Чудеса России: Холковский подземный монастырь. Холковский монастырь: история, описание, интересные факты


Свято-Троицкий Холковский монастырь (также Холков-Царёв-Николаевский монастырь) — единственный действующий пещерный монастырь в Белгородской области. Располагается в Чернянском районе у села Холки в 10 километрах к юго-западу от посёлка Чернянка и в 15 километрах к северо-западу от города Нового Оскола, на правом берегу реки Оскол при впадении в неё реки Холок. Пещеры монастыря находятся на террасе одного из меловых холмов, входящих в состав небольшого хребта, который некогда называли Жестовыми горами. Спорным остаётся вопрос о происхождении Холковских пещер. Неизвестно, сами ли монахи их вырыли или они уже существовали ранее, однако считается, что они искусственного происхождения. Через несколько лет после появления на Осколе города-крепости Царев-Алексеев, в 1655 году переименованного в Новый Оскол. Именно поэтому монастырь назывался Царёвым, название пошло от города-крепости.

1. Вид с трассы на монастырь.

Главной достопримечательностью Чернянского района является Холковский подземный монастырь с его таинственными пещерами, который по своему архитектурному и планировочному решению напоминают знаменитые пещеры Киево-Печерской лавры и являются замечательным памятником истории и архитектуры начала VII века. Село Холки, на территории которого находится этот историко-архитектурный комплекс, имеет древнюю и богатую историю.


2. Стилизованные указатели на повороте к монастырю.

По предположению ряда источников и археологов с Холками связана одна из героических страниц древнерусской истории — поход князя Игоря Святославовича против половцев. Наиболее убедительной и логичной представляется точка зрения доктора исторических наук, профессора Института археологии АН РФ С.А. Плетневой и некоторых других ученых, которые утверждают, что войско князя Игоря двигалось из Путивля к месту битвы с половцам» по территории нынешней Белгородской области. Более того, на основании археологических раскопок С.А. Плетнева доказывает, что именно в Холках князь Игорь сделал двухдневную остановку, чтобы дождаться своего брата — Трубчевского и Курского князя Всеволода, который спешил ему на помощь Курска. Князья Игорь и Всеволод, условившись встретиться на Осколе, имели в виду какой-то определенный населенный пункт. Этим пунктом могла быть на Осколе единственная русская крепость — Холок.


3. Келейные корпуса монастыря.

Прошлое Холковских меловых подземелий уходит корнями в глубь столетий. Несколько веков назад, в 1620-1764 гг., в них размещался Холковский Свято-Троицкий мужской монастырь, который был основан иноком Геласием, ставшим его первым настоятелем. Монастырь пользовался государевым вниманием. Так, в 1653 году новый настоятель монастыря старец Ефрем получил от царя Алексея Михайловича жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, построенной рядом с монастырем на берегу реки Холок. В 50-е гг. XVII в. в монастыре стал строиться Преображенский храм, а в документальных источниках того времени, «Ревизских сказках» за 1772 г., уже упоминается слобода Холкова Преображенского монастыря.


4.

Однако недолго подземный монастырь был отдохновением монашеских душ. С приходом на российский престол Екатерины II для монастыря наступают не лучшие времена. Самодержавица Всероссийская в 1764 году своим указом упразднила монастырь, который просуществовал всего 144 года. Холковский мужской монастырь стал одним из многих упраздненных по Российской империи монастырей.


5.

Спустя более полувека после упразднения Холковского монастыря, когда в Российском государстве начали открываться новые и возобновляться старые монастыри, была предпринята попытка возродить и Холковский подземный монастырь. Стараниями князя А.Б. Голицына в 30-х гг. XIX столетия пещеры, находившиеся при пустыне, и пещерная церковь были возобновлены к действию, но по разным причинам монастырь не открыт.
В последующие годы служба проходила в Верхней Преображенской церкви, а нижнюю церковь в пещере постепенно забросили.


6.

Шли годы... И в 1890 г. местный житель села Холки Никита Бычков по религиозным убеждениям начинает рыть недалеко от главной пещеры еще одну. Тяжелый труд Н. Бычкова продолжался до 1920 г. Главной его целью в течение 30-ти кропотливых лет было соединиться с главной пещерой, а помощниками ему служили лопата, кирка и ведро. Однако осуществить замысел Никите Бычкову не удалось. Смерть застала его в подземном коридоре, на 98-м метре работы, когда до соединения с монастырем оставалось около 40 метров. В память о Н. Бычкове местные жители называют это подземное сооружение «Никитские пещеры».
С 70-х годов XX века в с. Холки началась активная подготовка к возрождению пещер (у истоков стоял Василий Дмитриевич Понамарев).


7.

