Страдание святого преподобномученика андрея критского. Преподобный андрей критский

Пре­по­доб­но­му­че­ник Ан­дрей Крит­ский жил во вре­мя цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Кон­стан­ти­на Ко­про­ни­ма (741–775), ко­то­рый под стра­хом смер­ти при­ка­зал хри­сти­а­нам убрать свя­тые ико­ны из хра­мов и до­мов. Ве­ру­ю­щие, ко­то­рые без­бо­яз­нен­но со­про­тив­ля­лись нече­сти­во­му ико­но­бор­цу и твер­до дер­жа­лись пре­да­ния свя­тых от­цов, бы­ли за­клю­че­ны в тем­ни­цы. Ко­гда пре­по­доб­ный Ан­дрей услы­шал, что им­пе­ра­тор са­жа­ет в тюрь­мы и му­ча­ет не во­ров и раз­бой­ни­ков, а доб­ро­де­тель­ных и бла­го­че­сти­вых хри­сти­ан, то при­шел в Кон­стан­ти­но­поль и все­на­род­но в хра­ме свя­то­го му­че­ни­ка Ма­ман­та об­ли­чил ере­ти­ка в го­не­нии на ис­тин­ную ве­ру. В оправ­да­ние им­пе­ра­тор ска­зал, что безум­но воз­да­вать честь де­ре­ву и крас­кам. На это пре­по­доб­ный от­ве­тил, что тот, кто стра­да­ет за свя­тые ико­ны, стра­да­ет за Хри­ста, а кто оскорб­ля­ет ико­ну, на ко­то­рой изо­бра­жен Хри­стос, оскорб­ля­ет Са­мо­го Хри­ста. Разъ­ярен­ный ико­но­бо­рец при­ка­зал неми­ло­серд­но ис­тя­зать свя­то­го Ан­дрея. По пу­ти к ме­сту каз­ни му­че­ник ото­шел ко Гос­по­ду. Через сто лет свя­то­му был на­пи­сан ка­нон пре­по­доб­ным Иоси­фом пес­но­пис­цем. По мо­лит­вам пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Ан­дрея ис­це­ля­ют­ся одер­жи­мые.

Страдание святого преподобномученика Андрея Критского

Прошло много времени с тех пор, как прекратились многочисленные жестокие гонения на Христову Церковь, воздвигнутые злочестивыми царями и князьями. После сего Церковь Божия, как бы насажденная на плодоносной земле, и напоенная честною кровью рабов Божиих, распространилась по всем концам земли. В доме Господнем водворился мир и единение веры, процветало благочестие, в людях утверждались добрые нравы, заповеди Господни были соблюдаемы и верующие преуспевали во всех добродетелях. Тогда диавол, завидуя сему, стал отвращать верующих от Христа. Однако он стал действовать не явно, как прежде, но скрытно, – со свойственным ему лукавством. С этою целью он среди самих христиан возбудил иконоборство. По наущению диавола между христианами появились люди, которые, под видом ревности о Боге, стали отвергать почитание святых икон. Диавол внушил сие людям для того, чтобы они, отринув икону Христа, отринули от себя и Самого Христа, – потому что все, что бывает изображаемо на иконе, относится к тому, чей лик изображен на ней. И вот ненавистник человеческого спасения, диавол, возбудил к сему царя Константина, – не равноапостольного, просветившего мир верою Христовою, а другого, с тем же именем, прозванного Копронимом, то есть гноеименным 6735 , так как он сперва осквернил гноем купель своего крещения, а потом и Церковь Христову – своею безбожною ересью. Безумный царь стал говорить, что христианам не подобает поклоняться и почитать иконы, ибо сие есть языческое идолопоклонство. Он не понимал того, что если предмет сам по себе вреден для души, то и изображение его также вредно для души и не должно быть допускаемо. Если же предмет в существе своем заключает добро и полезен для души, то и изображение того предмета есть дело доброе и душеполезное. Языческие боги суть зло, и душепагубны, и посему почитание их воспрещено. Точно также и изображения их суть дело злое, душепагубное, и чтить их воспретил Закон Божий. Свят Господь Бог наш Иисус Христос, священны и рабы Его, и весьма много служат нам на пользу душевную, как и Давид сказал: «Мне же зело честни быша друзи твои, Боже» (Пс.138:17 ). Потому и изображения Господа и честных друзей Его, – которым говорил Господь: «Вы друзья Мои» (Иоан.15:14 ) – священны, душеполезны и мы должны почитать их, зная, что честь, воздаваемая иконам, переходит на лице того, кто изображен на них. Беззаконный царь Копроним, не поняв сего, послал по всем странам своего государства повеление, чтобы все иконы были выброшены из домов Господних и чтобы никто не дерзал хранить их в своем доме. При этом он угрожал ужасными мучениями и смертью всем, не желавшим повиноваться его повелению; и была тогда в Церкви Божией великая скорбь, печаль и сетование 6736 . Многие из верующих, боясь страшной угрозы царя, убегали и скрывались: города опустели, люди разбежались по пустыням, а из оставшихся – некоторые повиновались повелению царя и перестали поклоняться иконам, а другие, твердо держась предания святых отцов, безбоязненно сопротивлялись иконоборцам и были преданы за то различным мукам. Все места заключения, темницы и глубокие рвы наполнены были тогда не разбойниками, не ворами или какими-либо злодеями, но епископами, священниками, иноками и другими благочестивыми людьми.

В то время на острове Крите был один благочестивый и богобоязненный человек, по имени Андрей; он отвергся от мира и славы его и презирал все мирские радости: взяв крест свой, он шел тесным путем, ведущим к небу, и многих приводил с собою к такой же богоугодной жизни. Услыхав, что в Царьграде беззаконный Копроним, ради нового еретического, хульного, иконоборческого учения, многих святых держит в узах, Андрей воспламенился ревностью веры и любви ко Христу и пошел в Царьград. Здесь он без всякого страха, но с великим дерзновением открыто поучал народ не прельщаться словами царя и еретическим учением; более же твердых в вере Андрей укреплял и возбуждал к истинному исповеданию и терпению в муках.

Когда же Андрей увидал, что иконоборцы, по повелению царя, за почитание святых икон – одних жестоко бьют жилами, других опаляют огнем, некоторым выкалывают глаза, или отрезают языки, а иным отсекают руки и ноги – тогда он не мог сего стерпеть. Тотчас Андрей пошел к церкви святого мученика Маманта, где в то время находился царь со множеством своих сановников. Протеснившись сквозь собравшийся там народ, он смело стал перед царем и громким голосом воскликнул:

– Почему ты, царь, называешься христианином и слугою Христовым, а иконы Христовы попираешь и причиняешь так много зла рабам Его?

Андрей хотел было продолжать свою речь далее, но царь повелел схватить его. Тотчас же слуги устремились на Андрея, и одни схватили его за голову, другие за руки, а некоторые за плечи и одежду; повалив Андрея на землю, они начали его бить, влачить по земле и топтать ногами. Желая наружно показать свое милосердие, царь велел перестать бить Андрея и, выйдя из церкви, призвал его к себе и начал сам говорить с ним:

– Откуда, – сказал он, – у тебя явилась такая смелость, что ты пришел сюда и в лицо злословишь меня? От безумия ли, или с каким-либо умыслом? Или для того, чтобы быть известным мне?

Андрей отвечал:

– Не от безумия я сие делаю, и без всякого умысла и не потому, чтобы искал суетной славы от тебя, ибо я все, что ты имеешь в мире, презираю как сон и почитаю за дым. Но я услыхал о твоем злом учении, по которому ты бесчестишь святые иконы и гонишь святую Церковь Божию. Посему «ревность по доме Твоем снедает меня» (Пс.68:10 .), и я пришел сюда издалека, чтобы или убедить тебя, или самому умереть за Христа моего. Если Он – Господь мой, – умер за меня, то я, как образ Его, не должен ли умереть за Его образ?

Царь сказал на сие Андрею:

– Какое беснование и безумие воздавать славу нетленного Бога – дереву, краскам, камню, и не внимать тому, что Бог повелел Моисею не делать никакого подобия? Откуда у вас растет это безумие, что вы столь очевидной истине сопротивляетесь и отдаете себя на погибель? Поверь мне, что не ради истины, не ради Христа, но за твою бесстыдную дерзость и сопротивление я буду тебя мучить.

Андрей не мог перенести такой хулы и сказал:

– Нечестивец! Разве не за Христа страдает тот, кто страдает за Его иконы? Разве бесчестие, которое ты наносишь иконе, не переходит на Того, Кто изображен на ней? Почему же вы тех, кои бесчестят и опрокидывают ваши изображения и статуи, жестоко казните смертью? Вы, как прах, ныне существуете, а завтра исчезнете, однако желаете чрез свои изображения быть в почтении; насколько же больший грех посягать на Образ Христов, ибо бесчестие, сделанное иконе Христа, есть бесчестие Самому Христу, лик Коего на иконе изображен.

