Сварог василий семенович картины. Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь. Оставить заявку на другие работы художника

Иногда бывает, что на посмертной выставке произведений того или иного мастера ясно видишь, как рано ушел художник из жизни и как много мог он еще сделать. Такое ощущение испытывает посетитель посмертной выставки В. С. Сварога. Так начинается опубликованная в «Литературной газете» статья писателя Леонида Леонова. Сварог принадлежит к старшему поколению советских художников. Великую Октябрьскую социалистическую революцию он встретил уже зрелым, вполне сложившимся мастером—ему было в ту пору 34 года. И тем примечательнее тот энтузиазм, та искренность, с какими отдал он последующие четверть века творчества безраздельному служению народу, воплощению в образах искусства великих идей гениального учения Ленина— Сталина. В. С. Сварог родился в 1883 году в Старой Руссе в бедной крестьянской семье. Старая Русса была в ту пору уездным городом Новгородской губернии. Это один из старейших русских городов. Он расположен на берегах реки Полисти, в котловине, окружающей Ильмень озеро, Садко -новгородском госте.

Поэтичные образы былины вдохновили Н. А. Римского-Корсакова на создание его чудесной оперы «Садко». Ильмень-озеро дало первые художественные впечатления одаренному подростку Сварогу и он первые красоты родного русского пейзажа и он на всю жизнь полюбил пейзажа. В Старой Руссе было около 15 000 жителей. С древних времен город был известен своими соляными рассолами, добывавшимися глубокими колодцами из девонских пород. С 1815 года на старорусских рассолах возник курорт. Благодаря множеству летних приезжих, город представлял «завидное благоустройство по сравнению с другими уездными городами». Так сказано о Старой Руссе в одном из справочников 90-х годов прошлого века. К "завидному благоустройству" справочник относит «общественные сады» парки из отдаленных ключей, театр и обширный гостиный двор со 168 лавками». Родители Сварога не пользовались дарами этого «завидного благоустройства», жили они вдали от курортной части города. Впоследствии В.С. Сварог в картине "Рогочева"прекрасно передал сонный провинциальный облик Старой Руссы.

Отец, Сварога умер, когда Васе не было еще и двух лет. Семья осталась на попечении матери. Тяжелым трудом прачки она зарабатывала на хлеб. Забегая вперед, скажем, что в 1916 году В. С. Сварог, ставший уже к тому времени известным художником, написал портрет. Это одно из лучших его живописных произведений, на весенней Передвижной выставке первой премии. Художник вложил в портрет матери свои глубокие чувства и переживания. Мысленно представляешь себе весь трудный, безрадостный путь, пройденный этой женщиной. Горы чужого грязного белья перестирали святые руки матери, то погружавшиеся в кипяток, то из кипятка—в ледяную воду... Сколько было пролито тихих материнских слез, через какие унижения пройдено, прежде чем она вывела в люди сына Василия и остальных детей... Сварог учился в городском училище. С детства любил рисовать. Преподаватель рисования Чистяков, однофамилец знаменитого художника-педагога, обратил внимание на рисунки своего ученика. — Тебе надо получить художественное образование,— говорил он мальчику - из тебя выйдет толк. Денег в семье не было, и Чистяков решил призвать на помощь либеральную общественность Старой Руссы. Среди жителей был пущен подписной лист. Так собрали сто рублей. И Сварог поехал в Петербург.

Его приняли в школу Штиглица. Это художественное учебное заведение обладало хорошо подобранным составом преподавателей, воспитанники получали серьезное всестороннее образование. В. Сварог поселился у тетки, служившей кухаркой в богатом доме. Жил на кухне, за печкой. Большое влияние на развитие его природных способностей оказал преподаватель по классу акварели —молодой художник П. И. Долгов, прививая ученикам новые приемы работы «по мокрому», он говорил: «Берите краски в полную силу. Впуская их одна в другую, обильно используйте воду. Но сохраняйте при этом свежесть положенного тона и добивайтесь правдивости и точности срисовываемых предметов». Этот новый и смелый технический прием пришелся ученику по душе. Сварог стал пользоваться акварелью так, как учил его Долгов. В дальнейшем он уже никогда не изменял этому приему и довел постоянными упражнениями до совершенства. Товарищи по школе с интересом следили за успехами своего однокашника. Сварог работал много и быстро. И каждый день приносил в класс акварели,гуаши,метко схваченные куски натуры,молниеносные жанровые наброски.

Ленинградский художник П. Бучкин, учившийся вместе со Сварогом, до сих пор помнит тогдашние работы Василия Семеновича: «Все выполнено было ярким пятном. Предметы всегда были взяты в необычном освещении. И всегда выделено только главное, поразившее художника». Школа окончена в 1900 году. Первыми самостоятельными работами Сварога были портреты, картины из крестьянской жизни. Тогда же он стал с увлечением работать в области иллюстрации. В 1905 году, во время первой русской революции, острые сатирические рисунки Сварога появлялись в революционных журналах... «Пулемете», «Зрителе», «Волшебном фонарем." Эти издания подвергались полицейским и цензурным преследованиям. Их закрывали, конфисковывали, но через несколько дней они выходили снова под другими названиями. В дальнейшем Сварог становится постоянным сотрудником большинства иллюстрированных еженедельников - «Солнца России» «Аргуса» «Всемирной панорамы»: «Нивы», «Огонька»и.т.д.

Он выступает Успешно и как иллюстратор произведений современной и классической литературы.Конкурс на лучшие иллюстрации к драме Льва Толстого «Живой труп» приносит Сварогу первую премию. Газетная и книжная иллюстрация поглощала очень много времени, но художник не оставляет и живописи. Картины и акварели Сварога регулярно появляются на многих выставках- «Передвижников», «Независимых» и др. Об успехе его «Портрета матери»мы говорили выше. Уже в тот период ярко выявилась вольная, манера художника, его особый почерк в рисунках. На предельном лаконизме безупречно он передавал не только сходство, но и характер человека, динамику обстановки, «среду». Его произведения не нуждаются в подписи:его не спутаешь другим художником, безошибочно скажешь: «Это -Сварог» Если говорить о том,под чьим влиянием находился в своем творчестве В. С. Сварог, то правильнее всего назвать имя Ильи Ефимовича Репина. Сварог не подражал ему, не старался копировать репинскую школу,- у Репина учился он мастерству, страстному отношению к сюжету, к натуре, реалистическому видению и отображению жизни, правильнее всего назвать

С великим русским художником Сварог познакомился в 1915 году и тогда же написал большой портрет сына Ильи Ефимовича— Юрия и сделал карандашные портреты самого Репина и его жены Н. Б. Нордман-Северовой. В настоящее время перечисленные работы находятся в музее Академии художеств СССР. Портрет Юрия кисти Сварога привел Илью Ефимовича в искренний восторг: «Какая смелость, какая стихийность манеры. Какие богатыри у нас появляются», —-говорил он художникам об этой работе. Портрет имеет весьма любопытную историю. В дни февральской революции 1917 года на чердаке и на крыше дома, где помещалась мастерская Сварога, засели полицейские. Они стреляли оттуда по манифестантам и по солдатам, отказавшимся защищать царское правительство. Во время перестрелки несколько пуль пробили окно мастерской и попали в находившийся там портрет Юрия Репина. Узнав об этом, Илья Ефимович 24 июля 1917 года писал Сварогу: «Дорогой Василий Семенович. Все время думаю о Вас и сокрушаюсь страшно. Неужели портрет, написанный Вами с Юры, так расстрелян?! Я Вас очень прошу отдать его реставрировать Дмитрию Федоровичу Богословскому (мастерские в Музее Александра III в Эрмитаже). Я бы очень желал приобрести у Вас этот портрет, а Богословскому заплачу за исправления уже я. Черкните мне о его стоимости, я немедленно вышлю деньги. Очень прошу Вас уступить его мне, он мне так нравится». Письмо заканчивается приглашением «заглянуть когда—в среду» «Очень обрадуете». Лестно отзывается Репин о новых рисунках Сварога: «Весьма восхищен многими Вашими иллюстрациями в «Огоньке». Через десять дней—4 августа — И. Е. Репин в новом письме из Куоккалы возвращается к вопросу о том же портрете: «Уж Вы меня простите и не сердитесь и не упрямьтесь: я приготовил для Вас 1000 руб. за Юрин портрет Вашей могучей кисти. Но, ради бога, не возитесь сами с реставрацией. Отдайте Богословскому, я с удовольствием прибавлю за всю эту работу. Вероятно, это будет стоить рублей 300, все равно, если и больше. Ведь Вы сами наделаете волдырей, а Вашего драгоценного времени потратите уйму за несносным и несвойственным Вам занятием. Ваш. многовосхищенный огневыми чертами Вашего таланта, поклонник- и любящий скромность Вашей доброй души—невыразимо Илья Репин».

