Влияние обычаев и традиций на общество. Лучшие законы появляются из обычаев - реферат

Одним из наиболее древних социальных регуляторов является обычай. На ранних этапах развития общества обычай представлял собой простейшую форму социального контроля, т.е. подчинение обычаю происходило безоговорочно, обычай считался единственно возможным способом жизни.

Обычай – это правило поведения общего характера, сложившееся исторически, в результате длительного многократного повторения и вошедшее в привычку. 8

Формирование обычаев происходит как в народе (племени, этносе) в целом, так и внутри его структурных единиц (сословий, профессий). Обычаи регулируют самые различные сферы деятельности, следовательно бывают правовыми, торговыми, религиозными, международными, военными и т.д.

По мере развития общества появляется более эффективный регулятор человеческой жизни – право. Появляющееся в условиях восточных, античных или феодальных обществ право не подавляет обычай: власть довольно длительное время считает себя обязанной ему подчиняться, опираться на него в своих действиях (в том числе, при правотворчестве). Существуют даже такие обычаи, которые берутся под защиту власти и становятся правовыми обычаями, т.е. правом. Дальнейшее развитие общества вытесняет обычаи в неофициальную сферу человеческих отношений.

В культурах современных обществ роль и место обычаев неодинаковы.

У народов Западной Европы древних обычаев не осталось, они потеряли свой первоначальный смысл. Многие обычаи оказались забытыми. Некоторые обычаи трансформировались в менталитет народностей, тем самым определив национальную психологию.

Страны Востока отличаются традиционностью, для народностей, проживающих на Востоке значение обычаев очень велико. Для стран, в которых сильны позиции ислама, обычаи остаются действующим регулятором общественных отношений и зачастую открыто конкурируют с государственными институтами и даже противостоят им. Такая ситуация подрывает официальную правовую систему. История и современность изобилует примерами неспособности государственной власти применить силу из-за противодействия различных родовых кланов (многие страны Африки, Афганистан, Сицилия в Италии, Кавказ и Закавказье в России). 9

В современном мире обычаи играют второстепенную роль. Однако, они продолжают возникать (хотя и с меньшей интенсивностью по сравнению с древностью). Примером служит появление системы обычаев, которая отражает советский образ жизни. Появление обычаев в современной жизни объясняется непредсказуемостью человеческой жизни и желанием систематизировать жизненные явления. Такие обычаи превращаются в право и, соответственно, называются правовыми. Правовые обычаи призваны способствовать правореализационному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредования разнообразных общественных отношений. 10 (Ст. 5 ГК РФ «Обычай делового оборота»)

С обычаями тесно связаны такие социальные регуляторы, как традиция, ритуал и деловые обыкновения.

Традиция (от лат. tradition – передача, предание) – совокупность элементов социального и культурного наследия, передающихся от поколения к поколению и сохраняющихся в обществе или его отдельных группах в течение длительного периода времени. 11 По мнению О.В. Мартышина, традиция – понятие более широкое, чем обычай. Помимо обычая традиция включает в себя ценности, идеи, мировоззренческие ориентиры, являющиеся устойчивыми формами материальной и духовной культуры того или иного народа. Традиция воздействует на жизнь общества гораздо шире, чем обычай.

Ритуал (от лат. ritualis – обрядовый, от ritus – религиозный обряд, торжественная церемония) – одна из форм символического действия, выражающая связь человека с системой социальных отношений и ценностей и лишённая какого-либо утилитарного значения. 12 Ритуал исторически использовался с целью отдания внешних почестей богам. Ритуалом называют строго регламентированную последовательность действий, призванную создавать атмосферу таинственности и торжественности при совершении религиозных обрядов. Важное значение при совершении ритуалов имеет символика, которая должна указывать на связь людей с богом или некими высшими ценностями. Сейчас ритуал занимает немаловажное место и в нецерковной, общегражданской жизни. Примерами ритуалов являются обряд бракосочетания, отдание воинских почестей, процедура вступления в должность главы государства – инаугурация, исполнение гимна на футбольном матче и т.п. Несмотря на то, что внешнее отношение к подобного рода ритуалам кажется формальным, их глубокая укоренённость в национальных культурах очевидна. Без общегражданских ритуалов общество на данном этапе своего развития не может существовать.

