Наровчатский пещерный монастырь - святыни россии. Наровчатский Троице-Сканов женский монастырь, Пензенская область

Троице-Сканов монастырь славится чудотворной иконой Божией Матери и величественными пещерами.

Монастырь на Мокше

Никто не знает, почему Наровчатский Троице-Сканов монастырь носит такое загадочное имя. Речки с названием Сканов поблизости монастыря нет. Говорят, впрочем, что местность, на которой в незапамятные времена был основан монастырь, принадлежала неким боярам Исканским. Но и это в точности никому не ведомо. Да ведь и расположенный не слишком далеко от этих мест, на берегу той же реки Мокши Санаксарский монастырь также неизвестно отчего имеет такое имя. И прославленная Оптина пустынь - тоже… А когда нет фактов, открывается простор для легенд и вымыслов… То появится легенда про раскаявшегося разбойника Опту, то про бояр со странными, почти мифическими именами
По преданию, монастырь начался в двух километрах отсюда. Пришедшие из Киево-Печерской Лавры монахи вырыли в горе подземные пещеры 570 метров длиной (Киево-Печерские пещеры чуть меньше - 510 метров). Сегодня пещеры являются главной достопримечательностью монастыря, во многом благодаря им сюда стали заворачивать с основных «паломнических магистралей» автобусы с паломниками. Но монастырь пока еще тих и уютен. И паломникам здесь действительно рады. Возглавляет обитель игумения Евстолия, немолодая женщина с удивительно добрым лицом. По всему видно, что она из тех редких «администраторов», которые стараются все вопросы решать любовью. А о духовнике обители игумене Германе идет молва как о сильном молитвеннике. Многие приезжают к нему за духовным советом.
Точно не известно, когда был основан монастырь. Но известно, что в 1676 году этот монастырь подвергся пожару, и значит, его история началась гораздо раньше этой даты. Таким почтенным возрастом не все даже и прославленные обители могут похвастаться.
В советские годы монастырь был закрыт. В одном из его храмов - во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи - разместился клуб и в нем много лет проходили «танцульки», где юные саломеи, словно на пиру у Ирода, извивались и корчились на святом месте, требуя «усекнуть» честную главу святого…
А новая история Наровчатского Троице-Сканова монастыря началась в 1989 году. Тогда на территории бывшего монастыря находились реставрационные мастерские. И вот одного из руководителей товарищи по «цеху» решили уволить. И он, чтобы насолить своим бывшим сослуживцам, стал добиваться, чтобы не ему и не им досталась эта территория, а… Церкви! И в этом, с Божьей помощью, преуспел. Так человеческие слабости послужили Божьему Промыслу. Открылся женский монастырь одним из первых в перестроечные годы. А через десять лет, 3 октября 1999 года, обитель эту посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он осмотрел восстановленные храмы, корпуса, отслужил молебен у чудотворной Трубчевской иконы Божией Матери, и, завершая визит в Троице-Сканов монастырь, сказал, что это - жемчужина всего Пензенского края…

Трубчевская икона Божией Матери

Одна из великих святынь России. Эта икона, хранящаяся в обители, вошла в список чудотворных икон Русской Церкви. Празднество ее совершается 3 октября - и не случайно именно в этот день посетил обитель Святейший Патриарх Алексий II. Икона эта написана в г. Трубчевске ныне Брянской области в 1765 году монахом Евфимием из Челнского монастыря, как значится в надписи на иконе. Нет сведений о том, как и когда оказалась икона в Троице-Скановом монастыре. Но зато в летопись монастыря занесены известия о том, как во время эпидемий холеры, уносивших множество жизней, монахи крестным ходом выносили чудотворную икону из обители и проходили с ней вокруг Наровчата. После этого эпидемии прекращались. В знак особого почитания иконы жители города в 1853 году неподалеку от монастыря построили кладбищенскую церковь во имя Трубчевской иконы Божией Матери.
После закрытия монастыря эта икона долгое время хранилась в местном краеведческом музее. Во время очередной описи музейных ценностей в 1975 году напротив строки «Трубчевская икона Божией Матери» появилась надпись: «утеряна». Но стараниями местного краеведа и журналиста, в то время редактора газеты «Наровчатские новости» Владимира Афанасьевича Полякова эта икона была найдена в запасниках музея. На этом чудотворном образе лежали другие музейные экспонаты. После такого «хранения» икону пришлось отвозить на реставрацию в Троице-Сергиеву Лавру. Но от этого святой образ не потерял своей чудотворящей силы. Совсем недавно, перед Новым годом, в обитель из Саранска приехала больная туберкулезом женщина. Она молилась перед Трубчевской иконой Божией Матери и, уезжая домой, взяла с собой масло от лампадки перед чудотворной иконой. Дома она с молитвой мазала себя этим маслицем и вскоре получила полное исцеление. Через месяц она вновь приехала в Наровчатский монастырь, чтобы воздать хвалу святой иконе за чудесное исцеление…

