Значение слова «ритуал. Понятие «ритуал» и его значение в структуре массового праздника

РИТУАЛ

РИТУАЛ

(от лат. ritualis - обрядовый, от ritus - религ. обряд, торжественная церемония) , одна из форм символич. действия, выражающая субъекта с системой социальных отношений и ценностей и лишённая к.-л. утилитарного или самоценного значения.

О. Дробницкий, Ю. Левада. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

РИТУАЛ

РИТУАЛ - сложная форма символического действия, используемая в культовых системах, а также в различных типах социального поведения как средство закрепления отношения субъекта (или группы) к священным объектам, особо значимым этапам общественной или человеческой жизни, а также статуса и принадлежности к определенной группе. Компонентами ритуального акта (первоначально группового, коллективного) выступают стандартизованные, часто ритмически организованные, жесты, движения, чтение вербальных текстов, совершаемые в специфических ситуациях психологического напряжения или расслабления - от массового экстаза до индивидуальной молитвы и медитации. Ритуальные акты часто связаны также с определенными эстетическими феноменами в архитектуре, одежде, музыке, атрибутике и т. д.

В религиозных системах ритуал обычно соотносится с мифом, который может трактоваться как архетипического ритуального акта. В более развитых культах ритуал выступает в качестве вторичного элемента по отношению к определенному мифологическому тексту, но имеет самостоятельное значение.

Наиболее общие функции ритуала в религиозных культах могут быть сведены к трем основным типам. Во-первых, ритуал выражает определенное к священному (поклонение , жертва, молитва). В отличие от целенаправленных магических, колдовских и т. п. актов, ритуальное действие - если рассматривать его в условно чистом виде - символично, не ориентировано на достижение какого-либо непосредственно практического результата. Во-вторых, посредством ритуала закрепляется принадлежность (приобщение) к сакральнозначимой группе, культовому сообществу В-третьих, с помощью ритуала утверждается сакральный предельнозначимых переходов - между жизнью и смертью, между возрастными и статусными группами. Ритуал перехода (в культурной антропологии - rites de passage) определяет универсальную внутреннюю структуру любого ритуального акта, поскольку он всегда обозначает преодоление сакрального барьера между различными сферами, периодами и состояниями бытия. Ритуал служит закреплению , поскольку он обычно воспроизводит наиболее архаические (архетипические) культовые структуры; аналогичную роль играют похоронные ритуалы, связанные с культовым почитанием предков, могил.

Соотношения коллективных и индивидуализированных, экстатических и аутических компонентов ритуала в культовой практике различных конфессий существенно различаются как по месту, так и по смыслу В некоторых квазирационализированных формах современного протестантизма ритуал фактически ограничен групповой и личной молитвой; в то же время в католицизме и православии развитая коллективных ритуалов служит основой деятельности церкви как института и сообщества верующих.

Формировавшиеся в процессе секуляризации публичной и частной жизни светские ритуалы в значительной мере унаследовали внешнюю (в т. ч. психологическую) структуру соответствующих культовых актов, лишив их сакрального содержания Как официально-государственные церемонии (инаугурации, парады, встречи), так и торжественное оформление событий, связанных с переменами в гражданском состоянии, статусе, - светские ритуалы отмечают приобщения индивида к социальному сообществу и перехода от индивидуальных ценностей к коллективным. В зависимости от восприятия светского ритуала его участниками он может выступать и как чистая условность (своего рода групповая ), и как средство массовой экзальтации, элемент квазисакрального политического или иного группового культа. Особенно важную роль играют ритуалы в таких специфических формах социальной организации, как армия, военизированные социально-политические движения и режимы, молодежная и др.

Лт.: Религия и общество, хрестоматия под ред. В. И. [араджи. М., 1996; Леви-СтросЛ. Структурная . М., 1985; ТернерВ. Символ и ритуал. М., 1983; Durkheim E. Les formes élémentaires de la vie religieuse, 4 éd. P., I960; KroeberA. L. Thé nature of culture. Chi., 1952.

Ю. А. Левада

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Толковый словарь Ушакова

Церемония, церемониал, обряд; порядок, инициация Словарь русских синонимов. ритуал см. обряд Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

ритуал - согласно Э. Фромму символическое выражение мыслей и чувств посредством действия, общего для многих и выражающего общие стремления, основание коих лежит в общих ценностях. Различаются: 1) ритуал рациональный выражающий стремления, ценные для… … Большая психологическая энциклопедия

- (от латинского ritualis обрядовый), вид обряда; исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в том числе речевых). Выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В… … Современная энциклопедия

Большой Энциклопедический словарь

Исторически сложившаяся форма неинстинктивного предсказуемого, социально санкционированного упорядоченного символич. поведения, в к рой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в… … Энциклопедия культурологии

- (от лат. ritualis обрядовый) вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних… … Политология. Словарь.

Ритуал - порядок проведения обряда, в том числе похоронного. Может включать сценарий обряда, тексты речей и песнопений, описание одежды и атрибутики, репертуар сопровождения, режиссуру и ремарки к ней.

Что такое ритуалы с точки зрения эзотерики, а тем паче - магии? Начнем с того, что это - действия. И как любые действия, они направлены на что-либо. В случае с ритуалами это - ориентация на достижение каких-либо целей. И особенностью такой деятельности является ее изначально невидимая связь с последующими результатами. То есть, если вы, чтобы купить машину, идете работать и откладываете деньги - это не ритуал. А вот если вместо этого вы практикуете магический обряд для улучшения материального состояния, то вот это уже ближе к делу. Такая деятельность называется ритуальной.

В эзотерике этому действию отведена достаточно большая роль. Практически ни одна сторона этого учения не обходится без ритуалов и обрядов. Многие из них дошли до нас из глубины веков.

Что такое ритуалы, которые достались нам по наследству от предков?

К подобным действиям относится та же медитация. Это - ритуал, предназначенный для расслабления и освобождения от посторонних мыслей. Не менее значимы были в жизни наших предков обрядовые действия, предназначенные для привлечения урожая, хорошей погоды или теплой зимы. Сейчас такие ритуалы и обряды также используются различными магами и гадалками.

Пример

В разных культурах магическая деятельность носит различный характер, исходя из целей и желаний людей. Более того, могут отличаться даже обряды внутри одного народа от города к городу. Ярким примером того, что такое ритуалы одного конкретного края, может послужить обряд Троецыплятницы. Это самобытный обряд, проводимый вятскими женщинами для привлечения удачи. Его начинали по таким поводам, как болезни в семье, тяжелые роды, несчастья. В отличие от многих других ритуалов, он не привязан к конкретному времени проведения. Осуществляют обряд Троецыплятницы только женщины рода - вдовы, замужние по первому разу, повитухи. Они собирались за столом на обед, завешивали окна и закрывали двери дома. Проходил обряд в полном молчании, не позволялось даже улыбаться.

За время обеда съедалась сваренная в горшке курица, которая высидела три выводка цыплят - отсюда и название обряда. После окончания обряда внутренности, перья и кости птицы в горшке закапывались за оградой села. Такое поведение восходит корнями еще к языческим временам, когда курицу приносили в жертву божествам.

Что такое ритуалы?

Это символическая деятельность, которая имеет четкий регламент, в частности речевые паттерны. Сейчас в современной культуре они также играют свою роль. Всем известна традиция поднимать бокалы с шампанским на Новый Год ровно в полночь. Это тоже своего рода ритуал. А вот те, кто, помимо этого, еще и с боем курантов стараются успеть загадать желание, записать его на бумажке, сжечь и затем пепел выпить с игристым напитком, уже проводят настоящий обряд на привлечение удачи.

Сегодня чаще всего имеют направленность на материальное благополучие, любовь и удачу в бизнесе. Такие обрядовые поводы, как урожай, погода или теплая зима отходят в прошлое, поскольку видимой существенной роли в жизни обычных людей они не играют. Вечными же остаются ритуалы, призванные поддержать здоровье, способствовать сохранению семьи и рождению детей - ведь и поводы для их применения не теряют актуальности.

РИТУАЛ - стереотипная последовательность действий, выполняемая в определенных обстоятельствах. Ритуал, как древний, так и современный, одинаково символичен. Он призван победить бесформенность времени. Участники ритуала ощущают, что это рубеж, за которым начинается качественно другая жизнь, поэтому каждому такому переходу способствует празднование и ощущение перерождения. Ритуал позволяет человеку отрешиться от повседневной рутины.

Ритуал сопровождает человека от рождения до смерти. Множество ритуалов включает в себя бытовое поведение человека. Например, приветствуя знакомого, мы совершаем стандартную серию жестов и произносим традиционные фразы, смысл которых осознается нами лишь отчасти. Более того, ритуализированное поведение освобождает нас от необходимости обдумывать каждый свой шаг и каждое слово. Видимо, именно это имел в виду Конфуций, когда сказал своему пасынку, что "ритуал дает опору в жизни". Таковыми являются регистрация ребенка, поступление в школу и ее окончание, проводы в армию или поступление в институт, проводы на пенсию и т. п.

В отличие от бытового поведения мирянина, поведение мистика не терпит неосмысленных действий. Любой мистический ритуал состоит из жестов и слов, наделенных глубоким символическим или магическим значением, которое должно быть воспринято и усвоено человеком, выполняющим данный ритуал. Из ритуалов можно упомянуть такие, как причастие (ритуальное поедание освященной пищи, отождествляемой с телом божества), освящение (как правило, омовение освященной водой, сопровождаемое произнесением молитв или заклинаний), свадьба (символическая инсценировка мифа о бракосочетании Неба и Земли), погребение (сложная последовательность действий, позволяющая душе усопшего "отойти с миром"), заклинание духов и пр.

Мифология архаической эпохи была ориентирована на установление образца, инсценированного посредством ритуала. Именно последний обеспечивал незыблемость уклада. Традиционно большое внимание конспирологической литературы приковано к эзотерике масонского ритуала, в котором обнаруживаются две тенденции мести профаническому миру за убийства архитектора Иерусалимского храма Адонирама и гроссмейстера тамплиеров Ж. де Моле. Квинтэссенцией конспирологической интерпретации обрядов является мифологема ритуального убийства. Актуализируется средневековый мифологический архетип о ритуальных жертвоприношениях евреев. С одной стороны, в качестве ритуального убийства преподносится смерть представителей собственного политического лагеря. С другой - массовые изуверства периода войн и террора также интерпретируются как следствие реализации ритуала. Например, в ранах на телах убиенных иногда усматривается рисунок, свидетельствующий о ритуальной казни.

В ритуале нет зрителей, только участники. Знать ритуал означает войти в его ритм, ощутить себя частью всего мира, приобщиться к событиям вселенского масштаба. Поэтому ритуал не проводит четкой грани между священным и непристойным. Карнавалы или, например, праздник дураков в такой же степени, как и религиозные ритуалы, позволяют человеку радикально нарушить течение жизни и испытать экстаз.

Источ.: Багдасарян В. Э. Проблема мифологизации истории в отечественной литературе 1990-х гг. М., 2000; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.

Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

1. Выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо, церемониал. 2. Совокупность обрядов, сопровождающих какой-либо религиозный акт и составляющих его внешнее оформление. 3. Стандартные элементы бытового поведения человека. Например, приветствуя знакомого,...

Философский словарь

Установленный порядок действий. В нашем случае целесообразно отнести ритуал к гуманоидным механизмам запуска негуманоидных процессов. Бернард Шоу (?) рассказывал, что однажды он был в гостях у турецкого султана и наблюдал картину, когда два раба играли в какую-то игру и один...

Новейший философский словарь

РИТУАЛ (лат ritualis - обрядовый, ritus - торжественная церемония, культовый обряд) - одно из основных понятий этнологии и культурной антропологии, позволяющее адекватно отобразить своеобразие человеческого поведения в "далеких" культурах (прежде всего - архаических и...

Психологическая энциклопедия

(Ritual) - служба или церемония, проводимые с религиозной или терапевтической целью или намерением, как сознательным, так и бессознательным.ьные действия основываются на мифологических и архетипических темах, выражают их содержания символически, полностью вовлекают человека и...

Психологическая энциклопедия

- (от лат. ritualis - обрядовый) в этологии, термин К. Лоренца - церемониальные действия у стадных животных; в психологии, термин Э. Эриксона - повторяющиеся действия, имеющие значение для всех участников взаимодействия, развивающиеся по стадиям жизненного цикла, сохраняющие...

лат. – порядок) – строго определенный порядок действий с использованием символических действий и предметов. В религии ритуалы включают в себя молитву, крестное знамение, жертвоприношение, причащение, крещение и др. Они включаются в различные требы и богослужения: совершаются коллективно, в семье и индивидуально. Они являются основой бытия, отличительной особенностью коллективной психики. Исполнение ритуалов приносит удовлетворение как следование традициям, их поддержание, так и в эмоциональном плане обострения чувств и отношений к тому, по отношению чего они совершаются. Ритуалы возникли очень давно. Ими пользуются знахари, колдуны как магическими действиями, связывающими человека с силами природы. Ритуалы входят в обряды детских и молодежных организаций, т.е. там, где дело имеют с символикой (вынос знамени, приема в организацию). Существуют ритуалы в народной культуре, например, преподнесение «хлеба-соли» гостям. Много ритуальных элементов в свадьбе, похоронах.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Ритуал

от лат. ритуалис - обрядовый) - совокупность обрядных действий, "одна из форм символического действия, выражающего связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей, проявляющаяся в регламентированной последовательности действий". Антрополог В. Тернер определил ритуал как "стереотипную последовательность действий, охватывающих жесты, слова и объекты, исполняемые на специально подготовленном месте и предназначенные для воздействия на сверхъестетсвенные силы или существа в интересах и целях исполнителей; ритуалы могут быть сезонными, зависящими от обстоятельств, по случаю бедствия, гадания, церемонии посвящения, жертвоприношения". "Важнейшим фактором, связанным с сущностью ритуала, является язык, прежде всего язык мифа, развитие речевого общения, изобразительного искусства, пения, танцев. Возникновение и развитие речевого общения, изобразительного искусства, пения, танцев в первобытном обществе связывают с исполнением охотничьего ритуала, в котором принимала участие вся группа. Функции ритуала: регламентирует социальное поведение индивида; обучает своих участников различать сакральное и профанное; регулирует взаимоотношения людей с сакральным, служа мостом перехода от профанного к сакральному и обратно; выражает кульминацию священного; ритуалы перехода облегчают индивидууму трудности адаптации к новой социальной роли".

Словарь Ушакова

Ритуал

ритуа л , ритуала, муж. (от лат. ritualis - обрядовый) (книж. ). Установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-нибудь религиозного акта. Ритуал погребения. Ритуал свадьбы.

| Церемониал, выработанный обычаем порядок совершения чего-нибудь. Ритуал приема послов. По ритуалу.

Политическая наука: Словарь-справочник

Ритуал

(от лат. ritualis обрядовый)

вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних религиях служил главным выражением культовых отношений. Ритуал играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания. В современном обществе сохраняется главным образом в области церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений (гражданская обрядность, этикет, дипломатический протокол и т. п.).

Культурология. Словарь-справочник

Ритуал

☼ исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемого, социально санкционированного, упорядоченного символич. поведения, в к-рой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей. С понятием Р. тесно связаны понятия "церемония", "обряд", "обычай", "этикет". Нередко эти термины используются как синонимы, однако предпринимались многочисл. попытки их разграничить. Одной из важнейших проблем исследования Р. была проблема его определения. Большинство исследователей рассматривали Р. как категорию поведения, религиозного по характеру и преследующего религ. цели. Р. определялся как религ. практика (У. Робертсон-Смит, 1889), "правила поведения, к-рые предписывают, как человек должен себя вести в присутствии священных объектов" ( , 1912), магич. драматизация обычной деятельности, проистекающая из склонности человека воспроизводить те действия, к-рые дают ему чувство собственной силы (Дж. Харрисон, 1913). Эти определения подчеркивали принадлежность Р. к сфере сакрального (см. ), нерац., неутилитарного, в противоположность профанной, утилитарной, рац. повседневной деятельности. включал в Р. не только религиозную, но и магич. практику; он связывал Р. с потребностью человека в чудесах, проистекающей из ощущения своей ограниченности, и определял его как "традиционно разыгрываемое чудо". Дж. Гуди (1961) определял Р. как "стандартизованное поведение, в к-ром отношение между средствами и целью не является подлинным (т.е. либо иррационально, либо нерационально)". М. (1962) разграничил Р. и церемонию, определив церемонию как "сложную организацию человеч. деятельности, к-рая не является по сути технической или рекреационной и к-рая включает способы поведения, выражающие социальные отношения", а Р. - как более ограниченную категорию церемониальной деятельности, связанной с мистич. и религ. представлениями.

В 19 – пер. пол. 20 в. большое место в изучении Р. занимали споры о взаимоотношении Р. и мифа. Одни антропологи отстаивали первичность Р. и рассматривали миф как его закрепление, объяснение, рационализацию (Робертсон-Смит, Э. ); другие считали первичными мифол. и религ. представления и соответственно вторичным разыгрывание, или внешнее выражение, этих представлений ( , Харрисон, Малиновский, Гуди). В наст. время этот вопрос снят: Р. и миф рассматриваются как две формы выражения одной и той же символики, ни одна из к-рых не может быть признана первичной по отношению к другой.

Важный вклад в изучение Р. внесли и функциональная школа (см. ) в англ. антропологии. В функционализме Р. рассматривался как поведение, обращенное к священным объектам, и по существу как символ, выражение социальных отношений. Дюркгейм (1912) разработал подробную классификацию Р., разделив их на негативные, или аскетические, связанные с запретными объектами (табу), и позитивные. В позитивные он включал Р. имитации; "представительные", или памятные Р. (напр., Р. почитания предков); жертвоприношения; искупительные Р. Социальной функцией Р. он считал укрепление коллективных чувств и поддержание социальной солидарности. А. ван Геннеп (1908) исследовал и описал церемонии, связанные с кризисами индивидуального жизненного цикла (рождением, половым созреванием, заключением брака, смертью и т.д.) и событиями календарного цикла, объединив их в категорию "обрядов перехода". Он обнаружил, что обряды перехода подчиняются той же модели, что и обряды инициации, и служат перемещению индивида из одного статуса в другой, к-рое происходит в три этапа: отделение индивида от группы, переход и воссоединение с группой. (1925) рассматривал акты дарения (или обмена) как "принудит. акты ритуального типа, в к-рых обмениваемые предметы являются средством мистич. власти". (1922) разработал понятие "ритуальной ценности"; он утверждал, что объектами, к-рым придается ритуальная ценность, являются объекты, социально значимые для мирских, практич. целей, и что обычно ритуальная ценность не придается предметам роскоши. Он считал, что отправление Р. создает чувства, функционально важные для интеграции об-ва. В функционализме недостаточное внимание уделялось символике Р.: эта тема исследований стала одной из важных тем франц. а (), где Р. изучается как "язык", или знаковая система, с применением методов структурной лингвистики. (1962) исследовал Р. ролевой инверсии, названные им "Р. восстания". Он рассматривал "Р. восстания" как драматич. формы реагирования агрессивности (враждебности), к-рая неизбежно накапливается в об-вах, где имеют место неравенство и иерархич. отношения, и к-рая в повседневной, "мирской" жизни не может быть разряжена. Т.о., эти Р. выполняют позитивную функцию (катартическую), дают возможность символич., социально санкционированного высвобождения агрессивной энергии, уменьшая тем самым вероятность реальных конфликтов и способствуя укреплению социального порядка. Э. (1961) рассмотрел Р. как выход в сферу "сакрального", где действуют иные пространство и время и где нормы "мирской", повседневной жизни теряют свою значимость. С этим он связал наличие в религиозных Р. аскетич. и экстатич. компонентов: первые интенсифицируют нормативные ограничения "обыденной" жизни, вторые их упраздняют. М. Блок (см. ) и Ф. Барт (1975) исследовали использование Р. как средства мистификации властных отношений в стратифицированных об-вах. В то время как большинство исследователей относили Р. исключительно к сфере магико-религиозного поведения, ряд исследователей интерпретировали Р. как особый аспект любого поведения. Лич (1954) утверждал, что между ритуальными актами и привычными действиями невозможно провести четкую границу, и что каждое действие имеет тех. (практич., инструментальный) и ритуальный (символич., коммуникативный) аспект. Т.о., каждое действие имеет ритуальное измерение. Э. (1967) рассмотрел рутинные действия повседневной жизни как Р. и назвал их "Р. взаимодействия" (Р. приветствий, Р. разговорного взаимодействия и т.д.). Эти Р. он связывал с развитием в совр. об-вах особого, религиозного по своей природе, культа, центр. священным объектом к-рого является человеч. личность (индивидуальное Я). В микросоциологии Р. Коллинза для обозначения этой категории ритуалов используется термин "естеств. ритуалы". В этологии (К. ) и этологич. антропологии (И. Эйбл-Эйбесфельдт и др.) анализ Р. и процесса ритуализации - одно из важнейших направлений исследований. Здесь ритуалы рассматриваются как модели поведения, выполняющие гл. обр. коммуникативную функцию, а также функции контроля агрессивности, консолидации групп, формирования системы культурных символов.

Лит. : Myth, Ritual and Kinship. Hooke S.H. (ed.). Oxf., 1958; Harrison J.E. Ancient Art and Ritual. L., 1951; Gennep A. van. The Rites of Passage. L., 1960; Goffman E. Interaction Ritual. L., 1972.

В.Г. Николаев.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Словарь по мифологии М. Ладыгина.

Ритуал

Ритуа́л - совокупность обрядовых действий, их содержание и последовательность.

Источники:

● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...