Тема пьесы старший сын. Вампилов «Старший сын» — сочинение «Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы. Главные герои пьесы

Слайд 1

Проблемы нравственности в пьесе А.Вампилова «Старший сын»
Всё порядочное - сгоряча, всё обдуманное - подлость… Александр Вампилов

Слайд 2

Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматичными в жизни человека … Александр Вампилов
Вспомните, какое стечение обстоятельств привело главного героя и его попутчика в дом семьи Сарафановых?
К/Ф «Старший сын» режиссёра Виталия Мельникова, в ролях: Евгений Леонов -Сарафанов,Николай Караченцов -Бусыгин,Михаил Боярский - Сильва

Слайд 3

Холодным весенним вечером Бусыгин и Сильва, только что познакомившиеся в кафе, провожают до дома подруг, рассчитывая на продолжение отношений. Однако у самого дома девушки дают им от ворот поворот, и молодые люди, поняв, что опоздали на электричку, ищут ночлег. Но им «никто не открывает. Боятся». Случайно они видят выходящего из дома Сарафанова, слышат его имя и решают воспользоваться этим: зайти в его квартиру, представившись знакомыми, и хотя бы погреться. Однако в разговоре с Васенькой, сыном Сарафанова, Сильва неожиданно сообщает, что Бусыгин - его брат и сын Сарафанова. Вернувшийся Сарафанов принимает эту историю за чистую монету: в 45-м году у него был роман с девушкой из Чернигова, и теперь ему хочется верить, что Володя действительно его сын. Утром друзья пытаются бежать из гостеприимного дома, но Бусыгин чувствует себя обманщиком: «Не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову». И, когда Сарафанов вручает ему семейную реликвию - серебряную табакерку, которая всегда передавалась старшему сыну, - он решает остаться.
Сюжет пьесы

Слайд 4

Ключевая реплика пьесы
Бусыгин: «У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют. Их надо напугать или разжалобить.»

Слайд 5

Поразмышляем!
Почему семья Сарафановых легко поверила в свои родственные связи с Бусыгиным?

Слайд 6

Андрей Григорьевич – глава семьи Сарафановых

Слайд 7

Андрей Григорьевич Сарафанов
Пишет музыкальное сочинение под названием "Все люди - братья". Это для него не просто декларация, а принцип жизни.

Слайд 8

Можно ли Сарафанова назвать неудачником?
Поспорим!

Слайд 9

Почему Андрей Григорьевич поверил, Володе Бусыгину и признал в нём старшего сына?
Жизнь у Сарафанова не сложилась: жена ушла, на работе не сладилось - пришлось оставить должность актёра-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах. С детьми тоже не всё хорошо. Сын Васенька влюблён в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему как к ребёнку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет уехать с ним на Сахалин. Андрей Григорьевич одинок и поэтому привязывается к «старшему сыну».
К/Ф «Старший сын» режиссёра Виталия Мельникова, в ролях: Евгений Леонов -Сарафанов, Николай Караченцов -Бусыгин

Слайд 10

Дети в семье Сарафановых: Нина
Что вам нравится в Нине? За что её осуждаете? Как и почему меняется Нина в конце пьесы?

Слайд 11

Васенька
Как можно объяснить поступки Васеньки? Как ласковое обращение к нему автора помогает разобраться в характере героя? Изменился ли Васенька в конце пьесы?

Слайд 12

Сильва
Докажите, что Сильва по сути тоже сирота при живых родителях. Где проявляется цинизм и практичность Сильвы?

Слайд 13

Макарская, соседка Сарафановых

Слайд 14

Михаил Кудимов – жених Нины
Ваше мнение о женихе Нины – Михаиле Кудимове? Что настораживает в нем?

Слайд 15

На чьей стороне симпатии автора пьесы?
К/Ф «Старший сын» режиссёра Виталия Мельникова, в ролях: Евгений Леонов -Сарафанов,Николай Караченцов -Бусыгин,Наталья Егорова - Нина Сарафанова, Владимир Изотов - Васенька Сарафанов, Светлана Крючкова - Наталья, Михаил Боярский - Сильва.
На чьей стороне ваши личные симпатии?

Слайд 16

Владимир Бусыгин
"Не дай Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову".

Слайд 17

Володя Бусыгин
Изменила ли Володю встреча с семьей Сарафанова?

Слайд 18

Каким образом Володя Бусыгин помогает возродить семью?
К/Ф «Старший сын» режиссёра Виталия Мельникова, в ролях: Евгений Леонов -Сарафанов, Николай Караченцов -Бусыгин, Наталья Егорова - Нина Сарафанова
Володя Бусыгин, выросший без отца, тянется к доброму, славному, но несчастливому Сарафанову К тому же ему понравилась дочь Андрея Григорьевича Нина. Финал у пьесы благополучный: Володя честно признаётся, что он не сын Сарафанова, Нина не выходит замуж за нелюбимого человека, Васеньку удаётся уговорить не бежать из дома. «Старший сын» становится частым и желанным гостем этой семьи.

Слайд 19

Какие нравственные проблемы решает А.Вампилов в своей пьесе?
«Кажется, главный вопрос, который постоянно задаёт Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различными и противоположными любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…» (В. Распутин)

Слайд 20

Финальное развенчивание лжи героев

Слайд 21

Поразмышляем!
Почему Сарафанов, даже узнав о лжи Бусыгина, не прогоняет его?