Деловые обыкновения складываются в производственной, научной, учебной деятельности людей и направлены на повышение её эффективности.

Такие социальные нормы, как обычаи, вряд ли когда-либо потеряют свой вес в общей системе социальных норм, так как они концентрируют опыт поколений и служат для дальнейшего развития культуры.

Система обычаев и традиций любого народа - результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система национальных обычаев и традиций:
роль, значение и функции

Система обычаев и традиций любого народа - результат его воспитатель ных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений.

"Люди вырабатывают определенные рациональные и иррациональные убеждения, - пишет болгарский этнограф Т. Колева - и находят, что эти формы поведения, повторяющиеся навыки и привычки, а также мышление имеют глу бокую основу, что они целенаправленны, подкреплены и доказаны вековой практикой и что они отвечают материальным и духовным потребностям чел овека. Старое поколение - носитель и исполнитель этих стереотипов - в процессе общения с молодым поколением передает свой трудовой опыт и навыки и воспитывает молодежь в усвоении и сохранении стереотипов. Так человек в тыся челетней истории создавал традицию, которая лежит в основе народной культуры, об ычаев и обрядов".

Традиции выполняют 2 социальные функции: быть средством стабилизации, утвердившихся в данном обществе отношений и осуществлять воспроиз водство этих отношений в жизни новых поколений. Традиции выполняют свою роль средств стабилизации и воспроизводства общественных отношений через формирование духовных качеств, требуемых этими отношениями.

Их содержанием, т.е. формулой, всегда выступает норма или принцип поведения, которые не дают детального предписания поступка (в отличии, например, от обычая, где формула - это детальное предписание поступка в конкретной ситуации). Они указывают общее направление поведения и духовные качества, необходимые для утверждаемого или характера поведения (честность и справедливость, простота, бережливость, скромность, и т.п. )

Традиция не имеет жесткой связи с конкретным действием в определен ной ситуации. Поскольку духовные качества, утверждаемые традицией необх одима для любых конкретных действий, реализация этих действий не самоцель, а средство для формирования черт духов ного облика человека, требуемых традицией.

Традиция формирует сложные привычки, определенную направленность поведения. Простая привычка - это средство организации поведения в стерео типно функционирующих общественных отношениях. Сложная привычка - это активная форма отражения требований жизни; в любой ситуации, имеющей к ней отношение, она в границах утверждаемой ею на правленности поведения предоставляет человеку свободу выбора конкретного поступка. На основе сложной привычки всегда имеется возможность импровизировать поведение. Тради ции как массовые сложные привычки ориентируют поведение не только в утвердившихся отношениях, но и в тех их новых вариантах, которые возникают неожиданно, резко отличаясь от привычного.

Подобно тому, как сформированная в человеке физическая сила постоян но требует своего приложения во внешнем напряженном усилии, так и духов ные качества, усвоенные личностью, побуждает ее к деятельности тем более активной, чем глубже они и богаче.

Обычаи и традиции - это два рядом идущих начала, это каналы, по которым старшие поколения передают молодым опыт своего социального поведения, свои нравственные убеждения и чувства, способы и приемы общественной деятельности.

Обычай, включая в себя простые, стереотипно повторяющиеся отношения, передает молодому поколению стандарт действия, поступка.

Социальное назначение традиций выражается в том, что они служат средством фор мирования и передачи новым поколениям тех духовных качеств, которые необходимы для нормального функционирования сложных общественных отношений.

Традиции никогда не действуют вне связи с обычаями, они всегда фун кционируют на основе последних. Закрепленные обычаями простые отношения и сформированные этими отношениями духовные качества традиции включают как предпосылку, как исходный мате риал для стабилизации и воспроизводства в жизни новых поколений сложных общественных отношений, социально значимых и массовых духовных качеств.

С.С.Фролов: "Традиция - культурные нормы и ценности, которые люди принимают в силу их прошлой полезности, привычки и которые могут быть переданы другим поколениям".

Традиции это социальное и культурное наследие, передающееся от по колония к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и соци альных группах в течении длительного времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия (ма териальные и духовные ценности), процессы социокультурного наследия; способы этого на следия. В качестве традиций выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили.

