Андрей Мазур: биография. «На его службах ощущалось Царство Небесное

Архидиакон Андрей Мазур многое успел за жизнь: участвовал в Великой отечественной Войне, был ротным запевалой, учился в консерватории, заведовал трапезным храмом и хлебопекарней, много путешествовал и служил с патриархом Алексием II.

Болезнь ног заставила отказаться от службы в храме, но в сане Андрей Мазур оставался до самой смерти в 2008 году.

Андрей Мазур родился в Польше, но позже его родные земли вошли в состав СССР

день рождения Андрея Мазура

Андрей Лазаревич Мазур родился 8 декабря 1926 в Новом Кокореве. Это село тогда принадлежало Польской республике, а сегодня оно входит в состав Западной Украины.

Он рос в окружении верующих людей. Отец был церковным старостой. А вот с матерью маленький Андрей толком не успел пообщаться - она умерла, когда ему было около 4-х лет.

Церковный староста - это мирянин, который заведует церковным хозяйством.

Через год мальчик уже учился в польской школе. Русского языка он не знал, зато изучал православие. В 1939 Западная Украина вошла в состав СССР.

Андрей Мазур

Архидиакон

«У отца была земля, хозяйство, лошади. Я пас коров, когда еще даже не ходил в школу. И в поле работал, и косил, и ездил за дровами. В школе польский язык учил, и сейчас его хорошо помню. Польский учили как основной, а украинский ― как иностранный. По-русски стал учиться только в семинарии».

Забот по дому хватало: 8 гектаров, где требовалось пасти скот, пахать и косить.


Архидиакон Андрей Мазур на службе

Помимо учёбы и труда, юный Андрей уделял время церкви. Ходил в храм отца, где пел в хоре.

Перемены, которые принесла советская власть, не радовали Андрея Лазаревича:

Андрей Мазур

Архидиакон

« Раньше все у нас были верующими, до 1939 года я не видел ни одного неверующего человека. Советская власть пришла ― и началось: гонения, раскулачивания. Высылали в Сибирь ― родственников моей матушки выслали ни за что: объявляли кулаками за пять гектаров земли, корову и лошадь…

В общем, брали всех, кто был чуть-чуть побогаче, чем бедный. Вообще у нас ни нищих, ни особо богатых не было, были бедные и средние».

Андрей Лазаревич участвовал в боях за Берлин, но его демобилизовали по здоровью

В 1943 году Андрея Лазаревича призвали в Красную Армию, но к счастью для него, советская власть относилась к полякам настороженно.

Андрей Мазур

Архидиакон

«Мне очень мало пришлось воевать. Нас, «западников», почему-то на фронт не пускали, держали в Марийской республике ― считали, что мы ненадежные, бандеровцы, если что, переметнемся на сторону врага. Под конец уже послали, когда были бои за Берлин.

Должность, которую получил будущий священник, - командир отделения миномётчиков. Также он был ротным запевалой.

Из-за плохого питания Андрей Лазаревич угодил в госпиталь. И не удивительно: ведь среди солдат считалось удачей угодить в наряд по кухне, чтобы запечь очистки от картошки. Иногда случились и удачные дни - когда посылки с едой из дома доходили, но так происходило далеко не всегда. Из-за проблем со здоровьем Андрея Мазура демобилизовали.

В армии Андрей Лазаревич освоил русский язык. Точнее, научился на нём разговаривать.

Что же касается письменности, то в ней он успехов не имел, да и вряд ли мог бы найти время для серьёзного её изучения.

Андрей Лазаревич пел в хоре Почаевской лавры, нёс другие послушания и женился перед получением сана

После госпиталя Андрея Лазаревича хотели направить в школу милиции. Такая участь ему не нравилась, и отец нашёл выход - отвёз сына в Почаевскую лавру.

У него выявили бас и взяли в хор. Одновременно назначили послушания:

  • заведовать хлебопекарней;
  • заведовать просфорней;
  • заведовать трапезным храмом.

Затем, в 1948 году, была Московская духовная семинария (тогда - «Богословский институт») при Новодевичьем монастыре - в ней-то послушник освоил русскую письменность.

Андрей Лазаревич недолго учился в Московской консерватории, но не смог совмещать с семинарией и бросил.

Не всё складывалось благополучно, советская власть напоминала о себе:

Андрей Мазур

Архидиакон

«Помню, когда учился в семинарии, во время занятий приходили красноармейцы и брали людей, сажали в тюрьму, потом отправляли в Казахстан. В Почаевской лавре прямо во время службы приходили в шапках в собор и забирали священников. Брали каждого десятого».

Но Андрей Лазаревич избежал страшной участи.

Однажды друг пригласил его в Пермь.

В те годы православию приходилось тяжело, так что никто особо не выбирал священнослужителей. Один из дьяконов местного архиепископа Иоанна Лаврененко любил выпить. Иногда доходил до такого состояния, что не мог выполнять обязанности.

Тогда архиепископ обращался к Андрею Лазаревичу - просил читать Апостол. Однажды он сказал, что послушнику пора принять сан. Но тот возразил, что ещё не женился.

Архиепископ Иоанн вручил послушнику деньги и сказал, чтобы тот ехал домой жениться.

Архиепископ Иоанн посоветовал Андрею Мазуру жениться

Андрей Мазур

Архидиакон

«Поехал я в родную деревню. Дочь местного батюшки хотела за меня выйти, но ее родители не пустили: ехать же надо было со мной на Урал. Согласилась только одна ― добровольно поехала в Сибирь».

Затем Андрей Лазаревич закончил учёбу и принял духовный сан.


Несмотря на гонения отец Андрей служил во многих храмах и пел в хоре

в этом году отец Андрей переехал служить в Ленинград

В 1950 отец Андрей стал протодиаконом Пермского кафедрального собора - служил у того самого архиепископа Иоанна, который посоветовал жениться.

В 1957 году понадобилось переехать в Ленинград. Только там стало понятно, насколько действительно тяжело приходилось священникам:

Андрей Мазур

Архидиакон

«Я увидел настоящие гонения. Митрополитам разрешали служить только в Никольском соборе, он был кафедральным. Если митрополит хотел служить в другом храме, требовалось разрешение уполномоченного по делам религий. Нам тоже запрещено было служить в других храмах.

В Крещение, когда люди стояли в очереди за святой водой, мы иногда выносили воду на улицу, чтобы сократить очередь, но если приходил уполномоченный, вынуждены были возвращаться в храм».

До 1968 года отец Андрей служил протодиаконом Троицкого собора Александро-Невской лавры. Туда его назначил митрополит Никодим. Эту деятельность протодиакон совмещал с другой - был регентом в будничном хоре.

Затем его перевели в Ленинградский кафедральный собор, где отец Андрей двадцать два года участвовал в богослужениях и пел в хоре.


Отец Андрей обращал внимания на проблемы Церкви: плохое образование, разрушенные храмы, равнодушие молодёжи

Отец Андрей много рассуждал о проблемах православной Церкви. Особо его занимала тема того, что она не популярна среди молодёжи. Но не забывал он и о других трудностях:

Андрей Мазур

Архидиакон

« Далеко не все из тех, кто называет себя православными, воцерковились, молодежь в основном далека от Церкви. В городах люди жалуются, что много работают, нет времени ходить в храмы.

В селах мало храмов, часто они находятся вдали от деревень, а живут в деревнях в основном пожилые люди, им дойти тяжело. И священников в деревнях нет богословски образованных: раньше, бывало, если человек знал «Отче наш» и «Верую», его рукополагали. <…>

Много бедных приходов с полуразрушенными храмами. В Москве и в Петербурге этого практически нет, а в провинции многие священники вынуждены работать еще и на светской работе, иначе просто не прожить».

Алексий II возвёл отца Андрея в сан архидиакона, и тот благодарно продолжал служение

В 1990 году патриарх Алексий 2 назначил Андрея архидиаконом. С тех пор тот служил с ним и сопровождал в различных поездках.

Андрей Мазур

Архидиакон

«У меня больше 80 выездов за границу. Я был и в Америке, и в Италии, и в Японии, и во многих других странах».

После смерти Алексия II Андрей стал помощником патриарха Кирилла. Однако служить Церкви в полную силу уже не мог. Болезнь ног мешала ходить в храм.

Однако этого от архидиакона и не требовали. Ему предоставили свободный график работы, лишь бы тот мог продолжать нести свою миссию.

Оглядываясь на прожитые годы, архидиакон Андрей рассуждал о счастье и называл себя счастливым человеком:

Андрей Мазур

Архидиакон

« Счастье в моей жизни – это служить Богу. 68 лет стоять у Престола со многими архиереями, с патриархами. Для меня счастье - богообщение. Ну и, конечно же, семья. Не всё было хорошо и гладко в жизни. У меня умерло два сына.

У одного была злокачественная опухоль; другой расстроился очень, стоя над могилой брата, и долго не прожил после его смерти - скоропостижно скончался. Остальное всё хорошо. И хотя я не служу сейчас, но всё равно нет причин жаловаться.

С патриархом я не служу, потому что у меня очень болят ноги. Мой зять, священник, построил храм. Я туда хожу на каждую службу. Для моих 88 лет это счастье - самому еще ходить в храм».

Со смертью архидиакона Андрея в 2018 году прошла целая эпоха православной Церкви, за преданную службу он получил много наград

день смерти Андрея Мазура

3 мая 2018 года архидиакон Андрей Мазур ушёл в иной мир. На тот момент ему было 92. Его отпевали 5 мая в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.

Когда умер архидиакон Андрей, стало ясно, что с ним ушла целая эпоха. Этот человек отдал служению православной Церкви - целых семьдесят лет жизни.

В оценке его деятельности современники не стеснялись в эпитетах и называли архидиакона легендарной фигурой. Отмечали, что он был сторонником и популяризатором «красивых богослужений». Эта традиция едва не исчезла в советские годы, когда старые батюшки торопились быстро провести службу и разойтись по домам, чтобы принять лекарства.

Архидиакон Андрей любил яркие, торжественные службы

Архидиакон Андрей был не таков, а потому приветствовал торжественность в службах. Его бас красиво выделялся и запоминался прихожанам.

Собственно, особую роль этого священнослужителя подчёркивает его сан - архидиакон.

Архидиакон - это старший иеродиакон. Получить такое звание можно в двух случаях:

  • за особые личные заслуги;
  • за многолетнюю безупречную службу.

За жизнь архидиакон получил множество наград - как военных, так и церковных. Самые значимые из них:

  • орден Отечественной войны 2-й степени (1985);
  • медаль «За взятие Берлина» (1945);
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945);
  • орден равноап. вел. кн. Владимира 3-й степени (7 декабря 1996, в день семидесятилетия, от патриарха Алексия II);
  • орден равноап. вел. кн. Владимира 1-й степени (2 декабря 2011);
  • орден прп. Серафима Саровского 3-й степени;
  • орден прп. Серафима Саровского I степени (2015);
  • орден свт. Иннокентия Московского I степени (2016).

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

3 мая 2018 года в Санкт-Петербурге на 92-м году жизни отошел ко Господу Патриарший архидиакон Андрей Мазур, сообщает Патриархия.ru.

Отец Андрей родился 8 декабря 1926 г. в селе Новый Кокорев близ Почаевской лавры в верующей семье крестьян. С малых лет вместе с родителями посещал Почаевскую лавру.

После демобилизации в 1946 г. поступил послушником в Почаевскую лавру, где пел в монастырском хоре и был помощником келаря. Через два года поступил в Московскую духовную семинарию, располагавшуюся тогда в Новодевичьем монастыре Москвы.

В 1950 г. принял диаконский сан, а через три месяца был поставлен протодиаконом Пермского кафедрального собора. Прослужив в соборе шесть лет, переехал в Ленинград, где служил в Троицком соборе Александро-Невской лавры и был регентом будничного хора.

В 1968 г. переведен в Ленинградский кафедральный собор, где продолжил протодиаконское служение и пел в хоре духовенства под руководством протодиакона Павла Герасимова.

В 1990 г. назначен Патриаршим архидиаконом.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной Патриаршего архидиакона Андрея Мазура:

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Варсонофию, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому

Клиру Санкт-Петербургской епархии

Ульяне Васильевне Мазур, родным и близким архидиакона Андрея Мазура

Ваше Высокопреосвященство! Всечестные отцы!

Дорогая матушка Ульяна! Братья и сестры!

Примите искренние соболезнования в связи с кончиной одного из старейших клириков Санкт-Петербурга - архидиакона Андрея Мазура.

Отец Андрей прожил долгую и насыщенную событиями жизнь, главным смыслом и содержанием которой было беззаветное и самоотверженное служение Господу и Его Церкви. Еще с детских лет почивший полюбил красоту и стройность православного богослужения. Огромное влияние на его духовное становление оказали посещения Почаевской Успенской лавры, где он неоднократно бывал вместе со своими благочестивыми родителями, привившими своему чаду любовь к Дому Божиему и желание восхвалять Творца всяческих.

В непростые годы атеистического давления на Церковь отец Андрей принял твердое решение посвятить все силы и таланты прославлению имени Христова. Он никогда не изменял своему призванию, не сходил с этого трудного, однажды им избранного пути, во всех обстоятельствах жизни являя горячую веру и непоколебимую решимость следовать за Господом.

Мне довелось хорошо знать покойного священнослужителя. Я прекрасно помню его труды под омофором Преосвященного Никодима, митрополита Ленинградского и Новгородского, у которого ему Промыслом Божиим суждено было нести послушание, помогая ему свидетельствовать о красоте и истинности Православия.

Без малого семь десятилетий отец Андрей с усердием и благоговением совершал труды в диаконском сане. Из них почти три десятилетия он являлся Патриаршим архидиаконом. Наделенный от Господа необычайно красивым и уникальным по тембру голосом, отец Андрей умел создать особый молитвенный настрой в храме, совершая богослужение особо торжественно и величественно.

Он обладал подлинно христианским устроением души и замечательными человеческими качествами, за что его искренне любили не только собратья-сослужители, но и простые верующие.

Да упокоит Всещедрый и Премудрый Бог душу верного Своего раба и служителя во стране живых, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, и сотворит ему вечную и блаженную память.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Беседа с архидиаконом Андреем Мазуром

8 декабря – день рождения архидиакона Андрея Мазура: ему исполняется 89 лет. Вот уже почти 70 лет несет он свое служение Церкви, начатое в Почаевской Лавре послушником и певцом в лаврском хоре, продолженное протодиаконом в Пермском кафедральном соборе, а в 1957–1990 годах – в Ленинграде: в Троицком соборе Александро-Невской Лавры и Ленинградском кафедральном соборе. Служа в Лавре, отец Андрей исполнял и послушание регента будничного хора; позднее пел в хоре духовенства под руководством протодиакона Павла Герасимова. С 1990 года отец Андрей – патриарший архидиакон.

Яркий и красивый бас архидиакона Андрея, его вдохновенность придавали особую торжественность богослужениям, в которых он участвовал. Его жизнь – пример преданного служения Церкви Богом данным талантом и следования своему призванию.

Портал «Православие. Ru », его редакция и читатели сердечно поздравляют архидиакона Андрея Мазура с днем рождения, желают ему здравия и крепости. Многая лета!

Архидиакон Андрей Мазур

Накануне дня рождения архидиакона Андрея мы побеседовали с ним по телефону – о том, о чем чаще всего говорят и чего более всего желают в праздник: о счастье, любви, вере.

– Отец Андрей, в одном из своих интервью на вопрос, считаете ли вы себя счастливым человеком, вы ответили: «Безусловно, да». Что такое счастье, и как надо жить, чтобы почувствовать себя счастливым?

– Счастье в моей жизни – это служить Богу. 68 лет стоять у Престола со многими архиереями, с патриархами. Для меня счастье – богообщение. Ну и, конечно же, семья. Не всё было хорошо и гладко в жизни. У меня умерло два сына. У одного была злокачественная опухоль; другой расстроился очень, стоя над могилой брата, и долго не прожил после его смерти – скоропостижно скончался. Остальное всё хорошо. И хотя я не служу сейчас, но всё равно нет причин жаловаться. С патриархом я не служу, потому что у меня очень болят ноги. Мой зять, священник, построил храм. Я туда хожу на каждую службу. Для моих 88 лет это счастье – самому еще ходить в храм.

У меня уже пять внуков и шесть правнуков, так что, слава Богу, всё отлично.

Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в день памяти святителя Филарета. 2 декабря 2011 г.

Вы заговорили о семье. Со своей супругой вы вместе уже 65 лет…

– Больше: 68 лет. (Смеется.)

– Дайте, пожалуйста, совет молодым людям, молодым священникам, как жить так, чтобы отношения в семье были всю жизнь хорошими.

– Самое главное – любовь. Я женился в очень трудное время на Западной Украине. Я, служа в армии, защищал Родину, потом был в Лавре, потом в семинарии.

Поехал в родную деревню, чтобы жениться. Дочь местного батюшки хотела за меня выйти, но ее родители не пустили: ехать же надо было со мной на Урал. Согласилась только одна – добровольно поехала так далеко. Слава Богу, живем вместе уже 68-й год – была и серебряная свадьба, и золотая, и бриллиантовая. (Смеется.)

После женитьбы принял сан. Моя мечта сбылась. Я с детства мечтал служить Богу. Он мне дал и голос, и здоровье отличное. Богослужение – это самое большое счастье. Объездил и повидал весь мир, еще начиная с митрополита Никодима (Ротова), потом при патриархах Алексии II и Кирилле. 71 раз выезжал за границу в советское время! Мне пришлось защищать Православие. Голос привлекал людей не только православных, но и инославных – вот оно счастье.

Отец Андрей, вы сказали, что главное в семье – любовь. А что такое любовь? Как она проявляется?

– Любовь – это мир, благополучие, служение Церкви. Я это всё любил с детства. Больше ничего добавить не могу.

– Какими правилами вы руководствуетесь при воспитании своих детей, теперь уже внуков и правнуков? Что главное для родителей?

– Правилам меня научили родители – своим примером и отношением к жизни и друг к другу. Я родился в простой семье в Западной Украине – тогда это была часть Польши. У нас там гонений на веру не было, советская власть пришла позже – в 1939 году. Я старался всем, чем мог, помогать семье. А что можно еще сказать? Как украинцы говорят:

Де згода в сімействі, там мир і тишина,
Блаженні там люди, блаженна сторона.
Їх Бог благословляє, добро їм посилає
І з ними ввік живе і щастя їм дає.

По-русски:

Где согласие в семействе, там мир и тишина,
Блаженны там люди, блаженна сторона,
Их Бог благословляет, добро им посылает
И с ними вовеки живет и счастье им дает.

На жизнь, слава Богу, я не жалуюсь и переношу с любовью свои болезни и скорби. Я люблю службу. Стоять у престола – это самая большая любовь моей жизни, а потом и семья.

Патриаршее служение в Сретенском монастыре

Построили храм рядом, а ходят единицы. Помогаю воцерковить людей

– Вы наблюдали возрождение церковной жизни в нашей стране, у вас огромный опыт служения в советской России. За последние 25 лет открылось много храмов, строятся новые, возобновилась монашеская жизнь. Всё вроде бы внешне благополучно. Но… Так что же еще необходимо, чтобы нам всем быть православными?

– Надо объяснять людям. В девятиэтажном доме, где я живу, практически никто не ходит в храм. Я очень расстроен, помочь надо этим людям. Построили храм рядом, а ходят единицы. Моя цель – чем могу, помогаю воцерковить людей.

А почему люди не ходят в храм, отец Андрей?

– Так воспитаны. Я живу в новом районе, и все «непослушные» из центра, с Невского, переехали сюда. Я считаю, они не ходят в храм, потому что так воспитаны. Мне в пожилом возрасте приходится уговаривать их, помогать им, чтобы уверовали в Бога. Это моя задача.

– Батюшка, сейчас мы переживаем сложный период в отношениях между Россией и Украиной. Как вы считаете, как нам, обычным людям, русским и украинцам, надо вести себя в этой ситуации? Что мы должны поставить во главу угла?

– Я – украинец, но всю жизнь прожил в России. Не знаю, что можно сделать, чтобы всё было хорошо. Это самый больной вопрос. Я учился в семинарии с Филаретом (Денисенко). Будучи в академии, мы были с ним «на ты». Он был отличным епископом, отличным митрополитом. Столько сделал! А потом что получилось?.. Когда я приехал с патриархом Алексием II в Киев, он, Денисенко, закрыл проезд во Владимирский собор. Лежали люди. А ведь приехал Патриарх! Так я расстроился, это моя Украина… Правда, я родился в Западной Украине. Хотя там тоже сильно притесняют православных. За Украину я очень болею. Не знаю, чем всё это кончится, очень сложно.

Батюшка, правильно я понимаю, что главное, чтобы в Церкви порядок был?

Украинская Церковь в очень сложной ситуации. Надо молиться Богу, чтобы всё было хорошо

– Да, конечно. Я очень переживаю. Власти [украинские] стараются порушить храмы, при случае закрыть. В России – в Питере, в Москве, – слава Богу, все хорошо сейчас. В Киеве – страшно, что будет. Патриарх не может поехать. Украинская Церковь в очень сложной ситуации. Надо молиться Богу, чтобы всё было хорошо.

– Отец Андрей, как молодые пастыри должны относиться к своему служению? О чем ни в коем случае нельзя им забывать?

Архидиакон Андрей Мазур

– В Питере много молодых пастырей, много новых храмов есть. Они окончили академию. К службе, к сожалению, относятся нехорошо. Все накупили «мерседесов», а в храме ничего не делают. Старые храмы часто в запустении. В советское время так было, после перестройки стало лучше, а сейчас будет так же, как при СССР. Если взять службу, я прихожу в храм, там на полиелей выходят все, после полиелея все садятся в машины и уезжают. Конечно, всё зависит от настоятеля. У меня зять священник, я говорю ему, он молчит. Он родился в неверующей семье. Я его провел в семинарию…Я люблю торжественные службы, как в Александро-Невской Лавре, как в Никольском соборе. Там еще порядок. В простых храмах – не всегда. Нет благочиния, и поэтому мало народа ходит.

Отец Андрей, дайте совет нам, молодым людям, как жить в Церкви.

Надо, чтобы все дети были верующими

– Тем, кто в сане, – служить Богу, это главное! Семье – тоже. Надо, чтобы в семье всё было хорошо, чтобы все дети были верующими. Слава Богу, я уже говорил, что у меня пять внуков и шесть правнуков. Я рад, что у меня в семье всё хорошо. Пока я жив, всё держится отлично. Я доволен всем. Я счастлив.

Это человек-эпоха, чье щедрое и усердное служение Богу и людям пришлось на один из самых сложных периодов исповедничества, а после и небывалого расцвета Русской Православной Церкви. Как и в те, и в другие времена служить «в Духе и истине» (Ин. 4, 24 )?

О новопреставленном патриаршем архидиаконе Андрее Мазуре вспоминают его сослужители и ученики.

«Он остается с нами!»

Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове:

Для нас уход отца Андрея Мазура - такая ощутимая утрата! На протяжении 30 лет он был клириком Елоховского собора. В последние годы он уже не мог служить, но в нем всегда оставалось все то же самое, как и раньше, трепетное сожаление, если он по какой-то глубоко обоснованной причине - тяжелой болезни, например - не мог служить. Он очень глубоко всегда эти моменты переживал, и даже не имея возможности участвовать в богослужениях, все равно непрестанно интересовался, что и как, сокрушался, как же это он не с нами. А мы ему говорили:

Отец Андрей, вы все равно с нами! Вы всегда в наших молитвах.

Это была взаимная потребность: ощущать соборное единство, ему - чувствовать себя частью клира, нам - его наследниками и продолжателями.

Он никогда не был за штатом. Еще ранее Святейшего Алексия II, который и перевез, став Патриархом, отца Андрея в Москву, его хотел сюда перевести из Питера также тогда еще только выбранный Патриархом митрополит Пимен (Извеков), но в Совете по делам религий тогда засуетились: «Нам его не надо, он привлекает людей».

Когда митрополит Кирилл стал Патриархом, он, отец Андрей рассказывал, спросил его:

Сколько лет вы служите?

Ваше Святейшество, мне уже 80 лет, ноги болят, сердце пошаливает!

У вас свободный график: нездоровы - лечитесь, а как получше себя чувствуете - служите, пожалуйста!

Он же и нынешнего Патриарха Кирилла и в чтецы вводил, и в диаконы, да и при всех его хиротониях присутствовал. Рассказывал, что, когда Святейший был еще молодым человеком, подсказывал ему, как с посохом ходить.

Это человек, который в самый тяжелый период, когда формировался клир возрождающейся Церкви, подводил к архиерейской хиротонии более 100 будущих архиереев, которые возглавили теперь кафедры, и все они за него сейчас молятся. Такая в нем сосредоточена полнота соборного опыта Святой и Апостольской Церкви.

Отец Андрей оставался всегда скромным, любящим, трепетным человеком

Но он никогда ничем подобным не надмевался, никогда не гордился. Отец Андрей, несмотря на все свои великие достоинства, таланты, авторитет, экстремальную высоту служения, несравненную степень единственного в своем роде звания патриаршего архидиакона, оставался всегда очень скромным, любящим, трепетным человеком. Он в полной мере разделял все труды. Никогда себя никому не противопоставлял. Ни на кого не смотрел сверху. И в течение своего без малого 70-летнего служения в диаконском сане был доступным, простым и усердным тружеником. Делился со всеми всем, что получил от Бога и неустанно в опыте соборном преумножал: знания, таланты, навыки, умения он расточал любвеобильно, щедро. Всех он знал, за каждого переживал и молился.

Его отношение к службе всегда было благоговейнейшим, оно породило целую плеяду служителей Церкви, которые, глядя на него, загорались этой ревностью к богоугождению.

Самому мне на протяжении своего 17-летнего протодиаконского служения посчастливилось быть рядом с ним практически все службы, которые служил Святейший Патриарх Алексий II, а потом Святейший Патриарх Кирилл. Испытываю особое чувство сыновней привязанности и благодарности к этому человеку, который, можно сказать, меня родил для служения Богу и Церкви. На протяжении многих лет отец Андрей был для меня примером преданного, искреннего, бескорыстного служения алтарю Божию, образцом православного богослужения.

Он вообще был удивительный, можно сказать, святой человек. Сейчас часто говорят о несвятых святых, основываясь на одноименной книге владыки Тихона. Вот для нас отец Андрей был таким несвятым святым, который и в вечности с Богом пребывал, и вместе с тем на протяжении многих и многих лет служил Господу, подавая нам всем пример, и просто легко и охотно общался со всеми нами.

Он и в Москве был нашим, и в Питере своим. Сам всегда смеялся и шутил:

Я единственный клирик Русской Православной Церкви с самой длительной командировкой.

Его командировка в Москву началась в 1990-м году, когда Святейший Алексий II стал Патриархом и назначил его патриаршим архидиаконом, и продолжалась до позавчерашего дня, 3 мая, когда отец Андрей преставился. Никто его никуда не почислял за штат, не увольнял.

Господь его призвал на 92-м году жизни, именно с того поприща, о котором сам новопреставленный мечтал с детства и на которое и был поставлен, на котором во славу Божию и послужил.

Его служение двум столицам - Санкт-Петербургу и Москве - уникально. В его личности объединялись эти два все-таки таких неповторимо разных мира, эти две уникальные церковные традиции. Отец Андрей был неотъемлемой частью Санкт-Петербурга, - немыслима северная столица без архидиакона Андрея! Но также и православную Москву невозможно себе представить без этого столпа веры, без его самозабвенного служения Христу.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла отпевание 5 мая в 9:15 в Александро-Невской лавре возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Для самого отца Андрея Александро-Невская лавра была чрезвычайно дорога, так как он участвовал в первых богослужениях возрожденной обители, был ее ризничным, положил много трудов, чтобы вновь после разорения собрать лаврскую ризницу. Его путь всея земли, последнее для его души богослужение на многострадальной совершается здесь, в его любимой лавре, где он теперь и погребен.

И все равно он остается со всеми нами!

Уже в последнее время было понятно: возраст, немощи... Но он как был верным служителем Божиим, так и оставался им до самых последних дней; верим, что и у Престола Божия служит.

Это истинный праведник наших времен

Мы все соборне молимся, чтобы Господь упокоил его душу в селениях праведных, потому что это истинный праведник наших времен.

Наверно, это единственный для меня человек, о ком я с уверенностью знаю, что никто из всех служителей Церкви всей нашей страны не может вспомнить вообще даже малейшего негатива в его жизни: никаких, даже мимолетных моментов обидчивости, раздражения и т. д. Его никто никогда таким не видел! Его все помнят радостным, улыбающимся, вдохновенным, несмотря ни на что.

Спаситель взял его к Себе в пасхальный период этих светлых торжественных дней. Для нас эта кончина радостно-скорбна. По-человечески нам тяжело с отцом Андреем расставаться. Почетный настоятель нашего собора протопресвитер Матфей Стаднюк и все наши клирики, конечно, накануне были очень опечалены, когда узнали, что отец Андрей покинул нас, но в то же время все мы верим, что Господь открыл для отца Андрея Свои обители в эти пасхальные дни именно, желая возвеселить и возрадовать его душу, вознося ее в светлые Свои чертоги.

Царство Небесное!

Ко всем и каждому - только любовь

Протодиакон Владимир Назаркин, помощник председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата:

Прекрасный архидиакон и замечательный человек! Доброй души, широкого сердца. У него никогда ни к кому не было никаких ни претензий, ни зависти - только одна любовь. Ко всем и каждому.

А как он служил! Отец Андрей Мазур - это последний из могикан. Таких больше нет. Его непередаваемый голос, его особый тембр, а главное - великая любовь к Богу, людям и богослужению. Больше у него ничего не было.

Еще разве что великое смирение. Он ездил из Переделкино иногда даже на общественном транспорте: на электричке, потом спускался в метро, когда не находилось машины. Не раздражался, не рассеивался. Всегда и везде молился!

Это величайший архидиакон и подлинный христианин. Храни его Бог. Дай, Господи, ему в мире ином самое хорошее место.

Человек-эпоха

Протодиакон Геннадий Кузнецов , клирик Новоспасского монастыря Москвы:

Отец Андрей еще как протодиакон всем нам, служащим в этом чине, показывал пример. Он служил со многими архиереями. После перевода в северную столицу в 1957-м году вспоминал, что служил там с семью митрополитами! У него был огромный опыт служения, а также глубочайшие знания и в сфере музыкальной теории, и в области церковного Устава.

Одно время он даже учился в Московской консерватории, а потом начальство узнало, что он параллельно осваивает курс в только что открывшейся семинарии. Вызвали на ковер:

Вы что?! В семинарии учитесь?

Да, - подтвердил и не отрекся он.

Так нельзя: или там, или здесь, - объяснили ему.

Это, кстати, человек, который до подросткового возраста, когда внутренне окреп и сформировался, не видел ни одного безбожника, даже просто неверующего человека. Конечно, он выбрал семинарию! А Господь уже Сам в преизбыточествующей мере восполнил все!

Отец Андрей мог и форте сделать, и, понимаете ли, тут же на пиано перейти, а также с пианиссимо, он - Боже мой! - поднимался и делал та-ко-е потрясающе огромное крещендо, а потом опять спускался на пиано. У него было удивительное музыкальное чутье.

Он не расточал глаголов Божиих с небрежением

Евангелие и Апостол он читал классически. Сейчас многие диаконы и ектеньи: паки и паки... - та-та-та-та-та - тараторят! Так же, Господи упаси, и Священное Писание читают. Отец Андрей читал настолько четко и ясно, что каждое произносимое им слово доходило до всех молящихся в храме. Все, стоящие в храме, как нива Божия, были питаемы от него Словом Господним. Он не расточал глаголов Божиих с небрежением.

За его богослужениями люди всегда могли не только слушать его голос, но и, прежде всего, молиться. Он и сам говорил: «Как диакон молится, так и весь храм молится». Его собственное внутреннее состояние всегда, чувствовалось, было на высоте.

Где сейчас этот подъем и ликование о славе Божией в новых поколениях диаконов? У нас даже и протодиаконы есть, которые сейчас больше хвалятся своим голосом, а не о том пекутся, как бы донести Слово Божие пастве Христовой. Молящимся нужна пища духовная, а не только переливы и раскаты пусть и шикарных голосов.

Отец Андрей Мазур был для всех нас высочайшим примером, слушая, наблюдая служение которого, можно было расти и расти. Не скажу: равняться. Стремиться! Устремляться. Превозмогать себя.

Для нас отец Андрей был архидиаконом-старцем. Именно таким духоносным служителем на своем поприще. Носителем церковного предания. Он жил в традиции. Имел огромный опыт, отточенные к концу жизни уже почти вековым служением навыки. Служил он великолепно.

У него был свой, особый стиль архидиаконского служения, который в Церкви, как драгоценное вместилище духовной традиции, передается из поколения в поколение. Архидиакон Андрей Мазур - человек-эпоха.

Я от него, по милости Божией, тоже многое почерпнул еще со времен моего служения диаконом, а потом и протодиаконского. Я неизменно прислушивался ко всем его отзывам. Он всегда по-христиански кротко, радея о высоте и стройности богослужения, подскажет что-то, даст направление тоже в какой-то мере подвижнического, иначе и быть не может, в богоугождении, пути.

Архидиакон - это вообще-то монашеский чин, старший диакон в прославленной лавре или обители. Из белого духовенства в сан архидиакона возвести кого-то может только сам Патриарх, и то только того, кто служит при нем. Еще разве что святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, дал такой титул Константину Розову, после него Антоненко был, Прокимнов, Стефан Гавшев, а потом и отец Андрей Мазур сподобился.

У отца Андрея, надо отметить, была любимейшая семья. Правда, жили родные в Питере, а он подолгу служил в Москве. «Но главное для тех, кто в сане, - уверял, - служить Богу!» На первом месте для него всегда было богослужение - это его безраздельная любовь, а потом уже и семья, тоже нежно любимая. «Без внуков, - признавался этот любвеобильный, радостный человек, - я, наверное, не смог бы жить».

Встречались мы достаточно часто с отцом Андреем, когда владыка тогда еще Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) сослужил Святейшему Алексию II. Отец Андрей на этих богослужениях был первым диаконом, а я вторым. Если случались совместные службы, это всегда была огромная радость.

Распределяя нас, протодиаконов, по стажу и голосовым данным, отец Андрей нас всегда так четко распределит, что каждый точно знал, какую ектенью кто и когда произносит. «Тебе вот эту ектенью произносить, тебе вот эту, тебе вот эту...» - только и слышно было от него перед богослужением, так что служба всегда проходила на одном дыхании.

Все всегда было так спокойно, размеренно, без суеты. Мы все как-то, помню, старались служить благочестиво. Часто я вместе с отцом Андреем сподоблялся вместе служить в Донском монастыре, служили и в других обителях и храмах. Слава Богу!

Святейший Алексий II к отцу Андрею относился с глубоким почтением и теплотой, не только как к великому архидиакону, но и просто по-человечески его очень ценил. Святейший Алексий II был очень чувствительным к внутреннему устроению каждого церковнослужителя, он различал тех, кто искренно возносит молитву, и тех, кто просто произносит слова, лишь бы сказать. Отец Андрей духовно был очень близок Святейшему Алексию II.

Несколько раз отец Андрей служил у нас в Новоспасском монастыре Москвы. Помню его служение и на праздник Преображения Господня в 1995-м году, когда в Преображенском соборе обители рукополагали владыку Алексия (Фролова) во епископы. Это было славнейшее торжество.

Про отца Андрея Мазура не скажешь в двух словах. Как же с ним рядом было хорошо! Я с такой радостью всегда с ним служил! Это просто духовный восторг был - молиться с ним вместе! Мы все, протодиаконы и диаконы, отдавали ему предпочтение. Это ладно. Но он-то ведь тоже нам предпочтение отдавал! Прямо по слову апостола: честию друг друга болша творяще (Рим. 12, 10).

Царство Небесное. И на самих его службах Царство Небесное ощущалось.

«Его службы - это всегда торжество Православия»

Священник Константин Корнеев, клирик Богоявленского кафедрального собора в Елохове:

В последнее время отец Андрей жил в Питере, но оформлен был у нас, в Елоховском соборе. Время от времени приезжал. А когда приезжал, тогда, конечно, обязательно служил. Обычно на вечерней службе. Это всегда было очень отрадно!

Он с радостью делился своим опытом со всеми

Он каким-то удивительным образом, при всех его заслугах и дарованиях, никогда не превозносился ни перед кем. Он и с великими общался на равных, и с ребятами-алтарниками мог запросто заговорить, или они, не терзаясь - «да кто мы такие», могли что-то спросить, обратившись к нему. Он с радостью делился своим опытом со всеми.

У нас в соборе много новорукоположенных диаконов проходят сорокоуст - это богослужебная практика. Для каждого из них, уверен, просто даже увидеть отца Андрея, а тем более сослужить ему было эпохальным событием. Он и с молодыми священниками мог поговорить. У нас с ним разница в возрасте, например, более полувека, но это не мешало общению.

Его службы видела и знала вся православная Москва, а также Санкт-Петербург и вся полнота Русской Православной Церкви: всюду он еще при Святейшем Алексии II служил. Выезжал со Святейшим и за рубеж, представляя нашу Церковь. Сам же и радовался, что собирает на богослужения не только православных, но и инославных может своим голосом за живое взять. «Мы, - говорил, - на защите Православия». Его службы - это действительно всегда было торжество Православия. Настолько он возвышенно и от души служил.

И дело тут было не только в его выдающихся голосовых данных, но, прежде всего, в устроении его души. Он всегда был собран и воодушевлен. Делал все в нужное время. Если случалось что-то непредвиденное, даже во время богослужения, он ко всему относился очень спокойно. Не раздражался. Мог улыбнуться, сказать доброе слово, ободрить того, кто что-то не так совершил. С ним было радостно и легко.

Это человек глубокой христианской веры.

Служить в последнее время ему было тяжеловато, ноги болели. А он все равно, чувствовалось, всей душой участвовал в службах. Когда уже не мог даже ходить, просто звонил, и его соприсутствие ощущалось. Он же службу знал наизусть, служить мог даже без служебника. Причем это даже запрещено, потому что враг пытается помешать, донимает, - а вот отец Андрей был настолько сосредоточен, что его было никак и никому не сбить.

Он много рассказывал про семью, которую он очень любил, про свое служение и в Почаеве, и потом в Перми, откуда его призвали в Питер, а потом, уже при Святейшем Алексии II, вернули туда, где он учился, - в Москву.

Службы у него были глубоко духовными. Внутренне они очень похожи со Святейшим Алексием II. Так же, как Святейший Алексий II всех всегда добродушно принимал, улыбался тем, кто подходил к нему под благословение, также и отец Андрей всегда ко всем был расположен. В его голосе никогда не было никаких приказных ноток. Все по-дружески. Иногда с какой-то детской непосредственностью и простотой. Таковых есть Царство Небесное (Мф. 18, 3).

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Андрей Мазур

Протодиакон Владимир Назаркин и архидиакон Андрей Мазур на праздничной службе в честь 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года возле Храма Христа Спасителя . 9 сентября 2012 года
Имя при рождении:

Андрей Лазаревич Мазур

Род деятельности:
Дата рождения:

Детство и военные годы

Протодиаконство

Демобилизовавшись по болезни в 1946 году , некоторое время пробыл дома. Вскоре после этого Мазур поступил послушником в Почаевскую лавру , где впервые и проявились способности диакона: при определении в лаврский хор у него выявили бас.

В лаврском хоре пропел два года, одновременно был заведующим хлебопекарней и трапезным храмом.

Остаётся архидиаконом при Патриархе Кирилле , но в храме в настоящее время не служит из-за болезни ног .

Женат. Имеет троих детей (двое сыновей умерли), пять внуков и шесть правнуков.

Награды

Удостоен многих государственных и церковных наград, в том числе:

Награды Русской православной церкви Государственные награды СССР

  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)

Напишите отзыв о статье "Мазур, Андрей Лазаревич"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Мазур, Андрей Лазаревич

– Taisez vous, mauvaise langue, [Удержите ваше злоязычие.] – сказал Долгоруков. – Неправда, теперь уже два русских: Милорадович и Дохтуров, и был бы 3 й, граф Аракчеев, но у него нервы слабы.
– Однако Михаил Иларионович, я думаю, вышел, – сказал князь Андрей. – Желаю счастия и успеха, господа, – прибавил он и вышел, пожав руки Долгорукову и Бибилину.
Возвращаясь домой, князь Андрей не мог удержаться, чтобы не спросить молчаливо сидевшего подле него Кутузова, о том, что он думает о завтрашнем сражении?
Кутузов строго посмотрел на своего адъютанта и, помолчав, ответил:
– Я думаю, что сражение будет проиграно, и я так сказал графу Толстому и просил его передать это государю. Что же, ты думаешь, он мне ответил? Eh, mon cher general, je me mele de riz et des et cotelettes, melez vous des affaires de la guerre. [И, любезный генерал! Я занят рисом и котлетами, а вы занимайтесь военными делами.] Да… Вот что мне отвечали!