Слайд 22

Финал пьесы
"То, что случилось, - все это ничего не меняет, Володя, подойди сюда: (Бусыгин, Нина, Васенька, Сарафанов - все рядом.) Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном. (Всем троим). Вы мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое главное".

Слайд 23

Парадокс пьесы
Люди становятся родными, чувствуют ответственность друг за друга только по счастливой случайности.

Слайд 24

Почему «Старший сын» – наиболее удачное название пьесы?
Вампилов использовал несколько названий для своего произведения: «Мир в доме Сарафанова» «Предместье» «Нравоучения с гитарой» «Семья Сарафановых» «Старший сын»
Название пьесы «Старший сын» наиболее удачное, так как её главный герой - Володя Бусыгин - вполне оправдал взятую на себя роль «старшего сына». Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих детей без матери, бросившей семью. Володя Бусыгин любит людей, он совестливый, отзывчивый человек, сочувствующий чужой беде, очевидно, поэтому и поступает порядочно. «Положительность » устремлений делает его сильным и благородным.

Слайд 25

Пьеса А.Вампилова в оценке критики
Марк Липовецкий: Проходимец Бусыгин в буквальном смысле становится надеждой и опорой разваливающегося дома. За идею старшего сына как за соломинку хватаются Сарафанов и его дети… И Бусыгин внезапно чувствует себя ответственным, это выражается в том, что он не только длит затеянный Сильвой обман, но и становится участником внутрисемейных обманов. Маска, роль, заведомо неправдивая, неожиданно отвечает внутренней потребности Бусыгина быть кому-то нужным, принадлежать дому, быть любимым, быть членом семьи.
Владимир Клименко: Вампилов постепенно и ненавязчиво подводит нас к мысли, что родство людей по духу важнее родственных уз, а отзывчивость сердца - главнейшее человеческое достоинство… Душа Бусыгина преображается под влиянием встречи с Сарафановым. Пожилой музыкант, неудачник и «блаженный», по мнению бросившей его жены, на самом деле являет собой вместилище лучших чувств.

Слайд 26

Главное не то, где происходят события, а кто участвует в них. Уметь слушать, понимать другого, поддерживать в трудную минуту – вот главная идея пьесы. Быть по духу родным – это важнее кровного родства.

Слайд 27

Обратите внимание
В финале пьесы Андрей Григорьевич Сарафанов высказывает следующую мысль: "Да-да, жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и далее тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит". Сам Сарафанов, пусть не имеет славы, не может закончить музыкальное произведение, обладает большим жизненным опытом: он защищал Отчизну, дарил людям своим исполнением музыки радость и утешение. Его бывшая жена, по рассказу Нины, в письмах когда-то называла Андрея Григорьевича "блаженным". Блаженный - значит "чудаковатый, юродивый". Но в другом, возвышенном смысле блаженный - "исполненный высшего счастья". А высшего счастья он достигает в силу того, что охвачен бескорыстным служением делу и людям. Им движут благородство и чистота помыслов. Горячее сочувствие Володи Бусыгина к Сарафанову возникло потому, что их обоих можно назвать людьми с чистыми сердцами.

Слайд 28

Что в жизни дороже кровного родства?
Дороже кровного родства, Нам в жизни близость душ бывает. И не нужны тому слова, Кто нас душою понимает. Когда достачно лишь взгляда, И всё понятно с полуслова. И громких фраз совсем не надо, Души тепло - всех чувств основа. Души к другим расположение, В нас дружбу крепкую рождает.
Души взаимное влечение, Любовь нам дав, огнём пылает. Душою близкий нам - соратник, Понять всегда сумеет нас. Развеселить сумеет в праздник, И успокоит в трудный час. Дороже кровного родства, Нам в жизни близость душ бывает. И целым станут: одним - два, Когда она любовь рождает.
Марковцев Ю.

Слайд 29

Использованный материал:
Источники иллюстраций:
Фотография А.Вампилова:http://area7.ru/images/culture/ii_105.jpg Обложка книги «Старший сын»: http://bookfinder.su/ViewImage.php?isbn=9785170315390&psfx=b Кадры из К/Ф «Старший сын» режиссёра Виталия Мельникова: http://www.kinopoisk.ru/picture/749647/
1. Клименко В. Н. Жажда добра. Заметки о творчестве Александра Вампилова. - М.: Айрис-пресс, 2007. 2. Липовецкий М. Н. Александр Вампилов // Современная русская литература. - М.: Искусство, 2001. 3. Сушков Б. Ф. Александр Вампилов. - М.: Радуга, 1989. 4. Марковцев Ю. Дороже кровного родства: http://www.sunhome.ru/poetry/171778

Биография А. Вампилова

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в райцентре Кутулик Иркутской области в обычной семье. Его отец - Валентин Никитович - работал директором Кутуликской школы (его предками были бурятские ламы), мать - Анастасия Прокопьевна - работала там же завучем и учителем математики (ее предками были православные священники). До рождения Александра в семье уже было трое детей - Володя, Миша и Галя.