Многообразие существующих в мире культур в значительной мере обусловлено мно гообразием соответствующих культурных традиций. Благодаря современным средствам коммуникации значительно расширяются возможности заимствования и взаимообмена в сфере культурного наследия различных обществ. Заимствуемые элементы культурного н аследия, выступающие первоначально как инновации для заимствующей культуры, впоследствии нередко тра диционализируются в ней, становясь органической частью собственного культурного традиционного комплекса.

Традиции образуют "коллективную память" обществ и социальных групп, обеспечи вая их самотождественность и преемственность в их развитии.

Общества и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного насле дия, в то же время отвергают другие, поэтому традиции могут быть как позитивными (что и как традиционно принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается).

И.В.Суханов рассматривает структуру традиций и обычаев образующуюся следующими элементами обычая, традиции.

  1. Звенья общественных отношений, не регулируемые юридическими установ лениями;
  2. Содержание отношений (политические взгляды, правила, нормы, принципы морали, ху дожественные представления, положения религиозных вероучений);

3. Действия (поступки) раскрывающие духовные качества личности, требуемые определен

1.2 Сущность традиций и обычаев, их социальные функции

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности. Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни: трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т. д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, революционные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально-культурные, семейно-бытовые и т. п. Существуют особые традиции в школьной, студенческой, научной, творческой, в сельской и городской среде и т. д.

Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура (например, реалистические традиции в литературе и искусстве). Когда речь идет о семейно-бытовой сфере, чаще употребляется слово «обычай», который является древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях.

«Обычай - это общепризнанная норма поведения, неофициально «узаконенная» властью массовой привычки, традиций и общественного мнения (хотя сам факт обязательности данного обычая может и не осознаваться людьми) и стихийно воспроизводимая действиями множества людей».

У традиций и обычаев есть определенное сходство. Оно основывается, во-первых, на выполнении одинаковой роли в жизни общества; во-вторых, они обладают одинаковыми чертами и признаками (устойчивость, нормативность, связь с общественным мнением, нравственными нормами, общественными привычками, стандартами поведения и т. п.); в-третьих, они имеют одинаково широкое распространение. Через систему традиции и обычаев новые поколения общества наследуют выработанные в нём отношения и весь общественный опыт, вплоть до самых конкретных поступков и действий. Наследование социального опыта с его критическим осмыслением позволяет обществу с меньшими издержками идти по пути социального развития. Способствуя этому, обычаи и традиции сами воспроизводятся, причём некоторые из них отмирают, а другие появляются или постепенно видоизменяются.

Традиции и обычаи, будучи включёнными в моральную систему, а также в систему общественной психологии, выполняют функцию общественного регулятора. Усвоение традиций и обычаев способствует формированию у людей социально необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения. Традиции и обычаи выполняют также познавательную и воспитательную функции. Без выполнения этих функций они в значительной степени лишились бы общественного смысла. Традиции и обычаи сближаются, так как выполняют сходные по своей общественной направленности функции. Однако это ещё не свидетельствует об их абсолютном сходстве. Как раз их различие обнаруживается в том, что свои функции они выполняют в обществе различными путями и в различной форме.

Содержанием обычая является правило поведения, детальное предписание поступка в конкретной ситуации, а содержанием традиции - общая норма, принцип поведения. «Обычай жёстко фиксирует действие или запрет какого-то действия, реализация строго регламентированного действия - цель обычая. Традиция не имеет жёсткой связи с конкретным действием в определенной ситуации».

Через обычаи люди приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, связанный с непосредственным окружением, а через традиции происходит в самой большей степени приобщение к социальному опыту человечества (интернациональные, революционные традиции и т. п.).

Различен и характер воспитательного воздействия на людей обычаев и традиций. На основе усвоения обычаев и следования им формируются простые привычки, стереотипные навыки поведения, а следование традициям способствует формированию не только сложных привычек, но и сложных социальных чувств (патриотического, интернационального и т. п.).

Различие между обычаями и традициями отнюдь не свидетельствует о преимуществе одних перед другими. Например, воспитательное воздействие обычаев очень велико в том отношении, что люди, следуя им, исподволь прививают себе определённые духовные черты и качества, воспитываются незаметно для себя, естественно и просто. Поэтому правдивость как нравственная черта личности у детей формируется намного раньше, чем содержание понятия «правда», и именно под влиянием обычаев, в частности семейно-бытовых.

