Стал гениальный леонардо да винчи. Леонардо да Винчи. Универсальный гений эпохи Возрождения. Поспешишь - людей насмешишь

В своей книге «Мозг Леонардо» доктор медицины Леонард Шлейн пытается разобраться в феномене исключительности Леонардо да Винчи и понять, как ему удалось достичь интеллектуального и творческого развития такого масштаба.

Публикуем главу, в которой ученый сравнивает искусство да Винчи с работами импрессионистов, абстракционистов и современных художников.

Первым, кто воскресил идеи Леонардо после почти 500-летнего периода, в течение которого художники подчинялись строгим правилам перспективы, композиции и выбора темы иобъектов для изображения, был Эдуард Мане. Мане оказался в авангарде нового поколения художников, получивших свои навыки за пределами влиятельной французской Академии изящных искусств.

В 1859 году 27-летний художник встал перед своими картинами и уничтожил все, что успел создать к этому моменту. Ошарашенным друзьям он заявил: «Отныне я буду принадлежать своему времени и работать только с тем, что вижу». Однако его новые работы были очень плохо приняты. Большинство критиков, за некоторым исключением, резко отзывались о них, называя уродливыми и топорными.

Во Франции в то время успех художника сильно зависел от того, удалось ли получить из рук почтенных седобородых старцев Академии, входивших в жюри ежегодного Парижского салона, заветную возможность представить свое творчество на этом долгожданном публичном мероприятии.

Перемены уже витали в воздухе, и многие молодые художники открыто критиковали процесс отбора, подозревая, что жюри сильно настроено против них. В 1863 году возмущенная постоянными отказами группа молодых художников демонстративно организовала свою выставку, получившую название Салон отверженных.

Эдуард Мане, «Завтрак на траве»

Мане представил на ней несколько крупных работ, но центральное место заняла его картина «Завтрак на траве». Это было крайне эпатирующее полотно. Мане изобразил свою любимую модель Викторину Меран беспечно сидящей на покрывале для пикника полностью обнаженной, к тому же беззастенчиво уставившейся на зрителя. Около нее двое мужчин в деловых костюмах очем-то беседуют.

Мало того, они не только не замечают голой женщины рядом, но даже не смотрят друг надруга. Критики разнесли картину в пух и прах. Люди приходили и смеялись над ней. Несмотря на это, «Завтрак на траве» собрал больше всего зрителей и получил множество отзывов впрессе. Критики упрекали картину в том, что она не живописна и не несет какой-либо нравственной, мифологической, исторической или религиозной идеи.

Среди прочих художественных грехов Мане отмечали и не соблюдение правил построения перспективы. С учетом перспективы получалось, что рост купающейся женщины должен был составлять околотрех метров. К тому же Мане слишком вольно обошелся с направлением источника света и положением теней. Критики связывали это сотсутствием классического образования в Академии изящных искусств или с недостатком таланта.

Однако на самом деле Мане был искусным рисовальщиком и отлично знал все тонкости изображения перспективы. Он сознательно не стал их использовать, чтобы привлечь интерес к картине. Отношение к искажению перспективы роднит Мане с Леонардо. Оба художника отлично понимали, что оптические трюки могут придать картине драматизм. В этом смысле оба художника, каждый в свое время, ознаменовали начало и конец эпохи перспективы в западном искусстве.

В книгах по истории искусства неоднократно описывается шумиха вокруг «Завтрака на траве», но мало кто знает, что на соседней стене Мане разместил столь же возмутительную работу: «Мадемуазель В. в костюме матадора» (1862). Посетители выставки ходили от одной стены к другой, и сопоставление одной и той же модели в обнаженном виде и переодетой в мужской костюм, при этом наиболее мачистский из всех мыслимых, усиливало их впечатление. (Как мы увидим дальше, прием половой неопределенности эксплуатировал и Леонардо.)

Мане этого оказалось недостаточно: он усилил замешательство зрителей, лишив свою матадоршу опоры под ногами. Судя по заднему плану, она находится на арене для боя быков, но по картине нельзя понять, где именно мадемуазель стоит. Такое впечатление, что она почти парит в воздухе! На многих картинах Мане изображал одинокую фигуру- и тоже с минимальными или противоречивыми намеками на перспективу («Флейтист», «Женщина с попугаем» и «Мертвый тореадор»). Так же, как в случае портрета женщины-матадора, глядя на эти полотна, зритель не может точно определить, каково взаиморасположение фигур переднего и заднего планов.

Последняя картина Леонардо- «Иоанн Креститель» (подробно она будет рассмотрена в одной из следующих глав), полностью лишенная заднего плана, вообще не позволяет определить, где стоит святой. После Леонардо до Мане не было художников, изображавших фигуры без заднего плана.

Эдуард Мане, «Мадемуазель В. в костюме Эспады»; Леонардо да Винчи, «Иоанн Креститель»

В начале 1870-х годов возможность носить краски с собой и изобретение складного мольберта привели французского художника Клода Моне к идее отказаться от студии и отправиться на природу, чтобы писать свои объекты и пейзажи на пленэре (отфр. en plein air- «на открытом воздухе»). Такая смена рабочей обстановки была поистине революционной.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Опасная радиация: как Wi-fi излучения влияют на организм

Вместо того, чтобы планировать, изучать, трудиться над подготовительными зарисовками и строить композицию внутри зачастую плохо освещенной студии, Моне предпочел работать на природе, стараясь запечатлеть увиденные сцены и пейзажи в естественных условиях. Моне старался передать на холсте краткий миг первого впечатления (фр. impression), поэтому критики назвали это направление импрессионизмом.