Затем святой Андрей хотел было объяснить, какие Бог заповедал через Моисея иметь изображения вместо богов, но царь не позволил ему продолжать, и сказал:

– Если цари гневаются за свои только изображения, то они гораздо более гневаются, когда их злословят в лицо.

И тотчас же велел обнажить святого и бить его без милосердия. Но святой мужественно претерпел все истязания; тогда царь начал склонять Андрея ласкательством повиноваться своему злочестивому повелению. Святой же Андрей, возведя очи к небу, сказал:

– Сохрани Бог, чтобы я отвергся моего Христа в Его святой иконе; тебе, царь, лучше бы заниматься воинскими делами и управлять народом, чем гнать Христа и преследовать рабов Его.

Тогда царь повелел снова жестоко бить Андрея, так что даже земля обагрилась кровью его. Некоторые же из окружающих, для угождения царю, начали бросать в Андрея камнями и разбили ими Андрею уста и сокрушили ребра. Наконец, после многих мучений святой был заключен в темницу, где пробыв некоторое время, утверждал в благочестии приходивших к нему верующих. После сего царь велел опять вывести Андрея из темницы и снова мучить, возобновляя его прежние раны; во время этих мучений тело святого распадалось и раздроблялось. Наконец, связав святому ноги, влекли его по земле через город на место, где бывают казнимы злодеи, и там мучитель повелел умертвить святого Андрея. Когда же его влекли туда чрез торговую площадь, один из еретиков – торговец рыбой, – узнав, по какой причине страждет святой и, будучи научен бесом, схватил нож и рассек мученику ногу: этим он прекратил многострадальный путь Андрея, ибо мученик тотчас же умер от причиненной ему раны 6737 .

Тело святого Андрея было ввергнуто в пропасть с трупами злодеев и лежало там более 12 недель. По повелению Божию, туда стали приходить от различных стран одержимые нечистыми духами: они вынули из пропасти и от трупов тело святого Андрея и положили его на священном месте, и тотчас же, как достойную мзду за сие, получили исцеление. Молитвами святого, при гробе его, многие болящие получали исцеления, ибо святой Андрей имеет дерзновение у Бога и молится за всех нас, предстоя вместе со святыми престолу Господню во веки. Аминь.

В составе Императорского Минология 1034–1041 гг. (изданного В. В. Латышевым, 1912). Неопубликованным остается энкомий Иосифа Калофета (+ 1355) в рукописи XIV в. из монастыря Пантократора .

Преподобный Андрей родился около г. в Дамаске . Согласно житию, составленному Никитой, родителей Андрея Критского звали Георгий и Григория. До 7 лет ребенок был немым и заговорил лишь после причащения Святых Таин . Начальное образование получил в Дамаске, где изучил основы грамматики, риторики и философии. В 15-летнем возрасте Андрей Критский поступил в Святогробское братство при храме Воскресения в Иерусалиме , где был пострижен в монашество , посвящен в чтеца, а затем назначен нотарием и экономом. Осенью г., после того как акты VI Вселенского Собора были присланы в Иерусалим и приняты Иерусалимской Церковью , Андрей Критский вместе с 2 монахами доставил их в Константинополь .

Оставшись в столице Византии, Андрей Критский был посвящен в диакона церкви Святой Софии и прослужил в этом сане свыше 20 лет; в его ведении находились сиротский приют Святого Павла и богадельня при храме Святой Софии. При Константинопольском Патриархе Кире (706–712) Андрей Критский был хиротонисан во епископа и получил назначение на кафедру в г. Гортина (остров Крит) с титулом «архиепископа Критского».

Проповеди Андрея Критского написаны на аттическом диалекте, язык полон метафор и символов. По современному Типикону положено читать на утрене соответствующих праздников 3 Слова святителя на Рождество Богородицы, на Успение Богородицы и на Неделю ваий.

Андрей Критский также известен как мелод , т. е. сочинитель текстов и мелоса, многих ирмосов , самогласных тропарей и самогласных стихир , сохранившихся в рукописных и печатных Ирмологиях, Минеях, Триодях, Стихирарях, Феотокариях (см. Богородичник). Н. Томадакис связывает имя Андрея Критского с созданием жанра 9-песенного канона , вытеснившего собой в литургической практике кондак .

Самый известный канон Андрея Критского, шедевр византийской духовной поэзии – покаянный Великий канон , состоящий из 250 тропарей и 11 ирмосов, повествующий о сюжетах грехопадения и покаяния в Ветхом Завете и Новом Завете (преступление заповеди Адамом, убийство Авеля Каином, покаяние царя Давида и мытаря и др.). Язык Великого канона изобилует цитатами из библейских текстов, аллюзиями на гимны святителя Григория Богослова , преподобного Романа Сладкопевца . После г. Акакием Савваитом был составлен комментарий на Великий канон, упоминающий победу императора Василия II над болгарами, основание Мосинополя и содержащий сведения о завовевании Константинополя латинянами. Андрей Критский писал каноны как на свои собственные ирмосы , так и на ирмосы святителя Германа , преподобного Иоанна Дамаскина , преподобного Космы Маиумского .

Кроме Великого канона Андрею Критскому принадлежат каноны на главные византийские церковные праздники, большинство из них включено в состав современных богослужебных книг: каноны на Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Благовещение, Неделю ваий, Пасху, Преображение, Рождество Пресвятой Богородицы, Зачатие святой Анны, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи, на дни памяти святых Маккавеев, поклонения веригам апостола Петра, святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста и на день обретения его мощей, великомученика Георгия, мученика Кодрата, святителя Игнатия Богоносца, святой Феклы, святителя Николая, святого Патапия, а также каноны, трипеснцы, четверопеснец и самогласные стихиры на многие дни цикла Постной и Цветной Триоди (например, трипеснцы и четверопеснец Страстной седмицы, канон Пасхи, ныне не печатающийся в богослужебных книгах, и др.). Канон Успения Пресвятой Богородицы, по Евергетидскому Уставу (XII в.) положенный на предпразднство Успения, сохранился только в славянских списках . Известно около 70 канонов, приписываемых Андрею Критскому.

Отличительные черты канонов Андрея Критского: отсутствие акростиха , наличие 2-й песни, число тропарей песни обычно превышает 4, песнь может иметь 2 ирмоса.

Служба Андрея Критского содержится в Минее XII в. . В переведенный в 1-й пол. XII в. на Руси нестишной Пролог включены под 4 июля память Андрея Критского без жития, под 4 июня – краткое житие святого . В 1-й пол. XIV в. краткое житие Андрея Критского было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога . Кроме основного праздника 4 июля, в ряде календарей память Андрея Критского указывается под др. датами, отражающими более архаичную визант. традицию: 29 апр.– в Апостоле и 4 июня – в Румянцевском Обиходе . Под 4 июня память Андрея Критского встречается и в более поздних рукописях: напр., в новгородских Минеях и XVI в., происхождение которых Е. М. Шварц связывает с сербскими Минеями, привезенными игуменом Лисицкого монастыря Иларионом с Афона в конце XIV в. ВМЧ содержат под 4 июля проложные жития и пространное житие Андрея Критского, написанное Никитой патрикием и квестором . По мнению А. А. Алексеева, перевод данного жития выполнен в Вост. Болгарии в в. и, по наблюдению О. А. Белобровой, отличается буквальностью . Переводное пространное житие читалось и переписывалось на Руси. В настоящее время известно значительное число его списков XVI -XVIII вв. в составе четьих Миней и сборников. Краткое житие Андрея Критского и Слова Андрея Критского включены во все издания Пролога (7 московских изданий с 1643 по 1696). В кон. XVII в. переработанное житие Андрея Критского с учетом данных печатного Пролога включил в свои Минеи под 4 июля святитель Димитрий Ростовский .

Большое распространение в русской письменности –XVII вв. получили гимнографические произведения и Слова Андрея Критского. Некоторые сочинения сохранились в составе древнейших рукописей XII –XIII вв. (напр., покаянный Великий канон в постной Триоди XII в. , гомилия «О четверодневном Лазаре» в Успенском сборнике кон. XII – нач. XIII вв. . Русские списки кон. XII в. Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г. предписывает читать слова преподобного Андрея из цикла Триоди Постной и Цветной и на двунадесятые праздники (Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3, ч. 1. С. 247–256).

Преподобный Андрей Критский особо почитался в княжеской среде. По всей видимости, он являлся небесным покровителем святого благоверного князя Андрея Боголюбского и Андрея , сына святого благоверного князя Александра Невского . Несомненно в честь Андрея Критского был наречен Андрей, сын Ивана Калиты , родившийся 4 июля г. . Автор анонимного хожения в Царьград (кон. XIII – нач. XIV в.) и Стефан Новгородец (1348–1349) рассказывают об исцелениях от нетленных мощей прп. Андрея, находившихся в константинопольском монастыре его имени .

В Великом каноне , читаемом в четверг 5-й седмицы Великого поста, в каждой из песен перед троичном, помещено по одному тропарю Андрея Критского.