Воспитывать своего сына Валентину Никитовичу так и не довелось. Буквально через несколько месяцев после его рождения один из учителей его же школы написал на него донос в НКВД. Обвинение было тяжким и не давало арестованному никаких шансов на выживание. Суд приговорил его к расстрелу, приговор был приведен в исполнение в начале 1938 года под Иркутском. Только через 19 лет Валентина Вампилова реабилитировали.

Семья Вампиловых жила очень трудно, буквально перебиваясь с хлеба на воду. Родственники Валентина Никитовича еще при его жизни недолюбливали его русскую жену, а когда Вампилова-старшего не стало, они и вовсе отвернулись от нее. Анастасия Прокопьевна продолжала работать в школе, и ее зарплаты едва хватало, чтобы содержать себя и четверых малолетних детей. Свой первый в жизни костюм Саша Вампилов получил только в 1955 году, когда закончил десять классов средней школы.

Саша рос вполне обычным мальчишкой, и никаких особенных талантов в нем его близкие долгое время не различали. Закончив школу, Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Уже на первом курсе он стал пробовать свои силы в писательстве, сочиняя короткие комические рассказы. В 1958 году некоторые из них появляются на страницах местной периодики. Через год Вампилова зачислили в штат иркутской областной газеты «Советская молодежь» и в Творческое объединение молодых (ТОМ) под эгидой газеты и Союза писателей. В 1961 году вышла первая (и единственная при жизни) книга юмористических рассказов Александра. Она называлась «Стечение обстоятельств». Правда, на обложке стояла не его настоящая фамилия, а псевдоним - А. Санин. В 1962 году редакция «Советской молодежи» решает послать своего талантливого сотрудника Вампилова в Москву на Высшие литературные курсы Центральной комсомольской школы. Проучившись там несколько месяцев, Александр возвращается на родину и тут же поднимается на одну ступеньку выше в своей служебной карьере: его назначают ответственным секретарем газеты. В декабре того же года в Малеевке состоялся творческий семинар, на котором Вампилов представил на суд читателей две свои одноактные комедии: «Воронья роща» и «Сто рублей новыми деньгами».

В 1964 году Вампилов покидает «Советскую молодежь» и целиком посвящает себя писательству. Вскоре в Иркутске выходят два коллективных сборника с его рассказами. Через год после этого Вампилов вновь отправляется в Москву в надежде пристроить в один из столичных театров свою новую пьесу «Прощание в июне». Однако эти попытки тогда закончились безрезультатно. В декабре он поступает на Высшие литературные курсы Литинститута. Здесь зимой 1965 года произошло его неожиданное знакомство с модным в те годы драматургом Алексеем Арбузовым.

В 1966 году Вампилов вступил в Союз писателей. Свою первую пьесу Вампилов написал в 1962 году - «Двадцать минут с ангелом». Затем появились «Прощание в июне», «Случай с метранпажем», «Старший сын» и «Утиная охота» (обе- 1970), «Прошлым летом в Чулимске» (1972) и другие. У тех, кто их читал, они вызывали самые горячие отклики, однако ставить их не брался ни один театр в Москве или Ленинграде. Только провинция привечала драматурга: к 1970 году сразу в восьми театрах шла его пьеса «Прощание в июне». А вот родной Иркутский ТЮЗ, который теперь носит его имя, при жизни Вампилова так и не поставил ни одну из его пьес.

К 1972 году отношение столичной театральной общественности к пьесам Вампилова стало меняться. «Прошлым летом в Чулимске» взял себе для постановки Театр имени Ермоловой, «Прощание» - Театр имени Станиславского. В марте проходит премьера «Провинциальных анекдотов» в Ленинградском БДТ. Даже кино обращает внимание на Вампилова: «Ленфильм» подписывает с ним договор на сценарий «Сосновых родников». Казалось, что удача наконец-то улыбнулась талантливому драматургу. Он молод, полон творческих сил и планов. Благополучно складывается и его личная жизнь с женой Ольгой. И вдруг - нелепая гибель.

17 августа 1972 года, за два дня до своего 35-летия, Вампилов вместе со своими друзьями - Глебом Пакуловым и Владимиром Жемчужниковым - отправился на отдых на озеро Байкал.

По описанию свидетелей происшедшего, лодка, в которой были Вампилов и Пакулов, зацепилась за топляк и перевернулась. Пакулов схватился за днище и стал звать на помощь. А Вампилов решил добраться до берега вплавь. И он до него добрался, коснулся ногами земли, и в этот момент у него не выдержало сердце.

Не успела остыть земля на могиле Вампилова, как начала набирать обороты его посмертная слава. Стали выходить в свет его книги (при жизни была издана всего лишь одна), театры ставили его пьесы (один только «Старший сын» шел сразу в 44 театрах страны), на студиях режиссеры приступили к съемкам фильмов по его произведениям. В Кутулике был открыт его музей, в Иркутске именем А. Вампилова назван ТЮЗ. На месте гибели появился мемориальный камень...

Пьеса «Старший сын»

Пьеса А. Вампилова «Старший сын» существует в нескольких вариантах. Самые ранние записи Вампилова, относящиеся к пьесе «Старший сын», датируются 1964 годом: название - «Мир в доме Сарафанова». Вариант пьесы под названием «Женихи» был опубликован отрывками 20 мая 1965 года в газете «Советская молодёжь». В 1967 году пьеса носит название «Предместье», печатается в 1968 году в альманахе «Ангара». В 1970 году Вампилов дорабатывает пьесу для издательства «Искусство», где она носит название «Старший сын» и выходит отдельным изданием.

