Использование интерактивного оборудования в доу. Использование современного интерактивного оборудования дошкольного учреждения в реализации муниципальной модели дошкольного образования города перми

Олеся Галушко
Эффективное использование интерактивного оборудования в образовательном процессе ДОО

В настоящее время информационно-коммуникационные технологии активно внедряются в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций . Создано множество простых и сложных компьютерных программ для разных областей познания в каждом возрастном периоде. Существуют различные интерактивные средства , направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду "Радуга" интерактивная доска Elit Panaboard фирмы Panasonik появилась в 2013 году и используется регулярно для работы с детьми и коллективом педагогов и родителей. Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс так , чтобы у детей повысился интерес к образовательной деятельности , устойчивость внимания, скорость мыслительных операций. Способов применения интерактивной доски в образовательной и самостоятельной деятельности в детском саду может ограничиваться только вашей фантазией. Это и презентации, и интерактивные обучающие программы . и создание проектов в графических, программных средах.

Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

Интерактивные и мультимедийные средства значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями. Мы используем доску практически во всех образовательных областях .

Нашими творческими группами были разработаны и внедрены в образовательную деятельность с детьми : комплексы интерактивных дидактических игр по развитию речи для разных возрастных групп; комплексы познавательных интерактивных игр по формированию основ правильного питания; познавательный комплекс интерактивных дидактических игр с преобразователями (технология ОТСМ - ТРИЗ и РТВ) ; сейчас в данное время разрабатывается методический комплекс познавательных интерактивных игр по формированию основ здорового образа жизни с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ и РТВ.

Мы отметили, что образовательная деятельность с применением интерактивных игр становится более привлекательной и захватывающей. Игровые моменты, включенные в образовательную деятельность , активизируют познавательную деятельность ребенка, и усиливают усвоение материала.

Ещё одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду – возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных занятий . Известно, что у старших дошкольников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда детям интересно . У них повышается скорость приёма и переработки информации, они лучше её запоминают.

Интерактивная доска значительно расширяет возможности воспитателя и педагога. Уникальная концепция наших разработок обеспечивает воспитателю ряд преимуществ :

ГИБКОСТЬ

Педагог может использовать интерактивные задания в том виде , в каком они представлены, интегрировать их в собственную разработку ОД, заменять отдельные изображения или надписи на страницах или использовать ресурсы в качестве образца или источника идей для собственных разработок.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ

Готовые образовательные ресурсы представляют собой комплексы дидактических игр и образовательной деятельности . Они могут использоваться не только в развивающей деятельности, но и при проведении мониторинга.

ПРОСТОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Данный образовательный ресурс дает педагогу доступ к редактированию представленных нами материалов. Для этого не нужны знания программирования или специальные навыки - достаточно общего знакомства с программным обеспечением доски.

Навыки необходимы для применения интерактивной доски :

Начальные знания устройства компьютера

Работа в программах : Word, PowerPoint

Практика работы в Интернете (для поиска изображений , звуковых и мультимедийных файлов, готовых презентаций и обучающих программ).

ИНТЕРАКТИВНАЯ РАБОТА

Ресурсы разработаны таким образом , чтобы задействовать все возможности интерактивной доски , сделав, таким образом любую деятельность более насыщенной и интересной , способствуют более активной работе детей и позволяют добиться более высоких результатов. В структуре игр используются звуковые файлы и видео (мультфильмы) .

ОРИЕНТАЦИЯ НА ПЕДАГОГА

Разработанные образовательные ресурсы позволяют сэкономить время при подготовке деятельности, но не ограничивает свободу творчества педагога.

Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивной доски в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами и инновационными технологиями значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников. При этом происходит качественное освоение программного материала, сенсорное, познавательное, речевое развитие, развитие графо-моторных навыков и ориентировки в пространстве. С помощью интерактивной доски повышается скорость передачи информации детям, улучшается уровень её понимания детьми, что способствует развитию всех форм мышления.

Интерактивное оборудование в образовательном процессе

Зотова Е.С., преподаватель ГАПОУ ТО «Западно-Сибирский государственный колледж», г.Тюмень

Исследования по воздействию технологий на обучение показали, что благодаря интерактивным решениям дети больше хотят учиться и их результаты улучшаются.