В предыдущие несколько столетий не было художников, которые экспериментировали с такой техникой. Но разве рисунок тосканской местности, сделанный Леонардо да Винчи на открытом воздухе в 1473 году, не может считаться первой импрессионистской работой в западном искусстве? Леонардо предвосхитил это важное направление в живописи конца XIX века на целых четыре столетия.

Еще одним гигантом среди живописцев эпохи конца века (Fin de siecle) был Поль Сезанн. В конце 1880-х годов он начал серию натюрмортов, которые заметно отличались от того, что делали западные художники ранее. Зрители и критики стояли перед его картинами, непонимая, как их «читать».

Проблема заключалась в том, что они пытались рассматривать работы Сезанна в рамках ограниченных представлений, которые считались нормой на протяжении сотен лет. Каждый предмет композиции Сезанн словно бы показывал под другим углом. В сущности Сезанн предоставлял зрителю возможность смотреть на натюрморт одновременно с разных точек зрения. Такое причудливое понимание правил перспективы подготовило почву для более радикальных изменений.

Поль Сезанн, «Натюрморт с баклажанами», «Натюрморт с гипсовым Купидоном»

В 1904 году 22-летний испанский художник Пабло Пикассо переехал в Париж, где объединился сдругим молодым художником Жоржем Браком. Вместе они потрясли мир искусства до самого основания, придумав новый взгляд на живопись, отказавшись абсолютно от всего, что было ранее.

Пикассо решительно заявлял: «Мы должны уничтожить современное искусство». Художественный критик Луи Воксель осуждал новый стиль Пикассо и Брака и ехидно называл их картины нагромождением «маленьких кубиков». Так появилось название «кубизм». Хотя большинство критиков поначалу холодно приняли этот стиль, кубизм произвел фурор в художественном мире.

Критики попеременно, то раздражались, то разливали елей, находя признаки кубизма даже у раннего Сезанна, хотя ничего подобного не могло быть в работах никаких предыдущих художников. Однажды в поезде сосед по купе спросил Пабло Пикассо, почему он не рисует людей так, «как они выглядят в реальности». Пикассо поинтересовался, что он понимает под этим. В ответ мужчина показал фотокарточку и сказал: «Это моя жена». Пикассо ответил: «Неужели она такая маленькая и плоская?»

Вероятно, никак не рассчитывая обнаружить, что был некий художник, предвосхитивший кубизм еще в эпоху Возрождения, критики не заглядывали далеко в прошлое. Между тем Леонардо, как и Сезанн, Пикассо и Брак, чувствовал ограничения монокулярного взгляда, неизбежного при использовании правил перспективы.

Он искал способы показать взгляд на один и тот же объект одновременно с многих сторон. Ему нужна была возможность наилучшим образом показать взаимоотношения между частями, составляющими одно целое. Потребность прибегнуть к такому оптическому приему была вызвана анатомическими вскрытиями, проводимыми Леонардо.

Он был первым художником, который всесторонне проиллюстрировал внутренние органы человеческого тела. Хотя эти рисунки носят лишь технический характер, они по всем стандартам могут считаться шедеврами искусства, имногие искусствоведы не колеблясь именно так их и называют.

Пабло Пикассо, «Девушка с мандолиной»; Леонардо да Винчи, анатомические рисунки.

Леонардо изобрел метод покомпонентного изображения объекта, разрешив тем самым проблему одновременного отражения различных сторон анатомических особенностей и взаиморасположения соседних структур. Он рисовал на странице один и тот же предмет немного с разных ракурсов, так чтобы зритель мог представлять себе одновременно несколько его сторон.

Между рисунками Леонардо и кубистскими картинами Пикассо и Брака есть необъяснимое сходство. В основе этих работ лежит принцип описания истинной сущности объекта…

Это направление искусства Леонардо больше отражало его научные интересы, в отличие от кубистов, которые стремились к художественной деформации знакомых предметов. Анатомические рисунки Леонардо, натюрморты Сезанна, кубистские полотна Брака и Пикассо- все это были попытки изобразить зримый мир по-новому, освободившись от оков могущественной перспективы.

Все их находки были великолепны и революционны, и все они опирались на один и тот же принцип. Долгие столетия после Леонардо, вплоть доначала XX века, никто не занимался этой проблемой. Еще одно сходство между нововведениями Сезанна и Леонардо касается стремления Сезанна уловить сущность горной гряды Сент-Виктуар в Провансе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Дробная диета: как сбросить от 3 до 5 кг в месяц

Он понимал, что, изображая гору только с одного ракурса, нельзя передать ее красоту. Начиная с 1890 года и до самой смерти в 1906 году Сезанн создавал серию видов горы с разных точек. Впечатление от объединения всех этих картин должно было позволить зрителю получить целостное представление о горе.

Никто из западных художников ранее не пытался показать таким образом разные стороны одного и того же объекта. Никто, кроме одного. Четырьмя столетиями ранее Леонардо придумал способ сделать подобное. На своем анатомическом рисунке он разместил последовательные изображения одного и того же плеча в разных ракурсах.