Иконография

Известны 2 типа изображения Андрея Критского – в монашеском и в святительском облачении. Как преподобный (в хитоне, куколе, мантии) Андрей Критский представлен: на фреске в капелле 3 в Гёреме, IX в.,– с длинной седой бородой; на миниатюре Минология XI в. ; на фреске сев. стены диаконника церкви св. Никиты в Чучере, 1309–1316 гг.,– в руках свиток с надписью: «Еще приносим Ти словесную сию...». Также в настенных минологиях: церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.,– в рост; в нартексе церкви Благовещения монастыря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321–1322 гг.,– погрудно; в нартексе церкви вмч. Георгия в с. Оморфи, Кастория (Греция), кон. XIII – нач. XIV вв.; в нартексе архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.; в трапезной монастыря Дионисиат на Афоне, 1547 г. В рус. памятниках – на иконе Божией Матери «Благодатное небо», 40-е гг. XVII в. (церковь Св. Троицы в Никитниках, Москва) – в молении Богородице; иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей, архиеп. Критский», кон. XVII в. (КИАХМЗ) – в молении Иисусу Христу, с развернутым свитком с надписью: «Господи призри с небесе...».

Иконография Андрея Критского как святителя (в фелони, омофоре, с Евангелием в руках), с недлинной седой бородой, получила распространение в рус. искусстве. Так он представлен: на малом саккосе Фотия, митр. Московского, сер. XIV в., XV–XVII вв. – с остроконечной бородой; в греко-грузинской рукописи ; на вологодской иконе «Минея на июль», кон. XVI в.; на миниатюре XVII в. , помещенной перед «Словом Андрея Критского о чести и о поклонении святых икон» – свт.Андрей в белом клобуке; иконе «Пророк Самуил и св. Андрей Критский пред Корсунской иконой Божией Матери», 1707 г., мастера Оружейной палаты (ГРМ),– в черном клобуке и с жезлом; на рус. минейной иконе XVIII в. (музей в Реклингхаузене); иконе «Преподобные Андрей Критский, Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие», 1820 г., написанной И. А. Богдановым-Карбатовским (АМИИ); на эмалевой иконке «Св. равноап. Елена и свт. Андрей Критский», 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) – с раскрытой книгой в руках.

«Ерминия » Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., дважды упоминает Андрея Критского как «старца с седою бородою»: среди святителей, говорящего «Вонми, Господи Иисусе Христе...» (Ч. 3. § 8. № 13), и среди гимнографов, с надписью: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение» (Ч. 3. § 15. № 2). В Большаковском иконописном подлиннике, XVIII в., об Андрее Критском сказано: «Сед, аки Власий, риза кресты, во амфоре [омофоре], испод вохра с белилом».

Храмы, святыни

В г. во имя свт. Андрея Критского был устроен придел в колокольне храма Харитона Исповедника XVII в. (в Огородниках) в Москве.

Частицы мощей свт.Андрея Критского были вложены в Крест воздвизальный, 1494/95 гг. (ГММК); панагию-мощевик Иоанна Грозного, XVI в. (ГММК); в Крест-мощевик, нач. XVII в., из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК).

Литература

  • BHG, N 113–114c;
  • Памятники старинной русской литературы, издаваемые гр. Г. Кушелевым-Безбородко / Под ред. Н. Костомарова. СПб., 1860. С. 415–417;
  • Papadopoulos-Kerameus. Analekta. T. 5. S. 169–179;
  • ЖСв. Июль. С. 69–72;
  • Лопарев Х. Описание некоторых греческих житий святых, III: Житие св. Андрея Критского // ВВ. 1897. Т. 4. С. 345–348;
  • Latysev. Menolog. Fasc. 2. P. 136–137;
  • Гудзий Н. К. К легендам об Иуде предателе и Андрее Критском // РФВ. 1915. № 1;
  • Лихачев Н. П. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики. Л., 1928;
  • Книга хожений: Зап. рус. путешественников XI–XV вв. М., 1984;
  • Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 248–261;
  • Повесть об Андрее Критском // ПЛДР: XVII в. М., 1988. Кн. 1. С. 270–274, 640–641;
  • Белоброва О. А. Андрей Критский в древнерусской литературе // ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 215–220.
  • Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви. СПб., 1859;
  • Петров Н. О. О происхождении и составе славяно-русского печатного Пролога (иноземные источники). К., 1875;
  • Веселовский А. Н. Андрей Критский в легенде о кровосмесителе и сказание об апостоле Андрее // ЖМНП. 1885. Т. 239. № 6. С. 231–237;
  • Драгоманов М. П. Славяньските преправки на Едиповата история. София, 1891;
  • Пономарев А. Андрей, архиепископ Критский, св. // ПБЭ. Т. 1. Стб. 765–769;
  • Heisenberg A. Ein jambisches Gedicht d. Andreas v. Kreta // BZ. 1901. Bd. 10. S. 505–514;
  • Vailhe S. Saint Andre de Crete // EO. 1901/02. T. 5. P. 378–387;
  • М-ов П. Св. Андрей Критский как церковный песнописец // Олонецкие ЕВ. 1902. № 4. С. 143–149; № 5. С. 181–187; № 6. С. 221–226; № 7. С. 276–279; № 8. С. 299–302; № 9. С. 330–334;
  • Рождественский М. Св. Андрей Критский как церковный песнописец // Странник. 1902. Март. С. 447–472. Июнь. С. 1136–1141;
  • Филарет. Песнопевцы. С. 195–200;
  • Petit L. Andre de Crete // DACL. T. 1. Col. 2034–2041;
  • Колокольников М., свящ. Великий «канон» св. Андрея Критского и его совр. значение // Странник. 1909. № 2. С. 192–206;
  • Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910. С. 98–107;
  • Mercenier E. A propos d’Andre de Crete // Tome commemoratif du millenaire de la Bibliotheque Patrarcale d’Alexandrie. Alexandrie, 1953. P. 170–178;
  • Sanz P. Ein Fragment eines neuen Kanon d. Andreas v. Kreta // JOBG. 1955. Bd. 4. S. 1–11;
  • Тодоров Т. Св. Андрей Критский – великий песнописец // Церковен вестник. София, 1961. № 6;
  • Будовниц И. У. Словарь русcкой, украинской, белорусской письменности и литературы до XVIII в. М., 1962. С. 76, 298;
  • Сарафанова (Демкова) Н. С. Произведения древнерусской письменности в сочинениях Аввакума // ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 335;
  • Shiro G. Caratteristiche dei canoni di Andrea Cretese: Studi su alcune composizioni inediti del melode // Krhtik Cronik. 1963. T. 15–16. S. 113–138;
  • Richard M. Le commentaire du Grand Canon d’ Andre de Crete par Acace le Sabaïte // EEBS. 1965. T. 34. S. 304–311;
  • Талин В. Святый Андрей, пастырь Критский, и его Великий покаянный канон // ЖМП. 1968. № 2. С. 65–72;
  • Рябцев А. Великий канон – школа покаяния (этюд) // Там же. 1969. № 3. С. 71–76;
  • Процюк Ю., прот. Наука покаяння у Великому канонi св. Андрея Критського. Львiв, 1972. Ðêï.;
  • Szoverffy. Hymnography. Vol. 2. P. 6–10;
  • Древнерусское шитье XV–XVIII в. в собрании Гос. Русского музея: Кат. выст. / Сост. и авт. ст. Л. Д. Лихачева. Л., 1980;
  • Климова М. Н. Опыт текстологии Повести об Андрее Критском // Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосиб., 1982. С. 46–61;
  • она же. Повесть об Андрее Критском и фольклор (некоторые аспекты сопоставительного анализа) // Рукописная традиция XVI–XIX веков на востоке России. М., 1983. С. 27–39;
  • НКС. Т. 3. С. 512–513;
  • Правдолюбов С., протод. Великий канон св. Андрея Критского: История. Поэтика. Богословие: Магист. дис. / МДА. М., 1987. Т. 1–2 [Библиогр. и список соч.];
  • Шварц Е. М. Новгородские рукописи XV в.: Кодикол. исслед. ркп. Софийско-Новгородского собр. Гос. Публичной б-ки. М.; Л., 1989. С. 29;
  • Власова О. М. Древнерусское искусство в коллекциях Пермской гос. Художественной галереи // ПКНО, 1992. М., 1993;

Литература по иконографии

  • Ерминия ДФ. С. 160, 175;
  • Detzel. Bd. 2. S. 64;
  • Большаков. Подлинник иконописный. С. 39, 112;
  • Millet, Frolow. Vol. 3. Tab. 32:3, 106:1, 107:2;
  • Skrobucha H. Katalog Ikonenmuseum Recklinghausen. Recklinghausen, 1968. № 266;
  • Knoben U. // LCI. Bd. 5. Sp. 156;
  • Миjовиz. Менолог. С. 191, 280, 301, 373;
  • Правдолюбов С., прот. Великий канон св. Андрея Критского: Магист. дис. Т. 1. Л. 3; Т. 2. Л. 2, 215;
  • Власова О. М. Древнерусское искусство в коллекциях Пермской гос. художественной галереи// ПКНО, 1992. М., 1993;
  • Сорок сороков. Т. 2. C. 483, № 87;
  • Евсеева. Афонская книга. С. 315, № 167;
  • Белоброва О. А. Андрей Критский в древнерусской литературе и искусстве // ТОДРЛ. Т. 51. С. 206–220. Ил. 208;
  • Христианские реликвии. С. 30, 134–136, 177–180.

