Народное гуляние в семик перов. Величайший художник, знакомый с детства - василий григорьевич перов. Вдали от Родины

Автопортрет


Перов Василий Григорьевич - один из лучших русских живописцев новейшего времени, родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. Окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А.В. Ступина в Арзамасе. Находясь в ней, кроме копирования оригиналов, стал впервые пробовать свои силы в композиции и в живописи с натуры.

В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где имел наставниками М. Скотти, А. Мокрицкого и С. Зарянка. В 1856 году, за представленный в Императорской Академии Художеств этюд головы мальчика, получил малую серебряную медаль. За этой наградой следовали другие, присужденные ему академией: в 1858 году - большую серебряную медаль за картину "Приезд станового на следствие", в 1860 году - малую золотую медаль за картины "Сцена на могиле" и "Сын дьячка, произведенный в первый чин", в 1861 году - большую золотую медаль за "Проповедь в селе". Означенные четыре произведения Перова и написанные им вскоре после того "Проповедь в селе" (находится у К. Солдатенкова в Москве), "Сцена на могиле" (в Третьяковской галерее в М.) и "Чаепитие в Мытинцах" (там же), будучи выставлены в Москве и Петербурге, произвели огромное впечатление на публику и выказали художника остроумным жанристом-сатириком, прямым наследником П. Федотова, не менее его наделенным тонкой наблюдательностью, глубоко вникающим в русскую жизнь, умеющим особенно ярко выставлять на вид ее темные стороны, но несравненно более искусным в рисунке и технике, чем автор "Сватовства майора".


Приезд станового на следствие


Сцена на могиле


Проповедь в селе


Чаепитие в Мытищах


Получив, вместе с большой золотой медалью, право на поездку в чужие края на казенный счет, Перов отправился туда в 1862 году, посетил главные художественные центры Германии и провел около полутора лет в Париже. Здесь он делал этюды с натуры и написал несколько картин, изображающих местные типы и сцены уличной жизни ("Продавец статуэток", "Савояр", "Шарманщик", "Нищие на бульваре", "Музыканты и зеваки", "Тряпичники" и пр.), но вскоре убедился, что воспроизведение незнакомых, чужеземных нравов не дается ему столь же успешно, как изображение родного, русского быта, и возвратился в Россию до окончания срока своего пенсионерства.


Савояр


Парижские тряпичники


Поселившись снова в Москве, Перов принялся работать в том же направлении, на которое выступил в начале своей артистической карьеры, и в период времени с 1865 по 1871 год создал ряд произведений, поставивших его не только во главе всех бывших доселе русских жанристов, но и между первоклассными живописцами подобного рода в Европе. В этот период из-под его кисти вышли такие бесподобные картины, как "Очередная у фонтана", "Монастырская трапеза", "Проводы покойника" (находится у К. Солдатенкова), "Тройка" (в Третьяковской галерее), "Чистый понедельник" (там же), "Приезд гувернантки в купеческий дом" (там же), "Учитель рисования" (у наследника Д. Боткина), "Сцена у железной дороги" (в Третьяковской галерее), "Последний кабак у заставы" (там же), "Птицелов" (там же), "Рыболов" (там же), "Охотники на привале" (там же) и некоторые другие. Четвертая и шестая из этих картин доставили художнику, в 1866 году, степень академика; за "Птицелова", в 1870 году, он получил звание профессора. Однако рядом с такими замечательными произведениями, порой являются у Перова картины, странно задуманные и неудачно исполненные, например "Божия Матерь с Христом у житейского моря" и "Выгрузка извести на Днепре". Кроме того, он пристращается к портретной живописи, для успеха в которой хотя и обладал необходимой наблюдательностью и способностью схватывать человеческие характеры, но не имел вполне жизненной палитры, и которая, во всяком случае, не составляла его главного призвания.

Среди написанных им портретов, многие замечательны в отношении лепки, экспрессивности, передачи индивидуальных черт в изображенных лицах, но лишь некоторые отличаются свежестью и естественностью колорита. Лучшие в их числе - портреты А.А. Борисовского, В.В. Бессонова, А.Ф. Писемского, А. Г. и Н.Г. Рубинштейнов, М.П. Погодина, Ф.М. Достоевского и купца Камынина. Получив в 1871 году место профессора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и примкнув около того же времени, к товариществу передвижных художественных выставок, Перов в первые, следовавшие затем годы, продолжал писать портреты и жанровые картины в прежнем роде, которые надо признать вообще уступающими его предшествовавшим работам; чем далее, тем все сильнее и сильнее увлекался он более возвышенными, по его мнению, задачами - пытался быть живописцем религиозных и аллегорических сюжетов ("Христос в Гефсиманском саду", "Снятие со креста", "Распятие", "Весна" и другие) и, наконец, пристрастился к темам из отечественной истории ("Плач Ярославны", "Первые русские христиане", "Поволжские хищники", "Пугачевцы", "Никита Пустосвят").


