Презентация "индия - страна чудес" к уроку мировая художественная культура. Художественная культура Индии – "страны чудес" Художественная культура индии индии страна чудес презентация

ИНДИЯ

Работа Бодровой К.И.


  • Индия - страна богатой культуры и истории.
  • Индия - это огромный музей под открытым небом, где каждый может прикоснуться к тысячелетней старине, увидеть мировые шедевры зодчества и за несколько часов спуститься с заснеженных Гималаев к жарким тропикам, пролетая над теми местами, где друг друга на протяжении тысячелетий сменяли десятки династий, каждая из которых оставила свой материальный след на гигантском треугольнике, ниспадающем к морю.
  • Приезжайте в Индию и Вы убедитесь, что это страна бесконечного разнообразия благоухающих ароматов и красок, которым еще нет названия, древних традиций и утонченных форм, бесконечного разнообразия обычаев и языков. Индия, простая и великая, никого не оставит равнодушным.

Визитная карточка

  • Полное название страны: Республика Индия
  • Население -
  • 1 297 497 424 человек
  • Территория -
  • 3 287 263 км²
  • Столица: Дели
  • Валюта: Рупия
  • Государственное устройство: Федеративная Республика

  • Почти все люди, живущие в Индии, глубоко религиозны. Религия для индийцев - это образ жизни, каждодневный, особый её уклад.
  • 80% населения - индуисты, мусульмане составляют значительное религиозное меньшинство - 12%. Численность христиан достигает лишь 18 млн. В основном это католики и протестанты.

Национальные символы

  • Национальным животным Индии считается тигр .Тигр символизирует мощь,силу,изящество,живость,ум и выносливость индийской нации. С незапамятных времен тигры были королевскими животными. К тому же тигра всегда называли королем джунглей, поэтому выбор его в качестве национального животного вполне очевиден.
  • Национальный цветок Индии лотос . Этот священный цветок занимает уникальное место в искусстве и мифологии древней Индии. С незапамятных времен он считается счастливым символом индийской культуры. Начиная с древних времен и по сегодняшний день лотос – самое упоминаемое растение в индийской литературе.

Природные условия

  • Живописна и разнообразна природа Индии. Здесь и высочайшие вершины мира Гималаи, и Индо- Гангская низменность, и плоскогорье Декан.




Индийский танец

  • Индийская культура – это культура звука. Индийский классический танец являет собой как бы зримую музыку.

Транспорт

  • Транспорт Бомбей, Калькутта, Дели, Ченнаи- это четыре главных промышленных центра, распространяющие своё влияние на всю страну. Они связаны между собою важнейшими транспортными магистралями, которые играют роль главных «осей (коридоров) развития».






ИНДИЙЦЫ, название населения Индии независимо от национальной, религиозной, расовой или кастовой принадлежности, в том числе и выходцев из Индии, живущих в других странах. Говорят в основном на хинди, тамили. Верующие главным образом индуисты, сикхи, джайны.В России до конца 18 начала 19 века по отношению к жителям Индии было распространено название «индейцы», «индеи». После того как термин «индейцы», стал применяться в отношении коренного населения Америки, жителей Индии начали именовать заимствованным из английского языка словом «индусы». Но, поскольку индусами правильнее называть только последователей индуизма, отнесение этого названия ко всему населению Индии неправомерно, так как часть его исповедует другие религии.




Шедевры индийского зодчества Ступа в Санчи (3 в. до н.э.) СТУПА (санскр., букв. куча земли, камней), буддийское культовое сооружение, хранящее священные реликвии; надгробие. С первых веков до н. э. известны полусферические ступы (канонический тип; Индия, Непал), позже колоколообразные, башнеобразные, квадратные, ступенчатые и др.






Храмы Эллоры В 4- 6 вв. н.э. в Индии развернулось широкое храмовое строительство, связанное с распространением индуизма. Индийские храмы многоступенчаты, в них символически передана идея постепенного восхождения к небу. Храмы состоят из трех частей: крытой галереи для молящихся, закрытого помещения (притвора) и святилища (главной части храма), над которым воздвигались высокие башни-шикхара. Скульптурные фризы опоясывают храм рядами.


Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо вв. Индия.




–В 1874 году В.В. Верещагин совершил путешествие по Индии, во время которого собрал большой материал, написав множество пейзажных этюдов. Его внимание привлек прославленный своей красотой и поэтической легендой мавзолей Тадж-Махал в Агре. –По преданию, мавзолей был построен в XVII веке правителем империи Великих Моголов Шах-Джаханом в память о любимой жене Мумтаз-Махал. Она скончалась при родах, когда сопровождала мужа в военном походе, и перед смертью просила Шах-Джахана никогда больше не жениться и построить для нее мавзолей, которому не было бы равных на свете. Шах- Джахан исполнил ее просьбу, он принимал личное участие в создании проекта мавзолея. –Верещагин выбирает самый выгодный ракурс, с которого воспринимается весь ансамбль мавзолея с его отражением в водоеме, что входило в замысел архитектурного проекта. Торжественность и нежность, стройное изящество воздушно- белого мавзолея отразил художник в своем произведении.




АДЖАНТА, пещерный монастырь (штат Махараштра, Западная Индия); назван по имени расположенного рядом селения. В отвесной скале, возвышающейся над рекой, на протяжении 550 м высечено 27 пещер, к которым от уровня реки вели ступени. Часть пещер относится ко времени от 2 в. до н. э. до 2 в. н. э., большинство к 5-7 вв., среди ранних пещера 10, имееющая вытянутую форму. Ее внутреннее пространство разделено на три нефа широкий центральный и два узких боковых. Фасады святилищ эффектно оформлены. В пещере 9 портал входа имел вид прямоугольной рамы, в которую была вписана широкая рельефная арка с килевидным выступом в замке. В стенах зала прорублены входы, ведущие в целлы, где были установлены статуи Будды. Одним из архитекторов, создавших комплекс, был Ачала.


Судя по описанию китайского паломника Сюань-Цзана (7 в. н. э.), в комплексе также имелся огромный наземный монастырь (не сохранился) с каменной статуей Будды более 20 м, стены были покрыты изображениями из жизни Будды. За пределами монастыря, с севера и юга, были каменные скульптуры слонов. Все поверхности пещер были покрыты настенной живописью, которая сейчас сохранилась лишь в 13 пещерах. Многофигурные композиции росписей соответствуют задачам декорирования сложного архитектурного пространства. В цветовом колорите много оранжевого, коричневого, белого, красного, зеленого, синего и желтого цветов. Росписи воспроизводят историю жизни Будды.


Будда Падмапани (Будда с цветком лотоса) К наиболее ранним образцам живописи относится изображение проповедующего Будды (пещера 10), а также сцены подвигов Будды в прежних перерождениях (джатаки), в частности, в образе слона. Просветленный образ бодхисаттвы Падмапани («несущий лотос») в той же пещере выполнен мягкими, плавными линиями. Декоративная живопись покрывает потолки некоторых пещер: она изображает небесные сферы, представляющие буддийский рай полный цветения, с летящими птицами и божественными апсарами. Пещеры Аджанты были повреждены раскопками в начале 19 в. В настоящее время музей буддийского искусства. Музыкальное искусство СИТАР, струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни. Распространен с вв. в Сев. Индии. Родственный инструмент узбекский, таджикский, иранский сетор.





























1 из 28

Презентация на тему: Индия- страна чудес

№ слайда 1

Описание слайда:

Индия- страна чудес Индия - одна из самых прекрасных стран мира. Пожалуй, никакая страна не может сравниться с ее богатейшей культурой, ее обычаями. Индия не похожа ни на одну из азиатских стран и уж тем более ни на одну европейскую страну, она очень индивидуальна, - и в этом ее красота. К сожалению, в экономическом плане Индия не слишком развита и относится к классу развивающихся стран, однако в Индии сильно развит туризм и приносит стране большую прибыль. Индия – седьмая страна по величине в мире, обладает более миллиардным населением, разделена на более, чем 2000 этнических групп, которые говорят на более чем 200 различных языках.

