Японские пилоты смертники. Кайтены: японские камикадзе (19 фото)

Знаешь, мама, завтра я стану ветром,

По священной воле разящим свыше.

Я прошу тебя о любви и вере,

И прошу - сажайте у дома вишни,

Я увижу, мама - я стану ветром.

Божественный ветер

Групповой снимок шести японских летчиков камикадзе в летной форме и личными подписями. Такие снимки обычно
делали накануне последнего вылета. Предположительно 1945 год.

15 октября 1944 года с небольшого военного аэродрома на Филиппинах поднялся истребитель. На базу он не вернулся. Да, впрочем, никто и не ожидал его возвращения: ведь он пилотировался первым летчиком-смертником (камикадзе) контр-адмиралом Арима, командиром 26-й воздушной флотилии.

Молодые офицеры пытались отговорить контр-адмирала от участия в смертельном полете. Но он сорвал со своего мундира знаки различия и сел в самолет. По иронии судьбы Арима не сумел выполнить задачу. Он промахнулся и врезался в морские волны, не достигнув цели американского корабля. Так началась одна из самых мрачных боевых кампаний второй мировой войны на Тихом океане.


Тактика камикадзе предельно проста: пробиться через огонь зенитной артиллерии американских кораблей и направить свой самолет в смертельное пике на палубу вражеского авианосца. Для выполнения такой задачи от пилота не требовалось особого мастерства, а в фанатиках, желающих добровольно отдать свою жизнь за императора и Японию, недостатка не было. В несколько дней на Филиппинах из остатков морской авиации были сформированы четыре эскадрильи, получившие символические имена: «Асахи» («Восходящее солнце»), «Ямадзакура» («Дикая вишня» — поэтический символ Японии), «Сикисима» (поэтическое название Японии) и «Ямато» (древнее название Японии), а все соединение летчиков-смертников — «Камикадзе Токубецу Когекитай» — Ударное соединение специального назначения «Камикадзе».

Японский пилот-камикадзэ капрал Юкио Араки (в центре фото со щенком в руках) с товарищами по 72-й эскадрилье «Синбу» на аэродроме Бансей

Пилоты-камикадзе получали форму для заполнения и принимали пять клятвенных пунктов:

Солдат обязан исполнять свои обязательства.

Солдат обязан соблюдать правила приличия в своей жизни.

Солдат обязан быть высоконравственным человеком.

Солдат обязан жить простой жизнью


Ониси Такидзиро. Человек, которого называют «отцом камикадзе»

Японские пилоты-камикадзе перед боевым вылетом с аэродрома Тёси к востоку от Токио. Слева направо: Тетсуя Йено (Tetsuya Ueno), Косиро Хаяси (Koshiro Hayashi), Наоки Окагами (Naoki Okagami), Такио Ои (Takao Oi), Тосио Йоситаке (Toshio Yoshitake). Из восемнадцати пилотов, участвовавших в этом вылете, уцелел только Тосио Йоситаке: его самолет был сбит американским истребителем, совершил аварийную посадку и пилот был спасен японскими солдатами.

Пилоты сфотографированы на фоне истребителя Мицубиси А6М «Зеро».



Группа «Сикисима» из первого Корпуса Специальных Атак готовится к вылету с авиабазы Мабалакат на Филиппинах. Люди запечатлены за церемониальным прощальным тостом. Командир группы — лейтенант Юкио Сэки — с чашкой воды в руках. Вице-адмирал Ониси — в центре фотографии лицом к пяти членам группы «Сикисима». Человек, предлагающий Сэки чашку воды — Асаити Тамаи (20 октября 1944).


Лейтенант Секи Юкио!!

— Священный ветер… Спасенная родина… Путь воина… Американские авианосцы… — и наконец назвал имя — Юкио Секи.

Юкио Секи стоял первым в шеренге. У него было сухое, с провалившимися щеками лицо. Глаза напряжены и полузакрыты. Каждое слово генерала он жадно ловил, чтобы бережно унести с собой в небо. Все мы знали: приготовлено девять машин, под сиденьем у каждого летчика укреплен ящик с толом. Прежде чем бросить с высоты машину на американский корабль, каждый летчик выдернет из ящика предохранитель…


Последний полет!! На переднем плане Секи Юкио!!
Проводы на острове Иводзима!


Гибель эскортного авианосца "Сен-Ло" и лейтенанта Секи Юкио.

Конвойный авианосец "St. Lo" горит после атаки камикадзе.