Игумения Евстолия
родом из Саранска. Там она принимала постриг, там молилась при храме, в котором в те давние годы сторожем был ставший впоследствии известным на всю Россию старец схиигумен Иероним (2001 г.). В 1989 году Пензенский Архиепископ Серафим пригласил ее в только что переданный епархии Троице-Сканов монастырь. Конечно, было не просто оставить родной город и ехать в неблагоустроенную обитель. Но она свой выбор сделала. Первые монахини монастыря жили в очень трудных условиях - в холоде, в сырости. Иподиаконы говорили Владыке Серафиму, что монахини не выдержат трудностей и вот-вот уедут из монастыря… Тогда он приехал в монастырь, собрал их вокруг себя и строго сказал: «Этот монастырь после долгого поругания возвратили Церкви. Если вы уедете отсюда, нам придется отдать его обратно государству… » Ни одна монахиня тогда из монастыря не уехала… А в 1994 году благочинная монахиня Евстолия была назначена настоятельницей обители.
И вот мы разговариваем с ней в благоустроенном, уютном игуменском корпусе, где из окна открывается вид на прекрасный, недавно отреставрированный Соборный храм с престолами во имя Святой Троицы и во имя Успения Божией Матери.
- Многое сделано за эти годы, - рассказывает игумения Евстолия . - Но еще не восстановлен храм во имя Трубчевской иконы Божией Матери. Не восстановлен храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Пещеры нуждаются в срочной реставрации, это же ведь и святыня, и памятник культуры для всей России! Люди должны видеть, какие чудеса совершала вера наших предков. Монахи-пещерники жили в таких условиях, в каких мы не можем и помыслить жить… Но денег на реставрацию пещер у нас нет. Государство на восстановление пещерного храма денег не выделяет… Предложили мне отказаться от пещер, отдать их под музей - но ведь пещеры и монастырь всегда были едины. К тому же, есть планы возле пещер построить для светских туристов… ресторан. Ну нет, этого мы никогда не допустим и от пещер не откажемся…
Несколько лет назад городские власти «келейно» спросили у игумении Евстолии, будет ли она возражать против восстановления в Наровчате местной церкви. Корректно объяснили ей, что если храм в городе будет действовать, то все местные жители пойдут в него и монастырь останется без средств к существованию. Игумения не раздумывая ответила: «Страшный грех - препятствовать восстановлению храма!» Вскоре храм в городе стал действующим и люди пошли в него. Но в тихую эту обитель почему-то как раз в это время стали «заворачивать» многочисленные автобусы с паломниками из Самарской области и из других регионов страны. С монастыря, таким образом, не убавилось. Но это уже «высшая математика», которая только истинным христианам понятна!

Игумен Герман

Еще мирянином двенадцать лет назад приехал в этот монастырь паломником. И остался здесь навсегда - приняв монашеский постриг и священнический сан. Раньше он был в Перми конструктором. Сейчас окормляет не только шестьдесят насельниц монастыря, но и многочисленных паломников. Говорят, строгий он. Не знаю, так ли это - сам я этого не заметил. Но вот и в нашем автобусе большую часть женщин отлучил он на неделю от Причастия - а ведь многим так хотелось причаститься именно в паломничестве! Я спросил об этом у отца Германа.
- В паломничество едут в основном люди пожилые или средних лет, - ответил он. - Чаще всего едут женщины. Люди искренне хотят примириться с Богом, начать новую жизнь. Но это невозможно, если не осознают они, какой это страшный грех - аборт! А ведь очень многие из них этот грех совершали. Я не накладываю строгих епитимий, но не благословляю причащаться неделю. Делаю это для того, чтобы люди осознали всю тяжесть этого греха. Вспомнили о Боге и раскаялись.
После долгой ночной исповеди отец Герман остался поговорить с паломниками из Самары, и мы услышали много интересного. Приведу лишь один эпизод.
- Многие из вас - пенсионного возраста, - говорит паломницам игумен Герман. - И все равно вы стараетесь работать. Ведь так? («Так», - слышны нестройные голоса). Помогаете детям, внукам… А я вам советую уйти с работы. Вы свое уже отработали. Сейчас надо встать вам всем на молитву. Но уже на настоящую молитву. По пять часов в день молиться за своих детей и внуков. Будете молиться - и жизнь у них наладится. И уже не вы им, а они вам деньги понесут… Вот мне известен случай. Приехала в монастырь заплаканная женщина, сказала, муж сильно пьет. Я посоветовал ей в день прочитывать всю Псалтирь за мужа… Она уехала - и вскоре вернулась, уже счастливая. Подействовало, он теперь совсем не пьет… У другой женщины сын никак не мог найти работу. Стала она за него молиться по четыре часа в день, со слезами. Он сразу устроился на хорошую работу. Молитва все меняет, молитвой все можно получить…

