Православный сталинизм. «Православный сталинизм» — это сатанизм

От Андро Цукермана могу добавить, что сталинистом может быть кто угодно, но не верующий человек! Сталин - это полководец, победитель, государственник и противоположность Гитлеру, но уничтожение и гонение на Церковь - это неоспоримый факт, а значит было гонение на Самого Бога. Вывод - верующий человек и богобоязненный не может быть сталинистом по определению. Иначе можно оправдать кого угодно, да того же Иуду, "благодаря" которому и свершилось распятие и Воскресение Христа. Некоторые пытаются оправдать расстрел царской семьи необходимыми мерами того времени.
Православный сталинизм возможен и существует, как и православные фашизм, но это секты, самые настоящие секты!

Это отрывок из нашумевшего фильма о православных фашистах. Кадрами из этого фильма либералы пугают весь мир! И это не постановочные кадры! Это реальные православные фашисты. Сам фильм имеет подтасовки и в конце, но не в этом суть. Сектанты - они везде есть...

Психология сталинистов, как ни странно, не отличается от психологии и идей православных фашистов. Это доказательство:

В новой книге опубликованы записки, постановления, статьи, публичные выступления вождей революции и прочие документы, которые зачастую изобличают их гораздо убедительнее, чем это можем сделать мы по прошествии десятилетий. Вот, например, одно из поручений : «Затянуть процесс раскола цер кви, дать основательно разодраться попам и тем окончательно дискредитировать себя в глазах населения» . Вот слова, как-то оброненные вождем: . Вот другие: <…> <…> Каждый знает, что дьявол - коммунист. А Бог, несомненно, добропорядочный консерватор» .

Издательство Символик совместно с Российским Институтом стратегических исследований представляют сборник ««Православный» сталинизм: вопросы и ответы», открывающий серию изданий, посвященных 100-летию Октябрьской революции.

.

Как православный человек должен относиться к коммунизму?

Можно ли назвать завершенной эпоху большевизма в России?

Книга отвечает на эти и многие другие судьбоносные вопросы. Истории, представленные в сборнике, основаны на сухих и, вместе с тем, страшных исторических фактах, реалиях.

Иосиф Сталин: «Дьявол, разумеется, на моей стороне»

«Оклеветан Сталин, оболган! Если он и перегнул палку с репрессиями – так зато страну поднял, Гитлера победил!» – с такой, с позволения сказать, точкой зрения все чаще приходится сталкиваться. И ладно бы эти слова произносили восьмидесятилетние бабушки, чьим семьям счастливо удалось избежать в сталинскую эпоху расстрелов, лагерей, насильственной коллективизации, чьи родные не погибли от искусственно спровоцированного советской властью голода и не были отправлены в ссылку без шансов на возвращение. (Есть ли, впрочем, в России такие семьи?) Так нет же, возрождают те, кому недалеко за тридцать. И, что особенно поразительно, эти люди еще называют себя православными.

Главный редактор сайта «Русская народная линия» Анатолий Степанов не стесняясь призывает «отказаться от антисоветизма и антисталинизма. Раскаяться в грехе антисоветизма». Есть, по Степанову, такой грех – «антисоветизм», «и суть его состоит в нежелании принимать суд Божий над Россией, свершившийся в 1917 г.».

Весьма в мягких (чтобы не сказать – сочувственных) тонах выставляют фигуру Сталина организаторы действующей на ВДНХ с конца 2015 г. выставки «Россия – моя история», среди которых есть и известные представители духовенства…

В какую сторону качнулся маятник общественных настроений, совершенно ясно: вопрос о переименовании московской станции метро «Войковская» так и не решен, зато в Орле (один из редких российских царей, которому сталинские историки воздавали честь). Это при том, что государство трогательно заботится о «чувствах верующих» и при всяком удобном случае демонстрирует приверженность православию и вообще «традиционным ценностям».

Поэтому как нельзя более своевременной кажется книга «Православный» сталинизм: вопросы и ответы», которую готовит к выпуску издательство «Символик» в партнерстве с Российским институтом стратегических исследований (РИСИ).

Это сборник статей и интервью, авторы которых – сотрудники РИСИ, философы, священники, публицисты – убедительно показывают, что не может быть никакого «православного сталинизма», равно как и «православного коммунизма», что бы и кто нам ни говорил. Множество фактов, которые приводят авторы сборника, должны убедить любого добросовестного человека, в руках которого окажется эта книга: все «положительные» результаты сталинской эпохи сводятся исключительно к созданию «железной» империи, безграничная власть в которой принадлежала одной персоне, утратившей подобие человека, а живые люди выступали только «материалом» для страшных экспериментов.

Говорите, Сталин выиграл войну? Всякий, кто прочтет книгу, убедится, что это не так. Что война была выиграна не благодаря, а вопреки «вождю народов», который за какие-нибудь три месяца допустил гитлеровскую армию почти под самую Москву (удивительный контраст с Первой мировой, большую часть которой Россия вела за пределами собственных границ – до тех пор, пока не случилась революция!).

Говорите, Сталин восстановил отношения с Церковью? Как бы не так! В начале 1930-х гг., когда ему понадобилось сломить хребет русскому крестьянству, он провозгласил «пятилетку безбожия» с взрывами храмов, арестами и массовыми убийствами священников и верующих, напоминают авторы сборника. К 1941 г. на свободе оставалось всего четыре православных митрополита – остальных либо расстреляли, либо держали в тюрьмах и лагерях. Послабления в отношении Церкви стали исключительно тактическим ходом, который понадобился коммунистической власти, когда стало очевидно, что умирать за нее люди не готовы. А после войны идеологический и политический прессинг возобновился, священнослужители вновь попали под репрессии.

Да и что это были за послабления: открыть разрешили одну-единственную Троице-Сергиеву лавру, причем восстанавливала ее сама Церковь, попутно расселяя за свой счет семьи, заселенные в монашеские корпуса в 1920–1930-е гг., указывает доктор исторических наук Андрей Кострюков. Добиваться открытия храмов было, мягко говоря, непросто, подавляющее большинство таких просьб власти отклоняли. Разрешая открыть несколько храмов на Вологодчине, глава Совета по делам РПЦ Карпов сделал показательную приписку для начальства: «Потом закроем».

И дело тут не в какой-то ошибке. Не было никакой изначальной прекрасной идеи, которую Сталин изуродовал бы, – так все и задумывалось идеологами большевизма с самого начала. Власть большевиков сразу взяла курс на то, чтобы занять место Бога, построить земное вместо небесного – и методы выбрала соответствующие: наглую ложь, террор и насилие. «Новая власть обязана была, если не хотела погибнуть уже через несколько лет, дать «религиозное» обоснование своих действий, – пишет один из авторов сборника, директор РИСИ Леонид Решетников. – Конечно, речь не могла идти о Боге, о Царствии Небесном, об аде, о грехе перед Всевышним. Всё это, с одной стороны, отменялось, самым беспощадным образом вытравливалось из сознания людей, а с другой опускалось на землю. Вместо Бога - вождь, вместо Царствия Небесного - счастливое будущее, коммунизм, который все обязаны са-моотверженно строить, вместо ада - концлагеря, ну а за «грехи» (ошибки и отклонения от линии партии, а позднее и соцморали) - ответ перед ЧК, парткомом или, кому повезло, профкомом. В общем, дьявольская подмена». На смену мощам святых явились «лжемощи» – тело Ленина, размещенное в самом центре Москвы, в мавзолее. На смену крестинам – «звездины»: младенцев прикладывали к пятиконечной звезде и давали им соответствующие имена: Октябрина, Трактор, Авангард, Вилор (Владимир Ильич Ленин - организатор революции), Даздраперма (Да здравствует Первое мая), и т. п. Старинные города переименовывались в честь большевистских главарей – новых «святых»…

Немало страниц в книге отведено и фигуре первого из этих анти-святых – Ленина, на которого авторы сборника возлагают основную ответственность за запуск и раскручивание кровавого маховика. Все диктаторы XX в. были учениками Ленина, но уступали ему по «идеологической маниакальности, одержимости разрушением, абсолют-ному цинизму и беспринципности», по «звериной жестокости», доказывает, приводя множество фактов, философ и публицист Виктор Аксючиц. Ленин впервые в истории «разработал теорию и внедрил в практику систему тотального государственного террора»; внедрил концлагеря и регулярный массовый расстрел заложников, то есть людей заведомо невиновных; «инициировал массовый голод для расправы над непокорным населением своей страны»; впервые в истории применил химическое оружие для истребления граждан своей страны. Не секрет, что и кровавая расправа над свергнутым императором Николаем II, его семьей и слугами была произведена по прямому указанию «Ильича». «Сталин уничтожил людей несравненно больше, <…> но как верный ученик толь¬ко использовал и совершенствовал авторскую методологию Ленина», пишет Аксючиц.