Работа с этим учебным оборудованием и широкие возможности для исследований развивают дискуссию в классе и делают уроки динамичными. Такое оборудование учебного помещения не требует особых усилий в работе. Нужно всего лишь прикосновение. Чтобы выбрать иконку, открыть веб-сайт или передвинуть изображение, учителю или ученику достаточно просто коснуться поверхности доски маркером. Такой простой и быстрый доступ к информации заставляет учеников размышлять и создавать новые идеи.

Одним только маркером они могут работать с геометрическими фигурами, искать нужную информацию в сети, делать презентацию, моделировать физические эксперименты или наносить информацию на цифровую географическую карту.

У интерактивных решений имеются неоспоримые преимущества. Учитель и ученики могут делать записи на доске или интерактивном столе маркером, рисовать поверх любых приложений или сайтов, выделять главные мысли, фиксировать свои наблюдения и сохранять всё это как личное портфолио.

1. Работа с различными цветами

Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ним, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления. Работая текстовым маркером, можно выделять ключевые слова в определениях. Но зачем же тогда нужна интерактивная доска, если можно купить разноцветные маркеры и выполнить с их помощью ту же работу на обычной маркерной доске? Можно, но с ограниченным количеством цветов (как правило, предлагаются четыре цвета), а программное обеспечение интерактивной доски предлагает десятки цветов и заливок. Кроме того, маркеры через определенное время заканчиваются или высыхают, что не случается с маркерами интерактивной доски. Не стоит забывать и о том, что при использовании интерактивной доски результат можно сохранить и размножить.

2. Возможность делать записи на экране

Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы и идеи к тексту, диаграммам, схемам или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, еще раз просмотреть или распечатать. Например, урок начинается с проблемной ситуации, учащиеся предлагают гипотезы, которые учитель записывает на доске и далее класс приступает к решению задачи. В конце урока учитель, обсуждая полученные результаты, возвращается к странице с гипотезами и подводит итоги урока.

3. Возможность выделения или затенения отдельных частей экрана

Тест, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет учителям и ученикам фокусироваться на отдельных аспектах темы. Часть экрана можно скрыть и показать в нужный момент. Программное обеспечение для интерактивных досок включает инструменты, которые могут помочь учащимся сконцентрироваться на определенной области экрана. Используя инструмент «прожектор» можно выделить определенные участки экрана и сфокусировать внимание на них. Инструмент «лупа» позволяет увеличить части экрана, например, для того, чтобы слабовидящие ученики могли разглядеть нужную надпись. Используя инструмент «шторка» или стандартные фигуры, можно скрыть часть экрана на некоторое время. Например, скрыть правильный ответ, а после обсуждения показать его, или постепенно открывать схему какого-либо процесса для того, чтобы проследить его динамику. Возможно и такое задание «Как узнать по отдельной части целое (картину, схему, механизм)?».

4. Возможность управления аудио- и видео вложениями

Использование аудио- и видеофрагментов значительно усиливает подачу материала. На интерактивных досках также можно захватывать видео-изображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи. Например, можно просматривать и анализировать видеофрагмент, воспроизводящий химическую реакцию. Причем, можно просмотреть фрагмент несколько раз или остановить его. Учитель физики может запустить ролик, демонстрирующий физический процесс, в нужный момент остановить и нарисовать поверх стоп-кадра векторы величин, составить формулу и провести расчеты, затем продолжить просмотр ролика. По разным предметам создано большое количество обучающих роликов, управлять воспроизведением которых позволяют инструменты интерактивной доски.

5. Возможность управления интерактивными программами

Интерактивная доска - это, в сущности, дисплей вашего компьютера. Следовательно, все, что есть на вашем компьютере, можно показать и на интерактивной доске. В арсенал инструментов преподавания современного учителя обязательно входят цифровые образовательные ресурсы. Очень популярны диски с уроками по разным предметам от К&М. В Интернете создан и успешно развивается ресурс под названием «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru).

