Деятельность педагога по образовательной области «Речевое развитие. «Современные технологии по речевому развитию детей дошкольного возраста

Наталья Ольховая
Система работы по речевому развитию детей дошкольного возраста

Задачами работы ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста являются :

Овладение речью как средством общения и культуры;

Обогащение активного словаря, развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества ;

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В процессе организации работы по речевому развитию детей используем следующие подходы :

1. Комплексный подход к развитию устной речи , обеспечивающий :

– понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;

развитие связной диалогической и монологической речи;

– обогащение и уточнение словаря;

развитие грамматического строя речи;

развитие речевого аппарата , звукопроизношения;

развитие мелкой моторики

2. Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности.

3. Развитие устной речи детей во взаимосвязи с другими психическими процессами.

Работа по данному направлению построена на основе принципов системности , последовательности и преемственности.

Создавая условия для полноценного развития речи детей , мы предусматриваем :

Создание развивающей предметно-пространственной среды;

Целенаправленную работу воспитателей над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности и при тесном сотрудничестве с родителями;

Повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников ;

Изучение состояния речевого развития детей в период дошкольного детства ;

Важное место в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста занимает эффективная организация развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Во всех возрастных группах ДОУ оформлены речевые уголки . Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий : пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной

речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, сюжетно - ролевые игры. Развивающую среду каждой возрастной группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в речевом развитии детей .

Организацию воспитательно - образовательной работы по развитию речи в ДОУ осуществляем с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей .

Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация, которая предполагает участие группы или подгруппы детей в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации. Мы организовываем множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач : научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в рассказ, учить способам презентации составленного текста. Приведу пример такой ситуации «Добрые приветствия» , во время которой мы знакомились с детьми с разнообразными формами приветствия : «Как я рада тебя видеть» , «Как я по тебе соскучилась» , «Как хорошо, что мы встретились» . В качестве ситуаций общения проводим игры-викторины : «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок, «Кто лучше знает природу своего края?» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов с региональной составляющей, «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи , «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности) .

Так же в своей работе , как одну из технологий, применяем проектную деятельность. В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка .

При применении данной технологии происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.

В каждой группе нашего детского сада реализуются различные проекты. Я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи и хочу отметить, что проектная деятельность очень нравится нам, педагогам, нашим детям и родителям. Мы реализовали проект «Детям о ВОВ и Дне Победы» , цель которого была активизировать имеющиеся и расширить кругозор детей новыми знаниями о войне и Победе, речевая задача : развитие монологической речи , речевого творчества , понимание на слух текстов патриотического характера, продукт проекта досуг, посвященный Дню Победы. Работали над проектами «Пожарный – профессия важная и нужная» , «Я и моя мама» , «Зимующие птицы» , «Огород на подоконнике» , «Моя малая Родина» .

И, конечно, основной формой речевого развития детей является игра .

В течение дня используем разнообразные формы работы : образовательную деятельность, беседы о временах года, о профессиях, о птицах, о животных, на нравственные темы, словесные игры «Опиши предмет» , «Съедобное –

несъедобное», «Добавь слово» , «Подбери признак» , дидактические игры «Волшебный коврик» , «Помоги сказочным героям попасть в свою сказку» , «Исправь ошибку» , индивидуальную работу , элементы театрализованной деятельности, создание речевых ситуаций (например : заблудился в парке; потерялся в магазине; встреча с незнакомым взрослым; с незнакомым мальчиком или девочкой).

Широко применяем при организации режимных моментов художественное слово. Предлагаем детям для самостоятельного рассматривания предметные и сюжетные картинки, иллюстрации, книги в целях развития инициативной речи , обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения, обогащения пассивного словаря, активизации связной речи. В ходе образовательной деятельности большое внимание уделяем развитию словаря . Проводим систематическую работу по формированию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как во время образовательной деятельности, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. В ходе образовательной деятельности для создания интереса к занятиям используем опыт детей , создаем проблемные ситуации. Обращаем внимание на качество ответов детей , исправляем грамматические неточности. Все это создает благоприятную среду для развития речи детей .

Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития детей . Для родителей проводим родительские собрания в нетрадиционной форме (в виде мастер – классов, круглых столов, КВН) ; консультации «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка », «Роль родителей в развитии речи детей » , «Ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста », «Играем с пальчиками – развиваем речь » , работы над проектами , посещение образовательной деятельности по речевому развитию (Дни открытых дверей) .

И в заключении хотелось бы отметить, что система работы по речевому развитию дошкольников будет эффективной , если :

Дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,

Обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,

Педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Юлия Агеева
Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Речевое развитие в соответствии с ФГОС

дошкольного образования

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО ) . Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста .

Изменения коснулись не только образовательной деятельности , но и профессиональной компетентности педагогов, а также финансирования реализации основной образовательной программы дошкольного образования .

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития детей , которые называются образовательными областями . ФГОС определяет 5 образовательных областей :

1) социально - коммуникативное развитие - направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности;

2) познавательное развитие - предполагает развитие интересов детей , любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;

3) речевое развитие - включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи;

4) художественно - эстетическое развитие - предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;

5) физическое развитие - включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни .

Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте .

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты :

1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

2) обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);

3) развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);

4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);

5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);

6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения);

7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).

Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды , которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей .

Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Речевая развивающая среда , как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников .

Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника .

Речевая среда , созданная в определённой группе, - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка , поэтому создавая развивающую среду , важно учитывать уровень речевого развития , интересы, способности детей данной группы. В качестве основных компонентов речевой развивающей среды выделяют следующие :

Речь педагога;

Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников ;

Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей , приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Речь педагога должна отвечать следующим требованиям :

1) ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам . Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.

2) ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

3) ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов : начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

4) ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.

5) ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

6) БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство. Но существует и синтаксическое понятие богатства : это использование говорящим предложений : простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных и т. д. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

7) УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения : умеет ли он определить правильность и целесообразность слов , форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.

Методы и приёмы руководства речевым развитием детей , специальное оборудование – подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы.

Особенности речевого развития первой младшей группы

1. Грамотная речь педагога;

развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец , сопряжённая речь и др.) ;

(рассказы, чтение) ;

4. самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек (на развитие инициативной речи )

Особенности речевого развития второй младшей группы

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения , образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);

3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение) ;

4. организация «Уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи , обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).

Особенности речевого развития средней группы

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации; формирование навыков общения со сверстниками; знакомство с формулами речевого этикета );

3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей; уточнение ответов; подсказ; рассказы воспитателя - акцент на стимулирование познавательного интереса);

«Уголке интересных вещей» развития объяснительной речи ). организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи ).

Особенности речевого развития старшей и подготовительной

к школе групп

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета , целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);

3. методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);

4. организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира ; организация восприятия с последующим обсуждением);

При таких особенностях речевого развития в каждой возрастной группе :

1. Создаются благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;

2. Обеспечивается высокий уровень речевой активности детей ;

3. Происходит овладение детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО включает в себя развитие речи и художественную литературу.

Основными направлениями работы по развитию речи являются :

1. Развитие словаря : освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2. Воспитание звуковой культуры речи : развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя.

4. Развитие связной речи (Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание) .

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи : различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики дошкольного учреждения , культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога. Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация .

Образовательные ситуации используются :

– в непосредственно организованной образовательной деятельности – в процессе организации различных видов детской деятельности детей, заданных ФГОС . Они направлены на формирование у детей знаний, умений рассуждать, делать выводы, на развитие умений в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественно литературы и фольклора, конструктивной, изобразительной , музыкальной, двигательной);

– в ходе режимных моментов и направлены на закрепление имеющихся знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

Рассмотрим примеры образовательных ситуаций , используемых для .

О. М. Ельцова отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС) . Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом.

1. Ситуации - иллюстрации. Подходят для младшего дошкольного возраста . Разыгрываются простые сценки из жизни детей. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

2. Ситуации - упражнения. Применяются со средней группы. В них ребенок активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.

3. Ситуации – проблемы. Применяются со старшего возраста. Участие в ситуациях - проблемах способствует усвоению детьми основных направлений социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. Активно участвуя, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.

4. Ситуации – оценки. Применяются в подготовительной группе. Они предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятие решения, оценить его.