«Сегодня нередко можно услышать, что жертвы сталинизма были оправданны, так как террор, репрессии помогли спасти государство, победить в Великой Отечественной войне. Но мы, верующие люди, <…> должны прекрасно понимать, что грош цена такому государству, которое, чтобы уцелеть, пожирает своих детей. Важно не то, что оно выжило, а то, на кой ляд оно такое нужно», – резюмирует Л.Решетников.

«Что сегодня движет «православными» сталинистами? – задается вопросом еще один автор книги – священник Николай Лызлов. – Сталина нет, советская власть давно рухнула. Что же заставляет «православных» «засоветчиков» оправды¬вать их преступления? Стремление угодить власти нынешней? Убедить её, что для православных патриотов могущество государства - самая большая ценность? Что оно важнее свободы Церкви и веры в Бога? А вот святой мученик Михаил Новосёлов полагал: «Насколько душа выше и драгоценнее тела, настолько Церковь выше и дороже государства».

Можно долго спорить о том, насколько плох Сталин, а можно … дать слово ему самому. Записки, постановления, статьи, публичные выступления вождей революции и прочие документы (во множестве представленные в книге) зачастую изобличают их гораздо убедительнее, чем это можем сделать мы по прошествии десятилетий. Вот, например, одно из поручений Сталина: «Затянуть процесс раскола церкви, дать основательно разодраться попам и тем окончательно дискредитировать себя в глазах населения». Вот слова, как-то оброненные вождем: «Подавили ли мы реакционное духовенство? Да, подавили. Беда только в том, что оно не вполне ещё ликвидировано» . Вот другие: «Посмеяться над попом хорошо, только надо уметь так это сделать, чтобы вызвать из-за насмешек над попом не озлобление среди крестьян, а хохот. <…> Насмешка - дело хорошее, только надо уметь» . И еще одно весьма красноречивое высказывание вождя советского государства: «Дьявол, разумеется, на моей стороне <…> Каждый знает, что дьявол - коммунист. А Бог, несомненно, добропорядочный консерватор».

Игорь Цуканов

После Всеправославного совещания 1948 г. председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карпов давал обед в честь участников совещания.

Все, что там происходило, тщательно фиксировалось сотрудниками МИД и спецслужб. В частности, сохранилась запись тоста митрополита Илии. Он сказал, что Православие должно быть сильным и единым, таким, как говорил Сталин, заявивший, что он хочет “сильного Православия”.

Здесь над столом повисла недоуменная пауза: когда и кому Сталин говорил это, с учетом того, что вождь и близко не подходил к церковным мероприятиям?

Потом Владыка помолчал и сказал, что, может быть, Сталин и не говорил этих слов, но лично он, Илия, считает, что только благодаря Сталину обеспечено процветание Русской Православной Церкви и Православия во всем мире.

Митрополит Гор Ливанских Илия (Карами)

Между тем есть и другие косвенные данные о существовавших между Сталиным и митрополитом Гор Ливанских контактах, и возможно, со временем новые документы прольют свет на их реальные обстоятельства.

Вполне возможно, что митрополит Илия действительно мог брать на себя некий обет и молиться об избавлении Советского Союза от немецких полчищ, а затем сообщить об этом в Москву.

Интересно, что Сталин ни через своих приближенных, ни как-то иначе не опровергал недомолвки и двусмысленности в высказываниях митрополита Илии, тем самым давая почву для различных слухов, как бы сам своим загадочным молчанием творил новый миф.

Однако утверждать, что церковное возрождение 1940-х гг. начинается при непосредственном участии митрополита Гор Ливанских, приписывать какому бы то ни было его влиянию изменение государственной политики в отношении Церкви значит поддерживать этот красивый, но опасный миф.

Идея использования церковных каналов в своей политике впервые возникла у Сталина не в 1943, как принято считать, а в . Прежде всего, церковные каналы использовались для связи с английскими союзниками, для влияния на общественное мнение Англии - через Англиканскую церковь - в благоприятном для СССР ключе. Здесь был задействован митрополит Николай (Ярушевич).

Митрополит Николай (Ярушевич)

Именно он в сентябре 1942 г. вел в Куйбышеве переговоры с советником Британского посольства Баггалеем о возможностях взаимодействия с Англиканской церковью. Затем в Москву приехал настоятель Кентерберийского собора доктор Хьюлетт Джонсон, который был одним из лидеров движения помощи СССР. В официальных английских кругах его даже называли “красным” настоятелем. Этому человеку в деле укрепления союза с Русской Православной Церковью в Москве отводили ведущее место.

Лучшей кандидатуры нельзя было найти: его влияние на осторожных лидеров Англиканской церкви давало большие результаты. Хьюлетт Джонсон был известен Сталину, поскольку еще в 1937 г. посещал СССР и тогда написал книгу “Шестая социалистическая часть мира”, которая с 1939 по 1945 год выдержала 19 изданий на 16 языках мира общим тиражом 3000000 экземпляров.

В том же 1942 г. Сталина волновала и североамериканская общественность. Заокеанский союзник тогда становится объектом планомерных действий советского руководства.

Митрополит Вениамин (Федченков)

Под строгим государственным контролем была напечатана книга, которая сейчас стала библиографической редкостью, - “Правда о религии в России”.

Она была адресована зарубежным читателям, прежде всего крупнейшим политическим и эмигрантским деятелям. Она была переправлена в Америку по дипломатическим каналам и передана для распространения , представлявшему Российскую Церковь Московского Патриархата в США.

Отсутствие в книге статистики, фотографии отдельных открытых храмов, усталые лица пожилых священников и мирян должны были усилить письменные заверения о свободе совести и религии в СССР. Книга широко освещала традиционный Русской Православной Церкви, подчеркивая ее тесную связь с народом.

Любопытно, что хотя книга была прекрасно оформлена (кожаный переплет, хорошая печать сделали издание подарочным), было выбрано довольно курьезное решение: присланная в Америку часть тиража была напечатана не на английском языке, а по-русски, но русский текст набрали латинскими буквами.

Понятно, что далеко не все адресаты, особенно из американских политиков, владели русским языком, а те, кто владел (на­пример, униаты-карпатороссы, русские эмигранты, армяно-григориане), не нуждались в такого рода хитростях. На долю митрополита Вениамина выпала сложная задача: не только разослать книги адресатам, необходимым Москве, но и получить от них письменные отзывы.

Напомню, что все эти мероприятия (встреча с Баггалеем и издание “Правды о религии в России”) были проведены значительно раньше того, как митрополит Гор Ливанских появился в поле зрения вождя.

И. В. Сталин

В 1943 г. перед страной и ее руководством стояли уже другие проблемы, чем в предыдущем году, и соответственно другие задачи ставились перед Русской Церковью.

Многое меняется на фронтах, стратегическая инициатива переходит в руки Красной армии. Стало ясно, что мы выигрываем эту войну сами. Летом 1943 г. нам уже не нужны союзники. Вопреки всему, советский народ вынес основную тяжесть этой войны на своих плечах, и его победа была прежде всего победой духа.

Теперь задумывается о послевоенном переустройстве мира. Русской Церкви отводится ключевая роль в создании системы православного единства, которая должна была стать проводником влияния Москвы как в Восточной Европе, так и на Ближнем Востоке.

Последующие события, особенно начало холодной войны, показали, что интересы американцев на Ближнем Востоке шли так же далеко и так же активно захватывали тамошние Церкви, как и сталинская политика. Понятно, что советское руководство искало и находило свои рычаги влияния в этом регионе.