11 апреля 1945 года. Самый большой американский военный корабль — линкор «Миссури» — за мгновения до того, как его поразит камикадзе на самолете «Zero». Самолет ударил корабль ниже главной палубы, нанеся минимальный урон и не вызвав никаких катастрофических последствий. Фото: U.S. Naval Historical Center

Авианосц "Банкер Хилл" 11 мая 1945 года после атаки "токкотаи". Через пару минут авианосец атакует еще один самоубийца. Один врезался прямо в гущу находившихся в кормовой части палубы самолетов и вызвал сильный пожар. Отделившаяся от самолета бомба пробила несколько палуб, наружную обшивку и взорвалась у поверхности воды, изрешетив осколками левый борт корабля. Второй самолет пробил полетную палубу рядом с <островом> и взорвался внутри корпуса, вызвав пожары в галерейной палубе. Оторвавшийся от самолета двигатель угодил в помещение флагманского командного пункта (на <Банкер Хилле> держал флаг командующий соединением TF-58 адмирал Митшер) и стал причиной гибели большинства находившихся там штабных офицеров. Потери в его экипаже оказались очень тяжелыми: 391 убитый и 264 раненых. Кроме того, на авианосце сгорели почти все самолеты.

Пылает «Банкер Хилл»


Вид на горящий авианосец «Банкер Хилл» (USS Bunker Hill, CV-17) с линкора «Южная Дакота» (USS South Dakota, BB-57).

11 мая 1945 г. авианосец «Банкер Хилл» был поражен двумя самолетами японских камикадзе, произведенных с интервалом 30 секунд. Погибли 372, получили ранения 264 военнослужащих. Большинство погибших задохнулись продуктами горения во внутренних помещениях корабля.

Пилот-камикадзе Киёси Огава, который атаковал американский авианосец «Банкер-Хилл»


12 апреля 1945 года школьницы провожают лейтенанта Тосио Анадзава на смерть, которая ждет его в районе Окинавы, размахивая ему вслед ветками вишни. Ответный салют пилота адресован не столько школьницам, сколько родной стране и вообще жизни. На борту его самолета «Hayabusa» 250-килограммовая бомба

Лёгкий крейсер США "Колумбия" атакован камикадзе в заливе Лингаен. 6 января 1945 года.


Пилоты-камикадзе на фото 1944 года, сделанном в городе Тёси (восточнее Токио), перед боевым вылетом в сторону Филиппин (Reuters).

Пилот-камикадзе повязывает хатимаки.

Перед вылетами проводились специальные церемонии, включающие ритуальную чашечку саке и хатимаки (белую повязку на лоб). Символом камикадзе был цветок хризантемы. По преданию, молодые лётчики камикадзе, вылетая на задание, пролетали над горой Каймон на юго-западе Японии. Пилоты бросали последний взгляд на свою родину, и, салютуя, прощались с ней.



Атака камикадзе была проведена 21 октября 1944 года. Жертвой оказался тяжёлый крейсер «Австралия», который был флагманом австралийского флота. Самолет, предположительно, Aichi D3A или Mitsubishi Ki-51, был вооружен 200-килограммовой бомбой. Столкновение произошло в районе надстройки крейсера «Австралии». Кораблю повезло: бомба не взорвалась. В результате атаки погибло 30 человек, в том числе командир корабля. Было ранено 64 человек. 25 октября «Австралия» получила ещё одно попадание, после чего корабль пришлось отправить на ремонт. К концу войны «Австралия» пережила 6 попаданий самолётов камикадзе.


Поврежденный крейсер «Австралия»

Не добраться им до порта,

Вот и всё, касаюсь борта,

И в расширенных зрачках отражён

Весь мой долгий путь до цели,

Той, которая в прицеле,

Мне взрываться за других есть резон.



Поврежденный эсминец!


Удар камикадзе в линкор «Мэрилэнд». В тот раз, 25 ноября 1944 г. повреждения оказались значительными — повреждена башня ГК, погиб 31 моряк


Горит «Саратога» — три удара камикадзе привели к потере 36 самолетов авиакрыла, была разрушена вся носовая часть, погибло 123 моряка


Последнее пике. Цель — крейсер «Колумбия»


Завалы на палубе HMS Formidable. От мощных сотрясений лопнул паропровод ГЭУ, упала скорость, вышли из строя радары — в самый разгар боя корабль утратил боеспособность

Последствия атаки камикадзе

Бывший японский пилот-камикадзе Хичиро Наемура (Hichiro Naemura) держит в руках свой портрет военных лет, стоя возле истребителя "Mitsubishi A6M Zero" в Имперском военном музее в Лондоне, куда он приехал на встречу с британскими ветеранами, пережившими войну, в честь презентации книги "Камикадзе: японские боги самоубийств". 7 октября 2002 года (Reuters)

Из прощального письма мл. лейтенанта Шунсуке Томиясу: «Сегодня судьба нашей страны в моих руках. Мы — защитники нашей страны. Вы можете забыть меня, когда меня не будет, но, пожалуйста, живите лучше, чем вы жили раньше. Не беспокойтесь и не унывайте».