Восхищение огневыми чертами таланта художника И. Е. Репин замечательно выразил в своем портрете Сварога, написанном в год их знакомства. Работа великого мастера полна могучей силы, неувядаемо свежи краски. Композиция портрета-картины удивительно гармонирует с образом Сварога—«солнечного художника и солнечного человека». как называл его Илья Ефимович. Сварог написан с гитарой в руках, на фоне рояля. Изображая его в этом музыкальном «окружении», Репин как бы подчеркивал вторую стихию художника-музыку, пение. Знакомство с И. Е. Репиным перешло в крепкую сердечную дружбу, которая‚—как писал Сварог в автобиографии,—имела для него «особое значение». Их частые встречи, совместные прогулки проходили в оживленных, глубоко содержательных беседах об искусстве, о русской живописи и путях её дальнейшего развития. После Великой Октябрьской социалистической революции огромное влияние на художника имел В. В. Куйбышев-один из ближайших соратников В. И. Ленина и И. В. Сталина. «Тот истинный интерес, с которым он следил за моей работой, писал Сварог,—его консультация до мельчайших подробностей моих композиций дали мне твердую почву в понимании действительно социалистического искусства.

Товарищ Куйбышев органически отрицал всякие формалистические и другие уродливые загибы в искусстве и говорил, что, борясь с ними без пощады, по-большевистски, нужно создавать для молодой советской страны искусство здо- ровое, ясное и грамотное, организующее народ и зовущее к новым победам». Сварог свято хранил эти заветы большевика и государственного деятеля. И все его творчество в советский период было действительно направлено к высоким и благородным целям служения родному народу, родной стране. Значительное место в творчестве Сварога занимает история— от далеких времен Степана Разина до наших дней. Сюда относятся альбома «Декабристы» и картины на сюжеты «Черная сотня» и др.) и отдельные моменты из подпольной революционной деятельности К. Е. Ворошилова(«Стычка с полицейскими», Товарищ К.Е.Ворошилов привез оружие луганским рабочим»)- Переходя от картины к картине, мы словно перелистываем дорогие настольных книги—-«Краткого курса истории ВКП(б))“ биографии товарища Лениным и товарища Сталина. ...Свидание Серго Орджоникидзе с В.И.Лениным в Разливе, где вождь пролетарской революции вынужден был скрываться от ищеек Временного правительства... Шестой съезд партии, среди делегатов которого мы узнаем Свердлова, Молотова, Орджоникидзе. Глаза всех устремлены на товарища Сталина. И мы вспоминаем слова Иосифа Виссарионовича о конце мирного периода революции, о наступившем периоде схваток и взрывов... Сердечная встреча товарища Сталина с Владимиром Ильичем, который 7 октября 1917 года нелегально приехал из Финляндии в Петроград... Партийный центр по руководству восстанием-штаб Октября, где товарищ Сталин принимает делегации матросов, красногвардейцев и дает им последние указания. Ночное петроградское небо, прорезанное синими огнями прожекторов. Сейчас крейсер «Аврора» громом своих пушек возвестит начало новой эры — эры Великой социалистической революции... Образ И. В. Сталина воссоздан Сварогом с огромной нежностью и теплотой. Сколько в нем внутренней силы, непререкаемая убежденность светится в глазах, ощущается в скупом, сдержанном жесте. Таков в воспроизведении художника И. В. Сталин и на трибуне VIII Чрезвычайного съезда Советов в момент выступления о проекте Конституции,таков и в незабываемый день 7 ноября 1941 года,когда с Ленинского мавзолея прозвучало напутственное слово войскам: "Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!".

Отечески внимателен, полон обаяния любимый вождь, учитель, первый и лучший друг каждого советского человека—в его встречах с летчиками и стахановцами, с женщинами общественницами, с детьми. Ощущение счастья от общения с другом, с природой показано в таких картинах, как Ленин и Сталин на террасе в Горках, Сталин в Нальчике (1922 год), Сталин и Ворошилов в ложе театра, Сталин и члены Политбюро в Кремле-перед Первомайским парадом. Проникновенно передает Сварог и образы верных соратников И. В. Сталина—К. Е. Ворошилова, В. В. Куйбышева, С. М. Кирова и образы великих деятелей русской культуры настоящего и прошлого—-Горького, Маяковского, Чайковского. Одна из излюбленных тем Сварога—наша доблестная Советская Армия,её солдаты,командиры, полководцы. Много работ посвящено гражданской войне и учебе армии в мирный период. Наиболее популярны картины "К.Е.Ворошилова "Сталин и Красная Армия."Мы видим здесь В.И.Ленина у прямого провода в Кремле-телеграммой летит по проводам к товарищу Сталину в Царицын от Ленина и обратно.

Художник изображает улицу Царицына вскоре после прибытия товарища Сталина, когда железной беспощадной метлой очищался город от контрреволюционеров. Начало августа 1918 года. Красновские казачьи части ведут яростное наступление на Царицын, пытаясь концентрическим ударом сбросить красные полки на Волгу. После битвы. На командном пункте в знакомой солдатской шинели Иосиф Виссарионович Сталин, которого Центральный Комитет направлял с одного боевого фронта на другой, выбирая наиболее опасные для революции места. Красные войска отражают натиск белоказачьих частей. Разгромленный враг отброшен далеко к Дону. Конец 1918 года. Восточный фронт. За столом, освещенным мерцающим огоньком керосиновой лампы, товарищи Сталин и Дзержинский—партийно-следственная комиссия. прибывшая для расследования причин катастрофы под Пермью. Весна 1919 года. Петроград под угрозой наступления белогвардейской армии генерала Юденича. Надо было немедленно спасать положение. Центральный Комитет для этой цели вновь избирает товарища Сталина.

Товарищ Сталин ликвидировал опаснейшее положение, создавшееся под Питером. Взят с моря мятежный форт Красная Горка. «Морские специалисты, -телеграфировал Иосиф Виссарионович товарищу Ленину,-уверяют что взятие Красной Горки с моря опрокидывает морскую науку. Мне остается лишь оплакивать так называемую науку». Осень того же года. ЦК посылает товарища Сталина на „Южный фронт-решающий фронт гражданской войны. Художник запечатлел момент отъезда Иосифа Виссарионовича. Стоя на ступенях вагона, сняв фуражку, товарищ Сталин прощается с провожающим его командирами. Развернутый строй Первой Конной армии, созданной по инициативе товарища Сталина. Перед конниками товарищ Сталин с картой, на которую нанесен его гениальный план разгрома Деникина. Рядом с Иосифом Виссарионовичем командующий Первой Конной С. М. Буденный и Член Реввоенсовета К. Е. Ворошилов.Пейзажи Донбасса, через который по плану И. В. Сталина лежал путь наших воинских частей, сменяются озаренными солнцем горами и кипарисами Крыма. Товарищ Сталин и товарищ Фрунзе на новом - Врангелевском фронте.