Благодаря стараниям энтузиастов 14 октября 1990 г. в день престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы состоялось торжественное открытие Xолковских пещер для посетителей, а приказом управления культуры Белгородской области был учреждён музей «Холковские пещеры» — филиал муниципального бюджетного учреждения культуры «Чернянский районный краеведческий музей».
Для дальнейшей деятельности по восстановлению монастырского комплекса в 1997 г. был сформирован попечительский совет. Его возглавил начальник вневедомственной охраны Чернянского района В.В. Сбитнев. Активную поддержку в создании комплекса оказали главы администраций: Белгородской области Е.С. Савченко и Чернянского района — И.С. Ааптев, П.В. Гапотченко.


8. Небо затянуло дождевыми облаками, на минуту выглянуло солце, осветив церковь, чем я и воспользовался - получился интересный кадр.

11 мая 1997 г. архиепископ Белгородский и Старооскольский Владыка Иоанн освятил закладные камни в строительстве храмов. За 2 года и 7 месяцев была проделана грандиозная работа. Построен жилой монастырский корпус на 23 человек. Засияли золотыми куполами храмы возрожденного Холковского архитектурного ансамбля. Перед входом в пещеры сооружен небольшой надвратный храм в честь основателей Киево-Печерской лавры преподобных отцов Антония и Феодосия.


9. Часовня над могилой архитектора А. Родыгина, посвящение неизвестно.

На самом высоком холме построена колокольня в честь равноапостольного князя Владимира. Возле кладбища на месте разрушенной приходской церкви возведен новый храм иконы Донской Божией матери — покровительницы русского воинства. Напротив храма на холмике — памятник комплекса - часовня и могила скончавшегося здесь талантливого московского архитектора Андрея Родыгина, который проектировал и выполнял самые сложные архитектурные элементы комплекса.


10. Памятник Святославу Храброму.

12 декабря 1999 года, в канун 2000-летия Тождества Аристова, состоялось торжественное открытие и освящение Холковского Свято-Троицкого мужского монастыря.
Сегодня Холковский Свято-Троицкий мужской монастырь — действующий. Для посещения туристов предлагается пещера подземного монастыря. Общая площадь пещеры — 255,5 кв.м., церкви — 57,9 кв.м., келий — 172 кв.м., общая длина коридоров — 125,8 м. Средняя температура в пещере — 8-10 градусов тепла.


11.

На территории историко-архитектурного комплекса в ноябре 2005 года установлен памятник Святославу Храброму - князю-воину, положившему конец Хазарскому каганату, скульптор — Клыков Вячеслав Михайлович — признанный 1 мастер в России, СНГ и за рубежом, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина. Сердце Святого Белогорья, Холковский подземный монастырь, открывает свои врата для всех, кто хочет прикоснуться к духовным истокам Белгородчины.


12.


13. Святые врата.


14.


15. Пещера, со слов экскурсовода, выкопанная работниками колхоза для хоранения овощей.


16.


17. Надвратный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.


18.


19. Вход в пещерный храм.


20. Слева и справа бывшие кельи монахов, при советской власти использовались для хранения овощей колхозом.


21. Высота потолка около 190 см.


22. Ещё одна келья монаха.


23.


24.


25.


28.


29. Идём на гору, на самый верх.


30.


31. Храм Святого равноопостального князя Владимира.


34. Вид с горы, виднеется быза отдыха с водоёмом, река Оскол протекает параллельно пруду.


35. В монастыре имеется и свое подсобное хозяйство.


36.


37. Церковь Донской иконы Божией Матери.


38. Калины куст органично вписался в композицию.


39. Ну и на последок белая лошадка:)

Координаты: 50°51"48.4"N 37°45"17.8"E
________________________________________ ________________________________________ _____
Литература:
Историко-архитектурный комплекс Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь - духовное наследие Белгородчины. Белгород 2015.
Ссылки:

Немного истории.
По преданию, монастырь располагается на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году. Этого же мнения придерживается известный археолог Светлана Плетнёва.
Холков-Царев-Николаевский мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году как наземный, с деревянным храмом, перестроенным позже заново и освящённым во имя Преображения Господня. После 1650 г. монастырь называется официально Преображенским. Первый настоятель наземной обители - инок Геласий.

В 1653 году царь Алексей Михайлович дал настоятелю монастыря Ефрему жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, которую монахи построили рядом недалеко от пещер на берегу реки Холок. В 1757 году была возведена деревянная часовня перед входом в пещеру. Вскоре она была расширена и стала служить надвратной церковью. Поскольку монастырь регулярно подвергался набегам татар, в 1666 на самом высоком холме неподалёку от монастыря была сооружена «Жестовая сторожка» для наблюдения за степью, которая входила в систему белгородской засечной черты.

В 1764 году согласно Манифесту о секуляризации монастырских земель пещерный Холковский монастырь был упразднен.

В 1830-х годах князь А. Б. Голицын попытался на свои средства возобновить пещеры и пещерную церковь, однако по разным причинам подземный монастырь так и не открылся. С 1764 г. службы для прихожан проводились в наземном Покровском храме, оставшемся от упразднённого монастыря, а нижняя пещерная церковь была заброшена. Главный Преображенский храм монастыря был разобран для перестройки незадолго до закрытия обители, но так и не построен заново.