Памятник камикадзе. Этот памятник, прославляющий героизм японских лётчиков-камикадзе, стоит в наши дни в храме Ясукуни в Токио

"Я улетаю в небо. Небо станет моей могилой. Я умираю за императора.". Такие хайку писали на своих хатимаках пилоты-камикадзе. "Не плачь. Не сожалей. Я вернусь домой. Встречай меня в храме Ясукуни. Я буду там".

В завершении поста аккомпанемент к выше написанному и увиденному, хит Розенбаума, простая музыка, простые слова как жизнь и смерть камикадзе!! Банзай вам славные сыновья своей Родины!!

Камикадзе - это термин, ставший широко известным в годы второй мировой войны. Этим словом обозначали японских летчиков-смертников, атаковавших самолеты и корабли противника и уничтожавших их, идя на таран.

Значение слова "камикадзе"

Появление слова связано с хана Хубилая, который после покорения Китая дважды собирал огромный флот, чтобы достичь берегов Японии и завоевать ее. Японцы готовились к войне с армией, превосходящей их собственные силы во много раз. В 1281 году монголы собрали почти 4,5 тысячи кораблей и стосорокатысячное войско.

Но оба раза до крупного сражения дело не доходило. Исторические источники утверждают, что у берегов Японии корабли монгольского флота были почти полностью уничтожены внезапно разразившимися бурями. Вот эти тайфуны, спасшие Японию от завоевания, и были названы "божественным ветром", или "камикадзе".

А когда во время второй мировой войны стало очевидным, что японцы проигрывают США и союзникам, появились отряды летчиков-смертников. Они должны были если не переломить ход военных действий, то хотя бы нанести как можно больший урон врагу. Этих летчиков и стали называть камикадзе.

Первый полет камикадзе

Уже с самого начала войны случались одиночные тараны, исполняемые пилотами загоревшихся самолетов. Но это были вынужденные жертвы. В 1944 году был впервые сформирован официальный отряд летчиков-самоубийц. Пять пилотов на истребителях "Мицубиси Зеро" под руководством капитана Юкио Сэки вылетели 25 октября с филиппинского аэродрома Мабаракат.

Первой жертвой камикадзе стал американский авианосец "Сент Ло". В него врезался самолет Сэки и еще один истребитель. На корабле начался пожар, и скоро он затонул. Так весь мир узнал, кто такие камикадзе.

"Живое оружие" японской армии

После успеха Юкио Сэки и его товарищей в Японии началась массовая истерия по поводу героических самоубийств. Тысячи молодых людей мечтали совершить такой же подвиг - погибнуть, уничтожив врага ценой своей жизни.

Спешно формировались "специальные ударные отряды", причем не только среди летчиков. Команды смертников были и среди парашютистов, которых сбрасывали на аэродромы или другие технические сооружения противника. Моряки-самоубийцы управляли или катерами, начиненными взрывчаткой, или торпедами огромной мощности.

При этом велась активная обработка сознания молодых людей, им внушалось, что камикадзе - это герои, жертвующие собой ради спасения Родины. Они полностью подчиняются призывавшему к постоянной готовности к смерти. к которому нужно стремиться.

Последний вылет смертников обставлялся как торжественный ритуал. Его неотъемлемой частью были белые повязки на лбу, поклоны, последняя чашка сакэ. И почти всегда - цветы от девушек. И даже самих камикадзе часто сравнивали с цветами сакуры, намекая на быстроту, с какой они распускаются и опадают. Все это окружало смерть ореолом романтики.

Родных погибших камикадзе ждали почет и уважение всего японского общества.

Результаты действий ударных отрядов

Камикадзе - это те, кто совершил почти четыре тысячи боевых вылетов, каждый из которых стал последним. Большинство полетов приводило если не к уничтожению, то к повреждению кораблей и прочей военной техники неприятеля. Им удалось надолго внушить ужас американским морякам. И только к концу войны со смертниками научились бороться. Всего список погибших камикадзе состоит из 6418 человек.

Официальные данные США говорят о примерно 50 потопленных кораблях. Но эта цифра вряд ли верно отражает урон, нанесенный камикадзе. Ведь не всегда корабли тонули сразу после удачной атаки японцев, им удавалось продержаться на плаву иногда несколько суток. Некоторые суда смогли отбуксировать к берегу, где были проделаны ремонтные работы, без которых они были бы обречены.