№ слайда 2

Описание слайда:

Государственные символы Флаг Республики Индия учреждён 22 июля 1947 на заседании конституционной ассамб-леи 22 июля 1947 года, за 24 дня до провозглашения Индией независимости от Велико-британии (15 августа 1947 года). Он использовался в качестве государственного флага Индийского союза с 15 августа 1947 года, а с 26 января 1950 года и по настоящее время – Республикой Индия. В Индии термин «триколор» (Tirangā) относится практически исключительно к государственному флагу этой страны. Основой послужил флаг Индийского национального конгресса, созданный Пингали Вен-кайей и впервые представленный на сессии Всеиндийского комитета этой организации, состоявшейся в 1912 году в Безваде. Позднее по инициативе Махатме Ганди на флаг было нанесено изображение прялки, затем убранное. Государственный флаг Индии представляет собой прямоугольное полотнище из трёх го-ризонтальных полос равной ширины: верхней – «глубокого шафранного» средней – белого нижней – зелёного цвета В центре флага расположено изображение колеса с 24-мя спицами, тёмно-синего цвета. Это изображение известно как «Ашока Чакра» (Дхармачакра) и скопировано было с «Львиной капители» в Сарнатхе; именно оно заменило собой первоначальное изображе-ние прялки. Диаметр колеса составляет 3/4 ширины белой полосы флага. Официальная спецификация флага Индии содержит требование о том, что он может изго-товляться только из «хади» – особого вида домотканой материи, сделавшейся популярной в индийском обществе благодаря Махатме Ганди. Использование флага регулируется Ин-дийским флажным кодексом. Герб Индии (Эмблема Индии) представляет собой изображение «Львиной капители» Ашоки в Сарнатхе. Император Ашока Великий установил Столп Ашоки с капителью, чтобы отметить место, где Будда Гаутама впервые преподавал Дхарму, где была основана крупная буддийская сангха. Четыре льва, стоящие вплотную друг к другу, установленны на абаке с бордюром. Четвёр-тый лев находится сзади и, следовательно, скрыт из виду. Герб символизирует нацию, ко-торая «отважна в храбрости, сильна в теле, благоразумна в совете и устрашает противни-ков». Абака украшена четырьмя животными – символами четырёх направлений: Лев – север Слон – восток Лошадь – юг Бык – запад Абака опирается на лотос в полном расцвете, символизирующий источник жизни. Ниже абаки расположен девиз, записанный деванагари – «Лишь Истина побеждает» (Satyameva Jayate). Это цитата из Мундака Упанишады (завершающей части священного индусского писания Веды).

№ слайда 3

Описание слайда:

Природные условия и ресурсы Индии Богатство индийской природы в ее разнообразии. 3/4 территории страны занимают равнины и плоскогорья. Индия напоминает огромный треугольник, направленный своей вершиной в Индийский океан. Вдоль основания индийского треугольника протянулись горные системы Каракорум, Гин-дукуша и Гималаев. К югу от Гималаев лежит обширная плодородная Индо-Гангская равнина. Западнее Индо-Гангской равнины протянулась бесплодная пустыня Тар. Дальше на юг расположено Деканское плоскогорье, которое занимает большую часть центральной и южной Индии. С двух сторон плоскогорье ограничивают горы Восточных и Западных Гат, их предгорья занимают тропические леса. Климат Индии на большей ее территории субэкваториальный, муссонный. На севере и северо-западе - тропический, где выпадает осадков около 100 мм/год. На наветренных склонах Гималаев выпадает 5000-6000 мм осадков в год, а в центре полуострова - 300-500 мм. В летний период выпадает до 80% всех осадков. Крупнейшие реки Индии - Ганг, Инд, Брахмапутра берут начало в горах и имеют снегово-ледниковое и дождевое питание. Реки плато Декан имеют дождевое питание. Во время зимнего муссона реки плато пересыхают. На севере страны преобладают коричнево-красные и красно-бурые почвы саванн, в центре - черные и серые тропические и красноземные латеринтные. На юге - желтоземные и красноземные, развившиеся на лавовых покровах. Прибрежные низменности и долины рек покрыты богатыми аллювиальными почвами. Естественная растительность Индии очень сильно изменена человеком. Муссонных лесов сохранилось только 10-15% от изначальной площади. Ежегодно площадь лесов в Индии сокращается на 1,5 млн. га. В саваннах растут акации, пальмы. В субтропических лесах - сандал, тик, бамбук, кокосовые пальмы. В горах четко выражена высотная поясность. В Индии богат и разнообразен животный мир: олени, антилопы, слоны, тигры, гималайские медведи, носороги, пантеры, обезьяны, кабаны, много змей, птиц, рыб. Мировое значение имеют рекреационные ресурсы Индии: прибрежные, историко-культурные, архитектурные и др. Индия имеет значительные запасы полезных ископаемых. Месторождения марганца сосредоточены в центральной и восточной Индии. Недра Индии богаты хромитами, железной рудой, ураном, торием, медью, бокситами, золотом, магнезитами, слюдой, алмазами, драгоценными и полудрагоценными камнями. Запасы угля в стране составляют 120 млрд. тонн (штат Бихар и Западный Бенгал). Нефть и газ Индии сосредоточены в долине Асаму и на равнинах Гуджарату, а также на шельфе Аравийского моря в районе Бомбея. Неблагоприятными природными явлениями Индии являются засухи, землетрясения, наводнения (8 млн. га), пожары, сход снежных лавин в горах, эрозия почв (6 млрд. т теряет страна), опустынивание на западе Индии, сведение лесов.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Хараппская цивилизация Хараппская цивилизация, имевшая главные центры в городах Хараппа и Мохенджо-Даро («Холм мертвых»), достигла высокого уровня развития. Об этом свидетельствуют те несколько крупных городов, которые отличались стройной планировкой и имели прекрасную водосточную систему. Хараппская цивилизация обладала своей письменностью и языком, истоки которых остаются загадкой. В художественной культуре особенно успешно развивалась мелкая пластика: небольшие статуэтки, рельефы на печатках. Яркими образцами этой пластики являются бюст жреца (18 см) из Мохенджо-Даро и торс танцующего мужчины (10 см) из Хараппы. После заката хараппской цивилизации в долины рек Инда и Ганга приходят арийские племена. Арии были кочевниками, но. поселившись на индийской земле, стати земледельцами и скотоводами. Они смешались с местным населением и в то же время вместе с новой кровью как бы вдохнули в индийский этнос новую жизнь. Древнеиндийская архитектура имеет некоторые особенности. Дело в том, что никакие памятники материальной культуры Древней Индии, включая архитектурные, существовавшие до III в. до н.э., не сохранились и не дошли до наших дней. Это объясняется тем. что в тот период основным строительным материалом служило дерево, которое не выдержало испытания временем. Только в III в. до н.э. в строительстве начинается использование камня, и с этого времени многие архитектурные сооружения уже сохраняются. Поскольку господствующей религией в этот период был буддизм, постольку основными памятниками являются буддийские сооружения: ступы, стамбхи, пещерные храмы

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Население Население Индии составляет свыше 1,27 млрд человек, что являет собой одну шестую населения Земли. Индия - самая населённая страна на Земле после Китая. Большинство индийцев - сельские жители. Средняя продолжительность жизни: 65,8 лет. Национальности и языки Индия - многонациональная страна. Крупнейшие народы: хиндустанцы, телугу, маратхи, бенгальцы, джат, тамилы, гуджаратцы, каннара, пенджабцы. Хинди - самый распространенный в Индии язык. Носителями языка хинди является около 40 % всех индийцев. Около 80 % населения является приверженцами индуизма. Мусульмане составляют 14 % населения, христиане - 2,4 %, сикхи - 2 %, буддисты - 0,7 %.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Вера Инди йские рели гии - религии, сформировавшиеся на Индийском субконтиненте. К индийским религиям относят индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм, включая все их течения и родственные им религиозные традиции. Индийские религии представляют собой подгруппу восточных религий. Они имеют схожую систему основных верований, способов поклонения и связанных с ними религиозных практик, что объясняется общностью их исторического развития, в ходе которого они оказали влияние друг на друга. Религиозные практики, символы и архитектура, ассоциируемые с древнейшей из индийских религий, индуизмом, уходят своими корнями в хараппский период (III тыс. до н. э.). Документированная история индийских религий начинается с ведизма - религиозных практик ранних индоариев

№ слайда 11

Описание слайда:

Хозяйство По абсолютным размерам промышленного производства Индия входит в 10-ку крупнейших держав мира, но по уровню национального продукта на душу населения лишь замыкает 100 государств. Индии принадлежит 1 место в мире по сбору чая, 2-4 места по сборам риса, джута, сахарного тростника, бананов, по урожаям пшеницы и хлопка. Индия входит в первую двадцатку стран по добыче угля и железной руды, по выработке цемента, стали, электроэнергии, развитию основных отраслей машиностроения. Но по производству промышленной продукции на душу населения она сильно отстаёт от экономически развитых стран. В целом Индия является индустриально-аграрной страной. От колониального периода она унаследовала структуру экономики, типичную для бывших колоний, т.е. с преобладанием с/х производства. Однако в отличие от большинства других колоний в Индии ещё до обретения независимости существовал ряд сравнительно развитых отраслей лёгкой и пищевой промышленности: Джутовая, х/б, сахарная, табачная, кожевенная, а также горнодобывающая промышленность (добыча угля, марганцевых и железных руд, слюды, драгоценных камней). Существовали цементные, стекольные, бумажные предприятия. Но отсутствовали или были слабо развиты ключевые отрасли тяжёлой индустрии – металлургия, машиностроение, химия, электроэнергетика. В экономике страны господствовал иностранный капитал (в основном Великобритании). После обретения независимости очень большую роль в экономике страны стал играть госсектор. На него приходится почти вся угледобыча, 80% мощностей электростанций, всё производство меди, 75% нефтепереработки, 80% выплавки стали, 50% выпуска станков. Полностью в ведение государства находится транспорт, предприятия связи, оборонная промышленность, добыча золота и стратегического сырья. Быстро в стране развиваются и частные монополии (им оказываются льготы). Индийский крупный капитал концентрируется главным образом в больших городах и наиболее развитых районах - Бомбей, Калькутта, Дели, Мадрас. Богатейшим семьям принадлежат не только отдельные предприятия, они по существу контролируют целые города: Татанагар – монополист Тата, Далмиянаган – Далмия (штат Бихар), Модинагар (район Дели) – Моди и т.д. Иностранный капитал в Индии лишился командных высот, государство ограничивает его в сферах, где действуют местные предприниматели, но стимулирует его приток в новые отрасли. В то же время многие потребности индийцев, особенно в деревне удовлетворяются ремесленниками, часто на условиях товарного обмена.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Животноводство Сельское хозяйство как и в колониальные времена играет очень большую роль в индийской экономике. Индии имеет ярко выраженную растениеводческую направленность, хотя страна обладает самым большим в мире поголовьем скота (230 млн. КРС, 120 млн. овец и коз). Но он используется в основном как тягловая сила. Даже молока в стране пьют мало (в основном с чаем). Буйволица дает в год 500 л молока, оно в основном и употребляется. Коровы молока дают меньше – 150-200 г в день. Наиболее употребляемые виды мяса – козлятина, баранина, курятина. Но в питание продукты животноводства имеют очень малую роль (на душу населения в год приходится примерно 40 л молока, 1,5 кг мяса, 3 яйца). Да и то употребляются лишь зажиточными людьми. Низкая продуктивность животноводства объясняется нехваткой кормов (основной корм – солома!).

№ слайда 15

Описание слайда:

Транспорт Рикши Аутентичный индийский общественный транспорт - рикши. Рикши бывают мото-, вело- и беговые (сохранились только в Калькутте). Велорикша представляет собой небольшой двухколёсный двухместный экипаж, прикреплённый к велосипеду. Подобный транспорт может быть удобен только для обзорной прогулки в пешеходной зоне какого-либо старого города. Моторикша - трехколесная модификация мотороллера фирмы Bajaj Auto, с кабиной для пассажиров, напоминающая повсеместно популярный в Азии тук-тук. Цена поездки на моторикше обычно составляет половину или даже 2/3 стоимости поездки в такси. О цене нужно договариваться заранее. Некоторые моторикши оснащены счетчиками, чаще цена поездки по определённому маршруту указана в прейскуранте в кабине. Такси Такси в Индии бывают частными и государственными. Государственные такси, как правило, черно-желтые и черно-зелёные старые авто Ambassador, черные, желтые и белые машины Tata и джипы Mahindra (с голубой полосой и надписью tourist), принадлежащие министерству туризма Индии. Частные такси - машины Ambassador белого цвета или маленькие Tata. О цене поездки с водителем нужно договариваться до посадки, торг приветствуется. В туристических такси имеется примерный прейскурант стоимости поездки, зависящей от расстояния, торг неуместен. Автобус Автобусы - очень популярный в Индии вид общественного транспорта, и гораздо более удобный, чем поезда (особенно на дальние расстояния): автобусы ходят чаще, билет на проезд в них стоит дешевле. Автобусы, как и такси, бывают государственные и частные. Поезд В Индии хорошо развит железнодорожный транспорт. Железные дороги появились в стране в 1853 году, сегодня они управляются государственной компанией Indian Railways. На больших вокзалах есть отдельные кассы для туристов, где можно купить билеты без очереди по специальной туристической квоте (если вы расплачиваетесь за билет рупиями, нужно предоставить квитанцию обменного пункта или чек из банкомата). Виды индийских поездов Скорый «Шатабди» (Shatabdi Express), курсирует между основными городами. В нём имеется два вида вагонов - «сидячий кондиционированный» и «сидячий кондиционированный повышенной комфортности» . Скорый «Радждхани» (Rajdhani Express), соединяющий Дели и столицы штатов. Располагает вагонами следующих классов: «I кондиционированный», «двухполочный кондиционированный» «трехполочный кондиционированный», «второй класс» Экспрессы без названия, имеют вагоны следующих классов:, «сидячий» , «некондиционированный спальный» (нужно брать собственное постельное белье), «некондиционированный II класс». Пригородные поезда отличаются весьма условным сервисом (билеты без мест, деревянные сиденья, отсутствие туалета, вентилятор вместо кондиционера и т. д.)

Разработка урока МХК по программе Г.И.Даниловой, 10 класс. Материал знакомит учащихся с особенностями архитектуры, скульптуры, живописи Средневековой Индии.Тестовые задания помогут выявить степень владения материалом темы урока. Прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Индия – «страна чудес»»

Цели урока : познакомить учащихся с культурой Древней и Средневековой Индии, дать представление о Буддизме, как о мировой религии;

познакомить с особенностями архитектуры, скульптуры,

живописи с древних времён Индии;

познакомить с понятиями «ступа», «чайтьи»,с архитектурным

памятником «Тадж –Махал»;

воспитание уважительного отношения к представителям

разных конфессий.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

План урока

1.Организационный момент.

2. Разминка (повторение пройденного материала)

3.Вступление в новую тему.

5.Развитие искусства в средневековый период.

6.Музыкальное и театральное искусство Индии.

7.Закрепление новой темы.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. - Ребята, начнем наш урок с разминки (презентация 1).

Но все ли объекты вам знакомы? Вот и подошли мы к новой теме (звучит музыка) (презентация 2 ).

Много ли знаю о нашей огромной планете?

Сколько морей и пустынь, и хребтов, и потоков на свете,

Сколько открытий и подвигов, стран, городов и селений,

Сколько диковинных тварей и редких растений!

Многого в жизни не видел я. Мир так богат и широк, -

Я охватил лишь его небольшой уголок.

И, сожалея об этом, тома путешествий листаю,

Жадно читаю,

Тысячи красочных строк – описаний далекого края –

Перебирая.

Скудны познанья мои, и на каждом шагу

Их я богатством чужим пополняю, насколько могу.

3. Неспроста я начала наш урок с отрывка стихотворения индийского поэта, философа Рабиндраната Тагора « … Мир так богат и широк …» Вы, наверное, догадались, о культуре какой страны мы будем говорить на нашем уроке. Слайд 1

Индия – одна из самых прекрасных стран мира. Уже с детства каждый из вас начинает узнавать, что - то об Индии. Сначала это всемирно известные сказки, а затем рассказы Киплинга и других писателей. И поэтому эта страна, как мне кажется, очень интересная и волнующая. Индия не похожа ни на одну из азиатских стран и уж тем более ни на одну европейскую страну, она очень индивидуальна и в этом ее красота.