Основной закономерностью формирования обычаев и традиций является обусловленность их экономическим развитием, определенным уровнем и характером производства. Влияние социально-экономических отношений велико и на такой вид традиций и обычаев, как семейно-бытовые.

Очень важно учитывать особенности семейно-бытовых традиций и обычаев. Изменения в быту происходят медленнее, чем в экономике, в системе образования и социального воспитания, а также в некоторых других сферах общественной жизни. Консерватизм семейно-бытовых отношений обусловлен интимностью, специфичностью, относительной самостоятельностью и замкнутостью семьи. Здесь порой сказывается и длительное, весьма глубокое влияние религии, националистической психологии, трудностей и противоречий в развитии индивидуального сознания. Именно в семейно-бытовой сфере мы чаще всего встречаемся с рецидивами старых, потерявших и экономическую, и идейную основу обычаев и традиций. Ведь бывают случаи, когда после торжественной регистрации брака молодожёны тайно где-нибудь в другом месте венчаются в церкви. Таким же образом совершается крещение новорожденных, освящение нового дома и т. п. Похороны с попом, поминки и другие религиозные обряды пока не изжиты в нашем быту. И причиной тому не только живучесть старых обычаев и обрядов, но и недостаточно активная организаторская и воспитательная работа.

Старые семейно-бытовые традиции, обычаи и обряды далеко не все так уж плохи и вредны, чтобы их надо было начисто искоренять. Многие из них имеют непреходящее нравственно-эстетическое значение.

Традиции эти формировались под влиянием экономической необходимости, они являлись самым действенным средством воспитания трудолюбия, не говоря уже о влиянии на физическое развитие и закалку детей. И уважение к результатам труда, и понятие о долге и многие другие нравственные качества формировались у подрастающего поколения непосредственно. Правда, в самой семейно - бытовой жизни было прежде значительно больше объектов для приложения посильного труда детей.

Но вот под влиянием роста материального благосостояния, развития техники в быту убавилось этих объектов, да и сама традиция стала угасать. И последствия не заставили себя ждать; чётко обозначилась тенденция снижения трудолюбия у детей.

Некоторые другие семейно-бытовые традиции и обычаи, несмотря на значительные социальные изменения в нашей жизни, необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие. Так, большое значение имеет традиционная дружба семей, как бы породнившихся при рождении детей, дружба семей передовиков труда и т. п.

Неотъемлемой частью социалистической эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников (русская масленица, татарский сабантуй - «праздник плуга» и др.). Однако вряд ли можно считать полезными те изменения в народных обычаях и обрядах, которые извращают их суть и снижают эстетическую ценность.

В среднеазиатских республиках наблюдается возрождение позорного обычая прошлого - ненавистного калыма - выкупа за невесту. Пышные свадьбы, разорительные похоронные обряды нельзя выдавать за народные обычаи и обряды, как и нельзя красивые народные обычаи превращать в мещанский культ. Некоторые обычаи и традиции обретают такой вред, что в борьбу с ними приходится включать силу государственной власти. Поэтому необходимо строго разграничивать традиции, обряды и обычаи, в том числе и возрождённые, несущие в себе положительные нравственно-эстетические ценности, и те, которые не только не содержат ничего социально полезного, но и наносят вред развитию социалистической культуры.

Народные традиции, обряды и обычаи, в том числе традиционные празднества, должны служить средством развития эстетической культуры, коллективного развлечения и отдыха, совершенствования социалистического быта. Не надо забывать при этом, что, кроме праздников, есть будни, а в них важнейшим элементом эстетической культуры являются хорошие трудовые и семейно-бытовые традиции. Недаром труд и семейная жизнь так нерасторжимы в сознании трудового народа, недаром они нашли такое широкое отражение в народных пословицах и поговорках, в былинах, народных песнях и сказках, представляющих в совокупности идейное содержание народных традиций и обычаев. Во всем народном творчестве, составляющем важнейший элемент эстетической культуры, прославляется дружба в семье, уважение к родителям, любовь к труду, а осуждается лень, тунеядство, обжорство, нечестность, мотовство и другие человеческие пороки, происходящие от стремления жить обеспеченной жизнью, не прилагая для этого труда. И это вполне естественно, потому что труд всегда был, есть и будет основой народного образа жизни.