Если же рассмотреть ущерб живой силе и технике, то результаты сразу становятся внушительными. Ведь даже гигантские авианосцы, обладающие огромной плавучестью, не застрахованы от пожаров и взрывов в итоге огненного тарана. Многие корабли выгорали практически полностью, хоть и не шли на дно. Повреждения получили около 300 кораблей, погибли около 5 тысяч моряков США и союзников.

Камикадзе - кто это такие? Переоценка ценностей

После 70 лет, прошедших с появления первых отрядов смертников, японский народ пытается определить для себя, как же к ним относиться. Кто такие камикадзе? Герои, сознательно выбравшие смерть во имя идеалов бусидо? Или жертвы, одурманенные государственной пропагандой?

Во время войны сомнений не возникало. Но вот архивные материалы приводят к размышлениям. Даже первый камикадзе, знаменитый Юкио Сэки, считал, что Япония зря убивает своих лучших пилотов. Они принесли бы больше пользы, продолжая летать и атаковать врага.

Как бы ни было, камикадзе - это часть истории Японии. Та часть, которая у простых японцев вызывает и гордость за их героизм, и самоотречение, и жалость к людям, погибшим в расцвете лет. Но равнодушным она не оставляет никого.


15 октября 1944 года с небольшого военного аэродрома на Филиппинах поднялся истребитель. На базу он не вернулся. Да, впрочем, никто и не ожидал его возвращения: ведь он пилотировался первым летчиком-смертником (камикадзе) контр-адмиралом Арима, командиром 26-й воздушной флотилии.
Молодые офицеры пытались отговорить контр-адмирала от участия в смертельном полете. Но он сорвал со своего мундира знаки различия и сел в самолет. По иронии судьбы Арима не сумел выполнить задачу. Он промахнулся и врезался в морские волны, не достигнув цели американского корабля. Так началась одна из самых мрачных боевых кампаний второй мировой войны на Тихом океане.


К концу 1944 года японский флот, потерпев несколько поражений, представлял собой жалкую тень грозного императорского флота. Были ослаблены и силы морской авиации, на которую было возложено прикрытие Филиппин с воздуха. И хотя промышленность Японии выпускала достаточное количество самолетов, армия и флот не успевали готовить летчиков. Это привело к полному господству американцев в воздухе. Тогда-то командующий первым воздушным флотом на Филиппинах вице-адмирал Такидзиро Ониси и предложил создать группы летчиков-смертников. Эниси видел, что из-за плохой подготовки японские летчики погибают сотнями, не нанося врагу существенного ущерба.

Кнопку заело, и пропеллер висит,
Как перебитое крыло.
Карлсон садится в самолёт без шасси,
Солнце кроваво и светло.
Нет возвращения, как птице без ног, -
Это неписаный закон,
Если в кабине самурайский клинок,
Как валидол под языком...
Олег Медведев, «Карлсоны»

Они писали прощальные письма, а на следующий день, выпив ритуальную чашку саке и поклонившись в направлении Токийского Императорского дворца, садились в свои деревянные машины и летели к морю. Девушки провожали их как героев. Они прорывались сквозь непогоду и вражеские истребители, сквозь бьющие прямой наводкой корабельные орудия, чтобы, если повезёт, удариться о палубу и превратиться в огненный шар. Тот самый, что изображён на флаге их страны.

ИСТОКИ САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ

Случаи героической смерти во имя Родины и победы бывают на любой войне. Обычно такие поступки являются следствием моментного порыва: когда внезапно не оказывается другого выхода, кроме как ценой своей жизни спасти других людей или забрать с собой как можно больше врагов. Тогда лётчик в горящем самолёте устремляется на таран, а боец бросается на амбразуру дзота, чтобы своим телом закрыть товарищей от пуль. Однако в подавляющем большинстве случаев солдат, отправляясь на войну, всё же надеется остаться в живых.

Жертвы японских камикадзе были плановыми. Военные операции заранее предполагали, что эти люди умрут; оружие «специального назначения» разрабатывалось без учёта сохранения жизни человека - пилот был расходным материалом.

Следует сразу заметить, что большинство камикадзе не было фанатиками. Обычные молодые японцы, вполне трезвомыслящие и жизнерадостные - в них не было заметно ни подавленности, ни отрешённости, ни паники, несмотря на то, что они знали о предстоящей смерти. Сохранились записи камикадзе, вернувшихся с неудачных вылетов (изредка бывали случаи, когда лётчик не находил цели или вынужден был вернуться из-за неполадок в самолёте, чтобы назавтра вылететь снова): это были здравые рассуждения людей, хорошо знающих свою работу и готовых её выполнить. Среди заметок можно встретить рассуждения о технических недоработках, о психологических аспектах и практических приёмах проведения таранных атак.