В разных номерах «Курских епархиальных ведомостей» за 1890-1899 гг. настоятель Покровского приходского храма слободы Холка священник Иаков Тимофеев публиковал множество статей, как о истории монастыря, так и о жизни прихода.

Одновременно неподалёку появилась и другая пещера - «пещера старца Никиты», вырытая в 1890-1920 годы отшельником Никитой Бычковым, уроженцем села Холки.

В 1990 году к заваленным многолетними осыпями пещерам, намереваясь расчищать их и восстанавливать монастырские строения, был Василий Пономарёв. Бросив службу в райкоме, он приехал из Чернянки в Холки и начал раскапывать завалы в пещерах. Вскоре появились и другие добровольцы. Через три месяца пещеры обрели почти первозданный вид.

14 октября, в праздник Покрова Богородицы, состоялось «торжественное открытие Холковских пещер для посетителей». Спасённый исторический памятник стал филиалом областного краеведческого музея, сюда начали приезжать организованные экскурсии.

Богослужения в подземном храме возобновлены в 1995 году. В 1997 году заложены храмовые строения будущего монастыря - надвратный Храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Владимирская часовня на холме и Храм Донской иконы Божьей Матери.
28 декабря 1998 года решением Священного Синода Русской православной Церкви Свято-Троицкий Холковский монастырь был открыт официально.

Свято-Троицкий Холковский монастырь (также Холков-Царёв-Николаевский монастырь) — единственный действующий пещерный монастырь в Белгородской области. Располагается в Чернянском районе у села Холки в 10 километрах к юго-западу от посёлка Чернянка и в 15 километрах к северо-западу от города Нового Оскола, на правом берегу реки Оскол при впадении в неё реки Холок.


Пещеры монастыря находятся на террасе одного из меловых холмов, входящих в состав небольшого хребта, который некогда называли Жестовыми горами. Спорным остаётся вопрос о происхождении Холковских пещер. Неизвестно, сами ли монахи их вырыли или они уже существовали ранее, однако считается, что они искусственного происхождения.


Через несколько лет после появления на Осколе города-крепости Царев-Алексеев, в 1655 году переименованного в Новый Оскол, в 18 километрах от него была образована слобода Чернянка. Именно поэтому монастырь назывался Царёвым, название пошло от города-крепости.
По преданию, монастырь располагается на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году. Этого же мнения придерживается известный археолог Светлана Плетнёва.

Судя по технике строительства пещер, предположительно монастырь был основан в XIV веке монахами Киево-Печерской Лавры. Холков-Царев-Николаевский мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году. Его настоятель в то время — инок Геласий. В 1650—1700 годах построен подземный Троицкий храм. Его купол был выложен из кирпича.


В 1653 году царь Алексей Михайлович дал настоятелю монастыря Ефрему жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, которую монахи построили рядом недалеко от пещер на берегу реки Холок. В 1757 году была возведена деревянная часовня перед входом в пещеру. Вскоре она была расширена и стала служить надвратной церковью. Поскольку монастырь регулярно подвергался набегам татар, в 1666 на самом высоком холме неподалёку от монастыря была сооружена «Жестовая сторожка» для наблюдения за степью, которая входила в систему белгородской засечной черты.

В 1764 году согласно Манифесту о секуляризации монастырских земель пещерный Холковский монастырь был упразднен.
В 1830-х годах князь А. Б. Голицын попытался на свои средства возобновить пещеры и пещерную церковь, однако по разным причинам подземный монастырь так и не открылся. В XIX веке службы для прихожан проводилась в наземном Преображенском храме, а нижняя пещерная церковь была заброшена.


К XIX веку относится описание Холковских пещер (в «Памятной книжке Курской губернии на 1888 год» и «Календаре и памятной книжке Курской губернии на 1892 год»). Там сказано, что общая площадь пещер — 255 кв. м, церкви — 60 кв. м, келий — 172 кв. м, длина коридора — около 126 метров. В начале XX века вход в пещеры был засыпан и практически забыт.


В начале ХХ века был завален и сам вход в пещеры. Со временем стало забываться и точное место входа в подземный монастырь. Тем, кто пытался откопать пещеру заново, приходилось рыть наудачу.


В 1909—1915 году настоятель Преображенской церкви отец Вячеслав Александрович Васильчиков выяснил, что некогда на этом месте существовал подземный монастырь. Под его руководством местные крестьяне и наёмные рабочие откопали древние пещеры с келями и подземной церковью и возвели перед входом часовню.
Одновременно неподалёку появилась и другая пещера — «пещера старца Никиты», вырытая в 1890—1920 годы отшельником Никитой Бычковым, уроженцем села Холки. В советское время пещеры были закрыты.


В 1990 году к заваленным многолетними осыпями пещерам, намереваясь расчищать их и восстанавливать монастырские строения, был Василий Пономарёв. Бросив службу в райкоме, он приехал из Чернянки в Холки и начал раскапывать завалы в пещерах. Вскоре появились и другие добровольцы. Через три месяца пещеры обрели почти первозданный вид.