Трудовые традиции советского народа отличаются от других его традиций, потому что за годы социалистического строительства резко изменился характер труда вообще, семейно-бытового в частности. Неотъемлемой чертой прежнего образа жизни, особенно сельского, было неизбежное участие детей в общем семейном труде (по содержанию жилища, уходу за животными, обработке земли и т. п.). Семейно-бытовой уклад предполагал обязательное трудовое участие детей, потому что трудовых дел и по характеру, и по объёму было в семье значительно больше, чем в настоящее время. Сейчас семейно-бытовой уклад изменился, и весьма значительно. И совершенно не случайно нередко в работящей, честной семье вырастают дети бездельники. А одна из причин тому - некоторое угасание названной выше вековой традиции. Угасает и традиция потомственности профессионального труда: раньше дети приобретали профессиональные навыки и умения чаще всего от родителей, работая рядом с ними. Теперь эту функцию почти полностью выполняет система государственного профессионального обучения.

Но значит ли это, что в советском семейно-бытовом укладе исчезают трудовые традиции? Отнюдь нет. Другое дело, что в прежние времена они формировались под влиянием материальных трудностей семейной жизни, а в настоящее время их в каждой семье надо формировать с целью организации трудового воспитания детей. В тех семьях, где этой важной задаче придаётся должное значение, хорошей традицией является посильное и справедливое распределение постоянных трудовых обязанностей между всеми членами семьи.

Ныне преемственность трудовой культуры заключается не в передаче узкопрофессиональных навыков и умений или, как раньше нередко было, секретов профессии отцов и дедов, а в привитии глубокого уважения к труду и его результатам, в формировании здорового желания быть полезным людям, обществу, навыков и привычек организованности, самодисциплины, работоспособности и собранности.

Если традиции и привычки органически спаяны в жизнедеятельности людей, то первые должны устанавливаться, а вторые тренироваться с помощью старших в семье, тех, кто имеет больший по сравнению с другими жизненный опыт и моральный авторитет. Таких маленьких и больших традиций, в каждой семье по-своему поддерживаемых, но подчинённых общему принципу, может быть немало.

Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями о виденном, слышанном, о важных событиях. В семье очень важно формировать здоровое общественное мнение. Это тоже должно 6ыть традицией.

Обрядовое оформление событий семейного значения, советских праздников и других важных общественных событий играет очень важную роль во всестороннем развитии личности, в обеспечении эффектности воспитания и т. д.

Специфика обряда, как и ритуала, состоит, прежде всего, в символическом, порой строго определённом характере. В любой традиции (особенно в обычаях) существует их обрядная, ритуальная сторона. Свадьба как традиция и обычай по своему смыслу содержанию, пожалуй, мало, чем отличается в разных странах. Но обрядовое оформление этого события имеет существенные различия у разных народов.

Обряд как составная часть обычая, той или иной традиционной деятельности подчиняет поведение и действия людей единому эмоциональному настрою, создаёт такой нравственно-эстетический фон, на котором разум и чувство, рациональные и эмоциональные побуждения и действия людей сливаются, направляются в единое русло. Для обряда характерна впечатляющая, яркая, оказывающая эстетическое и психологическое воздействие форма. Многие обряды, их эстетическое оформление включают все основные виды искусства.

Одна из особенностей обряда заключается в том, что, несмотря на различие ролей в том или ином обрядовом ритуале, все участники его внутренне активны, переживают одинаковые чувства.

Обряды особым образом выполняют важные социальные функции: массового общения, воспитательную, социально-нормативную функцию социального наследования. Обряд представляет собой особый способ передачи новым поколениям идей, социальных норм, ценностей и чувств. Эта передача осуществляется путём непосредственных личных контактов.

Социальная природа обряда обусловила его коллективистский характер. Люди при этом удовлетворяют потребность коллективных переживаний, соучастия и общественной оценки важных для них событий. Обряд не только формирует, но и углубляет чувства людей, обогащает их эмоциональный мир, что в нашу эпоху - эпоху научно-технической революции с её социальными последствиями - особенно важно. Торжественные символические акты формируют у каждого их исполнителя чувство принадлежности к коллективу, обществу. Если учесть, что в большинстве своём обряды совершаются в узловые моменты жизни человека, семьи, коллектива, народа, государства, общества, то станет ясным, насколько велико их воспитательное значение.