Так почему эти парни добровольно отправлялись умирать? Почему вообще Япония обратилась к стратегии использования самоубийц?

Причин несколько, и первая - это японский менталитет, столь не похожий на привычный нам европейский склад ума. Здесь смешалось многое: и синтоизм, и буддизм, и средневековый самурайский кодекс «Бусидо», и культ Императора, и вера в избранность японской нации, выпестованная за столетия изоляции и подкреплённая военными успехами. Немаловажно, что само отношение к смерти у японцев совсем другое, нежели принятое в европейской христианской традиции: они не боятся смерти как таковой и не считают самоубийство греховным поступком, напротив, иногда предпочитая смерть жизни (сразу можно вспомнить очищающий обряд сэппуку). Одной из причин самоотверженности, породившей камикадзе, можно назвать общность японского народа: человек в первую очередь считался членом своей семьи, и уже потом - самостоятельной личностью; соответственно, совершённый им бесчестный поступок ложился пятном на всех его родственников. Семьи же погибших героев становились очень уважаемыми и окружались почестями. Сегодня подобную этому психологию можно встретить у представителей мусульманских общин (правда, предпосылки к такому мировоззрению у мусульман совсем другие).

Камикадзе верили, что после смерти становятся «ками» - духами-хранителями Японии. Таблички с их именами помещались в храм Ясукуни, и до сих пор японцы приходят поклониться героям.

К планомерному использованию смертников Япония обратилась только в последний год войны. До этого случались спонтанные случаи самопожертвования, не более частые, чем со стороны британских, американских или советских лётчиков; те же немногие операции, которые предполагали гибель солдат, утверждались командованием лишь тогда, когда у исполнителей оставался хотя бы минимальный шанс на спасение.

Суть в том, что Япония не была готова к затяжной войне, и в 1944 году уже было очевидно абсолютное преимущество американцев в ресурсах, в военной технике и специалистах. Из дальних морей война всё ближе продвигалась к Японским островам, на которые никогда прежде не ступала нога захватчика. Чтобы вернуть удачу, нужна была какая-нибудь чудесная новая возможность. Нечто такое, что не смогли бы повторить противники.

И такая возможность была найдена.

ТАКТИКА КАМИКАДЗЕ

«Отцом камикадзе» считается вице-адмирал Ониси Такидзиро. В октябре 1944 года он прибыл в Манилу, чтобы заступить на должность командующего Первым воздушным флотом. Сказать, что флот достался ему потрёпанным, - это значит не сказать ничего. Множество самолётов погибло в боях, оставшиеся находились в посредственном техническом состоянии, опытных пилотов почти не осталось, а прибывающие из Японии зелёные юнцы, прошедшие ускоренные курсы лётной подготовки, были способны только на то, чтобы бесславно и бессмысленно гибнуть под огнём американских асов.

Ониси принял вполне рациональное решение: если уж гибнуть, так со славой и пользой. Ему и раньше случалось отправлять людей на верную гибель, поскольку он был одним из самых верных и последовательных сторонников «японского духа» - то есть готовности к безоговорочному самопожертвованию - во всём флоте.

Собрав офицеров, вице-адмирал Ониси предложил им следующий план: если оснастить истребители бомбами и отправить в таранную атаку на американские авианосцы, запретив ввязываться в воздушные сражения, - наверняка удастся уничтожить или повредить значительное количество кораблей. Размен нескольких самолётов на авианосец - это лучшее, чего можно желать. Что же до человеческих потерь - предполагалось, что в «специальные атаки» пойдут только добровольцы.

Изначально в добровольцах действительно недостатка не было. Первые операции камикадзе против американского флота в заливе Лейте оказались успешными, хоть не настолько, как рассчитывал вице-адмирал. И всё же один авианосец («Сент- Ло») удалось пустить ко дну, шесть кораблей были серьёзно повреждены - и это ценой всего 17 самолётов. Об успехе Ониси рапортовал в Генеральный штаб, и в Токио внезапно уверовали в то, что новая тактика способна переломить ход войны. Сам вице- адмирал Ониси в интервью одной из газет говорил: «Если вражеский авианосец будет обнаружен, то мы сможем уничтожить его самоубийственной атакой. Если бомбардировщик В-29 будет обнаружен - мы поразим его таранными ударами. Приняв решение использовать самоубийственные атаки, мы уверены, что выиграем войну. Численное превосходство исчезнет с применением самоубийственных операций».