Перед нами сегодня стоят задачи: познакомиться с особенностями архитектуры, скульптуры, живописи, музыки и танца, произвести анализ архитектурного памятника. Усвоить материал вам поможет опорный конспект (приложение 1). Но прежде чем начать экскурсию по достопримечательностям индийской культуры мне хочется узнать, достаточен ли Ваш багаж знаний, что вы знаете об этой стране. Ведь нельзя рассуждать о культуре страны, если не имеешь представления о ней.

Вы должны были провести дома поиск информации, посмотрим на результаты вашей работы (проверка домашнего задания) :

1. Когда возникло государство в Древней Индии? (3в. до н.э .) (сообщение ученика).

2. Как называли жителей Древней Индии индейцы или индийцы?

3. Какие открытия индийской культуры дошли до нас, и мы даже пользуемся ими сегодня? (сообщение ученика).

4.Общая характеристика индийской культуры.

Учитель. Художественная культура Индии имеет давнюю историю, она ровесница культуры Древнего Египта. Во II тысячилетии в Индию с севера вторглись племена ариев . С этого времени начинается новый этап развития художественной культуры Древней Индии, ведийский период , названный так потому что, основным источником для его изучения служат древнейшие памятники религиозной литературы Индии –Веды. Этот период не оставил памятников материальной культуры. Об этом времени рассказывают эпосы Древней Индии – “Махабхарата” и “Рамаяна, которые являются высшим достижением Древней Индии. Изобразительное искусство Индии веками черпало из “Махабхараты” и “Рамаяны” сюжеты и образы, которые запечатлены в архитектурно-скульптурных ансамблях, настенных росписях и миниатюре. Слайд 2

Брахманизм – следующая после ведического учения ступенька на пути духовного познания мира. В основе брахманизма лежал закон кармы – суммы совершенных при жизни поступков, обеспечивающих перевоплощения (новое рождение) души человека. Согласно этой религии миром управляют три главных бога: Брахма – бог – творец, Вишну – бог хранитель и Шива – бог – разрушитель. Слайд 3

В IV в. до н.э. в Индии возникла новая религия, получившая название Буддизм (сообщение ученика).

В Буддизме очень большое место отводиться любви и милосердию ко всему живому. Буддизм учит:

  1. Нельзя убивать никакое живое существо
  2. Нужно равно доброжелательно относиться ко всем людям;
  3. Нельзя платить злом на зло;
  4. Прощать все обиды.

Слайд 4

Слайд 5

В 321 году до н.э. в Индии возникло первое объединенное государство – Империя Маурьев. Их столицу описывали многие древнегреческие авторы. Город окружала мощная стена с дозорными башнями и рвом. Большинство архитектурных сооружений были из дерева. В строительстве и скульптуре камень начали широко применять во времена правления царя Ашоки (208 – 232 гг. до н.э.), что в первую очередь связано с утверждением буддизма в качестве государственной религии. Власти стремились увековечить основы буддизма в монументальном искусстве, которое принято называть “искусством Ашоки”. Слайд 6

Это, прежде всего, мемориальные колонны, на которых были высечены указы правителя. Такую колонну нельзя назвать архитектурным сооружением в полном смысле слова: она соединяет в себе элементы зодчества и скульптуры. Колонна, или стамбха, представляет собой хорошо отполированный каменный столб. Стамбхи бывают высотой более 10 метров и завершаются капителью со скульптурным изображением животных. Самая знаменитая из них – Львиная капитель из Сарнатха (середина III в. до.н.э.). Мемориальный столб – монолит – стамбха – с венчающей его капителью в виде перевернутого лотоса и круглого пъедестала, на котором восседают 4 льва, стоял на месте первой проповеди Будды. Когда-то львы несли “чакру” - вечно вращающееся колесо мироздания, изображение которого есть на постаменте под каждым из львов, а между ними – лев, лошадь, бык и слон символизируют север, юг, восток и запад. Этот совершеннейший образец древнего искусства, символ величия древнего государства на территории Сарнатха – ныне государственный герб республики Индия.

Со времени царя Ашоки в архитектуре получили распространение буддийские мемориальные и погребальные памятники – ступы. Считалось, что ранние ступы в буддизме служили для хранения реликвий самого Будды. Существует легенда о том, что Будду как-то спросили каким должно быть его погребальное сооружение. Учитель постелил на землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Так ступа с самого начала приобрела полусферическую форму. Полусфера в буддизме – это символ неба, бесконечности и отчасти означает самого Будду. Центральный шест ступы – означает ось Вселенной, соединяющий Небо и Землю, символ Мирового Древа Жизни. “Зонты” на конце шеста – ступени восхождения к буддийским истинам, также считаются символом власти. Слайд 7

Одна из самых древних сохранившихся ступ, сооруженных при Маурьях – ступа в Санчи (около 250 г. до н.э.). Позже она была перестроена и чуть увеличена в размерах. Полусферический купол ступы покоится на круглом основании с террасой, служившей для ритуального обхода. Купол надстроен каменным кубом с квадратной оградой. Саму ступу также окружает массивная ограда. По 4 сторонам света в ней сделаны ворота, украшенные рельефами. (Слайд 8)

В I в. до н.э. в культовой архитектуре Индии появились пещерные храмы – чайтьи. (Слайд 9) Важнейшей деталью фасада пещеры является огромное подковообразное окно, которое служит главным источником света в храме. Обычно в пещеру ведут три входа, дающие начало коридорам, символизирующим путь Будды. Центральный коридор отделён от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В этом архитектурном пространстве, оживлённом скульптурой, создаётся необычный эффект игры света и тени. (Слайд 10)

  1. Средневековая индия (VI-XVIII вв.)

Долгое время Индия не страдала от иноземных вторжений. В правлении Гуптов (320г.-VI в.) переживали расцвет наука, философия, литература. Были записаны древние устные трактаты по различным областям знаний. Индия славилась буддийскими университетами в Таксиле, Аджанте. Правители династии Гуптов покровительствовали буддизму, но сами были приверженцами индуизма.

В эпоху Гуптов развивалось пещерное зодчество. Образцом великолепного единства архитектуры, скульптуры и живописи является пещерный комплекс в Аджанте (IV – VII вв.). (Слайд 11)

В VI столетии, страна распалась на небольшие государства, правители которых в политике опирались не только на военную силу, но и на религию индуизма. Пантеон этой религии очень обширен. В средневековье возводились храмы главным индуистским богам – Шиве, Вишну и Брахме, составляющим Тримурти (Тримурти – тройственый союз, триединство основных богов индуизма Брахмы, Вишну и Шивы. Брахма – творец мира, Вишну – Бог – охранитель, Шива – Бог – разрушитель).

Комплекс пещерных храмов Эллоры расположен в индийском штате Махараштра, неподалеку от Аджанты, и состоит из 34 храмов, создававшихся на протяжении VIII-IX веков. Двенадцать из них являются буддийскими, два - джайнскими, а остальные индуистскими. К индуистской части ансамбля относится и огромный скальный храм Кайласанатха. Несомненно влияние на Эллору более ранних пещерных храмов Аджанты. Но природные особенности и веяния нового времени привели к созданию в Эллоре совершенно самобытного памятника, где главную роль стала играть каменная скульптура. Пещерные залы Эллоры, созданные в начале VIII века, значительно отличаются от Аджанты своими размерами и более сложным планом. (Слайд 12)

Центральным сооружением Эллоры является огромный скальный храм Кайласанатха. Необычна сама идея подобного сказочного здания, возвышающегося среди окружающих его пещерных храмов. По своей мощи и величине храм совершенно уникален, и сравнить его можно разве что со скальными храмами Древнего Египта - Абу-Симбелом и храмом царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Величественный и неповторимый храм Кайласанатха высечен целиком, подобно скульптуре, из монолитной скалы, изолированной от склонов окружающих Эллору невысоких гор тремя глубокими, до 30 м глубиной, расселинами. Этот скальный массив обтесывался сверху донизу без применения строительных лесов. Первоначально весь храм был покрыт белой штукатуркой и назывался Ранга Махал - «окрашенный дворец». Его белоснежный силуэт ярким пятном выделялся на фоне скал.