Использованные материалы

  • Статья из II тома «Православной энциклопедии»

В византийских календарях память Андрея Критского указывается 29 апреля, 4 мая, 4 июня и 4 июля. Под 29 апреля она зафиксирована в Евангелиях XI–XII вв. константинопольского происхождения (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 126); под 4 мая – только в Типиконе Великой церкви X в. (Mateos. Typicon. P. 281); под 4 июня – в Синаксаре Константинопольской церкви X в. (SynCP. Col. 730) и Типиконе Великой церкви X в. (Mateos. Typicon. P. 304–305); под 4 июля – в большинстве греческих календарей: Типиконе Великой церкви X в. (Mateos. Typicon. P. 330–331), во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов, Минологии Василия II (PG. 117. Col. 524), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 453, 457) и Феодора Продрома нач. XII в. (Teodoro Prodromo. Calendario. P. 130)

ГИМ. Син.гр. 437. Л. 208

Messan. Salvad. 27. Fol. 238r

РНБ. O. I. 58. Л. 120 об., XV в.

РНБ. Q.I.1007. Л. 145 об.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Андре́й Кри́тский или Андре́й Иерусали́мский (ок. , Дамаск - 4 июля , Эресос, о. Лесбос) - известный христианский богослов , проповедник и автор духовных гимнов, архиепископ города Гортина на Крите .

Жизнеописание

Считается, что святой Андрей Критский изобрёл или по крайней мере впервые ввёл в византийскую литургическую службу саму форму канона . Авторству Андрея Критского приписывается около 70 канонов.

Великий покаянный канон

Андрей Критский известен как автор Великого покаянного канона , текст которого находится в Триоди постной и состоит из 250 тропарей (строф) и считается самым длинным каноном из существующих. По мнению протопресвитера Александра Шмемана , этот канон «можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой » .

Великий покаянный канон - один из наиболее ранних канонов, поэтому его отличают некоторые особенности: он представляет собой собрание припевов или тропарей к библейским песням . Ирмосы представляют собой стихи из библейских песней, редко дополненные песнописцем. Великий канон содержит 9 песней, это один из немногих канонов, сохранивших в наше время 2-ю песнь.

Почти в каждой песни канона можно выделить 2 части: 1-я - беседа со своей душой о своих грехах и средствах их исправления; 2-я - молитвенный вопль к Богу о помиловании. Для обзора своих грехов он рассматривает библейскую историю: в 8 песнях преимущественно Ветхий Завет и в 1 - 7-ых песнях эпизодически, преимущественно в конце 8-й и в 9-ой - Новый Завет , указывая на примеры грехов и грешников в укоризну своей душе за подражание им и приводя праведников как положительные примеры для подражания. Святой видит себя глубоко грешным человеком, превзошедшим прочих во грехе.

К канону примыкают 2 ряда песнопений: 16 тропарей «Блаженн » (видимо, составленных вместе с каноном) и 24 алфавитных стихир (имеющих алфавитный акростих), ныне читаемых или поющихся на Господи, воззвах .

Впервые богослужебное употребление Великого канона зафиксировано в памятниках студийской традиции, в Ипотипосисе и др. Сам канон появляется уже в древнейших дошедших до нас Постных триодях (X-XI вв). По этим источникам, его пение было предписано на 5-й седмице Великого поста, но день седмицы варьируется.

Данная служба является очень продолжительной и особенно величественно проходит у старообрядцев , которые во время семичасового непрерывного богослужения совершают около тысячи земных поклонов, поскольку старообрядцами на практике выполняются уставные указания о земных поклонах во время богослужения.

На Великий канон в разное время составили комментарии:

В музыке

Напишите отзыв о статье "Андрей Критский"

Примечания

  1. Называют также и 726 года
  2. Православная энциклопедия . Том II. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2001. - С. 352-355. - 752 с. - 40 000 экз. - ISBN 5-89572-007-2
  3. St. Andrew of Crete (англ.)
  4. // Православная энциклопедия . Том II. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2001. - С. 64-65. - 752 с. - 40 000 экз. - ISBN 5-89572-007-2
  5. Творим же на кийждо тропарь метания 3 - Типикон, последование великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста и утрени в четверг пятой седмицы поста
  6. В современной богослужебной практике РПЦ уставные указания о земных поклонах выполняются не во всех приходах и монастырях
  7. "Говорится буквально о метаниях, которые не следует понимать как «малые земные поклоны», «метание суть: в пояс поклонитися как мощи до земли рукою достать, а великий поклон в землю челом ударить» ()
  8. Виссарион (Нечаев), еп. Уроки покаяния в Великом каноне св. Андрея Критского, заимствованные из библейских сказаний. Спб., 1897 - 3-е изд.
  9. Филипп (Симонов), игумен. Училище покаяния: Схолии на полях Великого канона. - М.: ПаломникЪ, 2008.
  10. . Валаам , Никольский скит. 1998
  11. Олег Погудин .

Литература

  • Андрей (св., архиепископ критский) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Православная энциклопедия . Том II. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2001. - С. 352-355. - 752 с. - 40 000 экз. - ISBN 5-89572-007-2
  • // Православная энциклопедия . Том XIXVII. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2004. - С. 453-454. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 5-89572-010-2
  • Кириллин В. М. «Великий покаянный канон» святителя Андрея, архиепископа Критского, в древнерусской переработке // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2003. № 3 (13). С. 79-94.

Ссылки

  • Димитрий Ростовский . Память святого отца нашего Андрея, архиепископа Критского
  • на сайте «Азбука веры»

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Андрей Критский

Но это уже другая, хоть и интереснейшая история.

У тебя не так уж много времени, Изидора. И я думаю, ты захочешь узнать совершенно другое, что близко тебе по сердцу, и что, возможно, поможет тебе найти в себе побольше сил, чтобы выстоять. Ну, а этот, слишком тесно «тёмными» силами запутанный клубок двух чужих друг другу жизней (Радомира и Джошуа), в любом случае, так скоро не расплести. Как я уже сказал, у тебя просто не хватит на это времени, мой друг. Ты уж прости...
Я лишь кивнула ему в ответ, стараясь не показать, как сильно меня занимала вся эта настоящая правдивая История! И как же хотелось мне узнать, пусть даже умирая, всё невероятное количество лжи, обрушенной церковью на наши доверчивые земные головы... Но я оставляла Северу решать, что именно ему хотелось мне поведать. Это была его свободная воля – говорить или не говорить мне то или иное. Я и так была ему несказанно благодарна за его драгоценное время, и за его искреннее желание скрасить наши печальные оставшиеся дни.
Мы снова оказались в тёмном ночном саду, «подслушивая» последние часы Радомира и Магдалины...
– Где же находится этот Великий Храм, Радомир? – удивлённо спросила Магдалина.
– В дивной далёкой стране... На самой «вершине» мира... (имеется в виду Северный Полюс, бывшая страна Гиперборея – Даария), – тихо, будто уйдя в бесконечно далёкое прошлое, прошептал Радомир. – Там стоит святая гора рукотворная, которую не в силах разрушить ни природа, ни время, ни люди. Ибо гора эта – вечна... Это и есть Храм Вечного Знания. Храм наших старых Богов, Мария...
Когда-то, давным-давно, сверкал на вершине святой горы их Ключ – этот зелёный кристалл, дававший Земле защиту, открывавший души, и учивший достойных. Только вот ушли наши Боги. И с тех пор Земля погрузилась во мрак, который пока что не в силах разрушить сам человек. Слишком много в нём пока ещё зависти и злобы. Да и лени тоже...