Характерной чертой обряда является его консерватизм, устойчивость к внешним воздействиям, стереотипность действий людей. В этом его общественная сила и слабость. Обслуживая общество на протяжении ряда исторических эпох, он весьма эффективно обеспечивает преемственность в развитии человеческой культуры. Но во время социальных революций консервативная сила обрядов играет трудно преодолимую антисоциальную роль, становится препятствием на пути общественного прогресса. Поэтому в коммунистическом строительстве, в развитии и совершенствовании нового образа жизни особое значение имеет как борьба против старой обрядности, так и создание новой, соответствующей новым формам жизни и быта, общения и социального развития обрядности.

Оформление стенда. Июнь – август Тема "Нижний Новгород - прежде и теперь" · Семейная экскурсия по городу с профессиональным экскурсоводом. · Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы Сентябрь Тема "Моя семья" Содержание занятия по развитию речи: · Разгадывание ребуса "7 Я". · Работа...

Эти психологические факторы (а не находится в противоречии с ними), то качество образования будет повышаться. Это и касается качества школьного исторического образования. 3.3. Практическая деятельность школьного музея на базе МОУ «Большеутинская средняя общеобразовательная школа» Территория села Большой Ут и близко расположенных деревень находится в пределах западных предгорий Уральской...

ВведениеВВЕДЕНИЕ
Традиции, обычаи, обряды, ритуалы
играют немаловажную роль в
жизнедеятельности и непосредственно
развитии общества. Эти слова могут
вызвать представления о силе прошлого,
стремящейся подчинить себе новое,
молодое, задержать ход развития жизни.
Именно так мы иногда представляем
смысл этих древних и мудрых слов,
забывая порой, что обычаи и традиции
всегда закрепляют то, что достигнуто в
общественной и личной жизни, именно
они стабилизируют общественные
отношения, закрепляя то, что было
достигнуто веками поколениями наших
предков.

Между традициями, обычаями и
обрядами много общего. Все они
представляют собой особые формы
передачи новым поколениям
социального и культурного опыта.
Традиции и обычаи могут включать в
себя обрядовые элементы, но это еще не
обряды.
Традиции и обычаи могут носить
разный характер: религиозный,
светский, семейный и т.п.
Все они играют несомненно важную
роль как для малых, так и для больших
социальных групп. Кроме того,
некоторые из них могут трактоваться не
правильно и не быть причастными к
тому, как общество привыкло их
соблюдать.
Сейчас на общеизвестных примерах
раскроем суть некоторых обычаев и
традиций, а также докажем важность и
значимость каждой из них.

Традиции

ТРАДИЦИИ
Традиция - это особая форма закрепления общественных
отношений, выражающаяся в исторически сложившихся,
устойчивых и наиболее общих действиях, нормах и
принципах общественного поведения, передаваемых из
поколения в поколение и сохраняемых, как правило, силой
общественного мнения» Следовательно, традиция возникает
в результате определенных исторических условий.
Так, на Руси с возникновением христианства возникла
традиция крещения новорожденных. Крещение - одно из
христианских таинств, которое знаменует принятие человека
в лоно церкви. По утверждению духовенства человек в
результате крещения умирает для жизни плотской, греховной
и возрождается к жизни святой, духовной. По христианским
представлениям люди рождаются запятнанными
первородным грехом, а крещение призвано «смыть» этот
грех, открыть перед человеком перспективу спасения.

Хотя на самом деле это не совсем так.
Необходимо различать понятия
«Крещение» с понятием «Покаяние», они
дополняют друг друга, а не заменяют, так
как Крещение происходит не только водой,
а также Святым Духом, после того, как
человек сознательно покаялся и принял
решение стараться не грешить.
Следовательно, действительно ли верно
крестить младенцев, которые сознательно
не приняли покаяния? Как бы там ни было,
такая традиция имеет место быть и ей
следуют многие люди, не смотря на то, что,
зачастую, не понимают ее истинный смысл,
а лишь просто поступают «как все».