А. Г. Арушанова предлагает как форму речевого развития детей - сценарии активизирующего общения - обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов и др.

Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников , как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Реализация образовательной области «Речевое развитие » возможна через метод проектов. Используя проектную деятельность, дети автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса , при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Главная задача – помочь ребенку поверить в свои силы, так как наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашли и доказали они сами.

Технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию .

Интегрированное обучение дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи.

Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. Бизикова О. А предлагает игры с готовыми текстами : подвижные «Король» , «Коршун» , «Змея» , «Лиски» и др. ; дидактические «Я садовником родился» , «Краски» , «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик : «Кто кого запутает» , «Поручение» , «Похожи – не похожи» , «Угощайся пирожком» , игры с телефоном «Вызов врача» , «Звонок маме на работу» , «Бюро добрых услуг» .

Еще один пример формы речевого развития дошкольников предлагают авторы : Кузеванова О. В., Коблова Т. А.: литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры- драматизации, разные виды театров, социальные акции, речевые газеты , книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, интерактивные речевые стенды , календарь событий и др.

Поздеева С. И. отмечает, что «при организации любой образовательной ситуации , любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно :

Во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской деятельности,

Во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей».

Таким образом , различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников , формирования коммуникативной компетентности детей, если : - дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то, - обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания, - педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности , который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Обобщение опыта работы воспитателя по речевому развитию в средней группе.

Прекрасная речь, когда она как ручеёк
Бежит среди камней чиста, неторопливы.
И ты готов внимать её поток
И восклицать: О! Как же ты красива!
Е.Щукина

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Р ечевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает в себя:
а) владение речью как средством общения;
б) обогащение активного словаря;
в) р
азвитие связной , грамматически правильной монологической и диалогической речи;
г)
развитие речевого творчества;
д) развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
е) знакомство с книжной культурой, детской художественной литературой, понимание на слух текстов, различных жанров детской литературы;
ж) ф
ормирование звуковой аналитико - синтетической активности, как предпосылок обучения грамоте.
При достижении этих целей не стоит забывать, что мы воспитываем
современных детей , которые с легкостью запоминают то, что им интересно, а неинтересную, монотонную работу просто игнорируют .
Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического
развития : мышление, воображение, память, эмоции.
Вот уже несколько лет я занимаюсь над проблемой развития речи детей.
Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие и закладываются основы успешного обучения в школе.
Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка.

Поэтому начиная с младших групп, работаю над этой проблемой, подчеркиваю значимость речевого развития в дошкольном возрасте.
И считаю, что речевое общение - это высшая форма сотрудничества педагога, родителя и ребенка.
Поэтому, общаясь с детьми, придерживаюсь «Не рядом и не над, а вместе!»
Всегда стараюсь, стать на позицию ребенка:
- учитывая его точку зрения, видя его, прежде всего личностью, как полноправного партнера в процессе совместной деятельности и общения;
- учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей;
Отношусь к воспитанникам уважительно, доброжелательно, каждый ребенок - это личность.
Изучив теоретические источники, я поставила перед собой
цель :
- создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию речи дошкольников через дидактические, речевые игры, театрализованные, сюжетно - ролевые игры.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е.И. Тихеева
Поэтому в группе были созданы центры: центр «Учимся говорить правильно!», «Сюжетно - ролевых игр», «Театральный уголок» и т.д
Мною накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, сюжетно - ролевые игры, логоритмические упражнения.
Что же является ведущим, доступным и понятным видом детской деятельности в дошкольном возрасте? Ну, конечно же - игра. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы партнеров по игре, то есть происходит речевое развитие ребенка.
В своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.
Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно у детей «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.
Использую в своей практике речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.
Мы ежедневно читаем сказки, заучиваем стихотворения, скороговорки и учимся отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное - действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной.
После ответа на вопросы можно предложить детям «показать» сказку в игре-драматизации.
Так как, играя, дети - познают, пропускают все образы через свой внутренний мир. Рассматривание иллюстраций разных художников (В.Лосина, Ю.Казанцева, Т.Сокольской, К.Швец) помогает детям обращать внимание на характер изображения персонажей (дед и баба старенькие, ласковые, добрые), их внешние данные (у мышки длинный хвостик, курочка рябенькая). При анализе содержания сказки дети повторяют слова курочки, действия деда и бабы (била-била - не разбила; дед плачет, баба плачет).