14 октября, в праздник Покрова Богородицы, состоялось «торжественное открытие Холковских пещер для посетителей». Спасённый исторический памятник стал филиалом областного краеведческого музея, сюда начали приезжать организованные экскурсии.


Богослужения в подземном храме возобновлены в 1995 году. В 1997 году заложены храмовые строения будущего монастыря — надвратный Храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Владимирская часовня на холме и Храм Донской иконы Божьей Матери.
28 декабря 1998 года решением Священного Синода Русской православной Церкви Свято-Троицкий Холковский монастырь был открыт официально.

По преданию, монастырь располагается на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году. Судя по технике строительства пещер, предположительно монастырь был основан в XIV веке монахами Киево-Печерской Лавры. Холков-Царев-Николаевский мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году. Его настоятель в то время — инок Геласий. В 1650—1700 годах построен подземный Троицкий храм. Его купол был выложен из кирпича. В 1653 году царь Алексей Михайлович дал настоятелю монастыря Ефрему жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, которую монахи построили рядом недалеко от пещер на берегу речки Холки. В 1757 году была возведена деревянная часовня перед входом в пещеру. Вскоре она была расширена и стала служить надвратной церковью. Поскольку монастырь регулярно подвергался набегам татар, в 1666 году на самом высоком холме неподалёку от монастыря была сооружена «Жестовая сторожка» для наблюдения за степью, которая входила в систему белгородской засечной черты.

В 1764 году согласно указу Екатерины Второй о секуляризации пещерный Холковский монастырь был упразднен. В 1830-х годах князь А.Б. Голицын попытался на свои средства возобновить пещеры и пещерную церковь, однако по разным причинам подземный монастырь так и не открылся. В XIX веке службы для прихожан проводилась в наземном Преображенском храме, а нижняя пещерная церковь была заброшена.

К XIX веку относится описание Холковских пещер (в «Памятной книжке Курской губернии на 1888 год» и «Календаре и памятной книжке Курской губернии на 1892 год»). Там сказано, что общая площадь пещер — 255 кв. м, церкви — 60 кв. м, келий — 172 кв. м, длина коридора — около 126 м. В начале XX века вход в пещеры был засыпан и практически забыт. В 1909-1915 гг. настоятель Преображенской церкви отец Вячеслав выяснил, что некогда на этом месте существовал подземный монастырь. Под его руководством местные крестьяне и наёмные рабочие откопали древние пещеры с келями и подземной церковью и возвели перед входом часовню. Одновременно неподалёку появилась и другая пещера (т. н. «пещера старца Никиты»), вырытая в 1890—1920 гг. отшельником Никитой — уроженцем села Холки. В советское время пещеры были закрыты.

Подземные достопримечательности открылись для посетителей лишь в 1990 году. Богослужения в подземном храме возобновлены в 1995 году. В 1997 году заложены храмовые строения будущего монастыря — надвратный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Владимирская часовня на холме и храм Донской иконы Божьей Матери. В 1999 году монастырь был открыт.

http://www.palomnikrus.ru/index.php?go=Content&id=46



Свято-Троицкий Холковский монастырь (также Холков-Царёв-Николаевский монастырь) — единственный действующий пещерный монастырь в Белгородской области. Располагается в Чернянском районе у села Холки в 10 километрах к юго-западу от посёлка Чернянка и в 15 километрах к северо-западу от города Нового Оскола, на правом берегу реки Оскол при впадении в неё реки Холок. Пещеры монастыря находятся на террасе одного из меловых холмов, входящих в состав небольшого хребта, который некогда называли Жестовыми горами. Спорным остаётся вопрос о происхождении Холковских пещер. Неизвестно, сами ли монахи их вырыли или они уже существовали ранее, однако считается, что они искусственного происхождения. Через несколько лет после появления на Осколе города-крепости Царев-Алексеев, в 1655 году переименованного в Новый Оскол. Именно поэтому монастырь назывался Царёвым, название пошло от города-крепости.

Главной достопримечательностью Чернянского района является Холковский подземный монастырь с его таинственными пещерами, который по своему архитектурному и планировочному решению напоминают знаменитые пещеры Киево-Печерской лавры и являются замечательным памятником истории и архитектуры начала VII века. Село Холки, на территории которого находится этот историко-архитектурный комплекс, имеет древнюю и богатую историю.

По предположению ряда источников и археологов, с Холками связана одна из героических страниц древнерусской истории — поход князя Игоря Святославовича против половцев. Наиболее убедительной и логичной представляется точка зрения доктора исторических наук, профессора Института археологии АН РФ С.А. Плетневой и некоторых других ученых, которые утверждают, что войско князя Игоря двигалось из Путивля к месту битвы с половцам» по территории нынешней Белгородской области. Более того, на основании археологических раскопок С.А. Плетнева доказывает, что именно в Холках князь Игорь сделал двухдневную остановку, чтобы дождаться своего брата — Трубчевского и Курского князя Всеволода, который спешил ему на помощь Курска. Князья Игорь и Всеволод, условившись встретиться на Осколе, имели в виду какой-то определенный населенный пункт. Этим пунктом могла быть на Осколе единственная русская крепость — Холок.