Было дано «добро» на самое широкое использование самоубийц, тут же образовались несколько групп подготовки.

Как правило, учиться на камикадзе шли юноши в возрасте 17–24 лет. Закончив короткие курсы, они были едва способны управлять самолётом: показательно, что при перелёте из Японии к месту операции (на Филиппины, позже на Формозу и Окинаву) зачастую терялось больше половины группы. Опытных лётчиков к концу войны осталось крайне мало, и они были на вес золота. Им категорически запрещалось участвовать в таранных атаках, их задача была другой: сопровождать до места и защищать группы новичков-самоубийц, иначе последние, не обученные приёмам воздушного боя, становились лёгкой добычей для американских «Хэллкетов» и «Корсаров».

Корабельные радары легко обнаруживали приближающиеся самолёты, им навстречу тут же поднимались перехватчики; палубная авиация обеспечивала безопасность судна-носителя в радиусе до 100 километров. Поэтому, нападая на корабли, камикадзе использовали одну из двух тактик: либо пикировали с 6000–7000 метров (истребителям противника требовалось время, чтобы набрать такую высоту, и к тому моменту, когда они настигали японца, он уже успевал разогнаться в пике, становясь труднопоражаемой падающей бомбой), либо заходили предельно низко, над самой поверхностью воды, где их не видели радары, и в последний момент резко набирали высоту и падали на палубу. Вторая тактика требовала от пилота изрядного мастерства, ею пользовались реже. Был и ещё один момент: ряд самолётов (правда, меньшая часть), разработанных специально под задачи камикадзе, на 90% состояли из дерева и просто не «читались» системами обнаружения.

ПРО ИСТРЕБИТЕЛЬ ZERO

В начале войны японцы могли смотреть на противников свысока: у них на вооружении стоял самолёт, до 1943 года превосходивший все аналоги по манёвренности и дальности полёта, - палубный истребитель А6М Zero. С 1940 по 1945 год заводы «Мицубиси» выпустили 11000 единиц A6M. Это был самый массовый японский самолёт и по числу произведённых машин, и по использованию в сражениях - ни одно морское сражение с участием авиации не обошлось без Zero. В последний год войны Zero стали самыми успешными и, опять же, самыми массовыми самолётами для камикадзе.

Всё дело в том, что после 1943 года модель A6M устарела. У Японии не было ни времени, ни ресурсов на разработку достойной замены, поэтому до конца войны продолжали массово выпускать A6M в различных модификациях. В частности, модификация A6M7 предназначалась специально для атак камикадзе.

ТЕХНИКА КАМИКАДЗЕ

Главной «рабочей лошадкой» японской морской авиации был истребитель A6M Zero. К 1944 году Япония обладала огромным парком списанных и не годных к постоянным полётам «Зеро». Естественно, в первые месяцы для самоубийственных атак использовалась именно эта модель. Шёл в расход и предшественник Zero, палубный истребитель A5M, снятый с производства в 1942 году, особенно в последние месяцы войны, когда начинала сказываться нехватка техники. Для увеличения разрушительной силы атаки под фюзеляжем самолёта крепилась бомба весом от 60 до 250 кг.

Все самолёты камикадзе оснащались бомбами. Бомбардировщики, более грузоподъёмные, чем истребители, тоже использовались для самоубийственных атак, хотя и в меньшем количестве. Морские бомбардировщики D3A, D4Y Suisei, B5N, P1Y Ginga, B6N Tenzan и армейские Ki-43 Hayabusa и Ki-45 Toryu могли нести заряд взрывчатки весом в 600–800 кг. Изредка в «специальных целях» использовали тяжёлые бомбардировщики G4M, Ki-67 Hiryu и Ki-49 Donryu с сокращённым до 2-3 человек экипажем - эти монстры после некоторой доработки могли поднять трёхтонный заряд.

В самом конце войны для самоубийственных атак использовали уже всё, что могло летать: и учебные самолёты, и устаревшие модели, и даже кустарно изготовленные летающие конструкции.

Машины, предназначенные специально для камикадзе, начали разрабатывать, что интересно, ещё до первых успехов вице-адмирала Ониси - с лета 1944 года. Была поставлена задача: придумать самолёт, способный нести большой груз взрывчатки и оснащённый простой системой управления, доступной для любого выпускника курсов. И такой самолёт сделали довольно быстро. Он получил название Yokosuka MXY7 Ohka, то есть «Цветок вишни».