Храм Кайласанатха вырубался в скале очень долго. Его начали при правителе Дантидурге из династии Раштракутов, а закончили при Кришнарадже I. Храм возвышается посредине вырубленного из скалы двора площадью 58 × 51 м и более чем на 33 м уходящего в глубь скалы. Площадь храма составляет 55 × 36 м. (Слайд 13)

Позднее средневековье (раннеисламский период)

Искусство Индии Исламской эпохи можно разделить на раннеисламский период (XI – I пол. XVI вв.) и период правления династии Великих Моголов (II пол. XVI – XVIII вв.).

В раннеисламский период в Индии появились основные типы культовых сооружений мусульман – в первую очередь мечети, минареты, медресе, мавзолеи и т. В конце XII столетия в Северную Индию вторглись войска мусульманского полководца Мухаммеда Гури, сломившего сопротивление разобщенных индийских княжеств. В результате к началу XIII века на всей территории Северной Индии образовалось единое мусульманское государство - Делийский султанат, а ислам стал новой религией Индии. Среди мусульманских сооружений, относящихся к эпохе Делийского султаната, выдающееся место принадлежит ансамблю мечети Кувват уль-Ислам с минаретом Кутб Минар в Дели, созданному в первой трети XIII столетия. (Слайд 14) Это первый по величине и важности мусульманский архитектурный комплекс в Дели. Минареты, столь привычные в культовом зодчестве арабских стран, в мечетях на территории Индии часто отсутствуют. Еще одна важная особенность архитектуры раннеисламского периода – её органичная вписанность в окружающую природу. Это качество издревле было присуще индийским архитектурно – скульптурным ансамблям Минарет Кутб Минар является одним из самых больших минаретов Востока. По своей монументальности и величественности архитектурного образа Кутб Минар относится к лучшим достижениям индийского зодчества. Первые европейцы, увидевшие Кутб Минар, сравнивали его красоту с колокольней собора во Флоренции работы великого Джотто. Кутб Минар сложен из красного песчаника, который над третьим ярусом перемежается полосами из белого мрамора. Такое сочетание красного и белого характерно для всего исламского периода развития индийского искусства.

Выдающимся памятником архитектуры Индии является мавзолей Тадж – Махал в Агре, построенный Шахом – Джаханом (а это был один из преемников Акбара) в память о любимой жене Мумтаз-Махал. (Слайд 15)

Тадж – Махал (сообщение ученика).

Тадж-Махал, воспетый поэтами символ любви Шаха Джахана к жене.

Мумтаз-Махал, единственная из жен сопровождала его даже в далеких военных походах, стойко перенося все тяготы вместе с мужем, единственный человек, которому он полностью доверял и даже советовался!

Шах был на грани самоубийства. Его голова навсегда скорбно опустилась, волосы поседели.

Через полгода вдовец перевез тело в Агру, где он решил воздвигнуть мавзолей, по красоте достойный его любимой женщины, а по величию – силы их чувств.

Здание строилось 22 года, на строительство собрали со всей страны больше двадцати тысяч человек.

Учитель. Главный архитектор, ширазский Устад Иса Кхан получил неограниченные полномочия, и он их оправдал. Мрамор привозили за 300 километров из уникальной раджпутанской каменоломни. По легенде, к строительству были привлечены иностранные архитекторы – венецианец и француз, но их подлинные имена не дошли до нас.

Скорее всего, их вклад – это роскошный парк, который ведет к мавзолею.

А сейчас выполните задание в тетради: анализ архитектурного сооружения. Приложение2.

В 7-8 вв. в Индии продолжают возводиться грандиозные пещерные храмы, крупнейшими из которых были поздние пещеры Аджанты (7 в.), храм Шивы на острове Элефанта (7 в.) и храм Кайласанатха в Элуре (8 в.). Эти огромные комплексы, связанные с новыми веяниями средневековья, уже не соответствовали своим буддийским прообразам, в основе которых лежала идея отшельничества и уединенной жизни Будды. Мощь и размах брахманских повествовательных сцен требовали больших просторов, чем могли позволить пространства древних пещер. Поэтому планы чайтий и вихар расширяются, а храмовая скульптура приобретает ведущее начало. (Слайды 16; 17; 18) Примером может служить статуя Сидящего Будды. Будда изображен на львином троне в позе лотоса, на нём монашеское одеяние, прическа - в виде спиралевидной раковины; круглый знак между бровями – знак просветления.) В это время складывается эталон женской красоты. Скульптуры женщин уподоблены традиционному для Индии изображению богини плодородия – это тонкая талия и подчеркнуто округлые бедра и бюст. В I – IV в. н.э. в изобразительном искусстве Индии произошли значительные перемены. В изобразительном искусстве Будду стали представлять в облике человека, а не в виде символов.

Самобытное искусство различных регионов Древней Индии, развиваясь, положило начало художественным традициям следующего периода - искусства империи Гуптов (IV – VI вв.).

Примером может служить скульптура Танцующего Шивы. (Слайд 19) Иногда Шива именуется Космическим Танцором, т.к. его разрушительная энергия реализуется во время танца: исполняя его, Бог уничтожает во Вселенной всё старое и одновременно открывает новый цикл жизни. Шива изображался стоящим на одной, чуть согнутой в колене правой ноге. Его левая нога грациозно выставлена вперед в танцевальном па. У Шивы 4 руки, жест каждой из них имеет определенный смысл. Бог может держать в руке священный предмет: например барабанчик – символ космического ритма. Голову Шивы украшает корона с черепом – знак победы над смертью. Фигура бога обычно заключена в бронзовый ореол с язычками пламени, олицетворяющего Вселенную, в которой танцует Великий Бог – разрушитель и созидатель.

Распространение в Индии буддизма «великой колесницы» способствовало появлению обширного пантеона святых бодхисатв. Массовые находки терракотовых статуэток говорят о широком спросе на произведения искусства, связанного с буддизмом (Слайд20)

В индийской пластике сформировалась система мудр , когда определенные этапы священного пути Будды выражали через специфическое положение рук, ладоней и пальцев. Выделяются три основные школы буддийской скульптуры:

Гандхара - образ Будды имеет эллинистические черты

Матхура – чисто индийская трактовка, будда сидит на троне, который

Поддерживает 3 льва, поднятая правая рука - одобрение

Амаравати - образ Будды в скульптурном рельефе, на облицовочных плитах

Ступы. (Слайд 21)

Учитель . (Слайд 22) Скальные ансамбли Аджанты славятся прежде всего своей живописью. Этот вид изобразительного искусства известен в Индии с начала I тысячелетия до н.э. Однако, поскольку под действием влажного климата живописный слой быстро разрушается, пещерные храмы Аржанты являются едва ли не единственным сохранившимся памятником, по которому можно судить о росписях Гуптской эпохи. Стенопись Аджанты относится к IV – VII в., поэтому росписи, выполненные в эпоху Гуптов, входят в неё только как составная часть. Живопись сохранилась лишь в 16 пещерах. Здесь расписывались потолки, стены и даже колонны. Росписи пещер сложны по содержанию, в композициях много персонажей, но нет и намека на передачу перспективы, объёмы фигур чуть намечены. Линия, цвет и ритм составляют основу всего живописного ансамбля. Разнообразие красок не велико, но их богатые сочетания и контрасты вызывают необычные эмоциональные ощущения. Краски на росписях как будто светятся в темноте. Возникает чувство, что земное и небесное гармонично соединились в этом храме.

В Гуптской художественной культуре буддийское искусство пережило свой последний расцвет, надолго уступив место изображению богов индуизма. (Слайд 23)

В эпоху Великих Моголов достигла расцвета индийская миниатюра. (Слайд 24) В представлении индийца люди, животные, растения и даже высшие божества всегда связаны между собой неразрывными узами. Любовь к природе, преклонение перед её мощью и изобилием, жизнь, торжествующая во всех проявлениях, - вот основная тема индийского искусства

Художник наносил рисунок легко, четко, стараясь не упустить ни одной детали. При этом каждый элемент картины, обведенный тонким четким контуром, имел свое цветовое решение. Это придавало миниатюре особую утонченность. (Слайд 25)

Период исламского искусства Индии с его уникальными образцами художественного творчества, в которых соединились две традиции – мусульманская и индийская, показывает, как могут сосуществовать на одной территории, в рамках одного произведения искусства две разные культуры.

Этой эпохой завершилось поступательное развитие индийской культуры: в XVIII веке оно было прервано вторжением западной цивилизации.

  1. Музыкальное и театральное искусство Индии.