Прошлое Холковских меловых подземелий уходит корнями в глубь столетий. Несколько веков назад, в 1620-1764 гг., в них размещался Холковский Свято-Троицкий мужской монастырь, который был основан иноком Геласием, ставшим его первым настоятелем. Монастырь пользовался государевым вниманием. Так, в 1653 году новый настоятель монастыря старец Ефрем получил от царя Алексея Михайловича жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, построенной рядом с монастырем на берегу реки Холок. В 50-е гг. XVII в. в монастыре стал строиться Преображенский храм, а в документальных источниках того времени, «Ревизских сказках» за 1772 г., уже упоминается слобода Холкова Преображенского монастыря.

Однако недолго подземный монастырь был отдохновением монашеских душ. С приходом на российский престол Екатерины II для монастыря наступают не лучшие времена. Самодержавица Всероссийская в 1764 году своим указом упразднила монастырь, который просуществовал всего 144 года. Холковский мужской монастырь стал одним из многих упраздненных по Российской империи монастырей.

Спустя более полувека после упразднения Холковского монастыря, когда в Российском государстве начали открываться новые и возобновляться старые монастыри, была предпринята попытка возродить и Холковский подземный монастырь. Стараниями князя А.Б. Голицына в 30-х гг. XIX столетия пещеры, находившиеся при пустыне, и пещерная церковь были возобновлены к действию, но по разным причинам монастырь не открыт. В последующие годы служба проходила в Верхней Преображенской церкви, а нижнюю церковь в пещере постепенно забросили.

Шли годы... И в 1890 г. местный житель села Холки Никита Бычков по религиозным убеждениям начинает рыть недалеко от главной пещеры еще одну. Тяжелый труд Н. Бычкова продолжался до 1920 г. Главной его целью в течение 30-ти кропотливых лет было соединиться с главной пещерой, а помощниками ему служили лопата, кирка и ведро. Однако осуществить замысел Никите Бычкову не удалось. Смерть застала его в подземном коридоре, на 98-м метре работы, когда до соединения с монастырем оставалось около 40 метров. В память о Н. Бычкове местные жители называют это подземное сооружение «Никитские пещеры».

С 70-х годов XX века в с. Холки началась активная подготовка к возрождению пещер (у истоков стоял Василий Дмитриевич Понамарев). Благодаря стараниям энтузиастов 14 октября 1990 г. в день престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы состоялось торжественное открытие Xолковских пещер для посетителей, а приказом управления культуры Белгородской области был учреждён музей «Холковские пещеры» — филиал муниципального бюджетного учреждения культуры «Чернянский районный краеведческий музей». Для дальнейшей деятельности по восстановлению монастырского комплекса в 1997 г. был сформирован попечительский совет. Его возглавил начальник вневедомственной охраны Чернянского района В.В. Сбитнев. Активную поддержку в создании комплекса оказали главы администраций: Белгородской области Е.С. Савченко и Чернянского района — И.С. Ааптев, П.В. Гапотченко.

11 мая 1997 г. архиепископ Белгородский и Старооскольский Владыка Иоанн освятил закладные камни в строительстве храмов. За 2 года и 7 месяцев была проделана грандиозная работа. Построен жилой монастырский корпус на 23 человек. Засияли золотыми куполами храмы возрожденного Холковского архитектурного ансамбля. Перед входом в пещеры сооружен небольшой надвратный храм в честь основателей Киево-Печерской лавры преподобных отцов Антония и Феодосия. На самом высоком холме построена колокольня в честь равноапостольного князя Владимира. Возле кладбища на месте разрушенной приходской церкви возведен новый храм иконы Донской Божией Матери — покровительницы русского воинства. Напротив храма на холмике — памятник комплекса - часовня и могила скончавшегося здесь талантливого московского архитектора Андрея Родыгина, который проектировал и выполнял самые сложные архитектурные элементы комплекса.

12 декабря 1999 г., в канун 2000-летия Тождества Аристова, состоялось торжественное открытие и освящение Холковского Свято-Троицкого мужского монастыря. Сегодня Холковский Свято-Троицкий мужской монастырь — действующий. Для посещения туристов предлагается пещера подземного монастыря. Общая площадь пещеры — 255,5 кв.м, церкви — 57,9 кв.м, келий — 172 кв.м, общая длина коридоров — 125,8 м. Средняя температура в пещере — 8-10 градусов тепла.

На территории историко-архитектурного комплекса в ноябре 2005 г. установлен памятник Святославу Храброму - князю-воину, положившему конец Хазарскому каганату, скульптор — Клыков Вячеслав Михайлович — признанный мастер в России, СНГ и за рубежом, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина. Сердце Святого Белогорья, Холковский подземный монастырь, открывает свои врата для всех, кто хочет прикоснуться к духовным истокам Белгородчины.

https://mrakorius.livejournal.com/38488.html



Холковскому Свято-Троицкому мужскому монастырю 395 лет

В десяти километрах от районного центра Чернянка раскинулось старинное село Холки. По-разному объясняют ученые и краеведы происхождение названия села. По одной версии, оно связано с названием реки Холок, по другой — село обязано своим названием холмам, у подножия которых расположено. Главная достопримечательность Холок - подземный монастырь с его таинственными пещерами, которые напоминают знаменитые пещеры Киево-Печерской лавры.