– Люди должны прозреть, Мария. – Немного помолчав, произнёс Радомир. – И именно ТЫ поможешь им! – И будто не заметив её протестующего жеста, спокойно продолжил. – ТЫ научишь их ЗНАНИЮ и ПОНИМАНИЮ. И дашь им настоящую ВЕРУ. Ты станешь их Путеводной Звездой, что бы со мной ни случилось. Обещай мне!.. Мне некому больше доверить то, что должен был выполнить я сам. Обещай мне, светлая моя.
Радомир бережно взял её лицо в ладони, внимательно всматриваясь в лучистые голубые глаза и... неожиданно улыбнулся... Сколько бесконечной любви светилось в этих дивных, знакомых глазах!.. И сколько же было в них глубочайшей боли... Он знал, как ей было страшно и одиноко. Знал, как сильно она хотела его спасти! И несмотря на всё это, Радомир не мог удержаться от улыбки – даже в такое страшное для неё время, Магдалина каким-то образом оставалась всё такой же удивительно светлой и ещё более красивой!.. Будто чистый родник с животворной прозрачной водой...
Встряхнувшись, он как можно спокойнее продолжил.
– Смотри, я покажу тебе, как открывается этот древний Ключ...
На раскрытой ладони Радомира полыхнуло изумрудное пламя... Каждая малейшая руна начала раскрываться в целый пласт незнакомых пространств, расширяясь и открываясь миллионами образов, плавно протекавших друг через друга. Дивное прозрачное «строение» росло и кружилось, открывая всё новые и новые этажи Знаний, никогда не виданных сегодняшним человеком. Оно было ошеломляющим и бескрайним!.. И Магдалина, будучи не в силах отвести от всего этого волшебства глаз, погружалась с головой в глубину неизведанного, каждой фиброй своей души испытывая жгучую, испепеляющую жажду!.. Она вбирала в себя мудрость веков, чувствуя, как мощной волной, заполняя каждую её клеточку, течёт по ней незнакомая Древняя Магия! Знание Предков затопляло, оно было по-настоящему необъятным – с жизни малейшей букашки оно переносилось в жизнь вселенных, перетекало миллионами лет в жизни чужих планет, и снова, мощной лавиной возвращалось на Землю...
Широко распахнув глаза, Магдалина внимала дивному Знанию Древнего мира... Её лёгкое тело, свободное от земных «оков», песчинкой купалась в океане далёких звёзд, наслаждаясь величием и тишиной вселенского покоя...
Вдруг прямо перед ней развернулся сказочный Звёздный Мост. Протянувшись, казалось, в самую бесконечность, он сверкал и искрился нескончаемыми скоплениями больших и маленьких звёзд, расстилаясь у её ног в серебряную дорогу. Вдали, на самой середине той же дороги, весь окутанный золотым сиянием, Магдалину ждал Человек... Он был очень высоким и выглядел очень сильным. Подойдя ближе, Магдалина узрела, что не всё в этом невиданном существе было таким уж «человеческим»... Больше всего поражали его глаза – огромные и искристые, будто вырезаны из драгоценного камня, они сверкали холодными гранями, как настоящий бриллиант. Но так же, как бриллиант, были бесчувственными и отчуждёнными... Мужественные черты лица незнакомца удивляли резкостью и неподвижностью, будто перед Магдалиной стояла статуя... Очень длинные, пышные волосы искрились и переливались серебром, словно на них кто-то нечаянно рассыпал звёзды... «Человек» и, правда, был очень необычным... Но даже при всей его «ледяной» холодности, Магдалина явно чувствовала, как шёл от странного незнакомца чудесный, обволакивающий душу покой и тёплое, искреннее добро. Только она почему-то знала наверняка – не всегда и не ко всем это добро было одинаковым.
«Человек» приветственно поднял развёрнутую к ней ладонь и ласково произнёс:
– Остановись, Звёздная... Твой Путь не закончен ещё. Ты не можешь идти Домой. Возвращайся в Мидгард, Мария... И береги Ключ Богов. Да сохранит тебя Вечность.
И тут, мощная фигура незнакомца начала вдруг медленно колебаться, становясь совершенно прозрачной, будто собираясь исчезнуть.
– Кто ты?.. Прошу, скажи мне, кто ты?!. – умоляюще крикнула Магдалина.
– Странник... Ты ещё встретишь меня. Прощай, Звёздная...
Вдруг дивный кристалл резко захлопнулся... Чудо оборвалось также неожиданно, как и начиналось. Вокруг тут же стало зябко и пусто... Будто на дворе стояла зима.
– Что это было, Радомир?!. Это ведь намного больше, чем нас учили!..– не спуская с зелёного «камня» глаз, потрясённо спросила Магдалина.
– Я просто чуть приоткрыл его. Чтобы ты могла увидеть. Но это всего лишь песчинка из того, что он может. Поэтому ты должна сохранить его, что бы со мной ни случилось. Любой ценой... включая твою жизнь, и даже жизнь Весты и Светодара.
Впившись в неё своими пронзительно-голубыми глазами, Радомир настойчиво ждал ответа. Магдалина медленно кивнула.
– Он это же наказал... Странник...
Радомир лишь кивнул, явно понимая, о ком она говорила.
– Тысячелетиями люди пытаются найти Ключ Богов. Только никто не ведает, как он по-настоящему выглядит. Да и смысла его не знают, – уже намного мягче продолжил Радомир. – О нём ходят самые невероятные легенды, одни – очень красивы, другие – почти сумасшедшие.

(О Ключе Богов и, правда, ходят разные-преразные легенды. На каких только языках веками не пытались расписывать самые большие изумруды!.. На арабском, иудейском, индусском и даже на латыни... Только никто почему-то не хочет понять, что от этого камни не станут волшебными, как бы сильно кому-то этого не хотелось... На предлагаемых фотографиях видны: иранский псевдо Мани, и Великий Могул, и католический "талисман" Бога, и Изумрудная "дощечка" Гермеса (Emeral tablet) и даже знаменитая индийская Пещера Аполлона из Тианы, которую, как утверждают сами индусы, однажды посетил Иисус Христос. (Подробнее об этом можно прочитать в пишущейся сейчас книге «Святая страна Даария». Часть1. О чём ведали Боги?))
– Просто сработала, видимо, у кого-то когда-то родовая память, и человек вспомнил – было когда-то что-то несказанно великое, Богами подаренное. А вот ЧТО – не в силах понять... Так и ходят столетиями «искатели» неизвестно зачем и кружат кругами. Будто наказал кто-то: «пойди туда – не знаю куда, принеси то – не ведомо что»... Знают только, что сила в нём скрыта дюжая, знание невиданное. Умные за знанием гоняются, ну а «тёмные» как всегда пытаются найти его, чтобы править остальными... Думаю, это самая загадочная и самая (каждому по-своему) желанная реликвия, существовавшая когда-либо на Земле. Теперь всё только от тебя будет зависеть, светлая моя. Если меня не станет, ни за что не теряй его! Обещай мне это, Мария...
Магдалина опять кивнула. Она поняла – то была жертва, которую просил у неё Радомир. И она ему обещала... Обещала хранить удивительный Ключ Богов ценой своей собственной жизни... да и жизни детей, если понадобится.
Радомир осторожно вложил зелёное чудо ей в ладонь – кристалл был живым и тёплым...
Ночь пробегала слишком быстро. На востоке уже светало... Магдалина глубоко вздохнула. Она знала, скоро за ним придут, чтобы отдать Радомира в руки ревнивых и лживых судей... всей своей чёрствой душой ненавидевших этого, как они называли, «чужого посланника»...
Свернувшись в комок меж сильных рук Радомира, Магдалина молчала. Она хотела просто чувствовать его тепло... насколько это ещё было возможно... Казалось, жизнь капля за каплей покидала её, превращая разбитое сердце в холодный камень. Она не могла дышать без него... Этого, такого родного человека!.. Он был её половиной, частью её существа, без которого жизнь была невозможна. Она не знала, как она будет без него существовать?.. Не знала, как ей суметь быть столь сильной?.. Но Радомир верил в неё, доверял ей. Он оставлял ей ДОЛГ, который не позволял сдаваться. И она честно пыталась выжить...
Несмотря на всю нечеловеческую собранность, дальнейшего Магдалина почти не помнила...

Она стояла на коленях прямо под крестом и смотрела Радомиру в глаза до самого последнего мгновения... До того, как его чистая и сильная душа покинула своё ненужное уже, умершее тело.На скорбное лицо Магдалины упала горячая капля крови, и слившись со слезой, скатилась на землю. Потом упала вторая... Так она стояла, не двигаясь, застывшая в глубочайшем горе... оплакивая свою боль кровавыми слезами...
Вдруг, дикий, страшнее звериного, крик сотряс окружающее пространство... Крик был пронзительным и протяжным. От него стыла душа, ледяными тисками сжимая сердце. Это кричала Магдалина...
Земля ответила ей, содрогнувшись всем своим старым могучим телом.
После наступила тьма...
Люди в ужасе разбегались, не разбирая дороги, не понимая, куда несут их непослушные ноги. Будто слепые, они натыкались друг на друга, шарахаясь в разные стороны, и снова спотыкались и падали, не обращая внимания на окружаюшее... Всюду звенели крики. Плачь и растерянность объяли Лысую Гору и наблюдавших там казнь людей, будто только лишь теперь позволив прозреть – истинно увидеть ими содеянное...
Магдалина встала. И снова дикий, нечеловеческий крик пронзил усталую Землю. Утонув в рокоте грома, крик змеился вокруг злыми молниями, пугая собою стылые души... Освободив Древнюю Магию, Магдалина призывала на помощь старых Богов... Призывала Великих Предков.
Ветер трепал в темноте её дивные золотые волосы, окружая хрупкое тело ореолом Света. Страшные кровавые слёзы, всё ещё алея на бледных щеках, делали её совершенно неузнаваемой... Чем-то похожей на грозную Жрицу...
Магдалина звала... Заломив руки за голову, она снова и снова звала своих Богов. Звала Отцов, только что потерявших чудесного Сына... Она не могла так просто сдаться... Она хотела вернуть Радомира любой ценой. Даже, если не суждено будет с ним общаться. Она хотела, чтобы он жил... несмотря ни на что.