Отметим, что название «Старший сын» наиболее удачное. Для автора главное не то, где происходят события, а кто участвует в них. Уметь слушать, понимать другого, поддерживать в трудную минуту – вот главная идея пьесы. Быть по духу родным – это важнее кровного родства.

Кроме того, Володя Бусыгин оправдал взятую на себя роль: помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью, а отец Сарафанов, в свою очередь, обрел в лице Володи опору и понимание.

Сам Вампилов писал: «…В самом начале… (когда ему кажется, что Сарафанов отправился прелюбодействовать) он (Бусыгин) и не думает о встрече с ним, он уклоняется от этой встречи, а встретившись, не обманывает Сарафанова просто так, из злого хулиганства, а, скорее, поступает как моралист в некотором роде. Почему бы этому (отцу) слегка не пострадать за того (отца Бусыгина)? Во-первых, обманув Сарафанова, он все время тяготится этим обманом, и не только потому, что - Нина, но и перед Сарафановым у него прямо-таки угрызения совести. Впоследствии, когда положение мнимого сына сменяется положением любимого брата - центральной ситуацией пьесы , обман Бусыгина поворачивается против него, он приобретает новый смысл и, на мой взгляд, выглядит совсем уже безобидным ».

Сюжет пьесы «Старший сын» рождается из случайностей, из странного стечения обстоятельств. Как ни в какой другой пьесе Вампилова, в «Старшем сыне» «случайное совпадение» является двигателем сюжета. Случай, пустяк, стечение обстоятельств становятся самыми драматическими моментами в развитии действия этой пьесы. Случайно герои встречаются в кафе, случайно оказываются в предместье, случайно подслушивают разговор Сарафанова с соседом, случайно узнают о взаимоотношениях Васеньки и Макарской, случайно оказываются посвященными в семейную тайну. Бусыгин потом сам признается Нине: «Все вышло совершенно случайно». Бусыгин и Сильва мало знакомы, в кафе они даже не расслышали имён друг друга и по ходу пьесы знакомятся заново, но это не мешает им понимать друг друга буквально с полуслова.

Поэтика пьесы сохраняет основные черты драматургии Вампилова: это, как отмечал О.Ефремов, тяга к острой форме, нестандартной ситуации, незатасканному приему; по мнению В. Розова – водевильное и даже фарсовое начало, стремительно достигающее предельного драматического напряжения; выпуклая бытовая материальность, телесность жизни, острая сюжетная напряженность, как считает Е.Гушанская; соединение философской глубины с ослепительно яркой чисто театральной формой, по мнению А.Симукова.

В «Старшем сыне» анекдот становится жанрообразующим компонентом - происходит своеобразная новеллизация жанра. Именно новеллистическая интрига придает пьесе то, что критика практически единодушно называет «высоким мастерством построения сюжета».

Бесспорно, авантюрная идея знакомства с семьей Сарафановых принадлежит Бусыгину, и Сильва трусливо предупреждает своего приятеля: «Эта ночь закончится в милиции. Я чувствую» . Но идея выдать Бусыгина за старшего сына принадлежит Сильве. Риторическая библейская фигура «страждущего, голодного, холодного» брата, стоящего у порога, обретает черты реального Бусыгина. Бусыгин не сразу принимает на себя предложенную ему роль, он колеблется. Герои как бы меняются местами: теперь Сильва готов остаться, а Бусыгин спешит уйти. Однако, трусость Сильвы и Бусыгина имеет разные корни: если первым руководит страх перед милицией, то вторым – страх перед совестью.

Наивность, чистота, доверчивость, «сарафанность» отца, трезвый скептицизм и недоверчивость Нины, перерастающие в откровенную симпатию к мнимому брату, восторженность Васеньки, обаяние и интеллигентность самого Бусыгина, напористая нагловатость Сильвы уплотняют, материализуют образ старшего сына. Семья оказалась перед ситуацией, когда он – старший сын – должен был появиться и он появился.

Параллельно материализуется и образ еще одного «старшего сына» – мужа Нины, курсанта и будущего офицера Кудимова. Он создается в основном Ниной и ревниво корректируется Бусыгиным. О Кудимове, еще до его появления на сцене, мы знаем практически все. Бусыгин находится в несравненно более выигрышном положении: о нем никто ничего не знает и он сообщает о себе то, что хочет сообщить. Уже в оценке Нины Кудимов предстает как человек достаточно ограниченный. Появление героя только подтверждает это.

Сцена появления Кудимова (второе действие, картина вторая) - зеркальное отражение другой сцены - появления Бусыгина и Сильвы в доме Сарафановых (первое действие, вторая картина): знакомство, предложение выпить, претензии на сыновство («А где папаша?» – спрашивает Кудимов).

Столкновение Бусыгина и Кудимова – своеобразный поединок, поводом для которого становится Нина. Но за этим поводом скрыты и другие причины, которые кроются в принадлежности этих людей к разным сферам человеческой жизни и к разному пониманию ими самой жизни.