Иллюстрации В. Сварога к книге К. Е. Ворошилова динамичны и темпераментны. Они передают и накаленную атмосферу того времени, и напряжение борьбы, и радость победы. К теме Врангелевского фронта Сварог вернулся несколько лет спустя, когда принял участие в создании панорамы «Штурм Перекопа». Ему принадлежат заключительные части этой коллективной работы -разгром Врангеля на Юшуньских позициях. Изображая эпизоды боевой учебы в мирное время, В. С. Сварог правдиво и зорко отмечает высокий моральный и культурный облик солдат и командиров. Через их подтянутый, ладный внешний вид. выражение лиц, умные пытливые глаза художник передает благородную душу советского воина—защитника Отечества. С жадным любопытством художника и гражданина исколесил Сварог весь Советский Союз и оставил нам колоритные пейзажи Кавказа и центральных русских областей, Урала и Крыма. Западной Украины и северных районов. И то там, то здесь он фиксирует неповторимые знаки эпохи. Вот комбайн на тех местах, которые знали только соху, косу или серп. Вот подросток-пастушок, стерегущий колхозное стадо и читающий «Комсомольскую правду», Это уже не забитый сын батрака и сам с детских лет батрак,——это растущий советский человек, комсомолец, перед которым открыты все пути к знанию,к культурному и общественному развитию.

Художник чувствует поэзию и в букете роз, и в пене морского прибоя, и в первенцах сталинских пятилеток-Днепрогэсе, домнах Макеевки... В 1930 году Сварог провел несколько недель в зерносовхозе «Гигант» на Северном Кавказе и дал серию портретов ударников «Гигант», зарисовки трудовых процессов. В 1931 году с бригадой писателей он побывал на Челябстрое, Кузнецкстрое, Магнитке. Среди его произведений на индустриальные темы—московский хлебозавод в момент посещения его товарищами Кагановичем, Хрущевым, Булганиным и Горьким; автомобильный завод имени Молотова в Горьком и Златоустовский металлозавод; Турксиб и тракторный гигант в Сталинграде.И все это согрето горячей любовью художника к Родине к труду, их мыслями и чувствами, обращенными в будущее. Крупный раздел творчества Сварога—индивидуальные и групповые женские портреты, жанровые зарисовки женщин-общественниц, ударниц и стахановок. Шлюпочный переход жен командиров Черноморского флота, "Товарищ Сталин и стахановки», «Цветы в президиуме,“ улыбающаяся работница хлебозавода— вот грани ярко выраженной темы о женщине- «большой силе» в нашей стране. В статье о работах Сварога, опубликованной в газете "Правда"в 1943 году, Игорь Грабарь писал о том, что он "подлинный мастер акварельного портрета". "Сварог,-писал Грабарь,-берет у натуры её основную главную специфику, отбрасывает ВВС второстепенное и случайное обогащая индивидуальную специфику, отбрасывая все второстепенное и случайное, обогащая индивидуальную суть до предельной возможности. В этом плане выполнено его превосходная серия акварельных портретов выделяется убедительностью формы и тонкий характеристикой портрет покойного Народного артиста РСФСР М.И.Климова." Эту же серию акварельных портретов выделяет и критики Г.Жидков, писавший в том же году в газете "Вечерняя Москва "о выставке произведений Сварога, организованной в связи с 60-летнем со дня рождения художника."Есть много путей, по которым может идти художник-портретист, создавая образ того или иного человека,- читаем в статье Г. Жидкова -Сварог идет от внешнего облика. Он остро видит, замечательно улавливает ритмический рисунок человеческих фигур, сложную ткань движений,из которых слагается облик того, кто изображен на портрете."Игорь Грабарь в цитированной выше статье отмечает также акварельный портрет К.Е.Варошилова и А.М. Горького и "отличную серию рисунков, среди которых лучшими надо признать рисунки пером."

Однако выставка 1943 года не показывала весь творческий путь мастера. По условиям военного времени многие работы Сварога, находящиеся в наших музеях, на ней представлены не были. Посмертная выставка 1948 года гораздо полнее. На ней экспонированы многие работы Сварога из собраний Государственного Исторического музея, Музея Академии художеств СССР, из Государственной Третьяковской галереи, Музея В. И. Ленина, Музея Революции СССР, Музея А. М. Горького, Музея А. С. Пушкина, Центрального Дома Красной Армии, санатория «Архангельское», Музея истории и реконструкции Москвы, Калужского художественного Музея‚ Государственной Минской картинной галереи и т, д. И обозрение посмертной выставки воочию убеждает в том, что акварелями далеко не исчерпывается диапазон этого мастера. Сварог с одинаковым искусством владел как акварелью, так и маслом, карандашом и пером. Творчество Сварога отличается богатством жанров, широтой многоплановыми и многофигурными композициями, исторические полотна -событиями нашего времени, вплоть до освобождения советских городов от немецко-фашистских захватчиков.

Сварог с полным правом может быть назван основоположником советского газетного иллюстрационного жанра. Эти свои работы, выполнявшиеся обычно в крайне сжатые сроки. иногда в течение нескольких часов—по срочным заданиям редакции,-—Сварог называл «композициями». На основе сообщений о каком-либо значительном событии художник силой творческой фантазии тут же воссоздавал обстановку, людей, наполняя острый, броский рисунок глубокими патриотическими чувствами. В числе лучших композиций Сварога могут быть названы «Герои-летчики в Кремле перед полетом», «Товарищ Сталин и восемь летчиков», «Встреча Челюскинцев на Красной площади», «Герои финского фронта» - работы Сварога выполнены на высоком профессиональном уровне. Художник не признавал любительства, дилетантства, всю жизнь неустанно совершенствовал он свое мастерство. Сотни набросков и рисунков в его альбомах показывают, как настойчиво искал он решения тех или иных художественно-технических задач. Сидя в обществе, за столом, он зарисовывал кого-либо из гостей—одно и то же лицо, но в самых различных ракурсах.

Сохранились объемистые альбомы, где нарисованы только руки, или только обувь, или головные уборы и т. д. Десятки может быть, даже сотни набросков то спящей, то умывающейся, то резвящейся кошки предшествуют тем безупречным рисункам пером, о которых восторженно отзывался Игорь Грабарь. Или многочисленные зарисовки домашней утвари, мебели, но каждый раз в новом положении и каждый раз иначе освещенных: стакан чая с «попавшим в него» солнечным лучом... Опрокинутый стул и отброшенная им необычная тень... раскрытая книга, лежащая на газете, которая свисает с края стола.... «Характер» предмета, движение человека или животного — все это художник стремился выразить самыми ограниченными средствами, одним намеком. Искусство Сварога являет собой пример реалистического восприятия и отображения окружающей действительности. Его краски всегда ярки,солнечны, в них отражается жизнелюбие художника. Свои знания,свой опыт, технику и мастерство В.С.Сварог любовно и щедро нес молодежи. В Ленинграде он преподавал в Обществе поощрения художеств, в Москве был художественным руководителем студии имени Грекова и вел занятия по живописи с молодыми художниками—воинами Советском Армии. Среди его бумаг мы встречаем проект организации Московской Академии художеств,где преподавание должно быть поручено, по мысли Сварога,высококвалифицированным профессионалом,хорошо знающим технику живописного искусства.