Поль Сезанн, «Гора Сент-Виктуар»

Художник Василий Кандинский, родившийся в России и живший в Европе, предложил новый подход, который стал ведущим в искусстве XX века. Своим открытием, как это часто бывает и в искусстве, и в науке, он был обязан счастливому случаю, но прорыв, который последовал, был подготовлен тем, что люди уже готовы были взглянуть намир по-новому.

В 1910 году, работая в одиночестве в своей мастерской, Кандинский отчаянно пытался приблизить изображение на холсте к тому образу, что был у него в голове. Наконец, расстроенный, он решил сделать перерыв и пойти прогуляться. Без особой причины перед уходом он положил картину боком.

Василий Кандинский, «Поперечная линия»

Вернувшись позже, Кандинский, погруженный в размышления на какую-то постороннюю тему, задержался в дверях студии и, подняв глаза, вдруг увидел свою незаконченную работу. Мгновенье он стоял, озадаченный, неузнавая картину. Затем вспомнил, что перед уходом сам повернул ее на 90°.

Поразмыслив, Кандинский понял, что его заворожило состояние, когда он несмог понять, что изображено на картине. Он поэкспериментировал с полотном, то ставя его правильно, то обращая боковой стороной вниз. Наконец Кандинский заключил, что картина становится более интересной, когда в ней не тугадывается знакомое изображение. Так появился абстракционизм.

Леонардо тоже интересовался особенностями абстрактного рисунка. В своем трактате о живописи, который был опубликован только в 1651 году, он писал о методе «побуждения ума живописца к новым изобретениям». Он советовал художникам: это бывает, если ты рассматриваешь стены, запачканные разными пятнами, или камни из разной смеси. Если тебе нужно изобрести какую-нибудь местность, ты сможешь там увидеть подобие различных пейзажей, украшенных горами, реками, скалами, деревьями, обширными равнинами, долинами и холмами самым различным образом; кроме того, ты можешь там увидеть разные битвы, быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много таких вещей, которые ты сможешь свести к цельной и хорошей форме; сподобными стенами и смесями происходит тоже самое, что и со звоном колокола,- в его ударах ты найдешь любое имя или слово, какое ты себе вообразишь.

После Второй мировой войны в США сформировался новый тип абстрактного художника. Джексон Поллок, идеолог и один из ведущих авторов абстрактного экспрессионизма, поставил перед собой грандиозную задачу: запечатлеть на холсте сущность процесса создания картины. Процесс живописи подразумевает художника, который держит в руке кисть или что-то похожее и методично наносит на поверхность мазок за мазком. А как отразить суть движения на полотне, которое в конечном счете остается статичным? Решение Поллока было поистине гениальным: он отказался от использования кистей, а холст растянул на полу. Обычно аккуратное движение кисти ипальцев художник сделал размашистым: он разбрызгивал, поливал и метал краски нахолст. Врезультате получался цветной узор, который, несмотря на всю свою хаотичность, обладал какой-то странной целостностью и красотой.

Критики высоко оценили революционные достижения абстракционистов, отметив, что в эту область не забирался ранее ни один западный художник. Но не упускают ли они из виду нечто важное? Под конец жизни Леонардо начал экспериментировать с искусством, лишенным знакомых образов.

Будучи в подавленном состоянии из-за многочисленных неудач, проблем со здоровьем и прочих неприятностей, Леонардо стал размышлять о том, что будет, когда наступит конец света. Он начал серию апокалипсических рисунков тушью, на которых изобразил великий потоп, смывающий все зло, которое, по мнению Леонардо, неразрывно сплелось с человечеством.

В этих фантастических рисунках Леонардо стирает грань между предметами и рельефом. Стены падающей воды, затопившей мир на этих рисунках, оказываются удивительно похожими на»Осенний ритм (номер 30)» Поллока. Более того, Леонардо советовал другим художникам бросать губку, смоченную краской, в стену, предвосхитив способ Поллока.

Джэксон Поллок, «Осенний ритм (номер 30)»; Леонардо да Винчи, «Потоп»

Леонардо оставил после себя огромное число незаконченных работ. У искусствоведов есть много правдоподобных гипотез по поводу этой странной привычки. Одна из таких догадок не могла прийти в голову до наступления эпохи современного искусства. Если работа над холстом незавершена, зритель может домыслить ее с помощью своего воображения.

город Винчи

чертёж вертолёта

картина Крещение Христа

наставник Андреа Вероккьо

Автопортрет

Сумка созданная по эскизу Леонардо

Анатомия

Имя Леонардо да Винчи, известно, наверное, каждому. Художник создал самую знаменитую и загадочную картину всех времен - «Джоконда», или, как ее еще называют, «Мона Лиза». Но не только своими полотнами славится этот удивительный человек.

Леонардо да Винчи был настоящим гением! Он жил более 500 лет назад, во времена, когда люди передвигались в основном на лошадях и даже представить себе не могли другого «транспорта». А Леонардо мог! Среди его работ есть чертежи воздушного шара и вертолета, автомобиля, танка, он даже разработал костюм для подводного плавания. Но тогда построить что-либо по проектам мастера было невозможно, ведь технологии еще были развиты слабо. Прошли сотни лет прежде, чем аппараты, придуманные Леонардо да Винчи, повторно изобрели и внедрили в нашу жизнь.