На Жестовых горах

Одно из первых подробных описаний Холковских пещер содержится в памятной книжке Курской губернии на 1888 год. Сведения о пещерах и подземной церкви находятся в календаре и памятной книжке Курской губернии на 1892 год. Общая площадь пещер составляла 255,5 квадратных метра, церкви — 60 квадратных метров, келий — 172 квадратных метра, длина коридора — около 126 метров. Холков-Царев-Николаевский Троицкий мужской монастырь был основан в 1620 году иноком Геласием, который и стал первым его настоятелем. Происхождение Холковских пещер до сих пор остается загадкой. Неизвестно, рыли их монахи сами или они уже существовали ранее. С полной уверенностью можно лишь сказать, что они искусственного происхождения.

В 1653 году настоятель старец Ефрем получил от царя Алексея Михайловича жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, построенной рядом с монастырем на берегу речки Холок. Перед входом в пещеру в 1757 году была построена деревянная часовня. По указанию одного из курских епископов эта часовня была расширена, и из нее сооружен вход в пещеры.

Холковский подземный монастырь и пещеры находились на первой террасе одного из меловых холмов, составлявших возвышенность, которая в старину называлась Жестовыми горами. Вскоре после основания монастыря на самом высоком холме, который находился поблизости от пещер, было сооружено караульное помещение для наблюдения за степью.

Подземный монастырь в Холках в 1764 году был упразднен. Секуляризация церковной и монастырской земли привела к закрытию в России около 500 обителей.

В 30-х годах XIX века пещеры и пещерная церковь были «возобновлены» на средства князя А. Б. Голицына, но по разным причинам подземный монастырь так и не открылся. В последующие годы служба для прихожан проводилась в надземном Преображенском храме, а нижняя церковь в пещере постепенно пришла в заброшенное состояние. В начале XX века был засыпан и вход в пещеры. Со временем стало забываться даже место входа в подземный монастырь.

Раскопки в начале XX века

С 1909 по 1915 годы священником храма в селе Холки был отец Вячеслав Васильчиков. Его дочь Людмила Вячеславовна Поляничко, здешняя уроженка, вспоминала: «... Богослужение велось в верхней... церкви. О том, что прямо под ней находится еще одна, никто не подозревал. От прежнего монастыря остался небольшой поселок, называвшийся в народе Монастырщиной, в котором доживали свой век древние уже монахи или отшельники. От церкви вниз шел крутой обрыв, на склоне которого проглядывало изображение вырезанного в меловой породе креста. Отца Вячеслава заинтересовал этот крест, и, поехав как-то в Курскую епархию, он узнал, что на этом месте было кладбище схимников, и где-то здесь же должен быть подземный монастырь. Тогда он попробовал подрезать меловой склон лопатой и по отзвукам понял, что под ним — пустота.

Раскопки вели местные крестьяне, в основном молодежь и старики... были и наемные работники из Чернянки... спускаться на веревках с горы было трудно и опасно. Наконец взору рабочих предстал квадратной формы аналой, покрытый проржавевшим железом. Это была монастырская молельня. На двух столбах рядом были написаны образа, а на меловых стенах и потолке постепенно открывались буквы древней славянской вязи. Работы длились около полутора лет. За это время открыли нижний вход, у которого находились монашеские кельи... На стенах вырубили из мела кресты. Молельню соединили с верхней церковью металлической трубой, чтобы богослужение можно было слушать в обеих церквах одновременно. У входа в пещеру построили часовенку с пятью крестами — один повыше, остальные образовывали как бы венец. Наконец, приехали священнослужители из Курской епархии, и нижнюю церковь освятили. Это было большое событие. Раскопки пещеры и строительство часовни производились на народные деньги. Немалую сумму на это дело пожертвовали княгиня Касаткина-Ростовская и благочинный Дикарев. Простые люди также помогали, чем могли».

Старец Никита

Недалеко от главной пещеры с подземной церковью находится еще одна — более позднего периода, которую местные жители издавна именуют «пещерой старца Никиты». Она была вырыта жителем села Холки Никитой Бычковым, трудившимся тридцать лет: с 1890 по 1920 годы. Похоронив в возрасте 54 лет жену, он тяжело переживал утрату. Никита стал задумываться о загробной жизни и избрал стезю аскета. На высоком склоне холма в пределах бывшего монастыря он вырыл себе землянку, а в 250 метрах от нее начал рыть вход в подошве высокого холма. Орудиями труда Никиты были лопата, кирка и ведро. Куски и крошки мела он выносил в старицу — высохшее русло речки, находившееся недалеко от входа в подземелье. Осуществить свой замысел -проложить коридор до главной пещеры — Никите Бычкову не удалось. Смерть застала его на девяносто восьмом метре пути. До соединения с подземным монастырем оставалось еще около сорока метров. Односельчане похоронили старца на местном кладбище, расположенном на вершине холма, в недрах которого находятся пещеры и подземный монастырь.