Талант мастера карандаша и кисти сочетался в Свароге с незаурядными музыкальными способностями. Обладатель прекрасного баса он превосходно пел и старинные русские романсы, и оперные арии, и казацкие песни, блестяще играл на гитаре. Музыкальные способности перешли к нему по наследству от отца, ‘который, будучи на военной службе. по слуху выучился играть на скрипке и виолончели и дирижировал оркестром. К музыке и пению В. С. Сварог относился столь же взыскательно, как и к живописи. Гитара могла стать основной профессией Сварога: он играл не только в домашнем кругу, но и в публичных концертах и в 1907— 1908 годах даже совершал концертные турне. Мало того—Сварог был автором многочисленных оригинальных сочинений для гитары и аранжировок русских народных песен. После него осталась обширная рукописная нотная библиотека для гитары. Мог бы он быть и певцом-профессионалом. Прежде чем попробовать силы на этом поприще, Сварог изучил вокальную литературу, работал над дыханием, над постановкой звука, Тут тоже, как и во всем, что делал Сварог, не было и тени дилетантства.

И в 1918 — 1920 годах в Новгороде и Старой Руссе на подмостках оперной сцены выступал артист Василий Сварог -исполнитель труднейших партий мельника в «Русалке», Мефистофеля в «Фаусте» и др. И в жизни и в творчестве он руководствовался мудрым правилом: «Человек должен уметь все делать своими руками». И он никогда не сидел сложа руки. Работа была для него и отдыхом. Трудовой день проходил в мастерской. Обед. А затем отдых либо с альбомом, либо с гитарой в руках. То он рисует, то играет на гитаре, то поет, себе, то мастерит какие-нибудь раскладной стул, зонт, портативный мольберт. В перерывах делает эскизы в своем стиле, в своем вкусе. Это был широкий и свободный костюм не стеснявший движений-все должно быть легко и удобно:не человек для одежды, а одежда для человека. Мужеством н силой веяло от внешнего облика Сварога. У него были стальные мускулы. Движения отличались пластичностью и быстротой. Его пристальный взгляд из-под густых нависших бровей обнаруживал волевое начало собранной, дисциплинированной целеустремленной натуре.

Друзья-художники справедливо называли Сварога «артистом с головы до ног». К. Е. Ворошилов‚ посетивший посмертную выставку Сварога, оставил яркую запись в книге отзывов: «Выставленные работы В. С. Сварога свидетельствуют своим вы- соким качеством и тематическим многообразием о большом, искрометном таланте их автора. Выставка производит прекрасное впечатление. Большое спасибо ее устроителям!» «Я не был знаком с ним при жизни,—писал генерал-лейтенант А. А. Игнатьев об этой выставке‚— но он стал близким мне, как и всякому посетителю выставки его творений... "Талант!»—услышал я восторженный возглас одного из посетителей.—Нет, не только талант‚—захотелось мне ответить, —а и поразительное умение и неутомимый труд над совершенствованием своего искусства». Дух исканий не покидал художника до конца его творческой жизни. Но эти искания никогда не были для него самоцелью—они были нужны ему, как средство еще более совершенного владения мастерством, для передачи того, чем жила родина, чем жил художник. Чужды были ему и холодный эстетический формализм, и натуралистическое копирование действительности. Главное в его произведениях—правда жизни и правда искусства, душа событий, душа природы и человека.И потому его работы вызывают такой интерес и среди учащейся молодежи и у советской интеллигенции, и у офицеров и солдат нашей армии. На посмертной выставке в книге отзывов чаще всего мы встречаем записи о той радости, какую дает созерцание этих произведений подлинного искусства. А общая мысль, общее чувство всех посетителей выставки прекрасно выражены в одной из записей: "Образ Сталина всюду,как светлая правда нашей жизни."

Путь Василия Семеновича Сварога в искусстве столь необычен, что мы обязаны предоставить слово самому художнику: "Родился я в городе Старая Русса. Родители мои - крестьяне… Мне было полтора года, когда умер отец, и мать тяжелым трудом прачки подняла на ноги троих детей, сумев им дать необходимое образование… Еще в городском училище обратили внимание на мои способности к рисованию, и по его окончании учитель Чистяков собрал среди местной интеллигенции сто рублей и отправил меня в Петербург, где я, успешно выдержав экзамен, поступил в Художественную школу Штиглица". Знания и приобретенные основы мастерства, полученные в школе Штиглица, оказались столь основательными, что после ее окончания (1900) художник начал самостоятельную творческую работу. Жанровые композиции с фрагментами крестьянской жизни и деревенского быта, рисунки для многочисленных в то время журналов, портреты знакомых и на заказ - интенсивная, часто вынужденная работа художника в 1900-1910-е годы. Он получает первые места за серию рисунков к "Живому трупу" Л.Н. Толстого и за участие в плакатном конкурсе журнала Нива, участвует в многочисленных выставках тех лет.

В советское время В.С. Сварог также в работе. С 1919 по 1922 год работал в Старой Руссе как художник и певец в оперном театре, который им же был и организован. Там же пишет много картин и помогает созданию художественного музея. Далее следует историко-революционная серия полотен, портреты вождей и героев того времени. В 1939 году В.С. Сварог пишет для выставки в Нью-Йорке большой холст "Члены Политбюро среди детей в Парке культуры". Художник откликается своими холстами на юбилеи А.С. Пушкина и П.И. Чайковского. Наконец, он преподает в Студии военных художников имени М.Б. Грекова, и потому среди его картин широко представлена героическая тема Красной Армии. Творчество В.С. Сварога в полной мере соответствовало диктату новой жизни и энтузиазму страны

Работы художника находятся в собрании ГТГ.

Оставить заявку на другие работы художника

* - обязательные для заполнения поля

Ваше Ф.И.О. *

Василий Семёнович Сварог (5 (15) марта 1883, Старая Русса - 31 декабря 1946, Москва) - русский и советский художник.

Биография

Василий Семёнович Корочкин родился 5 (15) марта 1883 в городе Старая Русса Новгородской губернии (ныне Новгородская область) в семье крестьянина Семёна и прачки Ольги Васильевны Корочкиных. У Василия было две сестры: Анна (позднее - сельская учительница) и Надежда (в будущем - швея). В два года лишился отца, воспитанием детей занималась мать.

Стремление к рисованию наблюдалось у Василия Семёновича с ранних лет. Заметив его, учитель рисования старорусского городского училища Чистяков собрал среди жителей города по подписке деньги, чтобы талантливый ребёнок после окончания училища мог продолжить художественное образование.

В 1896 году, в тринадцатилетнем возрасте, Василий Семёнович поступает в Центральное училище технического рисования Штиглица в Петербурге и через четыре года успешно заканчивает его. Именно во время обучения и появился псевдоним художника - «Сварог».

На третьем году обучения, перед очередным экзаменом, он получил задание написать картину на тему «Бог небесного огня Сварог» - божество в мифологии западных славян. Ну, наш Вася пошел фантазировать - намалевал солнце, звёзды, молнии, всполохи северного сияния, зори, радуги, а в этом сверкающем окружении - лик божества. Картина удалась, но экзаменаторы сказали: «Корочкин, в зеркало ты, что ли смотрел, когда писал Сварога? Точь-в-точь на тебя похож». С того дня мы в шутку стали величать его Сварогом. Он привык к этому прозвищу.