По правде говоря, это был не совсем самолёт - скорее большая (от 600 до 1200 кг в разных модификациях) бомба, оснащённая маленькими фанерными крылышками для планирования и реактивным двигателем для кратковременного ускорения. Шасси MXY7 не имел, сам взлетать не мог и приземляться тоже. Для доставки «Цветка вишни» к месту боя использовались самолёты-носители G4M и P1Y Ginga; разрабатывались модификации бомбардировщиков, способных нести одновременно несколько MXY7, однако до конца войны эти работы не были закончены.

Несмотря на то, что американцы сразу переименовали Ohka в Baka (то есть «дурак» по-японски) за якобы неоправданную жертвенность и неэффективность, это была единственная модель самолёта, предназначенного специально для самоубийц, которая производилась массово, - были построены 852 такие машины.

Впрочем, где-то американцы были правы: это было далеко не совершенное оружие. Обременённые MXY7 бомбардировщики становились медлительными, неповоротливыми и уязвимыми и часто гибли, не успев избавиться от своего смертоносного груза. Управление в Ohka было настолько примитивным, что привести его точно к цели было нетривиальной задачей и для опытного пилота, не говоря уже о новичках-камикадзе.

Весной 1945 года авиастроительная компания «Накадзима» получила заказ на разработку максимально простого и дешёвого самолёта-камикадзе, который можно было бы изготовить в кратчайшие сроки и оснастить любым серийным авиационным двигателем; самолёт должен был иметь возможность взлетать самостоятельно - до конца войны оставалось несколько месяцев, и японцы готовились воевать на своей территории.

Модель получила название Ki-115 Tsurugi. Самолёт получился бесхитростный: из жести и дерева, с прескверными лётными характеристиками и простейшим управлением, с шасси, которое отбрасывалось после отрыва от земли (и крепилось к следующему взлетающему). Кабина пилота была открытой, а на лобовом стекле рисовалась мишень. Его единственной задачей было донести до цели 800-килограммовую бомбу. К августу 1945 года было собрано 105 штук таких машин, а затем война неожиданно закончилась. Ни один Tsurugi, кроме прототипа, так и не взлетел в воздух. Что характерно, сохранилось довольно много экземпляров Yokosuka MXY7 Ohka и Ki-115 - американцы впоследствии нашли их в ангарах. Последний вызывал серьёзные недоумения: далеко не сразу стало понятно, что этот самолёт предназначен для полёта в одну сторону.

Для войны на своей территории был разработан и самолёт Kokusai Ta-Go. Ещё более простой, чем Ki-115 Tsurugi, он был изготовлен из усиленного металлом дерева, обтянутого полотном, и оснащён маломощным двигателем - предполагалось, что такой самолёт можно будет собрать в любой мастерской из доступных легкозаменяемых материалов. Ta-Go мог поднять 100-килограммовую бомбу. Аэродинамические характеристики его были ужасны, но он и не был рассчитан на какой- либо сложный пилотаж: задачей было подняться где-нибудь неподалёку от противника, перелететь небольшой участок и рухнуть сверху. Единственный экземпляр этого самолёта американские солдаты нашли в одном из ангаров уже после вступления войск союзников в Японию.

Вообще говоря, Япония так и не успела всерьёз развернуться с самолётами-камикадзе: разработки, испытания, серийное производство - всё это требовало времени, а времени не было. Какие-то модели не продвинулись дальше прототипов, другие и вовсе остались в чертежах. Так, например, одна из проектируемых модификаций Ohka со складными крыльями должна была запускаться катапультой с подводных лодок и из подземных укрытий. Среди так и не воплощённых разработок можно назвать самолёт-камикадзе с пульсирующим воздушно- реактивным двигателем Kawanishi Baika, а также два варианта планера-камикадзе Mizuno Shinryu и Mizuno Shinryu II. Последний имел необычную для самолётов той эпохи аэродинамическую схему «утка».

Есть бородатый анекдот про партизана, который не знал, что война закончилась, и год за годом продолжал пускать под откос товарные поезда, якобы немецкие. С другой стороны, есть множество правдивых историй о японских солдатах, которые продолжали воевать, не зная о капитуляции Японии.

Начиная с 1942 года, когда началась череда поражений Японии и приходилось сдавать позицию за позицией, не всегда была возможность эвакуировать расположенные на островах военные подразделения. Солдаты оставались без поддержки и связи, предоставленные сами себе. Чаще всего они погибали в бессмысленных «банзай-атаках», реже сдавались в плен, некоторые уходили в джунгли и пещеры и начинали партизанскую войну. Партизанам неоткуда было узнать о капитуляции, поэтому некоторые из них продолжали воевать в конце 40-х и даже 50-е годы. Последний японский партизан, Хиро Онода, сдался властям в 1974 году.