Незаконнорожденный сын

Великий художник и изобретатель жил в 15 веке. Он родился в небольшой итальянской деревушке, которая раскинулась рядом с городком Винчи. Отсюда и имя да Винчи, буквально означающее «Леонардо из города Винчи». Будущий гений появился на свет поздно вечером 15 апреля 1452 года. Родителями мальчика были богатый нотариус Пьеро да Винчи и простая крестьянка по имени Катерина. Они не были женаты, потому что принадлежали к разным социальным классам.

После рождения маленький Леонардо остался жить с матерью, а его отец женился на девушке из знатного рода. Но так получилось, что жена не смогла родить Пьеро детей, поэтому он забирает незаконнорожденного сына к себе в Винчи и принимает его в семью. Мальчику тогда было три года.

Леонардо не ходил в школу. Читать, писать, считать он учился на дому. В процессе обучения выяснилось, что мальчик одинаково хорошо пишет как левой, так и правой рукой. Сегодня людей с такими способностями называют амбидекстрами. Учеба мальчику давалась легко. Он был очарован природой и часами мог наблюдать за животными, растениями, птицами. Когда Леонардо было пять лет, его семья переехала во Флоренцию, где и начался творческий путь художника.

Ученик превзошел учителя

К 15 годам будущий гений уже отлично играл на музыкальных инструментах и хорошо рисовал. Наброски привлекли внимание отца и он решил отнести рисунки сына к известному скульптору и живописцу Андреа Вероккьо. Мастеру работы понравились. Леонардо остался жить в мастерской Вероккьо, где учился, работал и получал жалованье.

Пять лет юный подмастерье осваивал техники рисования, делал фрески и скульптуры. Однажды в мастерскую потупил заказ - нужно было написать картину для монастыря «Крещение Христа». Наставник и ученик работали над полотном вместе. Леонардо должен был нарисовать часть пейзажа и одного из ангелов (того, который изображен слева). Ходит легенда, что образ ангела, написанный учеником, настолько поразил Вероккьо, что из презрения к себе он забросил живопись и не создал больше ни одной картины.

Из художника в организаторы праздников

К 30 годам Леонардо да Винчи уже считается одним из самых популярных художников Флоренции. Несмотря на успех, он неожиданно переезжает в Милан.

В Милане в те времена правил герцог Людовико Сфорца. Он то и стал покровителем Леонардо. При дворе герцога художник занимается не только живописью. Он также устраивает придворные пиршества и праздники, организует грандиозные представления. В его задачи входила, в том числе, разработка масок и костюмов, различных устройств для развлечения гостей. Помимо этого, Леонардо проектировал различные военные орудия и технику, которые могли бы помочь герцогу выстоять в борьбе с врагами.

По ночам же мастер расчленял тела умерших людей: он хотел знать, как человеческий организм устроен изнутри, как работают мышцы и внутренние органы.

Прощание с Миланом и создание «Джоконды»

В Милане художник провел 13 лет. Но в 1499 году в город вторгаются французы и заключают Людовико Сфорца под сражу. Оставшись без покровителя, Леонардо да Винчи отправляется в другие города в поисках работы. За несколько лет он побывал в городах Мантуя, Венеция, после чего снова вернулся во Флоренцию.

Мастер продолжает заниматься анатомией, наукой, посвящает много времени разработке новых изобретений. Именно во Флоренции Леонардо да Винчи начал писать портрет «Моны Лизы», которому суждено было стать самым главным шедевром человечества. Картину мастер всегда возил за собой и работал над ней до конца свой жизни.

Умер Леонардо да Винчи во Франции, где провел свои последние годы. Случилось это 2 мая 1519 года. Великому мастеру тогда было 67 лет. Все свои картины и чертежи он завещал двум своим ученикам.

6 удивительных фактов о Леонардо да Винчи

  1. Существует только один автопортрет художника. Его Леонардо написал уже в старости. Нам остается только догадываться, как выглядел художник в молодости. Ученые предполагают, что он был высоким, симпатичным, хорошо сложенным и сильным молодым человеком.
  2. В 2001 году в Норвегии построили мост по эскизам Леонардо да Винчи. Мост имеет необычную изогнутую форму и по нему очень любят гулять как местные жители, так и туристы.
  3. Леонардо очень любил природу и животных. Он не ел мяса и покупал на рынках птиц, после чего выпускал их из клеток на волю.
  4. Художник был первым человеком на земле, изобразившим эмбрион человека.
  5. Леонардо да Винчи был не только живописцем, музыкантом, изобретателем, но и модельером. Среди его работ есть эскиз женской сумки. В 2012 году современные модельеры изготовили сумку по дизайну да Винчи. Аксессуар получился очень красивым и изысканным.
  6. Писал художник не слева направо, как большинство людей, а справа налево. Поэтому, чтобы понять его записи, приходится приставлять к ним зеркало и считывать тексты с отражения. Считается, что необычную манеру письма он выбрал для того, чтобы зашифровать свои записи. Когда это было нужно, Леонардо да Винчи писал традиционным способом, то есть слева направо.

Легендарные произведения мастера

Портрет «Джоконда»

Самая знаменитая картина нашей планеты находится в парижском Лувре. Считается, что на полотне изображена знатная жительница Флоренции Лиза Герардини дель Джокондо. Таинственная улыбка Моны Лизы уже сотни лет не дает покоя искусствоведам и ученым. Чему она улыбается? Одни исследователи считают, что девушка беременна, другие утверждают, что в момент написания картины, её развлекают музыканты клоуны, третьи говорят, что она улыбается, потому что влюблена в художника.

Фреска «Тайная вечеря»

Полотно украшает стену монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, расположенного в Милане. На картине изображен пасхальный ужин Иисуса Христа и его учеников-апостолов. Во время этой трапезы Иисус сказал, что один из апостолов его предаст. Леонардо да Винчи писал полотно с использованием яичной темпры (краски на основе яичного желтка), из-за этого шедевр начал разрушаться еще при жизни автора. Интересно, что в годы Второй мировой войны церковь была практически полностью разрушена, но стена с фреской осталась цела.

Изобретения, опередившие время

Автомобиль

Леонардо да Винчи придумал проект автомобиля за 300 лет до того, как машины вошли в жизнь людей. Его автомобиль был выполнен из дерева (как телега), а в движение транспорт приводили две пружины.

Водолазный костюм

Изобретатель придумал водолазный костюм, ласты и спасательный круг.

Летательные аппараты

Леонардо да Винчи верил, что люди смогут подняться в воздух. Среди его чертежей есть проекты вертолета, дельтаплана, воздушного шара.

Цитаты Леонардо да Винчи

Порицай своего друга наедине и хвали на людях.

Жалок тот ученик, который не превзошел своего учителя.

Кто боится опасности, тот от нее и погибает.

Кто мало думает, тот много ошибается.

Один из самых выдающихся деятелей, намного опередивший свое время. Это великий художник, скульптор, архитектор, замечательный ученый и писатель, великолепный изобретатель, загадочный и притягивающий человек.

Автор знаменитых Джоконды, Тайной Вечери, изобретатель парашюта, пулемета, дельтаплана, вертолета, велосипеда, автомобиля, танка, катапульты, арбалета, прожектора и даже робота, автор многих научных трактатов и художественных произведений, архитектор Лондона… Леонардо да Винчи - яркий пример человека невероятного! Он был загадкой для людей своего времени и для потомков, о его жизни мало что известно. Для современников Леонардо его изобретения были совершенно неинтересны. Люди считали, что он просто тратит время на развлечения, а мог бы рисовать замечательные картины. Леонардо был вегетарианцем, не любил спать долго, был великолепно сложен, обладал физической силой, был прекрасным наездником и танцором, превосходно владел обеими руками. Нет ни одного изображения самого Леонардо. Ученые доказали, что знаменитый портрет сангиной, на котором якобы изображен Леонардо в старости, не является таковым. Это всего лишь этюд головы одного из апостолов Тайной вечери.

В этой статье я хочу написать только его биографию. А в следующих выпусках подробнее расскажу о каждом его достижении.

Детство и юность

Родился Леонардо да Винчи в 1452 году в семье нотариуса Пьеро и крестьянки Катерина. Леонардо был незаконнорожденным сыном. Первые годы жизни прожил с матерью. Отец женился на богатой невесте, но она оказалась бездетной и Пьеро забрал Леонардо себе. Когда Леонардо было 13 лет жена отца умерла, вскоре он женился на другой женщине, но и она не прожила долго. У Леонардо не было фамилии. Да Винчи означает родом из Винчи – место, где Леонардо родился. Полное имя его Леонардо ди сер Пьеро да Винчи, то есть Леонардо, сын Пьера из Винчи.

Отец хотел, чтобы Леонардо продолжал заниматься семейным делом, но Леонардо больше стремился к рисованию. В 14 лет его отдали в частную школу самого лучшего художника и скульптора того времени – Андреа дель Верроккио. Когда Леонардо было 20 лет Верроккио поступил заказ написать картину Крещение Христа. Неглавные фигуры обычно рисовали ученики. Краски в то время были очень тусклыми. Леонардо решил писать своего персонажа новыми масляными красками. Когда Верроккио увидел работу Леонардо, он сказал, что ученик превзошел его и отныне хочет, чтобы все лица на его картинах писал только Леонардо. За время учебы Леонардо освоил все техники рисунка, и в 21 год его приняли в гильдию живописцев Святого Луки. А в 24 года уже открыл собственную мастерскую. Вскоре он был обвинен в садомее и арестован. Но все-таки суд его оправдал.

Милан

В 30 лет Леонардо уезжает в Милан из Флоренции по приглашению правителя Людовико Сфорца. Изначально Леонардо придумывает костюмы и маски для придворных праздников. Но постепенно заинтересовывает публику своими механическими чудесами. Жалование у Леонардо намного меньше, чем у придворного карлика, хотя обязанностей очень много. Леонардо и военный инженер, и гидротехник, и придворный художник, и архитектор. Но его это положение устраивает, потому что никто не мешает ему работать и для себя. У него уходит много времени на изобретения науки и техники, за которые ему не платили. Никто даже не обращал на них внимание. Даже когда 50 тысяч жителей Милана умерло от чумы, а Леонардо понял, что причина в перенаселении города и грязи на узких улицах, предложил построить новые районы с канализацией, широкими улицами, герцог отверг эту идею Леонардо. Хотя позже этот гениальному плану был признан Государственным советом Лондона и по его чертежам полностью перестроен город.

Леонардо открыл в Милане академию художеств. Для этой академии он написал трактаты о живописи, свете, тенях, движении, теории, практике. Перспективе, пропорциях человеческого тела и так далее. До него никто не пытался это сделать. Опубликовано это все только в 19-20 веках.

В Милане Леонардо никто не мешает изучать летательный механизм птиц для своих изобретений. И, наконец, Леонардо придумывает знаменитый аэроплан.

Леонардо ведет подробные дневники. Но, к сожалению, лишь 7000 страниц дошли до наших дней. Рукописи исчезли после смерти ученика Леонардо. И удалось лишь собрать по всему миру отдельные фрагменты. Их характерной особенностью было то, что все записи сделаны в зеркальном отражении, потому что писал он левой рукой справа налево. А так как его изобретения не интересовали современников, то большого значения их владельцы не придавали. И лишь к 19 веку удалось собрать вместе все уцелевшие бесценные дневники Леонардо да Винчи.

Леонардо никогда не был женат, у него не было детей. Ему не приписан ни один роман ни с одной женщиной. Эту часть жизни он всячески скрывал ото всех. Единственные постоянные отношения в его жизни были с молодым человеком по имени Джакомо Капротти, в чьем имении он жил с 1490 года, которому Леонардо прощал все. После смерти Леонардо Капротти унаследовал почти все его картины. Джакомо был моделью у Леонардо. Именно с него Леонардо рисовал Иоанна Крестителя. Существует также версия, что именно Джакомо был моделью знаменитой Джоконды. По завещанию Леонардо эта картина принадлежала Джакомо.

За всю свою жизнь Леонардо жил в Венеции, во Флоренции, в Мантуе, в Милане. Но последние годы жизни он провел в Париже. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года в замке Клу во Франции на руках у короля Франциска I.

Еще статьи на данную тему:


Леонардо да Винчи

идеал эпохи Ренессанса и воплощение творческой личности.

О многочисленных талантах Леонардо да Винчи уже много что сказано. Он был художником, скульптором, архитектором, музыкантом, анатомом, механиком, инженером и изобретателем . В эпоху Возрождения он стал олицетворением итальянской универсального человека.

Однако во владении многими талантами есть и свои отрицательные стороны. Жизни ограничено, и необходимо решать, что является самым важным. Хотя да Винчи был гением, он так и не смог решить этот вопрос для себя.

Ранние годы

Биограф Васаріс в своей книге «Жизнеописания знаменитых художников, скульпторов и архитекторов» («Le Vite de‘ piu eccellenti pittori scultori ed architettori da Чимабуэ insino а‘ tempi nostri») приводит историю с ранних лет жизни гаа Винчи. Один крестьянин попросил отца да Винчи украсить щит во Флоренции. Отец перепоручил это своему сыну. Молодой да Винчи обдумывал, какого вида можно придать щиту, чтобы он выполнял свою ужасающую функцию. Он забрал щит в свою комнату, где у него была большая коллекция жуков и змей. Чтобы добиться ужасающего эффекта, он создал композиции из этих тварей и стилизовал их. Потом он пририсовал дым и пламя. В результате на щите появились бесчисленные чудовища. Эта работа забрала много времени. Когда отец впервые посмотрел на щит, он испугался. Да Винчи сказал: «Чтобы напугать врага, картина должна быть соответствующей». Отец удивился таланту своего сына и не захотел это произведение искусства просто так дарить. Поэтому он отдал крестьянину другой щит, который купил. Работа его сына была продана одному торговцу из Флоренции за сотню гульденов. Впоследствии его купил за 3 000 гульденов герцог Милана.

Хотя это всего лишь анекдот, но он дает представление о творческих возможностях и ту серьезность, которая была свойственна да Винчи с детства. Если он брался за какой-то работы, то он выполнял ее основательно. Он был очень искусным и тратил много времени на изобретения. Он не останавливался, пока не достигал совершенства.

«Тайная вечеря»

Одним из его шедевров является фреска «Тайная вечеря», которая находится в трапезной монастыря Санта-Мария-Деле-Грацие в Милане. Чтобы изобразить сцену той эпохи, он заранее изучил традиции того времени. Он также поговорил с теологами.

В любом месте мысли заняты живописью


Один итальянский писатель-современник писал так о да Винчи: «Обычно да Винчи забирался на свой помост с утра. От восхода солнца до ночи он не выпускал кисть из рук. Он даже забывал поесть и поспать. Бывало, что в течение 3-4 дней он не делал ни одного мазка, просто молча смотрел на полотно в течение 1-2 часов, обдумывая композицию картины. Иногда в полдень, когда раскаленное солнце находилось в зените, я видел, что он бежал из своего дома в монастырь и влезал на помост только для того, чтобы сделать один-единственный штрих».

Однако эти привычки, связанные со стремлением к совершенству, порой приводили к недоразумениям. Настоятель монастыря видел, что работа да Винчи продвигается очень медленно, и решил, что тот не усердно работает. Он пожаловался герцогу.

Художнику пришлось отвечать и объяснять, что художник сначала ломает голову над тем, как довести задуманное до совершенства, и лишь затем может приступить к работе. На тот момент были не готовы только лица Иисуса и Иуды-предателя, а на поиск модели должно было уйти много времени. Но аббат продолжал настаивать закончить работу раньше, и да Винчи изобразил лицо Иуды с аббата. Герцог посмеялся и больше не беспокоил художника.

На создание этого шедевра эпохи ушли долгие годы. Возможно, если бы не аббат, было бы потрачено еще больше времени. Многие историки придерживаются мнения, что окончание «Последнего ужина» совпало с расцветом Ренессанса. Человеческое искусство достигло наивысшей зрелости.

Стремление к совершенству

Стремление к «правдивости» и «совершенства» у да Винчи всегда выступало, как кредо его лица. Для изображения растений он исследовал строение растений, изучал биологию, затем изучал особенности роста растений. Чтобы изобразить человеческое тело, он вскрывал трупы, изучал соотношение между мышцами, костями и движениями человеческого тела. Его интерес к жизни привел его в еще одну отрасль медицины: он исследовал работу сердца и системы кровообращения, физиологии различных органов и так далее. Это были знания, обладать которыми не было особой необходимости. Но на пути поиска истины и стремления к совершенству да Винчи часто увлекался деталями и шел окольными путями. И этого он не мог избавиться. Его длительные научные исследования отвлекали его от художественного творчества, а склонность к экспериментам иногда приводила к неудачам. Огромный проект конной статуи Сфорца — один из примеров неправильного применения им техники. Таким образом, да Винчи оставил сравнительно мало завершенных работ. Это ставилось ему в упрек уже при жизни, и сердило его заказчиков.

В поздние годы жизни да Винчи жил в Риме. Папа римский Лев X сделал ему заказ. Да Винчи принял заказ, однако не приступил к работе, а начал заниматься очисткой масла, чтобы его можно было использовать как защитный лак для картины. Папа, который уже слышал об особенностях да Винчи, констатировал: «Ах, у этого человека вечно ничего не готово!». После этого он больше не делал ему никаких заказов, а отдал предпочтение молодому талантливому художнику Рафаэлю.

Правдивость и совершенство

Незадолго до своей смерти он снова и снова задавал себе вопрос: «Что полезного я сделал для мира?». Он был убежден, что разгневал людей и богов, потому что не сделал для искусства всего, что мог.

Однако поворотным моментом, которым да Винчи осуществил влияние на развитие искусства человечества, стали совершенство и зрелость. Он оставил не только свои шедевры, но и свой дух, стремился к истине и идеалу. В его рукописях можно найти его идеи, узнать о творческом процессе и о том, как создать настоящий шедевр.

Читайте еще...

“Единственное желание хороших людей – добывать знание.”
Леонардо да Винчи

Без сомнения, Леонардо да Винчи - самый универсальный гений в истории человечества. Он заложил основы современных - биологии, физики, механики, анатомии, геологии, изобразительного искусства, архитектуры.

Но по отдельности Леонардо да Винчи не был ни ботаником, ни геологом, ни физиком, ни художником, ни архитектором. Самый образованный человек своего времени, - он постиг все науки самоучкой. Леонардо с гордостью подписывался - «Леонардо да Винчи, ученик опыта». Пожалуй, это единственный пример в истории, когда для великого художника искусство не было главным делом жизни.

Трудно найти такие области знания и техники, которые не обогатил Леонардо да Винчи своими крупными открытиями. Занимаясь анатомией на практике, Леонардо знал человеческое тело лучше любого художника своего времени. Он лично провёл более тридцати вскрытий трупов. Трудно даже представить себе, какой опасности он подвергал себя при отсутствии холодильников и антисептиков.

Рисунок сердца Леонардо да Винчи. Анатомические изучения и зарисовки мужского плеча (1509 год)

Леонардо восхищался красотой человеческого тела. Он проиллюстрировал мысль римского архитектора Витрувия о том, что фигуру человека с распростёртыми руками можно с абсолютной точностью вписать как в круг, так и в квадрат.

Витрувианский человек Леонардо да Винчи

Универсальность гения Леонардо оценили лишь, когда обнаружились его неизвестные ранее труды - записные книжки и рукописи (около семи тысяч листов), многие из которых проиллюстрированы.

После смерти Леонардо да Винчи в 1519 году весь его архив по завещанию получил ученик художника Франческо Мельци. До самой своей смерти в 1570 году Мельци хранил эти бумаги, как святыню. Но после смерти Мельцы записи Леонардо были разрознены, и никто толком не занимался их изучением до XIX века. Судьба многих из них, попавших в частные собрания, неизвестна до сих пор. Так, в 1980 году на аукционе в Лондоне американский нефтепромышленник и коллекционер Арманд Хаммер приобрёл манускрипт Леонардо за 2,4 миллиона фунта стерлингов. На его 72 страницах Леонардо изложил свои мысли по гидравлике и космологии. Этот текст, после аукциона, получил название Кодекса Хаммера. Сегодня он известен как Кодекс Гейтса, так как был перекуплен в 1994 году Биллом Гейтсом за 30 млн долларов.

Арманд Хаммер
«Кодекс Хаммера»

Билл Гейтс

К счастью, отдельные мысли Леонардо были сведены вместе в «Трактате о живописи» ещё в XVI веке. Интересно, что название трактата не отражает его содержания, так как сам трактат не представляет цельную систему взглядов художника на искусство. Ценность трактата заключается в том, что он содержит выдержки и ссылки из старых манускриптов, которые считаются безвозвратно утерянными.