Подземный монастырь

У подножия горы Плодской бьет из земли источник Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Наверное, источник этот вымоленный. Когда здесь стали копать пещеры монахи, пробился из земли этот целебный источник, чтобы хоть чуточку облегчить их труды…
В пещеру ведет довольно узкий проход . Но тот, кто решился идти туда - непременно пролезет. Из нашей группы отважилось после дождя, по грязи пронырнуть в подземный мир почему-то именно двенадцать человек. Я уже много слышал об этих пещерах, что они в три этажа, что самые длинные в России, и даже то, что их исследовали специалисты и пришли к однозначному выводу - эти пещеры рукотворные… Но лучше все же один раз увидеть. И потому иду вниз, в числе двенадцати.
Я в юности лазил по знаменитым пещерам Братьев Грей у берега Волги, невдалеке от Самары. Там было страшно, веяло преисподней. Все время казалось, что вот-вот что-то может случиться, и уже никогда не вылезешь из этого мрачного лабиринта. Спустя годы там произошла трагедия - в пещерах на первомайские праздники задохнулось трое туристов, а потом еще и несколько спасателей. Позднее я ходил по величественным Римским катакомбам. Там были совсем иные ощущения, и из них главное - победа над смертью. И вот я в русском подземном монастыре.

… Пробираемся глубже и глубже. Темные узкие коридоры, кельи с небольшими углублениями для икон. Вот сидит, нахохлившись, летучая мышь . Проходим мимо нее с опаской. Со стен капает, хотя и не сильно. Изо рта идет пар - температура здесь в любое время года, в зависимости от яруса, от 6 до 12 градусов. Идем, растянувшись длинной колонной, чтобы замыкающий всегда мог указать путь к отступлению. Здесь ведь и заблудиться можно, идем без проводника. В одном месте вижу кирпичную кладку, видимо, монахи тут укрепляли стену. Сколько же сил потребовалось, чтобы киркой и лопатой продолбить во «чреве земли» эти затейливые анфилады, эти кельи и лазы! А сколько сил требовалось на то, чтобы здесь жить и молиться! История почти не сохранила имен создателей этих пещер. Только в «Пензенских епархиальных ведомостях» за 1877 год есть строчка: «Над ископанием их (пещер) первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений, который почти всегда и жил здесь».
Старожилы рассказывают, что в начале века скановские пещеры имели вполне обитаемый вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещеры были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. «Когда я была совсем молодая, - рассказывала монахиням жительница села Сканово, - работала я в монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Кельи показывал. Далеко вниз ушли. Внизу прямо в пещере родник был. Вода чистая-чистая. Около родника скамеечки. Мы подошли к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: «Нельзя. Там святые мощи хранятся».
Нам уже трудно понять строителей этого подземного монастыря. Зачем они лезли сюда на молитву, когда рядом, на вершине горы, открывается такой чудный вид на вечно радостную природу. Разве не лучше возносить молитву «о всех и за вся», глядя на первозданную красоту Божьего мира? Оказывается, не лучше. Ведь и Господь Иисус Христос родился в Вифлеемской пещере…
Чтобы духом вознестись Горе, считали наши предки, надо заживо похоронить себя под землей. Чтобы уже никаких земных упований не оставалось. Мир - великий обманщик, красота имеет свою обратную сторону и часто бывает причиной соблазнов. Монах - это ведь заживо погребенный, которому уже ничто не страшно и которого ничем не взять… И если в иных великих творениях человеческого гения - будь то китайская стена, египетские пирамиды или даже город на воде - величественная и прекрасная Венеция, - чудится некая гениальная безсмысленность, некий величественный абсурд, то как раз тут, в этом подземном городе, вдруг открывается смысл. Да такой великий, что его очень трудно вместить. Не случайно русское монашество началось именно с Киевских пещер. Пещерами оно и закончится - во времена последних гонений на веру. Тогда этот смысл оживет и предстанет воочию - как единственно верный, реальный путь… И тогда мы вспомним о наших предках, и не будем гадать о том, почему они так стремились оказаться не поверх Плодской горы, а в ее утробе…
Вылезаем на Божий свет, а наши товарищи там, наверху, строго отсчитывают вновь прибывших. Один, два… восемь… двенадцать. Чтобы кто-то из нас невзначай не остался там, запутавшись в подземных коридорах - с летучими мышами, но и с Владимирской иконой Царицы Небесной , которую обнаружил в пещере один из паломников.
Пока не время…