Обычаи

ОБЫЧАИ
Обычай - это повторяющийся, привычный способ
поведения людей в определенной ситуации. К
обычаям относятся общепринятые приемы труда,
распространенные в данном обществе формы
взаимоотношений людей в быту и семье,
дипломатические и религиозные ритуалы и другие
повторяющиеся действия, отражающие особенности
жизни племени, класса, народа. Обычаи
формируются исторически.
В обычае находят свое проявление нравы общества,
на их возникновение и характер влияют особенности
истории народа, его хозяйственной жизни, природноклиматические условия, социальное положение
людей, религиозные воззрения и т. п.

Празднования праздника Пасхи –
один из важнейших религиозных
обычаев христиан. На Пасху, как
известно, принято красить яйца,
печь куличи и говорить друг другу
«Христос Воскрес». Именно так
многие люди отмечают этот
праздник из года в год, повторяя
сложившиеся исторически действия.
На самом деле, покраска яиц и
куличи по факту не имеют никого
отношения к празднику Пасхи,
согласно Библии, ведь нигде в ней не
упоминается ни одно из данных
деяний.

Праздник связан с историческим событием, подробно описанным во второй книге Торы, которая в русской
традиции названа «Исход» (Ветхий Завет). Это легенда о рабской жизни евреев в Египте, преследованиях
малочисленного народа фараоном и его жрецами, а также о последующем освобождении. Последняя из десяти
смертных египетских казней связана с повелением Бога помазать косяки дверей кровью жертвенного ягненка,
чтобы ангел смерти смог пройти мимо еврейских домов и умертвить только первенцев египтян.
После выхода с территории могущественной страны евреи во главе с вождем Моисеем стали настоящим
народом со своей иерархией и институтами, а после перехода в Землю Обетованную сумели основать
собственное государство, возвести единственный храм для служения Всевышнему и создать первую в своей
истории царскую династию. И сейчас евреи отмечают этот праздник и называется он «Пейсах».

Согласно же Новому Завету, Пасха – это день Воскресения Иисуса Христа, принёсшего
себя в жертву за грехи человечества и победившего смерть. Ведь согласно Писанию,
плата за грех – смерть. Нередко в Библии можно увидеть сравнение Иисуса с Агнцем (
Ягненком),это метафора, согласно упомянутому ранее ягненку, принесенному в жертву
за жизнь еврейского народа. Так что, Пасха – это Христос, закланный за человечество.

Стереотипы, сложившиеся в обществе

СТЕРЕОТИПЫ, СЛОЖИВШИЕСЯ В ОБЩЕСТВЕ
Основное назначение религиозных обрядов
заключается в том, что они являются важным
средством идейного и эмоционального
воздействия на верующих, и тем самым
формируют систему привычных религиозных
представлений в сознании людей и культовых
стереотипов в их поведении. И не смотря на то,
что они зачастую бывают ошибочны или не
несут никого существенного смысла, люди все
равно следуют им и будут следовать дальше,
так как они складывались и многократно
повторялись веками.

Тоже самое происходит и с различного рода
символами, к примеру Пятиконечная звезда, еще
известная в обществе как Пентаграмма, Звезда
дьявола. Неудивительно, что мнение людей на счет
этого символа совпадает, ведь это стереотип,
существовавший в сознании людей много лет. На
самом деле Пентаграмма или Пентакль
("Свещенное женское начало", "Священная
богиня") - один из старейших символов на земле.
Появился за 4 тыс.лет до РХ. Относится к
поклонению и обожествлению Природы. Древние
люди делили весь мир на две половины - мужскую
и женскую. У них были боги и богини,
сохраняющие баланс сил. Пентакл символизирует
женскую половину всего сущего на земле. Его
линии делят Пентакль на сегменты, равные числу
PHI. Символизирует Венеру, богиню любви и
красоты. Планета и богиня Венера - одно и то же.
Известно в мире так же под именами Восточная
звезда, Иштар, Астарте.

Каждые 8 лет Венера описывает абсолютно
правильный пентакл по большому кругу
небесной сферы. Древние греки отдавали дань
этому, устраивая Олимпийские игры каждые 8
лет.
Смысл пентакла был изменен Римской
католической церковью на ранней стадии ее
развития. Это часть компании Ватикана по
уничтожению языческих религий и обращения
масс в христианство. Был и еще ряд
преобразований, таких как:
Трезубец Посейдона - вилы дьявола
Колпак мудреца - шляпа ведьмы
Пентакль - знак дьявола
Египетские солнечные диски - нимбы святых
Изображение Изиды, баюкающей сына Гора образ Марии с Иисусом

Ведь, как и сейчас, нельзя было просто так взять и сломать языческие обычаи, символы и традиции у
людей, которые складывались достаточно длинный промежуток времени. Единственный выход был
постепенно заменять их христианскими. И сейчас некоторые христианские праздники до сих пор
содержат языческие ритуалы.