Как заклинание непрерывно повторяемые слова Нины, обращенные к Кудимову, «не беда, если сегодня ты даже опоздаешь», «сегодня ты немного задержишься», «просто так, задержишься и всё», «сегодня ты опоздаешь, Я так хочу», «нет, ты останешься», - не просто «каприз», как считает Кудимов, а последняя попытка очеловечить своего жениха, который готов в семейный быт привнести дух казармы и дисциплины.

Нина говорит о Кудимове: «Допустим, он звезд с неба не хватает, ну и что? Я считаю, это даже к лучшему. Мне Цицерона не надо, мне мужа надо». Отличник боевой и политической подготовки Кудимов сейчас, в будущем он способен «знаков тьму отличья» нахватать, так как никогда не опаздывает и не делает того, в чем не видит смысла. Удерживая Кудимова, Нина удерживает себя от любви к Бусыгину. У Нины нет возможности выбирать, но в конечном счете и она делает свой выбор: «Никуда я не уеду».

Если фразой Бусыгина «брат страждущий, голодный, холодный стоит у порога…» старший брат начинает входить в семью Сарафановых, то с реплики Нины, обращенной Кудимову: «Да хватит тебе! Так можно вспоминать до самой смерти!» - начинается обратный процесс.

Образ похорон начинает незримо витать над семьей Сарафановых: хоронит свои мечты о призвании композитора сам глава семьи («Серьезного музыканта из меня не получится, И я должен в этом сознаться» ); расстается со своими надеждами Нина («Да. Иди. А то, чего доброго, и в самом деле опоздаешь» ), устраивает погребальный костер Васенька, сжигая ковер Макарской и штаны своего соперника. Но смерть амбивалентна: возрождается для семьи Сарафанов, обретает новую любовь Нина, вспыхивает интерес Макарской к Васеньке.

Образ похорон «какого-то шофера» - символ прерванного пути как жизненного, так и профессионального - в пьесе неоднозначен. Уходит курсант летного училища Кудимов, «исчезает» Севостьянов. Последняя попытка Сильвы, которого уже не устраивает второстепенная роль, насолить удачливому сопернику и разоблачить самозванца запоздала и безуспешна: физическое родство перестает быть определяющим и значимым и уступает место родству настоящему – духовному: «Ты - настоящий Сарафанов! Мой сын. И притом любимый сын». Кроме того, сам Бусыгин признается: «Я рад, что попал к Вам… Откровенно говоря, я и сам уже не верю, что я вам не сын».

Рассудительная и серьезная Нина, готовая повторить поступок матери и уехать с «серьезным человеком», в финале пьесы понимает, что она «папина дочка. Мы все в папу. У нас один характер» . Они, Сарафановы, – чудные люди, блаженные.

Еще А. Демидов назвал комедию «Старший сын» «своеобразной философской притчей» .

Начатая как бытовой анекдот, пьеса постепенно перерастает в драматическую историю, за которой угадываются мотивы библейской притчи о блудном сыне.

При этом известная библейская притча претерпевает определённую трансформацию: блудный «сын» возвращается в дом, из которого никогда не уходил; «блудные» дети Сарафанова возвращаются в дом, из которого так и не ушли. Они остаются в Доме, чтобы восстановить его.

Эта пьеса - своеобразная философская притча о родстве душ и обретении родного крова. В семье Сарафановых появляется новый человек, представившийся «старшим сыном» главы семейства. В круговерти семейных неурядиц и проблем Бусыгин действительно начинает чувствовать себя родным в доме Сарафановых и ответственным за их жизнь.

Духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных отношений. За внешней бравадой и цинизмом молодых людей обнаруживается неожиданная для них самих способность к любви, прощению, состраданию. Так от частной бытовой истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем (доверие, взаимопонимание, доброта и ответственност). А парадокс в том, что люди становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга лишь по счастливой случайности. В пьесе показана нравственная сущность старшего сына – на его плечах все: надежда, будущее семьи. И Бусыгин возродил семью.

Литература

  1. Вампилов А.В. Старший сын. – М.: Пушкинская библиотека: АСТ: Астрель, 2006. – С. 6 – 99.
  2. Гушанская Е. Александр Вампилов: Очерк творчества. – Л.: Сов. Писатель. Ленингр. отд-ние, 1990. – 320с.
  3. Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество. Судьба. – Иркутск, 2000. – С. 111-116.
  4. О Вампилове: Воспоминания и размышления // Вампилов А. Дом окнами в поле. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1981. - С. 612-613.
  5. Русская литература XX – начала XXI века: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 2 т. Т. 2. 1950 – 2000-е годы / (Л.П. Кременцов, Л.Ф. Алексеева, М.В. Яковлев и др.); под ред. Л.П. Кременцова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – С.452 – 460.
  6. Сушков Б.Ф. Александр Вампилов: Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга. – М.: Сов. Россия, 1989. – 168с.

Цели:

1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством
драматурга;

2) разобраться в нравственной проблематике
пьесы;

3) составить план характеристики главных
героев.

Оборудование: портрет А.Вампилова,
художественный фильм “Старший сын”.

Методические приемы: частичная
лекция, доклад учащихся, просмотр эпизодов
фильма, их анализ, аналитическая характеристика
героев (метод беседы).