Портрет писателя Владимира Ивановича Даля


Плач Ярославны


В этих последних произведениях Перов еще просвечивает его талант, но уже не так ярко, как в былое время; за ними нельзя не признать некоторых достоинств, но вообще они слишком изысканы по композиции, мелодраматичны и свидетельствуют, что в создании их участвовал больше ум, чем художественное чувство их автора. Под конец своей жизни Перов пустился в литературу и напечатал в газете "Пчела" за 1875 год и в "Художественном Журнале" Н. Александрова за 1881 - 1882 гг. несколько, не лишенных занимательности, рассказов из быта художников и свои воспоминания. Он умер от чахотки в с. Кузминках, неподалеку от Москвы, 29 мая 1882 года. - Ср. Д. Ровинского и Н. Собко "Василий Григорьевич Перов, его жизнь и произведения" (Санкт-Петербург, 1892). А. С-в.
«Автопортрет»
1870
Холст, масло 59,7 x 46 (овал в прямоугольнике)

Москва

Василий Григорьевич Перов - не просто один из крупнейших художников второй половины XIX века. Это фигура этапная, стоящая рядом с такими мастерами, как П. Федотов, А. Венецианов, И. Репин, чье творчество знаменовало рождение новых художественных принципов, становилось вехой в истории искусства.
Перов родился в Тобольске 23 декабря 1833 году.
Окончив курс в Арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина в Арзамасе.Окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А.В. Ступина в Арзамасе. Находясь в ней, кроме копирования оригиналов, стал впервые пробовать свои силы в композиции и в живописи с натуры.
В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1856 году за представленный в императорской Академии художеств этюд головы мальчика получил малую серебряную медаль. За этой наградой последовали другие, присужденные ему Академией: в 1858 году - большую серебряную медаль за картину “Приезд станового на следствие”, в 1860 году - малую золотую медаль за картины “Сцена на могиле” и “Сын дьячка, произведенный в первый чин”, в 1861 году - большую золотую медаль за “Проповедь в селе”. Эти четыре произведения Перова и написанные им вскоре после того “Сцена на могиле” и “Чаепитие в Мытищах”, были выставлены в Москве и Петербурге, произвели огромное впечатление на публику и представили художника остроумным жанристом-сатириком, прямым наследником П. Федотова, не менее его наделенным тонкой наблюдательностью, глубоко вникающим в русскую жизнь, умеющим особенно ярко выставлять на вид ее темные стороны, но несравненно более искусным в рисунке и технике, чем автор “Сватовства майора”.


«Приезд станового на следствие»
1857
Холст, масло 38 x 43
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«На могиле»


Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы. 1860 Литография.


«Проповедь в селе»
1861
Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея
Москва


Сельский крестный ход на Пасхе. 1861
Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея
Москва

В начале 1860-х Перов создает серию картин антиклерикальной направленности. Главой становится тема священства, забывшего свой долг. Мимо зрителя уныло тянется пьяная процессия с иконами и хоругвями. Крестьяне с полузакрытыми глазами бредут к обрыву, будто слепцы. Бросивший их поводырь – одуревший от хмеля священник, раздавивший ногой пасхальное яйцо. Рядом женщина с иконой, у которой утрачен лик. Поодаль – нищий, несущий икону вверх ногами. Но Всевидящее око на хоругви – будто предупреждение, что этим людям не избежать Высшего Суда. Пасмурный пейзаж, диссонирующие движения участников процессии, тоскливый рассвет подчеркивают убогость всей сцены. Картину удалили как "безнравственное" произведение с выставки Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге, запретили воспроизводить в печати, а П.М.Третьякову рекомендовали не показывать посетителям.


«Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»
1862
Холст, масло 43,5 x 47,3
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Обычная на первый взгляд сцена чаепития под сенью дерева превращается у Перова в обличительную остросоциальную картину. Повернутый углом к зрителю стол со стоящим на нем самоваром делит пополам небольшое, по формату близкое к квадрату полотно. Так же на две части распадается и мир героев картины: по одну сторону оказывается толстый сытый поп, по другую – нищие старик и мальчик. Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика. Вместе с тем воплощению мысли о необходимости восстановить справедливость и вернуть миру утраченную гармонию служат идиллический пейзаж фона и кругообразный ритм композиции картины.

Получив вместе с большой золотой медалью право на поездку за границу, Перов отправился туда в 1862 году, посетил главные художественные центры Германии и провел около полутора лет в Париже. Здесь он делал этюды с натуры и написал несколько картин, изображающих местные типы и сцены уличной жизни (“Продавец статуэток”, “Савояр”, “Шарманщик”, “Нищие на бульваре”, “Музыканты и зеваки”, “Тряпичники” и другие), но вскоре убедился, что воспроизведение чужих нравов не дается ему так же успешно, как изображение родного русского быта, а потому с разрешения Академии в 1864 г. возвратился в Россию до окончания срока.


Савояр. 1863-64
Холст, масло


«Шарманщик»
1863г
Холст, масло 30,5 x 25
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Парижские тряпичники»
1864г


«Парижская шарманщица»
1864
Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея


Дилетант. 1862
Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Главной целью заграничной поездки, по его собственным словам, оказалось совершенствование “технической стороны”, так как, взявшись поначалу за различные сюжеты, сложные многофигурные композиции, он почувствовал, что “несмотря на все его желание” не может “исполнить ни одной картины, которая была бы удовлетворительна”. Это поездка стала замечательной возможностью получить новые впечатления и от встречи с мастерами, знакомыми по Эрмитажу, и от современных выставок, материал которых был не менее интересным и поучительным, позволявшим соотнести собственный уровень с “европейски признанным”. Но его постигает полная неудача. Именно здесь он остается прежде всего лишь иностранцем, фиксирующим “разнообразные сценки”, разнообразный типаж чужой страны.

Поселившись снова в Москве, Перов принялся работать в том же направлении, которое выбрал в начале своей творческой карьеры, и в период с 1865 по 1871 годы создал ряд произведений, поставивших его не только во главе всех русских жанристов, но и между первоклассными живописцами подобного рода в Европе.
Первая картина, созданная им сразу же после возвращения, - “Проводы покойника” - сразу же определила бесспорную роль Перова как лидера нового движения, формирующегося идейного реализма. В этой картине закладываются основные принципы передвижничества, открывается новое понимание живописи, ее социальная направленность и назначение, ведущая прямо к народу. Появление этой картины было подготовлено собственным предыдущим творчеством Перова и носившимися в воздухе художественными идеями. После этой картины критика нарекла Перова “отцом русского жанра”.


«Проводы покойника»
1865
Холст, масло 45,3 x 57
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Трапеза»
1865-1876
Холст, масло. 84 x 126 см


««Тройка». Ученики-мастеровые везут воду»
1866г.
Холст, масло 123,5 x 167,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Во второй половине 1860-х Перов создает лучшие жанровые произведения, в которых все сильнее звучит критика социального общества. В картине «Тройка» художник обращается к теме детского труда. Это наиболее крупное по формату жанровое полотно Перова и одновременно наиболее эмоциональное. Лица детей обращены к зрителю, в них соединились детское обаяние, кротость и страдание. Мрачно нависающие стены монастыря создают настроение безысходной тоски. Название картины заставляет вспомнить Ветхозаветную Троицу, возникает символически обобщенный образ ненормального «вывихнутого» мира, который художник отвергает во всех его проявлениях.


«Чистый понедельник»
1866
Государственная Третьяковская галерея


«Приезд гувернантки в купеческий дом»
1865г.
Холст, масло 44 x 53,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Эту картину Перова справедливо называют «федотовской». От П.А. Федотова идет яркая типажная характеристика героев, внимание к интерьеру, «говорящие» детали, уточняющие смысл происходящего. Однако она не становится цитатой из прошлого, и автор не утрачивает своей индивидуальности. Свойственная федотовским картинам романтическая гармония уступает место воплощению жизненного конфликта. Драгоценное сияние красок сменяет сдержанная цветовая гамма, а диагональ ковровой дорожки, по которой с поникшей головой идет навстречу купеческому семейству юная гувернантка, предполагает открытый контакт со зрителем.


Учитель рисования. 1867 Д. , м



«Последний кабак у заставы»
1868
Холст, масло 51,1 х 65,8
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Конец 1860-х годов отмечен в творчестве В.Г.Перова рядом стилистических изменений: художник в своих работах освобождается от обилия персонажей, резких обличительных характеристик и пестроты колорита. Живописная палитра мастера усложняется, а раскрытие фабулы развивается по пути более широкого обобщения и драматизма. В сумрачном свете холодного зимнего вечера зловещим символом предстали на фоне лимонно-желтого закатного неба царские орлы заставы. Тускло светятся окна кабака, где крестьяне, приехавшие в город, пропивают вырученные за день гроши. Под резкими порывами ветра зябко съежилась в санях жалкая фигурка, закутанная в платок. Это крестьянка ожидает загулявшего кормильца. Пространство картины играет активную трагическую роль, печальными аккордами звучат темные серые и коричневые тона, наложенные экспрессивными мазками, усиливая ощущение тоски и безысходности. Нет ни малейшего просвета, лишь пробирает до костей ледяной холод в этом пустынном мрачном месте. В зрелом творчестве художника Перова становится очевидным мотив глубокого сострадания человеку как жертве жестокой социальной несправедливости