Папа Пий XII

Кроме того, с 1943 г. обретает новые черты политика Ватикана. Папа Пий XII делает все, чтобы не допустить “большевизации Европы”. Он мечтает о сильной Германии, если возможно, в будущем свободной от , о протянувшейся максимально на Восток Польше, он выдвигает идею создания конфедерации Придунайских государств в качестве антикоммунистического буфера.

Исходя из антисоветских позиций, он старается поддерживать хорошие отношения с нацистами и одновременно контактирует с западными союзниками. И здесь Сталин стремится противопоставить растущим амбициям Папского престола консолидированный союз Православных Церквей под покровительством Москвы, используя традиционные глубокие православно-католические противоречия, о которых он прекрасно знал.

Именно стратегическая ставка на создание системы православного единства под эгидой Москвы, по моему мнению, была тем фактором, который обусловил стремительное организационное возрождение Русской Церкви, проходившее под контролем государства. Подчеркиваю, именно организационное возрождение, так как в духовном плане Русская Церковь сохранилась.

Митрополит Сергий (Страгородский)

Это отчетливо показали события начала войны. Все действия Местоблюстителя Патриаршего престола , начиная с первого дня войны, с его обращения к “Пастырям и пасомым” показывают, что он это знал, чувствовал как никто другой.

Были ли церковные иерархи осведомлены о кремлевском плане? Думаю, что о его конкретных деталях никто из русских архиереев не знал (да и в сталинском окружении никто никогда до конца не знал, куда ведет замысел вождя), но основные направления были видны и совпадали - обращаю на это внимание - с традиционными сферами влияния российской церковной и государственной дипломатии.

Знал и учитывал эти традиции и сам Сталин. Он был искусный политик и хорошо учившийся семинарист (это миф, что он плохо где-либо учился). Так в тот момент совпали интересы возрождающейся Русской Церкви и советского руководства.

Не надо думать, что русские архиереи были столь наивны, чтобы не понимать всю ограниченность церковного возрождения или приписывать его какому-то религиозному обращению лично Сталина.

Я часто привожу такой пример. Председатель новосозданного Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карпов пишет В. М. Молотову: что делать - на 1944 г. поступило порядка пяти с половиной тысяч заявлений об открытии храмов, а мы удовлетворили 8–10%? Молотов с досадой отвечает: “Открыть церкви в некоторых местах придется, но нужно будет сдерживать решение этого вопроса за Правительством”3. Внешнеполитические возможности Церкви интересовали Сталина в значительно большей степени, чем внутренние, хотя и ее внутренний потенциал он сумел оценить. Русская Церковь с 1941 по 1943 г. внесла в Фонд обороны 200 000 000 рублей.

Меня обычно спрашивают, много это или мало? Восемь миллионов рублей из этих двухсот были внесены на строительство танковой колонны имени Димитрия Донского, а это сорок танков, из которых двадцать были оснащены новейшим огнеметным вооружением. К сожалению, наша экономическая история пока не написана. Я думаю, 200 миллионов - очень большая сумма, а к концу войны она увеличилась до 300 миллионов. Безусловно, Сталин принимал во внимание, особенно во время войны, консолидирующий духовный потенциал Русской Церкви.

Некоторые историки высказывали мнение, что на изменение сталинской политики в отношении Церкви повлияла политика немецких оккупантов, приведшая на захваченных ими территориях к массовому открытию церквей. Здесь нужно различать действительное религиозное возрождение на оккупированных территориях и действия немецких властей. Утверждение, что немцы действовали в пику советской антицерковной политике и открывали храмы, тоже сильно мифологизировано. Все последние исследования, в том числе изыскания М. В. Шкаровского в германских архивах, показывают, что политика немцев менее всего была направлена на укрепление Православия.

Напротив, учитывая традиционную религиозность русского народа, они в кратчайшие сроки стремились создать квазицерковь, “свобод­ную от еврейского влияния”, как они говорили, и вытеснить Православие. Механизм этой политики был в деталях разработан Главным управлением имперской безопасности и апробирован как в Восточной Европе, так и на оккупированных территориях СССР. К счастью, попытка насаждения “новой религии” была сорвана.

Действительно распространялась на людей вне зависимости от их партийной принадлежности. Мне приходилось читать много писем и воспоминаний солдат Великой Отечественной войны. Многие из них пишут о том, что вместе с партийным билетом в нагрудном кармане хранили образок или крестик, что в трудные минуты молитвенно вспоминали имя Божие.

Вместе с тем нельзя говорить, что их не воодушевляло имя Сталина или призыв умереть за советскую Родину. Коллаборационизм, который стало модно превозносить в послеперестроечной публицистике, нельзя отрицать, но нельзя его и переоценивать. Многие из этих людей отдавали себе отчет в том, что ту жизнь, которую они строили, вряд ли можно назвать очень радостной и светлой. Но пришел враг, чтобы эту жизнь отнять, который топтал ту землю, которая для всех них была Родиной, была святой.

В душах и сознании этих людей существовало очень сложное переплетение и пропагандистских клише, осевших за послеоктябрьские десятилетия, и исконных патриотических чувств. Нам не стоит забывать об эффективности партийной пропагандистской машины.

Но и другой компонент этого переплетения - веру в Бога, любовь к родной земле - Сталин вынужден был учитывать. Этот потенциал ему пришлось учитывать еще накануне войны, когда он думал о своем возможном “внутреннем” союзнике в предстоящей схватке, - ведь перепись населения 1937 г. показала, что люди четко сказали о своей религиозной принадлежности, несмотря на то, что каждый из них знал, что в любой момент может появиться черный воронок.

Нужно подчеркнуть и такой момент. Когда владыка Сергий в первый день войны обращается к пастве, он тем самым нарушает советское законодательство и вмешивается в дела государства, поскольку церковная жизнь по этому законодательству ограничена только стенами храма. Но этим обращением он реализует традиционную роль Русской Церкви - поддерживать, укреплять и направлять в соответствии с идеалами христианства свою паству, свой народ, - роль, которую она выполняла во все трагические периоды истории нашего Отечества. Он еще раз показывает (как бы скрыто комментируя свою Декларацию о лояльности 1927 г.), что Церковь отделена от государства, но не от той страны и не от того народа, частью которых она была.

Что же касается личного религиозного обращения Сталина, осуществившегося будто бы под влиянием митрополита Илии или по другим причинам, - это миф, пагубный миф. Мы, конечно же, не знаем и никогда не узнаем, какие мысли его посещали в этот период; возможно, и он задумывался о том суде, который ждет каждого. Но это уже из области публицистических домыслов. А в инициированном им возрождении Церкви был четкий политический расчет, расчет дальновидный и вполне оправдавшийся.

Вот еще один пример. В 1945–1946 гг. Сталин меняет правовое положение Церкви. Тогда принимаются два секретных постановления Совнаркома о возвращении Церкви де-факто прав юридического лица, которого она была лишена в 1918 г. Эти постановления потом отменит Хрущев. Делая такой царский подарок, Сталин не забывает свой интерес, поскольку тогда же монастыри приравниваются к подсобным и пригородным хозяйствам государственных и кооперативных предприятий и для них определяются строгие нормы государственных поставок продуктов. До 1957 г. включительно монастыри, наряду с колхозами, кормят лежащую в руинах страну.

И все же 1940-е гг. оказались очень хорошим, “золотым” десятилетием в жизни Русской Церкви. Перед была восстановлена организационная структура Церкви, легальная монастырская жизнь, духовное образование, преодолевались внутренние расколы, происходило воссоединение зарубежных приходов с Матерью-Церковью. (То, что случилось на десятилетие позже, нанесло самый тяжкий урон жизни Церкви.)

С другой стороны, Церковь оказала своей стране и государству неоценимую услугу, масштаб которой мы не до конца понимаем. Дипломатические контакты до 1947 г. в значительной степени осуществлялись по церковным каналам, в то время как весь мир жил в условиях монополии Соединенных Штатов на ядерное оружие (закончилась в 1949 г.).

Лишь в 1947 г. создается Коминформбюро - новая организация для передачи опыта социалистического строительства в страны народной демократии. В первые два послевоенных года нельзя было сразу осуществлять прямое влияние, восточноевропейские страны прошли через путь так называемых демократических выборов. В 1947 г. появляются новые рычаги влияния на Восточную Европу, и Сталин охладевает к церковной проблематике. Кроме того, на Всеправославном совещании 1948 г. в Москве не произошло того, чего он так долго добивался, а именно, чтобы коммунистическая Москва была во всеуслышание названа предстоятелями Православных Церквей центром мирового Православия, хотя многие другие внешнеполитические задачи были выполнены.

Патриарх Алексий I (Симанский) и митрополит Николай (Ярушевич)

Сталин, конечно, видел необъятную коммунистическую империю, которая протянется до Адриатики и Ла-Манша, в перспективе захватит Ближний Восток и распространится далее, что отчасти осуществилось. Имперская часть его политической программы - традиционная для России, очевидно, находила отклик у многих церковных деятелей той поры, с учетом того, что все они были воспитаны до октября 1917 г., та империя рушилась на их глазах, а здесь страна воссоздавалась и укреплялась.

Архиереи Русской Церкви, чье служение пришлось на это время и с чьим участием все это разворачивалось, были государственниками. Прежде всего здесь надо упомянуть выдающегося архиерея Русской Церкви - первого председателя Отдела внешних церковных сношений, пожалуй, главного проводника новой внешнеполитической миссии Церкви.

Их часто упрекали в расточении славословий тирану. Насколько они были в этом искренни? Как они могли забыть о всех ужасах, через которые сами прошли? Одним словом ответить здесь нельзя. Думаю, что они меняли отношение не к этому человеку, а к тому, что происходило вокруг. Страна выиграла войну. Люди ждали обновления всей жизни, духовной свободы, это сквозит и в письмах с фронта, и в высказываниях репатриантов, едущих на Родину, на Родину-победительницу. А эта победа была связана с именем этого человека. Дифирамбы ему пели все, и представители Англиканской церкви, и Восточные Патриархи.

Говорить о “церковном сталинизме” очень трудно; сам термин невозможно определить в одном разговоре. В двухцветной палитре - черное или белое - это время оценить нельзя, равно как нельзя историю Русской Церкви рассматривать в отрыве от гражданской истории. Это было удивительное десятилетие: тяжелое, страшное и в то же время величественное. В нем очень много красок.

Русская Православная Церковь стояла у истоков этого государства, и укрепление его статуса не могло не волновать ее служителей. Во многом они в своих усилиях, в своей работе были искренни, но не к Сталину они питали любовь, а к новому периоду, к новой эпохе в жизни Церкви.

Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг. М., 1999. С. 179–180.

См. подробнее: Васильева О. Ю. Указ. соч. С. 128.

© О. Ю. Васильева, 2003

Повернувшись к Волге задом,
сжавши руки в кулаки,
смотрит Ленин злобным взглядом,
как шагают дураки.

Неизвестный священник.
70-е гг. 20 в.

В Церковь приходят люди с разными мнениями, в том числе с очень далекими от ее учения. Одним из таких мнений можно назвать «православный ». Казалось бы, что может быть общего между Церквью и сталинизмом, который и в теории, и на практике боролся с христианством? Откуда же взялся этот феномен и как его победить, беседуем с настоятелем храма Воскресения Христова в Кадашах, деканом факультета Церковных художеств ПСТГУ и преподавателем истории Церкви протоиереем Александром Салтыковым.

Коммунисты утверждают, что в Русской Православной Церкви есть сталинисты. Как вы можете прокомментировать это мнение?

Думаю, что в Церкви, действительно, есть лица, считающие себя сторонниками Сталина, но хочу надеяться, что таковых становится меньше.

- Кто эти люди?

Среди них много людей старшего поколения, помнящих нашу страну великой державой. Также среди них есть лица среднего и молодого поколений, которые недовольны беспорядками в государстве, отсутствием у власти политической воли и нравственных устоев. Все они обычно исполнены воспоминаний о величии страны - Российской империи и Советского Союза.

Конечно, о величии Отечества следует всегда помнить. Но им кажется, что главным условием, при котором Россия могла бы вновь вернуть утраченное, стать подлинно великой державой и процветающей страной, является «железная рука» правителя. Ближайшим примером такой «руки» является . Но к сожалению, у этих людей не хватает духовного чутья, чтобы понять что «железная рука»- это далеко не все.

К тому же, они нетерпеливы. Им хочется все устроить скоро. Но это невозможно, если разрушение устоев длилось почти век. И следует понять, что Россия в лучшие времена строилась, в первую очередь, не «железными руками», а верующими, христианскими сердцами. А когда сердца ожесточились, огромное государство стало разваливаться.

Самое замечательное в православных сталинистах, что они совсем не коммунисты. Им интересен не коммунизм, а индивидуальность лидера. Сталина они представляют как «царя-героя», который спасает народ.

Православный сталинизм - довольно любопытный феномен в том смысле, что в нем можно увидеть, как реагируют современные люди на происходящее вокруг. Он показывает, как много в сознании некоторых православных людей наслоений, хаос понятий: там вместе и православие, и советская эпоха, и русский царь, и коммунизм, и капитализм…

- Кем был Сталин на самом деле, и как его представляют сталинисты?

Сталин происходил из бедной семьи, у него была глубоко религиозная мать, которая хотела видеть его священником. Он окончил четыре класса семинарии, был исключен за нападение на духовное лицо (что уже не было редкостью), но получил свидетельство, разрешающее ему быть учителем в начальном училище. Видимо, начальство семинарии не беспокоилась о качестве преподавательской деятельности такого наставника.

С этим благословением он и начал свою «учительскую» деятельность, найдя место в партии большевиков - «первый сокол Ленин, второй сокол Сталин». Он быстро становится профессиональным революционером. Организовывает боевые отряды, занимается пропагандой, участвует в «экспроприации» банков - партии, ведь нужны были деньги. Этого требует «революционная справедливость».

«Православный» плач о железной сталинской руке начался сразу после крушения красной империи в 1990-е годы, потому что начался полный беспорядок - как у нас говорят, «беспредел». Таким образом, мечты о Сталине выражают достаточно широкое недовольство бессилием властей в устройстве государства. Но, выдвигая образ Сталина, эти люди совершенно не хотят видеть, что Сталин во все годы своей власти творил невиданное насилие.

Когда им об этом говорят, они отвечают - иногда с искренней наивностью - что, видите ли, «Сталин не знал о репрессиях», которые на самом деле проводились по его приказу. «Виноваты плохие люди из его окружения, а он-де не знал». Это, как ни странно, современный вариант старой крестьянской веры в доброго царя. Известно, что в России крестьянские восстания имели простую политическую программу - выбрать доброго царя: «Сейчас царь злой и окружен злыми приказчиками. Нужен добрый царь, окруженный добрыми, хорошими людьми».

В наше время в головах некоторых людей произошла такая странная модификация этой парадигмы - «православный» сталинизм. Они, конечно, хотят «хорошего» Сталина. Но боюсь, только безумцу Сталин может показаться «добрым царем». В их патриотическом, но не очень последовательном воображении предстает некий образ «идеального» царя - могущественного и грозного, но, вместе с тем, великодушного, справедливого…

Действительно, в старом русском гимне поется: «Сильный, державный, царь православный! Царствуй на страх врагам, на благо нам». Но какое отношение имеет образ монарха в этом прекрасном гимне к властителю атеистической империи, построенной на костях всех сословий русского народа?

Деятель, которого они идеализируют, большого отношения к русской монархической идее не имеет. Он был диктатором и тираном, а это не только совсем другое, но даже и противоположное образу монарха. Усилиями Сталина и его соратников Россия превратилась из православной империи в азиатскую деспотию, слегка закамуфлированную учением о коммунизме - «под философию», так сказать. Что же касается веры в доброго царя - это признак детского сознания. Бывали святые цари, но это также совсем иное.

В юности Сталин, учась в семинарии, стал атеистом и вместе со своими друзьями они надругались над святыми иконами.