В своей работе я стараюсь использовать как можно больше дидактических игр, так как они включают решение всех задач речевого развития . Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении высказываний, развивают объяснительную речь . Понимая, какое значение имеет дидактическая игра в развитии речи детей и для того, чтобы повысился интерес к игре, я придерживаюсь следующих требований.
1.
Дидактическая игра должна давать упражнения полезные для умственного развития.
2. Должна быть увлекательной задача, решение которой требует умственного усилия, преодоления трудностей.
3. Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их удовлетворение.
В практики, использую три вида дидактических игр:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом).
- настольно-печатные.
- словесные игры.
Дидактические и речевые игры я использую на занятиях, в утренние часы приёма детей, во вторую половину дня, в свободной деятельности детей. Дидактическая игра - сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе.
Например, такие дидактические игры, как: «Угадай по описанию», «Подскажи словечко», «Что выросло на грядке», «Какое время года», «Чудесный мешочек» и т.д.Учимся рассуждать, беседовать.
При изучении звуковой культуры речи использую игры «Звенит - жужжит»,
«Заморозим руку » ( Дети подносят руку ко рту на расстоянии примерно 10 см, произносят:» Фу-у-у» - дуют на руку.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.
Методы развития речи, применяемые мною:
Наглядные: наблюдения в природе, экскурсии, изобразительная наглядность, рассматривание картин, игрушек и рассказывание по ним;
Словесные : чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, обобщающая беседа, рассказывание без опоры наглядности;
Практические: дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры.
Основными принципами реализации системы работы по развитию речи с детьми являются систематичность и последовательность, интеграция образовательных областей, которые осуществляются:
- в процессе организации различных видов детской деятельности: двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтение художественной литературы;
- в ходе режимных моментов;
- в свободной самостоятельной деятельности;
- во взаимодействии с семьями.

Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых я организовываю разговоры с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.
Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки, припевки, потешки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости .
В процессе речевого общения с детьми использую и невербальные средства (мимика, пантомимические движения), которые выполняют важные функции:

Помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой...), связанных с конкретными зрительными представлениями;

Помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, ласковый,...);

Способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);

Помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;
- являются образцами поведения детей;
- выполняют социальную, воспитывающую функцию.
Широко применяю в своей работе по развитию речи словесные игры.
Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка.

Например: « Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Зима-лето» и т. д.
Дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы, умозаключения, замечать логические ошибки.
Эти игры хороши тем, что вызывают веселый смех, развивают чувство юмора.

«В развитии мышления и речи детей , особое место отводится движениям руки. Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию речи ». И.П.Павлова

Пальчиковым играм, логоритмике я уделяю ежедневно много времени, как в свободной деятельности , так и на всех видах занятий.
Для формирования диалогической
речи я использую различные виды театра. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи , ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй.
Много играем в сюжетно- ролевые игры, так как сюжетно-ролевая игра
развивает не только связную речь, а также накапливает знание , развивает мышление и память , воспитывается творческое воображение ребенка, способствует обогащению и активизации словаря детей.
Таким образом, в процессе
работы над проблемой по развитию речи происходит существенный рост в развитии речевой активности детей. Дети овладевают речевыми умениями, учатся самостоятельно придумывать сказки, и рассказы, пользоваться разнообразными средствами выразительности, аргументировано, доказывать своё мнение. Многие могут заменить ошибки сверстников и исправить их. У всех значительно обогатился словарный запас, дети безошибочно пользуются обобщающими словами и понятиями.
Речь стала более грамотная и выразительная.

Хочется отметить в моей работе тесную взаимосвязь с родителями. Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.
Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации игр, в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания, практические семинары.
Проведены консультации по темам: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», «Ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста», семинар - практикум «Играем с пальчиками», совместно с родителями изготавливали игры для речевого развития.

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с организованной развивающей предметно- пространственной средой речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.

МДОБУ «Медведеский детский сад №4 «Ромашка»

Методы и приёмы по речевому развитию детей в ДОУ

Составитель – учитель-логопед

Поздеева Т. Н.