«Птицелов»
1870
Холст, масло. 82.5 x 126 см
Государственная Третьяковская галерея



«Охотники на привале»
1871г.
Холст, масло 119 х 183
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Перов был страстным охотником. Но данная картина не столько воспоминание о любимом занятии, сколько вполне продуманная творческая задача. В 1870 году за картину "Птицелов" (1870, ГТГ) художник получил звание профессора и место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Осознавая ответственность подобной работы, Перов решает написать картину, чьи художественные данные доказывали бы его мастерство. К этому времени в своей живописи он отошел от драматических тем народной жизни, он не стремится "вскрывать язвы общества", а выбирает сюжеты о "малых" радостях "малых" людей. Фронтально развернутая композиция представляет три разных характера: опытный охотник-лгун, легковерный новичок и сомневающийся в правдивости рассказа. Персонажи даны на фоне незамысловатого осеннего пейзажа, а передний план заполнен весьма продуманным натюрмортом: подстреленная дичь и заяц, охотничье ружье, ягдташ и рог. Выдержанная в классической коричневатой гамме, картина созвучна "Охотничьим рассказам" И.С.Тургенева и демонстрирует новый этап в творчестве Перова-жанриста.


«На железной дороге»
1868
Холст, масло 52 x 66
Государственная Третьяковская галерея
Москва


Рыбаки. (Священник, дьякон и семинарист).
1879
Холст, масло 104х179
Нижний Новгород


Старики - родители на могиле сына.
1874
Холст, масло,42х37,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва


Накануне девичника. Проводы невесты из бани. 1870
Холст, масло 48х72,
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


Дворник - самоучка. 1868
Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея
Москва

В 1866 году Перов получает степень академика; а в 1870 году он становится профессором. В 1871 - 1882 годах Перов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его учеников были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин. В то же время Перов примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок. В первые последовавшие за тем годы продолжал писать портреты и жанровые картины в прежней манере исполнения, которые надо признать во многом уступающими его предшествовавшим работам. В семидесятые годы основные усилия он направляет на историческую и мифологическую проблематику. Попытки эти не получили высокой оценки в художественных кругах. Лишь Н. Ге сказал о них добрые слова: “Начиная с обыденного жанра, его (Перова) талант развивался, и он поднимался все выше и выше. Он перешел в религию, она его в той форме, в которой он искал своих идеалов, не вполне удовлетворила.

Никита Пустосвят. Спор о вере 1881
Холст, масло.
В конце творческого пути Перов обращается к русской истории. Он выбирает тему религиозного раскола XVII века, возникшего в результате церковных реформ патриарха Никона. Никита Пустосвят (настоящее имя – Добрынин Никита Константинович; прозвище "Пустосвят" было дано сторонниками официальной церкви; год рождения неизвестен – умер в 1682), суздальский священник, один из идеологов раскола. Церковный собор 1666–1667 осудил его и лишил сана. В 1682 раскольники воспользовались восстанием стрельцов в Москве и выдвинули требование, чтобы церковь вернулась к "старой вере". В Кремле состоялись "прения о вере", где Никита Пустосвят выступал главным оратором. В центре – сам Никита, рядом с ним монах Сергий с челобитной, на полу – Афанасий, архиепископ Холмогорский, на щеке которого Никита "запечатлел крест". В глубине – предводитель стрельцов князь И.А.Хованский. В гневе встала с трона царевна Софья, раздраженная дерзостью раскольников. На следующий день Никита и его сторонники были обезглавлены по обвинению в возмущении народа. Картину очень высоко ценил В.И.Суриков.

Он перешел к истории и сделал только две вещи (“Суд Пугачева”, “Никита Пустосвят. Спор о вере”), которые не кончил, но которые имели громадное значение”. Не переоценивая эти работы, не следует обходить их вниманием.


Суд Пугачева. Эск. картины 1875 г


Суд Пугачева. 1875
Холст,масло 150х238

Москва


Суд Пугачева. 1979
Холст,масло


Прием странника. 1874
Холст, масло. 93x78


Странница в поле. 1879
Холст, масло 63х94
Н. Новгород


Отпетый.
1873 Х. , м. 87, 5х113
Государственный исторический музей


Дворник, отдающий квартиру барыне.
1878 Ярославль


Голубятник. 1874
Холст, масло 107х80
Государственная Третьяковская галерея
Москва


Вечер в Великую Субботу. 1873 Б. на к. , м. 20, 2х39, 1 ГТГ


Возвращение крестьян с похорон зимою. Нач. 1880-х
К. , м. 36х56, 7
Государственная Третьяковская галерея
Москва


отаник. 1874
Холст, масло 65. 5х79
Государственная Третьяковская галерея
Москва


Блаженный. 1879
Холст, масло 153х103
Государственная Третьяковская галерея
Москва

И не только в историко-мифологическом направлении у Перова встречались неудачи. Как показала юбилейная выставка Перова в Государственной Третьяковской галерее (1984), на которой его наследие было представлено с почти исчерпывающей полнотой, перовская неподкупная лира исторгала порой и “неверные звуки”. И дело здесь не в недостатке таланта, а в своеобразии роли, предназначенной ему в отечественной живописи. Переход к реализму в середине XIX века был самым радикальным моментом в истории мирового искусства. Все предшествующие представляли собой переход от одного канона к другому, от одного стиля к другому. Теперь же впервые возникает искусство по существу не каноническое. Отсюда неровность русской живописи, принципиально отличающая ее от многих эстетических схем XX века и у нас, и на западе. Русский реализм - в главном своем направлении никогда не опускался до “производства” хорошо сделанных холстов, не одухотворенных мыслью о человеке, болью за него, долгом, совестью, гражданственностью, величие его притязаний приводили его к незавершенности многих начинаний, срывам и падениям. Все это мы наблюдаем в творческом наследии Перова. Перов не только формировал реализм, но и сам, в свою очередь, подвергался его влиянию, впитывал многое из достижений современников, но силой своего таланта поднимал эти достижения на гораздо более высокий социальный и эстетический уровень.

Кроме того, в это время его увлекает портретная живопись. Среди написанных им портретов многие замечательны в отношении лепки, экспрессивности, передачи индивидуальных черт в изображенных лицах, лучшие среди них - портреты А. Н. Островского, В. И. Даля, А. Н. Майкова, М. П. Погодина, все портреты - 1872 года, достигающие беспрецедентной для русской живописи духовной напряженности. Недаром портрет Ф. М. Достоевского (1872) по праву считается лучшим в иконографии великого писателя.


«Портрет драматурга А.Н.Островского»
1871
Холст, масло 103,5 x 80,7
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Достоевский Федор Михайлович (1821–1881), великий писатель, наиболее читаемый русский автор за рубежом, создатель романов «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871–1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879–1880). В 1873–1881 издавал «Дневник писателя». Портрет создавался во время работы Достоевского над романом «Бесы».Психологическая драматургия произведения – контраст между сосредоточенным, застывшим лицом («головы с ее ледяным страданием» – слова И.Н.Крамского) и крепко сплетенных рук, будто еще помнящих кандалы. За участие в революционном кружке М.В.Буташевича-Петрашевского Достоевский был приговорен к смертной казни, замененной в последний момент каторжными работами. Супруга писателя А.Г.Достоевская говорила, что «Перов уловил… «минуту творчества» Достоевского… он как бы «в себя смотрит». Достоевский изображен в позе, сходной с позой Христа на картине Крамского «Христос в пустыне», это сходство для современников писателя не было случайным. По мнению Крамского, «…главным достоинством [портрета] остается, разумеется, выражение характера знаменитого писателя и человека».

«Портрет писателя Ф.М.Достоевского»
1872г.
Холст, масло 94 x 80,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет писателя Владимира Ивановича Даля»
1872
Холст, масло 94 x 80,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет историка Михаила Петровича Погодина»
1872
Холст, масло 115 x 88,8
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Под конец своей жизни Перов занялся литературным творчеством и напечатал в газете “Пчела” за 1875 год и в “Художественном журнале” Н. Александрова за 1881 - 1882 гг. несколько не лишенных занимательности рассказов из быта художников и свои воспоминания. Умер Перов в селе Кузьминки (в те годы - под Москвой) 29 мая 1882.

Перов Василий Григорьевич краткая биография и интересные факты из жизни художника изложены в этой статье.

Краткая биография Василия Перова

Художник Василий Перов родился 21 декабря 1833 (2 января 1834) в Тобольске, в семье барона Георгия Криденера.

Первые навыки по живописи и рисованию он получил в уездной школе в городке Арзамас, куда он поступил. В 1853 году Василий приехал в Москву и начал обучение в училище ваяния, зодчества и живописи.

За этюд головы мальчика Перов получил серебряную малую медаль в 1856 году. А через 2 года он получил уже большую серебряную медаль за картину «Приезд станового на следствие».

За годы обучения в училище он работает очень много. И его труд был вознагражден малой золотой медалью в 1860 году за следующие произведения – «Сцена на могиле», «Первый чин — Сын дьяка». А через год Василий получил высшую награду заведения — золотую медаль за работу «Проповедь в селе».

С 1862 года он едет во Францию и Германию, увлекшись уличной местной жизнью, пишет следующие картины – «Савояр», «Продавец статуэток», «Шарманщик». Возвратившись в 1864 году на родину, он вливается в ритм Москвы и создает новые шедевры. Картины Василия Григорьевича Перова данного периода особенно интересны и критичны. Среди них выделяют «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Птицелов» (за эту картину он получил звание профессора), «Рыболов», «Охотники на привале».

Перов Василий Григорьевич, будучи в звании профессора, с 1871 году преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где когда-то учился. Будучи критично настроенным к порядкам академии, он вступает в ряды передвижников. Выставляясь со своими картинами, профессор удостаивается многих похвал от писателей и коллег.

Художник иногда пишет портреты. Он писал портреты Бессонова, Борисовского, Писемского, Рубинштейнова, Погодина, Камынина и Достоевского. Василий Григорьевич попробовал себя в роли писателя. Он издавался в журнале «Пчела», описывая некоторые ситуации из жизни и воспоминания.

Работы более позднего периода значительно уступают предыдущим работам. Да и жизнь преподнесла художнику немало «сюрпризов». Сначала умерла его любимая жена, потом он похоронил своих двух старших детей. В 1874 году Перов заболел чахоткой. В те времена она не лечилась известными медикаментами. Болезнь все время прогрессировала. И 10 июня 1882 года Василий Григорьевич скончался, не выдержав мук недуга.

Василий Григорьевич Перов интересные факты

  • Он был незаконным сыном , поэтому носил фамилию Васильев, фамилию своего крестного отца. Однажды учитель грамматики дал ему прозвище Перов, так как его ученик прекрасно владел пером. Но кличка настолько сильно «приросла» к нему, что стала его фамилией.
  • Перов в 1862 году женится на племяннице профессора Рязанова — Елене Шейниц. К сожалению, семейная жизнь художника сложилась весьма трагично: в 1867 году умерла жена, после нее умирает 2 их старших детей. Остался в живых только сын Владимир. Только через 5 лет Владимир Григорьевич художник женился во второй раз на некой Елизавете.
  • В молодости Перов был веселым и жизнерадостным человеком . Но в последние годы своей жизни художник стал раздражительным и подозрительным человеком.
  • Он был одним из учредителей и членов Товарищества передвижных художественных выставок.
  • Василия Перова называли «подлинным певцом скорби». Это прозвище закрепилось за ним из-за того, что постоянными персонажами картин художника были уставшие крестьяне, замерзшие, голодные или оплакивающие покойных родственников.

Впервые тема охоты появилась в искусстве Перова в 1867 году в рисунке «Мальчик-птицелов»; в 1870 году была написана известная картина «Птицелов», за которую он был удостоен профессорского звания, а в 1874 году – «Голубятник». Не случайно на 1-й Передвижной выставке, по существу программной, он рядом с портретами, в том числе Н. Островского (кстати, страстного рыболова), показал картину «Охотники на привале» (1871 г.). В 1877 году Василий Григорьевич исполнил полотно «На тяге», а в 1879 – «Охоту на медведя зимою». Повторение «Охотников на привале» было закончено в 1877 году. К 1879 году относятся эскизы: «Рыбная ловля с острогой» и «Рыбаки». В разное время Перов выполнил также несколько работ с охотничьими сюжетами: «Травля на медведя» (1869 г.), «Охотники на лыжах» (1875 г.), «Охота на медведя в овсах» (1879 г.).

Став охотником, В. Г. Перов, правда, не посвятил себя всецело охотничьим сюжетам. Но этому не стоит удивляться. Сколько художников-охотников было в России, которые предпочитали писать обыкновенные пейзажи, портреты или натюрморты (даже без дичи). Василий Григорьевич одной картиной «Охотники на привале» с лихвой окупил своё «спокойное» отношение к охотничьему жанру. Вера в красоту, живущую в сердце человека, побудила его написать эту картину, хотя, может быть, она и не столь поэтична, как, скажем, «Птицелов».

Страстный охотник и ученик Перова К. Коровин в своих мемуарах без колебаний называет «Охотников на привале» и «Птицелова» лучшими из всех картин Василия Григорьевича. В одном из своих писем М. П. Мусоргский в числе произведений, поразивших его совершенством, называл три из «мира Перова»: «Крёстный ход в деревне», «Птицелов» и «Охотники на привале». «Они живут, так живут, что познакомишься и покажется – вас-то мне и хотелось видеть», – восхищался гениальный композитор.

В творчестве Перова середины 1860-х годов всё сильнее и сильнее стали звучать ноты суровой трагедии. Так, в образе «Гитариста-бобыля» (1865) он передал драму одинокого человека. Бобыль - то ли письмоводитель, то ли конторщик какого-либо купеческого заведения, приниженный и придавленный «маленький человек» – изображён художником с большой теплотой. В сгорбленной спине, в упавшей голове, в чертах преждевременно состарившегося лица, во всём облике ушедшего в тяжёлую думу и безрадостные воспоминания бобыля мы читаем его жизнь, полную горя и унижений. Этот незлобивый, забитый старичок бренчит на гитаре, утешаясь в углу бедного трактира бутылкой вина. Замечательный мастер психологического анализа, Перов свою повесть об этом человеке передал в маленьком полотне, обрисовал его всего двумя-тремя меткими штрихами.

В картине «Учитель рисования» (1867) художник поведал нам о неудачливой, тяжёлой жизни своего собрата по искусству. Рухнули мечты этого человека о художнической творческой работе. Надо искать заработок обучением рисованию глаз и носов, давать частные уроки избалованным барским детям в каком-нибудь богатом доме. В горестном раздумье, приниженный своим зависимым положением, скромный, добрый, преданный искусству учитель рисования ожидает своего богатого ученика. Жалкая судьба! Её не избежали сотни и тысячи одарённых художественных натур, не нашедших себе места в бесчувственном мире. Самому Василию Григорьевичу Перову грозила эта участь.

Картина «Утопленница» (1867) раскрывает язвы циничного города с другой стороны.

Тело утопленницы лежит на берегу Москвы-реки, освещённое рассветными лучами туманного утра. Вокруг никого нет. Только квартальный с тупым равнодушием посматривает на мокрый труп. Красивая стройная женщина распласталась на земле, точно убитая птица. Затерялась и погибла в сетях безжалостного общества поруганная и обманутая молодая жизнь.

В своих картинах, рисунках и набросках Перов затронул ещё ряд тем, посвящённых раскрытию социальных отношений и порождённых ими пороков. В наброске «Делёж наследства в монастыре» изображается страшная сцена грабежа имущества монахами, ворвавшимися в келью своего умирающего «брата»; один взламывает сундук, другой срывает покрывало с полумёртвого тела, третий выпивает оставшееся в бутылке вино.

Значительным произведением 60-х годов была картина «Последний кабак у заставы» (1868). Картина эта особенно поэтична. Уже надвинулись вечерние сумерки, догорает оранжево-лимонный закат. Две подводы с кутающейся женской фигурой в одной из них ждут не дождутся хозяина, забежавшего в последний кабачок «Расставание». Загорелись тусклые огоньки в окнах. Ветер свищет всё сильнее. Дорога манит в даль, за ворота заставы, домой. Когда же? Это щемящее чувство ожидания передано с огромной впечатляющей силой.

Перов обнаружил себя здесь тонким мастером психологического пейзажа. Он уже давно научился подчинять пейзаж задаче выражения идейного смысла картины. Как мастерски он использован в «Проводах покойника» и как самостоятельно он зазвучал в этой работе. Уже неясен силуэт ожидающих в полумраке лошадей. Белый с отсветами заката снег и глушь темноты создают тревожный контраст, трагическое ощущение. Тишина.

Картина полна глубокой грусти. Она вызывает тягостные размышления о человеческой жизни под этими обелисками с царскими двуглавыми орлами.


Среди выдающихся русских художников-реалистов второй половины 19 столетия, получивших всенародную признательность, почетное место занимает имя Василия Григорьевича Перова , названного «подлинным певцом скорби». При том не безосновательно: героями его жанровых полотен были в большинстве своем простые люди, униженные и оскорбленные, вечно голодные и оплакивающие своих умерших родственников. К тому же и личная драма детства и юности художника наложила свой глубокий отпечаток на весь его творческий путь.

Как незаконнорожденный мальчик, носивший чужую фамилию, стал Перовым

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-Perov-0012.jpg" alt=" Христос и Богоматерь у житейского моря. (1867). Автор: В.Перов." title=" Христос и Богоматерь у житейского моря. (1867).

Поэтому официально «рожденному во грехе» ребенку изначально дали фамилию трактирщика, который согласился стать его крестным отцом. Нарекли малыша Василием Григорьевичем Васильевым. А псевдоним "Перов" возникнет немногим позже, а именно, с легкой руки местного дьячка, учившего мальчика грамоте.

Интерес к живописи и чистописанию возник у Васи, когда он наблюдал за работой приглашенного в их дом художника, реставрирующего портрет. Мальчишка, "очарованный волшебством живописи", начнет также рисовать. И первое, что изобразит будущий художник, будут буквы, которые он не напишет, а именно, нарисует. За красоту письма и виртуозное владение пером дьячок- учитель и прозвал Васю - "Перовым". Под этим прозвищем и прославился художник много лет спустя. А еще Василию в детстве довелось переболеть оспой, вследствие чего слабое зрение останется у него на всю жизнь, что, впрочем, не помешает стать ему знаменитым живописцем.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00perov-0008.jpg" alt="Портрет А. И. Криденер, матери художника (1876). Автор: В.Перов." title="Портрет А. И. Криденер, матери художника (1876).

В 18-летнем возрасте мать привезла Василия Перова в Москву, а через год он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Юноше из-за бедности своей приходилось жить «из милости и на хлебах» у хозяйки приюта, куда пристроила его Акулина Ивановна по знакомству. Зато в училище Василию довелось вращаться в интересной творческой среде: его товарищами были начинающие художники со всей России. А самым близким другом стал молодой пейзажист Иван Шишкин.

Однажды Перов, оставшись без крыши над головой и средств к существованию, в отчаянии он чуть было не оставил училище. Однако в затруднительном положении ему помог его учитель, поселивший Василия у себя и по-отечески заботившийся о нём.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-Perov-0010.jpg" alt="Сцена на могиле. 1859. Третьяковская галерея. Автор: В.Перов." title="Сцена на могиле. 1859. Третьяковская галерея.

Сюжет этого полотна определили слова народной песни: «Мать плачет, как река льётся; сестра плачет, как ручей течёт; жена плачет, как роса падёт - взойдёт солнышко, росу высушит».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-Perov-0026.jpg" alt="Сельский крестный ход на Пасхе. (1861).

А вот второе попало в опалу и подняло бурю протеста. Пошли слухи, что "Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки" . Эта работа вызвала горячие споры: В. Стасов хвалил ее за правду и искренность; в то же время другие влиятельные критики утверждали, что "подобное направление убивает настоящее высокое искусство, унижает его, показывая только неприглядную сторону жизни".

Вдали от Родины

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-Perov-0004.jpg" alt=" Парижские тряпичники. (1864).

В истории учебного заведения такой случай произошел впервые, так как пенсионеры Академии всеми средствами пытались продлить срок пребывания за границей. Но Василий Перов, тоскуя по родине, всем сердцем стремился в Россию, и ему разрешили досрочно вернуться домой.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00perov-0021.jpg" alt=" Портрет Елены Эдмундовны Шейнс - жены художника. (1868). Автор: В.Перов." title=" Портрет Елены Эдмундовны Шейнс - жены художника. (1868).

Была в жизни художника и любовь с привкусом горечи утрат. Перед самой поездкой в Париж, в 1862 году, Василий Перов женился на Елене Шейнс, племяннице профессора Рязанова. Однако семейное счастье молодой пары длилось недолго. Через пять лет живописца постигла большая беда - сначала умерла любимая жена, а вслед за ней двое старших детей, в живых остался только младший сын Владимир, ставший впоследствии также художником.

Вторично Перов женился спустя пять лет после трагедии. Но сердце, разбитое горем, так и не зажило. Мастер всецело отдался живописи. Работал много, писал "громко", в бесхитростных, берущих за душу работах, искренне отражал жизнь «могучей и обильной, великой и бессильной матушки Руси».

Великое наследие гениального художника

С сарказмом и иронией живописец разоблачает безнравственность духовенства и власть имущих, доведших простой народ до жалкого существования. Внутренний протест против угнетенной жизни определял замысел практически всех полотен мастера.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219417024.jpg" alt="Тройка.

За произведения «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом» В. Г. Перову получил звание академика.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-Perov-0003.jpg" alt=" Гитарист-бобыль. (1865).

В 1869 году Перов совместно с Мясоедовым, которому принадлежала идея создания Товарищества художественных передвижных выставок, организовали группу передвижников в Москве. Семь лет Василий Григорьевич был членом ее правления.

 
Статьи по теме:
Чем отличаются ядра изотопов хлора
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Хлор - семнадцатый элемент Периодической таблицы. Обозначение - Cl от латинского «chlorum». Расположен в третьем периоде, VIIА группе. Относится к неметаллам. Заряд ядра равен 17. Важнейшим природным соединением хлора является хлорид натрия
Абсент — гений для бездарностей, но смерть для истинного гения
Абсент - это крепкий алкогольный напиток, изготавливаемый с использованием полыни, обладающий зеленоватым цветом и крепостью до (70 - 75)°. Абсент иногда называют полынной водкой.История спиртных напитков, настоянных на полыни, началась в древности.Плиний
Изменение мрот: какие выплаты сотрудникам нужно пересчитать
Величина МРОТ непостоянна - в текущем году она менялась уже дважды. Это может сказываться на заработной плате, пособиях, отпускных выплатах. В этом материале рассмотрим, как именно. МРОТ устанавливается на федеральном уровне и в настоящее время составляет
Лунин михаил сергеевич краткая биография
Ни один деятель русской истории не вошел одновременно на страницы произведений всех трех столпов великой русской литературы - Пушкина, Достоевского, Толстого. Причем в их самых главных романах - «Евгений Онегин», «Война и мир» и «Бесы» - на которых, собст