Троице-Сканов монастырь, разрушенный за долгие годы, в настоящее время находится в трудных условиях периода реставрации монастырских построек и восстановления монастырского хозяйства. В срочной реставрации нуждаются древние пещеры. Мы обращаемся с просьбой оказать нашему монастырю посильную помощь. Коленопреклоненно просим не оставить наше прошение без внимания. Мы будем молиться о здравии всех жертвователей.
Наши реквизиты:
Наровчатский Троице-Сканов женский монастырь.
ИНН 5824000880
Расчетный счет 40703810348290108002
В Наровчатском офисе Нижнеломовского ОСБ 4291 Поволжского банка СБ РФ
БИК 045655635
Кор. счет 30101810000000000635
Наш адрес: 442637 Пензенская область, Наровчатский район, с. Сканово, Троице-Сканов монастырь, игумении Тавифе (Бакулиной).

Начальная история Троице-Сканова монастыря затерялась где-то в первой половине XVII века. Пожар 1676 года уничтожил все деревянные монастырские постройки и документы. Благодаря активности настоятелей монастырь довольно быстро отстроился после пожара и даже умножил свои владения.

Троице-Сканов монастырь принадлежит к тому сравнительно небольшому числу обителей, которые не утратили своего значения после реформы 1764 года. Обитель не только не запустела, но оказалась способна принять насельников из упраздненных по реформе Краснослободского Предтеченского монастыря и Инсарской пустыни.

Ансамбль Троице-Сканова монастыря складывался в конце XVIII — первой половине XIX веков. Все монастырские постройки вплоть до конца XVIII века оставались деревянными. При этом Троицкая церковь простояла только до 1785 года, когда обитель вновь погорела, хотя и не столь масштабно, как сто лет назад. В 1795 году на месте сгоревшей Троицкой церкви был заложен ныне существующий Троицкий собор.

После последнего большого пожара в 1785 году было принято решение постепенно отстраивать основные монастырские здания из кирпича.

В 1792 году заложили первую каменную постройку обители — колокольню в четыре яруса. К 1796 году колокольню достроили, а в нижнем ярусе ее устроили Никольскую церковь. По-видимому, в деревянном Никольском храме тогда уже не служили, предназначив его к сносу. Одновременно строился Троицкий собор, в одном с колокольней «сложносочиненном» стиле.

Последний деревянный храм обители, Никольский, разобрали «за ветхостью» в 1802 году.

Через несколько месяцев после его завершения, в 1809 году, с южной стороны монастырского двора началось возведение трапезной церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Следующий этап формирования Троице-Сканова монастыря как единого архитектурного целого падает на середину XIX века.

Кладбищенская церковь освящена в 1853 году в честь главной монастырской святыни — Трубчевской иконы Божией Матери, к тому времени уже прославленной многочисленными чудотворениями.

Мельницу на реке Шелдаис пожаловал Троице-Скановой обители в 1797 году император Павел I. Наконец, на небольшом удалении от ограды находилась пасека на 80 ульев, в избытке дававшая мед и воск для монастырских нужд.

8 октября 1801 года игумен Корнилий освятил нижнюю церковь Троицкого храма с двумя престолами — Успенским и Трехсвятительским. На отделку верхнего храма ушло еще почти семь лет. Причем, согласно сохранившимся описаниям, церковь выглядела изначально несколько иначе, чем теперь: в частности, имела наружные росписи.

Богослужебная жизнь в монастыре была довольно напряженной, однако, помимо молитвенных трудов, иноки несли еще труды в общечеловеческом смысле этого слова: косили, пахали, огородничали, ловили рыбу, ухаживали за скотиной. Так — мирно и небесполезно — проходили монастырские дни. Число насельников все более увеличивалось, не оставляли своим вниманием святую обитель и миряне, любя бывать здесь ради продолжительных богослужений и того особого настроения, которое сообщается внимательному богомольцу в правильно устроенном монастыре.

В особенности людно бывало в Сканове на праздники, сопровождавшиеся крестными ходами. Крестных ходов в прежнее время здесь совершалось три (помимо общепринятых) — на Троицу и Успение (вокруг монастыря) и 3 октября, в день Трубчевской иконы Божией Матери, — к кладбищенской церкви, посвященной ей.