Данная коллекция упорядочена по предметам и классам и содержит множество интерактивных обучающих программ, тренажеров, интерактивных карт, интерактивных тестов и моделей, интерактивных лабораторий. Включение в урок исследования интерактивных моделей, занятий в виртуальных лабораториях переводит процесс обучения на новый уровень - исследовательский, творческий, практико-ориентированный. Интерактивные тесты моментально обрабатывают полученную информацию и сообщают результат тестирования. Наличие таких данных позволяет учителю принять решение о дальнейшем изучении материала. К ресурсам для интерактивной доски можно отнести и так называемые сервисы Веб 2.0, использование которых позволяет вести совместную деятельность, способствуют формированию критического мышления, умения совместно мыслить. Географические сервисы являются совершенно незаменимыми при изучении географии. Например, одним из заданий может стать определение по фотографиям из космоса явления природы и местоположения объекта.

После выдвижения гипотез и предположений необходимо воспользоваться программой GoogleEarth (глобальной, полимасштабной ГИС). Она станет своего рода космическим кораблем, с помощью которого можно облететь вокруг Земли и найти нужный объект. Управлять программой «Планета Земля» можно также у интерактивной доски. Объект поиска будет найден в районе Антарктиды: примерно 74О Ю.Ш., 102ОЗ.Д. С помощью GoogleEarth учащиеся узнают, что это ледник PineIslandGlacier. Рис. 14. Вычисление расстояния между двумя объектами по координатам Рис. 13Остается набрать название ледника в поисковой системе Google и найти статьи о данном явлении природы.С помощью приложения «Планета Земля» мы можем смоделировать пространственные задачи.

Вычисление расстояния между точками на сфере становится реальностью. Например, можно найти расстояние между Домиком Петра в Санкт-Петербурге и Двориком Петра в Екатеринбурге. С использованием интерактивных программ проходят уроки по теме «Моделирование». Например, интерактивная карта «Московский кремль» или трехмерные модели: «Вращение планет вокруг Солнца», «Строение молекулы ДНК». Компьютерная модель является одним из эффективных способов предъявления и отработки у учащихся «готового» знания. Она может с успехом использоваться: во-первых, как средство предъявления элементов «готового» знания (манипуляции с моделью позволяют учащимся выявить и уяснить «встроенную» в модель информацию о свойствах объектов и характеристиках процессов реального мира); во-вторых, как средство наглядности для иллюстрации сущности эмпирических понятий, при анализе закономерностей протекания природных явлений; для визуального отображения элементов научно-технического знания (устройства и принципа действия отдельных приборов и их взаимодействующих систем, способов и приемов работы с приборами и техническими устройствами).

В условиях перехода к информационному обществу к профессиональной подготовке выпускников учебных заведений предъявляются качественно новые требования. Молодой специалист должен быть готов к организации и сопровождению образовательного процесса средствами новых информационно-коммуникационных технологий. И наши выпускники должны быть максимально подготовленными к такой работе.

Главная задача колледжа - выпуск конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда.

На современном этапе развития российского образования одной из основных задач образовательного учреждения является создание условий для раскрытия способностей обучающегося, обеспечение возможности достижения им максимального результата обучения. Сегодня изменяется и сама парадигма образовательного процесса: необходимо помочь обучающемуся получить знания, создать условия для активной мыслительной деятельности. Использование на уроках интерактивного оборудования значительно облегчает этот процесс.

Постепенно интерактивные технологии все более плотно входят в жизнь как взрослых, так и детей. Все дети наблюдают как родители по несколько часов в день проводят за экраном компьютера или ноутбука. Современное детство уже нельзя представить без технологического оборудования. Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) идет активная практика внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс, которое специально адаптировано под занятия с детьми. Это позволяет вывести обучение на новый уровень и получать положительные результаты. Качество образования улучшилось в несколько раз, а сам процесс обучения стал вызывать у детей больше интереса, нежели стандартные программы.

На сегодняшний день интерактивное оборудование подразумевает под собой специальные сенсорные доски, столы, проекторы, игровые комплексы и т.д.

Интерактивная доска и ее преимущества

Использование интерактивной доски в ДОУ для занятий позволяет сделать предоставление информации более широким и доступным ребенку. В то же время значительно усиливается мотивация ученика. Способы применения интерактивного оборудования такого типа могут быть самыми разными. В зависимости от возраста детей, педагог самостоятельно выбирает методику. С помощью интерактивной доски преподаватель также может управлять презентацией, делать пометки, комментарии и сохранять тот или иной материал. Как правило, к доске можно подключить с помощью компьютера видеокамеру, микроскоп, фотоаппарат и другие устройства. Это позволяет сразу же начать работу с материалами, которые отображаются на доске, что вызывает у детей настоящий восторг.

Интерактивный стол в дополнение к доске

Использование интерактивного стола в ДОУ в последнее время стало очень популярным, ведь он позволяет максимально быстро привлечь внимание ребенка к учебному процессу. Кроме того, в несколько раз лучше развивается моторика у детей и есть возможность провести знакомство с современными компьютерными технологиями.

Интерактивный стол можно легко использовать не только для индивидуальных занятий, но и для достаточно большой группы детей. Он позволяет научить детей работать в коллективе благодаря мультитач технологии, что очень цениться в дошкольных учреждениях, так как ребенок готовится к дальнейшему обучению в школе.

Оснащение сенсорной комнаты в ДОУ

Правильное оснащение сенсорной комнаты в дошкольном учреждении позволяет:

  • улучшить внимание ребенка и снизить его гиперактивность;
  • развить таланты детей и творческие способности;
  • увеличить уровень чувствительности и развить мелкую моторику у ребенка.

И это только небольшая часть того, что может дать сенсорная комната.

Для обустройства комнаты психологической разгрузки в дошкольных учреждениях принято использовать интерактивное оборудование разных типов: интерактивные доски и столы, сенсорный пол, игровые комплексы. Обязательно устанавливаются проекторы, которые позволяют не только выучить необходимый материал, но и развивают речь детей, предоставляют возможность играть в интересные современные развивающие игры.

К преимуществам интерактивного оборудования в ДОУ можно отнести:

  • Дети быстро учатся аккуратно обращаться с техникой;
  • С помощью сенсорного оборудования можно в несколько раз снизить психологический барьер, который очень часто может возникать между ребенком и педагогом или между несколькими детьми. Использовать его очень просто, и для обучения необходимо минимальное количество времени;
  • Если раньше ребенок не слишком вникал в учебный процесс, то после начала использования интерактивной доски или стола у него появляется заметный интерес. Таким образом, возрастает мотивация детей заниматься и выполнять разнообразные задания педагога;
  • Есть возможность быстрее найти индивидуальный подход к каждому ребенку, стимулировать самообразование. Ребенок может самостоятельно играть со столом или доской;
  • Материал воспринимается в несколько раз лучше, благодаря использованию комбинации разных форм передачи информации. Ребенок одновременно может получать информацию визуально, а также тактильным и звуковым методом.

Компания АНРО технолоджи предоставляет полный спектр интерактивного оборудования для оснащения дошкольных учреждений. Все сенсорные столики, доски и другое оборудование разрабатывается специально, исходя из детских потребностей. В ассортименте товаров есть игровые комплексы, оборудование для индивидуальной и групповой деятельности детей, мобильные интерактивные проекторы для сенсорной комнаты. Кроме того, все производимое оборудование подходит для использования по программе «Доступная среда» для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Грибанова Вероника Егоровна
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №31 Гусельки
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-02-28 Опыт работы на тему: «Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе ДОУ» Грибанова Вероника Егоровна Применение технических средств: интерактивного стола и интерактивной доски в соответствии с требованием ФГОС в развивающей предметно - пространственной среде

Просмотреть свитедельство о публикации

Опыт работы на тему: «Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе ДОУ»

Современные дошкольники – это дети «нового времени», со своим своеобразным мышлением, мировосприятием, отношением к окружающим. Они довольно быстро на интуитивном уровне осваивают разнообразные технические средства.

В связи с этим в образовательный процесс дошкольных учреждений активно внедряются информационные технологии. Воспитатели, идущие в ногу со временем, испытывают повышенный интерес к обновлению нестандартной и современной развивающей среды ДОУ. В первую очередь вызывает желание освоить технологию работы с интерактивным оборудованием. Существуют различные интерактивные средства, направленные на развитие психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память и словесно-логическое мышление.

Благодаря тому, что наш детский сад, является апробационной площадкой по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, появилась возможность обогатить образовательное пространство ДОУ новыми техническими средствами, что соответствует требованием ФГОС к развивающей предметно – пространственной среде. Такими средствами в детском саду являются интерактивные доски и интерактивный стол.

Для работы с данным оборудованием педагоги прошли курсовую подготовку, где учились составлять игры для интерактивной доски и стола, используя программы SMART Notebook и SMART Т able .

Данный опыт помог рабочей группе разработать тематическое планирование интерактивных игр для детей разного возраста. Оно создано с учетом особенностей развития детей, тематики недели, а также целей и задач, стоящих перед педагогом в разных образовательных областях.

Интерактивная доска – многофункциональный универсальный инструмент, позволяющий сделать образовательный процесс с детьми дошкольного возраста более интересным, наглядным и увлекательным.

Используя разные программы, можно создавать анимированные, озвученные игры и презентации, позволяющие ребенку определить правильность ответа путем касания рукой экрана доски. Так же применение её в качестве простого экрана, для демонстрации наглядного материала.

Работа с интерактивной доской позволяет в совместной деятельности моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включённые в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала. Например, при знакомстве детей с домашними животными, дети с удовольствием составляли на доске их семьи. Играя в интерактивную игру «Четвёртый лишний», расширяли представления о внешнем виде. В познавательной деятельности — соотносили число с количеством, находили место числа в числовом ряду, считали в прямом и обратном порядке. В речевом развитии с успехом прошла интерактивная игра «Подбери маму и детёныша», где дети не только составляли описательный рассказ о домашних животных, но и с удовольствием делились впечатлениями из личного опыта. В игре «Назови ласково» упражнялись в словообразовании, расширяя активный словарь.

Дети интересовались причинно-следственными связями, например: почему у коровы длинный хвост, зачем лошади копыта, для чего кошке усы. Пытались самостоятельно придумывать объяснения повадкам животных (собака виляет хвостом, потому, что довольная и сытая; свинья валяется в грязи, потому что нравится; петух не несёт яйца, потому что он мальчик).

При работе с интерактивной доской снизилась утомляемость детей, так как материал предлагаемый детям отличается наглядностью, яркостью образов и динамичностью. Считаем, что интерактивная доска значительно расширяет возможности получения информации, позволяет повысить интерес и познавательную активность ребенка.

Интерактивный стол SMART Тable имеет свои отличительные особенности от интерактивной доски.

Во-первых, он предназначен только для выполнения игровых заданий, в рамках программ и SMART Notbook и SMART Тable.

Во-вторых, количество одновременных касаний при выполнении заданий может варьироваться от 1 до 8. Рукой можно увеличить или уменьшить изображение до нужного размера.

В третьих, используя графические знаки на поверхности стола, дети имеют право выбрать игру по своему желанию. В базовую комплектацию стола входят авторские разработки игр различной тематики (музыка, рисование, игры математические, на классификацию по различным признакам, пазлы, грамматические задания). Игры используем в образовательной деятельности, реализуя стандарт.

Наши воспитанники так увлечены игрой на столе SMART Table, что в процессе даже не замечают, как овладевают способностями сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности. Они активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, проявляя способность договариваться, учитывать интересы других. Образовательная деятельность стала более увлекательной и эффективной. Всегда интересно добраться до сути, когда все так наглядно, ярко и необычно, ведь все происходит благодаря малейшему движению руки.

Работа с интерактивным оборудованием позволила по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИО в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Интерактивное оборудование успешно используют не только педагоги, но и узкие специалисты ДОУ (педагог-психолог, учителя-логопеды для работы с детьми с особыми возможностями здоровья).

Таким образом, использование современных информационных технологий позволяет вывести деятельность ДОУ на новый качественный уровень.

В перспективе — приобретение интерактивного пола и интерактивной песочницы.

Для оптимизации образовательного процесса в современных учебных заведениях необходимо применять наглядный метод обучения. При организации учебно-воспитательного процесса преподаватели стараются использовать разнообразные технические средства обучения, иллюстрации, технологические карты; совершенно недавно для этих целей использовали аудио- и видеоаппаратуру: магнитофон, телевизор, проигрыватель виниловых дисков, кинопроектор и диапроектор. Но время не стоит на месте, и в современных условиях мультимедийные функции успешно совмещает в себе персональный компьютер, дополненный предметной медиатекой.

Еще совсем недавно бытовало расхожее мнение, что компьютер может использоваться только учителем информатики, а другим предметникам он как бы и не нужен, но сегодня уже становится ясным, что информационные технологии открывают поистине огромные возможности в профессиональной деятельности. Применение компьютера позволяет совместить различные технические средства обучения с наглядными пособиями; упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроках, учитывая индивидуальные особенности учащихся.

Только 45 минут длится урок, а учителю нужно сделать многое: провести опрос, проверить домашнее задание, провести какие-то практические занятия, объяснить новый материал, закрепить его. Как здесь можно обойтись без всемогущего электронного помощника - компьютера? Ведь он при умелом использовании может взять на себя значительную часть этой работы, а его мощная интеллектуальная база, интерактивность в сочетании с наглядностью дает возможность стать непосредственным участником событий и позволяет управлять его развитием.

Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определенных условиях могут способствовать развитию индивидуальных способностей обучаемых, их личностных качеств; формированию познавательных способностей; стремлению к самосовершенствованию. Практика показывает, что использование компьютера имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения. При использовании компьютера на уроках ученик вовлекается в учебный процесс в качестве активного участника. Компьютерные программы позволяют осуществить индивидуализацию обучения, дают возможность организовать самостоятельные действия учащихся.

Каждый ученик имеет возможность работать в своем темпе, не зависев от более слабых или, наоборот, сильных одноклассников. Компьютер способствует формированию у детей рефлексии своей деятельности, позволяет наглядно представить результат своих действий.

Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей современных информационных технологий в процессе преподавания как естественных, так и гуманитарных дисциплин.

В процессе обучения одну из важнейших ролей играет наглядность изучаемого материала. Учеными физиологами доказано, что около 95% информации человек получает с помощью зрительного анализатора. Таким образом, чем нагляднее представлен изучаемый материал, тем лучше он запоминается учащимися.

Последние десятилетия важнейшим методическим пособием в учебном процессе является учебник. Но современные информационные технологии развиваются таким образом, что мультимедийная презентация может претендовать на роль учебника в образовательном процессе. Благодаря современным информационным технологиям, можно разработать учебные пособия, которые более наглядно будут показывать изучаемый материал. Одной из активных форм обучения, предлагающей использование компьютерных технологий является создание мультимедийного реферата или презентации. Цель мультимедийной презентации - донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.Якупова Г. З. Использование интерактивного и мультимедийного оборудования в образовательной деятельности// Журнал информатизация образования, 2007, №1.

Программа Power Point позволяет достаточно просто создавать мультимедийные презентации. Главное свойство этой программы заключается в том, что она поддерживает использование не только текстовой информации, но и позволяет вставлять и оперировать объектами, созданными в других программах. Примерами таких объектов являются аудио фрагменты, которые могут использоваться для звукового сопровождения, и графические объекты, что позволяет наиболее наглядно представить изучаемый материал. Мультимедийные презентации могут использоваться для объяснения новой темы, контроля знаний, как средство информации во внеклассной работе.

При показе мультимедийных презентаций важную роль играет интерактивная доска. Она - одна из самых важных инструментов при получении знаний учащихся. При помощи этой доски учитель может провести урок более интересным и увлекательным. Интерактивная доска дает возможности использовать мультимедийные ресурсы, обогащать урок дополнительным материалом. Электронные интерактивные доски обогащают возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами.

Интерактивное оборудование, в частности, интерактивная доска, документ-камера, обеспечивают эффективность использования компьютеров при проведении уроков, занятий, внеклассных мероприятий, родительских собраний, совещаний, презентаций и др.

Интерактивная доска - это гибкий инструмент, совмещающий в себе простоту обычной маркерной доски с возможностями компьютера. В комбинации с мультимедиа проектором, данная доска становится большим интерактивным экраном, одним прикосновением к поверхности которого, можно открыть любое компьютерное приложение или страничку в Интернете, демонстрировать нужную информацию или просто рисовать и писать. Все, что нарисовано или написано во время проведения занятия, можно сохранить в виде компьютерных файлов, распечатать, послать по электронной почте, сохранить в виде Web-страниц и разместить их в Интернете.

Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

Она реализует один из важнейших принципов обучения - наглядность.

Интерактивная доска работает вместе с компьютером и видеопроектором, представляя собой единый комплекс. На ней можно делать все то же, что и на обычном компьютере.

В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён микроскоп, документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.

Мультимедийная презентация - это современная и перспективная информационная рекламная технология. Создаваемый аудио-, видео-, фотографический ряд обеспечивает эффективное и интересное восприятие информации. В состав мультимедийной технологии входят следующие компоненты: цифровые фотоизображения; форматированный текст; компьютерные рисунки и анимация; аудио звук, голосовое сопровождение зарисовки.

Мультимедийные презентации помогают за короткий срок донести информацию до аудитории, наглядно показать объекты в трехмерном измерении. Уникальность мультимедийной презентации заключается еще в том, что она может использоваться на всех типах уроков.

На уроке, посвященном изложению нового материала, мультимедийная презентация может стать незаменимым помощником преподавателя: излагаемый материал в доступной форме частично показан на слайдах презентации, преподавателю остается только дополнить его, внести свои комментарии и разъяснения к наиболее сложным моментам и изображениям.

Мультимедийные презентации можно также использовать и на уроке контроля знаний. С помощью мультимедийной презентации можно создать оболочки для проведения тестирования учащихся по любой теме. Кроме того, неограниченны возможности мультимедийной презентации в воспитательной деятельности педагога. Использование мультимедийной презентации в учебном процессе позволяет повысить качество обучения, сохранить время, затрачиваемое на методическую деятельность педагога. В настоящее время трудно представить преподавание татарского языка и литературы без использования различных компьютерных учебников и книг.

Использование электронных интерактивных досок может сделать образовательный процесс более увлекательным, приносящий ученикам истинное удовольствие. Селевко Г.А. Современные образовательные технологии. - М: Народное образование, 1998. - 255 с.

Наблюдения показывают, что при использовании интерактивной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы в уроке, чем при работе на обычной доске. Кроме того, исследователи утверждают, что рассеянные ученики лучше всего воспринимают информацию, размещенную на телевизионном или компьютерном экране, и интерактивная доска отвечает этим требованиям. Использование интерактивной доски может сделать образовательный процесс более увлекательным, приносящим ученикам истинное удовольствие, - а они, в свою очередь, начинают уделять учебе больше внимания. Интерактивная доска может обогатить любой урок и сконцентрировать учащихся на учебе. Эта технология помогает преподавателям творчески привлекать внимание и активизировать воображение своих учеников.

Таким образом, по нашему мнению, интерактивные доски позволяют решать следующие задачи при организации образовательного процесса :

· Уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала. Последняя хороша для введения в тему, для первичного знакомства с материалом. Более глубокое освоение потребует интерактивного взаимодействия с компьютером, желательно с включением моторики ученика.

· Позволяют экономить время занятия за счет отказа от конспектирования материала. Ученики по окончании занятия получают файл с его записью, который можно дома просмотреть на ПК в пошаговом режиме. При этом не только доступны предлагаемые преподавателем иллюстрации и записи, но и правильно воспроизводится последовательность его действий у доски.

· Повышают эффективность подачи материала. Проектор выводит на поверхность интерактивной доски заранее подобранную преподавателем фоновую картинку или фоновое слайд-шоу. Акустические системы создают в аудитории нужный фоновый звук, а преподавателю остается позаботиться о содержательной части материала, он может, скажем, писать или рисовать на интерактивной доске. По силе и глубине воздействия на аудиторию грамотно построенное занятие с использованием компьютера и интерактивной доски может сравниться с кино и театром. Однако от преподавателя для этого потребуются режиссерские знания и навыки. Впрочем, еще пару десятилетий назад фотография и видеосъемка были уделом избранных; возможно, в ближайшие годы в массы пойдет и режиссура.

· Позволяет организовать групповую работу (или групповых игр), навыки которой сегодня принципиально важны для успешной деятельности во многих областях. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 192 с.

Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время.

Используя такую доску, можно сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.

Таким образом, мультимедийные презентации помогают за короткий срок донести информацию до аудитории, наглядно показать объекты в трехмерном измерении. Уникальность мультимедийной презентации заключается еще в том, что она может использоваться на всех типах уроков.

Информационные и интерактивные технологии позволяют по-новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию при организации учебно-воспитательной работы, повышают интерес к творчеству, а дальнейшее использование творческих работ, выполненных на компьютере, стимулирует познавательную активность учащихся. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки, он осознанно впитывает в себя знания.

Но прежде всего следует помнить, что доска - всего лишь инструмент, а эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства преподавателя и качества специализированного программного обеспечения. Попова Е.Н. Интерактивные технологии - не роскошь, а средства обучения// Интернет и образование, Август, Том 2009, № 11(http://www.openclass.ru/io/11/osipova)

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...