В художественной культуре Индии немалую роль играла музыка.

(Слайд 26)

Она вносила успокоение в суету обыденной жизни, придавала поэтичность религиозным обрядам и труду. Знание музыки считалось обязательным для благородного человека. Недаром древняя индийская пословица гласит: «Человек, незнающий ни музыки, ни литературы, ни другого искусства, - это только животное, пусть даже без хвоста и рогов».

Традиции индийской классической музыки передаются изустно, непосредственно от учителя к ученику, а не при помощи нотного письма. Основа индийской музыки рага - мелодическая форма, в рамках которой импровизирует музыкант. Рага в переводе с санскрита означает «страсть. Цвет и привязанность», нечто, способное «окрасить сердца людей».

Обнаруженная в древних руинах Мохенджодаро хрупкая фигура танцующей девушки - самое раннее произведение индийского искусства на тему танца.

Основными стилями классического танца являются бхаратнатьям, катхакали, катхак и манипури.

Из всех видов классического танца в Индии бхаратнатьям считается древнейшим в силу того, что он в наибольшей степени соответствует древним текстам о танце. Религиозный по духу танец исполняется одной танцовщицей. Он отличается весьма стилизованной и сложной техникой. (Слайд 27)

Катхакали - важнейшее направление индийской танцевальной драмы. Представление обычно длится всю ночь. Сюжеты танца в основном взяты из эпических повествований "Рамаяна" и "Махабхарата".

В отличие от предыдущих танцевальных стилей катхак распространен на Севере Индии, и исполняют его как мужчины так и женщины. В современном виде он соединяет в себе два направления - религиозное и светское.

Стиль манипури - форма лирического танца Восточной Индии. Главным в манипуре являются танцы рас четырех основных видов. Все они посвящены Кришне и исполняются только женщинами в ярких расцвеченных блестками костюмах. (Слайд 28)

Театральное искусство Индии восходит к глубокой древности. (Слайд29) Миф о происхождении театра излагается в первой главе «Натьяшастры» - старейшего в мире трактата, подлинной энциклопедии театрального и танцевального искусства. Он приписывается мудрецу по имени Бхарата. Согласно легенде, бог войны Индра попросил создателя Бхарму придумать развлечение, которое понравилось бы всем людям. Брахма погрузился в медитацию и извлек из четырех «Вед» декламацию, пение, игру и эстетику. Бхарма научил секретам искусства Бхарату и повелел ему беречь и утверждать искусство на земле. Бхарма сформулировал главные задачи театрального представления: поучать и развлекать. (Слайд 30)

Характерной особенностью индийского спектакля является единство музыки, пения и танца.

6. Закрепление новой темы урока.

Урок наш подходит к концу, и в качестве обобщения темы нашего урока, предлагаю вам ответить на вопросы (тест, презентация 2 ) .

Друзья, что нового вы узнали на нашем уроке?

Какое впечатление у вас осталось от урока? (ответы учеников).

- Наш урок окончен, до свидания.

Предварительный просмотр:

Раздел IV «Культура Востока». Тема «Индия»

Определите с какой религией связаны следующие произведения искусства:

Буддизм-

Индуизм –

Ислам -

Определите соответствие и укажите номера:

Тадж Махал-

Книжная миниатюра-

Храм Кандарья -

Храм Кайласанатха-

Пещерные храмы Аджанты-

Колонна Ашоки-

Ступа в Санчи-

Статуя Будды-

Статуя Шивы-

Предварительный просмотр:

Памятка анализа произведений архитектуры:

1.Что известно об истории создания архитектурного сооружения и его авторе;

2. Как называется и где находится памятник;

3.К какому времени относится его создание;

4. Назначение сооружения;

5. Описание архитектурных деталей, стиль памятника;

6. Какое впечатление оказало произведение на Вас?

Перед вами текст попробуйте найти ответы на вопросы.

Это памятник индийской архитектуры, и великой любви султана Шах - Джахана и его жены Мумтаз - Махал. Построен около 1630 -1652 годах на берегу реки Джамна, в городе Агра, ширазским архитектором Устад Иса Кхан.

Это 5-купольное сооружение высотой 74 метра на платформе, с 4 минаретами по углам. Стены выложены белым мрамором с инкрустацией из самоцветов. К Тадж - Махалу примыкает сад с фонтанами и бассейном.

К самому сердцу ведет лестница. Беломраморная пена стен украшена искуснейшими мозаиками из тысяч драгоценных и полудрагоценных камней. Сплетенные в изысканный орнамент стебли растений и вязь арабских букв, выложенных черным мрамором. Четырнадцать сур из Корана – традиционное украшение для мусульманской архитектура венчают своды арок над окнами. В центре – резная мраморная ширма, за которой видны две ложные гробницы, или кенотафы, сами же склепы – под полом. На стенах – гирлянды неувядающих каменных цветов, вечным ковром покрывающих пол и стены.

1.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Разминка «Шедевры архитектуры» ЗАДАНИЕ: 1.Назовите памятники архитектуры. 2.Какой эпохе они принадлежат?

Собор Святой Софии в Кеве.11в.

Собор Святой Софии в Новгороде Великом. 11в.

Пизанский собор. 11 -12вв. Италия

Собор Нотр – Дам. 13-14 вв. Париж, Франция

Собор в Кёльне.13-14вв. Германия

Собор Реймсе. 13 -15в. Франция

Собор в Амьене.13 -15в. Франция

Собор Святой Анны. 15в. Вильнюс, Литва

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

… Любовь к природе, преклонение перед её мощью и изобилием, жизнь, торжествующая во всех проявлениях, - вот основная тема индийского искусства. Искусство Индии

Во II тысячилетии до н.э. в долинах Инда и Ганга начали расселятся индоевропейские племена ариев, которые вторглись в Индию с севера – запада. Сведения о культуре ариев дошли до нас благодаря ведам (знание) – священным текстам, написанным на межплеменном языке – санскрите. Арии принесли в Индию свою религию. Ригведа – текст этой книги стал бесценным источником сведений о религии и мифологии арийских племен. Главными божествами были Сурья – бог Солнца, Индра – повелитель грозы и грома,Агни – бог огня, Сома – бог луны. Обряды совершались под открытым небом, а жертвоприношения на временных алтарях. Инд и Ганг

Бог Брахма разделил людей на касты определив их занятия, права и обязанности. Положение каждой касты определялось её происхождением, д аже цвет одежды к аждой касте подобрал особый. Из своих уст Брахма создал касту жрецов-брахманов. Поэтому только брахман может говорить от имени бога. Из рук своих Брахма создал воинов – кшатрии Из бёдер были созданы земледельцы -вайшли Из ног, запачканных в грязи, Брахма создал касту слуг - шудры Особенно тяжёлым и унизительным было положение неприкасаемых, не входящих ни в одну из каст. В роли верховного божества в позднведийский период выступает Параджпати-бог – творец, бог – отец, но со временем его сменяет Брахма – он устанавливает на земле дхарму – священный закон. Религиозные обряды и обычаи, сословное деление общества, права и обязанности 4 варн, институт брака. Этот период не оставил материальных памятников, но описание о древних династиях и г осударствах рассказывается в древних эпосах «Махабхарат» и «Рамаяна»

Буддизм – мировая религия Основу данного учения составляют «четыре возвышенные истины»: Все есть страдание; Страдание имеет причину; Страдания могут быть устранены; Существует путь, который ведет к устранению страданий. Будда – основатель религии буддизма. Буддизм распространился по всему миру. И до сих пор во многих странах живут последователи Будды. Есть они и в России В V в. до н.э. в Индии возникла новая религия- буддизм

Архитектура Хараппская цивилизация Древнейшая индийская цивилизация возникла в бассейне Инда в III тыс. до н.э. о высоком развитии говорит строгая планировка городов, наличие письменности и произведений искусства Мохенджо – Даро. Раскопки. I II - II тысс. до н.э. Индия.

В 321 г. до н.э. в Индии возникло первое объединенное государство – империя Маурьев. своего расцвета культура достигла во времена правления царя Ашоки (268-232 гг. до н.э.) Стамбхи – монолитные столбы. Завершенные фигурой животного, которые воздвигали в местах связанных с историей буддизма. Капитель высотою 2,14 м сохранилась от стамбхи в Сарнатхе. Она представляет собой лотос с 4 полуфигурами львов. В настоящее время изображение этой капители является государственным гербом республики Индии Колонны Ашоки Львиная капитель стамбхи в Сарнатхе. Сер. III в. до н.э.

Ступа – расположенная в уединенном живописном месте, как нельзя лучше соответствовала созерцательной жизни буддийских монахов. Ступа - буддийские мемориальные и погребальные памятники. Служили для хранения реликвий самого Будды. Древние постройки Санчи Полусферический купол ступы покоится на круглом основании с террасой, служившей для ритуального обхода. Купол надстроен каменным кубом с квадратной оградой. Саму ступу окружает массивная ограда. По 4 сторонам света в ней сделаны ворота, украшенные рельефами.

Ступа обнесена оградой с четырьмя резными каменными воротами с изображением сюжетов из жизни Будды. На всех воротах присутствуют изображения слонов – кариатид. Здесь представлены реальный мир и фантастический.

Пещерные храмы Для буддийской архитектуры характерны пещерные храмы, они символизировали отшельническую жизнь Будды в пещере. часть пещеры была храм – чайтья, а большинство монастырские кельи – вихара. Пещера Ломас Риши в Бодх-Гаи - овальное святилище и прямоугольный зал - была высечена при царе Ашоке (около 250 г. до н.э.) Стены храма тщательно отполированы. Его фасад и план послужили образцами для более поздних культовых построек I в. н. э.

Одним из древнейших видов буддийской архитектур являются чайтьи (пещерные храмы для моления), вырубавшиеся в глубоких недрах скалистых гор. Чайтья в Карли – самый большой пещерный храм культовой архитектуры I в. до н.э. – III в. н.э. он расположен на глубине 40 м. красивые мощные колонны, по 15 в ряд. Делят зал на центральный неф и два боковых крыла. С особой тщательностью украшен вход в чайтью. Он обрамлен огромной килевидной аркой,окруженной более мелкими арочками. Солнечный свет проникает в полутемную залу через окно, напоминающую розетку готического собора

Образцом великолепного единства архитектуры, скульптуры и живописи является пещерный комплекс в Аджанте (IV – VII вв.)

Архитектурный шедевр мирового значения, вершина скального зодчества Индии храм Кайласанатха (Шивы) в Эллоре (725-755гг.). Он высечен, подобно статуе, из сплошной массы скалы и символизирует вершину горы, на которой, по легенде, жил Шива.

Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. В храме три части– святилище, зал для молящихся и вестибюль. Каждая из частей завершается башней. Напоминающей горную вершину. Устремленность в поднебесье усилена скульптурными украшениями.

Минарет Кутб Минар является одним из самых больших минаретов Востока. Портал соборной мечети в Дели. XVII век.

Выдающимся памятником архитектуры Индии является мавзолей Тадж – Махал в Агре, построенный Шахом – Джаханом в память о любимой жене Мумтаз-Махал. ТАДЖ - МАХАЛ

Изобразительное искусство известно по найденным археологами печатям-амулетам, а также статуэткам из меди, камня и обожженной глины еще хараппской эпохи. На квадратной печати изображен трехглавый зверь, сочетающий в себе черты трех важных культовых животных - быка, единорога и антилопы. Животное могло символизировать то или иное божество, либо обозначать природную стихию или время года Единорог II тыс. до Р.Х. Рельеф с печати из Мохенджо-Даро Статуя жреца из Мохенджо-Даро III-II тыс. до Р. Х. Стеатит. высота 17,5 см Национальный музей Пакистана, Караччи Скульптура

Храмы украшены рельефами, являющимися великолепными образцами храмовой скульптуры

В скульптуре складывается эталон женской и мужской красоты. Пары изображенные на фасаде чайтьи олицетворяют два идеала красоты и два начала в природе - мужское и женское, их соединение - Рождает всё живое на земле.

В скульптуре VIII в. наметились черты нового стиля, воплощающего индуистское вероучение. Индуизм – учение о перевоплощении душ,обусловленное предыдущими поступками, добродетельными или дурными. Верховные божества индуизма - Брахма (Творец мира), Вишну (Бог - охранитель) и Шива (Бог - разрушитель)

Распространение в Индии буддизма «великой колесницы» способствовало появлению обширного пантеона святых бодхисатв. Массовые находки терракотовых статуэток говорят о широком спросе на произведения искусства, связанного с буддизмом Кей Кобад шах. Головка терракотовой статуэтки Около 1 в. до н. э. 1 в. н. э. Терракотовые статуэтки I -VI вв н. э. Самарканд и его окрестности Терракотовые статуэтки Богини матери Иран нач. 1 тыс. до н. э.

В индийской пластике сформировалась система мудр, когда определенные этапы священного пути Будды выражали через специфическое положение рук, ладоней и пальцев. Выделяются три основные школы буддийской скульптуры: Гандхара - образ Будды имеет эллинистические черты Матхура – чисто индийская трактовка, будда сидит на троне, который поддерживает 3 льва, поднятая правая рука - одобрение Амаравати - образ Будды в скульптурном рельефе, на облицовочных плитах ступы Статуя Будды из Хоти - Мардана Статуя Будды из Тахт – и - Бахи Стела Будды из Катры Статуя Будды из Матхура

Скальные ансамбли Аджанты славятся прежде всего своей живописью. Расписывались потолки, стены, колоны. В композиции много персонажей, объемы фигур чуть намечены. Линия, цвет и ритм составляют основу всего живописного ансамбля. Изобразительное искусство Индра - раджа богов с небесными служанками. Роспись из пещеры Аджанты

Фрески Апсара – небесная танцовщица VI в. Юноша с цветком лотоса II-VII вв. В Гуптской художественной культуре буддийское искусство пережило свой последний расцвет, надолго уступив место изображению богов индуизма.

Фаррух Бек (род. 1547 г, - ум. после 1615 г) - начав с традиционной персидской живописи, этот мастер со временем выработал свою индивидуальную манеру, которая довольно отчетливо выделяет его среди художников Персии и Индии. В эпоху Великих Моголов достигла расцвета индийская миниатюра. Художник наносил рисунок легко, четко, стараясь не упустить ни одно детали. В представлении индийца люди, животные, растения и даже высшие божества всегда связаны между собой неразрывными узами. Мансур, прозванный «устад» - «мастер» (? - после 1621) - индийский художник, представитель могольской школы,специализировавшийся на изображении животных.

Произведения индийских художников книжной миниатюры отличаются богатством оттенков, чёткостью рисунка, утончённостью художественного вкуса. Каждый элемент картины, обведенный тонким четким контуром, имел свое цветовое решение. Это придавало миниатюре особую утонченность. Художники писали яичными красками и наносили их очень тоненькой кисточкой, золотые и серебряные краски добавляли в самом конце, используя коготок медведя или тигра.

Культура Индии не только вобрала в себя достижения других культур, но и сама внесла не меньший вклад в мировую культуру. В основе искусства Индии лежит идея единства мирового процесса и вечной жизни. Все формы древнеиндийского художественного творчества выражают стремление вырваться за пределы обыденной человеческой жизни и, пройдя через соответствующие этапы, достичь духовной просветленности. Индийское искусство - наглядное воплощение этой главной темы. Индийское искусство представлено всеми видами – от пышной архитектуры, оригинальной пластики и живописи до блистательной поэзии, музыки и танца Выводы:

Основная литература: 1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10 класс. М.:Дрофа, 2007. Литература для дополнительного чтения: 1. Галеркина О.И.История искусства зарубежных стран. М. Изо.иск.1982. 2. Искусство стран Востока: книга для учащихся старших классов/ Под ред. Р.С.Василевского. М., 1986. 3. Каптерева Т.П., Виноградова Н.А. Искусство средневекового Востока. М., 1989. 4. Тюляев С.И. Искусство Индии. М.,1988. 5. Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7. М.,1997.

Выполните тестовые задания: К каждому вопросу дано несколько вариантов ответов. Верные по Вашему мнению ответы, необходимо отметить (подчеркнуть или поставить знак «плюс»). За каждый правильный ответ Вы получаете по одному баллу. Максимальная сумма баллов составляет – 26. Сумма набранных баллов от 24 до 26 соответствует зачету. 1. Для освещения пещер при строительстве буддийских храмов в Индии использовали: А. систему зеркал; Б. факела; В. световые колодцы. 2. В какой последовательности в культуре средневековой Индии главенствовали религии (расположи по порядку, начиная с самой ранней): А. индуизм; Б. ислам; В. буддизм.