Это отвратительно и напоминает поведение некоторых крайних сект. Но, к сожалению, увлечение марксизмом было характерным для учащихся семинарий (в том числе тифлисской) перед революцией. Из семинарий вышло немало революционеров. Подумаем, как это могло быть и кто в этом виноват?

Тут как раз мы стакиваемся со странным феноменом, касающимся «православного» сталинизма - нежеланием знать подлинную историю России и Русской Православной Церкви ХХ века. Или желание знать ее крайне выборочно. Иногда они вспоминают гонения на Церковь. Но когда им хочется возвеличить свой романтический идеал, они стараются об этом не говорить.

- Зачем им нужен этот идеал?

- «Православные» сталинисты услаждаются горделивыми мечтаниями о возрождении российской мощи. Их в этом не трудно понять. Но если концепция опирается на образ великого гонителя Церкви, то она абсолютно не реальна. Идеализация Сталина - это навязчивая и нездоровая, вредная мечтательность.

Да, у них есть некое представление об идеальном царе, который «суров к врагам и милостив к друзьям». Но ничего этого совершенно не было и никак не могло быть в советской действительности: В жестокой борьбе за власть Сталин всю жизнь предавал и убивал своих друзей, соратников, коллег по партии. Народ это прекрасно понимал и выражал по-своему. Бытовала, к примеру, частушка: «Огурчики, да помидорчики, Сталин Кирова убил в коридорчике». Таково было народное восприятие отношений «там», наверху.

Михаил Богородский. “Расстрелять СССР”

Сталин был, без сомнения, ярко одаренной личностью. Благодаря своей исключительной одаренности, он справился с другими претендентами на высшую власть, - такими, как Троцкий и прочие. Справился жестоко и бесцеремонно. Но, поскольку во всем есть Промысел Божий, то можно думать, что эти другие были бы еще страшнее, чем он. Господь послал нам, по-видимому, меньшее из зол. Однако худшие варианты не оправдывают Сталина.

Ученые историки говорят о том, что в современных сталинистах присутствует тенденция к этатизму, то есть поклонению государству.

Этатизм - это политическая философия, которую исповедовали некоторые русские ученые. С «поклонением государству» все не так просто: это же можно понимать очень различно. Был например, такой мыслитель - Чичерин, он мог говорить об этатизме, но не наши доморощенные мечтатели.

- Есть какие-либо составляющие, которые входят в основу современного православного сталинизма?

В концепции православных сталинистов есть определенные эсхатологические элементы учения Церкви, только перевернутые наоборот.

Сутью этой составляющей является учение об эсхатологической роли России, ее роли в последнем этапе мировой истории. Есть распространенное представление, имеющее свои духовно-исторические основания, что судьбы мира тесно связаны с Россией, которая, конечно, должна быть для этого могучей и православной. Россия должна сдержать надвигающегося антихриста на определенный период.

В этой концепции Россия является той силой, которая может ему противостать. Но для этого Россия должна покаяться, и тогда, как достаточно чистая сила, она может стать препятствием на пути силы темной и нечистой. Она должна преодолеть безбожие, воровство, разврат. Для этого, безусловно, нужна крепкая власть, как одно из условий выполнения этих пророчеств. Но крепость власти неразрывно связана с религиозным и нравственным уровнем народа. При этом вообще неизвестно, возможно ли такое религиозно-нравственное развитие общенародного масштаба в современную эпоху.

Итак, православный царь должен противостоять антихристу. Этот «царь-герой» должен создать великое православное государство. Но каким оно должно быть? У поклонников Сталина нет никаких положительных образов, кроме образа «карающей руки» «царя - героя». Это чисто мифологическое сознание, которое примеряет к современной России некий идеализированный образ власти, но выявляет при сем глубокое незнание исторической реальности, непонимание современной реальности и отсутствие представления о реальности будущего.

Сталин же исторически выступает больше как разрушитель, а не созидатель, вопреки убеждениям его поклонников. Ведь именно при нем, на рубеже 30-х годов были «изобретены» массовые беснования воинствующих безбожников, «комсомольские пасхи» и тому подобные оргии, нападения на храмы, их наиболее массовое закрытие и физическое уничтожение духовенства. Сталин, как гонитель Церкви, сам являет собой очередной в истории «промежуточный», так сказать, образ антихриста.

Время для этого, по сути, упущено. Суд, конечно, мог бы стать яркой акцией, но вряд ли возможно такое сейчас подготовить. И кто стал бы этим сейчас заниматься? Теперь выросло новое поколение людей, которые не представляют, что происходило в советские времена. Двадцатый век для молодежи - далекая история. К тому же и власти сейчас во многом утаивают реальную историю или пытаются ее перетолковать.

В школах история советского периода почти не освещается, и молодежь, покидает школу не только с плохим знанием русского языка и литературы, но и почти без знаний по собственной истории. Всей правды не говорят, недостаточно занимаются исследованием новейшей истории, не издаются многие архивные материалы. Огромное количество таких материалов до сих пор засекречено. Отчасти это делается, исходя из ложно понятых престижных побуждений.

- Какова логика этих побуждений?

Она состоит в том, что, будто бы, если скрыть - или хотя бы уменьшить - преступления 20 века, то Россия будет выглядеть лучше в глазах огромного числа людей, которые должны видеть только величие нашей страны, а также в глазах тех, чьи родственники пострадали от репрессий. Но ведь если скрыть преступление, оно никуда не исчезнет, и будет вредно влиять на духовность общества. Не говоря о том, что оно будет пребывать пред очами Божиими до Страшного суда.

Единственный путь как-то загладить преступление - это покаяние, а для того, чтобы покаяться, надо ясно видеть его. Это честный путь, достойный христианина. Но в основном скрывают правду и не открывают архивы просто потому, что так легче манипулировать сознанием.

Но ведь был осужден Гитлер и партия нацистов, и никому в здравом уме не придет в голову объявлять себя последователем Гитлера, а вот у Сталина есть открытые поклонники и даже в Церкви.

Нужно говорить объективно. и его сторонников судили сразу по горячим следам после ожесточенной войны, которую он развязал. Со сталинизмом же дело обстоит совершенно иначе. Мы привыкли сопоставлять этих деятелей, в основном, на уровне публицистики; но все же они - разные.

Следует помнить, что Гитлер был настоящим язычником. У нацистов был определенный культ неких «могуществ» - темных мистических сил, которым они сознательно поклонялись. Там было много самой мрачной мистики. У Сталина и его большевиков этого не было. Они отрицали всякий религиозный культ и основывали свою власть в большой степени на стихийном материализме, к тому времени уже распространившемся по всей России.

Кроме того, Гитлер развивал расистскую теорию, то есть делил людей и целые народы на высших и низших. Всякий подобный расизм античеловечен. Коммунисты ограничиваются рамками «классовой борьбы» под лозунгом «справедливости». Это демагогия, но она гораздо проще, доступнее, привлекательнее, чем расизм. Многие вполне приличные люди принимали это учение, думая, что на его основе в самом деле можно построить справедливое общество. Конечно, чем ложь привлекательнее, тем она опаснее.

- Однако, Вы сами только что упомянули культ Сталина.

Да. И следует помнить о том, что при жизни Сталина православные люди сравнивали его с антихристом, потому что он претендовал на мировую власть, был лукавым и злобным гонителем христиан, а также развивал свой собственный культ, имевший явные признаки человекобожия.

Газеты, плакаты, стены учреждений пестрели лозунгами типа: «Сталин - гений всех времен и народов», «Сталин - корифей всех наук», «весь мир приветствует товарища Сталина», и т. д. «Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство!» - звучало особенно замечательно при режиме, когда дети отвечали за преступления (чаще всего мнимые) своих родителей. Согласитесь, это не слабые заявления. Сейчас трудно в такое поверить. И смешно, и страшно.

Весь народ должен был петь песни о Сталине (и о , конечно). Их теперь никто, разумеется, не знает. Например: «Сталин - наша слава боевая, Сталин - нашей юности полет, с песнями борясь и побеждая, наш народ за Сталиным идет». «О Сталине мудром, родном и любимом, прекрасную песню слагает народ».

Да что говорить! В государственном гимне, слова которого забыты, но мелодия которого сохранена, звучало на весь мир: «…Ленин великий нам путь озарил, нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил». Это - настоящий прижизненный культ, но не святого подвижника, а совсем иначе. Все приписывалось Сталину. Интересная странность; современники видели в нем антихриста, а иные из нынешних православных держат его за образ православного спасителя отечества.

События Отечественной войны породили ряд легенд о покаянии и даже воскресшей религиозности Сталина. В отличие от Гитлера, Сталин все же имел некую христианскую основу. Это, как-никак, факт. Между прочим, первым патриархом восстановленной Грузинской Церкви он сделал своего семинарского наставника (кажется, его звали Калистрат). Но ведь и Ирод любил слушать святого Иоанна Предтечу.

Нам известно, что в 1937 году была объявлена «пятилетка безбожия», в результате чего последние храмы должны были быть закрыты к 1942 году. Однако Бог этого не позволил. Сталин умел мгновенно менять позицию, и в свою первую речь в начале войны он вставил обращение: «Братья и сестры!». Но он был не первый: в день нападения немцев выступил , будущий патриарх. Это разрешили, потому что испугались.

Однако храмы начали открывать у нас во время войны потому, что раньше Сталина это начал делать Гитлер на оккупированных территориях, желая привлечь население на свою сторону. Хотя бы частичное открытие храмов и укрепление церковного управления, перед этим почти разрушенного, и было, можно считать, духовной причиной победы в 1945 году над врагом, который открыто поклонялся темным силам. Но это «малое возрождение» Церкви, которое Сталин допустил, было лишь политической реакцией на гитлеровскую акцию по открытию церквей на временно захваченных русских землях.

Многие ожидали дальнейших шагов к духовному возрождению, но этого не произошло. Сталин не спешил, и за время войны он открыл в три раза меньше храмов, чем гитлеровцы на захваченных русских землях. Он тонко рассчитал, что и минимальное количество храмов вызовет энтузиазм и усилит веру в «вождя». Зато Сталин понял, что он может использовать Церковь в политических целях как инструмент в противостоянии с Западом. И все. Он лицемерно приостановил гонение лишь отчасти, но держал святую Церковь по-прежнему в кандалах и никакой свободы ей не давал. Преследования верующих продолжались.

Поэтому когда говорят, что Сталин в конце жизни якобы «покаялся» и «возрождал Церковь», это, к сожалению, недоказуемо. Культ Сталина оставался и поддерживался им самим до конца его дней. Продолжая сопоставление с Гитлером, отметим, что Гитлер покончил жизнь самоубийством (вместе с Евой Браун), а перед этим затопил берлинское метро, сознательно погубив огромное количество ни в чем не повинных мирных жителей, которые там спасались от войны в городе.

Сталин в последние годы страдал манией преследования и, возможно, был отравлен. Но если со смертью Гитлера окончился и гитлеризм как политическое движение, то двойственная личность Сталина породила продолжение режима еще на полвека. Не следует забывать, что государственный атеизм и насильственное навязывание нашему народу - и даже всем народам! - коммунистической идеологии все время и до конца оставались официальной доктриной советской власти.

- Давайте перечислим преступления Сталина.

Я бы хотел все же говорить не о преступлениях, а о злодеяниях. У нас-то ведь вовсе не суд, а только размышление. Но при этом следует оговориться, что, как бы ни были страшны эти злодеяния, мы, христиане, должны рассматривать их как наказание Божие. За что же наказывает нас Бог? За отступление от веры в Него. Помня об этом, попробуем назвать хотя бы основное в делах Сталина, которыми нас наказал Господь.

Главное в том, что он, будучи одним из лидеров, а затем главой партии большевиков, был одним из организаторов гонений на религию и полноценного геноцида русского народа. Он совершал свои действия по слому Российской империи вместе и вслед за Лениным, вместе с Троцким, Каменевым, Зиновьевым, Рыковым, и прочей «железной когортой», и вместе с ними разделяет ответственность.

Устранив соперников, он полностью взял на себя всю ответственность за продолжение и развитие этих злодеяний. Сталин и иже с ним были те самые «кровавые правители», о которых предупреждали св. Иоанн Кронштадтский, митр. Макарий (Невский) и другие праведники перед революцией. Их не слушали. И он был послан как в некотором роде бич Божий за грехи народа. К сожалению, все это мы заслужили, еще ранее потеряв веру в Спасителя.

Он нанес колоссальный удар по народной нравственности, которую развращал насаждением безбожия и верой в коммунизм, и никакие ссылки на его слуг и помощников, что это они-де «во всем виноваты», а сам Сталин «белый и пушистый», не убедительны. И не только потому, что масштаб преступлений и отвратительных злодейств был чрезвычайно велик, а потому, что геноцид осуществлялся по плану и систематично. Говорить о том, будто «наверху» об этом не знали, это или обман или крайняя наивность.

При Сталине проводилось массовое уничтожение предполагаемых «врагов народа» или без суда и следствия, или по сфабрикованному делу с уже готовым решением, по так называемому классовому признаку, причем широко применялись пытки. «Вина» людей состояла уже в том, что они принадлежали к «плохому» классу «угнетателей». Такими «плохими» классами были и дворянство, и духовенство, и буржуазия, и зажиточное крестьянство… То есть, едва ли не весь народ подпадал под знаменитое определение - «враги народа»!

Жизнь человеческая ничего не стоила. «Хорошими» классами были только пролетариат и безлошадное крестьянство. Причем существовала принятая формула: «уничтожить, как класс», - иначе говоря, ставились задачи уничтожать целые сословия. Может, поклонники Сталина скажут, что этого не было? К сожалению, все это было, и выполнялось в полном объеме. Или вновь скажут, что он «не знал»? Но если руководитель страны не знает о злодеяниях в масштабе всего государства, то что это за руководитель? За что же тогда вы его превозносите?

Нет, он хорошо знал, что происходило и… был доволен. Кстати, организационный уровень был весьма высок. В газетах постоянно освещались крупные процессы - против так называемых троцкистов, «левых» и «правых» уклонистов, «Шахтинское дело» - против технической интеллигенции, бесконечных «шпионов» - знаменитая 58-я статья - и множество других. Процессы шли непрерывно. На «врагов» через тогдашние СМИ непрерывно натравливали народ. Были и скрытые процессы и расправы. Аресты происходили тайно, по ночам.

Детей учили ненавидеть «классовых врагов» и доносить на собственных родителей. Вся страна прославляла замечательного мальчика - Павлика Морозова, который предал собственного отца. Полагаю, что православные поклонники Сталина об всем этом просто ничего не знают. А надо знать. Такова наша история. А разве такая политика принимались не на самом высшем уровне - на заседаниях Политбюро? Эта политика, направляемая «железной рукой» «батьки усатого», и была геноцидом русского народа.

Это организация системы концлагерей, полная карта расположения которых на территории России до сих пор не опубликована, потому что публиковать ее страшно. Во главе их стояли всякие Ягоды, Берии, Ежовы, вершившие нигде и никогда не слыханное уничтожение десятков миллионов людей собственного народа. Бутово и Коммунарка под Москвой - это просто капли в общей адской картине уничтожения.

Тухачевский применял боевые газы против своего народа, но и сам был уничтожен. Истребление духовенства и религиозных ценностей - разрушение десятков тысяч храмов, уничтожение культурных ценностей - икон, картин, библиотек, архитектурных памятников, накопленных за тысячелетие Церковью и народом. Культурные потери никто не подсчитывал. Ко всему этому добавим и то, что Сталин был крайне развратен.

Устройство голода на Украине и не только на ней. На Кубани и в других местах был этот же самый голод. Современные российские власти сделали бы умнее, если бы выразили солидарность с украинцами, которые говорят о голодоморе, а не прятались бы трусливо от этих законных обвинений. Это и есть ложное понимание престижа.

Говорят (и справедливо) что в России сейчас процветает воровство, но в СССР грабеж шел в гораздо большем масштабе, это был всеобщий грабеж. Все началось с лозунгов во время революции типа: «грабь награбленное!», «экспроприировать экспроприаторов!». Современные расхитители национальных богатств имеют там своих прямых предшественников.

Нынешние либералы возмущаются, что им запрещают ругать президента, и говорят, что сейчас «1937 год». Они, видимо, плохо знают историю. Во времена Сталина, когда действительно был 1937 год, сажали в тюрьму за анекдот, по доносу соседа, за происхождение, Чудовищно, но существовали запланированные нормы арестов, а в лагерях - расправ, которые спускались «сверху» и чекисты обязаны были их выполнять, хватая людей буквально на улице.

Но многие говорят, что Сталин восстановил и укрепил государство, поднял образование, организовал науку, развил технику…

Следует признать, что революция произошла потому, что царское правительство совершило немало ошибок, которые подготовили революцию. Так, за двести лет империи оно не сумело (да и не хотело) создать полноценную систему народного образования для всех. Крепостное право было удобнее. А большевики ввели «всеобуч» и за десять лет преодолели, в основном, народную безграмотность.

Они создали «рабфаки» (рабочие факультеты), куда хлынула молодежь, которая была им благодарна и знать не знала и не хотела никого другого. Отсюда вышли мощные кадры, сооружавшие монолит сталинского режима. Эта новая техническая партийная интеллигенция не хотела замечать, что рядом гибнут миллионы соплеменников - ни в чем не повинных «врагов народа».

Людской резерв казался неисчерпаемым. Лозунг «светлого будущего» и ореол «великого вождя» действовали завораживающе. Что там судьба каких-нибудь отдельных «винтиков»… До этого наши «рабфаковцы» знали только свою убогую деревню, а тут при их участии создавалась мощь СССР, которая идентифицировалась с личностью вождя. Что, конечно, ложно, потому что коммунисты только использовали ту энергию и ресурсы, которые были ранее накоплены трудом русского народа, верующего в Бога, а они ее бездарно и преступно растратили.

По демографическим расчетам конца 19 века в России через столетие (к концу 20 века) должно было бы проживать до 400 миллионов человек (я об этом где-то уже говорил). Огромные технические проекты, идеи освоения Казахстана и Сибири - все это задумывалось задолго до революции. Но при Сталине и его преемниках в образовании, науке и технике развивалось только то, что способствовало военной мощи. И обратите внимание, что все техническое развитие, которому действительно уделялось первостепенное внимание, а также и научное развитие шло в сопровождении мощной коммунистической и атеистической пропаганды.

«Коммунизм - это молодость мира…» и так далее. Пропаганда усиленно прославляла «величие человеческого разума», который не нуждается в Боге и, мол, скоро будет устроен мир всеобщего благоденствия - коммунистический рай на земле. «Великие стройки коммунизма» олицетворяли «победы» над природой, в экономике, в развитии общества, во всем. Всюду - на Беломорканале, на канале Москва-Волга и по всей системе в стране работали армии заключенных, но это тщательно скрывалось и, в общем, скрывается до сих пор.

И что же теперь мы видим? Все эти начинания, развиваемые не просто без религии, но именно вопреки вере в Бога, в постоянном и дерзком противостоянии Богу - все эти начинания разрушены: и само государство в его прежнем составе, и армия, и высокие технологии, и космическая техника, и народонаселение, и культура (в большом масштабе), и образование, и природа, и прочее. Все, что не имеет благословения Божия, обречено. И если сейчас что-то начинает восстанавливаться, то на новых основах, и, заметьте, при несомненном возрождении религиозности в нашем обществе. Теперь все нужно воссоздавать заново.

А что касается гуманитарных наук и искусств, то здесь никакого или почти никакого развития и не было. Наоборот, при зорком партийном контроле произошел в целом очень значительный регресс, который пока далеко не преодолен. А именно эти направления формируют личность. Вот почему мы 20 лет стоим у разбитого корыта и не знаем, что делать.

- Некоторые поклонники Сталина пишут его иконы. Что вы можете сказать по этому поводу?

Мало ли что делают совершенно невежественные люди. Это нелепость.

Поклонение Сталину является ли грехом, несовместимым с нахождением в Церкви, попадают ли сталинисты под анафему советской власти патриарха Тихона?

Что Вы подразумеваете под словом «поклонение»? Думаю, что ошибочные мечтательные образы не являются таким большим смертным грехом, чтобы человека предать анафеме. Но с этим хаосом в сознании, конечно, нужно бороться.

- Как?

Просвещением молодежи. С молодыми людьми можно и нужно работать, чтобы они не затуманивали свое сознание ложными и безумными учениями. А это возможно только в свете христианства. Нужна постоянная просветительская работа по разъяснению и самой природы зла, и по историческим событиям в нашем отечестве, особенно за последние сто-полтораста лет.

Слова Спасителя, многократно сказанные книжникам и фарисеям, здесь применимы, как и во многих других случаях, когда говорится о людях, самоуверенных и самодостаточных, но еще и претендующих на учительство: «Горе вам, безумные и слепые» . Не имея понимания о духовных основах власти, некоторые пытаются активно продвигать образ тирана и диктатора в качестве положительной силы. Возносить Сталина на какой-либо трон, конечно, не следует.

В красивейшем месте Кавказа, на озере Рица Сталин построил себе дворец. После смерти хозяина никто не воспользовался его роскошью. Нет там ни детского лагеря, ни санатория. Нет даже дачи для чиновников. Так и стоят заросшие развалины, никому не нужные, никому не принесшие пользы. Никто не решился использовать наследие злого гения. Лишь редкий турист приближается к зловещему месту. И это символично.

Истина в том, что хоть и много будет приходить антихристов, чтобы соблазнить даже и верных (Мф. 21:8), то есть христиан, но Христос есть, и Он победит. Думая же о нашем государстве, следует понять, что смысл его существования изначально, со времен святого Владимира, был в том, чтобы приводить своих граждан к вере во Христа.

Это выражено в знаменитом сказании о выборе веры, когда святой князь Владимир, рассмотрев основные религии, выбрал православие. Это было поистине благодатное и судьбоносное решение на все века. Без глубоко понятого и сердцем принятого православия никакие «железные руки» ничего доброго не сделают. Об этом и надо помнить, прежде всего, всем, кто задумывается о судьбах Церкви и России в земной истории. Тут может помочь только Бог.

P.S. Я расскажу историю из юности. В советское время, будучи работником музея имени Андрея Рублева, я занимался собиранием музейных экспонатов. Мы ездили по России, искали иконы. Однажды мы пришли в поселок, где нам встретился один старый священник, который много лет просидел в концлагере. Он охотно разговорился с молодыми людьми. Мы спросили, за что он, этот хороший человек, был посажен?

Батюшка рассказал, что в молодости, когда всех насильно посылали на демонстрации, однажды ему тоже пришлось идти на демонстрацию. Это было еще до войны. Проходя с «колонной трудящихся» мимо статуи Ленина, он сочинил стишок: «Повернувшись к Волге задом, сжавши руки в кулаки, смотрит Ленин злобным взглядом, как шагают дураки». Стишок легко запоминался, и шедшие с ним в унылой колонне «трудящиеся» тут же стали весело повторять забавный и острый экспромт. Едва он вернулся домой, его тут же арестовали и посадили.

История каждой страны и каждого народа, и уж особенно сыгравших формирующую роль в мировой цивилизации, многообразна и разнопланова. В любом этносе и в любом государстве имеются свои праведники и свои злодеи, свои гении и свои бездари, свои герои и свои предатели, свои труженики и свои бездельники, свои законодатели и свои беззаконники, свои грешники и свои святые, свои правители, милосердные и справедливые, но также тираны и жестокие преступники, находящиеся у власти.

В разные эпохи разные люди выбирают для себя своих героев. Некоторые из исторических фигур оказались способными завоевать воображение целых поколений. В XIX в. честолюбцы разных стран восторгались Наполеоном, а романтики – Байроном. В ХХ в. для кого-то образцом для подражания стал Че Гевара, а для кого-то – принцесса Диана. Современное секулярное общество создало для себя целый букет из экземплярных праведников и филантропов: Альбер Швейцер, Мохандас Ганди, монахиня Тереза и т. п., легенды о которых оно творит прямо на глазах. Кто-то выбирает себе для подражания ученых, кто-то полководцев, кто-то писателей, художников, государственных мужей, религиозных деятелей, кто-то актеров и певцов (таких сегодня больше всего), а кто-то – святых. Понятно, что биографии этих героев общественного мнения весьма мифологизированы, да и сами их поклонники часто замечают лишь те факты о жизнях своих кумиров, которые соответствуют их чаяниям, и домысливают многое другое.

Существует и официальная мифология. В каждой стране есть свои национальные герои, образы которых вписаны в господствующую идеологию (либо в одну из идеологий) или даже в гражданскую религию существующего государства. Например, в официальной «гражданской религии» США роль воплощенной справедливости и неподкупности играет Авраам Линкольн, но в южных штатах для многих до сих пор неофициально культивируется образ его оппонента и врага генерала Ли. В США синоним слова «предатель» – Бенедикт Арнольд, перешедший во время войны за независимость на сторону англичан, а в оставшейся под британским владычеством Канаде он считается героем и патриотом.

Разумеется, имелась своя официальная мифология в СССР. В 20-е годы начал формироваться культ Ленина, в 30–40-е и первую половину 50-х годов в ней фактически безраздельно главенствовал Сталин («Сталин – это Ленин сегодня»), потом его отодвинул Хрущев, но так и не смог занять господствующие высоты, так что до конца СССР на вершине госидеологии прочно господствовал Ленин – главный сакральный символ страны победившего социализма. Любое, даже малейшее сомнение в абсолютном совершенстве Ленина в любой области человеческой деятельности каралось по всей строгости советского закона. Сталина теперь позволялось мягко критиковать – за «отход от ленинских норм» и «нарушение социалистической законности», но по мере усиления «эпохи застоя» среди определенных слоев общества стала вызревать симпатия к Сталину, «при котором был порядок», а разгильдяйство, хоть жестко и эффективно, устранялось.

Падение СССР ознаменовало и отказ от единой государственной идеологии. Последовавшие за ним обнищание населения, разгул криминала и дикий капитализм в «лихие 90-е» усилили тоску по крепкой руке, которая, как казалось многим обездоленным и потерявшим ориентиры в жизни, способна была поддерживать стабильность, «уважение к трудящемуся человеку» и «нравственные основы общества». Понятно, что все это представлялось людям либо не жившим при Сталине, либо давно забывшим подлинные приметы жизни в ту эпоху. (Таково свойство человеческой памяти: она сохраняет добрые воспоминания и ощущения, а тяжкие, плохие и болезненные – стирает.) Тем более, что в 90-е годы большинство людей, помнящих правление «лучшего друга физкультурников», было еще молодо, а о молодости, даже нищей и голодной, всегда вспоминается с ностальгией.

Итак, постепенно про-сталинские настроения в обществе усиливались, при этом оставаясь в пределах ограниченной социальной ниши. Их можно сравнить с про-гитлеровскими настроениями в Германии и Австрии, которые не выходят за границы соответствующего сегмента протестных кругов – в нашем случае радикально коммунистических, в немецкоязычных странах – неонацистских. Наверное, учитывая неизбежное наличие определенного процента радикалов в любом обществе, это можно воспринимать как данность и мириться с этим.

Гораздо своеобразнее (и диковиннее) выглядит появившийся у нас феномен так называемого «православного сталинизма». Он возник в начале 90-х годов и с тех пор бурно развивается, активно формируя свой весьма шумный и агрессивный сегмент внутри православного сообщества нашей страны. По большей части в него входят люди, принимающие Православие не потому, что уверовали в Христа, а потому, что считают его частью русской национальной идентичности и неотъемлемым атрибутом патриотизма. Их стандартное исповедание веры: «Я русский, и потому – православный». Отсюда делается следующее допущение: поскольку Сталин много говорил о русском патриотизме, значит и он был православным. А если главная задача православия (как ее видят эти люди) – в создании великой русской империи, то Сталин, дескать, с блеском выполнил эту задачу. И Гитлера он победил, и Днепрогэс построил, и атомную бомбу создал, и могучую империю восстановил. Так что нас во всем мире уважали и боялись. В качестве дополнения к создаваемому имиджу начинает созидаться обширный свод мифов о генералиссимусе – «отце народов». Некоторые из его творцов и потребителей доходят даже до того, что требуют немедленной канонизации «святого благоверного вождя Иосифа».

Тут очень кстати вспоминается и семинаристское прошлое Сосо Джугашвили, и внезапное «потепление» к Церкви в 1943 году, и борьба с «безродным космополитизмом» в самом конце правления. Правда, распространители мифов о Сталине пропускают мимо своего внимания, что из семинарии его выгнали за утрату веры, что Церковь в 1943 году он решил было использовать, да потом передумал и вновь приступил к гонениям, лишь из-за смерти не успев раскрутить их маховик, а борьба с «безродным космополитизмом» виделась престарелому параноидальному тирану не более чем прелюдией к новой грядущей капитальной чистке.

Мифотворцы утверждают, что Сталина на уход из семинарии благословил некий святой митрополит, что он, дескать, сознательно примкнул к большевикам, чтобы развалить их партию изнутри, что все репрессии до 37 года проводили большевистские жидомасоны, а Сталин, оказывается, до времени не мог с ними справиться, но зато потом, наконец, в 1937 году с лихвой расквитался. В войну, по совету святого старца митрополита Гор Ливанских, он благословил духовенство облететь на самолете вокруг Москвы с Владимирской иконой Божией Матери, благодаря чему столица устояла. Затем он, наконец, восстановил Церковь в прежнем достоинстве и смог тихонечко, инкогнито, приезжать на метро в храм Всех Святых на Соколе, где скромно молился в уголке, раздавал детишкам конфетки, а затем опять на метро уезжал к себе в Кремль. Вот этого благочестивого смиренного правителя в конце концов отравили до конца не истребленные им космополиты и жидомасоны и устроили гонения на его память.

В этой книге читатель сможет ознакомиться с подлинной оценкой этих мифов и признать очевидное – Иосиф Джугашвили, несомненно, входит в первую десятку величайших злодеев, убийц и гонителей Церкви за всю историю человечества. Тем же людям, которые пытаются соединить сталинизм с православием, стоит задуматься о следующем.

Лишь христианство провозгласило, что Бог есть любовь (1 Ин. 4:8). Лишь православие явило миру образцы не просто справедливых, но милосердных, самоотверженных и любвеобильных правителей. Святой равноапостольный император Константин всем сердцем жаждал крещения, но не дерзал принять его, ибо не знал, как совместить верность Христу с обязанностями мирского правителя. Святой равноапостольный князь Владимир, крестившись, возжелал отменить смертную казнь, и лишь тогдашние дикие нравы понудили его вновь ввести эту меру наказания. Да, разные люди в каждом народе выбирают себе образцы дня подражания и почитания: кто – военных героев, кто – мыслителей, кто – людей искусства, кто – шоу-бизнеса, кто – тиранов. Но также и каждый христианский народ знает своих святых, и именно они являют лучшие образцы национального характера.

 
Статьи по теме:
Аллергия на коровье молоко (аллерген f2) А лактальбумин в каких продуктах
Catad_tema Аллергические заболевания - статьи Пищевая аллергия и пищевая непереносимость, терминология, классификация, проблемы диагностики и терапии Лусс Людмила Васильевна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая научно-консультативным отделен
Инструкция по заполнению отчёта о прибылях и убытках
Бухгалтеры старой школы помнят, что такое отчет о прибылях и убытках. Так ранее называлась форма № 2 годовой бухгалтерской отчетности . То есть та самая форма, которая теперь носит название «Отчет о финансовых результатах». Сегодня уделим внимание ее прав
Курский государственный университет (КГУ)
бакалавр, аспирантура, специалист, докторантура, магистр Уровень квалификации: очная, заочная, очно-заочная, вечернее, дневное Форма обучения: диплом государственного образца Документ об окончании: Лицензии: Аккредитации: От 37 до 73 Проход
Астраханский государственный медицинский университет (Астраханский ГМУ) Астраханский медицинский университет проходной балл
Адрес: 414000, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121 Вид вуза: университет Организационно-правовая форма: государственный Телефон: (8512) 52-41-43, 52-51-38 Факс: (8512) 52-51-33 Информация обновляется представителем учебного з