Ход урока

I. Постановка целей и задач урока.

II. Вступительное слово учителя.

– Александр Вампилов – человек, жизнь которого
короткая, но яркая. Драматург, сыгравший
значительную роль в современном театре.

III. Сообщение учащегося о жизненном пути
А.Вампилова.

IV. Слово учителя о творчестве А.Вампилова.

– Главной страстью А.Вампилова был театр, а в
литературе – драматургия. Он погиб в 35 лет, так и
не увидев ни одной своей пьесы на столичной
сцене, при жизни издал лишь небольшой сборник
рассказов. Валентин Распутин, друживший с ним со
студенческих лет, говорил: “В поэзии Николай
Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии
Александр Вампилов… – кажется, самую душу и самую
надежду почти единовременно потеряла с этими
именами российская литература…”.

Драматургия Александра Вампилова делится на 2
этапа.

Первый этап – педагогический, т.е. автор растет
вместе со своим героем. В этом периоде А.Вампилов
опирается на неисчерпаемые силы молодости
“человек должен ходить по земле гордо и легко”,
следовательно, произведениям присущ оптимизм.

Конфликт имеет двуплановость:

1) молодость отцов с одной стороны;

2) мудрость отцов с другой стороны.

Юмор служит задаче: воскрешение человека, за
несерьезным взглядом на вещи обнаруживается
глубокая форма познания реальной
действительности.

Герои способны делать выводы, основанные на
внутренних душевных ценностях, поэтому автор
легко и естественно приводит героев к должным
поступкам, отвечающим высшим человеческим
интересам.

Второй этап: новый герой, сопротивляющийся
автору, идеальной обстановке противопоставляет
свою, реальную, в которой нет места бескорыстной
любви к ближнему, добра ради добра.
Следовательно, позиция автора – честный
художник, поэтому основное настроение
произведения – грусть, которая пронизывает все
пьесы II этапа.

V. Просмотр фрагментов художественного
фильма “Старший сын” и аналитическая
характеристика героев пьесы.

Беседа с учащимися:

– Эта комедия светлая и печальная; каковы
отличительные черты жанра пьесы “Старший сын”?

В чем особенность системы характеров пьесы?
(Это драматическое произведение, конфликт между
двумя группами героев: нормальных и ненормальных*).

* Вампилов А.В. Дом окнами в поле –
Иркутск: Восточно-Сибирское книжное
издательство, 1981 – 690 с., с.130.

– Каких героев пьесы вы можете отнести к группе
нормальных и ненормальных? Подтвердите свой
ответ строками из текста.

Аналитическая беседа о каждом герое.

Сарафанов.

– К какой возрастной группе принадлежит этот
герой, почему?

– Как относится к детям? (Просмотр фрагмента,
подтверждение увиденного строками из текста).

– Как принимает известие о существовании
старшего сына?

– Кто этот молодой человек?

– Как относится к своей лжи о том, что он
является сыном?

Почему он не может быть равнодушным к семье
Сарафановых? (Бусыгин взвалил на себя проблему
чужой семьи и с точки зрения нравственности
помогает возродить семью)

– Что общего и в чем разница с Сильвой? (Просмотр
отдельных эпизодов фильма). (У этих героев судьбы
одинаковые, а духовный мир разный).

Нина и Вася.

– Как эти герои пьесы относятся к отцу, почему?

– Как они принимают “старшего брата”?

Кудимов, Макарская, Сильва.

– Что можно сказать об этих людях?

– Что их объединяет?

– Что происходит в финале с этими людьми?
Изменились ли они?

Понимание темы, идеи, конфликта.

– Первое название “Предместье” указывает на
место, где происходит действие. Почему автор
изменил название? (Очень важно понимание того,
что происходит в пьесе).

– Какие проблемы решаются? (Проблемы доверия,
взаимопонимания, доброты, ответственности).

– Какова двуплановость пьесы?

– Как рассматривается в пьесе вопрос о правде?
Сопоставьте с вопросом о правде в пьесе
М.Горького “На дне”. Зачем герои пьесы “Старший
сын” врут? Есть ли у этого вранья оправдание?
Всегда ли нужна правда?

– Какова тема, идея произведения?

– Как вы думаете, почему так называется пьеса?

– Финал пьесы оптимистичен. Как вы думаете,
могло ли такое случиться в жизни?

– Как, по-вашему, сложатся судьбы героев в
дальнейшем?

VI. Слово учителя.

– Духовное родство людей оказывается надежней и
крепче формальных отношений. За внешней бравадой
и цинизмом молодых людей обнаруживается
неожиданная для них самих способность к любви,
прощению, состраданию. Так от частной бытовой,
истории пьеса поднимается до общечеловеческих
гуманистических проблем. А парадокс в том, что
люди становятся родными, начинают чувствовать
ответственность друг за друга лишь по счастливой
случайности. Показана нравственная сущность
старшего сына – на его плечах все: надежда,
будущее семьи, и Бусыгин – старший сын, достоин
чести, нравственной основы “отца”,
следовательно, он возродил семью.

VII. Домашнее задание.

Составить характеристику понравившегося
героя.

Написать рецензию на фильм “Старший сын”,
сопоставив его с пьесой А.Вампилова.

Цели:

1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством драматурга;

2) разобраться в нравственной проблематике пьесы;

3) составить план характеристики главных героев.

Оборудование: портрет А.Вампилова, художественный фильм “Старший сын”.

Методические приемы: частичная лекция, доклад учащихся, просмотр эпизодов фильма, их анализ, аналитическая характеристика героев (метод беседы).

Ход урока

I. Постановка целей и задач урока.

II. Вступительное слово учителя.

Александр Вампилов - человек, жизнь которого короткая, но яркая. Драматург, сыгравший значительную роль в современном театре.

III. Сообщение учащегося о жизненном пути А.Вампилова.

IV. Слово учителя о творчестве А.Вампилова.

Главной страстью А.Вампилова был театр, а в литературе – драматургия. Он погиб в 35 лет, так и не увидев ни одной своей пьесы на столичной сцене, при жизни издал лишь небольшой сборник рассказов. Валентин Распутин, друживший с ним со студенческих лет, говорил: “В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилов… - кажется, самую душу и самую надежду почти единовременно потеряла с этими именами российская литература…”.

Драматургия Александра Вампилова делится на 2 этапа.

Конфликт имеет двуплановость:

1) молодость отцов с одной стороны;

2) мудрость отцов с другой стороны.

Юмор служит задаче: воскрешение человека, за несерьезным взглядом на вещи обнаруживается глубокая форма познания реальной действительности.

Герои способны делать выводы, основанные на внутренних душевных ценностях, поэтому автор легко и естественно приводит героев к должным поступкам, отвечающим высшим человеческим интересам.

Второй этап: новый герой, сопротивляющийся автору, идеальной обстановке противопоставляет свою, реальную, в которой нет места бескорыстной любви к ближнему, добра ради добра. Следовательно, позиция автора – честный художник, поэтому основное настроение произведения – грусть, которая пронизывает все пьесы II этапа.

V. Просмотр фрагментов художественного фильма “Старший сын” и аналитическая характеристика героев пьесы.

Беседа с учащимися:

Эта комедия светлая и печальная; каковы отличительные черты жанра пьесы “Старший сын”?

В чем особенность системы характеров пьесы? (Это драматическое произведение, конфликт между двумя группами героев: нормальных и ненормальных*).

* Вампилов А.В. Дом окнами в поле – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981 – 690 с., с.130.

Каких героев пьесы вы можете отнести к группе нормальных и ненормальных? Подтвердите свой ответ строками из текста.

Аналитическая беседа о каждом герое.

Сарафанов.

К какой возрастной группе принадлежит этот герой, почему?

Как относится к детям? (Просмотр фрагмента, подтверждение увиденного строками из текста).

Как принимает известие о существовании старшего сына?

Кто этот молодой человек?

Как относится к своей лжи о том, что он является сыном?

Почему он не может быть равнодушным к семье Сарафановых? (Бусыгин взвалил на себя проблему чужой семьи и с точки зрения нравственности помогает возродить семью)

Что общего и в чем разница с Сильвой? (Просмотр отдельных эпизодов фильма). (У этих героев судьбы одинаковые, а духовный мир разный).

Нина и Вася.

Как эти герои пьесы относятся к отцу, почему?

Как они принимают “старшего брата”?

Кудимов, Макарская, Сильва.

Что можно сказать об этих людях?

Что их объединяет?

Что происходит в финале с этими людьми? Изменились ли они?

Понимание темы, идеи, конфликта.

Первое название “Предместье” указывает на место, где происходит действие. Почему автор изменил название? (Очень важно понимание того, что происходит в пьесе).

Какие проблемы решаются? (Проблемы доверия, взаимопонимания, доброты, ответственности).

Какова двуплановость пьесы?

Как рассматривается в пьесе вопрос о правде? Сопоставьте с вопросом о правде в пьесе М.Горького “На дне”. Зачем герои пьесы “Старший сын” врут? Есть ли у этого вранья оправдание? Всегда ли нужна правда?

Какова тема, идея произведения?

Как вы думаете, почему так называется пьеса?

Финал пьесы оптимистичен. Как вы думаете, могло ли такое случиться в жизни?

Как, по-вашему, сложатся судьбы героев в дальнейшем?

VI. Слово учителя.

Духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных отношений. За внешней бравадой и цинизмом молодых людей обнаруживается неожиданная для них самих способность к любви, прощению, состраданию. Так от частной бытовой, истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем. А парадокс в том, что люди становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга лишь по счастливой случайности. Показана нравственная сущность старшего сына – на его плечах все: надежда, будущее семьи, и Бусыгин – старший сын, достоин чести, нравственной основы “отца”, следовательно, он возродил семью.

VII. Домашнее задание.

Составить характеристику понравившегося героя.

Написать рецензию на фильм “Старший сын”, сопоставив его с пьесой А.Вампилова.

НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ОДНОГО ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ

(по пьесе А. Вампилова «Старший сын»)

«Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека», — эту мысль Вампилов развил в своих пьесах. А. Вампилова глубоко волновали проблемы нравственности. Его произведения написаны на жизненном материале. Пробуждение совести, воспитание чувства справедливости, добра и милосердия — вот его пьес. Фабула пьесы «Старший сын» несложна. Двух юношей — студента мединститута Володю Бусыгина и агента торговли по прозвищу Сильва (Семена Севастьянова) — свел случай на танцах. Проводив домой двух девушек, живущих в предместье города, они опаздывают на последнюю электричку и им приходится искать ночлег. Юноши звонят в квартиру Сарафановых. Находчивому Сильве приходит в голову мысль придумать историю о том, что Бусыгин — старший Григорьевича Сарафанова, что он якобы родился у женщины, с которой судьба случайно свела Сарафанова в конце войны. Чтобы как-то скоротать ночь, Бусыгин не опровергает этот вымысел.

Жизнь у Сарафанова не сложилась: жена ушла, на работе не сладилось — пришлось оставить должность актера-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах. С детьми тоже не все хорошо. Сын Сарафанова — десятиклассник Васенька — влюблен в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему как к ребенку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет уехать с ним на Сахалин.

Андрей Григорьевич одинок, и поэтому привязывается к «старшему сыну». И тот, выросший без отца, в детдоме, тоже тянется к доброму, славному, но несчастливому Сарафанову, к тому же ему понравилась Нина. Конец у пьесы благополучный. Володя честно признается, что он не сын Сарафанова. Нина не выходит замуж за нелюбимого. Васеньку удается уговорить не бежать из дома. «Старший сын» становится частым гостем этой семьи.

Название пьесы «Старший сын» наиболее удачное, так как ее главный герой — Володя Бусыгин — вполне оправдал взятую на себя роль. Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью. Во всем проявляется мягкий характер главы семейства Сарафановых. Он все принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения, скрывает, что ушел из театра, признает «старшего сына», старается успокоить Васеньку, понять Нину. Неудачником его назвать нельзя, так как в самый пик душевного кризиса Сарафанов выстоял, тогда как другие сломались. В отличие от соседа, отказавшего в ночлеге Бусыгину и Сильве, он пригрел бы ребят, даже если бы они не выдумали эту историю со «старшим сыном». Но самое главное — Сарафанов дорожит своими детьми и любит их. Дети же по отношению к отцу черствы. Васенька настолько увле чен своей первой любовью, что не замечает никого, кроме Макарской. Но его чувство эгоистично, ведь не случайно, приревновав Наташу к Сильве, он устраивает пожар и не раскаивается за сделанное. В характере этого юноши мало истинно лирического.

Нина — умная, красивая девушка и при этом практичная и рас- четливая. Эти качества проявляются, например, в выборе жениха. Однако эти качества были в ней преобладающими, пока она не полюбила. Любовь совершенно меняет ее жизненную позицию. Бусыгин и Сильва, встретившись случайно во время танцев, ведут себя банально, ухаживая за первыми встречными девушками, и в этом они похожи друг на друга. Но, оказавшись в нестандартной ситуации, герои проявляют себя по-разному. Володя Бусыгин любит людей, он совестливый, отзывчивый, сочувствующий чужой беде, очевидно, поэтому и поступает порядочно. «Положительность «устремлений делает его сильным и благородным.

Сильва, как и Володя, по сути тоже сирота: при живых родителях он воспитывался в интернате. Видимо, на его характере отразилась нелюбовь отца. Сильва рассказывал Володе о том, «напутствовал» его: «На, говорит, тебе последние двадцать рублей, иди в кабак, напейся, устрой дебош, но такой дебош, чтобы я тебя год-два не видел». Вампилов не случайно сделал истоки судеб героев похожими. Этим он хотел подчеркнуть, как важен собственный выбор человека, не зависящий от обстоятельств. В отличие от сироты Володи, «сирота» Сильва — веселый, находчивый, но циничный. Подлинное его лицо открывается, когда он «разоблачает» Володю, заявляя, что тот не сын и не брат, а рецидивист. Жених Нины — Михаил Кудимов — человек непробиваемый. Такие люди встречаются и в жизни, но их не сразу поймешь. «Улыбается. Он и далее много улыбается. Добродушен», — говорит о нем Вампилов. На самом же деле ему дороже всего слово, которое он дал себе на все случаи жизни. Он равнодушен к людям. Этот персонаж занимает в пьесе незначительное место, однако представляет собой ярко выраженный тип «правильных» людей, которые создают вокруг себя удушающую атмосферу.

Вовлеченная в семейную интригу Наташа Макарская показана порядочным, но несчастным и одиноким человеком. Вампилов глубоко раскрывает в пьесе тему одиночества, которое способно довести человека до отчаяния. В образе соседа Сарафановых выведен тип осторожного человека, обывателя, который всего боится («разглядывает их с опаской, подозрением», «удаляется молча и боязливо») и ни во что не вмешивается. Проблематика и главная идея пьесы заявлены в самом названии драматического произведения. Автор не случайно заменил первона чальное название «Предместье» на «Старший сын». Главное — не то, где происходят события, а то, кто участвует в них. Уметь думать, понимать друг друга, поддерживать в трудные минуты, проявлять милосердие — вот главная идея пьесы Александра Вампилова. Быть родными по духу — это больше, чем по рождению. Автор не определяет жанр пьесы. Наряду с комическим в пьесе немало драматических моментов, особенно в подтексте высказываний Сарафанова, Сильвы, Макарской.

Что же автор утверждает в человеке и что отрицает в нем? «Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различными и противоположными любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…» (В. Распутин).

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...