Чембало, остатки которой высятся сегодня над Балаклавой, южнее Севастополя. Чем примечательна эта крепость? Раскопки 90-х годов XXв. показали, что в этих местах в I-II вв. н.э. размещался довольно крупный римский гарнизон (военная база) с рядом жилых зданий и храмом Юпитера. Строили римляне на уже обжитых местах и использовали плиты, ранее изготовленные сарматами. Историки полагают, что крепость была здесь основана еще скифскими царями, в частности, сыном царя Скилура -Палаком.

Укрепление, построенное для борьбы с понтийским царем Митридатом VI Евпатором приблизительно в 110г. до н.э., называлось Палакион (Плакия). В VIIIв.до н.э. здесь, на берегах Балаклавской бухты, жили тавры. Как, интересно, она называлась тогда? Например, древнегреческие историки называли ее Сюмболон-Лимена – Гавань Символов, предзнаменований. К тому времени, как этими благословенными местами стали владеть генуэзцы, местное население стало называть эти места Ямболи, Цембало, Чембало («ямболи» - «здоровье» с греч.).

Хитрые генуэзцы владели ими уже лет 60, когда Крымский хан официально подтвердил этот факт (в 1380г.) За эти годы на вершине утеса возникает Верхний город, или город Св.Николая. Там находится консульский замок (башня высотой около 15м), ратуша и небольшая церковь. Вода поступала по водопроводу из источника с соседней горы Спилия. Нижний город, или крепость Св.Георгия, был окружен крепостной стеной с тремя башнями. В нем жил народ (в основном греческого происхождения), который занимался рыбной ловлей, ремеслами, торговлей, сельским хозяйством. Предполагается, что в колонии была верфь для ремонта военных и рыбацких судов.

В XIIIв. крепость Чембало – важный форпост Генуи в Крыму. В XVв. крепостью ненадолго овладевают феодориты с соседних территорий, но Генуя возвращает Чембало, прислав в Балаклавскую бухту военную эскадру, пушками которой была разрушена одна из башен и часть стены, а осажденные повержены (в живых остался только сын князя Алексея). Пришлось отстраиваться заново. Но через 40 лет суждено было генуэзцам навсегда покинуть и крепость Чембало и вообще берега Тавриды. 1475 год ознаменовался окончательным владычеством Турции в Крыму. Турки дали крепости Чембало новое имя – Балык-кая – рыбная скала – и разместили в ней свой военный гарнизон, который просуществовал до завоевания и присоединения Крыма к России. Один из путешественников (грек Аркас) в XIXв. описывал окрестности Балаклавы и, в частности, упоминал 8 сохранившихся башен крепости Чембало. Но сегодня вы можете увидеть лишь четыре башни и остатки оборонительных стен.

Как попасть в крепость? Из порта идете по набережной до ступеней, поднимающихся к крепости (подъем довольно крутой). Перед подъемом есть родник. После осмотра крепости, можно спуститься к морю на довольно большой пляж и искупаться, если пойти чуть левее, по туристической тропе. До Балаклавы легко добраться маршруткой или автобусом из Севастополя. Экскурсионный маршрут в Балаклаву из любого города Крыма также включает в себя посещение крепости Чембало и рассказ о ней.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме