Стипендии и иные виды материальной поддержки. Конспект урока по литературному чтению "В.Лунин «Никого не обижай». С.Михалков «Важный совет»"(1 класс)

Урок 35. И. Токмакова «Купите собаку».
С. Михалков «Важный совет»

Цели деятельности педагога: создать условия для развития речевых умений; совершенствовать навык выразительного чтения и навык чтения целыми словами; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение осмысленно читать вслух, передавая нужную интонацию; находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на поступки людей по отношению к животным; представления о добре и зле, общих нравственных категориях.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам; устанавливать причинно-следственную связь между поступками героев, понимать символы, знаки.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной форме, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.

Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства в процессе обсуждения поступков героев, описании их внешности, высказывать своё отношение и оценивать высказывания партнёра, работая в паре.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: ребусы; изображения собак; энциклопедия о животных; таблица со слогами; карточки с опорными словами.

Урок

I. Актуализация знаний.

Расположите карточки с опорными словами по порядку.

Используя опорные слова, перескажите рассказ.

II. Постановка цели урока.

По первым буквам названий изображенных предметов прочтите название животного, о котором мы сегодня будем читать произведения.

Ответ: собака .

Сегодня мы прочитаем произведение о собаках. Есть ли у вас дома четвероногий друг?

Какой породы?

Как зовут вашу собаку?

Как вы ухаживаете за своей собакой?

Какую пользу приносят собаки?

III . Изучение нового материала.

1. Речевая минутк а.

Прочтите скороговорку медленно, затем быстро и четко:

Слоны умны,

Слоны смирны,

Слоны спокойны и сильны.

2. Отработка навыка чтени я.

Прочтите спрятанные слова.

Рассмотрите двух ёжиков, которые встретились под волшебным деревом. Какой ёжик несёт двусложные слова?

Какой несёт трёхсложные слова?

Составьте эти слова.

Сколько слов из 2 и сколько из 3 слогов унесут на спинках ёжики?

ро-га ка-ре-та

ро-за мо-ло-ко

но-га

мо-ре

ко-за

ре-ка

3. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Купите собаку».

Прочтите название стихотворения.

Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о ком это стихотворение?

въе-дет – въедет

но-во-сёл – новосёл

сгры-зёт – сгрызёт

съест – съест

Объясните значение слова «новосёл».

Новосёл – новый житель.

Заранее подготовленные учащиеся выразительно читают стихотворение И. Токмаковой.

4. Анализ произведени я.

От чьего имени написано стихотворение?

О чём мечтает малыш?

Кого ребёнок просит купить собаку?

Как малыш убеждает своих родителей купить ему собаку?

С какими животными он сравнивает щенка?

С какой интонацией надо читать эти строки?

Прочтите стихотворение выразительно, соблюдая знаки препинания. Передайте при чтении желание мальчика иметь щенка.

5. Чтение текста о собаках на с. 64 учебника (часть 2).

Прочтите текст выразительно вслух.

Что нового вы узнали о собаках?

Какая порода собак вам нравится?

Что вы ещё знаете о собаках?

Какие книги о собаках вы читали?

Кто был предком собак?

Какие породы собак, изображённых на рисунках, вам знакомы?

Что вы о них знаете?

Какие ещё породы собак вам известны?

Сравните текст о собаках, который вы только что читали, и рассказ В. Осеевой «Собака яростно лаяла». Какой текст написан учёным, а какой – писателем?

Физкультминутка

Подарили собаку

Нет, не просто подарили,

В день рожденья подарили

Очень славного щенка!

Он малюсенький пока…

Он идёт смешной-смешной,

Путается в лапах.

Подрастёт щеночек мой –

Он поправдашний, живой, –

Только косолапый.

IV. Продолжение изучения нового материала.

1. Чтение стихотворения С. Михалкова «Важный совет».

Прочтите название произведения.

Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о ком это стихотворение?

Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

вос-пи-ты-вать – воспитывать

по-сред-ством – посредством

вос-пи-тан-ный – воспитанный

вос-пи-та-те-ли – воспитатели

Объясните значение слов и выражений:

Посредством – при помощи.

Преданный – верный, любящий.

Воспитатели пеньки – бесчувственные (плохие) хозяева.

Учитель читает стихотворение.

2. Анализ произведени я.

О чём это стихотворение?

Какой важный совет даёт автор?

Как нельзя воспитывать щенка?

Когда щенок не будет преданным хозяину?

Прочтите последние две строки стихотворения.

Объясните их значение.

Прочтите стихотворение выразительно, соблюдая знаки препинания.

V. Итог урока. Рефлексия.

С какими произведениями мы познакомились?

Как вы думаете, почему многие родители не решаются купить своему ребёнку собаку?

Как собака может оказаться на улице?

Какие вопросы вы задали бы малышу, который мечтает о собаке?

Может ли ребёнок быть ответственным за своего четвероногого друга?

Какие черты характера должны быть у хозяина собаки?

В чём заключается «важный совет» С. Михалкова?

Какие породы собак вам известны?

Внеурочная деятельность: выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения; подготовить рисунок о собаке.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Справочный материал для учителя.

Давно уже сложилось мнение, что самые обходительные из собак – шотландские овчарки, колл и.

Своё название колли получили от черноголовых овец – коллиз, которых с древности пасут в Шотландии. Внешне колли чем-то похожи на лису. Морда у них длинная, узкая, сухая, но, конечно, больше лисьей и хитрости в глазах нет, полное добродушие и доверчивость. Свою нежность и мягкость в обращении с подопечными колли ещё раз доказали в 1952 году, когда привезли их в оленеводческие совхозы Приморья к пятнистым оленям. Раньше оленей держали в загонах, но им нужен простор, дыхание степей и предгорий. Каких только собак не пробовали на роль пастухов! Ни одна не подошла. А колли справились. Олени быстро привыкли к мохнатым подпаскам и во всём подчинялись им.

Из Германии в Россию завезли немецкую овчарку. Много воды утекло с тех пор. Много поработали селекционеры-собаководы. И в результате сложилась новая порода собаки – восточноевропейская овчарк а.

Кажется, нет такой работы, которая была бы ей неизвестна. Она освоила много специальностей. Ходит в дозор с пограничниками, охраняет заводы и склады, долго и терпеливо отыскивает в лабиринте городских улиц следы преступников. И пастухам помогает, служит подпаском: собирает разбредшихся животных, зорко следит, чтобы коровы или овцы ненароком не забрели в рожь или овёс и не потравили посевы. Словом, собака эта – мастер на все лапы. Оно и понятно: восточноевропейская овчарка – собака смелая, чуткая, выносливая и недоверчивая к чужим.

Московская сторожевая – одна из самых молодых пород. Но прародители этой собаки имеют древнюю и интересную историю.

Сенберна р. Далеко в Альпах, на высоте двух с половиной километров, лежит знаменитый Сен-Бернарский перевал. В давние времена перевал этот был единственной ниточкой, связывающей Италию со странами Северной Европы. Много людей проходило здесь.

Но не для всех переход через Альпы оказывался счастливым. Снежные лавины и обвалы, снегопады и метели подстерегали путников. И тогда случалась беда.

Давным-давно построили на перевале монастырь. Монахи этого монастыря и вывели специальную породу собак – умных и сильных, которые стали умелыми горными спасателями. Грозный перевал дал им своё имя.

А в других горах, на Кавказе, давно уже помогали людям неутомимые кавказские овчарк и. Нет, они не вытаскивали людей из-под снежных обвалов, не разыскивали заблудившихся в горах путешественников – служба их была иная. Издавна считались кавказские овчарки отличными пастухами.

Чабану трудно управиться с овцами, даже если и два подпаска всегда под рукой. Но ещё труднее бороться с главными врагами овечьих отар – волками. Хитёр и коварен серый разбойник. Но когда вокруг пасущихся овец лежат на страже кавказские овчарки, чабан спокоен.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5

Конспект урока литературного чтения

Тема: В. Осеева «Собака яростно лаяла»,

И. Токмакова «Купите собаку».

Березники, 2011

Цели урока:

    познакомить с произведениями В. Осеевой « Собака яростно лаяла», И. Токмаковой « Купите собаку»; развивать умение прогнозировать текст; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; прививать любовь к животным.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся:

    осознанно и выразительно читать произведения; сравнивать и различать художественные и научно - популярные тексты; характеризовать героев и их поступки; рассказывать содержание текста с опорой в обсуждении проблемных ситуаций.

Оборудование:

Выставка книг по теме «Собака – друг человека» компьютер мультимедийный проектор, экран набор толковых словарей диск или флешка с материалами урока документ – камера учебник

Ход урока:

Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок.

Он позвал нас на урок.

Ну – ка, проверяй, дружок.

Ты готов начать урок?

Всё ли на месте? Всё ли в порядке?

Есть ли учебник? Есть ли тетрадка?

Есть ли ручка и карандаши?

Всё на парту положи.

Речевая разминка:

Коль готовы, не зевайте

За мной чистоговорку повторяйте:

Шо – шо – шо – с другом очень хорошо,

Ши – ши – ши – с ним играю от души,

Шу – шу – шу – ему я хвостик расчешу,

Ша – ша – ша – стала шерстка хороша,

Ше – ше –ше – зря не лает он уже.

Что это за друг такой? (ответ: собака)


Проверка домашнего задания:

(Выразительное чтение текста Н. Сладкова и стихотворений

С. Михалкова « Трезор», Р. Сефа «Кто любит собак…», выставка иллюстраций к прочитанным произведениям.)

ФИЗМИНУТКА: руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,

А потом их развернём и к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей хлопай – топай веселей.

Пошумели, снова сели, на меня все посмотрели.

4. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

а). Игра: «собери пословицу» (слайд)

Малодушных, одного, сто, мужественного, не заменят.

ОТВЕТ: Сто малодушных одного мужественного не заменят. (слайд)

Как Вы понимаете слово « малодушный»?

б). работа с толковым словарем (работа в парах)

Малодушие – отсутствие твердости духа, решительности, мужества.

Малодушный человек – слабовольный человек, проявляющий малодушие.

Объясните смысл пословицы.

Предположите, о чём расскажут новые произведения сегодня на уроке? Как эта пословица может быть связана с животными и малодушием человека?

5. Работа по теме урока.

Откройте учебник на стр. 60 и прочитайте, кто автор рассказа?

Валентина Александровна Осеева (1902 – 1969) (слайд)

б). первичное знакомство с содержанием текста.

Прочитайте название рассказа. О чём говорит название?

Что означает слово « яростно»? (Ярость - сильный гнев)

(Чтение рассказа учителем).

в). Беседа по содержанию прочитанного:

Какие чувства появились у вас при слушании текста?

Что произошло в рассказе?

Почему рассердилась женщина?

Как бы Вы поступили на месте ребят?

г). перечитывание текста детьми «по цепочке» (по предложениям)

Найдите описание котёнка.

Кто спас котёнка?

Чему удивились мальчики?

Могли ли мальчики поступить иначе?

Выберите слова, которые наиболее точно характеризуют поведение ребят.

ФИЗМИНУТКА: мы читали, мы читали и немножечко устали,

А теперь все дружно встали,

ручками похлопали,

ножками потопали,

наклонились влево – вправо,

спинку выправили браво,

снова все за парту сели

и в учебник посмотрели.

д). работа с иллюстрацией.

(учитель проецирует иллюстрацию на экран через документ – камеру)

Рассмотрите иллюстрацию и попробуйте пересказать содержание рассказа, используя план действий на с. 61. (план высвечивается на экране при помощи документ – камеры)

Могли ли ребята помочь котёнку? Каким образом?

А как бы Вы поступили?

е). На стр. 62 есть ещё одно произведение о собаке.

В какой форме оно написано?(стихотворение)

(читает учитель)

О чём мечтает малыш?

У кого из вас есть такая же мечта, поднимите руку.

Чтобы иметь собаку, надо хотя бы немного о собаках знать.

Какие бывают собаки? (ответы детей)

В этом вам поможет разобраться с.64

(текст дети читают про себя)

Каких собак вы ещё для себя открыли?

Сравните рассказ В. Осеевой и этот текст. Какой из них написал учёный, а какой – писатель?

(обсуждение в парах)

СПРАВКА: тексты написанные учёными называются научными текстами.

Рефлексия.

Какое открытие вы сегодня сделали для себя во время урока?

Что вас радовало?

Что огорчало?

Что особенно тронуло вашу душу?

Какое произведение (из прочитанных сегодня на уроке) вы обязательно перечитаете дома?

7. Итог урока:

Спасибо вам, ребята, за работу на уроке! (слайд)

Рекомендую вам изучить книжки, представленные на выставке и если вас заинтересовала тема о собаках, предлагаю взять в библиотеке и прочитать другие произведения о собаках или приготовить рассказ об особенностях какой – то одной породы собак.


Слышали ли вы такие выражения:

    Шевелить мозгами;

    Краем уха;

    Хлопать ушами?

Объясните их значения.

Шевелить мозгами – соображать, думать о чем-то, размышлять. Чтобы вставить пропущенную букву в слове правильно – надо подумать, пошевелить мозгами.

Краем уха - то есть услышать не полностью,частично. Я об этой истории слышал краем уха (то есть чуть -чуть).

Хлопать ушами - слушая что-либо, не понимать содержания услышанного. Все слушали сказку и ты, но думал о чем-то другом, поэтому не понял о чем была сказка. (то есть прослушал)

Я хочу вас попросить сегодня не хлопать ушами, слушать и слышать меня не краем уха и шевелить мозгами.

А сейчас подготовимся к чтению.

1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

II. Упражнения для интонации:

Скороговорка:

Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

Ø «Ползем по словам, как улитки (черепашки), пропевая гласные;

Ø Чтение скороговорки с разной интонацией (весело и грустно)

Ø «Летим по предложению, как птицы (или бежим по предложению) – читаем в быстром темпе

По какой литературной стране мы с вами путешествуем? (Хохотания)

Какие произведения живут в этой стране? (смешные, юмористические, весёлые, забавные)

Для чего мы читаем их? (чтобы научиться чему-то, чтобы воспитывать в себе хорошие качества)

Мы уже с вами обсуждали такие поступки и поведение как: пустая болтовня, хвастовство, умение отвечать за свои поступки, отношение к животным, любопытство, упрямство.

Басни и стихи его
Знают все до одного
Не прочтёшь нигде такого,
Только в книжках Михалкова

Перед вами выставка книг С.Михалкова. Эти книги есть в школьной библиотеке и после урока вы можете взять любую книгу, записать её в библиотеке и пополнить свои читательские дневники произведениями этого автора.

Давайте выясним у С. Михалкова, как рождались его произведения, откуда он брал для них сюжеты? Самостоятельно прочитайте и найдите ответ на данный вопрос.

(Самостоятельное чтение биографии С.Михалкова, уч. пособие с. 98-99)

Как рождались произведения С.Михалкова? (из наблюдений за поведением детей)

С каким настроением он наблюдал за ними? (с доброй улыбкой)

Какой совет дают детям в этой статье? (смейтесь, и не забывайте делать выводы)

Давайте же определим тему нашего урока. (Творчество С. Михалкова) (на доске запись)

Чем будем заниматься? В этом нам помогут фразы. Мы будем…

Итать произведение (кого?) …..

смеяться, и не забывать делать (что?)…

Сегодня у нас будет не просто урок чтения, а урок- суд присяжных заседателей.

Что происходит на суде? (Ответы)

За что человека можно судить? (за его поступки)

Скажите, кто ведёт суд? (судья).

Кто такие присяжные заседатели?

Присяжные заседатели - непрофессиональные судьи, участвующие в судебном процессе. Непрофессионалы-присяжные из числа простых людей выносят вердикт (решение): виновен или же невиновен подсудимый в совершении преступления.

Ну а мы будем судить за поведение.

Распределим роли. Я– судья, вы – присяжные заседатели.

ВСТАТЬ! СУД ИДЕТ!

Сегодня слушается дело под названием «ФОМА». Подсудимый – Фома. САДИТЕСЬ!

Господа присяжные заседатели, вам предстоит вынести вердикт: судить или не судить Фому.

Первой уликой имеющейся в данном деле является аудиозапись. Для понимания материалов по «делу» объясните значение некоторых слов.

Словарная работа.

Переулок - небольшая, обычно узкая улица, соединяющая две другие, параллельные улицы.

Галоши – короткая резиновая обувь.