п. Медведево

март, 2016г.


Что такое метод и приём в педагогике?

  • Метод в педагогике – это система способов воздействия на поведенческую сферу человека, направленная на реализацию воспитательных и образовательных задач.
  • Приём в педагогике практический механизм применения воспитательно-образовательных методик и

технологий в процессе формирования сознательной, всесторонне развитой личности.


Отличие метода от приёма

  • Общее направление педагогической деятельности.
  • Учитывает цели и задачи, приоритетные для того или иного вида педагогической деятельности.
  • Всегда теоретически обоснован и апробирован.
  • Один из элементов практической организации учебно-воспитательного процесса (частное направление).
  • Используются как практический инструмент сразу нескольких методов.
  • Отличается гибкостью и варьированием педагогических задач.

Методы развития речи

НАГЛЯДНЫЕ

СЛОВЕСНЫЕ

ПРАКТИЧЕСКИЕ

Это деление условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.


Наглядные методы

К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения,рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем (зрительной и слуховой).

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.

Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.


Словесные методы

В детском саду применяются реже. Это

  • чтение и рассказывание художественных произведений,
  • заучивание наизусть,
  • пересказ,
  • обобщающая беседа,
  • рассказывание без опоры на наглядный материал.

Во всех словесных методах используются наглядные приемы : показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.


Практические методы

направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные

  • дидактические игры,
  • игры-драматизации,
  • инсценировки,
  • дидактические упражнения,
  • пластические этюды,
  • хороводные игры .

Используются для решения всех речевых задач.


В зависимости от характера речевой деятельности детей можно

условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы

основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи.

К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.


Продуктивные методы

предполагают построение детьми собственных связных высказываний , когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.


Словесные приёмы

1. Речевой образец - правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо .

Поскольку образец дается для подражания , он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции . Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах.


Словесные приёмы

2.Повторное проговаривание - преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.

3. Объяснение - раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

4. Указания - разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организаци-

онные и дисциплинирующие.


Словесные приёмы

5.Оценка детской речи - мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы она повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.

6. Вопрос - словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные . Основные могут быть констатирующими -«кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями-«почему? зачем? чем похожи?». Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими .


Другие приёмы

  • Наглядные приёмы - показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
  • Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными . Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий . Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

Любимые приёмы развития речи

  • игра в телефон, магазин и др.
  • развитие мелкой моторики рук
  • конструкторы ЛЕГО
  • использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация)
  • сопряженная гимнастика
  • народные игры
  • мнемотехника
  • звукоподражание
  • кукольный театр
  • развитие речевого дыхания

Приёмы Ш. А. Амонашвили

  • Закрывание глаз
  • Нашептывание
  • Дорисовывание
  • Диалог
  • Соавторство
  • Яркое день рождения
  • Составление словарей
  • Постановка вопросов учителю
  • Рассеянность учителя
  • Новость от учителя
  • Пакеты с работами детей вместо оценок и др.

Особенности занятий в младших группах

Дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном, игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается - будем учиться, а воспитатель предлагает поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку). Занятия носят подгрупповой и индивидуальный характер. Структура занятий проста. Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.


Особенности занятий в средних группах

Характер учебной деятельности несколько меняется. Дети начинают осознавать особенности своей речи, например, особенности звукопроизношения . Усложняется содержание занятий. На занятиях становится возможным ставить учебную задачу («Будем учиться правильно произносить звук з»). Повышаются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами). Появляются новые виды занятий : экскурсии, обучение рассказыванию, заучивание стихов. Длительность занятий увеличивается до 20 мин.


Особенности занятий в старшей и подготовительной группах

Повышается роль обязательных фронтальных занятий комплексного характера. Меняется характер занятий. Проводится больше занятий словесного характера : различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины - настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь руководит занятием, но способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др. В подготовительной к школе группе занятия приближаются к урокам школьного типа. Длительность занятий составляет 30-35 мин. Вместе с тем не следует забывать, что это дети дошкольного возраста, поэтому надо избегать сухости, дидактизма.


Успехов в обучении и воспитании!

Достаточно много современных задач: владение речью как средством общения и культуры; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы и др.
Однако, без решения основных традиционных речевых задач невозможно полноценное речевое развитие ребенка.
Основные задачи:
— развитие звуковой культуры речи;
— формирование грамматического строя речи;
— формирование словаря;
— развитие монологической речи.
В соответствии с основными задачами образовательной области «Речевое развитие» предусматривается и определенная деятельность педагога. Рассмотрим это на конкретных примерах.

Задача № 1
Развивать звуковую культуру речи:
— готовить артикуляционный аппарат к правильному произнесению звуков родного языка;
— уточнять и закреплять произнесение всех звуков языка;
— развивать фонематический слух, речевое дыхание, громкость, темп, интонацион-ную выразительность;
— формировать представление о значении терминов «слово», «звук».
— развивать мелкую моторику рук


1. Организовать целенаправленную работу с детьми по профилактике и коррекции звукопроизношения.
2. Оказывать помощь детям в постановке и коррекции звуков.
3. В повседневной жизни систематически заниматься артикуляционной гимнастикой, использовать игры и игровые упражнения для развития речевого внимания, фонематического слуха (определять на слух наличие того или иного звука в слове), речевого дыхания (посредством игр на поддувание и проговаривание на одном вдохе фраз).
4. Проводить с дошкольниками специальные игровые упражнения, которые способствуют устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении.
5. Применять специальные игровые упражнения для стимулирования фонематического слуха (различие звуков), речевого внимания (умение слушать и слышать), выполнять действия согласно словесной инструкции: «Слушаем звуки улицы», «Кто так кричит?», «Игра в рифмы» (подбор слов, близких по звучанию: лягушка — петрушка — ватрушка).
6. Создавать условия для развития мелкой моторики рук, используя специальные игровые упражнения, занятия по художественному труду, изобразительной и конструктивной деятельности.

Задача № 2
Расширять словарь детей:
— обогащать и активизировать словарный запас детей на основе углубления представлений об окружающей действительности;
— знакомить со словами, обозначающими качества, свойства предметов;
— вырабатывать понимание значений обобщающих слов и умение использовать их в речи;
— формировать умение осуществлять подбор действий к предмету, объекту.

Деятельность педагога по этому направлению:
1. Много рассказывать и показывать детям, читать им художественную литературу. Обращать внимание детей на то, из чего сделаны предметы, какими свойствами они обладают.
2. В повседневной жизни или игровых упражнениях закреплять и расширять употребление обобщающих понятий: овощи, фрукты, посуда, одежда и пр.
3. Расширять и активизировать словарный запас дошкольников в процессе всех видов детской деятельности.
4. Показывать и называть различные качества и свойства предметов.
5. Проводить игровые упражнения на закрепление обобщающих слов, глагольной лексики, осмысленное употребление антонимов.

Задача № 3
Формировать грамматические навыки устной речи:
— упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, под, между, перед и др.);
— упражнять в образовании имен существительных во множественном числе, роди-тельном падеже множественного числа;
— обучать правильному употреблению существительных, прилагательных во всех падежах единственного и множественного числа;
— формировать умение пользоваться глаголами в повелительном наклонении.

Деятельность педагога по этому направлению:
1. Обращать внимание на правильное употребление предлогов в повседневном общении.
2. Решать проблему употребления предлогов и глаголов в играх и игровых упражнениях, в повседневной жизни, на занятиях.
3. Проводить речевые игры и игровые упражнения.

Задача № 4
Развивать связную речь дошкольников:
— создавать условия для ;
— знакомить дошкольников с простыми повествовательными и вопросительными предложениями;
— упражнять в умении интонационно отражать цель высказывания;
— создавать в окружении ребенка культурную речевую среду и способствовать активизации детской речи.

Деятельность педагога по этому направлению:
1. Познакомить детей с правилами ведения диалога, используя .
2. В процессе различных видов деятельности побуждать детей к высказываниям разного типа (диалогу и монологу).
3. Ввести традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому.
4. Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми.
5. Отрабатывать интонацию повествовательного и вопросительного предложения.
6. Разыгрывать примеры ведения диалога (за столом, в гостях, при разговоре по телефону);
7. Рассматривая с детьми их работы, побуждать к рассказу о созданных ими или воображаемых образах; предметах и явлениях окружающей действительности.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии . Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...