Возвращение из забвения

Когда в начале 1990-х годов частично отреставрированные Холковские пещеры были открыты для посетителей, о возрождении монастыря речь не шла. Но в 1995 году по воскресеньям в подземной церкви священниками Чернянского и Новооскольского районов начали совершаться богослужения. В 1997 году на меловых холмах епископом Белгородским и Старооскольским Иоанном были освящены три закладных камня на месте строительства двух храмов и часовни.

Вначале у входа в пещеры был возведен надвратный храм, затем сооружена Владимирская часовня — на месте, где, по предположению историков, произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году. И, наконец, в декабре 1999 года архиепископом Иоанном был освящен только что возведенный храм в честь Донской иконы Божией Матери, в нем совершена первая литургия.

Священный Синод Русской православной церкви на заседании 28 декабря 1999 года благословил открытие Свято-Троицкого мужского монастыря в поселке Холки Чернянского района. В настоящее время в специально построенном корпусе живут более двадцати насельников, каждый из которых выполняет несколько послушаний. У обители имеется большое хозяйство: огород на двадцать четыре гектара земли и сад, пасека, столярная мастерская. Богослужения совершаются в храме Донской иконы Божией Матери и в Свято-Троицкой подземной церкви.

Распоряжением правительства Белгородской области от 23 мая 2008 года № 187-рп был проведен конкурс «Семь чудес Белгородчины». В номинации «Объект духовного наследия» победителем стал памятник регионального значения Холковский Свято-Троицкий мужской монастырь.

Т. Кублова, главный библиограф отдела краеведческой литературы Белгородской универсальной научной библиотеки. http://nbgazeta.ru/kultura/11-1595/obitel-pod-holmom

Главная достопримечательность Холок - подземный Холков-Царев-Николаевский монастырь с его таинственными пещерами, которые напоминают знаменитые пещеры Киево-Печерской лавры. Это единственный в Белгородском крае, уникальный по архитектуре и планировке пещерный монастырь. Холковский подземный монастырь и пещеры находились на первой террасе одного из меловых холмов, составлявших возвышенность, которая в старину называлась Жестовыми горами. Вскоре после основания монастыря на самом высоком холме, который находился поблизости от пещер, было сооружено караульное помещение для наблюдения за степью.

История его создания связана с основанием села Холки. Холков-Царев-Николаевский Троицкий мужской монастырь был основан в 1620 году иноком Геласием, который и стал первым его настоятелем.

Одно из первых подробных описаний Холковских пещер содержится в «Памятной книжке Курской губернии на 1888 год». Сведения о пещерах и подземной церкви мы находим также в «Календаре и памятной книжке Курской губернии на 1892 год».

Общая площадь пещер составляла 255 кв. м, церкви - 60 кв. м, келий - 172 кв. м, длина коридора - около 126 метров. Происхождение Холковских пещер до сих пор остается загадкой. Неизвестно, рыли ли их монахи сами, или они уже существовали ранее. С полной уверенностью можно лишь сказать, что они искусственного происхождения.

В 1653 году настоятель старец Ефрем получил от царя Алексея Михайловича жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, построенной рядом с монастырем на берегу речки Холок. Перед входом в пещеру в 1757 году была построена деревянная часовня. По указанию одного из курских епископов эта часовня была расширена и из нее сооружен вход в пещеры.

Монахи жили в постоянной тревоге, вызванной тем, что слобода, ее окрестности и сам монастырь постоянно подвергались набегам татар. Для защиты от татар в 16666637 г. на самом высоком холме над монастырем было сооружено сторожевое укрепление «Жестовая сторожка», входившее в систему инженерно-оборонительноего сооружения белгородской черты.

В 1764 году по велению Екатерины Второй подземный монастырь в Холках был упразднен. В 30-х годах XIX века пещеры и пещерная церковь были «возобновлены» на средства князя А.Б. Голицына, но по разным причинам подземный монастырь так и не открылся.

В последующие годы служба для прихожан проводилась в надземном Преображенском храме, а нижняя церковь в пещере постепенно пришла в заброшенное состояние. В начале XX века был засыпан и вход в пещеры. Со временем стало забываться даже место входа в подземный монастырь.

С 1909 по 1915 годы священником храма в селе Холки был отец Вячеслав Васильчиков. Его дочь Людмила Вячеславовна Поляничко, здешняя уроженка, вспоминала: «...Богослужение велось в верхней... церкви. О том, что прямо под ней находится еще одна, никто не подозревал. От прежнего монастыря остался небольшой поселок, называвшийся в народе Монастырщиной, в котором доживали свой век древние уже монахи или отшельники. От церкви вниз шел крутой обрыв, на склоне которого проглядывало изображение вырезанного в меловой породе креста. Отца Вячеслава заинтересовал этот крест и, поехав как-то в Курскую епархию, он узнал, что на этом месте было кладбище схимников, и где-то здесь же должен быть подземный монастырь. Тогда он попробовал подрезать меловой склон лопатой и по отзвукам понял, что под ним - пустота...

Раскопки вели местные крестьяне, в основном молодежь и старики... были и наемные работники из Чернянки... спускаться на веревках с горы было трудно и опасно. Наконец, взору рабочих предстал квадратной формы аналой, покрытый проржавевшим железом. Это была монастырская молельня. На двух столбах рядом были написаны образа, а на меловых стенах и потолке постепенно открывались буквы древней славянской вязи. Работы длились около полутора лет. За это время открыли нижний вход, у которого находились монашеские кельи... На стенах вырубили из мела кресты. Молельню соединили с верхней церковью металлической трубой, чтобы богослужение можно было слушать в обеих церквах одновременно. У входа в пещеру построили часовенку с пятью крестами - один повыше, а остальные образовывали как бы венец. Наконец, приехали священнослужители из Курской епархии, и нижнюю церковь освятили. Это было большое событие.

Раскопки пещеры и строительство часовни производились на народные деньги. Немалую сумму на это дело пожертвовали княгиня Касаткина-Ростовская и благочинный Дикарев. Простые люди также помогали, чем могли».

Недалеко от главной пещеры с подземной церковью находится еще одна - более позднего периода, которую местные жители издавна именуют «пещерой старца Никиты». Она была вырыта жителем села Холки Никитой Бычковым, трудившимся тридцать лет, с 1890 по 1920 год. Похоронив в возрасте 54 лет жену, он тяжело переживал утрату. Никита стал задумываться о загробной жизни и избрал стезю аскета. На высоком склоне холма в пределах бывшего монастыря он вырыл себе землянку, а в 250 метрах от нее начал рыть вход в подошве высокого холма, чем, естественно, вызвал удивление у односельчан. После того, как родной сын Герасим выпроводил отца из дому, тот окончательно поселился в землянке, в которой провел 30 лет, питаясь подаяниями односельчан. Орудиями труда Никиты были лопата, кирка и ведро. Куски и крошки мела он выносил в старицу - высохшее русло речки, находившееся недалеко от входа в подземелье. Осуществить свой замысел - проложить коридор до главной пещеры - Никите Бычкову не удалось. Смерть застала его на девяносто восьмом метре пути. До соединения с подземным монастырем оставалось еще около сорока метров…

Односельчане похоронили старца на местном кладбище, расположенном на вершине холма, в недрах которого находятся пещеры и подземный монастырь.

Когда в начале 1990-х годов частично отреставрированные Холковские пещеры были открыты для посетителей, о возрождении монастыря речь даже не могла идти. Но в 1995 году по воскресеньям в подземной церкви священниками Чернянского и Новооскольского районов начали совершаться богослужения. В 1997 году на меловых холмах епископом Белгородским и Старооскольским Иоанном были освящены три закладных камня на месте строительства двух храмов и часовни.

Вначале у входа в пещеры был возведен надвратный храм, затем сооружена Владимирская часовня - на месте, где, по предположению историков, произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году. И, наконец, в декабре 1999 года архиепископом Иоанном был освящен только что возведенный храм в честь Донской иконы Божией Матери, совершена в нем первая литургия. Это событие собрало в Холках множество паломников. После богослужения состоялась официальная передача храма в ведение епархии, были вручены почетные архиерейские грамоты строителям и попечителям храма.

Священный Синод Русской Православной Церкви в заседании 28 декабря 1999 года благословил открытие Свято-Троицкого мужского монастыря в поселке Холки Чернянского района.

Сейчас настоятелем-священноархимандритом обители является архиепископ Иоанн. Непосредственное руководство жизнью братии осуществляет его наместник. Завершено строительство жилого корпуса. Братия пока немногочисленна. Богослужения совершаются в храме Донской иконы Божией Матери и в Свято-Троицкой подземной церкви.

Вячеслав Клыков поставил свою тринадцатиметровую скульптурную группу в Холках, поскольку северная граница Хазарского каганата проходила приблизительно в тех краях. Скульптор изобразил киевского князя Святослава Игоревича верхом. Его конь попирает упавшего воина, который держит в руке щит. На щите изображена "звезда Давида" (Звезду давида со щита поверженного хазарина стёрли. ).

Князь Святослав в 964-965 годах успешно воевал против хазар и разорил их крупнейшие города - Саркел на Дону и Итиль на Нижней Волге. Вопрос об иудейском вероисповедании хазар в науке не решен. Считается, в каганате уживались несколько религий, и возможно, приближенные правителя - кагана - действительно приняли иудаизм на рубеже 8-9 веков. Во всяком случае "звезда Давида" как символ иудеев тогда еще не существовала, самое раннее упоминание о ней (под названием "щит Давида") содержится в рукописи начала 12 века.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...