  • С 1900 года Сварог сотрудничает с петербургскими иллюстрированными журналами «Живописное обозрение», «Волшебный фонарь», «Солнце России».
  • В 1911 году В. С. Сварогу была присуждена первая премия на конкурсе, организованном редакцией журнала «Солнце России», за серию рисунков к произведению Льва Толстого «Живой труп».
  • В 1915 году В. С. Сварог знакомится с Юрием Репиным и пишет его портрет, который привёл в восторг его отца, известного художника Илью Репина. Эта работа позволяет Сварогу сблизиться с мастером, присутствовать на его портретных сеансах.
  • В 1916 году по рекомендации Репина он вступает в Товарищество передвижников и выставляет свои работы на передвижных выставках.
  • В 1916 году Сварог пишет «Портрет матери» (холст, масло). Картина была удостоена первой премии на весенней Передвижной выставке.
  • В 1918 году Сварог принимает активное участие в украшении Петрограда к празднованию первой годовщины Октябрьской революции. Сам художник говорил, что он «работал особенно интенсивно, так как великие события требовали от каждого большого напряжения сил». В это время он создаёт портреты Карла Маркса, Фридриха Энгельса, В. И. Ленина, М. С. Урицкого, В. В. Володарского.
  • С 1919 по 1922 годы в связи с тяжёлой болезнью матери Сварог проводит в Старой Руссе. Здесь он организует Народный дом, создаёт художественную студию, самодеятельные хоровые и оркестровые кружки, любительский оперный театр, где были поставлены «Русалка» Даргомыжского, «Алеко» Рахманинова, «Фауст» Гуно и др. В этот период Сварог создает много картин, посвящённых городу и его жителям - «Портрет Васи Ушакова», «Дети» (экспонировалась в Третьяковской галерее), «Портрет Валентины Казариной», «Рогачёвка» и другие.
  • В 1923 году вступил в Ассоциацию художников революционной России.
  • В 1925 году В. С. Сварог получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за альбом «9 января», для которого он выполнил 11 больших рисунков.
  • После Великой Октябрьской революции творчество Сварога приобретает яркую политическую направленность. Сам художник называет свой жанр «политической композиции». Одни картины выполнялись на основе личных впечатлений, другие на основе газетных сообщений:

Василий Семенович Корочкин (псевдоним - Сварог) родился в полунищей семье крестьянина и прачки в Старой Руссе, уездном городке Новгородской губернии. В двухлетнем возрасте он лишился отца, и вместе с двумя сестрами воспитывался матерью.

Художественное дарование мальчика было замечено рано, еще в церковно-приходском училище. Он жил поблизости от него в одном из переулков за Линейным проспектом. Под влиянием преподавателя П.И. Долгова Вася Корочкин полюбил акварель, и не изменял ей всю жизнь. С младых лет он научился с удивительной легкостью работать в этой тонкой и трудной технике. Между тем он слыл не только одаренным художником, но и способным музыкантом-гитаристом.

Пейзаж

Местная интеллигенция поддержала подрастающий талант, по подписному листу, при инициативе преподавателя училища П.П. Чистякова, были собраны деньги для мальчика, чтобы он смог продолжить образование.

В 1896 году в 13-летнем возрасте будущий живописец уехал в Петербург и поступил в Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица. Здесь он избрал себе новое имя — славянского языческого бога Сварога. Позднее один из однокашников вспоминал, что на третьем году обучения, перед очередным экзаменом, Вася Корочкин получил задание написать картину на тему «Бог небесного огня Сварог» «Ну, наш Вася пошел фантазировать — намалевал солнце, звёзды, молнии, всполохи северного сияния, зори, радуги, а в этом сверкающем окружении — лик божества. Картина удалась, но экзаменаторы сказали: «Корочкин, в зеркало ты, что ли смотрел, когда писал Сварога? Точь-в-точь на тебя похож». С того дня мы в шутку стали величать его Сварогом. Он и привык к этому прозвищу». В училище Сварог жил впроголодь на «медные деньги», но старательно и получил профессиональную подготовку весьма неплохую. Его наставниками были П.И. Долгов, Н.А. Кошелев, А.Н. Новосокольцев, В.Е. Савинский.

Товарищи К.Е. Ворошилов и А.М. Горький в тире ЦДКА

После окончания училища в 1900 году начинающий художник много писал в жанрах пейзажа и портрета, но широкого признания его полотна не снискали. Самые известные его произведения дореволюционного периода связаны с плакатами и журнальной графикой, в основном сатирической. На этом поприще Сварог добился ощутимого успеха. Сначала он работал как иллюстратор в «Живописном обозрении», а затем во многих крупных петербургских журналах и газетах. Редакторы иллюстрированных изданий признали его дарование и охотно давали ему заказы. Он мастеровито исполнял акварели и рисунки пером, также работал углем, графическим и цветными карандашами, пастелью. Такие известнейшие петербургские печатные органы, как «Нива», «Солнце России», с готовностью предоставляли Сварогу свои страницы. В эпоху революции 1905 г. он принимал активное участие в сатирических журналах «Пулемет», «Зритель», «Волшебный фонарь» и др.

В 1911 году В.С. Сварогу была даже присуждена первая премия на конкурсе, организованном редакцией журнала «Солнце России», за серию рисунков к «Живому трупу» Л.Н. Толстого. Позднее он выполнил иллюстрации к стихотворениям И.С. Никитина (1912) и к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (1918).

Солисты

Решающее значение в получении общественного признания и в развитии реалистических творческих начал сыграло близкое знакомство В.С. Сварога с И.Е. Репиным. В 1915 году подающий надежды художник знакомится с Юрием Репиным, сыном прославленного живописца, и пишет портрет своего нового знакомца, который привел в восхищение Илью Ефимовича: «Какая смелость, какая стихийность манеры, какие богатыри у нас появляются!» Восторженная похвала авторитетного мэтра много значила в художественном мире. Портрет, кстати сказать, хранится и по сей день музее-усадьбе И.Е. Репина в «Пенатах». Сварог тогда же написал сепией весьма удачный портрет самого корифея русской живописи. А тот в свою очередь портрет В.С. Сварога. Это уже намного больше, чем устное ободрение, тем более, что Репин предпочитал не живописать коллег по кисти.

Молодой живописец стал своим человеком в репинском имении в Финляндии. Частое гостевание у Ильи Ефимовиче, присутствие на его портретных сеансах оказали, надо полагать, влияние на творческую направленность Сварога, которого даже стали считать репинским учеником.

Штаб Октября

В 1916 г. по рекомендации И.Е. Репина его приняли в Товарищество передвижников. Начиная с этого года, он постоянно выставлял свои работы на передвижных выставках. Лучшим произведением этого периода является «Портрет матери» (1916), удостоенный на весенней Передвижной выставке первой премии. Между тем В.С. Сварог являлся экспонентом и других выставок того времени: «Весенней», «Независимых», «Общины», «Акварелистов». Он также состоял членом Общества русских акварелистов.

Одновременно с живописью В.С. Сварог серьезно и небезуспешно занимался музыкой. Одаренный исключительными музыкальными способностями, абсолютным слухом и прекрасным голосом, он самостоятельно обучился игре на гитаре. В 1907-1908 годах он выступал как гитарист-солист на концертах и гастролировал по России. Ему принадлежит целый ряд музыкальных сочинений, большая часть из которых так и не издана.

Автопортрет

Жизнь художника из провинции, казалось, стала складываться вполне удачно. Февральскую революцию В.С. Сварог воспринял с воодушевлением. Он много и плодотворно сотрудничает с «Нивой» (См. его рисунки: В дни революции. Ведут переодетых полицейских, «Не уйдут». Ловля полицейских по чердакам.).

Но грянул Октябрьский переворот, переломивший надвое не только судьбу России, но и очень многие человеческие судьбы. И Сварог не был исключением: в его творчестве начались резкие повороты.

После прихода к власти большевиков он неожиданно примкнул к левому лагерю авангардистов, каковым никогда не был. При этом развил кипучую деятельность. Сам художник говорил, что он «работал особенно интенсивно, так как великие события требовали от каждого большого напряжения сил». В 1918 году В.С. Сварог принимает активное участие в украшении Петрограда к празднованию первой годовщины Октября. В это же время он создает портреты К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, а также двух наиболее одиозных лиц петроградского партийного руководства: М.С. Урицкого, председатель городской ЧК, и В.В. Володарского, комиссар печати, пропаганды и агитации.