Но вот прошла ночь, и ничего не менялось. Его сущность говорила с ней, но она стояла, омертвев, ничего не слыша, лишь без конца призывая Отцов... Она всё ещё не сдавалась.
Наконец, когда на дворе светало, в помещении вдруг появилось яркое золотое свечение – будто тысяча солнц засветила в нём одновременно! А в этом свечении у самого входа возникла высокая, выше обычной, человеческая фигура... Магдалина сразу же поняла – это пришёл тот, кого она так яро и упорно всю ночь призывала...
– Вставай Радостный!.. – глубоким голосом произнёс пришедший. – Это уже не твой мир. Ты отжил свою жизнь в нём. Я покажу тебе твой новый путь. Вставай, Радомир!..
– Благодарю тебя, Отец... – тихо прошептала стоявшая рядом с ним Магдалина. – Благодарю, что услышал меня!

Краткое житие святителя Андрея, архиепископа Критского

Свя-той Ан-дрей был ро-дом из Да-мас-ка (в Си-рии). Бу-дучи немым до се-ми-лет-не-го воз-рас-та, он по-лу-чил дар сло-ва по-сле при-об-ще-ния Свя-тых Тайн. На-чаль-ное об-ра-зо-ва-ние он по-лу-чил в Да-мас-ке, по-зна-ко-мив-шись с ло-ги-кой, ри-то-ри-кой и древ-ней фило-со-фи-ей. На 14 го-ду, же-лая слу-жить Бо-гу, он уда-лил-ся для по-движ-ни-че-ской жиз-ни в Иеру-са-лим-скую оби-тель свя-то-го Сав-вы Освя-щен-но-го. Здесь он стал из-ве-стен сво-ей кро-то-стью, умом и стро-гой жиз-нью. Из оби-те-ли свя-то-го Сав-вы он был взят в Иеру-са-лим-скую пат-ри-ар-хию на долж-ность пись-мо-во-ди-те-ля.

В 679 го-ду он пу-те-ше-ство-вал в ка-че-стве ме-сто-блю-сти-те-ля пат-ри-ар-ше-го пре-сто-ла в Кон-стан-ти-но-поль на VI Все-лен-ский Со-бор. Вско-ре по-сле со-бо-ра он был по-свя-щен в диа-ко-ны при ве-ли-кой Со-фий-ской церк-ви и ка-кое-то вре-мя ру-ко-во-дил опе-кой си-рот и пре-ста-ре-лых. При им-пе-ра-то-ре Юс-ти-ни-ане II свя-той Ан-дрей был ру-ко-по-ло-жен в ар-хи-епи-ско-па Крит-ско-го. Скон-чал-ся свя-ти-тель Ан-дрей Крит-ский в 712 го-ду.

Свя-той Ан-дрей из-ве-стен как про-по-вед-ник и цер-ков-ный по-эт. Он со-ста-вил мно-гие вдох-но-вен-ные мо-лит-вы и пес-но-пе-ния и на-пи-сал Ве-ли-кий По-ка-ян-ный ка-нон, чи-та-е-мый в хра-ме Ве-ли-ким по-стом («Ан-дре-ево сто-я-ние»). На-пи-сал он так-же ка-нон на Рож-де-ство Хри-сто-во и дру-гие празд-ни-ки, три-пес-не-цы (ка-но-ны, со-сто-я-щие из трех пес-ней) на по-ве-че-рие Верб-но-го вос-кре-се-ния и на пер-вые дни Страст-ной сед-ми-цы, сти-хи-ры на Сре-те-ние Гос-подне и дру-гие мо-лит-вы.

Полное житие святителя Андрея, архиепископа Критского

Свя-ти-тель Ан-дрей, ар-хи-епи-скоп Крит-ский, ро-дил-ся в го-ро-де Да-мас-ке в се-мье бла-го-че-сти-вых хри-сти-ан. До се-ми-лет-не-го воз-рас-та маль-чик был нем. За-тем од-на-жды по при-ча-ще-нии Свя-тых Хри-сто-вых Та-ин он об-рел дар ре-чи и на-чал го-во-рить. С то-го вре-ме-ни от-рок на-чал уси-лен-но изу-чать Свя-щен-ное Пи-са-ние и Бо-го-слов-ские на-у-ки.

Че-тыр-на-дца-ти лет он уда-лил-ся в Иеру-са-лим и там при-нял по-стри-же-ние в оби-те-ли пре-по-доб-но-го Сав-вы Освя-щен-но-го. Свя-той Ан-дрей про-во-дил стро-гую, це-ло-муд-рен-ную жизнь, был кро-ток, воз-дер-жан, так что все удив-ля-лись его доб-ро-де-те-ли и ра-зу-му. Как че-ло-век ода-рен-ный и из-вест-ный доб-ро-де-тель-ной жиз-нью, он по про-ше-ствии вре-ме-ни был при-чис-лен к иеру-са-лим-ско-му кли-ру и на-зна-чен сек-ре-та-рем пат-ри-ар-хии - но-та-ри-ем. В 680 го-ду ме-сто-блю-сти-тель Иеру-са-лим-ской пат-ри-ар-шей ка-фед-ры Фе-о-дор вклю-чил ар-хи-ди-а-ко-на Ан-дрея в чис-ло пред-ста-ви-те-лей Свя-то-го Гра-да на IV Все-лен-ском Со-бо-ре, где он про-ти-во-бор-ство-вал ере-ти-че-ским уче-ни-ям, опи-ра-ясь на глу-бо-кие зна-ния пра-во-слав-ных дог-ма-тов. Вско-ре по-сле Со-бо-ра он был ото-зван из Иеру-са-ли-ма в Кон-стан-ти-но-поль и опре-де-лен ар-хи-ди-а-ко-ном к хра-му Свя-той Со-фии Пре-муд-ро-сти Бо-жи-ей. В прав-ле-ние им-пе-ра-то-ра Юс-ти-ни-а-на II (685-695) свя-той Ан-дрей был ру-ко-по-ло-жен в ар-хи-епи-ско-па го-ро-да Гор-ти-ны на ост-ро-ве Крит. На но-вом по-при-ще он про-си-ял как ис-тин-ный све-тиль-ник Церк-ви, ве-ли-кий иерарх - бо-го-слов, учи-тель и гим-но-тво-рец.

Свя-ти-тель Ан-дрей на-пи-сал мно-го бо-го-слу-жеб-ных пес-но-пе-ний. Он стал ос-но-ва-те-лем но-вой ли-тур-ги-че-ской фор-мы - ка-но-на. Из со-став-лен-ных им ка-но-нов бо-лее все-го из-ве-стен Ве-ли-кий По-ка-ян-ный ка-нон, за-клю-ча-ю-щий в сво-их 9 пес-нях 250 тро-па-рей и чи-та-е-мый Ве-ли-ким по-стом. В первую сед-ми-цу По-ста на по-ве-че-рии он чи-та-ет-ся по ча-стям (так на-зы-ва-е-мые "ме-фи-мо-ны") и пол-но-стью - в чет-верг на утре-ни пя-той сед-ми-цы.

Свя-ти-тель Ан-дрей Крит-ский про-сла-вил мно-ги-ми по-хва-ла-ми Пре-чи-стую Де-ву Ма-рию. Ему так-же при-над-ле-жат: ка-нон на Рож-де-ство Хри-сто-во, три-песн-цы на по-ве-че-рии Неде-ли Ва-ий и на пер-вые че-ты-ре дня Страст-ной сед-ми-цы, сти-хи-ры на Сре-те-ние Гос-подне и мно-гие дру-гие пес-но-пе-ния. Про-дол-жа-те-ля-ми его гим-но-гра-фи-че-ской тра-ди-ции бы-ли ве-ли-кие цер-ков-ные пес-но-пев-цы по-сле-ду-ю-щих ве-ков: свя-тые , Иосиф Пес-но-пе-вец, Фе-о-фан На-чер-тан-ный. Со-хра-ни-лись так-же на-зи-да-тель-ные сло-ва свя-ти-те-ля Ан-дрея Крит-ско-го на неко-то-рые цер-ков-ные празд-ни-ки.

О вре-ме-ни кон-чи-ны свя-ти-те-ля сре-ди цер-ков-ных ис-то-ри-ков нет еди-но-го мне-ния. Од-ни на-зы-ва-ют 712, дру-гие - 726 год. Он скон-чал-ся на ост-ро-ве Ми-ли-ти-на, воз-вра-ща-ясь на Крит из Кон-стан-ти-но-по-ля, где был по де-лам Церк-ви. Мо-щи его бы-ли пе-ре-не-се-ны в Кон-стан-ти-но-поль. В 1350 го-ду бла-го-че-сти-вый рус-ский па-лом-ник Сте-фан Нов-го-ро-дец ви-дел их в Кон-стан-ти-но-поль-ском мо-на-сты-ре во имя свя-то-го Ан-дрея Крит-ско-го.

Ин тропарь святителю Андрею, архиепископу Критскому

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́,/ Я́же веще́й и́стина./ Сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче Андре́е,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Правилом веры и образом , учителем явила тебя стаду твоему непреложная . Потому ты приобрел - высокое, нищетою - богатство. Отче Андрей, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Молитва святителю Андрею, архиепископу Критскому

О, пречестна́я и свяще́нная главо́ и благода́ти Свята́го Ду́ха испо́лненная, Спа́сово со Отце́м обита́лище, вели́кий архиере́е, те́плый наш засту́пниче, святи́телю Андре́е! Предстоя́ у Престо́ла всех Царя́ и наслажда́яся све́та единосу́щныя Тро́ицы и херуви́мски со А́нгелы возглаша́я песнь трисвяту́ю, вели́кое же и неизсле́дованное дерзнове́ние име́я ко всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ся па́ствы Христо́вы лю́дем, благостоя́ние святы́х церкве́й утверди́: архиере́и благоле́пием святи́тельства украси́, мона́шествующыя к по́двигом до́браго тече́ния укрепи́, ца́рствующий град и вся гра́ды и страны до́бре сохрани́, и ве́ру святу́ю непоро́чну соблюсти́ умоли́, мир весь предста́тельством твои́м умири́, от гла́да и па́губы изба́ви ны, и от нападе́ния иноплеме́нных сохрани́, ста́рыя уте́ши, ю́ныя наста́ви, безу́мныя умудри́, вдови́цы поми́луй, си́роты заступи́, младе́нцы возрасти́, пле́нных возврати́, немощству́ющыя и моля́щияся тебе́ от всех напа́стей и бед хода́тайством твои́м свободи́: моли́ о нас Всеще́драго и Человеколюби́ваго Христа́ Бо́га на́шего, да и в день Стра́шнаго Прише́ствия Его́ от шу́ияго стоя́ния изба́вит нас, и ра́дости святы́х прича́стники сотвори́т со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая святителю Андрею, архиепископу Критскому

Вели́кий архиере́е, те́плый на́ш засту́пниче, святи́телю Андре́е! Услы́ши смире́нную моли́тву раба́ твоего́ (и́мя) . Приклони́ милосе́рдие Бо́жие ко мне́ и помози́ ми́ в ско́рби мое́й (содержа́ние проше́ния) . Да изба́вит Всеми́лостивый Госпо́дь на́с от бе́д и напа́стей и ра́дости святы́х прича́стники сотвори́т со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В Православной церкви память совершается 4 июля (по юлианскому календарю).

Жизнеописание

Считается, что святой Андрей Критский изобрёл или по крайней мере впервые ввёл в византийскую литургическую службу саму форму канона . Авторству Андрея Критского приписывается около 70 канонов.

Великий покаянный канон

Андрей Критский известен как автор Великого покаянного канона , текст которого находится в Триоди постной и состоит из 250 тропарей (строф) и считается самым длинным каноном из существующих. По мнению протопресвитера Александра Шмемана , этот канон «можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой » .

Великий покаянный канон - один из наиболее ранних канонов, поэтому его отличают некоторые особенности: он представляет собой собрание припевов или тропарей к библейским песням . Ирмосы представляют собой стихи из библейских песней, редко дополненные песнописцем. Великий канон содержит 9 песней, это один из немногих канонов, сохранивших в наше время 2-ю песнь.

Почти в каждой песни канона можно выделить 2 части: 1-я - беседа со своей душой о своих грехах и средствах их исправления; 2-я - молитвенный вопль к Богу о помиловании. Для обзора своих грехов он рассматривает библейскую историю: в 8 песнях преимущественно Ветхий Завет и в 1 - 7-ых песнях эпизодически, преимущественно в конце 8-й и в 9-ой - Новый Завет , указывая на примеры грехов и грешников в укоризну своей душе за подражание им и приводя праведников как положительные примеры для подражания. Святой видит себя глубоко грешным человеком, превзошедшим прочих во грехе.

К канону примыкают 2 ряда песнопений: 16 тропарей «Блаженн » (видимо, составленных вместе с каноном) и 24 алфавитных стихир (имеющих алфавитный акростих), ныне читаемых или поющихся на Господи, воззвах .

Впервые богослужебное употребление Великого канона зафиксировано в памятниках студийской традиции, в Ипотипосисе и др. Сам канон появляется уже в древнейших дошедших до нас Постных триодях (X-XI вв). По этим источникам, его пение было предписано на 5-й седмице Великого поста, но день седмицы варьируется.

Данная служба является очень продолжительной и особенно величественно проходит у старообрядцев , которые во время семичасового непрерывного богослужения совершают около тысячи земных поклонов, поскольку старообрядцами на практике выполняются уставные указания о земных поклонах во время богослужения.

На Великий канон в разное время составили комментарии:

В музыке

Напишите отзыв о статье "Андрей Критский"

Примечания

  1. Называют также и 726 года
  2. Православная энциклопедия . Том II. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» ISBN 5-89572-007-2
  3. (англ.)
  4. // Православная энциклопедия . Том II. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2001. - С. 64-65. - 752 с. - 40 000 экз. - ISBN 5-89572-007-2
  5. Творим же на кийждо тропарь метания 3 - Типикон, последование великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста и утрени в четверг пятой седмицы поста
  6. В современной богослужебной практике РПЦ уставные указания о земных поклонах выполняются не во всех приходах и монастырях
  7. "Говорится буквально о метаниях, которые не следует понимать как «малые земные поклоны», «метание суть: в пояс поклонитися как мощи до земли рукою достать, а великий поклон в землю челом ударить» ()
  8. Виссарион (Нечаев), еп. Уроки покаяния в Великом каноне св. Андрея Критского, заимствованные из библейских сказаний. Спб., 1897 - 3-е изд.
  9. Филипп (Симонов), игумен. Училище покаяния: Схолии на полях Великого канона. - М.: ПаломникЪ, 2008.
  10. . Валаам , Никольский скит. 1998
  11. Олег Погудин .

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Православная энциклопедия . Том II. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2001. - С. 352-355. - 752 с. - 40 000 экз. - ISBN 5-89572-007-2
  • // Православная энциклопедия . Том VII. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2004. - С. 453-454. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 5-89572-010-2
  • Кириллин В. М. «Великий покаянный канон» святителя Андрея, архиепископа Критского, в древнерусской переработке // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2003. № 3 (13). С. 79-94.

Ссылки

  • на сайте «Азбука веры»

Отрывок, характеризующий Андрей Критский

Он, тот медлитель Кутузов, которого девиз есть терпение и время, враг решительных действий, он дает Бородинское сражение, облекая приготовления к нему в беспримерную торжественность. Он, тот Кутузов, который в Аустерлицком сражении, прежде начала его, говорит, что оно будет проиграно, в Бородине, несмотря на уверения генералов о том, что сражение проиграно, несмотря на неслыханный в истории пример того, что после выигранного сражения войско должно отступать, он один, в противность всем, до самой смерти утверждает, что Бородинское сражение – победа. Он один во все время отступления настаивает на том, чтобы не давать сражений, которые теперь бесполезны, не начинать новой войны и не переходить границ России.
Теперь понять значение события, если только не прилагать к деятельности масс целей, которые были в голове десятка людей, легко, так как все событие с его последствиями лежит перед нами.
Но каким образом тогда этот старый человек, один, в противность мнения всех, мог угадать, так верно угадал тогда значение народного смысла события, что ни разу во всю свою деятельность не изменил ему?
Источник этой необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его.
Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями из в немилости находящегося старика выбрать его против воли царя в представители народной войны. И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направлял все свои силы не на то, чтоб убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их.
Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история.
Для лакея не может быть великого человека, потому что у лакея свое понятие о величии.

5 ноября был первый день так называемого Красненского сражения. Перед вечером, когда уже после многих споров и ошибок генералов, зашедших не туда, куда надо; после рассылок адъютантов с противуприказаниями, когда уже стало ясно, что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет, Кутузов выехал из Красного и поехал в Доброе, куда была переведена в нынешний день главная квартира.
День был ясный, морозный. Кутузов с огромной свитой недовольных им, шушукающихся за ним генералов, верхом на своей жирной белой лошадке ехал к Доброму. По всей дороге толпились, отогреваясь у костров, партии взятых нынешний день французских пленных (их взято было в этот день семь тысяч). Недалеко от Доброго огромная толпа оборванных, обвязанных и укутанных чем попало пленных гудела говором, стоя на дороге подле длинного ряда отпряженных французских орудий. При приближении главнокомандующего говор замолк, и все глаза уставились на Кутузова, который в своей белой с красным околышем шапке и ватной шинели, горбом сидевшей на его сутуловатых плечах, медленно подвигался по дороге. Один из генералов докладывал Кутузову, где взяты орудия и пленные.
Кутузов, казалось, чем то озабочен и не слышал слов генерала. Он недовольно щурился и внимательно и пристально вглядывался в те фигуры пленных, которые представляли особенно жалкий вид. Большая часть лиц французских солдат были изуродованы отмороженными носами и щеками, и почти у всех были красные, распухшие и гноившиеся глаза.
Одна кучка французов стояла близко у дороги, и два солдата – лицо одного из них было покрыто болячками – разрывали руками кусок сырого мяса. Что то было страшное и животное в том беглом взгляде, который они бросили на проезжавших, и в том злобном выражении, с которым солдат с болячками, взглянув на Кутузова, тотчас же отвернулся и продолжал свое дело.
Кутузов долго внимательно поглядел на этих двух солдат; еще более сморщившись, он прищурил глаза и раздумчиво покачал головой. В другом месте он заметил русского солдата, который, смеясь и трепля по плечу француза, что то ласково говорил ему. Кутузов опять с тем же выражением покачал головой.
– Что ты говоришь? Что? – спросил он у генерала, продолжавшего докладывать и обращавшего внимание главнокомандующего на французские взятые знамена, стоявшие перед фронтом Преображенского полка.
– А, знамена! – сказал Кутузов, видимо с трудом отрываясь от предмета, занимавшего его мысли. Он рассеянно оглянулся. Тысячи глаз со всех сторон, ожидая его сло ва, смотрели на него.
Перед Преображенским полком он остановился, тяжело вздохнул и закрыл глаза. Кто то из свиты махнул, чтобы державшие знамена солдаты подошли и поставили их древками знамен вокруг главнокомандующего. Кутузов помолчал несколько секунд и, видимо неохотно, подчиняясь необходимости своего положения, поднял голову и начал говорить. Толпы офицеров окружили его. Он внимательным взглядом обвел кружок офицеров, узнав некоторых из них.
– Благодарю всех! – сказал он, обращаясь к солдатам и опять к офицерам. В тишине, воцарившейся вокруг него, отчетливо слышны были его медленно выговариваемые слова. – Благодарю всех за трудную и верную службу. Победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки! – Он помолчал, оглядываясь.
– Нагни, нагни ему голову то, – сказал он солдату, державшему французского орла и нечаянно опустившему его перед знаменем преображенцев. – Пониже, пониже, так то вот. Ура! ребята, – быстрым движением подбородка обратись к солдатам, проговорил он.
– Ура ра ра! – заревели тысячи голосов. Пока кричали солдаты, Кутузов, согнувшись на седле, склонил голову, и глаз его засветился кротким, как будто насмешливым, блеском.
– Вот что, братцы, – сказал он, когда замолкли голоса…
И вдруг голос и выражение лица его изменились: перестал говорить главнокомандующий, а заговорил простой, старый человек, очевидно что то самое нужное желавший сообщить теперь своим товарищам.
В толпе офицеров и в рядах солдат произошло движение, чтобы яснее слышать то, что он скажет теперь.
– А вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать! Потерпите; недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем тогда. За службу вашу вас царь не забудет. Вам трудно, да все же вы дома; а они – видите, до чего они дошли, – сказал он, указывая на пленных. – Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?
Он смотрел вокруг себя, и в упорных, почтительно недоумевающих, устремленных на него взглядах он читал сочувствие своим словам: лицо его становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки, звездами морщившейся в углах губ и глаз. Он помолчал и как бы в недоумении опустил голову.
– А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им, м… и… в г…. – вдруг сказал он, подняв голову. И, взмахнув нагайкой, он галопом, в первый раз во всю кампанию, поехал прочь от радостно хохотавших и ревевших ура, расстроивавших ряды солдат.
Слова, сказанные Кутузовым, едва ли были поняты войсками. Никто не сумел бы передать содержания сначала торжественной и под конец простодушно стариковской речи фельдмаршала; но сердечный смысл этой речи не только был понят, но то самое, то самое чувство величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты, выраженное этим, именно этим стариковским, добродушным ругательством, – это самое (чувство лежало в душе каждого солдата и выразилось радостным, долго не умолкавшим криком. Когда после этого один из генералов с вопросом о том, не прикажет ли главнокомандующий приехать коляске, обратился к нему, Кутузов, отвечая, неожиданно всхлипнул, видимо находясь в сильном волнении.

8 го ноября последний день Красненских сражений; уже смерклось, когда войска пришли на место ночлега. Весь день был тихий, морозный, с падающим легким, редким снегом; к вечеру стало выясняться. Сквозь снежинки виднелось черно лиловое звездное небо, и мороз стал усиливаться.
Мушкатерский полк, вышедший из Тарутина в числе трех тысяч, теперь, в числе девятисот человек, пришел одним из первых на назначенное место ночлега, в деревне на большой дороге. Квартиргеры, встретившие полк, объявили, что все избы заняты больными и мертвыми французами, кавалеристами и штабами. Была только одна изба для полкового командира.
Полковой командир подъехал к своей избе. Полк прошел деревню и у крайних изб на дороге поставил ружья в козлы.
Как огромное, многочленное животное, полк принялся за работу устройства своего логовища и пищи. Одна часть солдат разбрелась, по колено в снегу, в березовый лес, бывший вправо от деревни, и тотчас же послышались в лесу стук топоров, тесаков, треск ломающихся сучьев и веселые голоса; другая часть возилась около центра полковых повозок и лошадей, поставленных в кучку, доставая котлы, сухари и задавая корм лошадям; третья часть рассыпалась в деревне, устраивая помещения штабным, выбирая мертвые тела французов, лежавшие по избам, и растаскивая доски, сухие дрова и солому с крыш для костров и плетни для защиты.
Человек пятнадцать солдат за избами, с края деревни, с веселым криком раскачивали высокий плетень сарая, с которого снята уже была крыша.
– Ну, ну, разом, налегни! – кричали голоса, и в темноте ночи раскачивалось с морозным треском огромное, запорошенное снегом полотно плетня. Чаще и чаще трещали нижние колья, и, наконец, плетень завалился вместе с солдатами, напиравшими на него. Послышался громкий грубо радостный крик и хохот.
– Берись по двое! рочаг подавай сюда! вот так то. Куда лезешь то?
– Ну, разом… Да стой, ребята!.. С накрика!
Все замолкли, и негромкий, бархатно приятный голос запел песню. В конце третьей строфы, враз с окончанием последнего звука, двадцать голосов дружно вскрикнули: «Уууу! Идет! Разом! Навались, детки!..» Но, несмотря на дружные усилия, плетень мало тронулся, и в установившемся молчании слышалось тяжелое пыхтенье.
– Эй вы, шестой роты! Черти, дьяволы! Подсоби… тоже мы пригодимся.
Шестой роты человек двадцать, шедшие в деревню, присоединились к тащившим; и плетень, саженей в пять длины и в сажень ширины, изогнувшись, надавя и режа плечи пыхтевших солдат, двинулся вперед по улице деревни.
– Иди, что ли… Падай, эка… Чего стал? То то… Веселые, безобразные ругательства не замолкали.
– Вы чего? – вдруг послышался начальственный голос солдата, набежавшего на несущих.
– Господа тут; в избе сам анарал, а вы, черти, дьяволы, матершинники. Я вас! – крикнул фельдфебель и с размаху ударил в спину первого подвернувшегося солдата. – Разве тихо нельзя?
Солдаты замолкли. Солдат, которого ударил фельдфебель, стал, покряхтывая, обтирать лицо, которое он в кровь разодрал, наткнувшись на плетень.
– Вишь, черт, дерется как! Аж всю морду раскровянил, – сказал он робким шепотом, когда отошел фельдфебель.
– Али не любишь? – сказал смеющийся голос; и, умеряя звуки голосов, солдаты пошли дальше. Выбравшись за деревню, они опять заговорили так же громко, пересыпая разговор теми же бесцельными ругательствами.
В избе, мимо которой проходили солдаты, собралось высшее начальство, и за чаем шел оживленный разговор о прошедшем дне и предполагаемых маневрах будущего. Предполагалось сделать фланговый марш влево, отрезать вице короля и захватить его.
Когда солдаты притащили плетень, уже с разных сторон разгорались костры кухонь. Трещали дрова, таял снег, и черные тени солдат туда и сюда сновали по всему занятому, притоптанному в снегу, пространству.
Топоры, тесаки работали со всех сторон. Все делалось без всякого приказания. Тащились дрова про запас ночи, пригораживались шалашики начальству, варились котелки, справлялись ружья и амуниция.
Притащенный плетень осьмою ротой поставлен полукругом со стороны севера, подперт сошками, и перед ним разложен костер. Пробили зарю, сделали расчет, поужинали и разместились на ночь у костров – кто чиня обувь, кто куря трубку, кто, донага раздетый, выпаривая вшей.

Казалось бы, что в тех, почти невообразимо тяжелых условиях существования, в которых находились в то время русские солдаты, – без теплых сапог, без полушубков, без крыши над головой, в снегу при 18° мороза, без полного даже количества провианта, не всегда поспевавшего за армией, – казалось, солдаты должны бы были представлять самое печальное и унылое зрелище.
Напротив, никогда, в самых лучших материальных условиях, войско не представляло более веселого, оживленного зрелища. Это происходило оттого, что каждый день выбрасывалось из войска все то, что начинало унывать или слабеть. Все, что было физически и нравственно слабого, давно уже осталось назади: оставался один цвет войска – по силе духа и тела.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...