Необходимо отметить необычность рукописей Леонардо да Винчи. Художник всю жизнь учился у природы. Ещё Гераклит сказал - природа скрытна. И Леонардо пытался ей в этом соответствовать: он зашифровал свои записи. Да Винчи был левшой, писал справа налево в зеркальном отображении. Ранние его записи совершенно невозможно прочитать, но со временем зеркальное письмо Леонардо обрело определённую форму, характерный, правда, малоразборчивый, почерк. Установив начертания отдельных букв, некоторые исследователи научились читать его тексты. Но оказалось, это был не последний урок сокрытия тайн, преподанный Леонардо потомкам. Он имел привычку писать по слуховому методу: то разделял слоги одного слова, то неожиданно соединял несколько слов в одно.Вот поэтому многие тайны гения остаются неразгаданными, что, впрочем, иногда и к лучшему. Леонардо, например, предлагал способ, как сделать плоды деревьев ядовитыми (чем не средство массового поражения!) и даже проводил опыты в своём саду. У него хватило здравого смысла остановиться в своих изысканиях и ядовитые плоды, содержащие мышьяк, выращивать не стал.

Леонардо тяготел к крайностям. Может быть, поэтому произошёл такой резкий скачок в мировосприятии уже сложившегося мастера. Да Винчи был автором прекрасных Мадонн и автором проектов самых изощрённых средств массового уничтожения людей. Но ведь Леонардо не был военным, более того, по свидетельствам знавших его людей, мастер отличался мягким характером и добрым сердцем (он даже был вегетарианцем).

Конечно, итальянские республики непрерывно воевали друг с другом. Перевороты, убийства, интервенции были обычным делом тех лет. И Леонардо жил в этом бурном и опасном мире. Но почему-то всё это мало задевало его современников-художников. Рафаэль, Боттичелли, Гоццоли были целиком погружены в сентиментальные библейские сюжеты. А Леонардо, собираясь поступить на службу к герцогу Миланскому Людовико Сфорца, заявляет себя не как художник, а как военный инженер, создатель новых образцов истребителей техники.

В своём письме, адресованном герцогу, он писал: «У меня есть проекты мостов, очень лёгких и прочных, которые легко переносить с места на место. У меня есть проекты орудий, способных забрасывать противника градом камней. Я могу сделать повозки, безопасные и неуязвимые, - они будут двигаться по полю боя, и не найдётся ни оружия, ни человека, который бы смог уничтожить их». Как из волшебного ларца доставал да Винчи смертоносные проекты. Танк (в эпоху конницы!), вертолёт, пушки, стреляющие шрапнелью, скафандр, подводная лодка, пароход, парашют, дымовая завеса для войск - вот далеко не полный перечень военного арсенала, созданию которого он отдал лучшие часы своей жизни, как бы и вовсе позабыв о живописи.

Леонардо да Винчи - универсальный гений. Пропеллер вертолёта
Леонардо да Винчи - универсальный гений. Дизайн летательного аппарата
Леонардо да Винчи - универсальный гений. Дизайн моста
Леонардо да Винчи - универсальный гений. Скафандр
Леонардо да Винчи - универсальный гений. Телега

Справедливости ради нужно отметить, что Сфорца, при дворе которого Леонардо да Винчи работал в качестве инженера-строителя, благоразумно отверг жестокие предложения изобретателя. Всё, предлагаемое Леонардо - оригинальное, новое, невиданное, на столетия опережающее своё время.

Так, только спустя пять столетий после смерти Леонардо учёные сумели разобраться в проекте его самодвижущейся тележки и построить её - предшественницу современного автомобиля. Изобретательность Леонардо не знала границ, поэтому на его чертежах, которые он сам называл «синьками», были часто представлены механизмы, совершенно немыслимые для того времени. Например, он создал чертежи воротов, рычагов и винтов для поднятия огромных тяжестей, хотя их невозможно было создать - изобретение шарикоподшипников было ещё делом далёкого будущего.

Не менее интересны и «мирные» изобретения гения - часы, ткацкий станок (один из самых интересных проектов Леонардо), машина для изготовления иголок, увеличительное стекло (за 100 лет до Галилея!).

Отдавая должное универсальности гения Леонардо да Винчи, нельзя не сказать о том, что он оставил и богатейшее наследие как писатель. Эта грань его таланта представлена баснями, притчами, афоризмами, поучительными, глубокими по смыслу. Вот одна из них: «на фиговое дерево, стоящее без плодов, никто не смотрел, когда же оно захотело, произведя означенные плоды, получить похвалу от людей, то было ими согнуто и сломлено».

Леонардо принадлежит афоризм: «Хорошо прожитая жизнь - долгая жизнь». Жизнь же Леонардо да Винчи - «самой загадочной личности в истории человечества» [по словам Кеннета Кларка, британского историка искусства] - вечная!

фото с сайтов: warwick.ac.uk, ibiblio.org, latimesblogs.latimes.com, bohemianbookworm.com, guardian.co.uk, gallerycache.wordpress.com, bayridgess.limestone.on.ca, smh.com.au, vincemmuseum.wikispaces.com

Также вы можете инициировать обсуждение интересных вам тем на нашего портала.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...