В 10 м часу вечера Вейротер с своими планами переехал на квартиру Кутузова, где и был назначен военный совет. Все начальники колонн были потребованы к главнокомандующему, и, за исключением князя Багратиона, который отказался приехать, все явились к назначенному часу.
Вейротер, бывший полным распорядителем предполагаемого сражения, представлял своею оживленностью и торопливостью резкую противоположность с недовольным и сонным Кутузовым, неохотно игравшим роль председателя и руководителя военного совета. Вейротер, очевидно, чувствовал себя во главе.движения, которое стало уже неудержимо. Он был, как запряженная лошадь, разбежавшаяся с возом под гору. Он ли вез, или его гнало, он не знал; но он несся во всю возможную быстроту, не имея времени уже обсуждать того, к чему поведет это движение. Вейротер в этот вечер был два раза для личного осмотра в цепи неприятеля и два раза у государей, русского и австрийского, для доклада и объяснений, и в своей канцелярии, где он диктовал немецкую диспозицию. Он, измученный, приехал теперь к Кутузову.
Он, видимо, так был занят, что забывал даже быть почтительным с главнокомандующим: он перебивал его, говорил быстро, неясно, не глядя в лицо собеседника, не отвечая на деланные ему вопросы, был испачкан грязью и имел вид жалкий, измученный, растерянный и вместе с тем самонадеянный и гордый.
Кутузов занимал небольшой дворянский замок около Остралиц. В большой гостиной, сделавшейся кабинетом главнокомандующего, собрались: сам Кутузов, Вейротер и члены военного совета. Они пили чай. Ожидали только князя Багратиона, чтобы приступить к военному совету. В 8 м часу приехал ординарец Багратиона с известием, что князь быть не может. Князь Андрей пришел доложить о том главнокомандующему и, пользуясь прежде данным ему Кутузовым позволением присутствовать при совете, остался в комнате.
– Так как князь Багратион не будет, то мы можем начинать, – сказал Вейротер, поспешно вставая с своего места и приближаясь к столу, на котором была разложена огромная карта окрестностей Брюнна.
Кутузов в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники, и почти спал. На звук голоса Вейротера он с усилием открыл единственный глаз.
– Да, да, пожалуйста, а то поздно, – проговорил он и, кивнув головой, опустил ее и опять закрыл глаза.
Ежели первое время члены совета думали, что Кутузов притворялся спящим, то звуки, которые он издавал носом во время последующего чтения, доказывали, что в эту минуту для главнокомандующего дело шло о гораздо важнейшем, чем о желании выказать свое презрение к диспозиции или к чему бы то ни было: дело шло для него о неудержимом удовлетворении человеческой потребности – .сна. Он действительно спал. Вейротер с движением человека, слишком занятого для того, чтобы терять хоть одну минуту времени, взглянул на Кутузова и, убедившись, что он спит, взял бумагу и громким однообразным тоном начал читать диспозицию будущего сражения под заглавием, которое он тоже прочел:
«Диспозиция к атаке неприятельской позиции позади Кобельница и Сокольница, 20 ноября 1805 года».
Диспозиция была очень сложная и трудная. В оригинальной диспозиции значилось:
Da der Feind mit seinerien linken Fluegel an die mit Wald bedeckten Berge lehnt und sich mit seinerien rechten Fluegel laengs Kobeinitz und Sokolienitz hinter die dort befindIichen Teiche zieht, wir im Gegentheil mit unserem linken Fluegel seinen rechten sehr debordiren, so ist es vortheilhaft letzteren Fluegel des Feindes zu attakiren, besondere wenn wir die Doerfer Sokolienitz und Kobelienitz im Besitze haben, wodurch wir dem Feind zugleich in die Flanke fallen und ihn auf der Flaeche zwischen Schlapanitz und dem Thuerassa Walde verfolgen koennen, indem wir dem Defileen von Schlapanitz und Bellowitz ausweichen, welche die feindliche Front decken. Zu dieserien Endzwecke ist es noethig… Die erste Kolonne Marieschirt… die zweite Kolonne Marieschirt… die dritte Kolonne Marieschirt… [Так как неприятель опирается левым крылом своим на покрытые лесом горы, а правым крылом тянется вдоль Кобельница и Сокольница позади находящихся там прудов, а мы, напротив, превосходим нашим левым крылом его правое, то выгодно нам атаковать сие последнее неприятельское крыло, особливо если мы займем деревни Сокольниц и Кобельниц, будучи поставлены в возможность нападать на фланг неприятеля и преследовать его в равнине между Шлапаницем и лесом Тюрасским, избегая вместе с тем дефилеи между Шлапаницем и Беловицем, которою прикрыт неприятельский фронт. Для этой цели необходимо… Первая колонна марширует… вторая колонна марширует… третья колонна марширует…] и т. д., читал Вейротер. Генералы, казалось, неохотно слушали трудную диспозицию. Белокурый высокий генерал Буксгевден стоял, прислонившись спиною к стене, и, остановив свои глаза на горевшей свече, казалось, не слушал и даже не хотел, чтобы думали, что он слушает. Прямо против Вейротера, устремив на него свои блестящие открытые глаза, в воинственной позе, оперев руки с вытянутыми наружу локтями на колени, сидел румяный Милорадович с приподнятыми усами и плечами. Он упорно молчал, глядя в лицо Вейротера, и спускал с него глаза только в то время, когда австрийский начальник штаба замолкал. В это время Милорадович значительно оглядывался на других генералов. Но по значению этого значительного взгляда нельзя было понять, был ли он согласен или несогласен, доволен или недоволен диспозицией. Ближе всех к Вейротеру сидел граф Ланжерон и с тонкой улыбкой южного французского лица, не покидавшей его во всё время чтения, глядел на свои тонкие пальцы, быстро перевертывавшие за углы золотую табакерку с портретом. В середине одного из длиннейших периодов он остановил вращательное движение табакерки, поднял голову и с неприятною учтивостью на самых концах тонких губ перебил Вейротера и хотел сказать что то; но австрийский генерал, не прерывая чтения, сердито нахмурился и замахал локтями, как бы говоря: потом, потом вы мне скажете свои мысли, теперь извольте смотреть на карту и слушать. Ланжерон поднял глаза кверху с выражением недоумения, оглянулся на Милорадовича, как бы ища объяснения, но, встретив значительный, ничего не значущий взгляд Милорадовича, грустно опустил глаза и опять принялся вертеть табакерку.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме