Молебен сугубая для женщин. Молитвы ежедевного употребления. Можно ли молиться без подачи записки? Самостоятельно

Прошения, а хор, на каждое прошение, отвечает (поёт) «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».

Оканчивается ектения возгласом священника. Ектения бывает нескольких видов: великая – начинается словами «Миром Господу помолимся»; сугубая, т.е. усиленная, – начинается: «Рцем вси, от всея души…», с троекратным «Господи, помилуй» на каждое прошение (начиная с третьего); просительная – в ней прошения заканчиваются пением «Подай, Господи» и малая – состоит только из трех прошений и начинается словами «Паки и паки…» (т.е. «снова и снова»).

Кроме этих видов, есть еще ектения об оглашенных, произносимая на литургии, ектения об умерших – т.н. заупокойная, и ектения с особыми прошениями, произносимые при совершении таинств и иных чинопоследований. Каждое молитвенное прошение ектении сопровождается крестным знамением и поясным поклоном.

Великая ектения

Прослушать:

Сокращенная великая ектения

Великая ектения состоит из 12 прошений или отделов.

1. Миром Господу помолимся.
Это значит; Призовем на наше молитвенное собрание мир Божий, или благословение Божие и под сению лица Божия, с миром и любовью к нам обращаемого, приступим к молениям о наших нуждах. Равным образом и молиться будем в мире, простивши взаимные обиды ().

2. О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.
«Мир свышний» – это мир земли с небом, примирение человека с Богом или получение от Бога прощения в грехах чрез Господа нашего Иисуса Христа. Плодом же прощения грехов или примирения с Богом, служит спасение наших душ, о чем мы также молимся во втором прошении Великой ектении.

3. О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся.
В третьем прошении мы молимся не только о согласной и дружной жизни между людьми на земле, не только о мире всей вселенной, но и мире, более широком и более глубоком, это: мир и согласие (гармония) во всем мире, в полноте всех Божиих творений (неба и земли, моря и «вся яже в них», ангелов и человек, живых и умерших).

Второй предмет прошения; благостояния, т.е. спокойствие и благополучие святых Божиих церквей или отдельных православных обществ.

Плодом и следствием процветания и благоденствия православных обществ на земле будет обширное нравственное единение: согласие, дружное возвещение славы Богу от всех стихий мира, от всех одушевленных существ, будет такое проникновение «всего» высшим религиозным содержанием, когда будет Бог «совершенно во всем» ().

4. О святом храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в он, Господу помолимся.
Благоговение и страх Божий выражаются в молитвенном настроении, в отложении житейских попечений, в очищении сердца от вражды и зависти. С внешней стороны благоговение выражается в телесной чистоте, в приличной одежде и в воздержании от разговоров и озираний по сторонам.

Молиться о Святом Храме, значит просить Бога, чтобы не отступал никогда Он от храма своею благодатию; но сохранил от осквернения врагами веры, от пожаров, землетрясений, грабителей, чтобы в храме не оскудевали средства для поддержания его в цветущем состоянии.

Храм именуется святым по святости священных действий, в нем совершаемых и по благодатному присутствию в нем Бога, со времени освящения. Но не для всякого доступна благодать, в храме пребывающая, а только для вступающих в него с верою, благоговением и страхом Божиим .

5. О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имя ), о Господине нашем Высокопреосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, епископе ) (имя ), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся .

6. О Богохранимей стране нашей (Российстей ), властех и воинстве ея, Господу помолимся.

7. О граде сем, (или о веси сей) всяком граде, стране, и верою живущих в них, Господу помолимся.
Мы молимся не только о своем городе, но о всяком другом городе и стране, и о жителях их (потому что по христианскому братолюбию, мы должны молиться не только о себе, но и о всех людях).

8. О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.
В этом прошении мы просим Господа даровать нам хлеб насущный, то есть все необходимое для нашей земной жизни. Просим благоприятной погоды для произрастания хлебов, а также мирного времени.

9. О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и о спасении их, Господу помолимся.
В этом прошении Св. приглашает нас молиться не только о присутствующих, но и об отсутствующих: 1) находящихся в дороге (плавающих, путешествующих), 2) болящих, недугующих (то есть хворых и слабых по телу вообще) и страждущих (то есть прикованных к одру опасной болезнью) и 3) о находящихся в плену.

10. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
В этом прошении мы просим Господа избавить нас от всякой скорби, гнева и нужды, то есть от горя, бедствий и невыносимого стеснения.

11. Заступи, спаси, помилуй, и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
В этом прошении мы молим Господа оградить нас, сохранить и помиловать чрез Его милость и благодать.

12. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу Нашу Богородицу, и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувши сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Матерь Божию мы потому постоянно призываем в ектениях, что Она служит нашей Заступницей и Ходатайницей перед Господом. После обращения за помощью к Матери Божией Св. советует себя, друг друга и всю жизнь нашу поручить Господу.

Великая ектения иначе называется «мирною» (потому что в ней часто испрашивается людям мир).

В древности ектении были сплошными молитвами по форме и общими молитвами всех присутствующих во храме, доказательством чего и является, между прочим, слова «Господи помилуй», следующие за возглашениями диакона.

Сугубая ектения

Прослушать:

Вторая ектения называется «сугубой», то есть усиленною, потому что на каждое прошение, произносимое диаконом, певчие отвечают тройным «Господи помилуй». Сугубая ектения состоит из следующих прошений:

1. Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.
Скажем Господу от всей души и от всего помышления нашего: (далее и поясняется, что именно скажем).

2. Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Господи Вседержитель, Боже отец наших, молимся Тебе, услыши и помилуй.

3. Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Помилуй нас, Господи, по Твоей великой благости. Молимся Тебе, услыши и помилуй.

4. Еще молимся о всем Христолюбивом воинстве.
Еще молимся за всех воинов, как защитников Веры и Отечества.

5. Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех, и всем во Христе братстве нашем.
Еще молимся о братиях наших по службе и по Христу.

6. Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших Патриарсех православных, и благочестивых царех, и благоверных царицех, и создателех святого храма сего, и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.
Еще молимся о свят. православных Патриархах, о благоверных православных царях и царицех; – о всегда памятных создателях Св. храма; о всех наших умерших родителях и братьях, погребенных здесь и в других местах.

7. Еще молимся о милости, жизни, мира, здравии, спасении, посещении, прошении и оставлении грехов рабов Божиих братии Святого храма сего.
В этом прошении мы просим у Господа телесных и духовных благ прихожанам того храма, где совершается служба.

8. Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.
Еще молимся о людях: «плодоносящих» (т.е. приносящих вещественные и денежные пожертвования на богослужебные потребности в храме: вино, елей, фимиам, свечи) и «добродеющих» (т.е. производящих украшения в храме или жертвующих на поддержание благолепия в храме), а также о делающих какую-нибудь работу в храме, например, читающих, поющих, и о всех людях, находящихся в храме в ожидании великой и богатой милости.

Просительная ектения

Прослушать:

1-я просительная ектения

2-я просительная ектения

Просительная ектения состоит из ряда прошений, оканчивающихся словами «у Господа просим», на которые певчие отвечают словами: «подай Господи». Читается просительная ектения так:

1. Исполним (вечернюю или утреннюю) молитву нашу Господеви.
Совершим (или дополним) нашу молитву к Господу.

2.
Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

3. Дне (или вечера) всего совершение, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим.
Испросим у Господа, чтобы нам этот день (или вечер) провести целесообразно, свято, мирно и безгрешно.

4. Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.
Испросим у Господа Св. Ангела, который является верным наставником и хранителем души нашей и тела.

5. Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим.
Испросим у Господа прощения и оставления грехов (тяжких) и прегрешений (легких) наших.

6. Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим. Испросим у Господа всего полезного и доброго нашим душам, спокойствия всем людям и всему миру.

7. Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим.
Испросим у Господа, чтобы оставшееся время нашей жизни мы прожили в мире и спокойной совести.

8. Христианская кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и Добраго ответа на страшном судищи Христово, просим.
Испросим у Господа, чтобы кончина наша была бы христианской, то есть с исповедью и Причащением Св. Тайн, безболезненной, непостыдной и мирной, то есть чтобы мы перед кончиной помирились со своими близкими. Испросим доброго и безбоязненного ответа на Страшном Суде.

9. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

Малая ектения

Прослушать:

Малая ектения

Малая ектения представляет собой сокращение великой ектении и заключает только следующие прошения:

1. Паки и паки (снова и снова) миром Господу помолимся.

2. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

3. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и Друг Друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Иногда к этим прошениям великой, сугубой, малой и просительной ектений присоединяются еще другие, составленные по специальному поводу, например, по случаю погребения или поминовения усопших, по случаю освящения воды, начала учения, наступления Нового Года.

Эти ектений с дополнительными «изменяющимися прошениями» содержатся в особой книге для молебных пении.

Заупокойная ектения

Прослушать:

Заупокойная ектения

а) Великая:

1. Миром Господу помолимся.
2. О свышнем мире и о спасении душ наших, Господу помолимся.
3. О оставлении согрешений, во блаженней памяти престальшихся, Господу помолимся.
4. О приснопамятнех рабех Божиих (имя рек), покоя, тишины, блаженныя памяти их, Господу помолимся.
5. О простити им всякое прегрешение вольное и невольное, Господу помолимся.
6. О неосужденным предстати у страшного престола Господа славы, Господу помолимся.
7. О плачущих и болезнующих, чающих Христова утешения, Господу помолимся.
8. О отпуститися им от всякия болезни и печали, и воздыхания, и вселити их, идеже присещает свет лица Божия, Господу помолимся.
9. О яко да Господь Бог наш учинит души их в месте светло, в месте злачне, в месте покойно, идеже вси праведнии пребывают, Господу помолимся.
10. О причтении их в недрах Авраама и Исаака, и Иакова, Господу помолимся.
11. О избавитися нам от всяких скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
12. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
13. Милости Божия, царства небеснаго, и оставления грехов испросивше тем и сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

б) Малая и

в) Тройная заупокойная ектения состоят из трех прошений, в которых повторяются мысли великой ектении.

Ектения об оглашенных

Прослушать:

1. Помоли́теся, оглаше́ннии, Го́сподеви.
2. Ве́рнии, о оглаше́нных помо́лимся, да Госпо́дь поми́лует их.
3. Огласи́т их сло́вом и́стины.
4. Откры́ет им Ева́нгелие пра́вды.
5. Соедини́т их Святе́й Свое́й Собо́рней и Апо́стольстей Це́ркви.
6. Спаси́, поми́луй, заступи́ и сохрани́ их, Бо́же, Твое́ю благода́тию.
7. Оглаше́ннии, главы́ ва́ша Го́сподеви приклони́те.

Ектения о выходе оглашенных

Прослушать:

Ели́цы оглаше́нии, изыди́те; оглаше́ннии, изыди́те; ели́цы оглаше́ннии, изыди́те. Да никто́ от оглаше́нных, ели́цы ве́рнии, па́ки и па́ки ми́ром Го́споду помо́лимся.

Благодарственная ектения

Прослушать:

1. Прости, приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Тайн, достойно благодарим Господа.
2. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
3. День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Самое подробное описание: что такое молитва сугубое - для наших читателей и подписчиков.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Сначала определим значения слов «ектения» и «молебен».

Ектения (от греч. “усердие”, “протяжение”) – ряд молитвенных прошений, произносимых диаконом или священником от лица всех молящихся во время богослужения. Начинается ектения с призыва к молитве, за которым следуют различные прошения и завершается возгласом, прославляющим Бога (произносится священником). После каждого прошения в зависимости от его содержания хор поет “Господи, помилуй”, “подай, Господи” или “Тебе, Господи”.

Сугубая ектения (от слав. “сугубити” – “усиливать, удваивать”) – начинается словами “рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем” (“рцем” означает “будем говорить”). Название этой ектении указывает на усиленное моление (поэтому ее называют “ектенией прилежного моления”). Содержит, в основном, прошения о лицах: Патриархе, правящем архиерее, стране (правителях и воинстве), о почивших христианах (в первую очередь, создателях храма), а также о всех тех, кто совершает в нем богослужение и выполняет различные послушания, а также о предстоящих. На каждое прошение, произносимое диаконом или священником, хор отвечает троекратным “Господи, помилуй”.

Молебен – один из видов частного богослужения. Отличается краткостью и имеет просительный либо благодарственный характер. Молящиеся просят Господа, Богородицу или святого о ниспослании милости либо благодарят за получение благ.

Различаются молебны общественные и частные. Первые совершаются, как правило, в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учебного года, при стихийных бедствиях, эпидемиях и т. д. Частные молебны совершаются по просьбам отдельных лиц: например, на благословение дома, на освящение и благословение пищи, о ниспослании духовного и телесного здоровья. В разных храмах существуют определенные дни для совершения таких молебнов.

Таким образом, сугубая ектения не является молебном, но может входить в последование молебна. В некоторых приходах есть традиция вставлять прошения о болящих, о путешествующих и т. п. в последование сугубой ектении.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Что такое молитва сугубое

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ТВЕРСКАЯ И КАШИНСКАЯ ЕПАРХИЯ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА РПЦ

МОНАСТЫРЬ ПРИГЛАШАЕТ ПАЛОМНИКОВ, БОГОМОЛЬЦЕВ, ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

ТРЕБЫ, МОЛЕБНЫ, ПАНИХИДЫ

Поминовение на проскомидии о здравии и упокоении (с выниманием частички):

на 40 дней – 100 рублей

на 6 месяцев – 150 рублей

на 12 месяцев – 300 рублей

на 40 дней – 100 рублей

на 6 месяцев – 150 рублей

на 12 месяцев – 300 рублей

Принимаются пожертвования на кирпичик о здравии и упокоении.

Нет ничего выше милостыни!

Жертвуя на восстановление монастыря, вы зажигаете негасимые свечи на небесах себе и своим родным. Пожертвование на кирпичик – это вечное поминовение на сугубой ектенье в чине строителей.Жертвуя людям мы надеемся на их благодарность, жертвуя Господу мы уповаем на его милость по отношению к нам и тем, за кого приносится жертва.

К проблемам, носящим хронический характер, наиболее эффективна сугубая молитва на литургии, во время которой священник не только молится о здравии того, за кого приносится эта треба, но так же специально (сугубо) просит Господа о решении данной конкретной проблемы.

Возможны следующие сугубые молитвы:

– О вразумлении и наставлении на путь праведный

– О духовном и телесном здравии

– О помощи в устроении брака

– О даровании чада

– О помощи в учении

– О решении квартирного вопроса

– О помощи в несении воинской обязанности

– О защите от бесовских нападений

– О прощении греха детоубийства

– Об исцелении от алкоголизма, наркомании, игромании и табакокурении

Время, на протяжении которого творится сугубая молитва определяется, в зависимости от сложости проблем, требующих решения, определяя сложность решения проблемы и сам человек, ее застарелый характер принимает решение о потребном для него колличестве сугубых молитв. Обычно, для положительных изменений рекомендуется совершать сугубые молитвы в течение 12-40 литургий. Но иногда (в тяжелых духовных ситуациях) сугубые молитвы творятся на протяжении полугода и даже года.

Важно, чтобы человек, заказывающий сугубую молитву сам присоеденился к молитвенному деянию. Ведь без собственной работы над собой, над своей душой, спасение не возможно.

Испокон веков существуют правила духовной жизни, пренебрежение которыми ведет к духовной смерти. Мы рекомендуем, чтобы заказанные сугубые молитвы, сопровождались следующими действиями с вашей стороны:

1 Первое, – необходимо осмыслить заповеди, которые являются духовными правилами нашей жизни, и начать жить по заповедям.

2 Освятить дом (квартиру), в которых вы живете.

3 Молиться об усопших. Заказать поминовение всех усобших сродников. Вымаливая усопших помогаем их живым сродникам.

4 Необходимо осмыслить свою жизнь, свои поступки, мысли, слова и прийти к глубокому покаянию. После этого необходимо исповедоваться и причаститься. Покаяние, исповедь и причащение – это путь к духовному, а часто и телесному исцелению!

5 Необходимо помогать и творить милостыню и добро людям, окружающим вас и так нуждающихся в вашей любви! Нет ничего выше милостыни в глазах Бога. Блаженны милостивые, ибо они омилованы будут. Самая простая, но и самая действенная милостыня Богу – на его храм: на кирпичик.

Необходимо молиться о разрешении вашей проблемы не только священнику, совершающему сугубую молитву на литургии, но и вам, у себя дома. Ваша молитва – это общение с Богом. Будьте искренни в этом общении, будьте смиренны, будьте благодарны, будьте полны любви! И как к отцу, хоть и любящему, не возможно постоянно обращаться только с просьбами, так и к Богу необходимо обращаться не только с прошениями, но и с благодарностью! Благодарите Господа за то, что вы имеете! И Господь, как любящий отец, к которому вы обращаетесь со своей просьбой, даст вам, если для вашей духовной жизни (или жизни тех, о ком вы молитесь) это будет целительно.

Очень часто причиной грехов и проблем живых являются не отмоленные грехи усопших сродников до 3-4 колена. Поэтому желательно одновременно заказывать о них сорокоуст и Псалтирь на 40 дней. Так же очень полезно заказать панихиды об усопших.

Простая панихида стоит 80 рублей

Заказная панихида по древней христианской традиции с приношением на канун в качестве жертвы пшеницы (мука), вина (кагор) и елея (масло) – 450 рублей (в стоимость включены все приношения).

Деньги с указанием имен, назначения требы и её количества можно отправить почтовым переводом по адресу: 172840, Россия, Тверская обл., город Торопец, ул. Еременко, дом 7, Свято-Тихоновский женский монастырь. Настоятельнице монастыря монахине Иоанне (Калашниковой).

Либо можно выслать банковским переводом, предварительно написав по электронной почте или позвонив по телефону.

В 2008 году на территории монастыря под вековым дубом на историческом камне, вынутом экскаватором из-под фундамента реставрируемого храма, установлена памятная доска в память о 90-летии убиения царской семьи (освящение доски Владыкой Виктором), гласящая том, что на этом месте будет установлен памятник всем Новомученикам и Исповедникам Российским.

Спаси ХристосЪ

Сугубый молебен

Молебен - это малое отдельное богослужение, как правило, совершающееся посередине храма священником, при котором верующие просят Господа, Богородицу или Святых о милости Божией или благодарят Господа. К молебну может быть присоединен чин малого освящения воды, акафист, канон.

Молебен может быть отслужен как на общих началах, так и в индивидуальном порядке. Чинопоследования молебнов многообразны по назначению, другими словами, молебны бывают тематически направленными или общими.

Общий молебен не уточняет тематику, в нем упоминаются различные прошения, он универсален.

А тематически направленные молебны могут быть, например: о болящих, о любви и искоренении всякой злобы, о новолетии, перед началом всякого дела, на всякое прошение и так далее. Таким образом, молебны поются только о живых и об их нуждах.

Если к молебну присоединен канон или акафист - то молебен наполняется и украшается глубоким смыслом прославления того, кому канон или акафист посвящается. Внимательно слушающий проникается этим глубоким смыслом.

Молящиеся могут заказать молебен как во время совершения богослужения, так и для заочного моления. На молебен подаются имена только о здравии.

Я рекомендовал бы, конечно, присутствовать на молебнах, и тогда моление будет иметь больший смысл, и сила молитвы будет возрастать и приближаться к сугубому молению. Все имена, которые поданы, будут зачитаны во всеуслышание. Также можно просить священника отслужить индивидуальный молебен по требованию.

Будьте всегда с нами!

Сайт православного священника иерея Николая Осипова

Место служения: Храм «Веры, Надежды, Любови и матери их Софии»

Адрес храма: 443010, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 136

Когда нужна сугубая молитва

Отрасль: Религиозные организации

Об этом сообществе

– Написать в какой монастырь или храм нужно отправить записочку (желательно в личное сообщение или на электронную почту)

– Сама записочка с именами только Крещенных людей

– Пожертвование можно отправить на карту Сбербанка

№ 4276 4000 1083 9125 и сразу сообщить об отправлении, чтобы мы сделали перевод на храм через расчетный счет фонда и передали записочки! Если не можете перевести пожертвования из-за финансовых трудностей, то мы и так передадим записочки.

– Так же Вы можете присылать волнующие вопросы для матушек и батюшек, которые находятся в затворе

Прошу простить, если действую не по правилам пользовательского соглашения. Если я что-то нарушаю, то непременно удалю сообщество.

Итак, как будет выглядеть Ваше письмо:

– Передайте записочку о здравии Марии в Богоявленский монастырь к Федоровской иконе Божией Матери. Мария беременна.

– Я отправил/а пожертвования. столько. Или я не отправил/а.

– Со мной можно связаться по электронному адресу.

Присоединяйтесь к деловой сети и получите возможность пройти онлайн-тренинг абсолютно бесплатно!

Это группа создана для предпринимателей, ищущих партнеров по совместному созданию, ведению, развитию бизнеса. Также сюда могут размещаться.

“Бизнес-клуб” является наиболее многочисленным и активным сообществом деловой сети Профессионалы.ru. Тематика БК простирается от обсуждения.

В Центре Развития Карьеры мы рады видеть всех, кто желает найти или сменить место работы и достигнуть вершин карьеры, кто сам занимается.

Божественная Литургия. Сугубая ектения. О вреде чтения записок. Ектения об оглашенных. Лекция 11

Продолжая наш с Вами разговор о чинопоследовании Божественной Литургии, я напомню то, на чем мы остановились. Последней рассматриваемой темой были Апостольские и Евангельские чтения. Вообще, благоговейное слушание Евангелия – это кульминация первой части нашего главного Богослужения, а называется этот раздел Литургия оглашенных. Именно, после чтения Евангелия и возглашения двух ектений (сугубой и ектеньи об оглашенных), люди, готовившиеся в древней Церкви к принятию Таинства Крещения, должны были покидать храм. Если сейчас любой человек может в любое время войти в храм и выйти из него, то в древней Православной Церкви было не так. После возгласа диакона: «оглашенные (то есть, «готовящиеся ко крещению») изыдите», некрещеные храмовое помещение покидали. За этим следили специальные церковнослужители. Затем, запирались двери, и начиналась вторая и самая важная часть службы – Литургия верных. И все верные – то есть, православные христиане – приступали ко Святым Тайнам. Если – кто не мог причаститься, по разным причинам, то тоже был вынуждаем покинуть храм. Если же, не дай Бог, христианин ленился приступать к Чаше Спасения три или две недели, то его отлучали от Церкви. Вот такие были строгие нравы.

Но вернемся к моменту, когда только что было прочитано Евангелие. Хор от лица молящихся, поет: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!». В очень многих храмах сразу следует проповедь священника, но у нас Отец Настоятель Богослужения не прерывает и сразу начинает сугубую ектению.

Греческое слово «Ектения» – вы помните – означает «моление». Сугубая Ектения – это усиленное моление, в котором на возгласы священника хор отвечает трехкратным «Господи, помилуй».

Как и Великая Ектения, сугубая является неотъемлемой частью не только Литургии, но и каждой церковной службы. Но если Великую Ектению мы находим в начале каждой службы, то Ектения сугубая составляет, как правило, её завершение. Мы помним, что для оглашенных служба как раз заканчивалась. Именно с этим связано появление сугубого прошения в середине нашей Божественной Литургии.

В чем же функциональные различия, кроме трехкратного «Господи, помилуй», между Великой и Сугубой ектениями? Они, текстуально похожи, в чем внутреннее различие?

Дело в том, что в Великой Ектении молитва Церкви подается и раскрывается как «общее дело», во всем его космическом и вселенском объеме. Человек на церковном собрании призывается «отложить попечение» о всем частном, личном и своём. Человек призывается к тому, чтобы отложить свой личный эгоизм.

Но Христос пришел не только ко всему роду людскому, не только к человечеству; но и к каждому человеку отдельно. Поэтому в Сугубой Ектении Церковь сосредотачивает нашу молитву на наших частных, конкретных и личных нуждах. Но только потому, что сначала мы смогли забыть о себе и думать о других в любви Христовой, в конце богослужения мы можем теперь эту любовь Христову, живущую в Церкви, обратить ко «всякой душе христианской, скорбящей и озлобленной, милости Божией и помощи требующей…». Даже то прошение, которое пришло к нам из Иерусалимского Братства хранителей Гроба Господня, в котором мы молим «о священнищах, священномонасех и всем во Христе братстве нашем», – сейчас нами поминается как молитва о единой Церковной семье, где все мы – и священники, и монахи, и клирос, и каждый из прихожан и прихожанок – все мы браться и сестры. Мы молимся не о «них», а о нас всех, объединенных Христовой Любовью. Теоретически, в Сугубую Ектенью можно попросить священника вставить молитву о наших с вами болящих или путешествующих сродниках. Я сам не раз слышал такие вставки в нескольких маленьких московских церквушках, где атмосфера, действительно, камерная и семейная. Но практически, на подобное литургическое творчество требуется специальное благословение архиерея. К сожалению, за годы советской власти, когда открытыми оставались лишь редкие Церкви, куда съезжались сотни, а иногда, тысячи людей, эта практика понимания Литургии не только как космического таинства, но и приношения Богу – «скорбей людей, пленных воздыханий, страданий убогих, нужд путешествующих, скорбей немощных, старых немощей, рыданий младенцев, обетов дев, молитв вдов и умиления сирот» – так вот – это понимание Литургии ушло. И уже после отпуста Литургии, к ней стали присоединять панихиды и молебны, которые, как частные требы, должны совершаться отдельно (например, на дому). Еще раз повторю: молебны и панихиды – это не часть Литургии, ибо уже наши записочки поминались на проскомидии, и читать их вновь незачем, а совершенно отдельное богослужение. И теперь, когда храмов становится все больше и больше, не огромных соборов, а именно церковок, рассчитанных на 50-100 прихожан, практика помолиться на Сугубой Ектении за всем известную тяжко болящую Веру (или Нину), дабы «Господь извёл ея от ложа болезни и озлобления неврежденну» постепенно снова возвращается.

Но еще раз повторю, что это технически невозможно в храмах, куда ходят большое количество людей, так как подобные молитвы с перечислением пары-тройки сотен имен, способны остановить службу на 40 или 50 минут. Именно поэтому, на заупокойной сугубой ектении, не должны читаться записки, поданные об упокоении усопших. Литургия – подобна стреле, которая выпущена к одной цели: к Святому Причащению. Практику некоторых храмов, где по часу читают на заупокойной ектении бесконечный перечень имен, можно смело назвать литургически неоправданной.

Наконец, звучит Ектения об оглашенных. Мы с вами говорили, что её надо понимать, как молитву о наших родичах и знакомых, еще не пришедших в Церковь. Следует призыв «оглашении, главы ваша Господеви, приклоните», в ответ на который четверть храма, не являясь некрещеными, зачем-то наклоняют головы. Опять и опять повторю: мы уже не оглашенные, мы верные, мы православные христиане. Нас с вами никто голову преклонить не призывает! Не надо кланяться в этот момент!

«Оглашенные изыдите!» – призывает священник некрещеных покинуть храм. Пусть же в этот момент и наши головы покинут «оглашенные» и нехристианские мысли!

Этим возгласом начинается основная часть Божественной Литургии – «ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ».

В ответ хор, от лица всех молящихся, очень медленно поет: «Господи, помилуй».

Почему медленно? Дело в том, что во время пения хора, священник про себя или вполголоса читает первую молитву верных:

«Благодарим Тя, Господи Боже Сил (Апок.: 11:17. Пс. 83:9), сподобившаго нас предстати и ныне Святому Твоему Жертвеннику и припасти ко щедротам Твоим о наших гресех и о людских неведениих (Евр. 9:7): приими, Боже, моление наше, сотвори ны достойны быти, еже приносити Тебе моления и мольбы и жертвы бескровныя о всех людех Твоих: и удовли нас (помоги нам), их же положил еси в службу Твою сию, силою Духа Твоего Святаго, неосужденно и непреткновенно, в чистем свидетельстве совести нашея (1 Тим. 3:9) призывати Тя на всякое время и место: да послушая нас, милостив нам будеши во множестве Твоея благости».

Здесь, священник молится не только от лица церковнослужителей, но и всех христиан.

Следует второе прошение и возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение…».

После этой ектении сразу звучит призыв второй ектении: «Паки и паки миром Господу помолимся». Снова хор медленно поет: «Господи, помилуй», а священник в это время читает вторую молитву верных:

«Паки (снова), и многажды Тебе припадаем, и Тебе молимся, Благий и Человеколюбче, яко да призрев на моление наше (3 Цар. 8:28), очистиши наша души и телеса от всякие скверны плоти и духа (2 Кор. 7:1), и даси нам неповинное и неосужденное предстояние Святаго Твоего Жертвенника. Даруй же, Боже, и молящимся с нами преспеяние жития и веры и разума духовнаго (Кол. 1:9): и даждь им всегда со страхом и любовию служащим Тебе, неповинно и неосужденно причаститися Святых (1 Езд. 5:40) Твоих Таин, и Небеснаго Твоего Царствия сподобитися (2 Сол. 1:5).

Священник говорит здесь не только от своего имени, но и от имени «молящихся с нами» и «с любовию служащих Тебе». Мы с вами, дорогие браться и сестры, не только «выстаиваем» или «выслушиваем» Литургию. Но «едиными усты и единым сердцем» сослужим священнику. Без нас – церковного народа – он Литургию совершать не может. Нужен хотя бы еще один человек в храме, чтобы сбылось обетование Спасителя: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я буду среди них».

А если нас больше, то и пламя нашей общей молитвы из отдельных маленьких свечек, начинает разгораться в единый общий огнь, освещающий не только наши души, но и мир вокруг нас.

Тьма отступает и приходит Рассвет. «Се гряди, Господи Иисусе!». «Да приидет Царствие Твое!». Аминь.

  • Добавить комментарий
  • 0 комментариев

Выбрать язык Текущая версия v.210.1


Продолжая наш с Вами разговор о чинопоследовании Божественной Литургии, я напомню то, на чем мы остановились. Последней рассматриваемой темой были Апостольские и Евангельские чтения. Вообще, благоговейное слушание Евангелия – это кульминация первой части нашего главного Богослужения, а называется этот раздел Литургия оглашенных. Именно, после чтения Евангелия и возглашения двух ектений (сугубой и ектеньи об оглашенных), люди, готовившиеся в древней Церкви к принятию Таинства Крещения, должны были покидать храм. Если сейчас любой человек может в любое время войти в храм и выйти из него, то в древней Православной Церкви было не так. После возгласа диакона: «оглашенные (то есть, «готовящиеся ко крещению») изыдите», некрещеные храмовое помещение покидали. За этим следили специальные церковнослужители. Затем, запирались двери, и начиналась вторая и самая важная часть службы – Литургия верных. И все верные – то есть, православные христиане – приступали ко Святым Тайнам. Если – кто не мог причаститься, по разным причинам, то тоже был вынуждаем покинуть храм. Если же, не дай Бог, христианин ленился приступать к Чаше Спасения три или две недели, то его отлучали от Церкви. Вот такие были строгие нравы.
Но вернемся к моменту, когда только что было прочитано Евангелие. Хор от лица молящихся, поет: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!». В очень многих храмах сразу следует проповедь священника, но у нас Отец Настоятель Богослужения не прерывает и сразу начинает сугубую ектению.
Греческое слово «Ектения» - вы помните – означает «моление». Сугубая Ектения – это усиленное моление, в котором на возгласы священника хор отвечает трехкратным «Господи, помилуй».
Как и Великая Ектения, сугубая является неотъемлемой частью не только Литургии, но и каждой церковной службы. Но если Великую Ектению мы находим в начале каждой службы, то Ектения сугубая составляет, как правило, её завершение. Мы помним, что для оглашенных служба как раз заканчивалась. Именно с этим связано появление сугубого прошения в середине нашей Божественной Литургии.
В чем же функциональные различия, кроме трехкратного «Господи, помилуй», между Великой и Сугубой ектениями? Они, текстуально похожи, в чем внутреннее различие?
Дело в том, что в Великой Ектении молитва Церкви подается и раскрывается как «общее дело», во всем его космическом и вселенском объеме. Человек на церковном собрании призывается «отложить попечение» о всем частном, личном и своём. Человек призывается к тому, чтобы отложить свой личный эгоизм.
Но Христос пришел не только ко всему роду людскому, не только к человечеству; но и к каждому человеку отдельно. Поэтому в Сугубой Ектении Церковь сосредотачивает нашу молитву на наших частных, конкретных и личных нуждах. Но только потому, что сначала мы смогли забыть о себе и думать о других в любви Христовой, в конце богослужения мы можем теперь эту любовь Христову, живущую в Церкви, обратить ко «всякой душе христианской, скорбящей и озлобленной, милости Божией и помощи требующей…». Даже то прошение, которое пришло к нам из Иерусалимского Братства хранителей Гроба Господня, в котором мы молим «о священнищах, священномонасех и всем во Христе братстве нашем», - сейчас нами поминается как молитва о единой Церковной семье, где все мы – и священники, и монахи, и клирос, и каждый из прихожан и прихожанок – все мы браться и сестры. Мы молимся не о «них», а о нас всех, объединенных Христовой Любовью. Теоретически, в Сугубую Ектенью можно попросить священника вставить молитву о наших с вами болящих или путешествующих сродниках. Я сам не раз слышал такие вставки в нескольких маленьких московских церквушках, где атмосфера, действительно, камерная и семейная. Но практически, на подобное литургическое творчество требуется специальное благословение архиерея. К сожалению, за годы советской власти, когда открытыми оставались лишь редкие Церкви, куда съезжались сотни, а иногда, тысячи людей, эта практика понимания Литургии не только как космического таинства, но и приношения Богу – «скорбей людей, пленных воздыханий, страданий убогих, нужд путешествующих, скорбей немощных, старых немощей, рыданий младенцев, обетов дев, молитв вдов и умиления сирот» - так вот – это понимание Литургии ушло. И уже после отпуста Литургии, к ней стали присоединять панихиды и молебны, которые, как частные требы, должны совершаться отдельно (например, на дому). Еще раз повторю: молебны и панихиды – это не часть Литургии, ибо уже наши записочки поминались на проскомидии, и читать их вновь незачем, а совершенно отдельное богослужение. И теперь, когда храмов становится все больше и больше, не огромных соборов, а именно церковок, рассчитанных на 50-100 прихожан, практика помолиться на Сугубой Ектении за всем известную тяжко болящую Веру (или Нину), дабы «Господь извёл ея от ложа болезни и озлобления неврежденну» постепенно снова возвращается.
Но еще раз повторю, что это технически невозможно в храмах, куда ходят большое количество людей, так как подобные молитвы с перечислением пары-тройки сотен имен, способны остановить службу на 40 или 50 минут. Именно поэтому, на заупокойной сугубой ектении, не должны читаться записки, поданные об упокоении усопших. Литургия – подобна стреле, которая выпущена к одной цели: к Святому Причащению. Практику некоторых храмов, где по часу читают на заупокойной ектении бесконечный перечень имен, можно смело назвать литургически неоправданной.
Наконец, звучит Ектения об оглашенных. Мы с вами говорили, что её надо понимать, как молитву о наших родичах и знакомых, еще не пришедших в Церковь. Следует призыв «оглашении, главы ваша Господеви, приклоните», в ответ на который четверть храма, не являясь некрещеными, зачем-то наклоняют головы. Опять и опять повторю: мы уже не оглашенные, мы верные, мы православные христиане. Нас с вами никто голову преклонить не призывает! Не надо кланяться в этот момент!
«Оглашенные изыдите!» - призывает священник некрещеных покинуть храм. Пусть же в этот момент и наши головы покинут «оглашенные» и нехристианские мысли!
Далее, священник обращается уже ко всем нам: «Да никто от оглашенных елицы вернии (то есть, только верные) паки и паки (снова и снова) Господу помолимся!».
Этим возгласом начинается основная часть Божественной Литургии – «ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ».
В ответ хор, от лица всех молящихся, очень медленно поет: «Господи, помилуй».
Почему медленно? Дело в том, что во время пения хора, священник про себя или вполголоса читает первую молитву верных:
«Благодарим Тя, Господи Боже Сил (Апок.: 11:17. Пс. 83:9), сподобившаго нас предстати и ныне Святому Твоему Жертвеннику и припасти ко щедротам Твоим о наших гресех и о людских неведениих (Евр. 9:7): приими, Боже, моление наше, сотвори ны достойны быти, еже приносити Тебе моления и мольбы и жертвы бескровныя о всех людех Твоих: и удовли нас (помоги нам), их же положил еси в службу Твою сию, силою Духа Твоего Святаго, неосужденно и непреткновенно, в чистем свидетельстве совести нашея (1 Тим. 3:9) призывати Тя на всякое время и место: да послушая нас, милостив нам будеши во множестве Твоея благости».
Здесь, священник молится не только от лица церковнослужителей, но и всех христиан.
Следует второе прошение и возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение…».
После этой ектении сразу звучит призыв второй ектении: «Паки и паки миром Господу помолимся». Снова хор медленно поет: «Господи, помилуй», а священник в это время читает вторую молитву верных:
«Паки (снова), и многажды Тебе припадаем, и Тебе молимся, Благий и Человеколюбче, яко да призрев на моление наше (3 Цар. 8:28), очистиши наша души и телеса от всякие скверны плоти и духа (2 Кор. 7:1), и даси нам неповинное и неосужденное предстояние Святаго Твоего Жертвенника. Даруй же, Боже, и молящимся с нами преспеяние жития и веры и разума духовнаго (Кол. 1:9): и даждь им всегда со страхом и любовию служащим Тебе, неповинно и неосужденно причаститися Святых (1 Езд. 5:40) Твоих Таин, и Небеснаго Твоего Царствия сподобитися (2 Сол. 1:5).
Священник говорит здесь не только от своего имени, но и от имени «молящихся с нами» и «с любовию служащих Тебе». Мы с вами, дорогие браться и сестры, не только «выстаиваем» или «выслушиваем» Литургию. Но «едиными усты и единым сердцем» сослужим священнику. Без нас – церковного народа – он Литургию совершать не может. Нужен хотя бы еще один человек в храме, чтобы сбылось обетование Спасителя: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я буду среди них».
А если нас больше, то и пламя нашей общей молитвы из отдельных маленьких свечек, начинает разгораться в единый общий огнь, освещающий не только наши души, но и мир вокруг нас.

И пусть мир тёмен и «во зле лежит». «Не бойся малое стадо!», - говорит Христос, - «Я с вами до скончания века».
Тьма отступает и приходит Рассвет. «Се гряди, Господи Иисусе!». «Да приидет Царствие Твое!». Аминь.

Здесь, перед чудными словами «Херувимской песни», я и хотел бы закончить сегодняшнюю лекцию.

Молитва - это та самая нить, которая связывает человека с Господом. Моление нужно не Богу, он и без просьб человеческих знает, что и кому нужно. Мольба необходима самому человеку, она дает ему умиротворение и уверенность. Именно молитва придает силы и укрепляет веру. В этом смысл фразы о том, что дано будет просящим.

Молитв достаточно много, и для каждой из них есть свое место и время. Это вовсе не означает, что требуется заучивать наизусть какие-либо тексты и произносить их перед определенным образом в конкретный час. Это означает, что для каждого жизненного события или ситуации в церкви существуют собственные разновидности молебнов, например за здравие или же за упокой.

Что это за молитва?

Многие слышали о том, что существует сугубая молитва о здравии. Что это такое, когда и зачем нужно, понимают далеко не все. Между тем сугубое моление - это традиционная разновидность составляющих литургии. Произносится она по личному прошению верующего и может касаться не только здоровья, но и иных жизненных аспектов или проблем.

Молитва заказывается у священнослужителей в любом храме, монастыре или же ином приходе. Она будет читаться служащим батюшкой в рамках специально отведенной под нужды прихожан части литургии.

В чем отличие от других молебнов?

Главное отличие ясно из названия, если в него вдуматься, молитва - сугубая. Это означает, что человек просит о чем-то господа сугубо, то есть специально. Как правило, такие молитвы посвящены прошению у Бога помощи в разрешении конкретной проблемы в жизни человека или же его близких.

Другое же отличие этого молебна в том, что читается он священнослужителем в соответствии с нуждой верующего. Это означает, что чем страшнее и серьезнее проблема, тем большее время в службе будет выделено для чтения молитвы.

Какой бывает такая молитва?

Для того чтобы заказать сугубую молитву, вовсе не обязательно дожидаться момента, в который в жизни произойдет трагедия. Достаточно лишь ощущать внутреннюю потребность в таком молении.

Как правило, молитва сугубая читается в связи с нуждами в следующем:

  • вразумление детей или близких, наставление на путь праведный;
  • помощь в семейных делах и в сохранении брака;
  • дарование наследников и рождение крепких детей;
  • способность к учению, раскрытие талантов;
  • защита от злых происков и клеветы;
  • исцеление от пагубных страстей.

В наше время чаще всего заказывают сугубое моление женщины, просящие о душевном покое и прощении греха детоубийства. Речь идет об абортах, ведь не каждая женщина способна душевно и эмоционально перенести это событие.

Соответственно, такая молитва - сугубое прошение Господу о том, что важно для человека. Ограничений в поводе для нее не существует.

Многие церковнослужители бывают озадачены отношением паствы к заказным молебнам. Волнует священников то, что, заказав чтение молитвы, многие люди считают на этом свое участие завершенным. То есть не считают нужным работать над собственной душой, самостоятельно молиться и даже что-либо делать для исправления жизненной ситуации, по поводу которой молитва и заказывалась.

Это общая тенденция, о которой беспокоятся церковнослужители повсюду. Люди теряют духовность и приходят в храмы, словно в магазины. Подобное отношение не просто ошибочно, но и вредно. Молитва, о которой человек, ее заказавший, не печется и не уповает на нее, пользы не принесет.

Как долго нужно читать такие молитвы?

Господь слышит лишь просьбы, исполненные искренней верой и произнесенные с упованием, молитва сугубая исключением не является.

Исходя из практики, церковнослужители советуют чтение в ходе как минимум двенадцати литургий. Но иногда требуется читать молитву и тридцать, и сорок служб. Ее результативность зависит от духовности просящего и, разумеется, от искренности веры этого человека. Разумеется, и от сложности жизненной ситуации тоже есть зависимость.

К примеру, если моление заказывается об избавлении от наркотического плена близкого человека, то потребуется не двенадцать служб, а намного больше. Хотя Господь и всесилен, бесовские соблазны тоже не слабы, а душа наркомана как раз пребывает в дьявольском плену и нередко не считает нужным его покидать.

Важно понимать, что от срока чтения молитвы зависит не ее эффективность в прямом смысле, а духовное укрепление молящегося, твердость намерений. То есть это своего рода самовнушение, как называют подобные действия психологи. Разумеется, чем крепче вера человека и тверже его убежденность, тем быстрее и легче он получит нужный результат. Ведь, как говорится, просящему дается.

Нужно ли что-то сделать?

Самому Господу никакие действия от человека не нужны, необходима Богу лишь вера. А вот самому человеку нередко требуется что-либо делать, предпринимать в своей повседневной жизни.

Людям бывает проще душевно присоединиться к заказанному молитвенному деянию, если они совершают:

  • освящение своего дома;
  • осмысляют заповеди и свои повседневные действия;
  • поминают в церкви усопших;
  • просят о здравии близких в храме;
  • посещают службы;
  • раскаиваются в прегрешениях - как невольных, так и умышленных.

Умышленное прегрешение - бич души современного человека. Речь о том, что, зная, что поступок плох и идет вразрез с божьими заповедями, человек его все равно совершает. А потом, как говорят в народе, у него «кошки на душе скребут».

Нередко именно такие действия приводят к тому, что требуется заказная молитва, сугубая или же иная.

Где заказывать такую молитву?

Место не имеет значения, для того чтобы в тяжелой жизненной ситуации помогла сугубая молитва. Монастырь это будет или же стоящий рядом с домом храм - не столь важно. Главное - вера и убежденность в своих действиях, а также искренность в намерениях. Если человек заказывает молебны, но при этом продолжает вести греховную жизнь, то подобная двуличность не приведет ни к чему хорошему.

Однако, учитывая то, что в нашей стране большинство монастырей и храмов были закрыты и в принципе осквернены, вопрос о месте имеет значение. Перед тем как заказать молебен, нужно зайти в храм и побыть в нем какое-то время, постоять и прислушаться к себе. Если в этой церкви не особо уютно душевно, хочется из нее выйти или даже приходит раздражение, то в данном храме не нужно заказывать молитв, несмотря на то какие священнослужители в нем трудятся.

Храм, который сохранил намоленную столетиями энергетику, чувствуется сразу и безошибочно. В такой церкви в душу приходит покой и умиротворение, а выходя из храма, человек будто светиться изнутри. Он улыбается и открыт всему доброму и светлому. В таком храме и нужно заказывать молебны.

В чем отличие от ектении?

Сугубая ектения - молитва общая большая. Правильно называть ектению не молитвой, а разделом литургии, который составляют прошения Господу от прихожан храма.

Дословно «ектения» переводится с греческого языка как «долгое моление». Но она является не молитвой, а составным элементом содержания богослужения, его неотъемлемой частью, разделом.

Ектения состоит из молитв и, в зависимости от их типов, а также от общего характера службы, может принимать различные формы. Молитва же лишена этого, она подчинена одной мысли и цели.

Можно ли сугубо молиться без заказа?

Многих верующих людей смущают полностью коммерческие объявления о том, что можно перевести оплату за моление и заказать его в монастыре или церкви, в которых человек никогда не был. Это действительно немного странные предложения со стороны храмов, поскольку они идут вразрез с основными догматами, относящимися к заказным молитвам. Тем не менее на подобные предложения можно натолкнуться в различных источниках информации.

Разумеется, пользы от подобного молебна не будет. Если же нет возможности лично прийти в храм, то, понимая, что значит сугубая молитва и в каких случаях она читается, просить Господа можно и самостоятельно.

Текст молитвы может быть таким:

«Господи Всемогущий, смилосердствуйся надо мной, рабом твоим (имя собственное). Ниспошли мне мудрость и смирение, научи, как быть, не оставь без вспомощевания своего великого. Рассуди Господь меня с (перечисление или краткое описание жизненной ситуации, суть просьбы). Покажи дорогу верную, вразуми меня и наставь. Даруй, Господи, здравие и терпение. Помоги недужному и укрепи здравствующего. Дай хлебов голодному и наполни состраданием сытого. Не оставь детей своих в трудный час и меня, раба своего (имя собственное), среди прочих. Нет превыше веры моей, нет превыше моего смирения, но есть горе в миру многое и страдания. Средь забот великих о страждущих укрепи мой дух и даруй мне дождаться мига славного, лицезрения вспомощевания, аминь».

Молитва - это разговор человека с Господом, ниточка, которая связывает верующего с Богом. В чем-то моление сродни посещению кабинета психотерапевта, ведь человек делится в нем самым наболевшим, потаенным, глубоко личным. Недаром же после посещения храма и произнесения молитвы перед образами люди ощущают прилив душевных сил, умиротворение, уверенность в будущем.

Вариантов молитв в православии немало, но каждая из них произносится по определенному поводу. Многие из них, как говорится «на слуху». К примеру, редко какой человек не слышал о молитве «за здравие». Но что именно этот молебен из себя представляет, понятно не каждому.

О молитве

Индивидуальное моление Господу, произносимое во время церковного служения, это сугубая ектения. Она является одной из традиционных, составляющих литургию молитв. В части служения, в которой читаются индивидуальные прошения, может быть произнесена далеко не одна и даже не две таких молитвы. Соответственно, данные прошения влияют на продолжительность церковного служения.

Сугубая ектения на литургии произносится не только во здравие. Это моление может затрагивать практически любые жизненные аспекты, имеющие важность для верующего. Заказать же чтение можно перед служением в любом православном приходе - храме, монастыре, часовне, соборе.

Чем отличается ектения от других молений? Мнение священников

Основное отличие очевидно даже далекому от православной культуры человеку. Оно заключено в названии, достаточно только с вниманием его прочесть - «сугубая ектения», то есть личная, индивидуальная и специальная, особая, тематическая. В такой молитве верующий обращается к Господу сугубо, то есть по определенному, конкретному поводу, в связи с возникшей нуждой.