СМЕРТНИКИ-ТЭЙСИНТАЙ

Камикадзе - это наиболее известный частный случай явления, называвшегося «тэйсинтай», то есть «добровольные отряды». Такие отряды формировались в различных родах войск и имели «специальные задачи» - наносить ущерб противнику ценой собственной жизни.

Так, например, в мае 1945 года было сформировано подразделение подводных лодок, которые должны были таранить американские корабли у берегов Японии в случае начала вторжения; в экипажах этих лодок были только добровольцы- смертники. А в самом начале войны пять сверхмалых субмарин с экипажем всего из двух человек на каждой участвовали в нападении на Пёрл-Харбор. План операции допускал, что у экипажей есть шанс спастись, но фактически этот шанс был нереально мал. Не вернулась ни одна из лодок.

Довольно широко известна практика использования японцами пилотируемых торпед «кайтэн». Всего их было построено 420 единиц, причём существовало несколько разновидностей. Торпеды были не слишком эффективны, потому что не могли погружаться глубоко и при перемещении становились легко заметными. Всего «кайтэны» потопили два американских корабля. Жутковатая особенность этого вида оружия: воздуха в кабине хватало всего на час, а люк открывался только снаружи; если через час после выхода с подводной лодки-носителя пилот не находил цель, он умирал от удушья.

В сражениях на Филиппинах и Окинаве наряду с самолётами-камикадзе использовали взрывающиеся катера «Синьё» (флотские) и «Мару-ни» (армейские). Их было произведено с запасом, более 9000 штук, благо катер проще и дешевле самолёта. Из этого количества в бой отправили несколько сотен, однако эффект от их использования был незначительный: атакующие катера становились лёгкой добычей авиации и корабельной артиллерии, а на стоянках их сотнями уничтожали бомбардировщики.

Ещё одна разновидность солдат-смертников - это водолазы «фукурю». Предполагалось, что когда начнётся вторжение американцев на Японские острова, «фукурю» станут подкарауливать в прибрежных водах и взрывать транспортные корабли. Всего подготовили более тысячи смертников. Об успешности (или неуспешности) их атак ничего не известно; несколько необъяснимых взрывов американских кораблей вполне могли быть делом рук «фукурю».

Однако так или иначе наиболее массовым и эффективным (насколько здесь уместно говорить об эффективности) среди всех разновидностей тэйсинтай были лётчики-камикадзе.

ИТОГИ

Были ли эффективны камикадзе в масштабах войны? Как показывает история, самоубийцы не спасли Японию от капитуляции и даже не выиграли ни одного крупного сражения. Кроме того, есть мнение, что атомные взрывы стали «специальным» ответом американцев на «специальные атаки» японских камикадзе.

Предполагалось, что взрывы камикадзе, помимо материального ущерба, будут оказывать и психологический эффект, однако этот эффект американская машина пропаганды свела к минимуму: вся информация об атаках камикадзе засекречивалась и не получала распространения, первые публикации о японских самоубийцах появились в прессе уже после войны.

Сухая статистика такова: около 5000 лётчиков произвели смертельные атаки, в которых был уничтожен 81 корабль и повреждены ещё около двух сотен. Это если верить японским исследователям, американская сторона, говоря о своих потерях, называет куда более скромные цифры (2314 вылетов, 1228 из которых завершились гибелью пилотов - сбитых противником или погибших при таранных атаках).

10 августа 1945 года, после взрывов в Хиросиме и Нагасаки и вступления в войну с Японией Советского Союза, император Хирохито принял решение о капитуляции (которая произошла несколькими неделями позже). Вскоре после этого вице-адмирал Ониси Такидзиро совершил сеппуку. В своём предсмертном письме он написал:

«Всем сердцем я восхищаюсь лётчиками- героями. Они доблестно сражались и умирали, веря в нашу победу. Смертью и я хочу искупить свою долю вины в несбывшихся надеждах и принести извинения душам погибших лётчиков и их осиротевшим семьям. Я хочу, чтобы молодые японцы извлекли урок из моей смерти. Не будьте безрассудны, ваша гибель теперь будет только на руку врагам. Склонитесь перед решением императора, как бы вам ни было тяжело. Гордитесь тем, что вы японцы. Вы - сокровище нашей страны. И в мирное время с самопожертвованием, достойным камикадзе, боритесь за благосостояние Японии и за мир во всём мире».

И в конце - два трёхстишия-хайку:

Омыта и ясна,
Теперь луна сияет.
Гнев бури миновал.

Теперь всё сделано,
И я могу уснуть
На миллионы лет.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...