И.В. Сталин и члены Политбюро среди детей в ЦПКиО им. М. Горького

Успех у коммунистических властей В.С. Сварогу был обеспечен, тем более, что огромное большинство деятелей искусства отказывалось сотрудничать с Совдепией. Но художник меняет свой курс на 180 градусов. Из кипучего Петрограда, где выплавлялось новое социалистическое искусство, и создавались новые имена, он уезжает в глушь - на родину, в Старую Руссу. И дело здесь не только в болезни матери и голоде по крупным городам во время гражданской войны.

В Старой Руссе художник проживет с 1919 по 1922 год. И будет заниматься культурно-просветительской деятельностью. Он стал инициатором создания самодеятельного хора и оркестрового кружка. Он положил основание местному художественному музею и художественной студии для подростков. Он организовал Народный дом, а при нем вокальный кружок и оперную труппу. Сам он исполнял на сцене труднейшие оперные партии: мельника в «Русалке», Мефистофеля в «Фаусте», Мазепы в одноименной пьесе и другие.

В это время В.С. Сварог отнюдь не оставляет кисти, он продолжает писать картины. Но они далеки от революционной тематики. Его полотна посвящены Старой Руссе и его жителям: «Рогачёвка» «Портрет Васи Ушакова», «Дети», «Портрет Валентины Казариной» и другие.

В дни революции

По свидетельству жены художника Ларисы Сварог, на вопрос, что для него главное - живопись, музыка или пение, Василии Семенович отвечал: «Во-первых, я художник, но я одинаково страстно люблю музыку и пение. Я не представляю себе жизни без этих трех искусств. Если я когда-нибудь буду лишен одного из них, если равновесие будет нарушено, я, наверное, перестану быть художником».

В 1922 году В.С. Сварог в очередной раз круто меняет свою судьбу: он возвращается в Петроград. Надо полагать, его тяготила провинциальная жизнь, даже наполненная творческим созиданием.

Он возобновил работу как иллюстратор и плакатист. Его многочисленные рисунки появляются в «Ленинградской правде», «Красной газете», позднее в самых крупных советских газетах, выходящих в Москве: «Правде», «Известиях», «Комсомольской правде». Для заработка он стал с 1924 г. преподавать в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Ленинграде.

Доклад В.И.Сталина о принятии Конституции 1936 года

В 1924 году В.С. Сварог вступает ряды Ассоциации художников революционной России (АХРР). Основанная в 1922 году, ассоциация с первых шагов заручилась очень весомой материальной поддержкой со стороны руководства Красной Армии, найдя покровительство в первую очередь у К.Е. Ворошилова. В короткое время ассоциация стала самой многочисленной и мощной организацией среди творческих группировок в стране. Секрет преуспевания АХРР был прост. Члены АХРРа воинственно выступали против каких-либо новаций в изобразительном искусстве, их злейшими врагами являлись авангардисты. Принципом ахровцев стала натурная реалистичность живописи, понятная простому, малообразованному народу. Вместе с тем они полностью поддерживали идеологические установки советско-партийного государства. Потому выбор живописных тем определялся социальным, то есть партийным, заказом: великая социалистическая революция, победоносная Красная Армия, мудрые народные вожди, доблестный труд, счастливый советский быт и прочее. АХРР стал той удобренной почвой, на которой вырос социалистический реализм.

Все эти идеологические установки 20-х годов во многом определили тематический репертуар В.С. Сварога. Его творчество приобрело ярко выраженную политизированную направленность. Сам художник называл свои творения «политическими композициями».

Серый день

Художник исполнял портреты В.И. Ленина, И.В. Сталина, крупнейших партийных деятелей (Г.К. Орджоникидзе, В.В. Куйбышева, С.М. Кирова, К.Е. Ворошилова и др.), рабочих-ударников, писал историко-революционные полотна, народные торжества и праздничные заседания, создавал композиции на индустриальные и колхозные сюжеты, отображал быт и подвиги Красной Армии:

Очень красноречиво говорят сами за себя названия картин, акварелей и рисунков мастера: «Предательство Гапона (9 января 1905 года)», «Черная сотня» (обе - 1929), «Товарищ Ворошилов привез оружие луганским рабочим», «Комбайн за работой», «Гибель "Челюскина"» (все 1931). Он также создает двадцать четыре акварели, объединенные общим заглавием «Красная Армия на маневрах». Художник не раз совершал поездки на крупнейшие новостройки страны. Он живо откликался на актуальную индустриальную тему, написав «Арматурщиков» (1920-е гг), «Волховстрой» (акв. 1924), «Кузнецкстрой»(1931), «Днепрострой» (1932) и другие. Творческую работу Василий Сварог совмещал для заработка с педагогической деятельностью в качестве преподавателя художественно-промышленного техникума.

В 1925 году он получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за альбом «9 января», для которого выполнил 11 больших рисунков. В 1928 г. он успешно экспонировался на выставке к десятилетию РККА.

Ленин и Сталин

В.С. Сварог был знаком с Сергеем Есениным. У них, по некоторым свидетельствам, были планы совместных выступлений: он собирался аккомпанировать на гитаре есенинской декламации. Этим планам, однако, не суждено было осуществиться из-за внезапной смерти поэта. В трагическую ночь 28 декабря 1925 года В.С. Сварог находился в гостинице «Англетер» и сделал в номере С.А. Есенина посмертный карандашный рисунок мертвого поэта (впервые опубликован: «Наше наследие», 1990, № 3). Сторонники версии убийства поэта видят в карандашном наброске подтверждение своей гипотезе. В настоящее время рисунок хранится в Московском государственном музее С.А. Есенина.

С 1929 года постоянным местожительством В.С. Сварога становится Москва, но каких-либо изменений в творчестве живописца переезд не обозначил.

В 1932 году вышло печально известное постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Многочисленные художественные объединения и группировки, ранее существовавшие в СССР, ликвидировались. Всем деятелям искусства было указано объединиться в единый творческий союз. Фактически свобода творчества запрещалась и устанавливалось принудительное единомыслие. 25 июня 1932 г. организуется Московский областной союз советских художников (МОССХ). В.С. Сварог входит в него, встав под знамена соцреализма. Правда, для В.С. Сварога вхождение в МОССХ мало что меняло: он давно ужу стал ангажированным мастером, работающим на социальный заказ.

Советский плакат

Последующие годы он успешно работает над произведениями, выдержанными в свете решений партийных властей. В качестве приоритетного направления в его творчестве становится идеологическая функция искусства как средства массовой пропаганды (См., например, Женщины в колхозах — большая сила. И. Сталин. Плакат. 1935).

Им создана целая галерея портретов деятелей коммунистической партии и правительства. И, конечно, приоритет отдан великому вождю: «И. В. Сталин и дети» (1937), «Доклад И.В. Сталина на VI съезде РСДРП (большевиков)» (1935), «И. В. Сталин и члены Политбюро на Тушинском аэродроме» (1937), «Доклад И.В. Сталина на Чрезвычайном VIII съезде Советов о проекте Конституции СССР (1938), «И.В. Сталин и члены Политбюро среди детей в ЦПКиО им. М. Горького» (1939).

Художник создает сервильные портреты деятелей коммунистической партии и правительства: «К.Е. Ворошилов на маневрах» (1932), «Товарищи К.Е. Ворошилов и А.М. Горький в тире ЦДКА» (1932), «Портрет В. В. Куйбышева на трибуне» (1935) и другие. Живописал он и деятелей культуры: «Портрет Чайковского» (1940), «Портрет Маяковского» (1940), портреты Ф.В. Гладкова, А.Ф. Пахомова, В. П. Полонского, А. А. Радакова, М. Т. Семеновой (1923-1942).

К.Е. Ворошилов на маневрах

В.С. Сварог творит также картины революционно-исторического содержания, далекие, надо заметить, от подлинного отображения исторической действительности: «Смольный. 1917 г.» (1935), «Штурм Зимнего дворца» (1937), «Штаб Октября (1934), переработанный вариант - «Штаб Октября» (1939) и другие.

В своих произведениях В.С. Сварог постоянно откликался на современность, воспевая советский строй. Одни картины выполнялись на основе личных наблюдений, другие только по газетным сообщениям: «Герои-летчицы в Кремле перед полетом» (1934), «Гибель „Челюскина"» (1934), «Встреча челюскинцев на Красной площади» (1934), «Первое мая — пионеры» (1937), «Седовцы на Красной площади» (1940) и так далее.

Вместе с тем В.С. Сварог отображал быт и подвиги Красной Армии, народные торжества и праздничные заседания, создавал композиции на индустриальные и колхозные сюжеты, отличающиеся широким разнообразием жанров и образов. Он также создает ряд плакатов на идейно значимые темы.

Смольный

В качестве иллюстратора В.С. Сварог участвует в очень престижном издании «История Гражданской войны в СССР» под редакцией A.M. Горького, К.Е Ворошилова, И.В. Сталина, А.С. Бубнова и др. Первый том вышел в свет в 1935 году, а через два года многие его непосредственные составители были объявлены «врагами народа» и репрессированы. Книга попала в спецхран, а художник не снискал никаких лавров. Правда, для него все могло закончиться намного хуже. Может быть, тогда у власть имущих и возникла некоторая подозрительность к художнику.

В свободное время от основной работы над идеологически выверенными произведениями, В.С. Сварог, писал, что говорится «для себя», подобно многим другим соцреалистам. Он предпочитал лирические бытовые композиции, выразительные пейзажи, натюрморты, камерные портреты. Здесь следует упомянуть: «Мать и сестра» (1926), акварельный портрет испанского гитариста Андреса Сеговии (1927), портрет гитариста Шаумяна (1928), «После шторма» (1930), «Натюрморт с гитарой» (1934), «Разное стекло» (1934), «Больная» (1935), «Пастушок» (1938), «Рождение поэмы» (1937), «Торбан» (1939), «Море, штиль» (1939). И, пожалуй, лучшее свое произведение, созданное еще в 1926 году - «Автопортрет» (1926).

И.В. Сталин и члены Политбюро на Тушинском аэродроме

В 1940 г. Политуправление военного министерства объединило профессиональных художников в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Студия была организована на базе Изомастерских самодеятельного красноармейского искусства. Перед новым объединением поставили задачи культурного и политического воспитания воинов, а также отображения героического боевого пути Красной Армии. Проблематика была близка В.С. Сварогу в течение долгих лет, потому именно его назначили руководителем студии, и он стал с усиленной энергией писать полотна на военно-патриотическую тематику.

С началом Отечественной войны художник уезжает в эвакуацию сначала в Нальчик, потом в Тбилиси. В это же время В.С. Сварог работал над созданием воодушевляющих плакатов, рисунков, картин, связанных с войной. Репродукции с произведений Сварога публиковались во многих газетах и иллюстрированных изданиях. 25 мая 1942 года в Тбилиси состоялась совместная с И.Э Грабарем выставка картин, выполненных в Тбилиси и Нальчике. В 1942 году В. С. Сварог закончил свою последнюю картину: многофигурную историческую композицию «Степан Разин».

Каляев бросает бомбу в карету великого князя

В октябре 1942 года В.С. Сварога постиг несчастный случай, после которого он так и не оправился. Возвращаясь из эвакуации в Москву, на самаркандском вокзале он переходил железнодорожные пути с чемоданами, споткнулся и ударился левым виском об рельс. В тяжелом состоянии его доставили в Москву. Постепенно он несколько оправился, но вернуться к живописи уже не смог. 31 декабря 1946 года Василий Семенович Сварог скончался.

Похоронен художник на Новодевичьем кладбище. Над могилой стоит надгробие, которое выполнил ученик покойного — известнейший скульптор Н.В. Томский.

В.С. Сварог был добросовестным исполнителем социально-политического заказа своего времени. Его произведения представляют интерес как типологичные образцы социалистического реализма сталинской эпохи. Его полотна в полной мере соответствовали жесткому идеологическому диктату, установленному в России партией коммунистов. Однако, несмотря на все старания, В.С. Сварогу не удалось достичь лидирующего положения в советском официальном искусстве, как, скажем, Владимиру Серову или Александру Герасимову.

Доклад И.В. Сталина на VI съезде РСДРП (большевиков)

В.С. Сварогу так ни разу и не дали сталинской премии, и на высокие посты в художественной иерархии его также не допускали. Лишь в 1943 г. тяжело больной живописец удостоился ордена Трудового Красного Знамени за многолетнюю творческую работу.

В 1948 г. была проведена его посмертная выставка, состоявшаяся усилиями жены и друзей художника. Здесь было представлено около 300 полотен мастера.

По завещанию свыше 180 рисунков, акварелей, полотен было передано в дар Старой Руссе родственниками В.С. Сварога. Они стали основой городской картинной галереи, открытой в 1974 г. Позднее одна из улиц Старой Руссы названа именем художника.

Произведения Сварога хранятся в ГТГ, ГРМ, Академии художеств, Музее Красной армии, Государственном Историческом музее, Центральном Доме Советской Армии, музеях А.С. Пушкина, М. Горького и во многих других государственных художественных собраниях России и стран ближнего зарубежья.

Рукописное наследие Сварога, а также собрание графики и акварелей собрано в Российском государственном архиве литературы и искусства.

Светлана Лучкина

Двойные рисунки - двойные стандарты…


Обладает ли художник способностью оценивать и анализировать увиденное точнее и вернее, нежели простой обыватель?.. Дано ли Мастеру умение схватывать профессиональным оком характерные черты и детали?.. Скорее всего, Вы ответите утвердительно. Ведь именно визуально полученный образ преображается на бумаге в произведение искусства. А иногда и в… непреложное доказательство.
Русский художник Василий Семенович Курочкин, более известный под псевдонимом «Сварог» (- имя бога неба и небесного огня в славяно-русской мифологии), как и любой состоявшийся мастер, знал цену своей наблюдательности и верности линий.
Сварогу довелось жить в такое время, когда от точности линий и общего видения мастера зависели не только его профессиональная репутация и признание публики, но и сама жизнь. После окончания училища, в 1900-е гг. Сварог много работал в жанре пейзажа и портрета. Однако самые известные его произведения дореволюционного периода связаны с плакатами и журнальной сатирической графикой, публиковавшейся в таких петербургских изданиях, как «Живописное обозрение», «Пулемет», «Зритель», «Нива», «Солнце России». В сатирических рисунках и карикатурах еще совсем молодого человека ощущалась рука проницательного мастера психологического портрета. Первым признанием стала премия на конкурсе, организованном редакцией журнала «Солнце России» за серию иллюстраций к роману «Живой труп» Льва Толстого. В 1920-1930-е Сварог публиковал многочисленные рисунки в крупнейших органах печати: «Ленинградской правде», «Красной газете», затем в «Правде», «Известиях», «Комсомольской правде» и других изданиях. Сухие факты официальной биографии вполне красноречиво говорят о блестящей карьере Василия Семеновича Сварога в качестве художника, идеологически созвучного революционной России. Он исполняет портреты В. И. Ленина, И. В. Сталина, их ближайших соратников. Вот некоторые названия его произведений: «Красногвардейцы с пулеметами у Смольного» (1918), «Волховстрой» (1924), «Ленинград» (1925), «К. Е. Ворошилов и А. М. Горький в тире ЦДКА» (1933), «Встреча челюскинцев у Белорусского вокзала» (1934), «Чапаев в бою» (1936), «Ворошилов на байдарке» (1940), «И. В. Сталин и дети» (1937), «И. В. Сталин и члены Политбюро среди детей в ЦПКиО им. М. Горького» (1939), «Штаб Октября» (1940). «Степан Разин» (1941) и т.д.



И. В. Сталин и члены Политбюро ЦК ВКП(б) среди детей в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького в Москве. 1939 год.


Однако, обладая истинным дарованием, Сварог, как и многие другие мастера того времени, которых сейчас можно было бы назвать «ангажированными», с вдохновением творил и в официально не поощряемых жанрах…
Мы выбрали для демонстрации профессиональной зоркости художника произведение, которое вряд ли можно назвать самым популярным из его полотен с точки зрения академического искусства... Сложно описать эстетически выдержанным языком, что конкретно мы видим перед собой и какую гамму чувств должны испытывать. И все же смотрите!


Чтобы нарисовать это свое произведение, 42-летний художник, прибежал ранним декабрьским утром 1925 года в гостиницу «Интернационал» (быв. «Англетер»). К сожалению, нет точных сведений кто, зачем и при каких обстоятельств вызвал художника в гостиницу и каким образом ему стало известно о происшедшей трагедии. В Пятом номере он и сделал несколько рисунков-портретов Сергея Есенина, лежащего на полу, у ног участкового надзирателя, карябающего огрызком карандаша безграмотный Протокол, который он окрестил «актом».


В отличие от новичка-участкого Василий Семенович на тот момент был уже известным мастером с солидной художественной практикой. В том же 1925 году он получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за альбом «9 января», для которого выполнил 11 больших рисунков. Помимо партийной элиты, его дар высоко ценило художественное сообщество. К тому времени за его плечами было благословление великого русского художника Ильи Ефимовича Репина и его рекомендация в Объединение передвижников. За 10 лет до трагического рисунка в «Англетере» Сварогу посчастливилось услышать восторженный возглас Ильи Ефимовича Репина: «Какие богатыри у нас появляются!» Знаменитый русский художник пришел в полный восторг, когда увидел портрет своего сына, Юрия Репина, написанный Сварогом. Вряд ли Николай Горбов, прихотью случай оказавшийся в Пятом номере в роли участкового надзирателя, слышал подобные отзывы в свой адрес. А вот не признававший дилетантства Сварог свою миссию в «Англетере», скорее всего, осознавал предельно ясно.
Чем же нам следует считать набросок из «Англетера»?.. Фактом? Доказательством? Документальным свидетельством? Сложно отмахнуться от некоторых подробностей рисунка, которые нет оснований трактовать как буйную фантазию автора. Мы говорим о скрещенных ногах, которые вряд ли могли оказаться в подобном положении у тела, только что вынутого из петли; о разорванной, расхристанной одежде, которая носит следы жестокой борьбы… Однозначное понимание того, что рисунок слабо вяжется с официальной версией гибели Сергея Есенина, появилось сразу же. И не только у тех, кто догадывался об убийстве, но и у тех, кто знал истинное положение вещей. И как следствие «официальной версии гибели поэта» появилась «официальная версия рисунка Сварога». Именно эту «приглаженную», «застегнутую» версию и знали до определенного момента многие читатели и поклонники творчества Есенина. Вот она:


Подобная вариативность прослеживается и на втором наброске Василия Семеновича, сделанном при тех же обстоятельствах. Речь идет о рисунке головы Сергея Есенина. До недавнего времени мы могли видеть только такой вариант наброска:

И лишь совсем недавно, в 2008 году, Московскому Государственному Музею С.А. Есенина был подарен подлинный посмертный рисунок-портрет Сергея Есенина, выполненный художником Сварогом 28 декабря 1925 года. Рисунок подарил музею профессор Брюссельского университета, академик Жан Бланков. По словам бельгийского ученого, Сварог передал рисунок французскому писателю Анри Барбюсу, который был горячим поклонником СССР.
Под рисунком сохранилась подпись на французском языке: «Сергей Есенин. Первый набросок, сделанный после его смерти».


Рисунок отличается от советского варианта тем, что на виске поэта изображены черные пятна округлой формы - либо запекшаяся кровь, либо следы ран. На оригинале рисунка пятна носят явный характер и не являются ни дефектом изображения, ни случайными «кляксами».
Значение рисунков Сварога трудно переоценить, ведь это уникальные документы, показывающие состояние тела Сергея Есенина сразу после его обнаружения. Именно Сварог отразил то, как выглядел поэт до растиражированных снимков, фотохудожника Моисея Наппельбаума. На снимках «короля ретуши» одежда Есенина уже приведена в порядок, кровь смыта, тело перенесено на кушетку и т.д.
К сожалению, для официального следствия рисунки художника - это всего лишь рисунки художника. Они не могут считаться носителями информации, пригодной для дознания или следственных выводов. «Официальная версия» сделала всё, чтобы живые, кричащие, жуткие наброски Василия Сварога стали молчаливыми, обезличенными свидетельствами присутствия некоего рисовальщика в некоем номере. И у «официальной версии» был бы блестящий шанс объяснить все эти пятна на висках, рваные рукава, расстегнутые брюки, скрещенные ноги просто… художественным вымыслом. Графической метафорой. Эмоциональным восприятием действительности впечатлительным человеком «от искусства». Блестящий был бы шанс, если бы Василий Семенович не объяснил всё сам!
Свои впечатления о том утре, свои заключения о том, что именно он увидел в номере «Англетера» он поведал своему другу, журналисту И. С. Хейсину:
«Мне кажется, что этот Эрлих что-то ему подсыпал на ночь, ну... может быть, и не яд, но сильное снотворное. Не зря же он «забыл» свой портфель в номере Есенина. И домой он «спать» не ходил - с запиской Есенина в кармане. Он крутился не зря все время неподалеку, наверное, вся их компания сидела и выжидала свой час в соседних номерах. Обстановка была нервозная, в Москве шел съезд, в «Англетере» всю ночь ходили люди в кожанках. Есенина спешили убрать, поэтому все было так неуклюже, и осталось много следов. Перепуганный дворник, который нес дрова и не вошел в номер, услышал, что происходит, кинулся звонить коменданту Назарову... А где теперь этот дворник? Сначала была «удавка» - правой рукой Есенин пытался ослабить ее, так рука и закоченела в судороге. Голова была на подлокотнике дивана, когда Есенина ударили выше переносицы рукояткой нагана. Потом его закатали в ковер и хотели спустить с балкона, за углом ждала машина. Легче было похитить. Но балконная дверь не открывалась достаточно широко, оставили труп у балкона, на холоде. Пили, курили, вся эта грязь осталась... Почему я думаю, что закатали в ковер? Когда рисовал, заметил множество мельчайших соринок на брюках и несколько в волосах... пытались выпрямить руку и полоснули бритвой «Жиллет» по сухожилию правой руки, эти порезы были видны... Сняли пиджак, помятый и порезанный, сунули ценные вещи в карманы и все потом унесли... Очень спешили... «Вешали» второпях, уже глубокой ночью, и это было непросто на вертикальном стояке. Когда разбежались, остался Эрлих, чтобы что-то проверить и подготовить для версии о самоубийстве... Он же и положил на стол, на видное место, это стихотворение: «До свиданья, друг мой, до свиданья»... Очень странное стихотворение...» (Опубликовано в газете «Вечерний Ленинград», 28.12.90 г.).
После этого рассказа хотелось бы привести только одну цитату историка искусства И. Э. Грабаря. Цитату, довольно исчерпывающе отвечающую на наш вопрос, заданный в начале статьи об адекватности восприятия художником увиденного.

«Сварогу свойственна «особая исключительная любовь к сегодняшнему дню, зоркость к его явлениям, фактам, людям. На протяжении всей жизни он не пропускал ни одного сколько-нибудь значительного события, откликаясь на него немедленно, молниеносно своими картинами».

Он откликнулся на смерть поэта. Вы верите его отклику?..

Журнал «Н.Л.О. Невероятное. Легендарное. Очевидное», март, 2010 г.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...