3.Какая религия главенствовала в индийской культуре в V – VI в до н.э.: А. индуизм; Б. ислам; В. христианство; В. буддизм. 4. Из перечисленных построек выберите которые относятся к буддийской культуре: А. павильоны. Б. ступа; В. чайтья; Г. пещерные храмы и монастыри; 5. Буддийские монастыри строились: А. в центре шумных городов; Б. по краям проезжих дорог; В. на вершинах гор, в труднодоступных местах 6. Какие 3 мировые религии легли в основу средневековой индийской культуры: А. буддизм; Б. христианство; В. ислам; Г. индуизм.

7.В каком веке в культуре Индии распространился буддизм? А. с VII в; Б. с V в до н.э. В. с VIII века; 8. Основная особенность индийской храмовой архитектуры: А. обилие скульптуры снаружи храма; Б. обилие живописи снаружи храма; В. обилие света внутри храма 9. Установите правильное соответствие: А. ступа в Санчи Б. храмовый комплекс в Аджанте В. Стамбхи Ашоки Г. храм Кайласанатха 1 2 3 4

10. Определите с какой религией связаны следующие произведения искусства: А. индуизм Б. буддизм В. ислам 1 2 3 4 5 6 7 8


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Респу́блика И́ндия - государство в Южной Азии. Индия занимает седьмое место в мире по площади, второе место по численности населения. Индия граничит с Пакистаном на западе, с Китаем, Непалом и Бутаном на северо-востоке, с Бангладеш и Мьянмой на востоке. Кроме того, Индия имеет морские границы с Мальдивами на юго-западе, со Шри-Ланкой на юге и с Индонезией на юго-востоке.

Индия - одна из самых прекрасных стран мира. Пожалуй, никакая страна не может сравниться с ее богатейшей культурой, ее обычаями. Индия не похожа ни на одну из азиатских стран и уж тем более ни на одну европейскую страну, она очень индивидуальна, - и в этом ее красота. К сожалению, в экономическом плане Индия не слишком развита и относится к классу развивающихся стран.

История Древней Индии распадается на два больших периода: Первый - это время хараппской цивилизации, сложившейся в долине реки Инд (2500-1800 до н.э.). Второй период - арийский - охватывает всю последующую индийскую историю и связан с приходом и расселением арийских племен в долинах рек Инд и Ганг.

Хараппская цивилизация, имевшая главные центры в городах Хараппа и Мохенджо-Даро («Холм мертвых»), достигла высокого уровня развития. Об этом свидетельствуют те несколько крупных городов, которые отличались стройной планировкой и имели прекрасную водосточную систему. Хараппская цивилизация обладала своей письменностью и языком, истоки которых остаются загадкой. В художественной культуре особенно успешно развивалась мелкая пластика: небольшие статуэтки, рельефы на печатках. Яркими образцами этой пластики являются бюст жреца (18 см) из Мохенджо-Даро и торс танцующего мужчины (10 см) из Хараппы.

После заката хараппской цивилизации в долины рек Инда и Ганга приходят арийские племена. Арии были кочевниками, но. поселившись на индийской земле, стати земледельцами и скотоводами. Они смешались с местным населением и в то же время вместе с новой кровью как бы вдохнули в индийский этнос новую жизнь.

Древнеиндийская архитектура имеет некоторые особенности. Дело в том, что никакие памятники материальной культуры Древней Индии, включая архитектурные, существовавшие до III в. до н.э., не сохранились и не дошли до наших дней. Это объясняется тем. что в тот период основным строительным материалом служило дерево, которое не выдержало испытания временем. Только в III в. до н.э. в строительстве начинается использование камня, и с этого времени многие архитектурные сооружения уже сохраняются. Поскольку господствующей религией в этот период был буддизм, постольку основными памятниками являются буддийские сооружения: ступы, стамбхи, пещерные храмы.

Буддийские ступы представляют собой круглые кирпичные сооружения диаметром 36 м и высотой 16 м. По преданию, в ступах хранились реликвии Будды. Обычно ступа имеет форму полушария, покоящегося на круглом основании, вокруг которого идет тропа, доступ к которой открывается через лестницу, чем дается возможность процессиям обходить священный холм.

Самой известной из них стала «Большая ступа № 1», окруженная оградой с воротами. В Санчи такой памятник имеет каменную ограду, в которой ворота расположены так, что нескромный взгляд не может проникнуть внутрь строения.

Ступа стоит на круглом цоколе диаметром 31 м с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Так же как и платформа, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. Внутреннего помещения нет, но в толще кирпичной кладки замурованы священные останки Будды и другие реликвии, связанные с его деятельностью. Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота - в красный. Некогда весь комплекс святилища окружали деревянные монастырские строения, но до наших дней они не сохранились.

Вокруг ступы тянется массивная каменная ограда, лишенная всяких украшений. По четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде устроены ворота, богато украшенные скульптурой. Через ворота входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы. Ворота ограды Большой Ступы - выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры.

Схема ворот проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Столбы и перекладины покрыты разнообразными рельефными и скульптурными изображениями и создают эффект зрительного контраста на фоне гладкой поверхности ступы, лишенной украшений. Ворота святилища в Санчи - сборник религиозных, исторических и бытовых сцен, народных преданий и легенд о Будде. Основные темы рельефов - жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма - колесо, дерево, лотос.

Фрагменты скульптур святилища в Санчи, в частности торс якшини с южных ворот, сегодня можно видеть в Бостонском музее (США). А сам комплекс Большой Ступы в Санчи является одним из выдающихся историко-культурных памятников Индии, включенных в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.

Стамбхи - это монолитные столбы-колонны высотой около 15 м, наверху которых установлена фигура священного животного, а поверхность покрыта надписями буддийского содержания. Стамбхи могли возводиться в честь богов - Вишну, Шивы, Лакшми, Гаруды и других; различали также мемориальные и пограничные стамбхи.

Пещерные храмы обычно входили в комплекс построек вместе с монастырями. Самым знаменитым храмом является комплекс в Ад- жанте, объединяющий 29 пещер. Этот храм интересен также тем, что в нем сохранились прекрасные образцы древнеиндийской живописи.

Комплекс подземных буддийских храмов Аджанты создавался на протяжении нескольких столетий, в 200-650 годах. Он представляет собой череду пещер, высеченных в скалах и соединенных широкой тропой. В пяти пещерах расположены храмы (вихары), в остальных двадцати четырех - монашеские кельи (чайтьи). Типичный пещерный храм Аджанты состоит из большого квадратного зала с маленькими кельями, расположенными вокруг него Потолки пещер поддерживают резные или покрытые росписями колонны, резные колонны украшают и входы в пещеры.

Аджанту прославили ее замечательные росписи. Они сохранились до наших дней только благодаря уединенности и отдаленности храмового комплекса. Это позволило уникальным произведениям живописи избежать разрушений, которым подвергались древние храмы со стороны религиозных фанатиков. Но другим врагом росписей стали время и климат. В результате только в тринадцати из двадцати девяти пещер сохранились фрагменты древней живописи.

Росписи Аджанты - своеобразная энциклопедия жизни Индии на протяжении целого исторического периода - V-VII веков. Большинство из них представляют собой иллюстрации к буддийским легендам. Росписи Аджанты создавались на протяжении нескольких столетий многими поколениями мастеров Объемы росписей просто поражают: так, только в одном из подземных залов живопись занимает более тысячи квадратных метров, причем расписаны не только стены, но и колонны, и потолки. И так было во всех двадцати девяти пещерах.

Индийские мастера как будто стремились перенести в тесный мир подземелий все богатство и разнообразие внешнего мира. Они щедро расписывали стены и потолки пещер изображениями деревьев, животных и людей, стремясь заполнить живописью каждый сантиметр поверхности.


 
Статьи по теме:
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме
Гадание на кофейной гуще: Женщина (Дама) — Значение
Беременность является абсолютно не похожим на другие состояния, в котором женщина, ввиду гормональных и других серьезных изменений, становится чувствительной, поддается сомнениям и переживаниям. На фоне таких процессов вопрос: можно ли гадать беременным