Сканов монастырь после революции


Послереволюционная история Сканова монастыря столь же драматична, сколь и обыкновенна в контексте отечественной истории. В 1928 году он был закрыт. Насельникам предложили убираться подобру-поздорову (надо сказать, весьма немногие из них пережили 1930-е годы). Однако в продолжение некоторого времени несколько монахов, включая настоятеля, архимандрита Филарета (Игнашкина), еще оставались в монастыре, живя в притворе Троицкого собора. Все жилые корпуса советская власть к концу 1920-х годов уже прибрала к рукам. В начале 1930-х в распоряжение новых хозяев жизни поступил и собор. Здесь устроили склад и птицеферму. Корма для птиц готовили в кладбищенской церкви, а в Иоанно-Предтеченском храме действовал клуб. С танцами. Остальные монастырские здания были заняты магазином, столовой, гаражом и жильем для работников птицефермы.

Кроме того, расчищая монастырскую территорию до состояния пустыря, ее тогдашние хозяева утопили в реке почти все надгробья.

Возрождение Троице-Сканова женского монастыря

В 1990 году полуразрушенную обитель вернули Церкви. Возобновлена она была как женская. Пришед в Сканово, инокини обнаружили Троицкий собор без крестов, без окон, почти без крыши, не говоря о том, что — без некогда существовавших росписей (частью забеленных, частью сбитых). До уровня первого этажа храм был завален землей. В столь же унылом состоянии пребывали и другие монастырские постройки.


Саша Митрахович 22.11.2017 08:01


На фото: Одна из самых почитаемых в Пензенской митрополии икон Божией Матери имеет многие черты, присущие католическим изображениям Пресвятой Богородицы. Это не покажется странным, если вспомнить, что она была писана в Трубчевске, находившемся под сильнейшим польским влиянием (а в первой половине XVII века вовсе пребывавшем в составе Речи Посполитой).

Сколь ни тяжка судьба Троице-Сканова монастыря в XX веке, но, по крайней мере, он не утратил своей главной святыни — Трубчевской иконы Божией Матери, которая находилась в обители со второй половины XVIII века.

Общеизвестные сведения о Трубчевской иконе Божией Матери довольно скудны. Но если вам случится побывать в Сканове, то здесь вам расскажут об этом образе Пресвятой Богородицы гораздо подробнее. Во-первых, уточнят, что писал икону иеромонах Чолнского мужского монастыря, которого, действительно, звали Евфимием. И писал именно по заказу Троице-Сканова монастыря.

С самого освящения нижнего храма Троицкого собора Трубчевская икона находилась здесь, однако часто покидала свое место, будучи носима и в Наровчат, и по окрестным деревням. В особенности усилилось почитание иконы после холерных эпидемий, когда жители Наровчата, испуганные и подавленные обрушившейся бедой, искали помощи только у Божией Матери, а поскольку Ее Трубчевский образ являлся самым известным в округе, то именно к ней обращались они с мольбами. Искание их не было напрасным.

Возвращение

В 1930-е годы Трубчевская икона Божией Матери оказалась в Наровчатском краеведческом музее. Здесь (или, возможно, еще раньше, во время кампании по изъятию церковных ценностей) с нее сняли серебряную ризу и позолоченный венец, изготовленные в свое время на пожертвования усердных богомольцев, а из короны вынули драгоценные камни.

Икона в музее не экспонировалась — поначалу, видимо, чтобы не тревожить лишний раз религиозного чувства «несознательных масс», а затем о ней просто забыли, используя в качестве столешницы. Очередная опись музейных единиц хранения, проведенная в 1976 году, зафиксировала утрату Трубчевского образа.

Но в 1993 году икона все-таки нашлась — в плесени, с покоробленным красочным слоем. Ее возвратили в монастырь, однако понадобилась девятимесячная реставрация в , прежде чем святой образ занял свое прежнее место в соборном храме обители.


Саша Митрахович 23.11.2017 07:23


Первое богослужение в возрождаемом Троице-Скановом монастыре было совершено 12 апреля 1990 года, в Великий Четверг. Монастырский хор в тот день составляли всего три человека, регентовала игумения Митрофания.

С этого дня молитва в Скановом монастыре не прерывалась. Вот уже почти четверть века — не так много в масштабах всей монастырской истории, но, в общем, можно успеть родиться и окончить институт. Богослужения совершаются ежедневно, читается неусыпаемая Псалтирь. Молитвой — в пять часов утра, когда по двору разносится звон монастырского колокола, — начинается каждый новый день. После молитвенного правила сестры расходятся на послушания. Круг их весьма обширен.

В монастыре есть воскресная школа для детей, занятия в которой также ведут инокини.