Конго – река в Центральной Африке

Африка – самый жаркий материк на Земле

Аллигатор – крокодил

Пионерский отряд – группа мальчиков и девочек, объединённых общими интересами.

Послушайте внимательно и скажите, за какое поведение мы будем судить главного героя.

Технологическая карта урока

по литературному чтению

Тема урока:

И. Токмакова «Купите собаку».

С. Михалков «Важный совет»

Цели деятельности педагога: создать условия для развития речевых умений; совершенствовать навык выразительного чтения и навык чтения целыми словами; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение осмысленно читать вслух, передавая нужную интонацию; находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на поступки людей по отношению к животным; представления о добре и зле, общих нравственных категориях.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам; устанавливать причинно-следственную связь между поступками героев, понимать символы, знаки.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной форме, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.

Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства в процессе обсуждения поступков героев, описании их внешности, высказывать своё отношение и оценивать высказывания партнёра, работая в паре.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: ребусы; изображения собак; энциклопедия о животных; таблица со слогами; карточки с опорными словами.

Сценарий урока

I. Актуализация знаний.

- Назовите автора рассказа «Собака яростно лаяла».

- Расположите карточки с опорными словами по порядку.

- Используя опорные слова, перескажите рассказ.

II. Постановка цели урока.

- По первым буквам названий изображенных предметов прочтите название животного, о котором мы сегодня будем читать произведения.

Ответ: собака .

- Сегодня мы прочитаем произведение о собаках. Есть ли у вас дома четвероногий друг?

- Какой породы?

- Как зовут вашу собаку?

- Как вы ухаживаете за своей собакой?

- Какую пользу приносят собаки?

III . Изучение нового материала.

1. Речевая минутк а.

- Прочтите скороговорку медленно, затем быстро и четко:

Слоны умны,

Слоны смирны,

Слоны спокойны и сильны.

2. Отработка навыка чтени я.

- Прочтите спрятанные слова.

- Рассмотрите двух ёжиков, которые встретились под волшебным деревом. Какой ёжик несёт двусложные слова?

- Какой несёт трёхсложные слова?

- Составьте эти слова.

- Сколько слов из 2 и сколько из 3 слогов унесут на спинках ёжики?

ро-га ка-ре-та

ро-за мо-ло-ко

но-га

мо-ре

ко-за

ре-ка

3. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Купите собаку».

- Прочтите название стихотворения.

- Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о ком это стихотворение?

-

въе-дет - въедет

но-во-сёл - новосёл

сгры-зёт - сгрызёт

съест - съест

- Объясните значение слова «новосёл».

Новосёл - новый житель.

Заранее подготовленные учащиеся выразительно читают стихотворение И. Токмаковой.

4. Анализ произведени я.

- От чьего имени написано стихотворение?

- О чём мечтает малыш?

- Кого ребёнок просит купить собаку?

- Как малыш убеждает своих родителей купить ему собаку?

- С какими животными он сравнивает щенка?

- С какой интонацией надо читать эти строки?

- Прочтите стихотворение выразительно, соблюдая знаки препинания. Передайте при чтении желание мальчика иметь щенка.

5. Чтение текста о собаках на с. 64 учебника (часть 2).

- Прочтите текст выразительно вслух.

- Что нового вы узнали о собаках?

- Какая порода собак вам нравится?

- Что вы ещё знаете о собаках?

- Какие книги о собаках вы читали?

- Кто был предком собак?

- Какие породы собак, изображённых на рисунках, вам знакомы?

- Что вы о них знаете?

- Какие ещё породы собак вам известны?

- Сравните текст о собаках, который вы только что читали, и рассказ В. Осеевой «Собака яростно лаяла». Какой текст написан учёным, а какой - писателем?

Физкультминутка

Подарили собаку

Нет, не просто подарили,

В день рожденья подарили

Очень славного щенка!

Он малюсенький пока…

Он идёт смешной-смешной,

Путается в лапах.

Подрастёт щеночек мой -

Он поправдашний, живой, -

Только косолапый.

IV. Продолжение изучения нового материала.

1. Чтение стихотворения С. Михалкова «Важный совет».

- Прочтите название произведения.

- Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о ком это стихотворение?

- Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

вос-пи-ты-вать - воспитывать

по-сред-ством - посредством

вос-пи-тан-ный - воспитанный

вос-пи-та-те-ли - воспитатели

- Объясните значение слов и выражений:

Посредством - при помощи.

Преданный - верный, любящий.

Воспитатели пеньки - бесчувственные (плохие) хозяева.

Учитель читает стихотворение.

2. Анализ произведени я.

- О чём это стихотворение?

- Какой важный совет даёт автор?

- Как нельзя воспитывать щенка?

- Когда щенок не будет преданным хозяину?

- Как называет автор плохих хозяев?

- Прочтите последние две строки стихотворения.

- Объясните их значение.

- Прочтите стихотворение выразительно, соблюдая знаки препинания.

V . Итог урока. Рефлексия.

- С какими произведениями мы познакомились?

- Как вы думаете, почему многие родители не решаются купить своему ребёнку собаку?

- Как собака может оказаться на улице?

- Какие вопросы вы задали бы малышу, который мечтает о собаке?

- Может ли ребёнок быть ответственным за своего четвероногого друга?

- Какие черты характера должны быть у хозяина собаки?

- В чём заключается «важный совет» С. Михалкова?

- Какие породы собак вам известны?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Справочный материал для учителя.

Давно уже сложилось мнение, что самые обходительные из собак - шотландские овчарки, колл и.

Своё название колли получили от черноголовых овец - коллиз, которых с древности пасут в Шотландии. Внешне колли чем-то похожи на лису. Морда у них длинная, узкая, сухая, но, конечно, больше лисьей и хитрости в глазах нет, полное добродушие и доверчивость. Свою нежность и мягкость в обращении с подопечными колли ещё раз доказали в 1952 году, когда привезли их в оленеводческие совхозы Приморья к пятнистым оленям. Раньше оленей держали в загонах, но им нужен простор, дыхание степей и предгорий. Каких только собак не пробовали на роль пастухов! Ни одна не подошла. А колли справились. Олени быстро привыкли к мохнатым подпаскам и во всём подчинялись им.

Из Германии в Россию завезли немецкую овчарку. Много воды утекло с тех пор. Много поработали селекционеры-собаководы. И в результате сложилась новая порода собаки - восточноевропейская овчарк а.

Кажется, нет такой работы, которая была бы ей неизвестна. Она освоила много специальностей. Ходит в дозор с пограничниками, охраняет заводы и склады, долго и терпеливо отыскивает в лабиринте городских улиц следы преступников. И пастухам помогает, служит подпаском: собирает разбредшихся животных, зорко следит, чтобы коровы или овцы ненароком не забрели в рожь или овёс и не потравили посевы. Словом, собака эта - мастер на все лапы. Оно и понятно: восточноевропейская овчарка - собака смелая, чуткая, выносливая и недоверчивая к чужим.

Московская сторожевая - одна из самых молодых пород. Но прародители этой собаки имеют древнюю и интересную историю.

Сенберна р. Далеко в Альпах, на высоте двух с половиной километров, лежит знаменитый Сен-Бернарский перевал. В давние времена перевал этот был единственной ниточкой, связывающей Италию со странами Северной Европы. Много людей проходило здесь.

Но не для всех переход через Альпы оказывался счастливым. Снежные лавины и обвалы, снегопады и метели подстерегали путников. И тогда случалась беда.

Давным-давно построили на перевале монастырь. Монахи этого монастыря и вывели специальную породу собак - умных и сильных, которые стали умелыми горными спасателями. Грозный перевал дал им своё имя.

А в других горах, на Кавказе, давно уже помогали людям неутомимые кавказские овчарк и. Нет, они не вытаскивали людей из-под снежных обвалов, не разыскивали заблудившихся в горах путешественников - служба их была иная. Издавна считались кавказские овчарки отличными пастухами.

Чабану трудно управиться с овцами, даже если и два подпаска всегда под рукой. Но ещё труднее бороться с главными врагами овечьих отар - волками. Хитёр и коварен серый разбойник. Но когда вокруг пасущихся овец лежат на страже кавказские овчарки, чабан спокоен

Литература

1. Диск Поурочные планы 1 класс, издательство "Учитель"

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...