Некоторые выводы

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ
Само понятие «традиции», употребляемое в контексте с «обычаями», «обрядностью», «ритуалом»,
включает в себя всё духовное наследие из поколения в поколение. Критерием общественной
значимости любой традиции, в том числе воспитательной, должно быть соответствие целям и
задачам воспитания нравственного воспитания подрастающего поколения.
Обычаи и традиции нельзя так просто взять и убрать или изменить, так как они оказывают огромное
влияние на общество. Этот процесс требует довольно длительного времени.
Религиозные традиции, обычаи и обряды могут быть неточными и даже построенными на других,
устаревших или предшествующих им обычаях, традиция и обрядах. Что может повлечь за собой
массовое заблуждение в некоторых деталях.
Люди не всегда понимают, что означает какой – либо обычай или традиция, а следуют им лишь
потому, что так делает большинство.
Обычаи, традиции и обряды религиозного характера встречаются в обществе наиболее часто.
Создавая новые и совершенствуя существующие общественные, семейно-бытовые, личные
традиции и обычаи, мы оказываем огромное воздействие на сознание и чувства людей, которые
заставляют пересмотреть и преодолеть привычки, представления, связанные с прежним образом
жизни.
В мире нет ни одного народа, не имевшего собственные обычаи и традиции, не говоря уж о малых
социальных группах.

«Лучшие законы рождаются из обычаев».

Я согласна с мнением Ж.Жубера. Этим выражением он хотел сказать, что все законы произошли от древних обычаев. Со временем государство заменило родовую общину, что повлекло превращение обычаев в законы. Процесс формирования права, государства и законов занял не одно столетие. Общественные отношения регулировал обычай, так как в праве и в законе не было потребности. Труд был коллективен, собственность общей, поэтому не имело смысла заявлять права на чужую собственность.

С развитием человечества возникло усложнение общественной жизни, стало ясно, что обычаи не смогут регулировать все стороны общественных отношений, появилась потребность в законах. Понадобилась «третья сила», которая смогла бы рассудить конфликты и споры противоборствующих сторон. Это стало причиной возникновения государства.

Нельзя создавать законы против обычая, устоя. Есть определенный уклад жизни на протяжении существования человечества (обычаи), и законы должны только узаконить, а не перечеркнуть их. Но в то же время не все обычаи достойны узаконивания.

Приживаются не всегда добрые обычаи. В обществе с плохими нравами рождаются и живут такие же недобрые обычаи. Поэтому одним людям хочется "прививать" другим людям то, что первым кажется "добрым".

Следовательно, законы появляются из обычаев, а на обычаи имеют влияние нравы. Нравы- привычки, чувства, верования, общие для группы людей, имеющие моральную ценность образцы поведения, сложившиеся в ходе длительного исторического развития. В нравах сохраняются не только те образцы поведения, которые имеют непреходящее значение и являются неотъемлемой властью культурных традиций, но и те, которые препятствуют дальнейшему развитию культуры, ограничивают свободу морального выбора человека.. или социальные привычки образуют первичную форму права, основанную на традиции, или право обычая. Обычаи- укоренившееся, повторяющееся с давних пор в каком-либо обществе действие. Основной способ управления поведением в догосударственном обществе в условиях родовых отношений. Обычаи складываются в процессе жизнедеятельности общества. Если они получают признание государства и обеспечиваются его принудительной силой, то становятся правовыми. Социальные нормы - правила, регулирующие поведение людей, деятельность организаций в их взаимоотношениях. Закон - набор правил или норм поведения, который определяет отношения между людьми, организациями, государством/государствами. Связь между этими терминами очевидна, что доказывает правоту Жубера.

Примером является обычай изгонять провинившихся из племени перешёл в закон об изолировании преступников от общества. Также племена избирали себе вождя и совет старейшин, слушались их во всём - это перешло законы о выборах и власти.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...