Что касается центра монастырской жизни — Троицкого собора, — то его ремонт в целом завершился к концу 1990-х годов. В 1999 году, 3 октября, обитель посетил Святейший Патриарх Алексий II. Встречали его с иконами, цветами, хлебом-солью. Патриарх служил в Троицком соборе литургию, а затем совершил молебен перед чудотворной Трубчевской иконой Божией Матери.

Наровчатский пещерный монастырь, расположен близ посёлка Наровчат почти на границе Пензенской области. Иногда этот монастырь путают с Наровчатским Троицким Скановым женским монастырем, расположенным в полутора километрах от горы Плодской, в которой находятся молитвенные комнаты и кельи пещерного монастыря. Наровчатский пещерный монастырь - совместное творение природы и человека, представляет собой три яруса переходов с кельями, которые были вырыты монахами за время существования обители. Поверье гласит, что основал обитель пришлый монах Скан, который обнаружил узкий ход в пещеры горы «Городок», так называлась раньше гора. Монах расширил ход и вырыл келью, в которой жил, молился и вёл затворнический образ жизни. У монаха нашлись последователи, один из рукотворных гротов превратился в подземную церковь, обитель расширялась, в результате, таким образом, было создано около двух десятков келий, соединенных переходами. Общая протяжённость наровчатских пещер около 635 метров, включая неоткрытые 4-й и 5-й ярусы. Раньше на поверхности в районе пещер были и надземные постройки. У входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии в 1870 г. была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев.

Руководством Пензенской области было принято решение о реконструкции исторического места, расширении и обустройстве входа в пещеры, укреплении сводов и стен.

О возникновении пещер близ посёлка Наровчат ходят легенды. Согласно одной из них, давным-давно на берегу реки жил монах-отшельник по имени Скан. По преданию, он вырыл себе пещеру, стал в ней жить и служить Богу. Там были кельи и церковь, поскольку сохранились церковно-славянские надписи. В пещерах даже захоронены святые мощи, как и в Киево-Печерской Лавре

На трёх ярусах наровчатских пещер насчитывается около 20-ти больших и малых келий, сводчатые потолки и стены которых, как вспоминают очевидцы, были побелены, а в маленьких нишах в проходах перед каждой кельей стояли зажженные свечи. В одной из келий хранится старая икона. Все три яруса наровчатских пещер - это около 635 метров, уходящих на глубину 14-ти-этажного дома. 4-й и 5-й ярусы пока не открыты. Температура внутри пещер не поднимается выше 4 градусов тепла. В некоторых местах можно даже обнаружить лёд. Старожилы вспоминают, что в начале XIX века наровчатские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен камнем с красивым орнаментом. Под горой, у входа располагался своеобразный архитектурный комплекс: пещеры, две часовни и церковь. Под тенистыми развесистыми деревьями у прозрачного холодного родника стояла скамейка, где могли отдохнуть уставшие путники. Со строительства пещер началась история знаменитого Троице-Сканового монастыря, расположенного в паре километров отсюда. На горе у входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев. Начата постройкой в 1866 году и окончена в 1870 г. Освящена 6 сентября 1870 г. преосвященным Григорием. По словам патриарха Алексия II, монастырь - это жемчужина всего Пензенского края. Впрочем, весь этот неоглядный край наполнен отзвуками событий и подвигов столь стародавних, что не помнят их ни красавец-монастырь, ни таинственные Скановы пещеры. В 1237 году, когда монгольские орды двинулись на запад, их передовые части быстро достигли Скани. Здесь в то время жило легендарное племя буртасов. Отказавшись подчиниться батыевым полчищам, храбрые степняки, во главе со своей княгиней, прекрасной Норчаткой, решили дать бой захватчикам. Неравное сражение развернулось в этих местах, вдоль древнего оборонительного вала. Вал этот сохранился до сих пор, он пролегает в полукилометре от пещер. Сейчас он зарос вековым лесом и осыпался, но до сих пор является трудным препятствием для всякого путника или грибника. Недавно пензенскими властями было принято решение о реконструкции исторического места. В настоящее время строители расширяют вход в пещеры, чтобы люди могли заходить в полный рост, делают свод и стены. На данный момент уже выложена арка при входе.

.

Расположен монастырь в Наровчатском районе Пензенской области в 1,5 км к юго-востоку от Наровчатского Троицкого Сканова женского монастыря в недрах горы Плодской (Пещерная, Городок). О времени возникновения здесь первых рукотворных пещер ходит множество легенд, однако достоверной информации нет. Как сообщают «Пензенские епархиальные ведомости» (1877), «В 1,5 версте от монастыря находится гора, называемая «Городок»... Внутри горы в разных направлениях ископаны пещеры шириной в 18, вышиной (сводом) в 40 вершков,.. и на образец малых комнат сделаны затворни, без всяких украшений. Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений 2-й, который почти всегда и жил здесь». Действительно в начале XIXв. пещеры активно разрабатывались при участии Иеромонаха Арсения, являвшегося настоятелем Троицкого Сканова мужского монастыря с 20 июля 1825 г. по январь 1827 г. После увольнения от должности по состоянию здоровья он удалился в пещеры и продолжил «строительство» келий и подземной церкви.


Герб Наровчатского района. "В лазоревом поле на золотой земле
с тремя черными пещерами в ряд - серебряная гора с двумя таковыми
же пещерами в основании, увенчанная золотым лавровым венком."

На горе в 1866-1880 гг. был построен пятиглавый каменный храм во имя Киево-Печерской Божией Матери и св. преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских Чудотворцев (освящен 6 сентября 1870 г.), выполненный в формах древнерусского зодчества, с шатровой колокольней, часовней и несколькими кельями для братии. Позднее, в 1886 году, с правой стороны церкви, старанием настоятеля архимандрита Гедеона и на средства благотворительницы мещанки Варвары Якимовой, был устроен придел во имя св. великомученицы Варвары. К сожалению, на сегодняшний день наземные постройки на горе не сохранились. Не сохранилась также и часовня у подножия горы у источника. Ранее именно возле нее был главный вход в пещерный комплекс.


Храм над пещерами до разрушения.


Верхний вход в пещерный комплекс.


Часовня.


Дальние коридоры системы.

Наровчатские пещеры не раз привлекали внимание спелеологов и археологов. Считается, что по своей длине они превосходят известные пещеры Киево-Печерской Лавры. Доступная ныне часть по некоторым данным составляет свыше 600м. В комплексе имеется три яруса (по легендам якобы существовали и более низкие этажи, однако объективных доказательств этому пока нет), сочетающие в себе протяженные галереи, многочисленные кельи (в двух нижних ярусах), небольшие камеры-склепы/костницы(?), подземные часовни, лестницы переходов между этажами, ниши, узкие сбойки и мн.др. Первый(верхний) ярус четко выделяется в самостоятельный участок, который соединяется через провал в обрушенной келье с нижними ярусами. Второй ярус соединяется с третьим(нижним) ярусом ходами и лазами. Высота основных галерей-проходов составляет 1,9-2,0м и более, средняя ширина ходов 0,7-1,0м. Температура воздуха в пещерах круглый год одинакова: от 6 до 12 градусов в зависимости от яруса. Имеется два доступных входа. Сохранились отдельные фрагменты церковных текстов на стенах.


Отдельные камеры, соединены узкими лазами.




Коридоры монастыря




Современные укрепительные работы

Примечательно, что при строительстве или позднее некоторые части пещер были выложены-укреплены обычным кирпичом. Впоследствии, после закрытия монастыря, эти кирпичи активно изымались на поверхность местным населением для собственных и колхозных хоз.нужд. Это в некоторой степени способствовало разрушению стен и сводов. В связи с этим некоторые части пещеры выглядят довольно удручающе.
Монастырь в настоящее время восстанавливается. Укреплены входовые части, установлены двери, ведется контроль за посещением. Внутри идут укрепительные работы. Местная братия пытается своими силами восстановить утраченную кирпичную кладку. Однако делается это, к сожалению, весьма на скорую руку, в результате чего отдельные части пещеры напоминают современный подвал. Удивляет также то, что к восстановительным и исследовательским работам в этом уникальном объекте не привлекаются профессиональные спелеологи, археологи, строители.
Посетить пещеру можно в любой день, как в составе туристической (паломнической) группы, так и самостоятельно. По мере накопления желающих, местный послушник водит по основному пещерному ходу, не разрешая отдаляться от группы. Для более детального осмотра или исследовательских работ требуется разрешение настоятеля. Вход бесплатный.


Общий план пещерного комплекса. ПСС, 1985г.


План 1976г. (опубликован в Ежегоднике РОСИ, 2001г.)

…Неровный огонь керосинки едва освещает темный коридор пещеры. Узкий проход, нависающие сверху камни. Двигаться вперед можно только по одному, пригнувшись, чтобы не задевать головой свод. Тем не менее каски археологов то и дело стучат о торчащие из свода острые выступы породы. Извилистый ход постепенно спускается ярусом ниже, и мы оказываемся в галерее. По обе стороны вдоль всей галереи, конец которой теряется в темноте, - кельи. Триста с лишним лет назад здесь замуровали себя заживо монахи- отшельники. Бог знает, о чем молились православные схимники в этих кельях-склепах: за избавление ли от тяжкой смуты темного семнадцатого века, за прощение ли грехов, которых так много накопилось у людей уже к тому времени. Уходили монахи Скановского пещерного монастыря из этого мира в тесных кельях с зажженной свечой в руках, моля Бога за народ и Державу русскую. Их подвиг на столетия сокрыла от людей древняя Скановская земля. Сегодня археологи пытаются восстановить уникальный подземный монастырь, узнать побольше о его жителях и их быте. Очищают от вековой грязи и пыли стены и своды. К сожалению, восстановлению поддаются лишь верхние три яруса пещер, в нижние этажи, неизвестно на какую глубину уходящие в толщу земли, проникнуть пока невозможно. (С)Александр Брежнев http://zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/99/286/72.html

О возникновении пещер близ посёлка Наровчат ходят легенды. Согласно одной из них, давным-давно на берегу реки жил монах-отшельник по имени Скан. По преданию, он вырыл себе пещеру, стал в ней жить и служить Богу. «Там были кельи и церковь, поскольку сохранились церковно-славянские надписи. В пещерах даже захоронены святые мощи, как и в Киево-Печерской Лавре», – рассказал краевед Владимир Поляков.

Наровчатцы утверждают, что много лет тому назад, когда обвалов ещё не было, мальчишки, бродя по пещерам, обнаружили подземное озеро, а на его берегу – скульптуру из необычно красивого камня. Другие рассказывают, что доходили до железной кованой двери, открыть которую так никто и не смог. Третьи уверяют, что добирались до аптеки на нижнем ярусе пещер, находили лекарства неизвестного происхождения, ампулы с благовониями и многое другое.

На трёх ярусах наровчатских пещер насчитывается около 20-ти больших и малых келий, сводчатые потолки и стены которых, как вспоминают очевидцы, были побелены, а в маленьких нишах в проходах перед каждой кельей стояли зажженные свечи. В одной из келий хранится старая икона. Все три яруса наровчатских пещер – это около 635 метров, уходящих на глубину 14-ти-этажного дома. 4-й и 5-й ярусы пока не открыты. Температура внутри пещер не поднимается выше 4 градусов тепла. В некоторых местах можно даже обнаружить лёд.

Старожилы вспоминают, что в начале XIX века наровчатские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен камнем с красивым орнаментом. Под горой, у входа располагался своеобразный архитектурный комплекс: пещеры, две часовни и церковь. Под тенистыми развесистыми деревьями у прозрачного холодного родника стояла скамейка, где могли отдохнуть уставшие путники.

Со строительства пещер началась история знаменитого Троице-Сканового монастыря, расположенного в паре километров отсюда.

По словам патриарха Алексия II монастырь – это жемчужина всего Пензенского края. Впрочем, весь этот неоглядный край наполнен отзвуками событий и подвигов столь стародавних, что не помнят их ни красавец-монастырь, ни таинственные Скановы пещеры. Здешняя земля зачарована легендами и каждый, кто приезжает сюда, попадает в волшебный мир русской истории…

В 1237 году, когда монгольские орды двинулись на запад, их передовые части быстро достигли Скани. Здесь в то время жило легендарное племя буртасов. Отказавшись подчиниться батыевым полчищам, храбрые степняки, во главе со своей княгиней, прекрасной Норчаткой, решили дать бой захватчикам. Неравное сражение развернулось в этих местах, вдоль древнего оборонительного вала. Вал этот сохранился до сих пор, он пролегает в полукилометре от пещер. Сейчас он зарос вековым лесом и осыпался, но до сих пор является трудным препятствием для всякого путника или грибника.

Когда несметные полчища татар уничтожили большую часть буртасского войска, монголы стали окружать княгиню Норчатку, чтобы пленить непокорную красавицу. В белом одеянии, на белом коне, молодая княгиня, чтобы не достаться поганым, бросилсь с обрыва в озеро, утонув вместе со всеми своими дргоценностями и украшениями. С тех пор, говорят, ее можно иногда увидеть ранним утром, перед рассветом. Выезжает она верхом на берег и кличет своих погибших воинов, призывает их потомков любить и защищать свою Родину. Говорят, в ее честь ближайший городок назван Наровчатом. (С)Александр Брежнев

Недавно пензенскими властями было принято решение о реконструкции исторического места. В настоящее время строители расширяют вход в пещеры, чтобы люди могли заходить в полный рост, делают свод и стены. На данный момент уже выложена арка при входе. После реконструкции любой желающий сможет постигнуть тайны пещер, так что поспешите, пока у входа не построили ресторан!

Мы уезжаем, но …порывистый ветер, кажется, еще доносит до нас гортанные крики монгольских всадников и ржание их низкорослых жеребцов, и размеренный говор русских дружинников, и боевые кличи буртасов, и плач Норчатки…

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...