По мнениям священников, важным отличием от иных молений является и еще один нюанс. Прошения на сугубой ектении зачитываются служителями церкви в порядке, соответствующим нуждам верующих. То есть, чем страшнее проблема у человека, чем в большем отчаянии он пребывает, тем раньше будет прочитано его прошение. Также время, уделяемое чтению, зависит от сложности проблемы, с которой человек обращается к Господу.

По каким поводам читается такая молитва?

Конечно же, совершенно не требуется попадать в тяжелую жизненную ситуацию или же ждать, когда случится нечто ужасное для того, чтобы прийти в церковь и заказать такое моление.

Как правило, читается сугубая ектения в соответствии с такими тематиками:

  • здоровье;
  • вразумление;
  • сохранение семьи;
  • наставление детей;
  • дарование ребенка;
  • помощь в жизни;
  • защита;
  • искупление;
  • избавление.

Моление может быть заказано и в связи с иными нуждами. Каждая такая мольба - просьба человека, обращенная к Богу, о том, что для верующего важно. Разумеется, никаких ограничений в поводе для прошения не существует.

Церковнослужителей в наши дни заботит то, какое отношение вызывает у некоторых прихожан сугубая ектения о здравии. Что это такое своеобразное финансовое подношение, искренне считают многие новоиспеченные верующие. Подав записку и заплатив требуемую сумму, люди полагают, что их собственное участие в молении на этом заканчивается. Не все даже могут вспомнить, с чем именно обращались в подаваемом прошении.

Церковнослужители сетуют на неверное понимание новообращенными прихожанами самой сути сугубой мольбы. Как и любая иная молитва, она не может быть результативной без непосредственного участия верующего. Особые прошения на сугубой ектении окажутся совершенно бесполезны для людей, не пытающихся самосовершенствоваться духовно, прилагать усилия для решения жизненных проблем.

Современные люди, согласно мнениям многих священнослужителей, теряют духовность или же и вовсе не знакомы с этим понятием. Приходя в храм, как будто в супермаркет, и покупая место в литургии, а иногда и дополнительные прошения на сугубой ектении, не стоит ожидать того, что жизненные обстоятельства изменятся. Моление, пусть и заказанное, не будет результативным, если в душе человека отсутствует вера. В молитве человек уповает на Господа, а не приобретает у него чудо.

Можно ли молиться без подачи записки? Самостоятельно?

Вопросы о том, может ли читаться или даже петься самостоятельно, вне храма, сугубая ектения, ноты для которой приобретены в церковной лавке, часто задаются священникам. Как правило, этот вопрос волнует людей воцерковленных, разбирающихся в деталях и тонкостях богослужений.

Подобное чтение или пение ектении не возбраняется. Особенно в тех ситуациях, когда прийти в храм человек не в состоянии. Например, если речь о инвалиде, не способном передвигаться, или же об онкологическом больном, не встающем с постели. Однако в подобных, весьма сложных обстоятельствах, близким того, кто нуждается в молении, следует побеседовать со священником. Церковнослужители при необходимости никогда не отказываются посетить верующих и помолиться вместе с ними.

Как долго должна читаться ектения?

Эффективность моления зависит от той силы, с которой верующий человек на нее уповает. Сказать, как долго требуется читать данную молитву нельзя. В одном случае бывает достаточно единственного прочтения, а в другом требуются месяцы.

Как правило, заказывается ектения на двенадцать литургий. Многие верующие утверждают, что прошения на сугубой ектении Петру и Февронии бывают услышаны намного раньше, чем двенадцатая служба. Однако длительность чтения индивидуальна. В том случае, если при подаче записки с прошением возникли какие-либо вопросы, следует задать их церковнослужителю.

В некоторых ситуациях, если проблема в жизни верующего весьма тяжела, священники советуют длительное чтение. Иногда требуется тридцать литургий, сорок, или даже больше. Например, если просящий Господа печется об избавлении близкого человека от пагубного пристрастия - алкоголизма, картежных игр, наркомании, то, конечно же, потребуется значительное количество прочтений.

Очень важным моментом является понимание того, что эффективность мольбы зависит не от количества ее повторений, а от той силы, с которой верующий уповает на ектению. Повторения же лишь укрепляют веру молящего, усиливают этого человека духовно, придают твердость его намерениям.

Нужно ли предпринимать какие-то действия?

После того как была заказана сугубая ектения, многие люди ощущают растерянность и задаются вопросом о том, что же им теперь делать. Может быть, что-то необходимо предпринять или же нужно обязательно присутствовать при чтении, дать какой-либо обет? Эти тревожные вопросы посещают людей, наполненных беспокойством.

Беспокойство же, как правило, возникает не по причине сомнений в силе Господа, а от отсутствия информации о том, как следует поступать, заказав молебен.

Самому Господу не требуются какие-либо действия от человека. Богу нужна лишь безграничная, безусловная и абсолютная вера. А вот самому человеку действительно необходимы повседневные действия, укрепляющие его дух и придающие силу вере.

Чем заняться после заказа ектении?

Верующему человеку важно ощущать свое участие в молитве, выражать рвение, присоединиться к прочтению духовно. Если ничего не делать, то душу начинает поглощать тревога, а вслед за ней приходят и сомнения.

Церковнослужители часто советуют прихожанам заняться следующим:

  • очистить и освятить собственный дом;
  • поразмышлять о повседневных деяниях, эмоциях и соответствии их заповедям;
  • помянуть усопших, поставив свечу пред образом;
  • покаяться;
  • посещать храм.

Это достаточно простые поступки, которые способны наполнить сердце человека уверенностью, умиротворением и покоем.

Где лучше заказать прочтение молитвы?

Но если человек не ходит в церковь, не молится и в принципе не считает себя глубоко верующим, то выбор места становится важен. В этом случае храм должен быть «намоленным». Духовная энергия самого помещения, в котором верующие столетиями просили о чем-либо Господа и возносили хвалу ему, придаст силы молитве.

Самым лучшим же вариантом выбора места является своего рода «озарение». Как говорят в народе - ноги принесли. Это означает, что человек неосознанно, бродя в раздумьях по улицам, вдруг замечает, что подошел к входу в храм. Такие случайности нельзя игнорировать. Назвать подобную ситуацию можно по-разному - знаком свыше, случайностью, стечением обстоятельств или же как-то иначе. Но как бы человек ни назвал тот факт, что он оказался перед входом в церковь, проходить мимо этого храма не следует. Именно в нем и нужно заказать ектению.

Разумеется, далеко не всегда храм «сам находит» нуждающегося в его посещении человека. Обычно все же самому верующему приходится определяться с церковью, при желании заказать молебен или необходимости в этом действии.

Хотя место и не имеет особого значения, не стоит забывать, что большая часть храмов в нашей стране полностью потеряла свою особую ауру. Церкви осквернялись десятилетиями. А нужда в заказе ектении, как правило, возникает в весьма сложных жизненных обстоятельствах. Многие ли доверят лечение своей болезни недужному доктору в лишенной оборудования больнице? Вероятно, что никто. Этот пример справедлив и в отношении церковного помещения. Особое сугубое моление стоит заказать в храме, имеющем духовную энергетику, а не в восстанавливающемся после осквернения.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...